Техническая библиотека. Шкала Апгар для оценки состояния здоровья новорождённого ребенка

Шкалой Апгар пользуются акушеры, а также врачи-неонатологи, чтобы определить состояние новорожденного в первые минуты после его появления на свет. Результаты такого обследования вносятся в детскую медицинскую карту и учитываются педиатрами, а также узкими специалистами в первый год жизни младенца. Для родителей же шкала Апгар зачастую является чем-то непонятным. Давайте разберем, что такое оценка по Апгар и как расшифровать баллы, которые выставляют только что родившемуся карапузу.

История

Оценку всех новорожденных разработала врач-анестезиолог из Америки Вирджиния Апгар более 60 лет назад, поэтому шкала и носит ее имя. Целью создания такого обследования была возможность быстрой оценки состояния малышей сразу после родов. Метод оказался очень удобным и простым, что позволило ему войти в акушерскую практику. В наши дни шкалой Апгар пользуются тысячи врачей в разных уголках мира.

Показатели

По шкале Апгар оценивают такие критерии:

  1. Цвет кожи ребенка (Appearance). Такой показатель весьма информативен, прост и позволяет выявить нарушения кровообращения. Если тело младенца полностью бледное или отмечена синюшность по всей его поверхности, ставят 0 баллов. Бледная окраска нередко выявляется при гемолитической болезни. При розовой окраске тела, но синюшности рук и ног ребенку выставляется 1 балл. Если кожа тела карапуза полностью розовая, это 2 балла. Поскольку у большинства малышей цвет кожи красный, а синюшность конечностей выявляется очень часто, этот параметр наиболее часто занижает общую сумму по Апгар (детям редко ставят 2 балла).
  2. Частоту сердцебиений малыша (Pulse). Нормой пульса для новорожденных является 120-140 ударов за минуту. При отсутствии сердцебиений оценка будет 0 баллов. Если пульс меньше 100 ударов в минуту, крохе ставят 1 балл. При ЧСС у новорожденного выше 100 ударов выставляют 2 балла.
  3. Наличие рефлексов и реакции на стимуляцию (Grimace). Для их определения младенцу отсасывают из носа слизь и смотрят на его реакцию либо проверяют другие рефлексы. Отсутствие рефлекторных движений оценивают в 0 баллов, а за слабые рефлексы, представленные гримасой и движением, малютке выставляют 1 балл. Если кроха в ответ на раздражение активно двигается, громко кричит, чихает, кашляет, это оценивают в 2 балла.
  4. Состояние мышечного тонуса (Activity). В норме у новорожденного тонус мышц повышен, а кроха активно хаотично двигает ножками и ручками. Если мышечного тонуса нет, а конечности малютки свисают, параметр оценивают в 0 баллов. При слабом тонусе и небольшом сгибании конечностей ребенку ставят 1 балл, а активность и наличие выраженного тонуса дает право выставить 2 балла по этому признаку.
  5. Дыхание и крик ребенка (Respiration). Возрастной нормой частоты дыхательных движений для только что родившегося младенца является 40-45 за минуту. Если младенец громко закричит, это помогает ему дышать интенсивнее и является признаком хороших адаптационных возможностей карапуза. При отсутствии дыхания ребенок получает 0 баллов. Если дыхание нерегулярное и поверхностное, а крик слабый, это 1 балл. При нормальном дыхании и громком крике у ребенка будет оценка 2 балла. Если у ребенка асфиксия , именно этот параметр понижает сумму баллов по Апгар.


По шкале Апгар оценивают состояние новорожденного по 5 показателям

Расшифровка

Как уже было отмечено выше, врач оценивает каждый из показателей по 3-балльной системе: 0 – если признак отсутствует, 1 – если он выражен слабо, 2 – если все в норме и признак выражен ярко. Все выставленные баллы складывают и получают общую оценку.

Расшифровать сумму баллов у новорожденных поможет такая таблица:

0, 1 или 2 балла

Это критический показатель. Ребенок с такой оценкой при родах нуждается в срочной реанимации. В дальнейшем его нужно комплексно обследовать и наблюдать у специалистов.

3 или 4 балла

Это удовлетворительный показатель со средними отклонениями от нормы. Его довольно часто определяют у недоношенного малыша. При такой оценке младенец нуждается в пристальном внимании врачей.

5 или 6 баллов

Это удовлетворительный показатель, при котором имеются небольшие отклонения от нормы. Ребенок с такой оценкой тоже нуждается в повышенном внимании со стороны медиков.

7, 8 или 9 баллов

Это оптимальное значение для малыша при рождении. Оно радует и врачей, и новоиспеченных родителей.

10 баллов

Это наилучший показатель (максимальная оценка), который часто получает здоровый малыш за рубежом, но у отечественных врачей он не в ходу из-за нашего менталитета. Медики опасаются ставить максимум, чтобы не «сглазить» или считают, что идеального состояния у большинства младенцев в наши дни не бывает.


Алгоритм обследования

Оценку состояния младенца выполняют дважды – проводят один тест на первой минуте жизни, а затем повторный осмотр на пятой минуте. Сумму баллов записывают через черточку (как дроби), например, 7/8 будет означать, что сразу после родов у крохи было 7 баллов, а через 5 минут стало 8 баллов. Если же показатель будет 0/4, то это значит 0 баллов при родах и 4 балла на пятой минуте после рождения. Если необходимо, выполняется и третье обследование на десятой минуте.

Наиболее распространенной суммой по Апгар для здоровых малышей является 8 баллов. У таких младенцев отмечают нормы (2 балла) по трем параметрам и небольшое снижение (1 балл) по двум показателям, например, из-за синюшности конечностей и пульса ниже 100. Максимальные 10 баллов детям выставляют очень редко.


В большинстве случаев вторая/третья оценка бывает выше первой, что характеризуется, как положительная динамика. Это связано с адаптацией новорожденного к новым условиям жизни. У крохи учащается пульс, нормализуется дыхание, розовеет кожа, более активно проявляется защитный рефлекс и другие реакции. Однако встречается и понижение, например, 9/8 или 8/7. В таком случае медицинское наблюдение за малюткой усиливают.

Что означают следующие баллы

Давайте рассмотрим примеры оценок по Апгар и их значений:

8/9, 9/9 или 9/10

Младенец пребывает в очень хорошем состоянии и отлично себя чувствует. Пристальное наблюдение акушерского персонала после родов ему не требуется.

Ребенок находится в нормальном состоянии, хорошо себя чувствует и быстро адаптируется к жизни вне материнской утробы.

5/7, 6/7 или 7/8

Состояние здоровья крохи среднее. Младенец сразу после родов ослаблен, но адаптируется к новым условиям хорошо. Малютке не нужно внимательное медицинское наблюдение со стороны медперсонала.

Карапуз находится в удовлетворительном состоянии. Ему не нужен дополнительный присмотр акушерского персонала.

5/5 или 6/6

Состояние младенца удовлетворительное, но требует внимательного мониторинга в послеродовом периоде.

4/5 или 5/6

Малыш находится в состоянии ниже среднего, но имеется тенденция к его улучшению. За крохой следует внимательно наблюдать в течение первой недели жизни.

4/4 или 3/4

Состояние ребенка плохое. Ему нужна помощь акушеров и более тщательное наблюдение в первые недели после родов. Обычно такие оценки требуют третьего обследования на десятой минуте жизни.

2/3 или 3/3

Ребенок находится в критическом состоянии. В большинстве случаев ему следует выполнить срочную реанимацию.

1/2 или 2/2

Существует угроза жизни малютки, поэтому требуется провести реанимационные мероприятия.

0,1, 0/2 или 1/1

Жизнь младенца находится под угрозой. Нужна срочная реанимация и детальное обследование крохи.


Нормой по шкале Апгар являются баллы от 5/7 и выше

Прогноз

Рассказывая родителям о значении шкалы Апгар, следует отметить, что сумма баллов не всегда показывает реальную картину здоровья крохи. Не стоит забывать, что баллы выставляет человек (хоть он и медработник), основываясь на своем субъективном мнении и опыте.

Такую оценку также нельзя назвать диагнозом. Это лишь вспомогательный метод для педиатра и акушера, с помощью которого в считанные секунды определяется жизнеспособность малютки.

Высокими цифрами по Апгар не нужно гордиться, а низкие не должны стать поводом для дополнительной тревоги. Основная задача данного метода – помочь врачам своевременно оказать младенцу помощь.

Разница между 4-5 баллов и 8-9 баллов достаточно большая, но если кроха получил 7 или 8 баллов, это не должно расстроить маму, ведь показатель 9/9 не значит, что младенец более здоровый и крепкий, чем кроха с оценкой 8/8 или 7/7. Это может означать, что карапуз с 9 баллами кричал сильнее, а его рефлексы были более выраженными, а у малютки с 8 баллами могла отмечаться синеватая окраска кожи из-за затяжных родов.

Цифры Апгар лишь выступают сигналом для акушерского персонала, указывающим, какие мероприятия нужны малютке в родильном зале и в послеродовом отделении. После общего осмотра всем новорожденным проводят и другие обследования (анализ крови, анализ мочи, УЗД и прочие тесты), в результате чего определяется тактика по дальнейшему медицинскому сопровождению крохи.


В любом случае показатель по шкале Апгар ниже 5 означает, что новорожденному требуется внимание медперсонала намного больше, чем малышу с оценками 7 и выше баллов. Однако если на первой минуте кроха получил 4-5 баллов, а на пятой его состояние можно оценить в 7 или 8 баллов, то младенца переводят в категорию деток, которым не требуется пристальное медицинское наблюдение.

Отметим, что малютки после кесарева зачастую получают более высокие оценки по Апгар , поскольку естественный способ рождения более сложный для крохи и часто сопровождается гипоксией. По этой причине кесарята часто получают оценки 8 и 9.

Что касается многоплодной беременности, то у близнецов и двойняшек оценки Апгар преимущественно низкие. В большинстве случаев такие карапузы появляются на свет раньше, а у недоношенных деток показатели развития хуже, чем у родившихся в срок младенцев.

Низкая оценка Апгар выставляется и при родовых травмах, например, если ее следствием стал тяжелый спастический тетрапарез. Последствия таких травм бывают разными, но сказать точно, что ребенок будет инвалидом, в первые минуты после рождения сложно. Выставив крохе низкие баллы, младенцу оказывают нужную помощь и назначают лечение.


Шкала Апгар - это быстрое определение состояния жизнедеятельности новорождённых для решения вопроса о проведении неотложных мероприятий.

Подсчитывается общее количество очков по определённым критериям (их пять), и по результатам подсчёта определяется жизнестойкость ребёнка на первой и пятой минутах после рождения. Каждый пункт шкалы Апгар оценивается от 0 до 2 баллов, сумма при подсчёте составляет от 0 до 10. Это один из трёх параметров (кроме обязательного роста и веса), о которых извещаются родители, хотя для них шкала Апгар малоинформативна.

Она создана для немедленного реагирования неонатологами в случае угрожающих жизни состояний и необходимости использования специальной реанимационной аппаратуры. Раньше оценивать новорождённого доверяли медсёстрам, сейчас это - обязанность врача. В настоящее время с её помощью определяют степень гипоксии родившегося ребёнка.

Критерии шкалы Апгар — оценки новорождённых по шкале Апгар

Разработчик метода - Вирджиния Апгар , врач — анестезиолог, которая впервые обнародовала его в 1952 году на очередном ежегодном Конгрессе анестезиологов. Сейчас этой оценочной шкалой пользуются в родовспомогательных учреждениях всего мира. По мнению специалистов, это самый точный способ определения состояния жизнеспособности организма новорождённых на сегодняшний день.

Шкала Апгар — оценка новорождённых по шкале Апгар — включает 5 критериев:

2. Сердце.

3. Врождённые рефлексы.

5. Дыхание.

Если точнее, критерии идут именно в таком порядке и по начальным буквам составляют в целом имя разработчика:

Appearance - цвет кожи.

Рuls - сердечная деятельность.

Grimace - мимика.

Activity - тонус мышц.

Respiration - дыхание.

Каждый из пяти представленных пунктов, как упоминалось, оценивается от 0 до 2:

0 баллов - признак отсутствует;

1 балл - слабая выраженность;

2 балла - вариант нормы: яркая выраженность.

Цели оценки новорождённых по шкале Апгар

Шкала Апгар — оценка новорождённых по шкале Апгар - применяется сразу после рождения с целью решения вопроса о применении неотложных мероприятий:

— ИВЛ (искусственной вентиляции лёгких);

— помещение в специальный бокс;

— переливание крови.

Состояние оценивается непосредственно после того, как ребёнок появился на свет, чтобы при необходимости начать оказание неотложных мероприятий, т. к. к концу первой минуты помощь может оказаться уже бесполезной.

Основные показатели шкалы Апгар — оценка новорождённых по шкале Апгар

Физиологическая зрелость организма характеризуется следующими основными показателями:

1. Цвет кожи:

0 баллов: резкая бледность или общий цианоз (синюшность).

1 балл: нормальная окраска кожных покровов всего тела, но - цианотичные конечности.

2 балла: нормальная окраска кожи тела и конечностей.

Кожа новорождённого в норме розового оттенка, чаще всего такой цвет у новорождённых в результате кесарева течения, т. к. при извлечении не подвергается опасности гипоксии в связи с тем, что минует естественные родовые пути.

2. Пульс:

0 баллов: пульс не определяется,

1 балл: меньше 100 уд/мин.

2 балла: больше 100 уд/мин.

В норме частота пульса примерно 100 ударов в минуту.

3. Рефлексы:

0 баллов: отсутствие врождённых рефлексов.

1 балл: незначительные движения или гримасы, слабый стон вместо крика (слабая реакция).

2 балла: с первых секунд рождения - громкий крик, активные движения, кашель, чихание.

В норме рефлексы у здорового ребёнка - громкий крик, попытка оттолкнуться от подставленной к пяткам ладони и ползти, попытка идти, если ребёнка опереть ножками о стол, выразительная мимика.

4. Мышечный тонус:

0 баллов: тонус отсутствует, ручки и ножки ребёнка свисают.

1 балл: тонус снижен, конечности немного согнуты.

2 балла: выражены активные движения.

Мышечный тонус при рождении считается нормальным, когда ребёнок находится в сгруппированном положении, напоминающем позу в утробе матери: с прижатыми к туловищу конечностями - 2 балла. Если при попытке разогнуть ручки и ножки возникает слабое сопротивление - это 1 балл по шкале Апгар.

5. Дыхание:

0 баллов: дыхание отсутствует.

1 балл: нерегулярное прерывистое дыхание.

2 балла: нормальное спокойное дыхание.

Частота дыхательных движений (ЧДД) в норме у новорождённого составляет примерно 45 движений в минуту. Это 2 балла по шкале Апгар. Если ЧДД менее 45/мин, хриплое, неровное, ребенку дают кислород через специальную установку подачи кислорода. Если дыхание отсутствует, новорождённого срочно подключают к аппарату ИВЛ.

Как трактуется оценка новорождённых по шкале Апгар

По статистике максимальное количество баллов — 10 — при оценке новорождённых по шкале Апгар наблюдается лишь в 10 — 15% случаев. 10 баллов - это идеальный показатель на момент рождения ребёнка. В нашей стране такая оценка - исключительно редкая, причина - в менталитете и системе здравоохранения (в клиниках за рубежом десятки» ставятся часто).

Оценка не является отражением состояния здоровья или умственного развития и диагноза ребёнка. Это повод для быстрого реагирования на неотложное состояние ребёнка. Также не сказывается этот результат на дальнейшей жизни и развитии, если, конечно, он не находится близко к нолю или ноль. Шкала Апгар отражает объективные показатели жизнеспособности после рождения на первой и пятой минутах жизни. Это своеобразный диагностический экспресс — метод.

Оценка новорождённых в большинстве случаев составляет 7 — 8 или 8 — 9 баллов. Вторая цифра является оценкой, которая проводится на пятой минуте после рождения. При выписке указываются оба результата оценки новорождённого: первая, которая определяется в момент появления ребёнка и подразумевает, как ребёнок перенёс роды, и вторая, в динамике, через пять минут, обозначающая, как происходит приспособление новорождённого к окружающей среде вне утробы матери. Обычно она выше первой. Но иногда оценка новорождённых не изменяется и на пятой минуте жизни: 7 — 7.

Оценка новорождённых по шкале Апгар в 7 — 10 баллов наблюдается у практически здоровых детей.

Низкая (3 — 6 баллов ) оценка указывает на острую нехватку кислорода в крови у плода, которая возникла из — за гипоксии в утробе матери.

Причины развития гипоксии:

— патология у беременной;

— нарушения внутриутробного развития.

5 — 6 баллов означает лёгкую степень недостатка кислорода.

3 — 4 балла - гипоксия средней степени тяжести, в этих случаях необходима срочная реанимационная помощь для предотвращения дальнейшего ухудшения или спасения жизни.

0 — 2 балла - тяжёлая асфиксия (удушье).

Если на 5 — й минуте оценка, по — прежнему, не становится 7 баллов, наблюдение продолжают, пока не будет достигнуто 7 баллов. Как правило, возможные изменения фиксируются в течении первых 20 минут жизни.

В случае, если ребёнок набрал 6 баллов, он подлежит переводу из роддома в стационар. Выписка происходит после того, как состояние улучшится. Через определённое время, даже при наличии низкой оценки, нарушенные функции нервной системы восстанавливаются.

Судороги и кома - тяжёлая патология ЦНС, состояние по оценке шкалы Апгар составляет 0 — 4 балла.

Кроме различных нарушений здоровья у беременной, к развитию гипоксии у плода могут привести:

— курение и приём алкоголя в период беременности;

— травмы или инфекции.

Шкала Апгар и прогноз в будущем

Все клинические симптомы неврологических отклонений у новорождённого объеденены под общим названием - перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Выделяют несколько вариантов ПЭП в зависимости от преобладающих симптомов.

Необходимо знать, что низкая оценка необязательно приводит в дальнейшем к отрицательным результатам. Если на пятой минуте у ребёнка прибавляется баллы, или результат достигает 6 баллов - возможно в будущем всё придёт в норму. Результат меньше 6 баллов, в основном, имеют недоношенные дети. У многих новорождённых, имеющих при рождении разные формы перинатальной энцефалопатии (в т. ч. и средней тяжести), все нарушенные функции со стороны нервной системы со временем восстанавливаются полностью. Для будущей жизни ребёнка показатели шкалы Апгар не имеют никакого смысла. Это субъективная оценка состояния органов и систем на текущий момент, когда происходит определение жизнедеятельности организма ребёнка. Сравнивать здоровье или перспективы развития двух детей с разными оценками не имеет смысла. Даже если оценка составила 0 — 2 балла , это не означает, что ребёнок останется больным и недееспособным. Часто такие дети догоняют и даже в дальнейшем опережают в своём развитии сверстников с более высокими показателями. В дальнейшем здоровье ребёнка зависит от внимания и ухода родителей, правильного и неукоснительного выполнения всех советов врача.

Задание № 12012

Какой ви­до­из­ме­нен­ный побег пред­став­лен на рисунке? На­зо­ви­те эле­мен­ты строения, обо­зна­чен­ные на ри­сун­ке циф­ра­ми 1, 2, 3, и функции, ко­то­рые они выполняют.


Пояснение

Побег - лу­ко­ви­ца:

1 - соч­ный че­шуе­вид­ный лист, в ко­то­ром за­па­са­ют­ся пи­та­тель­ные ве­ще­ства и вода

2 - при­да­точ­ные корни, обес­пе­чи­ва­ю­щие по­гло­ще­ние воды и ми­не­раль­ных ве­ществ

3 - почка, обес­пе­чи­ва­ет рост по­бе­га

Дублирует за­да­ние 11342.

Критерии оце­ни­ва­ния от­ве­та на за­да­ние С2 Баллы
Ответ вклю­ча­ет все на­зван­ные выше элементы, не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок 3
Ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских ошибок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 3 на­зван­ных выше элемента, но со­дер­жит не­гру­бые био­ло­ги­че­ские ошиб­ки 2
Ответ вклю­ча­ет 1 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских ошибок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше элементов, но со­дер­жит не­гру­бые био­ло­ги­че­ские ошиб­ки 1
Ответ не­пра­виль­ный 0
Максимальное ко­ли­че­ство баллов 3

Пример 1.

На ри­сун­ке представлен ви­до­из­ме­нен­ный побег: 1,3 – лист, 2 – корневище. Кор­не­ви­ще берет из почвы ор­га­ни­че­ские вещества и воду. А лист вы­пол­ня­ет функцию за­па­са минеральных и пи­та­тель­ных веществ

Выставленные экс­пер­та­ми баллы: 1/0; оцен­ка выпускника – 1.

Выпускник не на­звал видоизмененный побег, не­вер­но определил почку, на­звал придаточные корни корневищем. Кроме того, до­пу­стил ошибки при опи­са­нии функций листа и корня. За до­пу­щен­ные грубые ошиб­ки он дол­жен был по­лу­чить 0 баллов. Оцен­ка одним экс­пер­том завышена, уче­ник получил 1 балл.

Задание № 18220

Какой орган че­ло­ве­ка обо­зна­чен на ри­сун­ке циф­рой 4? Какое стро­е­ние он имеет? Объ­яс­ни­те вы­пол­ня­е­мые им функции, ис­хо­дя из его строения.


Пояснение

1) 4 - трахея

2) Состоит из хрящевых полуколец, которые соединяются сзади со стороны пищевода соединительно-тканной перегородкой.

3) Функция трахеи: проведение воздуха

Баллы
3
2
1
Ответ не­пра­виль­ный 0
Максимальный балл 3

Пример 1.

Под цифрой 4 изображена трахея дыхательной системы. Трахея отходит от гортани и разветвляется на два бронха, которые ветвятся и впадают в лёгкие. Трахея трубчатый орган. В стенках органа расположены хрящевые кольца. По трахее проходит воздух при вдохе и выдохе, он проходит к лёгким. Это проводящий орган.

Выставленные экспертами баллы: 1/1; оценка выпускника - 1.

В ответе выпускника присутствуют три элемента ответа. Первый элемент соответствует эталону. Второй и третий элементы раскрыты не полностью. В стенках трахеи имеются хрящевые полукольца, а не кольца. Не раскрыта важная особенность трахеи - прилегание к пищеводу мягкой стенкой. А, в связи с этим, не объяснена функция трахея, заключающаяся в защите пищевода от механических повреждений.

Следуя критериям, оба эксперта выставили выпускнику по 1 баллу.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

На рисунке изображена трахея, которая имеет особое строение. На рисунке не показано, что трахея граничит с пищеводом, по которому проходит пища. Комки пережёванной пищи различны по размерам, они давят на мягкие стенки пищевода и трахеи. Прилегающие стенки трахеи тоже мягкие, они образованы соединительной оболочкой. По трахее проходит воздух, он проникает в бронхи и альвеолы лёгкого. Трахею относят к органам воздухоносных путей.

Выставленные экспертами баллы: 1/2; оценка выпускника - 2.

Ответ неполный. Не полностью раскрыты такие элементы ответа как: 2 и 3. Учащийся не указал важный признак трахеи – наличие хрящевых полуколец, несмотря на то, что написал в ответе о соприкосновении трахеи и пищевода, и прохождении пищевых комков пищи. В ответе не раскрыта причинно-следственная связь между строением органа и выполняемой им функцией.

За неполный ответ один эксперт выставил 1 балл, второй – 2 балла. Оценка выпускника за ответ 2 балла. Ответ заслуживает оценки 1 балл.

Оцените это решение в баллах:

Задание № 21335

На рисунке изображён стрелолист с листьями разных форм (1, 2, 3). Какая форма изменчивости характерна для разнообразия этих листьев? Объясните причину их появления. Какую форму листьев будет иметь стрелолист, выросший на отмели?


Пояснение

Элементы ответа:

1) разнообразие форм листьев у одного растения - это модификационная изменчивость;

2) листья растения развивались в разных средах и условиях жизни, поэтому у него сформировались листья разных форм;

3) стрелолист на отмели будет иметь стреловидные листья.

Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния задания Баллы
Ответ вклю­ча­ет все на­зван­ные выше элементы, не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских ошибок 3
Ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских ошибок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 3 на­зван­ные выше элемента, но со­дер­жит не­гру­бые био­ло­ги­че­ские ошибки 2
Ответ вклю­ча­ет 1 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских ошибок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше элементов, но со­дер­жит не­гру­бые био­ло­ги­че­ские ошибки 1
Ответ не­пра­виль­ный 0
Максимальный балл 3

Пример 1.

Следует знать, что у организмов имеется модификационная изменчивость, то есть ненаследственная. Она не передаётся по наследству, но зависит от факторов среды. Когда тот или иной фактор прекращает действовать, то изменений не наблюдаются. При хорошем сбалансированном кормлении скота животные хорошо выглядят и набирают вес. Если рацион ухудшится, то коровы будут худеть. Модификационная изменчивость наблюдается и у растений. Приведён классический пример растения с такой формой изменчивости. 1 - листья в наземно-воздушной среде, 2 - на поверхности воды округлые, 3 - в воде листья в виде длинных узких полосок. На отмели листья будут, как и на воздухе.

Выставленные экспертами баллы: 2/2; оценка выпускника - 2.

Выпускнику в соответствии с эталоном и критериями оба эксперта выставили по 2 балла, несмотря на немногословность ответа. Ответ неполный нет третьего элемента ответа.

Как показал анализ ответов на это задание, некоторые выпускники не дали ответ на вопрос задания: «Какую форму листьев будет иметь стрелолист, выросший на отмели?». Затруднения связаны не с биологическими знаниями, а со знанием русского языка, точнее, с его не знанием. Некоторые выпускники не знают, что такое «отмель». Так русский язык неожиданно повлиял на выставление баллов по биологии.

Оцените это решение в баллах:

В этой статье:

Вот уже более 60 лет наши новорожденные малыши проходят свой первый экзамен – оценку своего состояния по шкале Апгар. Что же она собой представляет и для чего нужна?

62 года назад в 1952 году, первая американская женщина-профессор, магистр в области здравоохранения, директор подразделения Национального фонда врожденных пороков – Вирджиния Апгар предложила систему определения состояния новорожденных детей на первой минуте жизни по 10 бальной системе – «Оценка новорожденного по шкале Апгар». Для простоты запоминания критериев оценки воспользовалась начальными буквами своей фамилии:

  1. A- внешний вид ребенка (цвет кожи);
  2. P - пульс ребенка(ЧСС);
  3. G- гримаса, (реакция в ответ на раздражитель);
  4. A- активность и мышечный тонус малыша;
  5. R - дыхательные движения ребенка.

Каждый критерий оценивается количеством баллов от 0 до 2. Сумма баллов определяет состояние ребенка в определенный момент и составляет диапазон от 0 до 10.

Оценка по шкале Апгар несет в себе полную информацию о ребенке и предназначена в первую очередь для врача роддома, чтобы иметь возможность быстрого реагирования и определения, какому из малышей нужна экстренная помощь в неотложных лечебных процедурах, или всего лишь более пристальное внимание.

Методика подсчета баллов

Количество баллов дает оценку и обобщает реакцию малыша на первой минуте жизни (во внематочной среде) – восстановлению нарушений важных функций организма, мероприятиям направленных на восстановление возможного сбоя сердечных сокращений, и нарушении дыхания во время родов. Каждому из пяти критериев присваивают баллы – 0, 1 или 2 балла. Наилучшим суммарным показателем является – 8, 9, и 10 баллов.

Оценку по данной шкале определяют на первой и пятой минуте после родов. Поэтому, их всегда две – например, 7/8 или 8/9 баллов. Обычно к пятой минуте малыш может прибавить себе до 2х баллов. Если сумма баллов на пятой минуте жизни ребенка не превышает -7, в течение 20 минут, через каждые 5 минут проводят контрольный осмотр.

  • Показатель результата по шкале Апгар в 7, 8, 9 и 10 баллов характеризует состояние новорожденного без видимых патологий. Максимальную оценку — 10 получает очень мало деток, в основном – 7/8 и 8/9 баллов. Вторая оценка, выставляемая к пятой минуте, обычно на 1, 2 балла выше, хотя и не всегда. Она может оставаться, к примеру – 8/8 или 9/9. Таких деток сразу прикладывают к груди мамы и отдают под ее опеку.
  • Состояние новорожденных оцененное в 6 баллов — свидетельство неустановившегося дыхания, пониженного мышечного тонуса, слабого реагирования на раздражители с частотой пульса в 100 ударов/мин и больше. Такое состояние – свидетельство средней степени асфиксии (недостаток кислорода). Состояние оцененное 6 бальной оценкой, считают удовлетворительным, но требующим определенных лечебных мероприятий.
  • Срочная реанимационная помощь — мероприятия по предотвращению развития осложнений или спасение жизни, требуется малышам состояние которых, оценено от 4 до 6 баллов.
  • Результат по данной системе на первой минуте рождения – от 0 до 3 баллов, свидетельство замедленного пульса, изменения или отсутствия дыхания, кожный покров бледный, отмечается мышечная атония. Такое состояние – результат тяжелой асфиксии.

Низкий показатель по шкале Апгар – от 3 до 6 обусловлен тем, что у ребенка острая нехватка кислорода, и это свидетельство наличия хронической гипоксии, которая сформировалась еще в период беременности, или кислородное голодание, произошедшее во время родов.

Причиной хронической гипоксии может быть:

  • Патология беременности;
  • Возможные пороки развития плода.

Причина острой гипоксии – различная степень осложнения при родах.

Не всегда низкая оценка критерия, может привести к плачевным результатам. Положительная динамика в состоянии малыша, по шкале Апгар, позволяет надеяться на положительный результат. Если в течение пяти минут малыш прибавит себе 1 или 2 балла, который поднимет показатель, хотя бы до 6, у него есть шанс выкарабкаться. В большинстве, такие детки вполне нормальные и здоровые, лишь некоторым возможно понадобиться лечение или наблюдение у невролога.

Недоношенные дети имеют оценку критерия ниже, чем доношенные дети и она редко превышает показатель в 6 баллов. Но не стоит расстраиваться отсутствием 9 или 10 баллов, ведь это тест чисто предварительный, и в основном предназначен для врачебного анализа. А дальнейшее развитие ребенка зависит только от внимания и заботы родителей.

Причины неблагоприятных проявлений

Тяжелые состояния новорожденных обусловлены не только наличием асфиксии при родах или сразу же после них. Они могут быть следствием множества других факторов – травм или инфекций.

  • Легкая форма поражения мозга – «синдром нервно-рефлекторной возбудимости», оценивается по шкале Апгар в 7 баллов
  • Среднюю степень тяжести – «синдром угнетения центральной нервной системы», и «гипертензионно-гидрецефальный синдром» оценивают от 6 до 7. Причиной могут служить неблагоприятные факторы течения беременности и родов.
  • Тяжелые поражения ЦНС вызывают коматозный и судорожный синдромы, и аттестация по данной шкале = 1 / 4 единицы. Таких деток переводят из роддома в стационар и лишь при стойком улучшении состояния с оценкой в 7, выписывают домой под контроль педиатра и невролога.

Большинство детей с показателями по 6/7 баллов, перенесших легкую, среднюю или даже тяжелую форму перинатальной формы энцефалопатию, при надлежащем уходе полностью восстанавливают деятельность ЦНС. Так, что низкий, первоначальный показатель по шкале Апгар не повод к панике.

Оценка критериев — от сердечка до цвета кожи

Работа сердца

Сердечко малыша работает интенсивней, чем у взрослого человека. Частота сердечного ритма, в идеале – 130/мин, 140/мин. Такая работа сердца оценивается в 2 балла. Замедление сердцебиения – 1 , при отсутствии сердцебиения или единичных проявлениях = 0 .

Частоту сердечных сокращений (ЧСС) определяют, в течение шести секунд на первой минуте жизни ребенка. Методом:

  • выслушивания;
  • пальпации – прощупывание грудной клетки для определения сердцебиения;
  • прощупывание пульса на бедренных, сонных или пупочных артериях.

Результат сокращений сердечка, определенного за шесть секунд, умножают на число – 10, и определяют количество сокращений в минуту.

  • Деткам, у которых ЧСС в минуту менее 100 ударов, делают искусственную вентиляцию легких кислородом до нормализации ЧСС.
  • При результате ЧСС превышающий показатель 100/сек. – оценивается состояние кожного покрова.

Показатель дыхания

При нормальном дыхании ребенок делает в минуту от 40 до 45 дыхательно-выдыхательных движений. Крик пронзительный и громкий, в этом случае малыш зарабатывает +2 очка. При замедленном и нерегулярном дыхании, негромком крике или стоне вместо него, ребенок зарабатывает единицу. При отсутствии того и другого – аттестация = 0.

  • Если у ребенка дыхание отсутствует, в условиях родильной операционной, чтобы не потерять драгоценное время, ему при помощи мешка «Амбу» делают вентиляцию легких – ко рту и носику прикладывается маска, и при помощи резинового мешка вручную нагнетается воздух в легкие малыша. Оказав первую помощь и стабилизировав дыхание ребенка, его переводят в реабилитационный блок.
  • При судорожном, поверхностном, или нерегулярном дыхании, проводится процедура вентиляции легких. При таких нестандартных ситуациях о высоких -9/10 показателях речь не идет.
  • Если дыхание самостоятельное и регулярное – оценивается ЧСС и показания по шкале Апгар. Это могут быть показатели 7/8 или 8/9.

Оценка мышечного тонуса

Если с новорожденным все в норме, только что родившись, он стремится избавиться от позы «эмбриона» и, почувствовав свободу активно размахивает ручками — получает 2 заветных очка.

Не исключено что именно они увеличат его показатели до оценки 9/9 или даже до 9/10. При согнутых ручках и ножках, слабых и редких движениях – 1 балл, что по шкале оценивается как 4/6 или 6/7 с учетом сердцебиения и показателем дыхания. Отсутствие движений = 0 баллов.

Оценка рефлексов

Несмотря на свою беспомощность, благодаря врожденным рефлексам, только что родившийся младенец уже многое умеет. Явно выраженные глотательные, сосательные и хватательные рефлексы добавят в его копилку еще 2 очка. Это приблизит его к заветным 10 баллам. Отсутствие некоторых рефлексов или их недостаточная выраженность, ограничивается оценкой +1, а полное отсутствие рефлексов =0.

Цвет кожного покрова

В идеале, бледно-розовый или ярко- розовый цвет новорожденного + 2 балла. Таким образом, совокупность 2х баллов всех пяти показателей приводит к идеальному варианту = 10 баллам.

Наличие на руках и ножках синюшного оттенка показатель гипоксии. Оценка +1 . Излишне бледная кожа с синюшным оттенком = 0.

Общая оценка, которую заработал новорожденный, вписывается в карту ребенка при выписке из роддома. Она является показателем для участкового педиатра, чтобы сразу обратить внимание на возможные проблемы в состоянии здоровья малыша. В соответствии с этими результатами, составляется график прививок и обеспечивается более пристальное медицинское обслуживание.

Не стоит расстраиваться по поводу низких показателей. Оценка новорожденного по шкале Апгар со стандартами в 10 баллов, не является показателем его развития и оценкой интеллектуального потенциала. Забота, любовь и внимание позволят ребенку в дальнейшем получать отличные оценки независимо от тех, которые он получил в роддоме.

Обязательный параметр оценки состояния новорожденного – шкала Апгар. Все знают, что она существует, но вот что кроется под этим названием и каковы критерии оценивания, знают лишь единицы. Сегодня мы будем пополнять список информированных мам и пап относительно этого вопроса. Итак, что кроме веса и роста малыша имеет важное значение?

В первые минуты жизни врачам необходимо сделать обследование ребенка на предмет жизнеспособности, которое проводят по шкале Апгар

Понятие шкалы Апгара

Под шкалой Апгар подразумевается определенная система оценивания самочувствия ребенка в первые минуты его жизни. В первые пять минут после появления на свет оценивается ряд способностей новорожденного малыша.

Акушеры имеют возможность понять, на сколько хорошо себя чувствует ребенок, основываясь на 5 основных критериях: мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, пульс, цвет кожи, характер дыхания.

Все баллы по данным позициям суммируются и в итоге дают полноценную оценку общего состояния новорожденного. Когда показатели ниже нормы, ребенка передают для более пристального наблюдения и в случае необходимости проводятся реанимационные процедуры. Впервые эту систему использовала Виржиния Апгар, предложившая ее еще в 1952 году. Будучи врачом-анестезиологом, Виржиния Апгар применяла этот метод для выявления детей, требующих реанимационных манипуляций. Позднее метод получил обширное распространение, как наиболее простой и эффективный. Теперь его используют по всему миру, получая достоверную информацию о самочувствии малыша.

Критерии для оценивания

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Рожденные дети сложно поддаются объективной оценке, но все же шкала Апгар позволяет выявить тяжелые случаи и оперативно разрешить имеющиеся проблемы. Низкая суммарная оценка по шкале Апгар помогает запланировать ряд медицинских действий, направленных на предотвращение угрозы жизни новорожденного ребенка.


За каждый показатель шкалы Апгар начисляются баллы, если их мало, то ребенку требуется помощь врачей

Каким образом оценивается каждый из пяти критериев:

  • 0 баллов – признак полностью отсутствует;
  • 1 балл – признак представлен в слабой или средней степени;
  • 2 балла – признак имеет сильное выражение.

Ниже приводим таблицу, которая отражает важные показатели самочувствия новорожденного малыша в баллах по шкале Апгар:

Параметр для оценки Количество баллов
0 баллов 1 балл 2 балла
Цвет кожи Кожа малыша имеет бледный или синюшный оттенок Тело ребенка имеет розоватый цвет, за исключением конечностей, которые имеют синюшный оттенок Все тело имеет розоватый оттенок
Пульс Отсутствует Меньше 100 Больше 100
Наличие рефлексов Нет реакции на вводимый носовой катетер Имеется слабовыраженная реакция на вводимый носовой катетер Имеется четкая реакция организма на вводимый носовой катетер: чихание, движение, кашель
Тонус мышц Тонус отсутствует, руки и ноги свисают Низкий тонус и незначительное сгибание рук и ног Активные движения
Дыхание Отсутствует Дыхание отличается прерывистостью, крик - слабостью Дыхание является нормальным, крик - громким

Средний балл обычно составляет 7-8. Он характеризует нормальное самочувствие новорожденного и отсутствие явных патологических особенностей. Далее мы подробно остановимся на каждом из пяти показателей шкалы Апгара.

Дыхание

Балл будет максимальным, если количество дыхательных движений в минуту равно 40-45. Высшая оценка по шкале Апгар также ставится в случае громкого крика сразу после рождения.

Способность плакать, но отсутствие сильного крика, а также наличие дрожи в голосе и медленных дыхательных движений позволяют поставить лишь 1 балл. Когда дыхания нет, равно как и звуков, акушеры заносят в табель ноль баллов по данному показателю.

Пульс

Кроха при родах наравне с мамой много трудился, выбираясь из животика, а значит частота пульса должна быть большой. Когда сердце бьется с частотой 130-140 ударов в минуту – это хороший показатель, который оценивается в 2 балла. Показатель пульса более 100 ударов в минуту соответствует максимально возможному количеству баллов.

Малыш, испытывавший при родах гипоксию, т.е. недостаток кислорода, дышит более медленно и пульс его реже, чем при норме. В таком случае новорожденный получает по данному критерию 1 балл. Полное отсутствие пульса у ребенка и нарушение сердечной деятельности вынуждает акушеров поставить минимальный балл (0) состоянию новорожденного.


Движения рук и ног новорожденного ребенка говорят о нормальном мышечном тонусе

Малютка находился в мамином животике в однотипной позе, что в большинстве случаев приводит к повышенному тонусу мышц при рождении. Внезапно обретенная свобода движений сразу после появления на свет приводит к появлению резких беспорядочных движений. Это признак удовлетворительного тонуса мускулатуры.

Малышу, который держит ножки и ручки в согнутом положении и шевелит ими лишь изредка, ставится оценка в 1 балл по Апгару. Когда движений нет совсем ставится 0.

Наличие рефлексов

Цвет кожи

Внешний вид малютки, а именно цвет его кожного покрова также весьма важный критерий для оценивания общего самочувствия крохи. Нормальный оттенок кожи новорожденного варьируется от ярко-розового до бледно-розового. Кроха, имеющий розовый оттенок кожи, получает отметку 2 балла по рассматриваемой нами системе. Когда имеет место некоторая синюшность – малыш получает 1 балл. При сильно выраженной синюшности ставится 0 баллов. Такой цвет кожи может свидетельствовать о цианозе, который был вызван высоким процентом гемоглобина в крови, а это, в свою очередь, может быть последствием анемии или гипоксемии.


У новорожденного ребенка может наблюдаться синюшность кожи, но к пятой минуте она обычно становится меньше

Оценки на практике

Исходя из выше сказанного, мы видим, что под оценивание попадает каждый признак, и сумма показаний суммируется. Итоговая цифра дает усредненную оценку самочувствия малыша. Оценка новорожденного по шкале Апгар производится на 1-ой и на 5-ой минуте жизни и, таким образом, в итоге получаются две цифры, разделенные дробью, например, 7/8, 7/6, 5/4 и т.д.

  • Новорожденный ребенок, получивший оценку от 0 до 3 баллов, в большинстве случаев нуждается в реанимационных действиях, для чего проводится стимулирование дыхания, пульса и т.д. Дети, имеющие оценку 3 и ниже по рассматриваемой шкале, требуют медицинской помощи, так как их состояние расценивается как угрожающее жизни.
  • При постановке оценки в 7 и более баллов можно говорить о том, что ребенок имеет нормальное самочувствие.
  • Малыши, получившие оценку в 10 баллов, имеют отличное состояние, но такие случаи большая редкость в акушерской практике.

Пять минут имеют значение

Часто бывает, что вторая оценка, идущая через дробь более высокая по сравнению с первой. Это связано с тем, что она является результатом оценивания состояния малыша через 5 минут после рождения, а значит за этот период кроха уже успевает приспособиться к новым условиям. При изменении оценки в худшую сторону акушерский контроль за новорожденным усиливается.

Дети, получившие оценки в 5 и менее баллов нуждаются в пристальном наблюдении врачей гораздо более своих сверстников, получивших при рождении 7, 8, 9 или 10 баллов. Кроха, на первой минуте имевший 5 баллов, а к концу 5-ой минуты получивший уже 7-балльную отметку, автоматически переходит в категорию детей, не требующих дополнительного ухода.


Если в результате оценки новорожденного по шкале Апгар с ребенком все хорошо, то его отдают счастливой маме

Любопытно, что дети, рожденные на свет путем кесарева сечения, имеют в итоге более лучшие оценки по сравнению с детьми, прошедшими долгий естественный путь рождения. Кесарята обычно имеют оценку от 8/8 до 9/9 баллов по рассматриваемой системе. Ниже приведем примеры расшифровки показателей.

Шкала Апгара в примерах

  • 0/2, 1/2, 2/2 – состояние ребенка оценивается как угрожающее жизни;
  • 2/3, 3/3 – состояние считается критическим (ребенок с такими показателями после 5 минут жизни требует проведения ряда реанимационных процедур);
  • 3/4, 4/4 – самочувствие ребенка расценивается как плохое и требующее пристального внимания со стороны медперсонала, но в то же время подразумевается наличие тенденции к его улучшению;
  • 4/5, 5/6, 6/6 – самочувствие ниже среднего, требующее внимательного отношения в первую неделю;
  • 5/7, 6/7, 7/8 – состояние здоровья среднее, что означает общую слабость малыша, но кроха все же не требует пристального наблюдения со стороны врачебного персонала; данные показатели считаются пределом нормы по шкале Апгар;
  • 8/8 баллов по шкале Апгар – состояние здоровья в норме или выше среднего, что говорит о том, что малыш будет хорошо прибавлять в весе, если грудного молока у мамы будет достаточно;
  • 8/9, 9/9, 9/10 – самочувствие характеризуется как очень хорошее, а значит кроха будет хорошо прибавлять в весе и требовать пристального внимания со стороны медиков;
  • 10/10 по шкале Апгар – данный показатель свидетельствует об идеальном состоянии здоровья малыша (случаи такие очень редки).

Система оценивания по шкале Апгар позволяет получить средние, но объективные показатели состояния здоровья только что рожденного малыша. Вне всяких сомнений, данная система имеет два важных субъективных фактора. Первый из них – индивидуальные особенности организма новорожденного, а второй – профессиональные навыки врача-акушера, проводящего обследование. Согласитесь, оценивает ребенка именно врач, а не сама шкала.