Процентное отношение двух чисел урок. Тема

План – конспект урока

Тема урока «Отношение двух чисел».

ФИО (полностью)

Место работы

МБОУ «Большесосновская СОШ»

Должность

Учитель математики

Предмет

Математика

Класс

Тема и номер урока в теме

«Отношение двух чисел», 1 урок (30 минут)

Базовый учебник

Зубарева, Мордкович, «Математика 6 класс», Москва, издательство «Мнемозина», 2010г.

Цель: Ввести понятие отношения двух чисел, что оно показывает; научиться составлять и читать отношения; решать задачи на определение отношений.

Задачи урока:

  • Образовательная: Ввести понятие отношения двух чисел, что оно показывает; научиться составлять и читать отношения; решать задачи на определение отношений.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, познавательный интерес, любознательность, формировать умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
  • Воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитывать самостоятельность, самооценку, активность.
  • Тип урока: урок изучения новых знаний.

    Формы организации деятельности учащихся:

    групповая, индивидуальная

    Оборудование: раздаточный материал, карточки, экран, проектор.

    Ход урока.

    1. Организационно-мотивационный момент. (2 мин)

    Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы преступаем к изучению новой главы учебника «Математика вокруг нас». Урок пройдет под девизом «Помогая другим, учимся сами». У каждого из вас на столах лежит раздаточный материал, к нему мы будем обращаться.

    2. Ориентировочный этап. (3 - 5 мин)

    Сейчас, я вам покажу ролик, а вы скажите, о чем он (фрагмент фигурного катания)?

    Фрагмент текста найдите в раздаточном материале. О чем он?

    Разгадайте кроссворд, по вертикали вы найдете слово объединяющее все 3 сюжета.

    Это слово ОТНОШЕНИЯ. Молодцы! Скажите, как вы понимаете это слово, где оно встречается в жизни.

    Вывод: дети должны сказать, что отношение – это связь между …

    Так как у нас идет урок математики, то мы будем говорить с вами об отношениях в математике. Что может являться связью в математике и между чем она возникает? Мы будем говорить о взаимосвязи между числами.

    Отношение `Толковый словарь Ожегова`

    …2. Взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательство между кем-чем-н. Между двумя событиями обнаруживается определённое о. Не иметь отношения к чему-н. (никак не относится). О. между двумя величинами. 3. В математике: частное, получаемое от деления одного числа на другое, а также запись соответствующего действия. Равенство двух отношений. 4. мн. Связь между кем-н., возникающая при общении, контактах. Отношения между людьми. Дружеские отношения. Деловые отношения. Международные отношения. Дипломатические отношения...

    В тетрадях запишем число и тему сегодняшнего урока «Отношение двух чисел». Я буду очень рада, если к концу урока вы будете знать, что такое отношение и что оно показывает, научитесь составлять и читать отношения и решать задачи на определение отношений. И это будет целью нашего урока.

    3. Изучение нового материала. (10 – 13 мин)

    Приступим к достижению наших целей. Обратите внимание на слайд. Как вы думаете, почему я выбрала задачу о спорте?

    Ученики: начинается 22 Зимняя Олимпиада и она проходит в Сочи.

    Задача: Общее количество спортсменов на Зимней Олимпиаде в Сочи - 2800 человек из 88 стран мира, Россию представят 223 спортсмена. Какую часть спортсмены из России составляет от общего количества участников олимпиады?

    Ответ: или 223: 2800

    Как связаны эти числа? Каким действием? Как называется результат деления – частное. Ребята, это частное и называется математическим отношением.

    Какие преобразования с дробями можно выполнять?

    Ученики: сокращать, основное свойство дроби.

    В листах на столе вы найдете этап № 2 задание 1 : дайте определение отношения. Озвучивают несколько человек. Поднимите руку, кто понял, что такое отношение. В вашем учебнике это определение звучит вот как. Слайд

    Как вы считаете, что показывает отношение?

    Ученики: во сколько раз одно число больше другого или какую часть одно число составляет от другого.

    Читаем в своих листах пример и задание на заполнение пропусков.

    Поднимите руки кому понятно, что такое отношение и что оно показывает.

    4. Физкультминутка. (1мин)

    Быстро встали, улыбнулись,

    Выше- выше подтянулись.

    Ну-ка плечи распрямите,

    Поднимите, опустите.

    Вправо, влево повернитесь,

    А теперь, друзья, садитесь.

    5. Практикоориентировочный этап. (5мин)

    Переходим к третьему шагу нашей цели – это решение задач. Узнав, что такое математическое отношение скажите, где в жизни вам приходилось встречаться с этим понятием, и нужны ли они?

    Ответы учеников.

    Я в своей жизни часто пользуюсь этим. Хотите научу? Варим гречневую кашу. На 1 стакан гречневой крупы мы берем 3 стакана воды. Говорят, что ингредиенты взяты в отношении 1: 3. Если мне нужно сварить в 2 раза больше каши, то на 2 стакана гречневой крупы я возьму уже 6 стаканов воды. Что можно сказать о дробях 1/3 и 2/6. Ученики: они равны.

    Задачи практической направленности: Слайд

  • Готовя варенье, на 2 кг слив берут 3 кг сахара. Таким образом, смешивают ингредиенты, в отношении 2: 3. Определите сколько потребуется взять сахара для приготовления варенья из 10 кг слив?
  • 2. Для того чтобы заправить мотоцикл нужно разбавить чистый бензин маслом в отношении 30: 1, т.е. 30 частей бензина и 1 часть масла. Сколько потребуется взять литров чистого бензина на 3 литра масла для приготовления нужного состава?

    Решение 1 задачи на выбор в тетради. Сделаем проверку. Кто решал задачу 1 какой получился ответ. Поднимите руки у кого еще такой ответ, а у кого не такой давайте разберемся. Какой ответ имеет задача 2. Поднимите руку у кого такой же ответ. Вы молодцы!

    7. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока. (5мин)

    Давайте вернемся к нашей цели. Достигли ли мы ее, проверим.

  • На слайде вы видите числовые выражения, определите какие из них являются отношением. Кто считает, что это отношение поднимите руки, и т.д.
  • Продиктуйте своему соседу одно любое отношение, а он сделает запись в тетрадь и наоборот.
  • Вернемся к главному мероприятию завтрашнего дня, к олимпийским играм. Я предлагаю решить задачу 3 про эстафету в биатлоне с хитринкой и оформить ее в тетради. Скажите, что самое главное в любом виде спорта. Выносливость. Вот и моя задача на выносливость. Любой спортсмен должен иметь силу воли, чтобы достичь высоких результатов.
  • Какая трудность возникла при ее решении. Сделайте вывод. Что нового вы узнали из этой задачи? В отношении всегда должны быть одинаковые единицы измерения и что ответ можно дать в виде процентов.

    Я рада, что все этапы цели нами достигнуты. Спасибо за урок.


    Масалкина Надежда Александровна 10.07.2015 5000 0

    Цель: ввести понятие отношения и процентного отношения двух чисел; определить, что показывает отношение; показать, где применяется отношение двух чисел; формировать вычислительные навыки.

    Информация для учителя

    Обратить внимание учащихся, что при нахождении отношения двух чисел очень важно понимать, какое число из двух данных чисел берется делимым, а какое - делителем.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Сегодня наш девиз: «Математика - это гимнастика ума».

    Как вы его понимаете?

    Что в математике позволяет тренировать наш ум?

    II. Анализ контрольной работы

    1. Познакомить учащихся с результатами контрольной работы.

    2. Решить задания, где допущено наибольшее количество ошибок, задания, вызвавшие затруднения у учащихся.

    III . Устный счет

    1. Найдите 20% от чисел: 40; 200; 18; 1000; 3; 120; 0,6; 0,08..

    2. Найдите значение выражений:

    Значение последнего выражения найти не можем, так как делить на 0 нельзя.

    3. Периметр прямоугольника равен 48 см, длина на 4 см больше ширины. Найдите стороны прямоугольника.

    IV. Индивидуальная работа

    1 карточка

    Вычислить

    2 карточка

    Вычислить

    V. Сообщение темы урока

    Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «отношение двух чисел» и узнаем, что оно показывает.

    VI. Изучение нового материала

    1. Алгоритм работы в парах (можно распечатать каждому на парту или написать на доске; можно работать под руководством учителя).

    1. Прочитайте задачу 1 п. 20, стр. 117 (один ученик читает, другой слушает).

    2. Разберите решение этой задачи.

    3. Запишите решение в тетрадь. Если есть вопросы, обсудите их с партнером по парте или проконсультируйтесь у учителя.

    4. Прочитайте 1 предложение, выделенное жирным шрифтом. Что это такое? (Определение.)

    5. Запишите в тетрадь определение отношения двух чисел.

    6. Выучите это определение

    7. Сдайте друг другу определение, проверяя по учебнику. Если есть вопросы, выясните их с помощью учителя или партнера. Если вопросов нет, приступайте к индивидуальной работе.

    2. Индивидуальная работа.

    Выполните № 722 стр. 118 (если класс слабый, выполнить только а-г).

    8. Сверьте ответы, придите к одному решению (в паре).

    9. Исправьте ошибки.

    (Ответы: )

    3. Фронтальная работа.

    Проверка выполненных решений (проговаривание ответов). Если остается один ученик без пары, то работает с учителем, записывает решение на обратной стороне доски. Тогда возможен вариант сверки ответов с решением на доске.

    Отношение - содержание, пропорция, вывод сравнения двух чисел, вычитанием (отношение арифметическое), делением (отношение геометрическое). (Из толкового словаря В. И. Даля.)

    1) Давайте вернемся к рассмотренной вами задаче.

    Прочитайте ответ. Сколько вариантов ответа? (Два: один в виде обыкновенной дроби, другой - в виде десятичной, которая переведена в проценты.)

    Отношение может быть выражено в процентах, тогда его называют процентным отношением.

    Что оно показывает? (Сколько процентов одно число составляет от другого.)

    Как найти процентное отношение? (Надо найти отношение и потом выразить его в процентах.)

    2) Решите задачи:

    (Записаны на доске или на карточках.)

    1. Скорость первого пешехода равна 6 км/ч, скорость второго - 5 км/ч.

    Во сколько раз скорость первого пешехода больше скорости второго пешехода?

    Решение:

    6: 5 = 1,2 (раза)

    (Ответ: в 1,2 раза.)

    2. Первый турист прошел 12 км, второй турист - 18 км.

    Какую часть пути второго туриста составляет путь первого?

    Решение:

    (части)

    Чтобы ответить на вопросы задач, что мы находили? (Частное.)

    Как по-другому называется частное двух чисел? (Отношением этих чисел.)

    Что показывает отношение двух чисел? (Во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.)

    Найдите отношения: 5 к 12; 5 к 2; 8 к 13; 13 к 8.

    (Ответы: )

    Как по записи понять, что показывают данные отношения?

    Отношение, большее единицы, показывает, во сколько раз одно число больше (меньше) другого.

    Отношение, меньшее единицы, показывает, какую часть (дробь) одно число составляет от другого.

    Отвечая на вопросы задач, будьте очень внимательны.

    При нахождении отношения двух чисел, важно понимать, какое число из двух данных будет делимым, какое - делителем.

    VII. Закрепление изученного материала

    1. № 723 стр. 118 (один учащийся решает на обратной стороне доски, остальные в тетрадях).

    Прочитайте задачу.

    Что надо знать, чтобы узнать, какую часть всей проволоки составляет первый кусок? (Нужно знать длину всей проволоки.)

    Как узнать длину всей проволоки? (Сложить ее части.)

    Как узнать, какую часть один кусок составляет от всей проволоки? (Найти отношение длины этого куска к длине всей проволоки.)

    Как узнать, какую часть длина первого куска составляет от длины второго куска? (Найти отношение длины первого куска к длине второго куска.)

    Решение:

    1) 9 + 14,4 = 23,4 (м) - длина всей проволоки.

    2) (частей) - всей проволоки составляет первый кусок.

    3) (частей) - всей проволоки составляет второй кусок.

    4) (частей) - составляет первый кусок от длины второго куска.

    (Ответы: )

    2. № 732 стр. 119 (устно).

    Почему вы так считаете?

    Ответы:

    а) Какую часть молоко из первого бидона составляет от молока из второго бидона.

    б) Какую часть молоко из первого бидона составляет от молока из третьего бидона.

    в) Какую часть молоко из второго бидона составляет от молока из третьего бидона.

    г) Какую часть все молоко из первого и второго бидонов составляет от молока из третьего бидона.

    Какие еще отношения можно составить?

    Что они показывают?

    0,3 к 0,1;

    0,1 к (0,1 + 0,6); 0,3 к (0,1 + 0,6); 0,6 к (0,1 + 0,6);

    0,3 к (0,1 + 0,6 + 0,3); 0,1 к (0,1 + 0,6 + 0,3); 0,6 к (0,1 + 0,6 + 0,3) и т. д.

    4. Самостоятельная работа.

    Для мальчиков. Какую часть вашего класса составляют девочки? Ответ выразите в процентах.

    Для девочек. Какую часть вашего класса составляют мальчики? Ответ выразите в процентах.

    VIII. Физкультминутка

    IX. Повторение изученного материала

    1. № 743 стр. 121.

    Во сколько раз числитель одной дроби больше числителя другой дроби? (В 5 раз.)

    Значит, знаменатель надо увеличить тоже в 5 раз.

    Определите, на сколько нужно увеличить знаменатель дроби.

    Решение:

    на 8: на 11: увеличивать не надо: на 5:

    (Ответ: 8; 11; не надо увеличивать; 5.)

    2. Задание на внимание. Работа в парах.

    № 746 стр. 121.

    Вариант I - первая таблица.

    Вариант II - вторая таблица.

    X. Подведение итогов урока

    Что называют отношением двух чисел?

    Что показывает отношение двух чисел?

    Что такое процентное отношение двух чисел?

    Домашнее задание

    Вести словарь математических терминов по теме «Отношения и пропорции».

    № 751, 754 стр. 122; № 759 (а) стр. 123.














    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    обучающие

  • обобщение и систематизация знаний по теме: “Отношение двух чисел”;
  • ликвидация пробелов знаний учащихся в решении задач на части;
  • развивающие

    • расширение кругозора учащихся;
    • пополнение словарного запаса;
    • развитие мышления, внимания, умения учиться;

    воспитательные

    • привитие интереса самостоятельного изучения учебного материала с передачей информации учащимся-одноклассникам;
    • формирование умения слушать и слышать, понимать объяснение, вести дискуссию, отстаивать правильность рассуждений.

    Оборудование: Мультимедиапроектор, экран; у каждого ученика тетрадь и учебник, автор Мордкович А.Г., Зубарева И.И., 6 класс, 2008 г.

    Ход урока

    Вступительное слово учителя:

    Здравствуйте, ребята. Сегодня мы приступаем к изучению следующей главы учебного курса математика-6 “Отношения вокруг нас”. Вам наверно немного странно слышать такое название темы, ведь кажется, что в нём нет математического смысла. Эпиграфом урока возьмём следующие слова:

    В математике есть своя красота,
    как в живописи и поэзии”.
    Н.Жуковский

    Давайте поговорим об отношениях, что содержит в себе это понятие?

    Понятие отношения в обществе:

    Каждый человек рождается внутренне не свободным. К сожалению, нельзя то же сказать об обществе в которое он входит и которое он изменяет своим появлением, - будь то семья, нация, государство либо всё человечество. Каждое из них обладает системой отношений между своими сочленами,которая определяет их положение в обществе. А потому сын рабыни, как правило, был рабом, сын короля мог стать королём.

    Понятие отношения в математике:

    Для решения практических задач человеку часто приходится сравнивать величины - массу, расстояние, время, скорость, стоимость, объём, площадь и т.д.

    Существует два способа сравнения величин. Первый состоитв нахождении их разности и отвечает на вопрос: “На сколько больше (меньше)?”. Второй состоит в нахождении частного и отвечает на вопрос “ Во сколько раз больше (меньше)?”.

    Эти два вида сравнения имеют специальное название - разностное сравнение и кратное сравнение. Они часто встречаются в практической жизни, но служат для разных целей. Разностное сравнение указывает разность, то есть, на сколько величины отличаются друг от друга, а кратное – даёт качественную оценку этого отличия.

    Для результата кратного сравнения двух чисел или двух величин в математике используют термин отношение: частное двух чисел. (Определение на слайде, решение задачи №1).

    • В математике рассматривают отношение только для положительных чисел.
    • Отношение записывают при помощи знака деления или дробной черты.
    • Например: 17:2 или 17/2.

    Отношение двух чисел показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.

    Решение задачи №2.

    Термин отношение используется и в решении задач.

    Решение задачи №3. (Выделяется время на обдумывание решения, заслушиваются предложения учащихся, рассматриваются два способа решения)

    Решение задачи №4. (Задача на проверку запоминания термина отношение)

    Разгадывание ребуса - заинтересовывание учащися к изучению последующего материала.

    Домашнее задание:


    Отношением в математике называют действие деления или результат этого действия Скажем, отношение чисел 8 и 16 равно 0,5 или 50%. 8,8, 16 0,). Обратим дробь 0,5 в проценты, для этого умножим её на 100% 0,5 100% =050% Ответ: 50 %


    В пятом классе 30 учеников. Девочек –18. Сколько процентов от числа всех учащихся составляют девочки? В классе учеников 30. Девочек,18, 30 0,6 100% =060% Ответ: 60 % Сколько % от всех учащихся составляют девочки?


    Сколько процентов составляют 200 м от 500 м? 1). Найдём, какую часть 200 м составляют от 500 м: 200, 500 0,). Обратим дробь 0,4 в проценты, для этого умножим её на 100% 0,4 100% =040% Ответ: 40 %


    1). Найдём, какую часть 9 составляет от 15: 9, 15 0,). Обратим дробь 0,6 в проценты, для этого умножим её на 100% 0,6 100% =060% Ответ: 60 % Из 15 срезанных цветов 9 завяло. Сколько процентов срезанных цветов завяло?


    Подсказка Посадили 900 семян. Из них взошло 720 семян. Каков процент всхожести семян?


    Для приготовления компота смешали 2,5 кг яблок, 2 кг груш и 0,5 кг вишен. Найдите процентное содержание каждого вида фруктов, взятых для приготовления компота. 2,5 кг 2 кг 0,5 кг 1) 2,5 = 5 (кг) масса фруктов в компоте 2) 2,5: 5 100% = 50% яблок в компоте 3) 2: 5 100% = 40% груш в компоте 4) 0,5: 5 100% = 10% вишен в компоте Ответ: 50%; 40%; 10% или 100% - 50% - 40% = 10%


    Раствор соли массой 350 г содержит 14 г соли. Определите концентрацию (процентное содержание) соли в растворе. 1). Найдём, какую часть 14 г составляют от 350 г: 14, 350 0,). Обратим дробь 0,04 в проценты, для этого умножим её на 100% 0,04 100% = 4% Ответ: 4 % 0 4