Баратынский лучшее. Евгений Баратынский

Тема: Пётр I глазами современников и историков (7 класс)

Цель: На основе анализа исторических документов определить, что собой представлял Пётр I как личность и политический деятель.

Задачи:

1. Организовать деятельность учащихся по изучению и анализу исторических документов, связанных с Петром I;

2. Формирование умений анализа и обобщения; развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса;

3.Развитие интереса к истории России, воспитание уважения к её прошлому; обратить внимание учащихся на то, какое значение Пётр Великий придавал знаниям.

Оборудование:

      Проектор;

      Компьютер;

      Презентация «Пётр I»;

      Кадр из кинофильма «Начало славных дел»

Литература:

    История России. Конец XVI-XVIII вв. 7 класс: дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды)/авт. – сост. Н.Ю..Колесниченко. – Волгоград, 2005.

    «История Владимирского края» Мультимедийное пособие для учащихся основной школы. 2007. История Мурома и Муромского края с древнейших времён до конца ХХ века: Учебное пособие. Муром, 2001.
Интернет-ресурсы:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент .

Вступительное слово учителя. Определение цели урока.

Знакомство с правилами урока:

1. На партах у вас лежат документы, которыми мы будем пользоваться;

2. А ещё на партах у вас задания, на которые вы будете отвечать по ходу нашего урока; все ответы вы будете заносить в специальные бланки;

3. Работая на уроке, вы можете заработать дополнительные баллы и в конце урока вы сами сможете поставить себе оценки. Итак, мы с вами начинаем наш урок.

II. Ход урока.

План.

  1. Пётр I в воспоминаниях современников и трудах историков.

    Сподвижники Петра Великого.

    Пётр I – реформатор.

    Владимирский край в годы правления Петра I.

1. «Пётр I в воспоминаниях современников и трудах историков».

И прежде чем мы с вами обратимся к анализу документов. Я попросила бы вас вспомнить некоторые факты из биографии Петра, а для этого я попросила бы вас ответить на тестовые задания, которые состоят из пяти вопросов с вариантами ответов, ответы выставляем в специальные бланки.

Ну что ж, я попрошу вас обратиться к документам: (см.приложение)

Я попросила бы вас подвести итог: Как характеризуют Петра I современники и историки?

Вывод: Действительно, Петр Великий представлен как честный, талантливый, способный, трудолюбивый человек, которому была не безразлична судьба России. Но обращает на себя и тот факт, что у царя были свои слабости, которые очень сильно влияли на его здоровье.

Тестовая работа.

2 . «Сподвижники Петра Великого» (доклады учащихся, просмотр отрывка из художественного фильма «Начало славных дел», презентация «Пётр I»)

Лефорт Франц Яковлевич (02.01.1656 – 02.03.1699гг.) – адмирал, государственный деятель, ближайший сподвижник Петра 1.

Ф.Я.Лефорт родился в Женеве в богатой купеческой семье. До 14 лет учился в Женевском коллегиуме, затем его отправили в Марсель к одному из знакомых купцов, но он предпочел военное дело и записался кадетом в гарнизон Марселя. Отец пытался заставить его заниматься торговлей, но всё тщетно, Франц Яковлевич уехал в Голландию, где принял участие в военных действиях против французов.

В 1675 году он приехал в Россию и поселился в Москве в Немецкой слободе. В Москве его взял под своё покровительство Голицын, фаворит Софьи, известный своими пристрастиями ко всему европейскому. Принимал участие в военных походах. Сблизился с Петром I и стал его ближайшим сподвижником. Лефорт отличился в Азовских походах. Он мало понимал в морском флоте, но именно на его энергию рассчитывал Пётр 1 при строительстве флота в Воронеже.

Лефорт подал Петру 1 идею отправиться в Европу, чтобы научиться различным наукам. Он возглавил Великое посольство в 1697-1698гг.

12 февраля 1699 г. Лефорт весело отметил новоселье в новом дворце, 23 февраля он заболел горячкой и в начале марта скончался. Петр 1 устроил своему любимцу пышные похороны.

Меншиков Александр Данилович (06.11.1673 – 12.11.1729 г.) – государственный деятель, граф (1702г), светлейший князь, генералиссимус(1727)

Александр Данилович был сыном конюха. В детские годы торговал пирогами. Смышленого мальчика с приятной внешностью взял к себе в услужение Ф. Лефорт. С 1686 года Меншиков был денщиком у Петра I, затем стал бомбардиром Преображенского полка. Он постоянно находился рядом с Петром. Меншиков располагал неограниченным доверием Петра, приобрёл неограниченное влияние на государственные дела. Пользуясь своим положением присваивал казённые средства и частные имения. Пётр 1 поощрял своего любимца и заставлял возвращать в казну часть украденных им денег. Но в 1724 году император все же уволил Меншикова с постов президента Военной коллегии и петербургского губернатора.

Вопрос: Каково значение сподвижников Петра Великого?

Тестовая работа

3 этап урока : «Пётр 1 – реформатор» (анализ документов)

Вопрос: не бессмысленны ли были новшества, введённые Петром 1?

4 этап урока : «Владимирский край в годы правления ПетраI»

XVIII век в истории Владимирского края ознаменован большими переменами, что связано с деятельностью Петра I. В 1719 году образовалась самостоятельная Владимирская провинция. Пётр неоднократно бывал в нашем крае. Учения «потешных полков» проходили недалеко от Александровой слободы, а роль неприятельских крепостей выполняли местные монастыри. Там же он скрывался во время стрелецкого бунта 1689 года. На Плещеевом озере строились корабли. Первая жена Петра Евдокия Лопухина была пострижена в Суздальский Покровский монастырь. Лучшие владимирские мастера отправлялись на строительство новой столицы, а паруса для флота Пётр заказывал на вязниковских мануфактурах. В крае появились первые цифирные школы.

III. Мы познакомились с тем, как оценивали Петра Великого современники и историки. А какое мнение у вас сложилось о Петре.

Составить синквейн

    В первой строчке, одним словом называется тема. Вторая строчка – это описание этой темы двумя прилагательными. Третья строчка – это три глагола (или глагольные формы), называющие самые характерные действия предмета. Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая личное отношение к теме.

5. Последняя строка- это синоним темы, подчёркивающий её суть

Если вы набрали 17-18 баллов – 5

15-16 баллов – 4

13 – 3

IV.Домашнее задание : Подготовить доклад об одном из сподвижников Петра Великого, по желанию, составить кроссворд.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Характеристика Петра 1

Пётр был великан, без малого трёх аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком ещё более развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету.

Одиннадцатилетний Пётр был живым красивым мальчиком, как описывает его иноземный посол, представлявшийся в 1683 году ему и его брату Ивану. Между тем как царь Иван в мономаховой шапке, нахлобученной на самые глаза, опущенные вниз и ни на кого не смотревшие, сидел мёртвенной статуей на своём серебряном кресле под образами, рядом с ним на таком же кресле в другой мономаховой шапке, сооружённой по случаю двоецарствия, Петр смотрел на всех живо и самоуверенно, и ему не сиделось на месте.

Ключевский В. О русской истории. М.,1993. с. 428

Вопросы и задания:

    Как историк характеризует Петра 1?

    Какое впечатление произвёл 11-летний Петр на иностранного посла?

Обучение Петра 1

Обучение Петра началось 12 марта 1667 г..Петру не исполнилось и пяти лет… Учитель Зотов применял приём наглядного обучения. Царевич учился охотно и бойко. На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с картинками. Зотов сказал об этом царице, и та велела ему выдать «исторические книги», рукописи с рисунками из дворцовой библиотеки и заказала живописного дела мастера в Оружейной палате несколько новых иллюстраций.

Заметив, когда Петр начинал утомляться книжным чтением, Зотов брал у него из рук книгу и показывал ему эти картинки, сопровождая обзор их пояснениями… Рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, Дмитрия Донского, Александра Невского и даже самого Владимира.

Впоследствии Пётр очень мало имел досуга заниматься русской историей, но не терял интереса к ней, придавал ей важное значение для народного образования и много хлопотал о составлении популярного учебника по этому предмету.

Ключевский В. О русской истории. М., 1993. с. 411

Вопросы и задания:

    Охарактеризуйте роль учителя Никиты Зотова на раннем этапе воспитания, образования Петра 1?

    По каким книгам Н. Зотов развивал исторический интерес царевича Петра 1?

Впечатление о Петре 1

В 1697 году по Европе проходят странные вести: при разных дворах является русское посольство; в них два великих полномоченных посла: один иностранец женевец Лефорт, другой русский Головин, в свите посольства удивлённый молодой человек, называется Пётр Михайлов; он отделяется от посольства, останавливается в разных местах, учится, работает, особенно занимается морским делом, но ничего не ускользает от его внимания, жажда знания, понятливость, способности необыкновенные – и этот необыкновенный человек сам царь русский.

Соловьёв С. Чтение и рассказы по истории

России. М., 1989. с. 478

Вопросы и задания:

    Как называлось русское посольство?

    Объясните, почему к русскому посольству было обращено столь пристальное внимание?

    Почему царь был на втором плане в посольстве и даже имел другое имя?

    Какие цели преследовало русское посольство в Западной Европе?

    Чему научился непосредственно царь во время пребывания за границей?

Впечатление о Петре

Впоследствии это впечатление портилось следами сильного нервного расстройства, причиной которого был либо детский испуг во время кремлёвских сцен 1682г., либо слишком часто повторяющиеся кутежи, надломившие здоровье ещё не окрепшего организма, а вероятно и то и другое вместе. Очень рано, уже на двадцатом году, у него стала трястись голова и на красивом круглом лице в минуты раздумья или внутреннего волнения появились безобразившие его судороги. Всё это вместе с родинкой на правой щеке и привычкой на ходу широко размахивать руками делало его фигуру всюду заметной. 1697 году в саардамской цирюльне по этим приметам, услужливо узнали русского царя в плотнике из Московии, пришедшем побриться.

Ключевский В. О русской истории. М., 1993.с.428

Вопросы и задания:

    Что нового появилось в облике Петра 1 на двадцатом году его жизни? Ответ подтвердите текстом из документа.

    По каким приметам в саардамской цирюльне, сражу же, узнали русского царя?

« Датский посланник при русском дворе Юст Юль о Петре»

Впечатление о Петре

Царь очень высок ростом, носит короткие коричневые вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приёмах, но весьма проницателен и умён.

При содействии одного из царских денщиков, я таки достиг цели и застал царя дома – неодетым, в кожаном, как у ремесленника, фартуке, сидящем за токарным станком. Царь часто развлекался точением и, путешествуя, возил станок за собою. В этом мастерстве он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры.

Вопросы:

    Как он относится к Петру 1?

    В чём совпадают или чем отличаются записки Юст Юля от других характеристик личности Петра 1?

Указ 1701 года

«Всяких чинов людем московским и городовым жителям, кроме духовного чина и пашенных крестьян, носить платье немецкое, верхнее саксонское и французское, а исподнее – камзол и штаны, и сапоги, и башмаки, и шапки немецкие, и ездить на немецких сёдлах»

«На Москве и во всех городах, царедворцам и дворовым городовым и приказным всяких чинов служилым людям, и гостям и гостиной сотни, и чёрных 13 алтын по две деньги, с конных по два рубля с человека; также мастеровые люди платье и сапоги, и башмаки, и шапки и сёдла русские станут делать и в рядах торговать: и тем слобод посадским людям всем сказать: чтоб впредь с его величества государя бороды и усы брили. А буде кто бород и усов брить не похотят, а похотят уходить с бородами и усами, и с тех иметь, с царедворцев и с дворовых, и с городовых. И всяких чинов служилых и приказных людей по 60 рублей с человека; с гостей и гостиной сотни первой статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей и ямщиков, и с извозчиков, и с церковных причетников, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека на год. И давать им из Приказа земских дел знаки».

Вопросы:

    О каких нововведениях говорится в текстах документов?

    Зачем Петру1 понадобилось заставлять своих подданных в обязательном порядке брить бороду и носить короткую одежду?

    Какое значение придавалось штрафам?

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Задания к 1 этапу исследования:

    Кто был учителем Петра Алексеевича:

А) Василий Голицын

Б) Никита Зотов

В) царица Наталья Кирилловна

2. Для кого из русских правителей был изготовлен специальный двойной трон:

А) для Михаила Фёдоровича и Филарета

Б) для Фёдора Ивановича и Бориса Годунова

В) для Петра Алексеевича и Ивана Алексеевича

3. Первые свои батальоны Пётр называл:

А) защитниками отечества

Б) «потешными полками

В) рыцарями

4. Первые военные операции Петра Алексеевича;

А) Азовские походы

Б) походы против шведов

В) походы к берегам Черного моря

5. Определите основную цель Великого посольства

А) установить тесные отношения с Испанией

Б) нанять военных специалистов и закупить вооружение

В) научить молодых дворян искусству управлять кораблями и кораблестроению

6. В истории Московского государства это был первый выезд монарха за границу. Назовите имя монарха:

А) Борис Годунов

Б) Алексей Михайлович

В) Пётр Алексеевич

Задания ко 2 этапу исследования:

    Друг Петра 1, один из руководителей Великого посольства:

А) Б.П.Шереметев

Б) Н.М.Зотов

В) П.П.Шафиров

Г) Ф.Я.Лефорт

2.Выходец из крестьянской семьи, торговавший пирожками на московских улицах и площадях, он стал вначале царствования денщиком, а вскоре одним из его ближайших соратников. Природная смекалка, усердие, храбрость на поле боя, личная преданность царю сделали его незаменимым для Петра 1:

А) Ф.Лефорт

Б) А.Меншиков

В) Ф. Шакловитый

3. Генерал-прокурор, его называли «оком государевым» в Сенате:

А) А.Д.Меншиков

Б) Ф.Лефорт

В) П.И. Ягужинский

Задания к 3 этапу исследования:

Соотнесите дату и событие:

А) 1696 г.

Б) 1682 г.

В) 1703 г.

Г) 1722 г.

Д) 1708 г.

    реформа местного (губернского) управления;

    Начало правления Петра 1;

    Табель о рангах

    Начало строительства Санкт-Петербурга;

    Начало строительства флота

Задания к 4 этапу исследования:

1.В каком году образовалась самостоятельная Владимирская провинция:

А) 1719 г.

Б) 1722 г.

В) 1725 г.

2. На какой из мануфактур Владимирского края Пётр I заказывал паруса для флота:

А) Муромской

Б) Вязниковской

В) Судогодской

3.Верны ли суждения:

А. Учения «потешных полков» проходили недалеко от Александровой слободы.

Б. Первая жена Петра I Евдокия Лопухина была пострижена в Суздальский Покровский монастырь.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Неверны оба суждения

4. Верны оба суждения

Фигура Петра I неотделима от истории России и продолжает вызывать резкие споры историков, публицистов, философов. Большие достижения во всех областях жизни, превращение России в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют длительный, устойчивый, повышенный интерес к эпохе Петра в русской и зарубежной исторической науке.

После смерти Петра и наследовавшей ему вдовы Екатерины I была сделана попытка вернуть столицу в Москву, и все же столичный статус Петербурга был восстановлен, что позволило продолжить дело Петра - приобщение России к культуре европейского Просвещения. В итоге Россия прошла за сто лет путь, который на Западе длился четыре века, и уже в начале XIX столетия по уровню развития культуры она стала вровень со странами Запада.

Оценка деятельности царя-реформатора - а по суждениям некоторых историков даже «революционера» или «первого большевика», и самой его личности была, естественно, крайне противоречивой и остается таковой поныне: одни восхищаются им как гениальным политическим деятелем, переломившим ход русской истории, и обходят молчанием те методы, с помощью которых он это сделал, другие гневно осуждают именно за эти методы, за самовластье, а подчас и самодурство, за тысячи жертв при строительстве Петербурга, за убийство собственного сына, упрекают его в отсутствии светских манер, в издевательстве над людьми, неразвитости эстетического вкуса, пьянстве и разврате, а некоторые и вовсе заявляют, что все действия Петра были порождены заботой не о развитии России, а только об «укреплении его самодержавного престола».

Все крупнейшие ученые-историки, специалисты по истории России, начиная с XVIII столетия и до наших дней, так или иначе откликались на события петровского времени.

И правы были русские мыслители, не раз замечавшие, что если бы не реформы Петра, Россия и в XIX, и в XX в. оставалась бы на уровне Персии и Китая. Уже первая зарубежная поездка молодого царя, состоявшаяся в 1697 г., показывает смысл его интереса к современной западноевропейской культуре - приобщить Россию к достижениям европейской цивилизации.

После посещения одного из лейденских музеев царь оставил запись: «Петр, бывший здесь ради некоторых пред грядущих дел». Хорошим комментарием к этим пред грядущим делам может служить основание русской типографии по требованию царя во время той же поездки в Амстердам для широкого издания книг и последующей их перевозки в Россию.

Идею создания собственной - российской - Академии наук он вывез из этого же путешествия; тогда же зародилась у Петра мысль о строительстве «своего города, который явился бы выразителем обновленной России».

Цель моей работы - изучение личности Петра Великого в разрезе взглядов современников и историков.

Перед собой я поставила следующие задачи: используя материал различных книг, взглянуть на реформы Петра I глазами разных историков подвести общие итоги проделанной работы и сделать выводы.

В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре: «Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть».

Мориц Саксонский называл Петра величайшим человеком своего столетия.

Август Стриндберг так охарактеризовал Петра «Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел; он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу -- его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась».

Западники положительно оценивали петровские реформы, благодаря которым Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации.

С.М. Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ:

Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился.

Историк считал, что главную свою задачу император усматривал во внутреннем преобразовании России, а Северная война со Швецией была только средством к этому преобразованию. По мнению Соловьёва:

Различие взглядов происходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности влияния этого дела. Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём, чем долее ощущают на себе его влияние.

П.Н. Милюков, в своих произведениях развивает мысль, что реформы проводились Петром спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой-либо логики и плана, были «реформами без реформатора». Также он упоминает о том, что только «ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы». По мнению Милюкова, в период правления Петра, население России в границах 1695 года сократилось в силу беспрестанных войн.

С.Ф. Платонов принадлежал к числу апологетов Петра. В своей книге «Личность и деятельность» он писал следующее:

Люди всех поколений в оценках личности и деятельности Петра сходились в одном: его считали силой. Пётр был заметнейшим и влиятельнейшим деятелем своего времени, вождём всего народа. Никто не считал его ничтожным человеком, бессознательно употребившим власть или же слепо шедшим по случайной дороге.

Кроме того, Платонов уделяет много внимания личности Петра, выделяя его положительные качества: энергию, серьёзность, природный ум и дарования, желание во всём разобраться самому.

Н.И. Павленко считал, что преобразования Петра -- крупный шаг по дороге к прогрессу (хотя и в рамках феодализма). С ним во многом согласны выдающиеся советские историки: Е.В. Тарле, Н.Н. Молчанов, В.И. Буганов, рассматривая реформы с точки зрения марксистской теории.

Вольтер писал неоднократно о Петре. К концу 1759 г. выпустил первый том, а в апреле 1763 г. вышел второй том «Истории Российской империи при Петре Великом». Главной ценностью петровских реформ Вольтер определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500. Пётр I, его реформы, их значение стали объектом спора Вольтера и Руссо.

Н.М. Карамзин, признавая этого государя Великим, сурово критикует Петра за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Нидерландами. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, по мнению историка, далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».

В.О. Ключевский думал, что Пётр делал историю, но не понимал её. Чтобы защитить Отечество от врагов, он опустошил его больше всякого врага… После него государство стало сильнее, а народ -- беднее. "Вся преобразовательская его деятельность направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения; он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага. «Горе грозило тому, кто хоть тайно, хоть во хмелю задумался бы: „К добру ли ведёт нас царь, и не напрасны ли эти муки, не приведут ли они к мукам злейшим на многие сотни лет?“ Но думать, даже чувствовать что-либо, кроме покорности было воспрещено».

Б.В. Кобрин утверждал, что Пётр не изменил в стране самого главного: крепостного права. Крепостническая промышленность. Временные улучшения в настоящем обрекли Россию на кризис в будущем.

По Р. Пайпсу, Каменскому, Н.В. Анисимову реформы Петра имели крайне противоречивый характер. Крепостнические методы, репрессии привели к перенапряжению народных сил.

Н.В. Анисимов полагал, что, несмотря на введение целого ряда новшеств во все сферы жизни общества и государства, реформы вели к консервации самодержавно-крепостнической системы в России.

А.М. Буровский называет Петра I вслед за старообрядцами "царём-антихристом", а также "бесноватым садистом" и "кровавым извергом", утверждая, что его деятельность разорила и обескровила Россию. По его словам, всё хорошее, что приписывается Петру, было известно задолго до него, а Россия до него была гораздо более развитой и свободной, чем после.

Мнения о реформах Петра чрезвычайно расходились уже при его жизни. Некоторые из ближайших соратников Петра держалась мнения, которое впоследствии Ломоносов формулировал словами: “он Бог твой, Бог твой был, Россия”. Народная масса, напротив, готова была согласиться с утверждением раскольников, что Петр был антихристом. И те, и другие исходили из того, что Петр совершил радикальный переворот и создал новую Россию, не похожую на прежнюю. То, что одни считали полезным, другие признавали вредным для русских интересов; что одни считали великой заслугой перед отечеством, в том другие видели измену преданиям; наконец, где одни видели необходимый шаг по пути прогресса, другие признавали прихотью деспота. Оба взгляда могли приводить фактические доказательства в свою пользу, так как в реформах Петра были перемешаны оба элемента - и необходимости, и случайности. Во всех областях общественной и государственной жизни - в развитии учреждений и сословий, в развитии образования, в обстановке частного быта - задолго до Петра обнаруживаются те же самые тенденции, которым даёт торжество Петровская реформа. Являясь, таким образом, подготовленными всем прошлым развитием России и составляя логический результат этого развития, реформы Петра, ещё не находят достаточной почвы в русской действительности, а потому и после Петра остаются формальными и видимыми. Россия входит в число европейских держав, но на первый раз только для того, чтобы почти на полвека сделаться орудием в руках европейской политики. Из 42 цифирных провинциальных школ, открытых в 1716-1722 годах, только 8 доживают до середины века; из 2000 навербованных, большей частью силой, учеников действительно выучиваются к 1727 году только 300 на всю Россию. Высшее образование, несмотря на проект Академии, и низшее, несмотря на все приказания Петра, остаются надолго мечтой.

Масштабы изменений, произошедших за время правления Петра огромны. Значительно выросла территория страны, которая после многих веков борьбы получила выход к морю и ликвидировала состояние политической и экономической изоляции, вышла на международную арену, заняла видное место в системе международных отношений и превратилась в великую европейскую державу. В России в это время возникла мануфактурная промышленность, в которой особое значение приобрела мощная металлургия. Коренным образом изменился характер и размеры внутренней и внешней торговли и объём экономических связей с другими странами. Были созданы мощная регулярная армия и флот, сделан огромный шаг в развитии культуры и просвещения. Был нанесён сильный удар духовной диктатуре церкви в культуре, просвещении и других областях жизни страны. Осуществлялась ломка старого рутинного патриархального быта.

Все эти изменения происходили в условиях вступления феодально-крепостнических отношений в стадию разложения и зарождения в их недрах новых буржуазных отношений. Направленные на ликвидацию технико-экономической и культурной отсталости страны, на ускорение и развитие, они имели огромное прогрессивное значение.

Очевидно также и сопротивление, которое вызвала каждая из реформ, недовольство ими со стороны самых различных социальных сил и слоев: боярства - тем, что его оттеснили “худородные”, и тем, что перестало существовать “самодержавие с Боярской думой”; дворянства - постоянной и тяжёлой службой; церкви - утратой самостоятельной политической роли и господствующего положения в культуре и просвещении, изъятием государством значительной части её доходов; купцов и посадского люда - ростом налогов, повинностей и служб; народных масс - усилением крепостнического гнёта и тем, что реформы осуществлялись за их счёт. К этому добавлялось общее недовольство новшествами, которые разрушали укоренившиеся традиции и средневековую косность патриархального быта и уклада жизни.

Их осуществление было в немалой степени связано с деятельностью и личностью Петра Первого, - пожалуй, самого крупного государственного деятеля дореволюционной России, с его исключительной целеустремлённостью и смелостью, с которыми он ломал рутинные порядки и преодолевал бесчисленные трудности. Выдающийся политик, военный деятель и дипломат, он умел правильно оценивать внутри- и внешнеполитическую обстановку, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач.

Обладавший широкими знаниями, проявлявший большой интерес к литературе, истории, праву, искусству, ремёслам и естественным наукам, он прекрасно знал военное дело, кораблестроение, кораблевождение и артиллерию. Пушкинские строки “то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник” метко выразили всю многогранность кипучей деятельности Петра I. Он умел подбирать деятельных и энергичных людей в каждой из отраслей и сфер государственной деятельности. В числе “птенцов гнезда Петрова” были такие крупные государственные и военные деятели своего времени, как А.Д. Меньшиков, В.П. Шереметьев, Ф.М. Апраксин, А.А. Сенявин, Б.А. Куракин, Феофан Прокопович, В.Н. Татищев.

Но все изменения и реформы сопровождались распространением крепостнических отношений на новые территории и новые категории населения, на новые сферы экономической жизни, насаждением наиболее грубых и тяжёлых форм крепостничества, распространением деспотизма и произвола царя, чиновничье-бюрократического аппарата и помещиков. Это тормозило формирование капиталистических отношений в стране, не позволяло ликвидировать технико-экономическую и культурную отсталость нации. Негативная сторона изменений и преобразований была органически связана и с личностью самого Петра I, для которого была характерна крайняя жестокость и проявление ничем не ограниченного самодержавного произвола.

В результате петровских преобразований Россия быстро догоняла те европейские страны, где сохранялось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла достичь уровня стран, вставших на капиталистический путь развития.

Несмотря на неоднозначность оценок реформ Петра, с уверенностью можно сказать, что вся его деятельность была направлена во благо России, на её развитие и защиту интересов страны. Петр Великий не жалея ни душевных, ни физических сил, посвятил всю свою жизнь во имя процветания Российской Империи.

И звестный русский поэт золотого века родился в дворянской семье. Отец его был помещик, отставной генерал-лейтенант. В детстве Боратынский учился в частном немецком пансионе в Петербурге, а в 12 лет его отдали в Пажеский корпус. Однако шалости и отказ подчиняться порядкам корпуса привели к тому, что через два года он был оттуда исключен с запретом поступать на военную службу, кроме как рядовым.

После этого несколько лет юноша жил в поместьях родных, начал писать стихи. В начале 1819 года Боратынский все-таки решил пойти по стопам предков и поступил рядовым в лейб-гвардии Егерский полк. Он поселился в одной квартире с Дельвигом, подружился с Пушкиным, Кюхельбекером, Гнедичем и начал печататься. В 1820 году Боратынский получил унтер-офицерский чин и был переведен в полк своего родственника, стоявший в Финляндии. Суровость северной природы произвела большое впечатление на этого поэта-романтика. В 1824 году он был назначен в штаб генерала Закревского, где увлекся его женой, «Медной Венерой» Пушкина. На следующий год он был произведен в офицеры. В 1826 году из-за болезни матери Боратынский вышел в отставку и поселился в Москве, женившись на Анастасии Энгельгардт - двоюродной сестре супруги Дениса Давыдова.

После издания поэм «Эда» и «Пиры» в 1826 году общественное мнение поставило его в ряды лучших поэтов своего времени. С 1828 по 1831 год Боратынский находился на гражданской службе, в частности как губернский секретарь. После выхода в отставку Боратынский ушел в частную жизнь, обустраивал приданое жены - поместье Мураново (позже - Музей Тютчева, родственника Энгельгардтов).

В 1843 году Боратынский с женой и тремя из своих девяти детей отправился в заграничное путешествие. В Неаполе он скончался от разрыва сердца.

Наряду с написанием фамилии через О - Боратынский, более распространенным в течение долгого времени был вариант с буквой А. Он закрепился в энциклопедиях и словарях, а не последнюю роль в решении этого вопроса сыграло то, что Пушкин, отзываясь о поэзии друга, писал о нем «Баратынский».

Между тем написание фамилии через О доминирует в литературоведении начиная с 1990-х годов и подтверждается биографическими сведениями. Так, фамилия рода Боратынских, как утверждалось в работе племянника поэта, происходит от названия замка Боратын в Галиции. После того как один из представителей рода перешел в русское подданство, из-за особенностей нового языка в написании стала преобладать буква А. Известно, что двойной вариант фамилии доставлял немало хлопот, когда речь шла об официальных документах. Так, сохранилось письмо сына поэта, Николая Евгеньевича Боратынского, в котором он указывает на ошибку в бумагах и объясняет ее происхождение: «...позвольте обратить Ваше внимание на то обстоятельство, что в предъявляемых документах фамилия моя написана Ба-, а не Боратынский, между тем как коренная орфография - Боратынский... <...> Чуждая буква произошла от обыкновения русских выговаривать О как А, в письмах же часто можно принять эту букву за вторую…»

Сам Боратынский подписывал первые стихи как «Евгений Абрамов сын Баратынской». Однако в официальной публикации произведений и в последнем своем сборнике он использовал в подписи другой вариант - «Боратынский». Так же - через О - его фамилия увековечена на надгробии поэта в Александро-Невской лавре.

Всем известен и многими любим классик русской литературы Евгений Абрамович Баратынский. Биография писателя насыщена множеством различных событий, связанных с частыми переездами и долгой разлукой с родиной. Именно этим ярким моментам жизни автора посвящена наша статья.

Ранние годы

Год рождения Баратынского - 1800, в это время к власти приходит Александр I, либеральное правление которого в будущем будет сменено законами Николая I, что серьезно повлияет на жизнь писателя. 19 марта в имении старинного польского рода (Тамбовская губерния) появился на свет Евгений Баратынский. Воспитывался мальчик в имении Мара матерью и дядькой-итальянцем. Благодаря последнему он рано выучил итальянский язык. А к восьми годам мог свободно общаться и на французском. В 1808 году его отдали в петербургский немецкий пансион, где продолжилось обучение писателя.

После смерти отца Баратынский Евгений Абрамович возвращается в Мару. В это время мать занимается подготовкой сына к поступлению в Пажеский корпус. И благодаря ее стараниям мальчик в 1812 году становится воспитанником этого престижного заведения.

Тамбовская губерния

После окончания Пажеского корпуса Баратынский (биография этого периода не отличается яркими событиями) возвращается к семье в Тамбовскую губернию, где начинает писать стихи. Поначалу его произведения очень слабы с технической точки зрения, но постепенно поэт овладевает мастерством. К 1819 году формируется тот стиль Баратынского, которым писатель гордился и считал основным достоинством своей поэзии.

Петербург

В 1819 год ознаменовался переездом в Петербург и поступлением рядовым в Егерский полк. В этот период знакомится со столичным литературным обществом Баратынский. Биография писателя полна встреч с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, Кюхельбекером, Плетневым. Он становится желанным гостем в литературных салонах.

Благодаря стараниям Дельвига, впервые публикуются произведения Баратынского: «К Кюхельбекеру», «К Креницыну», поэма «Пиры». А в 1823 году появляются сборники стихов поэта.

Финляндия

В 1820 году Баратынского переводят в Нейшлоцкий полк, находящийся в Финляндии. Командует полком родственник поэта - Г. А. Лутковский, поэтому Баратынский живет у него, пользуется немалыми привилегиями и часто посещает Петербург. Однако самого писателя тяготит его положение. Он не принадлежит к солдатскому сословию, но ему не дают офицерского звания, а службу просить он не станет - такое поведение может быть воспринято как неуважение к власти. И со «светом» все меньше и меньше общего имеет Баратынский. Биография дворянина не предусматривала службы в солдатах, отчего писатель чувствовал свою ущербность.

В Финляндии Баратынский проводит пять лет - с 1820 по 1825 год. Это отлучение от родины ярко отразилось в его поэзии: стихотворениях «Водопад», «Финляндия», поэме «Эда».

В 1824 году благодаря ходатайствам друзей Баратынского переводят в Гельсингфорс, где он служит при штабе генерал-губернатора. В этот период поэт влюбляется в замужнюю женщину - А. Ф. Закревскую. Эта любовь принесла ему много страданий, но благодаря ей появились на свет такие стихи, как «Фея», «Оправдание», «Я безрассуден - и не дивно…» и многие другие.

Офицерское звание

То, что поэт долгое время не мог получить офицерское звание, было связано с независимой тональностью его творчества и рядом оппозиционных высказываний, которые очень часто позволял себе в свете Баратынский. Евгений Абрамович дослужился до долгожданного чина только через семь лет (в 1825 году). Это давало поэту возможность самому распоряжаться своей судьбой. В этом же году Баратынский едет в гости к матери в Москву и обратно уже не возвращается, а в 1826-ом он официально уходит в отставку.

Возвращение в Россию

Сразу по возвращении на родину поэт женится на Анастасии Львовне Энгельгардт и поступает на службу в Межевую канцелярию. Жизнь Баратынского становится унылой и монотонной. Семейный быт сглаживает все вызывающие, бунтарские черты характера писателя.

Подобное положение дел сильно повлияло и на творчество Евгения Абрамовича. Его произведения все меньше и меньше ценятся публикой, они уже не имеют столь грандиозного успеха, как ранние творения. Однако писатель не собирается отказываться от новых установок и новаторских идей. Поэзия Баратынского этого периода была не понята критиками и современниками, только Пушкин смог оценить ее. Особого же внимания этого великого писателя была удостоена поэма «Эда».

Отношение к декабристам

Евгений Абрамович не был активным противником политического строя и не примыкал к декабристам, но сама идея тайных обществ его захватила. Однако творчество Баратынского все же отразило и оппозиционное отношение поэта к правительству. Например, элегия «Буря» показала все негодование и возмущение Баратынского, касающееся расправы над декабристами. Для поэта крах движения стал символом поражения идей свободы и лучших человеческих устремлений.

Журнал «Европеец»

В 1831 году друг Баратынского И. В. Киреевский начинает выпускать журнал «Европеец». Евгений Абрамович в знак поддержки стал писать для издания прозаические рассказы, среди которых можно отметить известный «Перстень». Статьи Баратынского для журнала были полны критических замечаний в адрес современных ему литераторов, отзывов о политических событиях. В «Европейце» предстал не только Баратынский-поэт, но и Баратынский-критик, а также политический деятель. Однако журнал был вскоре закрыт, что сильно огорчило писателя, и он впал в тоску.

Последние годы

В последние годы жизни отношения Баратынского с писателями-современниками сильно ухудшились, и поэт оказался в изоляции. Положение усугубляет разрыв со старыми друзьями - Киреевским, Пушкиным, Хомяковым. Итогом стало затворничество писателя и его семьи в имении Мураново, расположенном под Москвой.

Стихи Баратынского о любви в этот период творчества уходят на второй план, уступая место трагически-философским размышлениям о современности и одиночестве. Меняется и стилистика самих произведений - они отличаются разорванностью, нестройностью и крайним надрывом.

В 1843 году Баратынский со старшими детьми отправляется в путешествие за границу. За время поездки писатель посетил Германию, Париж, где свел знакомство с Н. И. Тургеневым, а также Францию. К поэту возвращается вера в будущее и бодрое настроение, что отражается и в творчестве (стихотворение «Пироскаф»).

Баратынский через Марсель морем отправляется в Неаполь, где пишет последнее свое произведение - стихотворение «Дядьке-итальянцу». Еще в Париже, незадолго до отъезда, Баратынский чувствовал себя нездорово, но пренебрег советами врача о вреде жаркого климата и продолжил путешествие. 28 июня 1844 года у поэта случился приступ сильной головной боли, за которым последовала лихорадка, и на следующий день он скончался.

Жена Баратынского, Анастасия Львовна, на 16 лет пережила мужа, а после смерти была похоронена рядом с ним на Тихвинском кладбище.

Особенности лирики

Стихи Баратынского о любви преобладают во всем творчестве поэта. Связано это с тем, что Евгений Абрамович относился к числу романтиков. В его творчестве отразились тяготы и горести современного поэту времени. Большой заслугой Баратынского является его способность ярко изображать внутренний мир человека со свойственными ему противоречиями и сложностями. Поэт очень страстно относился к тому, что описывал, его стихотворения полны беспокойства, тревоги и глубоких переживаний.

Основными для творчества Баратынский считал следующие моменты: мысль, своеобразие и простоту. И согласно этим трем составляющим, творил.

Евгений Баратынский: «Весна»

Знаменитое стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист» представляет собой прекрасный образец пейзажной лирики Баратынского. В произведении с восторгом, трепетом и нежностью описывается возрождение природы. Лирический герой ликует, он счастлив, его душа поет.

Стихотворение просто и легко звучит. Оно не отличается излишне высоким слогом или сложностью структуры, но именно благодаря этому читать может ощутить восторг и трепет автора, его ликование и воспевание расцветающей природы.

Весна была любимым временем года поэта. В письме к матери, написанном в 1815 году, Баратынский отмечал, какое грандиозное влияние оказывает на его душу созерцание преображения и украшения природы в весеннее время. Говорил о радости и ликовании, наполняющем его сердце, о прогулках, дающих ему истинное наслаждение.

Сборник «Сумерки»

Он вышел в 1842 году и был последним сборником стихов Баратынского. В него вошли произведения, написанные с 1835 по 1842 год. Представлены они были лирическим циклом, объединенным образом, который и стал заглавием всей книги. Сумерки здесь предстают символом, который, с одной стороны, знаменует финал жизни и творчества самого Баратынского, а с другой - содержит намек на окончание существования духовности и культуры всего человечества.

Практически не пишет в этом сборнике Баратынский о природе, поэт создает философский жанр эпиграммы, где происходит растворение объекта в отвлечении и обобщении. Примеры таких произведений: «Люблю я вас, богини перья», «На посев леса», «Коттерие» и многие другие.

Поэт выражает свои горестные мысли о судьбах искусства, человечества. Его волнует то, как общество воспринимает и будет воспринимать поэта. Делает много неутешительных выводов.

Поздние стихотворения Баратынского резко отличаются от его раннего творчества. Если раньше главными были четкость и ясность, то теперь писатель часто использует сложный синтаксис, архаическую лексику, ораторские приемы, что сильно затрудняет восприятие.

Музей Баратынского

Музей Евгения Абрамовича Баратынского находится в историческом центре Казани. Он расположен во флигеле усадьбы, когда-то принадлежащей супруге поэта. В имении долгое время жила семья самого писателя, а позднее - его многочисленные потомки.

История музея началась в 1977 году, когда при казанской школе № 34 открылась литературная выставка, посвященная наследию Баратынского. Лишь в 1981-ом музей приобрел статус государственного, а через десять лет переехал в усадьбу, которую так любил Баратынский.

Юбилей (2010 год) писателя отмечался в Казани с широким размахом, и музей принимал в этом активное участие. На его территории прошли лекции о жизни и творчестве Баратынского, были выставлены редкие экспонаты, проведены дополнительные экскурсии для школьников.