Психолог в подготовке ребенка к школе. Психологическая подготовка детей к школе
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается младшим школьником как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет учиться ребенок, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Значит, проблема обучения в школе связана не только с вопросами образования, развития интеллектуальных способностей ребенка, но и формирования его личности, вопросами воспитания.
В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в “зону ближайшего развития” (Л. С. Выготский) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.
Предлагаемый курс занятий направлен на формирование психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению.
Цель курса: формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи: формирование учебных мотивов; развитие зрительного анализа; формирование предпосылок логического мышления; развитие способности принимать учебную задачу; развитие произвольности регуляции деятельности; формирование восприимчивости к обучающей помощи; развитие вербальной механической памяти, развитие мелкой моторики, воображения, восприятия.
Программа предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 5,5 – 7 лет, включает развивающие игры, упражнения, задачи.
Данная программа успешно осуществляется мной в течение трех лет. По итогам психологической подготовки к школе ребята научились принимать учебную задачу, воспринимать обучающую помощь, образно и логически мыслить. У детей достаточно хорошо развито произвольное внимание, зрительная и слуховая память, воображение; сформированы мотивы учения.
Программа предполагает занятия по 40 минут, в середине занятия предусмотрены два перерыва-разминки на 5 минут. Желательно, чтобы группа не превышала 3 человек.
В процессе посещения занятий ребята учатся принимать и понимать учебную задачу; развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования элементарных понятий, образное мышление, вербальную механическую память; развивают способность произвольной регуляции деятельности в соответствии с заданными нормами.
ПРОГРАММА
“Хочу учиться!”
дошкольники
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1. | Развитие внимания Произвольная регуляция деятельности, произвольное внимание. |
12 |
2. | Развитие памяти Вербально-механическая слуховая память, вербально-логическая слуховая память, зрительно-образная память. |
10 |
3. | Развитие мышления Образное и логическое мышление, зрительное восприятие пространственно-ориентированных структур, уровень обобщений и классификации. |
15 |
4. | Развитие восприятия Восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость) |
10 |
5. | Развитие воображения | 7 |
6. | Развитие мелкой моторики рук Кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук |
10 |
Всего: | 64 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
“Хочу учиться!”
(психологическая подготовка детей к школе)
дошкольники
4 часа в неделю, всего – 64 часа.
№ | Содержание | Количество часов |
1. | “Знакомство.
Сходства и отличия, память и произвольное внимание” 1. Развитие внимания, восприятия: “Сравни картинки”, “Найди предметы”, “Найди отличия”, “Произвольное внимание”. 2. Развитие памяти: “Гномик”, “Слуховая память”, “Зрительно-образная память”. 3. Развитие мышления, воображения: “Нелепицы”, “Сходства и отличия”. |
4 |
2. | “Недостающие фигуры, память и счет”
1. Развитие внимания, восприятия: “Стрелки”, “Фигурки”. 2. Развитие памяти: “Память и счет”, “Что лежит на столе”. 3. Развитие мышления, воображения: “Квадраты”, “Недостающие фигуры”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. |
4 |
3. | “Лишний предмет, фигуры”
1. Развитие внимания, восприятия: “Нарисуй фигуры”, “Дорисуй картинку”. 2. Развитие памяти: “Магазин”, “Зрительная и слуховая память”. 3. Развитие мышления, воображения: “Квадраты”, “Лишний предмет”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. |
4 |
4. | “Коврики, классификация, запомни
фразы”
1. Развитие внимания, восприятия: “Коврики”, “Развитие объема внимания”. 2. Развитие памяти: “Белочка”, “Запомни фразы”. 3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя фигурка”, “Что лишнее?”, “Классификация”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. |
4 |
5. | “Найди фигуру, память, фрагменты”
1. Развитие внимания, восприятия: “Мячики-цветочки”, “Помоги Бабе-Яге”, “Найди фигуру”. 2. Развитие памяти: “Запомни рисунки”, “Механическая память и осмысленное запоминание”. 3. Развитие мышления, воображения: “Дорисуй фрагмент”, “Четвертая фигурка”, “Ёжики”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. |
4 |
6. | “Каскад слов, домики, классификация”
1. Развитие внимания, восприятия: “Дострой фигуры”, “Улов”. 2. Развитие памяти: “Каскад слов”, “Запоминание цифр, букв, слов”. 3. Развитие мышления, воображения: “Домики”, “Соедини фигуры”, “Классификация”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. |
4 |
7. | “Расставь значки, память, сравнение
предметов”
1. Развитие внимания, восприятия: “Расставь значки”, “Найди квадрат”. 2. Развитие памяти: “Зрительная память”, “Десять слов”. 3. Развитие мышления, воображения: “Словесно-логическое мышление”, “Сравнение предметов”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. |
4 |
8. | “Пространственное представление,
регуляция деятельности, лишнее слово” 1. Развитие внимания, восприятия: “Геометрические фигуры”, “Развитие пространственных представлений”. 2. Развитие памяти: “Слуховая память”, “Произвольная регуляция деятельности”. 3. Развитие мышления, воображения: “Оканчивание слов”, “Найди лишнее слово”. |
4 |
9. | “Наблюдательность, графический
диктант”
1. Развитие внимания, восприятия: “Расставь точки”, “Наблюдательность”. 2. Развитие памяти: “Графический диктант”, “Быстрый ответ”. 3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя картинка”, “Гибкость ума”, “Определи понятие”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”. |
4 |
10. | “Зрительное воображение, что
пропущено”
1. Развитие внимания, восприятия: “Внимание”, “Расставь значки”. 2. Развитие памяти: “Сочини сказку”, “Зрительное воображение”. 3. Развитие мышления, воображения: “Говори наоборот”, “Бывает – не бывает”, “Что пропущено?”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”. |
4 |
11. | “Найди числа, узор, последовательные
картинки”
1. Развитие внимания, восприятия: “Сравни картинки”, “Наблюдатель”, “Найди числа”. 2. Развитие памяти: “Да и нет”, “Узор”. 3. Развитие мышления, воображения: “Собака”, “Последовательные картинки”, “Пропущенные фигуры”. |
4 |
12. | “Копирование образца, классификация,
закономерность”
1. Развитие внимания, восприятия: “Фрагменты”, “Цифры”. 2. Развитие памяти: “Копирование образца”, “Развитие памяти”. 3. Развитие мышления, воображения: “Последовательные картинки”, “Коврики”, “Классификация”, “Закономерность”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”. |
4 |
13. | “Веселые картинки, пропущенные
фигуры”
1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай слова”, “Будь внимателен”. 2. Развитие памяти: “Рассказ”, “Весёлые картинки”. 3. Развитие мышления, воображения: “Продолжи ряд”, “Пропущенные фигуры”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”. |
4 |
14. | “Лабиринты, парные картинки,
закономерность”
1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай и запиши”, “Лабиринты”. 2. Развитие памяти: “Запомни и отыщи предмет”, “Парные картинки”. 3. Развитие мышления, воображения: “Закономерность”, “Белочки”, “Настроение”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”. |
4 |
15. | “Лестница, третий лишний”
1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай пословицу”, “Корабли”. 2. Развитие памяти: “Зрительная и слуховая память”, “Лестница”. 3. Развитие мышления, воображения: “Третий лишний”, “Смысловой ряд”, “Цвета”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”. |
4 |
16. | “Сравни картинки, фигурки”
1. Развитие внимания, восприятия: “Четыре стихии”, “Рыболовы”, “Сравни картинки”. 2. Развитие памяти: “Две картинки”, “Одинаковые рисунки”. 3. Развитие мышления, воображения: “Фигурки”, “Мышонок”, “Печенье”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Занимательная гимнастика”. |
4 |
Литература:
- Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. – Екатеринбург, 2004.
- Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
- Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем внимание. – М. , 2003.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб. , 2004.
- Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М. , 1991.
- Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
- Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург, 2003.
- Узорова О. В. , Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М. , 2003.
- Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
- Шевердина Н. А. , Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек. – Ростов н/Д. , 2004.
- 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2002.
Вот и незаметно подошло время, когда вашим детям нужно готовиться к своему первому походу в школу. Большинство родителей задается вопросом, как правильнее подготовить ребенка к школе, стоит ли дополнительно заниматься с ним перед учебой или лучше, чтобы это сделали школьные педагоги.
И это только самые распространенные среди огромного множества вопросов, которые возникают у мам и пап будущих учеников. Ответы на некоторые из них будут даны в этой статье.
Стоит ли заниматься с ребенком перед школой?
Уважаемые родители, если вас волнует, нужно ли давать ребенку некоторую интеллектуальную подготовку перед школьными занятиями, то однозначный ответ – да, такие занятия необходимы.
Вспомните старые времена, когда даже в не очень обеспеченных семьях старались нанимать специальных гувернеров, которые обучали детей перед поступлением в гимназию языкам, основам языкознания, арифметики, и прочим наукам.
Если сравнить начальные знания среднего гимназиста XIX века и дошкольника XXI века, то сравнение, к сожалению, не будет в пользу современного подхода. Теперь дети подготовлены к школе намного меньше.
Разумеется, в наши дни многим родителям не по карману нанимать специальных репетиторов для занятий со своими детьми. Впрочем, это и не нужно, ведь сейчас вам на помощь может прийти Интернет, где всегда можно найти множество интересных методик по работе с дошкольниками.
При этом современным родителям совершенно не нужно уподобляться гувернерам прошлого, вполне достаточно заниматься с ребенком 15-20 минут в день, начиная с , причем удобнее облекать эти занятия в привлекательную «обертку» веселой игры.
Например, можно предложить малышу посчитать кубики, машины во дворе или птичек на дереве. С буквами ребенка также нужно знакомить, начиная с 4-5 лет, таким образом, ваше чадо уже будет уметь читать, считать и даже писать, что будет выгодно выделять его среди сверстников в первом классе школы.
Главное, что нужно знать мамам и папам при занятиях с ребенком:
- Все уроки лучше проводить в игровой форме, можно для этого даже поискать специальные обучающие приложения в Интернете;
- Заниматься нужно не более получаса, в противном случае ваш малыш просто-напросто устанет;
- Не нужно превращать уроки в скучную обязаловку типа «каждый день с часа до двух», можно проводить занятия не каждый день, а время лучше выбирать в соответствии с тем, в какие часы ваше чадо лучше усваивает материал;
- Нужно чередовать занятия с подвижными играми, чтение – с , а музыку – с арифметикой;
- Практикуйте повторение уже усвоенных уроков;
- Лучше выбирать материал для обучения по школьной программе, впрочем, если вы обладаете обширными знаниями, можете привнести и что-то свое.
Уроки математики лучше начинать со счета, а затем уже переходить к геометрическим фигурам и так далее. Обучение чтению и письму следует начинать с печатных букв. А уроки творчества можно начать с обыкновенных раскрасок, переходя к лепке пластилином, аппликациям или рисованию красками.
Как научить ребенка самостоятельно адаптироваться к школьному окружению?
Несмотря на то, что ваше чадо очень способное и может даже читать и считать, тем не менее, в школе у него могут возникнуть проблемы. Одной из наиболее распространенных считается неспособность к правильной коммуникации со сверстниками.
Уважаемые мамы и папы, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не держался в классе особняком, а сразу же приобрел там друзей, нужно готовить малыша к тому, что в школе вас рядом не будет и многие проблемы ему придется решать самому. В частности, ему придется помогать одноклассникам или же просить их о помощи, правильно действовать и выражать свои мысли, не обижать других детей, но и не позволять, чтобы кто-то обидел его самого.
Для того, чтобы ребенок был готов к школе в коммуникативном и эмоциональном смысле, мало просто учить его на словах, гораздо проще, чтобы он еще перед школой прошел все это на практике. Поэтому так важно организовать малышу посещение или каких-либо развивающих кружков – спортивных, музыкальных, танцевальных и т. д.
Там ваш ребенок будет не только находиться вместе с другими детьми, но и усваивать важные навыки общения, которые очень пригодятся ему в школе. Также ваше чадо будет учиться там правильному поведению со взрослыми – воспитателями и учителями.
Ребенок хорошо усвоит, что перед учителем не следует дерзить, шалить, капризничать и вести себя неподобающим образом. А со сверстниками не стоит враждовать и , а лучше установить доброжелательные и дружеские отношения. Таким образом, ваш отпрыск уже будет полностью готов к школьной жизни. Также посещение детского садика приучит ребенка к некоторой самостоятельности.
Видео как подготовить ребенка к школе
Психологическая подготовка ребенка к школе
Чтобы школа не ассоциировалась у малыша с чем-то плохим или ужасным, нужно создать у него положительное мнение о ней. Как это сделать?
На самом деле все очень просто. Необходимо часто рассказывать ему веселые происшествия из вашего школьного прошлого, объяснять, что в посещении уроков есть много приятных моментов. Сделать упор на том, что он повзрослеет и у него будет много новых хороших друзей.
Чтобы ваш ребенок был эмоционально готов к школьной жизни, не нужно начинать усиленно готовить его летом прямо перед школой. Так учеба у него всегда будет ассоциироваться с излишними нагрузками и дискомфортом. Лучше начинать заниматься с собственным отпрыском заранее – начиная с 4-5 лет. Этим вы не просто будете готовить его к школьной учебе, а наделите его необходимыми для последующей жизни знаниями.
Практические советы, как психологически настроить ребенка к посещению школы:
- Играйте с ним «в школу», пройдите все важные моменты – вызов к доске, объяснение урока, перемена и так далее;
- Читайте ему рассказы и повести о школьных годах;
- Научите ребенка отстаивать свою правоту, показывать характер, если нужно.
А главное, установите для дошкольника правильный режим дня, чтобы он вовремя вставал, ел и занимался своими делами. Этим вы окажете ребенку неоценимую помощь, потому что школьный режим не покажется ему впоследствии очень утомительным и тяжелым.
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Поход в школу – значимое событие в жизни ребенка. И для того, чтобы ему было легче привыкнуть к новым обстоятельствам, каждый родитель должен очень ответственно подойти к психологической подготовке своего малыша.
И тут сразу же возникает множество неясностей: во сколько начинать? какие методики и упражнения использовать и можно ли обойтись без помощи психолога? в чем трудности психологической подготовки к школе? Мы постарались ответить Вам на эти и некоторые другие вопросы.
Можем начать сразу с видео совета от эксперта:
Психологическая готовность к учебе определяется несколькими критериями:
— наличием таких сформированных психологических процессов, как внимание, воображение, память, восприятие и речь;- развитостью логического мышления и фонетического слуха;- личностным восприятие ребенком себя в условиях школы, осознанием его нового социального положения;- стремлением к познанию, умением слушать и подчиняться преподавателю.
Из первого пункта напрашивается вывод, что начинать психологическую подготовку к школе можно уже с трехлетним малышом, проводя различные занятия по развитию памяти, внимания и речи. Однако этот срок во многом зависит от индивидуальных особенностей детей.
Трудности психологической подготовки к школе.
В процессе подготовки своего чада к школе может возникнуть ряд трудностей.
- Неусидчивость . Зачастую просто не хватает терпения для выполнения поставленных ему задач. Но если родитель предлагает своему ребенку помощь и вместе с ним выполняет задание, то у малыша со временем сформируется привычка доводить начатые дела до конца.
- Не умение работать по образцу , соблюдая правила и дисциплину. Во избежание данной проблемы необходимо с раннего возраста приучать детей к правилам. Этого очень легко достичь при помощи игр, в которых установлены определенные ограничения и нормы поведения. Немаловажна и оценка всех действий, которые выполняет ребенок, как в игре, так и в повседневной жизни. Похвала и оправданное порицание в раннем возрасте формируют у детей уважительное отношение к оцениванию их знаний и поведения.
- Неумение обобщать и классифицировать окружающие их предметы и природу . В данном случае хороши игры с картинками из категории «лишний предмет», лото и т.д. Вовлечение ребенка в помощь при выполнении некоторых бытовых работ (готовка, мытье посуды, ремонт велосипеда, уборка в доме и т.д.) также помогает ему познавать окружающий мир и существующие в нем связи.
- Нежелание учиться. Чтобы побороть нежелание ребенка к образованию, необходимо весь процесс обучения превратить в занимательную игру, а не в «тяжкое обязательство». Обыгрывая каждое действие ребенка, родитель сможет привить малышу любознательность и жажду познаний, чем самым существенно облегчит его жизнь в школьные годы.
Упражнения и методики.
Существует ряд педагогических программ, позволяющих подготовить ребенка к школьной учебе как интеллектуально, так и психологически. Среди них широко известны методики Н. А. Зайцева, В. М. Миниярова, Глена Домана, Н. С. Жуковой и др.
Мы предлагаем Вам несколько упражнений, направленных на формирование готовности к школе.
Упражнение «Что поменялось?»
- Для развития памяти и внимания
Выложите перед ребенком в один ряд несколько игрушек (начните с пяти). Пусть он запомнит, что перед ним лежит, и в каком порядке. Затем попросите ребенка отвернуться. Поменяйте игрушки местами. Теперь пусть малыш вернет все на место.
Упражнение «Придумай историю»
- Развивает логическое мышление и фантазию
Выложите перед ребенком в логической последовательности картинки (желательно с изображениями, связанными с учебой). Теперь расскажите ему историю по данным карточкам. Следите, чтобы рассказ был мотивирующим к обучению. В следующий раз разложите перед ребенком другие карточки и дайте задание самому придумать по ним историю.
Упражнение «Вычеркни лишнюю цифру»
- Развивает внимание, память и логическое мышление
Предложите листик, где написаны группы цифр, например «1873 56234 516784 876867». Поставьте задачу: вычеркнуть все цифры «1». В следующий раз пусть ребенок вычеркивает уже две цифры и т. д.
Упражнение «Заколдованные слова»
- Помогает развивать фонетический слух
Расскажите сказку о том, что в замке злой колдуньи в плену находятся слова. Чтобы их освободить, необходимо эти слова расколдовать. Для этого ребенок должен каждое из них назвать по звукам. У крохи будет всего три попытки на спасение одного слова. Далее расскажите, что такое звуки на примере простого слова, например, «мама». При этом следите, чтобы вы называли не правильное произношение букв, а их фонетическое звучание, то есть не «эм», а «м».
Упражнение «Собери портфель»
- Мотивирующее упражнение
Начать лучше где-то за 3-4 месяца до того момента, как Ваш ребенок пойдет в школу. Расскажите, что там ему будут давать домашние задания и сейчас необходимо немного потренироваться. Ежедневно давайте малышу небольшие задания, в конце каждой недели подводите итог. Если малыш выполнил все правильно, то на следующий день купите ему ручку, но только такую, как захочет сам ребенок. В следующий раз – карандаши, потом – дневник и т.д. Объясните, что когда малыш соберет себе портфель в школу, тогда он и сможет стать настоящим УЧЕНИКОМ!
Можно ли подготовить ребенка к школе без помощи психолога?
Для того чтобы ребенок обладал социально-психологической и личностной готовностью к школе, у него должна сформироваться адекватная «внутренняя позиция школьника». Систематические, правильно построенные занятия родителей смогут создать верную модель поведения малыша и подготовить его к учебе в школе. Однако если при организации деятельности ребенка у Вас возникают сложности, с которыми Вы не можете справиться сами, обязательно обратитесь за помощью в или к квалифицированному психологу.
Специалист поможет Вам мягко скорректировать поведение ребенка и направить его энергию в нужное русло. Если же Вы изначально не уверены в своих силах, то лучше сразу предоставить это психологу, который поможет Вашему любимому крохе с достоинством и радостью принять новый статус «ученик».
Как быстро летит время! Еще недавно вы с нетерпением ждали появления на свет вашего малыша, и вот он уже собирается идти в первый класс. Многих родителей волнует вопрос, как подготовить ребенка к школе. Этим действительно стоит озадачиться и не ждать, что в школе все решится само собой. Скорее всего, классы будут переполнены, и учитель просто физически не сможет уделить должного внимания каждому ребенку.
Фото firestock
Подготовка ребенка к школе – это вопрос, который волнует каждого родителя. Готовность определяется как интеллектуальной, так и во многом его психологической базой. Для освоения навыков, необходимых для обучения в школе, достаточно уделять 15−20 минут в день. В помощь придет огромное количество развивающих пособий и подготовительных курсов.
Гораздо труднее бывает подготовить ребенка с психологической точки зрения. Психологическая готовность не возникает сама по себе, а постепенно формируется годами и требует регулярных занятий.
Когда начинать подготовку ребенка к школе и как это правильно делать, мы поинтересовались у медицинского психолога психотерапевтического центра Елены Николаевны Николаевой.
Важно заранее создать в сознании ребенка положительное отношение к школе: рассказывать, что в школе он узнает много интересного, научится хорошо читать и писать, у него появится много новых друзей. Ни в коем случае нельзя пугать ребенка школой, домашними заданиями и отсутствием свободного времени.
Хорошей психологической подготовкой к школе является игра в «школу», где ребенок научится исполнительности, усидчивости, активности, общительности.
Одним из важных аспектов подготовки к школе является крепкое здоровье ребенка. Вот почему закаливание, зарядка, занятия спортом и профилактика простудных заболеваний являются необходимыми мероприятиями.
Для лучшей адаптации в школе ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Должен понимать и признавать авторитет взрослых, адекватно реагировать на замечания сверстников и старших. Понимать и оценивать поступки, знать, что хорошо, а что плохо. Ребенка необходимо научить адекватно оценивать свои возможности, признавать ошибки, уметь проигрывать. Потому родители должны подготовить малыша и объяснить ему правила жизни, которые помогут ему влиться в школьное общество.
Фото firestock
Елена Николаева, медицинский психолог
Такую работу с ребенком необходимо начинать заранее, с трех-четырехлетнего возраста. Залогом дальнейшей безболезненной адаптации малыша в школьном коллективе являются два основных условия: дисциплина и знание правил.
Ребенок должен осознать важность и ответственность процесса обучения и гордиться своим статусом ученика, испытывать желание добиться успехов в учебе. Родители должны показывать, как гордятся своим будущим школьником, это очень важно для психологического формирования образа школы – мнение родителей для детей является важным.
Такие необходимые качества, как аккуратность, ответственность и прилежание, никогда не формируются сразу – на это нужно время, терпение и усилия. Очень часто ребенок нуждается в простой поддержке со стороны близкого взрослого.
Дети всегда имеют право на ошибку, это свойственно всем людям без исключения. Очень важно, чтобы ребенок не боялся ошибиться. Идя в школу, он учится учиться. Многие родители ругают детей за ошибки, плохие отметки, что приводит к понижению самооценки дошкольника и боязни сделать неправильный шаг. Если ребенок допустил промах, на него просто нужно обратить внимание и предложить или помочь исправить.
Обязательным условием в работе над ошибками является похвала. Даже за маленький успех или достижение детей необходимо вознаграждать поощрением.
Чтобы учение не стало для ребёнка мучением, недостаточно просто научить его читать и считать. Малыш должен понимать, чего от него ждут в новой роли первоклассника, и был внутренне готов к ней. Как этого достичь?
Зачем нам школа?
Многие психологи любят задавать детям вопрос, суть которого сводится к следующему: ты хочешь учиться, потому что тебе купят новый красивый ранец и пенал с карандашами, или для того, чтобы больше знать? Нередко мотивация к школе носит внешний характер - она связана с атрибутами школьника, но не с учёбой. То же самое происходит, если ребёнок идет учиться из-за друзей, которые будут с ним в одном классе, или чтобы походить на старшего брата или сестру.
Ваша задача создать у будущего первоклассника положительный образ самой школы, обучения, учителя и самого ребенка как ученика. Если малыш уже грезит о какой-либо профессии, объясните ему, что все люди учатся для того, чтобы стать теми, кем они хотят.
Ценные навыки дошкольника
Даже с хорошими навыками чтения и счёта ученику придётся трудно, если он недисциплинирован. Надо развивать в ребёнке умение слушать и слышать других, причём не только учителя, но и остальных детей, в паре с которыми часто требуется выполнять задание. А сможет ли малыш отложить свои игры дома или на улице, если ему надо готовить уроки?
Чтобы развить в ребёнке дисциплинированность, играйте с ним в игры с правилами - «ходилки» с кубиком и фишками, шашки, шахматы, различные настольные игры. Это научит его правильно реагировать на ограничения и спокойно относиться к успехам других.
Ещё один ценный навык дошкольника - бытовая самоорганизация. Если ваш малыш постоянно разбрасывает вещи и игрушки, убирать которые он забывает - в школе ему придется трудно. Формируйте полезную привычку класть всё на место, только действуйте без агрессии. Это пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Детская психология: учимся общаться
В своем классе ребёнок станет частью большого коллектива. И то, какое место он в нем займёт, зависит от того, насколько он умеет взаимодействовать с другими детьми. Если ваш малыш - единственный ребёнок в семье, домашний любимец, да ещё и не посещавший , а на прогулке во всех вы приходите на подмогу, срочно меняйте эту картину! Водите ребёнка на интересные ему занятия, отпускайте поиграть с другими детьми самостоятельно, не вмешиваясь без необходимости, ходите в гости к друзьям с детьми и приглашайте их к себе, одним словом, учите его общаться. Общению в детской психологии отводится очень значимая роль!
Проследите, как ведет себя ребёнок в толпе (в магазине, в аэропорту), как он общается с другими взрослыми. Если у малыша есть страх перед большим скоплением народа и незнакомцами, начинайте поручать ему ответственные задания, например, купить хлеба самому. Хвалите ребёнка каждый раз и говорите, как цена его помощь.
Самооценка ребёнка
Как неуверенным в себе мальчикам и девочкам, так и детям, считающими себя центром Вселенной, в школе придётся трудно. Первые, даже зная всё на «отлично», будут стесняться отвечать, и их затмят более посредственные, но раскованные одноклассники. А тем, кто привык к обожанию со стороны родных, нелегко будет осознать, что не все относятся к ним так же, а успехов нужно ещё добиться.
Чтобы этого не произошло, хвалите ребёнка заслуженно. Не надо восхищаться каждым его действием, как если бы ему был один год. Он старается, у него получается - хвалите искренне. Если трудно - помогите, но не делайте всё за него.
Если малыш патологически застенчив и не уверен в себе, дайте ему раскрыться, найти занятие по душе, в котором он обязательно достигнет успехов. Это поможет ему обрести уверенность и не затеряться среди бойких товарищей в классе.
Замечательным подспорьем могут стать фокусы, только разучить их ребёнку нужно как следует. И тогда аплодисменты зрителей не заставят себя ждать, а вместе с ними вырастет и самооценка ребёнка!
Психологические аспекты подготовки детей к школе
Перед тем как ребенок пойдет в школу, родителям необходимо быть уверенными в том, что он готов к новому шагу в своей жизни. И важным фактором здесь являются психологические аспекты подготовки детей к школе. :
- у него есть желание учиться;
- может довести начатое дело до конца;
- способен преодолевать трудности при достижении поставленной цели;
- умеет концентрировать свое внимание на чем-либо и удерживать его;
- понимает с какой целью он будет учиться в школе;
- не сторонится общества;
- комфортно чувствует себя в коллективе;
- умеет знакомиться со сверстниками;
- имеет навыки аналитического мышления - способен что-либо сравнивать.
Психологическая подготовка к школе: упражнения
Чтобы ребёнок чувствовал себя в школе уверенно, его нужно готовить к поступлению в первый класс. Очень важным аспектом этого процесса является психологическая подготовка к школе.