Ученик грызет гранит науки. Кто призывал грызть гранит науки? Кто призывал грызть гранит науки, Сократ

В публикациях, имеющих отношение к образованию и обучению, очень часто можно встретить призыв «грызть гранит науки». Обычно образное пожелание исходит из уст представителей старшего поколения, когда они обращаются к учащейся молодежи – школьникам и студентам. Но вряд ли каждый, кто употребляет этот , в точности знает, его корни.

Впервые призыв «грызть гранит науки» прозвучал в выступлении революционера, партийного и государственного деятеля молодой Страны Советов Льва Давидовича Троцкого.

В октябре 1922 года, выступая на открытии V съезда комсомола, Троцкий, один из самых авторитетных лидеров советского государства, обратился к подрастающей революционной смене с зажигательной речью.

Назвав комсомольцев наиболее честными, чуткими и сознательными представителями трудовых слоев общества, Троцкий призвал их закаляться, готовиться на смену старшему поколению и усердно «грызть гранит науки» молодыми зубами. Именно в подобной формулировке это образное выражение имело самый сильный смысл: только крепкими и молодыми зубами можно «разгрызть» твердые знания, которые накопило человечество.

«Грызть гранит науки» – задача молодежи

Слова Троцкого почти сразу же превратились в яркий и красочный афоризм, имевший значение боевого лозунга молодежи. Через несколько дней в газете «Правда» появилась статья, в которой речь шла о необходимости учиться и активно разгрызать гранит науки.

Изречение Троцкого вместе с его профилем печатали на обложках ученических тетрадок, чтобы постоянно напоминать школьникам о необходимости упорно овладевать знаниями.

В те трудные для страны годы, разумеется, никто не призывал рабочую молодежь повально идти в вузы и получать высшее образование. В стране, где во времена царского режима значительная часть населения была неграмотной, понятие «грызть гранит науки» означало прежде всего овладение самыми элементарными знаниями, без которых было невозможно построение нового общества.

«Гранитный» афоризм нашел свое отражение в песне популярного в те годы автора С. Третьякова «Молодая гвардия», превратившись в строки: «Упорною учебой грызем наук гранит». Эти было встретить и в зажигательных народных частушках. Молодежь активно подхватила призыв партийного лидера. Постепенно товарища Троцкого утратила авторство и стала крылатым выражением, дошедшим до современности.

Источники:

  • Гранит науки

Совет 2: Как появился фразеологизм «грызть гранит науки»

Выражение приобрело огромную популярность после выступления Л.Д. Троцкого на пятом Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи 11 октября 1922 года.

Великий оратор Троцкий

Лев Давидович тогда произнес: «Наука не простая вещь, и общественная наука в том числе, - это гранит, и его надо грызть молодыми зубами». И еще: «Учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену!»

Уже вскоре поэт-футурист С.М.Третьяков в стихотворении «Молодая гвардия» написал: «Упорною учебою / Грызем гранит наук». Удачную фразу тут же подхватили многие другие поэты, писатели и журналисты.

Вообще, один из лидеров Октябрьской революции и создатель Красной Армии Лев Троцкий слыл непревзойденным оратором. Неудивительно, что многие фразы из его выступлений быстро становились «крылатыми» и уходили в народ.

Так случилось, например, с выражениями: «Отправить на свалку истории», «Я сын трудового народа» и «Пролетарий, на коня!». Последнюю фразу позднее, в начале тридцатых годов, перефразировали в лозунги: «Комсомолец, на !» и «Женщина, на трактор!»

Только, сам ли Троцкий фразу «грызть гранит науки» или просто удачно использовал речевой оборот, употреблявшийся в узком кругу революционной ? Вопрос на сегодняшний день открытый.

Другие претенденты на авторство

В автобиографической книге видного революционера, главного теоретика партии эсеров, министра во Временном правительстве Керенского и председателя Учредительного собрания, Виктора Михайловича Чернова «Перед бурей» имеется двенадцатая глава. Она посвящена событиям 1899 года и называется "Грызуны науки" в германских университетах». В этой главе есть такой отрывок:

«"Нет, не останется!" - твердо и уверенно отвечал Михаил Гоц. И помню, однажды прибавил: "У меня тут наготове целый выводок наших будущих продолжателей, смены нашей: грызут гранит науки по германским университетам...".

Михаил Гоц, в уста которого В.М. Чернов вложил фразу «грызть гранит науки», был одним из основателей партии эсеров и ее боевого крыла. Умер он в 1906 году в возрасте 40 лет Женеве.

Но, свои мемуары В.М. Чернов писал на склоне лет. Скончался он в 1952 году в Нью-Йорке. Там же в 1953 году вышли в свет его воспоминания. В нашей стране они впервые были изданы в 1993 году.

За давностью лет нет уверенности, что В.М. Чернов точно воспроизвел фразу, услышанную более полувека назад. В данном конкретном случае, книгу вряд ли можно считать абсолютно надежным источником.

Символ смерти среди цветения жизни. Познающая мир и науку среда обычно молодежная. Она веселая и бесшабашная везде и всюду. Весь многовековой студенческий фольклор свидетельствует о том.

Студенты живут будущим, потому что они молоды и красивы. Вино и девушки - основные темы их песен, и лишь где-то на периферии их творчества мелькают ироничные тирады о многотрудной работе по усвоению знаний, которые накопило человечество. Так откуда же гранит - символ косности и смерти, появился в их цветущей среде? Кто призывал грызть гранит науки?

Правда другая - символ этот окрашен творчеством студентов в иронично-бесшабашные тона, но, тем не менее, он заземляет и мертвит то, что жаждет радоваться и осчастливить своей радостью весь мир.

Сократ и древнегреческие Академии

Считается, что системное обучение молодых людей ввел в древнегреческую культуру бессистемный мудрец Сократ. Философ из бочки отозвался об этом в том смысле, что свободный ум Сократа изготавливает клетки в зеленых садах Академии для молодых умов. Если бы у него, выражаясь по-современному, был авторитет поменьше, тогда бы он имел право учить. А так молодежь станет заглядывать ему в рот. И молодые гибкие ростки обратятся в камень под старческим взглядом Сократа.

Кто призывал грызть гранит науки, Сократ?

Нет, такого не случится, - возражает Сократ, - потому что для меня ученики не сосуды, но факелы. Я их не наполняю, а зажигаю.

И действительно, от сократовской Академии разрослись буйные сады философии по всему античному миру. Нигде никакой косности. Стоики, софисты, эпикурейцы, материалисты, идеалисты… За все последующие 2,5 тысячи лет не возникло в философии столько течений, как от сократовской Академии. Так что никто из не мог призывать гранит науки грызть.

Такое впечатление, что до XVIII века, а именно до рождения Гете, мировая философия только подбирала крохи мудрости после пиршества философов античного мира. Великий Аристотель, выбранный случайным тычком пальца святого Константина среди сонма великих философов, назначен быть столпом и краеугольным камнем церковной мудрости о том мире, что не есть религия. Несчастный Аристотель. Он бы на такую роль никогда не согласился. Его философия трепещет жизнью. Его философия - это принципы, но никак не незыблемые каноны.

Конфуций

На другом конце света чиновник среднего звена управления большой по меркам древности державы осмысливает жизнь и житейские мудрости.

И странным образом простейшие и очевидные истины, систематизированные мудрецом, становятся могучей философией, которая вмещает в себя, если не все, то многое. Может это древний китаец призывал грызть гранит науки, значение, вкладывая в свои слова такое, которое нам сегодня не совсем понятно? Да нет, все, что ним написано давным-давно, понятно сегодня с предельной ясностью. Недаром же его многие изречения стали пословицами.

Но Конфуций утверждал, что человек не может давать вечных законов, потому что должен исполнять вечные каноны. Лишь выходя за кон, он творит законы, чтобы освоить новое и впустить в него вечные каноны. Тогда человеческие законы умирают.

Эта мысль перекликается с мыслью Гете: «Мертвы теории, мой друг, мертвы, а вечно живо» Камень так не может прорастать через глыбы веков. Так прорастет только живое.

Догматизм. Богословие и схоластика

Для чего собрал святой Константин около полутысячи пастухов (пастырей) христианских стад (паств) в городе Никеи в 325 году? А для того, чтобы убрать все противоречия из учения про Христа и Бога, потому что собрался сделать христианство государственной религией. Ему был нужен краеугольный камень для строительства могучей империи и его ему создали. И полетели в костры более 30 Евангелий, десятки откровений, от учения гностиков о познании мира остались крохи. Даже любимого ученика Христа, попало в Библию только в 415 году. А его откровение и того позже. От откровения самого Петра осталось две никчемных главы.

Тертуллиан говорит, что началось строительство вечного камня учения об истине. Законы Бога строги и буйство красок неуместно. И через пару веков, в том числе и за эти слова, был причислен к отцам церкви. Грызть гранит науки - фразеологизма такого он не родил, потому что все науки считал ненужными. А другой фразеологизм другого отца церкви - верую, потому что абсурдно, и вовсе вырвал из обихода познающей молодежи само понятие «наука». Схоластика стала пространством, а богословие гранитными стенами здания, в которое вводили студентов в средние века.

Тут нужно было бы искать того, кто призвал грызть гранит науки первым, если бы само слово «наука» не воспринималось, как бунт против здания веры. Когда в наше время человек читает старинные труды по схоластике и богословию, то его не покидает недоумение по двум причинам:

  1. Зачем люди написали множество слов, когда намного короче и понятнее написано в той же Библии?
  2. Почему их труды такие мрачные, почему в них нет и макового зернышка жизни, когда в самих Евангелиях буйствует именно жизнь.

Эти никчемные трактаты похожи на современные компиляции многих людей от философии со званиями. Писания же древнегреческих философов понятны и интересны и сегодня. Вероятно, в то время возникло предубеждение о том, что умное должно быть непонятным, хотя в действительности как раз наоборот - только понятное является умным.

Преодоление

Средние века окончились возрождением. Наука перестала быть избиваемой девочкой и превратилась в принцессу, которой суждено стать в свое время королевой. Правда, ради этого многие шагнули в костер. Вместе с наукой и искусством в человеческое общество возвратилась и жизнь. Галилео своим ученикам не предлагает вгрызаться в камень науки, а несет вместе с ними его на вершину чтобы провести первый физический эксперимент. Он тем самым закладывал живые, а не мертвые, основы науки для Ньютонов, Ломоносовых и Максвеллов. Художники и скульпторы закладывали основы оптики, даже не подозревая о ее будущем рождении. И они удивлялись тому, что за 1500 лет до них уже так рисовали, уже так творили.

Кто призывал грызть гранит науки?

За ответом на данный вопрос ходить далеко не нужно. Те, кто начал лепить новую каменную систему догматов - марксисты. Но наука в данной фразе приплетена только потому, что она уже стала королевой.

Труды основоположников новой схоластики читать невозможно, потому что непонятно ничего. Из них такие же философы, как со старых баб балерины. Конкретно о том, что нужно что-то грызть, сказал Троцкий и тем самым выдал то, что представляет собой их марксистско-лениско-троцко-сталинско-…ая теория. Неудобоваримый камень, который нужно грызть молодым. А то, будет ли от этого польза жизни на Земле - их не интересовало. А камень как был эмблемой смерти и косности, так этим символом и остался.

Ирония

Не в одном Белгороде имеется памятник граниту науки. Впрочем, не так уж и важно, кто призывал грызть гранит науки. Главное сказано жизненно и понятно, что со своим страшным прошлым человечество прощается весело. Вот эту радость и выражают ироничные многочисленные памятники погибшей косности. Они своими строгими контурами и художественностью напоминают такое же известное всем миром и им же возвеличенное творение Малевича - «Черный квадрат».

Грызть гранит науки какой . Разг. Экспрес. Усердно изучать какую-либо науку. Степан ушёл на фронт в первые же дни, а я на войну не попал, потому что правая нога не сгибалась в колене. Так что мне не повезло - пока мои сверстники воевали, я учился в университете, грыз гранит математической науки (Н. Евдокимов. Сёстры).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Грызть гранит науки" в других словарях:

    Грызть гранит науки - Из доклада одного из вождей октябрьского переворота Льва Давидовича Троцкого (партийный псевдоним Л. Д. Бронштейна, 1879 1940) на V Всероссийском съезде (11 октября 1922 г.) Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ): «Наука не простая… … Словарь крылатых слов и выражений

    Грызть гранит науки - ГРАНИТ, а, м. Твёрдая горная зернистая порода, состоящая в основном из кварца, полевого шпата и слюды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Грызть гранит науки - Книжн. Высок. или Шутл. Учиться, получать образование. БТС, 226 …

    Грызть гранит науки - Учиться, постигать, приобретать знания … Словарь народной фразеологии

    грызть гранит науки - шутл. Упорно, настойчиво учиться, овладевать знаниями … Словарь многих выражений

    Грызть кочерыжку науки - Жарг. шк. Шутл. Учиться в школе; изучать что л. Никитина, 1998, 205. /i> Образовано на основе популярного газетного штампа грызть гранит науки … Большой словарь русских поговорок

    ГРАНИТ - (франц. granit, итал. granito, от лат. granum зерно). Часто встречающаяся горная порода, зернистого строения, состоящая из кварца, полевого шпата и слюды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГРАНИТ… … Словарь иностранных слов русского языка

    грызть - грызу, грызёшь; грыз, ла, ло; нсв. 1. (св. разгрызть). что. Крепко сдавливая зубами, раздроблять крепкое, твёрдое; раскусывать. Г. кость. Г. семечки, сухари. С хрустом грыз морковку, кусочек сахару. * Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт… … Энциклопедический словарь

    ГРАНИТ - ГРАНИТ, а, муж. Твёрдая горная зернистая порода, состоящая в основном из кварца, полевого шпата и слюды. Грызть гранит науки (разг. шутл.) упорно овладевать знаниями. | прил. гранитный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    ГРАНИТ - Грызть гранит науки. Книжн. Высок. или Шутл. Учиться, получать образование. БТС, 226 … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Академия Колдовства , Олег Шелонин, Виктор Баженов. Трудно грызть гранит науки, но очень интересно. Студенческие годы запоминаются на всю жизнь. Но еще лучше их помнят преподаватели, особенно если в Академии Колдовства, Ведьмовства и Навства… Купить за 230 руб
  • Адепт. Обучение. Каникулы , Олег Бубела. Наш человек, Алексей Ветров, не зря оказался в мире магов, демонов и драконов! Впрочем, здесь его зовут уже Алексом Драконом. Он добирается до имперской Академии магии, готов грызть гранит…
10.09.2016

Сентябрь - месяц и сам по себе печальный, все же осень начинается. Ну а для миллионов юных он и вовсе трагический: каникулы закончились – пора в школу. И снова приходит время опять «грызть гранит науки»… А откуда пошло это и другие выражения о науке и образовании? Читайте в нашем ежемесячном обзоре русских фразеологизмов.

Для дела революции

Про гранит – это такое древнее выражение, наверняка древнеримское? Вовсе нет – на самом деле «грызть гранит науки» придумал некто Л. Бронштейн, более известный нам как Лев Давидович Троцкий. И случилось это ровно 11 октября 1922 года, на V съезде Российского коммунистического союза молодежи. «Наука – непростая вещь, – сообщил собравшимся Лев Давидович, – это гранит, и его надо грызть молодыми зубами» . А через пару минут повторился: «Учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки» .

И этот «гранит науки» Троцкому самому так понравился, что он ещё не раз повторял его в своих статья и выступлениях – так фраза и прижилась.

Впрочем, Виктор Чернов, председатель Учредительного собрания, министр Временного правительства и видный эсер, утверждал, что «грызть гранит науки» придумал Михаил Гоц, один из основателей партии эсеров. Который ещё в 1899 году будто бы сказал Чернову, что в германских университетах грызут гранит науки те, кто впоследствии продолжит дело революционной борьбы… Впрочем, Чернов писал свои воспоминания не по горячим следам, а чуть ли не через полвека, уже в очень почтенном возрасте. Так что на их основании вряд ли можно опровергнуть авторство Троцкого.

Мать ученья

Россияне, которым сейчас несколько за тридцать, должны помнить свои школьные тетрадки. Те, что в клеточку, на задней стороне обложки имели таблицу умножения. А те, что в линеечку, – «Торжественную клятву пионеров Советского Союза». И вот там среди прочих пионерских обещаний было и такое: «Учиться, учиться и учиться, как завещал великий Ленин» . А ведь и правда завещал, причем неоднократно – и в докладе на конгрессе Коминтерна в 1922 году («важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться» ), и годом позже, в статье «Лучше меньше, да лучше» («во-первых – учиться, во-вторых – учиться и в-третьих – учиться» )… Правда, может, это он не сам придумал, а позаимствовал у Чехова из его рассказа «Моя жизнь (рассказ провинциала)»: «Учиться нам нужно, учиться и учиться, а с глубокими общественными течениями погодим…»

Однако окончательно крылатым это выражение стало благодаря Сталину, который в 1928 году на VIII съезде комсомола именно так и сказал: «Учиться, учиться и учиться» . Его, конечно, все послушались.

Хотя идея не сказать, чтоб была нова. Ведь задолго до революции в народе существовала поговорка «грамоте учиться – всегда пригодится» .

Ну а то, что наши лидеры по несколько раз повторяли слово «учиться» – так это у них, видимо, ещё от римлян. Которые в своё время придумали, что «повторение – мать учения» . «Repetitio est mater studiorum», – твердили они своим ленивым детям, явно толкая учащихся на путь зубрёжки. Которая, возможно, произошла от зуба из выражения «знать назубок» . Которое, в свою очередь, родом из привычки наших предков надкусывать золотую монету или даже кольцо – если вмятины не осталось, значит, золото не поддельное. Между прочим, выражение «я тебя раскусил!» тоже появилось из этого же источника.

Заруби на носу!

Однако вернёмся к нашей зубрёжке, с которой не всё так просто. Да, возможно, она – от зуба. Но есть и куда более экзотические версии – например, что произошла она от слова «зубр» . Причем шла она оттуда очень извилистым путём. Так, в немецком языке есть слово büffeln , означающее «долбить» и «зубрить» . Но там же есть и чрезвычайно похожее слово büffеl , то есть "буйвол", которое порой использовалось для обозначение особо тяжелой работы. И вот, видимо, в некие очень давние времена какой-то толмач, во-первых, спутал «буйвола» с «долбить» , а во-вторых, ещё и перевёл его как более привычного нашим древним соотечественникам «зубра» . Мог бы и «туром» его назвать. И тогда говорили бы мы сейчас «турить» … Очень заковыристая версия.

Но, может, всё гораздо проще. И школярская зубрёжка произошла от глагола «зубрить» в смысле «делать на чём-то зарубки» , «зазубривать» . Например, зарубить себе на носу. Звучит жестоко, но, к счастью, нос как украшение лица тут вообще ни при чем. Здешний нос – он от слова «носить» . А носили наши предки обычные дощечки или палочки, на которых ставили зарубки, чтобы чего не забыть.

А ещё на память можно было завязать узелок. Вот и завязывали – с невероятно древних времен. Сначала узлы вязали на жилах убитых животных, потом – на платках и вообще на всём, что под руку попадется. Из привычки завязывать узелки на память родилось узелковое письмо.

Тысячелетняя ахинея

Раньше многое было принято заучивать наизусть. Зубрили тогда «от доски до доски» или же «от корки до корки» , что в принципе одно и то же. Хотя от «доски до доски» – буквальнее: в старые времена драгоценные рукописные книги оберегали с помощью деревянных переплетов. То есть текст и правда оказывался между двумя досками – ну, конечно, досками красивыми, обитыми тканью или кожей, но всё равно досками.

Однако зубрёжка – не самый лучший способ овладения знаниями. Конечно, она помогает отвечать на уроках и сдавать экзамены – но что потом? Получается, что мы «учимся для школы, а не для жизни» ? Ну да, есть такое выражение, и придумал его Сенека. Только он-то как раз говорил ровно противоположное: «Не для школы, а для жизни мы учимся» . А ещё он говорил: «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом» .

И правда – трудно быть педагогом! Годами слушать, как нерадивые ученики несут ахинею… А завелась эта ахинея ещё в древней Спарте. В те времена, когда гордые спартанцы особенно презирали изнеженных афинян, все высказывания в их пользу они называли «афинеей» . Другая версия тоже связана с Афинами, то есть с храмом богини Афины – вроде бы тамошние жрецы славились особо невнятными рассуждениями, которые и стали называться «афинеей» . Ну а потом «ф» перешло в «х», да так в нашем языке и закрепилось…

А некоторые ученики даже ахинею нести не в состоянии – просто потому что вообще ни аза не знают или не смыслят. У этого выражения отечественное происхождение: «аз» , как известно, – это славянское название буквы «а». И тот, кто ни аза не знает, не знает вообще ничего. То есть ни бельмеса! Которого нам подарили наши татарские гости. Ведь «бильмез» по-татарски означает «он не знает» , то есть, проще говоря, невежда. Наши предки слушали, как татары друг друга обзывают, заметили, в каких ситуациях это происходит, – и породили такое вот мультикультурное выражение.

Ну а бедному педагогу остаётся только вздыхать и удивляться – неужели этим ученикам настолько неинтересно узнавать что-то новое? На что ученики могли бы ответить, что «всё новое – это хорошо забытое старое» . Популярными эти слова стали в начале XIX века, когда в свет вышли воспоминания модистки несчастной Марии-Антуанетты. Эта модистка, мадам Бертен, будто бы так отозвалась о слегка поновлённом ею старом платье королевы… Но это вряд ли. Потому что мемуары вскоре были признаны подделкой. А слова про новое – старое чуть ли не на пятьсот лет раньше сказал Джефри Чосер, только в его варианте они звучали как «нет того нового обычая, который не был бы старым» . Впрочем, и во времена Чосера эта мысль была отнюдь не нова – задолго до него и всех остальных к этому же выводу пришёл царь Соломон, писавший в книге Экклезиаста: «Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот это новое", но это было уже в веках, бывших прежде нас» . В общем, «ничто не ново под луною» , как отметил в стихотворении «Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклесиаста» наш Карамзин

Синие чулки

Да, учителя, конечно, жалко. А учеников? Представьте себе – душный класс, скучный урок, учитель что-то вещает менторским тоном… Сегодня ментор – слово, скорее, отрицательное. Ну а «менторский тон» – это нечто надоедливое, высокомерное, поучающее, раздражающее. А ведь настоящий Ментор был очень даже неплохим человеком! Умным, надёжным, рассудительным – именно ему Одиссей, уходя к стенам Трои, поручил хозяйство и воспитание своего сына Телемаха. И ведь неплохой парнишка вырос, даром что практически безотцовщина!

К тому же тот – вернее, та, – кто слишком много учится, может превратиться в синий чулок. То есть в унылую бесцветную деву, ничем, кроме книжек – пробирок, не интересующуюся и никому не интересную. А ведь изначально в синем чулке не было ничего подобного! Просто в конце XVIII века в Англии в салоне леди Монтегю для научных и литературных бесед часто собиралось весьма изысканное общество. Настолько изысканное, что некоторые его члены могли себе позволить пренебрегать законами моды. Так, ученый-ботаник, переводчик и поэт Бенджамен Стиллингфлит, говорят, частенько надевал синие чулки, что тогда было не в тренде, особенно если с тёмным костюмом. Ну а если он по каким-то причинам беседами манкировал, все дамы принимались причитать: «Ах, где же синие чулки! Мы не можем жить без синих чулок!» … И так бы это и осталось их аристократически-местной шуткой, если бы Байрон не упомянул «синий чулок» в своем «The Blues» – сатире на салон леди Монтегю…

Нелюбовь к учению бывает столь сильной, что о науках даже вспоминать противно. Взять хоть фразу «надежды юношей питают» – так мы говорим тому, кто чересчур размечтался. И совершенно неправильно говорим. Про «надежды» придумал поэт Глеб Глинка, перефразировавший Ломоносова. На самом же деле эта фраза звучит так: «Науки юношей питают, отраду старым подают» (это из его «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны»). Впрочем, это он не сам придумал, а позаимствовал у Цицерона, из его «Речи в защиту поэта Архия»…

Знание – сила!

Ну и в заключение – несколько бодрых фраз, которые призваны помочь всем людям пережить очередной учебный год. Помните: «Знание – сила!» – это придумал английский философ Френсис Бэкон в своих «Нравственных и политических очерках». То есть не то чтобы совсем придумал, а творчески переосмыслил латинское выражение scientia potestas est (то есть «знание есть сила» ). Ну а у нас так назвали научно-популярный журнал – между прочим, весьма интересный и полезный.

И вообще – «ученье свет, а неученье – тьма» , как говорил Суворов (и не только он). И ещё он обещал, что «тяжело в учении – легко в бою» . Вернее, он говорил: «Легко в учении – тяжело в походе, тяжело в учении – легко в походе» . Но суть от этого не меняется.

А вообще надо всегда помнить, что «учения корень горек, да плод сладок» . Это же сам Аристотель сказал! Впрочем, Катон это тоже сказал. В общем, оба они сказали.

Хотя, если послушать другого умнейшего человека, Сократа, учёба – занятие довольно бессмысленное. «Я знаю только то, что ничего не знаю» (как уверял Платон, Сократ просто обожал повторять эти слова. Правда, под конец фразы он иногда с ехидцей добавлял «…а другие не знают и этого» ).

Так что учиться, видимо, всё-таки стоит. Ну хотя бы для того, чтобы впоследствии утереть носы преподавателям. Ибо «жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя» , как говаривал Леонардо да Винчи. Впрочем, его самого ни один из его учеников, так называемых «леонардесков», так и не превзошёл…

Съезд длился пять дней, и на нем было принято немало постановлений, которые потом определили дальнейшее развитие страны. Достаточно вспомнить призыв Владимира Ильича Ленина к молодежи взять шефство над военно-морским флотом. С октября 1922 года сотни тысяч молодых людей ринулись строить корабли, бороздить на них просторы мирового океана, укреплять боеготовность рабоче-крестьянского Красного флота.

Или не менее судьбоносное постановление об объединении всех пионерских отрядов в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». Кто-нибудь сегодня помнит о том, что первое объединение юных ленинцев носило имя Спартака? Заметьте, не ЦСКА, «Зенита» или «Локомотива», а именно предводителя восстания рабов.

Сейчас и про пионеров-то вспоминают далеко не все. А вот обращение к молодежи «грызть гранит науки» нет-нет, да и появляется на страницах нашей прессы, в радио- и телерепортажах, особенно в «судные» дни 1 сентября и 25 мая, когда проходят торжественные линейки в школе. Всегда находится человек, который в микрофон желает выпускникам и дальше «грызть гранит науки» в школах и вузах!

Но мало кто знает, что это выражение гораздо более емкое и образное. В устах Льва Давидовича Бронштейна (он же Троцкий) оно прозвучало буквально так:

«Я обращаюсь к вам и через вас ко всем наиболее чутким, наиболее честным, наиболее сознательным слоям молодого пролетариата и передового крестьянства с призывом: учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену!»

Как видим, из крылатого выражения «выпали» молодые зубы. А ведь именно они и придавали этой фразе определенный колорит. Ведь только молодыми зубами можно грызть гранит с хрустом! Это вам не куриную косточку перекусить! Гранит — твёрдая горная зернистая порода, состоящая в основном из кварца, полевого шпата и слюды…

Для любителей статистики могу сказать, что сочную фразу о зубах и граните Троцкий повторил два раза в течение одной минуты. В «Бюллетенях V Всероссийского Съезда РКСМ», выпущенных издательством «Молодая гвардия» в 1923 году, приводится все высказывание целиком. Могу его процитировать:

«Пуще всего товарищи, нам надо учиться, пуще всего учиться. И так как борьба будет затяжной до победы мирового рабочего класса, то учиться нам надо не наспех, а всерьез и надолго. Наука — не простая вещь, и общественная наука в том числе, это — гранит, и его надо грызть молодыми зубами, ибо если обстановка сейчас внутри страны тяжка и если переходный период затрудняет понимание классовой природы государства, то на помощь должна притти обобщающая наука».

Слово «прийти» писалось тогда как «притти», орфографию я оставил.

Правда, меня не покидает некоторое ощущение дежавю. Где-то мы уже слышали это: «Учиться, учиться и учиться». Уж не знаю, кто у кого эту фразу «спионерил по-спартаковски»: то ли Ленин у Троцкого, то ли Троцкий у Ленина. Но это не суть важно: главное, что мысль очень правильная. А может быть, они оба переводили с немецкого Маркса. Помните: «Как много нужно учиться, чтобы хотя бы мало знать»? Вот что значит разница перевода.

С другой стороны, эта фраза не могла бы прожить дольше съезда РКСМ, если бы Лев Давидович не повторял ее к месту и не к месту. Она же появляется и в статье Троцкого, посвященной выходу первого номера молодежного журнала «Смена», который появился спустя полтора года, 25 января 1924 года. Тогда страна очень тяжело переживала смерть Владимира Ильича Ленина и жадно читала газеты и журналы, стремясь найти четкий ответ на вопрос: «Как жить без Ленина?»

Как в номере «Смены» оставили статью Троцкого, для меня до сих пор загадка. Ведь незадолго до этого он обратился с открытым письмом к членам партии с осуждением политики Сталина, Каменева и Зиновьева в отношении НЭПа…

С 1924 по 1928 годы «иудушка Троцкий», как назвал его однажды вождь мирового пролетариата, провел в политической изоляции, а в 1929 году был выслан из СССР. Спустя 10 лет Иосиф Сталин отдал приказ «ликвидировать» этого врага народа. По иронии судьбы его смерть была опосредованно связана именно с гранитом. Испанский коммунист Рамон Меркадер смертельно ранил Троцкого ледорубом, который предназначается для того, чтобы вбивать колышки в гранитной скале. Случилось это 20 августа 1940 года.

Впрочем, советские власти публично отвергли свою причастность к убийству. Меркадер был приговорен мексиканским судом к двадцатилетнему тюремному заключению. А как только он вышел из тюрьмы в 1960 году, то практически тут же последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему звания Героя Советского Союза…