Отчет воспитателя по самообразованию: требования, особенности и рекомендации. Материал (подготовительная группа) на тему: Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Воспитатель: Богданова Т.Н Отчёт по самообразованию в подготовительной группе «Незабудки» на тему: «Развитие связной речи»

2 слайд

Описание слайда:

«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.» К.Д. Ушинский Тема моей работы по самообразованию в 2017-2018 году называлась: «Развитие связной речи ». Актуальность темы: В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии

3 слайд

Описание слайда:

Проблемы: Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития. Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи: -совершенствовать диалогическую форму речи; -развивать монологическую форму речи; -учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; - учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями; - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

6 слайд

Описание слайда:

Ставя перед собой цель - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме я изучила следующую методическую литературу: Анищенкова Е.С. Пальчиковая гим-ка для развития речи дош-ков. – АСТ, 2011.с – 64 Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дош. Профиздат, 2007. с– 62 Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рас-ть. Простые упражнения для развития речи дош-ков – Рипол Классик, 2011.с – 256 Бородич А.М. Методика развития речи детей дош. воз-та. - М.: Просвещение 2004.с - 255 Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дош.вос-ние - 2005. №1. с. 18-23 Гербова В.В. Развитие речи в д/ с // Библиотека «Программы воспитания и обуч. в д/с». – Мозаика-Синтез, 2010. с– 56 Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дош. вос-ние 2006 N 9 с. 28-34. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дош. // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. с– 64 Косинова Е.М. Гимнастика для раз. речи. М.: ООО «Эксмо»2003 Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в д/с(ст. и подготов. к школе группы) // Дош.вос-ние, 2004. N 11. - с. 8-12. Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дош-в // Готовимся к школе. – Литера, 2009. с– 96

7 слайд

Описание слайда:

В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет. Размещала свои работы на сайтах Посетила открытые занятия коллег, выслушала их доклады и выступления на совещаниях и педагогических советах. Разработала перспективный план по развитию речи. Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, имеющейся материальной базы, как в детском саду, так и в группе. Поэтому мне приходилось подбирать по темам множество сюжетных картин, тематических и наглядно – демонстрационных карточек.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Беседы -пересказ -сочинение (рассказывание) -повторение; -объяснение, указание; -словесные упражнения; -вопросы; -рассказывание по схеме; -имитация; -дидактические игры; -игры драматизации; -отгадывание загадок; и т.д Методы и приемы:

10 слайд

Описание слайда:

В сентябре – октябре продолжила оснащать группу предметно – развивающей средой. Педагогическая копилка пополнилась следующими материалами, которые способствуют развитию речи детей: 1.Дыхательная артикуляционная гимнастика. 2.Словесные дидактические игры. 3.Потешки, поговорки, пословицы, загадки. Использовала в работе по развитию связной речи приёмы мнемотехники.. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания» Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Подготовительный к школе возраст наиболее благоприятен для обучения творческому рассказыванию, то есть сочинению детьми сказок. В течение года играла с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку». Составляли с детьми сказки о своей семье Учила детей сочинять сказки; последовательно, связно рассказывать их друг другу. Основные этапы работы по обучению сочинения сказок: - придумывание продолжения и завершения сказки, начатой воспитателем, - придумывание по плану воспитателя, - придумывание сказки на основе литературного образца, -изменение конца сказки, -включение в сюжет сказки дополнительных персонажей. Использовала мнемотаблицы для пересказа сказок.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Родничок» р.п.Чишмы муниципального района Чишминский район Республика Башкортостан

Отчет по самообразованию Матросовой Л.З. «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность».

р.п. Чишмы

Цель: Повышение профессиональной компетентности в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1.Изучение методической литературы по данной теме.

2.Применить полученные знания в работе с детьми.

3. Обобщить опыт работы по данной теме.

Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. Но самое главное то, что театральная деятельность- это эффективный способ формирования личности ребенка и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.

Огромное значение имеет театральная деятельность и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлению перед аудиторией с детства.

Цель театрально-игровой деятельности – через театр научить ребенка видеть прекрасное, в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизни прекрасное и доброе.

Развитие творчества в дошкольниках – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

1.Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов)

2.Исполнительское (речевое, двигательное).

3.Оформительское (декорации и изготовление атрибутов).

Становление ребенка готовности к театральной игре осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности и помощи в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.

Поставленную цель реализую через решение следующих задач:

    Создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность.

    Воспитание интереса к различным видам театральной деятельности.

    Формирование основных навыков актерского мастерства (навыков кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены).

    Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.

    Совершенствование познавательных процессов.

Воспитательно-образовательный процесс выстраиваю с учетом рекомендаций исследователей: Махоневой М.Д., Миланович Л.Г., Сорокиной Н.Ф., Чуриловой Э.Г.

Данные задачи решаю в системе целостной работы, включающей организацию деятельности дошкольников (познавательной, речевой, трудовой, игровой, художественно-творческой), взаимодействия с родителями и узкими специалистами, применения комплекса методов и приемов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата.

Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, в игровой и культурно-досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий, в процессе сюжетно-ролевый и дидактических игр.

Для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным является создание предметно-развивающей среды в группе, включающую в себя:

    Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.

    Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр).

    Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.).

Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.

Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отвожу практическим методам, среди которых считаю необходимым выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Организуя работу с воспитанниками своей группы, активно использую творческие, дидактические, подвижные игры, театральные. При этом учитываю индивидуальные особенности детей дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников), технологию организации игры драматизаций Т. Сорокиной.

Мною разработаны картотека театрализованных игр, картотека общеразвивающих игр, картотека игр на действие с воображаемыми предметами, картотека игр-ритмопластики «Развитие двигательных способностей», артикуляционная гимнастика, игры и упражнения на опору дыхания, на расширение диапазона голоса, творческие игры со словом, скороговорки. Составлен план занятий по театрализованной деятельности в старшей группе, разработаны сценарии сказок по возрасту.

Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций.

Во время занятий использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятия ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.

Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. В связи с этим разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театральную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), применения комплекса средств, методов, форм, создании предметно-развивающей среды, диагностики дает возможность получить положительный результат в моей педагогической деятельности. В итоге всей проделанной работы – благоприятный финал, в 2015 году дети нашей группы заняли 1 место в конкурсе сказок среди воспитанников нашего детского сада с драматизацией сказки «Теремок».

На сегодняшний день в нашем обществе впервые за всю его историю можно наблюдать стремительные и глубокие перемены. В корне изменился сам стиль жизни, касающийся образования. Ведь в прежние времена получение одного диплома было достаточным условием для продолжения всей трудовой деятельности человека. Однако на сегодняшний день в нашу жизнь ворвался новый стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Этот принцип особенно касается воспитателей, профессиональной задачей которых является создание всех необходимых условий для формирования личности маленького человека. Достижение этой цели невозможно без самообразования педагога.

Определение понятия

Что такое самообразование? Под этим термином понимают систематическую самостоятельно организованную познавательную деятельность. Ее основным направлением является достижение поставленных перед собой личностных и общественно значимых целей, которые способствуют удовлетворению познавательных интересов, профессиональных и общекультурных запросов, а также повышению профессиональной квалификации.

Только с помощью самообразования может быть сформирован индивидуальный педагогический стиль воспитателя и произойдет осмысление его деятельности.

Уровни самообразования

Считается, что организованный самим человеком процесс повышения профессиональных знаний проходит три последовательных этапа:

  • адаптационный;
  • проблемно-поисковый;
  • инновационный.

Каждая из этих ступеней самообразования отличается по своим возросшим качественным показателям. Так, первый уровень характерен для начинающих воспитателей. Его прохождение способствует адаптации к профессии. Что касается проблемно-поискового уровня, то на этом этапе происходит поиск оригинальных методик и эффективных приемов работы. Самая высокая степень развития наблюдается на третьей ступени самообразования. Инновационный уровень предполагает создание педагогом социально значимого продукта своей деятельности, который обладает практической новизной.

Цели самообразования

Для чего воспитателю необходимо совершенствование своих умений? Среди целей самообразования этого специалиста можно выделить:

  • углубление методических знаний;
  • усовершенствование и расширение методов воспитания и обучения на основе расширения психологического и общепедагогического кругозора;
  • рост общекультурного уровня специалиста;
  • овладение современными достижениями передовой педагогической науки и практики.

Направления самообразования

В каких областях педагоги, работающие с дошкольниками, могут углублять свои знания?

Среди них:

  • прочтение вновь изданных нормативных документов, касающихся вопросов дошкольного воспитания ;
  • ознакомление с новейшими достижениями физиологии и анатомии, детской психологии и педагогики;
  • изучение научно-методической и учебной литературы;
  • ознакомление с инновационной практикой ДОУ;
  • изучение новых педагогических технологий и программ;
  • повышение своего общекультурного уровня.

Темы самообразования

Какое конкретное направление является самым важным для воспитателя? Тема, выбранная им для самообразования, непременно должна быть связана с проблемами, решением которых занимается коллектив ДОУ, а также с основными направлениями деятельности детского сада. Это позволит наиболее эффективно решать задачи, стоящие перед учреждением в целом.

Тема также должна подбираться с учетом профессионального мастерства и опыта воспитателя. Она должна быть понятна и близка ему. Только в таком случае можно будет получить эффективный результат и раскрыть творческий потенциал педагога.

Выбрать тему можно и с учетом существующих рекомендаций. Например, молодым специалистам лучше всего остановиться на вопросах изучения следующей информации:

  • по формированию основ мастерства педагога;
  • по осознанию ценностей развития, обучения и личностной модели воспитания;
  • по повышению конструктивных способностей и умений.

Для тех, кто работает воспитателем более пяти лет, рекомендуется:

  • овладевать способами, позволяющими проектировать воспитательно-образовательные процессы, что позволит повысить их эффективность и качество;
  • формировать умение в осуществлении анализа научно-методической литературы, а также совершенствовать применение на практике полученных знаний и активизировать свои творческие способности.

Более опытным, творчески работающим воспитателям важно следующее:

  • развивать собственные способности в перепроектировании работы с детьми на основе тенденций достижения психологии и педагогической науки, а также социального общественного заказа;
  • проявлять творческий потенциал;
  • пропагандировать собственные достижения;
  • развивать исследовательскую деятельность.

Если у воспитателя отсутствует образование, то ему рекомендуется рассматривать темы, позволяющие:

  • овладеть методикой работы с дошкольниками;
  • адаптироваться к педагогической деятельности.

Стоит иметь в виду, что научить творчеству невозможно. Однако самообразование способно побудить педагога сделать определенные шаги для профессионального развития. А для контроля данного процесса необходим отчет воспитателя по самообразованию. Этот документ позволит руководству ДОУ оценить работу специалиста и при необходимости оказать ему необходимую методическую помощь.

Как написать отчет воспитателя по самообразованию? Для этого важно придерживаться определенной последовательности подачи информации.

Выбор темы

Отчет воспитателя по самообразованию должен включать в себя описание всех этапов данного процесса. Первым из них является выбор темы. На чем он должен быть основан? Тема самообразования находится в кругу профессиональных интересов педагога, а также всего ДОУ.

Также она напрямую зависит от уровня его квалификации. Отчет воспитателя по самообразованию в разделе, обосновывающем тему работы, должен также содержать задачи и цель повышения умений и знаний.

Планирование деятельности

Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе индивидуальный план, в котором описывается, что и в какие сроки важно выполнить, освоить и сделать. Его разработкой педагог занимается в начале года. В это же время со старшим воспитателем оговаривается форма, по которой должен быть предоставлен отчет по самообразованию воспитателя в саду, а также сроки его окончательного составления.

Теоретическое изучение темы

Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду должен содержать в себе перечень проводимой работы, которая необходима для более эффективного решения стоящей перед педагогом проблемы, а именно по следующему:

  • знакомству с предметом самообразования и накоплению материала;
  • изучению необходимой специальной литературы;
  • ведению отчетной документации.

Все этапы проделанной работы должен отражать отчет по самообразованию воспитателя в саду. В том числе это может быть указание на участие педагога в ГМО, что позволило ему обогатить опыт работы, а также на посещение семинаров, консультаций и курсов повышения квалификации.

Практическая деятельность

Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе описание работы по применению знаний, умений и навыков в работе с детьми.

Практическая деятельность состоит в следующем:

  • в мониторинге по выбранной тематике, который делается в начале и в конце учебного года;
  • анализе условий, которые необходимы для реализации выбранной темы;
  • разработке и проведении бесед, образовательных ситуаций, развлечений и праздников;
  • организации выставок, на которых представлены детские работы;
  • реализации творческих проектов среди своих воспитанников;
  • организации кружковой деятельности;
  • изготовлении атрибутов и пособий, картотек и проч.;
  • создании для детей современной предметно-развивающей среды.

Подведение итогов

Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ должен заканчиваться анализом проделанной работы. Это позволит оценить не только эффективность решения задач по устранению той или иной проблемы, но и степень повышения квалификации педагога. В какой форме должен быть предоставлен отчет воспитателя по самообразованию?

Требования руководителя ДОУ будут являться приоритетными в этом вопросе. Отчитаться о проведенной работе по самообразованию педагог, помимо составления отчета, может таким образом:

  • выступая с докладом;
  • проведя открытые просмотры в ДОУ;
  • составив презентацию по созданной им в группе развивающей среде и педагогическим наработкам;
  • опубликовав статью.

Однако стоит помнить о том, что вне зависимости от выбранной темы отчет о самообразовании воспитателя ДОУ не должен представлять собой только красочно поданную информацию. Работа по совершенствованию умений и знаний даст свои положительные результаты только в тех случаях, когда будет вестись планомерно, целенаправленно и систематически. Этот процесс станет предпосылкой для формирования повышения профессионального мастерства и творческой активности каждого из педагогов ДОУ. На основе отчета воспитателя по самообразованию план по такой работе должен быть составлен для всех специалистов детского сада.

Тема «Развитие речи»

В качестве образца рассмотрим отчет по самообразованию воспитателя 2 младшей группы. В первом разделе данного документа указываются основания, которые послужили для выбора данной темы. Так, отчет по самообразованию воспитателя по развитию речи должен давать разъяснения о том, что в возрасте от 3 до 4 лет этот вопрос становится весьма актуальным. Детки, находящиеся в младшем дошкольном возрасте, нуждаются в проведении с ними работы по всестороннему развитию речи. В это направление входит деятельность по активизации и обогащению словаря ребенка, развитию грамотного построения речи и ее связности.

  • обогащение пассивного и активного словаря детей по самым разным лексическим категориям;
  • расширение и активизация словарного запаса малышей на основе получения знаний и представлений об их ближайшем окружении;
  • изучение методов, приемов и способов по активизации речевых навыков малышей;
  • повышение собственного уровня знаний с помощью изучения специальной литературы, а также инновационных технологий и методов современных педагогов в сети Интернет;
  • объединение усилий педагогов и родителей в решении задач по развитию речи у детей.
  • наблюдения;
  • игры, в том числе хороводные и словесные, пальчиковые, дидактические и подвижные;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • артикуляционная гимнастика;
  • разучивание песен и стихов.

При проведении кружковой работы с детьми в отчете должна быть описана и она. В заключение необходимо указать на результаты педагогической деятельности. Это повышение речевой активности деток, увеличение их словарного запаса, возникший интерес малышей к общению со сверстниками и с окружающими и т. д.

В этом же разделе должно быть указано и на пополнение предметно-развивающей среды группы, повышение уровня компетентности родителей в вопросах, касающихся речевого развития детей. Также в отчете должны быть описаны планы по продолжению работы в данном направлении с учетом применения инновационных методик и использования новинок методической литературы.

Тема «Мелкая моторика»

Это понятие обозначает точность двигательных способностей рук. Данная функция способствует также и развитию речи ребенка.

Отчет воспитателя по самообразованию «Моторика» должен описывать актуальность темы. Эта функция способствует развитию интеллектуальных способностей малышей. При плохой моторике дети неловко держат карандаш и ложку, не способны самостоятельно застегнуть пуговицу и шнуровать обувь. Им порой трудно работать с пазлами, собрать детали конструкции и т. д.

Также в отчете указывается цель деятельности, которая состоит в развитии координации рук и мелкой моторики. Задачи работы, которые также должны быть описаны в данном документе, состоят в улучшении этих способностей у ребенка.

Далее следует описание форм работы с детьми, а также использованных методов и приемов. Это могут быть физкультминутки и самомассаж кистей рук, лепка фигурок из пластилина и конструирование из бумаги, рисование по трафаретам и дидактические игры, обучение шнуровке и игры с мозаикой, пазлами и т. д.

В заключение отчета должен быть проведен анализ проделанной работы, указано на улучшение моторики у детей. Также должно быть разъяснено и то, что малыши научились лучше понимать явления, происходящие в окружающем мире, легче адаптируются в обществе и практической жизни и стали более уверенными в себе и самостоятельными.

Тема «Игра»

Данное направление самообразования позволяет более эффективно решать задачи по физическому здоровью дошкольников. И это является основной целью работы педагога.

Отчет по самообразованию воспитателя по игре должен содержать в себе планирование деятельности специалиста, которое осуществляется по следующим направлениям:

  • изучение специальной литературы;
  • проведение работы с детьми;
  • беседы с родителями;
  • самореализация.

Отчет воспитателя также должен включать в себя описание практической деятельности, проведенной с детьми в течение года. Это может быть:

  • спортивный праздник по тематике «Русские народные игры»;
  • выставка детских работ по теме «Любимые игры»;
  • открытый показ результатов образовательной деятельности;
  • беседа с родителями о роли подвижных игр в жизни ребенка и т. д.

В заключение отчета воспитатель должен указать на успехи физического развития детей, в числе которых улучшение их умения прыгать и бегать, лазить, кидать мяч и т. д.


Самообразование

« Подготовка старших дошкольников к школьному обучению»

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
(Венгер Л.А.)

Вопрос воспитания и обучения дошкольников является одним из наиболее важных и актуальных в психологии и педагогике. Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания. Поступление в школу - это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение в мир новых прав и обязанностей, новых разнообразных знаний, отношений со взрослыми и сверстниками.

Актуальность темы : поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.

Проблема подготовки детей к школе в условиях модернизации системы образования становится чрезвычайно актуальной. Педагоги и родители видят, насколько год от года усложняются требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению. За последние годы проводимая государством демографическая политика, меры, принимаемые по поддержке семей с детьми, привели к росту рождаемости. И как следствие, увеличилась потребность мест в детских дошкольных учреждениях, а соответственно подготовительных групп стало больше. В настоящее время все больше внимания уделяется подготовке детей к школе, причем осуществляется преемственность между детским садом и школой, что способствует более эффективному обучению дошкольников.

Проводя работу по самообразованию, я перед собой поставила следующие задачи:

1. Дать понятие "подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе" как психолого-педагогическая составляющая.

2 . Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

3. Изучить особенности психического и личностного развития детей 6-7 лет.

4. Выявить уровни подготовки старших дошкольников к школьному обучению.

5. Подобрать комплекс игр, направленных на формирование психологической готовности к школе.
Предполагаемый результат:

Исходя из поставленных целей и задач, мною была выдвинута следующая гипотеза : подготовка детей к школе – это процесс долгий и трудоемкий, и начинается он задолго до 1 сентября.

Если работа будет проводится систематически, в тандеме с учителем, логопедом, педагогами ДОУ, то готовность детей к школе будет сформирована к началу школьного обучения.
Для себя я выделили следующие этапы работы по этой теме:
1. Подбор и изучение методической литературы (сентябрь-ноябрь)

2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования (октябрь-май)

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику (сентябрь- май)

4. Представление опыта работы по теме (апрель - май).
Портрет будущего первоклассника предполагает наличие определённых качеств:

· стремление к общению со сверстниками;

· желание учиться;

· хорошее здоровье;

· эмоциональный настрой;

· грамотная речь, связное изложение своих мыслей;

· стремление к сотрудничеству со взрослыми;

· развитая произвольность поведения;

· любознательность и стремление к открытиям;

· хорошо сформированная координация движений и графических навыков.

Другими словами, у ребенка должны сформироваться базовые компетенции:

1. Коммуникативная

2. Креативная

3. Общекультурная

4. Функциональная

5. Организационная

6. Социальная

Все компетенции тесно связаны между собой.
Работу по данной теме я начала с анализа психолого- педагогической литературы.

Анализ психолого-педагогической литературы обнаруживает существование нескольких подходов к решению проблемы готовности к обучению в школе и нет целостного представления об общем состоянии готовности дошкольника к школе: разговор ведется лишь о разных ее компонентах. Однако общепризнанным является утверждение, что готовность к школьному обучению - системное многокомпонентное образование, в котором интегрируются различные свойства и способности детей. Так, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова указывают, что в современной психолого- педагогической литературе(А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Т. М. Лямина и т. д.) понятие готовность к школьному обучению определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в 2-х взаимосвязанных аспектах: как”общая, психологическая готовность” и как “специальная готовность к обучению в школе”.
Общая психологическая готовность выступает как важнейший итог длительной, целенаправленной воспитательно-образовательной работы детского сада по всестороннему воспитанию дошкольников и выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту поступления в школу.
Специальная готовность к школе является необходимым дополнением общей готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких специальных предметов как математика, русский язык и др.

В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами и др.
Хотя в теоретическом плане проблемой психологической готовности детей к обучению в школе в последние десятилетия занимались психологи, педагоги, гигиенисты, педиатры, как в нашей стране, так и за рубежом, единого и четкого определения понятия «психологическая готовность к школе» пока нет, равно как до конца не установлены надежные и наиболее информативные критерии этой готовности к систематическому школьному обучению.

Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости (которое можно рассматривать как синоним понятия психологической готовности) как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении», или как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». Что касается первого определения, то оно носит слишком общий характер , в частности, не ясно, что представляет собой «способность принимать участие в обучении». Второе определение также неудовлетворительно, т.к. в нем смешаны компоненты психологической готовности (мотивация, поведенческие характеристики) и педагогической подготовленности (умения, знания). Формальный уровень таких умений и навыков, как чтение, письмо, счет не есть признак психологической готовности к школе. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности, позволяющих усваивать школьную программу. Так же понятие «Психологическая готовность к школе» рассматривается как особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько: он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста.

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Ею занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься известные современные специалисты Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина и другие. Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников. В настоящее время отечественные психологи придерживаются точки зрения Л.А. Венгера, B.C. Мухиной, которые подчеркивают, что у ребенка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, т.е. психологических черт, свойственных школьнику, поскольку они, как и любые психические образования, складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы, т.е. учебной. Исходя из этого, Л.А. Венгер считает, что психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению. Поскольку в психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе, разные авторы (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, и др.) предлагают различные ее структуры.

Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят прежде всего из того, что она – многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стояла Л.И. Божович, которая выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Она указывала, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Эту точку зрения разделял А.В. Запорожец, включавший в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребенка , уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий. Н.Г. Салмина выделяет произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности. Кроме того, она обращает внимание на уровень сформированности семиотической (знаковой) функции как характеристику интеллектуального развития ребенка и личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Таким образом, психологическая готовность – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Существуют и другие подходы к определению структуры психологической готовности детей к школе. Например, Е.Е. Кравцова основной упор делает на роль общения в развитии ребенка и выделяет три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе. Уровень их развития определяет, по ее мнению, степень психологической готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Проблема школьной готовности в последнее время стала очень актуальной среди исследователей различных научных областей. Психологи, педагоги, физиологи изучают, обосновывают критерии готовности к школьному обучению, а также спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к данной проблеме можно объяснить тем, что готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки. Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению является актуальной, поэтому педагоги и психологи, а также учителя начальных классов уделяют ей большое внимание. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Старший дошкольный возраст - это возраст наибольших достижений ребенка. Активно развивается познавательный интерес к своему внутреннему миру и окружающему миру. В этот период ребенок уже умеет разыгрывать сложные сюжеты, привлекает большое количество участников. При этом игры могут продолжаться в течении длительного времени. В играх у дошкольника формируются устойчивые привязанности между детьми. Старшие дошкольники охотно вступают в диалог со взрослыми, обсуждая самые разные проблемы, что говорит об их расширяющимся сознании и готовности впитывать сведения. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. Ребенок проявляет первые шаги лидерства: придумывает игры с правилами, стремится самоутвердиться в коллективе, у него появляется мотивация на результат. Ребенок стремится быть самостоятельным, независимым, значимым, но не всегда ему хватает умений и навыков в выборе средств. В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей, которая становиться все более адекватной. Сравнивая себя окружающими детьми , ребенок более точно представляет себе свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.

Особенно важным аспектом развития дошкольника является формирование нравственных установок становление морального сознания. На моральное развитие влияют различные причины, но в качестве важнейшего выступает уровень мышления. В этот период мышление ребенка достигает высокого уровня, наиболее значимую роль играет образное и схематическое мышление. Он оказывается способным видеть весьма сложные взаимосвязи между различными явлениями.

Данный период является кризисным периодом. Очень часто в этот период возникают проблемы с эмоциональной сферой ребенка, появляются признаки тревожности, агрессивности, появляются проблемы в общении со сверстниками.

С одной стороны ребенок еще является дошкольником, а с другой - у него появляется потребность в новом социальном статусе. Именно в это время необходимо начинать готовить ребенка к поступлению в школу, формировать мотивацию к учебной деятельности, развивать коммуникативные навыки и работать над эмоционально-волевой сферой.

В возрасте 6-7 лет дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей. Таким образом, важнейшие достижения, происходящие с ребенком в старшем дошкольном возрасте, способствуют успешному дальнейшему обучению ребенка в школе.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе была направлена на решение трех основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. формирование положительного эмоционального отношения к школе ;
3. формирование опыта учебной деятельности.


п/п


Название мероприятия

Цель

Дата

1

Прогулка к зданию школы

Сформировать представления о Дне знаний. Рассказатьо том, кто такие школьники и почему они пришли первого сентября в школу. Вызвать интерес к обучению в школе.

Сентябрь 2016г.

2

Занятие «Создание лесной школы»

Выявление социальных представлений о школе.

Сентябрь 2016г.

3

Занятие «Школьные правила»

Снижение школьной тревожности, формирование позитивной модели поведения в реальной жизни.

Сентябрь 2016г.

4

Экскурсия в школу.

  • Сформировать представление о том,что такое учебный класс.Познакомить с учителем,вызвать интерес и эмоционально положительное отношение к его труду.

Сентябрь 2016г.

5

Рисование на тему «Я и моя школа»

Выявить первоначальный уровень знаний детей о школьной жизни,дать возможность выразить это в рисунках.

Октябрь 2016г.

6

Родительское собрание совместно с психологом школы «Скоро в первый класс»

Предоставить родителям информацию об особенностях готовности старшего дошкольника к школьному обучению,показать роль семьи в этом процессе; разработать рекомендации наиболее эффективного решения данной проблемы.

Октябрь 2016г.

8

«Интервью с первоклассником»

Уточнить знания детей о том,кто такой первоклассник,чем он занимается в школе,каковы его права и обязанности. Продолжать формировать положительное отношение к школьному обучению.

Октябрь 2016г.

9

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

В игре закреплять знания, полученные при посещении школы.Закреплять умение распределять роли,выстраивать сюжетные линии.

Ноябрь 2016г.

11

Знакомство с азбукой

(совместная деятельность с детьми)


Познакомить детей с самым первым в их жизни учебником,вызвать желание узнавать буквы,чтобы научиться читать.Развивать умение выделять звук из слова,определять его место в слове.

Ноябрь 2016г.

12

«Приз от Буратино»

(конкурс)


Расширять представления детей о школе. Упражнять в чтении отдельных слов, развивать фонематический слух,мелкую моторику, логическое мышление. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Декабрь 2016г.

13

«Приключения портфеля»

(сюжетно-ролевая игра)


Систематизировать знания детей о школе. Продолжать подготовку руки к письму. Развивать связную речь, образное и логическое мышление, память. Формировать дружеское отношение детей друг к другу.

Январь 2017г.

14

«На уроках»

(совместная деятельность)


Обобщить впечатления детей от бесед от школе. Вызвать интерес к школьным урокам. Развивать произвольное внимание, умение применять в решении игровой задачи ранее усвоенные знания. Формировать умение подчиняться правилам.

Февраль 2017г.

15

«Путешествие портфеля продолжается»

(сюжетно-ролевая игра)


Напомнить детям план школы. Развитие логического и образного мышления, воображения. Продолжать развивать навыки игры по правилам в команде.

Март 2017г.

16

Рисование «Я и моя школа»

Обобщить знания детей о школьной жизни. Дать выразить положительное отношение к обучению в школьных рисунках.

Апрель 2017г.

17

Повторное родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни»

Выявить уровень готовности семьи к обучению ребёнка в школе.

Май 2017г.

Имеющаяся игротека для самостоятельных игр способствует познавательному и математическому развитию ребенка, развивает логическое мышление. Для расширения возможности познать свою страну в группе есть флаг, герб и карта страны. Мозаика, различные конструкторы, сборные игрушки способствуют овладению детьми конструктивных умений и навыков. В математическом центре имеется в достаточном количестве комплекты цифр и знаков, рабочие математические тетради, наборы геометрических фигур. Таким образом, пространственно-игровая среда группы способствует всестороннему развитию детей и подготовке их к школьному обучению.

В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Развитие мелкой моторики способствует подготовки кисти к письму. Выполняя задания, дети не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки , но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными.

В группе перед детьми мною ставились собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом было важно обращать внимание ребенка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым я стимулировала интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, координированность их движений. Для развития мелкой моторики рук использовались следующие приемы и упражнения:

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- лепка из глины;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
- выполнение "закручивающих" движений (закручивание гаек в конструкторе);
- специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Опыт графических движений ребенок приобретал выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом велось обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. Работу по подготовки руки к письму с детьми ведется в течение всего учебного года в тетрадях со специально подобранными графическими упражнениями.. Если ребята изображали крупные фигуры, то я предлагала дополнительные задания: заштриховать рисунок косыми линиями, прямыми линиями, «вышивать» фигуру крестиком или просто раскрасить. При частом выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть карандашом. Если в начале учебного года были кривые, неточные, слабые линии, то к концу года – прямые, уверенные. У детей появилось устойчивое, сосредоточенное внимание. Все дети начали легко справляться с материалом и прекрасно его усваивали. При этом занятия вызывали у них огромный интерес.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного средства, вводила в несколько этапов:

1. Необходимо было сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания , словесные игры математического характера).

2. Необходимо было добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.

На первом этапе я предлагала детям логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточняла и закрепляла представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствовали развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Это такие игры, как «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше)заданного числа», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко», «Найди ошибки» и др. А вот игра «Да или нет?» давала возможность выполнить много разнообразных заданий. Я задавала детям вопросы, на которые можно было ответить только «да» или «нет». Любые другие слова, в качестве ответа означали, что ребёнок выбывает из игры. В игре использовала вопросы-ловушки, на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно в этом случае играющие должны были промолчать. Эта игра эффективно развивает у детей умение внимательно вслушиваться в вопрос, развивает сообразительность, логику мышления, а также умение точно выполнять игровые правила.

На повышение уровня психологической готовности детей дошкольного возраста к школе был составлен комплекс игр.

Людмила Рожкова
Отчет по самообразованию по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе»

Отчет по самообразованию

по за 2016- 2017 учебный год

Воспитатель : Рожкова Л. П.

Отчет по самообразованию

по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе за 2016- 2017 учебный год

Познавательно – исследовательская деятельность , это активность ребёнка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Дети с рождения являются пытливыми исследователями окружающего мира. В процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними дошкольники получают возможность удовлетворить любознательность (познавательный интерес , почувствовать себя учеными, первооткрывателями.

Познавательно-исследовательская деятельность в нашей группе проводится в течение года в соответствии с комплексно - тематическим планом.

Цель : помочь дошкольникам свободно ориентироваться, правильно по назначению использовать и ценить предметы материальной культуры, которые окружают их в повседневной жизни.

Задачи : Обогащать первичные представления детей о человеке, о растениях и животных, об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении.

Осуществление задач тесно связано с развитием сенсорных способностей, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Задачи решаются :

В совместной деятельности взрослого и детей

групповая ,

подгрупповая ,

Индивидуальная,

Образовательная деятельность в режимных моментах

с учетом интеграции образовательных областей.

В самостоятельной деятельности детей .

Во взаимодействии с родителями.

Формы и методы познавательно-исследовательской деятельности :

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность .

Наблюдение.

Экспериментирование.

Продуктивная деятельность .

Конструирование.

Развивающие игры.

Проблемные ситуации.

Создание коллекций.

Живая и неживая природа.

Эксперименты и опыты.

В процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность , т. к. постоянно возникает необходимость наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы.

Эксперименты и опыты с водой : Знакомились со свойствами воды.

«Пар – это тоже вода» , «Защитные свойства снега» , «Цветные шары» , «Цветные льдинки» , «Сокодвижение в стебле растения» , «Из стакана в стакан» .

Свойства воздуха. Прозрачность. Воздух есть внутри пустых предметов. «Волшебный стакан» Дело в давлении атмосферного воздуха. Давление воздуха на бумагу снаружи больше давления воды на нее изнутри стакана и, соответственно, не позволяет бумаге выпустить воду из емкости.

Магнит. Познакомили детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы.

Свойства соли. Выращивали кристаллы соли.

Богатейший материал для наблюдений и экспериментов – огород на подоконнике.

«Я – такой» – в течение года продолжали изучать свое тело. Изучали анализаторы - глаза, уши, нос, кожу. «Мои ушки» , «Мои глазки» , «Мои ручки» и т. д. Воспитывали бережное заботливое отношение к себе и другим людям.

Публикации по теме:

.

Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой.

Каждый ребенок моей группы вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу.

Познавательно-исследовательская деятельность педагога и детей в подготовительной к школе группе «Этот вкусный шоколад» Образовательная область: познавательное развитие. Основная деятельность: познавательно-исследовательская. Форма работы с детьми: решение.

Познавательно – исследовательская деятельность «Зимующие птицы» (старший дошкольный возраст). Конюшевич Л. С., воспитатель, МАДОУ «Детский.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Маленькие волшебники» Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и уметь делать выводы. Задачи:.