Привет тебе народ родимый заголовок. Стихи о родине


Урок 1 СТИХИ О РОДИНЕ.

С. ДРОЖЖИН «ПРИВЕТ» Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с хрестоматией и рабочей тетрадью, для формирования умений: слушать стихотворения (С. Дрожжин «Привет»), пользоваться условными обозначениями - «заместитель» жанра, тема (А - стихотворение, тема о Родине - красный цвет), отвечать на вопросы по содержанию, называть фамилию автора и заголовок произведения, выделять главную мысль, слова и предложения, говорящие об отношении автора к Родине, высказывать свое отношение к Родине; воспитывать чувство причастности к своему народу, стране, ее истории. Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость слушания литературных произведений; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимают красоту природы России и родного края на основе слушания произведений о Родине;

метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; познавательные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, составляют несложные монологические высказывания о героях, владеют приёмами понимания прослушанного произведения; коммуникативные - описывают объект: передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

предметные: научатся правильно называть произведение, определять и называть жанр и тему, работать с несложными таблицами; получат возможность научиться определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям, дополнять недостающими данными готовую модель.

Сценарий урока

    Организационный момент. Знакомство с хрестоматией.

Личностные УУД: смыслообразование - мотивация учебной деятельности.

Дети, в школу собирайтесь, Петушок пропел давно! Попроворней одевайтесь, - Смотрит солнышко в окно!

А. Шибаев

    Сегодня у нас первый в этом году урок литературного слушания. Как вы думаете, что вы будете делать на этом уроке? (Предположения детей.)

    Каждый урок литературного слушания - это интересная встреча с новым произведением. Рассмотрите учебную хрестоматию. Откройте в конце книги содержание.

Учитель знакомит детей с названиями разделов.

    Учебная хрестоматия укажет вам путь к Королеве. Угадайте, кто это?

Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней - Станешь вчетверо умней.

(Книга.)

    Книги... Наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики.

    1. Введение в тему урока.

Работа по серии картинок «Откуда пришла книга». Регулятивные УУД: понимают цель и смысл задания.

    Назовите правила обращения с книгой.

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ

    Берите книгу чистыми руками.

    Не перегибайте книгу - от этого выпадают страницы.

    Не кладите в книгу карандаши и другие предметы, от этого рвётся переплёт.

    Не загибайте страницы, пользуйтесь закладками.

    Не читайте книгу во время еды.

    Чтобы книга дольше служила, оберните её.

- Почему с книгой надо обращаться бережно? (Дети по серии картинок составляют рассказ «Откуда приита книга».)

Примерный рассказ.

Все книжки родились в дремучем лесу. Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной, шли годы, верхушка сосны тянулась к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили это могучее дерево. На помощь лесорубам спешит трактор. Лесорубы обрубают ветви, вяжут, крепко стягивают стволы железными канатами - тросами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке. Здесь их погрузят на специальные суда - лесовозы.

Голубая дорога реки приведет стволы на комбинат. Из них будут делать бумагу. Вот стволы переходят из цеха в цех. Деревья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше опилки варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, сушат, потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны.

Книгу будет писать писатель. Он должен много знать, чтобы написать интересную книгу. А чтобы книжка была красочной, необходимо поработать еще профессионалам-художникам.

Книгу печатают в типографии. У вас есть учебники. Все одинаковые. Сделаны они в типографии.


Типография - книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цеху подготавливают бумагу, в другом - краски. В каждом цеху - машины. Книгу делают при помощи машин. В печатную машину подается чистая белая бумага, а выхолит уже с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы в тетрадь - сфальцевать, как говорят в типографии, правильно подобрать их, странички должны идти одна за другой. Еще долгий путь пройдет книга, пока не окажется у машины, которая делает на нее обложку.

Потом книга попадает в книжный магазин, в библиотеку.

Регулятивные УУД : принимают позицию слушателя в соответствии с поставленной задачей.

Я всех людей, что трудятся над книгой, Люблю, и уважаю, и ценю. А книги - у меня их очень много - На книжной полке бережно храню. Покамест книгой сделается книга, Огромный путь она пройти должна. И сколько знаний требуется разных, Труда, забот, чтоб родилась она! Пока бумагу сделают, ребята, Положится большой, тяжелый труд. Писатель на бумаге пишет книгу, Потом ее в редакцию несут. За книгой этой - сколько дней рабочих, Ночей бессонных, помыслов живых... Писателям я очень благодарен, За труд упорный уважаю их. Вот рукопись готова. И редактор Прочтет ее. Потом отдаст в печать. За каждое словечко в этой книге Перед народом надо отвечать! Проворная печатная машина И день и ночь печатает листы... Но ведь листы - они еще не книга, Ее такой читать не станешь ты! Ее подклеить нужно и обрезать, В хороший переплет переплести, Упаковать, на поезде отправить

И по стране огромной развезти. И станет жить в народе книга эта, Беседуя с читателем своим. Источник радости, источник жизни, света... Люби ее! Читать давай другим!

К. Мухаммади

Вывод учителя: вот такой долгий путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в источник знаний. Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книгу.

    й ученик. «Кто много читает, тот много знает», - говорит народная пословица. И это так. Книги учат нас любить Родину, рассказывают о лучших людях.

    й ученик. Книга - наш помощник в труде. Рабочий читает книги о технике, чтобы лучше управлять станком, врач - по медицине, чтобы лучше лечить, учитель - по педагогике, чтобы лучше учить и воспитывать детей.

Учитель. Чтобы знать и понимать все то, о чём в книге написано, надо читать вдумчиво, не спеша, не пропуская страниц. Книги надо беречь! Они живут рядом с нами в шкафах и на полках.

В нашей школе есть библиотека. Она открыта и работает для вас. В библиотечном царстве-государстве много книг и журналов, интересных фильмов, электронных справочников.

III. Постановка целей урока.

Демонстрация слайда.

Учитель. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. (Ю. Яковлев.)

Личностные УУД: воспринимают речь учителя.

    Много произведений посвящено России - нашей Родине. Сегодня мы познакомимся с одним стихотворением.

Учитель читает стихотворение.

Россия, Русь - куда я ни взгляну, За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы.

Н. Рубцов

Звучит русская лирическая музыка. Учитель показывает слайды с иллюстрациями.

    Необозримая ширь полей. Звон колосьев тугих. Разливы могучих рек. Это Россия.

Вы смотрите в спокойное небо, бредёте лесными тропами, сидите у прохладной воды. Это Россия.

Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Это Россия.

Сотни радостных глаз. Людское море. Это тоже Россия.

Коммуникативные УУД: воспринимают текст.

    Если вы внимательно слушали, то сами сможете определить тему нашего урока. Как думаете, что будем читать и о чём?

IV. Работа по теме урока.

    1. Слушание стихотворения С. Дрожжина «Привет».

Познавательные УУД: понимают содержание текста.

    Понравилось стихотворение? Какие картины рождались в вашем воображении во время чтения? Какое слово повторяется в этом стихотворении? Кому или чему говорит «привет» автор стихотворения? (Родному краю.) А что такое родной край? (Родной край - это место, где мы родились, где живём.)

У каждого из вас есть такое родное место, где живете вы и ваша семья, ваши друзья и родственники. У героя стихотворения родной край - любимое место с темными лесами, с великой рекой и неоглядными полями. Посмотрите на иллюстрацию на странице 3. Что на ней изображено? (Девочки идут по дороге, впереди бежит собака, солнце светит.) Удалось ли художнику передать то, что сказал поэт своим стихотворением?

    Формирование читательских умений с применением моделирования.

Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные УУД: применяют модели для получения информации о литературном произведении.

    Сегодня вы научитесь выстраивать модель произведения, с которым познакомились. Выполнять будем вместе.

Для моделирования обложки у каждого ученика должен быть лист бумаги и цветные карандаши. Учитель работает на доске, дети - на своих листах.

    Возьмите лист бумаги и покажите, что я вам читала. (Дети берут листочки и кладут их перед собой вертикально.) Договоримся: когда мы читаем стихотворение, в середине будем рисовать треугольник. Вот так.

Каждый ребенок рисует на своем листке.

    Покажите. (Дети показывают свои работы.)

    О чем это стихотворение? (Высказывания детей.) Это стихотворение о Родине. А как это показать на модели? Давайте договоримся: если мы читаем произведение о Родине, то закрашиваем значок треугольника на модели красным цветом. Почему вы закрасили красным цветом? (Высказывания детей.)

    У этого стихотворения есть автор. Это стихотворение написал Спиридон Дрожжин. Фамилию автора договоримся показывать красной рамочкой в верхней части модели. Вот так. (Учитель показывает, как надо делать.) Какое слово здесь «спряталось»? Прочитайте. Поставьте пальчик и вместе со мной читаем: Дрожжин. Это фамилия поэта. Как вы думаете, какой заголовок выбрал для своего стихотворения поэт? (Дети подбирают варианты заголовков.) Поэт Дрожжин озаглавил свое стихотворение «Привет». Покажем на модели это слово. Нарисуем внизу синюю рамочку. Это заголовок. (Показывает на белом листе.) Получается вот такая модель. Какое слово здесь «спряталось»? Прочитаем. (Дети вместе с учителем прочитывают слово «Привет».)

Регулятивные УУД: осуществляют контроль деятельности.

    Каким изобразил родной край поэт С. Дрожжин? Хотите еще послушать?

3.Словарная работа.

Познавательные УУД". воспроизводят информацию по памяти или обращаются за помощью к учителю.

    Что значит «неоглядные поля»? (Очень большие.) Как вы понимаете слова «великая река»? (Тоже большая.) Великая река длинная, широкая, многоводная.

Что означает выражение «тёмный лес»? (Дремучий.) Герой стихотворения говорит так: «Привет тебе, народ родимый, // Герой труда неутомимый // Среди зимы и в летний зной...» К кому он обращается? (К народу.) Как вы думаете, почему поэт говорит о людях?

Вывод: поэт обращается к «родимому народу», то есть к тем людям, которые живут и трудятся рядом с ним. Трудятся и зимой, и летом. Трудятся без отдыха, то есть неутомимо.

    Отработка навыка чтения.

    1. Дыхательная гимнастика.

    Прочитайте гласные звуки на одном выдохе: а-э-о-ы, о-у-ы-а, а-э-ы-у, о-у-а-ы.

    Прочитайте слоги на одном выдохе: ма-мя-ла-ля, па-пя-та-тя, ба-бя-да-дя.

    Прочитайте чистоговорку:

Ва-фа-ва - в лесу живет... (сова).

Вы-фы-вы - в саду росли... (сливы).

Фа-ва-фа - платье новое из... (шкафа).

Фе-ве-фе- подушка на... (софе).

    1. Работа над интонацией.

    Прочитайте с различной интонацией:

О-о-о! - с восторгом, удивленно, жалостливо;

Э-э-э! - растерянно;

У-у-у! - с удивлением;

А-а-а! - нежно.

    1. Дифференцированные задания.

Упражнения в чтении по учебнику.

    Прочитайте слова: Родина, родной край, родная сторона, родная страна, Отечество, Отчизна.

Все эти слова похожи по своему значению. Что обозначают все эти слова? (Место, где человек родился, где он живёт.) Мы живём в России. Родной край - частица Родины, самый дорогой уголок для каждого человека.

V. Обобщение.

Регулятивные УУД: анализируют собственную работу.

    Что вы сегодня слушали? Расскажите по готовой модели.

    Почему стихотворение Спиридона Дрожжина называется «Привет»? (За словом «привет» стоит дружеская интонация,

которая включает в себя разные оттенки отношения поэта к родному краю: любование, восхищение, уважение, радость.)

    Какими словами вы можете выразить свое отношение к родному краю, к месту своего рождения?

    Как называется наша страна? Как называются люди, живущие в нашей стране? Какой город является столицей России?

VI. Итог урока.

Коллективное чтение стихотворения Дрожжина «Привет».

Коммуникативные УУД: используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

    Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Почему? (Дети обосновывают свои ответы.)

    Я хочу закончить наш урок словами Ю. Яковлева.

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Для самостоятельной работы (по.выбору детей): найти книгу со стихами о Родине, выучить одно стихотворение; выполнить рисунок «Наша Родина»; с помощью родителей записать стихотворение о Родине в тетрадь.

Тест по литературному чтению 3 кл 3 триместр Ф.И.______________________________

1. Соедини линиями имена и отчества писателей с фамилией:

Дмитрий Наркисович Пришвин

Михаил Михайлович Пушкин

Александр Сергеевич Мамин - Сибиряк

Аркадий Петрович Маршак

Самуил Яковлевич Гайдар

Тесты по литературному чтению для 3 класса

Вариант № 1

Фамилия_____________________ Имя_____________________

1. У какого произведения может быть такая концовка: « И я там был, мед-пиво пил…»?

1)Рассказ. 2) Сказка. 3) Былина. 4) Басня.

2.Отметь знаком «+» пословицу.

1)Благодари за оказанную услугу.

2) Как птица родилась, так она свое и поет.

3) Добры бобры до бобрят.

3.Отметь имя героя произведения А. С. Пушкина.

1) « Рике с хохолком» 2) « Князь Гвидон» 3) «Оле-Лукойе».

4. Закончи стихотворение (придумай рифму).

Ждем мы лета.

Лето – это океан тепла и ___________________

5. Отметь скороговорку.

1) Голубой шатер весь мир накрыл.

2) Водовоз вез воду из водопровода.

3) Чужбина – калина, родина – малина.

6. « Серая Шейка» - это …

1) Сказка. 2) Повесть. 3) Рассказ. 4) Стихотворение.

7. Закончи пословицу.

Семь раз отмерь…..

1)коли делать нечего; 2) один – отрежь; 3)один раз выкинь

8. Кто сказал: «Я заехала к вам посмотреть, как вы живете, я побуду у вас до весны …» ?

1)Царевна – лягушка. 2) Мышка – норушка. 3)Лягушка – путешественница. 4) Лягушка – квакушка.

« Постой,-

Отвечает ветер буйный, -

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора…»

1) Г. –Х. Андерсен. 2) Шарль Перро. 3) Братья Гримм. 4) Э. Гофман.

1) Михалков С. В. 2) Бианки В. В. 3) Пермяк Е. И. 4) Лермонтов М. Ю.

12. Какие сказочные предметы встречаются в сказках разных народов?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Необъятная страна.

Если долго-долго-долго В
самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Г. Ладонщиков Наша
Родина

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!

Кремлёвские звёзды

Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!
(С. Михалков)

Лучше нет родного края

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
(П. Воронько)

Родная земля

Холмы, перелески,
Луга и поля -
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)

Привет

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
(С. Дрожжин)

Родимая страна

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.

С каждым годом всё краше
Дорогие края...
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
(А. Прокофьев)

Поезжай за моря-океаны

Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля...
(М. Исаковский)

Над родной землёю

Летают самолёты
над нашими полями...
А я кричу пилотам:
«Меня возьмите с вами!
Чтоб над родной землёю
пронёсся я стрелою,

Увидел реки, горы,
Долины и озёра,
и зыбь на Чёрном море,
и лодки на просторе,
равнины в буйном цвете
и всех детей на свете!»
(Р. Босилек)

Родина

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(З. Александрова)

Край родной

Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы, цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный певучий звон.

С твоей улыбкой, с твоим дыханьем
Сливаюсь я.
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый,
Любовь моя.
(М. Пожарова)

Родная земля

Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна.
(П. Синявский)

Россия

Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
(П. Синявский)

Что мы Родиной зовём

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

Главные слова

В детском садике узнали
Мы прекрасные слова.
Их впервые прочитали:
Мама, Родина, Москва.

Пролетят весна и лето.
Станет солнечной листва.
Озарятся новым светом
Мама, Родина, Москва.

Солнце ласково нам светит.
Льется с неба синева.
Пусть всегда живут на свете
Мама, Родина, Москва!
(Л. Олифирова)

Велика и могуча наша Россия. Её просторы бескрайни. И условия жизни в разных уголках страны настолько разнообразны, что иногда просто поражают.И каждый житель нашей многострадальной страны беспорно любит свою родину. Но любовь эта бывает настолько разная, что иногда бывает достойна и пера поэта. Что мы и попытались продеманстрировать в данном разделе.

Наш край (А. Пришелец)

То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!

От морей до гор высоких,
Посреди родных широт —
Всё бегут, бегут дороги,
И зовут они вперёд.

Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд —
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.

Детство наше золотое!
Всё светлей ты с каждым днём
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!

Необъятная страна (В. Степанов)

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Край родной (М. Пожарова)

Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы, цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный певучий звон.

С твоей улыбкой, с твоим дыханьем
Сливаюсь я.
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый,
Любовь моя.

Привет тебе, мой край родной (С. Дрожжин)

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!

"Я покинул родимый дом..." (С.А. Есенин)

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

Подмосковье (Давид Самойлов)

Если б у меня хватило глины,
Я б слепил такие же равнины;
Если бы мне туч и солнца дали,
Я б такие же устроил дали.
Все негромко, мягко, непоспешно,
С глазомером суздальского толка -
Рассадил бы сосны и орешник
И село поставил у проселка.
Без пустых затей, без суесловья
Все бы создал так, как в Подмосковье.