Тесты виды глаголов в русском языке.

Дидактический комплекс по теме «Время глагола».

Пояснительная записка

Дидактический комплекс по теме «Время глагола» для учащихся 5-6 классов составлен на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы».

Дидактический комплекс детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного стандарта основного общего образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Задания дидактического комплекса подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся.

Материалы данного комплекса могут быть использованы при работе с любыми учебниками, соответствующими программе по русскому языку для 5-6 классов для проведения итогового и промежуточного контроля знаний учащихся по теме «Время глагола».

С недавнего времени в нашей стране обязательным стало сдавать ЕГЭ, и данный комплекс позволит учителям и учащимся начать подготовку к экзамену заранее, т.к. структура заданий соответствует структуре ЕГЭ. В этом и заключается актуальность дидактического комплекса.

Цели: - помочь учителю осуществлять контроль знаний при проверке домашних заданий и при закреплении полученных знаний;

Помочь учащимся подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, так как материалы комплекса по структуре соответствуют материалам итоговых экзаменов;

Задачи: - развить у учащихся умение применять полученные знания;

Развить внимание, память, логическое мышление у учащихся;

Развить творческие и коммуникативные способности у учащихся;

Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

Структура заданий и критерии оценивания

Данный комплекс содержит тестовые задания, т.к. тест – является одним из эффективных и наиболее точных методов проверки и контроля знаний учащегося.

Тестовые задания данного комплекса разделены на 3 уровня сложности:

Уровень А – базовый (содержит 10 вопросов). К каждому вопросу предлагается не менее 3 ответов. За каждый правильный ответ ставится 1 балл.

Уровень В – более сложный (содержит 3-5 заданий). Каждое задание требует краткого ответа. За каждый правильный ответ ставится 2 балла.

Уровень С – повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания нужно написать развернутый ответ (часто это мини-сочинение небольшого объема). Задание оценивается по традиционной пятибалльной системе.

На выполнение тестовых заданий отводится целый урок (40-45 минут).

Тест №1

Уровень А

А1. Глагол – часть речи, которая обозначает:

    Признак

    Действие

    Признак по действию

    Предмет

А2. Укажите, какой грамматической категории нет у глагола:

    Залога

    Склонения

    Времени

    Наклонения

А3. Укажите, какая грамматическая категория глагола обозначает отношение действия к моменту речи:

    Наклонения

    Залога

    Спряжения

    Времени

А4. Укажите ряд слов, где все глаголы стоят в настоящем времени:

    Читает, говорил, убежит

    Забираешь, заберешь, приклеит

    Вспомнил, придет, плавает

    Рисует, думает, ждет

А5. Укажите ряд слов, где все глаголы стоят в прошедшем времени

    Уходит, застучала, сделает

    Рассматривал, делал, решает

    Вынес, напишет, ушел

    Нарисовал, ощутил, понял

А6. Укажите ряд слов, где все глаголы стоят в будущем времени

    Кричал, просмотрел, подойдет

    Запомнил, собирает, заметит

    напишет, приберет, застелет

    слушает, записал, кричит

А7. Укажите ряд (ы) слов, где глагол стоит в форме простого будущего времени:

    Встретим на перроне

    Я планирую уехать

    Позвоню вечером

А8.Укажите, какой глагол не имеет формы настоящего времени:

    грести

    Мерить

    собирать

    Чинить

А9.Укажите, от каких глаголов можно образовать форму настоящего времени:

    Скрипеть

    Говорить

    Лететь

    Рубить

А10. Укажите, какие утверждения ошибочны:

    Форму настоящего времени могут иметь глаголы только несовершенного вида

    Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива с помощью суффикса – л-

    Форму будущего сложного времени имеют глаголы совершенного вида

Уровень В

(1)Если вы по утрам будете сидеть тихо, без резких движений, где-нибудь в саду или огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко. (2)Попробуйте бросать птице червяков или крошки хлеба сначала издалека, потом все уменьшая расстояние. (3)Вы добьетесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищу из рук.

В1. Из предложения 1 выпишите глагол(ы) в форме будущего сложного времени.

В2. Напишите, в форме какого времени употреблен глагол попробуйте в предложении (2)

В3. Выпишите глаголы настоящего времени

В4. Из предложения (3) выпишите глагол(ы) в форме простого будущего времени.

В5. Поставьте глагол бросать из предложения (2) в форму прошедшего, настоящего и будущего простого времени во мн.ч.

Уровень С.

С1. Напишите о том, как вы помогаете птицам зимой.

Тест № 2

Уровень А

А1. Укажите глагол совершенного вида:

    Просить

    Обидеть

    смотреть

    бежать

А2. Укажите предложение, в котором есть безличный глагол(ы):

    Зимой темнеет рано..

    Я вышла на воздух освежиться.

    От времени серебро темнеет.

    Я не вижу в этом ничего плохого.

А3. Укажите неверное суждение (неверные суждения):

    От инфинитива нельзя образовать глаголы будущего времени.

    Глаголы в форме настоящего времени могут быть только совершенного вида.

    Безличные глаголы изменяются по лицам.

А4. Укажите ряд(ы), где допущена ошибка:

    Верится – сов.в., 2 л., ед.ч., наст.в.

    Позвонил – нес.в., безлич., пр.в.

    Раздается – нес.в., безлич., наст.в.

    Заменить – инф., 2 спр.

А5. Укажите глагол в повелительном наклонении:

    Мог бы

    Увидимся

    Поджарьте

    Выпил

А6. Укажите ошибку в употреблении глагола:

    Лягу

    Нагибаться

    Лягет

    Езжу

А7. Укажите речевую ошибку:

    Одеть туфли

    Надеть костюм

    Одеть куклу

    Надеть пальто

А8. Укажите ряд(ы) слов, где неправильно образована форма настоящего времени

    Дерзить – дерзю

    Прилечь- прилягу

    Попробовать – попробоваю

    Бежать – бегу

А9. Укажите глагол в форме прошедшего времени совершенного вида:

    Убегал

    Летали

    Выступили

    Выступали

А10. Укажите ошибку в характеристике глагола рассвело :

    1 спряжение

    Переходный

    Несов.в.

    Безличный

Уровень В.

Прочитайте текст и выполните задания В1-В5

(1)Зимой зайцы кормятся корой деревьев. (2)За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. (3)Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. (4)Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. (5)Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. (6)Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. (7)Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. (8)Когда светлеет, он ложится в снег.

В1. Из текста выпишите безличный (ые) глагол (ы).

В2. Из предложения (3) укажите, в каком наклонении используется глагол ходил.

В3. Укажите номер(а) предложения (ий), в котором (ых) все глаголы совершенного вида.

В4.Из текста выпишите возвратный (ые) глагол (ы).

В5. Укажите номер (а) предложения (ий), в котором (ых) есть глагол в условном наклонении.

С1. Напишите мини сочинение на тему –«Зимний лес».

Тест 3.

Уровень А

А1. Укажите, сколько временных форм имеет глагол:

А2.Укажите, глагол в неопределенной форме:

    Касается

    Касаться

    Касались

    Касаюсь

А3. Укажите грамматическую (ие) ошибку (и):

    Не ложите

    Поезжай

    Выходи

    Садитеся

А4. Укажите постоянные морфологические признаки глагола:

    Род, склонение, число

    Время, род, лицо

    Возвратность/ невозвратность, спряжение, вид

    Разряды

А5. Укажите разноспрягаемый (ые) глагол (ы):

    Брить

    Хотеть

    Дать

    Терпеть

А6. Укажите ряд (ы) слов, где все глаголы имеют форму прошедшего времени:

    Кричать

    Обернулся

    Уходило (лето)

    Нарисует

А7. Укажите предложение с безличным глаголом:

    Произошло чудо

    К вечеру посвежело

    Цветы удивительно пахнут

    Никто не хотел возвращаться

А8. Укажите, в каком наклонении нет форм настоящего времени:

    Повелительном

    Изъявительном

    Условном

    Условном и повелительном

А9. Укажите, какие грамматические формы есть только у глагола:

    Время

    Род

    Наклонение

    Падеж

А10. Укажите верное (ые) утверждение (я):

    У глагола нет категории склонения

    Вид –непостоянный признак глагола

    Глагол обозначает действие предмета

    Глаголы совершенного вида не спрягаются

Уровень В.

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5

(1)В пути много бед ждет перелетных птиц. (2)Вот стаю ласточек застал ураган далеко от берега. (3)Свирепый ветер гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо. (4)Если бы показался какой-нибудь пароход! (5)Птицы опустились бы прямо на палубу, прижались бы к ней. (6)Летите, ласточки, к людям, они вам помогут.

В1. Укажите, в форме какого наклонения стоит глагол летите в предложении (6)

В2. Укажите номер (а) предложений, где глагол (ы) стоят в форме условного наклонения

В3. Из текста выпишите глаголы условного и повелительного наклонения.

В4. Из текста выпишите глаголы в форме настоящего времени

В5. Каким членом предложения выражен глагол ждет в предложении (1).

Уровень С.

С1. Напишите сочинение – рассуждение на тему «Кому нужна моя помощь?»

Тест 4.

Уровень А

А1.

Приложение 1

Тест по теме «Глагол»

1. Какие морфологические признаки имеет глагол?
А) падеж, наклонение, род;
Б) склонение, лицо, время;
В) вид, наклонение, время, лицо, число;
Г) род, число, падеж;
Д) склонение, лицо, время, род, число, падеж.

2. Выберите вариант с переходным глаголом:
А) любить музыку;
Б) зайти за другом;
В) уйти домой;
Г) улыбаться девушке;
Д) одеться к ужину.

3. Какие глаголы обладают категорией рода?
А) глаголы настоящего времени;
Б) возвратные глаголы;
В) глаголы неопределенной формы;
Г) глаголы прошедшего времени;
Д) глаголы будущего времени.

4. От каких глаголов образуется форма настоящего времени?
А) выбросить, взять, просмотреть;
Б) приехать, сочинить, построить;
В) поздравить, сказать, взять;
Г) сочинять, помогать, дышать, поздравлять;
Д) написать, дыхнуть, выбросить.

5. Определите наклонение глаголов: спойте, сходил бы, напишу.
А) условное, повелительное, изъявительное;
Б) изъявительное, условное, повелительное;
В) повелительное, условное, изъявительное;
Г) изъявительное, повелительное, условное;
Д) условное, изъявительное, повелительное.

6. Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?
А) гнать, дышать, держать, слышать;
Б) брить, стелить;
В) бежать, хотеть;
Г) видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, смотреть, вертеть;
Д) все глаголы на –уть.

7. Какие глаголы являются безличными?
А) горевать, ночевать, бушевать;
Б) улыбается, умывается, одевается;
В) бродить, предупредить, дерзить;
Г) шелестеть, говорить, устремить;
Д). нездоровится, взгрустнулось, дышится

8. Назовите постоянные признаки глагола:
А) время, лицо, род;
Б) вид, число, время;
В) вид, спряжение, переходность;
Г) спряжение, лицо, число;
Д) наклонение, спряжение, время.

9. В каких глаголах пишется ь?
А) в инфинитиве, во II лице единственного числа, в повелительном наклонении;
Б) в глаголах I спряжения условного наклонения;
В) в глаголах II спряжения повелительного наклонения;
Г) во всех безличных глаголах;
Д) в глаголах прошедшего времени.

10. Как образовать видовую пару глаголов: разрезать, рассыпать?
А) с помощью перестановки ударения;
Б) с помощью приставок;
В) с помощью суффиксов;
Г) путем чередования гласных в корне;
Д) с помощью приставок и суффиксов.

11. Выберите вариант с суффиксом –ова- в глаголах:
А) доказ..вать, испыт..вать;
Б) доклад..вать, запис..вать;
В) врач..вать, гор..вать;
Г) след..вать, завид..вать;
Д) воспит..вать, использ..вать.

12. Выберите вариант с суффиксом –ева- в глаголах:
А) рад..вать, проб..вать;
Б) во..вать, гор..вать;
В) побесед..вать, расслед..вать;
Г) чувств..вать, мотивир..вать;
Д) оборуд..вать, завид..вать.

13. Выберите вариант с глаголами I спряжения:
А) встречаться, решать;
Б) обидеть, лечить;
В) решить, встретить;
Г) исправить, торопиться;
Д) накормить, заблудиться.

14. Выберите вариант с глаголами II спряжения:
А) добыть, желать;
Б) вязать, добывать;
В) играть, искать;
Г) спорить, утешить;
Д) обещать, ругать.

15. Какие причастия имеют краткую форму?
А) цветущее поле;
Б) плескавшиеся о берег волны;
В) покрытые снегом горы;
Г) бившиеся о гранитные берега;
Д) ползущий по земле.

16. От каких глаголов можно образовать только одну форму причастий?
А) побелеть;
Б) краснеть;
В) раскрыть;
Г) разбрасывать;
Д) колоть.

17. Выбрать причастие, образованное от глагола II спряжения:
А) кача..мый волной;
Б) извива..щийся змеей;
В) ла..щий пес;
Г) бре..щийся утром;
Д) дыш..щий еле-еле.

18. Укажите вариант с одной –н- в причастии:
А) снегом окропле..ые;
Б) заряже..а отрицательно;
В) озаре..ый солнцем;
Г) занесе..ые метелью;
Д) окрыле..ые мечтой.

19. Укажите предложение с деепричастием несовершенного вида:
А) Отшумев, замолчала листва.
Б) Напившись чаю, Василий уселся против огня.
В) Старик отошел, понурив голову.
Г) Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.
Д) Лиственницы смиренно сторонились, давая дорогу.

20. В каком варианте обстоятельство, выраженное деепричаст-ным оборотом, не обособляется?
А) Широко разинув пасть медведь зарычал.
Б) Покорившись необходимости переждать ненастье я занялся патронами.
В) Ребята слушали экскурсовода разинув рот.
Г) Приблизившись к хвойному лесу егерь спустил его с поводка.
Д) Птенец взъерошивал перышки с жадностью проглотив червячка.

Ответы на тест «Глагол»

Ключ

1 В
2 А
3 Г
4 Г
5 В
6 В
7 Д
8 В
9 А
10 А
11 Г
12 Б
13 А
14 Г
15 В
16 А
17 Д
18 Б
19 Д
20 В

1 вариант

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает:

1) действие предмета;

2) признак предмета;

3) предмет.

2. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени:

1) будете снимать 3) плыл

2) надо укрепить 4 ) прочтёшь

3 . Найдите глагол, который не употребляется в 1 лице ед.ч.

1) сыпать 3) смазывать

2)намазывать 4)победить

4

1) сыграть 3) заигрывать

2) разыграть 4) держать

5 . Найдите глагол, стоящий в форме настоящего времени:

1) разожгу 2) строить 3) кушаю 4) сжевал

6. В предложении глагол обычно бывает:

1) подлежащим;

2) дополнением;

3) сказуемым

7. Укажите строку, во всех глаголах которой не с глаголами пишется слитно:

1) (не)здоровится, (не)достанет, (не)придет;

2) (не)побрился, (не)навидит, (не)хочет;

3) (не)взлюбил, (не)доумевает, (не)годует.

8. Укажите словосочетание, в состав которого входит глагол с -ться:

1) медленно плетет..ся;

2) радостно смеят..ся;

3) легко дышит..ся;

4) слегка колышит..ся.

9. Укажите ряд, все глаголы которого относятся к совершен­ ному виду:

1) увидеть, убежать, застелить;

2) шить, прыгать,

3) решить, решать, печатать.

10 . Найдите в данном предложении глагол совершенного вида :

Он не мог равнодушно говорить об англомании своего соседа и

поминутно находил случай его критиковать.

1) не мог 2) находил 3) критиковать

4) говорить 5) нет таких глаголов

11. К какому спряжению относится глагол сердиться ?

1) к первому спряжению

2) ко второму спряжению

12. Найдите глагол, в котором на месте пропуска следует написать букву И :

1) бре..м 3) слыш..шь

2) се..м 4) шага..те

13. Найдите глагол, в котором на месте пропуска сле­дует написать букву е :

1) ход..м 3) люб..те

2 ) та..т (таять) 4) завис..шь

14 . Найдите глагол в 3 лице мн.ч., в котором на месте пропуска следует написать букву а(я):

1) (они) терп..т 3) (они) целу,.т

2)(они) стел..т. 4) (они) напомина..т

15 . Найдите глагол в 3 лице мн.ч., в котором на месте пропуска сле­дует написать букву у(ю ):

1) (они) дыш..т 3) (они) довод..т

2) (они) включ..т 4) (они) танцу..т

16 . Найдите ряд, в каждом слове которого в 3 лице ед. ч. на месте пропуска следует писать букву И

1) (он) уч..т, ненавид..т

2)(он) бре..т, звон,.т

3) (он) пропада..т, нрав..тся

4) (он) пада..т, покрыва..т

17 .Найдите словосочетание, в котором окончание глагола написано без ошибки :

1) пилем дрова 2 ) полят грядки

3 ) весело трепещат

4) обидится на пустяк

18. В какой пословице употреблена неопределённая форма глагола?

1) Со счастьем хорошо и по грибы ходить.

2) У кого много дел впереди, тот назад не оглядывается.

19. Какие признаки глагола имеет неопределённая форма глагола?

1) время

2) вид

3) лицо

20.

1) видиш..,2)пахуч..,3) съеш..4) береч.. .

21. В каком ряду все глаголы стоят в форме 2лица ед.ч.?

1) смеется, играешь, говорю

2)шутишь, ругаешь, бежишь

3)стоять, молчат, говоришь

Контрольный тест по теме «Глагол» 5 класс

2 вариант

1. Глаголы изменяются:

1) по падежам и родам;

2) временам и числам;

3) лицам и падежам.

2. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени:

1) покатиться 2) выходит 3)задали 4) будет смотреть

3. В предложении найдите глагол несовершенного вида:

Ася словно избегала меня, но уже не позволила себе ни одной из тех

шалостей, которые так удивили меня.

1) избегала 3) удивили

2) не позволила 4) нет таких глаголов

4 . К какому спряжению относится глагол хватать?

1) к первому спряжению

2) ко второму спряжению

5. Найдите глагол, в котором сле­дует писать букву И :

1) налива..м 3)покупа..т

2) мысл..шь 4) меша..тся

6 . Найдите глагол, в котором сле­дует писать букву Е :

1) прос..те 3) слыш.т

2) копа..шь 4)обид...шься

7. Найдите ряд, в каждом слове которого на месте пропуска следует писать букву а(я)

1) (они) участву..т, топ..т

2) (они) гон..тся, лов..т

3) (они) став..т, стел..т 4 ) (они) пада..т, топч..т

8. Найдите глагол, в котором следует писать букву у(ю):

1) (они)протесту..т

2)(они) довод..тся

3) (они) мысл..т

4)(они) дыш..т

9 . Найдите словосочетание, в котором окончание глагола написано с ошибкой :

1) кружишься в вальсе

2 ) съедешь на картонке

3) служат родине

4) меня греит

10 . Найдите глагол 3 лица ед.ч., в котором следует писать букву И:

1) помыка..т

2) верт..т

3) мо..т

4) хныч..т

11. Найдите ряд, в каждом

слове которого на месте пропуска следует писать букву Е:

1) указыва..т, верт..м

2) протягива..т, слыш..т

3) хлын..т, использу..т

4) нрав..мся, наступ..т

12 . Укажите глагол II спряжения

1) играть 3) молоть

2) смотреть 4) сыграть

13. Найдите глагол, стоящий в форме настоящего времени:

1) разожгу 3) строить

2) кушаю 4) сжевал

14. В какой строке все глаголы пишутся раздельно с НЕ?

1) (не)говорить, (не)догнать,(не)домогать

2) (не)навидеть, (не)годовать, (не)здоровится

3) (не)накрывать, (не)смотреть, (не)любить

15. В какой строке все глаголы несовершенного вида?

1) Расправлять, загореть, требовать, закрыть;

16. Укажите номера предложений, в которых глагол стоит в форме 3-го лица и пишется с -тся:

1) Где-где только светят..ся узенькие окна.

2) Солдат приучают одеват..ся быстро.

3) Он желал светлым днём вполне налюбоват..ся.

17. В какой строке все глаголы относятся к I спряжению?

1) Леп..т, смотр..шь, завис..т, леч..м, держ..те;

2) просе..т, стел..шь, зелене..т, красне..те, ропщ..т.

18. В каких словах не пишется мягкий знак?

1) молчиш..; 3) зажеч..;

2) грач..; 4) отреж...

19. В каком ряду все слова стоят в неопределённой форме глагола?

1) смеётся, радуется, говорить, жаловаться

2) искать, стремиться, нервничать, беречь

20. В каком предложении употреблен глагол совершенного вида?

1) Во весь опор назад он скачет.

2) С середины неба глядит месяц.

3) Песни умолкли.

21 . В каком ряду все глаголы стоят в форме 1 лица мн.ч.?

1)думаем, спорю, слушаться

2)рассуждают, бродит, хочу

3) идём, говорим, слышим

Ответы

1 вариант

2 вариант

ГЛАГОЛ

Тест № 1.

1. Что обозначает глагол?

1) Предмет.

2) Признак предмета.

3) Действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

1) Кто? что?

2) Какой? какая? какое? какие?

3) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

1) Главным членом.

2) Второстепенным членом.

4. Изменяется ли глагол по числам?

1) Да. 2) Нет.

5. Сколько временных форм имеют глаголы?

1)2 2)3 3)4

6. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме...

1) прошедшего времени;

2) настоящего времени;

3) будущего времени.

7. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

1) Что делает? что делают?

2) Что сделает? что будет делать?

3) Что делал? что делали?

8. Выбери глаголы будущего времени.

1) пробежала 3) прилетит 5) запищат

2) воркует 4) напишу 6) сфотографирует

9. Один ученик считает, что глаголы расправили, выполз, проснулась, пригрело, имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А ты как думаешь, в форме какого времени эти глаголы?

1) Прошедшего времени.

2) Будущего времени.

3) Настоящего времени.

10. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

1) По числам.

2) По падежам.

3) По родам.

11. Определи род глаголов: подходила, опустела, наполнилась.

1) Мужской род.

2) Женский род.

3) Средний род.

12. Окончание -о у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме...

1) мужского рода;

2) женского рода;

3) среднего рода.

13. Нулевое окончание у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме...

1) Мужского рода;

2) женского рода;

3) среднего рода.

14. Выбери глаголы среднего рода.

1) смешался 4) впряглись 7) выглянуло

2) подтаяла 5) скрипит 8) заговорила

3) осветило 6) приблизилось 9) вздрогнул

Проверь себя!

1.3; 2.3; 3.1; 4.1; 5.2; 6.2; 7.3; 8.3, 8.4, 8.5, 8.6; 9.1; 10.1, 10.3; 11.2; 12.3; 13.1; 14.3, 14.6, 14.7.

ГЛАГОЛ

Тест № 2.

1. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы...

1) что делал? что сделал?

2) что сделает? что будет делать?

3) что делать? что сделать?

2. Выбери в словосочетаниях глаголы в неопределенной форме.

1) работает добросовестно 5) приступить к работе

2) приятно посмотреть 6) пошел медленно

3) трудно построить 7) пообедать вовремя

4) чистит аккуратно 8) гуляет ежедневно

3. Какие глаголы изменяются по лицам?

1) Глаголы прошедшего времени.

2) Глаголы настоящего времени.

3) Глаголы будущего времени.

4. Как определить лицо глагола?

1) По числу.

2) По окончанию.

3) По местоимению.

4) По вопросу.

5. На какие вопросы отвечают глаголы первого лица единственного числа?

1) Что я делаю?

2) Что ты делаешь?

3) Что он делает?

6. Если глагол отвечает на вопросы: что он делает? что они делают?, то какого он лица?

1) Первого лица.

2) Второго лица.

3) Третьего лица.

7. Выбери глаголы второго лица.

1) мы восхищаемся 4) ты поздравляешь

2) они мечтают 5) он приобретает

3) вы расцветаете 6) я советуюсь

8. Какого лица глаголы припечет, зазеленеет, соберутся, опустятся.

1) Первого лица.

2) Второго лица.

3) Третьего лица.

9. Глаголы какого лица имеют окончания -ешь, -ишь?

1) Первого лица.

2) Второго лица.

3) Третьего лица.

10. Глаголы какого спряжения имеют окончания : -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (ют)?

1) Первого спряжения.

2) Второго спряжения.

11. Какие окончания имеют глаголы второго спряжения?

1) -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)?

2)-у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят)?

12. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

1) Проспрягать его.

2) Изменить по лицам и числам.

3) Определить спряжение.

13. Как можно определить спряжение глагола?

1) По вопросу.

2) По форме третьего лица множественного числа.

3) По форме первого лица единственного числа.

4) По неопределенной форме.

14. Какие глаголы относятся к первому спряжению?

1) Те, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить.

2) Те, которые в неопределенной форме оканчиваются не на -ить, а на -ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, -еть, -ти.

15. У глаголов второго спряжения неопределенная форма оканчивается...

1) на -ить.

2) не -ить, а на -ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, -етъ, -ти.

16. Если глагол в неопределенной форме оканчивается на -ить, значит, он...

1) первого спряжения;

2) второго спряжения.

17. Если глагол в неопределенной форме оканчивается на -ать, -ять, значит, он...

1) первого спряжения.

2) второго спряжения.

Проверь себя!

1.3; 2.2, 2.3, 2.5, 2.7; 3.2, 3.3; 4.3, 4.4; 5.1; 6.3; 7.3, 7.4; 8.3; 9.2; 10.1; 11.2; 12.3; 13.2, 13.4; 14.2; 15.1; 16.2; 17.1;

ГЛАГОЛ

Тест № 3.

1. Какая буква пропущена в окончании глаголов : про лета...шь, сия...м, мечта...шь, отвеча...шь, боремся, пиш...те, запрещаем, тян...м, встречаете, зеленеем, ро...м, рису...м?

1)-е 2) -и

2. Какая буква пишется в окончании глаголов : пил...шь, помн...м, корм...м, черт...шь, вер...м, пристро...м, чист...те, готов...м, прав...м, слав...шь, за-став...м, мороз...шь?

1)-е 2) -и

3. Найди ошибку в написании глаголов.

1) сочиняет стихи

2) водит машину

3) ищит ошибку

4) представит к награде

5) предоставит слово

6) колет дрова

7) моит посуду

8) гуляит на улице

4. Написание безударных гласных -е и -и в окончаниях глаголов зависит от...

1) их спряжения;

2) формы времени;

3) формы лица;

4) формы числа.

5. Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно узнать его...

1) спряжение;

2) время;

3) лицо;

4) число.

Для этого ставим глагол в форму...

5) 3-го лица множественного числа.

6) 1-го лица множественного числа.

Если окончание -ут (-ют), значит, глагол I спряжения и следует писать гласную е. Если окончание -ат (ят), значит, глагол II спряжения и следует писать гласную и.

6. Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных личных окончаний глагола.

1) Ставлю глагол в форму 3-го лица множественного числа.

3) Определяю спряжение глагола: если окончание -ут (ют) - глагол I спряжения: пишу е; если окончание -ат (-ят) - глагол II спряжения: пишу и.

4) Смотрю на окончание.

7. Какую гласную нужно писать в глаголах : узна…шь, заглян...шъ, провожа…шь, сдела...шъ, жела…шь, игра...шъ, напиш...шь, чита...шь, выреза...шь?

1)-е 2)-и

8. Какую гласную нужно писать в глаголах : выполн…шь, посмотр...шъ, слож...шь, замет…шь, приход…шь, просверл...шь, провер…шь, накле...шь, выпил…шь?

1)-е 2) –и

9. Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно знать его спряжение. Для этого ставим глагол...

1) в неопределенную форму.

2) в форму прошедшего времени.

Если неопределенная форма глагола оканчивается на -ить, значит, глагол II спряжения и в окончании следует писать гласную...

3) -и 4)-е

Если неопределенная форма глагола оканчивается не на -ить, значит, глагол I спряжения и в окончании следует писать гласную...

5) -и 6)-е

Проверь себя!

1.1; 2.2; 3.3, 3.4, 3.7; 4.1; 5.1,5; 6.2, 6.1, 6.4, 6.3; 7.1; 8.2;

9. 1.3, 9.1. 6.

ГЛАГОЛ

Тест № 4.

1. Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных личных окончаний глаголов.

1) Смотрю, на что оканчивается неопределенная форма глагола.

2) Нахожу глагол с безударным личным окончанием.

3) Ставлю глагол в неопределенную форму.

4) Определяю спряжение глагола: если неопределенная форма оканчивается на -итъ, это глагол II спряжения - значит, пишу и; если неопределенная форма оканчивается не на -итъ, это глагол I спряжения - значит, пишу е.

2. Укажи глаголы с буквой е в окончании.

1) подума...шь 3) ответ...шь 5) выступ...шь

2) послуша...шь 4) запомн...шь 6) передела...шь

3. В каких пословицах в окончании глаголов пишется буква е?

1) Дружная семья и землю превраща…т в золото.

2) Скромность украша...т человека.

3) Труд корм...т, а лень порт...т.

4) От гнева старе...шь, от смеха молоде...шь.

4. Укажи глаголы-исключения II спряжения.

1) вертеть 4) дышать 7) слушать 10) алеть

2)зеленеть 5) пахать 8)вечереть 11)гнать

3) смотреть 6) слышать 9) обидеть 12) терпеть

5. Укажи в каждом ряду «лишний» глагол.

1) а)нос...м б) посмотр...м в)пиш...м г) ход...м

2) а)отыщ...м б)крас...м в)гоня...м г)слуша...м

6. Выбери глаголы II спряжения.

1) гон...шь 5) смотр...шь

2) гоня...шь 6) посматрива..шь

3) обижа...шь 7) держ...шь

4) обид...шь 8) поддержива...шь

7. Выбери глаголы I спряжения.

1) плава...т 4) подход...т 7) заработа…т

2) чист...т 5) опута...т 8) натян...тся

3) вид...т 6) прицеп...т 9) вырв...т

8. Определи спряжение глаголов.

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоня...шь стаи туч.

Ты волну...шь сине море,

Всюду ве...шь на просторе.

(А. Пушкин)

1) Первое спряжение.

2) Второе спряжение.

9. Назови орфограмму в словах : начали, сеяли, видели, верили.

1) Безударная гласная в корне.

2) Безударная гласная в окончании.

3) Безударная гласная в суффиксе.

Проверь себя!

1.2, 1.3, 1.1, 1.4; 2.1, 2.2, 2.6; 3.1, 3.2, 3.4; 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 4.9, 4.11, 4.12; 5.1 - в, 5.2 - б; 6.1, 6.4, 6.5, 6.7; 7.1, 7.5, 7.7, 7.8, 7.9; 8.1; 9.3.

ГЛАГОЛ

Тест № 5.

1. Как проверить правописание безударной гласной в суффиксе глаголов прошедшего времени?

1) По окончанию глагола в форме 3-го лица множественного числа.

2) По неопределенной форме глагола.

2. У глаголов прошедшего времени в безударном положении перед суффиксом -л пишется та же гласная, что и...

1) перед -ть, -ти в неопределенной форме;

2) в окончании глагола в форме 3-го лица множественного числа.

3. Восстанови порядок орфографических действий. При написании безударных гласных в суффиксе глаголов прошедшего времени.

1) Ставлю глагол в неопределенную форму.

2) Перед -ть, -ти пишется....

3) Нахожу глагол прошедшего времени с безударной гласной в суффиксе.

4) Пишу ту же гласную перед суффиксом -л.

4. Выбери глаголы с безударной гласной е в суффиксе.

1) вид...ли 5) езд...ли

2) замет...ли 6) отправ...ли

3) се...ли 7) выв...л

4) слыш...ли 8) стро...ли

5. Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы.

1) Всегда во рту, а не проглот…шь,

а)-е б) -и

2) Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит - во...т, сяд...т - землю ро...т.

а) -е б) -и

3) Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглян...т, всяк заплач...т.

а) -е б) -и

4) На стене висит, болта...тся, всяк за него хвата...тся.

а) -е б) -и

5) Отбав...шь - больше будет, прибав...шь - меньше станет.

а) -е б) -и

6) Весна пригрева...т - он шубу надева...т, зима пройдет - снима...т.

а)-е б) -и

7) Сидит - зелене...т, летит - желте...т, лежит - черне...т.

а) -е б) –и

8) Под кустами, под елками кат...тся клубок с иголками.

а)-е б) -и

6. Вставь пропущенные буквы.

1) Буря мглою небо кро...т,

Вихри снежные крутя;

То как зверь она заво...т,

То заплач...т, как дитя.

(А. Пушкин)

а)-е б) -и

2) Куст заден...шь плечом -

На лицо тебе вдруг

С листьев брызн...т

Роса серебристая.

(И. Никитин)

а)-е б) -и

3) Поет зима - аука...т,

Мохнатый лес баюка...т

Стозвоном сосняка.

(С.Есенин)

а)-е б) -и

4) ...Последний луч зари на башнях умира...т,

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угаса...т.

(В. Жуковский)

а) -е б) -и

7. Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы.

1) Очень люб...т молодца, а бьют, колот...т без конца,

а)-я б) -ю

2) К вечеру умира...т, поутру ожива...т.

а)-е б) -и

3) Горя не зна...т, а слезы пролива...т.

а) -е б) -и

4) Гляжу я в окошко -- ход...т черная кошка,

а) -е б) -и

5) Язык есть, да не говорю, крылья есть, да не летаю, глаза есть, да не мигаю, ног нет, да не догон... шь.

а)-е б) -и

6) Не стукн...т, не брякн...т, а ко всякому подойдет,

а)-е б) -и

7) Всех перелетных птиц черней, чист...т пашню от червей.

а) -е б) -и

8) По лужку он важно брод...т, из воды сухим выход...т, нос.т красные ботинки, дар...т мягкие перинки.

а) -е б)- и

Проверь себя!

1.2; 2.1; 3.3, 3.1, 3.2,3.4; 4.1, 4.7; 5.1 - б, язык; 5.2 - а, жук; 5.3 - а, лук; 5.4 - а, полотенце; 5.5 - б, яма; 5.6 - а, лес; 5.7 - а, лист; 5.8 - б, еж; 6.1 - а, 6.2 - а, 6.3 - а, 6.4 - а; 7. 1 - а, мяч; 7.2 - а, день; 7.3 - а, туча; 7.4 - б, ночь; 7.5 - б, рыба; 7.6 - а, сон; 7.7 - б, грач; 7.8 - б, гусь.