Задание no 1 числа и вычисления. Понятие обыкновенной, десятичной, смешанной дроби

Информатика является вступительным экзаменом более чем для 60 специальностей российских вузов. Некоторые из них, причем, имеют лишь косвенное отношение к этому предмету, как сельское хозяйство, но баллы по информатике считают внимательно. Кстати, подход у всех разных, хотя экзамен для всех един.

Каждый вуз, куда требуется аттестат с данными ЕГЭ по информатике, по-разному оценивает баллы. Например, те заведения, где данный предмет является одной из ключевых наук, даже не смотрят на работы с результатом ниже 65-75 пунктов, хотя та же «Бауманка» довольствуется проходным баллом в 50-65 пунктов. Самый низкий проходной балл в МИИТ. Здесь он составляет всего 37 пунктов. Самый высокий - в МГУ. Минимальная граница здесь 79 баллов.

Таким образом, нужно понимать, что для МГУ подготовка к ЕГЭ по информатике будет максимально кропотливой и вдумчивой. Впрочем, без такой работы трудно будет даже в МИИТ поступить - задания по предмету имеют разные уровни сложности и меняются из года в год, равно как пересматриваются КИМы для оценки знаний учащихся. Так что нужно быть готовым ко всему.

Вся трудность экзамена в том, что он сдается письменно без компьютера. Казалось бы! Сейчас, правда, обсуждается необходимость внедрения электронного тестирования, но до реального воплощения этих задумок пройдет ещё год-два. Однако те, кто готовится к экзамену в ближайшем будущем, должен уже знать, что при подготовке к ЕГЭ по информатике ему придется больше внимания уделять программированию.

Из чего состоит ЕГЭ по информатике?

ЕГЭ по информатике состоит из трех частей. Первая предлагает выбор правильного ответа из нескольких предложенных вариантов, вторая и третья - это уже самостоятельное решение задачи, причем в последней части зачастую встречаются задания с подвохом.

Оценка правильных ответов по утвержденным КИМам осуществляется следующим образом: первая часть (А) - 1 балл за верное решение, вторая часть (В) - 1 балл, третья часть (С) - 2-4 балла в зависимости от сложности задачи. Таким образом, максимальный балл, который можно заработать по тесту - 40 пунктов. Они соответствуют итоговым 100 баллам.

Что нужно решить на 3, 4 или 5?

Чтобы заработать минимальный балл достаточно ответить на половину заданий группы А, даже скорее на 2/3. Но это поможет вам только сдать ЕГЭ и будет совершенно бесполезно при поступлении. То же касается «троечников». Для честной и твердой оценки «три» хватит правильных ответов на задания первой части теста. А вот дальше уже сложнее.

Для проходного балла в 50-60 пунктов придется дать верные ответы на вопросы из части А и решить половину и даже чуть больше задач из группы B. Третья часть теста больше нужна тем, кто собирается поступать в МГУ или аналогичные заведения, где проходной балл не ниже 70-75 пунктов. Для такого результата надо правильно ответить практически на все вопросы.

В чем сложность при подготовке к ЕГЭ по информатике?

Главная трудность заключается в том, что до сих пор некоторые школы не имеют достаточной материально-технической базы для качественного обучения. Отсюда возникает необходимость обращаться за помощью к специалистам: курсы, репетиторы и т.п. Если подобное решение принято, то даже не стоит откладывать его в долгий ящик.

Лучше начинать подготовку к ЕГЭ за год-полтора. Причем в индивидуальной работе с репетитором вам будет проще набить руку на решение задач группы C, что уже нельзя сказать со всей уверенностью про групповые занятия. Безусловно, там тоже хорошая подготовка, но разноуровневый состав учащихся не позволяет индивидуализировать работу и много времени уходит на то, чтобы довести задачу, формулу, уравнение до понимания всей группы. Такая подготовка больше подойдет для тех, кому важно получить просто положительный результат либо дотянуть до четверки.

Некоторые чувствуют в себе достаточно сил, чтобы заниматься самостоятельно. Однако даже им бывает не под силу решение каких-то задач и помощь специалиста будет весьма кстати.

Таким образом, подготовка к ЕГЭ по информатике должна начинаться заранее и учитывать тот уровень, который вы стремитесь достичь.

Для выпускников школ. Его нужно сдавать тем, кто планирует поступать в вузы на самые перспективные специальности, такие как информационная безопасность, автоматизация и управление, нанотехнологии, системный анализ и управление, ракетные комплексы и космонавтика, ядерные физика и технологии и многие другие.

Ознакомьтесь с общей информацией об экзамене и приступайте к подготовке. Изменений по сравнению с прошлым годом в новом варианте КИМ ЕГЭ 2019 практически нет. Единственное, что из заданий исчезли фрагменты программ, написанных на языке Си: их заменили на фрагменты, написанные на языке С++. И еще из задания № 25 убрали возможность написать в качестве ответа алгоритм на естественном языке.

Оценка ЕГЭ

В прошлом году чтобы сдать ЕГЭ по информатике хотя бы на тройку, достаточно было набрать 42 первичных балла. Их давали, например, за правильно выполненные первые 9 заданий теста.

Как будет в 2019 году пока точно неизвестно: нужно дождаться официального распоряжения от Рособрнадзора о соответствии первичных и тестовых баллов. Скорее всего оно появится в декабре. Учитывая, что максимальный первичный балл за весь тест остался прежним, скорее всего не изменится и минимальный балл. Ориентируемся пока на эти таблицы:

Структура теста ЕГЭ

Информатика – это самый продолжительный экзамен (столько же длится ЕГЭ по математике и литературе), длительность составляет 4 часа.

В 2019 году тест состоит из двух частей, включающих в себя 27 заданий.

  • Часть 1: 23 задания (1–23) с кратким ответом, который является числом, последовательностью букв или цифр.
  • Часть 2: 4 задания (24–27) с развернутым ответом, полное решение заданий записывается на бланке ответов 2.

Все задания так или иначе связаны с компьютером, но на экзамене пользоваться им для написания программы в задачах группы С не разрешается. Кроме того, задачи не требуют сложных математических вычислений и калькулятором пользоваться тоже не разрешается.

Подготовка к ЕГЭ

  • Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по информатике, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.
    Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике или просто с другими цифрами.

Общие цифры ЕГЭ

Год Миним. балл ЕГЭ Средний балл Кол-во сдававших Не сдали, % Кол-во
100-балльников
Длитель-
ность экзамена, мин.
2009 36
2010 41 62,74 62 652 7,2 90 240
2011 40 59,74 51 180 9,8 31 240
2012 40 60,3 61 453 11,1 315 240
2013 40 63,1 58 851 8,6 563 240
2014 40 57,1 235
2015 40 53,6 235
2016 40 235
2017 40 235
2018

Описание задания

Первое задание проверяет наши умения проведения вычислений. Это самое простое задание из всего модуля и требует от нас только знания арифметики. В первом задании арифметические действия будут самыми простыми. В демонстрационном варианте ОГЭ предлагается сложить две дроби: обыкновенную и десятичную. Тем не менее, в соответствии с документами о проведении ОГЭ, учащиеся должны быть готовы и к выполнению некоторых других несложных заданий. Ответом в первом задании является целое число или конечная десятичная дробь.

Тематика заданий: числа и вычисления

Первичный бал: 1

Сложность задания: ♦ ◊◊

Примерное время выполнения: 3 мин.

Теория к заданию №1

Итак, для успешного выполнения необходимо помнить:

  1. порядок проведения арифметических операций сначала производятся действия в скобках, затем возведение в степень или извлечение корня, затем умножения и деления, а затем вычитания и сложения .
  2. правила умножения и деления в столбик
  3. правила вычисления обыкновенных дробей

Напоминаем правила операций с обыкновенными дробями:

Разбор типовых вариантов задания №1 ОГЭ по математике

Первый вариант задания

Найдите значение выражения:

Решение:

Задачу можно решать разными путями, а именно менять последовательность действий , но этот вариант решения рекомендуется для тех, кто уверен в своих возможностях и знает математику на отлично . Для остальных мы рекомендуем выполнить последовательно действия в числителе и знаменателе, а затем разделить числитель на знаменатель. Числитель вычислять в данном примере нет необходимости, это число 9.

Вычислим значение знаменателя:

Можно произвести , тогда получим:

4,5 2,5 = 11,25

Либо перевести дробь к простому виду :

4,5 2,5 = 4½ 2 ½ = 9 / 2 5 / 2 = 45 / 4

Последний случай предпочтительней, так как для дальнейшей операции — деления числителя на знаменатель задача упрощается. Делим числитель на знаменатель, умножая числитель на перевернутую дробь в знаменателе:

9 / (45 / 4) = (9 / 1) (4 / 45) = (9 4) / (1 45)

9 и 45 можно сократить на 9:

(9 4) / (1 45) = (1 4)/ (1 5) = 4 / 5 = 8 / 10 = 0,8

Получаем ответ: 0,8

Подводя итог, сделаем выводы:

Удобней сразу переходить к дробям простого вида. Надежней производить вычисления последовательно в числителе и знаменателе.

Второй вариант задания

Найдите значение выражения:

6 (1/3)² - 17 1/3

Решение:

Можно решать задачу напрямую - вычисляя значения последовательно, это не должно составить труда, однако решение будет долгим и с большими вычислениями. Здесь можно заметить, что 1/3 присутствует как в уменьшаемом - 6 (1/3)², так и в вычитаемом - 17 1/3, поэтому её можно легко вынести за скобку.

1/3 (6 (1/3) - 17)

Проведя вычисления в скобках, получим:

1/3 (6 (1/3) - 17) = 1/3 (6 /3 - 17) = 1/3 (2 - 17) = 1/3 (-15)

Теперь умножим полученное значение -15 на 1/3:

1/3 (-15) = -5

Какие выводы можно сделать: не всегда стоит стараться решить задачу «в лоб», даже в ОГЭ.

Третий вариант задания

Найдите значение выражения:

Решение:

Аналогично предыдущим заданиям вычисляем знаменатель: для этого приводим дроби к общему знаменателю - это 84. Для этого первую дробь умножаем на 4, а вторую на 3, получим:

1/21 + 1/28 = 4/84 + 3/84

Затем складываем:

4/84 + 3/84 = 7/84

Итак, мы получили в знаменателе 7/84, теперь делим числитель на знаменатель - это все равно что умножить 1 на обратную 7/84 дробь:

Демонстрационный вариант ОГЭ 2019

Найдите значение выражения: ¼ + 0,07

Решение:

К данному заданию, как и к большинству заданий 1 модуля Алгебры, подход к решению заключается в переводе дроби от одного вида к другому. В нашем случае это переход от обыкновенной дроби к десятичной.

Переводим ¼ из обыкновенной дроби в десятичную. Делим 1 на 4, получаем 0,25. Затем переписываем выражение с использованием только десятичных дробей и вычисляем:

0,25 + 0,07 = 0,32

Ответ: 0,32

Четвертый вариант задания

Найдите значение выражения:

–0,3·(–10) 4 +4·(–10) 2 –59

Решение:

Для получения результата необходимо последовательно выполнить математические действия в соответствии с их приоритетом.

–0,3·(–10) 4 +4·(–10) 2 –59 =

Выполняем возведение в степень. Получаем числа, состоящие из единицы и следующего за ней количества нулей, равного показателю степени. При этом знаки «–» в скобках исчезают, поскольку показатели степеней четные. Получаем:

= –0,3·10000+4·100–59 =

Выполняем умножение. Для этого в числе 0,3 переносим десятичную запятую на 4 знака вправо (так как в 10000 четыре нуля), а к 4 дописываем, соответственно, 2 нуля. Получаем:

= –3000+400–59 =

Выполняем сложение –3000+400. Поскольку это числа с разными знаками, то вычитаем из большего модуля меньший и перед результатом ставим «–», поскольку число с большим модулем отрицательное. Получаем:

= –2600–59 =

Так как оба числа отрицательные, то складываем их модули и перед результатом ставим «–». Получаем:

= –(2600+59) = –2659

Ответ: –2659

Пятый вариант задания

Найдите значение выражения:

–13·(–9,3)–7,8

Решение:

Это задание требует простого умения выполнять арифметические действия с десятичными дробями.

–13·(–9,3)–7,8 =

Сначала выполняем умножение. Умножаем –13 и –9,3 в столбик без учета знаков «–» перед сомножителями. В полученном произведении отделяем одну – последнюю – цифру десятичной запятой:

Знак произведения будет положительным, поскольку умножаются два отрицательных числа. Получаем:

Эту разность можно вычислить в столбик, но можно и устно. Выполним это действие в уме: вычитаем отдельно целые части и десятичные. Получаем.

При отборе предметного материала мы в первую очередь ориентировались на содержание математики, изучаемое в начальной школе в РФ (1 – 4 классы). В то же время, нам представлялось важным учесть и некоторые тенденции мирового и отечественного образования, которые обязывают рассматривать содержание образования в компетентностном аспекте. Таким образом, разработанный инструмент сделан с расчетом на ближайшую перспективу.

Основное содержание математики в начальной школе группируется вокруг понятия натурального числа. Сюда относится весь традиционный арифметический материал, касающийся как формальной стороны понятия числа (позиционная запись чисел, стандартные алгоритмы действий над числами, порядок выполнения действий, свойства действий), так и содержательной, связанной со счетом предметов и измерением величин (причем большая часть материала, относящегося к понятию величины, осваивается через решение так называемых текстовых задач). Геометрический материал также в значительной степени посвящен измерению и вычислениям (длина и площадь отдельных фигур). Кроме того, дается первоначальное знакомство с обыкновенными дробями, но основное изучение обыкновенных и десятичных дробей приходится на основную школу (5, 6 классы). С введением новых стандартов включен материал, посвященный анализу данных, однако в очень небольшом количестве.

К разделу «Числа и вычисления» относится все, что связано с формальной стороной понятия натурального числа. В основе формального оперирования с натуральными числами (сравнения чисел, вычислений) лежит прежде всего позиционный принцип записи натуральных чисел, на котором построены все стандартные алгоритмы арифметических действий над числами. Кроме того, при вычислениях используются представления о порядке выполнения действий и связи между компонентами действий.

Следующие три раздела отражают различные смысловые аспекты понятия числа (то, для чего служит число). Так, раздел «Измерение величин» включает материал, связанный с понятием величины – сравнением и измерением величин. Основным отношением, конституирующим эту содержательную область, является отношение «единица – измеряемая величина – число», выражаемое именованным числом. Это отношение может устанавливаться разными способами: непосредственным «укладыванием» единицы (отметим, что именно этот способ лежит в основе понятия величины), измерением с помощью приборов (линейка, весы и др.) и вычислением по стандартным формулам, например, по формуле площади прямоугольника, (задания, связанные с косвенным измерением – вычислением по формулам - могут быть отнесены и к содержательной области «Зависимости»).

К указанному разделу примыкают и вопросы, касающиеся собственно прикладного аспекта измерения (практические процедуры измерения, приближенные вычисления, представление результатов измерения в виде диаграмм, графиков, таблиц и т.п.). Однако на данный момент они не включены в содержание математического теста, поскольку предполагалось, что они будут включены в тест по естествознанию («Окружающий мир»).

Другой аспект понятия величины представлен разделом «Зависимости». Он охватывает содержание, связанное с выделением и описанием математической структуры отношений между величинами (моделирование); обычно материалом служат текстовые задачи. Здесь акцент делается уже не на получении результатов измерения величин, а на анализе представления этих результатов и их связей (в том числе анализе текстов), т.е. на логическом аспекте. Если расширять тест, делая его независимым от предмета естествознания, то сюда может быть отнесен и материал, связанный с анализом данных (представлением результатов измерения в виде диаграмм, графиков, таблиц и т.п.).

Раздел «Закономерности», охватывает содержание, связанное с построением числовых и геометрических последовательностей и других структурированных объектов, а также с подсчетом их количественных характеристик. Этот раздел недостаточно представлен в российском начальном образовании, и мы считаем, что объем данного содержания должен быть увеличен, поскольку оно важно в плане развития математического мышления (в первую очередь – алгоритмического и комбинаторного) и может служить пропедевтикой для изучаемого в основной школе понятия функции.

Наконец, пятый раздел, «Элементы геометрии», охватывает содержание, связанное с определением пространственных форм (в данном тесте ограничивается плоскими формами) и взаимным расположением объектов. Раздел выделен в некотором смысле по остаточному принципу, поскольку понятия геометрической формы и расположения работают и при измерении геометрических величин и при структурировании объектов.

Выделенные области, с нашей точки зрения, охватывают основное содержание всех российских программ по математике для начальной школы.

Матрица предметного содержания (математика / начальная школа)

Средства математического действия (понятия, представления)

Математические действия

Числа и вычисления

    позиционный принцип (многозначные числа)

    свойства арифметических действий

    порядок действий

    сравнение многозначных чисел

    выполнение арифметических действий с многозначными числами

    определение порядка действий в выражении.

    прикидка

Измерение величин

    отношение между числом, величиной и единицей

    отношение «целого и частей»

    формула площади прямоугольника

    прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта)

    косвенное измерение (измерение с помощью приборов, вычисление по формулам)

Закономерности

    «индукционный шаг»

    повторяемость (периодичность)

    выявление закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах

    вычисление количества элементов в структурированном объекте

Зависимости

    отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, «целого и частей»)

    прямая пропорциональная зависимость между величинами

    производные величины: скорость, производительность труда и др.

    соотношения между единицами

    решение текстовых задач.

    описание зависимостей между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами и пр.)

    действия с именованными числами

Элементы геометрии

    форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур)

    пространственные отношения между фигурами

    симметрия

    распознавание геометрических фигур

    определение взаимного расположения геометрических фигур

      Тестовые задачи по математике

Первый уровень (формальный)

Раздел 1. Числа и вычисления

Индикаторами первого уровня являются задачи, в которых надо напрямую применить стандартные правила действий с числами:

1) правила записи чисел;

2) правила сравнения чисел;

3) алгоритмы выполнения арифметических действий;

4) правила порядка выполнения арифметических действий;

5) правила связи компонентов арифметических действий (найти неизвестный компонент действия).

Под применением правил не имеется в виду воспроизведение их формулировок, что характерно для традиционной трактовки ЗУНов с различением знания формулировки и умения применять это знание. В данном контексте речь идет только о реальном применении правила (о правиле как способе действия или средстве организации действия), причем безотносительно к способности его озвучить.

В тесте не обязательно охватывать заданиями все алгоритмы и правила. Можно ограничиться проверкой лишь наиболее принципиальных (ошибкоопасных) вариантов их применения. Если правило расчленяется на случаи применения, то желательно проверить все. Задания не должны быть громоздкими, поскольку в данном тесте автоматизированность умений не проверяется.

Примеры задач

Прямое применение алгоритма деления (самого трудного для учащихся). Представлен наиболее принципиальный случай, когда в частном нужно учесть 0, т.е. не пропустить разряд.

Прямое использование правил, определяющих порядок действий. Все дистракторы – это ответы, которые получаются при неправильном порядке выполнения действий. Сами вычисления сведены к минимуму, поскольку в данном случае алгоритмы выполнения вычислений не проверяются.

Раздел 2. Измерение величин

К первому уровню относятся задачи, предполагающие отдельный акт измерения или сравнения величин, в котором напрямую используются известные способы:

    Измерение геометрических величин (длины и площади) путем непосредственного укладывания мерки (единицы) или сравнение площадей фигур путем наложения. В учебном процессе при введении понятия величины возможно использовать измерения не только длины и площади, но также объема и массы предметов. Однако в тесте задания такого рода представить затруднительно.

    Измерение величин с помощью приборов (линейка, весы, часы и др.). В тесте такие задания могут быть представлены посредством изображения соответствующих ситуаций измерения.

    Нахождение значений величин с помощью известных формул и правил (например, формула площади прямоугольника, формула периметра прямоугольника (квадрата), правило вычисления длины ломаной линии).

Применение формулы понимается не только как прямое вычисление, но и как нахождение неизвестного члена (например, по формуле площади прямоугольника можно не только вычислять площадь прямоугольника, зная его стороны, но и находить, например, ширину прямоугольника по его площади и длине).

Примеры задач

Прямое укладывание единицы (мерки).

Рисунок представляет ситуацию одноактного уравновешивания предмета и гирь на весах. Результат напрямую выводится из наглядно представленных условий равновесия.