Автор социометрической теории и методики. Методика социометрии

Хотите знать об этом больше? Робот постарался подобрать для Вас материалы, близкие по теме. Для студентов, проходящих педпрактику.

Социометрическая техника , разработанная Дж. Морено , применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью :
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений.

1. а) кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости помочь Вам в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительное путешествие?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в путешествие?

3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изучения личных отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)

1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

Полученные ответы обрабатывают математически и представляют в виде таблицы - социоматрицы.

Социоматрица (таблица) . Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже).

Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях по горизонтали цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Лидером в группе является тот, кто набрал наибольшую сумму баллов.
Предпочитаемые члены группы - набравшие также большое количество баллов, но меньшее, чем у лидера.
Пренебрегаемые члены группы - набравшие минимальное количество баллов (1-2).
Изолированные - получившие только отрицательные выборы.
По количеству отрицательных выборов можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии.

На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов.

Социограмма - графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы на основе их статуса (популярности). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже.

Социограмма состоит из нескольких окружностей, обычно равных количесву выборов. В центре социограммы размещаются лидеры, в следующих окружностях - остальные члены группы, по мере уменьшения количества выборов, полученных ими.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, которую характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:

На основе полученных данных требуется описать результаты исследования, дать рекомендации по улучшению психологического климата в классе.

Социометрия - это совокупность методов, с помощью которых в психологии измеряют межличностные отношения на основе определённых данных и параметров. Разработчиком этой теории считается социальный психолог и психиатр из США Якоб Леви Морено.

Фундамент социометрии был заложен им во время Первой мировой войны, когда Морено ещё был подданным Австро-Венгрии и работал в лагере для беженцев . Он обратил внимание, что можно значительно улучшить микроклимат в лагере, устранить конфликты и гармонизировать социальные отношения, если перед расселением людей по баракам распределять их в зависимости от таких факторов, как политические взгляды, религиозные убеждения и национальность. Результаты своего исследования Морено изложил в письме, отправленном им на имя министра внутренних дел Австро-Венгрии, в котором, кстати, впервые прозвучал термин «социометрия» .

Чаще всего методы социометрии применяют для изучения особенностей взаимодействия индивидов в небольших группах, например, чтобы узнать, какие связи внутри группы складываются между людьми, какова причина возникновения иерархических уровней взаимоотношений. Реже социометрические исследования используются для выявления закономерностей функционирования крупных социальных образований, таких, как социальные слои, классы населения или даже коллективы очень крупных предприятий.

На современном этапе социометрия - абсолютно прикладная наука, которая применяет теоретические разработки социологии и психологии и не имеет самостоятельного статуса. Сегодня деятельность социометристов заключается в том, чтобы исследовать и гармонизировать отношения между людьми в малых группах, используя разработанные ими количественные методы, а также инструментальные методики.

Зачем нужна социометрия?

Якоб Морено полагал, что абсолютно любую сторону жизни социума: политическую, спортивную, образовательную или экономическую, - можно объяснить отношениями между индивидами, возникающими на эмоциональном уровне, т. е. на основе антипатий и симпатий, возникающих между личностями в процессе общения или другого взаимодействия. Поэтому Морено предлагал провести в обществе так называемую социометрическую революцию, цель которой заключается в том, чтобы улучшить и привнести гармонию в общественные отношения .

Эти отношения, по его мнению, во многих случаях конфликтны и неэффективны ввиду того, что люди, к какому бы социальному слою или классу они ни принадлежали, взаимодействуют на эмоциональном уровне. Отсюда он сделал вывод: чтобы улучшить производительность труда или разрешить застарелые политические междоусобицы, нужно выявить эмоциональные предпочтения индивидов, а затем осуществить перестановку людей в соответствии с выявленными закономерностями. В этом, с точки зрения Морено, и заключается смысл и цель «социометрической революции ».

Понятия, применяемые в социометрии

  1. «Теле» - это наиважнейшее понятие, которое применяют социометристы. Оно означает простейшую чувственную единицу , которая может передаваться от одной личности к другой. С помощью «теле» учёные определяют, в какое количество межличностных отношений вступили изучаемые индивиды и насколько их взаимодействия оказались успешными.
  2. На основе «теле» формируются социограммы, социометрические матрицы и индексы . Что это такое? В результате социометрического исследования, проведённого с помощью методов, о которых подробно будет рассказано ниже, учёные вычисляют коэффициенты, позволяющие судить о сплочённости, наличии или отсутствии коммуникации между членами группы, наличии скрытых конфликтов и других параметрах, характеризующих исследуемый объект. Эти коэффициенты заносятся в матрицу, с их помощью вычисляются социометрические индексы, отношения между индивидами графически отображаются на социограмме, и социометристы на их основе могут предоставить обоснованный вывод о существующих межличностных связях в изучаемой группе.

Тезисы социометрии

Важные данные, выявляемые с помощью социометрических методов

  1. Уровень разобщённости или сплочённости социальной группы.
  2. Динамика и структура отношений, сложившихся внутри группы.
  3. Психологический климат в социальной группе.
  4. Этап развития группы (она появилась недавно или уже организована и крепко сплочена).
  5. Выявление неформальных лидеров и группировок, которые они возглавляют.
  6. Выявление социального статуса членов группы или, иными словами, внутригрупповой авторитетности (лидер, свита, середняки, низший класс, изгои).

Социометрическое исследование: как оно проводится

Как правило, предпосылкой к использованию социометрических методик является серьёзная напряжённость внутри коллектива и в связи с этим, постоянно возникающие конфликты, значительно ухудшающие эффективность совместной деятельности. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить очаги напряжения , определить, какие люди неприязненно относятся друг к другу, и на основе полученных данных переместить враждующих сотрудников в разные отделы.

Большой плюс социометрических методов заключается в следующем: они совсем не затратны по времени (в большинстве случаев на исследование достаточно пятнадцати минут) и не требуют индивидуальных бесед с каждым членом коллектива.

Недостатком этих методик является то, что социометрия работает с причинами конфликтов, в основе которых находятся антипатии или симпатии людей , поэтому, если междоусобицы и трения вызваны какими-либо иными источниками, необходимо использовать другие способы их разрешения.

Человеку, проводящему такое исследование, нужно позаботиться об обеспечении его надёжности. Для этого требуется правильно отобрать критерии для изучения в соответствии с методикой исследования и предварительно познакомиться с людьми, составляющими группу или коллектив, чтобы иметь представление об особенностях изучаемой общности индивидов .

Схема действий при проведении социометрического исследования

Какие вопросы задают социометристы при проведении социометрического исследования?

Если изучаются деловые взаимоотношения , то набор вопросов может быть таким:

  • С кем бы вы отправились в служебную командировку на продолжительное время?
  • С какими сотрудниками из трудового коллектива вы бы ни за что не поехали в командировку?
  • Кто, по вашему мнению, лучше всех справился бы с обязанностями лидера?
  • Кому ни в коем случае не следует брать на себя лидерские функции?
  • Кого из членов группы вы могли бы попросить оказать вам посильную помощь? Укажите, к кому вы обратились бы в первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь?
  • Кто не заслуживает вашего доверия, и к кому вы не стали бы обращаться с просьбой о помощи, даже если бы очень в ней нуждались?

Если требуется изучить личные отношения , то вопросы могут быть следующего рода:

Формы социометрической процедуры

На настоящий момент социометрия различает две формы и методики проведения исследований.

Первая из них называется непараметрическая процедура . Её суть заключается в том, что испытуемый при ответе на предлагаемые вопросы не ограничен исследователями в числе выборов. На практике это означает следующее: если число членов коллектива или группы составляет, например, восемь человек, включая опрашиваемого, то при ответе на любой вопрос испытуемый вправе выбрать от 1 до 7 вариантов либо не выбрать ни один из них.

К несомненному достоинству этой процедуры следует отнести то, что она эффективно выявляет социальные связи в группе во всём их многообразии и определяет эмоциональную экспансивность испытуемого. Однако, если число членов коллектива превышает шестнадцать человек, то для тщательного анализа отношений внутри группы может понадобиться помощь электронно-вычислительных средств.

Существенным недостатком этого метода считается значительная вероятность получения так называемого случайного выбора , когда опрашиваемый из моральных или личных побуждений пишет или отвечает, что выбирает всех. Как правило, такое поведение продиктовано вежливостью или формальной лояльностью к исследователям или членам своей группы. Это затрудняет получение адекватных и объективных результатов.

Для того чтобы преодолеть недостатки непараметрической процедуры, была разработана параметрическая процедура . Перед началом опроса каждому испытуемому говорится, что он может выбрать определённое число людей из участников группы, не больше и не меньше. В социометрии в подобном случае пишут, что на опрашиваемого наложили социометрическое ограничение или, согласно терминологии некоторых социометристов, лимит выборов.

В чём преимущества такой процедуры? Прежде всего, она способствует более внимательному отношению испытуемых к исследованию и тщательному обдумыванию ответов. Учёные отмечают, что при применении параметрической процедуры надёжность собранных данных улучшается , а это, в свою очередь, облегчает и ускоряет обработку материалов статистическими методами. И, разумеется, преодолевается главный недостаток непараметрической формы - случайные и необдуманные ответы.

» Метод социометрии

Социометрия Дж. Морено - методика, процедура, обработка результатов. Социограмма

Социометрическая методика

Одним из самых популярных методов определения межличностных отношений в группе является социометрия, предложенная учеником Фрейда - Джекобом Морено (1889-1974). Согласно теории Дж. Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктуры группы. Это несовпадение, по его мнению, означает, что система симпатий и антипатий, которая показывает психологическое отношение индивида к людям, часто не вмещается в рамки заданной индивиду макроструктуры: самым близким может оказаться окружение, состоящее из неприемлемых в психологическом плане людей. Задача состоит в том, чтобы привести в соответствие макро- и микроструктуры. Именно с этой целью должна применяться социометрическая методика, с помощью которой можно исследовать симпатии и антипатии, чтобы в соответствии с полученными результатами осуществить определенные изменения.Термин «социометрия» буквально означает «социальное измерение», социометрическая методика предназначена для оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатии, привлекательности. Имея характер опроса, социометрия существенно отличается от анкетного опроса и интервью тем, что вопросы касаются эмоциональной сферы отношений людей.

Социометрическая процедура

Социометрическая процедура заключается в том, что членам группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать, сидеть за партой и тому подобное. Вопросы о желании человека совместно с кем-то участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора.Например, «С кем Вы хотели бы вместе готовиться к экзамену?» или: «Кого бы Вы пригласили на день рождения?» И т.д. Успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопросов. Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека та или иная деятельность, чем теснее и продолжительнее общение она предусматривает, тем сильнее считается критерий выбора. Чаще всего в социометрическом исследовании сочетаются вопросы разных типов. Они добираются таким образом, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности - в труде, учебе, отдыхе, дружбе и тому подобное.
  1. Кого из членов группы Вы пригласили на день рождения?
  2. С кем из членов группы Вы выполняли общая задача (производственное, учебное)?
  3. С кем из членов группы Вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?
Планируя проведение социометрии, следует решить вопрос о качестве и количестве используемых критериев, а также о количестве выборов, которые сделает каждый член группы, и их интенсивность - в большей или меньшей степени. Чаще всего количество выборов ограничивается тремя.

Результаты социометрии

Результаты, полученные с помощью социометрической процедуры, могут быть представлены графически в виде социограммы, матрицы и специальных числовых индексов.Таблицы результатов социометрии заполняются в первую очередь, к тому же отдельно по деловым и личными отношениями.По вертикали записываются по номерам фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали - только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами 1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый исследуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами 1, 2, -3 - тех, кого испытуемый не выбирает в первую, вторую и третью очередь.Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице кружком (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в полученные каждым членом группы выборы (сумма выборов), тогда подсчитывают сумму баллов для каждого члена группы учитывая при этом, что выбор в первую очередь равен +3 баллам (-3), во вторую - 2 (-2), в третью - 1 (-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Сплоченность группы

Групповая сплоченность высчитывается по формуле ,где ∑ - сумма всех взаимных выборов в группе; n - количество членов группы.Сплоченность группы тем выше, чем ближе к единице коэффициент сплоченности.На основании данных социометрического анализа делаются выводы об уровне сплоченности группы; наличие группировок; их связи с лидерами; о взаимодействии лидеров между собой; соответствие выбранного актива группы реальном; наличие членов группы, которых группа не принимает, и изолированных.

Социометрическая таблица

Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Абалкин +1 +2 +3 -1
2 Эсторский +1 +3 +2
3 Каммерер -1 +1 +2 +3
4 Бромберг +2 +1 +3
5 Глумова +2 +1 +3 -3 -2
6 Сикорски
7 Атос-Сидоров +1 +3
8 Щекн-Итрч +1 +3 +2
9 Горн +2 +1 +3 -1
10 Репнин +2 +1 +3 -1
Кол-во выборов
Кол-во баллов
Общая сумма

Социограмма

Социограмма - это графическое изображение результатов, полученных с помощью социометрической методики при исследовании межличностных отношений. Она дает наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов малой социальной группы за их статусом (популярностью). С помощью специальных знаков и стрелок обозначают тип выбора (позитивный, негативный, односторонний, двухсторонний).Социограмма наглядно показывает центральных, наиболее влиятельных членов группы, взаимные пары и группировки взаимосвязанных лиц, выбирающих друг друга. Чаще всего в социометрических результатах встречаются положительные группировки из 2-4 членов.

Методика социометрического изучения

межличностных отношений в детском коллективе

Метод Дж. Морено

Цель: методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Подготовка: классный руководитель распечатывает бланки анкет для каждого учащегося. Следует обратить внимание, что данное социометрическое исследование является параметрической процедурой, то есть имеет ограничение выборов – 3 .

Ход проведения : анкеты раздаются учащимся. Классный руководитель обращается к классу с просьбой ответить на вопросы анкеты, обязательно указав, что учащийся может сделать 3 выбора при ответе на каждый вопрос.

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальный шаблон «Межличностные отношения». В нем по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в том же порядке появляются имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу, ставите цифру 1, если есть выбор и пропускаете ячейки, если выбора нет.

Все необходимые результаты вычислений появляются автоматически. Полученные результаты каждого класса переносятся в Шаблон на соответствующий лист.

Интерпретация полученных результатов

Анализируя полученные положительные выборы, можно сделать вывод о наличии в нем:

    «Звезд» – члены группы, захватывающие «центр сцены», подобно звезде. В высшую группу относят тех, кто получил 6 и более предпочтений;

    «Предпочитаемых» , которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они получают от 3 до 5 выборов;

    «Пренебрегаемых» , то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они получают от 1 до 2 выборов;

«Отвергаемых», то есть тех, кто не принят в коллективе, они не получают положительные выборы.

Полученные индексы покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе.

Социометрический статус показывает позицию учащегося в классе: лидер – учащийся, имеющий ярко выраженный положительный индекс социометрического статуса, отверженный – учащийся с отрицательным индексом, рядовой член коллектива – средний индекс.

Удовлетворенность своим положением в группе: Высокая удовлетворенность – значения более 0,2, Средняя удовлетворенность – значения больше 0 и меньше 0,2, «Нулевая удовлетворенность» – значения равные 0.

Анкета

Фамилия, имя

Класс

3.У тебя день рождения.

Спасибо!

Анкета

Фамилия, имя

Класс

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.

    Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?

    Кого бы ты никогда не выбрал командиром?

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам

    Кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?

    Кого бы ты не стал приглашать в эту команду?

3.У тебя день рождения.

    Кого из класса ты бы пригласил к себе на день рождения?

    Кого бы ты не стал приглашать?

Спасибо!

Социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе(метод Дж.Морено)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Интерпретация полученных результатов:

"Звезды"________________________________________________________________________________________________________________________________________________

"Предпочитаемые"__________________________________________________________________________________________________________________________________

"Пренебрегаемые"__________________________________________________________________________________________________________________________________

"Отвергаемые"_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сущность социометрической методики

Определение 1

Социометрия (социометрическая методика) выступает в роли одного из ключевых методов, который позволяет определить отношения внутри группы, а также между различными социальными группами и общностями.

Впервые данный метод был предложен социологом и психологом Джекобом Морено (1889-1974 гг.), являвшимся последователем и учеником Зигмунда Фрейда.

Согласно разработкам Дж. Морено, которые в дальнейшем вылились в отдельную теорию, все конфликтные ситуации, напряженность, несовпадение в социальных и иных интересах внутри группы связаны с тем, что не совпадает ее микро- и макроструктуры.

Замечание 1

По мнению исследователя, именно это несовпадение означает, что система симпатий и антипатий не вмещается в заданную индивиду макроструктуру и выходит за ее рамки. К тому же, система симпатий и антипатий не просто существует как часть эмоционального состояния человека – она полностью отражает его отношение к другим людям, которые существуют с ним в одной группе.

Из-за того, что система симпатий и антипатий не вмещается в заданную макроструктуру, то человек сталкивается с противоречием: близким ему окружением могут стать именно те люди, которые имеют совершенно иные интересы и относятся к другому социальному порядку (классу), но волею судьбы оказавшиеся с ним в одной группе. К тому же, они могут не совпадать друг с другом психологически, но все смещения, которые происходят в группе, не позволяют вовремя определить такое расхождение. Задача социометрии, в данном случае, заключается в том, чтобы привести в социально-психологическое соответствие обе структуры: и микроструктуру, и макроструктуру.

В буквальном смысле термин «социометрия» означает «социальное измерение». Методика предназначена для того, чтобы объективно оценивать межличностные отношения, складывающиеся на неформальной основе:

  1. Симпатии и антипатии к тем или иным членам группы;
  2. Выявления формального и неформального лидеров;
  3. Выявления более привлекательного и менее привлекательного человека на основе его личностных и внешних характеристик.

Замечание 2

Социометрия чаще всего организуется в виде не анонимного опроса, чем отличается от анкетного опроса, или от индивидуального интервью. К тому же, еще одно значимое отличие заключается в том, что вопросы социометрического опроса касаются преимущественно эмоциональной сферы отношений людей: кто кому нравится, кто кому симпатичен, или наоборот – выявляются антипатии по тем или иным признакам, и все это происходит на глазах у каждого участника социометрического опроса.

Социометрия как наука об обществе

  1. Как науку об обществе;
  2. Как один из экспериментальных методов.

Он отмечал, что особенность социометрии заключается в том, что благодаря ей ученые отрываются от своих привычных кабинетных исследований и работают в реальных условиях, с реальными коллективами, где затем выявляется действительно важные и актуальные проблемы, которые требуют своего решения. Общение с людьми в таких ситуациях должно мотивировать исследователя самому открывать свою душу и сердце, ведь социометрия строится на доверии, прежде всего к организатору, а также к коллегам.

Как наука, социометрия опирается на три ключевых аспекта: Socius-аспект – это все люди, которые сосуществуют в рамках одной группы, нуждающейся в исследовании; metrum-аспект – это измерение отношений людей в рамках одной группы (привлекательность членов группы, симпатии и антипатии). Третий аспект – драма – непосредственно действия, которые происходят после того, как исследователь проводит подсчет по проведенной социометрии. В результате перед нами открывается сразу три пути, по которым можно проводить исследование, чтобы оно вышло максимально полным, а его результаты и прогнозы эффективно отражали реальность:

  • Изучение групп;
  • Метрическое измерение групп в целом, и в частности участников группы;
  • Исследование действия – последствия, к которым приводят результаты социометрии и прогнозирование исследователя.

На основе социометрического подхода Морено также разработал две науки, которые тщательно отделил друг от друга. Первая наука – социономия. Ее суть заключается в том, чтобы исследовать и объяснить законы, которым подчиняются различные социальные отношения и явления, которые возникают на их основе. В рамках социономии принято использовать довольно традиционные понятия, например «мы», «масса», «общность», «группа», «класс».

Что касается второй науки – это непосредственно социометрия. Это отдельная теория и, в то же время, метод для измерения социальных отношений в отдельной группе или в рамках всего общества.

Социометрия направлена на то, чтобы проанализировать внутреннюю структуру общественных групп. В рамках нее используются такие понятия, как «теле», «эмоциональная притягательность», «социальный атом», «психосоциальная сеть». Как мы можем заметить, эти понятия более локальные, что отличает социометрию от социомонии.

Сообщества в рамках социометрии существуют на основе психоэмоциональной привязанности индивидов. Причем, эта привязанность не всегда может носить положительный характер: индивиды могут недолюбливать друг друга, соперничать друг с другом, испытывать антипатии и даже ненависть, но при этом их взаимодействия все равно продолжатся, поскольку никто из них не говорит об этом открыто. Поэтому социометрия и основана на не анонимном опросе: в его условиях каждый человек может высказать все, что думает об остальных, и при этом он будет лишь в рамках эксперимента, что позволит в дальнейшем не воспринимать все высказанные претензии как личные обиды.

Поэтому данный метод эффективен: если отбросить эмоциональную составляющую, то останется лишь ситуация, которая требует своего разрешения. Это может быть соперничество, несогласие с лидером, конфликт на почве несогласованности мотивов или нежелание взаимодействовать с конкретной группой по иным признакам (другая направленность деятельности, недостаток квалификации).