Жан-Поль Сартр: цитаты и известные высказывания. Жан Поль: афоризмы, цитаты, высказывания

Жан-Поль Сартр - известный французский философ, писатель и эссеист. Центральным понятием созданной им философской концепции была свобода, которую Сартр представлял как что-то, данное человеку раз и навсегда еще до окончательного формирования его сущности.

Лучшим литературным произведением Жана-Поля Сартра считается его дебютный роман «Тошнота», вышедший в 1938 году. В этом произведении поднимаются такие темы, как хаос, судьба и абсурд жизни человека. Помимо этого, в романе затрагивается значение свободы.

Цитаты Сартра из «Тошноты», а также философские высказывания из других романов и философских работ стали известными афоризмами. В 1964 году писатель был удостоен Нобелевской премии в области литературы, но отказался от нее по своим убеждениям.

Цитаты Сартра о свободе

Я сам своя свобода.

Французский философ воспринимает это понятие не как свободу, допускающую бездействие, а, скорее, как возможность выбора, которую никто не может отнять. Например, у узника всегда есть свобода в принятии одного из двух решений: смириться со своим заточением или же попытаться освободиться. К чему приведет тот или иной, зависит от дальнейших обстоятельств.

Человек обречен на свободу.

Идеи и цитаты Поля Сартра во многом неоднозначны и часто оспариваются критиками и другими писателями. Однако нельзя отрицать то, что этот философ - один из немногих деятелей, кто детально рассматривал сложную многогранную тему свободы в своем творчестве и старался дать ей четкое научное определение.

Жизнь до того, как мы ее проживем - ничто, но ее смысл зависит от вас.

Эта цитата Сартра показывает его отношение к окружающему миру. Писатель считает, что ценность неодушевленным предметам придает именно человек посредством своей деятельности. Придавая им определенный смысл и значение, люди формируют себя как личности и создают свою собственную индивидуальность.

Жан-Поль Сартр о боге

Сартр известен как представитель атеистического экзистенциализма. Атеизм - полное отрицание существования каких-либо богов, а экзистенциализм - философское направление, главной темой которого является человеческая сущность. Существует лишь один способ понять экзистенциальную истину - нужно жить как индивидуальность, отдельная личность.

Человек проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на бога.

Эта цитата Сартра объясняет всю суть данного течения: бог или какой-либо другой таинственный «создатель» не может определять человеческую сущность. Ведь люди проживают свою жизнь сами, лишь они ответственны за приобретенный ими опыт.

У человека в душе дыра размером с бога, и каждый заполняет ее, как может.

Жан-Поль Сартр отрицает всякое существование «творца» и его справедливость.

Право на любовь мы завоюем кровью.

Сартр был не только писателем и философом, но и драматургом. Его авторству принадлежат семь пьес. Это высказывание - из произведения «Дьявол и господь бог», созданной в 1951 году. Герои ищут ответ на такие вечные вопросы, как что есть добро и зло, что такое свобода и в чем она состоит.

Об одиночестве

Философ считал, что с темой свободы неразрывно связаны понятия одиночества и отчуждения. Именно эти вопросы рассматриваются в его самом известном романе «Тошнота». Название произведение было выбрано не просто так: тошнота - это то, что вызывают материальные предметы у отчужденного человека.

Таким человеком является главный герой романа Жан-Поля Сартра - Антуан Рокантен.

Люди. Людей надо любить. Люди достойны восхищения. Сейчас меня вырвет наизнанку.

Персонаж редко общается с окружающими и не может никому высказаться о своих тревогах. Однако Антуан не пытается найти подходящее себе общество, а, напротив, избегает его. В этой цитате Сартра из романа выражено все отношение главного героя к людям.

Когда живешь один, вообще забываешь, что значит рассказывать: правдоподобные истории исчезают вместе с друзьями.

Свобода становится для Антуана не благом, а тяжким наказанием. Но когда он выходит на городскую площадь и наблюдает за толпой людей, спешащих по своим делам, то глядит на нее, скорее, с жалостью.

Мои воспоминания - словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом: откроешь его, а там сухие листья.

Не только настоящее, но и прошлое не принимает Антуана. Несмотря на память, богатую воспоминаниями о различных путешествиях, прошлое для него умерло и разрушено.

Другие люди о Сартре

Энтузиазм его я всегда объяснял желанием пребывать в первой шеренге. Он ужасно боялся, что история может его выплюнуть, что он может потерять публику, потому что молодые пойдут в другом направлении.

Эта цитата - слова о Сартре, принадлежащие и философу из серии интервью Станислава Береся. Фраза звучит в главе «Страсть повествования».

В вышедшей позже дополненной версии книги, названной «Так говорил… Лем», также можно найти упоминание о Жан-Поле Сартре.

Посмотрите, сегодня от его наследия не осталось ничего, абсолютно.

Русский писатель-постмодернист Виктор Пелевин в своем сатирическом рассказе «Краткая история пэйнтбола в Москве», опубликованном в 1997 году, анализирует высказывание французского философа «Ад - это другие» (на французском цитата Сартра звучит как L"enfer, c"est les autres).

На данной странице вы найдете цитаты Жана Поля Сартра, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

Три часа. Три часа -- это всегда слишком поздно или слишком рано для всего, что ты собираешься делать. Странное время дня. А сегодня просто невыносимое. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Молчание есть аутентичная форма слова. Молчит лишь тот, кто способен что-то сказать. Жан Поль Сартр «Объяснение "Постороннего"»

Все, что я знаю о своей жизни, мне кажется, я вычитал из книг. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Наедине с собой этот человек всегда спит. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

По-моему, мир только потому не меняется до неузнаваемости за одну ночь, что ему лень. Сартр Ж.-П. «Тошнота: роман»

Прошлое в карман не положишь, надо иметь дом, где его разместить. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Когда живешь один, вообще забываешь, что значит рассказывать: правдоподобные истории исчезают вместе с друзьями. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Я чувствовал такое отчаянное одиночество, что хотел было покончить с собой. Удержала меня мысль, что моя смерть не опечалит никого, никого на свете и в смерти я окажусь еще более одиноким, чем в жизни. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Это отражение моего лица. В такие гиблые дни я часто его рассматриваю. Ничего я не понимаю в этом лице. Лица других людей наделены смыслом. Мое -- нет. Я даже не знаю, красивое оно или уродливое. Думаю, что уродливое -- поскольку мне это говорили. Но меня это не волнует. По сути, меня возмущает, что лицу вообще можно приписывать такого рода свойства -- это все равно что назвать красавцем или уродом горсть земли или кусок скалы. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Понедельник, вторник, среда. Апрель, май, июнь. 1924, 1925, 1926. Это называется жить. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Подонки имеют право на существование: «Существую, потому что имею право». Имею право существовать, стало быть, имею право не мыслить. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Я знаю, мне хватит четверти часа, чтобы дойти до крайней степени отвращения к самому себе. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Пока я буду тебя любить, я не буду вынужден быть для себя своим собственным идеалом. Жан-Поль Сартр «Фрейд»

На людей надо смотреть с высоты. Я выключаю свет и становлюсь у окна; они даже не подозревают, что их можно разглядывать сверху; они заботятся об анфасе, иногда о спине, но все их уловки рассчитаны на наблюдателя в метр семьдесят ростом. Жан-Поль Сартр «Герострат»

Если бы в ту минуту мне даже объявили, что меня не убьют, и я могу преспокойно отправиться восвояси, это не нарушило бы моего безразличия: ты утратил надежду на бессмертие, какая разница, сколько тебе осталось ждать – несколько часов или несколько лет. Жан-Поль Сартр «Стена и другие новеллы»

Что-то начинается, чтобы прийти к концу: приключение не терпит длительности, его смысл в его погибели.Каждое мгновение наступает лишь затем,чтобы потянуть за собой те, что следуют за ним. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Только поступки определяют цену наших желаний. Жан Поль Сартр «За закрытыми дверями»

немецкий писатель, сентименталист и преромантик, автор сатирических сочинений, эстетик и публицист, псевдоним (офранцуженную версию собственных имён) взял из преклонения перед Жаном Жаком Руссо, Жан Полю принадлежит ставшее знаменитым выражение «мировая скорбь»

веселье

Веселье - это небо, под которым цветёт всё, кроме злобы.

вечность

Вечность - это то время, когда существуют идеалы.

Говорят, что лучшее правило политики - не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании.

Тот, кто никогда не искал ни дружбы, ни любви, тысячу раз беднее того, кто их обеих утратил.

Только в минуты свидания и разлуки люди знают, сколько любви таило их сердце.

Кто в старости может обходиться без любви, тот не любил и в юности, ибо для любви годы не помеха.

Легче всего люди выдают свои намерения, когда последние не удаются им.

Бывают люди-растения, люди-звери, люди-боги.

Мужество состоит не в том, чтобы смело преодолевать опасность, но в том, чтобы встречать её с открытыми глазами.

Из всех искусств музыка - самое человечное и распространённое.

Музыка - поэзия воздуха.

О музыка! Отзвук далёкого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! Когда замирает слово, и объятие, и наполненный слёзами глаз, когда наши немые сердца в одиночестве томятся за решёткой нашей груди - о, тогда только благодаря тебе могут они послать друг другу отклик из своих тюрем, соединить в одной пустыне свои далёкие стоны.

Подлинная нравственность непосредственно поэтична, а поэзия, в свою очередь, - опосредованно нравственна.

Проницательность ума - это совесть остроумия.

порядочность

Добропорядочные люди приобретают больше врагов своими речами, нежели дурные - своими делами.

Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, кто внимателен к порицаниям.

Совесть человека может заблуждаться, но сам человек может и не быть бессовестным, точно так же, как можно обладать ложным вкусом, не впадая в безвкусицу.

Малые страдания выводят из себя, великие же - возвращают нас самим себе. Треснувший колокол издаёт глухой звук: разбейте его на две части - он снова издаст чистый звук.

суеверие

Суеверие - чудовищное, почти неодолимое чувство, благодаря которому мирный человек стоит как бы среди исполинской мельницы вселенной, оглушённый и одинокий.

Кто хвастает знанием тайны, тот одну половину её уже открыл, а другую открыть не замедлит.

Тоска по любви есть сама любовь.

Всё достойное уважения совершено в уединении, то есть вдали от общества.

эстетика

Вкус - это эстетическая совесть.

на другие темы

Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками - всё.

Книгу, где все слова пишутся с заглавной буквы, трудно читать; так и с жизнью, в которой все дни - воскресенья.

Мудрый Аполлон знал, что лучше всего охотятся голодные собаки, лучше всего бегают легкие бегуны, что тощий Пегас выносливее тяжелой верховой лошади, что из кремня нужно высекать огонь. Поэтому он награждал своих любимцев бедностью, облагораживал их душу ценой их тела и давал им мало жить, чтобы они вечно жили.

Ничего не откладывай на после, ибо после тебе легче не будет.

Осмеяние, то есть нравственное негодование, должно совмещаться с постоянством возвышенного чувства.

Если б только я мог перестать думать, мне стало бы легче. Мысли - вот от чего особенно муторно... Они ещё хуже, чем плоть. Тянутся, тянутся без конца, оставляя какой-то странный привкус. А внутри мыслей - слова, оборванные слова, намётки фраз, которые возвращаются снова и снова: "Надо прекра... я суще... Смерть... Маркиз де Роль умер... Я не... Я суще..." Крутятся, крутятся, и конца им нет. Это хуже всего - потому что тут я виновник и соучастник. К примеру, эта мучительная жвачка-мысль: "Я существую", ведь пережёвываю её я. Я сам. Тело, однажды начав жить, живёт само по себе. Но мысль - нет; это я продолжаю, развиваю её. Я существую. Я мыслю о том, что я существую! О-о, этот длинный серпантин, ощущение того, что я существую, - это я сам потихоньку его раскручиваю... Если бы я мог... →→→

Это они-то профессионалы опыта? Да они всю жизнь прозябали в отупелом полусне, от нетерпения женились с бухты-барахты, наудачу мастерили детей. В кафе, на свадьбах, на похоронах встречались с другими людьми. Время от времени, попав в какой-нибудь водоворот, барахтались и отбивались, не понимая, что с ними происходит. Всё, что совершалось вокруг, начиналось и кончалось вне поля их зрения: смутные продолговатые формы, события, нагрянувшие издали, мимоходом задели их, а когда они хотели разглядеть, что же это такое, - всё уже было кончено. И вот к сорока годам они нарекают опытом свои мелкие пристрастия и небольшой набор пословиц и начинают действовать, как торговые автоматы: сунешь монетку в левую щёлку - вот тебе два-три примера из жизни в упаковке из серебряной фольги, сунешь монетку в... →→→

На стене зияет белая дыра - зеркало. Это ловушка. И я знаю, что попадусь в неё. Так и есть. В зеркале появилось нечто серое. Подхожу, гляжу и отойти уже не могу.
Это отражение моего лица. В такие гиблые дни я часто его рассматриваю. Ничего я не понимаю в этом лице. Лица других людей наделены смыслом. Моё - нет. Я даже не знаю, красивое оно или уродливое. Думаю, что уродливое - поскольку мне это говорили. Но меня это не волнует. По сути, меня возмущает, что лицу вообще можно приписывать такого рода свойства - это всё равно что назвать красавцем или уродом горсть земли или кусок скалы.

Я в тоске огляделся вокруг: настоящее, ничего, кроме сиюминутного настоящего. Лёгкая или громоздкая мебель, погрязшая в своём настоящем, стол, кровать, зеркальный шкаф - и я сам. Мне приоткрывалась истинная природа настоящего: оно - это то, что существует, а то, чего в настоящем нет, не существует. Прошлое не существует. Его нет. Совсем. Ни в вещах, ни даже в моих мыслях. Конечно, то, что я утратил своё прошлое, я понял давно. Но до сих пор я полагал, что оно просто оказалось вне поля моего зрения. Прошлое казалось мне всего лишь выходом в отставку, это был иной способ существования, каникулы, праздность; каждое событие, сыграв свою роль до конца, по собственному почину послушно укладывалось в некий ящик и становилось почётным членом в кругу собратьев-событий - так мучительно было... →→→

Я свободен: в моей жизни нет больше никакого смысла - всё то, ради чего я пробовал жить, рухнуло, а ничего другого я придумать не могу. Я ещё молод, у меня достаточно сил, чтобы начать сначала. Но что начать? Только теперь я понял, как надеялся в разгар моих страхов, приступов тошноты, что меня спасёт Анни. Моё прошлое умерло, маркиз де Рольбон умер, Анни вернулась только для того, чтобы отнять у меня всякую надежду. Я один на этой белой, окаймлённой садами улице. Один - и свободен. Но эта свобода слегка напоминает смерть.

Я чувствую, как что-то робко касается меня, и боюсь шевельнуться, чтобы это не спугнуть. Что-то, что мне незнакомо уже давно, - что-то похожее на радость.

Они будут спать вместе. Они это знают. Каждый из них знает, что другой это знает. Но поскольку они молоды, целомудренны и благопристойны, поскольку каждый из них хочет сохранить самоуважение и уважение партнёра, поскольку любовь - это нечто великое и поэтическое и её нельзя спугнуть, они несколько раз в неделю ходят на танцы и в рестораны выделывать на глазах у публики свои маленькие ритуальные, механические па...
К тому же надо как-то убивать время. Они молоды, хорошо сложены, им ещё лет на тридцать этого хватит. Вот они и не торопят события, они оттягивают их, и они правы. После того как они переспят друг с другом, им придётся найти что-нибудь другое, чтобы замаскировать чудовищную бессмыслицу своего существования. И однако... так ли уж необходимо себя морочить?

Пока что играет джаз; мелодии нет, просто ноты, мириады крохотных толчков. Они не знают отдыха, неумолимая закономерность вызывает их к жизни и истребляет, не давая им времени оглянуться, пожить для себя. Они бегут, толкутся, мимоходом наносят мне короткий удар и гибнут. Мне хотелось бы их удержать, но я знаю: если мне удастся остановить одну из этих нот, у меня в руках окажется всего лишь вульгарный, немощный звук. Я должен примириться с их смертью - более того, я должен её ЖЕЛАТЬ: я почти не знаю других таких пронзительных и сильных ощущений.

Может, собственное лицо понять невозможно. А может, это оттого, что я один? Люди, общающиеся с другими людьми, привыкают видеть себя в зеркале глазами своих друзей. У меня нет друзей - может быть, поэтому моя плоть так оголена? Ни дать ни взять - ну да, ни дать ни взять, природа без человека.

Дневник, по-моему, тем и опасен: ты всё время начеку, всё преувеличиваешь и непрерывно насилуешь правду.

Она думает о своём горе понемножку, именно понемножку, капельку сегодня, капельку завтра, она извлекает из него барыш. В особенности на людях, потому что её жалеют, да к тому же ей отчасти приятно рассуждать о своей беде благоразумным тоном, словно давая советы.

Она расходует своё горе, как скупец. Должно быть, она так же скупа и в радостях. Интересно, не хочется ли ей порой избавиться от этой однообразной муки, от этого брюзжанья, которое возобновляется, едва она перестаёт напевать, не хочется ли ей однажды испытать страдание полной мерой, с головой уйти в отчаяние. Впрочем, для неё это невозможно - она зажата.

По-моему, мир только потому не меняется до неузнаваемости за одну ночь, что ему лень.

У меня самого никаких неприятностей - я богат как рантье, начальства у меня нет, жены и детей тоже; я существо - вот моя единственная неприятность. Но это неприятность столь расплывчатая, столь метафизически отвлечённая, что я её стыжусь.

Я говорю "я" - но понятие это утратило для меня смысл. Я настолько предан забвению, что мне трудно почувствовать самого себя. Реального во мне осталось только существование, и оно чувствует, что существует. Я долго, беззвучно зеваю. Никого. Антуан Рокантен не существует Ни-для-кого. Забавно. А что такое вообще Антуан Рокантен? Нечто абстрактное. Тусклое воспоминание обо мне мерцает в моём сознании. Антуан Рокантен... И вдруг "я" начинает тускнеть, всё больше и больше - кончено: оно угасло совсем.

Он считает, что не имеет никаких прав на других, а другие на него, и дары, которые ему подносит жизнь, не заслужены им, но зато безвозмездны. Он страстно увлекается всем и так же легко ко всему остывает.

Дождь перестал, тепло, по небу медленно плывут прекрасные чёрные картины - лучшей рамки для совершенного мгновения не придумать; чтобы этим картинам было где отразиться, Анни высекала из наших сердец крохотные тёмные родники. Но я не умею пользоваться подходящим случаем - пустой, безучастный, я бреду куда глаза глядят под пропадающим втуне небом.