Александр Иванович фон Гоген: биография. Какая беда стряслась! Гоген, Александр Иванович фон Информацию О

архитектор, академик архитектуры

Еще один архитектор, придавший Царскому Селу современный об лик, — Александр Иванович фон Гоген.

Архитектор и художник-прикладник А.И. фон Гоген был ярким представителем того направления в архитектуре 1900-х годов, которое обычно определяется как стиль модерн. Для этого стиля характерны свободная композиция плана, отказ от строгой симметрии и стремление к живописности целого, поиски новых архитектурных форм в декоративной обработке фасадов и интерьеров, использование новых отделочных материалов, в частности керамических цветных облицовочных плиток.

В Петербуге архитектор построил множество знаковых зданий, его часто называют можным и даже гениальным архитектором своего времени. В нашем городе им построено не много, но его творчество, безусловно, значительно для Царского Села.

Александр Иванович родился 12 августа 1856 г. в Архангельске в небогатой дворянской семье. Его отец был служащим Архангельского отделения Государственного банка.

В 1875 г. после окончания Архангельской гимназии поступил на архитектурное отделение Петербургской Академии Художеств

Уже через 2 года Александр Иванович начал практику. В 1877 — 1883 годах работал помощником у архитекторов Павла Юрьевича Сюзора, Александра Фёдоровича Красовского, Ивана Семёновича Богомолова.

В 1882 г. получил Серебряную медаль и звание художника 3-й степени.

В 1883 г. — Александр Иванович окончил академию и получил звание художника 2-й степени. Он поступил на работу архитектором на Сестрорецкий инструментальный завод. В 1884–1885 гг. Гоген занимал должность его главного архитектора.

Он становится архитектором Военного министерства (конец 1890-х - начало 1900-х гг.)

В 1886 г. — он получил звание художника 1-й степени за проект Гостиного двора для столичного города.

С 1890 года Александр Иванович вёл преподавательскую и общественную деятельность. Он преподавал в преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Николаевской инженерной академии, Институте гражданских инженеров и в 1895 году за проект здания для судебных установлений становится академиком архитектуры.

С 1896 года действительный член Академии художеств. В 1893 — 1908 годах фон Гоген являлся архитектором двора великого князя Владимира Александровича.

«Неделя строителя» (№51) извещала, что 8 декабря 1898 года состоялось очередное собрание Общества архитекторов под председательством В. А. Шретера. В присутствии 57 человек «А. И. фон Гоген сделал сообщение о двумя английскими архитекторами, гг. Шербоном и Скоттом». Фон Гоген принимал участие в проектировании интерьеров усадьбы.

С 1900 по 1912 гг., состоя членом инженерного комитета главного инженерного управления, исполнил ряд проектов для военного ведомства, преимущественно храмов, учебных заведений, офицерских собраний и госпитальных строений.

В 1903 г. он стал архитектором Высочайшего двора. В его работах сочетаются мотивы неоренессанса с элементами «русского стиля» и модерна.

Одной из последних работ зодчего стал в Царском Селе.

К формам отечественной архитектуры XVII в. фон Гоген обращался при сооружении храмов, в том числе гарнизонной церкви Святителя Николая в Павловске, которая входит в перечень объектов истории и культуры, состоящих под государственной охраной (современный адрес — Артиллерийская ул.).

Фон Гоген входил в совет редакции журнала «Зодчий», был инициатором создания Общества архитекторов-художников.

Активная деятельность сказалась на здоровье зодчего. 6 (19) марта 1914 г. тяжело болевший А.И. фон Гоген застрелился в своей квартире на Невском пр., 136.Похоронен он на Смоленском православном кладбище, надгробие было уничтожено в 1935 г.

Источники:

  1. Кириков Б.М., Штиглиц М.С. Петербург немецких архитекторов. СПб., 2002.
  2. Семенова Г. Царское Село, знакомое и незнакомое. М.; СПб., 2009
  3. Бунатян Г.Г., Лавров В.Н. Царское Село: Здесь жили цари и поэты. СПб., 2010
  4. Данелюк Е.В. Немцы в России: Энциклопедия. М., 1999.

Александр Иванович фон ГОГЕН (1856-1914)

Александр фон Гоген родился в Архангельске, в небогатой дворянской семье. В 1875 году он поступил в Академию художеств, но из-за нехватки средств к существованию молодому человеку сразу же пришлось начать практическую деятельность. В 1877-1883 годах он работал помощником у архитекторов П. Ю. Сюзора, А. Ф. Красовского, И. С. Богомолова. Позже фон Гоген называл себя последователем Богомолова, мастера "русского стиля".

Идеи "русского стиля" наиболее ярко выразились в церковном строительстве фон Гогена. В 1894-98 годах им была построена церковь Божией матери Всех Скорбящих Радости в Стеклянном городке, от которой до сегодня сохранилась лишь часовня (пр. Обуховской Обороны, 24). По образцу этой церкви в 1900-04 годах архитектор строит храм Николая Чудотворца в военном городке Павловска, дополнив ее деталью, которых нельзя встретить в древнерусских постройках 14-17 веков: стеклянным куполом. Св. Иоанн Кронштадтский посетив храм на третий день после открытия в изумлении воскликнул: "Какой чудный, какой дивный храм!".


Храм Николая Чудотворца в военном городке Павловска

В годах в том же русском стиле было построено здание дачи полковника Чернова на правом берегу Невы (1889-93, Октябрьская наб., 72) , доходный дом И. А. Жевержеева (1899, улица Рубинштейна, 18) и здание Офицерского собрания армии и флота (1895-98, Литейный пр. 20), уникальный многофункциональный комплекс, интерьеры которого были отделаны не хуже дворцовых резиденций императорской семьи, ведь здесь на балах и других мероприятиях собирался весь цвет российской армии. В то же время в Доме офицеров размещались гвардейские магазины и номера для приезжающих в столицу по долгу службы.


Дача полковника Чернова на правом берегу Невы


Доходный дом И. А. Жевержеева


Здание Офицерского собрания армии и флота

Зодчий много строил для нужд армии. Примером традиционной архитектуры в творчестве фон Гогена служит здание Николаевской академии Генерального штаба (1900-01, Суворовский пр. 32). По соседству с ним было построено здание Музея А. В. Суворова (1901-04, Кирочная ул. 43) в стиле модерна. В 1911-14 годах в царском селе зодчий возводит здание Магазина Гвардейского экономического общества (Павловское шоссе,4) в стиле английской готики.


Музей Суворова

Фон Гоген активно занимался и частным строительством. Им были построены особняк княгини Н. К. Вадбольской (1886-88, 9-я линия ВО, 10), особняк К. А. Варгунина (1896-99, Фурштатская ул. 52). Самая известная постройка архитектора - особняк балерины М. Ф. Кшесинской (1904-06, Кронверкский пр. 1-3), построенный им в стиле модерн.


Особняк Варгунина


Особняк Кшесинской

В своем творчестве архитектор, как истинный мастер периода историзма, обращается к самым разным архитектурным стилям. Так, в 1896-99 годах он строит в Царском Селе конюшенный корпус, запасной дом и оранжереи на даче великого князя Бориса Владимировича. Эти постройки были решены в духе викторианской Англии и считаются одними из первых проявлений модерна в архитектуре. В 1898-00 годах в стиле неоренессанса создает два парных здания на Фонтанке- для Ссудной казны и Государственных сберегательных касс (на.Фонтанки 70 и 78), В 1900-01 годах зодчий создает собственную дачу в Павловске в мавританском стиле (не сохранилась). В 1902 – 03 годах в селе Борки в Орловской губернии по заказу великого князя Андрея Владимировича фон Гоген строит гигантский дворцовый ансамбль в стиле неоготики. А в конце 1900х годов зодчий участвует в создании проекта Петербургской соборной мечети, выполненной в стиле, созвучном среднеазиатским постройкам 13-14 веков.


Запасной дом на даче Бориса Владимировича, Царское Село


Петербургская соборная мечеть

Александр фон Гоген занимался архитектурной частью при установке памятников миноносцу "Стерегущий" в Александровском саду, «Царь-плотник» и «Пётр I спасает утопающих в Лахте в 1724 году» на Адмиралтейской набережной.

С 1890 года Александр Иванович фон Гоген вёл преподавательскую деятельность в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Николаевской инженерной академии, Институте гражданских инженеров. Одно время на его квартире даже было устроено бюро справок по предложению студентам заработка. В 1895 году зодчий стал академиком архитектуры. Также фон Гоген входил в совет редакции журнала "Зодчий", был инициатором создания Общества архитекторов-художников. С 1903 года зодчий являлся архитектором Высочайшего двора.

Активная деятельность сказалась на здоровье зодчего. Страдая хроническим заболеванием почек, Александр Иванович не смог больше терпеть невыносимые боли, и вечером 6 марта 1914 года застрелился в своей квартире на Невском проспекте, 136. Архитектора похоронили на Смоленском кладбище. Надгробие на его могиле было уничтожено в 1935 году.

Александр Иванович фон Гоген родился 12 августа 1856 года в Архангельске. В 1875 году окончил архангельскую гимназию и поступил в Академию художеств.

Уже через 2 года Александр Иванович начал практику. В 1877 - 1883 годах работал помощником у архитекторов Павла Юрьевича Сюзора, Александра Фёдоровича Красовского, Ивана Семёновича Богомолова.

В 1883 году окончил академию и поступил на работу архитектором на Сестрорецкий инструментальный завод.

С 1890 года Александр Иванович преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Николаевской инженерной академии, Институте гражданских инженеров и в 1895 году за проект здания для судебных установлений становится академиком архитектуры. С 1896 года действительный член Академии художеств. В 1893 - 1908 годах фон Гоген являлся архитектором двора великого князя Владимира Александровича, а с 1903 года - архитектором Высочайшего двора.

Фон Гоген входил в совет редакции журнала «Зодчий», был инициатором создания Общества архитекторов-художников.

6 марта 1914 года Александр Иванович фон Гоген застрелился в своей квартире в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище.

Постройки

  • Церковь Божией матери Всех Скорбящих Радости (1893 - 1899). До настоящего времени сохранилась лишь часовня (проспект Обуховской Обороны, 24).
  • Особняк княгини Н. К. Вадбольской (9-я линия ВО, 10).
  • Особняк Ф. Г. Козлянинова (улица Писарева, 12).
  • Особняк К. А. Варгунина (Фурштатская улица, 52).
  • Особняк балерины М. Ф. Кшесинской (Кронверкский проспект, 1-3).
  • Дом И. А. Жевержеева (улица Рубинштейна, 18, левая часть; Графский переулок, 5). 1899.
  • Доходный дом Козляниновых (улица Писарева, 10).
  • Усадьба А. И. Чернова, при участии А. И. Кузнецова и Г. И. Люцедарского
  • Главный дом Нижегородской ярмарки (1889-1890, совместно с Г. А. Трамбицким и К. В. Трейманом).
  • Особняк А. В. Чернова. (1891-1893). Октябрьская набережная, 72.
  • Флигель и конюшня особняка И. К. Мясникова. улица Восстания, 45 (1895).
  • Здание музея А. В. Суворова (1901-1904, при участии Г. Д. Гримма) Санкт-Петербург, Кирочная улица, 43
  • Доходный дом Д. И. Менделеева. Большая Пушкарская ул., 26. 1900-1901 (позже надстроен).
  • Санкт-Петербургская соборная мечеть (1909-1913 год, совместно с Н. В. Васильевым и С. С. Кричинским)
  • Дом 1 (20 по Литейному проспекту) (1895-1898)
  • Здание Николаевской академии Генерального штаба (1900- 1901) Суворовский проспект, 32.
  • Усадьба Борки (1902-1903).
  • Особняк К. А. Варгунина, 1896-1899 - Фурштатская улица, 52.
  • Здание Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка (1910 - 1912), Пенза, улица Советская, 3

Александр Иванович фон Гоген родился 12 августа 1856 года в Архангельске в небогатой дворянской семье. В 1875 году после окончания архангельской гимназии Александр поступил в Академию художеств. Из-за нехватки средств к существованию молодому человеку сразу же пришлось начать практическую деятельность. В 1877-1883 годах он работал помощником у архитекторов П. Ю. Сюзора , А. Ф. Красовского, И. С. Богомолова. Позже фон Гоген называл себя последователем Богомолова, мастера "русского стиля". По окончании Академии художеств в 1883 году Александр фон Гоген поступил на службу на Сестрорецкий оружейный завод в качестве архитектора.

Идеи "русского стиля" Александра Ивановича фон Гогена наиболее ярко выразились в церковном строительстве. В 1893-1989 годах им была построена церковь Божией матери Всех Скорбящих Радости, от которой до сегодня сохранилась лишь часовня (пр. Обуховской Обороны, 24). В том же стиле было построено здание Офицерского собрания (Литейный пр. 20), эскиз которого принадлежит фон Гогену. По проекту зодчего в 1901-1904 годах построено здание Музея А. В. Суворова (Кирочная ул. 43).

Примером традиционной архитектуры в творчестве Александра фон Гогена служит здание Николаевской академии Генерального штаба (Суворовский пр. 32).

Фон Гоген активно занимался частным строительством. Им были построены особняк княгини Н. К. Вадбольской (9-я линия ВО, 10), особняк Ф. Г. Козлянинова (ул. Писарева, 12), особняк К. А. Варгунина (Фурштатская ул. 52). Самая известная постройка архитектора - особняк балерины М. Ф. Кшесинской (Кронверкский пр. 1-3), построенный им в стиле модерн. Сам Александр Иванович жил в им же построенном доходном доме И. А. Жевержева (ул. Рубинштейна, 18). Также зодчим построен доходный дом Козляниновых (ул. Писарева, 10).

По проекту фон Гогена создан памятник миноносцу "Стерегущий" .

С 1890 года Александр Иванович фон Гоген вёл преподавательскую и общественную деятельность. Он преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Николаевской инженерной академии, Институте гражданских инженеров. В 1895 году зодчий стал академиком архитектуры. В 1893-1908 годах фон Гоген являлся архитектором двора великого князя Владимира Александровича, а с 1903 года - архитектором Высочайшего двора. Фон Гоген входил в совет редакции журнала "Зодчий", был инициатором создания Общества архитекторов-художников.

Активная деятельность сказалась на здоровье зодчего. 6 марта 1914 года тяжело болевший Александр Иванович фон Гоген застрелился в своей квартире (Невский пр. 136). Архитектора похоронили на Смоленском кладбище. Надгробие на его могиле было уничтожено в 1935 году.

Алекса́ндр Ива́нович фон Го́ген (12 августа , Архангельск - 6 марта , Санкт-Петербург) - петербургский архитектор периода эклектики . Крупнейшие проекты - городская мечеть , музей Суворова , здание Николаевской академии , особняк Кшесинской .

Уже через 2 года фон Гоген начал практику. С 1887 по 1883 гг. работал помощником у архитекторов Павла Юрьевича Сюзора , Александра Фёдоровича Красовского , Ивана Семёновича Богомолова . В 1883 году окончил академию и поступил на работу архитектором на Сестрорецкий инструментальный завод .

С 1890 года фон Гоген преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица , Николаевской инженерной академии , и в 1895 году за проект здания для судебных установлений становится академиком архитектуры. С 1896 года действительный член Академии художеств.

С 1893 по 1906 годы фон Гоген занимал должность архитектора двора великого князя Владимира Александровича , а с 1903 года был также архитектором императорского двора . Входил в совет редакции журнала «Зодчий »; по его инициативе создано Общество архитекторов-художников.

Проекты

  • Церковь Божией матери Всех Скорбящих Радости ( - ). До настоящего времени сохранилась лишь часовня (проспект Обуховской Обороны, 24).
  • Особняк княгини Н. К. Вадбольской (9-я линия ВО, 10).
  • Особняк Ф. Г. Козлянинова (улица Писарева, 12).
  • Особняк К. А. Варгунина (Фурштатская улица, 52).
  • Особняк балерины М. Ф. Кшесинской (Кронверкский проспект, 1-3).
  • Дом И. А. Жевержеева (улица Рубинштейна , 18, левая часть; Графский переулок, 5). .
  • Доходный дом Козляниновых (улица Писарева, 10).
  • Усадьба А. И. Чернова , при участии А. И. Кузнецова и Г. И. Люцедарского
  • Главный дом Нижегородской ярмарки ( - , совместно с Г. А. Трамбицким и К. В. Трейманом).
  • Особняк А. В. Чернова. ( -). Октябрьская набережная , 72.
  • Флигель и конюшня особняка И. К. Мясникова. улица Восстания , 45 (1895).
  • Здание музея А. В. Суворова ( - , при участии Г. Д. Гримма) Санкт-Петербург , Кирочная улица, 43
  • Доходный дом Д. И. Менделеева . Большая Пушкарская ул. , 26. - (позже надстроен).
  • Санкт-Петербургская соборная мечеть ( -1913 год , совместно с Н. В. Васильевым и С. С. Кричинским)
  • Дом 1 (20 по Литейному проспекту) ( -)
  • Здание Николаевской академии Генерального штаба ( - ) Суворовский проспект , 32.
  • Усадьба Борки ( -).
  • Особняк К. А. Варгунина , - - Фурштатская улица , 52.
  • Здание Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка ( - ), Пенза , улица Советская, 3.
  • Не реализованный проект здания Офицерского собрания (Дом офицеров , Литейный проспект , 20).
  • в Чернигове (1910-13 гг.) по просп. Мира, 43 (быв. ул. Ленина, до Окт. рев. - Шоссейная).
Памятники и скульптуры (архитектурная часть)
  • Памятник подвигу экипажа миноносца «Стерегущий» в Александровском парке (архитектурная часть; скульптор - К. В. Изенберг , расчёты фундамента - проф. В. Н. Соколовский, литейщик - В. З. Гаврилов; 1908-1910).
  • Памятник 1911 г. черноморским (запорожским) казакам, высадившимся на Тамани 25 августа 1792 г. (скульптор А.И. Адамсон).

    Osobnyak Kshesinskoy.jpg

    Особняк Кшесинской.

    VonGogenGrafsky.jpg

    Графский пер., 5 / ул. Рубинштейна, 18 (дом Жевержеева).

Напишите отзыв о статье "Гоген, Александр Иванович фон"

Примечания

Литература

  • // Список гражданским чинам четвертого класса. Исправлен по 1-е сентября 1913 года. - СПб. : Издание инспекторского отдела Собственной Его Императорского Величества канцелярии . Сенатская типография, 1913. - С. 1858.
  • Эвальд В. // Зодчий : журнал. - 1914. - № 12 . - С. 143-144 .
  • Кириков Б. М. Образец стиля модерн // САЛ. 1976, № 6. С. 38-41
  • Привалов В. Д. Каменноостровский проспект. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - 639 с. - ISBN 5-9524-1882-1

Отрывок, характеризующий Гоген, Александр Иванович фон

Третья рота была последняя, и Кутузов задумался, видимо припоминая что то. Князь Андрей выступил из свиты и по французски тихо сказал:
– Вы приказали напомнить о разжалованном Долохове в этом полку.
– Где тут Долохов? – спросил Кутузов.
Долохов, уже переодетый в солдатскую серую шинель, не дожидался, чтоб его вызвали. Стройная фигура белокурого с ясными голубыми глазами солдата выступила из фронта. Он подошел к главнокомандующему и сделал на караул.
– Претензия? – нахмурившись слегка, спросил Кутузов.
– Это Долохов, – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Кутузов. – Надеюсь, что этот урок тебя исправит, служи хорошенько. Государь милостив. И я не забуду тебя, ежели ты заслужишь.
Голубые ясные глаза смотрели на главнокомандующего так же дерзко, как и на полкового командира, как будто своим выражением разрывая завесу условности, отделявшую так далеко главнокомандующего от солдата.
– Об одном прошу, ваше высокопревосходительство, – сказал он своим звучным, твердым, неспешащим голосом. – Прошу дать мне случай загладить мою вину и доказать мою преданность государю императору и России.
Кутузов отвернулся. На лице его промелькнула та же улыбка глаз, как и в то время, когда он отвернулся от капитана Тимохина. Он отвернулся и поморщился, как будто хотел выразить этим, что всё, что ему сказал Долохов, и всё, что он мог сказать ему, он давно, давно знает, что всё это уже прискучило ему и что всё это совсем не то, что нужно. Он отвернулся и направился к коляске.
Полк разобрался ротами и направился к назначенным квартирам невдалеке от Браунау, где надеялся обуться, одеться и отдохнуть после трудных переходов.
– Вы на меня не претендуете, Прохор Игнатьич? – сказал полковой командир, объезжая двигавшуюся к месту 3 ю роту и подъезжая к шедшему впереди ее капитану Тимохину. Лицо полкового командира выражало после счастливо отбытого смотра неудержимую радость. – Служба царская… нельзя… другой раз во фронте оборвешь… Сам извинюсь первый, вы меня знаете… Очень благодарил! – И он протянул руку ротному.
– Помилуйте, генерал, да смею ли я! – отвечал капитан, краснея носом, улыбаясь и раскрывая улыбкой недостаток двух передних зубов, выбитых прикладом под Измаилом.
– Да господину Долохову передайте, что я его не забуду, чтоб он был спокоен. Да скажите, пожалуйста, я всё хотел спросить, что он, как себя ведет? И всё…
– По службе очень исправен, ваше превосходительство… но карахтер… – сказал Тимохин.
– А что, что характер? – спросил полковой командир.
– Находит, ваше превосходительство, днями, – говорил капитан, – то и умен, и учен, и добр. А то зверь. В Польше убил было жида, изволите знать…
– Ну да, ну да, – сказал полковой командир, – всё надо пожалеть молодого человека в несчастии. Ведь большие связи… Так вы того…
– Слушаю, ваше превосходительство, – сказал Тимохин, улыбкой давая чувствовать, что он понимает желания начальника.
– Ну да, ну да.
Полковой командир отыскал в рядах Долохова и придержал лошадь.
– До первого дела – эполеты, – сказал он ему.
Долохов оглянулся, ничего не сказал и не изменил выражения своего насмешливо улыбающегося рта.
– Ну, вот и хорошо, – продолжал полковой командир. – Людям по чарке водки от меня, – прибавил он, чтобы солдаты слышали. – Благодарю всех! Слава Богу! – И он, обогнав роту, подъехал к другой.
– Что ж, он, право, хороший человек; с ним служить можно, – сказал Тимохин субалтерн офицеру, шедшему подле него.
– Одно слово, червонный!… (полкового командира прозвали червонным королем) – смеясь, сказал субалтерн офицер.
Счастливое расположение духа начальства после смотра перешло и к солдатам. Рота шла весело. Со всех сторон переговаривались солдатские голоса.
– Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?
– А то нет! Вовсе кривой.
– Не… брат, глазастее тебя. Сапоги и подвертки – всё оглядел…
– Как он, братец ты мой, глянет на ноги мне… ну! думаю…
– А другой то австрияк, с ним был, словно мелом вымазан. Как мука, белый. Я чай, как амуницию чистят!
– Что, Федешоу!… сказывал он, что ли, когда стражения начнутся, ты ближе стоял? Говорили всё, в Брунове сам Бунапарте стоит.
– Бунапарте стоит! ишь врет, дура! Чего не знает! Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунапартом война откроется. А то, говорит, в Брунове Бунапарте стоит! То то и видно, что дурак. Ты слушай больше.
– Вишь черти квартирьеры! Пятая рота, гляди, уже в деревню заворачивает, они кашу сварят, а мы еще до места не дойдем.
– Дай сухарика то, чорт.
– А табаку то вчера дал? То то, брат. Ну, на, Бог с тобой.
– Хоть бы привал сделали, а то еще верст пять пропрем не емши.
– То то любо было, как немцы нам коляски подавали. Едешь, знай: важно!
– А здесь, братец, народ вовсе оголтелый пошел. Там всё как будто поляк был, всё русской короны; а нынче, брат, сплошной немец пошел.
– Песенники вперед! – послышался крик капитана.
И перед роту с разных рядов выбежало человек двадцать. Барабанщик запевало обернулся лицом к песенникам, и, махнув рукой, затянул протяжную солдатскую песню, начинавшуюся: «Не заря ли, солнышко занималося…» и кончавшуюся словами: «То то, братцы, будет слава нам с Каменскиим отцом…» Песня эта была сложена в Турции и пелась теперь в Австрии, только с тем изменением, что на место «Каменскиим отцом» вставляли слова: «Кутузовым отцом».
Оторвав по солдатски эти последние слова и махнув руками, как будто он бросал что то на землю, барабанщик, сухой и красивый солдат лет сорока, строго оглянул солдат песенников и зажмурился. Потом, убедившись, что все глаза устремлены на него, он как будто осторожно приподнял обеими руками какую то невидимую, драгоценную вещь над головой, подержал ее так несколько секунд и вдруг отчаянно бросил ее:
Ах, вы, сени мои, сени!
«Сени новые мои…», подхватили двадцать голосов, и ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резво выскочил вперед и пошел задом перед ротой, пошевеливая плечами и угрожая кому то ложками. Солдаты, в такт песни размахивая руками, шли просторным шагом, невольно попадая в ногу. Сзади роты послышались звуки колес, похрускиванье рессор и топот лошадей.
Кутузов со свитой возвращался в город. Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали итти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты. Во втором ряду, с правого фланга, с которого коляска обгоняла роты, невольно бросался в глаза голубоглазый солдат, Долохов, который особенно бойко и грациозно шел в такт песни и глядел на лица проезжающих с таким выражением, как будто он жалел всех, кто не шел в это время с ротой. Гусарский корнет из свиты Кутузова, передразнивавший полкового командира, отстал от коляски и подъехал к Долохову.
Гусарский корнет Жерков одно время в Петербурге принадлежал к тому буйному обществу, которым руководил Долохов. За границей Жерков встретил Долохова солдатом, но не счел нужным узнать его. Теперь, после разговора Кутузова с разжалованным, он с радостью старого друга обратился к нему:
– Друг сердечный, ты как? – сказал он при звуках песни, ровняя шаг своей лошади с шагом роты.
– Я как? – отвечал холодно Долохов, – как видишь.
Бойкая песня придавала особенное значение тону развязной веселости, с которой говорил Жерков, и умышленной холодности ответов Долохова.
– Ну, как ладишь с начальством? – спросил Жерков.
– Ничего, хорошие люди. Ты как в штаб затесался?
– Прикомандирован, дежурю.
Они помолчали.
«Выпускала сокола да из правого рукава», говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.
– Что правда, австрийцев побили? – спросил Долохов.
– А чорт их знает, говорят.
– Я рад, – отвечал Долохов коротко и ясно, как того требовала песня.