Волга начинается еле заметным ручейком. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Волга - великая русская река» (старшая группа)

На стопах, кистях и пальцах присутствует множество биологических зон, воздействие на которые приводит к активизации определенных процессов. Особенно важно это в раннем возрасте, так как пальчиковая гимнастика рук для детей улучшает моторику и положительно влияет на деятельность мозговых клеток.

Роль пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика используется в качестве оздоровительной профилактики, а в совокупности с точечным массажем нормализует нервно-гуморальные процессы и кровообращение.

Каждый палец воздействует на определенный орган:

  • большой палец – отвечает за активизацию легочной и мозговой деятельности;
  • средний – стимулирует работу печени;
  • мизинец – нормализует деятельность сердечной системы;
  • указательный – отвечает за состояние пищеварительной системы;
  • безымянный – активизирует мочеполовую и нервную деятельность.

От того, насколько полноценно будут задействованы кисти и пальцы малыша, зависит формирование мелкой моторики, взаимосвязанной с речевым развитием, так как мозговые зоны, ответственные за речь и движения, закольцованы между собой и развиваются параллельно.

Пальчиковая гимнастика может выполняться 3 способами:

  • взрослый человек делает все упражнения сам, а ребенок внимательно наблюдает за этим процессом;
  • малыш выполняет движения самостоятельно;
  • взрослый делает гимнастику вместе с ребенком.

Основной целью гимнастики является гармоничное формирование детей. Выполнение пальчиковых движений способствует:

  • навыкам концентрации внимания;
  • возбуждению речевого центра головного мозга;
  • нормализации эмоционального фона, умению повторять действия взрослых людей, осмысливанию слов и речи;
  • при выполнении упражнений с одновременным проговариванием коротких стихотворений совместно с малышом, его речь приобретает яркость, четкость и насыщенность;
  • усиливается контролирование собственных действий;
  • улучшается память и мышление;
  • пальчиковые упражнения способствуют развитию воображения и фантазии;
  • гимнастика развивает гибкость, подвижность и силу кистей, подготавливая их к письму.

Неврологи утверждают, что такие занятия следует начинать с ладони, слегка надавливая на центральную часть, а затем выполняя спиралевидные круги, плавно продвигаясь к тыльной стороне кисти. Все движения выполняются последовательно, медленно, но с небольшим нажимом, для усиления эффективности воздействия на рефлекторные точки.


В центральной части ладони расположена точка, отвечающая за рефлекторную зону тонкого кишечника

По мнению большинства специалистов, пальчиковая гимнастика чрезвычайно полезна и эффективна для детей любого возраста.

Алгоритм выполнения гимнастики у детей включает в себя:

  • ежедневное массирование пальчиков и кистей рук в течение 3 – 5 минут;
  • поглаживания и растирания ладошек, по направлению снизу вверх и наоборот;
  • растирание и разминание каждого пальца, сначала вдоль, а затем – поперек;
  • спиралевидные растирания пальцев;
  • начиная с 10– месячного возраста, упражнения следует усложнять, предлагая малышу катать между ладонями палочки и шарики разного диаметра;
  • положительное воздействие на моторику и мозговую деятельность оказывает лепка из пластилина или глины, а также отрывание небольших кусков бумаги;
  • одной рукой или обеими, перекладываются небольшие предметы, но при этом нужно внимательно следить за малышом;
  • перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.д.) одной рукой или сразу двумя;
  • малышу можно предложить повторение движений, выполняемых папой или мамой.

Далее возможно включение пассивных упражнений, когда взрослый человек сам сгибает и разгибает пальцы малыша, проговаривая при этом ритмичные стихотворные фразы. Крайне важно, чтобы в комплексное занятие вовлекалась вся кисть и пальцы.

Гимнастика для детей от 6 месяцев до 1 года

Многие родители считают, что упражнения для пальчиков можно начинать не ранее, чем малышу исполнится 1 год. Это мнение в корне неправильно, ведь существуют специальные занятия с пальчиками, которые выполняются с шестимесячного возраста малыша.


Предметы, которые используются в ходе игрового занятия с малышом, должны быть безопасными

Одним из таких упражнений является игра « Строительство домика для гномов». Занятие с ребенком должно проходить в непринужденной, доброжелательной обстановке. В ходе гимнастики взрослый человек подготавливает несколько брусочков, кубиков и других подручных материалов, которые будут помогать в игре и общении с детьми.

Сначала ребенку показывается цветной, яркий кубик, который кладется рядом с ним, а затем папа или мама вслух проговаривают историю или сказку, где присутствует соответствующая теме сюжетная линия. Далее взрослый начинает выставлять кубики, стараясь сосредоточить на этом процессе внимание малыша.

После нескольких занятий малыш будет самостоятельно повторять действия, производимые родителями и совсем неважно, как он это будет делать. Главное – это сконцентрировать его внимание и обязательно хвалить, так как эмоциональная составляющая крайне важна для детей.

Подобные пальчиковые занятия вызывают интерес у детей, а при выполнении игровых упражнений родителям следует особое внимание обращать на реакцию малыша. Если он не может самостоятельно выполнить действие, нужно обязательно ему помогать.

От 1 до 3 лет

  • детям предлагается положить кисти рук на стол (ладонями вниз), после чего пальчики широко разводятся и сводятся вместе 5– 10 раз;
  • ладонь малыша сжимается в кулак, после чего ребро сжатого кулака упирается в стол и проделывается это же упражнение в обратном порядке;
  • пальцы рук должны соприкасаться друг с другом;
  • ребенок выполняет упражнение, при котором указательный и средний палец перемещаются по столу (бегают), сначала левой, а затем правой рукой. Далее аналогичное действие выполняется одновременно обеими кистями;
  • кисть сжимается в кулак, а затем мизинец и указательный палец выпрямляются, сначала поочередно (на правой и на левой руке), а затем обеими одновременно;
  • пальцы рук соединяются вместе (ладошками внутрь), после чего ладонь медленно раскрывается, образуя «домик», но подушечки пальцев не разъединяются.


Упражнение для пальчиков «Кошечка»

В возрасте от 2 до 3 лет дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику, особенно если она сопровождается присказками и короткими стишками.

От 3 до 5 лет

Пальчиковая гимнастика для детей от 3 до 5 лет базируется на развитии моторики. Этот период характеризуется бурной реакцией малыша на стихи и сказки, он начинает хлопать в ладони, пытается вырезать, лепить, клеить, собирать мозаику и играть в кубики.

Малыш учится владеть руками, играет в игры, соответствующие его возрасту, любит кидать мяч, а также закрывать и открывать крышки фломастеров и банок. Крайне важно в это время обеспечить возможность самостоятельного выполнения ребенком упражнений.

Гимнастика выполняется, опираясь на навыки малыша. Взрослый человек завязывает вместе с ним шнурки на обуви, застегивает пуговицы. Для того чтобы малыш лучше усвоил упражнение, необходимо проговаривать свои действия вслух.

Очень полезно играть в «Рыбака и рыбку». Для этого в небольшую емкость наливается теплая вода, в которую опускаются резиновые игрушки на магнитах, после чего ребенок их вылавливает удочкой. Это занятие развивает моторику, а кроме этого, пластмассовая удочка оказывает массажное воздействие на ладошку.

Для детей 5–7 лет

Для детей дошкольного возраста пальчиковая гимнастика крайне необходима, так как стимулирует моторную и речевую зону мозга, что в свою очередь, ускоряет формирование речи.

Перед тем, как начать выполнение гимнастики, взрослые вместе с детьми рассматривают иллюстрации, знакомя детей с дальнейшими действиями, жестами, командами и комбинациями пальцев. Такой подход обеспечивает правильный эмоциональный настрой.

Упражнения выполняются кистями поочередно, вне зависимости от доминантной руки, и включают в себя следующие действия:

  • сначала легкими поглаживающими движениями разогреваются ладони, до появления тепла, и только после этого следует приступать к гимнастике. Упражнения делаются в медленном темпе, с повторами не менее 5 раз для каждой кисти;
  • дети поочередно соединяют пальцы рук, «проговаривая» и «проигрывая» короткие стишки и потешки (по 3– 5 раз). При этом важно обратить внимание на координацию движений при составлении фигур и умение сохранять заданное положение при выполнении гимнастики;
  • упражнение «Слоник» – безымянный и указательный, мизинец и большой палец условно обозначают «ноги» слона. При выполнении этого упражнения средний палец нужно вытянуть наподобие хобота и медленно передвигаться «ногами» по столу;
  • «Петушок» – малышу предлагается сцепить ладони, после чего левая рука должна слегка нажать на тыльную сторону правой. При этом ладонь разгибается, напоминая «петушиный гребень»;
  • «Дорожка» – большой пальчик левой руки нужно положить на такой же палец правой руки, ногтем вниз так, чтобы получились 2 «ступеньки», после чего всеми пальцами (подушечками) поочередно имитируется ходьба по «дорожке»;
  • «Сороконожка» – пальцы малыша ставятся на край ровной поверхности (стола) после чего быстро перебирая пальчиками, руки перемещаются на противоположную сторону;
  • «Тесто» – при выполнении этого упражнения дети имитируют процесс вымешивания теста, что позволяет эффективно разработать кисти;
  • «Фонарики» – дети садятся напротив взрослого человека, после чего медленно сжимают кулак, выпрямляют ладонь, раздвигают пальцы, сжимая и разжимая их.


Пальчиковая игра «Улитка»

Упражнения для пальчиков подготавливают руку малыша к письму. В них участвуют все пальцы, что усиливает эффективность развития моторики. Это обусловлено последовательным чередованием движений (сжатие – расслабление – растяжение), что приводит к усилению тонуса кисти и пальцев. Существует множество специальных упражнений и чем больше умеет делать дошкольник, тем более развита у него речь и координация движений.

Для улучшения гибкости пальцев

Для того чтобы улучшить гибкость и ловкость суставов у детей, рекомендуется специальный гимнастический комплекс для кистей и пальцев рук, с включением легкого массажа:

  • перед тем, как приступить к выполнению упражнений, необходимо слегка помассировать кисти рук с использованием масел, после чего малышу предлагается сжать кулак и выполнить несколько вращательных движений в разные стороны (по 10 раз);
  • каждый пальчик соединяется попарно для того, чтобы сделать «щелчок» (по 5– 6 раз);
  • подушечки пальцев одной руки плотно прижимаются к другой. Далее кончиками пальцев выполняются круговые движения, начиная от указательного и большого с вовлечением остальных (7– 10 повторов);
  • кончики пальцев левой руки соединяются с правой рукой и слегка сжимаются в течение 5– 7 секунд (не менее 10 раз);
  • кисти медленно сжимаются в кулак и разжимаются не менее 7– 10 раз;
  • каждым пальцем выполняются вращения сначала в левую, а затем в правую сторону (по 5 раз).


Для гибкости пальчиков у детей рекомендуется лепить

Для того чтобы упражнение для пальцев рук сделать максимально интересным для малыша, необходимо выполнять их в игровой форме, сопровождая каждое занятие звуками и стихами.

Общие правила выполнения гимнастики

Для того чтобы пальчиковая гимнастика доставляла детям удовольствие, следует придерживаться определенных условий ее проведения:

  • во время игрового занятия необходимо обязательно сесть напротив малыша так, чтобы лицо и глаза взрослого человека были на одном уровне с ребенком. При выполнении гимнастики вместе с детьми следует демонстрировать увлеченность игрой;
  • до начала активных тренировок следует предварительно разогреть ладошки малыша легкими поглаживающими движениями до появления тепла. Все действия выполняются медленно, с повторами не менее 5 раз (вначале правой, затем левой и обеими кистями одновременно);
  • в гимнастику должны вовлекаться все пальчики, при этом нужно внимательно следить за реакцией детей, что позволит избежать мышечного перенапряжения кистей рук. Все рекомендации произносятся доброжелательным и спокойным тоном, а при необходимости требуется индивидуальный подход к малышу, ни в коем случае нельзя заставлять детей делать то, что им не нравится.

Длительность ежедневного занятия не должна превышать 10 минут. После того, как дети освоили несколько упражнений, рекомендуется дополнять или заменять их другими. Однако необходимо учитывать, что нельзя ставить перед детьми одновременно несколько сложных задач, например, выполнять гимнастику и читать стихи. Такое требование обусловлено ограниченным объемом внимания у детей, а сложная задача может привести к нежеланию и полному отказу малыша от пальчиковой гимнастики.

Вначале упражнение выполняется медленно, отрабатывается одна рука, затем вторая и обе вместе. В ходе занятий необходимо внимательно следить за правильностью воспроизведения движений ребенком, удерживания положения кистей и переключение между упражнениями. При необходимости следует помочь малышу. Важно вовлечение в гимнастику мизинцев и безымянных пальчиков, так как они более слабые. Движения следует обязательно чередовать (сжатие – растяжение – расслабление).

Регулярное выполнение пальчиковой гимнастики, помимо улучшения моторики, речевой и мозговой деятельности, способствует разработке суставов. Каждому упражнению должна соответствовать своя картинка, для того, чтобы малыш сумел воссоздать зрительный образ. В первую очередь детям предлагается просмотр именно рисунка с названием упражнения и его дальнейшим воспроизведением.

Пальчиковая гимнастика – это не только яркое развлечение для малыша, но и достаточно хорошее подспорье для родителей, так как позволяет улучшить двигательную координацию малыша, память и концентрацию внимания. Конкретные результаты после выполнения пальчиковых упражнений заметны уже через 2– 3 недели регулярных занятий с детьми.

В этом видео я Вам дам несколько упражнений для растяжки пальцев и одно упражнение на развитие моторики пальцев.

Сейчас вы стараетесь брать аккорды, где уже нужна неплохая растяжка пальцев. У Вас скорее всего дрожат пальцы, Вы не можете дотянуться до нужных ладов на гитаре и всё это сильно раздражает — не так ли?

Все через это проходят. Данные упражнения помогут преодолеть этот этап значительно быстрее .

Начнем с растяжки ! Сначала нужно разогреть руки. Сомкните ладоши и энергично трите друг об друга (как зимой Вы это делаете, чтобы согреться). Дальше имитируйте мытьё рук (как вы намыливаете руки) — всё это хорошо согревает руки и пальцы.

Задание!

Заниматься растяжкой каждый день. Перед растяжкой не забывайте выполнить упражнения по разогреву.

На каждое упражнение уделяйте по 2−3 минуты — не нужно фанатично заниматься «часами» — травмируете пальцы и не сможете продолжительное время играть на гитаре.

Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук.

1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.

2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.

3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.

4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.

6. Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.

7. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

8. Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.

9. Положите на стол десять - пятнадцать карандашей или палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы, горошинки и другие мелкие детали.

10. Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.

11. Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую стороны.

А теперь пусть ребенок попробует их перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.

12. Покажите ребенку такое упражнение: быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону - с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.

13. Ребенок повторяет за вами различные движения пальцев:

а) руки поднять вверх, пальцы выпрямить, перекрестить указательный и средний пальцы;

б) а теперь перекрещиваются безымянный палец и мизинец;

в) делаете колечки: из указательного и большого, из среднего и большого и т. д.;

г) называете любое число от 1 до 10, а ребенок быстро "выбрасывает" соответствующее количество пальцев.

14. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой - средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Комплекс № 2 (рисуночный).

Попросите ребенка найти в каждой картинке рисунок, похожий на образец, и как можно аккуратнее обвести контур похожего рисунка, не отрывая карандаш от бумаги.

Образец:

Задание:

Комплекс № 3 (Игры для развития тонкой моторики пальцев рук)

Игра "Гребешок".

Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.

Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой - и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.

Игра "Кошка выпускает коготки".

Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони.

Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.

Игра "Лесенка".

Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки - готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него - указательный левый - еще две ступеньки готовы.

Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы - последние. Вот и построена лестница.

Игра "Бег".

Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставляя пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола.

То же упражнение для указательного и безымянного пальцев.

Игра "Быстрое вращение".

Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения друг вокруг друга, все быстрее и быстрее.

Игра "Колечки".

Кончик мизинца положить на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и наконец - указательного и большого - это большое колечко. Все повторить на другой руке.

Игра "Бумага, ножницы, камень".

Играете вместе с ребенком. В такт словам "бумага, ножницы, камень" встряхиваете сжатыми в кулак руками.

То же самое делает ребенок. Затем вы останавливаетесь на одном из трех слов: если это слово "бумага", то следует выпрямить пальцы (они плотно прижаты друг к другу), если это слово "камень", то рука сжимается в кулак, если слово "ножницы", то все пальцы прижаты к ладони, а указательный и средний выпрямлены и раздвинуты, как ножницы.

бумага камень ножницы

Когда ребенок освоит эту игру, поменяйтесь с ним ролями.

Игра "Солнце, заборчик, камешки".

Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены - это "солнышко".

Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить - это "заборчик".

Обе руки сжать в кулаки - это "камешки".

По вашей команде: "Солнышко", "Заборчик", "Камешки" ребенок (группа детей) показывает пальчиками: солнышко с растопыренными пальчиками, заборчик с прямыми пальчиками или камешки - кулачки. Сначала это упражнение выполняется в медленном темпе, затем все быстрее и быстрее. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен быть чрезвычайно внимательным.

По мере освоения ребенком упражнения вносите более сложные элементы: изменяйте последовательность, скорость произнесения слов-команд.

Игра "Замок".

На двери висит замок (пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок)

Кто открыть его бы смог?

Потянули, (локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетенными

Покрутили, (кисти рук крутятся в разные стороны, не расцепляя пальцев)

Постучали (постукивают друг о друга основания ладоней)

И открыли! (пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны).

Игра со спичками.

Укладываете четыре спички (две спички параллельно друг другу, сверху две спички перпендикулярно им) так, чтобы получился квадрат. Ребенок подключается к игре и тоже осторожно накладывает сверху свои спички. Так колодец постепенно растет.

    Упражнение "Угадай, кто я".

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано: "В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это". Руку не отрывать от бумаги.

Таким же образом по точкам рисовать разные фигуры: животных, цветы, овощи, фрукты, посуду, мебель, машинки (так, чтобы это было не слишком сложно, можно было бы обвести, не отрывая руки, и знакомо ребенку шести лет).

    Игра "Самолеты за облаками".

Эта игра обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Для нее требуются бумага и достаточно мягкий карандаш.

Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг двух из них - облака. Вы говорите ребенку: "Смотри, какие разные облака - одно совсем черное и самолета за ним совсем не видно, а другое - светлое и самолет хорошо виден". Темные и светлые облака вокруг других самолетов ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под проливным дождем и под моросящим, дом - ночью, дом - вечером.

    Упражнение для развития способности к дифференцированию усилий кистей рук.

Покажите ребенку рисунок, на котором есть образец - три геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат). Каждая из этих трех фигур заштрихована по-разному: треугольник очень сильно (с большим нажимом карандаша), круг - средней силы штриховкой и квадрат заштрихован слегка. Задача заключается в том, чтобы степень штриховки каждой фигуры соответствовала образцам. Дайте ребенку простой мягкий карандаш и попросите его выполнить это задание как можно точнее и аккуратнее. Начинайте с одной-двух строк.

Если ребенок отличается медлительностью, то это упражнение можно делать и на время.

    Игра "Я самый меткий".

Ребенок должен проводить линии карандашом, не отрывая руки от бумаги.

1. Быстро пробеги по лабиринту.

2. Найди выход из пещеры (сначала иди в одну сторону, а потом в другую).

    Игра в фантики.

Сделайте из конфетных оберток фантики. Научите своего малыша складывать фантики.

Положите фантик на ноготь большого пальца и щелчком об указательный отправьте его в полет.

Положите фантик на ноготь указательного пальца и щелчком о большой палец отправьте его в полет, и так на каждом пальце.

Многие упражнения из других разделов также развивают тонкую моторику рук, особенно это относится к тем заданиям, в которых ребенок чертит линии, рисует, срисовывает различные фигуры и т. д.

~ 9 ~

Если вы серьезно занимаетесь музыкой и планируете в будущем играть сложные композиции, необходимо уделять время тренировкам. Мастерство всегда требует больших затрат времени и сил. Поэтому подходить к занятиям нужно со всей ответственностью. В этой статье мы рассмотрим различные упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре, тренировке чувства ритма. А начнем с разогрева рук.

Разогрев рук перед игрой

Возьмите себе за правило разминать руки перед игрой. Разминка должна стать неотъемлемой частью ваших тренировок и выступлений на публике. И чем больше времени вы будете ей уделять – тем лучше.

Во-первых, напрягая неразогретые мышцы, вы рискуете их травмировать. Тендинит (воспаление сухожилий) и артрит (воспаление сустава) – профессиональные болезни гитаристов. Банальная разминка сильно уменьшает риск травм.

Во-вторых, гимнастика для рук сильно повышает эффективность тренировок. Попробуйте разминаться перед игрой – и почувствуете, насколько быстрее и точнее стали бегать по грифу ваши пальцы. Личное наблюдение: без разминки максимальная скорость исполнения пассажей падает на 25-30%.

Гимнастика состоит из 2-х частей: с гитарой и без нее. Сначала вам нужно отложить инструмент в сторону и подготовить руки. Начните с предплечий и кистей – сделайте несколько десятков круговых вращений в обе стороны, как на физкультуре.

Затем идет растяжка пальцев. Старайтесь развести пальцы левой руки в стороны на максимальное расстояние. Сначала тянитесь без помощи правой руки, потом с ней. Следите за своими ощущениями – до боли доводить не стоит. Также неплохо будет сгибать пальцы по одному, удерживая все остальные. Если у вас есть эспандер – можно немного позаниматься с ним.

Уделяя этому всего несколько минут в день, вы обезопасите свои руки от травм, а также повысите эффективность тренировок. Особое внимание уделяйте левой руке – именно она нагружается больше всего. Но и о правой забывать не стоит – быстрая игра тоже утомляет ее.

Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма

Когда вы сделаете простую зарядку – можно смело браться за гитару. Сходу играть на пределе возможностей чревато неприятностями. Нужно начинать не спеша, постепенно наращивая темп. Поупражняйтесь хотя бы 10-15 минут – и ваши руки скажут вам спасибо.

Сейчас самое время уделить внимание ритму. Ритмичность – основа любой музыки (кроме, разве что, ambient). В каком бы направлении, и на каком бы инструменте вы ни играли – о ритме забывать нельзя.

Начать стоит с медленной игры. Возможно, вам кажется, что играть медленно – это очень легко и скучно? Попробуйте безошибочно попадать в удары метронома 4-ми нотами при темпе 40-50 ударов в минуту. Большинство начинающих гитаристов не смогут этого сделать. Тренироваться нужно на всех скоростях и непременно с метрономом. Метроном – лучший друг и учитель музыканта.

Установите скорость метронома в 60 bpm (ударов в минуту). Сыграйте пассаж, представленный на картинке. Через несколько минут увеличьте скорость до 70 bpm, потом до 80, 90 и так далее.

Пройдите его по кругу несколько раз. Сначала играйте 4-ми нотами, затем 8-ми, затем 16-ми. Можно их комбинировать, чтобы получать простейшие ритмические рисунки, например, галоп (8-8-4 или 16-16-8), или использовать триоли.

Затем пробегитесь по гаммам. Постройте от любой ноты на 6-й струне гамму – и проиграйте ее аналогичным образом. Важно не «засиживаться» в одном месте на грифе. Одинаковое внимание уделяйте как первым ладам, так и самым последним. Ваши пальцы всегда должны бегать уверенно.

Если вы играете медиатором – пробуйте разные способы атаки. Сначала поиграйте пассаж переменным штрихом, затем даунстроком. Владельцам электрогитар рекомендуется упражняться и на чистом звуке, и с перегрузом. Техника игры у них немного отличается, и над ней тоже нужно ежедневно работать.

Если вы торопитесь – позанимайтесь хотя бы минут 10. Это гораздо лучше, чем ничего.

Упражнения для скоростной игры

Научиться играть быстро – это всего лишь половина дела. Многие музыканты могут выдавать и по 20 нот в секунду, но разобрать в этом хоть какую-то мелодию очень тяжело. Дело здесь в правильной настройке звука и чистоте игры. Звук – это очень масштабная тема и заслуживает целого цикла отдельных статей. А вот над чистой игрой нужно работать.

Сначала определите максимальную комфортную для себя скорость. Выберите любимый рифф или простую гамму, включите метроном и проиграйте ее. Затем увеличьте скорость и повторите. Увеличивайте до тех пор, пока в мелодии не начнет появляться «грязь». Небольшие ритмические неточности, скрежет медиатора по оплетке струн, задевание лишних струн – все это сильно портит мелодию. Особенно если в своей музыке вы используете овердрайв или дисторшн.

Когда вы поняли предел своих возможностей – можно приступать к его расширению. Еще раз: забудьте про игру без метронома! Начните с упражнения, описанного выше. Выбирайте любой лад, стройте от него аналогичный пассаж и проигрывайте. Следите за чистотой. Если играете грязно – стоит немного снизить темп или передохнуть.

Не зацикливайтесь на одном упражнении. Надоело играть этот пассаж – переключайтесь на другие лады, на гаммы. Игра любимых произведений ничем не хуже. Выберите интересную быструю композицию или отрывок из нее, разучите – и в бой! Самое главное – сыграть максимально четко. Ни разу не сбиться с ритма. Ни разу не задеть лишнюю струну.

Когда это будет получаться – немного увеличивайте скорость. Всего на 2-3 удара в минуту. Вы почти не почувствуете разницы, и без проблем сыграете разогретыми руками. Даже если вы будете сдвигать порог на 1 bpm в день – уже через месяц получите ошеломляющий результат.

Не забывайте про различные техники игры. Если вам интересен свип – обязательно тренируйте его. Нравится теппинг – добавляйте новые ноты в свои упражнения. Попробуйте, например, двумя руками проиграть пассаж с картинки.

Буква Т в табулатуре показывает, какие звуки играются пальцем правой руки. При игре теппингом обращайте внимание на громкость звучания ноты. У начинающих гитаристов очень хромает извлечение звука мизинцем и безымянным пальцами – следите за этим. Приглушайте все лишние струны, чтобы игра была максимально чистой. Ваша задача – довести свое исполнение на текущей скорости до идеала. И только потом можно переходить на следующий уровень.

Подведем итог

Повторим еще раз, как должна проходить ваша тренировка:

  1. Разминка рук и растяжка;
  2. Медленная игра гамм под метроном;
  3. Определение комфортной скорости на сегодня;
  4. Игра упражнений для скоростной игры также под метроном.

Возможно, такой подход покажется вам скучным. Десятки раз проигрывать один и тот надоевший рифф, к тому же следить за сотнями мелочей. Но вспомните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Быстрая игра – это очень сложная техника. Далеко не каждый гитарист может похвастаться чистым исполнением скоростных пассажей. Чтобы достичь вершин мастерства, нужны годы упорных тренировок. Уделяйте всего 40 минут в день этим упражнениям – и результат не заставит себя ждать.