Татары в беларуси. Белорусские татары: Ивье как маленький Стамбул

У этого термина существуют и другие значения, см. Татары (значения). Польско литовские татары Современный ареал расселения и численность … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Татары (значения). Татары Татарлар … Википедия

Содержание 1 Татары 1.1 Современные народы 1.2 Название других народов 1.3 … Википедия

Группа тюркоязычных народов (Т. Ср. Поволжья и Приуралья, астраханские, сибирские, крымские, литовские и др.), происхождение и формирование к рых протекали в разных ист. условиях. Впервые термин Т. в форме да да или та тань отмечается в кит.… … Советская историческая энциклопедия

ТАТАРЫ - народ родственный Туркам Османам, все магометане, пользуются несколькими тюркскими диалектами. Европейские Т., по большей части, потомки Половцев, смешавшихся с Монголами Золотой Орды; Казанские, Астраханские, Крымские и Литовские, всего свыше… … Казачий словарь-справочник

Русско польские войны Киевский поход Болеслава I – Русско литовские войны – Ливонская война – 1605–1618 – Смоленская война – 1654–67 – … Википедия

Русско литовские войны 1368 1372 1406 1408 1487 1494 1500 1503 1507 1508 1512 1522 1534 1537 1563 1582 Русско литовские войны войны русских княжеств против Великого княжества Литовского в XIII XVI веках, от образования Великого княжества… … Википедия

Или турецко татарские народы термин, синонимный сл. тюрки (см.). Происхождение и значение этого термина требует пояснения. Дело в том, что под словом татары или тартары еще до настоящего времени, особенно на Западе, обозначают совокупность… …

Начало борьбы между Литвой и Русью восходит к XIII в., когда литовские народы начали объединяться в одно государство. Литовский князь Миндовг вел продолжительную борьбу с князем Даниилом Романовичем Галицким. В XIV в., когда Русь, покоренная… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

У этого термина существуют и другие значения, см. Караимы. караимы, караи … Википедия

Книги

  • Последний день Москвы , Рогачев А.. Москва - столица нашей Родины! Эти слова знакомы каждому гражданину России со школьной скамьи. Но мало кто думал о том, какой ценой заплатил этот город за право назваться столицей России.…
  • Последний день Москвы , Рогачев Алексей Вячеславович. Москва - столица нашей Родины! Эти слова знакомы каждому гражданину России со школьной скамьи. Но мало кто думал о том, какой ценой заплатил этот город за право назваться столицей России.…

Белорусские татары: историческая судьба народа и культуры

Фрагменты из статьи Ибрагима Конопацкого - потомка белорусских татар


"Наўперад Божа iмя ўспамiнайма,
мiласць Яго ў нутрах сваiх уфундуем;
першы i астатнi Ён ест, Вякуiсты,
да кожнай рэчы моцны, нiхто Яму непадобны. Адзiны ест..."

Из китаба Ибрагима Хосеневича, имама Смиловичской мечети (1832 г.)

Шесть столетий живут на белорусской земле татары, которые разными путями пришли сюда со степей Поволжья и Крыма. Здесь их родина, эту землю их предки вместе с белорусами, поляками и литовцами защищали от врагов. Потомки ордынцев носят имена татар-мусульман, хотя четыреста лет назад перешли на польский и белорусский язык. Сегодня их отличает от остальных местных жителей - религия. Ислам, сохраненный татарами в христианской среде, сохранял их в сообществе и выделял среди других народов этой земли.

Как считает ряд исследователей, в том числе и наших, белорусских (профессор А.П.Грицкевич), литовские (или белорусские) татары сложились как народность в XIV-XV вв. в период существования Золотой Орды и после ее распада, когда происходило формирование отдельных тюрко-язычных народностей под общим названием - татары. Особенность формирования литовских (белорусских) татар в том, что территорию, где исторически сконцентрировалась эта народность, занимала не только Беларусь, но и Литва (Жамойть). Самые древние поселения татар на территории современной Польши образовались в результате переселения на названные земли татар с Великого княжества Литовского. Поэтому, видимо, необходимо сохранить общее название народа - литовские татары. Этим термином уже давно пользуются историки и этнографы.

Менее употребимые, но также попадаются в разных публикациях термины "польские мусульмане", "литовские мусульмане", "белорусские мусульмане", "шляхта-магометане". В последнее время в татарской среде, возможно под влиянием казанских татар, возник еще один термин - "западные татары", что принимается в отношении к татарам Беларуси, Литвы и Польши, которые пользуются литовским, польским и белорусским языками, в отличие от крымских, сибирских, волжских татар, что разговаривают на тюркском языке. Хотя термин "западные татары" является новейшим изобретением, все-таки его можно признать более удачным, чем обозначение в зависимости от названий республик. Он сохраняет представление про единство народности. Литовские татары - заметный, самобытный народ.

Одна из характерных примет принадлежности к упоминаемой народности - славяноязычность. Литовские татары, тюрки с происхождения (антропологически они до сих пор имеют достаточно выразительные черты человека Востока), языком и бытом очень близкие к славянам. Однако при этом они понимают свою отличительность. Даже те татары, что приняли христианскую веру и уже давно переженились с христианками, помнят свое татарское происхождение, приязненно относятся к татарам, принимают участие в их культурно-просветительских делах. Появление в Белорусско-Литовском государстве татар стало итогом ее разнообразных сношений с Золотой Ордой. В 1321 г. (согласно некоторым источникам, в 1319 г.) Гедимин с помощью татарского войска получил великую победу над крестоносцами.

Мощное государство Гедиминовичей не покорилось Золотой Орде и не платило дань татарам. Задолго до Куликовской битвы (1380 г.), когда русские феодалы были верными вассалами и слугами Чингизидов, литовская династия в союзе с боярством белорусских земель бросило смелый вызов Орде. Именно Вильно на долгие десятилетия стал центром объединения восточнославянских земель. Разгром Альгердом трех орд, что господствовали в Северном Причерноморье, в битве на Синей Воде (осень 1362 г.) позволил расширить владения ВКЛ на юге до устья Днепра и Днестра, установить власть Гедиминовичей над Киевским и Волынским княжествами, Подолией, Черниговщиной и Северщиной. Альгерд за два десятилетия до Куликовской битвы осуществил первое переломное поражение Золотой Орде - с важными тактическими и стратегическими последствиями: Орда потеряла контроль над значительными территориями, что некогда составляли ядро Киевской Руси. Однако неверно было бы представлять взаимоотношения ВКЛ с Ордой, как только бесконечный период противостояния. Нет, им случалось даже создавать союзы (как в выше упоминаемом случае с Гедимином) против общих соперников. Последнему благоприятствовал и такой факт, что в самой Орде боролись за власть разные группировки, и зачастую князья ВКЛ могли рассчитывать на союз с тем или иным претендентом на трон в Сарае.

На пороге XIV-XV столетий Золотую Орду ослабляли многочисленные династические распри. Это стало одной из причин появления значительного количества татарских переселенцев в Беларуси. После смерти Мамая могущественный владетель Средней Азии Тимур назначил владелем Золотой орды Тохтамыша. Сначала тот достаточно мирно сосуществовал с Дмитрием Донским, который победил на Куликовом поле соперника Тохтамыша - темника Мамая. Однако конфликт между Русью и Ордой не угас, и в 1382 г. Тохтамыш захватил и сжег Москву.

Непомерное его возвышение разгневало Тимура, и 14 марта 1395 г. войска Тимура разбили Тохтамыша. Как пишет арабский историк Шереф ад Дин Йеди в своей "Книге побед": "...Тохтамыш бросил ханство, дом, все, что имел, и, спасая свою жизнь, с несколькими людьми удрал в сторону Булара (Польши), в лесную местность". Войска Тимура дошли до граничных земель Руси и опустошили все улусы верных Тохтамышу царевичей и эмиров. Далее судьба Тохтамыша уже известна с западных, литовских, польских и других источников. Несмотря на поражение, он не отказался от ханского титула (Тимур посадил на трон Тимур-Кутлуга), искал союзников. Заинтересованным и надежным союзником мог стать великий князь ВКЛ Витовт. Тохтамыш был дружелюбно принят Витовтом и поселен, вместе с его придворными, в г. Лиде (Беларусь). Здесь он жил в усадьбе, которую в народе долго называли Тохтамышовым двором. Витовт сразу оценил новые возможности, возникшие с появлением в его государстве бывшего ордынского владыки, который искал помощи, чтобы вернуть себе ханский титул. В 1397 и 1398 годах Витовт сделал два похода на Дон и Крым. В них участвовал и Тохтамыш с дружиной.

Возможно, у последнего была цель пополнить свое немногочисленное войско татарами: влиятельный в Крыму татарский род Ширинов приязненно относился к Тохтамышу и не подчинялся ставленнику Тимура - Тимуру-Кутлугу. С этих походов Витовт вернулся в Вильно со значительным количеством татар - с семьями, скотом, домашней утварью. Позже некоторые историки, в том числе Ян Длугаш (Польша), переселенных татар назвали военнопленными. В 1397 году, как пишет Ян Длугаш: "Витовт двинулся против татар... прошел Дон... в окрестностях Волги разгромил татар с названием Орда и много татар с женами и детьми и стадами скота взял в плен и привел в Литву. Половину их он отослал в честь победы королю Владиславу, польским бискупам, аббатам и панам, а половину оставил себе. В Польше пленных окрестили, и в результате смешанных браков татары стали одним народом с поляками. Иначе было в Литве, где Витовт поселил татар в деревнях, и они своими обычаями живут и сохраняют свою веру". Данные о победном походе Витовта на Волгу и в Крым предлагает только Ян Длугаш, который родился после упоминаемых событий.

Нигде больше про это не упоминается. Так как на самом деле татары с Крыма пришли в белорусско-Литовское государство потому, что Тохтамыша, который участвовал в этом походе, они все еще считали ханом Золотой Орды, чингизидом. Вот за ним - за своим законным правителем - и пошли татары с семьями и собственностью в новые места, где им обещали землю и свободное исповедование мусульманской веры. Согласно татарской традиции, литовские (белорусские) татары сами себя никогда не считали военнопленными Витовта, поэтому и охотно служили своему белому хану - Витовту, которого называли Ваттад - опорой ислама на западе. Татары, которые имели статус шляхты, сохранили его и в ВКЛ. На протяжении целого столетия после поселения татар на новых землях, если возникала необходимость, они имели возможность получить документы от крымских ханов о своих предках.

Точно известно с письменных источников, кто и когда был ханом в Крыму, кто военоначальником, судьей... А поэтому совсем не сложно обнаружить выдумку некоторых летописцев про хана Койдана (поселок Койданово, Беларусь) или хана, похороненного возле Телехан (Брестская обл.). Согласно хронике М. Бельского, князь Витовт раздал татарам некоторые деревни возле реки Ваки, освободив их от всех податей. Обязал только ездить на войну. "Но - сообщает Бельский - они "...говорят, что по доброй воле пришли ему на помощь против Пруссии". Про то же говорят и другие авторы хроник - Крамер, Меховский, Стрийковский. Как показывает последний, сами татары считали, что Витовт не привел их силой, а пригласил воевать против крестоносцев.

Про добровольный приход татар в Литву вспоминается и в одном прошении на имя Жигимонта Августа в 1563 г. Анонимный автор "Рисале-татары-Лех" (сочинение о татарах в Польше) пишет: "утверждение, что татары были поселены как военнопленные, неправильное, так как если бы татары были военнопленными, то давно уже должны были бы стать неверными, однако же, остаются мусульманами". На самом деле, вряд ли есть основания для сомнения, что приведенные Тохтамышем и Витовтом группы служилых татар в 1397-1398 годах и поселенные, по свидетельству Стрийковского и других авторов на берегах р. Вака, а также в Сорока Татарах, Лидском, Трокском, Ашмянском, Новогрудском, Брестском, Минском уездах, возле Черкасс и Канева, не были свободными. Во главе их стояли приближенные к Тохтамышу татарские феодалы, которые пользовались доверием Витовта. Таким образом, началу татарского сообщества на Беларуси положили добровольные поселенцы.

После, до начала XVI столетия, татарская "диаспора" пополнялась преимущественно за счет эмигрантов с Орды. Наконец, добровольные поселенцы вынуждены составить преимущественное большинство белорусских татар... Витовт готовился к решающей битве с ханом Тимуром-Кутлугом. Собрав великие силы, приманив на свою сторону часть польских и немецких рыцарей и получив поддержку папы римского, который благословил христианское воинство на крестовый поход против неверных, великий князь был уверен в победе.

Согласно русской летописи, перед битвой он говорил: "...посадим во Орде на царство его царя Тохтамыша... и то всё будет наше и царь наш, и мы не только Литовскую землю и Польскую владети имати... но и всеми вместе княжени русскими". 12 августа 1399 г. произошла битва возле р. Ворксла (левый приток Днепра, 350 км на юго-восток от Киева). Войско Витовта было вдребезги разбито. Погибло много князей, в том числе герои куликовской битвы - Дмитрий Баброк, Андрей Полоцкий, Дмитрий Брянский, многие другие Гедеминовичи и Рюриковичи. Витовту посчастливилось убежать "в малой дружине... коней переменяючы". Убежал и Тохтамыш. Он очутился в Сибири, пробовал самостоятельно завладеть ханским титулом, но, в конце концов, был убит. После поражения на Ворскле контакты Витовта с Ордой сохранялись, и потомки Тохтамыша по-прежнему видели в ВКЛ возможного союзника в борьбе за восстановление своей власти над "улусом Джучи" (как тогда было принято называть Золотую Орду).

В 1409 году к Витовту прибыл со своим отрядом сын Тохтамыша царевич Джелал-эд-Дин. Великий князь гостеприимно принял его и заключил союз о совместных действиях против Ордена. Татары были временно расселены во владениях великого князя возле Гродно, что означает недалеко от границ с Орденом. Они принимали действенное участие в войне с Орденом в 1409-1411 годах, особенно в Грюнвальдской битве. На возвышенностях Грюнвальда вместе с белорусами. Поляками и литовцами бились с крестоносцами и татарские воины. Прежде всего, это были воины Джелал-эд-Дина, а также татары, которые с семьями жили на землях, выделенных Витовтом.

Немецкие хроники, чтобы объяснить причину поражения крестоносцев в битве под Грюнвальдом, называют очень большое количество татар на стороне Витовта - от 20 до 40 тысяч. Они означают, что великий магистр Ульрих фон Юнгинген погиб в битве от руки татарского воина Багардина. Польский историк Ян Длугаш дает другую цифру - 300 человек - возможно, с целью доказать "рыцарскость" поляков, которые в войне с христианским орденом не пользовались помощью татар-мусульман. Некоторые исследователи осторожно считают, что в этой битве участвовало "несколько тысяч татарских воинов". Витовт сдержал свое слово - и помог после Грюнвальдской битвы Джелал эд-Дину стать владыкой Золотой Орды. Правда, последний продержался на троне не долго, всего несколько месяцев.

Политику Витовта, целью которого было укрепление границ Великого княжества Литовского, приобретая союзников, в том числе и с золотой Орды (в первую очередь для борьбы с московскими князьями) продолжали его последователи. В XV в. Между ВКЛ и татарскими ханствами имели место интенсивные сношения. В этот период Литва практически не вела войн с татарами. Однако в последней четверти XV в. Изменилась ситуация на южных рубежах ВКЛ. После смерти крымского хана Хаджи Гирея его сын Нур Давлет пробовал захватить власть, однако потерпел поражение в борьбе со своим братом Менгли Гиреем и вынужден был искать пристанища, вместе с другим братом - Айдаром, в Литве. Менгли Гирей, который боролся с союзниками Литвы ханом Золотой Орды Ахметом, отказался от литовской ориентации и пошел на союз с Москвой. Уже в 1503 и 1506 годах войска крымского хана предпринимают набеги на Клецк и Минск, а в 1508 году опустошают Волынь.

И далее, несмотря на череду примирений с ВКЛ, крымские татары предпринимают нападения на земли ВКЛ. Наиболее разрушительными были татарские набеги в 1508, 1510, 1521 и 1527 годах. Ради справедливости необходимо заметить, что крымским ханам сохранять мир с Литвой и Польшей было непросто. Во-первых, отдельные орды не подчинялись центральной власти и по собственной инициативе нападали на ВКЛ и Польшу. Во-вторых, часто эти походы были ответом на подобные набеги запорожцев, что считались под властью польского короля. Запорожцы, как известно, часто доходили до столицы Атаманской империи - Стамбула. Что давало поводы для безостановочных конфликтов Польши и Литвы, с одной стороны, Турции и Крыма - с другой.

От этих набегов в Литве и Польше остались пленные татары, которые были размещены согласно обычаю, как поселенцы в городах и местечках Беларуси, а также на Волыни. Не подлегает сомнению, что в литовско-польских владениях, включающих сюда Волынь и Подолье, количество вольных поселенцев-татар до этого времени была уже значительной. Поэтому взятая профессором А.Мухлинским с одной книги 1616 года цифра - 100 тысяч человек - не должна казаться излишне преувеличенной для определения общего количества татар на землях Польши и Литвы. Непосредственно в самой Беларуси количество татарских поселенцев определяется 20-25 тысячами человек. Все это великое сообщество отмечено подвижностью и чувством независимости, базирующимся и на законах, благоприятствующих поселенцам, и на умении отстоять, если надо, себя. С этих же причин здесь как обычай и пленные татары получали личную свободу и землю, с одним только обязательством - нести королевскую службу.

После унии Литвы с Польшей (1569 г.) расселению татар на землях Беларуси и Литвы содействовали Казимир Ягелончик, Александр и Жигимонт _. Взаимоотношения белорусских татар и белорусов почти всегда были мирными. Татары настолько сжились с местным населением, что часто даже выступали против своих единоверцев - крымских татар и нагайцев, которые во время грабительских нападений достигали белорусских деревень и городов. Белорусские татары никогда не проявляли попытки завоевать господствующее место в политическом и экономическом положении страны. Только в военном деле они стремились отличиться и получить командные должности. Вместе с белорусскими, польскими и литовскими патриотами татары боролись за освобождение Речи Посполитой от стран завоевателей. Генералы Чимбай Мурза Рудницкий , Юсуф Беляк, Якуб Ясинский, Матей Сулькевич, Александр Мильковский, Юсуф Базаревич, полковники Гасан Конопацкий и Мустафа Якубовский, много других воинов-татар за свои ратные дела завоевали гордость и уважение белорусского и польского общества.

Гербы и геральдические знаки XVI-XIX вв. свидетельствуют, что на Беларуси было более 50 известных татарских семейств. Оседлая татарская аристократия превратилась в аристократов - владетелей имений, фольварков и небольших деревень. Большинство поселенцев, однако, были обыкновенными земледельцами. Местечковые и городские татары занимались извозом, огородничеством, скорняжным, кожевенным и портняжным делом, делали посуду. Они заселяли как обычно окраины и предместья. В Минске татарская слобода возникла в XVI столетии. В 1599 г. здесь была построена деревянная мечеть (раньше каменные мечети возводить запрещалось). В начале ХХ столетия она была заменена каменной.

Перед Первой мировой войной (1914-1918 гг.) на территории Северно-Западного края России жило около 14 тысяч татар-мусульман. Ислам был единой опорой и охраной их культуры от ассимиляции. Татары-мусульмане, живя по соседству со сторонниками других вероисповедований, сумели сберечь свою веру, свои обычаи, свою культуру. Этому более всего благоприятствовали сохранение мусульманской общины да существование мечети. После Первой мировой войны часть литовских (белорусских) татар осталась на территории России, куда в 1915 г. они были эвакуированы (преимущественно в Казанскую, Уфимскую и Таврическую губернии). Большая часть татар (около 6 тысяч) оказалась в пределах возрожденной Речи Посполитой, еще часть (примерно 1,5 тыс.) - в Литве, остальные - в Советской Беларуси. В 1925 г. татары-мусульмане в Вильно образовали муфтият, провозгласили автокефалию исламских джамиатов (парафий) в Польше. До этого момента духовную жизнь татар Беларуси, Литвы и Польши курировал муфтий Таврической губернии с Симферополя (в Крыму).

В Польше в межвоенный период (1918-1939 гг.) велась большая работа по возрождению культуры татарского народа. Было создано Мусульманское религиозное объединение (1925 г.), Культурно-просветительское объединение татар Польши (1926 г.). Издавался "Татарский ежегодник", журналы "Татарская жизнь", "Исламский обзор", мусульманские календари, учебники для татарских детей, отдельные суры с Корана на арабском и польском языках. Печатались многочисленные статьи про татар в польских научных и научно-популярных изданиях. Большим событием в жизни татар стало издание "Гербовника татарских семей в Польше" , составленного в 1929 г. Станиславом Дзедулевичем. В местах компактного проживания татар-мусульман татарские дети изучали ислам в школах, для чего в расписании общеобразовательных школ были предусмотрены уроки. Наиболее прилежные и способные татарские юноши отправлялись на учебу в мусульманские страны (Боснию, Египет). Национально-культурное возрождение татар в Польше поддерживалось государственными и научными учреждениями этой страны. Ежегодно на нужды татар-мусульман польское государство выделяло около 57 тыс. злотых.

Возрождение мусульманской веры и татарской культуры в Польше было прервано Второй мировой войной. Много татар погибло на фронтах, а после войны многие из них были отправлены тоталитарным режимом в Сибирь. Татарам, которые жили в Советской Беларуси, запрещалось переписываться с родственниками в Польше или Литве. Преследовались имамы (мулы), учителя мусульманской религии, все, кто сберег священные книги - Кораны, Хамаилы, аль-Китабы. Дети верующих, особенно имамов, не могли занимать хоть какой значимый пост, даже если отлично учились и имели хорошее образование. Русскоязычное население подозрительно смотрело на татар, которые разговаривали по-белорусски - на родном языке татар. Многие татары-мусульмане, боясь, что их может постигнуть судьба крымских татар, чтобы не попасть в Сибирь, сами оставили родные места - как бывшие граждане Польши они получили возможность выехать на запад, а уже оттуда некоторые переселились в США (там еще до Первой мировой войны поселились белорусские татары), Австралию и другие страны.

Мусульманская культура татар Беларуси, Литвы и Польши, сберегаемая на протяжении многих столетий, за годы Советской власти пришла к упадку. Закрывались, разрушались центры культуры татар-мусульман - мечети, забывались традиции. После Второй мировой войны на территории Польши сохранились две мечети - в Крушинянах и Багониках. Недавно в Гданьске на средства на средства мусульман с Ближнего Востока построена красивая мусульманская мечеть. На Литве сохранены четыре мечети - в деревнях Сорок Татар, Немеж, Рейжи. В Каунасе с помощью государства в 1930 г. построена красивая каменная мечеть на память татар-мусульман, что мужественно обороняли свою новую родину - Великое княжество Литовское. С 19 мечетей, которые были на территории Беларуси перед Второй мировой войной, осталась только одна - в г.п. Ивье Гродненской области. Последней, уже в 60-х годах, была уничтожена минская мечеть - единственная каменная мечеть на Беларуси, что стояла на Татарском конце города на месте прежней деревянной (XVI ст.).

Примерно в это же время были уничтожены мизар (татарское кладбище) и татарские огороды. Исчезли и улицы Малая татарская и Большая татарская - их переименовали в Дмитрова и Парковую магистраль. В статье "Прости татарская мечеть" ("Знамя юности", 1991, 27 марта) журналист Александр Чуланов писал: "В Тракае, в краеведческом музее, есть экспозиция, которая рассказывает об истории, культуре караимов. Судьба этого народа подобна судьбе наших татар. Караимы и сегодня живут в Тракае, Вильнюсе. У нас же постарались уничтожить даже намек на их национальное отличие". Такая же грустная судьба постигла и татарские мизары (кладбище). Трудно сказать, сколько их уцелела сегодня. О моральности живых, как известно, можно судить по отношению к умершим. А положение кладбищ в той или иной степени определяет и положение общества. Из подсчетов С.Кричанского, в 1938 г. только на территории трех воеводств - Виленского, Новогрудского и Белостокского - находилось 68 мизарей. "Мусульманский календарь" за 1939 г. давал цифру 71. Наибольшее количество их попадало на Новогрудское воеводство - 47.

Уже тогда исчезло много старых мизерей, и только кое-где уцелелые могилы свидетельствуют об их былом существовании. Одной из причин полного уничтожения была война. Немцы делали из каменных надгробий бетонные укрепления. Они еще и сегодня сохраняются в некоторых местностях (например, в Ластае, что около Ашмян в Беларуси). Позже надгробные памятники в ряде районов республики забирали на строительство дорог, фундаменты колхозных животноводческих ферм. Само святое место занимали под выпас скота либо запахивалось (Синявский мизар около Клецка). Согласно сведений члена Белорусского объединения татар-мусульман "Аль-Китаб", учителя со Сморгонщины В.Прихача, во время строительства к олимпийским играм 1980 г. шоссе Минск-Вильнюс многие "преграды" на пути были разрушены и навсегда ликвидированы как "мелочи".

Среди таких "мелочей" и татарские кладбища, к примеру, возле деревни Гамзичи. "Могу заметить и то - пишет В.Прихач в редакцию квартальника "Байрам", - что за последние годы в тех местах произошло пять дорожных аварий с жертвами, что породило у местных жителей чувство фатальной ответственности за содеянное бездумным начальством". Уничтожен мизар в Копыле. Теперь выпивохи с недалекой забегаловки приходят сюда "отдохнуть". В Минске на месте мизара разбили сквер, где теперь выгуливают собак. Сохранилась только одна могилка - Х.М.Александровича - активного участника минского антифашистского подполья.

Но и во имя ее сохранения потомкам покойника пришлось приложить много усилий. А список разрушений и запустения можно продолжать и продолжать... Не будет никакого преувеличения, если мы скажем, что тоталитарное правление в СССР привело к упадку татарского меньшинства в Беларуси, поставило его на грань исчезновения. За послевоенные годы резко сократилось татарское население в местах их прежнего компактного проживания. Когда, например, в г.п. Видзы Браславского района Витебской области в 1938 г. жило 760 татар, то сегодня их насчитывается менее 50 человек, в г. Слониме было 413 человек, теперь - только 96, в г. Новогрудке соответственно 766 и 316. В деревне Давбучки Сморгонского района жило 408 человек. Теперь там остался только один татарин (Радкевич Александр Адамович).

Давбучская мечеть, построенная еще в 1558 г. (одна из самых древних деревянных мечетей в Восточной Европе), разрушилась. В 1991 г. остатки мечети были перевезены под Минск в музей деревянного зодчества с целью восстановления. Урбанизация Беларуси привела к резкому сокращению татарской семьи. Наблюдается общая тенденция снижения естественного прироста, вызванная, с одной стороны, снижением рождаемости, с другой - высокой смертностью среди белорусских татар (особенно в регионах, загрязненных радионуклидами, - г.п. Ивье и др.). Все это следствие политики, проводимой в прежние годы, которая по замыслу руководителей советского государства, должна была привести к образованию единого сообщества - "советского народа". Но время меняется. Беларусь устанавливает свою государственность. Принят ряд законов, в том числе и о национальных меньшинствах, о свободе вероисповедования и религиозных организациях, которые образовали так необходимую правовую основу национально-культурного возрождения белорусских татар.

Этот процесс начался в конце 80-х годов. В 1989 г. одновременно в Минске и Гродно были созданы первые татарские общественно-культурные общества, которые летом 1991 г. объединились и образовали Белорусское общество татар-мусульман "Аль-Китаб". Позже, зимой 1994 г. была создана еще одна организация - Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь. Именно эти организации начали координировать и направлять деятельность 26 вновь созданных татарско-мусульманских общин в Беларуси (Минск, Гродно, Новогрудок, Ивье, Сандиковщизна, Острино, Лида, Клецк, Слоним, Смиловичи, Ляховичи, Мир, Витебск, Видзы, Брест, Могилев, Ашмяны, Узда, Докшицы, Скидель, Глыбокое, Мядель, Гомель, Барановичи, Молодечно, Орша). Первые шаги на пути возрождения уже сделаны.

В 1991 г. усилиями активистов Объединения "Аль-Китаб" и благодаря помощи студентов с мусульманских стран, что обучаются в белорусских вузах, созданы и действуют воскресные школы в некоторых городах и поселках республики. В том же (1991) году начался выпуск на белорусском языке первого печатного издания белорусских татар - квартального журнала "Байрам" (вышло 30 номеров). На страницах "Байрама" размещается информация об Исламе и мусульманах, печатаются статьи по истории белорусских татар и анализируются наиболее важные события в мусульманских странах. С 1994 до 1996 г. выходил ежемесячный мусульманский журнал под разными названиями - "Аль-Джихад", "Аль-Ислам", "Рамазан", "Жизнь".

С 1997 г. началось издание ежемесячной газеты "Жизнь" (на русском языке). Под управлением главного редактора квартальника "Байрам" покойного Якуба Якубовского (умер в 1998 г.) началась работа над уникальным изданием - энциклопедическим справочником "Татары Беларуси, Литвы и Польши". Рукопись (около 3 тысяч статей) планируется подготовить на семи языках народов мира. На сегодняшний день подготовлено более 500 статей. В 1993-1998 гг. в Минске прошли 4 международные научно-практические конференции, посвященные проблемам изучения и сохранения богатого наследия татарского народа в Беларуси. В них приняли участие более 150 ученых с разных стран мира. На конференциях были приняты рекомендации по организации дальнейших исследований истории, культуры, мусульманской религии татар Беларуси, Литвы и Польши.

Одной из наиважнейших задач в деятельности Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь и Белорусского объединения татар-мусульман "Аль-Китаб" была и остается большая работа по восстановлению и строительству мусульманских мечетей, культурных центров, школ, музеев, библиотек и других учреждений, жизненно необходимых мусульманам. Хорошо понимая масштабы определенных планов и трудностей их осуществления, татары-мусульмане Беларуси, тем не менее, с оптимизмом смотрят в будущее, надеясь на помощь Всевышнего Аллаха, сородичей и единоверцев с исламских стран мира. С этой надеждой съезды мусульман Беларуси, что происходили в разные годы, обращались с просьбой к народам исламских стран оказать помощь и содействие мусульманам нашей страны. И эти призывы, слава Аллаху, были услышаны. Благодаря помощи мусульман с арабских стран, построена новая мечеть в г.п. Смиловичи возле Минска. Деньги на строительство мечети пожертвовала сестра Нурия с Кувейта, а также местные мусульмане.

Открытие мечети в г.п. Смиловичи произошло 12 октября 1996 г. В июле 1994 г. была реконструирована мечеть в г. Слониме Гродненской области. В восстановлении Слонимской мечети активное участие принимали представители с арабских стран и Турции. В 1997 г. была восстановлена еще одна мечеть - в г. Новогрудке Гродненской области. Торжественное открытие ее произошло 11 июля 1997 г. И, наконец, 29 мая 1999 г. открылись двери мечети в г.п. Видзы Витебской области. Однако, не смотря на определенные успехи, остаются многие нерешенные проблемы. И самая злободневная - строительство новой мечети и культурного центра в Минске. Строить мечеть планируется в исторической части города на перекрестке улиц Грибоедова и Тарской (бывшей Вилейской). Спонсором минской мечети выступила известная в мире благотворительная организация из Саудовской Аравии - "Rabbita".

Символическая установка камня в фундамент новой мечети произошло в ноябре 1997 г., когда отмечалось 600-летие татарского осадничества на белорусских землях. В планах работы организаций татар-мусульман Беларуси - восстановление и других наших святынь. Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь и Белорусское объединение татар-мусульман "Аль-Китаб" неоднократно обращались к мусульманам Беларуси и мусульманам мира с просьбой оказать помощь в восстановлении самых древних мечетей в Восточной Европе, которые находятся в деревнях Давбучки и Ловчицы Гродненской области.

Белорусские татары живут в мире и согласии со всеми жителями страны. В своих молитвах они просят у Всевышнего Аллаха пощады и милосердности к земле, на которой они живут и которая стала им Родиной, к людям, которых татары считают братьями своими.

Литература

1. А. Мухлинский. Исследование о происхождении и состоянии литовских татар. Спб., 1857, с. 40.

2. Архив Комитета государственной безопасности Республики Беларусь. Дело 18019-с, листы 173, 185.

Сама Зорина выросла в семье белоруски и татарина.

– Считалось, что дети должны воспитываться в вере отца, поэтому нам при рождении давали азан (в мусульманской традиции над младенцем вскоре после рождения совершали обряд имянаречения, который можно сравнить с крещением в христианстве – Ред. ). Мой отец серьезно обратился к исламу только в 33 года. А пока мы росли, мусульманское воспитание было скорее традицией, которую особенно чтили в семье моей бабушки, – поясняет Зорина. – В мусульманской религии женщина в семье играет исключительную роль, ведь, согласно исламу, «мир лежит у ног матери»; женщина – хранительница и источник национальных традиций.

Бабушка Зорины жила в Смиловичах, местечке, где много веков мирно сосуществовали татары, белорусы и евреи:

– Когда я каждое лето приезжала к бабушке, нас всегда привлекали к труду: мыть полы руками, полоть огород, ухаживать за домашними животными, участвовать в приготовлении татарских блюд, – улыбается она. – Так я познала все прелести своей национальной принадлежности. Особое место в моем детстве занимали мусульманские праздники – Курбан Байрам и Рамадан Байрам, к которым было приурочено посещения мизара (татарского кладбища – Ред. ), являющегося для нас местом паломничества, встреч: там собираются съезды и решаются все важные вопросы.

– Татарских мизаров достаточно много по всей Беларуси – большинству из них несколько веков, и в любые годы, в том числе и самые трудные, атеистические, такие кладбища являлись центром татарской религиозной жизни. Наиболее известный из всех белорусских мизаров, Ловчицкий, находится под Новогрудком. Белорусские мусульмане, не имеющие возможности совершить хадж в Мекку и Медину, совершают умру , малое паломничество, именно туда, на могилу святого Эвлии. Интересно, что к могиле приходили также белорусы и евреи, которые, как и мусульмане, верили в силу этого места.

Несмотря на мусульманское воспитание, Зорина, как и многие наши собеседники, вспоминает, что ее бабушка соблюдала и некоторые христианские традиции:

– На Пасху бабушка всегда красила яйца, пекла татарские булки, раздавала садогу (в мусульманской татарской традиции – милостыня, – Ред. ) – конфеты, печенье, сладости. Это объяснимо: ислам – религия мира и должна приспосабливаться к тем условиям, в которых существует.

Хотя ислам и присутствовал в жизни семьи, на детей не оказывали давления – по-настоящему Зорина прониклась этой религией, только когда сама в качестве преподавателя начала читать спецкурс по истории ислама:

– Тогда я в него просто влюбилась и поняла для себя многие вещи: если раньше, несмотря на семейные традиции, ислам во многом был мне чужд, то после изучения и работы над этим спецкурсом я посмотрела на него другими глазами. Мне очевидно, что при изучении всех мировых религий в них можно найти гораздо больше схожего, чем отличающегося. Жаль, что эти вещи так редко подчеркивают, а слышим мы в основном только то, что нас разделяет.

На протяжении всей своей истории Минск был многонациональным городом, доказательством чему служила и его топонимика. Так, северо-западная часть нашего города называлась когда-то Татарской слободой (Татарским предместьем, Татарским концом). Здесь, в районе Большой и Малой Татарской, Заславской, Глухой и Замечетной улиц, компактно проживали татары (теперь это район современных улиц Димитрова, Мельникайте, Заславской, часть пр. Победителей). А прилегающий к Татарскому предместью участок земли вдоль Свислочи назывался Татарскими огородами. Об истории этих мест рассказывает создатель сайта minsk-old-new.com Владимир Воложинский.

Фрагмент карты 1909 г. Цифрой 3 обозначена мечеть.

Появление татар в Беларуси

Период первоначального расселения татар на территории ВКЛ (современной Беларуси) приходится на XIV-XVI столетия. Процесс был поощрен несколькими князьями Великого княжества Литовского, которые приглашали татар-мусульман из Крыма и Золотой Орды для несения воинской службы.

Татарский конный воин.

Князья ВКЛ Гедимин, Ягайло, Витовт использовали военное мастерство татарских воинов в борьбе с Тевтонским орденом. В 1410 году татары принимали участие в знаменитой Грюнвальдской битве против крестоносцев. По известиям летописцев, 30 000 союзных нам татар, под начальством Джэ-лял-эд-дина, сына Тохтамыша, находились в рати Витовта. И, как считается, именно от кривой сабли хана Багардина погиб великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген.

Грюнвальдская битва 1410 г. Картина Ян.Матейко (1878).

Известно также, что и в битве на Куликовом поле в 1380 году на стороне войска ВКЛ участвовало несколько татарских полков.

Всего же во времена Витовта в Великое княжество Литовское на жительство перебрались до 40 тысяч татар. А к концу XVI столетия уже более чем 100 000 татар поселились на территории современных Беларуси и Литвы. В их число входили наемные воины и охранники, добровольные поселенцы и военнопленные.

Селились они всегда компактно, даже в пределах одного населенного пункта. Известны их поселения в Несвиже, Гродно, Снове, Копыле… Ну а такие города, как Новогрудок, Ивье, Слоним, Минск, Смиловичи, Клецк, Мир, стали настоящими центрами татарской жизни.

Великий князь ВКЛ и король польский Жигимонт II Август выдал татарам привилегии на шляхетство и разрешил жениться на христианках. У татар стали появляться имена и фамилии на местный манер - Александрович, Воронович, Шабанович, Курманович, Кричинские, Криницкие, Конопацкие...

Со временем для них стал родным белорусский язык, а свой же был постепенно забыт. Очень яркое и уникальное явление - китабы - татарские книги, написанные арабской вязью, но на понятном местным татарам старобелорусском (литвинском) языке.

Отрывок из легенды «Мерадж» из «Аль-Кетаба». Это написано по-белорусски.

Вот транслитированный отрывок из китаба XVII столетия: «Сюлейман казал собі палац вусокій збудова[ц]і... алі рыба одна мором плыне і стала... рэкла: - Господару Сюлеймане... пан Бог казал мні ў [ц]ебе йесь[ц]і піці просі[ц]ь. Сюлейман рэк: - Міла рыба. Праўда. Ото майеш што йесь[ц]і і пі[ц]і».

Татары в Минске

На окраинах стародавнего Минска татары появились в первой половине XV века. В 1428 году татары, жившие в окрестностях Минска, встретились с Великим князем Литовским Витовтом и подарили ему коней, верблюдов, других животных и оружие.

Первые известия о появлении татар в самом Минске относятся к XVI веку, когда к западу и северо-западу от замка были поселены пленные крымские татары, участвовавшие в набегах на литвинские земли и разбитые в 1506 году под Клецком войсками князя Михаила Глинского. В месте их компактного поселения сформировались улицы, положившие начало Татарскому предместью.

Битва с татарами. XVI в.

Белорусский этнограф Павел Шпилевский в середине XIX века писал: «Говоря про Татарский конец, нельзя не напомнить об одной его особенности, которая … является доказательством того, что в состав древнего Минска … входило и теперешнее Татарское предместье. Особенностью этой являются окопы, или валы, на левом берегу Свислочи, которые видны с хутора Людамонт, которые составляли укрепления древнего Минска. Окопы эти тянутся вокруг Татарского конца от Свислочи до Раковской улицы, здесь они прерываются… Окопы вокруг Татарского конца так заросли травой, кустарником и даже большими деревьями, что жители Минска считают их обычными горами. А между тем, это не простые, естественные горы, а искусственные насыпи древнего города, которые обычно заменяли у славян крепости и оборонительные стены…»

Вид на Татарское предместье и мечеть. Рисунок Язепа Дроздовича (1920-е годы).

Из описаний П. Шпилевского: «Число минских татар доходит до 400 душ. Они ведут довольно трудолюбивую жизнь… Главный предмет их деятельности - огородные овощи, которые они насевают и выращивают в большом количестве в огородах и на полях близ Раковской дороги. Кроме того, некоторые из них занимались коневодством и потому для приготовления сена имеют огромные луга на берегах Свислочи, часть этих лугов когда-то принадлежала Свято-Духовскому монастырю, но затем была выкуплена татарским старейшиной Салиманом».

Административно Татарская слобода в дореволюционный период относилась к 5-й полицейской части Минска. Включала улицы: Малую и Большую Татарскую, Татарско-Людамонтскую, 1-й и 2-й Татарские переулки, Ново-Татарскую улицу и Ново-Татарский переулок, Глухую-Татарскую улицу. Заболоченная территория между Татарским концом и Свислочью, где татары выращивали овощи, стала называться Татарскими огородами.

Вид на Татарскую слободу со стороны замковой горы.

Большая Татарская была главной улицей, она проходила с западной стороны замка вдоль Татарских огородов (татарского болота), и упиралась в пойму р. Свислочь в районе современного Дворца спорта. Дома состоятельных мусульман были накрыты жестяными крышами, остальные имели гонтовые крыши. На главной улице в основном жили торговцы и ремесленники. На ней же находилась мечеть.
В 1844 году в Минске проживало 325 татар, а в 1885-м - 424. Согласно переписи населения 1897 года, в городе жило 1146 татар-мусульман. Минские татары в основном занимались различными ремеслами. Среди них были торговцы, скорняки, шорники, извозчики, огородники. Значительную группу составляли служащие, которые работали в суде, полиции, на почте, телеграфе, на железной дороге, были также и военные (122 человека). Татары вели законопослушный образ жизни - по данным 1897 года, ни один из них не сидел в тюрьме, не имел отношения к проституции…..

Житель Татарской слободы. Начало ХХ в.

Белорусские татары. Начало ХХ в.

Белорусские татары имели привилегированное положение, которое утверждалось указом Сената от 5 сентября 1840 года «О предоставлении дворянам-магометанам права иметь имения». В указе, в частности, говорилось следующее: «Утвержденным 11 июня 1838 года мнением Государственного совета постановлено дворянам магометанского закона, поселившимся с особыми привилегиями в западных губерниях, сохранить в неприкосновенности право владеть недвижимыми населенными имениями» . Эти дворяне могли владеть крепостными из числа православных христиан.

Мусульманин. Начало ХХ в.

Большинство белорусских татар принадлежало к дворянскому сословию. Так, в годовом статистическом отчете минского губернатора за 1850 год отмечалось, что «в Минской губернии находятся 94 320 инородцев и татар 2017 душ обоего пола. Татары, большею частью дворяне, владеют недвижимыми имениями, населенными крестьянами, а прочие занимаются успешно хлебопашеством, огородничеством и выделкою кож».

Татары, жившие столетиями на землях ВКЛ (в т. ч. и современной Беларуси), смогли сохранить свою самобытность, свою национальную особенность. Она отражалась в их внешнем облике, в быте, типовом характере, манерах поведения. Татарские усадьбы всегда были огорожены, с цветниками, огородом, в котором росли фруктовые деревья и плодово-ягодные кусты. Дома татар-сельчан мало чем отличались от хат белорусов. Они отказались от некоторых своих обычаев: от полигамии, от ношения чадры, девочки и мальчики учились в школах совместно. Однако сохранили свою религию. Именно ислам стал той основой, на которой столетиями крепились национальная традиция и культура татар в новой этнолингвистичной среде.

Мечеть

Приблизительно в конце XVI века (вероятно в 1599 году) по просьбе татарского старейшины Салимана была построена деревянная мечеть на территории, принадлежащей Воскресенской церкви. В 1617 году минский кашталян Петр Тышкевич подтвердил права мусульман на мечеть и выделенный участок земли.

Большая Татарская. Мечеть. Конец XIX в.

Мечеть имела мужское и женское отделения, разделенные между собой металлической оградой. Внутреннее убранство было скромным: пол был застлан зеленым сукном, в мужском отделе находился церемониальный балдахин, на стенах висели высказывания из Корана, а вдоль стен стояли скамеечки для верующих. Каждое отделение имело прихожую, где мусульмане оставляли свою обувь перед входом в молельный зал.
В той мечети не было минарета, поэтому муэдзин созывал верующих на молитву, стоя на крыльце.

В 1890 году строительное отделение Минского губернского правления дало разрешение построить в Минске на месте старой деревянной мечети новую каменную соборную мечеть. 25 октября 1902 года состоялось «освящение нововыстроенной на Татарской улице каменной магометанской мечети».

Как отмечали современники: «Это было красивое каменное строение с большим центральным куполом и прямым, высоким многоэтажным минаретом. Белые оштукатуренные фасады храма были украшены и имели двери и окна полукруглой формы. Крыша храма была покрыта жестью. Территория вокруг мечети имела высокую глухую деревянную ограду и кирпичные главные ворота».

Мечеть на открытке. Начало ХХ в.

Выстроенный в византийском стиле храм с 32-метровым минаретом отличался «изяществом и скромностью архитектуры». По своему внешнему виду здание «является одним из лучших сооружений в г. Минске», писала газета «Минский листок».

После открытия минская мечеть стала одной из достопримечательностей Минска и была отражена на многочисленных почтовых открытках начала ХХ века. Особенно много верующих собиралось здесь по пятницам (в священный для мусульман день) и по праздникам.

Отношения татар с местным христианским населением складывались по-добрососедски. В основном благодаря терпимости, трудолюбию, высоким моральным качествам татар. Мусульманское духовенство не вело миссионерской работы, не стремилось вовлечь в свою веру православных, католиков, протестантов. Главной их заботой было сохранение религии. Поэтому серьезных конфликтов с представителями других конфессий не возникало.

Советский период

Революция 1917 года навсегда изменила жизнь слободы. Наряду с положительными моментами - открытием национальной татарской школы, созданием татарской избы-читальни - она внесла и негатив. Улицы предместья, например, были переименованы на советский манер: Мало-Татарская стала Колхозной, Большая Татарская - Димитрова, чем утратили этническую уникальность….



Дата: 21.03.2010
Источник: http://www.kr-alemi.com/

Как писал российский историк Сергей Соловьёв, "поскреби русского - под ним окажется татарин". Знает ли президент Украины Виктор Янукович о своём татарском происхождении? Корень фамилии Янукович - татарский. Глубинно по корням он происходит из татар, которые приняли христианство и оказались на территории Руси и Польши. Его корни в Беларуси, где литовские князья селили татар. Это видно даже по антропологическому типу Януковича...
Ещё до революции дед украинского президента уехал из небольшого селения Януки, находящегося на территории нынешнего Докшицкого района Витебской области, большая часть которой расположена в природно-ландшафтной зоне европейской тайги, тогда - бедно-земельной северо-восточной части Виленщины, и многие годы колесил в поисках заработков, пока не осел в Донбассе. Исторический регион Виленщины (с 1939 сама Вильня "подарена" Сталиным Литовской Республике и стала Вильнюсом), где родился дед Виктора Фёдоровича, с давних времён населена живущими рядом "литвинами" - католиками-белорусами и православными, караимами и татарами. Первыми мусульманами, появившимися здесь в XIV веке, были татары, воины хана Тохтамыша - выходцы из Причерноморья и с Крымского полуострова. Натерпевшись от междоусобиц в Золотой Орде, они, говоря языком современным, попросили политического убежища у литовского князя Витовта. Тот гостеприимно принял татар, определил их к себе на воинскую службу, выделил хорошие наделы на белорусских землях - на Виленщине и Минщине. В соответствии с договорённостью Витовта и хана Золотой Орды Тохтамыша в конце 1397 г. несколько тысяч татар с семьями поселились возле Вильно, Новогрудка, Лиды, Бреста и Минска. Татары своей новой родине служили верно, храбро сражались за Витовта и даже называли его своим ханом. В 1409 году к Витовту прибыл со своим отрядом сын Тохтамыша царевич Джелал-эд-Дин. Великий князь гостеприимно принял его и заключил союз о совместных действиях против тевтонского Ордена. Татары были временно расселены во владениях великого князя возле Гродно, то есть недалеко от границ с Орденом. Они принимали действенное участие в войне с Орденом в 1409-1411 годах, особенно в Грюнвальдской битве. На возвышенностях Грюнвальда вместе с белорусами, поляками и литовцами бились с крестоносцами и татарские воины. Немецкие хроники, чтобы объяснить причину поражения крестоносцев в битве под Грюнвальдом, называют очень большое количество татар на стороне Витовта - от 20 до 40 тысяч - и рассказывают, что великий магистр Ульрих фон Юнгинген погиб в битве от руки татарского хана Багардина (наверное, имеется в виду Джелал-эд-Дин).
Весь период правления Витовта характеризуется исследователями хорошими отношениями, заботой и интересом властей к татарам. Поэтому татарская эмиграция в Литву имела в тот период массовый характер. Причину этого явления объясняет сам великий князь в письме магистру ордена крестоносцев, что "на территории его государства появилось множество татар, которые в Литве ищут спокоя". Великий князь Витовт заложил фундамент татарского осадничества в своём государстве. Татары получали землю, причём в вечное пользование, правда, без права свободно распоряжаться ею. Взамен за землю они должны были (за собственный счёт) нести воинскую службу. Такая зависимость делала их вассалами великого литовского князя, поэтому их и называли "господскими татарами". Однако их фактическое положение не отличалось от местной шляхты. Князь Витовт гарантировал осадникам свободу вероисповедания и религиозную практику, а также дал право мужчинам татарам жениться на христианках, а детей от брака воспитывать в вере отцов. Процесс поселения татар в границах польско-литовского государства продолжался ещё и в XVI веке, но уже не был таким массовым. Кроме того, изменился этнический состав эмигрантов. В Речь Посполитую чаще всего прибывали представители именитых родов Крымского ханства вместе со своими сподвижниками. Здесь появляются представители и других народов Востока: черкесы, черемисы и даже турки-османы. С 1667 года Польско-Литовское государство воевало с Турцией. Татары, служившие в войске, назывались в это время "липки". В 1676 году татарские полки храбро обороняли польский лагерь в Журавне. Особенно отличились татарские хоругви Мустафы Сулькевича, Самуэля Кшечковского, Колумбека Босацкого, Яхьи Кробицкого. Соединение из татарских полков одержало убедительную победу над турецкими войсками под Веденом, на взгорьях Михаэлерберга (12 сентября 1676 года). А в битве под Парканами 7 октября 1676 года татарский ротмистр Самуэль (Исмаил) Кшечковский спас жизнь королю Польши Яну Собескому.
В первой половине XVIII века татарские полки Речи Посполитой стали называться уланскими. Происхождение этого названия имеет татарские исторические корни. В Золотой Орде улан был титулом, означающим принадлежность человека к роду Чингисхана. Когда судьба забросила в Литву и Польшу многих представителей татарских княжеских родов, они сохранили за собой этот титул на многие века, посвятив себя военной службе и дав это благородное название своим хоругвям. Военная слава татарских полков польской королевской армии привела к тому, что во многих армиях западноевропейских стран начали создавать лёгкую кавалерию по образцу татарских формирований. В XVIII столетии уланские части возникли во Франции, Австрии и Пруссии. Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на 6 племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название происходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман, крымских родов Девлет-Бердей и Девлет-Гирей, Ширин и Аргун. По мнению исследователей, на белорусской земле живут предки около полусотни знаменитых татарских родов: Александровичи из рода Искандер, Шабановичи из рода Шейбан, Барановские из рода Борын, Кондратовичи из рода Конград, Асановичи из рода Асан... Среди белорусских татар часто встречаются и такие, оформленные на местный манер, фамилии: Конопацкий, Якубовский, Базаревич, Саганович, Янукович. В средние века правители, наделяя татар землями, требовали как непременное условие принятие фамилии местного звучания. Многие белорусы имеют фамилии, которые образовались от татарских корней: Курош, Камай, Булгак, Бузук, Колдай, Довляш, Букатый, Колган, Кубеко, Кардаш, Солтан...
Достаточно часто встречаются в Беларуси топонимы татарского происхождения: Койданово, Татарка, Татарщина, Сорок Татар, Мамай, Орда, Агдемер, Болбасово, Татарск, Татариновичи, Татарья, Бабаевичи, Баево, Балаши, Баторин, Баштан, Галимцы, Карачино, Карачуны, Курманово, Мамойки, Мурзы, Тодулино, Чаусы, Чигири, Шайтарово. Постепенно численность исповедующих ислам на белорусских землях росла и к XVI веку достигла примерно двухсот тысяч. Мусульмане настолько прижились на новых землях, что, сохранив язык и культуру они в общении перешли на белорусский язык - являвшийся основным языком великого княжества, и только молитвы читались на арабском и тюркском языках. Веротерпимость, царившая здесь, позволяла татарам строить мечети на отведённых им землях, открывать мусульманские школы. Было возведено почти 400 мечетей.
Город Минск тогда назывался Tatarskaya Slabada (Татарская Слобода). Взаимоотношения белорусских татар и белорусов почти всегда были мирными. Белорусские татары никогда не проявляли попытки завоевать господствующее место в политическом и экономическом положении страны. Только в военном деле они стремились отличиться и получить командные должности. Вместе с белорусскими, польскими и литовскими патриотами татары боролись за освобождение Речи Посполитой от стран завоевателей. Генералы Чимбай Мурза Рудницкий, Юсуф Беляк, Якуб Ясинский, Матей Сулькевич, Александр Мильковский, Юсуф Базаревич, полковники Гасан Конопацкий и Мустафа Якубовский, много других воинов-татар за свои ратные дела завоевали гордость и уважение белорусского и польского общества. Гербы и геральдические знаки XVI-XIX вв. свидетельствуют, что на Беларуси было более 50 известных татарских семейств. Оседлая татарская аристократия превратилась в аристократов - владетелей имений, фольварков и небольших деревень. В монографии Станислава Дзядулевича "Herbarz rodzin tatarskich w Polsce" ("Гербовник родов татарских в Польше", Вильно, 1929) сведения о 600 с лишним татарских родах разделены на две части: "Татарские роды, до сих пор оставшиеся мусульманскими" и "Роды татарского происхождения, принявшие когда-то христианство разного толка". Причём зачастую одни и те же роды имели и имеют как мусульманскую, так и христианскую ветви, что не мешало им не забывать своё татарское происхождение, благодаря чему их предки и стали шляхтичами. Примерно то же самое происходило с русскими дворянами татарского происхождения, с той лишь разницей, что они не стремились афишировать свои татарские корни. Оно и понятно: в России татарам намертво приклеен ярлык "врага и завоевателя", "поганого бусурмана" и т.д. В Речи Посполитой этнические, то есть "свои" татары зачастую выступали в роли героев многочисленных войн с соседними державами, в том числе с Московией. Многие польско-литовские татары, например, до сих пор гордятся своими предками, принявшими деятельное участие в Грюнвальдской битве 1410 года.
Глинские - княжеский род Великого Княжества Литовского и Московского Великого княжества, пользовался собственным гербом, который происходит от татарской родовой тамги, и символизирует княжескую власть, перед ним скипетр направлен вниз, с расщеплённым верхом. Род имел татарские корни, генеалогические традиции связывают его с Мамаем, сын которого, Мансур-Кият, когда-то покинул сыновей Скидара и Лекса (в крещении Александр). Последний выехал в Великое Княжество Литовское, принял православие и получил от великого князя Витовта земли на границе с Золотой Ордой и города Полтаву и Глинск (современный город Золотоноша Черкасской области Украины). Первым в исторических источниках в 1398 году упоминается Иван Александрович Глинский, который был женат на дочке князя Данилы Острожского Анастасии. В 1537 году владелица Полтавы Аграфена Байбуза (в девичестве Глинская) завещала город своему зятю Михаилу Грибуновичу. В родовом гербе Грибуновичей изображались змея, пробитая стрелой, и три золотых гриба. Согласно родовому преданию один из предков Грибуновичей, татарский мурза, увидел при дворе литовского князя спрятавшуюся среди грибов готовую к нападению змею и поразил её метким выстрелом из лука. В XVI веке под давлением церкви многие татары принимали христианство. Именно в это время появились христианские фамилии с татарскими корнями. Можно предположить, что национальный белорусский герой Кастусь Калиновский и великолепный поэт Максим Богданович восходят своими корнями к татарам. Этим можно только гордиться.
В XVII веке, когда началось контрнаступление католической церкви на православие, под мощный пресс попали татары, мусульманская религия. Многие вынуждены были принимать христианство по православному или католическому образцу. Или вообще покидать ставшие родными земли. Если в XVI веке на территории Великого княжества Литовского проживало 200 тысяч татар, то спустя 100 лет их осталось 30 тысяч. В 1939 году в польской армии был восстановлен полк липковских татар со своей униформой и знамёнами. Этот полк стал одной из последних воинских частей, сражавшихся против нацистов и после падения Польши. К началу XX столетия на территории Беларуси действовало более 20 мечетей. Молитвенные дома действовали в Глубоком и Докшицах. Фамилия Янукович, как и следует из развития повествования, принадлежала к одному из родов литовских татар Янук, и её носителями были жители небольшого шляхетского застенка, а ныне - деревеньки Януки Докшицкого района. В 20-х годах XX столетия (за Польшей) в Януках было 36 дворов и более ста жителей. В перечне мужских татарских имён находится имя Янгильде - Пришла душа (в значении "ребёнок родился"). Диалектальные варианты: Янай, Яныш, Янук. В очерках истории татарских дворянских родов значится род князей Кудашёвых. "Кудашёвы - русские княжеские роды, происходящие от татарских мурз. В списке с переписных книг города Темникова 1710 г. переписи воеводы Тимофея Панова между значится: "мурза Абдюк - 52 года, Тимербулат - 42 года умре, Аделыпины дети; у Абдюка дети - Смаил 29 лет, Янук - 27, Аюкай - 21 год. По ревизской сказке 1795 г. по пятой ревизии, поданной Краснослободской округи деревни Булаевой, показано: в деревне Булаевой, выселившейся после 4 ревизии из деревни Чёрной, мурзы Янук 40 лет, Аюкай 34 лет, Абдюковы дети князь Кудашёвы. У Янука дети - Селим 8 лет, Сеит полугоду..."
В архивных данных о мечетях и имамах за 1907 год Вятско-Полянской волости Малмыжского уезда Вятской губернии значится имам Мухаммат Каримович Януков 1881 года рождения. Фамилия Янук встречается не только среди татар, но и у мусульман-абхазов.
Янук-Оглы Анифе Мустафов 1911 г.р.
Янук-Оглы Леонид Аршакович 1948 г.р.
Виктор Янукович не забывает о своём происхождении, и его тянет на землю предков - только за время своего премьерства он уже дважды побывал в Януках - в 2003 и 2006 годах. На сегодняшний день в Беларуси коренных татар, тех, чьи рода живут здесь по 500-600 лет, насчитывается более 12 тысяч. Создано татарское культурно-просветительное объединение "Аль-Китаб", которое издаёт ежеквартальник "Байрам". Примечательно, что члены этого объединения внимательно следят за судьбой крымскотатарского народа и поддерживают восстановление его прав на своей исторической Родине. Примером этому можно привести данное Обращение, адресованное к депутатам Верховного Совета Автономной Республики Крым:
В связи с принятием Конституции Крыма 1 ноября 1995 года без учёта скромных правовых требований коренного населения Крыма - крымских татар на их исторической родине - в Крыму, Белорусское Республиканское объединение татар-мусульман "Аль-Китаб" обращается к вам с просьбой: будьте благоразумными, пересмотрите принятую вами Конституцию, учтите правовые интересы многострадального крымскотатарского народа на территории их исторической Родины - в Крыму.
Эти элементарные требования изложены в заявлении фракции Курултая крымскотатарского народа в связи с принятием Конституции Автономной Республики Крым, в заявлении Симферопольской городской организации Народного Руха Украины и других демократических организаций Крыма. Мы просим вас - не разжигайте национальную вражду! Будьте справедливы к элементарным национальным требованиям всех народов, живущих на полуострове! Откажитесь от политики пагубного великодержавного шовинизма! Весь мир напоминает вам об этом. Ещё раз просим вас и призываем к благоразумию, к справедливости по отношению коренного народа Крыма - крымских татар, на земле которых вы живёте, создавая искусственное большинство со времени оккупации Крыма, и особенно со времени насильственной депортации крымскотатарского народа.
(Подписано Президиумом Белорусского Республиканского объединения татар-мусульман "Аль-Китаб").