Старая корейская архитектура. Архитектура - Культура Южной Кореи Архитектура кореи

Наиболее ранняя культура Кореи, открытая археологическими исследованиями, относится к III-I тысячелетиям до н. э. К периоду первобытно-общинного строя восходят остатки землянок и полуземлянок квадратной и круглой формы. К концу
I тысячелетия до н. э. относятся многочисленные менгиры в виде вертикально врытых каменных глыб и погребальные дольмены. В период бронзы возникают иногда окруженные земляным валом городища с наземными жилищами.

В северной части страны открыты памятники раннего зодчества середины I тысячелетия до н. э., по историческим записям, времени существования рабовладельческого государства Чосон.

К концу I тысячелетия до н. э. относится сложение на территории Кореи трех крупных племенных объединений, выросших в III-IV вв. в самостоятельные государства. Государство Когурё на севере просуществовало до 668 г., Пэкче в западной части - до 653 г. и наиболее могущественное Силла на юго-востоке - до 935 г. Даты возникновения этих государств точно не установлены. Это время в истории Кореи известно как «Самгук» - период трех царств. Наследуя культурные традиции Чосон, Когурё достигло большого развития.

Китайские письменные источники упоминают о деревянных храмах Когурё уже в первые века нашей эры. Храмы возводились для жертвоприношений духам-покровителям. Строительство их продолжалось и после появления в конце IV в. буддизма.

Первой столицей Когурё был Куннэсон на среднем течении р. Амнокан. Сохранились части стен и каменный квадратный (со стороной, равной 125 м) стилобат дворца правителя города. Дворец был окружен крепостной, обведенной водяным рвом, глинобитной стеной шириной 9 м и высотой 6 м. В верхней части стена имела зубцы и была укреплена камнями. Со всех четырех сторон имелись ворота, но не в середине и не на одной линии с противоположными воротами другой стороны.

О монументальном характере оборонных сооружений Когурё дают представление остатки крепостных каменных стен около Тунгоу протяжением 8 км. Они достигали 4 м высоты и 5,5 м ширины. На отдельных участках сохранились мощные бастионы и площадки. Вероятно, крепость была сооружена для защиты столицы.

В 427 г. столица Когурё была перенесена в район Пхеньяна, в окрестностях которого сохранились руины дворца Ангаккун, а на возвышенности позади него - остатки крепостных стен.

Около Пхеньяна, вблизи устья р. Тэдонган, была расположена крепость, занимавшая около 10 км 2 , возведенная согласно строительным традициям Когурё в форме полумесяца.

Дошедшие до нашего времени каменные погребальные сооружения подразделяются на два типа. К первому принадлежат наземные мавзолеи, а ко второму - подземные гробницы, состоящие из небольшого земляного кургана и подземных каменных камер.

В Тунгоу и около Пхеньяна, на местах столиц Когурё, открыты многочисленные погребения IV-VII вв., из которых около 40 сохранили в стенописи изображения раннего зодчества Кореи. В IV-VI вв. сооружались великолепные подземные усыпальницы, каменная кладка которых выполнена с такой тщательностью, что в отдельных случаях напоминает кирпичную.

К числу немногих сохранившихся наземных мавзолеев относится мавзолей полководца Чангуна «Чангунчхон » (412 г.), находящийся в районе Тунгоу (рис. 19). Он представляет собой сложенную из огромных каменных блоков семиступенчатую пирамиду высотой 11,3 м и 29,3 x 29,7 м в основании, возведенную на цоколе двухметровой высоты. Наверху пирамиды насыпан небольшой земляной холм, а внутри его находится погребальная камера, на стенах которой сохранились следы живописи с изображением драконов.

Могила Чангуна свидетельствует о монументальном характере древней каменной архитектуры Кореи, главными чертами которой являлись строгость и суровая простота форм.

В подземных гробницах площадь отдельных, сооруженных из каменных плит (до 6 м длины) камер иногда достигает 16 м 2 , а высота 5-6 м. Монолитные колонны с массивными капителями и ступенчатые перекрытия из каменных плит, имеющие вид ложного восьмиугольного шатра, указывают на богатство архитектурных приемов. Стены гробниц богато украшены живописью.

Богатством архитектурных форм и размерами отличается гробница Хамудэм (357 г.) в Анаке около Пхеньяна. Предполагается, что гробница была сооружена для Когуквана, правителя Когурё (рис. 20). Общая площадь погребения 10 м длины и 8,5 м ширины при высоте 3,5 м. Гробница состоит из шести помещений, сложенных из огромных каменных плит (около 5 м длины). С южной стороны холма открывается узкий вход, который, постепенно опускаясь, ведет в подземные камеры. Первый, прямоугольный в плане зал дополнен небольшими помещениями с задней и восточной стороны, отделенными тонкими стенами. Входы в боковые помещения фланкированы колоннами четырехугольного сечения, увенчанными двойными кронштейнами.

Первый зал отделен от второго тремя мощными восьмигранными столбами с массивными четырехугольными капителями. Столбы стоят на объединяющем их невысоком постаменте, что создает впечатление особой устойчивости всей конструкции.

Второй зал с севера замкнут невысоким постаментом, на который опираются небольшие колонны, несущие массивные плиты перекрытия. Колонны отделяют узкий коридор, огибающий зал с северной и восточной стороны. Оба больших зала и два боковых помещения имеют ступенчатые перекрытия. Стены украшены живописью. На стенах западной боковой камеры изображены «хозяин могилы» и «хозяйка могилы», окруженные слугами. На стенах восточной камеры сохранились изображения кухни, хлева и колодца.

В этом «подземном дворце» проявляются черты монументального стиля, строгая тектоничность и логичность форм, ясность композиции и самобытность в решении интерьеров.

Богатое погребение, известное под названием Двухколонное - Самёнчхон (V в.) в Иончхоне, недалеко от Пхеньяна, состоит из двух небольших прямоугольных в плане помещений (рис. 21). Главная камера отделена от аванзала двумя монолитными колоннами, установленными на массивной плите и небольших базах, с высокими, расширяющимися кверху капителями сложного профиля. Колонны поддерживают широкий архитрав, несущий ступенчатое перекрытие из больших каменных блоков. Стены, ступенчатый потолок и колонны богато украшены живописью, изображающей жанровые сцены и архитектурные детали. В углах главной камеры написаны столбы с кронштейнами и деревянные подкосы на архитраве.

О богатстве архитектурных приемов Когурё свидетельствует также «Погребение небесных царей и духов земли» - Чисинчхон (V в.) в провинции Южный Пхёнан (рис. 22). Гробница состоит из коридора, большого аванзала, вытянутого с востока на запад, состоящего из трех отделений, и главной камеры (2,8 x 3,1 м) с приподнятым полом, которая соединяется с аванзалом коротким, 1,2-метровым переходом. Все помещения относительно высокие: стены имеют 1,5 м высоты, а сложные уступчатые перекрытия над ними - 3,4 м. Аванзал с гладкими, слегка наклонными кверху стенами завершается в центральной части ровным потолком, который поддерживается двумя мощными кронштейнами. С запада и востока аванзал завершается небольшими помещениями. В западном помещении перекрытие состоит из постепенно сдвигающихся к центру каменных блоков, перекрытых монолитной плитой. В восточном помещении шатер сооружен в виде шахты с треугольными каменными опорами по углам. Подражая деревянным конструкциям, строители укрепили по углам главной камеры четыре декоративных кронштейна, которые в дальневосточной архитектуре получили название «горб верблюда», по форме напоминая перевернутую букву У. На этих ложных опорах как бы лежат нарисованные на стенах широкий архитрав и восемь таких же кронштейнов меньшего размера, на которые как бы опираются выступающие из стен балки, несущие шатер, сложенный из шести огромных плит, суживающихся кверху. Четыре кронштейна, сходящихся в центре, образуют крестообразную опору в верхней части шатра, состоящую из ряда мелких плит, составляющих в замыкающей его части колодец. Стены помещений покрыты штукатуркой и росписью.

С VII в. в связи с распространением в Корее буддизма строительство гробниц в Когурё почти прекращается, так как по новой религии тела умерших сжигались на костре.



25. Кёнчжу. Пагода храма Бунхванса близ Кёнчжу, 634 г. Общий вид, вход

От периода трех царств помимо гробниц в различных частях страны сохранились немногочисленные сооружения, к числу которых относится древняя обсерватория Башня звезд - Чхомсондэ (647 г.) на юге страны около Кёнчжу - столицы государства Силла (рис. 23).

Монументальная башня высотой 9 м, сложенная из каменных блоков, образующих 27 колец, постепенно сужающихся к вершине, стоит на невысоком каменном постаменте. Наверху находится смотровая площадка, в своей основе, несомненно, подражающая деревянным конструкциям. Диаметр башни в нижней части 5 м, а в верхней 2,6 м. В средней части здания находится небольшое квадратное отверстие, обрамленное по сторонам вертикальными плитами. Строгий силуэт сооружения с его плавной изогнутой линией напоминает огромную бутыль. Предельная простота формы здания свидетельствует не только о высоком мастерстве зодчих, но и о большом понимании назначения сооружения, появление которого было вызвано развитием земледелия, требовавшего изучения небесных явлений.

Внедрение буддизма (из Северного Китая) происходит на протяжении IV в. В 372 г. буддизм проникает в Когурё, в 384 г. - на территорию Пэкче, позднее - в государство Силла.

Древнейшие памятники буддийского зодчества, сохранившиеся на территориях Пэкче и Силла, относятся к периоду трех царств - V-VI вв. В Пэкче, где было развито сельское хозяйство, а также рано возникли ремесла, зодчество достигло большой высоты.

Столица Пэкче, в связи с мночисленными войнами, переносилась несколько раз. В V-VI вв., особенно после перенесения столицы в Сабисон (современный уезд Пуё) в 538 г., начинается строительство буддийских храмовых ансамблей, состоящих из ряда деревянных зданий, располагавшихся, так же как китайские, по оси юг - север. При обследовании буддийских ансамблей около Пуё были обнаружены черепица и рельефные изображения цветов лотоса на кругах, располагавшихся по краю скатов крыши.

В VI-VII в. государство Пэкче устанавливает тесные связи с Японией и оказывает значительное влияние на ее культуру. В VI в. из Пэкче в Японию проникает буддизм. О больших достижениях зодчих Пэкче свидетельствует сооружение ими в Японии около г. Нара всемирно известного буддийского ансамбля Хорюдзи (по-корейски Пенюбса).

Появившиеся в Корее вместе с буддизмом пагоды разделяются на два типа: первые - это сооружения вотивного характера, возводившиеся около храмов. Ранние деревянные пагоды не сохранились. Каменные пагоды-башни не имели внутреннего помещения и обычно достигали высоты 14-15 м. Квадратные в сечении башни расчленены горизонтальными выступами, которые, постепенно уменьшаясь кверху, смягчают строгую вертикальность сооружения.

Наиболее значительным памятником Пэкче является пагода Чонимса (662 г.). Она сооружена из крупных каменных плит в виде квадратного столба 10-метровой высоты, постепенно сужающегося кверху. Пагода не имеет внутреннего пространства. Ее пять карнизных плит, выступающих ярусами, благодаря изысканности пропорций создают выразительный силуэт. Массивное, высокое основание башни с небольшим ступенчатым выступом в нижней части, строго по форме и лишено украшений (рис. 24). Едва заметные изгибы и слегка приподнятые углы уступов дают возможность отнести появление изгиба крыш в Корее к VII в.

В сложении архитектурных форм такого типа пагод можно видеть подражание более ранним деревянным сооружениям с их четким расчленением конструктивных частей, что характерно для каменного зодчества стран Дальнего Востока.

Пагоды второго типа - род ступы - это сооружения мемориального характера. Они имеют обычно 10 м и более высоты и возводились на мощных основаниях. Часть сооружений имеет небольшое внутреннее помещение, иногда служившее реликварием. Такие пагоды обычно ставились над могилами буддийских монахов. Пагоды из гранита или мрамора, как правило, украшались статуями или барельефами. Сохранились кирпичные пагоды, облицованные изразцами.

К пагодам второго типа относится каменная пагода храма Бунхванса (634 г.), находящаяся на юге страны около Кёнчжу (рис. 25). Первоначально она имела девять ярусов. В настоящее время - это квадратное сооружение с тремя ярусами, стоящее на высоком сильно выступающем стилобате, имеющем вид платформы. Каменная кладка пагоды напоминает кирпичную и исполнена с большой тщательностью. Карнизы сложного профиля со слегка приподнятыми углами, постепенно сокращающиеся кверху, создают строгую расчлененность масс и одновременно ритмичное движение кверху. С четырех сторон пагоды имеются проходы, которые фланкируются большими статуями богатырей-хранителей. Внутреннее помещение небольшое - 1,5 x 1,5 м. По углам высокого стилобата установлены фигуры сидящих львов, придающих торжественность всему сооружению.

Сложившиеся в IV-VII вв. архитектурные традиции нашли свое дальнейшее развитие в последующие века, после объединения страны в единое государство.

Глава «Архитектура Кореи» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: О.Н. Глухарева; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 11.01.2016 16:00 Просмотров: 4782

Современное корейское искусство делится на искусство Северной Кореи и искусство Южной Кореи, т.к. существуют два государства. Традиционное же искусство Кореи было единым.

Корейская культура очень древняя, она насчитывает более 5 тыс. лет.

Живопись

Син Юн Бок «Портрет красавицы»
Корейская живопись сложна и самобытна, но ощутила сильное влияние китайской культуры и традиционных верований корейцев: шаманизма, буддизма, конфуцианства и даосизма. Идеи этих религий повлияли и на искусство Кореи.
Шамани́зм – ранняя форма религии, в её основании лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса.
Будди́зм - религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI в. до н. э. в Древней Индии.
Конфуциа́нство – этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551-479 до н. э.) и развитое его последователями. Главные проблемы учения – вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.
Даоси́зм – учение о Дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. В центре даосизма – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао – это бесконечное движение, закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него и в него возвращается.

Период Трёх древних корейских королевств (c 57 года до н. э. по 669 год н. э.)

Карта Трёх древних корейских королевств
Самые ранние следы корейской живописи присутствуют на стенах королевских гробниц периода королевства Когурё (37 до н. э.-668 гг. н. э.), они дают представление о жизни корейцев в то время.

Изображение богини Луны на могиле периода Когурё
Росписи наносились либо на грунтовку из соломы с глиной, либо прямо на гранитную поверхность стен. Сначала наносился чёрный контур, затем поверхность рисунка расписывали красками. В состав красок входили окись свинца и клей.
Сюжет рисунков – о продолжении жизни умерших в загробном мире. Представители правящих классов всегда старались себя увековечить. Иногда изображались вся семья умерших, их родственники, свита и слуги, жилища и хозяйственные постройки – всё это было необходимым для нормальной жизни в соответствии со взглядами людей периода Когурё. Фрески Когурё указывают на переход от схематического рисунка к сюжетной картине. Они стали традицией искусства последующих эпох. Образцы этой живописи могли быть и в храмах и дворцах.

Роспись на гробнице периода Когурё
Пэкче́ (первая половина VII в.) – одно из Трёх древних корейских королевств, наряду с Когурё и Силла. В живописи Пэкче, получившей влияние со стороны художественных школ Когурё и южных районов Китая, был создан свой собственный стиль, элегантный и чистый. Но живописных работ той эпохи до нас дошло мало: это фрески с лотосом и клубящимися облаками из гробницы в Нынсанни близ Пуё и пейзаж в рельефе на черепице из Кюамни.
В усыпальнице короля Мурена (501-522) в 1971 г. были обнаружены изящные цветные изображения лотоса, феникса и других мифических животных. Ландшафт на кирпичной стене одного из разрушенных храмов эпохи Пэкче свидетельствует о высоком уровне пейзажной живописи этого периода.

Ачжа «Портрет принца Сётоку-тайси»
Некоторые работы художников Пэкче сохранились за пределами страны, в Японии. Художник периода Пэкче – принц Ачжа – в 597 г. посетил Японию и создал там портрет принца Сётоку-тайси. Этот портрет стал древнейшим памятником корейской портретной живописи. Принц стоит в центре в роскошном одеянии, по бокам двое сыновей. Лица, волосы, одежда и украшения выписаны очень тщательно. В картине отсутствует перспектива, а сыновья изображены нарочито низкого, по сравнению с принцем, роста.

В изобразительном искусстве и архитектуре периода Силла (57 до н.э. - 935 гг.) происходит дальнейшее развитие живописи, скульптуры, декоративно-прикладных ремёсел и архитектуры, которые были тесно связаны с буддизмом, этим объясняется исключительно буддийская направленность силланского искусства.

Изображение небесного коня Чхоллима периода Силла
Живопись Силла практически не сохранилась. Но письменные источники сохранили рассказ о выдающемся мастере VII в. Сольго, которому принадлежат росписи на стенах храма Хваннёнса и иконографические портреты буддийских божеств Авалокитешвары (храм Пунхванса в городе Кёнджу) и бодхисатвы Юма (храм Тансокса в городе Чинджу).


Мандала Авалокитешвары
В 921 г. монах Чонхва из храма Хыннюнса (Кёнджу) написал портрет бодхисатвы Похён, подлинный шедевр буддийской иконографии. Произведение погибло в XIII в. во время монгольских нашествий на Корейский полуостров. В Танской империи широкой известностью пользовались живописные произведения силланского мастера Ким Чуны.

Амитабха и восемь великих Бодхисаттв (XIV в., период Корё)
Искусство периода Корё (918-1392) находилось под сильным влиянием Китая. В этот период была основана Академия живописи. Учились в ней представители высших слоев общества и профессиональные художники. Тематика картин уже выходила за пределы буддийских сюжетов. Художники писали портреты, пейзажи, животных и четыре благородных растения: сливовое дерево, хризантему, орхидею и бамбук, которые олицетворяют четыре добродетели.

Изображение Авалокитешвары периода династии Корё (1310 г.)
Авалоките́швара – воплощение бесконечного сострадания всех будд.
Рисунки выполнялись кистью и тушью на бумаге или шёлке, использовались растительные и минеральные краски. Складывалась типичная форма станковой живописи. Корейская картина – это свиток вертикального или (реже) горизонтального типа. Живописных произведений периода Корё сохранилось не более 10. В эпоху Корё жили и творили ряд замечательных живописцев, произведения которых не дошли до нас, оставшись только в хрониках.
В период Чосон (название Кореи с 1392 до 1897 г.) окончательно оформилось понятие станковой живописи как самостоятельного вида искусства. Это была живопись на шёлке, бумаге, особой ткани растительными или минеральными красками, а также тушью. Картина имела форму свитка и предназначалась для украшения храмов и дворцов. Световая и линейная перспектива отсутствовали, главную роль в картине играла линия.

Картина художника Овона (период династии Чосон)
Огромное влияние на развитие корейской живописи оказал стиль Сёи , разработанный в Китае. Стиль Сёи («выражение идеи») отличается отсутствием чётких контуров, свободной живописностью, широкими мазками. Создаётся впечатление от существа предмета – и это является условием творчества в стиле Сёи. Каждый отдельный элемент наблюдаемого создавал своё частное впечатление. Но чтобы зритель правильно воспринял эти частные и основные ощущения, составные части картины должны обладать «формальным сходством». Мастер рисовал увиденное одно под другим или в пространственной последовательности. Глубина и объём пейзажа выражались задним планом. Этот стиль требовал острой наблюдательности, зрительной памяти, настойчивости в осмыслении виденного.

Художник Ким Хон До «Кот и бабочка» (XVIII в.)

Художник Ан Гён «Путешествие-сон к берегу Цветов персика» (1447)
В это время через Китай корейские художники знакомятся с произведениями западного искусства и жанрами: пейзаж , портрет , натюрморт , бытовые сцены .

Чон Сон «Район Чонно-гу в Сеуле»
Корейская живопись обладает своеобразным монохромным колоритом, где центральное место отведено туши. Создан самостоятельный жанр – живопись жирной тушью. Технические приёмы корейской живописи обусловлены материалами, которыми пользуется живописец: специальная бумага, шёлк, кисти с заострённым концом, тушь и водяные краски.

Ремёсла

Древние изделия ручной работы, в частности, красная и чёрная керамика, во многом схожи с гончарными изделиями Китая. Найденные реликвии бронзового века довольно искусны.
Множество изделий тонкой работы были найдены при раскопках: позолочённые короны, кувшины и горшки с различными орнаментами. В период Корё было распространено использование бронзы, а также латуни (сплав меди и одной трети цинка). Известны изделия того времени из селадона.
Селадон – особый тип глазури в керамике.

Корейский прессованый селадон

Курильница в виде дракона (селадон эпохи Корё)
В период Чосон были популярны изделия из фарфора, украшенные синими рисунками. В то же время развивалась работа по дереву, появилась искусно сделанная мебель (комоды, шкафы и столы).

Лакированный комод с перламутровой инкрустацией

Гончарство и фарфор

В период «Трёх королевств» культура каждого государства имела общую историческую основу, но отличалась от других. Однако гончарство было одной из ведущих отраслей производства и имело свои традиции и специфику.
Особого расцвета гончарство достигло в Пэкче. Здесь, помимо посуды, делали также высококачественную кровельную черепицу. Мастера Пэкче тщательно подбирали глину для своих изделий, использовали гончарный круг.

Сосуд, украшенный рисунками журавлей (XII в.)
Керамическая посуда имели простые и рациональные формы. Существовало 20 видов сосудов для различных целей. Заметное влияние на гончарство Пэкче оказало керамическое производства Китая. Ранняя глазурованная керамика Пэкче имела грязноватый серо-зелёный цвет.
Керамические сосуды и прочие предметы утвари входили в состав погребального инвентаря. К V-VI вв. в гончарстве Силла ведущим направлением стало производство высокотемпературной «каменной» керамики с очень прочным звонким черепком. Посуда обжигалась в восстановительном режиме и потому имела ровный серый цвет. Гончары Силла также умели делать глазурованную посуду. Формы керамических сосудов были более сложными и разнообразными по сравнению с изделиями мастеров Пэкче.

Глиняная посуда Каи (район, впоследствии вошедший в состав Силла)
Очень редко обнаруживаются остатки керамических мастерских на территории бывшего Когурё. Технологии и керамика Когурё отличались от гончарных изделий Пэкче и Силла. Посуда обжигалась при сравнительно невысоких температурах, имела грязновато-серый или коричневый цвет. В формах и декоре сосудов сохранялись древние традиции, уходящие ещё в эпоху неолита, а также отмечены детали, заимствованные у китайских гончаров.
Основные виды гончарных изделий в период Корё – «каменная» керамика с плотным, звонким черепком, селадоновые изделия, белый фарфор, черепица.

Черепица
В период династии Чосон возрос спрос чосонской знати и богатых горожан на предметы роскоши, что привело к прогрессу в сфере художественных ремёсел. Развиваются традиционные виды прикладного искусства: вышивка по шёлку, керамическое и фарфоровое производство, изготовление бронзовой посуды и холодного оружия.

Бело-голубой фарфоровый сосуд с рисунками сосен и бамбука времён династии Чосон (1489)

Архитектура

Корейские здания обычно строятся на каменном основании и увенчиваются изогнутой крышей с черепицей, держащиеся на кронштейнах и поддерживающиеся столбами. Стены сделаны из земли, но иногда полностью состоят из подвижных деревянных дверей. Здания спроектированы так, чтобы всегда было пространство между «внутренней» и «наружной» частями дома.
Ярким примером архитектуры в период династии Корё (918-1392 гг.) можно назвать зал Амита храма Пхусок в Андонъе. Начиная с середины династии Корё и ещё до начала династии Чосон, под влиянием монгольской династии Юань была разработана сложная консольная система, в которой кронштейны также были размещены на поперечных горизонтальных балках. Намдэмун в Сеуле (национальное достояние Кореи) является, возможно, самым известным примером строений с такой структурой.

Ворота Намдэмун
Намдэмун (Великие южные ворота) – один из старейших архитектурных памятников Сеула, построенный в 1398 г.
В середине Чосонской эпохи появились кронштейны в форме крыльев (зал Ённёнджон, «зал вечного покоя», Чонмё в Сеуле).

Главные ворота зала Йоннёнджон
Чонмё – конфуцианское святилище, основанное в годовщину смерти умерших ванов и их жён во время корейской династии Чосон. Это святилище – древнейшее из сохранившихся королевских святилищ, в котором исполнялись погребальные ритуалы начиная с XIV в.

Реконструкция хижин времён неолита
А первые обитатели Корейского полуострова, жившие в доисторической Корее, использовали в качестве жилья пещеры, каменные заслоны от ветра и переносные ночлежки (30 000 лет до н. э.). Они обнаружены на участке Сокчанъ-ри в провинции Чхунчхон-Намдо. Более ранние примеры архитектуры ямочных домов относятся к керамической эпохи Чыльмун.
Бревенчатые дома строили посредством горизонтального наложения одного бревна на вершину другого. Промежутки между брёвнами замазывали глиной, чтобы не было сквозняка. Подобные дома до сих пор существуют в горных районах провинции Канвондо в Южной Корее.
Мегалиты (дольмены) использовались как погребальные сооружения для очень важных и знатных людей керамической эпохи Мумун (1500-300 гг. до н. э.). Они обнаружены в большом количестве.

Дольмены в Кочханъе
Распространение дольменов подразумевает отношение к мегалитическим культурам по всему миру.
В эпоху «Трёх корейских государств» жили в землянках или в домах с фальшполом. Фальшпол – вид поднятого пола.

Дом с фальшполом

Традиционный дом (ханок)

Традиционный крестьянский дом

Архитектура крепостей

Горные крепости строились на наклонной поверхности. Одна из хорошо сохранившихся крепостей государства Когурё (крепость Пэгам) была построена ещё до VI в. на территории нынешней юго-западной Маньчжурии. В Когурё любили строить великолепные дворцы. Узорчатая черепица и декоративные скобочные системы были использованы во многих дворцах Пхеньяна, а также в других городах-крепостях, которые находились на территории современной Маньчжурии.

Развалины горной крепости Хвандо

Религиозная архитектура

Строительство буддистских храмов началось после распространения буддизма в 372 г. из Северного Китая. Раскопки свидетельствуют, что храмы были построены в стиле Когурё «Три зала – одна пагода». Зал был на восточной, западной и северной сторонах пагоды, а на южной находились входные ворота.
После падения королевства Нанънанъ государство Пэкче установило дружеские отношения с Китаем и Японией. Великие храмы были построены в это время. Наиболее ранняя каменная пагода из храма Мирыкса в Иксане вызывает особый интерес, потому что характеризуется особенностями перехода от деревянных пагод к каменным.

Реконструкция храма Мирыкса из Иксана в Южной Корее (Храм VII в.)
Государство Пэкче усвоило разные влияния на архитектуру: пагоды особо подчёркивали своё происхождение от китайских образцов. Позднее важные элементы архитектурного стиля Пэкче были переняты Японией.
Пэкче находился под сильным влиянием Когурё и Южного Китая. Одной из особенностей архитектуры Пэкче является использование криволинейных конструкций. Хотя ни одно из зданий Пэкче не сохранилось, в настоящее время обнаруживаются только остатки недеревянных строений всех трёх ранних корейских государств, в том числе и Пэкче.
Силла – последнее из Трёх королевств. В этом королевстве было построено много буддистских храмов. Один из самых известных примеров – Чхомсондэ, считающийся первой каменной обсерваторией в Азии.

Чхомсонде
Чхомсондэ известно своими уникальными и элегантными формами.
Силла попал под буддистское влияние в 527 г. Поскольку Силла не граничил с Китаем, то влияние китайской культуры на храмы было минимальным.

Реконструкция великой пагоды в храме Хваннёнса
Хваннёнса – один из ранних храмов государства Силла. Он стоял на площади, окружённой прямоугольной стеной 288 м в длину. Площадь местности, ограниченной коридорами, составляла 19 040 м².
В главном зале хранится большое изображение Будды Шакьямуни на каменном пьедестале. Построенный в середине VI в., храм Хваннёнса процветал более 680 лет.
Другим главным храмом государства Силла был Пунхванса, ныне имеющий три яруса, хотя в летописях говорится, что он был девятиярусным.

Пагода храма Пунхванса

Погребальная архитектура

Погребальная архитектура периода «Трёх королевств» монументальна. В период Когурё существовало два типа погребальной архитектуры: ступенчатые каменные пирамиды и огромные земляные насыпи.

Ступенчатые пирамиды

Большая гробница Хваннам. В ней захоронены король и королева государства Силла
Корея также имеет богатое архитектурное наследие из гробниц и городских стен.

Каменный Будда около Кенджу (VII в., государство Силла)

Корейская архитектура - совокупность всех строений и сооружений, построенных на территории Корейского полуострова , начиная с древнейших времён и до наших дней, которые, как правило, выдержаны в традиционном для корейской культуры стиле.

Здания обычно строятся на каменном основании и увенчиваются изогнутой крышей с черепицей, держащиеся на кронштейнах и поддерживающиеся столбами . Стены сделаны из земли (наносно-глинистые стены), или, иногда, полностью состоят из подвижных деревянных дверей. Расстояние между двумя столбами - около 3,7 м, здания спроектированы так, чтобы всегда было пространство между «внутренней» и «наружной» частями дома.

Консольная, или скобочная структура - специфический архитектурный элемент, оформлявшаяся различными способами на протяжении долгого времени. Если простые кронштейны уже использовалась в период существования государства Когурё ( -668 годы), то во дворцах Пхеньяна , например, использовалась изогнутая версия (кронштейны размещались только на капителях колонн здания), которая была разработана в период династии Корё ( -1392 годы). Ярким примером можно назвать зал Амита храма Пхусок в Андонъе. Позднее, начиная с середины династии Корё и ещё до начала династии Чосон , под влиянием монгольской династии Юань ( -1368 годы), была разработана сложная консольная система, в которой кронштейны также были размещены на поперечных горизонтальных балках. Намдэмун в Сеуле - национальное достояние Кореи, является, возможно, самым известным примером строений с такой структурой.

Бревенчатые дома были построены посредством горизонтального наложения одного бревна на вершину другого. Промежутки между брёвнами замазывали глиной, чтобы не было сквозняка. Подобного рода дома до сих пор существуют в горных районах провинции Канвондо в Южной Корее .

Раскопанные дома, которые, возможно, появились в южных регионах, как считается, были построены в качестве складов для того, чтобы уберечь зерно от животных и хранить его в отличном состоянии. Этот стиль архитектуры сохранился в виде двухэтажных укрытий и наблюдательных постов в садах в сельской местности .

В керамическую эпоху Мумун здания были жилыми ямами со стенами-мазанками или кровельными крышами . Фальшпол впервые появился на Корейском полуострове в середине эпохи Мумун (850-550 годы до н. э.) .

По данным китайских текстов Сань-го чжи , существовало три типа корейского жилища в этот период: землянка , бревенчатый дом, или сруб и надземные дома. Однако идентифицировать удаётся только остатки землянок. Землянки состояли из ямы, глубиной 20-150 см и пролётного строения из травы и глины, поддерживаемое треугольной деревянной структурой, защищающей от ветра и дождя. Землянки в неолите имели круглую или овальную яму около 5-6 м в диаметре с очагом в центре. Большинство ранних землянок размещались на холмах. После того, как эти жилища стали строиться рядом с реками, ямы приобрели прямоугольную форму, а также стали крупными и с двумя раздельными очагами . В 108 году до н. э., после падения королевства Кочосон , было установлено китайское правление. Правительственные здания этого периода были построены из дерева, кирпича и кровли с черепицей, имеющая особенности китайского строения. Китайская архитектура повлияла на корейскую.

Реконструкция восточной каменной пагоды, которая была построена в эпоху государства Пэкче в храме Мирыкса.

Строительство буддистских храмов было воспринято с энтузиазмом после распространения буддизма в 372 году из Северного Китая . Серия раскопок, проведённых в -1938 годах , позволила обнаружить места с несколькими крупными храмами около Пхеньяна, а также в районах Чхонгам-ри, Воно-ри и Санго-ри. Раскопки дали понять, что храмы были построены в стиле Когурё, известном как «Три зала - одна пагода», зал был на восточной, западной и северной сторонах пагоды, а на южной находились входные ворота. В большинстве случаев пагоды имели восьмиугольную планировку. Дворцовые здания, по-видимому, были устроены таким же образом.