Потому что добро побеждает зло. Почему добро побеждает зло

Как хорошо, что большинство людей в мире преисполнены добра. Да, многие из нас совершают плохие поступки, делают ошибки, не всегда ведут себя правильно, но добрые дела мы делаем с наибольшим удовольствием. Этому способствуют моральные и этические нормы, действующие как в обществе, так и в сознании каждого человека. Поэтому в мире добро всегда побеждает зло. Этому учат нас детские сказки, когда добрая Фея помогает Золушке попасть на бал, или в поэме Пушкина «Руслан и Людмила» злого волшебника побеждает смелый и отважный рыцарь, который борется за честь своей возлюбленной.

Откуда берется зло? Его рождают негативные эмоции: ненависть и страх, зависть и гнев. Темная сторона человеческой души постоянно протестует против истины света, противоборство, которое растет внутри, порождает агрессию и недовольство, чувство непонятости и слабости - отсюда грубость, насмешки, унижение и оскорбление, месть. Психологически злой человек чувствует себя незащищенным и обороняется. Он творит новое зло, множит его, а в итоге либо чувствует свою вину, либо окончательно гибнет, как личность. Потому что огромное количество зла в душе приводит к саморазрушению. Совершать злые поступки - значит, проявлять слабость, потому что намного сложнее в ответ на насмешку или подлость улыбнуться или даже в трудную минуту помочь своему обидчику. Так однажды сделанное добро побеждает зло.

Добрые дела мы творим бескорыстно, хорошие поступки диктуют нам честь и совесть - главные соратники мирского добра. Любой направленный в сторону сотворения добра шаг облагораживает и возвышает человека. Доброжелательность привлекает новых друзей, неожиданную помощь в сложных ситуациях, и недаром, позитивно настроенный человек ценится в обществе гораздо выше пессимиста. Поэтому на земле извечной проблемой является борьба добра и зла. Добрый человек старается во всем улучшить себя и сохранить мир любыми средствами, он идет на уступки, отдает силы своей души людям, дарит радость, ничего не требуя взамен.

Жить сердцем достаточно сложно, но умение чувствовать других людей и сочувствовать их бедам помогает доброму человеку в работе над собой, придает уверенности в своих силах.

К примеру, политическая дипломатия призывает к гуманности и справедливости, компромиссу и взаимопониманию. Таким образом, руководителям противоборствующих государств удается избежать конфликтов и военных действий.

Дружеское участие и желание найти общий язык, бесконечное терпение и уважение к окружающим помогают доброму человеку исправить злого собеседника. Когда агрессивно настроенному человеку говоришь: «Успокойся, я не желаю тебе зла, я твой друг. Чем я могу тебе помочь?», то противник тоже становится добрее. Он не чувствует опасности и не должен защищаться, темные краски снова становятся яркими, а жизнь обретает новый смысл.

Нужно стараться никому плохого, причинять зло, которое может вернуться назад, а совершать хорошие поступки и учить этому других. И тогда добро окончательно победит зло.

– Владыка, давайте ответим на вопрос, который часто встречается в нашей почте. Смысл его сводится к следующему: «Почему Бог терпит, что люди неправедно разбогатевшие, процветают? Почему Он допускает такую несправедливость?» Мне кажется, что существует какая-то путаница в понятиях о нашей земной справедливости и о справедливости Высшей, Божественной.

– Говорить в нашем обществе о справедливости трудно, потому что у нас о ней достаточно искаженные представления – чаще всего она понимается как некая уравниловка, и с этого-то и начинается неразбериха. Но ведь мир сотворен Богом в определенной иерархии, и эта иерархия везде, куда бы мы ни посмотрели. А уравниловка взята из нашего советского прошлого и не имеет под собой никакой религиозной основы. Она предполагает, что кто-то придет и все решит, кто-то эти равные возможности, пусть и насильственным путем, но даст. И естественно, что люди ищут этого кого-то. Но это же совершенно низменный взгляд не то что на Бога, на человека! Ведь подразумевается, что главное, чтобы все имели гарантированную пайку, и это превращает человека, созданного по образу и подобию Божьему, в социальное животное, лишая его права на индивидуальность, талант и т. д. Никто не может определить, как образ Божий воплощается в человеке, Господь Сам это ведает, и творчество Божье в отношении человека невозможно регулировать и уравнивать. И вообще, когда говорят: «Почему Господь не вмешается в ту или иную ситуацию?» – делают серьезную ошибку, предполагая, что Бог будет администрировать что-то. Бог, однажды дав человеку свободную волю, не может ее отобрать.

– Ну а что же думать, если на глазах у всех злодей, на котором «клейма ставить негде», процветает, а люди порядочные бедствуют, так и хочется спросить: «Как это терпит Бог?»

– А терпит-то как раз общество. Это проблема не Бога, а общества. И если сами люди такого злодея терпят, то в этом обществе он так и будет процветать. Сама позиция перекладывания ответственности ущербна, в ней человеку отводится роль комментатора, не желающего ничего делать для изменения жизни. Да и слово «обидно» из тех категорий, когда отношения с миром строятся на сравнениях: «Этот вон как хорошо живет, а мы плохо». Но дело в том, что о каждом человеке есть Промысел Божий, некая задача, которую этот человек должен осуществить в этом мире. И если человек располагает свою волю к тому, чтобы этот Промысел Божий о себе осуществить, то Господь дает ему благо. Но что это за благо? Есть стандарты общества, определяющие, что хорошо, а что плохо, они не абсолютны, они всегда временные и могут очень резко меняться. Можно привести множество примеров из нашей недавней истории, например то, как резко изменилось в обществе отношение к деньгам или к предпринимательству.

А Бог – Он вне времени, и то благо, которое Он дарует, – это благо абсолютное.

Кстати, вопросы о Божественной справедливости чаще всего возникают в периоды социального хаоса, когда привычные ориентиры и ценности меняются, и люди, привыкшие жить в определенных рамках, начинают метаться. Они понимают, что не находят опоры в новых условиях и начинают привносить свое ви€дение в то, как Божественная справедливость должна действовать. А для того чтобы это понять, надо просто прочитать Евангелие.

– Сегодняшнее расслоение на богатых и бедных рождает много вопросов. К храму идут пешком и подъезжают на джипах. А как же слова Христа: «Раздай все, что имеешь, нищим»?

– Давайте внимательно читать Евангелие. На самом деле там нигде не сказано, что само по себе богатство плохо. Смотрите, к Иисусу подходит богатый юноша, соблюдающий все заповеди, и спрашивает, что ему еще «делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18. 18). «Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18. 22). А юноша, услышав это, опечалился, потому что был очень богат. «Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18. 24–25). Но здесь речь не собственно о богатстве, а о том, что нами владеет. Ведь Христос сказал юноше «раздай все», потому что тот был привязан к богатству, не он, а оно управляло им. На этом эпизоде нельзя строить концепцию социальной справедливости, когда говорят, что христианство – это первый коммунизм, и Евангелие только для бедных.

– Да, в Евангелии упоминаются начальник иудейский Никодим или Иосиф Аримафейский – люди явно небедные, тайные ученики Христа, которым Он не говорит тех слов, которые сказал богатому юноше. По-видимому, дело тут не в самом богатстве .

– Конечно. В окружении Христа были и люди, владевшие имуществом. Что касается Иосифа Аримафейского, то после распятия этот тайный последователь Иисуса пошел к Пилату и выпросил у того Тело Спасителя, чтобы захоронить Его в скале – в том месте, которое он приготовил для себя. А Никодим после смерти Христа принес состав из смирны и алоэ, дабы устроить подобающее погребение.

– И они тем и известны нам, тем и запечатлены в Евангелии, и их деньги послужили Господу.

– Христос говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6. 24). И конечно, если человеком владеет не Бог, а маммона – божок богатства, справиться с этим трудно. В псалме 61-м есть такие слова: «…когда богатство преумножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61. 11).

– Так, с богатством разобрались. Владыка, а можно я попутно попрошу Вас ответить на еще одно обвинение, которое выдвигают в адрес Церкви: «Почему братков отпевают? Как такого человека можно вообще в храм вносить?»

– А почему нет? Ведь человек. Отпевание – это не канонизация, после отпевания никто святым не делается. Если человек крещен, ощущал себя православным, как можно в этом отказать? Мы что, прокуроры, судьи? Совершая отпевание, мы просим, чтобы Господь простил умершему его грехи. «Со Святыми (то есть по молитвам святых) упокой, Христе, души раб твоих, идеже несть болезнь (где нет болезни), ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». Священник, читая разрешительную молитву, просит Господа, чтобы Тот простил умершему его грехи вольные или невольные, он примиряет душу умершего с Богом. А там уже Господь будет судить, священник на себя эти функции не берет.

Сказано: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7. 1–3). Вот это понятие меры и есть то Божественное начало, которым измеряется жизнь человеческая.

– Что это значит, поясните, пожалуйста.

– Сказано: «Возлюби ближнего твоего». Как возлюбить? Богом дана мера: «…как самого себя» (Мф. 22. 39). Мы часто судим, а Христос неслучайно говорит: «Не судите, да не судимы будете». Ведь когда человек начинает судить другого, он берет на себя не свойственные ему функции – судить может только Бог как Творец всего, Который и знает все. Или поставленные на это люди, которым общество делегировало права судить, но судить в рамках закона. А все, что происходит помимо этого, относится к греху. И если человек начинает судить всех и вся, если он впадает в осуждение, то это становится его сущностью. И тогда начинает действовать эта мера: ты судишь, и сам будешь осуждаем. Или сказано: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6. 31). Вот данные Богом меры. И это трагично, когда люди в поисках справедливости начинают привносить мерки земные, искаженные. А трагизм тут в том, что изначальная греховность мотивировки уже делает самого такого искателя справедливости орудием зла.

– Владыка, а Бог наказывает?

– Думаю, что этой теме надо посвятить отдельную беседу, и сейчас я только коснусь ее. Само понятие «наказание, кара Божья» скорее метафорическое и поэтическое. Как может Бог наказать человека? Когда человек живет своей волей, то Бог может отнять от него Свой благодатный покров. При этом человек наказывает себя сам. В Евангелии от Иоанна сказано о Христе: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1. 4–5), и дальше о том, что это «был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1. 9). «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него… Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3. 17, 19–21). То есть сам человек – вершитель этого наказания, а Бог не карает, Он оставляет человека, есть такое понятие – богооставленность, когда человек остается один на один с собой. И это-то и есть самое большое наказание.

– А что такое испытание? Часто приходится слышать: «Бог послал им испытание», когда речь идет о болезнях или каких-то неприятностях.

– Нельзя путать такие понятия, как «испытание» и «наказание». Испытания были у Иова, испытания веры были у Авраама, и часто, проходя через горнило испытаний, человек становится чище, лучше. Но во время испытаний Бог не оставляет человека. Помните, что Господь отвечает сатане в начале Книги Иова, когда тот просит у Бога отдать Иова ему? Господь на это отвечает: «Вот он, в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов 2. 6). А вот богооставленность чаще всего приходит тогда, когда человек не задумывается над тем, что с ним будет в дальнейшем, если он живет только в рамках земного происходящего, и только оно диктует ему критерии, где добро, а где зло.

– Владыка, а откуда в человеке зло?

– Наивно считать, что зло имеет только социальные корни. Социальный фон может только усилить что-то, но первопричина зла – тот сатанинский путь, путь против Бога, который, как ни странно, в человеке есть. Уточню: природной поврежденности в человеке нет, есть только склонность ко греху, как следствие грехопадения – именно поэтому мы крестим младенцев. Грех притягателен, грех – это болезнь, но болезнь излечимая.

– Владыка, но ведь зло не абстрактно, носителем и вершителем зла становится человек, а ареной зла – сердце человеческое. Как же все-таки христианин должен относиться к тем, кто это зло творит?

– Апостол Павел говорит, «что наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных» (Еф. 6. 12). То есть нельзя испытывать ненависть к человеку, надо направить все усилия на то, чтобы освободить его от зла.

– То есть «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12. 21). Но как это возможно?

– Одно дело, когда зло очевидно и человек воюет на стороне добра. Другое дело, когда человек сам решает, что есть зло, сам судит и пытается стать вершителем судеб. Ситуаций может быть множество, но главное – чем руководствуется человек, совершая тот или иной поступок. Когда защищает священный дар жизни, останавливая зло – это одно, но когда ситуация не такая явная, для того чтобы самому не попасть в сети зла, надо руководствоваться словами апостола Павла: «Побеждай зло добром». В сущности, бороться со злом можно только одним способом: образно говоря, чтобы стало больше света, чтобы темнота отступила, надо зажечь свечу. А не просто изучать, что это за тьма. У нас есть всегда духовный путь решения проблемы – молитва. Можно бороться со злом, останавливая его внутри себя, не давая себя спровоцировать на ответное зло. А то ведь часто, отвечая, человек творит зло еще большее, считая, что он вправе это делать. Но ведь даже Христос говорил, что Он судит не от Себя: «…суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5. 30).

Выше мы говорили о суде людском и о Суде Высшем, Божественном. Но есть еще один суд, который не надо долго ждать, чтобы понять, так ли мы живем. Это суд нашей совести, а совесть называют еще голосом Ангела Хранителя в нас.

Молитвы в защиту от обидчиков

Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой

«Умягчение Злых Сердец», или «Семистрельная»

Тропарь: Умягчи наши злые сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашей разреши. На Твой Святый образ взирающи, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твои лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердная, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути. Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.

Кондак: Избранней Деве Марии, превысшей всех дщерей земли, Матери Сына Божия, Егоже даде спасению мира, со умилением взываем: воззри на многоскорбное житие наше, воспомяни скорби и болезни, ихже претерпела еси, яко наша земнородная, и сотвори с нами по милосердию Твоему, да зовем Ти:

Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая.

Молитва: О, многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, Приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреидеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва о примирении враждующих

Владыко Человеколюбче, Царю веков и Подателю благих, разрушивший вражды средостения и мир подавший роду человеческому, даруй и ныне мир рабом Твоим, вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди: угаси всяку распрю, отыми вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

А. А. Голенищев-Кутузов

Бывают времена, когда десница Бога,

Как будто отстранясь от мира и людей,

Дает победу злу – и в мраке смутных дней

Царят вражда и ложь, насилье и тревога;

Когда завет веков минувших позабыт,

А смысл грядущаго еще покрыт туманом,

Когда глас истины в безсилии молчит

Пред торжествующим обманом.

В такие дни хвала тому, кто, с высоты

На оргию страстей взирая трезвым оком,

Идет прямым путем в сознанье одиноком

Безумия и зла всей этой суеты;

Кто посреди толпы, не опьяненный битвой,

Ни страхом, ни враждой, ни лестью не объят,

На брань враждующих ответствует молитвой:

«Прости им, Господи, – не знают, что творят!»

80-летняя Федоровна из Донецка возит в Широкино продукты для стариков
Последних мирных жителей из практически полностью разрушенного поселка вывезли пару недель назад. Но несколько пенсионеров, которые сейчас живут в подвалах, остались.

Мне казалось, что за полтора года этой войны уже не смогу ничему и никому удивляться. Я ошиблась. Женщина, о которой я хочу рассказать, потрясла меня до самых основ, до глубины моего сердца.

Скромная, тихая женщина с пронзительно голубыми, бездонными, как небо, глазами. Ей уже 80. Зовут - Федоровна. Стоит на пересечении двух главных донецких улиц в форменном железнодорожном кителе. Трясущимися руками держит зимнюю шапку, в которую собирает милостыню. Федоровна из Широкино. Этот поселок находится на линии соприкосновения. От населенного пункта, практически, ничего не осталось. Последних мирных жителей вывезли пару недель назад. Но несколько стариков, которые сейчас живут в подвалах, остались. Еще полторы недели назад их было 8. Две женщины умерли. Из шести оставшихся – две парализованы.

Федоровна их обстирывает, переворачивает, чтобы не было пролежней, готовит, кормит. Когда заканчивается еда, едет в Донецк собирать милостыню. В данном случае «едет» - это не совсем подходящее слово. Три километра по полям и оврагам, под палящим солнцем и обстрелами, пожилой женщине приходится преодолевать пешком.

Когда стреляют, я бросаю все и падаю – то под куст, то в овраг, - говорит она.

В Донецке Федоровна обычно проводит несколько дней, пока соберет деньги и купит еду

Мне хлопчики помогают, - говорит она.

В Донецке Федоровна обычно проводит несколько дней, пока соберет деньги и купит еду. Здесь ее приютила одинокая старушка, которая живет в районе железнодорожного вокзала. Федоровна приезжает к ней в своей грязной широкинской одежде, переодевается в свой чистенький китель, которым очень дорожит. Его выдали на работе. На железной дороге Федоровна трудилась 40 лет! И уже в чистой одежде идет собирать помощь.

Почему же вас не вывезли из Широкино? Как же там можно жить? – спрашиваю ее.

Не хотят они уезжать. Сказали мне – не приводи сюда никого – все равно не поедем, - рассказывает Федоровна. – А живем в подвале. Уже домов там почти нет – все разрушено. Где какая хата была – мы оттуда диваны брали.

А какие продукты Вы покупаете? Как Вы их довозите?

Покупаю помидоры, огурцы, картошку, крупы. Ну, и воду. Воды там нет. Сумки вешаю и на спину, и в руках несу, - рассказывает женщина. – До поселка хлопчики помогают, а дальше три километра сама несу.

Пока разговариваем, к Федоровне подходит женщина с большим пакетом продуктов и сумкой. Передает ей.

Федоровна, в маленькой сумочке – платочек, расческа, очки – может, подойдут, и Библия.
Разговорились. Оказывается, жители из окрестных домов уже знают о Федоровне и ее спасательной миссии. Они приносят ей, что могут.

Я принесла свою гуманитарку, - говорит Наталья Александровна. – До пенсии еще десять дней, денег нет, а гуманитарку недавно получила, вот и принесла.

Наталья Александровна рассказывает, что Федоровны не было полторы недели и она уже начала волноваться. А когда по местным телеканалам сообщили, что всех жителей Широкино эвакуировали, подумала, что и этих стариков вывезли в безопасное место и ухаживают за ними.

Федоровна прожила в Широкино всю жизнь. Говорит, когда была Великая Отечественная, ей исполнилось 6 лет. Помнит все, но, когда начинает говорить, на ее ясные, небесного цвета глаза, наворачиваются слезы.

Лучше не надо вспоминать. Мне шесть лет было, когда война была. Но так не убивали, как сейчас, - всхлипывает она. – Так издеваются! Порошенко надо убрать, совсем! Тогда войны не будет.

На прощание спросила у Федоровны, как с ней связаться.

Никак, - говорит она. - Телефонов нет, да и связь в Широкино не работает. И у бабушки в Донецке телефона нет.

А когда вы еще приедете? - спрашиваю.

Не знаю, отвечает она. - Как Бог даст.

Знания о добре хранят в себе многие секреты. Несмотря на то, что они вполне очевидны многие люди с ними незнакомы. Между тем благополучие людей завист именно от таких знаний. Читайте данную статью о добре, о том почему добро побеждает зло и получайте силы добра, благополучия и счастья.

О добре и зле
Почему добро побеждает зло? Ответу на этот вопрос посвящена данная статья.
Вначале давайте протянем руки к солнышку. Даже если вы читаете эту статью ночью, представите, что смотрите на яркое, горячее солнышко и протяните к нему руки. Улыбнитесь солнышку доброй улыбкой. В ответ солнышко тоже улыбается, оно дотрагивается до нас нежными лучами.

Возьмите один лучик солнышка и положите его в своё сердце. Лучик засветился в сердечке приятным лучами. Пожелайте мира любви, радости, успехов и добра всем людям. Теперь вы сможете чувствовать добро в сердцах других людей, и ваша доброта сможет говорить с солнышком других людей. Каждый раз когда вы будите вспоминать о солнышке в своём сердце, будите становится всё добрее и добрее.
Хотите узнать, что такое добро?

Добро как свет в темноте. Когда зажигаешь ночью фонарик, темнота рассыпается и все предметы становятся видимые. Добро освящает пространство, и человек уже не спотыкнётся, не упадет. Делать доброе - значит зажигать свет и освещать этим светом всё вокруг. Те, кто творят злое, ведет борьбу со светом, скрывают во тьме реальность, а значит не дают волю правде. Те, кто делают злое идут против света. Против .

Я бы хотел, каждый день увеличивать добро и делать много добра. Добро можно делать из чего угодно, даже просто из воздуха. Взял и сделал. Я хочу делать добро из суеты, из пыли дорог, из равнодушия, из зла или вообще не из ничего. Сегодня я встретил человека который задался мыслью о том где живёт добро.
- Когда вы в последний раз видели добро? - спросил меня этот человек. Ему не нужен был мой ответ, поэтому я молчал.
- Вокруг столько зла, а добра я что-то не замечаю, - сказал мне этот человек.
Неожиданно мне стало смешно.
- Добро там, где её делают, - ответил ему я.
Где делают, покажите мне эту фабрику добра? – вопрошал человек.
Эта фабрика ты, - сказал я и хотел начать длинную философскую беседу о том, что добро всегда побеждает зло. А человек замолчал и неожиданно завис, глядя неизвестно куда. Я постоял возле него и ушёл. Он мне больше ничего не сказал и я ему тоже.

Многие люди делают добро, многие творят злое. А большинство делают и добро и зло, всё вперемешку. Но люди любят делать добро. От этого они получают удовольствие. В Русском сознание и во всех подходах к жизни большого количества народов проживающих на территории России и бывшего СССР добро первично, составляет главную нравственную ценность, и добро всегда побеждает зло. Говорят нам об этом с самого детства, рассказывают добрые справедливые сказки. В сказках справедливость всегда торжествует, а зло бывает наказано. С самого детства люди настаиваются на добрую и позитивную волну и верят в добро потому, что сами являются добрыми людьми. Жить добром - это жизненный путь цельной и очень сильной личности. Добро не требует себе благодарности и платы, а многое делает бесплатно. Добро начинается с благодарности, вежливости, уважения и понимания людей. Добро не всегда постигается умом. Добрые люди часто действуют тайно и стараются злое побеждать добрым.

Сделай себе добро – стань добрее
Русский писатель Лев Толстой был большой житейский психолог и знал многие магические секреты взаимоотношений людей, о которых писал в своих бессмертных произведениях. «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» - говорил Лев Толстой, обнажая самую суть зла. А ещё Лев Толстой учил избавляться от плохих мыслей и говорил - «корень злых дел в дурных мыслях». На Руси люди с молоком матери впитывают понимания о добре. Добро гармонично, ласково, а зло грубое и разрушительное. Но откуда, же берётся злое? Его начало, как и говорил Лев Николаевич Толстой в мыслях.


Комната в серых тонах. На полу черно-белая плитка под вид шахматной доски. В центре помещения стоят два стула спиной друг к другу. А на стульях сидят двое. Парень и девушка.

Что ты думаешь о словах «добро всегда побеждает зло»? - вдруг спросил парень.

Думаю, что это ложь, - ответила девушка, и посмотрела на свои руки. От середины ладони появлялось прожженное пятно.

Почему? - парень чуть склонил голову в бок.

Потому что, сколько добра бы не было, люди всегда это испортят, - пятно на ладонях медленно увеличивалось в размерах.

А если бы был создан мир для идеальной жизни? Не было бы воровства, убийств, насилия? - юноша чуть наклонился вперед, оперевшись локтями о колени.

Нет. Они все испортят. Их не будет устраивать это. Они все испортят… - кончики пальцев стали рассыпаться в пепел. По щекам девушки потекли слезы.

То есть по твоему, добра не существует? - губы парня тронула ухмылка.

Существует. Но люди уже потеряли смысл этого слова, - рука по локоть уже отсутствовала. Пепел, вперемешку со слезами, лежал у ног девушки.

Глупышка. И ты, и такие как ты. Вы боретесь за добро и счастье для людей, но кому это уже нужно? - ему приятно осознавать, что он прав.

Она промолчала. Подул ветер, сдувая пепел и частички тела девушки.

Ты жалеешь? - парень наконец повернулся и сел боком к девушке, что бы видеть ее. Он хотел видеть то, как Ангел признается в своей ошибке. Как Ангел рушиться.

Нет. - Ангел повернула голову и посмотрела на Демона. На ее лице была улыбка. - Я не жалею. Если мир еще существует, если дети любят своих матерей, если матери любят своих детей, если люди живут для кого-то, если люди любят, значит добро еще осталось в их душах. Значит зло еще не поглотило их. Значит все еще может измениться.

Наивная тварь! Нет в них ничего! Лишь похоть и ненависть, лишь личная выгода, лишь эгоизм! - Демон резко вскочил со стула и схватил за плечи то, что еще осталось от Ангела.

Глупый. Ты знаешь, что я права. Если бы не было добра, я бы не сидела здесь. Ты бы давно меня прикончил. Ты ведь, все еще любишь меня? - Ангел провела пока еще целыми пальцами по щеке Демона.

Хватит! - Демон резко отшатнулся и схватив свой стул швырнул его в Ангела. Но мебель пролетела сквозь парящий пепел.

Хватит. Хватит! ХВАТИТ! - Демон упал на колени, обхватив руками голову.

Почему эти чертовы людишки так были важны тебе? Почему? Почему ты отдавала себя без остатка? Почему ты выбрала их, а не меня? Почему? - Демон окончательно упал на пол, содрогаясь в истерике.
На минуту он затих, но вскоре послышался смешок, который постепенно перерастал в истеричный смех. Глаза Демона налились кровью. Пальцы сами потянулись к лицу, царапая его.