Роль морфологии в русском языке. Что такое морфологический разбор слова: пример на всех частях речи

Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ .

Н. ф. – … (И. п., ед. ч. )

II. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное,
  • одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ),
  • род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )),
  • склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. –); разносклоняемое (на –мя, путь);

адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам) ,

Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

  • в … числе (ед., мн. ), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
  • в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П ). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .)

II. Постоянные признаки:

Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

Непостоянные признаки:

  • в степени сравнения (для качественных);
  • в полной (какой? ) или краткой (каков? ) форме,
  • в … падеже (для полной формы),
  • в …числе (ед., мн.),
  • в … роде (для единственного числа).

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА .

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?)

II. Постоянные признаки:

  • вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)),
  • спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
  • возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
  • переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога ).

Непостоянные признаки:

  • в … наклонении (изъявительное : что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы ? что сделал бы ?),
  • в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
  • в … числе (ед., мн.),
  • в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).

Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

  • разряд по структуре (простое/сложное/составное),
  • разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое ),
  • особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил .
5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл .
40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы .
тысяча скл., как сущ.1 скл.
миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл .
сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

Непостоянные признаки :

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

  • разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест.-прил., мест. -числ .)
  • разряд по значению с доказательством:
    личное , т.к. указ. на лицо;
    возвратное , т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
    притяжательное , т.к. указ. на принадлежность;
    вопросительное , т.к. указ. на вопрос;
    относительное , т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
    неопределенные , т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
    отрицательные , т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
    определительные , т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
  • лицо (для личных).

Непостоянные признаки:

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?)
    места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
    причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

Остальные пункты, как у наречия , кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

Н.ф. – … (И., ед., м.).

II. Постоянные признаки:

  • действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
  • вид (СВ – что с делавший? НСВ – что делавший?).
  • возвратность (возвратное – есть -ся , невозвратное – нет -ся ).
  • время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).

Непостоянные признаки:

  • полная или краткая форма (только для страдательных).
  • падеж (только для причастий в полной форме).
  • число (ед., мн).
  • род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Вид (СВ – что с делав?/НСВ – что делая?).
  • Возвратность (возвр. – есть -ся , невозвр. – нет -ся ).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
  • Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный (из, к, об …).
  • Неизменяемая часть речи.

11. Морфологический разбор СОЮЗА.

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: и, а, но… ) / составной (из нескольких слов: потому что… ).
  • Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению (изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто)
  • Неизменяемая часть речи.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.

I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).

II. Признаки:

  • Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.

I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.

II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.

III. Не является членом предложения.


Морфология - раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные, служебные и междометие. Часть речи характеризуют: 1) общее значение, 2) морфологические признаки (или грамматические значения) и 3) синтаксическая роль. Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.
Части речи

Самостоятельные
Изменяемые

Наречие
Склоняемые
1
Спрягаемые
~~г~

Глагол (причастие, деепричастие)
Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами. Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматические значения.

Часть речи Морфологические признаки Синтаксическая роль
1. Имя
существи
тельное
Предмет (первичное значение) Начальная форма: именительный падеж единственного числа. Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение. Непостоянные признаки: падеж, число Подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, иногда именная часть составного сказуемого, приложение
2. Имя
прилага
тельное
Признак
предмета
Начальная форма: именительный падеж единственного числа мужского рода. Постоянные признаки: или качественное, или относительное, или притяжательное. Непостоянные признаки: сравнительная и превосходная степень сравнения (у качественных), полное или краткое (у качественных), падеж, число, род (в ед. числе) Определение, именная часть составного сказуемого. Краткие ¦ прилагательные - сказуемое
3. Имя числительное Количество или порядок предметов при счёте Начальная форма: именительный падеж. Постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое, обозначает целое, дробное число или имеет собирательное значение (у количественных). Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть) Количественные - любой член предложения. Порядковые - определение, именная часть составного именного сказуемого

Часхь речи
Общее значение (что обозначает)

Мврфмовгмеи. щшюшшя

Синтаксическая роль
4. Место- имение
Указывает на предмет, признак или количество, но ие называет их

Начальная форма: именительный па- деж единственного числа. Постоянные признаки: разряды по значению: личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные. Лицо (у личных местоимений). Непостоянные признаки: падеж, число (не все местоимения), род (если есть)

Подлежащее, определение, дополнение, реже - обстоятельство
5. Глагол
Действие или состояние предмета

Начальная форма: неопределённая форма. Постоянные признаки: вид, спряжение, переходность. Непостоянные признаки: наклонение, число, время (не все формы глагола), лицо (не все формы глагола), род (не все формы глагола)

Неопределённая форма - любой член предложения. Личные формы - сказуемое

Часть речи

Общее значение (что обозначает)

Морфологические признаки

Синтаксическая
роль
nbsp;

Причастие (особая форма глагола). Имеет признаки глагола и прилагательного

Признак предмета по действию

Начальная форма: именительный падеж единственного числа мужского рода. Постоянные признаки: действительное илн страдательное, время, вид. Непостоянные признаки: полная или краткая форма (у страдательных), падеж (у причастий в полной форме), число, род

Определение. Краткие страдательные -именная часть составного сказуемого
nbsp;

Деепричастие (особая форма глагола). Имеет признаки глагола и наречия

Добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом

Начальная форма: неопределённая форма глагола. Постоянные признаки: неизменяемая форма, несовершенный и совершенный вид, переходность

Обстоятельство
nbsp;

6. Наречие

Признак действия, предмета или другого признака

Группы по значению: наречия места, времени, образа действия, меры и степени, причины, цели; степени сравнения: сравнительная и превосходная (если есть). Неизменяемость

Обстоятельство
nbsp;

Часть речи

Общее значение (что выражает)

Морфологические признаки

Синтаксическая роль
nbsp; nbsp;

1. Предлог

Выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении

Непроизводные (простые) и производные (образованные путём перехода из самостоятельных частей речи). Неизменяемость

nbsp; nbsp;

2. Союз

Связывает однородные члены непростые предложения в составе сложного

Сочинительные и подчинительные. Неизменяемость

Не является членом предложения
nbsp; nbsp;

3. Частица

Вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова

Разряды по значению: формообразующие, отрицательные и модальные. Неизменяемость

Не является членом предложения
nbsp; nbsp;

Морфология как раздел языкознания представляет собой знание о слове и его составных частях. Ёмким считается определение языковеда о том, что такое морфология в русском языке: он назвал её грамматическим учением о слове. То есть это наука, изучающая грамматические признаки слова. К ним относятся: принадлежность к некоторой части речи, изменяемость формы и грамматическое значение.

Предмет морфологии

Язык как наука - это сложная комбинация различных по свойствам и величинам элементов. Наименьший строительный материал такой системы - слово, которое обладает и меняет не только своё лексическое значение (то есть смысл), но и грамматическое - падеж, число, род. В отличие от значения лексического, грамматическое присуще некоторому количеству словоформ, объединённых однородным признаком, например временем глагола или числом имён существительных.

Грамматическое значение слова - это то, что изучает морфология в русском языке. Поскольку она заинтересована в технических характеристиках слова, немаловажным будет в рамках данного направления языкознания представление и о частях речи. Это также немаловажный для изучения морфологией предмет.

Науки о слове

Языкознание насчитывает порядка десяти основных разделов, изучающих с различных углов зрения русский язык. Морфология, орфография, морфемика, словообразование, лексикография и орфоэпия - науки, специализирующиеся на слове как основном объекте исследования.

Морфология находится в неразрывной связи с другими науками о языке. Поскольку слово являет собой неразделимую связь лексического и грамматического значений, невозможно рассматривать его словоформы в отрыве от особенностей семантики - предмета изучения лексикологии. Орфография, подобно морфологии, заинтересована в грамматическом значении слова, поскольку исследует правильное написание слов. Например, чтобы применять правило о чередовании гласных в корне, стоит учитывать часть речи слова. Синтаксис ориентируется на правила составления предложений и словосочетаний, состоящих опять же из слов с конкретным лексическим и грамматическим значением.

Понятийный аппарат морфологии

Что такое морфология? В русском языке используются термины «словоформа» и «лексема» для определения слова как единицы морфологического анализа. Словоформа - это слово с конкретным набором грамматических характеристик в тексте. Лексема - это совокупность словоформ с одинаковым лексическим значением.

Формы слова упорядочены в языке посредством парадигмы - перечня всех словоформ, представленных в виде схемы. Парадигмы бывают именными и глагольными. К первому типу относятся категории полноты/краткости формы, склонения и степеней сравнения прилагательных. Вербальные парадигмы иллюстрируют формоизменение глаголов по наклонениям, числам, лицам и временам.

Ещё одна разновидность парадигм - полные и неполные. В первом случае слово обладает всеми возможными словоформами, как, например, «дом», «поле», во втором - не всеми. Слова, которые употребляются исключительно во множественном числе (очки, каникулы), имеют неполную парадигму, поскольку лишены форм падежей в единственном числе. А слова строго единственного числа уменьшают свою парадигму на шесть падежных форм множественного числа. Избыточной называется парадигма, количество словоформ в которой превышает их число в полной. Такое бывает со словами, обладающими вариативными формами: от глагола «брызгать» можно образовать в настоящем времени две формы - «брызгает» и «брызжет». Избыточная парадигма возникает чаще всего из-за того, что старая форма слова осталась в употреблении, в то время как образовался новый инвариант.

Ещё один вид парадигмы - перекрещивающаяся. Она возникает в случае, если формы парадигмы одного слова частично совпадают с той же парадигмой другого слова. Наиболее распространена она среди прилагательных мужского и среднего рода.

Урок русского языка

Морфология в школе преподносится в несколько этапов на различных стадиях обучения. Первое знакомство происходит ещё в начальной школе, когда изучаются значимые части слов и основные части речи. Постепенно вводятся сведения о парадигмах, которые являются базой для обучения морфологии, специализирующейся на анализе различных частей речи.

Что такое морфология в русском языке? Такая научная постановка вопроса присуща курсу 7-8 классов, когда более досконально рассматриваются все части речи. Учащиеся изучают именных, глагольных и далее - служебных частей речи.

Морфология в курсе русского языка школы - один из важнейших разделов, сосредотачивающий на себе большое количество Поскольку школьное образование ориентировано на развитие коммуникативных навыков у детей, представление об устройстве родного языка и его функционировании является немаловажным условием успешной реализации речевой компетенции.

Что такое морфология? В та база, на которой строится и успешная коммуникация.

    Морфология как часть грамматики. Её связь с другими разделами курса «СРЯ». Основные понятия.

    Грамматическое (морфологическое) значение.

    Формальные способы выражения ГЗ в языке.

    Грамматические (морфологические) категории.

    Морфологическая парадигма.

1.Под грамматикой в языкознании традиционно понимают систему глубинных, сущностных отношений в языке, характеризующихся высокой степенью абстракции, ибо они действуют лишь внутри языка, не затрагивая его связи с действительностью, и составляют основу его внутреннего строя. То есть грамматика противостоит фонетическому и лексико-фразеологическому уровням языка как внутреннее, собственно системное – тому, что связывает систему с внешними по отношению к ней факторами. У слова «грамматика» есть и иные толкования:

    раздел языкознания, изучающий внутренний строй языка;

    функция отдельных грамматических категорий (напр.,

«грамматика глагольного вида», «грамматика атрибутивных форм глагола» и т.д.);

    описание, свод закономерностей формального строя языка («Российская грамматика» М.В. Ломоносова «Русская грамматика» А.Х. Востокова, «Историческая грамматика русского языка» Ф.И. Буслаева).

По словам Л.В. Щербы, «грамматика в сущности сводится к описанию существующих в языке категорий», а по уточнению В.В. Виноградова, «представляет собой систему языковых норм и категорий, определяющих приёмы и типы строения слов, словосочетаний, синтагм и предложений». Следовательно, грамматика включает в себя 2 раздела: морфологию и синтаксис . Морфология есть «грамматическое учение о слове» (это определение вынесено в название книги В.В. Виноградова «Русский язык» (1947г), до сих пор являющейся самым полным пособием по морфологии).

Морфология , таким образом, изучает все внутриязыковые, системные свойства слов и способы их выражения. Если для фонетики важно внешнее в слове – его звуковое оформление как с позиции говорящего, так и с позиции слушающего; если для лексикологии важно слово как языковой эквивалент реальности, то для морфологии слово – носитель внутриязыковых закономерностей; представитель определённого класса, модели формоизменения в языке. То есть для фонетики и лексикологии слово интересно своей индивидуальностью (звучания или значения), а для морфологии – общностью с другими словами, функционирующими в языке аналогично с ним. Морфология выявляет системное в слове. Напр., в слове «загадка» её не интересует качество звуков [г] (≠ [γ]), [^][Ъ] или особенности семантики, её интересует то, что это слово относится к категории «предметности» в самом широком смысле и таких слов в языке много, что оно женского рода, неодушевленное, способно изменяться по числам и падежам; то есть это слово морфологически идентично словам «страна», «весна», «гора» и многим другим.

Общее, системное выражается в слове формально, т.е. внешне (в вышеприведенном примере – с помощью окончания -а-), поэтому морфология – это наука о формах слова, отсюда и её название: от греч. morphe – «форма» и logos – «учение».

Хотя морфология и рассматривает слово специфически, она, безусловно, связана с другими языковыми уровнями. Прежде всего тем, что у фонетики, лексикологии и морфологии один объект – слово, изучаемый всесторонне (но не в отрыве звучания, значения и грамматических свойств). С синтаксисом морфология связана единым грамматическим подходом (но к разным единицам языка). Но помимо этой, чисто иерархической связи морфология «переплетена» с другими языковыми уровнями системно: в языке нельзя оторвать форму от содержания, составную часть от единства, внешнее от внутреннего. Морфология постоянно использует данные из области фонетики, лексики и синтаксиса в своих целях, и они часто опираются на морфологические свойства слов. Например:

    для образования видовых пар глаголов используется фонетическое чередование [а//о], в корне:

    • заморо зить – замора живаешь,

      ско сить – ска шиваешь,

      перестро ить – перестра иваешь.

(Есть даже переходная область в языке – морфонология);

    для определения типа формоизменения слов необходимо представлять структуру полисемии или различать омонимы: «масло» в значении «продукт питания» не имеет форм множественного числа, а в значении «жировое вещество» - имеет (смазочные масла); «хмель» (растении) в П.п., ед.ч. имеет форму «в хмеле», «хмель» (состояние человека) в П.п., ед.ч. употребляется как «во хмелю»;

    для дифференциации глаголов на личные и безличные необходимо рассматривать их в предложении или предикативном сочетании (с возможным подлежащим). Например:

За окном с каждой минутой темнеет (безличный глагол).

Со временем цветная фотография темнеет (глагол 3л., ед.ч.).

Основные понятия морфологии как науки нанизываются на понятие слова или из него вытекают. Это прежде всего форма слова, словоформа, лексема, морфологическое (грамматическое) значение, морфологическая (грамматическая) категория и морфологическая парадигма.

Формой слова обычно называют (по Виноградову) то его выражение, которое при выражении одного и того же понятия (лексического содержания) выражает «иные отношения одного и того же предмета мысли к другим предметам того же предложения». По А.А. Шахматову, «формами называют те видоизменения слова, которые оно получает в зависимости от формальной (не реальной) связи его с другими словами». То есть форма слова – это его грамматическое наполнение (в противоположность лексическому).

Термин «словоформа » употребляется применительно к конкретному употреблению данного слова. Словоформа – это одна из возможных форм слова.

Понятие «лексема » введено В.В. Виноградовым и определяется как «слово, взятое во всей совокупности своих форм и значений».

Лексема – это единство всех форм слова, обладающих одним лексическим значением, но различающихся грамматическими значениями и способами их выражения. Есть и иное толкование (Л.А. Новиков, В.Г. Гак) лексема (формы) ↔ сенема (значения).

Последние термины (ГЗ и грамматические способы) нуждаются в расширенном толковании.

2.Грамматическое (морфологическое) значение – обобщенное, отвлеченное от реальности, сугубо языковое значение, присущее ряду однотипных словоформ и имеющее регулярное, стандартное морфологическое выражение.

Грамматическое значение противопоставлено лексическому, т.к., в отличие от него, всегда абстрактно и всегда имеет стандартную внешнюю форму выражения (напр., флексию, предлог, порядок следования компонентов и т.д.).

Однако ГЗ неразрывно связано с лексическим значением. Напр., в зависимости от ЛЗ слова «Львов» (фамилия или название города) будет по – разному выражаться ГЗ Тв.п., ед.ч.: Львовы м или Львово м; в зависимости от ЛЗ слова «волчий» будет определяться его разряд:

    принадлежащий волку, относящийся к волку – притяжательное или относительное (волчьи норы, волчья яма);

    свойственный волку; такой, как у волка – качественное (волчья натура).

(Разряд у имён прилагательных – лексико-грамматическая категория; само её название показывает тесную связь ЛЗ и ГЗ).

Грамматические значения могут быть опосредованно (через ступень понятий) связаны с действительностью, такие ГЗ называют референциальными .

Напр., частеречные значения (предметность, процессуальность, признаковость), значения числа, рода, времени.

Другая группа грамматических значений с действительностью не связана даже опосредованно, а определяется лишь связью словоформ в языке (синтаксическими структурами), такие ГЗ называются реляционными.

Напр., значения падежа (не любого, напр., Тв. орудийный – референц. знач.), переходности/непереходности глаголов, разряды союзов.

В отдельных случаях ГЗ может выражать отношение говорящего к сообщаемому; т.е. быть экспрессивным.

В.В. Виноградов отмечал: «… в самих грамматических категориях заложены яркие средства экспрессивного выражения. Достаточно напомнить о тех тонких экспрессивных красках и нюансах, которые создаются употреблением глагольных категорий времени, наклонения, лица или таких общих грамматических категорий как род и число.» [«Русск.яз.», 1972г., с22.].

Вспомним ломоносовское: «Может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать». Здесь положительная авторская оценка передана посредством форм мн.числа, т.е. ГЗ числа экспрессивно.

Морфологические ГЗ слов имеют иерархическую структуру:

Наиболее обобщенное ГЗ слова называется

Это предметность, атрибутивность, процессуальность, квантитативность и т.д.

Уровнем ниже находятся

Напр., у глаголов это вид, наклонение, время, залог, число.

Набор частнокатегориальных морфологических значений у слов одной части речи непостоянен. Существуют регулярные и нерегулярные морфологические частнокатегориальные значения (компоненты) → синтагматические компоненты. Регулярные – те, которые встречаются у всех слов данной части речи, а нерегулярные – те, которые могут отсутствовать у отдельных лексем.

Напр., у глаголов регулярные компоненты: вид, спряжение, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, залог, наклонение, число; нерегулярные: время (его нет у глаголов в повелительном и условном наклонениях), лицо (его нет у глаголов в прошедшем времени), род (его нет у глаголов в настоящем времени и во множественном числе прошедшего времени).

один компонент по отношению к другим компонентам называется коррелятом .

3.Любая морфологическая форма слова есть единство морфологического грамматического значения и формального средства (способа) его выражения.

Способов выражения грамматических значений несколько, они являются общими для всех языков (языки отличаются лишь их конкретным набором). Для русского языка главным грамматическим средством является флексия. Наш язык относится к флективным, поэтому большая часть грамматических значений в нём реализуется посредством окончаний. В отличии от агглютинативных и изолирующих языков. К флексиям примыкают формообразующие суффиксы, постфиксы и префиксы. Например:

    суффикс прошедшего времени глагола –л–;

    причастные суффиксы;

    постфикс страдательного залога –ся– (–сь–);

    приставки, образующие формы совершенного вида глаголов (напр., делал – с делал).

В совокупности все вышеуказанные средства можно назвать 1)аффиксальными . Грамматические аффиксы могут быть нулевыми: столø , потухøø .

Помимо аффиксаций, русскому языку характерны и другие способы выражения морфологических значений:

2)соединения слов или форм слова; полученные таким способом морфологические формы называются аналитическими ; [по Виноградову, с.35]

Напр., аналитические формы будущего времени (буду говорить), степеней сравнения прилагательных и наречий (менее красивый, красиво; самый большой).

Частные виды соединения:

3)повторы (у междометий, модальных слов); реже – прилагательных и наречий (превосходная степень): добрый – добрый, еле – еле и т.д.;

4)служебные слова :

в первую очередь предлоги (также формы не являются аналитическими; их называют единой синтаксической конструкцией – предложно-падежной);

частицы (формы повел. накл. 3л., ед.ч. и мн.ч.: да здравствуйте, пусть будут; условн. накл. – частица «бы»). Союзы в образовании морфологических форм не участвуют;

5)морфонологические средства :

чередования (напр., видовые пары: избеж ать – избег ать г//ж; собир ать – собр ать и//ø);

усечения основ (напр., формы числа у сущ.: горожанин – горожане);

наращения основ , или интерфиксация (напр., образование падежных форм разносклоняемых сущ.: знамя – знам(ен)и – знам(ен)ем и т.д.);

6)ударение (его перемещение, напр., участвует в образовании падежных и числовых форм существительных):

до"м - до"ма (Р.п.,ед.ч.) - дома" (И.п.,мн.ч.); -число

топо"р - топора" (Р.п.,ед.ч.) - топоры" (И.п.,мн.ч.); -падеж и число

7)супплетивизм (образование морфологических форм от разных основ). Например, так образуются падежные формы личных местоимений: я – меня, он – его, и т.д. или сравнительные степени некоторых прилагательных и наречий: хороший – лучше, плохо – хуже и т.д.

Приведенные средства выражения морфологических значений могут выступать в различных комбинациях друг с другом. Например, образование видовых пар может сопровождаться суффиксацией и чередованием гласных в корне: опоздать – опаздывать, [˄//а];

падежные значения реализуются с помощью флексий и предлогов: (Д.п.,ед.ч.,ж.р.,1 скл.) к стране .

Некоторые грамматические способы неактуальны для морфологии – порядок слов, интонация; они действуют лишь в синтаксисе, и то весьма ограниченно (исключения носят курьёзный характер. Например, А.А.Реформатский приводит такой пример морфологической значимости порядка слов: «глухие учёные» и «учёные глухие» - первое слово – прилагательное, второе – существительное, Ср.: милости просим – ФЕ; просим милости – свободное сочетание).

4.Важнейшим понятием морфологии является грамматическая морфологическая категория . Это система противопоставленных друг другу словоформ с однородными морфологическими значениями. Морфологическая категория характеризуется единством морфологического значения и формальных способов его выражения. На этом основании к морфологическим категориям относятся род, число, падеж, наклонение, время и т.д.

Морфологические категории делятся на общие (род, число) и частеречные (у существительных – одушевленность/неодушевленность; у всех имен – падеж; у глагольных форм – вид; у глаголов – переходность/непереходность, наклонение). Противопоставленные члены морфологических категорий и есть корреляты . (о них говорилось выше в связи с ГЗ).

От грамматических морфологических категорий следует отличать лексико – грамматические группы слов и их сугубо формальные группировки.

У лексико – грамматических групп (разрядов) слов нет стандартных формальных способов выражения, они объединяются внутри частей речи по единству одного лексико – семантического признака и набору частнокатегориальных морфологических значений. Например, разряды имён прилагательных (качеств., относ., притяж.); собственные и нарицательные существительные; лексико – грамматические группы существительных (конкретные, вещественные, собирательные, отвлечённые).

У формальных группировок лексем, наоборот, нет особых морфологических значений (отличных от частеречных) при наличии особых формальных показателей.

Например, склонения существительных (1,2 и 3-е); спряжения глаголов (I и II). Морфологические категории традиционно делятся на словоизменительные (непостоянные) и несловоизменительные (классификационные, постоянные).

Словоизменительные категории характерны морфологическим формам одного и того же слова; эти категории и различают словоформы одной лексемы. Например: род, число, падеж у имен прилагательных; наклонение, время, число у глаголов.

Классификационные категории не могут быть представлены формами одного и того же слова; это категории, противопоставляющие различные лексемы. Например:род,одушевленность/неодушевленность у имен существительных; вид, время, залог у причастий.

Классификационные категории, которые присущи всем словоформам одной лексемы, являются для этой лексемы постоянными, неизменными, что позволяет объединять разные лексемы по общности данный категорий в определенные грамматические классы (отсюда и название категорий – классификационные). Например: существительные мужского рода; причастия действительного залога. (Но нет групп существительных единственного числа, причастий мужского рода – то есть по словоизменительным категориям).

Не все морфологические категории однозначно относятся к одной из двух групп. Например, частеречная природа слова стоит как бы над категориями: они выделяются внутри частей речи. Можно говорить, что часть речи - самая общая грамматическая категория, а все остальные – частные по отношению к ней. Нет однозначного решения по поводу отдельных, морфологических глагольных категорий (вида, залога) – их относят то к классификационным, то к словоизменительным категориям. Число коррелятов в составе морфологических категорий может меняться исторически (вспомним, трех числовую систему древне – русского языка); количество категорий внутри частей речи тоже изменчиво (в древне – русском языке не было категории вида глагола).

Одноименные морфологические категории – общие для разных частей речи – для одних частей речи являются классификационными, для других – словоизменительные. Например: род – для существительных классификационная категория; для прилагательных, глаголов, причастий – словоизменительная; падеж, число – для всех частей речи словоизменительная категория.

Некоторые части речи лишены грамматических категорий: наречия, служебные части речи, междометия, модальные слова.

Как и грамматические значения, грамматические морфологические категории можно классифицировать по логически опосредованному соотношению с действительностью на реляционные и референциальные.

Референциальные выражают определенные смысловые абстракции, связанные с реальностью – это, например, время, наклонение, залог.

Реляционные указывают лишь на особенности сочетания словоформы с другими словоформами в составе синтаксического единства (то есть с реальностью не связаны даже опосредованно – логически); реляционные категории называют также согласовательными , или синтаксическими . Например, категория падежа. Большинство же, морфологических категорий, являясь референциальными, выполняют и согласовательную функцию, то есть совмещают в себе обе характеристики. Например: число, лицо, род.

5.Словоизменительные морфологические категории образуют морфологические парадигмы словоформ.

Морфологическая парадигма – это система форм одного и того же слова. В.В.Виноградов отмечает: «… в кругу частей речи отдельные категории представляют собой замкнутые, построенные по строгим правилам грамматики системы форм, чаще всего вращающихся в пределах парадигмы» [«Русский язык», с.35]. Парадигмы принято делить на общие и частные.

Общих парадигм две – склонение (или именная парадигма) и спряжение (или глагольная парадигма). Это парадигмы, объединяющие множество форм разных словоизменительных категорий. Склонение – это система парадигм числа, падежа и рода (для частей речи, кроме существительных). Спряжение – это система парадигм лица и числа.

Частные парадигмы характеризуют одну словоизменительную категорию (степени сравнения прилагательных, наклонения глаголов).

Морфологические парадигмы могут составлять как синтетические, так и аналитические формы слов.

Синтетические формы образуются посредством аффиксов, в основном флексий. Это однословные формы.

Аналитические формы образуются с помощью соединения слов. Это, как правило, двухсловные формы (степени сравнения прилагательных; будущее время глаголов несовершенного вида; формы наклонений и другие). Синтетических форм в русском языке большинство, однако имеется тенденция к аналитизму . Ещё в 70-х годах ХIХ века И.А. Бодуэн де Куртенэ и его ученики по Казанской лингвистической школе отмечали движение русского языка от синтетического строя к аналитико – синтетическому.

Парадигму могут составлять только синтетические формы (парадигма склонения прилагательных), только аналитические формы (парадигма условного наклонения глагола), а также синтетические и

аналитические формы вместе (парадигма склонений сравнения прилагательных). Парадигмы могут быть полными и неполными (дефектными, ущербными). Это зависит от особенностей конкретной лексемы. Например, у глагола «познать» парадигма спряжения полная (в ней есть все члены – формы всех лиц и чисел); а у глагола «победить» парадигма ущербная (в ней нет формы 1л., ед.ч.). В ущербной парадигме может не хватать и большего количества членов (например, в парадигме степеней сравнения прилагательного «смирный» нет обеих синтетических форм).

У отдельных слов парадигмы нулевые , т.к. у них отсутствуют морфологические формы (служебные части речи, деепричастия, неизменяемые существительные типа «печально», «кофе», «кино»).

Основные сведения о морфологических формах, значениях и категориях можно получить в следующих словарях:

1.А.А. Зализняк Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. – М, 1977 г. и др. издания.

2.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. – М, 1989г.

3.Толковые словари: БАС; МАС; Ожегов, Шведова; БТС (в конце словарной статьи).

4.Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. -М, 1994г.

5.Ефремова Т.Ф, Костомиров В.Н. Словарь грамматических трудностей русского языка. –М, 1986г.

6.Сазонов И.К. Русский глагол и его причастные формы. –М, 1989г.

7.Б.Т.Панов, А.В.Текучёв Школьный грамматико – орфографический словарь русского языка. –М, 1996г.

А также в системных словарях и справочниках трудностей и правильностей русского языка (например, Д.Э. Розенталя).

Введите слово без ошибок:

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. склонение
  5. число;
  6. падеж;
  7. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. спряжение;
  5. наклонение;
  6. время (для изъявительного наклонения);
  7. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  8. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  9. число;
  10. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. время;
  4. возвратное или невозвратное (для действительного);
  5. переходное или непереходное (для действительного);
  6. полное или краткое (для страдательного);
  7. род (для единственного числа);
  8. падеж;
  9. число;
  10. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. возвратное или невозвратное;
  3. переходное или непереходное;
  4. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Видео

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova