Ораниенбаум где находится. Ломоносов — главные достопримечательности и интересные места

Среди загородных резиденций, расположенных в пригородах Северной Пальмиры, выделяется Ораниенбаум. Достопримечательности его вошли в художественный комплекс, созданный вдохновенным трудом известных зодчих, талантливых умельцев, живописцев и мастеров декоративно-прикладного искусства XVIII столетия и занимающий особое место в истории русской и мировой культуры.

Ораниенбаум

В 1707 году земли вблизи впадения в Финский залив реки Карасты были пожалованы Петром I (императором) своему сподвижнику Александру Меньшикову, бывшему в то время губернатором Ингерманландии, отошедшей к Российской империи по окончании Северной войны. По приказу фаворита императора на прибрежном участке напротив архитекторами Г. Шеделем и Д. Фонтана был возведен Большой дворец, практически не уступающий своим великолепием дворцу император в Петергофе. Здесь же был спроектирован Нижний регулярный сад - один из первых в России. Вокруг загородной резиденции Александра Меньшикова, названой им Ораниенбаум, возникла одноименная придворцовая слобода.

Происхождение необычного названия пытаются объяснять разными версиями. Одна из легенд гласит, что здесь во время фаворита Петра I располагалась померанцевая оранжерея (Oranienbaum в переводе с немецкого - померанцевое дерево). На террасах и открытых лестницах Большого дворца в летнее время выставляли в кадках диковинку для Севера - вечнозеленые растения рода цитрусовых.

История резиденции

За свою историю, насчитывающую уже более 300 лет, резиденция сменила немало хозяев, а поселение получило статус города.

В 1743 году резиденция была передана в подарок Петру III, взошедшему на престол в 1761 году. После 1762 года для Екатерины II строится дворец в Ораниенбауме, вошедшийв комплекс "Собственная дача". Постройки его зданий стали единственными образцами архитектурного стиля рококо, представленного в России.

С 1796 года загородная резиденция была собственностью императорской семьи и передавалась следующим поколениям. Перед революцией ее последними владельцами значились герцоги Мекленбург-Стрелицкие.

После событий 1917 года часть зданий историко-архитектурного памятника были переданы основанному на территории Ораниенбаума Лесному техникуму. В некоторых дворцах, в частности в Китайском, были открыты музеи. В 1948 году город был переименован в Ломоносов. "Ораниенбаум" (как название) сохранилось лишь за историческим комплексом.Присвоение городу имени великого русского ученого произошло не случайно. Здесь недалеко, в деревне Усть-Рудица, находилась его усадьба, и лаборатория по приготовлению цветного стекла.

В послевоенное время Ораниенбаум пришел в запустение, его серьезная реставрация началась только в конце 90-х годов.

В 2007 году уникальный комплекс был введен в состав Государственного музея-заповедника «Петергоф». Следует заметить, что в пригородах Петербурга единственным не подвергшимся разрушению в годы ВОВ и сохранившим свою историческую подлинность являлся историко-архитектурный ансамбль «Ораниенбаум», достопримечательностикоторогозавершают чередурепрезентативных резиденций Петергофской дороги.

Архитектурно-ландшафтный комплекс

Дворцы и парки Ораниенбаума составляют три художественных ансамбля, создававшихся на протяжении XVIII века.В их создании исключительную роль сыграл Манеру итальянского архитектора отличал рационализм, перемеженный консерватизмом. В Ораниенбауме его работами являются Китайский дворец, Оперный дом, Дворец Петра III и «Катальная горка».

Все парковые сооружения составляют своеобразную композицию, которая делится на Нижний сад с дворцом Меньшикова и на Верхний парк с его многочисленными памятниками истории.

Уникальные сооружения петровской эпохи

Строительство Большого дворца и создание вокруг него Нижнего парка, отличительной особенностью которого является архитектурно-художественное единство, послужило началом создания комплекса «Ораниенбаум». Достопримечательности этой части архитектурного комплекса, помимо дворца Меньшикова, включают Екатерининский корпус, Дворец Монплезир, Дворец Марли, Морской канал и красивейшие аллеи фонтанов.

Все они сохранились до нашего времени. Сам Большой Дворец, несмотря на неоднократные переделки, не сильно изменил свой внешний облик. Он всегда оставался близок своему первоначальному замыслу, что позволяет причислить его к числу уникальных возведений петровской эпохи.

Ландшафтное искусство

В ландшафтном искусстве того времени уже пытались отходить от принципов регулярной разбивки садов. При создании Верхнего парка Ринальди удалось добиться плавного перехода одной его стилистической части в другую. Талантливый мастер учел особенности живописной местности, отличающей Ораниенбаум. Парк, состоящий из Собственной дачи и Петерштадского ансамбля, объединился воедино. В нем нет строгих линий, аккуратно подстриженных крон деревьев, характерных для регулярной планировки. Зато явственно ощущается гармоничное единство, в котором слились сложные геометрические узоры аллей, площадок, водный лабиринт прудов и искусственных озер, соединенных протоками, буйство дикой природы и уникальная архитектура. Последняя представлена неповторимым сочетанием стиля рококо с элементами еще только зарождающегося классицизма.

Художественное конструирование. Синтез красоты и целесообразности

Исключительной особенностью Верхнего парка является то, что его планировка и проекты всех сооружений в нем выполнены одним архитектором. Ринальди соединило в себе магию синтеза красоты и целесообразности. Смешение разных стилей в декоре, соединение регулярного и пейзажного принципов, равноправное участие методов обоих направлений отличает Ораниенбаум, достопримечательности которого гармонично слились в единое целое с ландшафтом, поражая своей красотой и величием.

Архитектурно-художественные ансамбли парка

В глубине Верхнего парка взору открывается Китайский дворец, являющийся частью комплекса Собственной дачи. Интересно, что первоначально сооружение называли «голландским домиком». Новое наименование появилось позже и обусловлено скорее модой на «китайщину». Отделка интерьеров дворца выполнена в духе китайского и японского искусства.

В комплекс Собственной дачи входит также знаменитая беседка Пергола, состоящая из 54 пилонов и спускающейся к воде пруда каменной лестницы. Она была создана в XIX веке и является превосходным украшением садово-парковой архитектуры того времени. Пергола возведена на месте Кофейного домика, который так и не был воплощен в жизнь Ринальди.

Привлекает внимание «Катальная горка», представляющая собой грандиозное парковое сооружение. Здесь придворные развлекались катанием с ледяных горок, идущих одна за другой и составляющих в длину 532 метра. Традиционная народная забава была доступна и в летний период.

Сооружение "Каменное зало", вероятно, предназначалось для проведения концертов. В настоящее время здесь находятся интерактивный кинотеатр и выставка интерьерной и парковой скульптуры.

В Верхнем парке также можно увидеть Кавалерский корпус, Почетные ворота, павильон, именуемый «Китайской кухней».

Петровский парк

Еще одно творение Ринальди. Его планировка проводилась с участием мастера Ламберти. При его создании по принципу итальянских садов были использованы также элементы регулярного направления. Многочисленные каскады, террасы перемежаются миниатюрными павильонами, среди которых - двухэтажный Эрмитаж, Соловьева беседка, Китайский домик.

Ныне Петровский парк выполнен в пейзажном стиле. Его композиционную основу составляют река Караста, Верхний и Нижний пруды.

Как доехать в «Ораниенбаум»?

Царские резиденции в окрестностях Санкт-Петербурга включены в разнообразные экскурсионные туры. Посетить их можно и самостоятельно, если заранее узнать, как добраться.

Ораниенбаум расположен в городе Ломоносов, находящемся в 40 километрах от северной столицы. Лучше всего сюда добираться из юго-восточной части города. Так, до железнодорожной станции «Ораниенбаум» (в Ломоносове) можно доехать от станции метрополитена «Автово» на маршрутном такси К-424а, автобусе №200; от станции «Проспект Ветеранов» - на автобусе №343. От Балтийского вокзала в Ломоносов регулярно отправляются электропоезда.

Ранее из Кронштадта в музей-заповедник можно было попасть на пароме, сейчас легче добраться рейсовым автобусом №175.

Портативный путеводитель

На входе в парк расположена карта с ключевыми местами, которыми славится Ораниенбаум. Фото плана в дальнейшем поможет правильно распланировать свою экскурсию. Стоит обратить внимание на инструкцию для скачивания портативного путеводителя по парку - это электронное приложение «Парк Ораниенбаум». В нем есть план, герб, информация об истории комплекса и небольшое видео.


«Ораниенбаум» – удивительное место, знаменитое на весь мир своими уникальными архитектурно-историческими памятниками. Многие объекты чудом уцелели в военное время, поэтому все желающие могут посмотреть декор и убранство петровской эпохи в первозданном виде. Это один из самых живописных дворцово-парковых комплексов, находящихся в пригородах Санкт-Петербурга.

Достопримечательности «Ораниенбаума» были созданы руками талантливых и известных живописцев, зодчих и мастеров декоративно-прикладного искусства. Прежде чем отправиться в путешествие по прекрасным паркам и окрестностям «Ораниенбаума», стоит познакомиться с его основными достопримечательностями, а полезные рекомендации помогут быстро добраться до него и не растеряться среди разнообразия замечательных объектов.

«Ораниенбаум»: историческая справка

В 40 км от Санкт-Петербурга на побережье Финского залива располагается город Ломоносов или как его называли раньше — Ораниенбаум. Последнее название переводится с немецкого, как «апельсиновое дерево». Именно на территории этого пригорода и находится замечательный музей-заповедник, в котором хранятся шедевры 18-го столетия.

Имя М.В. Ломоносова – талантливого русского просветителя, ученого и поэта — город получил в 1948 году. Переименовали его в память о том, что рядом находилось имение ученого Усть-Рудицы, где он занимался экспериментальными работами в своих мастерских.

Освоение живописной местности начал сподвижник Петра Первого Александр Данилович Меньшиков, решивший возвести загородную резиденцию. Так появился Большой дворец, а затем и Нижний сад. Что интересно, закладка и строительные работы парка продолжались 17 лет, но сам Меньшиков не долго радовался красивым видам — вскоре после смерти своего друга императора Петра Первого он попал в немилость и отправился в ссылку, а все его имущество и недвижимость перешли в царскую казну.

Масштабные строительные работы в «Ораниенбауме» начались после того, как императрица Елизавета Петровна передала владения Петру III. Новый владелец возвел в имении дворец и крепость под названием Петерштадт.

Дальнейшим благоустройством территории занялась уже Екатерина II, которая сделала «Ораниенбаум» своей летней резиденцией. В её правление было построено множество замечательных объектов. Купцы особенно оценили выгодное расположение города рядом с царской резиденцией, а также его месторасположение на пути из Кронштадта в Петербург, поэтому на территории было построено большое количество трактиров, магазинов и доходных домов.

Поселение получило статус города только в 1780 году. Вплоть до 1917 года он являлся резиденцией царской семьи, а после революции превратился в музей.

В настоящее время «Ораниенбаумом» называется дворцово-парковый комплекс, состоящий из построек 18-го столетия, в который входят Меньшиковский дворец, Катальная горка, Нижний парк, Китайский дворец и другие объекты. На территории музея находится два парка, пять прудов, морской канал и несколько павильонов. С 1946 года музейный комплекс включен в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Достопримечательности «Ораниенбаума»

В музейный комплекс «Ораниенбаума» входят три ансамбля. Это Петерштадт, ансамбль Большого дворца и Собственная дача с павильоном Катальной горки и Китайским дворцом. Все объекты выполнены в стиле барокко и классицизма. Территория имеет условное разделение на Нижний и Верхний сад.

Интересная информация! В летнее время в «Ораниенбауме» отдыхали Некрасов, Тургенев, Толстой и даже Александр Дюма. Работали в городе и знаменитые художники: Шишкин, Левитан, Крамской и Саврасов.

Большой (Меншиковский) дворец

Меньшиковский дворец представляет собой старейшее сооружение музея-заповедника. Здание возвышается над побережьем Финского залива. Оно выполнено в соответствии со стилем петровского барокко. Постройка включает двухэтажный комплекс и примыкающие галереи с Церковным и Японским павильоном. Длина фасадной части сооружения составляет около 210 метров.

Внутреннее оформление было выполнено с помощью росписей по штукатурке, голландских и немецких изразцов, а также мрамора. Полы покрыты паркетом из ценных пород дерева, потолок декорирован лепниной и плафонами, а стены обоями из китайского шелка и кожи.

Своим роскошным и дорогим убранством в свое время Меньшиковский дворец превзошел даже дворцовый комплекс в .

В возведении колоссального строения принимали участие выдающиеся архитекторы того времени: Иоганн Браунштейн, Джованни Фонтана и Андреас Шлютер.

К сведению: Дворец закрыт для посещения по вторникам и в последнюю среду месяца. В кассе можно заказать экскурсионное обслуживание.

Картинный дом

Картинный дом был возведен по приказу императора Петра III. В этом строении располагались:

  • библиотека;
  • кунтскамера;
  • оперный зал;
  • картинная галерея.

В Картинном доме было размещено частное собрание предметов искусства. Петр III любил не только военное дело, он так же обожал живопись и музыку. Так как все картины не помещались в Меньшиковском дворце, император и решил создать это сооружение. В настоящее время в Картинном доме располагается музей, где можно увидеть произведения искусства мастеров 16-18 столетия.

К сведению: Нельзя посетить постройку в понедельник и последний месяц вторника.

Китайский дворец

Настоящим сокровищем парковой зоны в «Ораниенбауме» можно назвать Китайский дворец. Здание появилось в 18-м столетии, когда вся Европа проявляла интерес к искусству Поднебесной. Несколько залов во дворце оформлены в стиле шинуазри и с применением восточных мотивов. Работа над внешним оформлением и внутренним декором принадлежит итальянскому архитектору Антонио Ринальди. Дворец выполнен в стиле рококо, он был создан для отдыха и развлечений Екатерины II и ее приближенных.

Китайский дворец в «Ораниенбауме».

Здание состоит из следующих частей:

  1. Парадная анфилада представляет собой комплекс из Сиреневой гостиной, Большого зала, Стеклярусного кабинета, Большого и Малого китайского кабинета.
  2. В восточном крыле располагались покои князя Павла Петровича, включающие будуар, кабинет, Штофную опочивальню и Розовую гостиную.
  3. В западном крыле находились покои Екатерины II, включающие Китайскую опочивальню, Портретную, Туалетную и Камерюнгферскую.

Для декорирования залов в восточном стиле многие предметы привозились из Японии и Китая. Самым оригинальным является Стеклярусный кабинет, его украшают панно, вышитые стеклярусом.

К сведению: Дворец открыт для посещения только в летние месяцы. А выходные дни -по понедельникам и в последний вторник месяца.

Павильон «Китайская кухня»

Во время создания Китайского дворца был возведен и павильон Китайской кухни. Изначально на берегу пруда был построен Фрейленский домик, а в середине 19-го столетия архитектор Людвиг Бронштедт перестроил здание под кухню, где расположились все вспомогательные и основные службы для приготовления пищи.

В здании находились определенные помещения:

  1. В центральном зале — голландские плиты, вертела для жарки мяса и русские печи с дымоходом.
  2. В доме располагались Скатерная и Кондитерская.
  3. Буфетная и Сервисная – для подготовки посуды.
  4. Кофишенская использовалась для приготовления кофе, чая и шоколада.
  5. Ванная для мытья посуды.
  6. На втором этаже жил обслуживающий персонал.
  7. Рядом располагался винный погреб и ледник.

Дворец Петра III

Для отдыха императора был создан дворец Петра III. Он был возведен на территории Потешной крепости Петерштадт. Миниатюрный дворец построил архитектор Антонио Ринальди. Строение было выполнено в стиле рококо. На первом этаже размещались хозяйственные помещения, а на втором Картинный зал, Кабинет, Спальня, Будуар и буфетная. Внутренняя обстановка была оформлена изысканно и утонченно.

Помещения стоит рассмотреть более подробно:

  1. Главным украшением передней был паркет с рисунками Антонио Ринальди.
  2. Буфетная декорирована фарфоровыми статуэтками.
  3. В картинном зале находится более 60-ти полотен живописи.
  4. Кабинет украшает бюро тонкой работы в восточном стиле.
  5. Спальня декорирована красными оттенками. Особого внимания заслуживает бюро и необычная люстра.
  6. Будуар украшен разнообразной лепниной. На потолке изображены сюжеты из истории крепости Петерштадт.

Павильон Катальной горки

Одним из самых прекрасных сооружений «Ораниенбаума» является Катальная Горка. Строительство выполнялось по проекту Антонио Ринальди с использованием расчетов талантливого русского изобретателя и механика Андрея Константиновича Нартова. Катальные горы включали галереи и скаты. На высоте 20 метров располагалась спусковая площадка, а от нее отходили 4 ската. Катание происходило на специальных колясках в виде гондол, колесниц и зверей. Из всего огромного ансамбля сегодня можно увидеть только павильон, остальные объекты были разобраны.

Павильон Катальной горки в «Ораниенбауме».

Стоит отметить парадные комнаты павильона:

  1. Круглый зал декорирован росписью, позолотой и лепниной. Рисунки мраморного пола сочетаются с узорами купола и стен.
  2. В Фарфоровом кабинете находятся ценные фарфоровые предметы.
  3. На стенах Охотничьего кабинета развешаны панно и охотничьи атрибуты.

Павильон «Каменное зало»

В верхнем парке можно найти «Каменное зало». Это здание было выполнено в 18-ом столетии и предназначалось для проведения концертов и торжественных мероприятий.

Павильон «Каменное зало».

Позже постройку переделали под лютеранскую церковь, для чего была надстроена каменная колокольня. Но в 1967 году сооружению был возвращен первоначальный вид.

Нижний сад и Верхний Парк

Нижний парк является первым регулярным садом в России (прим.: парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции). Он располагается перед Большим дворцом. Парк выполнен в форме трапеции, его площадь составляет 4,8 гектара. В центре располагается главная аллея, по бокам которой произрастают фигуры из подстриженных кленов, елей и лип. На территории Нижнего сада были установлены три фонтана, позолоченные статуи и несколько десятков изваяний из дерева. Позже деревянные скульптуры заменили мраморные. Затем появились еще два фонтана.

Нижний сад и Верхний парк с высоты птичьего полета.

В юго-западной части от Большого дворца располагается Верхний парк, имеющий площадь 160 гектаров. На его территории находятся разнообразные аллеи, каналы, мостики и пруды. Этот парк часто называют Северной Швейцарией. Его территория делится на две части рекой Караста. Западнее русла реки раскинулся Петровский парк с крепостью Петерштадт. От крепости до наших дней остались только ворота и дворец. А восточнее русла построен ансамбль Собственная дача. В этом комплексе сохранились все павильоны.

Интересная информация! Как утверждают многие исторические источники — у Екатерины II был тяжелый характер, и она часто приказывала устранить всех неугодных. Из-за этого существует легенда, что призраки этих людей бродят по парку и иногда встречаются посетителям.

Кавалерский корпус

В Верхнем парке размещается Кавалерский корпус. Со стороны внутреннего двора находится Зверинец, где живут олени, зайцы, лисы, лани и павлины.

За строительство Кавалерского корпуса отвечал Антонио Ринальди. Это здание изначально использовалось в качестве кухонного корпуса. Строение имеет простую прямоугольную форму с внутренним двором и флигелями. В нем размещалась кухня и свита императрицы. После реконструкции в 1807 году на втором этаже поселились фрейлины, и корпус стал называться Кавалерским. В разные времена здание перестраивалось и выполняло разные функции. В 19-ом веке в нем размещался госпиталь, а в советское время — училище.

Что еще можно посмотреть в «Ораниенбауме»

Одним из самых примечательных мест в Верхнем парке является Руинный мост. После смерти Александра I усадьбой стали владеть его братья, которые продолжили дальнейшее обустройство. Через реку Карасту был перекинут трехарочный Петровский мост и двухарочный Руинный. Именно последнее сооружение стали называть «Мостом вздохов», так как с него открывались великолепные пейзажи.

Петр III был любителем охоты, поэтому недалеко от Нижнего пруда был создан парк- зверинец. Со смертью императора охотничьи забавы были заброшены. Лишь недавно зверинец полностью восстановили.

Заслуживает внимания и пергола, расположенная рядом с Китайским дворцом. Здесь же была возведена мраморная пристань и каменная лестница. Пергола состоит из 54 пилонов из камня, имеющих высоту более 2,5 метра. Сверху они соединены деревянной брусчаткой. На берегу пруда также находится великолепный цветник, внутри которого можно найти скульптуру из бронзы, которая является точной копией древнегреческой статуи. По берегам водоема расположены разные скульптуры.

Интерактивный тур по «Ораниенбауму»

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Меншиковский дворец и Верхний парк.

2. Меншиковский дворец и Нижний сад.

Как добраться в «Ораниенбаум»

Добраться до города Ломоносов можно разными способами. Рассмотрим несколько вариантов:

  1. От станций метро «Балтийская», «Проспект Ветеранов» и «Автово» в Ломоносов ходят маршрутные автобусы. Время в пути — около 50-60 минут. Маршрутки пребывают на Привокзальную площадь города. От нее до парка — 5 минут пешком. Идти нужно по улице Петербургской, а затем по Дворцовому проспекту.
  2. От станции «Балтийская» в Ломоносов отправляется электричка. Время в пути – около 1 часа.
  3. Можно приобрести экскурсию из центра Санкт-Петербурга (на Невском проспекте, возле Гостиного двора). Именно оттуда отправляются экскурсионные автобусы.
  4. Как вариант можно отправиться из Санкт-Петербурге на пароме, который идет в Кронштадт, а затем в Ломоносов.
  5. На своем автомобиле можно доехать по Кольцевой по Петергофскому шоссе.

Парк открыт каждый день с 9 утра и до 20 часов. Вход на территорию бесплатный. В музей заповедник нельзя пройти с собаками или на велосипедах.

Путешествие по парку и осмотр достопримечательностей музейного комплекса доставит массу положительных эмоций и приятных впечатлений. Предварительное знакомство с основными культурно-историческими объектами позволит составить собственный план осмотра всех интересных мест. Желаем приятного отдыха!

Ораниенба́ум (нем. Oranienbaum - «померанцевое дерево») - дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 40 км к западу от Санкт-Петербурга. Находится на территории города Ломоносова (до 1948 года - Ораниенбаум) и включает в себя дворцы и парки XVIII века.

Дворцово-парковый ансамбль входит в состав памятника Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». С 2007 года дворцы и парк находятся в ведении ГМЗ «Петергоф».

История

В начале XVIII века прилегающая к мызе Теирис местность была подарена Петром I князю А. Д. Меншикову, который начал в 1711 году строительство Большого дворца вблизи впадения реки Караста в залив. Ораниенбаум - конечная точка Петергофской дороги и место паромной переправы в Кронштадт. После опалы светлейшего князя в 1727 году Ораниенбаум был передан в ведомство Канцелярии от строений, а в 1737 году - Адмиралтейств-коллегий для устройства морского госпиталя.

В 1743-1762 годах Ораниенбаум становится резиденцией великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, для него на территории Верхнего парка была сооружена «потешная» крепость Петерштадт (1756-1762, сохранились Почётные ворота и дворец). Вокруг дворцовой усадьбы стал формироваться город, который в 1780 году получает статус уездного.

После дворцового переворота 28 июня 1762 года для императрицы Екатерины II в Ораниенбауме в Верхнем парке строится Собственная дача, постройки которой являются единственными в России примерами архитектурного стиля рококо.

С 1796 года Ораниенбаум принадлежал будущему императору Александру I, с 1831 года - его брату великому князю Михаилу Павловичу и его супруге Елене Павловне, а после ее смерти - их наследникам.

Последние владельцы Ораниенбаума перед революцией - герцоги Мекленбург-Стрелицкие (Георгий Георгиевич, похороненный на территории парка, и его младший брат Михаил Георгиевич).

После Октябрьской революции 1917 года часть зданий ансамбля (дворец Петра III, Большой Меншиковский дворец) были отданы Лесному техникуму, основанному в Ораниенбауме в 1918 году. В Китайском дворце в 1922 году открывается музей.

Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум пострадал в значительно меньшей степени, чем другие пригороды Санкт-Петербурга, поскольку здесь был развёрнут так называемый «Ораниенбаумский плацдарм». Однако ансамбль пришёл в запустение в послевоенное время, и его серьёзная реставрация началась только в конце 1990-х годов.

В настоящее время дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум имеет особую ценность как единственный пригород Петербурга, не подвергнувшийся разрушению в годы войны и сохранивший свою историческую подлинность.

Композиция паркового ансамбля

А - Нижний сад

В - Верхний парк

С - Нижний пруд

D - Красный (Верхний) пруд

E - Карпин пруд

F - Китайский пруд

G - П-образный пруд

H - Морской канал

1 - Большой (Меншиковский) дворец (1711-1727 гг., Ф. Фонтана, И. Г. Шедель, И. Браунштейн)

2 - Картинный дом (1710-е - 1730-е гг., либо 1752-1754 гг.)

3 - Нижние дома (1710-е - 1720-е гг., либо 1749-1751 гг.)

4 - ворота крепости Петерштадт (1757 г., А. Ринальди)

5 - дворец Петра III (1758-1762 гг., А. Ринальди)

6 - Каменное зало (1749-1751 гг., предположительно Б. Растрелли)

7 - Кавалерский корпус (1767 г., А. Ринальди)

8 - Китайский дворец (1762-1768 гг., А. Ринальди)

9 - павильон Катальной горки (1762-1774 гг., А. Ринальди)

10 - павильон «Китайская кухня» (1852-1853 гг., Л. Бонштедт)

11 - Пергола (1870-е гг.)

Старейшим сооружением дворцово-паркового ансамбля является Большой (Меншиковский) дворец, возведённый по проекту архитекторов Ф. Фонтана и И. Г. Шедель в 1710-1727 гг. Дворец расположен на краю естественной возвышенности и делит парк Ораниенбаума на две неравные части - это Нижний сад, имеющий регулярную планировку, и пейзажный Верхний парк.

Верхний парк делится опять же на две части - это Петровский парк, на территории которого находилась потешная крепость Петерштадт, и ансамбль Собственной дачи, включающий в себя павильон Катальной горки и Китайский дворец.

Ансамбль Большого Меншиковского дворца

Большой Меншиковский дворец

Японский павильон Большого дворца

Большой Меншиковский дворец, как и Петергофский, протянулся на краю естественной возвышенности. Длина главного фасада, обращенного к Нижнему саду и Финскому заливу, составляет 210 метров. Центральная часть дворца двухэтажная, к ней примыкают одноэтажные галереи, развернутые по дуге и заканчивающиеся Японским и Церковным павильонами. К павильонам перпендикулярно галереям пристроены два флигеля, таким образом, в планировке дворец представляет собой букву «П». Флигеля являются границей внутреннего южного двора Большого дворца.

Меншиковский дворец - памятник петровского барокко. Он был построен для Александра Даниловича Меншикова, ближайшего сподвижника Петра I. Строительство велось под началом архитектора Ф. Фонтана, в 1713 году его сменил И. Г. Шедель. Также в работе над дворцом принимали участие И. Браунштейн, А. Шлютер, а также Н. Пино, которому принадлежит идея скруглённых галерей, соединяющих дворец и боковые павильоны. Отделка помещений продолжалась вплоть до опалы Меншикова в 1727 году, однако до наших дней первоначальная отделка не сохранилась - в течение XVIII-XIX веков внутреннее убранство неоднократно менялось.

Современники отмечали небывалую роскошь загородной резиденции Светлейшего князя, по своему размаху в то время превосходившую Петергоф. Французский путешественник Абри де ла Мотрэ писал о нём так:

Ораниенбаум - великолепный увеселительный дворец… Ничто не может идти с ним в сравнение, ни по великолепию, ни в других отношениях

К воротам Нижнего сада со стороны Финского залива подходил Морской канал (как в Петергофе), который оканчивался фигурной гаванью с пристанью.

Северный фасад Большого Меншиковского дворца

Касательно происхождения необычного названия Ораниенбаум (в переводе с немецкого - померанцевое дерево) существует несколько версий. Самая известная версия, больше похожая на легенду, заключается в том, что на территории будущей резиденции Меншикова располагалась оранжерея с померанцевыми деревьями, над каждым из которых была надпись «Oranienbaum». Если верить другой версии, название было заимствовано у немецкого города Ораниенбаума. Третья версия гласит, что, выбирая наименование для своей усадьбы, А. Д. Меншиков стремился сделать приятное Петру и использовал несколько измененное название Ораниенбург, которое Пётр I дал в 1703 году новому имению Меншикова вблизи Воронежа. Наконец, согласно последней точке зрения, Ораниенбаум назван так в честь английского короля Вильгельма Оранского, который вызывал глубокие симпатии Петра Великого, в юности граничащие с поклонением. .

В 50-х годах XVIII века была закончена отделка парадного двора с южной стороны дворца (работы проводил Б. Растрелли), а в 60-х - 70-х годах А. Ринальди перестраивает террасы перед дворцом и создает систему фигурных лестниц, спускающихся в Нижний сад.

Ремонтно-реставрационные работы над дворцом, активная фаза которых началась с начала 1990-х, проводились по проекту архитектора-реставратора Д. А. Бутырина. В 2010 году реставрация фасадов Большого Меншиковского дворца была завершена, а в сентябре 2011 года во дворце открылся музей.

Нижний сад

Вид на Нижний сад с террасы Большого дворца

Нижний сад был заложен спустя два года после начала строительства Большого дворца. Это один из первых регулярных садов в России. Перед дворцом был создан партер из трёх цветников, три фонтана (фонтанный водовод был подведён к Нижнему саду от плотины, сооружённой на Красном пруду) и трельяжные решётки, ограждавшие скамьи. В саду стояло тридцать девять резных деревянных скульптур, выкрашенных белой краской под мрамор, и четыре позолоченные свинцовые скульптуры.

На территории Нижнего сада также располагались плодовые деревья и ягодные кусты - дань традиции московских садов XVI-XVII веков. Яблони и вишни с подстриженными деревьями других пород (клёны, липы, вязы) имели не только декоративное, но и практическое значение.

В 60-е года XVIII века сад был украшен уже не деревянной, а мраморной скульптурой. Перед Большим дворцом в 1762 году А. Ринальди были сооружены два фонтана. К концу XVIII - началу XIX века Нижний сад теряет свой регулярный облик, а к началу XX века в саду сохраняется только центральная аллея и появляются газоны с клумбами.

Скульптуры Нижнего сада Воздух Зима Весна Лето Осень Земля

Морской канал

Канал, связывающий дворец с морем - характерная особенность дворцовых ансамблей петровского времени (в Петергофе от Большого дворца также идет Морской канал). В Ораниенбауме канал начали рыть в 1719 году. Берега канала были обсажены двойным рядом деревьев, а заканчивался он у ворот Нижнего сада фигурной гаванью. На её берегу были сооружены каменный павильон и беседка.

В течение XVIII века канал и особенно пристань неоднократно ремонтировались. Впоследствии канал разрезается на две части построенной железной дорогой. Сейчас он находится в запущенном состоянии, так как в XX веке был пересечён ещё и шоссе с интенсивным автомобильным движением.

Картинный дом

Картинный дом

У северной границы Нижнего сада (у Дворцового проспекта) симметрично (у восточного края ограды Нижнего сада и западного) располагались два одинаковых здания - Оранжерея и Картинный дом. Оранжерея была утрачена ещё в XVIII веке, а Картинный дом сохранился до наших дней. Это одноэтажное каменное здание с мезонином. Точное время его постройки неизвестно - одни исследователи утверждают, что это первая треть XVIII века, другие - что строительство началось в 1752 году.

При Петре III в Картинном доме, вероятно, хранилась его коллекция живописных полотен (более 300 картин), а опись картин 1765 года указывает на существование шпалерной развески картин в Картинном доме, как во дворце Петра III в крепости Петерштадт.

В годы Великой Отечественной войны здесь располагалась т. н. Парковская школа (с сентября 1942 по май 1944 г.), единственная школа на территории г. Ораниенбаума в годы «малой блокады» (Ораниенбаумского плацдарма)

Нижние дома

Нижние дома протянулись вдоль Дворцового проспекта, к востоку от Большого дворца. Весь комплекс этих домов состоит из П-образно расположенных пяти зданий. Три дома, объединенные сплошной каменной оградой протяженностью в 160 метров, обращены к проспекту, а два дома углублены в парк. Нижние дома были воздвигнуты в 1710-х - 1720-х гг. (С. Б. Горбатенко, однако, полагает, что Нижние дома были возведены в 1749-1751 гг.) и предназначались для служащих дворца и первоначально назывались служебными. Четыре здания из пяти были жилыми.

В XIX веке дома частично подверглись перестройке. Именно в таком виде они сохранились до наших дней.

Верхний парк

Верхний парк, занимающий территорию около 160 га, расположен на плато, простирающееся на юг и на запад от Большого Меншиковского дворца. Он состоит из двух исторически сложившихся частей - Петерштадтского ансамбля и ансамбля Собственной дачи. Облик, сохранившийся до наших дней, парк приобрел к середине XIX века.

Работы по созданию Верхнего парка велись ещё при А. Д. Меншикове. Расчищались леса, прокладывались осушительные каналы, рылись искусственные водоемы. При Петре III (в 1758-1762 годах) создается Петровский парк, одновременно со строительством Собственной дачи (1762-1774) ведутся работы по благоустройству Западной части Верхнего парка.

Пространство Верхнего парка пересекает речка Караста, а также многочисленные аллеи - Ореховая, являющаяся южной границей парка; Сойкинская, проходящая с севера на юг и делящая Верхний парк на две приблизительно равные части; параллельная ей Тройная липовая аллея, которая ведет от Каменного зала к Китайскому дворцу, и другие.

Каменное зало

Каменное зало

Каменное зало расположено между Большим Меншиковским дворцом и павильоном Катальной горки, на краю естественной возвышенности. Перед ним находится П-образный пруд, через который перекинуто два каменных моста.

Строительство Каменного зала проходило в 1749-1751 гг. Автор проекта неизвестен, в современной литературе предполагают авторство Ф. Растрелли. Д. А. Кючарианц полагает, что автором проекта мог быть М. Г. Земцов, указывая на сходство Каменного зала и Зала славных торжествований в Летнем саду. В документах 50-х годов XVIII века Каменное зало именуется то Новым дворцом, то Маскарадным, а затем - Концертным. Здание, по всей видимости, предназначалось для концертов - в нём был большой зал со сценой. В 1750-х годах у Каменного зала проводится несколько дворцовых праздников, устроенных будущей императрицей Екатериной II.

На протяжении XIX-XX веков Каменное зало неоднократно перестраивается. Самая значительная перестройка была проведена в 1843 году - здание приспосабливали под лютеранскую кирху. В 1902 году архитектор О. Паульсен надстраивает над западной частью здания каменную колокольню. Таким Каменное зало простояло до 60-х годов XX века, когда его воссоздали в первоначальном виде.

По оси Каменного зала в 1750-х годах прокладывается Тройная липовая аллея, первая планировочная ось нового сада в Ораниенбауме - будущей Собственной дачи Екатерины II.

В настоящее время в павильоне находится выставка парковой и интерьерной скульптуры Ораниенбаума, а также расположен интерактивный кинотеатр. В течение летнего сезона в Каменном зале проходят концерты классической музыки.

Кавалерский корпус

Кавалерский корпус

Кавалерский корпус был построен в середине XVIII века по проекту А. Ринальди. Это было одноэтажное прямоугольное в плане здание. В 1807 году был надстроен второй этаж, а к середине XIX века здание приобретает современный вид - в планировке имеет форму буквы «Ш», имеет строгий внешний вид, причиной чего является утилитарное назначение постройки.

Павильон «Китайская кухня»

Павильон «Китайская кухня»

В 1852-1853 годах архитектор Л. Л. Бонштедт воздвигает кухню для Китайского дворца, стилизованную под середину XVIII века постройку, подражая основным приемам А. Ринальди.

Здание в плане представляет собой квадратный греческий крест, имеет купольное завершение, увенчанное дымовой трубой. Такое расположение трубы позволяло сконструировать несколько печей разных видов в центре павильона. Печное устройство кухни состояло из двух русских печей (одна из них пирожково-пекарская), двух голландских плит с духовою печкой, кондитерских духовых и жаровочных шкафов. Внутреннее пространство кухни имело семь служебных комнат, где размещались сервизная, буфетная, скатертная, кондитерская и др.

После революции 1917 года здание использовалось под хозяйственные и бытовые нужды (как жилое, как летнее кафе). В годы Великой Отечественной войны в Китайской кухне жил комендант Китайского дворца Н. М. Михайлов с детьми. В 1983 году здание переходит в ведение музея-заповедника.

Летом 2010 года в павильоне располагалась выставка «Спасенная красота», посвященная бытованию Ораниенбаума (города и парка) во время Великой Отечественной войны и приуроченная к 65-летию Победы.

Пергола

Пергола - беседка, расположенная вдоль западного берега пруда перед Китайским дворцом. Она состоит из 54 пилонов, к воде ведет небольшая каменная лестница. Беседка была построена в 70-х годах XIX века и является характерной чертой садово-парковой архитектуры того периода.

Пергола находится на том месте, где А. Ринальди намеревался возвести Кофейный домик (часть задуманного им ансамбля Собственной дачи). Рядом с Перголой располагается большой древний камень-валун, в котором высечена скамья и вырублена надпись: «Великой государыни императрицы Екатерины Алексеевны Собственного саду построена в 1762 года».

Виды Верхнего парка

Долина реки Карасты Аллея парка Пергола у Китайского дворца Водопад Петровский мост Скульптуры Верхнего парка

Венера Медицейская Аполлон Бельведерский Тритон, спасающий детей Диана с ланью Аполлино

Ансамбль Петерштадта

Ансамбль крепости Петерштадт создавался в 1758-1762 гг.. На правом берегу реки Карасты располагалась потешная крепость для Великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. Она имела форму четырнадцатиконечной звезды, в ней было 4 бастиона и по факту была перестроена из более маленькой крепости Святого Петра, возведенной на этом месте ранее. Петр Федорович был комендантом Петерштадта, а гарнизон её составляли голштинские солдаты и офицеры, приехавшие на службу Петру из герцогства Гольштейн.

Внутри крепости находились различные строения - арсенал, пороховой погреб, дома коменданта, офицеров, гауптвахта В центре располагался пятиугольный плац. Он был окружен одноэтажными строениями, между которыми возвышались каменные Почетные Въездные ворота. Практически напротив них, у северо-восточного бастиона крепости по проекту А. Ринальди был построен небольшой двуэтажный дрорец для Петра Федоровича.

После дворцового переворота 28 июня 1762 года и смерти Петра III Петерштадт поддерживался в первоначальном своем виде до конца правления Екатерины II. В начале XIX века все деревянные постройки в крепости были разобраны, а к середине XIX века от всей крепости сохранились лишь Почетные Въездные ворота и дворец Петра III. Это единственные постройки Петерштадта, дошедшие до нашего времени.

Дворец Петра III

Дворец Петра III

Дворец возводился одновременно с крепостью, в 1758-1762 гг. Он представляет собой небольшой двухэтажный павильон почти кубической формы, увенчанный балюстрадой. В плане дворец имеет форму квадрата, один из углов которого срезан по дуге. Именно эта часть здания и является его главным фасадом - благодаря срезанному углу дворец обозревается сразу с трех сторон, что визуально делает его больше и массивнее.

Общее планировочное решение дворца сохранилось в первоначальном виде. Здесь нет парадной анфилады комнат, рассчитанных на торжественные приемы. Помещения располагаются по периметру здания. На второй этаж ведет винтовая гранитная лестница.

Комнаты первого этажа дворца, не имеющие декоративного убранства, в XVIII веке были служебными помещениями. Второй этаж, вмещающий в себя шесть комнат, являет собой подлинное убранство середины XVIII века. В главном зале дворца - Картинном - главным элементом декора является шпалерная развеска картин XVII-XVIII веков кисти европейских мастеров.

Уникальной является отделка картинного зала, кабинета и спальни - лаковые росписи, расположенные на панелях стен, откосах дверей и окон и на самих дверях. Они были выполнены в китайском стиле крепостным мастером Федором Власовым.

Антонио Ринальди, будучи архитектором дворца, являлся также и декоратором его помещений. В частности, именно по его эскизам выполнена лепка потолочных перекрытий в комнатах второго этажа. Дворец был для архитектора первой самостоятельной работой в России, и здесь он впервые пробует многие приемы, используемые им в дальнейшем, в том числе и знаменитый «цветок Ринальди».

Во время Великой Отечественной войны во дворце Петра III хранились музейные ценности, которые не были вывезены в эвакуацию.

В 1953 году дворец открывается как музей, в нём располагалась постоянная выставка китайского декоративного искусства(организация выставки была связана с расцветом советско-китайских отношений). В середине 1960-х гг. в Картинном зале дворца производится воссоздание шпалерной развески картин, которая была утрачена в конце XVIII века. После этого открывается музей с современным названием «Дворец Петра III»

Въездные Почетные ворота

Въездные Почётные ворота

Въездные ворота являлись главными воротами потешной крепости Святого Петра, которая позже была перестроена в крепость Петерштадт, более крупную по размерам. В Петерштадте ворота были въездом на небольшой пятиугольный плац, на котором проводились учения голштинских войск Петра III.

Композиция сооружения построена на контрасте мощных пилонов с легкой венчающей ворота башней. Восьмигранная башенка завершается высоким тонким шпилем с флюгером с выбитой на нём датой постройки - 1757 год. В пролёте арки были установлены створы ворот из перекрещивающихся кованых полос, напоминающих трельяжную решётку. Сейчас створы ворот сняты с петель, и под аркой можно пройти. Архитектор ворот - Антонио Ринальди. Очень пропорциональные и своеобразные Почётные ворота - уникальный памятник архитектуры малых форм, не имеющий себе подобных в пригородах Санкт-Петербурга.

Петровский парк

Уже к началу XX века от первоначальной планировки Петровского парка, разбитого на правом берегу реки Карасты одновременно с постройкой крепости Петерштадт, ничего не осталось. Парк был создан по принципу итальянских садов архитектором А. Ринальди при участии садового мастера Ламберти. Помимо террас, каскадов, лестниц в парке находилось несколько миниатюрных павильонов: двухэтажный Эрмитаж, Соловьева беседка, Менажерия с фонтаном и Китайский домик. В парк также были включены элементы регулярного стиля - подстриженные кустарники и деревья в аллеях, геометрической формы площадки и лужайки.

Сейчас Петровский парк является пейзажным. Его композиционная основа - Верхний (Красный) и Нижний пруды и речка Караста, которая течет в долине. Через неё переброшено три моста, самым большим из которых является трехарочный Петровский мост, сооруженный в 1874 г. по проекту архитектора Г. Прейса. Он соединяет Восточную часть Верхнего парка с Западной (Петровский парк с ансамблем Собственной дачи).

В Петровском парке на реке Кароста из гранитных ступеней и каменных глыб устроено также несколько водопадов.

Ансамбль Собственной дачи

Китайский дворец

Китайский дворец

Расположенный в глубине Верхнего парка, Китайский дворец является частью дворцово-паркового комплекса Собственной дачи императрицы Екатерины II. Возведенный в 1762-1768 годах по проекту Антонио Ринальди первоначально дворец был одноэтажным и только в середине XIX века для дочери великого князя Михаила Павловича Екатерины Михайловны был надстроен второй этаж, появилась застекленная галерея, а с востока и запада к торцевым частям здания были пристроены небольшие помещения.

Название «Китайский дворец» впервые фигурирует в 1774 году в камер-фурьерском журнале. До этого дворец называли «голландский домик» (так же, как дворец Монплезир в Петергофе), «домик, что в Верхнем саду», «домик маленький». Название «Китайский» возникло потому, что в соответствии со вкусом середины XVIII века на «китайщину» ряд интерьеров дворца (Большой и Малый китайские кабинеты, Китайская опочивальня) декорирован в духе китайского искусства или с использованием подлинных произведений искусства Китая и Японии.

Сдержанность внешнего убранства контрастирует с изысканной и разнообразной отделкой внутренних помещений. Значительную часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца несколькими мастерами, группировавшимися вокруг крупнейшего живописца-декоратора XVIII века Д. Б. Тьеполо.

Центр планировочной композиции дворца - Большой зал, декорированный живописью, золоченой лепкой, мозаикой, искусственным мрамором. На стенах - два медальона в мраморными барельефами, изображающих Петра I и Елизавету Петровну. От Большого зала вдоль главной оси в обе стороны отходят парадные помещения, завершающиеся Залом муз с востока и Большим Китайским кабинетом с запада.

Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями под руководством Марии де Шель. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда.

Изначально пол в Стеклярусном кабинете был набран из разноцветных смальт, также изготовленных на Усть-Рудицкой фабрике, однако к середине XIX века он пришёл в негодность и смальты заменили на наборный паркет с сохранением прежнего рисунка.

Китайский дворец является единственным в своем роде в России памятником стиля рококо. Большинство интерьеров дворца сохранили подлинную отделку середины XVIII века. Также особую ценность ему придают уникальные предметы декоративно-прикладного искусства Китая и Японии конца XVII - середины XVIII века, сохранившиеся и дошедшие до нас наборные паркеты второй трети XVIII века (выполненные по эскизам Антонио Ринальди).

В годы войны Китайский дворец был законсервирован, музейные ценности были эвакуированы (часть - в Новосибирск и Сарапул, часть - в уже оказавшийся в блокадном кольце Ленинград по т. н. «малой дороге жизни» (Ораниенбаум - Бронка - Кронштадт - Лисий Нос), где экспонаты хранились в Исаакиевском соборе, а затем в Эрмитаже). В 1946 году дворец вновь открывается как музей.

Павильон Катальной горки

Павильон Катальной горки

Павильон Катальной горки был построен в 1762-1774 гг. по проекту архитектора Антонио Ринальди. Это многоступенчатое каменное здание высотой 33 метра расположено в западной части Верхнего парка, у северной его границы. Его объемно-пространственное решение напоминает Эрмитаж в Царском селе - к центральному корпусу примыкают массивные флигели (в отличие от Эрмитажа, их не четыре, а три). В архитектурном облике павильона присутствуют элементы как стиля барокко (композиция фасадов, декоративные алебастровые вазы), так и раннего классицизма (колонны).

Сооружение Катальной горки в Ораниенбауме было продолжением народной традиции - устройства ледяных гор, проурочивавшихся к дням масленичных гуляний. Эти горки послужили образцом для создания монументальных катальных гор в царских резиденциях, которые потребовали сложных инженерных решений. В Царском селе в середине XVIII века по проекту Ф.Растрелли была воздвигнута каменная катальная гора. Однако Катальная горка в Ораниенбауме богатством архитектурного и скульптурного декора превзошла все подобные сооружения. Это признавали и современники А. Ринальди.

К южному выступу павильона Катальной горки примыкал деревянный скат. Он имел три колеи шириной более шести метров. Коляски спускались по средней колее с четырьмя горками, а боковые колеи предназначались для подъема колясок при помощи специальных приспособлений.

Вид на павильон со стороны луга

Скат начинался с галереи-террасы третьего этажа - от неё шёл подъем на спусковую площадку, которая была расположена на высоте приблизительно в 20 метров. По обеим сторонам ската были сооружены крытые каменные колоннады-галереи протяженностью в 532 метра. Их плоские крыши, огражденные балюстрадой, служили верхними галереями для прогулок.

Из-за незначительности сумм, отпускаемых на содержание, постройка постепенно приходила в упадок. В 1813 году рухнули фундаменты колоннад, однако разобраны они были лишь в 1858-1861 гг. Вдоль луга Катальной горки были высажены пихты, находящиеся здесь и сегодня.

Внутренние помещения павильона Катальной горки представляют собой подлинное убранство середины XVIII века. Круглый зал декорирован росписью, лепкой и позолотой работы русских и итальянских мастеров. Уникальным является пол искусственного мрамора - с помощью различных расцветок мрамора и дополнительной прорисовки на полу были созданы узоры и сложные рисунки.

В убранство Фарфорового кабинета вошли специально для него выполненные в 1772-1775 гг.на Майсенском заводе в Саксонии группы украшений из фарфора. Они установлены на стенные полочки-консоли, которые поддерживаются лепными фигурками орлят, амуров, обезьян. Фарфоровые группы аллегорически прославляют победу русского флота в Чесменской битве 1770 года.

В годы Великой Отечественной войны павильон пострадал больше других построек в Ораниенбаумском парке и был отреставрирован лишь к 1959 году.

Расскажем, какие интересные места стоит обязательно посмотреть в Ломоносове на границе Петербурга и Ленинградской области.

Прекрасный дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» привлекает туристов со всего мира уникальными памятниками архитектуры 18 века и красотой ландшафтного дизайна. Поговорим подробнее про великий морской пригород Санкт-Петербурга.


На фото дети семейства Мекленбург-Стрелицких возле Китайского дворца. 1900-1905 год.

История города Ломоносова

Петр I принялся начал застраивать Южное побережье Финского залива в начале 18 века, в ходе Северной войны. В 1703 году появилась Петропавловская крепость, вокруг которой образовался Санкт-Петербург, а в 1710 году Петр I преподнес в подарок князю А.Д. Меншикову участок земли в устье реки Карасты для обустройства летней усадьбы. Сначала были возведены «деревянные покои» со светлицами, в следующем году началось строительство дворцово-паркового ансамбля, продлившееся вплоть до 1727 года.

Князь Меншиков назвал свое имение на немецкий манер – Ораниенбаум. По одной версии, название связано с тем, что в парке усадьбы выращивались апельсины («ораниенбаум» переводится как «померанцевое, апельсиновое дерево»). По другой версии, князю просто понравилось красивое название одноименного немецкого города – оно отвечало духу моды петровской эпохи. В 1948 году вместо немецкого названия город обрел имя в честь ученого М.В.Ломоносова, который проживал в деревне Усть-Рудица неподалеку и изготавливал на своей фабрике цветное стекло (оно применялось и для дворцов Ораниенбаума).

После ареста князя Меншикова в 1727 году его имение использовалось в качестве госпиталя, переходило к другим императорским фаворитам, расширялось и достраивалось. В 18 веке здесь часто проводились балы и торжественные празднества для придворной знати и иностранных гостей. К концу 18 века, по указу Екатерины II, дворцовая слобода Ораниенбаум приобрела статус уездного города, который постепенно начал застраиваться и заполняться домами обычных жителей, трактирами, магазинами и т.д.

Примечательно, что Вторая мировая война нисколько не навредила Ораниенбауму, и старинные особняки с дворцами дошли до наших дней такими же, какими были три столетия назад.

Идеи для поездок:


Так выглядел вокзал до революции

Ораниенбаум – как доехать из СПб

Поскольку Ломоносов находится всего в 50 км от Санкт-Петербурга, добраться до него проще простого. Самый популярный вариант – на электричке с Балтийского вокзала. Электрички идут до станции «Ораниенбаум I» и прибывают на конечную станцию примерно через час.

Можно доехать до Ломоносова и на маршрутке от метро «Автово» (если ехать с Балтийского вокзала, есть вероятность надолго застрять в пробках), маршрутки стоят на противоположной стороне от входа в метро. Отправление происходит каждые 10-15 минут, время в дороге занимает около часа. От Балтийского вокзала до Ломоносова идут маршрутки № 054 и № 404а, от метро «Автово» отходят маршрутки под номерами: 300, 424а, 404 и автобус № 200 (автобус делает много остановок по городу, поэтому время в пути займет больше часа). Кроме того, от метро «Проспект Ветеранов» до Ломоносова идет маршрутка № 343.

Если планируете добираться до Ломоносова на автомобиле, следует из Московского района Санкт-Петербурга попасть на трассу А-118 и далее двигаться по ней. В Петропавловском районе нужно будет свернуть на Ораниенбаумский проспект, откуда уже рукой подать до Ломоносова. Из-за возможных пробок на дороге время поездки также может растянуться на час.

Чем заняться

  • Tripster - крафтовые экскурсии от местных жителей.
  • Sputnik и Weatlas - экскурсии от профессиональных гидов.

Достопримечательности «Ораниенбаума»

Город Ломоносов славится, в первую очередь, дворцово-парковым комплексом «Ораниенбаум». В комплекс входит Большой Меншиковский дворец с Нижним парком перед фасадом и Верхний парк, который разделяется рекой Каростой на Петровский парк и «Собственную дачу» Екатерины II.


Большой Меншиковский дворец

Главная жемчужина архитектурного ансамбля «Ораниенбаум» — Меншиковский дворец. Это самое старинное и самое значимое здание на территории дворцового-паркового комплекса. Возводился дворец в период с 1711 по 1727 гг. архитектором Д. Фонтана в стиле «петровского барокко». Двухэтажный корпус с двумя вытянутыми галереями поражал современников роскошью внутреннего убранства. К сожалению, после нескольких кардинальных изменений интерьера и реставраций от первоначальной отделки мало что осталось, но все же дворец по-прежнему выглядит великолепно и снаружи, и внутри. Сейчас он работает как музей с 10:30 до 17:00 ежедневно, кроме вторника.

Нижний парк

Широкие ступени Меншиковского дворца спускаются в Нижний парк – один из самых первых регулярных садов в России и действующий памятник садового искусства середины 18 века. Площадь в 4,8 гектаров представляет собой затейливый узор из аккуратных цветочных клумб с широкой центральной аллеей, украшенной мраморными скульптурами.

Верхний парк

К западу от Меншиковского дворца раскинулся на 162 гектара Верхний парк с пышными елями и пихтами, внушительными дубами и светлыми березками, с деревянными и каменными мостиками. На его огромной территории среди множества деревьев и кустарников скрываются такие уникальные архитектурные объекты, как Китайский дворец, Каменное зало, Катальная горка, Кавалерский корпус, Картинная галерея, Китайская кухня и дворец Петра III.

Самым живописным местом в парке считается Китайский пруд перед Китайским дворцом, украшенный перголой с вьющимся виноградником и скульптурами, изображающими мифологических персонажей. Кроме того, приятное впечатление производят прогулки по Ореховой, Сойкинской и Тройной липовой аллее.

Вход для посетителей в Верхний парк свободный, с 9:00 до 20:00 ч. Однако в 2017 году половина парка закрылась на реставрацию, включая дворец Петра III и несколько небольших исторических строений.


Так выглядел дворец Петра III в 1983 году. Автор: А.В.Бруханский

Потешная крепость Петерштадт и дворец Петра III

В 1762 году в Петровском парке была создана «потешная крепость», отвечающая всем принципам фортификации тех времен: с воротами и рвами, с бастионом и пушками, с казармами и гауптвахтой, с лютеранской кирхой и императорским дворцом. До нашего времени сохранились лишь Почетные ворота с восьмиугольной башенкой и двухэтажный дворец Петра III – памятник зодчества 18 века с шикарной коллекцией картин русских и зарубежных живописцев 17-18 вв.


Каменное зало

Павильон изначально был построен специально для проведения различных праздников, концертов и маскарадов, и назывался также Концертным или Маскарадным дворцом. Представления устраивались и внутри, на большой сцене, и на аллее перед павильоном. С середины 19 до середины 20 веков здание павильона было переоборудовано в лютеранскую кирху, в которое проходили богослужения с органной музыкой. В 1960 году после реставрации Каменное зало вновь обрело свой исторический вид. Сейчас двери павильона открыты для посетителей с 10:30 до 18:00.

Китайский дворец

Построенный в 60-х годах 18 века архитектором А.Ринальди Китайский павильон относился к комплексу «Собственной дачи» императрицы Екатерины II. Внешне Китайский павильон выглядит достаточно сдержанно и строго, зато внутренние интерьеры поражают роскошью и великолепием. Несколько залов и в самом деле выполнены в китайском стиле и украшены произведениями китайского искусства. Самым впечатляющим считается Стеклярусный кабинет, декорированный стеклярусными панно с фантастическими цветами и птицами. Внимания заслуживают и другие залы: Большой и Малый китайские кабинеты, Штукатурный покой, Зал муз, Золотой кабинет, Штофная опочивальня, Розовая и Голубая гостиные, Будуар.

Китайский дворец можно посещать с конца по конец в любой день кроме понедельника, с 10:30 до 18:00 ч. Стоит учитывать, что в дождливые дни музей закрыт, так как влажный воздух очень губительно сказывается на его внутреннем интерьере. В 2017 году во дворце продолжаются работы по реставрации, и для посетителей открыто только 7 залов.


Катальная горка

Внешне павильон, созданный в стиле барокко и классицизма, напоминает Эрмитаж. При Екатерине II павильон предназначался для катаний с ледяной горки и представлял собой более сложную конструкцию: к террасе на третьем этаже был пристроен широкий деревянный скат длиной 532 метра с колеей для катания.

Сейчас главная гордость Катальной горки – Фарфоровый зал с коллекцией фигурок из фарфора. Удивительным полом, сложенным из разноцветных кусочков мрамора, восхищает посетителей Круглый зал. А в Охотничьем кабинете привлекают внимание панно и орнаменты в виде гирлянд с охотничьими атрибутами.

Другие достопримечательности Ломоносова

Помимо экскурсии по великолепному дворцово-парковому комплексу «Ораниенбаум» стоит выделить время и знакомство с другими интересными объектами города:

  • Усадьба С. К. Грейга – бывший дворец «Санс-Эннуи» с главным домом, украшенным флигелями, с парком, прудом, мостами, статуями и террасами;
  • Усадьба Мордвиновых с дубовой рощей, оранжереей и прудами;
  • Усадьба «Дача Максимова» с парком 18-19 вв., оранжереей и прудом;
  • Памятник М. В. Ломоносову;
  • Дворцовые конюшни;
  • Городские ворота с въездной аркой;
  • Железнодорожный вокзал станции Ораниенбаум;
  • Собор Архангела Михаила в неорусском стиле;
  • Церковь Святого Иоанна;
  • Деревянная церковь Спиридона Тримифунтского;
  • Церковь Пресвятой Троицы;
  • Дворец культуры в стиле русского классицизма;
  • Мемориальный комплекс Братское захоронение в Мартышкине.

Интересуют горящие туры?

Посмотрите, какие варианты есть на ваши даты. Сайт мониторит предложения от 120 фирм. Есть удобная система для поиска и фильтрации предложений. Все цены окончательные. Перелет и проживание уже включены. Цены начинаются от 6 000 рублей с человека.

Для читателей сайта LHTravel есть .

Сегодняшний город Ломоносов когда-то носил название Ораниенбаум. От Санкт-Петербурга этот населенный пункт располагается всего лишь в сорока километрах, зато всемирно известен из-за знаменитых памятников архитектурного и паркового искусства XVIII века, сохранившихся в первозданном виде до наших пор. Сначала в 1711 году была заложена загородная резиденция князя А.Д. Меншикова, получившая название Ораниенбаум благодаря тому, что в теплицах имения росли апельсины («ораниенбаум» с немецкого языка переводится как апельсиновое дерево). Впоследствии в 1780 году поселению был присвоен статус города. В настоящее время считается Ораниенбаумом дворцово-парковый ансамбль, включающий весь комплекс застроек XVIII века: Меншиковский дворец, Китайский дворец, Катальная горка, Нижний парк, дворец Петра III и другие.

Ораниенбаум: Меншиковский дворец

Самым первым во всем ансамбле был построен Большой Меншиковский дворец по проекту известных архитекторов Шеделя и Фонтана. От центральной двухэтажной части дворца ответвляются две одноэтажные, выстроенные дугой, галереи, в концам которых примыкают два павильона – Церковный и Японский. В ним пристроены флигели - Фрейлинский и Кухонный. Таким образом, все это великолепное здание сооружено в форме буквы П, а длина его фасада составляет 210 м. Дворец был выстроен в стиле петровского барокко и поражал современников Меншикова своим роскошным декором и внутренним убранством.


Нижний сад в Ораниенбауме

Перед фасадом Большого дворца раскинулся Нижний сад, занимающий территорию почти 5 га. Он является одним из первых регулярных садов в России с планировкой по французским образцам. В центре сада расположилась главная аллея, окруженная по бокам симметричными боскетами из подстриженных лип, кленов и елей. В XVIII веке сад был украшен тремя фонтанами и 39 скульптурами. К сожалению, во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Нижний сад был разрушен, но сейчас идет его восстановление по чертежам основателей.


Верхний парк в Ораниенбауме

На юго-западе от Большого дворца раскинулся Верхний парк, занимающий территорию в 160 га. Во время прогулки по нему посетитель столкнется с множеством аллей (Ореховой, Тройной липовой), лабиринтом прудов, каналов, мостиков. Великолепный пейзаж расположенного в Ораниенбауме парка поражает своей красотой в любое время года.


Китайский дворец в Ораниенбауме

В глубине Верхнего Парка по приказу Екатерины II был выстроен в архитектурном стиле барокко Китайский дворец. Такое название этому сооружению было дано из-за того, что несколько помещений в нем были отделаны в модном в то время стиле шануази (китайский стиль). Сейчас в одном из самых роскошных памятников музея-заповедника Ораниенбаум для посетителей проводятся экскурсии по Стеклярусному кабинету с его знаменитыми стеклярусным панно, Залу муз, где на стенах изображены девять муз, Голубой гостиной и Большому залу, стены которого отделаны мрамором.


Катальная горка в Ораниенбауме

К западу от Китайского дворца аллея приводит к голубому зданию необычного в Ораниенбауме достопримечательности - павильону Катальная горка. Раньше это был увеселительный комплекс, где летом катались на специальных колясках по проложенным деревянным скатам. Сейчас от Катальной горки осталось нарядное здание павильона, стройные ряды галерей и колон. Павильон Катальная горка обладает и роскошным внутренним убранством: Круглый зал с единственным в стране мраморным полом, Фарфоровый кабинет с отделкой из фарфоровых элементов, Белый кабинет.

Каменное зало в Ораниенбауме

В Верхнем парке располагается Каменное зало – сооружение, построенное в середине XVIII века с целью проведения там торжественных мероприятий и концертов. Позднее 1843 г. здание было переделано под лютеранскую кирху: надстроена каменная колокольня. Однако в 1967 г. Каменному залу вернули первозданный вид. Сейчас же здесь проводятся экскурсии, концерты.


Надеемся, наша статья зарядила вас желанием увидеть собственными глазами красоту этого дворцово-паркового ансамбля. Касательного того, как попасть в Ораниенбаум и как добраться туда, то существует несколько вариантов:

  1. Электричкой до станции «Ораниенбаум I» с Балтийского вокзала.
  2. Маршрутками 054, 404а от Балтийского вокзала.
  3. Маршруткой 424а от станции метро Автово.

Продолжить путешествие по Санкт-Петербургу и его можно посетив знаменитый Петергоф и Царское село со удивительными и .