Задания с использованием геохронологической таблицы. Изменения в облике Земли

В наших школах и институтах официально преподают идею о том, что возраст нашей Земли исчисляется многими миллионами лет. Чтобы подтвердить эту точку зрения, как научную, приводится геохронологическая таблица с долгими эрами и периодами, которые ученые якобы вычислили по слоям осадочных пород и их окаменелостям в них. Приведу пример урока:

"Учитель: Многие годы геологи, изучая горные породы, пытались определить возраст Земли. Но ещё недавно они были далеки от успеха. В начале 17 века архиепископ Армы - Джеймс Ашер, вычислил дату сотворения мира по Библии, и определил её как 4004 г. до н. э.

Но он ошибался более чем в миллион раз. Сегодня учёные считают, что возраст Земли – 4600 миллионов лет. Наука, которая занимается изучением возраста Земли по расположению горных пород, называется геологией."

(Геохронологическая таблица фото №1)

(геохронологическая таблица фото №2)

Эти данные ученики принимают на веру, доверяя на слово преподавателю и не проверяя, а насколько правдива эта информация и соответствует ли она действительности. На самом деле уже давно известно множество научных доказательств, которые геохронологическую таблицу показывают недействительной. Есть ученые, которые имеют другую точку зрения на периоды истории нашей Земли. Например, Геологическая модель Уокера, модифицированная Клевбергом:

(Геохронологическая таблица фото №3)

Я думаю, каждый человек, ученик он или учитель, должен основательно перепроверить те официальные данные, которые он получает и сформировать свои собственные убеждения, основанные не на предвзятых догадках, но на научных изысканиях. Чтобы разобраться, какие гипотезы ученых ближе к истине, а какие нет, читайте статьи с другой точкой зрения на геохронологическую таблицу, чем официальная точка зрения, преподаваемая в учебных заведениях.

Периоды и их

продолжительность (в млн. лет)

Животный и растительный мир

Название и продолжительность (в млн. лет)

(в млн. лет)

Кайнозойская (новой жизни), 67

Антропоген, 1,5

Появление и развитие человека. Животный и растительный мир принял современный облик.

Неоген, 23,5

Господство млекопитающих, птиц

Палеоген, 42

Появление хвостатых лемуров, долгопятов, позднее - парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений.

Мезозойская (средней жизни), 163

Меловой, 70

Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя и зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение папоротников и голосеменных. Появление и распространение покрытосеменных

Юрский, 58

Господство млекопитающих. Появление археоптерикса. Процветание головоногих моллюсков. Господство голосеменных.

Триасовый, 35

Начало расцвета пресмыкающихся. Появление первых млекопитающих, настоящих костистых рыб.

Палеозойская (древней жизни), 340

Возможно, 570

Пермский, 55

Быстрое развитие пресмыкающихся. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Вымирание трилобитов. Исчезновение каменноугольных лесов. Богатая флора голосеменных.

Каменноугольный, 75-65

Расцвет земноводных. Возникновение первых пресмыкающихся. Появление летающих форм насекомых, пауков, скорпионов. Заметное уменьшение трилобитов. Расцвет папоротникообразных. Появление семенных папоротников.

Девонский, 60

Расцвет щитковых. Появление кистепёрых рыб. Появление стегоцефалов. Распространение на суше высших споровых.

Силурийский, 30

Пышное развитие кораллов, трилобитов. Появление бесчелюстных позвоночных - щитковых. Выход растений на сушу - псилофиты. Широкое распространение водорослей.

Ордовикский, 60

Кембрийский, 70

Процветают морские беспозвоночные. Широкое распространение трилобитов, водорослей.

Протерозойская (ранней жизни), свыше 2000

Органические остатки редки и малочисленны, но относятся ко всем типам беспозвоночных. Появление первичных хордовых - подтипа бесчерепных.

Архейская (самая древняя в истории Земли), около 1000

Возможно, >3500

Следы жизни незначительны

Литература

1. Полянский Ю. И., Браун А. Д., Верзилин Н. М., учебник для 9-10 классов средней школы "Общая биология", Москва, "Просвещение", 1987 г., 287 с.

2. Лемеза Н. А., Морозик М. С., Морозов Е. И., "Пособие по биологии для поступающих в вузы", Минск, ИП "Экоперспектива", 2000 г., 576 с.

3. Прохоров А. Л., "Возникновение жизни на Земле" по материалам статьи Ричарда Монастерски в журнале National Geographic, 1998 г.

1 Абиогенез - образование органических соединений, распространённых в живой природе, вне организма без участия ферментов; возникновение живого из неживого.

2 Биогенез - образование органических соединений живыми организмами; эмпирическое обобщение, утверждающее, что всё живое происходит от живого.

Планеты Земля. Чтобы узнать возраст горных пород, исполь-зуют их абсолютный и относительный возраст .

Абсолютный возраст горных пород определяется по способности не-которых радиоактивных элементов к саморазложению в природных условиях. Относительный возраст определяется по условиям залега-ния осадочных горных пород, особенностям их состава, встречающим-ся останкам живших в прошлые эпохи организмов . Понятно, что более глубокие слои отражают более древние геологические события.

Изученность возраста горных пород позволила составить геохронологическую таблицу (таблицу геологического летоисчисления).

В геологической истории выделяют крупные временные отрезки — эры и периоды .

В геологическом прошлом выделяется самая древняя архейская эра , за которой следуют протерозойская , палеозойская , мезозойская , кай-нозойская . Каждая эра делится на периоды. Самый ранний из них — докембрийский .

Обратите внимание на то, что геохронологическая таблица строится от древнейших этапов к современному и читать её нужно снизу вверх. Для каждой эры показываются соответствующий ей этап развития климата, живой природы, главнейшие геологические события и наибо-лее характерные полезные ископаемые.

Геохронологическая таблица (таблица геологического летоисчисления)

Эра и её про-дол-жи-тель-ность (млн лет)

Период

Главные геологические события

Эволюция природы и органического мира

Полезные ископаемые

Начало (млн лет назад)

Продол-житель-ность (млн лет)

Эпоха склад-чатости

Изменения в облике Земли

Кайнозой (67)

(2) Четвертичный (2)

Альпийская

Общее поднятие территории, увеличение суши. Накопление снега в горах и неоднократные оледенения. Формирование современного рельефа

Появление современного человека. Появление человекоподобных пред-ков

Строительные материалы (гли-ны, песок), россыпные место-рождения золота, алмазов

(25) Неогеновый (23,5)

Мощный вулканизм, горообразование в Альпийско-Тихоокеан-ском подвижном поясе. На территории России — образование новых горных сооружений (Кавказ, Камчатка). Возникновение котловин морей — Чёрного, Каспийского, Охотского, Японского

Появление безлесных ландшафтов — степей, саванн, а также галерейных тропических лесов. Распространение копытных, грызунов. Появление новых насекомых (кузнечиков)

Бурые угли, нефть, каменная соль, осадочные руды железа, строитель-ные материалы (гранит, мрамор)

(67) Палеогеновый (42)

Разрушение мезозойских гор. Наступление морей. Накопление осадков. Начало альпийской складчатости

Господство млекопитающих. Появление саблезубых тигров и мамонтов. Распространение птиц и костных рыб

Бурые угли, нефть, горючие сланцы

Мезозой (163)

(137) Меловой (70)

Киммерийская (Мезозойская)

Образование новых горных сооружений. На территории России — горы Северо-Восточной Сибири (хребты Верхоянский, Черского) и Дальнего Востока (Сихотэ-Алинь). Поднятие платформ

В конце периода — гибель динозавров на суше, морских ящеров и ам-монитов в Океане. Возникают все группы современных млекопитаю-щих. Покрытосеменные, цветковые растения. Флора становится похо-жей на современную

Каменный уголь, нефть, горючие сланцы, фосфориты, мел, руды олова, мышьяка, сурьмы, золота, серебра, меди, свинца

(195) Юрский (58)

Затопление морями. Накопление осадков. Мощное горообразо-вание. Расколы платформ. Поднятие разрушенных гор байкаль-ской складчатости

Жаркий и влажный климат. Появление млекопитающих. Царство динозав-ров. Лесная растительность приобретает зональный характер

Каменный уголь, горючие слан-цы, фосфориты

(230) Триасовый (35)

Поднятие суши. Самое обширное отступление моря. Разрушение домезозойских гор. Формирование осадочного чехла платформ

Сухой климат. Появление динозавров (двуногих ящеров). Хвойные леса. Первые зверообразные хищники (зверозубые) — предшественники млекопитающих

Каменная соль, нефть, уголь

Палеозой

(285) Пермский (55)

Герцинская

Завершение герцинской складчатости. Образование новых горных сооружений. Поднятие древних платформ. На территории России — образование Уральских гор, Алтая. Возникновение фундаментов Западно-Сибирской и Туранской платформ, Скифской платформы

Сухой климат. Постепенное исчезновение папоротниковых и хвощевых лесов. Пресмыкающиеся становятся яйцекладущими

Каменная и калийная соли, гипс, уголь, нефть, горючий газ

(350) Каменноугольный (75-65)

Опускание суши. Затопление древних платформ. Новый этап го-рообразования. На территории России — активизация тектониче-ских движений в Урало-Тянь-Шаньском подвижном поясе. Расколы погружающейся Сибирской платформы и излияния лавы (образо-вание базальтовых покровов — сибирских траппов)

Увеличение площади заболоченных низменностей. Жаркий и влажный климат. Расцвет папоротниковых и хвощевых лесов. Появление голосе-менных хвойных растений. Расцвет земноводных. Появление насекомых (стрекоз) и пресмыкающихся (рептилий)

Обилие угля и нефти. Медные, оловянно-вольфрамовые, поли-металлические руды

(410) Девонский (60)

Каледонская

Отступание морей. Поднятия, сменившиеся к концу периоде опусканиями. Уменьшение силы тектонических движений. Разру-шение гор. Выравнивание рельефа

Усиление континентальности климата, появление первых пустынь. Древ-ние амфибии. Широкое распространение наземных растений. Выход позвоночных на сушу. Великое вторжение жизни на сушу

Нефть, горючий газ, лечебные минеральные воды

(440) Силурийский (30)

Горообразование между докембрийскими структурами. Подня-тие древних платформ. На территории России — образование Саян восточной части Алтая

Кистепёрые рыбы, костные рыбы. Хрящевые рыбы. Появление позво-ночных. Первые наземные растения-псилофиты

Железные, медные и другие ру-ды, золото, фосфориты, горю-чие сланцы

(500) Ордовикский (60) Материал с сайта

Уменьшение площади морей, вулканизм. Начало каледонской складчатости

Появление панцирных рыб

(570) Кембрийский (70)

Затухание горообразования, медленное опускание материков затопление обширных участков суши. Разрушение и сглаживание гор. Накопление осадочных пород

Кораллы, губки, моллюски, членистоногие (раки и трилобиты)

Бокситы, фосфориты, осадочные руды марганца и железа, камен-ная соль, гипс

Проте-розой

Байкальская

Мощный вулканизм, горообразование вокруг древних плат-форм. На территории России — горные системы Забайкалья, Прибайкалья, Тиманский и Енисейский кряжи

Многоклеточные существа, водоросли. Простейшие клеточные формы в глубинах бескислородного Океана

Огромные запасы железных руд, полиметаллические руды, гра-фит, строительные материалы

Архей

(более 3500) (более 900)

Древнейший вулканизм и горообразование, формирование ядер древних платформ. На территории России — Восточно-Европейская и Сибирская платформы

Первые формы жизни

На этой странице материал по темам:

Геологическая хронология, или геохронология , основана на выяснении геологической истории наиболее хорошо изученных регионов, например, в Центральной и Восточной Европе. На основе широких обобщений, сопоставления геологической истории различных регионов Земли, закономерностей эволюции органического мира в конце прошлого века на первых Международных геологических конгрессах была выработана и принята Международная геохронологическая шкала, отражающая последовательность подразделений времени, в течение которых формировались определенные комплексы отложений, и эволюцию органического мира. Таким образом, международная геохронологическая шкала - это естественная периодизация истории Земли.

Среди геохронологических подразделений выделяются: эон, эра, период, эпоха, век, время. Каждому геохронологическому подразделению отвечает комплекс отложений, выделенный в соответствии с изменением органического мира и называемый стратиграфическим: эонотема, группа, система, отдел, ярус, зона. Следовательно, группа является стратиграфическим подразделением, а соответствующее ей временное геохронологическое подразделение представляет эра. Поэтому существуют две шкалы: геохронологическая и стратиграфическая. Первую используют, когда говорят об относительном времени в истории Земли, а вторую, когда имеют дело с отложениями, так как в каждом месте земного шара в любой промежуток времени происходили какие-то геологические события. Другое дело, что накопление осадков было неповсеместным.

  • Архейская и протерозойская эонотемы, охватывающие почти 80% времени существования Земли, выделяются в криптозой, так как в докембрийских образованиях полностью отсутствует скелетная фауна и палеонтологический метод к их расчленению неприменим. Поэтому разделение докембрийских образований базируется в первую очередь на общегеологических и радиометрических данных.
  • Фанерозойский эон охватывает всего 570 млн. лет и расчленение соответствующей эонотемы отложений базируется на большом разнообразии многочисленной скелетной фауны. Фанерозойская эонотема подразделяется на три группы: палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую, отвечающие крупным этапам естественной геологической истории Земли, рубежи которых отмечены достаточно резкими изменениями органического мира.

Названия эонотем и групп происходят от греческих слов:

  • "археос" - самый древний, древнейший;
  • "протерос" - первичный;
  • "палеос" - древний;
  • "мезос" - средний;
  • "кайнос" - новый.

Слово "криптос" означает скрытый, а "фанерозой" - явный, прозрачный, так как появилась скелетная фауна.
Слово "зой" происходит от "зоикос" - жизненный. Следовательно, "кайнозойская эра" означает эру новой жизни и т.д.

Группы подразделяются на системы, отложения которых сформировались в течение одного периода и характеризуются только им свойственными семействами или родами организмов, а если это растения, то родами и видами. Системы были выделены в различных регионах и в разное время, начиная с 1822 г. В настоящее время выделяются 12 систем, названия большей части которых происходят от тех мест, где они впервые были описаны. Например, юрская система - от Юрских гор в Швейцарии, пермская - от Пермской губернии в России, меловая - по наиболее характерным породам - белому писчему мелу и т.д. Четвертичную систему нередко именуют антропогеновой, так как именно в этом возрастном интервале появляется человек.

Системы подразделяются на два или три отдела, которым соответствуют ранняя, средняя, поздняя эпохи. Отделы, в свою очередь, разделяются на ярусы, которые характеризуются присутствием определенных родов и видов ископаемой фауны. И, наконец, ярусы подразделяются на зоны, являющиеся наиболее дробной частью международной стратиграфической шкалы, которой в геохронологической шкале соответствует время. Названия ярусов даются обычно по географическим названиям районов, где этот ярус был выделен; например, алданский, башкирский, маастрихтский ярусы и т.д. В то же время зона обозначается по наиболее характерному виду ископаемой фауны. Зона охватывает, как правило, только определенную часть региона и развита на меньшей площади, нежели отложения яруса.

Всем подразделениям стратиграфической шкалы соответствуют геологические разрезы, в которых эти подразделения были впервые выделены. Поэтому такие разрезы являются эталонными, типичными и называются стратотипами, в которых содержится только им свойственный комплекс органических остатков, определяющий стратиграфический объем данного стратотипа. Определение относительного возраста каких-либо слоев и заключается в сравнении обнаруженного комплекса органических остатков в изучаемых слоях с комплексом ископаемых в стратотипе соответствующего подразделения международной геохронологической шкалы, т.е. возраст отложений определяют относительно стратотипа. Именно поэтому палеонтологический метод, несмотря на присущие ему недостатки остается наиболее важным методом определения геологического возраста горных пород. Определение относительного возраста, например, девонских отложений, свидетельствует лишь о том, что эти отложения моложе силурийских, но древнее каменноугольных. Однако установить длительность формирования девонских отложений и дать заключение о том, когда (в абсолютном летоисчислении) произошло накопление этих отложений - невозможно. Только методы абсолютной геохронологии способны ответить на этот вопрос.

Таб. 1. Геохронологическая таблица

Эра Период Эпоха Продол- житель- ность, млн. лет Время от начала периода до наших дней, млн. лет Геологические условия Растительный мир Животный мир
Кайнозой (время млекопитающих) Четвертичный Современная 0,011 0,011 Конец последнего ледникового периода. Климат теплый Упадок древесных форм, расцвет травянистых Эпоха человека
Плейстоцен 1 1 Повторные оледенения. Четыре ледниковых периода Вымирание многих видов растений Вымирание крупных млекопитающих. Зарождение человеческого общества
Третичный Плиоцен 12 13 Продолжается поднятие гор на западе Северной Америки. Вулканическая активность Упадок лесов. Распространение лугов. Цветковые растения; развитие однодольных Возникновение человека от человекообразных обезьян. Виды слонов, лошадей, верблюдов, сходные с современными
Миоцен 13 25 Образовались Сиерры и Каскадные горы. Вулканическая активность на северо-западе США. Климат прохладный Кульминационный период в эволюции млекопитающих. Первые человекообразные обезьяны
Олигоцен 11 30 Материки низменные. Климат теплый Максимальное распространение лесов. Усиление развития однодольных цветковых растений Архаические млекопитающие вымирают. Начало развития антропоидов; предшественники большинства ныне живущих родов млекопитающих
Эоцен 22 58 Горы размыты. Внутриконтинентальные моря отсутствуют. Климат теплый Разнообразные и специализированные плацентарные млекопитающие. Копытные и хищники достигают расцвета
Палеоцен 5 63 Распространение архаических млекопитающих
Альпийское горообразование (незначительное уничтожение ископаемых)
Мезозой (время пресмыкающихся) Мел 72 135 В конце периода образуются Анды, Альпы, Гималаи, Скалистые горы. До этого внутриконтинентальные моря и болота. Отложение писчего мела, глинистых сланцев Первые однодольные. Первые дубовые и кленовые леса. Упадок голосеменных Динозавры достигают наивысшего развития и вымирают. Зубатые птицы вымирают. Появление первых современных птиц. Архаические млекопитающие обычны
Юра 46 181 Материки довольно возвышенные. Мелководные моря покрывают некоторую часть Европы и запад США Увеличивается значение двудольных. Цикадофиты и хвойные обычны Первые зубатые птицы. Динозавры крупные и специализированные. Насекомоядные сумчатые
Триас 49 230 Материки приподняты над уровнем моря. Интенсивное развитие условий аридного климата. Широкое распространение континентальных отложений Господство голосеменных, уже начинающих клониться к упадку. Вымирание семенных папоротников Первые динозавры, птерозавры и яйцекладущие млекопитающие. Вымирание примитивных земноводных
Герцинское горообразование (некоторое уничтожение ископаемых)
Палеозой (эра древней жизни) Пермь 50 280 Материки приподняты. Образовались Аппалачские горы. Усиливается засушливость. Оледенение в южном полушарии Упадок плаунов и папоротникообразных растений Многие древние животные вымирают. Развиваются звероподобные пресмыкающиеся и насекомые
Верхний и средний карбон 40 320 Материки сначала низменные. Обширные болота, в которых образовался уголь Большие леса семенных папоротников и голосеменных Первые пресмыкающиеся. Насекомые обычны. Распространение древних земноводных
Нижний карбон 25 345 Климат вначале теплый и влажный, позднее в связи с поднятием суши - более прохладный Господствуют плауны и папоротникообразные растения. Все шире распространяются голосеменные Морские лилии достигают наивысшего развития. Распространение древних акул
Девон 60 405 Внутриконтинентальные моря небольшого размера. Поднятие суши; развитие аридного климата. Оледенение Первые леса. Наземные растения хорошо развиты. Первые голосеменные Первые земноводные. Обилие двоякодышащих и акул
Силур 20 425 Обширные внутриконтинентальные моря. Низменные местности становятся все более засушливыми по мере поднятия суши Первые достоверные следы наземных растений. Господствуют водоросли Господствуют морские паукообразные. Первые (бескрылые) насекомые. Усиливается развитие рыб
Ордовик 75 500 Значительное погружение суши. Климат теплый, даже в Арктике Вероятно, появляются первые наземные растения. Обилие морских водорослей Первые рыбы, вероятно пресноводные. Обилие кораллов и трилобитов. Разнообразные молюски
Кембрий 100 600 Материки низменные, климат умеренный. Самые древние породы с обильными ископаемыми Морские водоросли Господствуют трилобиты и нлеченогие. Зарождение большинства современных типов животных
Второе великое горообразование (значительное уничтожение ископаемых)
Протерозой 1000 1600 Интенсивный процесс осадкообразования. Позднее - вулканическая активность. Эрозия на обширных площадях. Многократные оледенения Примитивные водные растения - водоросли, грибы Различные морские простейшие. К концу эры - моллюски, черви и другие морские беспозвоночные
Первое великое горообразование (значительное уничтожение ископаемых)
Архей 2000 3600 Значительная вулканическая активность. Слабый процесс осадкообразования. Эрозия на больших зглощадях Ископаемые отсутствуют. Косвенные указания на существование живых организмов в виде отложений органического вещества в породах

Проблема определения абсолютного возраста горных пород, продолжительности существования Земли издавна занимала умы геологов, и попытки ее решения предпринимались много раз, для чего использовались различные явления и процессы. Ранние представления об абсолютном возрасте Земли были курьезными. Современник М. В. Ломоносова французский естествоиспытатель Бюффон определял возраст нашей планеты всего лишь в 74 800 лет. Другие ученые давали различные цифры, не превышающие 400-500 млн. лет. Здесь следует отметить, что все эти попытки заранее были обречены на неудачу, так как они исходили из постоянства скоростей процессов, которые, как известно, менялись в геологической истории Земли. И только в первой половине XX в. появилась реальная возможность измерять действительно абсолютный возраст горных пород, геологических процессов и Земли как планеты.

Таб.2. Изотопы, используемые для определения абсолютного возраста
Материнский изотоп Конечный продукт Период полураспада, млрд.лет
147 Sm 143 Nd+He 106
238 U 206 Pb+ 8 He 4,46
235 U 208 РЬ+ 7 He 0,70
232 Th 208 РЬ+ 6 Не 14,00
87 Rb 87 Sr+β 48,80
40 K 40 Аr+ 40 Са 1,30
14 C 14 N 5730 лет


Класс 8 «А,Б,В,Г»
Урок № 9
Тема урока: Геологическое летоисчисление, геохронологическая таблица.
Дата
8 «а» «8 б» «8 в» «8 г»
Цели:
Образовательная: Познакомить учащихся с методами определения абсолютного и относительного возраста горных пород. Изучить особенности геологического летосчисления.
Развивающая: развивать навыки работы с геохронологической таблицей.
Воспитательная: Формировать представление о работе палеонтолога.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: коллекция горных пород, геохронологическая таблица, учебник 8 класс.
Цели обучения Все учащиеся смогут назвать:
1. Этапы развития Земли: планетарный и геологический.

3. Эры развития Земли.
Большинство учащихся будут уметь
Пользоваться геохронологической таблицей.
Соотносить эры-периоды-продолжительность
Некоторые учащиеся смогут
Решать задачи на определение возраста горных пород.
Учащиеся могут
Рассуждать, объяснять закономерности географических процессов, работать с геохронологической таблицей.
Критерии успешности
Оценка «5»
Назвать:
1. Этапы развития Земли
2. Методы определения возраста горных пород.

Объяснить структуру и содержание геохронологической таблицы.
Уметь пользоваться геохронологической таблицей. Ключевые слова и фразы:
Геология, геологический этап, геохронология, геохронологическая таблица, эра, период, абсолютный и относительный возраст горных пород.
Вопросы для обсуждения:
На какие этапы делится геологическая история развития Земли?
Какой этап развития Земли является геологическим?
Как можно определить возраст горных пород?
Назовите методы определения возраста горных пород.
Что отражено в геохронологической таблице?
Серия полезных фраз для диалога/письма
История развития планеты Земля делится на…
Возраст Земли составляет …
Возраст Земли делится на…
К методам определения возраста горных относятся …
Анализ геохронологической таблицы свидетельствует о ….
Единицами геохронологической шкалы являются…
Подсказки: геохронологическая таблица (раздаточный материал),
Тонкие и толстые вопросы (примеры)
Предварительные знания
Геологическое летоисчисление и геохронологическая таблица 7 класс
Время План 1-2 Вызов
Приветствие.
Создание коллаборативной среды: комплимент друг- другу
Когда дети входят в класс, выбирают картинки- происходит деление на группы
1 геохронологическая таблица архей-палеозой
2 летоисчисление
3 горные породы
4 геохронологическая таблица мезозой-кайнозой
Выборы спикеров групп.
Работа с картинками, учащиеся самостоятельно определяют тему урока.
Учитель координирует работу групп при необходимости, комментируя ответы школьников. Так учащиеся выходят на тему урока, записывают тему урока в тетрадях и обсуждают цели урока.
Постановка целей урока и создание критериев успешности.
Индивидуальная работа переходящая в групповую
Прием «Корзина идей»
1. Учащиеся в течении 2 минут записывают все что знают по этой теме в тетрадь.
2. Учащиеся в группах обмениваются записанной информацией
3. Учащиеся предлагают наиболее важные, по их мнению термины/факты
результат «Корзина идей»

Внешнее формативное оценивание
Осмысление
Учитель:
Большое значение для географической науки имеет умение определять возраст Земли и земной коры, а также время значительных событий, произошедших в истории их развития. 1. История развития планеты делиться на два этапа:
Просмотр видео. (ИКТ)
Обсудите в группе особенности каждого этапа. Сделайте запись из 2 предложений
2. Работа проводится с целью усвоения содержания с использованием телефонов/планшетов с выходом в интернет (ИКТ)
Взаимообучение «ученик-группа»: сильный ученик каждой группы объясняет смысл (термины, закономерности, характеристики) группе, затем один из учеников группы представляет мысль, которую ему донесли.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Стендовый доклад «Методы определения возраста» геохронологическая таблица архей протерозой, геохронологическая таблица
палеозой геохронологическая таблица
мезозой кайнозой
Составьте пример задачи на определение возраста г/псоставьте 5 вопросов верно-неверно составление 3 толстых и тонких вопросов/прилагается образец. Выполнение 2 заданий на соответствие
формативное оценивание (комментарии группам по выполнению работы),
Физминутка. «Определение сторон горизонта» север - руки и голова вверх, юг - наклон –вниз, запад - наклон влево, восток - наклон вправо, повторить 2 - 3 раза
*выступление уч-ся «геологическая история Карабалыкского р-на»
Рефлексия
Тренировка памяти ВОУД Решение открытого теста (ВОУД)
Сколько эр выделяют в развитии Земли
Назовите самую молодую эру
Назовите период, в котором мы живем
Назовите возраст Земли
Когда начался геологический этап развития Земли
Назовите эру в которой больше всего периодов
Назовите эру в которой мы живем
Составить запоминалку «эры и периоды развития Земли»
формативное критериальное взаимооцениваниед/з и выставление оценок Выставление оценки и комментирование.
Д/з §12 прочитать и ответить на вопросы стр. 46.
Рефлексия 1.Сегодня на уроке мне понравилось/не понравилось…
2. Я узнал,/ нечего нового я не узнал …..
3. было очень интересно./ не интересно
4. были трудности/ не было5.я научился…..


Приложенные файлы