Подробная ташара спутниковая карта. Крестьянские жилища и усадьбы села Ташара: следы былой традиции
Карта Ташара
Справочная информация о Ташара закроется автоматически через несколько секунд
СелоТашара
|
Ташара - село в Мошковском районе Новосибирской области. Входит в Ташаринский сельсовет. Расположено в 90 км от областного центра города Новосибирска и в 30 км от районного центра Мошково на берегу реки Обь. село окружено смешанным лесом. По данным 1996 года население села насчитывало 3913 человек.
Огромных промышленных компаний нет. Есть детский сад , средняя общеобразовательная школа, вечерняя школа, больница, пожарная часть, почта, 2 дома культуры, фирмы ЖКХ, АТС на 500 номеров и огромное колличество магазинов. Ведется постройка церкви. Еще в селе действует деревообрабатывающий цех и перевалочный пункт ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство».
История
Современный вид части Московско-Сибирского тракта меж деревнями Ташара и Умрева
Село возникло во 2-ой половине XVIII века на Московско-Сибирском тракте недалеко от Умревинского острога. Как и практически все другие деревни возле Столичного тракта, Ташара базирована переселенцами из Европейской части Русской Федерации. Представители различных национальностей мигрировали в Сибирь постепенно заселяя местность вдоль тракта. Дорога играла совсем огромную роль в жизни таких как Ташара поселений, из за этого утрата Московско-Сибирским трактом своей значимости в последствии строй работ Западно-Сибирской металлической дороги дурно сказалось на развитии деревень и сёл, расположенных вдоль него.
До 1917 года жители села занимались сельским хозяйством, исполняли ямскую повинность и в зимнее время заготавливали дрова для пароходов, ходивших по реке Обь.
В 1950-х годах было начато стройку лесоперерабатывающего комбината НЛПК-2, а вместе с ним встал вопрос о строительстве жд ветки до села. Сначало рассматривалось 2 напревления, Станционно-Ояшинский - Ташара и Мошково - Ташара. В итоге было выбрано 2-ое направление и в 1956 году начато проектирование, а осенью 1962 года стройку было завершено. Протяженность жд ветки составила 32 км. 1-ый груз леса был перевезен осенью 1963 года. В 1967 году был пущен еще и пассажирский поезд. Пик перевозок был зафиксирован в 1968 году. Во времена перестройки комбинат НЛПК-2 вместе с металлической дорогой пришли в упадок, а в 2002 году был начат разбор жд полотна. К 2005 году насыпь бывшей металлической дороги местами практически полностью заросла, на некоторых участках встречаются остатки шпал. Здание станции в селе Ташара применяется под магазин.
Население
Примечания
- ^ Сельсоветы Мошковского района на сайте Законодательного собрания Новосибирской области
- ^ ТУАД НСО
- ^1 2 3 Ташаринский сельский филиал Мошковской центральной сельской библиотечной системы
- ^ С.Болтенко «История ветки Мошково-Ташара»
- Населённые пункты по алфавиту
- Населённые пункты Мошковского района Новосибирской области
- Статьи о населённых пт без категории в справочнике 24map
Особое место среди культурных ценностей русского народа занимают памятники народной архитектуры. В архитектуре воплощены не только эстетические и идеологические представления определенной эпохи, но и свойственный этой эпохе уровень материальной культуры, накопленный народом трудовой опыт .
Исторически сложилось так, что Россия - это огромная страна с разными условиями проживания, в ее регионах можно проследить разные особенности устройства русского крестьянского жилища. В XIX - первой половине XX в. уже существовали основные типы крестьянского жилища русских. С одной стороны, традиционное жилище русских объединялось рядом общих черт, иные из которых уходят своими корнями ко времени существования древнерусской народности.
С другой стороны, разнообразная природа России, различные социальные, экономические и исторические условия способствовали созданию разных типов жилища, закрепленных на той или иной территории определенной местной традицией .
Проведенное мною исследование было посвящено изучению конструкции крестьянских жилищ села Ташара, находящегося в Верхнем Приобье, в Мошковском районе Новосибирской области. Примечательно, что это село находится в нескольких километрах от места былого расположения Умревинского острога - первого пункта российской государственности на нынешней территории Новосибирской области .
Русская деревня Ташара была основана во второй половине XVIII века на Московско-Сибирском тракте отнюдь не на пустом месте - первоначально здесь располагалось татарское поселение. Как и многие другие деревни возле тракта, Ташару основали переселенцы из европейской части России.
В XVIII - первой половине XIX века представители различных национальностей, мигрировавшие в Сибирь, постепенно заселяли местность вдоль тракта, но большинство из них были русскими из северных губерний . Во второй половине XIX - первой трети XX века на ведущее место в переселенческом потоке вышли жители центральных черноземных и южных, в том числе украинских, губерний.
Задача моей работы заключалась в том, чтобы выяснить сравнительную степень распространенности северорусских и южнорусских традиций в конструкции русских крестьянских жилищ села Ташара.
Этнографы различают южнорусскую и северорусскую архитектурную традицию. Для южнорусской строительной традиции характерно преобладание построек, напоминающих низкие украинские хаты - глинобитные и каркасные, обмазанные глиной, побеленные снаружи, продолговатые в плане, без подклета, с глинобитным полом, под четырехскатной соломенной или камышовой крышей.
Для такой традиции также характерен открытый незамкнутый двор с более свободным расположением хозяйственных построек, чем в северных и среднерусских регионах России . В XVII-XIX веках на Русском Севере сформировалась высокая строительная культура, технические и художественные способы обработки дерева. Строительные традиции в крестьянском домостроительстве достигли своего рассвета к середине XIX века.
Именно к этому времени сложился тип северного дома с характерным архитектурно-конструктивным и планировочным решением . В северорусской архитектурной традиции принято широкое использование дерева: вершины своего развития деревянное зодчество достигло именно на Русском Севере. Здесь преобладали усадьбы с закрытыми дворами - дома-дворы, где жилая часть объединялась под одной крышей с хозяйственным двором.
Характерной особенностью северного деревянного зодчества является тот факт, что любое строение (храм, дом, гумно, баня, aмбaр) можно рaзобрaть по частям, перевозить с места на место, заменять поврежденное или сгнившее бревно. Крестьянские усадьбы чаше всего представляли собой замкнутые открытые или закрытые дворы .
Мною были визуально исследованы 32 дома в старой части села Ташара (улицы Данилова, Зеленая, Красная Горка). Критериями отбора домов для осмотра послужили, во-первых, время их постройки (отбирались дома, имеющие возраст более 40 лет); во-вторых, физическое состояние постройки (разрушенные и полуразрушенные дома не рассматривались). В 10 из 32 обследованных домов мною был проведен опрос владельцев об особенностях конструкции их недвижимости.
В процессе обследования и опроса я выяснял особенности конструкция сруба и крыши дома; плана усадьбы (расположения хозяйственных построек).
Два основных типа крестьянских домов в Ташаре: пятистенок и шестистенок
Собранные таким образом данные говорят о следующем. Два дома из 32 представляют из себя простейшее четырехстенное жилище. Основная часть - 15 домов - представлена пятистенной избой с четырехскатной крышей. Пятистенные постройки с двускатной крышей представляют 12 домов. Шестистенок - дом с двумя поперечными стенами - встретился нам в трех случаях. Следует отметить, что хат, построенных в южнорусской архитектурной традиции, в селе Ташара мною не зафиксировано.
Усадьбы рассмотренных мною домов выглядят следующим образом. В большинстве случаев усадьбы пятистенных домов с четырехскатной крышей представлены закрытым типом (8 домов), 7 таких домов стоит на усадьбах открытого типа. Из двенадцати пятистенных домов с двускатной крышей лишь 2 имеют усадьбу закрытого типа, остальные имеют открытый тип усадьбы. Таким образом, можно сделать вывод, что усадьба открытого типа в исторической части села преобладает.
Вот как описывает житель Ташары Виктор Кашеутов некоторые особенности сооружения жилых и надворных построек с помощью тех традиционных методов, которые он усвоил, по его словам, еще от своего отца: «Для того, чтобы углы строения были прямыми, замеряли диaгонaльное расстояние между противоположными углами, оно должно быть одинаковым. Клеть вырaстaлa ряд за рядом. Снизу у каждого последующего бревна выбирaлaсь топором лоткообрaзнaя выемка, повторяющая контур верхней части нижнего бревна.
Для этого верхнее бревно причерчивали специальной чертой. Двое хороших плотников способны за день вырубить пять-шесть рядов, что равняется половине среднего сруба. Бревна нaкaтывaлись на стену по лагам с помощью веревок.
Простейшая рубленая клеть представляет из себя сaрaй или сени, не имеющие ни пола, ни потолка. Такие строения были востребованы в хозяйстве крестьянина и использовались в разных целях. Бревна в них не причерчивались, чтобы в щели мог проникать ветер и продувать сено, если постройка предназначалась для заготовки на зиму сена.
Такую клеть рубили напрямую, сруб не перекaтывaли, тогда как у сруба, преднaзнaченного для сохранения тепла, бревна рaзмечaли цифрами, затем рaскaтывaли и уже после этого собирали на мху. Моховая проклaдкa уклaдывaлaсь на всю длину двух очередных противоположных бревен и зaжимaлaсь двумя последующими. При ветре нельзя было собирать сруб, так как моховую прокладку сдувало с бревен. Осевший, устоявшийся сруб становился намного ниже, поскольку мох спрессовывался.
“Не клин бы да не мох - и плотник бы сдох”, - утверждает народная пословица».
Студенты НГПУ, участвовавшие в реконструкции сооружений Умревинского острога, познакомились с традиционными приемами деревянного зодчества
На основе проделанной мною работы я пришел к следующим заключениям. Рассмотренные мною дома сооружены в русле северорусской архитектурной традиции (материал, формы сруба), что еще раз подтверждает рациональность использования именно такого жилища в данной климатической зоне. Однако некоторые элементы, присущие этой традиции, в XX столетии были упразднены или утрачены.
Следует также отметить, что планиграфия усадьб большинства рассмотренных мною домов не совсем соответствуют северорусской традиции - усадьбы относятся к открытому типу. Вероятно, так проявилось влияние южнорусской традиции, позже, чем северорусская, пришедшей в Верхнее Приобье.
Сейчас старые традиционные формы уходят или даже ушли в безвозвратное прошлое, но не стоит полностью отрекаться от традиций, которые проверены вековой народной мудростью (опытом). Традиция - это процесс, в условиях постоянно меняющейся жизни она сама должна все время находиться в развитии. Не стоит держаться за старину там, где она окончательно изжила себя, но нужно всё же прислушиваться к ее отголоскам.
Библиография
1. Ащепков Е. А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М.: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1950.
2. Бородовский А. П., Горохов С. В. Умревинский острог: (археологические исследования 2002-2009 гг.). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009.
3. Катионов О. Н. Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII-XIX вв. Новосибирск: НГПУ, 2004.
4. Русские / отв. ред.: В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. М.: Наука, 1999. (Народы и культуры).
Антон Васильевич Маркс, студент 4 курса Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ
Научный руководитель - д-р ист. наук, профессор В. А. Зверев.