Вопросы по поэзии. Вопросы и задания по поэзии XVIII века

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Вариант №1

1. Представителем какого литературного течения является В.Маяковский?

2. Стихотворение «Прозаседавшиеся» написал…

А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Мандельштам

3. Произведение «Двенадцать» Блока – это…

А) поэма Б) повесть В) стихотворение Г) роман

А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Цветаева

5. Где родился С.Есенин?

А) в Рязанской губернии Б) в Ярославской губернии

В) Москве Г) Петербурге

6. Годы жизни С.Есенина:

А) 1870 – 1938 Б) 1895 – 1925 В) 1892 – 1941

7. Представителем какого литературного течения является А.Блок?

А) акмеизм Б) символизм В) футуризм Г) имаженизм

8. В каком журнале вышли декларации акмеистов?

А) «Аполлон» Б) «Современник» В) «Время»

9. Назовите мужа А.Ахматовой (поэт, представитель акмеизма).

А) Гумилев Б) Блок В) Сологуб Г) Мандельштам

10. Где родилась А.Ахматова?

А) Москва Б) Одесса В) Царское Село Г) Рязань

11. Кто из поэтов был расстрелян в 1921 году?

А) Гумилев Б) Мандельштам В) Брюсов Г) Блок

12. Назовите псевдоним поэта Игоря Лотарева.

А) Ахматова Б) Цветаева В) Есенин Г) Блок

А) Гумилев Б) Мандельштам В) Есенин Г) Блок

15. Кто из поэтов застрелился?

А) Есенин Б) Блок В) Маяковский Г) Гумилев

16. Термин, который в переводе с латинского означает «упадок».

А) декаданс Б) акмеизм В) имаженизм

17. Чья декларация вышла в сборнике «Пощечина общественному вкусу»?

А) акмеисты Б) футуристы В) символисты

18. Представителем какой литературной группы был А.Мариенгоф?

А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Сологуб

20. Кто из поэтов не является представителем серебряного века?

А) Блок Б) Маяковский В) Лермонтов

21. Объединение «Гилея» - одно из направлений…

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ»

Вариант №2

    Представителем какого литературного течения является Н.Гумилев?

А) акмеизм Б) символизм В) футуризм Г) имаженизм

2. Сатира занимает в творчестве В.Маяковского…

А) 50% Б) 30% В) 40% Г) 60%

А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Брюсов

4. Первая книга С.Есенина называлась…

А) «Русь» Б) «Радуница» В) «Пугачев» Г) «Москва кабацкая»

5. Назовите новый литературный жанр, который появился у Маяковского:

А) «рассказа» Б) «повести» В) «сказки» Г) «оды»

6. Сколько стихотворений вошло в сборник «Стихи о Прекрасной Даме»?

А) более 150 Б) 160 В) более 160 Г) 100

7. Представителем какого литературного течения является В.Маяковский?

А) акмеизм Б) символизм В) футуризм Г) имаженизм

А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Гумилев

9. Годы жизни В.Маяковского:

А) 1893 – 1930 Б) 1880 – 1921 В) 1892 – 1941

А) Цветаева Б) Ахматова В) Есенин Г) Гумилев

11. Сколько модернистических направлений было в начале 20 века?

А) два Б) три В) четыре Г) пять

12. Объединение «Центрифуга» - одно из направлений…

А) акмеизма Б) футуризма В) символизма

13. Назовите настоящую фамилию Анны Ахматовой.

А) Цветаева Б) Гумилева В) Горенко

14. Кто из поэтов покончил жизнь самоубийством в 1941 году?

А) Цветаева Б) Ахматова В) Есенин

15. Кто из поэтов погиб в лагере на Дальнем Востоке в 1938 году?

А) Мандельштам Б) Есенин В) Блок Г) Сологуб

16. Термин, который в переводе с французского означает «новейший, современный».

А) модернизм Б) футуризм В) символизм

17. Назовите литературный псевдоним Федора Тетерникова.

А) Белый Б) Северянин В) Черный Г) Сологуб

18. Кто из поэтов не является представителем серебряного века?

А) Брюсов Б) Мандельштам В) Некрасов

19. Представителем какой литературной группы был С.Есенин?

А) имаженизм Б) футуризм В) акмеизм

20. Кто ввел в 1933 г термин «Серебряный век»?

А) Н.А.Оцуп Б) Л.Н.Андреев В) В.В.Маяковский

21. Зинаида Гиппиус – представитель…

А) акмеизм Б) символизм В) имаженизм

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ № 1

1. В

2. Б

3. А

4. А

5. А

6. Б

7. Б

8. А

9. А

10. Б

11. А

12. Б

13. Б

14. Б

15. В

16. А

17. Б

18. А

19. В

20. В

21. Б

ВАРИАНТ № 2

1. А

2. А

3. А

4. Б

5. А

6. В

7. В

8. А

9. А

10. Б

11. В

12. Б

13. В

14. А

15. А

16. А

17. Г

18. В

19. А

20. А

    Сходство творческой судьбы породило сходство мотивов и образов в стихотворениях А. Тарковского, Б. Чичибабина, В. Корнилова. Какими примерами из их стихотворений вы могли бы это подтвердить?

    Последний прижизненный сборник стихов И. Бродского называется «В окрестностях Атлантиды». Какие реальные факты биографии И. Бродского отразились в этом стихотворении?

    Новое в прочтении библейской традиции в творчестве И.Бродского (целостный анализ «Рождественской звезды»).

    Тема Языка в поэтической метафизике И.Бродского.

    «Римская» тема в поэзии И.Бродского.

    Каких современных поэтов (1990-х-2000-х годов) – представителей авторской песни вы можете назвать? Охарактеризуйте творчество одного из них.

    Творчество А.Галича. Своеобразие лирического героя.

    Творчество Б.Окуджавы. Целостный анализ одного стихотворения.

    Творчество В.Высоцкого. Целостный анализ одного стихотворения.

    Творчество А.Кушнера: мотивы, сюжеты, образы. Целостный анализ стихотворения.

    Творчество Е.Рейна: мотивы, образы, художественная эволюция.

    Мотивы и образы лирики Инны Лиснянской.

    Образ Сада в лирике И.Лиснянской.

    Мотивы и образы лирики Т.Бек.

    Мотивы и образы лирики Владимира Корнилова.

    Своеобразие лирического героя О.Чухонцева.

    Религиозно-философская и мифопоэтическая образность в поэзии А. Тарковского.

    Тема свободы в поэзии Б.Чичибабина.

    «Пушкинский текст» в поэзии Т.Кибирова.

    “Громкое” и “тихое” поэтическое слово в поэзии 2-й половины ХХ века (Е. Евтушенко; Н.Рубцова).

    Лирический герой позднего творчества Е. Евтушенко.

    Рефлексия традиции в позднем творчестве Б. Ахмадулиной.

    Историческая тема в творчестве Б. Чичибабина.

    Тема свободы в творчестве В. Корнилова.

    Любовная лирика в позднем творчестве И. Лиснянской.

    Мотивы и образы поэзии Т. Бек.

    Образы пространства в цикле стихов О. Чухонцева «Фифиа».

    Поэтика «вещного мира» в творчестве Е. Рейна.

    «Петербургский текст» в стихах А. Кушнера.

    Античная тема в творчестве поэтов «петербургской школы» (А. Кушнер, Е. Рейн, А. Найман, И. Бродский – на выбор).

    Литературные традиции в рок-поэзии (на примере творчества одного из авторов).

    Концептуализм и его «преодоление» (Д.Пригов, Л.Рубинштейн, Т.Кибиров, С.Гандлевский – на выбор).

    Литературные и фольклорные традиции в творчестве Т. Кибирова.

    Функция языка советской эпохи в поэзии Д. Пригова.

Литература к прозаическим текстам.

    Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа.2006.

    Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008. Или другое издание.

    Русская литература ХХ в.: в 2-х т. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Л.П.Кременцова. Изд. 3-е, испр., доп., М.: «Флинта». 2005.

    Современная русская литература: Учеб. пособие/ Под ред. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2005.

    Современный отечественный литературный процесс: Учеб. пособие/ под. Ред. Т.Г.Кучина. М.: Дрофа.2008.

    Современная русская литература (1990-е-начало ХХ1 века)/С.И.Тимина.Спб.-М.,2005.

    Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы / В.Н. Альфонсов и др. М.-СПб., 2002.

    Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века. М., 2003.

    Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2001.

    Руднев В.Б. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999.

    Зайцев В.А. Русская поэзия ХХ века: 1940 – 1990-е годы: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2001.

    Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 1999.

Римма Храмцова,
Ирина ЧЕРНЫШЁВА

Вопросы и задания по поэзии XVIII века

Т ема «Русская поэзия XVIII века» традиционно является сложной как для школьников, так и для учителей. Для ребят это начальные шаги в изучении историко-литературного процесса, произведений, которые редко находят отклик в сердцах юных читателей. Именно это и служит причиной возникновения сложностей в работе учителя: перед ним встаёт вопрос, как сделать так, чтобы произведения далёкого от школьников времени, когда русская литература только начиналась, стали интересными. Здесь приходится по-особому выстраивать уроки, подбирать такие тексты, которые могли бы как-то “задеть” учеников. Эпоха классицизма была эпохой царства рассудка, поэтому можно попытаться заинтересовать ребят, давая им для самостоятельной работы задания аналитического плана, касающиеся поэзии (и поэтики) классицизма. Предлагаем несколько таких заданий разной степени сложности, которые можно использовать по-разному: в качестве итоговых вопросов во время контрольной работы, для написания рефератов, для организации самостоятельной работы на уроке в процессе изучения темы. Все они содержат в себе и творческий элемент, поэтому, как нам кажется, могут помочь сделать работу на уроке более интересной и плодотворной.

1. Поэт Х однажды вступил в своего рода литературную дуэль с поэтом-современником Y. Вот что написал первый, обвиняя второго в употреблении “низких” слов: “За образец ему в письме народный ряд, // на площади берёт он свой наряд” . Кто эти двое поэтов? Что означает термин “низкий” в словосочетании “низкие слова”? Вспомните, как называлась теория поэта Y, одним из элементов которой был “низкий”?

Комментарий. Речь идёт о Ломоносове, которого Тредиаковский обвинял в “подлом употреблении” слов “низкого штиля”. Автор учения о “трёх штилях”, Ломоносов различал три рода “речений” (слов): те, которые употребляются и в церковнославянском, и в русском языке; те церковнославянские, которые мало употребляются, но “всем грамотным людям понятны”; те, которых нет в церковных книгах (слова живого русского языка). При этом Ломоносов не соглашался с Тредиаковским в том, что необходимо избавиться от слов “низкого”, “третьего” рода в поэзии.

2. В 1735 году этот поэт опубликовал «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий». Он пишет, что хорошие стихи - те, которые “и число слогов, свойственное языку нашему, иметь будут, и меру стоп с падением приятным слуху, от чего стих стихом называется, сдержать в себе имеют”. Прочтите два стихотворения упомянутого выше поэта и определите, где “хорошие” стихи, а где - нет, и поясните свой ответ.

Кое трезвое мне пианство
Слово даёт в славной причине?
Чистое Парнаса убранство,
Мусы! не вас ли я вижу отныне?

Кое странное пианство
К пению мой дух бодрит?
Вы, парнасское убранство,
Музы, ум не вас ли зрит?

Комментарий. Это В.К. Тредиаковский. Новый стих должен был, по мнению Тредиаковского, складываться равномерными двусложными стопами, строиться на правильном чередовании ударных и безударных слогов - “гладком и приятном слуху через весь стих стопами прехождении до самого конца”. Такой принцип стихосложения был назван “тоническим” (хотя на самом деле правильнее будет назвать его силлабо-тоническим). Приведённые два отрывка взяты из оды «О взятии Гданска» («На сдачу Гданска», 1734) Тредиаковского. Первый вариант - силлабический стих, написанный в “старой” манере (“плохой”), второй - силлабо-тонический, написан четырёхстопным хореем (“хороший”).

3. Перед вами два отрывка: один принадлежит перу поэта ХVIII века, другой - XIХ. Какое произведение было написано раньше и почему вам так кажется? Не выглядит ли одно из них как пародия на другое? Назовите поэтов и произведения, из которых взяты отрывки.

Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит солнцем за собою
Твоей державы новый год.

И вот багряною рукою
Заря от утренних долин
Выводит с солнцем за собою
Весёлый праздник именин.

Комментарий. Первый отрывок - из «Оды Елисавете», написанной Ломоносовым в 1748 году, а второй - из романа Пушкина «Евгений Онегин». Торжественный стиль ломоносовской оды звучит пародийно в пушкинских строках, поскольку повод для написания этих строк не настолько торжественный. Домашний праздник - именины Татьяны Лариной - описан словами “высокого штиля” (образ багряной зари и строка “Выводит с солнцем за собою” - прямые заимствования), что не соответствует “низкой”, бытовой теме стихотворного фрагмента, а устаревшая форма окончаний творительного падежа -ою вместо уже принятой в XIХ веке формы -ой только усиливает комический эффект от использования таких слов.

4. Один поэт XVIII века написал пародийно-издевательское стихотворение, обращённое к Синоду:

Не роскошной я Венере,
Не уродливой Химере
В имнах жертву воздаю:
Я похвальну песнь пою
Волосам, от всех почтенным,
По груди распространенным,
Что под старость наших лет
Уважают наш совет.

Члены Синода написали жалобу императрице. С каким поэтом произошла такая неприятная история? Каков жанр этого стихотворения, почему оно выглядит как пародийное и чему посвящено?

Комментарий. Речь идёт о Ломоносове и его «Гимне бороде» (1756–1757). Уже само название звучит пародийно и выглядит как оксюморон. Такой форме, как гимн, слово “борода” не соответствует, а уж хвалить этот предмет вообще не представляется возможным словами “высокого штиля”, которые здесь намеренно употребляет Ломоносов. Сатирический эффект усиливается и за счёт авторских подробных пояснений о том, что он не будет петь “песнь” “роскошной Венере”, что как раз было естественно в рамках классицистической поэзии. Таким образом, Ломоносов выбирает противоестественный жанр для рассказа о бороде, и в результате возникает комический, пародийный эффект.

5. Найдите в приведённых ниже отрывках из стихотворения А.С. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе» черты русской классицистической поэзии XVIII века, охарактеризуйте их. Как вам кажется, почему в стихотворении XIX века так много черт “века минувшего”? Что вы знаете об обстоятельствах создания этого стихотворения?

И быстрым понеслись потоком
Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
Дымится кровию земля;
И сёлы мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг,
Леса дремучие бегущих укрывают,
И праздный в поле ржавит плуг...

...Ретивы кони бранью пышут,
Усеян ратниками дол,
За строем строй течёт, все местью, славой дышат,
Восторг во грудь их перешёл.
Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,
И се - пылает брань, на холмах гром гремит,
В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
И брызжет кровь на щит...

Комментарий. В стихотворении 1815 года, созданном в период поэтического “ученичества” А.С. Пушкина, осваивавшего опыт своих предшественников, можно обнаружить напряжённую метафоричность торжественных од XVIII века, гиперболичность образов, обилие церковнославянских слов и выражений, инверсию, использование устаревших форм слов. Говоря об обстоятельствах создания, ученики вспомнят, что стихотворение писалось специально к экзамену, на котором присутствовал Державин.

6. В своей замечательной книге «Проза о стихах» (глава «Метафора») Е.Эткинд пишет: “В системе классицизма существует свой образный код - набор традиционно-условных образных знаков, и каждый имеет закреплённое за ним значение… Все эти условные знаки и перифразы, сами по себе не отличающиеся живой образностью, складываются в целостную картину, которая, конечно, тоже условна, но обладает своей завершённой композицией, своим внутренним сюжетом… Поэзия классицизма - искусство аллегорий. В ней мы всегда встречаемся с фигурами, которые воплощают некие отвлечённые идеи, причём эти аллегорические фигуры образуют… целые группы, живые картины”.

Приведите примеры “аллегорических фигур” из произведений русской классицистической поэзии. Нарисуйте к одному из этих примеров иллюстрацию.

Комментарий. Для ответа на этот вопрос можно предложить ученикам обратиться к текстам стихотворений М.В. Ломоносова - «Ода на день восшествия… Елисаветы Петровны» (1746–1748), «Богиня, дщерь божеств, науки основавших…»; Г.Р. Державина - «На рождение в севере порфирородного отрока», «К первому соседу», «Фелица», «Осень во время осады Очакова», «На счастие», «Любителю художеств».

7. Перед вами две басни на один сюжет, созданные В.К. Тредиаковским и А.П. Сумароковым приблизительно в одно время. Анализируя эти тексты, можно наглядно проследить эволюцию литературного языка, жанра, стиля. При сопоставлении басен обнаруживается “движение классицизма от «наукообразного» рационализма (в виде авторских объяснений) к рационализму более органичному, наделяющему персонажей способностью объяснять собственные поступки и показывающему процесс принятия решения”, как отмечает в своей статье, посвящённой этим басням, В.Капленко. Приведите примеры, это “движение” иллюстрирующие.

В.К. Тредиаковский

Ворон и лисица

Негде Ворону унесть сыра часть случилось;
На дерево с тем взлетел, кое полюбилось.
Оного Лисице захотелось вот поесть;
Для того, домочься б, вздумала такую лесть:
Воронову красоту, перья цвет почтивши,
И его вещбу ещё также похваливши,
“Прямо, - говорила, - птицею почту тебя
Зевсовою впредки, буде глас твой для себя
И услышу песнь, доброт всех твоих достойну”.
Ворон похвалой надмен, мня себе пристойну,
Начал, сколько можно громче, кракать и кричать,
Чтоб похвал последню получить себе печать;
Но тем самым из его носа растворенна
Выпал на землю тот сыр. Лиска, ободренна
Оною корыстью, говорит тому на смех:
“Всем ты добр, мой Ворон; только ты без сердца мех”.

А.П. Сумароков

Ворона и лиса

И птицы держатся людского ремесла.
Ворона сыру кус когда-то унесла
И на дуб села.
Села,
Да только лишь ещё ни крошечки не ела.
Увидела Лиса во рту у ней кусок,
И думает она: “Я дам Вороне сок!
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану,
Дуб сколько ни высок”.
“Здорово, - говорит Лисица, -
Дружок, Воронушка, названая сестрица!
Прекрасная ты птица!
Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша!
И попугай ничто перед тобой, душа,
Прекраснее стократ твои павлиньих перья!”
(Нелестны похвалы приятно нам терпеть.)
“О, если бы ещё умела ты и петь,
Так не было б тебе подобной птицы в мире!”
Ворона горлышко разинула пошире,
Чтоб быти соловьем,
“А сыру, - думает, - и после я поем.
В сию минуту мне здесь дело не о пире!”
Разинула уста
И дождалась поста.
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь, не пела,
Хотела есть, не ела.
Причина та тому, что сыру больше нет.
Сыр выпал из роту, - Лисице на обед.

  1. Что такое «Сокращённая вселенная»?
  2. «Сокращённой вселенной» назвал художественную литера-туру М. Е. Салтыков-Щедрин.

  3. Кто является зачинателем русского романтизма?
  4. Зачинателями русского романтизма выступили В. А. Жуков-ский и К. Н. Батюшков.

    В творчестве В. А. Жуковского ведущими были такие жан-ры, как баллады и элегии, а К. Н. Батюшкова — послания и элегии.

  5. Кто назвал басни И. А. Крылова «книгой мудрости самого народа» и почему?
  6. Басни И. А. Крылова «книгой мудрости самого народа» на-звал Н. В. Гоголь. С этим суждением можно согласиться, потому что И. А. Крылов писал в простоватой манере, персонажами его басен были животные, что сближает их с народными сказками, но главное — простые и точные истины, ради которых сочинялись его басни, были близки нехитрой, но глубокой народной мудро-сти и представляли собой как бы развёрнутые в небольшой рас-сказ меткие русские пословицы. Например, басня «Стрекоза и муравей» прекрасно иллюстрирует пословицу: «Готовь сани ле-том, а телегу — зимой», а басня «Обоз» — пословицу: «Не лезь поперёк батьки в пекло» и «Яйца курицу не учат».

  7. Кем был К. Ф. Рылеев?
  8. Кондратий Фёдорович Рылеев был декабристом, душой Се-верного общества. Он был одним из пяти повешенных в 1826 го-ду руководителей восстания.

  9. Расскажите кратко о стихотворениях Е. А. Баратынского
  10. Стихотворения Е. А. Баратынского — это элегии, послания, поэмы. Они посвящены проблеме увядания творческих способ-ностей и гибели благородных порывов в среде, которая убивает их бесконечным воспроизведением одного и того же.

  11. Расскажите кратко о стихотворениях Ф. И. Тютчева
  12. Философская масштабность в стихотворениях Ф. И. Тютчева проявляется путём нахождения аналогий и общих закономерно-стей в существовании природы и жизни человека — внешней и внутренней, физиологической и душевной.

    Сочувствие страданиям родины можно найти в таких его стихотворениях как «Над этой тёмною толпою...», «Цицерон». Постижение родной природы происходит в стихах «Летний ве-чер», «Осенний вечер», «Есть в осени первоначальной...». Раз-мышления о любви и сострадании являются темой следующих стихотворений: «Она сидела на полу...», «Ещё томлюсь тоской желаний...».

  13. Расскажите кратко о стихотворениях Я. П. Полонского
  14. Стихотворения Якова Петровича Полонского посвящены ду-шевной жизни бедного человека, его воспоминаниям и мечтани-ям о любви и лучшей жизни. Мне известны такие его стихотво-рения, ставшие песнями, как «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит...»), «Затворница» («В одной знакомой улице...»). В 6-м классе мы читали его стихотворение «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...».

  15. Расскажите кратко о стихотворениях А. Н. Майкова
  16. Творчество Аполлона Николаевича Майкова проникнуто идиллической красотой природы. Его язык пластичен и насыщен цветовыми образами. В 5-м классе мы читали его стихотворение «Ласточки» («Мой сад с каждым днём увядает...»), в 6-м клас-се — «Рассвет» («Вот — полосой зеленоватой...»), «Осень» («Кроет уж лист золотой...») и «Пейзаж» («Люблю дорожкою лесною...»).

  17. Расскажите кратко о стихотворениях А. Н. Плещеева
  18. В произведениях Алексея Николаевича Плещеева нашло своё выражение стремление передовых дворян и разночинцев участвовать в жизни простого народа, защитить его от жесто-кого угнетения со стороны власть имущих. В 5-м классе мы читали его стихотворение «Весна» («Уж тает снег, бегут ру-чьи...»).

  19. Расскажите кратко о стихотворениях Н. А. Некрасова
  20. Н. А. Некрасов — безусловно ярчайший представитель граж-данской поэзии. Он пишет о крестьянах, об их тяжёлой беспро-светной жизни, часто изнутри самой этой жизни и её же языком. Его простые лаконичные стихи и поэмы пользовались большой популярностью в народной среде. В предыдущих классах изуча-лись отрывки из поэмы «Мороз — Красный нос», стихотворения «Железная дорога», «Крестьянские дети», будет изучаться поэма «Кому на Руси жить хорошо».

  21. Вспомните прочитанные вами произведения XIX века и попытайтесь определить, к какому лите-ратурному направлению (романтизму или реализ-му) они относятся. Ответ обоснуйте.
  22. Из романтических произведений XIX ве-ка я бы назвал стихи и баллады В. А. Жу-ковского, поэмы А. С. Пушкина, создан-ные в период южной ссылки, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова и большинство его сти-хотворений, повести А. А. Бестужева-Марлинского и В. Ф. Одоевского. Хотя это очень разные произведения — а роман-тизм индивидуально проявляется в твор-честве каждого писателя, — тем не менее принадлежность их к романтическому направлению можно объяснить рядом об-щих принципов изображения действи-тельности. Прежде всего, это неудовлетво-ренность окружающим миром, бездуховным началом. Вера в прекрасное, чистое, непорочное, вечное, но недосягаемое объ-единяет творчество романтиков. Произве-дения Жуковского принадлежат к одному из наиболее ярких течений романтизма — созерцательно-психологическому, который пропагандирует культ высокой, духовной любви, искренней и верной дружбы. При-рода для романтика — вечно живое, воп-лощающее в себе божественное начало. Он ищет в ней внутреннюю гармонию, воз-можность совершенствования своего эмо-ционального мира. Романтический герой не боится смерти, а видит в ней сладост-ный переход от реального, земного мира в мир вечных идей, недостижимой мечты, истины и абсолюта. Для такого романтиз-ма характерен пафос светлой печали. По-следователи байронического романтизма, влияние которого испытали в свое время Пушкин и Лермонтов, проявляли глубо-кий пессимизм в оценке окружающей действительности. Они изображали силь-ную, разочарованную личность, озлоблен-ного бунтаря-одиночку, бросившего вызов Богу, морали, власти. Как правило, это добровольный изгнанник, единственной отрадой для которого остается любовь, но и она отнимается у него несправедливо-стью жизни, что толкает героя либо на самоубийство, дуэль, либо на преступле-ние. Гражданские романтики (К. Ф. Ры-леев, поэты-декабристы) были готовы пу-тем борьбы преобразовывать существую-щий строй. Они обращались к русской ис-тории и русскому фольклору, черпали там сюжеты и героические характеры. Для них стал близким жанр думы. Д. В. Ве-невитинов, поэты-любомудры, Ф. И. Тют-чев принадлежали к философскому ро-мантизму. Они специально уходили от изображения социальных конфликтов к проблемам сугубо философским, нравст-венным и через их осмысление рассмат-ривали темы любви, дружбы, поэта и поэзии.

    Такие произведения XIX века, как ро-маны А. С. Пушкина «Капитанская доч-ка» и «Дубровский», комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», «Записки охотника» и романы И. С. Тургенева, рассказы А. П. Чехова, произведения Л. Н. Толстого относятся к реализму. В них глубоко исследуется сама жизнь, реальная действительность. Герои действуют в конкретных социально-исто-рических условиях, их поведение, харак-теры, взгляды, образ жизни зависят от этих условий. Порой эти два направления сочетаются в творчестве одного и того же писателя, например в творчестве Пушки-на или Лермонтова. Материал с сайта

  23. Подумайте, чем отличается реализм первой половины XIX века, который и в Европе и в России считается периодом становления реализма, от эпо-хи его зрелости (вторая половина столетия).
  24. Действительно, в первой половине XIX века происходит становление реализ-ма, даже в рамках творчества одного и то-го же писателя сосуществуют во многом романтический и реалистический подхо-ды к освоению действительности (Пуш-кин, Лермонтов, Гоголь), герои часто со-четают в своем изображении реалистиче-ское и романтическое начала («Тамань» в романе «Герой нашего времени»). Клас-сицистическое и реалистическое мы нахо-дим в содержании и композиции «Горя от ума» А. С. Грибоедова. Во второй полови-не века в русской и западноевропейской литературе реализм уже утверждается как преобладающий метод. В это время он получает критическое направление, от-вергая отрицательные явления в социаль-ной жизни, утверждая новые нормы отно-шений между людьми (Некрасов, Черны-шевский, Салтыков-Щедрин) или возвра-щаясь к вечным нравственным ценностям (Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов).

  25. Проследите, как меняется герой в произведе-ниях классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма. Какие черты характера становятся веду-щими?
  26. В произведениях классицизма высоко оценивались такие качества героев, как верность долгу, умение подавлять свои личные чувства и интересы во имя долга, патриотизм, служение государству. Для героев сентиментальных произведений (в этом заключена полемика между клас-сицизмом и другими направлениями в ли-тературе) характерен культ чувства, люб-ви, страсти. Они чувствительны, повы-шенно эмоциональны, склонны к подроб-ным любовным объяснениям. Романтиче-ский герой необычен и действует в необыч-ных, исключительных обстоятельствах, предпочитает уход в экзотическую обста-новку, порой склонен к мистике. Для его настроений характерна тоска, грусть, ост-рые переживания утрат.

    Как вам, счастливцам, то понять, Что понял я тоской? (В. А. Жуковский)

    Особенно остро ощущает чувство вины и раскаяния.

    Реалистический герой разносторонен, тесно связан с социально-историческими условиями, в которых он находится. Он типичен и развивается в типических об-стоятельствах. Герой в русском реализме направляет свою деятельность на преобра-зования жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • к какому направлению относится мцыри
  • произведения толстого относятся к реализму
  • поэзия 19 века для детей жуковский крылов
  • к,какаму направлению относится бунин
  • эссе на тему литература сокращенная вселенная

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Разработчик: преподаватель первой категории

ГБПОУ МО «Луховицкий авиационный техникум»

Камагина И.В.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

1. Какой временной период охватывает Серебряный век русской поэзии?

А) 1880-е - 1940-е гг

Б) 1890-е - 1920-е гг

В) 1900 - 1930-е гг

Г) 1890-е - 1940-е гг

2. Выберите вариант ответа, в котором перечислены основные направления модернизма

А) Креационизм, имажинизм, акмеизм

Б) Символизм, акмеизм, вульгаризм

В) Плюрализм, акмеизм, футуризм

Г) Футуризм, акмеизм, символизм

3. Напротив фамилии каждого поэта напишите течение русского модернизма, представителем которого он являлся

А. Ахматова --------_________________

А. Блок _________________

С. Есенин _________________

В. Маяковский ________________

В. Хлебников _________________

В. Брюсов _________________

О. Мандельштам ________________

4. Кто из поэтов Серебряного века не принял революцию 1917 года, но не эмигрировал из страны?

А) А. Блок

Б) В. Маяковский

В) С. Есенин

Г) А. Ахматова

5. Из какого произведения эта фраза:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост

А) М. Горький, «Песнь о Соколе»

Б) А. Ахматова, стихотворение «Вечером»

В) М. Цветаева, стихотворение «Тоска по Родине! Давно…»

Г) А. Блок, поэма «Двенадцать»

6. Сопоставьте стрелкой (линией) фамилию поэта и одну из особенностей его поэзии

А) А. Ахматова 1) Внимание к форме стиха, особенное построение ритмического рисунка («лесенка»)

В)В. Маяковский 3) Эволюция образа Прекрасной Дамы на протяжении всего творческого периода

Г) А. Блок 4) Использование метафор при описании малой родины - русской деревни

Д) С. Есенин 5) Внимание к бытовой «говорящей» детали

7. Кто из поэтов Серебряного века не являлся представителем ни одного из течений модернизма?

А) С. Есенин

Б) Д. Мережковский

В) А. Ахматова

Г) М. Цветаева

8. Почему в русской литературе начала XX века господствовала именно поэзия?

А) Множество событий-катаклизмов (войны, революции) способствовали эмоциональному накалу, и это привело к господству поэзии

Б) Господство поэзии - это результат наследия поэтов второй половины XIX века (Ф. Тютчев, А. Фет, А. Толстой и др.)

Б) Не было талантливых писателей-прозаиков

9. Кто из поэтов посвятил большинство своих лирических произведений русской деревне?

А) Н. Гумилев В) С. Есенин

Б) А. Блок Г) А. Ахматова

10. Перед Вами особенности трех основных направлений русского модернизма. Напротив каждой напишите соответствующее ей направление

А) Точность и ясность языка, внимание к бытовым деталям - ___________________

Б) Туманность, мистичность, использование символов - ___________________

В) Изобретение нового языка, бунтарство, смелые эксперименты с формой стиха - _________________

ИНСТРУКЦИЯ К ЗАДАНИЯМ

В заданиях 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9 отметьте правильный ответ, поставив напротив него любой условный знак. ВНИМАНИЕ! Правильный ответ может быть только один.

В задании 3 напротив фамилии поэта напишите одно из течений русского модернизма, к которому имело отношение его творчество.

В задании 6 проведите стрелку или линию от фамилии поэта к присущей ему поэтической особенности

В задании 10 напротив характерного свойства напишите название течения русского модернизма, к которому это свойство относится.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

1 - Б

2 - Г

3 - А. Ахматова - акмеизм, А.Блок - символизм, С. Есенин - имажинизм, В. Маяковский - футуризм, В. Хлебников - футуризм, В. Брюсов - символизм, О. Мандельштам - акмеизм

4 - Г

5 - Г

6 - А - 5, Б - 2, В - 1, Г - 3, Д - 4

7 - Г

8 - А

9 - В

10 - А - акмеизм, Б - символизм, В - футуризм