Раков, лев львович. Блокадный директор

На этой земле давно нет мира. Здесь уже больше 60 лет два народа перетягивают крохотное лоскутное одеяло, которое каждый из них считает только своим. И то, что один из народов преуспел в этом перетягивании гораздо больше второго, совсем не значит, что соперник проглотит обиду и успокоится.

Где существуют вражда и соперничество, нет нормальной жизни. Зато есть тревога и страх, которые порождают стремление обезопасить каждый свой шаг, каждую секунду своей жизни. Создать свой изолированный мир, где недругу или чужаку физически нет места. При этом чужак никуда не девается, но остаётся как бы в другом, параллельном мире. Так появляются стены. В наши годы они бывают нематериальны (как, например, на мосту чрез речку, разделяющую сербскую и албанскую части Косовской Митровицы), а бывают вполне осязаемы, и даже более чем. Вот, например, Великая Израильская стена на палестинских территориях, она же Separation Wall в англоязычных источниках.


Почти 700-километровый барьер на Западном берегу реки Иордан израильтяне возводят с начала 2000-х годов. Цель - самая простая: оградить еврейские поселения в Палестинской автономии от арабских террористов... ну, и от палестинских арабов вообще. Среди палестинцев стена известна под именем Джеда р .

1.


Новостройки на дальнем плане - южные еврейские кварталы расширяющегося Иерусалима. ООН считает это строительство незаконным.

Строительство началось в 2003 году, когда премьер-министром Израиля был Ариэль Шарон . Было запланировано закончить строительство летом 2005 года, но из-за различных жалоб в Верховный суд Израиля работы ещё не завершены.

Критики разделительного барьера утверждают, что под предлогом обеспечения безопасности Израиль стремится в одностороннем порядке и без переговоров установить выгодные для себя границы между Израилем и будущим Палестинским государством.

Генеральная ассамблея ООН призвала Израиль прекратить возведение барьера, а Международный суд в Гааге в консультативном заключении признал строительство нарушающим международное право.

(Из Википедии .)

***


Джедар, он же Separation Wall, Стена Отчуждения. На карте с сайта visualizingpalestine она обозначена толстой жёлтой чертой. Чёрным показана территоирия Израиля в границах до 1967 года, серой штриховкой - куски Западного берега Иордана, де-факто ставшие территорией Израиля. Цветные линии - маршруты автобусов из Иерусалима в еврейские поселения Западного берега.


Технологически Джедар - это бетонные плиты высотой под восемь метров, каждая с небольшим отверстием (бойницей?) у верхнего края, с круглыми сторожевыми башнями по углам и камерами наблюдения. Точь-в-точь как на заглавном фото.

В Джедаре оборудованы пункты пропуска, где израильские солдаты проверяют документы и просвечивают вещи. Иностранных путешественников пропускают без ограничений, для палестинцев же нужно разрешение от МВД Израиля. Словом, всё в Джедаре продумано с устрашающей педантичностью, всерьёз и очень надолго.

3.

КПП "Гило" между Вифлеемом и Иерусалимом. Фото welran

Наиболее доступная и живописная (в прямом смысле слова) часть Стены находится на окраине Вифлеема, в двух шагах от старинного красивого здания гостиницы "Интерконтиненталь".

4.

В черте города Стена густо расписана. Тут не десять и не двадцать, а многие сотни граффити на тему "Долой стену" и вообще "Свободу Палестине".

5.

Мы увидели результаты творчества разных людей, объединённых одной идеей - от настоящих мастеров до художников от слова "худо". А так интересно было бы понаблюдать за процессом росписи и даже поучаствовать в нём!

6.

Одна из любимых тем рисунков на Стене - навязанная несвобода.

7.

8.


"Ложь не имеет права на жизнь!"

9.


"Солнце восходит для всех".

10.

11.

И все согласны с тем, что "Ничто не длится вечно".

12.

Кто-то предлагает превратить Стену в скалодром.

13.

Немалая группа граффити посвящена теме разрушения стены. Результат изображается как весьма скромно...

14.

Так и предельно радикально - как на этой "карте", созданной каким-то продвинутым парнем из Южной Кореи.

15.

Третья группа изображений посвящается освобождению палестинского народа. Достаточно часто мелькает "Хандала" - образ палестинского мальчика, придуманный в конце 60-х палестинским же художником Наджи аль-Али .

16.

17.

18.


"Жить - значит сопротивляться".

19.


"Миру (наконец) нужно проснуться - и..."

Не обошлось и без Лейлы Халед - террористки и парламентария в Палестинской национальной администрации, "женщины с обложки" палестинского сопротивления.

20.

Но наиболее выдающееся и самое большое творение на этом участке Стены - палестинская версия картины Эжена Делакруа "Свобода на баррикадах".

21.

Конечно, всё прорисовано с учётом местных реалий: тут и палестинский флаг вместо знамени Французской Республики, и деликатно прикрытая тенью обнажённая грудь предводительницы восставших...

22.

И скрытые "арафатками" лица бойцов...

23.

И праща - оружие обеих интифад - вместо пистолета в руке "гавроша".

24.

(Относительно обнажёнки, пусть даже столь деликатной: Как мне показалось в целом, автор картины - наверняка иностранец, какой-нибудь парень левацких взглядов, в лучшем случае имеющий весьма приблизительные представления об исламе. А сами палестинцы - и мусульмане, и преобладающие в Вифлееме христиане - показались не настолько упёртыми людьми, чтобы задвинуть антиизраильскую пропаганду в угоду религии.)

За недолгое время своего существования Джедар уже успел стать туристическим объектом.

25.

Сюда приезжают автобусы с экскурсионными группами, местные юноши по примеру своих предприимчивых сверстников в Египте приходят к Стене с верблюдами в разноцветных попонах, а на ближайших улицах открылись дорогие едальни и сувенирные магазины.

26.

Всего 10 шекелей - и кусочек Джедара можно увезти на память. Точнее сказать, туристы не разбирают его на атомы, как Берлинскую стену в 1989-м. Само й Стене они благоразумно предпочитают открытки с её изображениями. Особенно бойко расходятся граффити с Санта Клаусом, прошибающим Стену ударом ноги, или с Моной Лизой с гранатомётом на плече, или с голубем мира, заботливо облачённым в пуленепробиваемый жилет.

27.

Как выглядит Стена с противоположной стороны, я не знаю. Может быть, она девственно сера, а может, расписана ещё более изощрённо... В любом случае хотелось бы на это посмотреть. Если, конечно, суровые девушки на погранконтроле в "Бен Гурионе" пустят меня в страну после публикации этого поста.))

Иерусалим — древний и терпеливый хранитель тайн еврейского народа. Он остаётся загадкой для учёных уже многие века и неизменно притягивает сюда верующих и обычных туристов со всех уголков земного шара.

Это священное место для иудеев, хрисиман и мусульман. Здесь множество достопримечательностей, и одной из самых ценных из них, безусловно, заслуживающей внимания, является Стена Плача.

Стена расположена в старой части города у самого основания западного склона священной храмовой горы, и имеет протяжённость в 488 метров. Но открытыми для паломников являются только 57 метров сооружения.

Всю остальную часть скрывают жилые постройки, которые находятся по всей длине склона.

Стена имеет высоту в 32 метра. Но наземная её часть составляет всего 19 метров — это 25 слоёв камня. Остальные 13 метров, сложенные из ещё 17 слоёв, находятся в подземной части комплекса.

В разные времена стена достраивалась, и поэтому только первые 7 рядов являются оригинальными камнями, уложенными по приказу самого Ирода Великого — основателя данного сооружения. Её строительство происходило с 22г. до н.э. по 11г. до н.э.

Следующие 4 ряда были выложены уже в омеядский период и ещё 14 в период правления оттоманской империи.

Стена носит такое название по причине того, что в этом месте евреи оплакивают первые два иудейских храма, стоявших на горе и разрушенных завоевателями.

Первый из них был воздвигнут царем Соломоном в X веке до н.э. В нём хранились самые священные иудейские реликвии: ковчег завета и свитки божественных заповедей. Но храм был уничтожен в 587 г. до н.э. правителем Вавилонии Навуходоносором. В 500 г. до н.э.был возведён второй храм.

Примерно в 19 г. до н.э. прокуратор Ирод решил увеличить его площадь за счёт искусственного расширения территории храмовой горы. Для того чтобы поддержать земляную насыпь, он повелел по всему периметру возвести опорную стену.

Сегодняшняя Западная стена является частью этого грандиозного сооружения.

Существует легенда о том, что Ироду пришлось пойти на хитрость при её строительстве.

Поскольку в те времена Иерусалим находился под властью римлян, требовалось разрешение на возведение любого сооружения. Ирод решил не гневить великого императора и отправил гонца в Рим, приказав ему не сильно спешить. Сам он тем временем принялся за осуществление своего замысла.

К тому времени, как гонец прибыл из столицы с ответом, стена уже была построена. Император же в своем ответе приказал разрушить то, что уже возведено, но если строительство закончено, то не трогать стену и оставить всё как есть.

На самом деле, при жизни Ирод успел возвести не более половины стены. Завершилось же её строительство уже при его правнуке Агриппе II. Доказательством тому служат римские монеты, найденные в ходе раскопок и относящиеся к более позднему периоду.

Но все равно, весь комплекс и большая часть стены были разрушены во время войны с римлянами в 70 г. до н.э. Победители убили и взяли в плен около миллиона евреев. Уцелевшим представителям этой национальности было запрещено оставаться в Иерусалиме, и они были вынуждены бежать и поселиться в других странах.

Как говорится в священных преданиях: « В день разрушения закрылись все небесные врата. Распахнутыми остались только ворота слёз».

Спаслась от вандализма только западная стена, возведённая из огромных камней, удивительно точно подогнанных друг к другу. Именно это место сегодня у иудеев считается самым близким к Богу. При императоре Константине I евреи получили право раз в году приходить к остаткам своего разрушенного храма и оплакивать его. За эту возможность они выкладывали немалую сумму.

И только с 425 года евреи по распоряжению тогдашней императрицы Византии Элии Евдокии смогли селиться в Иерусалиме и беспрепятственно приходить к своей разрушенной святыне.

В настоящее время за стеной, на месте, где находились первые два храма, располагается третья по значимости мусульманская святыня-мечеть «Купол скалы». В её основании расположен камень, с которого пророк Мухаммед, по преданию, взлетел в небеса на огненном коне.

Интересно то, что сами евреи именуют это сооружение западной стеной (Котель Маарави). А общепринятое название имеет арабские корни. Именно арабы именуют это место el-Mabka (стена стенаний), поскольку сюда евреи приходили, чтобы оплакать первый и второй разрушенные храмы.

Сегодня на площади перед стеной верующие молятся, отмечают основные иудейские праздники и проводят священный обряд Бар-мицва — посвящение мальчика в мужчины. Здесь же присягают на верность Родине новобранцы отборных частей израильской армии.

Площадь перед святыней разделена на женскую и мужскую части. На мужской половине находится вход в единственную в Израиле мужскую синагогу, находящуюся в подземной части комплекса. В ней смиренно молятся хасиды, которые посвятили всю свою жизнь служению богу. Здесь же евреи проводят собрания. А еще, это центр науки и культуры.

Подземная часть комплекса представляет собой тоннель, длинной в 485 метров. Самые нижние камни в подземной части комплекса имеют длину 14м., ширину-4,5 м и высоту-3,5 м. Все они по периметру украшены декоративными прямоугольными полосками, имеющими до 20 см в ширину и 1.5 см в глубину. Самый лёгкий камень из этой постройки весит 640 кг.

Удивительно то, что в результате сильнейших землетрясений XVI и XVIII веков, когда верхняя, более современная, часть комплекса пострадала очень сильно, подземная практически не была повреждена.

Здесь, под землёй, начинаешь понимать, насколько грандиозен был замысел Ирода Великого, построившего такое огромное сооружение из цельных монолитных блоков. По преданию, Иисус трижды посещал храм, который находился за стеной.

Но данное место является священным не только для иудеев, но и для мусульман. Поэтому в ходе истории неоднократно возникали разногласия по поводу того, кто будет контролировать эту священную территорию и ухаживать за ней.

Дотрагиваясь до древней Акатель Марави (Западной Стены) верующие молятся и оставляют в ней письменные послания к Богу. Эта традиция родилась более 3-х столетий назад. Мудрецы утверждают, что желание человека Всевышний слышит еще в момент написания, а стена просто помогает её скорейшему осуществлению.

До этого существовал другой обычай, согласно которому, для удачного путешествия путнику следовало перед его началом вбить в стену гвоздь, который охранял его. Когда путешественник прибывал на Родину, он извлекал гвоздь из стены.

Многие выцарапывали свои желания прямо на камнях святыни. Раввины наблюдали эти обычаи с ужасом и считали их кощунственными. По этому и предложили вместо гвоздей оставлять в щелях между камнями записки, со своими просьбами к Богу, и сами положили начало этой традиции. Просьбы их были исполнены, и с тех пор варварский обычай был заменён более гуманным.

Поскольку в наше время тысячи туристов и паломников со всего мира стараются побывать у святыни и донести до Бога свои просьбы посредством бумажных посланий, стену приходится регулярно чистить два раза в год: в Судный день и на праздник Песах. Но поэтому поводу не стоит беспокоиться. Все извлечённые записки собираются и закапываются на священной для евреев маслиничной горе.

В последнее время появилась масса предложений на просторах интернета вложить Вашу просьбу в стену плача без непосредственного участия. Возможно, что послания, доставленные таким образом, тоже исполняются. Но в этом случае у Вас не будет возможности ощутить удивительную энергетику этого места, зарядиться силой, которую оно дает каждому человеку, побывавшему здесь.

Полезная информация для туристов

Стену плача желательно не посещать в субботу. Это священный для иудеев день, и поэтому при посещении у Вас может возникнуть несколько проблем. Нельзя фотографировать и пользоваться мобильными телефонами. Также категорически запрещается приводить к стене животных.

Хоть доступ к стене открыт для людей любых вероисповеданий, но подходить к ней мужчинам следует только в кипе, маленькой круглой шапочке, которую Вам выдадут здесь же бесплатно. Женщина должна быть одета в строгое платье с длинным рукавом, а голова покрыта платком. У стены строго запрещается курить.

Отходить от стены плача надо обязательно лицом к ней и спиной к выходу.

Как добраться до Стены плача

С центральной автобусной станции Иерусалима к стене отправляются автобусы №1,2 и 38 . Затем следует отправляться к стене в след за толпой туристов и паломников.

Надо учесть,что в понедельник и четверг у стены осуществляется священный обряд Бар-мицва. Поэтому число паломников возрастает в разы. Чтобы не стоять в пробках, можно добраться по дороге Вади аль-Джоз, пролегающей через арабскую деревню. Можно также оставить автомобиль в центре города на одной из многочисленных стоянок и пройти оставшийся путь пешком через Яффские ворота.

Легче всего воспользоваться услугами такси. В этом случае проблем не возникнет совсем.

Часы работы и цены на посещение Стены плача

Стена открыта для посещений каждый день без ограничений. Но после религиозных праздников к стене можно подходить с 10.00 до 22.00.

Экскурсии проводятся с 7.00 до 23.00(воскресенье-четверг), с 7.00 до 12.00 в пятницу.

Стоимость экскурсии составляет 30 шекелей для взрослых и 15 шекелей для детей, военнослужащих, студентов и пенсионеров.

Стена Плача (Израиль) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Стена Плача в Иерусалиме - главная святыня в иудаизме и одна из самых известных религиозных достопримечательностей Израиля, которую может увидеть не только верующий, но и любой желающий. Главное - не забывать, что Стена Плача - место, где молятся и соблюдать правила поведения (например, мужчинам необходимо надеть кипу, головной убор, который выдают при входе).

Между камней Стены Плача принято вкладывать записки с разного рода просьбами. Паломники со всего мира приезжают в Иерусалим ради того, чтобы увидеть святыню и оставить свое послание Всевышнему.

История

Храмовая гора, вокруг которой была построена Стена Плача, издревле служила местом поклонения для верующих. Сначала на ней был возведен Первый Храм или Храм Соломона, уничтоженный еще задолго до наступления новой эры и служивший единственным разрешенным для евреев местом для молитв. Через 70 лет храм решили восстановить. Силами нескольких правителей, в большой степени царя Ирода, Храм реконструировали, и он получил название Второго. Стена Плача или Западная Стена как раз и есть сохранившаяся часть Второго Храма, также разрушенного в 70 г. н. э. во время Первой Иудейской войны римскими войсками императора Тита. Стена служила опорой для всей конструкции, существенно увеличенной и расширенной во время строительства. В тот период, пока Стена Плача находилась под контролем Иордании, с 1948 по 1967, верующих к ней не подпускали.

Значение Стены Плача

Считается, что часть событий, описанных в Пятикнижии и Ветхом завете, книгах, священных для иудеев и христиан, происходили именно на Храмовой горе, которую кольцом окружала Стена. Так, именно здесь происходило испытание Авраама, от которого Бог потребовал принесения в жертву единственного и долгожданного сына. Не менее священной является это место и мусульман. Наверху, на месте Первого Храма, сейчас находится третья по степени значимости святыня - мечеть Купол Скалы, внутри которой есть выступающий камень. Именно с этого камня пророк Мухаммед вознесся на небо на крылатом коне.

О Стене Плача в Иерусалиме слышали все, но что это на самом деле, действительно ли сбываются желания рядом с ней, где именно находится этот памятник истории, творящий такие чудеса – знает далеко не каждый.

Что это такое?

Очень давно, в Израиле стояли два великих и без преувеличений, легендарных Храма – Первый Иерусалимский и храм Соломона. Построены они были рядом друг с другом и составили то, что сейчас обозначено исторической литературой, как комплекс Храмовой горы. Из этой же литературы можно узнать, что от называемого так комплекса из двух храмов не осталось ничего, кроме легенд и руин в западной части горы еще задолго до момента рождения Христа.

Восстанавливали место для молебнов при печально известном по библейским строкам царе Ироде, чуть восточнее той площади, где находится сейчас доступная каждому желающему Стена.

Google Карты / google.ru

Стена Плача на карте сегодняшнего Израиля – это все, что осталось от восстановленного когда-то Иродом храмового комплекса, получившего название Второго Иерусалимского храма. В общем-то, оригинальное название этого места – הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי, что произносится правильно так – «ха-Ко́тель ха-Маарави» и означает всего лишь – «западная стена».

Географически находится она на горе Мориа, сегодня уже не особо большом возвышении в Старом Иерусалиме, но во времена написания Заветов, то есть – задолго до наступления нашей эры, это действительно была настоящая гора.

Стены опоясывали гору еще при первом храме Израилевом, затем и при храме Соломона, а впоследствии при Втором, выстроенном Иродом. Поэтому где-то в основании Стены Плача в Иерусалиме есть камни, видевшие все и всех, о чем и о ком рассказывают Ветхий и Новый Заветы.

Все, что осталось от обросших легендами храмов – это только часть опоясывавших когда-то гору стен, их небольшой фрагмент на западном склоне, который сейчас и называют – Стеной Плача, также как и сравнительно небольшую мощеную площадку под ней.

DAVID HOLT / flickr.com

Памятник истории и веры возвышается над старым городом на 28 каменных рядов, а в земле скрыто минимум 17 рядов каменной кладки. Общая, занимаемая стеной площадь – 57 метров, согласно оценкам историков ее самая небольшая высота, без учета фундамента, была когда-то равной 32 метрам, сейчас над землей возвышается в среднем, 19 метров.

Каким чудом этот фрагмент уцелел после целенаправленного разрушения римскими войсками в 70 году Второго храма, сейчас сказать, разумеется, невозможно. Но тот факт, что она уцелела и стоит до сих пор, укрепляет старинную еврейскую легенду, рассказывающую о том, что сам Бог пообещал Соломону, что именно западная стена не будет разрушена никогда.

В сегодняшнем Иерусалиме, Стена Плача – не только достопримечательность, рядом с которой идет оживленная торговля «красными нитками», теми, какие нужно привязывать на запястье, не только место, где нужно написать записку, чтобы сбылось заветное желание, Стена – главная иудейская святыня, место массового паломничества верующих, поток которых не прекращается ни на один день в год.

Имеет свое значение Стена не только для иудеев, она священна для мусульман, ведь именно здесь вознесся Мухаммед (в верхней части горы – самая знаменитая на Ближнем Востоке мечеть, внутри стоит камень, с которого вознесся пророк), священна для христиан, именно здесь происходили все события Пятикнижия и Заветов.

Разумеется, оказавшись в Израиле, обойти памятник стороной просто нельзя – стена есть на каждой карте Иерусалима, независимо от ее формата и целевой аудитории.

Почему так называется?

История Стены Плача – это еще и история самого названия, дословно на иврите оно имеет немного другой смысл, более точно можно перевести, как «стена стенаний». Однако «стена плача» звучит более комфортно для восприятия.

То, что памятник так называется, сложилось исторически – после разрушения римлянами святыни, простоявшей свыше 600 лет, под тень уцелевшей стены начали приходить иудеи, «плакать», как рассказывают написанные в Риме хроники.

Paul Arps / flickr.com

Именно от иудейских стенаний по разрушенному священному месту и пошло это название западной стены.

Парадоксально, но с тех же времен стали замечать, что все просьбы, обращенные к Богу под Стеной – сбывались. Конечно, древние евреи не писали записок, они просто сетовали, молились, просили и верили, что все сказанное здесь обязательно должно сбыться.

Сбываются ли желания?

Все ли желания сбываются? Что и как нужно сделать? Как написать? Как обратиться? Важно ли, на каком языке писать?

Множество подобных вопросов обрушивается на любого экскурсовода в столице Израиля и задается онлайн на сайтах, посвященных тематике туризма в эту обетованную страну. Достаточно большое количество людей, планирующих первую поездку в Иерусалим, интересуются не только тем, сбудется ли загаданное рядом со святыней или те, как правильно оформить свою просьбу, но и тем, бесплатно ли это.

Записку можно оставить совершенно бесплатно, а самое сложное не в том, как ее написать, а в том, как найти для нее свободную щелочку. Тем, кто сильно волнуется, вероятно, будет полезно накануне отъезда своими глазами увидеть, что именно и как происходит у камней древней святыни.

Сделать это достаточно просто в любое абсолютно время. Дело в том, что на памятнике установлены веб-камеры, работающие 24 часа в сутки и передающие в сеть то, что происходит непосредственно сейчас под Стеной.

Трудностей в поисках трансляции не может возникнуть в принципе. Достаточно просто набрать в любом поисковом ресурсе «онлайн-трансляция от Стены Плача». Сайтов, показывающих передаваемый израильскими камерами сигнал, очень много, почему и становится совершенно нетрудно все заранее увидеть.

Paul Arps / flickr.com

Что касается самой записки, то писать ее можно как угодно. Единственное, что советуют местные старики, так это то, что письмо должно идти свободно, от сердца, без лишних мыслей. В записке должно быть сказано самое наболевшее, а уж сколько строк для этого понадобится – дело совершенно личное, никаких ограничений нет. Но, нужно понимать, что всунуть в щель «трактат-многотомник» не получится физически.

С точки зрения православного духовенства, Стена в Израиле является святыней всего мира, невзирая на религию. Поэтому к «идолопоклонничеству» или сектантству наши священники, как и все остальные, ритуал оставления записки не относят, впрочем, так же, как покупку и ношение продающихся чуть ли не прямо под стеной «красных ниток», приобретших в последнее время очень большую популярность.

Есть небольшой нюанс, на который первыми обратили внимание мусульмане, обращение с просьбой о чем-либо у священных древних камней памятника – это мольба к Богу, а не прошение к самой Стене. К сожалению, многие туристы или не понимают этого момента, или же искренне заблуждаются, полагая, что можно просто назвать письменно перечень желаемых материальных благ, а Стена это все тут же предоставит.

Все совсем не так, и если данное место действительно кому-то помогло, то дело здесь вовсе не в камнях, а в вере и намоленности, особой ауре места, куда люди приходили молиться уже на самой заре зарождения человеческого общества, тысячелетия назад.

Где находится?

Стена находится в Старом городе, от аэропорта Атарот до нее можно доехать как на машине, так и на транспорте. Путь в арендованном автомобиле, если хорошо знакома местность, также как и в такси, займет всего лишь 25-30 минут, если ехать по улице Намалха Теуфа и по пути не свернуть по ошибке к ресторану «Абу Шакри». Дело в том, что перед поворотом очень много указателей, смущающих не знакомого с местностью водителя.

Арендовать авто вам поможет портал , а заказать такси в определенное место и время – .

DAVID HOLT / flickr.com

Если все же ошибка произошла, назад можно не возвращаться, достаточно свернуть после комплекса «Абу Шакри» влево, на улицу Дерек Бейт Ханина. Она также приведет к Старому Городу.

Первым на пути уже пешеходном, будет храм Гроба Господня, если свернуть от отмеченной указателями улицы вправо, если же следовать прямо по указателям, то можно попасть сразу к Стене, не отвлекаясь на другие .

Также до Старого города от аэропорта отходят автобусы, следуют они примерно три раза за час, идут тремя разными маршрутами. В пути находятся около часа.

Видео: Стена Плача в Иерусалиме.

Что еще нужно знать?

Среди туристов, побывавших у этого памятника, есть не только ушедшие воодушевленными и благодарными, есть и разочарованные, утверждающие, что «стена не работает».

Почему желание может так и остаться желанием, а может исполниться чуть ли не сиюминутно – вопрос для долгих диспутов. Но во избежание разочарований нужно не забывать, что Стена – не волшебный шатер, это святое место, предназначенное для молитвы, причем – действующее, так как под площадью расположена синагога.

Lyn Gateley / flickr.com

К этому нужно отнестись соответственно, с уважением, следует помнить, что, входя на территорию – входишь в храм, а не в музей:

  1. Колени, головы и плечи должны быть обязательно закрыты.
  2. Щелканье смартфонами и фотоаппаратами, особенно со вспышками – это проявление полного неуважения, уж если так хочется заснять что-то – нужно предварительно выключить звук и вспышку.
  3. Строго следовать от входа разделению по зонам – женская и мужская «половины» отдельно.
  4. В День Поминовения перед стеной проводится церемония с факелами – не стоит мешать людям и пытаться пролезать к камням с запиской, лучше прийти в другое время.
  5. Не стоит приходить во время шабата, обилие молящихся ортодоксальных иудеев всегда мешает остаться наедине со святыми камнями и собственными мыслями.
  6. Просьба в этом месте необязательно должна быть записана, можно всего лишь постоять и помолиться про себя.

Что касается записок, то их стали писать только в 18 веке, примерно в то же время, когда стали торговать перед входом красными веревочками-оберегами и лепешками с козьим сыром, до конца 18 века торговля шла в другом месте. Поэтому, если нет возможности непосредственно записать что-то – не нужно отчаиваться, писать совсем необязательно.

Если Стена Плача в Иерусалиме – объект достаточно неоднозначный, кто-то видит в ней исключительно свидетельство истории, кто-то – панацею и надежду, а кто-то обычное место для молитвы, то буквально в паре шагов от нее объект совершенно однозначный – туннель Хасмонеев. Это место проведения раскопок, сюда можно заказать экскурсию, здесь можно увидеть постройки времен царя Соломона и еще более ранние, с доказанной научно датировкой.

Экскурсии по Старому городу не дешевы – от 200 до 450 долларов за группу от 1 до 6 человек, цену диктует выбранный маршрут, самые дорогие экскурсии те, которые связаны с христианством в целом и самим Иисусом в частности.