По а шипилову витя петухов. Липкая лента

Актерский состав фильма "Матильда" (2017г.) Из открытых источников

В Российской Федерации больше года пытаются запретить фильм о романтических взаимоотношениях наследника российского престола Николая Романова и балерины императорского театра Матильды Кшесинской. Картина стала предметом ожесточённой общественной полемики, породила множество угроз, судебные иски, а ближе к первой премьере - нападения на ее создателей. Сегодня стало известно, что ряд крупнейших кинотеатров страны таки начал отказываться от показов киноленты.

Имя ей "Матильда"

Речь идет об историческом драматическом фильме "Матильда", снятом студией "Рок" режиссера Алексея Учителя.

Работа над кинолентой началась в 2010 году с разработки сценария, автором которого стал известный российский писатель Александр Терехов, работающий в жанре мокументари, - и растянулась на шесть лет, съев бюджет в 25 млн долл., большинство из которых были израсходованы на декорации и костюмы.

Как известно, съёмки фильма проходили в Большом Екатерининском и в Александровском дворцах в Царском Селе, а также во Дворце Юсуповых, Елагином дворце и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Кроме того, для картины были построены декорации Успенского собора Кремля, Дворца на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Актерам подготовили около 5 тысяч костюмов, на создание которых ушло свыше 17 тонн ткани.

Сюжет киноленты прост - это история любви царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая ІІ и балерины императорского театра Матильды Кшесинской (с момента знакомства 22-летнего цесаревича и 18-летней танцовщицы в 1890 году и до момента коронации Николая с супругой Александрой Фёдоровной в 1896 году).


Представленные в трейлере фрагменты фильма говорят о том, что между Николаем II, его супругой и Матильдой Кшесинской возникает "любовный треугольник", в котором Николай и до, и после женитьбы мечется между объятиями Матильды и Александры, причем последняя изображена мстительной и завистливой особой, готовой с ножом броситься на соперницу.

Кстати о последней, изначально главную роль - балерины Матильды Кшесинской - должна была сыграть британская актриса Кира Найтли, однако ей пришлось отказаться от работы из-за беременности, а режиссер был вынужден искать замену.

Так исполнителями главных ролей киноленты стали польская актриса Михалина Ольшанская (Матильда Кшесинская), немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер (Николай Романов). Среди других звездных имен оказались Евгений Миронов, Ингеборг Дапкунайте, Данил Козловский и Григорий Добрыгин.

Фильм года превратился в скандал

Поначалу вестям о съемках исторического фильма о любви Романова в России не придали особого значения, но когда производство картины было в самом разгаре и начало подходить к финалу, посыпались возражения против съемок вплоть до полного запрета киноленты. Как оказалось, выпущенный в апреле 2016 года первый трейлер "Матильды" не понравился общественному движению "Царский крест". Участники увидели в кадрах еще незаконченного фильма "искажение исторических событий", а также "антироссийскую и антирелигиозную провокацию".

"В фильме "Матильда" царь Николай ІІ изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем ІІ была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая ІІ экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России", - заявили в организации и обратились к тогдашнему так называемому прокурору оккупированного Россией Крыма, а теперь депутату Госдумы РФ Наталье Поклонской.

Отметим, негативный показ образа канонизированного святого Николая II в РФ является нарушением статьи Уголовного кодекса о возбуждении ненависти (282 УК) и оскорблении чувств верующих (148 УК).

Поклонская несколько раз в 2016 году направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке фильма, однако правоохранительные органы нарушений не обнаружили.


Наталия Поклонская Из открытых источников

С того момента "бумажная" война между ней и режиссером киноленты Алексеем Учителем не прекращалась.

В январе текущего года Поклонская отправила еще один запрос в Генпрокуратуру РФ. На этот раз она попросила целиком проверить сценарий фильма и законность выделения на него бюджетных средств через государственный Фонд кино. Поклонская посчитала, что права Николая II нарушены сразу по четырем статьям УК (клевета, вторжение в частную жизнь, нарушение тайны переписки и неприкосновенности жилища).

Кроме этого, Поклонская инициировала создание экспертной комиссии для проверки картины. Выводы экспертов неутешительны. Их в апреле текущего года опубликовала сама депутат. "Фильм "Матильда" унижает православных", - главное утверждение комиссии. Они также были отправлены в прокуратуру, вместе с тысячами, по словам Поклонской, обращений оскорбленных картиной россиян.


Режисер фильма "Матильда (2017г.) Алексей Учитель Из открытых источников

В ответ на такие действия Учитель также отправил жалобу в Генпрокуратуру и попросил о защите от клеветы Поклонской. За картину вступились российские кинематографисты, а в Минкульте РФ заявили, что выводы экспертной комиссии не повлияют на прокат фильма.

Против "Матильды" церковь и активисты

Но не только Поклонская и "Царский крест". Негативно о фильме высказались также глава Патриаршего совета по культуре епископ Тихон (Шевкунов), который ознакомился со сценарием "Матильды", и митрополит Иларион (Алфеев), который одним из первых посмотрел фильм.

Как уверяют церковники, все отношения между Николаем и Матильдой, начавшиеся в 1890 году, в 1894 году были прекращены навсегда - с тех пор наедине они больше не встречались. То есть Николай ІІ никогда не изменял жене. А значит - картина бросает тень на канонизированного святого. Однако они не были против показов картины.


Кадры из фильма "Матильда" (2017г.) Из открытых источников

С таким подходом согласились не все церковные иерархи. Так, в июне 2017 года митрополит Сургутский Павел разослал клиру подведомственной епархии письмо, в котором благословил в июне - июле 2017 года провести сбор подписей за запрет производства и проката фильма и предписал до 1 августа 2017 года представить сведения об их количестве.

Параллельно с этим организация "Христианское государство - Святая Русь" направила в российские кинотеатры угрозы с требованием не показывать "Матильду". "Любой баннер, афиша, рекламная листовка с информацией о прокате фильма "Матильда" будет рассмотрена как ваше желание унизить святых православной церкви и провокация к "русскому майдану", - говорилось в их обращении.


Кадры из фильма "Матильда" (2017г.) Из открытых источников

Движение пригрозило сжигать такие кинотеатры.

В июле текущего года на матче "Спартак" - "Локомотив" болельщики развернули баннер "За веру, царя и отечество. Учитель, руки прочь от русского царя", а в августе в России началось молитвенное стояние против показа "Матильды" на экранах кинотеатров.

От угроз к действиям

Накануне стало известно, что кто-то сжег две машины рядом с офисом адвоката Алексея Учителя, разбросав рядом листовки со словами "за "Матильду" гореть". Несколькими днями ранее неизвестные попытались забросить бутылки с зажигательной смесью в окна петербургского здания, где находится студия Учителя, но не сумели.

В обоих случаях представители режиссера и он сам не исключали, что к поджогам могли быть причастны люди, вдохновившиеся критикой в адрес фильма со стороны депутата Натальи Поклонской.

Пресс-служба фильма распространила заявление Алексея Учителя, в котором он напрямую связал Поклонскую с организациями, которые стоят за нападками на фильм. Сама Поклонская заявила, что осуждает любые проявления насилия в адрес создателей фильма, и назвала поджог машин провокацией.

Примечательно, представители семьи Романовых назвали "Матильду" кощунством, однако выступили против запрета киноленты, поскольку, по их мнению, это лишь подогревает интерес к картине. Вдова племянника Николая ІІ подала иск против студии "Рок" для установление справедливости, но он не был принят на рассмотрение судом из-за ошибок.

В Кремле расценивают угрозы в адрес Учителя и кинотеатров как экстремистские и заявили, что режиссер действительно подвергается нападкам со стороны православных активистов. Власть потребовала должного расследования инцидентов от правоохранителей.

Где в РФ все же посмотрят "Матильду"

Вчера, 11 сентября, скандальный фильм имели возможность эксклюзивно посмотреть жители Владивостока. А вот официально премьера фильма назначена в России на 25 октября.

Ранее государственные прокатчики в некоторых регионах России заявили, что муниципальные кинотеатры не будут закупать фильм "Матильда" для проката. В Кемеровской области из 109 кинотеатров региона фильм не будут показывать в 88.

"Матильду" также нельзя будет посмотреть в государственных кинозалах Твери и Татарстана. В Ингушетии фильм не покажет один из двух кинотеатров региона "Дружба".

В Чечне жители сами не пойдут смотреть фильм Учителя, заявил глава республики Рамзан Кадыров. Он попросил министерство культуры не распространять прокатное удостоверение "Матильды" на территории Чечни.


Кадры из фильма "Матильда" (2017г.) Из открытых источников

В условиях отказа некоторых муниципальных кинотеатров от проката фильма ожидалось, что его будут показывать в коммерческих. Но сегодня сеть "Синема парк" и "Формула кино" - первый оператор таких кинотеатров, официально отказавшийся от проката фильма.

Отметим, в состав сети входит в общей сложности 75 кинотеатров в 28 городах России, в которых в общей сложности 624 зала. По данным самой сети, это значит, что почти каждый седьмой кинозал в России показывать "Матильду" не будет.

В сети кинотеатров "Пять звезд", "Киномакс", а также "Каро" пока нет решения по киноленте. На данный момент о прокате "Матильды" в России заявили в киносети "Люксор".

Скандал вокруг еще не вышедшего фильма о первой любви императора Николая II развернулась с новой силой. Чем же фильм, который находится еще в производстве, так возмущает общественность?

В центре сюжета исторической мелодрамы, как назвали жанр создатели, - любовь царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая II, и балерины Матильды Кшесинской. Романтические отношения длились недолго - до коронации его с будущей супругой Александрой Федеровной. Кстати, поговаривают, что у балерины и Николая II даже родилась дочь (!)

После связи с царевичем Николаем Александровичем была любовницей другого великого князя Сергея Михайловича, а позже вышла замуж за еще одного представителя царского дома - великого князя Андрея Романова. Воспитывала внебрачного сына. А после революции 1917 года навсегда покинула Россию. В Париже у нее была своя балетная школа.

Судьба Кшесинской сама по себе любопытна - она прожила долгую жизнь, почти сто лет. Она - прима-балерина императорских театров, влиятельная особа.

На роль главной героини пригласили польскую актрису Михалину Ольшанскую, императора Николая II сыграл немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер. Среди звездных имен: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

У Николая II и Матильды Кшесинской была дочь.

Картина между тем с первого дня была задумана как масштабная историческая реконструкция: были специально воссозданы Успенский собор, Дворец на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Съемки проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. На 5 тысяч костюмов ушло, по некоторой информации, 17 тонн ткани. А всего бюджет картины составляет 25 млн долларов.

С чего все началось?

О том, что режиссер Алексей Учитель в 2014 году приступил к съемкам исторического кино, было известно и ни у кого не вызывало протеста. А когда производство было в самом разгаре, если не сказать больше, общественность вдруг начала активно возражать против съемок, требуя полного запрета. Возможно, показался провокационным первый трейлер к фильму. Но с момента его появления посыпались жалобы. Среди главных инициаторов - общественное движение «Царский крест»:

«В фильме „Матильда“ царь Николай II изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем II была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая II экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России», - говорится в официальном заявлении общественников. И они обратились за поддержкой к Наталье Поклонской, теперь уже депутату Госдумы, а в то время прокурору Республики Крым.

Наталья Поклонская дважды направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке «Матильды» на экстремизм. Проверка не нашла нарушений. В 2016 году в интернете появилась петиция на сайте Change.org, цель которой - запретить фильм. «Содержание фильма является сознательной ложью» - говорится в ней.

«В истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами, - сказано в петиции. — Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем».

В конце января 2017 года по кинотеатрам страны были разосланы письма-жалобы. Наталья Поклонская отправила еще один депутатский запрос в Генеральную прокуратуру, чтобы проверить законность расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на создание фильма. А в апреле 2017 года - в экспертную комиссию, в составе докторов психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет, чтобы оценить сценарий и трейлеры фильма.

Члены комиссии усмотрели массу критических замечаний: от опять-таки морального облика русского царя до некрасивой внешности его возлюбленной. И вердикт прежний: в картине навязывается ложный образ святого Николая II, оскорбляются чувства верующих. Результаты экспертизы в очередной раз направлены в Генпрокуратуру.

Кто поддержал выход фильма?

Главная мысль, которая звучит у большинства деятелей культуры и чиновников, - преждевременно выносить мнение о фильме, который еще и не вышел. Но агрессивные нападки от общественных организаций тоже не могли остаться без внимания. Многие деятели культуры посчитали своим долгом выступить в поддержку картины: кинорежиссер Станислав Говорухин, председатель думского комитета по культуре, раскритиковал идею о проверке фильма, добавив, что такие инициативы надо прерывать на корню.

Открытое письмо написали более сорока российских кинематографистов, среди которых Павел Лунгин, Александр Прошкин, Александр Гельман, Виталий Манский, Андрей Смирнов и другие. Министр культуры Владимир Мединский, несколько раз бывавший на съемках картины, в эфире радио «Комсомольская правда» тоже поддержал «Матильду».

Наконец, комментарий по поводу ситуации вокруг премьеры дал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, оценивать фильм, который еще не готов, по меньшей мере, странно. «И потом, честно говоря, я, к сожалению, не располагаю информацией, какие именно эксперты оценивали фильм - эксперт эксперту рознь. Поэтому, не зная, кто именно оценивал фильм, в рамках каких полномочий, наверное, трудно о чем-то говорить», - заявил Песков.

А что говорят потомки царской династии Романовых?

Представители дома Романовых не солидарны в оценке еще не вышедшего фильма. Но идея фильма многим явно не пришлась по душе. Директор канцелярии Российского императорского дома Александр Закатов в эфире «Радио «Балтика» назвал «Матильду» низкопробной подделкой, которая не имеет ничего общего с реальными событиями: «Обсуждать личность даже святого человека, даже царя, вполне можно, но с какой целью? Чтобы показать в каком-то извращенном виде, чтобы заработать деньги на низких эмоциях и инстинктах? Это нехорошо».

Представитель объединения членов семьи Романовых (другая ветвь семьи) в России Иван Арцишевский считает, что в картине нет ничего обидного. «Николай II стал святым за мученическую смерть, а показать его человеком, я считаю, абсолютно нормально - это моя личная позиция», - рассказал Арцишевский ТАСС.

Создатели фильма устали от споров

Режиссер Алексей Учитель назвал дискуссию вокруг «Матильды» бесполезной и ненужной. «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», - заявил режиссер РИА Новости. «Выйдет фильм, все его посмотрят, и тогда только возможно его обсуждение».

Также считает и продюсер фильма Александр Достман: «Люди, которые не видели фильм, а его не видел никто, кроме рабочей группы, не могут делать никаких заключений - это смешно, кинокомедия какая-то, удивительная глупость. И еще удивительно то, что все идут у Натальи Поклонской на поводу, считаются с ее мнением, ей-то я уже перестал удивляться. Это фильм о красивой любви. Вне зависимости от того, царь Николай или не царь, он - человек, а человек, что, не может любить?».

По информации ТАСС, Константин Добрынин, адвокат режиссера Алексея Учителя, обратился в комиссию по этике Госдумы России с жалобой на деятельность депутата Натальи Поклонской, обосновав возможные нарушения правил депутатской этики, проявившиеся «в необоснованных обвинениях» Поклонской в адрес Учителя, а также в «использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям» в отношении создателей фильма «Матильда».

Когда премьера?

Премьера назначена на 26 октября 2017 года, она пройдет в Мариинском театре - там, где в начале XX века выступала главная героиня фильма Матильда Кшесинская. Кстати, музыкальным продюсером фильма стал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.


Фильм, который снимает известный режиссер Алексей Учитель ("Прогулка", "Портрет его жены"), рассказывает историю отношений будущего императора, а на тот момент цесаревича Николая Александровича Романова и прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской. Танцовщица с польской кровью своей красотой буквально свела с ума царского сына. С его стороны это была настоящая страсть от которой Николая заставили отказаться в обмен на корону. Хотя будущий император любил свою Матильду так, что готов был отказаться от престола.


Согласитесь, история, действительно заслуживающая внимания кинематографа. Под этот грандиозный проект государство выделило 25 миллионов долларов, большая часть из которых была израсходована на декорации и костюмы, а их было сшито более 5 тысяч. География съемок грандиозная: снимали во самых заповедных местах исторического Петербурга: в интерьерах Мариинского театра, Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах, - так что этот фильм уже одной своей картинкой - путеводитель по истории. Кроме того, для фильма были построены декорации Успенского собора, Дворца на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Ну, то есть масштабы всем понятны. Плюс саундтрек заказали моднейшему композитору Голливуда Марко Белами, а сыграл все-то, что написал голливудский итальянец, расширенный состав симфонического оркестра п/у Валерия Гергиева. Да, мы еще забыли сказать об актерах, во всех ролях кроме главных только самые модные фамилии, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов. В этот список, честное слово, просится имя Ходченковой, но каким-то чудом обошлись без нее.

А вот что касается исполнителя главной роли, тут создатели, как говориться, лоханулись. В погоне за актерской внешностью, максимально схожей с лицом Николая II, продюсеры утвердили на роль немецкого актера Ларса Айдингера. И надо ж такому случиться, что именно этот статный 39-летний красавец блондин в свое время умудрился сняться в порно-фильме, в частности, в арт-порно-картине Питера Гринуэя "Гольциус и Пеликанья компания" (2012), которая вроде и была снята метром на Библейские и античные сюжеты, но все равно, считается фильмом, который просто эротикой не назовешь. Ну, и началось.

"У Николая II и Матильды Кшесинской была дочь"

У грандиозного кинопроекта конечно же появились враги, например, в лице бывшей прокурорши Крыма и депутата Госдумы Натальи Поклонской. Подначиваемая представителями общественного движения "Царский крест", Поклонская обвинила картину в "искажении исторических событий" и "антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры" и уже отправила в Генпрокуратуру два запроса, чтобы соответствующие органы проверили, правильно ли создатели "Матильды" используют выделенные из бюджета средства, а заодно проверили сюжет на наличие в ней крамолы, порочащей память императорской семьи и чувства православных.

На эти действия Поклонской Глава комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин заметил, что такие инициативы следует "прерывать на корню", поскольку, во-первых, нельзя проверить то, чего еще нет (фильм-то до сих пор находится в процессе съемок), а, во-вторых, как сказал Говорухин, "непонятно, почему реальная история из жизни Николая Романова, который, кстати, был тогда еще только наследником трона, должна вызывать возмущение у определенных кругов и вытекать в подобные проверки". Тупиковым и неверным путем называют процесс травли фильма и священники, хотя при этом саму картину осуждают.

Потомки самой Матильды Кшесинской тоже никаких поводов для обращения в правоохранительные органы он не видят. Правнук балерины Константин Севенард заявил, что для этого пока оснований нет.

Никто фильм не видел. Мне говорить о том, что там есть несоответствия с историческими событиями сложно, - комментирует ситуацию г-н Севенард. - Николай Второй был близок с Матильдой Кшесинской - это известный доказанный факт. Тут оспаривать нечего. Мне не нравится, что фильм захватывает события с момента знакомства Кшесинской с Николаем и заканчивается его коронацией. История эта имеет большую протяжённость. Мы знаем, что у Матильды Феликсовны и Николая Второго родилась дочь в 1911 году. В нашей семье есть фотографии, подтверждающие это. Матильда получила титул Святейшей Княгини потом. Весной 1917 года она была посредником между Николаем Вторым и Временным Правительством. Она пыталась спасти Царскую семью.

На днях режиссер фильма "Матильда" Алексей Учитель, наконец, отреагировал на нападки недовольных православных россиян. Хотя, сдается, проблему он оценил по достоинству слишком поздно. Учитель заявил, что создатели фильма готовят два письма в Генеральную прокуратуру - одно по поводу самой Поклонской, а другое, по поводу людей, которые рассылают в кинотеатры письма с призывом отказаться от проката фильма.

В общем, скандал не шуточный. И опасения, что 25 миллионов бюджетных денег ухнут в бездну есть и очень большие. Мы уже не говорим про труд тысяч людей, приложивших к этому фильму свои усилия, - кто его и когда ценил. Понятно лишь одно, премьера фильма недавно была перенесена на 25 октября, так что у обеих сторон есть время для маневров.

Алексей Учитель в центре

«Матильда»

Я снимаю не биографию Матильды Кшесинской. Мой первый игровой фильм «Мания Жизели», выпущенный в 1995 году, был как раз в чистом виде байопиком другой балерины, Ольги Спесивцевой. У«Матильды» же другой жанр, это лирический рассказ о том, как маленькая женщина могла существенно повлиять на судьбу России. Трудно в это поверить, но ведь мы были в шаге от того, чтобы все сложилось совсем иначе. Есть целый ряд мистических и загадочных происшествий, которые повлияли на ход исторических событий. Например, показанное в фильме крушение царского поезда под Харьковом. Десятки людей погибли, были ранены, состав разметало по железнодорожной насыпи, но ни один член царской семьи не пострадал. Александр III руками удерживал крышу искореженного вагона, давая возможность выбраться жене и детям. Однако именно тогда он повредил себе почку, что повлекло за собой смерть императора в возрасте сорока девяти лет.

Это фильм об искренней и взаимной любви будущего императора Николая II и Матильды Кшесинской на фоне бурных исторических событий. Меня сейчас очень интересует фигура последнего самодержца. При подготовке к фильму я прочитал об этом человеке массу исторических документов, мемуаров, и на мой взгляд, его очень часто понимают у нас неправильно, как слабовольного монарха, который погубил Россию. Не все так. Он не очень хотел принимать власть, но когда за нее взялся, то к 1913 году сделал Россию первой в Европе по всем экономическим показателям, не говоря уже о развитии искусства и культуры, — страна тогда была самой сильной за все годы своего существования. По моим ощущениям, он был человеком внешне не властным, мог говорить тихо, но очень правильно подбирал людей. У него был один недостаток: на него действительно влияли женщины, в частности императрица Александра Федоровна. Вплоть до свадьбы, даже до момента коронации Николай II разрывался между двумя женщинами. Фильм и об этом — о ситуации, когда долг побеждает, а любовь остается в стороне. Мы снимаем художественный фильм и не ставили перед собой задачи восстановить историческую справедливость, но надеюсь, мой личный взгляд на личность императора будет интересен зрителю.

Кшесинская действительно была первой русской балериной, которая сделала тридцать два фуэте. Но нельзя сказать, чтобы она была невероятной красавицей — Матильда Феликсовна безумно притягивала своим обаянием и энергетикой. Наследнику Николаю Александровичу, человеку, в общем-то, закомплексованному и зажатому, она помогла раскрепоститься — он обрел и внутреннюю, и внешнюю свободу. Помимо двух этих главных героев и невесты императора Аликс в фильме есть еще одно важное действующее лицо, офицер Воронцов, которого играет Данила Козловский. Это на самом деле существовавший человек, которого любовь к Матильде Кшесинской свела с ума: он был настолько одержим ею, что пытался повеситься, вынашивал планы нападения на Николая II. Его присутствие придаст фильму оттенок триллера.

Помимо масштабных сцен, катастроф, большого количества костюмов мы показываем с неожиданной стороны то время: в России уже тогда носили джинсы, ездили на мотоциклах, катались на роликовых коньках. Николай II был фанатом фотографии и кинематографа, у него у первого в России появились компактная фотокамера и кинопроектор, ручку которого царь крутил сам,— он безумно любил смотреть фильмы, и мы это в картине показываем.

Я очень долго не мог найти актрису на главную роль, пробовались актрисы и знаменитые, и менее известные, искали по всей стране и далеко за ее пределами. В результате исполнительница нашлась, но в силу некоторых причин мы до сих пор не раскрываем имя главной актрисы «Матильды» — все это породило волну слухов, вплоть до анекдотических.

Перед началом съемок мы устроили конкурс синопсисов, в котором участвовали двенадцать авторов, и все толкали действие в сторону байопика, мне же хотелось какой-то необычной по жанру истории. И такая обнаружилась в сценарной заявке писателя Александра Терехова: на нескольких страницах у него было сразу множество вбросов отдельных сцен из будущего фильма, написанных очень необычным языком и при этом чрезвычайно зримо. Работать с талантливым писателем мне всегда интересно: проще увидеть сцену, когда она написана не просто технично, но еще и мастерским слогом. С Александром взаимодействовать было легко, при том что это будет его дебют в качестве сценариста.

Всю хореографию в нашем фильме ставит Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета. Я рассматривал разные кандидатуры, но сделал выбор, когда увидел поставленный Алексеем потрясающий балет на музыку Адана «Голубая птица и принцесса Флорина», который невероятно тонко воссоздает атмосферу конца XIX века. Около семидесяти артистов этого театра и учащихся Пермского хореографического училища приезжали к нам на съемки. Когда вы видите на сцене полсотни балерин с горящими внутри пачек лампочками, это даже на современного зрителя производит впечатление и при этом все исторически достоверно: такие костюмы в то время уже были, а сейчас их воспроизвела наш художник Надежда Васильева.

Нет практически ни одного дворца в Петербурге, кроме Зимнего, где бы не снимали: Екатерининский, Елагин, Юсуповский, Александровский в Царском Селе. Роль апартаментов Кшесинской играет найденная нами реально существующая квартира на Загородном проспекте — ее хозяева превратили свое жилье в музей быта рубежа XIX-XX веков.

В Большом театре в Москве мы снимали всего один день, зато Александринский и Мариинский театры проявили особую щедрость — Мариинку мы вообще получили целиком в свое распоряжение на восемь дней во время отпуска труппы, и это первый подобный случай за все годы существования театра. Валерий Гергиев является музыкальным руководителем картины, а Мариинский театр — партнером в создании фильма. Впереди у нас съемка этим летом еще трех больших эпизодов на натуре, в частности давки на Ходынском поле — строим для этого декорации под Петербургом, — а к весне следующего года фильм должен быть готов.

Выход на экраны фильма Алексея Учителя "Матильда", главного генератора хайпа и антихайпа, постоянно подогревается новыми скандалами, абсурдными новостями и нелепыми заявлениями. Как безобидная, но очень дорогая (бюджет 25 000 000$) мелодрама стала главным событием 2017 года?


Осенью 2014 года российские СМИ опубликовали первые кадры со съемочной площадки фильма. Создатели похвастались детально воссозданной копией Успенского собора Московского кремля, пышностью декораций, количеством шикарных костюмов, бутафорских украшений. Эти фото продемонстрировали общественности, что выделенные государством деньги не разворованы, а пошли на дворцовую позолоту и соболиные мантии для царской семьи.


"В фильме два главных героя, и фигура императора для меня не менее интересна. Скажем так: это своеобразная попытка создать его образ более исторически справедливым. Я категорически не согласен, что Николай II был безвольным, слабым человеком, погубившим Россию. Почитайте литературу, воспоминания современников, мемуары - он был безумно интересный, талантливый, интеллигентный человек, и Российская империя достигла при нем небывалого процветания", - это говорил Алексей Учитель о фигуре царя в "Матильде" в 2014 году.


Имя исполнительницы заглавной роли держали в строжайшей тайне до апреля 2016 года. Такой вот пиар-ход (знали бы продюсеры тогда, какой пиар им еще предстоит). На Каннском кинофестивале во время презентации сериальной версии фильма объявили имя киношной Матильды - ей оказалась польская актриса Михалина Ольшанска. Говорят, что Кире Найтли так понравился сценарий, что она согласилась играть Кшессинскую, но потом забеременела и выбыла из проекта.


Через несколько дней после презентации в Каннах в сети опубликовали первый трейлер картины. Уже по первому ролику видно, что фильм - развесистая "клюква", а к "исторической справедливости" вряд ли имеет какое-то отношение. Это такая мелодраматическая фантазия Алексея Учителя об отношениях последнего русского царя и балерины. В трейлере царь с балериной скидывают одежду совсем как в клипе группы "Звери", золотые буквы во весь экран под эпичную музыку провозглашают "Матильду" "ГЛАВНЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ БЛОКБАСТЕРОМ ГОДА" (очень дурной знак: предыдущим главным фильмом года были "Утомленные солнцем 2", они же и "Великий фильм о великой войне"), а завершается ролик фразой: "Ты - царь. Ты имеешь право на все (пауза), кроме любви". И вот тут на арену выходит депутат Наталья Поклонская. Сигналом для нее послужила сцена, где у Матильды отрывается бретелька, оголяя левую грудь балерины, а шокированный император в этот момент от колоссального возбуждения роняет театральный бинокль.



Публичный ответ заявителям, которые обращались на мое имя по поводу фильма «Матильда» https://t.co/c6JHCiVFWP pic.twitter.com/mNqIqllnWW— Наталья Поклонская (@PoklonskayaNV) April 17, 2017



17 апреля 2016 года Поклонская направила первый запрос в прокуратуру по просьбе оскорбленных трейлером граждан (около 30 тысяч). Лет 10 назад такая новость показалась бы нам бредом, но сейчас это уже в порядке вещей.


В Екатеринбурге ко мне обратились десятки людей, которые добиваются недопущения осквернений Святынь фильмом Матильда https://t.co/77cD5CTvSJ pic.twitter.com/Z8D0Wknpik— Наталья Поклонская (@PoklonskayaNV) July 19, 2017



В публичном ответе заявителям на обращения по фильму "Матильда" приведены выдержки из экспертиз, проведенных по запросу депутата. Именно в этом документе исполнитель роли царя Ларс Айдингер назван "актером с порно-амплуа". Еще там говорится о том, что создатели фильма представили Николая II "как неадекватного и нравственно растленного человека", а образ Александры Федоровны "не соответствует исторической действительности". В завершении фраза: "Художественное творчество не существует в отрыве от общества и не может быть абсолютно свободным ".


И понеслось... Молитвенные стояния, петиции, повторные проверки в прокуратуре. Поклонская даже обвинила Учителя в нарушении неприкосновенности частной жизни последнего русского царя. Тем не менее прокатное удостоверение картине выдали.


Скандал продолжается уже полтора года. Еще даже не фильм, а всего лишь трейлер показал, какие монстры таятся в российском обществе. Угрозы фанатиков стали реальностью: поджог кинотеатра в Екатеринбурге, сожжение автомобилей у офиса Алексея Учителя. Две крупнейшие сети кинотеатров уже отказались прокатывать картину, а лидер "Христианского государства" совсем недавно заявил о выходе фильма следующее: "...каждый день будет так: покажут фильм в кинотеатре, завтра он сгорит; покажут фильм в другом кинотеатре - и он сгорит".​ А это уже совсем не смешно.


Благодаря стихийному "кровавому пиару" билеты на предпремьерные показы "Матильды" во Владивостоке 11 сентября раскупили менее чем за сутки и, несмотря на отрицательные отзывы первых зрителей, желающих составить свое мнение о скандальной картине все больше. По просьбе режиссера во время сеансов во Владивостоке дежурили полицейские.


Реакция первых зрителей, посмотревших фильм во Владивостоке



Ну разве что Николай тут тюфяк и нифига не умеет в царствование. Как и в реальности, папаумч!!!— Ацтек (@Aztek_Blind) September 11, 2017



Учитель и Минкультуры не собираются сдаваться, а цирк вокруг фильма не собирается утихать: 14 сентября митрополит Волоколамский Илларион, посмотревший киноленту, сказал, что императрица в фильме "истеричная ведьма", а 11 сентября вдова племянника Николая II подала иск на создателей "Матильды" о защите чести и достоинства.


Кстати, на основе истории вокруг "Матильды" можно сделать очень интересный фильм. И давайте не будем забывать, что "Матильда" всего лишь мелодрама, возможно, дурновкусная, художественный вымысел, не претендующий на историческую достоверность. Печально, что самое заметное событие 100-летия Революции 1917 года, это - обсуждение с пеной у рта романтических отношений царя и балерины.


Со всеми этими балеринам с голой грудью мы стали забывать, как выглядит настоящая Матильда.


"Матильда" (1996) по роману Роальда Даля.

Зрителям свой фильм "Матильда". Среди зрителей на премьере были чиновники, артисты, бизнесмены и руководители музеев, в которых проводились съемки.

Еще задолго до своего выхода "Матильда" стала предметом дискуссий, а в последнее время - поводом для откровенного экстремизма со стороны противников ленты. ТАСС рассказывает о хронологии развития ситуации вокруг фильма.

О чем фильм

Фильм "Матильда" рассказывает об отношениях последнего русского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. В картине отражены реальные события, в том числе крушение царского поезда в Борках, коронация в Успенском соборе, трагедия на Ходынском поле в Москве.

Готовясь к съемкам фильма, Алексей Учитель на протяжении нескольких лет изучал сотни документов, связанных с жизнью последнего русского императора. Съемки велись в интерьерах дворцов и соборов Санкт-Петербурга и Москвы, Мариинского и Большого театров.

Для исторической постановки было изготовлено 7 тыс. костюмов. В съемках эпизодов коронации участвовало более 500 человек, драмы на Ходынке - свыше 2 тыс. статистов. Бюджет картины не разглашается. Автор сценария - писатель Александр Терехов, лауреат премии "Национальный бестселлер".

В чем суть конфликта

2 ноября 2016 года стало известно, что депутат Госдумы, экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская направила запрос генпрокурору РФ Юрию Чайке с просьбой проверить фильм "Матильда".

Она пояснила, что к ней как к депутату обратились десятки граждан. Речь идет как о коллективном обращении от общественного объединения "Царский крест", так и об индивидуальных письмах, сказала политик. В них граждане, в частности, жаловались, что данный фильм оскорбляет их религиозные чувства.

Кроме того, организация "Христианское государство - Святая Русь" направила в кинотеатры письма с призывом не допустить показа фильма.

Режиссер "Матильды" в свою очередь рассказал ТАСС, что прокуратура уже проверяла материалы киноленты и никаких нарушений не выявила .

Позднее, 28 ноября, режиссер выразил мнение, что против "Матильды" выступали активисты из липовых общественных организаций. "К сожалению, эти люди очень агрессивны, я опасаюсь провокаций после выхода фильма на экраны, они врываются в театры, на выставки, что им мешает ворваться и в кинотеатр?" - отмечал режиссер.

Развитие истории

17 апреля Поклонская направила в Генпрокуратуру РФ депутатский запрос с отрицательным заключением экспертизы фильма "Матильда", сделанной по ее заказу. "Комиссия заключает, что созданный в фильме "Матильда" образ канонизированного Русской православной церковью Российского императора Николая II не может не оскорблять религиозные чувства и не унижать человеческое достоинство значительной части православных христиан", - говорится в документе. При этом Поклонская признала, что экспертиза сделана на основе чтения сценария фильма и просмотра двухминутного трейлера картины.

В Минкультуры заявили, что ведомство не будет учитывать эту экспертизу при выдаче разрешения на прокат. Наконец, 25 мая полиция пришла с проверкой в кинокомпанию Алексея Учителя. Запрос о проверке по налоговым преступлениям направила Наталья Поклонская.

Между тем Алексей Учитель направил в Генпрокуратуру два заявления , касающиеся Натальи Поклонской и руководства организации "Христианское государство - Святая Русь". В первом заявлении он попросил "оградить коллектив фильма, работников прокатных организаций от дальнейших угроз, иных противоправных действий лиц экстремистской направленности, как и от публично распространяемых клеветнических измышлений собственно госпожи Поклонской". Во втором - проверить организацию на экстремизм.

10 августа фильм "Матильда" получил прокатное удостоверение. Картине была присвоена категория "16+". В Министерстве культуры подчеркнули, что за субъектами остается право на ограничение показа ленты на их территории.

Обострение ситуации

31 августа здание в Петербурге, где находится киностудия Учителя, забросали бутылками . А 4 сентября мужчина протаранил на машине фасад кинотеатра "Космос" в Екатеринбурге. Депутаты Госдумы связали эти события с ситуацией вокруг "Матильды" и попросили ФСБ и МВД проверить противников фильма на экстремизм.

11 сентября неизвестные подожгли около офиса адвоката режиссера Константина Добрынина две машины. Добрынин рассказал, что рядом со сгоревшими автомобилями были разбросаны листовки со словами "За Матильду гореть". Спустя день "Формула кино" и "Синема парк" заявили о решении не показывать фильм "Матильда". Руководство объединенной сети кинотеатров объяснило это беспокойством из-за угрозы безопасности зрителей.

Подозреваемые в поджоге машин вскоре были арестованы и по решению суда заключены под стражу. Ими оказались активисты организации "Христианское государство - Святая Русь" Александр Калинин, Александр Баянов и Денис Манталуц. Позднее стало известно , что Калинин был судим в Норильске за убийство.

После ареста православных активистов Учитель призвал киносети, которые ранее отказались от проката "Матильды", пересмотреть свое решение. 13 октября "Синема Парк" и "Формула Кино" согласились вернуть фильм в репертуар своих кинотеатров.

В тот же день представители культурных учреждений Крыма сообщили о том, что "Матильду" покажут в двух кинотеатрах Симферополя, а также трех кинотеатрах Севастополя.

Реакции

"Я хочу вас поздравить. У нас в России появился замечательный, красивый, прекрасно сыгранный и хорошо поставленный фильм. Я не поклонница Николая II, но после просмотра фильма я стала лучше к нему относиться", - заявила первый зампред комитета Госдумы РФ по культуре Елена Драпеко 28 сентября после закрытого показа "Матильды" в стенах парламента. Позитивно оценили фильм и ряд других депутатов.

Комитет Госдумы по культуре после просмотра выпустил заявление. "Особо хотим подчеркнуть, что фильм не содержит никаких материалов, нарушающих российское законодательство, в том числе законодательство, направленное на защиту нравственности и чувств верующих, - отметили парламентарии. - Считаем, что широкий кинотеатральный прокат фильма вызовет дополнительный интерес к страницам истории нашей страны".

Ситуацию вокруг фильма неоднократно комментировали политики и кинематографисты.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков считает , что экстремистские выходки по отношению к авторам и создателям фильма Алексея Учителя "Матильда" - это повод для расследования правоохранительными органами. Позднее он сказал , что Кремль не видит смысла давать дополнительные указания правоохранителям в связи с выходом в прокат "Матильды".

До премьеры нового фильма Алексея Учителя еще больше трёх месяцев, но он уже успел заработать звание, пожалуй, самой скандальной российской картины последних десятилетий. Чем же фильм, который рассказывает о первой любви императора Николая II, так возмутил общественность

Кадр из фильма «Матильда»

В центре сюжета любовные отношения царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Однако их отношения длились сравнительно недолго – а именно, до коронации его с будущей супругой Александрой Федеровной. Ходят слухи, что у балерины и Николая II даже родилась дочь.

После отношений с царевичем Николаем Александровичем Матильда была любовницей другого великого князя Сергея Михайловича, а позже вышла замуж за еще одного представителя царского дома – великого князя Андрея Романова. Всё это время она успешно воспитывала внебрачного сына. После революции 1917 года навсегда покинула Россию.


Молодой Николай II с Матильдой Кшесинской

Судьба Кшесинской, как и ее биография, очень насыщены и любопытны. Родившись в Петербурге, она была прима-балериной императорских театров и просто влиятельной особой, в которую легко влюблялись властные мужчины из знатных родов. На роль главной героини Алексей Учитель пригласил польскую актрису Михалину Ольшанскую, императора Николая II сыграл немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер. Среди звездных имен, знакомых уху российского зрителя: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

Картина изначально задумывалась и позиционировалась Учителем как масштабная историческая реконструкция: специально для съемок были кропотливо воссозданы Успенский собор того времени, Дворец на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Съемки по большей части проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. Бюджет картины составляет 25 млн долларов, что для российского кино просто огромная сумма.

С чего (или кого) начались протесты против картины

Алексей Учитель приступил к съемкам исторической драмы еще в 2014 году, и тогда все ждали только подробностей о новом творении именитого режиссера. Когда же производство фильма подошло к логическому завершению, общественность неожиданно захлестнула волна агрессивных возражений и требований запрета показа фильма и даже завершения его производства. Возможно, всему виной стал первый трейлер к фильму, который мог показаться несколько провокационным - именно с момента его появления и посыпались жалобы.

Среди главных недовольных были члены общественного движения «Царский крест», которые активно выступали с обвинениями Учителя и его картины в клевете царя Николая II и его царского рода. Именно с них и начался масштабный «флешмоб» против выпуска фильма. «Царский крест» обратился за поддержкой к депутату Госдумы Наталье Поклонской, и тогда скандал получил действительно широкую огласку.

«В фильме „Матильда“ царь Николай II изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем II была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая II экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России», – говорится в официальном заявлении общественников.


Наталья Поклонская. Фото: lenta.ru

Наталья Поклонская, в свою очередь, вполне ожидаемо встала на сторону «Царского креста» и дважды направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке «Матильды» на экстремизм. Однако в обоих случаях проверка не нашла нарушений. В 2016 году к протестам подключился и рунет - на сайте Change.org появилась петиция за запрет фильма в России.


Кадр из фильма «Матильда»

Однако Поклонская не остановилась и на этом - в конце января 2017 ей был отправлен депутатский запрос в Генеральную прокуратуру с целью проверки законности расходования средств, выделенных «Фондом кино» на создание картины. Очевидно, что Поклонская захотела снять фильм с проката иными способами - а тот факт, что ежегодно в России выходят десятки откровенно провальных и финансируемых «Фондом кино» второсортных блокбастеров-пародий, депутата, видимо, не волнует.

Но и это не было концом эпопеи - уже в апреле письмо было направлено в экспертную комиссию для оценки сценария и трейлера фильма. Члены комиссии вполне ожидаемо усмотрели в них массу критических замечаний: от морального облика царя до некрасивой и «нечестной» внешности его возлюбленной. Вердикт комиссии не заставил себя ждать: в фильме изображается ложный образ святого Николая II, а также оскорбляются чувства верующих. Результаты снова были отосланы в Генпрокуратуру.


Кадр из фильма «Матильда»

Недовольство растёт и по сей день - так, буквально вчера в СМИ появились сообщения о том, что глава Чеченской республики Рамзан Кадыров направил обращение российскому министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой не показывать в республике фильм Алексея Учителя «Матильда». В тексте обращения отмечается, что такое решение было принято после ознакомления с информацией, полученной от Натальи Поклонской, о многотысячных заявлениях православных и мусульман об оскорблении религиозных чувств верующих сюжетной линией фильма.

Кто поддержал прокат «Матильды»

Разумеется, подобный скандал привлекает к себе внимание общественности особенно если речь идет о фильме. Многие кинокритики и поклонники творчества Учителя говорят, что преждевременно выносить мнение о фильме, который еще не вышел. Деятели культуры посчитали своим долгом выступить в поддержку картины: кинорежиссер Станислав Говорухин, председатель думского комитета по культуре, раскритиковал идею о проверке фильма, добавив, что такие инициативы надо прерывать на корню.

В ответ на многочисленные нападки открытое письмо написали более сорока российских кинематографистов, среди которых Павел Лунгин, Александр Прошкин, Александр Гельман, Виталий Манский, Андрей Смирнов и другие. Примечательно, что министр культуры Владимир Мединский, несколько раз лично посещавший съемки картины, тоже поддержал «Матильду».


Кадр из фильма «Матильда»

Что думает Алексей Учитель

Режиссер «Матильды» назвал дискуссию вокруг его новой картины бесполезной и ненужной.

«Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», – заявил режиссер. «Выйдет фильм, все его посмотрят, и тогда только возможно его обсуждение».

Также считает и продюсер фильма Александр Достман: «Люди, которые не видели фильм, а его не видел никто, кроме рабочей группы, не могут делать никаких заключений – это смешно, кинокомедия какая-то, удивительная глупость. И еще удивительно то, что все идут у Натальи Поклонской на поводу, считаются с ее мнением, ей-то я уже перестал удивляться. Это фильм о красивой любви. Вне зависимости от того, царь Николай или не царь, он – человек, а человек, что, не может любить?».

Кстати, Константин Добрынин, адвокат режиссера Алексея Учителя, обратился в комиссию по этике Госдумы России с ответной жалобой на деятельность депутата Натальи Поклонской. Он заявляет о «необоснованных обвинениях» Поклонской в адрес Учителя, а также в «использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям» в отношении создателей фильма «Матильда». Таким образом, между Поклонской и Учителем вспыхнула настоящая гражданская война. Лишь одно остаётся ясным в данной ситуации - несмотря на все скандалы вокруг картины, премьера фильма состоится в запланированную дату.

Когда фильм выйдет на экраны кинотеатров

Премьера назначена на 26 октября 2017 года, она пройдет в Мариинском театре – там, где в начале XX века выступала главная героиня фильма Матильда Кшесинская. Музыкальным продюсером фильма стал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.