Современные пираты сомали. Кто победил сомалийских пиратов? Почему сомалийские пираты существуют до сих пор

Интересная статья на тему того, почему из новостей пропали истории про сомалийских пиратов бывших еще лет 5 назад одной из центральных тем в новостях.

Куда уплыли сомалийские пираты

С 10 мая 2012 года самые знаменитые морские разбойники XXI века не сумели захватить ни единого торгового корабля. Главная заслуга в победе над ними принадлежит одной семье.

В 2008-м они угнали 42 корабля, заработав на выкупах около $80 миллионов. В тот год лондонский акушер Денис Цепов записал в своём ЖЖ: «Сегодня ночью приезжала рожать сомалийская девушка ослепительной красоты, вся в чёрном и в крупных бриллиантах. С нею было человек семь дерзких молодцов в костюмах Comme Des Garçons. Добыв девушке прекрасного мальчика, я набрался смелости и спросил: „А вы чем по жизни занимаетесь, ребя, если не секрет?“. Они ответили: „Простые сомалийские моряки, а вы с какой целью интересуетесь?“». Насколько бы неправдоподобна ни была эта история, она точно отражает ранний романтический миф о сомалийских пиратах, потускневший ещё скорее, чем было уничтожено само их ремесло.

Принуждение к пиратству

К 2005 году, когда в Аденском заливе пираты захватили первое крупное судно международной компании, война в Сомали шла уже почти 30 лет. После войны с Эфиопией последовала серия восстаний, которая буквально разорвала страну на лоскуты, контролируемые враждующими полевыми командирами.Отсутствием пограничной службы воспользовались браконьеры. Траулеры со всего света вычерпывали из вод Сомали тунца, креветку и лобстеров на $300 миллионов в год. Хуже того, связанные с итальянской мафией фирмы начали сброс в местные воды токсичных отходов. Так иссякал единственный источник дохода и без того нищих сомалийских рыбаков. После недолгих попыток брать «пошлину» с иностранных мусорщиков и браконьеров они открыли для себя по-настоящему выгодный бизнес.


Французский тунцеловный сейнер Trevignon. В 2010 году отбил нападение сомалийских пиратов, протаранив и потопив их лодку. Фото: Marcel Mochet / AFP / East News.

Тактика нападений

Техническое оснащение — рации, позже появились GPS-навигаторы. Разведка — взятка чиновнику в кенийском порту. Две деревянные лодки с навесными моторами по 60 лошадиных сил разгоняются до 25 узлов (46 км/ч) и догоняют в международных водах сухогруз или танкер. Чтобы заставить капитана сбросить ход, пираты открывают предупредительный огонь из ржавых «Калашниковых» в направлении рубки и демонстрируют готовность выстрелить из гранатомёта. Ищут борт пониже, чтобы закинуть лестницу и подняться на палубу. Захватывают капитанский мостик и под угрозой оружия уводят судно в свою гавань. Корабль, чей борт поднимается над водой хотя бы на 8 метров, или способный развить скорость выше 18 узлов (33 км/ч), остаётся неприступным.


Пираты держат на прицеле экипаж китайского рыболовного судна «Тянь Ю», 17 ноября 2008 года. Фото: Mass Communication Specialist 2nd Class Jason R. Zalasky / US NAVY / AFP / East News.

От угроз к насилию сомалийцы переходили нечасто. С 2008 по 2012 год, когда они захватили 170 судов с 3 400 членами экипажа, были убиты 25 моряков. Ещё 37 умерли от голода или покончили с собой в плену.

Места нападений сомалийских пиратов в 2005-2010 годах. Карта: Planemad по данным NGA — Maritime Safety Information.

Бизнес-модель

В лучшем для этого бизнеса 2010 году сумма выкупов за 47 угнанных судов составила ориентировочно $238 миллионов. Большую часть прибыли получили инвесторы экспедиций: местные лидеры кланов и владельцы катеров. Из среднего выкупа в $2,7 миллиона обычный моряк рассчитывал только на $30 000 — 75 000. Переговоры с судовладельцами шли несколько месяцев. В это время пиратский экипаж жил на трофее, а инвестор вычитал из его доли стоимость еды, проституток, связи и местного наркотика «кат». Мало кто из рядовых сходил на берег с суммой большей, чем $10 000—20 000, но и это огромные деньги для страны, где средний годовой доход не превышает $300. The Washington Post в 2009 году процитировала ответ сомалийца на вопрос, чем пираты отличаются от боевиков из внутренних районов страны: «Они не тощие, у них светящиеся лица, и они всегда счастливы».


Лодки, обычно используемые для пиратских нападений. Хобьо, северо-восточное побережье Сомали, 4 января 2010 года. Фото: Mohamed Dahir / AFP / East News.

Убытки для судоходства

2008 — 42 захвата, 2009 — 46, 2010 — 47, 2011 — 28, и каждый громко прозвучал в новостях, создавая видимость значительной угрозы мировому судоходству. Однако мимо Сомали из нефтяных государств Персидского залива в Европу и обратно ежегодно проходит не менее 21 000 торговых судов. Даже в самые тучные для себя годы сомалийцы угрожали десятым долям процента из них, а главный урон судовладельцам наносил страх.По данным 2011 года, удорожание страховки стоило морской отрасли $635 миллионов, прокладка удалённых от берега маршрутов и дополнительные траты на топливо — $580 миллионов, траты на топливо для ускорения до безопасных 18 узлов — $2,7 миллиарда, установка защитного оборудования и наём вооруженной охраны — свыше $1 миллиарда.


Члены экипажа и владелец «Фаины» Вадим Альперин (третий справа) во время швартовки в кенийском порту Момбаса, куда корабль прибыл после освобождения. 12 февраля 2009 года. Фото: Sayyid Azim / AP Photo / East News

Самые громкие захваты

25 сентября 2008 года — сухогруз «Фаина» с украинским экипажем вёз в Кению четыре десятка танков Т-72, гранатомёты и зенитные установки. Выкуп составил $3,2 миллиона.

8 апреля 2009 года — контейнеровоз Maersk Alabama под флагом США. Экипаж заперся в машинном отделении, заблокировал управление, а позже захватил одного из сомалийцев. Трое других отплыли прочь на спасательном катере, удерживая в заложниках капитана Филлипса. На следующий день их всех застрелили снайперы американских «Морских котиков», капитан не пострадал. В снятом по этому сюжету фильме его роль исполнил Том Хэнкс. Участвовавшая в спасении Филлипса команда спецназовцев через два года убьёт Усаму бен Ладена.

15 ноября 2008 года — 330-метровый супертанкер Sirius Star , перевозивший 2,2 миллиона баррелей нефти стоимостью около $100 миллионов. За крупнейшую в истории добычу сомалийцев заплачен выкуп $3 миллиона.

5 мая 2010 года — нефтеналивное судно «Московский университет» ; российский экипаж забаррикадировался в трюме и вызвал на помощь военный корабль «Маршал Шапошников». Морские пехотинцы взяли корабль штурмом. По официальной версии, пиратов высадили в надувную лодку с небольшим запасом продовольствия и воды, но без средств навигации, и они не смогли достичь берега. По неофициальной, они были расстреляны.

10 мая 2012 года — угнан греческий супертанкер Smyrni с 1 миллионом баррелей нефти. По заявлению лидера пиратов, они получили рекордные $9,5 миллионов.


Французский вертолёт, базирующийся на фрегате Nivose, завис над лодкой с подозреваемыми в пиратстве. Апрель 2009. Фото: Pierre Verdy / AFP / East News

Военная операция

Сомалийское пиратство стало хорошей причиной наладить международное сотрудничество для защиты торговли и одновременно поводом обеспечить военное присутствие на важнейшем маршруте доставки нефти: за бандитами на лодках с навесными моторами теперь охотятся боевые корабли 21 страны. Это самая большая в истории коалиция флотов разных стран и первый в истории случай, когда все постоянные члены Совета безопасности ООН — США, Россия, Великобритания, Франция, Китай — выступают против общего противника. Сложно сказать, достигают ли участники операции своих негласных целей, но для борьбы с прибрежным пиратством боевые корабли приспособлены мало. За год с начала их патрулирования в 2008-м количество атак на торговые суда выросло вдвое. Переломить ситуацию позже удалось только при помощи наблюдения за морем с беспилотников. При этом каждый успех патруля документировался, подчёркивая впечатляющую несоразмерность противников.

Победа на берегу

Удачной альтернативой дорогим и неэффективным усилиям государственных машин стала частная инициатива. В 2012 году 80% торговых судов проходили мимо Сомали с вооружёнными охранниками на палубе. Вход в порты с оружием юридически невозможен, поэтому частные военные компании содержат в регионе плавучие базы, где корабли принимают бойцов на борт и прощаются с ними, миновав опасный район. Стоимость услуг команды из 3-4 охранников колеблется от $28 000 до $38 000, что на порядок меньше минимального выкупа. Пиратам ни разу не удалось захватить охраняемое судно.

Но главная победа достигнута на берегу, и она оплачена одной семьёй — Аль Нахайян, правящей династией эмирата Абу-Даби. Серьёзно восприняв угрозу танкерному флоту, нефтяные шейхи взяли под крыло сомалийскую провинцию Пунтленд с 1,5-миллионным населением, сейчас живущую как независимое государство. В своё время на её берегах располагалось большинство пиратских баз.


Политическая карта окрестностей Сомали за 2013 год

Имея неудачный опыт создания собственной армии — «мусульмане не хотят убивать других мусульман» — Аль Нахайяны наняли в советники Эрика Принса, бывшего агента ЦРУ и создателя ведущей частной военной компании мира Blackwater / Xe Services / Academi. Он строит вооружённые силы ОАЭ из колумбийских контрактников, а с 2010 года на выделенные шейхами $50 миллионов сформировал в Пунтленде спецотряд Puntland Maritime Police Force. Инструкторами и командирами в нём стали южно-африканские наёмники, специалисты по борьбе с партизанами, известные жесточайшими методами тренировок и поддержания дисциплины — инспекторы ООН зафиксировали случаи избиения и убийства курсантов.

Результатом их работы стало создание лучшего боевого подразделения в этой части Африки. Отряд из 1 000 солдат, имеющий на вооружении катера, лёгкие самолёты и вертолёты, за два года сумел уничтожить наземные базы сомалийских пиратов и весь их промысел. С 10 мая 2012 года те захватили лишь один корабль — иранского браконьера, которого никто не хотел защищать.«Этот проект был задуман и исполнен людьми, которых мы можем назвать париями, не являющимися частью цивилизованного общества. Но он стал одним из самых эффективных и результативных решений проблемы пиратства», — Foreign Policy цитирует Роберта Янга Пелтона, автора книги «Лицензия на убийство: наёмники на войне с террором».

В 2010 году на средства ООН в столице Пунтленда, Гарове, открылась крупнейшая в мире тюрьма для пиратов на 500 мест, и свободных там нет. Сегодня самыми опасными для судоходства районами у берегов Африки считаются воды Нигерии и Гвинеи.


Подозреваемые в пиратстве, задержанные французскими морскими пехотинцами в Аденском заливе, после выдачи их властям Пунтленда, январь 2009 года. Фото: AP Photo / East News

C начала ХХI века пиратским нападениям подверглись суда 62 стран мира. Морским разбоем занимаются более ста группировок. Почему их до сих пор не могут победить?

Что это за явление такое - пираты в XXI веке? Почему базой современных пиратов стало государство Сомали? Рассказывает старший научный сотрудник Института Африки РАН, преподаватель МГИМО (У) МИД РФ Ренат Ирикович Беккин. Недавно он вернулся из научной командировки в Сомали.

- Почему пираты XXI века облюбовали именно Сомали?

На самом деле международный морской разбой сегодня имеет место не только у берегов Сомали. Джентльмены удачи из Юго-Восточной Азии не в пример их сомалийским коллегам отличаются крайней жестокостью. Сомалийцы по сравнению с пиратами, «работающими» в Малаккском проливе, - безобидные овечки, благородные рыцари. А в территориальных водах Индонезии пиратством занимаются профессиональные банды. Не брезгуют пиратством и партизаны-сепаратисты, а также моряки и рыболовы, потерявшие работу. Пираты активно вовлечены в контрабандную деятельность.

Но в мире не так мало бедных стран. В той же Африке. Почему пиратство получило распространение именно в Сомали? Ведь с начала года сомалийскими пиратами было захвачено свыше 30 морских судов. Существуют ли какие-нибудь исторические предпосылки для распространения пиратства в Сомали?

Можно говорить скорее о географических, чем исторических предпосылках. Суда, идущие из Красного моря в Индийский океан и обратно, через узкий Баб-эль-Мандебский пролив, не могут миновать Аденский залив и представляют лакомый кусок для долговязых смуглых джентльменов из Сомали. Через Аденский залив пролегает путь из Европы в Южную и Восточную Азию, Австралию. Не меньше возможностей для пиратов открывает упоминавшийся Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии - один из самых оживленных морских путей. А разбросанные во внутренних морях Индонезии многочисленные острова - рай для пиратских баз. Да и в Африке Сомали - далеко не единственное место, где орудуют пираты. Среди мест их наибольшей активности я бы выделил побережье Нигерии и юг континента.

- Что заставляет людей идти в пираты? Кто он, типичный сомалийский пират?

Что бы мы ни говорили о пиратской романтике, в основе пиратства лежит бедность. Не будем забывать и о том, что большая часть когда-то единого государства Сомали находится во власти вождей различных кланов и племен.

Сотрудники ООН жалуются: отправляют груз с гуманитарной помощью в Сомали, но прежде чем он достигает цели, его перехватывают представители других кланов, оставшихся обделенными при распределении продовольствия.

Большинство сомалийских пиратов - это молодые люди, не имеющие возможности найти хорошую работу. Для них пиратство окутано ореолом романтики. Возможность ввязаться в интересное приключение и заработать при этом огромные деньги, сравнимые с рождественскими докризисными бонусами топ-менеджеров с Уолл-стрит, толкает молодежь в ряды джентльменов удачи. По имеющимся у меня данным, среди пиратов нет выходцев из Сомалиленда - де-факто независимого государства на севере Сомалийского полуострова. Сомалиленд живет в мире и относительном благополучии по сравнению с другими частями когда-то единого государства Сомали с 1991 г., и потому профессия пирата не пользуется здесь большой популярностью. Большинство пиратов - выходцы из кланов маджертан и хавийе, из Пунтленда - буферного квазигосударства на северо-востоке Сомалийского полуострова.

Сомалийские пираты стараются не проливать крови захваченных экипажей, обращаются с ними человечно. И это притом что низкий уровень медицинского обслуживания приучил людей спокойно относиться к перспективе собственной преждевременной кончины или смерти близких людей. Кстати, в качестве одного из оправданий пиратства сомалийцы приводят следующий довод: иностранные суда безвозмездно пользуются территориальными водами Сомали, а народ не получает от этого ничего. Что касается корабля «Фаина», то, по просочившейся в СМИ информации, он перевозил оружие, предназначавшееся мятежникам в Южном Судане, то есть грубейшим образом нарушил нормы международного права. Если эта информация подтвердится, то можно говорить о том, что одни преступники захватили других.

- А привычное для поклонников Голливуда Карибское море?

Карибское море, как, впрочем, и весь Американский континент, согласно небезызвестной доктрине Монро, - это зона стратегических интересов США. Поэтому поставленный на широкую ногу пиратский промысел в этом районе не имеет шанса на существование. Хотя отдельные пиратские вылазки имеют место и у берегов Южной Америки.

Картинка захвата корабля «Фаина» поражает современного телезрителя. Сомалийские пираты на катерах и утлых лодочках берут на абордаж огромное судно, борт которого превышает на 6-8 метров всю флотилию джентльменов удачи. «Фаина» могла бы разогнаться, и у пиратов не было бы ни одного шанса ее остановить, почему этого не произошло? Какими новейшими пиратскими технологиями обладают флибустьеры из Сомали?

Когда я ездил по Сомали, я встречал людей, которые вполне могли бы быть пиратами. В обычной жизни они могут быть мирными гражданами, иметь мирную профессию, а в свободное время промышлять пиратством. Сомалийцы - удивительный народ, я не встречал таких позитивно настроенных людей. У человека нет ничего, кроме ветхого жилья из плетеных веточек и доллара на питание в день, но он светится улыбкой. Скептики говорят, что причиной тому кат - наркотическая трава, которую сомалийцы жуют поголовно. Пожуешь этот кат, и весело и беззаботно становится на душе. А если серьезно, то уверенности пиратам, безусловно, придает тот факт, что команды захватываемых ими судов, как правило, не оказывают им никакого сопротивления. Потому что морские разбойники действуют молниеносно. Неожиданно атакуют корабль и активно обстреливают его из гранатометов и пулеметов. Но даже в тех случаях, когда удается обезвредить пиратов, их вскоре отпускают. (Многие эксперты считают, что представители местных властных структур и полиции покрывают пиратов, т.к. те делятся с ними своей добычей. - Прим. ред.)

Особое отношение в Сомали к россиянам. В 70-80-е гг. в Сомали строили местную модель социализма, и между нашими странами выстроились неплохие отношения. Особенно до сомалийско-эфиопской войны 1977 г., где Советскому Союзу пришлось принять сторону Эфиопии. Многие сомалийцы учились в СССР. Я встречал их во время своей поездки в Сомали. Это, безо всякого преувеличения, белая кость, прослойка наиболее образованных людей в стране.

В июле этого года ООН приняла документ, разрешающий военному флоту третьей страны входить в территориальные воды Сомали и пресекать деятельность пиратов. Есть ли сейчас сила, способная навести в Сомали порядок и покончить с пиратством?

Как показали недавние события, Союз шариатских судов Сомали доказал свою способность навести порядок и обуздать преступность. Но как только им удалось укрепиться и начать объединение юга Сомали, в ситуацию вмешались США, которые руками Эфиопии помешали объединительному процессу в стране. Интерес США - не допустить создания единого и сильного исламского государства в Сомали. Эфиопия также не заинтересована в возрождении сомалийской государственности. После гибели более 130 миротворцев ООН и потери около 3 млрд долл. в 1993 г. в ходе операции «Возрождение надежды» никакого желания ввязываться в разборки между кланами у мирового сообщества нет.

1 октября посол фактически не существующего государства Сомали объявил о том, что правительство Сомали в ближайшее время признает Южную Осетию и Абхазию. Как вы оцениваете данный шаг?

С точки зрения тактики, возможно, это неплохой ход, но с точки зрения стратегии - несусветная глупость. Мотивы руководства Сомали понятны. Оно делает этот жест доброй воли в надежде получить поддержку со стороны Москвы. Если Сомали признает Абхазию и Южную Осетию, то у США не будет никаких оснований не признать тот же Сомалиленд, где у американцев есть определенные интересы. И тогда на единстве Сомали можно будет поставить большой жирный крест.

* К моменту подписания номера у нас не было новой информации о судьбе «Фаины» и экипажа.

Пиратские захваты судов в XXI веке

По данным Международного центра по борьбе с пиратством, с начала XXI века нападениям подверглись суда 62 стран мира* в прибрежных морях 56 стран. Морским разбоем занимаются более ста группировок.

По классификации Международной морской организации современные пиратские группы условно делятся на три вида:

1. Малочисленные группы (до 5 человек), вооруженные ножами и пистолетами. Нападают на суда в гавани или открытом море, используя фактор внезапности. Грабят судовую кассу и пассажиров, перегружают на свои катера и лодки часть груза. Общая численность - от 8-10 тысяч человек по всему миру.

2. Банды (до 30 человек), вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, часто убивают экипаж захваченного судна, забирают корабль и груз. Общая численность - около 300 тысяч человек по всему миру.

3. Международные организованные группы, захватывают корабли с особо ценным грузом (сегодня это нефть и нефтепродукты). Они имеют современную спутниковую навигацию и средства связи, агентурную сеть, прикрытие во властных структурах. Чаще всего грабят танкеры, сухогрузы, контейнеровозы. Иногда нападают на частные яхты. В 2001 г. произошел скандал - пираты на Амазонке убили обладателя Кубка Америки, яхтсмена Питера Блейка. Эксперты считают, что из ворованных кораблей синдикаты пиратов организовали сеть морских перевозок с оборотом около 5 млрд долларов в год.

География действия пиратов XXI века - прибрежные воды Азии, Африки, Латинской Америки.

Основные районы нападений:

1. Юго-Восточная Азия и Южно-Китайское море (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд).
2. Западная Африка (Нигерия, Сенегал, Ангола, Гана), Индийский океан, Восточная Африка (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания).
3. Южная Америка и Карибское море (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа, Гайана).

Самое «популярное» место нападений - прибрежные воды Индонезии.

Ежегодный ущерб от пиратства по всему миру - 40 млрд долларов.

По материалам ежегодных докладов Международного морского бюро:

В 2000 г. в мире было совершено 469 пиратских нападений на морские суда
в 2001 г. - 344
в 2002 г. - 370
в 2003 г. - 344
в 2004 г. - 329
в 2005 г. - 276
в 2006 г. - 239
в 2007 г. - 263

Статистика по российским судам искаженная, так как 60% кораблей ходит под флагами других стран мира, то есть попросту сдается в аренду вместе с российской командой.

* Эта цифра не является окончательной, так как многие судовладельцы боятся заявлять в полицию о нападении пиратов, опасаясь мести преступников, коррумпированных чиновников и полицейских прибрежных стран.

Последние трагедии на море

Грузовой теплоход «Капитан Усков» под флагом Камбоджи вышел 15 января 2008 г. из российского порта Находка в Гонконг, но в порт назначения не прибыл. Экипаж теплохода состоял из 17 россиян, в том числе 22-летняя буфетчица Екатерина Захарова, которая вышла в свое первое плавание. На борту судна находилось 4,5 тыс тонн металла. К поискам корабля и экипажа подключился Международный центр по борьбе с пиратством, который распространил по всему миру информацию с его описанием. Даже если судно перекрасили, сменили название и флаг, его можно узнать по индивидуальным характеристикам. Надежды на успех невелики.

1 февраля 2008 г. у берегов Сомали пиратами был захвачен ледокольный буксир «Свицер Корсаков», который шел из Санкт-Петербурга на Сахалин под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины. В составе команды - один англичанин, один ирландец, четверо граждан России. За судно и экипаж похитители получили выкуп - 700 тысяч долларов. Его заплатила компания «Свицер Вайсмюллер», которой принадлежит буксир. Переговоры с пиратами велись с 1 феврали по 18 марта 2008 г.

Как бороться

16 ноября 1994 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву, в соответствии с которой все государства в максимально возможной степени должны сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или любом другом месте за пределами юрисдикции какой-либо страны.

В 1991 г. Международная торговая палата создала Центр по борьбе с пиратством в столице Малайзии Куала-Лумпур.

В Калифорнии (США) работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками. Он тренирует антипиратские подразделения для военно-морских сил Индонезии, Филиппин и Таиланда.

В Морской доктрине РФ, утвержденной президентом Путиным 21 июля 2001 г., отмечается: «Активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством» - одно из направлений деятельности государства.

На пленарном заседании Госдумы 1 октября 2008 г. палата одобрила протокольное поручение Комитету по безопасности запросить в соответствующих министерствах и ведомствах информацию «о мерах, принимаемых для решения проблемы международного пиратства, обеспечения безопасности международных торговых путей, в том числе совместно с другими членами международного сообщества».

23 сентября 2008 г. Россия отправила из Балтийского моря в прибрежные воды Сомали эсминец «Неустрашимый». В Заявлении командования ВМФ РФ говорится, что это было сделано «в ответ на участившиеся случаи пиратства в регионе, жертвами которого становятся также граждане России». «Неустрашимый» пока не предпринимает активных действий, так как идут переговоры с пиратами.

Случались победы…

В 2005 г. круизный лайнер «Сиборн спирит» был атакован пиратами у берегов Сомали. Они появились неожиданно на быстроходных катерах, вооруженные автоматами и гранатометами, и обстреляли судно.

Остроумный капитан использовал нетрадиционное средство борьбы - акустическую пушку. Она оглушила пиратов. Судно успело уйти на безопасное расстояние.

В мае 2006 г. у берегов Сомали произошло настоящее морское сражение: пираты открыли огонь по военным кораблям ВМФ США. Ракетный крейсер «Кейп Сент-Джордж» и ракетный эсминец «Гонсалес» ответили залпами ракетных установок. В результате спецоперации было задержано 12 пиратов, в их числе 5 раненых. Поражает наглость флибустьеров, вступивших в бой с современными военными кораблями.

В лучшем для этого бизнеса 2010 году сумма выкупов за 47 угнанных судов составила ориентировочно $238 миллионов. Большую часть прибыли получили инвесторы экспедиций: местные лидеры кланов и владельцы катеров. Из среднего выкупа в $2,7 миллиона обычный моряк рассчитывал только на $30 000 - 75 000.

Переговоры с судовладельцами шли несколько месяцев. В это время пиратский экипаж жил на трофее, а инвестор вычитал из его доли стоимость еды, проституток, связи и местного наркотика «кат». Мало кто из рядовых сходил на берег с суммой большей, чем $10 000-20 000, но и это огромные деньги для страны, где средний годовой доход не превышает $300. The Washington Post в 2009 году процитировала ответ сомалийца на вопрос, чем пираты отличаются от боевиков из внутренних районов страны: «Они не тощие, у них светящиеся лица, и они всегда счастливы».

Убытки для судоходства

2008 - 42 захвата, 2009 - 46, 2010 - 47, 2011 - 28, и каждый громко прозвучал в новостях, создавая видимость значительной угрозы мировому судоходству. Однако мимо Сомали из нефтяных государств Персидского залива в Европу и обратно ежегодно проходит не менее 21 000 торговых судов. Даже в самые тучные для себя годы сомалийцы угрожали десятым долям процента из них, а главный урон судовладельцам наносил страх.

По данным 2011 года, удорожание страховки стоило морской отрасли $635 миллионов, прокладка удалённых от берега маршрутов и дополнительные траты на топливо - $580 миллионов, траты на топливо для ускорения до безопасных 18 узлов - $2,7 миллиарда, установка защитного оборудования и наём вооруженной охраны - свыше $1 миллиарда.

Самые громкие захваты

25 сентября 2008 года - сухогруз «Фаина» с украинским экипажем вёз в Кению четыре десятка танков Т-72, гранатомёты и зенитные установки. Выкуп составил $3,2 миллиона.

8 апреля 2009 года - контейнеровоз Maersk Alabama под флагом США. Экипаж заперся в машинном отделении, заблокировал управление, а позже захватил одного из сомалийцев. Трое других отплыли прочь на спасательном катере, удерживая в заложниках капитана Филлипса. На следующий день их всех застрелили снайперы американских «Морских котиков», капитан не пострадал. В снятом по этому сюжету фильме его роль исполнил Том Хэнкс. Участвовавшая в спасении Филлипса команда спецназовцев через два года убьёт Усаму бен Ладена.

Числа представляют объём поиска по отношению к самой высокой точке на диаграмме - это эпопея капитана сухогруза Maersk Alabama Ричарда Филлипса.

15 ноября 2008 года - 330-метровый супертанкер Sirius Star, перевозивший 2,2 миллиона баррелей нефти стоимостью около $100 миллионов. За крупнейшую в истории добычу сомалийцев заплачен выкуп $3 миллиона.

5 мая 2010 года - нефтеналивное судно «Московский университет»; российский экипаж забаррикадировался в трюме и вызвал на помощь военный корабль «Маршал Шапошников». Морские пехотинцы взяли корабль штурмом. По официальной версии, пиратов высадили в надувную лодку с небольшим запасом продовольствия и воды, но без средств навигации, и они не смогли достичь берега. По неофициальной, они были расстреляны.

10 мая 2012 года - угнан греческий супертанкер Smyrni с 1 миллионом баррелей нефти. По заявлению лидера пиратов, они получили рекордные $9,5 миллионов.

Военная операция

Сомалийское пиратство стало хорошей причиной наладить международное сотрудничество для защиты торговли и одновременно поводом обеспечить военное присутствие на важнейшем маршруте доставки нефти: за бандитами на лодках с навесными моторами теперь охотятся боевые корабли 21 страны. Это самая большая в истории коалиция флотов разных стран и первый в истории случай, когда все постоянные члены Совета безопасности ООН - США, Россия, Великобритания, Франция, Китай - выступают против общего противника.

Сложно сказать, достигают ли участники операции своих негласных целей, но для борьбы с прибрежным пиратством боевые корабли приспособлены мало. За год с начала их патрулирования в 2008-м количество атак на торговые суда выросло вдвое. Переломить ситуацию позже удалось только при помощи наблюдения за морем с беспилотников. При этом каждый успех патруля документировался, подчёркивая впечатляющую несоразмерность противников.

Победа на берегу

Удачной альтернативой дорогим и неэффективным усилиям государственных машин стала частная инициатива. В 2012 году 80% торговых судов проходили мимо Сомали с вооружёнными охранниками на палубе. Вход в порты с оружием юридически невозможен, поэтому частные военные компании содержат в регионе плавучие базы, где корабли принимают бойцов на борт и прощаются с ними, миновав опасный район. Стоимость услуг команды из 3–4 охранников колеблется от $28 000 до $38 000, что на порядок меньше минимального выкупа. Пиратам ни разу не удалось захватить охраняемое судно.

Но главная победа достигнута на берегу, и она оплачена одной семьёй - Аль Нахайян, правящей династией эмирата Абу-Даби. Серьёзно восприняв угрозу танкерному флоту, нефтяные шейхи взяли под крыло сомалийскую провинцию Пунтленд с 1,5-миллионным населением, сейчас живущую как независимое государство. В своё время на её берегах располагалось большинство пиратских баз.

Ещё несколько лет назад сомалийские пираты наводили ужас на весь мир. Но с мая 2012 года они в одночасье исчезли с экранов телевизоров и первых полос газет. Над загадкой их внезапной пропажи по сей день ломают голову многочисленные эксперты. Вот бы предпринять аналогичные действия против новой глобальной угрозы нашего времени - «Исламского государства». Проснуться бы с утра, а этих бородатых исламистов и след простыл. И в этом смысле международный опыт борьбы с сомалийскими пиратами сейчас весьма поучителен.

Трудно поверить в то, что до начала 1990-х годов большинство грозных сомалийских пиратов, которые держали в страхе полмира всё первое десятилетие XXI века, были обычными мирными рыбаками. Диктатор Сомали Мохаммед Сиад Барре, чьи портреты долгие годы украшали улицы столицы страны Могадишо наравне с ликами Карла Маркса и Ленина, относился к рыболовному сектору внимательно, всячески способствуя развитию этой валютной отрасли. Рыбаки, объединенные в кооперативы, вели промысел у своих берегов - в Аденском заливе. Сомалийские ВМС охраняли рыбные места от иностранцев, жестко пресекая незаконный лов.

После свержения Барре в 1991 году в Сомали разгорелась гражданская война, государство распалось на части (Сомалиленд, Пунтленд, Джубаленд и др.), контролируемые враждующими племенами и преступными группировками. ВМС Сомали распилили «на иголки», и иностранные траулеры стали хищнически опустошать прибрежные воды этой страны на 300 млн долларов в год. Дошло до того, что сицилийская мафия, пользуясь тем, что сомалийский сектор акватории никому, по сути, не принадлежал, направила сюда плавучие мусоровозы с токсичными отходами, что грозило со временем уничтожить всё живое в Индийском океане.

Ко всем бедам страну в начале 1990-х охватила небывалая засуха. К осени 1992 года более половины населения Сомали, почти 5 млн человек, страдали от голода и эпидемий, более 300 тыс. человек умерли. Около 2 млн беженцев были вынуждены покинуть свои дома, спасаясь от голода, болезней и гражданской войны.

Рыбацким артелям надо было как-то выживать. И тогда их внимание привлекли многочисленные беззащитные танкеры и балкеры, проплывающие мимо в сторону Суэцкого канала и обратно. И с помощью утлых лодчонок и ржавых автоматов Калашникова мирные сомалийские рыбаки заставили вздрогнуть всю мировую экономику, особенно её нефтяной сектор. А как умеют воевать бесстрашные сомалийцы, мы все видели в голливудском блокбастере «Падение чёрного орла», который основан на реальных событиях.

МОРСКИЕ БОИ XXI ВЕКА

Вблизи Сомали пролегают маршруты судов, направляющихся из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал, а также судов, следующих в порты восточного побережья Африки или из них. Одним словом, судоходный Клондайк.

Пиратство в этом районе мира стало развиваться очень быстрыми темпами примерно с 2003 года. Пиковыми стали 2008-2010 годы.

Одним из первых громких нападений сомалийских пиратов стала попытка захвата в марте 2003 года российского танкера Monneron с грузом бензина. Химовоз южнокорейской постройки оказался быстрее, чем рассчитывали захватчики. Поняв, что Monneron не собирается останавливаться, пираты открыли по нему огонь из гранатомета. Преследование продолжалось около часа, но тщетно.

В ноябре 2005 года сомалийские пираты попытались остановить круизный лайнер «Сиборн спирит» в 160 км от побережья Сомали. Нападавшие на двух скоростных катерах приблизились к судну и открыли огонь из гранатомёта. С судна ответили интереснее: дали залп из звуковой пушки Long Rouge Acoustic Device (LRAD) мощным зарядом в 150 децибел (шум двигателя реактивного самолета 120 децибел). При такой мощности звука у человека поражается не только слух, но иногда и внутренние органы.

В марте 2006 года произошло первое боестолкновение между кораблями ВМС США и пиратским судном в 25 милях от берегов Сомали. Когда объевшиеся листьев местного наркотика - ката - пираты заметили приближение американских боевых кораблей (ракетный крейсер и эсминец), они не придумали ничего лучше, как открыть огонь из стрелкового оружия и гранатомётов. Ответным огнём один из нападавших был убит, и пятеро ранены. По мнению специалистов, это был первый морской бой XXI века.

В 2007 году пираты удивили мир циничным захватом сухогруза «Розен», зафрахтованным ООН для доставки продовольствия в лагеря беженцев на территории самой же Сомали. Трюмы корабля оказались пусты - груз уже был доставлен по назначению, - поэтому пираты вернули судно представителям ООН безо всяких требований. Об этом трезвонила вся мировая пресса, и мир наконец узнал о существовании ужасных сомалийских пиратов

В феврале 2008 года на выходе из Аденского залива в Аравийское море пираты захватывают датский буксир «Свитцер Корсаков» с командой из шести человек, в том числе и четверых россиян. Судно направлялось из Санкт-Петербурга на Сахалин для работы на шельфовом проекте «Сахалин 2». За буксир и экипаж пиратами был получен выкуп 700 тыс. долларов. Данный инцидент послужил поводом для отправки в Аденский залив первого российского военного судна - сторожевого корабля «Неустрашимый».

В апреле 2008 года пиратами была захвачена шедшая с Сейшельских островов французская океанская яхта «Ле Понан» с 32 пассажирами на борту. Яхту отбуксировали к побережью Сомали в районе Пунтленда. Учитывая высокий статус находившихся на борту пассажиров, Франция прибегла к экстренным мерам, впервые из всех пострадавших стран направив в Сомали элитный отряд службы GIGN, ориентированной на борьбу с террористами. Операция была проведена блестяще, все 32 заложника были благополучно освобождены. Кто были эти влиятельные заложники, ради которых из Парижа вызывали элитный спецназ, до сих пор так и неизвестно.

ДЕНЬГИ СЫПАЛИСЬ МЕШКАМИ

В сентябре 2008 года пиратам удалось захватить украинский транспорт «Фаина» с грузом танков Т 72 для армии Кении. Переговоры о сумме выкупа затянулись на несколько долгих месяцев. Команда постоянно подвергалась издевательствам. Сердце капитана судна Владимира Колобкова не выдержало - он умер от инфаркта. Всё это время новости о пиратском захвате «Фаины» чуть ли не каждый день транслировали российские и зарубежные СМИ, словно речь шла о событии планетарного масштаба.

5 февраля 2009 года, с вертолёта на палубу захваченного судна был сброшен мешок с деньгами - 3,2 млн долларов, поступившие от израильского гражданина, который был владельцем судна. Как только пираты получили деньги, начался их дележ. Он продолжался в течение суток. К «Фаине» подтянулись лодки конкурентов, которые, заслышав о самом крупном в истории выкупе, сочли, что тоже имеют право на долю. Завязалась перестрелка, в которой заложники, к счастью, не пострадали.

После этого случая сомалийских пиратов международное общественное мнение стало воспринимать чуть ли не мировой угрозой наравне с лихорадкой Эбола и «Аль-Каидой». Как будто речь шла не о 20-летних сомалийских юнцах, а об инопланетном вторжении. Но пираты от этого только вошли в раж, количество захватов росло год от года, и распространились они уже далеко за пределы территориальных вод Сомали. Институт исследований в области безопасности ЮАР даже высказал опасение, что скоро атаки пиратов могут начаться и у берегов Южной Африки.

В апреле 2009 года сомалийские пираты захватили контейнеровоз Maersk Alabama под флагом США. С 1821 года это был первый захват пиратами американского судна, и он стал самым резонансным. Экипаж заперся в машинном отделении, заблокировал управление. Пираты, поняв, что судном управлять невозможно, отплыли прочь на спасательной шлюпке, удерживая в заложниках капитана Ричарда Филлипса. Несколько дней крошечную шлюпку с пиратами и пленным капитаном преследовали два ракетных корабля американских ВМС. Дело в том, что соратники пиратов выдвинулись им навстречу на четырёх захваченных ранее торговых судах, на которых содержались ещё 54 заложника. Учитывая это, американцы решили не делать резких движений.

10 апреля на место происшествия прибыли снайперы американского элитного отряда «Тюленей» (SEAL). Через пару дней практически одновременно трое пиратов были убиты выстрелами в голову, после чего спецназовцы высадились на шлюпку. Там они обнаружили невредимого капитана Филлипса и четвёртого пирата - 18-летнего раненного паренька, которого доставили затем в США и приговорили к 33 годам заключения.

В снятом в Голливуде по этой истории фильме роль капитана Филлипса сыграл Том Хэнкс. А участвовавшая в спасении Филлипса команда спецназовцев через два года ликвидирует Усаму бен Ладена в Пакистане, ещё через некоторое время почти в полном составе погибнет во взорванном вертолёте в Афганистане.

В лучшем для пиратского бизнеса 2010 году сумма выкупов за 47 угнанных судов составила ориентировочно 238 млн долларов. Всё чаще сомалийцы захватывали самую лакомую добычу - океанские супертанкеры. Так, в феврале 2011 года у берегов Омана был захвачен греческий супертанкер Irene SL с грузом около 2 млн баррелей сырой нефти. Общая её стоимость по тогдашним биржевым ценам составляла 200 млн долларов. Трудно себе представить, какой выкуп запросили пираты за этот улов.

КУДА ОНИ ДЕЛИСЬ?

В 2011 году консалтинговая компании Geopolicity Inc обнародовала мрачный прогноз: сумма выкупов пиратам к 2015 году приблизится к 400 млн долларов, а общий ущерб составит 15 млрд долларов.

15 мая 2012 года силы стран - участниц Евросоюза (не путать с НАТО) впервые обстреляли сомалийских пиратов на суше. Ракетный удар был нанесён с воздуха: в операции была задействована авиация, базирующаяся на кораблях ВМС европейских стран, патрулирующих Аденский залив. Контр-адмирал Данкан Поттс, командующий объединенными европейскими силами в регионе, заявил, что обстрел был точечным: никто из местных жителей не пострадал. Ракетами, по мнению Поттса, накрыло только пиратов. Причём всех сразу.

Удивительно, но с мая 2012 года сомалийские пираты не захватили больше ни одного судна. Точнее, захватили лишь один корабль - какой-то иранский траулер-браконьер, который никто не хотел защищать. Они словно бы исчезли, растворились во всемирной истории пиратства, которая насчитывает не одно столетие. И этот ракетный залп породил миф о том, что только благодаря усилиям международной коалиции США и стран ЕС удалось покончить с сомалийской чумой XXI века. Но так ли это на самом деле?

Международное противодействие сомалийским пиратам действительно было беспрецедентным. Первый раз со времени окончания Второй мировой войны силы всех постоянных членов Совбеза ООН участвовали в боевых операциях на одной стороне.

К 2008 году Совбез ООН принял целых пять резолюций по сомалийским пиратам. Такого внимания не удостаивался ни один диктаторский режим в Африке и на Ближнем Востоке.
Только НАТО провела против пиратов в Аденском заливе и его окрестностях с 2008 года три мощных военных операции с привлечением десятков кораблей ВМС различных стран коалиции: «Эллайд Провайдер», «Эллайд Протектор» и «Оушен Шилд».

В 2008 году у берегов Сомали страны Евросоюза отдельно от НАТО впервые в своей истории провели военно-морскую операцию под кодовым названием «Аталанта». Силы ЕС действовали с базы ВМФ Франции в Джибути в составе от 6 до 10 военных кораблей. Да что там Евросоюз! Впервые за несколько столетий Китай отправил военные корабли дальше своих территориальных вод. Да не один, а сразу целых три боевых корабля.

Об эффективности всех этих военно-морских операций судить сложно. В НАТО считали, что количество пиратских атак уменьшилось на 40 %. Сами пираты считали иначе. В любом случае, наверное, бить по воробьям из пушек, точнее стрелять крылатыми ракетами - малоэффективное занятие. Скорее был важен психологический фактор, чтобы моряки торговых судов чувствовали себя защищёнными. Ну и средства на этих операциях осваивались немалые.

Кстати, ещё в 2008 году Совбез ООН разрешил очередной своей резолюцией наземную операцию в Сомали. Но после катастрофического провала в октябре 1993 года, когда при попытке изловить генерала Айдида в Могадишо погибли 19 американских рейнджеров, командование сухопутными силами США холодело даже от одной мысли, что нога американского солдата когда-нибудь ещё ступит на сомалийскую землю. Их примеру следовали и европейские союзники.

Хотя в море в основном выходили одурманенная катом молодёжь, исполнители. Матерые же организаторы многомиллионного пиратского бизнеса находились на берегу, ведя свою деятельность из портовых городов Сомали, а точнее в её независимой автономии - Пунтленд.

Первые захваты торговых судов сомалийскими пиратами расценивались ими как компенсация за ущерб, причинённый иностранными браконьерами их морским ресурсам. Эта мотивация нашла отражение в названиях, взятых себе некоторыми пиратскими бандами, таких как, например, «Национальные волонтёры береговой охраны». Но со временем стихийное пиратство переросло в стройный бизнес с многомиллионным оборотом. Всего насчитывалось пять крупных пиратских банд с общей численностью примерно 1 тыс. бое-
виков. И эта горстка наделала такой всемирный переполох?

В КОНЦЕ КОНЦОВ К ВОЙНЕ С ПИРАТАМИ ПРИШЛОСЬ ПОДКЛЮЧИТЬ СЕРЬЁЗНЫЕ СИЛЫ

Фото: EPA/Vostock-Photo

ХОРОШО НАЛАЖЕННЫЙ БИЗНЕС

Вознаграждение рядового пирата составляло всего лишь от 3 до 30 тыс. долларов. Дополнительные 5 тыс. получал тот, кто первым забрался на борт. Бонусы предусматривались также для тех, кто принесёт с собой собственное оружие или лестницу. Но таких было меньшинство. Львиную долю выкупа забирали «инвесторы», на чьи средства снаряжались флибустьерские экспедиции. В выгодное предприятие всегда были готовы вложиться бывшие сомалийские полицейские, офицеры вооруженных сил или чиновники. Еда, наркотики и женщины отпускались пиратам в кредит. Затем всё вычитали из добычи. Действовала система наказаний - излишняя жестокость в отношении членов экипажа захваченного судна, кстати, каралась серьёзным штрафом. Некоторые влезали в такие долги, что при всём желании не могли уйти на покой.

В интересах пиратов активно работали агенты в сомалийских диаспорах по всему миру, отправляя соотечественникам деньги и закупленное снаряжение, а также передавая информацию о маршрутах судов. Была создана целая схема перевода денег обратно за рубеж, главным образом в Джибути, ОАЭ и Кению. В самых захудалых уголках Сомали открывались сервисы интернет-платежей.

Для Сомали расцвет пиратства, как ни странно, оказался благотворным. Прибрежные города, где пираты тратили награбленное, богатели. Часть добычи перепадала тем, кто обслуживал пиратов, - поварам, сутенёрам и юристам, а также счастливым обладателям банковских счётных машин, позволяющим обнаружить поддельные банкноты. В порту Харардере даже работала биржа. Через неё все желающие могли приобретать и продавать доли в ожидаемых выкупах. На пиратских деньгах разросся сомалийский наркорынок.

В 2010 году ежедневно в аэропорт Могадишо из Кении и напрямую из Йемена доставлялись тонны листьев ката. Даже когда пиратство пошло на спад, кат продолжал приносить огромные барыши. Впрочем, кат в некоторых странах Северной Африки не запрещён законом.

Но и это всё была лишь малая часть пиратского бизнеса. Основные деньги делались, прежде всего, на страхе, вдалеке от нищего и голодного Сомали. Судите сами, в 2008-м - 42 захвата, в 2009-м - 46, в 2010-м - 47, в 2011-м - 28. И каждый захват активно освещался СМИ, словно речь шла о каком-то глобальном военном конфликте, чуть ли не о третьей мировой войне. Но только из нефтеносных стран Персидского залива в Аденском заливе в различных направлениях курсируют тысячи судов. То есть пиратским нападениям на самом деле подвергалась капля в море всего судоходства в данном районе.

В 2010 году пираты «заработали» 238 млн долларов при средней сумме выкупа 5,4 млн. А общий ущерб, нанесённый ими, достиг к 2010 году, по некоторым данным, 7 млрд долларов. 29 % этой суммы пришлось на оплату охранных услуг морских частных военных компаний (ЧВК), 19 % - на обеспечение военно-морских операций. Эксперты, однако, указывали, что и эти суммы относительно невелики в масштабе общих потерь судовых компаний.

Сомалийские пираты очень помогали страховым компаниям взвинчивать цены для судовладельцев за риск. В 2011 году удорожание страховки стоило морской отрасли 635 млн долларов, прокладка удалённых от берега маршрутов и дополнительные траты на топливо - 580 млн установка защитного оборудования и наём вооруженной охраны - свыше миллиарда… В Лондоне на посредничестве в переговорах с пиратами местные адвокатские конторы зарабатывали примерно так же хорошо, как на судебных тяжбах российских нуворишей.

КАПИТАН «БОЛЬШОЙ РОТ»

ВМС Китая, России и Индии действовали отдельно от коалиции НАТО и ЕС, но иногда координировали свои действия с ними. Существовал негласный приказ командирам военных кораблей топить пиратские лодки безо всякого предупреждения. С выжившими пиратами тоже не миндальничали. Особенно запомнились сомалийцам индийские ВМФ, которые топили суда пиратов, убивали и пытали их без всякого сожаления.

Жесткость к пиратам проявляли и российские военные моряки. Сомалийские разбойники в мае 2010 года захватили танкер «Московский университет». Спецназ с корабля «Маршал Шапошников» взял штурмом судно. Затем 10 пиратов посадили в лодку в 500 милях от берега и отправили в свободное плавание. Больше их никто не видел. Но это по официальной версии, а как там было на самом деле - мало кто знает. Если индийские и российские военные моряки не особо церемонились с сомалийскими пиратами, то американцы и их союзники действовали с точностью до наоборот, чем продлили пиратские захваты судов на годы.

Кроме «кнута» на море, был у американцев и «пряник» на суше. Некоторым главарям пиратов просто была выплачена «рента», чтобы они бросили заниматься своим грязным ремеслом. Так, Мухаммед Абди Хаер по кличке Большой Рот получил 20 млн евро за обещание уйти в отставку и распустить свою бригаду. Но никто не проверял в дальнейшем, насколько его слово оказалось твёрдым.

Американцы и ООН на свой манер модернизировали местные тюрьмы. Сомалийские пираты теперь отбывали наказание в заведениях с волейбольными площадками, компьютерными классами и уроками шитья. США выделили на новую тюрьму в Харгейсе, городе на северо-западе непризнанного государства Сомалиленд, 1,5 млн долларов. А ООН построила для Сомали ещё две комфортабельных тюрьмы, каждая из которых рассчитана на 500 человек. Даже вопреки своему нежеланию заниматься пиратством любой сомалиец отправился бы в море брать на абордаж сухогрузы и танкеры, чтобы попасть хоть на месяц в такой рай.

В этих тюрьмах среди зеков-пиратов активно насаждалось христианство. Считалось, что переход в эту религию из мусульманства уменьшает риск рецидива разбойничества. И более 100 сомалийских пиратов, осуждённых за нападения на суда, стали христианами, приняв библейское крещение в Церкви адвентистов седьмого дня. Могли бы прививать ещё и буддизм, приверженцам которого запрещено убивать даже насекомых?

ШЕЙХИ-ОСВОБОДИТЕЛИ

Сегодня принято считать, что с пиратством в Сомали покончили частные военные компании, которые в отличие от регулярных войск США и НАТО, действовали на берегу. Естественно, не на свои кровные. Есть версия, что арабские шейхи, серьёзно восприняв угрозу своему танкерному флоту, взяли с помощью ЧВК в ежовые рукавицы сомалийскую провинцию Пунтленд, где располагалось большинство пиратских баз. Точнее - одна семья шейхов Аль Нахайян из Абу-Даби, общий капитал которой составляет, по данным Forbes, более 150 млрд долларов.

В советники семья шейхов взяла Эрика Принса, бывшего офицера военно-морского спецназа и создателя ведущей частной военной компании мира Blackwater/Xe Services/Academi. В свое время он с нуля создавал вооружённые силы ОАЭ, а с 2010 года на выделенные семьёй Аль Нахайян 50 млн долларов сформировал в Пунтленде спецотряд Puntland Maritime Police Force. Инструкторами и командирами в нём стали южно-африканские наёмники, специалисты по борьбе с партизанами. Эдакий сомалийский иностранный легион на манер французского. Отряд под руководством Принса из тысячи солдат, имеющий на вооружении катера, лёгкие самолёты и вертолёты, за два года якобы сумел уничтожить наземные базы сомалийских пиратов и весь их промысел. Лихо, конечно, но верится с трудом. Дело в том, что в Сомали действуют несколько серьёзных ЧВК. И некоторые начали работать здесь гораздо раньше частной армии Эрика Принса.

Ещё в 2008 году правительство Сомали заключило контракт с французской военной компанией Secopex для борьбы с пиратами и обеспечения безопасности судоходства в Аденском заливе. По утверждению руководства Secopex, охраняя прибрежную зону на северо-востоке Сомали, её сотрудники уничтожили 300 пиратов. Правда это или опять пиар - сложно сказать, но количество захватов торговых судов сомалийскими пиратами от этого явно не уменьшилось.

В Сомали в интересах США также действовала американская частная военная компания Bancroft Global Development, которая обеспечивала охрану военной базы в районе Могадишо. В 2010 году эта ЧВК получила от правительства Сомали контракт на обучение местных военнослужащих для борьбы с боевиками из исламистской группировки «Аш-Шабааб» стоимостью 7 млн долларов. Кроме того, в стране действует южноафриканская компания Saracen International и другие. Кто из них явился тем «лесником», который пришёл и всех разогнал? На этот вопрос нет ответа. Владельцы этих ЧВК на сомалийских пиратах зарабатывали десятки миллионов долларов в год. И какой смысл им было резать курицу, которая несёт золотые яйца?

ЧАСТЬ ПИРАТОВ УДАЛОСЬ УПРЯТАТЬ ЗА РЕШЁТКУ

Фото: EPA/Vostock-Photo

НЕОЖИДАННЫЙ УДАР

В октябре 2011 года в Сомали всё же вошла сухопутная армия - кенийская. Впрочем, её главной целью были не ужасные, раскрученные СМИ пираты, а исламистская группировка «Аш-Шабааб» (филиал «Аль-Каиды» в Сомали). И поводом для военного вторжения армии Кении в сопредельное государство послужил отнюдь не какой-то там захват очередного арабского танкера, а смерть заложницы - француженки Мари Дедье, которая была инвалидом и передвигалась на коляске. Боевики «Аш-Шабааб» захватили её на одном кенийском острове, в плену она не выдержала мучений и умерла.

Впрочем, у Кении были давние счеты с «Аш-Шабааб». Предполагается, что двойное нападение на израильские объекты вблизи кенийского курорта Момбаса в 2002 году планировалось в Сомали этой ячейкой «Аль-Каиды». Власти США также считают, что некоторые из членов «Аль-Каиды», ответственные за нападение на посольства в Найроби и Дар-эс-Саламе в 1998 году, позже сбежали в Сомали и были укрыты «Аш-Шабааб». Замученная туристка-инвалид из Франции стала последней каплей в чаше терпения.

К моменту вторжения кенийской армии «Аш-Шабааб» насчитывала более 10 тыс. боевиков и контролировала две трети территории Сомали, в том числе и главную пиратскую базу - порт Кисмайо. По некоторым данным, «Аш-Шабааб» предоставляла «крышу» сомалийским пиратам и за это имела 20 % доходов пиратской биржи в порту Харардере, а может, и больше.

В итоге к лету 2012 года боевики «Аш-Шабааб» были выбиты кенийской армией при поддержке американских беспилотников из всех сомалийских городов и портов, сохранив контроль только в сельских районах на севере страны. И вот же совпадение - сомалийские пираты также прекратили свои захваты примерно в это же время.

А не составляли ли пираты и сомалийский филиал «Аль-Каиды» одно целое бандформирование? Кстати, движение «Аш-Шабааб» выступало не против пиратства в целом, а против захватов «исламских» судов, а также против пьяниц и богохульников в рядах пиратов. Но финансовые компромиссы, видимо, сглаживали напряжённость в отношениях.

В отличие от исчезнувших пиратов, «Аш-Шабааб» ещё жива.

Территория, которую контролировало движение «Аш-Шабааб» в период своего расцвета, достигала примерно 100 тыс. кв. километров - почти столько же, сколько сейчас занято боевиками «Исламского государства» (запрещенной в России террористической организации). Да и по количеству штыков тогдашняя «Аш-Шабааб» лишь на треть уступала нынешнему ИГ. Тем не менее даже совместные атаки кенийской армии, Африканского союза при авиаподдержке США не сумели добиться окончательного успеха. «Аш-Шабааб» не только не была уничтожена, но и перенесла террор за пределы Сомали. Это оставляет мало оптимизма тем, кто сегодня надеется одолеть ИГ только с помощью авиаатак и поддержки курдов на востоке Ирака. Нужно объединяться всем силам в один кулак, как это было при разгроме сомалийских пиратов.

P.S.: 1 ноября 2015 года в результате нападения на отель Sahafi в столице Сомали Могадишо погибло 12 человек. Ответственность за теракт взяла на себя группировка «Аш-Шабааб» (террористическая организация, запрещена в России), которая с февраля 2012 года считается филиалом «Аль-Каиды» в Северной Африке. Нападение произошло на следующий день после кровопролитных столкновений между джихадистами и солдатами Африканского союза в регионе Бакол.

Сергей ПЛУЖНИКОВ

Не так давно сомалийские пираты захватили очередное судно: у берегов Нигерии взят на абордаж танкер "Каламос". Пираты убили помощника капитана, а остальных членов экипажа взяли в заложники. Почему пираты продолжают угрожать судам даже в современном мире?

Почему в Сомали появились пираты?

Восточноафриканское государство Сомали существует только на бумаге. Считается, что на самом деле официальное правительство контролирует только центральные кварталы в паре городов, а остальная территория находится под контролем различных вооруженных группировок. Всего на территории государства насчитывается порядка 11 автономных образований.

Население этих автономий не горит особым желанием работать, да и трудиться особо негде, зато осталось много оружия со времен эфиопо-сомалийских войн и других конфликтов. Кроме того, рождаемость в Африке высока, а как прокормить детей, не работая, и куда податься молодежи?

Над тем, где раздобыть деньги, местное население размышляло недолго – мимо проходило много беззащитных судов, для захвата которых хватало утлой лодчонки и пары ржавых АК-47. Сначала пираты просто взимали плату "за проезд", а потом смекнули, что угнать судно и потребовать за него выкуп гораздо выгоднее.

Чем вооружены современные пираты?

В основном у пиратов можно обнаружить старые АК-47, АКМС, пулеметы РПК и М60, пользуются популярностью винтовки М16, а также Beretta и CIS SAR-80. Также на некоторых лодках можно встретить 12,7-мм пулемет Тип 54 (китайская копия ДШК).

Весьма популярны также гранатометы РПГ-7, один вид которых снижает волю к сопротивлению у гражданских моряков. Впрочем, спектр вооружения довольно широк - от оружия времен англо-бурской войны до самого современного, приобретенного на деньги, полученные за выкуп судов и заложников.

Сколько моряков стали жертвами пиратов?

Согласно данным из открытых источников, с 2005 по 2012 год более 3740 членов экипажей из 125 стран стали жертвами сомалийских пиратов, 97 из них погибли (в плену и когда отбивали штурм). Дело в том, что хранить оружие на борту гражданского судна согласно международным законам запрещено, поэтому отбиваться от вооруженных до зубов пиратов приходится буквально голыми руками.

В основном моряки пытаются отбиться от сомалийских флибустьеров с помощью брандспойтов или швыряя в них различные тяжелые предметы, при этом пираты поливают моряков свинцовым ливнем из автоматов и обстреливают из РПГ. Но когда суда нанимают частную военную охрану, пыл пиратов заметно остывает.

Кого боятся пираты?

Врагов у пиратов немного: в основном это русские, американские и индийские военные корабли, встречу с которыми переживают далеко не все пираты, а также, по неподтвержденной информации из разных источников, Бритни Спирс. Да-да, выяснилось, что проигрываемые на мощных колонках хиты "Baby One More Time" и "Oops! I Did It Again" приводят пиратов в панику и заставляют ретироваться.

С российскими судами у пиратов как-то не складывается: например, моряки танкера "Московский университет" 22 часа без оружия держались против вооруженных до зубов пиратов. Когда судно было все-таки захвачено, через некоторое время на помощь подоспел спецназ с БПК "Маршал Шапошников", который взял танкер штурмом и освободил моряков.

Военные США тоже с пиратами не церемонятся. Так, после атаки на американский контейнеровоз Maersk Alabama пиратам удалось захватить только капитана – морякам удалось отбиться. За капитана пираты потребовали 2 миллиона долларов, однако вместо выкупа пиратов навестили "морские котики". Итог операции – капитан спасен, трое пиратов убиты, один взят в плен.

Индийские моряки вообще не церемонятся с пиратами, стреляя по любым похожим на пиратские лодкам с вооруженными людьми.

Французские власти – другое дело, они еще и выплачивают компенсацию за моральный ущерб пиратам, напавшим на их суда. Так, Европейский суд по правам человека обязал выплатить каждому из задержанных французскими военными пирату от двух до пяти тысяч евро за "моральный ущерб", а также возместить судебные издержки в размере от трех до девяти тысяч евро. Всего 70 тысяч евро.

В постановлении суда говорится, что французские военные, задержавшие пиратов более чем на 48 часов, допустили "нарушение их (пиратов) прав на свободу и безопасность". А то, что пленные были причастны к нападению на девять французских кораблей, суд не учел.

Сколько получают пираты?

Пиратство в Сомали – дело прибыльное. По данным журнала Forbes, доход работающего местного жителя вряд ли превышает 500 долларов в год. В то же время после получения выкупа за судно доля каждого пирата составляет 30-75 тысяч долларов, бонус в несколько тысяч долларов идет первому взобравшемуся на борт пирату.

По данным ряда источников, львиная доля от прибыли (80-90%) идет на политическое прикрытие: взятки чиновникам, политикам, религиозным лидерам и представителям местных преступных группировок, чтобы те способствовали и не мешали преступному бизнесу.

У пиратов даже есть собственная биржа, расположенная в городе Харадхере - ее создателем стал бывший пират Мохаммед. На бирже присутствует несколько десятков пиратских компаний. Участвовать в торгах на бирже может каждый желающий, в качестве вложений принимаются не только деньги, но и оружие, наркотики, снаряжение и другие полезные вещи.

Хорошо известен пример сомалийской женщины, вложившей все свое имущество – гранаты от РПГ – в акции одной из "надежных" пиратских компаний. Вскоре пираты захватили испанский тунцелов, и после получения за него выкупа женщине спустя 38 дней после вложения заплатили 75 тыс. долларов.

Почему сомалийские пираты существуют до сих пор?

Казалось бы, общеизвестно, куда угоняют суда, где находятся их базы, но мировое сообщество не принимает практически никаких радикальных шагов, чтобы покончить с пиратством. Почему?

Версий довольно много, например, ходят слухи о заговоре страховых компаний – страхуют суда все судоходные фирмы, а захватывают пираты только единицы. К тому же с каждым новым захватом суммы страховых рисков только растут.

Впрочем, и бороться с пиратством непросто: побережье Сомали - это три тысячи километров, патрулировать которые довольно проблематично.

С пиратства кормится большая часть населения этой страны, в преступной схеме задействованы представители власти и религиозные лидеры. Поэтому, чтобы решить проблему, нужно прежде всего навести порядок в самом Сомали. А это уже огромные затраты, которые ни одна страна брать на себя не хочет.

Но все же ведущие мировые державы посылают периодически военные корабли для патрулирования неспокойных вод, и это приносит свои плоды - во время присутствия военных судов в акватории число нападений снижается.