Сын алексея петровича. Зеркальное отражение: Пётр Алексеевич и Алексей Петрович

«Откровение» Иоанна есть последняя книга в Библии, которую она собою и завершает. Уже тем самым «Откровение» напрашивается на сопоставление с книгой Бытия , как с началом Библии, которой оно есть конец, по общему замыслу и теме. При этом она в своем роде есть книга единственная , в целом ни на что другое в Библии не похожая. Это место ее, как и общий ее характер, свидетельствует о некоей особой ее значительности и своеобразии , хотя оно и не препятствует частным ее сопоставлениям по содержанию с другими библейскими книгами. Во всяком случае, уже этим внешним местом «Откровения» в Библии ему усвояется завершительный характер некоторого последнего слова в Библии, которое находится в соответствии с первым.

Эти-то черты «Откровения» и подлежат общему раскрытию и выявлению. Но такое особое место и значение последнего слова свойственно «Откровению» и в его догматическом, содержании, в нем договаривается и своеобразно завершается догматическое богословие.

«Откровение» вообще принадлежит к числу наиболее изученных книг Священного Писания со стороны филологической, экзегетической, религиозно-исторической, общебиблейской. Можно даже так сказать, что здесь изучено каждое слово и запятая. Если при всем том остается достаточно места для многообразных и спорных толкований и построений обще-экзегетического, а также и догматического характера, то это является общим уделом научного библейского исследования, поскольку оно опирается, все-таки на домыслы человеческие, отрываясь от почвы положительного церковного разумения, поскольку, впрочем, оно для этого достаточно, по крайней мере, в данном своем состоянии. Однако есть уже некоторая бесспорная область научных достижений критической экзегетики, которою можно пользоваться и для нужд догматики. Ими установляется общий характер «Откровения» со стороны литературных его особенностей внешнего стиля и построения. Прежде всего, что касается его языка, приходится сказать, что он носит явные и резко выраженные черты еврейского стиля, небезупречного благодаря своим гебраизмам в отношении правильности языка и грамматики. Однако это не мешает ему отличаться исключительной силой, так что о нем справедливо можно сказать: «автор Апокалипсиса, хотя и не является совершенным художником, но он есть гениальный писатель, обладающий редкой мощью своего призвания». Конечно, нельзя при этом отрицать очевидной разницы в стиле «Откровения» и четвертого Евангелия, которое считается написанным позднее первого. Однако такое различие не заставляет нас утверждать, вопреки церковному преданию, что обе книги являются произведениями различных писателей. Во всяком случае, остается для этого возможность чисто научного разногласия и спора. Для нас же существует поэтому полная и даже научная возможность спокойно следовать свидетельству предания, для которого «автор Апокалипсиса, как и Евангелия и посланий, есть один и тот же, т. е. Апостол Иоанн Зеведеев», Иоанн Богослов, сын Громов (как это принято и засвидетельствовано было и в каноне священных книг на Востоке и Западе).

Этот своеобразный стиль Апокалипсиса свидетельствует об особой силе еврейского духа и темперамента, этой книге присущего, и сравнительно как будто даже ослабленного в четвертом Евангелии, в этом смысле более эллинистическом. И этот нарочито еврейский характер этой книги еще более отражается в ее особом литературном жанре и стиле, именно как Апокалипсиса . Здесь одинаково характерно, что Апокалипсис как таковой есть в своем роде единственная книга во всей Библии (несмотря на наличие отдельных апокалиптических текстов в некоторых местах других книг), а вместе с тем он является одним из многих апокалипсисов, которыми изобилует еврейская письменность, начиная со второго века до Р. X. и до второго же века и после него. Несмотря на наличие отдельных памятников и нееврейского происхождения (как Сибиллины книги), можно сказать, что эта апокалиптика в продолжение нескольких веков (со II века до Р. X. и до II века после него) являлась особенно характерным выражением еврейского духа в его самосознании и исторических его судьбах. Уже начиная с великих пророков послепленных, еврейский народ мыслит и чувствует жизнь апокалиптически , хотя это и не было единственно определяющим его самосознание. В нем могла найти для себя место проповедь Предтечи, Христа и апостолов, и вообще все христианство. Оно и победило апокалиптику. Последняя угасла с разрушением Иерусалима, которое последовало после целого ряда мессиански-апокалиптических движений и восстаний, руководимых лже-мессиями. Однако Церковь языков, воспринявшая от Израиля христианство, не восприняла его апокалиптически, но осталась от него свободной.

Однако же, - и нельзя этого с достаточной силой подчеркнуть, - Церковь, отвергнув апокалипсисы как особую форму национально-еврейского самосознания, избрала и провозгласила в качестве боговдохновенного один из апокалипсисов , в своем роде единственный, Она его сохранила и прославила, внеся в канон священных книг. Тем самым Церковь одновременно и упразднила, как бы за ненадобностью, но вместе и утвердила в пребывающем значении, в качестве некоего vetus testamenium in novo, наш «христианский» Апокалипсис. Во всех священных книгах не только Ветхого, но даже и Нового Завета (хотя и в греческом тексте), слово Божие звучит еврейским голосом, говорит, в известном смысле, на еврейском языке, так что нуждается в переводе на вселенское наречие, доступное для «всех языков». Поэтому и в Новом Завете мы слышим живую речь ап. Павла, так же как и других апостолов, которая, не теряя своего личного и национально-еврейского характера, становится уже проповедью вселенской. И это же самое должно быть сказано и об Апокалипсисе, который свой еврейский стиль, образность, темперамент предал и сохранил как вселенский, всечеловеческий, и этот своеобразный текст местного и частного обобщил во всенародный.

Но не этим только духовным переводом исчерпывается это обобщение. Оно имеет еще и иное, более широкое и углубленное значение. Дело в том, что язык и мысль апокалипсисов включили в себя элементы, можно сказать, вселенского паганизма, им присущ синкретический характер, исследованием чего с таким успехом и так настойчиво занимается религиозно-историческая наука. Чрез ее анализы и вдохновения еврейские образы и учения апокалипсисов раскрываются как вмещающие в себя наследие глубокой древности от разных религий и народов. Можно сказать, что они, а в частности и наш Апокалипсис, писались густыми синкретическими чернилами религиозной истории мира. Их можно опознавать, и эти образы дешифрировать, возводя их к первоисточникам. В них можно находить разнообразные влияния, традиции и заимствования, теперь раскрывающиеся в религиозно-исторической науке все полнее и шире. Если даже священный текст Библии как религиозное предание избранного народа не является закрытым для этих влияний окружающих языческих народов, то для апокалиптической письменности оно является общим правилом. А чрез нее синкретические образы проникают и в наш христианский Апокалипсис, который чрез то хранит в себе и несет их, усвояя им вселенский характер. «Религиозно-историческая» наука , с торжеством открывая эти черты синкретизма, нередко применяет это для профанирования священной книги, обмирщения и уничтожения ее содержания. Однако такого рода применение вовсе не обязательно и не бесспорно. Нет нужды отвергать или подвергать сомнению историческую правильность этих научных наблюдений, чтобы обессилить такое их применение и смысл. Содержание священных книг, в частности и Апокалипсиса, от этого не разлагается и не упраздняется в своей собственной силе, оно включает в себя в качестве материала, красок и образов, и эти чужеродные элементы. Чрез это мощь и богатство его образов только умножаются, не теряя своего собственного значения. Язык и образы апокалиптики, как и нашего Апокалипсиса, собою открывают таким образом двери для мировой истории в последнюю книгу Нового Завета.

Царевич Алексей.

Мрачная страница истории дома Романовых.

Шел Февраль 1718 года, когда возвращенный Петербург после побега наследник престола сын великого Петра Алексей Петрович Романов был с позором проведен по залу без шпаги пал к ногам государя и, покаявшись, подал повинную.

«Всемилостивейший государь батюшка, понеже узнав свое согрешение пред вами яко родителем и государем своим, писал повинную и прислал оную из Неаполя, так и ныне оную приношу, что я, забыв должность сыновства и подданства, ушел и поддался под протекцию цесарскую. И просил его о своем защищении. В чем прошу милостивого прощения и помилования. Всенижайший и непотребный раб, и недостойный назватися, сын Алексей». И это была прелюдия кровавой развязки истории жизни и смерти царевича Алексея.

Допрос царевича Алексея Петровича. Художник Н. Н. Ге

С легкой руки Костомарова и Алексея Толстого царевичь представлен в нашей истории как глупый слабовольный и трусливый боярский да поповский прихвостень, который плел заговор против отца, дабы пустить по ветру все его свершения и ввергнуть страну, в какую ни будь семибоярщину. Но если присмотреться к истории жизни Алексея Петровича то станет понятно что он никогда не был противником петровских преобразований и вовсе не собирался становиться боярским царьком. По мнению С.М Соловьева характером он был похож на своего деда Алексея Михайловича в правление, которого и начались прозападные реформы.

Царевич Алексей Петрович (гравюра). Неизвестный художник, 1718 г.

Воспитывался наследник престола своей матерью Евдокией Федоровной и бабкой Натальей Кирилловной по старинке как теремной царевич. Петр занятый великими свершениями сана своим вниманием особенно не жаловал и лишь иногда напоминал о себе тем, например, что сослал его мать Евдокию в суздальский монастырь куда царевич несмотря на запрет слал письма. Воспитание сына государь доверил Меньшикову соглядатаи, которого стремившиеся подпоить наследника и вести крамольные беседы сопровождали Алексея всю его жизнь.

Образование для наследника престола Алексей получил не важное. Грамоте его обучал человек малообразованный и ставший впоследствии его собутыльником Никифор Вяземский. После заточения матери он был передан на воспитание тетке Наталье Алексеевне, где в окружении Вяземских и Нарышкиных пристрастился к «избным забавам». А так же находился под влиянием духовника Якова Игнатьева, который вел с царевичем крамольные беседы, а впоследствии дал против Алексея показания.

В 1699г монарх хотел было отправить сына на обучение в Дрезден, что могло изменить его судьбу, но поездка по каким, то причинам сорвалась. В дальнейшем образованием царевича занимались поочередно двое иностранцев Нейгебауер и Гюйссен.С 1708 царевич активно учувствовал в государственных делах способствуя отцу в реформах а в 1709г формировал полки для участия в полтавской битвы. В том же году Алексей был выдернут из привычного окружения и отправлен для обучения и поиска невесты в Европу. Любознательному Алексею прогрессивная Европа понравилась, как и принцесса, Шарлотта Вольфенбюттельская. Умный и скромный царевич также произвел за границей благоприятное впечатление. По возращению в Петербург Алексей с супругой были с почетом встречены радостным отцом.


Царевич Алексей Петрович и супруга его кронпринцесса Шарлотта-Христина-Софья

Но с тех пор как 1715 году у Петра со второй супругой Екатериной родился сын при дворе сформировались две враждующие фракции. Одна из которых возглавляемая Меньшиковым добивалась воцарения малолетнего Петра Петровиче противостояли им сторонники Алексея всесильный род Долгоруких, а также Апраксин с Гагариным и примкнувший к царевичу после опалы бывшей царский любимец Кикин. По Петербургу начали ходить жуткие слухи про царевича, а государя просто забрасывали анонимными доносами, обличающими как царевича ток и царицу Екатерину. Дошло до того что государь приказал уничтожать подметные письма не читая. Но Меньшикову удалось рассорить царя с наследником, и Алексей был подвергнут опале. После чего оказавшись в старой компании, вновь начал по его же словам «ханжить и конверсацию иметь с попами и чернцами и к ним часто ездить и подпивать» рассорился с супругой, которая вскоре умерла при рождении сына, и начал открыто сожительствовать с дворовой девкой чухонкой Ефросинией. Государь в гневе грозит непутевому сыну отлучением от престола и ссылкой в монастырь. Подавленный Алексей соглашается отречься. Но царь отречения не принимает слухи о том, что сын Алексея и Шарлотты не от царевича официально объявляет ложными и повелевает сыну прибыть ко двору. Но вернутся к отцу, означало вновь оказаться в досягаемости Меньшикова и Екатерины, для которых устранение наследника было делом жизни и смерти. Чувствуя угрозу своей жизни и не желая ехать, Алексей претворяется больным. Царь отправляется в Европу и приказывает сыну по выздоровлению следовать за ним. Не известно кого царевич боялся больше отца или Меньшикова но чувствуя угрозу своей жизни Алексей бежит из страны прихватив свою беременную сожительницу Ефрасинью(судьба бастарда неизвестна) . Бежит он в Вену к своему шурину Карлу VI, который вовсе не обрадованный подобному сюрпризу отправил нежданного гостя в Тироль и тайно селит в замке Эренберге, поручив его заботе графа Шонбурна.

Император Карл VI

Известие о бегстве сына царь получил в Амстердаме, куда посол Петра при дворе Карла VI Веселовский сообщил, а прибытии царевича в Вену. На поиски наследника отправляется капитан Румянцев которому Петр, как правило, поручал секретные и опасные задания, имеющие государственную важность. Не смотря на то, что царевича перевезли в неаполитанский замок Сент-Эльмо, Румянцев устанавливает его место нахождения, после чего в Вену для переговоров с Карлом прибывает тайный советник Толстой. Враждовавший с Францией и Испанией и Турцией Карл вовсе не хотел сориться со столь важным союзником как Петр I но и настраивать против себя потенциального царя он тоже не был намерен. К тому же царственный родственник утверждал, что посланники отца попытаются его убить. Император разрешает Толстому встретиться с царевичем, но только в присутствии неаполитанского вице-короля графа Дауна. Толстой вручает царевичу письмо от государя, в котором тот обещает сыну прошение в случае его возвращения и грозит отцовским проклятьем и покарать, как изменника если ослушается. Так же Толстой подкупает секретаря, который убеждает царевича, что Карл выдаст его в любом случае. Угроза отцовского проклятья и уговоры подействовали, Алексей вернулся. Возможно, также царевич надеялся, что всесильный князь-«кесарь» Фёдор Ромодановский приходившейся ему родственником по матери заступится, но Федр Юрьевич умер во время пребывания Алексея в Неаполе.


Слева — записная книжка и серебряный рейсфедер царевича Алексея; справа — кубок, подарок Петра I сыну

Представ перед отцом Алексей во всем сознается и кается. Выдает имена всех, кто помогал бежать, знал, а побеге и с кем он о побеге разговаривал. Помимо этого царевич отрекается от престола за себя и за сына. Алексей ужасно хочет жить, и именно этим желанием продиктованы все его поступки. По делу царевича Алексея были арестованы Василий Долгорукий, Михаил Долгорукий, Петр Апраксин, Иван Нарышкин, архимандрит Симоновского монастыря Петр, Сибирский царевич, Кикин и многие другие.

Так же некий заговор, напоминавший скорее оккультный кружек, вскрылся в суздальском монастыре, где бывшая царица мать Алексея Евдокия устроила свой небольшой царский двор. Был при этом дворе свой фаворит генерал-майор Глебов и был мудрец- прорицатель ростовский епископ Досифей а связь с внешним миром осуществляла сестра государя Мария Александровна. Дасифей утверждал, что к нему являлись видения с выше, а также святые разговаривали с ним через образа. Говорили святые, конечно о том, что Евдокия вскоре вновь станет царицей.

Царица-инокиня Евдокия Федоровна, в иночестве старица Елена

По итогам следствия были казнены посредству колесования Глебов, Досифей, Кикин, Вяземский и ряд мелких сообщников. Головы их были насажены на колья вокруг тела Глебова.

Евдокия была сослана в Новоладожский монастырь, а царица Мария Алексеевна в Шлиссельбургскую крепость. Долгорукие, Апраксин и многие другие были оправданы.

На этом казалось дело и закончится, но Меньшиков с Толстым людьми наивными небыли и осознавали, что даже после отлучения Алексей представляет для них смертельную угрозу. Откуда не возьмись, выплыли собутыльники Алексея, которые начали давать показания обо всех с ним крамольных беседах. Привезли Ефросинью которая говорила все что только можно для того что бы обвинить Алексея в заговоре. В распоряжении следствия оказались не отправленные письма Алексея к сенаторам и епископам, в которых царевич писал, а том, что жив и находиться под покровительством влиятельного синьора и просил не варить в слухи о его смерти. На очной ставке с Ефросиньей Алексей все отрицал, а письма объяснял тем, что по совету графа Шонбурна хотел пресечь слухи о своей смерти. Но присланные из вены показания Шонбурна вбили в гроб Алексея последний гвоздь. Под пытками Алексей Петрович во всем сознался.

Члены верховного суда (127 человек) подписали смертный приговор, который гласил, что "царевич утаил бунтовый умысел свой против отца и государя своего, и намеренный из давних лет подыск, и произыскивание к престолу отеческому и при животе его, чрез разные коварные вымыслы и притворы, и надежду на чернь и желание отца и государя своего скорой кончины".

Приговор по делу царевича Алексея с подписями членов суда

Отмена смертной казни в последнюю минуту была обычной практикой того времени и Алексей Петрович наверняка надеялся на помилование той страшной ночью 26 июня, но в 6 часов утра находясь под караулом он скончался при весьма странных обстоятельствах.

.

Царевич Алексей Петрович (Алексей Петрович Романов; 18 февраля 1690, Преображенское — 26 июня 1718, Санкт-Петербург) — наследник российского престола, старший сын Петра I и его первой жены Евдокии Лопухиной.

Неизвестный художник Портрет царевича Алексея Петровича Россия, XVIII в.

Демаков Евгений Александрович. Пётр-I и Евдокия-Лопухина

Алексей Петрович родился 18 (28) февраля 1690 года в Преображенском. Крещён 23 февраля (5 марта) 1690 года, восприемники — патриарх Иоаким и царевна Татьяна Михайловна. Тезоименитство 17 марта, небесный покровитель — Алексий, человек Божий. Был назван в честь деда, царя Алексея Михайловича

Иоаким, патриарх Московский и всея Руси

Алексий человек Божий

Портрет царя Алексея Михайловича.

В первые годы жил на попечении своей бабушки Натальи Кирилловны. Шести лет стал учиться грамоте у Никифора Вяземского, человека простого и малообразованного, которого иногда поколачивал. Равным образом драл «честную браду своего радетеля» духовника Якова Игнатьева.



Царица Наталья Кирилловна, урождённая Нарышкина (22 августа (1 сентября) 1651 — 25 января (4 февраля) 1694) — русская царица, вторая жена царя Алексея Михайловича, мать Петра I.

После заточения в монастырь в 1698 г. своей матери передан под опеку своей тётки Натальи Алексеевны и перевезён к ней в Преображенский дворец. В 1699 г. Пётр I вспомнил про сына и хотел отправить его вместе с генералом Карловичем учиться в Дрезден. Однако из-за смерти генерала в качестве наставника был приглашён саксонец Нейгебауэр из Лейпцигского университета. Он не сумел привязать к себе царевича и в 1702 г. потерял должность.




Семейный портрет Петра вместе с Екатериной, сыном царевичем Алексеем и детьми от второй жены

Мусикийский, Григорий Семенович Миниатюра на эмали




Царевна Наталья Алексеевна (22 августа 1673—18 июня 1716 — любимая сестра Петра I, дочь Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.

В следующем году место воспитателя занял барон Гюйссен. В 1708 г. Н. Вяземский доносил, что царевич занимается языками немецким и французским, изучает «четыре части цифири» , твердит склонения и падежи, пишет атлас и читает историю. Продолжая до 1709 г. жить далеко от отца, в Преображенском, царевич находился в окружении лиц, которые, по его собственным словам, приучали его «ханжить и конверсацию иметь с попами и чернцами и к ним часто ездить и подпивать».


Преображенский собор и Императорский дворец.

Тогда же в момент продвижения шведов в глубь континента Петр поручает сыну следить за подготовкой рекрутов и строительством укреплений в Москве, однако результатом работы сына остается недоволен — особенно царя разозлило, что во время работ царевич ездил в Суздальский монастырь, где находилась его мать.


Евдокия Лопухина в монашеском облачении

Суздаль,Покровский монастырь.Художник Евгений Дубицкий


В 1707 году Гюйссен предложил в супруги Алексею Петровичу принцессу Шарлотту Вольфенбюттельскую, сестру будущей австрийской императрицы.


«Парадный портрет принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской»

Неизвестный художник


В 1709 году в сопровождении Александра Головкина и князя Юрия Трубецкого ездил в Дрезден с целью обучения немецкому и французскому языкам, геометрии, фортификации и «политическим делам». По окончанию курса царевич должен был выдержать экзамен по геометрии и фортификации в присутствии отца. Однако боясь, что тот заставит его сделать сложный чертеж с которым он может не справиться и этим дать повод себя упрекнуть, Алексей попытался поранить себе руку выстрелом из пистолета. Разгневанный Петр избил сына и запретил показываться при дворе, однако впоследствии, попытавшись примириться, отменил запрет. В Шлакенверте весной 1710 года увиделся со своей невестой, а через год, 11 апреля, подписан был контракт о бракосочетании. Свадьба была пышно отпразднована 14 октября 1711 г. в Торгау.


Алексей Петрович Романов.

Царевич Алексей Петрович Романов

Франке Кристоф Бернард.


Портрет из коллекции Радищевского музея в Саратове, по всей видимости, написан одним из придворных художников Августа Сильного. Это самый ранний известный живописный портрет Шарлотты Кристины Софии. Вполне возможно, что он был написан в связи с готовящейся свадьбой в 1711 году.



Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская

Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская

Иоганн Пауль Люден


Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская

Неизвестный художник


Г.Д. Молчанов



В браке у царевича родились дети — Наталья (1714—1728) и Пётр (1715—1730), впоследствии император Пётр II.

Рождение Петра II


Пётр II и великая княжна Наталья Алексеевна

Луи Каравак

Вскоре после рождения сына Шарлотта скончалась, и царевич выбрал себе из крепостных Вяземского любовницу, именем Ефросинью, с которой ездил в Европу и которая позже допрашивалась по его делу и была оправдана.


Екатерина Кулакова,в роли Ефросиньи в художественном фильме Виталия Мельникова "Царевич Алексей"

Кадры фильма "Царевич Алексей"



Бегство за границу


Смерть сына и смерть жены совпали с рождением долгожданного сына у самого Петра и его жены Екатерины — царевича Петра Петровича.


Царевич Пётр Петрович (29 октября (9 ноября) 1715, Санкт-Петербург — 25 апреля (6 мая) 1719, там же) — первый сын Петра I от Екатерины Алексеевны, умерший во младенчестве.

В образе Купидона на портрете работы Луи Каравака

Это пошатнуло положение Алексея — он больше не представлял для отца интереса даже как вынужденный наследник. В день похорон Шарлотты Петр передал сыну письмо в котором отчитал за то, что тот «не выказывает склонности государственным делам» , и убеждал исправиться, в противном случае грозясь не только отстранить его от наследования, но то и похуже: «ежели жени, то известен будь, что я весьма тебя наследства лишу яко уд гангренный, и не мни себе, что я сие только в устрастку пишу — во истину исполню, ибо за Мое Отечество и люд живота своего не жалел и не жалею, то како могу Тебя непотребного пожалеть».


Посмертный романтизированный портрет Петра I. Художник Поль Деларош (1838).


В 1716 году в результате конфликта с отцом, который требовал от него скорей определиться в вопросе о постриге, Алексей с помощью Кикина (начальника Санкт-Петербургского адмиралтейства, подавшего царевичу идею принять монашество) выехал Польшу формально для того, чтобы навестить отца, находившегося тогда в Копенгагене, но из Гданьска тайно бежал в Вену и вёл там сепаратные переговоры с европейскими правителями, включая родственника своей жены австрийского императора Карла. Для сохранения секретности австрийцы переправили Алексея в Неаполь. Алексей планировал дождаться на территории Священной Римской империи смерти Петра (который в этот период тяжело болел) и затем, опираясь на помощь австрийцев, стать русским царём.

Царевич Алексей Петрович Романов


Согласно его показаниям на следствии, он был готов ради захвата власти опереться на австрийскую армию. В свою очередь австрийцы планировали использовать Алексея как свою марионетку в интервенции против России, но отказались от своего намерения, посчитав такое предприятие слишком опасным

Для нас не является невозможным добиться определённых успехов в землях самого царя, то есть поддерживать любые восстания, но нам в действительности известно, что этот царевич не имеет ни достаточной храбрости, ни достаточного ума, чтобы извлечь какую-либо реальную выгоду или пользу из этих [восстаний]

— из меморандума вице-канцлера графа Шёнборна (нем.) императору Карлу


Портрет Карла VI, Император Священной Римской империи"

Поиски царевича долгое время не приносили успеха, возможно, по той причине, что заодно с Кикиным был А. П. Веселовский, русский посол при венском дворе, которому Петр I поручал найти Алексея. Наконец русская разведка выследила местоположение Алексея (замок Эренберг в Тироле), и от императора потребовали выдачи царевича России.





Замок Эренберг (Ройтте)


Таннауэр Иоган Гонфрид. Портрет графа Петра Андреевича Толстого. 1710-е гг

Портрет сподвижника Петра I Александра Ивановича Румянцева (1680-1749)

Боровиковский, Владимир Лукич


Император Священной Римской империи отказался выдать Алексея, но разрешил допустить к нему П.Толстого. Последний предъявил Алексею письмо Петра, где царевичу гарантировалось прощение любой вины в случае немедленного возвращения в Россию


Буде же побоишься меня, то я тебя обнадёживаю и обещаюсь Богом и судом Его, что никакого наказания тебе не будет, но лучшую любовь покажу тебе, ежели воли моей послушаешь и возвратишься. Буде же сего не учинишь, то, … яко государь твой, за изменника объявляю и не оставлю всех способов тебе, яко изменнику и ругателю отцову, учинить, в чем бог мне поможет в моей истине.



— из письма Петра Алексею




Письмо, однако, не смогло заставить Алексея вернуться. Тогда Толстой подкупил австрийского чиновника, чтобы тот «по секрету» сообщил царевичу, что его выдача в Россию — вопрос решённый


А потом увещал я секретаря вицероева, который во всех пересылках был употреблён и человек гораздо умён, чтоб он, будто за секрет, царевичу сказал все вышеписанные слова, которые я вицерою советовал царевичу объявить, и дал тому секретарю 160 золотых червонных, обещая ему наградить вперёд, что оный секретарь и учинил



— из донесения Толстого




Царевич Алексей Петрович


Это убедило Алексея, что расчёты на помощь Австрии ненадёжны. Осознав, что помощи от Карла VI он не получит, и страшась возвращения в Россию, Алексей через французского офицера Дюре тайно обратился с письмом к шведскому правительству с просьбой о помощи. Однако данный шведами ответ (шведы обязались предоставить Алексею армию для возведения его на престол) запоздал, и П. Толстой сумел угрозами и посулами 14 октября добиться от Алексея согласия на возвращение в Россию до того, как он получил послание от шведов.



Царевич Алексей Петрович




Дело царевича Алексея

После возвращения за тайное бегство и деятельность во время пребывания за границей Алексей был лишён права на престолонаследие (манифест 3(14) февраля 1718 года), причем он сам дал торжественную клятву об отказе от престола в пользу брата Петра Петровича в Успенском соборе Кремля в присутствии отца, высшего духовенства и высших сановников.



Царевич Алексей Петрович



При этом ему было объявлено прощение на условии признания всех совершённых проступков («Понеже вчерась прощение получил на том, дабы все обстоятельства донести своего побегу и прочего тому подобного; а ежели что утаено будет, то лишён будешь живота;… ежели что укроешь и потом явно будет, на меня не пеняй: понеже вчерась пред всем народом объявлено, что за сие пардон не в пардон») .

Царевич Алексей Петрович Романов.
****



Уже на следующий день после церемонии отречения началось следствие, порученное Тайной канцелярии и возглавленное графом Толстым. Алексей в своих показаниях постарался изобразить себя жертвой своего окружения и свалить на своих приближённых всю вину. Лица, его окружавшие, были казнены, но это не помогло Алексею — его любовница Ефросинья дала исчерпывающие показания, изобличившие Алексея во лжи.


Царевич Алексей Петрович. Гравюра на стали Гритбаха

В частности, выяснилось, что Алексей был готов для захвата власти использовать австрийскую армию и намеревался при удобном случае возглавить мятеж русских войск. Дошло до того, что проскользнули намеки на попытки Алексея связаться с Карлом XII. На очной ставке Алексей подтвердил показания Ефросиньи, хотя ничего не сказал о каких либо реальных или мнимых связях со шведами. Сейчас трудно установить в полной мере достоверность этих показаний. Хотя пытки на этом этапе следствия не применялись, Ефросинья могла быть подкуплена, а Алексей мог давать ложные показания из страха применения пыток. Однако в тех случаях, когда показания Ефросиньи можно проверить из независимых источников, они подтверждаются (например, Ефросинья сообщила о письмах, которые Алексей писал в Россию, готовя почву для прихода к власти — одно такое письмо (неотправленное) было найдено в архиве Вены).


Смерть


На основании всплывших фактов царевич был предан суду и осуждён на смерть как изменник. Следует отметить, что связи Алексея со шведами остались неизвестными суду, а обвинительный приговор был вынесен на основании других эпизодов, которые по действовавшим в тот период законам карались смертью.

Царевич умер в Петропавловской крепости 26 июня (7 июля) 1718 года, согласно официальной версии, от удара. В XIX веке Н. Г. Устряловым были обнаружены документы, согласно которым, царевича незадолго до смерти (уже после вынесения приговора) пытали, и эта пытка могла стать непосредственной причиной его смерти. Согласно записям канцелярии, Алексей умер 26 июня. Пётр I опубликовал официальное извещение, где говорилось, что, выслушав смертный приговор, царевич пришёл в ужас, потребовал к себе отца, просил у него прощения и скончался по-христиански, в полном раскаянии от содеянного.


Алексей Зуев в роли царевича Алексея Петровича в художественном фильме Виталия Мельникова"«Царевич Алексей»



Существуют данные, согласно которым Алексей был тайно убит в тюремной камере по приказу Петра, но они сильно противоречат друг другу в деталях. Опубликованное в XIX веке при участии М. И. Семевского «письмо А. И. Румянцева Д. И. Титову» (по другим данным, Татищеву) с описанием убийства Алексея является доказанной подделкой; оно содержит ряд фактических ошибок и анахронизмов (на что указывал ещё Н. Г. Устрялов), а также близко к тексту пересказывает ещё не вышедшие тогда официальные публикации о деле Алексея.


Алексей Зуев в роли царевича Алексея Петровича в художественном фильме Виталия Мельникова"«Царевич Алексей»


В медиа можно встретить сведения, что при жизни Алексей болел туберкулезом - по мнению ряда историков, скоропостижная смерть стала следствием обострения болезни в тюремных условиях или результатом побочного действия лекарственных средств.


Алексей был похоронен в Петропавловском соборе крепости в присутствии отца. Посмертная реабилитация Алексея, изъятие из обращения осуждающих его манифестов и направленной на оправдание действий Петра «Правды воли монаршей» Феофана Прокоповича произошли во время царствования его сына Петра II (с 1727).


Капелла св. Екатерины с могилами царевича Алексея, его жены и тетки царевны Марии Алексеевны

В культуре.

Личность царевича привлекла внимание писателей (начиная с Вольтера и Пушкина), а в XIX в. и многих историков. Алексей изображён на известной картине Н. Н. Ге «Пётр допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871 г.).

Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. Н. Н. Ге, 1871

В художественном фильме Владимира Петрова «Пётр Первый» (1937) роль царевича с высоким драматическим мастерством сыграл Николай Черкасов. Здесь образ Алексея Петровича истолкован в духе официальной историографии как образ ставленника отживших сил внутри страны и враждебных зарубежных держав, врага петровских реформ и имперской мощи России. Его осуждение и убийство подаются как справедливый и необходимый акт, что служило в годы создания фильма косвенным аргументом в пользу сталинских репрессий. При этом нелепо видеть десятилетнего цесаревича главой боярской реакции уже ко времени Нарвской битвы.


Стакан царевича Алексея Петровича (17 век).


В художественном фильме Виталия Мельникова «Царевич Алексей» (1997) Алексей Петрович показан человеком, который стыдится своего венценосного отца и лишь хочет жить обычной жизнью. При этом он, согласно создателям фильма, был тихим и богобоязненным человеком, который не желал смерти Петру I и смены власти в России. Но в результате дворцовых интриг он был оклеветан, за что был замучен своим отцом, а его товарищи были казнены.


А. Н. Толстой, «Пётр Первый» — наиболее известный роман о жизни Петра I, издан в 1945 году (Алексей показан малолетним)


Д. Мордовцев — роман «Тень Ирода. (Идеалисты и реалисты)»


Д. С. Мережковский — роман «Антихрист. Пётр и Алексей»


Царевич Алексей Петрович





Фильм "Царевич Алексей" (1995 г.)

Петропавловская крепость, место известного призрака княжны Таракановой (см. мой пост , которая оказалась узницей этих мрачных стен из-за предательства любимого. Печальное совпадение, что в подобной беде в начале 18 века оказался другой именитый узник Петропавловки – царевич Алексей, сын Петра I. Роковую роль в аресте и гибели царевича тоже сыграла любовь. Алексея предала фаворитка Афросинья Федорова (Ефросинья) – крепостная девушка, на которой он был готов жениться.

Петропавловская крепость, где погиб царевич Алексей. Говорят, его грустный призрак бродит там. Тень Афросиньи тоже обречена бродить там и искать царевича, чтобы попросить прощение... Только так они обретут покой. Никто не знает, как помочь неупокоеным душам.

Царевичу Алексею часто приписывают набор всяческого мракобесия, и такими же качествами наделают его спутницу. «Крепостная - работная девка». Однако судя по ее письмам, Афросинья относилась к той категории крепостных, которые обучались «вместе с барышнями разным наукам», и становились компаньонками своих господ.

Афросинья стала компаньонкой царевича Алексея и везде сопровождала его в костюме пажа, с ней царевич путешествовал и по Европе. Канцлер Шенборн назвал спутницу царвича - реtitе раgе (маленький паж), упоминая ее миниатюрное телосложение. В Италии костюмы пажей шили из цветной бархатной ткани, которая очень понравилась дамам, и в гардеробе каждой модницы был такой мужской наряд. Вполне в стиле галантного века, но романтическая история царевича закончилась трагически.
Царь Петр не печалился об увлечении сына, поскольку сам «на прачке женился» - как ворчали его коллеги-монархи.

Фаворитка проявила себя и "верным дружком" царевича, и ее внезапные показания против Алексея вызывают недоумение исследователей. По одной версии, ее запугали – у Афросиньи и Алексея бал малолетний сын. Другая версия печальнее – Афросинья была тайным агентом графа Толстого, который посулил девице богатую награду и долгожданную свободу за успешную миссию. Этим и обосновывают блестящее образование Афросиньи и уверенное путешествие по Европе вместе с Алексеем. Толстой как начальник Тайной канцелярии подготовил Афросинью заранее.


Парадный портрет царевича

В переписке царевич и Афросинья обсуждают оперу, что вполне указывает на образованность.
«А оперы и комедий не застала, токмо в един от дней на гондоле ездила в церковь с Петром Ивановичем и с Иваном Федоровичем музыки слушать, больше сего нигде не гуляла...»

Царевич отвечает Афросинье:
«Поезжай в летиге*, не спеша, понеже в Тирольских горах дорога камениста: сама ты знаешь; а где захочешь, отдохни, по скольку дней хочешь»

*летига – карета


Письмо Афросиньи

О своих затратах фаворитка четко отчитывалась царевичу: «Доношу вам об моих покупках, которые, быв в Венеции, купила: 13 локтей материи золотой, дано за оную материю 167 червонных, да из каменьи крест, серьги, перстень лаловые, да за оный убор дано 75 червонных...»

Вопреки стереотипам, царевич Алексей не испытывал ненависти к Европе, а Италию и Чехию он полюбил и не отказался бы обосноваться в этих благодатных краях вдали от бурной отцовской политики. Алексей свободно говорил и писал по-немецки.

Историк Погодин отмечает «Царевич был любознателен: от путевой расходной его собственноручной книжки мы видим, что во всех городах, где он останавливался, покупал почти прежде всего книги и на значительные суммы Книги эти были не одного духовного содержания, но и исторические, литературные, карты, портреты, осматривал везде достопримечательности».

Современник Гюйсен писа о царевиче: «У него есть честолюбие, сдерживаемое благоразумием, здравый смысл, большое желание отличиться и приобрести все, что считается нужным для наследника большого государства; он уступчивого и тихого нрава и показывает желание пополнить большим прилежанием то, что было упущено в его воспитании».

С отцом у царевича возникли разногласия по политическим причинам. Петр призывал Алексея к оружию, а царевич был сторонником мирной жизни, его больше интересовало благосостояние собственных имений. Алексей не был готов к войне и интригам, но к глупым мракобесам его тоже относить не стоит. Обычно историю пишет победитель, выставляя проигравших в неприглядном свете. Так было потом и с Петром III и Павлом I.

Разногласия Алексея с отцом объясняют исследователи:
«В течение 13 лет (от 9 до 20 года жизни царевича) царь виделся не более 5 - 7 раз с сыном и почти всегда обращался к нему со строгим выговором»
«Осторожность, скрытность, боязнь видные в письмах Алексея, свидетельствуют не только о холодных, но даже враждебных отношениях у сына с отцом. В одном письме царевич называет благополучным временем то, когда отец уедет»

Послушав приближенных, Петр забеспокоился, что в Европе царевич может найти союзников и попытаться заполучить корону, не дожидаясь естественной отцовской кончины. Петр велел графу Толстому вернуть сына в Россию.

Предположительно, Толстой велел своему агенту - Афросинье повлиять на решение Алексея, который согласился исполнить волю отца.
«Мои господа! Письмо ваше я получил, и что сын мой, поверя моему прощению, с вами действительно уже поехал, что меня зело обрадовало. Что же пишете, что желает жениться на той, которая при нем, и в том весьма ему позволится, когда в наш край приедет, хотя в Риге, или в своих городах, или в Курляндии у племянницы в доме, а чтоб в чужих краях жениться, то больше стыда принесет. Буде же сомневается, что ему не позволят, и в том может рассудить: когда я ему такую великую вину отпустил, а сего малого дела для чего мне ему не позволить? О чем наперед сего писал и в том его обнадежил, что и ныне паки подтверждаю. Также и жить, где похочет, в своих деревнях, в чем накрепко моим словом обнадежьте его» - писал Петр I, давая согласие Алексея на брак с крепостной.

Алексей отрекся от престола, желая спокойной жизни в своем имении:
«Батюшка взял меня к себе есть и поступает ко мне милостиво! Дай Боже, чтоб и впредь так же, и чтоб мне дождаться тебя в радости. Слава Богу, что от наследства отлучили, понеже останемся в покое с тобою. Дай Бог благополучно пожить с тобой в деревне, понеже мы с тобой ничего не желали только, чтобы жить в Рождественке; сама ты знаешь, что мне ничего не хочется, только бы с тобою до смерти жить» - писал он Афросинье.

На что Василий Долгорукий сказал: «Вот дурак! Поверил, что отец посулил ему жениться на Афросинье! Жоль ему, а не женитьбы! Чорт его несет: все его обманывают нарочно!».

За такую болтовню Долгорукий поплатился, шпионы все донесли Петру.


Принцесса Шарлотта, законная супруга Алексея. Их брак продлился 4 года. Династические узы без взаимности принесли страдания обоим. Шарлотта скончалась в возрасте 21 года. "Я не что иное, как бедная жертва моей семьи, не принёсшая ей ни малейшей пользы, и я умираю медленной смертью под бременем горя" - записала Шарлотта.

«Взял некую бездельную и работную девку и с оною жил явно беззаконно, оставя свою законную жену, которая потом вскоре и жизнь свою скончала, хотя и от болезни, однако ж не без мнения, что и сокрушение от непорядочного его жития с нею много к тому вспомогло» - осуждали Алексея.


Петр Алексеевич - сын Шарлотты и Алексея (будущий Петр II)

Петр отказывался верить в заговор сына, он подозревал, что виной всему смутьяны вроде Кикина – казнокрада и его товарищей, которые желали повыше взлететь (см мой пост . Хотели предатели свергнуть своего царя-благодетеля свергнуть, чтобы потом от имени Алексея править, удалив его от дел государственных. Также царь подозревал в заговоре свою первую жену Евдокию, которая не принимала его политику и была сослана в монастырь.

«Когда б не монахиня (первая жена Петра), не монах (епископ Досифей) и не Кикин, Алексей не дерзнул бы на такое неслыханное зло. Ой, бородачи! Многому злу корень - старицы и попы; отец мой имел дело с одним бородачем (патриархом Никоном), а я с тысячами» - говорил Петр.

Показания Афросиньи, которая находилась под арестом в Петропавловской крепости, решили судьбу царевича:
«Писал царевич письма по-русски к архиреям и по-немецки в Вену, жалуясь на отца. Говорил царевич, что в русских войсках бунт и что это его весьма радует. Радовался всякий раз, когда слышал о смуте в России. Узнав, что младший царевич болен, благодарил Бога за милость сию к нему, Алексею. Говорил, что «старых» всех переведет и изберет «новых» по своей воле. Что когда будет государем, то жить станет в Москве, а Петербург оставит простым городом, кораблей держать не станет вовсе, а войско - только для обороны, ибо войны ни с кем не желает. Мечтал, что, может, отец его умрет, тогда будет смута великая, ибо одни станут за Алексея, а другие - за Петрушу-шишечку, а мачеха глупа зело, чтобы со смутой справиться…»


Афросинья на допросе в тюрьме (Екатерина Кулакова,фильм "Царевич Алексей")

«Да он же, царевич, говаривал: когда он будет государем, и тогда будет жить в Москве, а Питербурх оставит простой город; также и корабли оставит и держать их не будет; а войска-де станет держать только для обороны, а войны иметь ни с кем не хотел, а хотел довольствоваться старым владением, и намерен был жить зиму в Москве, а лето в Ярославле; и когда слыхал о каких видениях или читал в курантах, что в Питербурхе тихо и спокойно, говаривал, что видение и тишина недаром».

«Может быть, либо отец мой умрет, либо бунт будет: отец мой, не знаю, за што меня не любит, и хочет наследником учинить брата моего, он еще младенец, и надеется отец мой, что жена его, а моя мачеха, умна; и когда, учинив сие, умрет, то-де будет бабье царство. И добра не будет, а будет смятение: иные станут за брата, а иные за меня… Я, когда стану царем, то старых всех переведу, а наберу себе новых по своей воле…»


Алексей был арестован, заключен в Петропавловскую крепость, где под страхом пыток подтвердил показания своей фаворитки. Недавно умер младший сын Петра I, которому царь хотел завещать престол. Трагедия в семье сделала Петра особенно подозрительным к политической измене.

Судьбу сына Петр отдал в руки судей: «Прошу вас, дабы истинно суд вершили, чему достойно, не флатируя мне (от французского flatter - льстить, угождать.) и не опасаясь того, что ежели сие дело легкого наказания достойно, и когда вы так учините осуждением, чтоб мне противно было, в том отнюдь не опасайтесь: також и не рассуждайте того, что тот суд надлежит вас учинить на моего, яко государя вашего, сына; но несмотря ка лицо сделайте правду и не погубите душ своих и моей, чтоб совести наши остались чисты и отечество безбедно».

Судьи – 127 человек вынесли царевичу смертный приговор, который не был приведен в исполнение.
Царевич умер в тюрьме Петропавловской крепости 26 июня (7 июля) 1718 года в возрасте 28 лет. Точные обстоятельства гибели неизвестны. По одной причине он был «здоровьем слаб», по другой – его приказал умертвить родной отец, опасаясь заговора, еще версия – что опять постарались агенты графа Толстого, дабы не допустить примирения сына и отца.

По свидетельству историка Голикова: «Слезы сего великого родителя (Петра) и сокрушение его доказывают, что он и намерения не имел казнить сына и что следствие и суд, над ним производимые, были употреблены как необходимое средство к тому единственно, дабы, показав ему ту попасть, к которой он довел себя, произвесть в нем страх следовать впредь теми же заблуждения стезями».

Французский философ Вольтер писал:
«Люди пожимают плечами, когда слышат, что 23-летний принц умер от удара при чтении приговора, на отмену которого он должен был надеяться». (философ ошибся в возрасте Алексея).

А.С. Пушкин полагал, что царевича отравили «25 (июня 1718) прочтено определение и приговор царевичу в Сенате... 26 царевич умер отравленным».

После смерти сына Петр издал указ: «Понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостью надмен был сын наш Алексей, и что не раскаянием его оное намерение, но милостию Божиею всему нашему отечеству пресеклось, а сие не для чего иного взросло, токмо от обычая старого, что большему сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеского пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел. ... Для чего благорассудили сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оный хочет, тому и определить наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменить, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные, духовные и мирские без изъятия, сей наш устав пред Богом и Его Евангелием утвердили на таком основании, что всяк, что сему будет противен, или инако како толковать станет, то за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет. Петр».

Афросинья после печального финала Алексея была оправдана и получила долгожданную свободу «куды похочет ехать»:
«Девку Афросинью отдать коменданту в дом, и чтоб она жила у него, и куды похочет ехать, отпускал бы её со своими людьми»

Также Афросинья получила щедрую награду от Тайной канцелярии «Девке Афросинье на приданое выдать своего государева жалованья в приказ три тысячи рублев из взятых денег блаженные памяти царевича Алексея Петровича».
Для сравнения масштаба награды, в петровскую эпоху содержание пехотинца обходилось казне - 28 руб. 40 коп. в год, а одного драгуна - 40 руб. 17 коп.
Такое «жалование» от петровской спецслужбы получал не каждый.

Дальнейшая судьба Афросиньи Федоровой неизвестна. Предполагают, что она с сыном уехала за границу. Говорили, что она не ожидала, что ее показания приведут к смерти царевича Алексея… Она поверила графу Толстому, что Алексея ждет всего лишь изгнание - и она с сыном отправится вместе с ним. До конца жизни Афросинью преследовала тень человека, для которого она была "милым дружком", и которого предала... Свобода и деньги стали "серебряниками" предателя. Сюжет для романа времен галантного века.

Истории галантного века не всегда имели счастливый финал, увы...



Песнь о царевиче Алексее

Вы не каркайте, вороны, да над ясным над соколом,
Вы не смейтеся, люди, да над удалым молодцем,
Над удалым молодцем да над Алексеем Петровичем.
Уж и гусли, вы гуслицы!
Не выигрывайте, гусельцы, молодцу на досадушку!

Когда было мне, молодцу, пора-времечко хорошее,
Любил меня сударь-батюшка, взлелеяла родима матушка, Царевича Алексея хотят казнить
А теперь да отказалася, царски роды помешалися,
Что ударили во колокол, во колокол нерадостен:
У плахи белодубовой палачи все испужалися,
По сенату все разбежалися…

Один Ванька Игнашенок-вор,
Не боялся он, варвар, не опасился.
Он стаёт на запяточки ко глухой да ко повозочке,
Во глухой-то во повозочке удалой доброй молодец
Алексей Петрович-свет…
Без креста он сидит да без пояса,
Голова платком завязана…

Привезли повозочку на поле на Куликовое,
На степь да на Поташкину, ко плахе белодубовой.
Посылает Алексей Петрович челобитную
Ко родимому дядюшке ко Миките Романовичу.
Его дома не случилося, в терему не находилося,
Он ушел да во мыльну во парушу
Да помыться, да попариться.

Приходят челобитьице ко родимому ко дядюшку
Во мыльну теплу банюшку.
Он не помылся, да не попарился,
Он кладет да на шелков веничек
На дубовую на лавочку,
Кладет да костромское мыльцо
На косящето окошечко,
Он берет да золоты ключи,
Он идет да во конюшну белокаменну,
Он имает да коня доброго,
Он седлает да седло черкасское,
И поскакал он ко плахе белодубовой,
Ко любезному племянничку к Алексею да Петровичу,
Воротил он своего племянничка
От казнения от вешанья.

Приезжает он во свои палаты белокаменны,
Завел он пир-гуляньице навесело.
А у его-то родимого батюшки,
У Петра-то да у Первого,
В дому-то печаль да кручинушка,
Призавешаны окошечки черным бархатом.
Он зовет к себе да требует
Любезного зятюшку да Микиту Романовича:
«Что, любезный зятюшко, пьешь на радости, навеселе,
А у меня-то тоска да кручинушка:
Нету сына милого Алексея да Петровича».

Отвечает Никита Романович: «Пью я навеселе, на радости, У меня-то в гостях родимый
племянничек Алексей да Петрович…».
Царь-государь весьма этому обрадовался,
Приказал он свои створчаты окошечки Открыть для света для белого Да призавесить
алым бархатом.

Продолжение конфликта

Малолетние дети Алексея Петровича стали не единственным пополнением в царской семье. Сам правитель вслед за своим нелюбимым сыном обзавелся очередным чадом. Ребенка назвали Петром Петровичем (его матерью была будущая Так внезапно Алексей перестал быть единственным наследником своего отца (теперь у того был второй сын и внук). Ситуация ставила его в двусмысленное положение.

Кроме того, в жизнь нового Санкт-Петербурга явно не вписывался такой персонаж, как Алексей Петрович. Фото его портретов показывает человека немного болезненного и нерешительного. Он продолжал исполнять государственные поручения могущественного отца, хотя и делал это с явной неохотой, что снова и снова злило самодержца.

Еще будучи на учебе в Германии, Алексей попросил у своих московских друзей прислать ему нового духовника, которому он мог бы откровенно исповедоваться обо всем том, что беспокоило молодого человека. Царевич был глубоко верующим, но в то же время очень боялся шпионов отца. Однако новый духовник Яков Игнатьев действительно был не из ставленников Петра. Однажды Алексей в сердцах сказал ему о том, что ждет смерти отца. Игнатьев ответил, что того же хотят многие московские друзья наследника. Так, совершенно неожиданно, Алексей нашел себе сторонников и встал на путь, который привел его к гибели.

Трудное решение

В 1715 году Петр отправил своему сыну письмо, в котором поставил его перед выбором - либо Алексей исправляется (то есть начинает заниматься армией и принимает политику отца), либо отправляется в монастырь. Наследник оказался в тупике. Ему не нравились многие начинания Петра, в том числе его бесконечные военные кампании и кардинальные перемены жизни в стране. Это настроение разделяли многие аристократы (в основном из Москвы). В элите действительно существовало неприятие поспешных реформ, но на открытый протест никто не решался, так как участие в любой оппозиции могло закончиться опалой или казнью.

Самодержец, поставив ультиматум сыну, дал ему время на то, чтобы обдумать свое решение. Биография Алексея Петровича имеет немало подобных двусмысленных эпизодов, но эта ситуация стала судьбоносной. Посоветовавшись с приближенными (в первую очередь с начальником Петербургского адмиралтейства Александром Кикиным), он решился бежать из России.

Бегство

В 1716 году из Санкт-Петербурга в Копенгаген отправилась делегация, во главе которой стоял Алексей Петрович. Сын Петра должен был в Дании увидеться со своим отцом. Однако, находясь в польском Гданьске, царевич внезапно поменял маршрут и фактически бежал в Вену. Там Алексей стал вести переговоры о политическом убежище. Австрийцы отправили его в укромный Неаполь.

План беглеца заключался в том, чтобы дождаться смерти тогда болевшего российского царя, а после этого вернуться в родную страну на престол, если нужно, то с иностранным войском. Алексей рассказал об этом позже на следствии. Однако нельзя с уверенностью принимать эти слова за истину, так как из арестованного просто выбивали необходимые показания. По свидетельствам австрийцев, царевич находился в истерике. Поэтому с большей вероятностью можно утверждать, что он отправился в Европу от отчаяния и страха за свое будущее.

В Австрии

Петр быстро узнал о том, куда бежал его сын. В Австрию тут же поехали верные царю люди. Главой важной миссии был назначен опытный дипломат Петр Толстой. Он доложил австрийскому императору Карлу VI, что сам факт присутствия Алексея на земле Габсбургов является пощечиной России. Беглец выбрал Вену из-за своих родственных связей с этим монархом по своему недолгому браку.

Возможно, в других обстоятельствах и защитил бы изгнанника, но в то время Австрия воевала с Османской империей и готовилась к конфликту с Испанией. Получить в подобных условиях такого могущественного врага, как Петр I, императору совсем не хотелось. Кроме того, сплоховал и сам Алексей. Он вел себя панически и явно не был уверен в себе. В итоге австрийские власти пошли на уступки. Петр Толстой получил право увидеться с беглецом.

Переговоры

Петр Толстой, встретившись с Алексеем, стал использовать все возможные методы и ухищрения, чтобы вернуть его на родину. В ход шли добросердечные заверения, что отец простит его и позволит жить свободно в собственном имении.

Посланник не забывал и о ловких намеках. Он убеждал царевича, что Карл VI, не желая портить отношения с Петром, в любом случае не станет его укрывать, и тогда Алексей точно окажется в России в качестве преступника. В конце концов, царевич согласился вернуться в родную страну.

Суд

3 февраля 1718 года Петр и Алексей встретились в Московском Кремле. Наследник плакал и умолял о прощении. Царь сделал вид, что не будет гневаться, если сын откажется от престола и наследства (что тот и сделал).

После этого начался суд. Сначала беглец выдал всех своих сторонников, «подговоривших» его на опрометчивый поступок. Последовали аресты и закономерные казни. Петр хотел видеть во главе заговора свою первую жену Евдокию Лопухину и оппозиционное духовенство. Однако следствие выяснило, что царем было недовольно гораздо большее количество людей.

Смерть

Ни одна краткая биография Алексея Петровича не содержит точных сведений об обстоятельствах его гибели. По итогам расследования, которое вел все тот же Петр Толстой, беглеца приговорили к смертной казни. Однако она так и не состоялась. Алексей скончался 26 июня 1718 года в Петропавловской крепости, где его держали во время суда. Официально было объявлено, что с ним случился припадок. Возможно, царевича убили по тайному приказу Петра, а может быть, он умер сам, не перенеся пережитых на следствии пыток. Для всесильного монарха казнь собственного сына была бы слишком позорным событием. Поэтому есть основания предполагать, что он поручил расправиться с Алексеем заранее. Так или иначе, но правды потомки так и не узнали.

После смерти Алексея Петровича сложилась классическая точка зрения о причинах случившейся драмы. Она заключается в том, что наследник попал под влияние старой консервативной московской знати и враждебного царю духовенства. Однако, зная все обстоятельства конфликта, нельзя называть царевича предателем и при этом не иметь в виду степень вины самого Петра I в трагедии.