Что такое буквы и звуки? Чем отличаются гласные звуки от согласных правило Чем звуки отличаются от.

Обычно родители говорят, что ребёнок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины смешивать нельзя!

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем .

Для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно , если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не «эр», «Л», а не «эль», «Ш», а не «ша» и т.д.

Родителям, детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, о звуках и буквах нужно знать намного больше.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, э, ы, е, ё. я, ю, и). Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные буквы е, ё. ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:

ё - [й"о], е - [й"э], ю - [й"у], я - [й"а].

Гласные звуки обозначаются кружочком красного цвета. Гласные звуки не бывают ни твёрдыми и мягкими, ни звонкими и глухими Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.

Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами.

Согласные звуки бывают :

- твёрдые произносятся твёрдо. Обозначаются кружком синего цвета. Например: [п], [к], [д] и т.д.;

- мягкие – произносятся мягко. Обозначаются кружком зелёного цвета.

Например: [п"]= (пь), [к"]= (кь), [д"]= (дь).

Большинство согласных звуков имеют пару по твёрдости-мягкости. Например: [б]– [б"], [т] – [т"], [л] – [л"] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Они либо всегда твёрдые, либо всегда мягкие:

- всегда твёрдые согласные – [ш], [ж], [ц];

- всегда мягкие согласные – [ч"], [щ"], [й"];

- звонкие согласные – произносятся с участием голоса.

Например: [л], [р],.[д], [м] и др. Для определения звонкости надо приложить руку к «горлышку» и послушать, есть ли «звоночек».

- глухие согласные – произносятся без участия голоса.

Например: [ф], [х] [с], [п] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:

- всегда звонкие – [й], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"];

- всегда глухие – [х], [х"], [ц], [ч"], [щ"].

Необходимо четко знать и различать звуки и буквы!

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона — без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слог способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные согласные (например, в чешском: vlk — волк). Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.

В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм — формировать ударение, участвовать в формировании интонации (в том числе эмоциональной — «“Как она пла-авает!”» — говорим мы, когда хотим выразить свое особенно теплое отношение). Гласные звуки в русском языке наиболее интенсивные и могут изменять свою длительность в очень широких пределах, в отличие от большинства согласных звуков. Акустически гласные звуки отличаются от согласных значительно большей суммарной энергией произнесения. Этот признак — суммарная энергия произнесения — важен не только для гласных, он позволяет также выделить среди согласных звуков особый класс сонорных звуков, или сонантов. Сонанты занимают как бы промежуточное положение по признаку суммарной энергии произнесения между гласными звуками и остальными (не сонорными) согласными — взрывными, шумными и аффрикатами. Сравните, как звучат слова с максимальным контрастом по интенсивности между согласными и гласными звуками (глухие взрывные согласные + гласные) и слова с минимальным контрастом (эти слова состоят из гласных звуков и сонантов).

Основа гласных звуков — тон. Гармонический характер тонового звука важен для речи — гармонические колебания отличаются высоким уровнем энергии, а также тем, что энергия звука распределяется достаточно равномерно по всему акустическому спектру, тем самым звук становится устойчив к разного рода естественным шумам, которые в большинстве случаев локализуются в ограниченной спектральной области. Поэтому гласные звуки хорошо слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы зовем «ау-у-у!»); они могут быть достаточно короткими, однако сохраняют при этом свою интенсивность. Это свойство гласных звуков обеспечивает возможность такого основополагающего для фонетической системы русского языка фонетического явления, как количественная редукция гласных звуков.

Гласные звуки в русском языке на слух различаются в зависимости от объема и формы резонаторов, которые образуются в речевом тракте в результате изменения положения и формы языка в ротовой полости, а также в зависимости от того, как форма ротового отверстия, образуемого с помощью губ, изменяет характер воздушной струи на выходе изо рта. Однако язык, как наиболее подвижный орган артикуляции, постоянно занят в производстве и других звуков — согласных (также как и губы). Поэтому в потоке речи объем и форма резонаторов постоянно изменяются вследствие процессов коартикуляции. И подсистема русских гласных звуков (равно как и согласных) не может быть установлена вне их смыслоразличительных возможностей в рамках единой фонетической системы языка.

Чем гласные звуки отличаются от согласных

На всей большой Земле не существует народа, который бы не имел своего языка. А каждый язык состоит из слов, которые в свою очередь делятся на звуки. Без способности выговаривать те или иные звуки, человечество не научилось бы разговаривать.
В русском языке насчитывается 43 звука, которые на письме обозначаются буквами. Для нас такой звуковой ряд очень привычен. Но следует знать, что каждый язык в мире обладает тем рядом звуков, которые характерны только тому или иному народу. Звуки бывают гласными и негласными.

Чередуясь между собой, они берут непосредственное участие в словообразовании. Каждый из видов звуков имеет свои особенности и выполняет свои функции. Языки отличаются между собой и соотношением гласных и согласных звуков – поэтому не странно, что некоторые народы характеризуются такой себе певучестью, а другие обладают сложными для произношения речевыми конструкциями.

Попробуем разобраться, чем же отличаются гласные звуки от согласных.

Гласные звуки - их особенности

Гласные звуки – это та категория речи, которая образовывается с помощью прохождения потока воздуха через голосовые связки . Они создаются исключительно с помощью голоса, без сторонних шумов и без участия артикуляционного аппарата. В русском языке, как и во многих других славянских языках, выделяют 6 гласных звуков, среди которых [а], [э], [и], [о], [у], [ы]. Стоит учитывать, что гласных букв насчитывается десять. Такая разница в количестве возникает потому, что буквы я, ю, е и ё состоят из двух звуков.

Гласные звуки играют очень важную роль в словообразовании. В первую очередь они образуют слоги. Не бывает слога без гласного звука! Во вторых, они придают каждому слогу свой оттенок, делая его ударным или же безударным. Ударный слог произносится значительно дольше и выразительнее, нежели остальные.

Что такое согласные звуки?

Согласные звуки – это звуки, которые создаются под воздействием голосового потока с участием артикуляционного аппарата. Произнося согласный звук, голос сталкивается с препятствиями, которыми служит язык или нижняя губа, и приобретает шумный оттенок. В русском языке существует 36 согласных звуков. На письме они обозначаются 21 буквой .
Согласные звуки имеют четкую классификацию. В зависимости от степени использования голоса и шума согласные звуки бывают:

Шумные в свою очередь делят на:

Различают также мягкие и твердые согласные звуки. Определение типа звуков зависит от произношения. Так, мягкие отличаются тем, что их можно выговорить, только подняв среднюю часть языка вверх к небу. Мягкость или твердость согласного звука зависит от того звука, который следует за ним. Например, если после согласного следуют гласные е, ё, и, ю, я или ь, то он в любом случае будет характеризироваться, как мягкий. Кроме того, буквы ь и ъ, которые не обозначают звуки, указывают на мягкость предыдущего согласного звука.

Отличия гласных звуков от согласных

Первое и самое главное отличие между гласными и согласными звуками состоит в том, что первые образовываются в гортани, другие же проходят через язык и зубы, небо или же губы. Чтобы овладеть всеми согласными звуками важно, чтобы человек не имел недостатков речевого аппарата. Для умения выговаривать гласные звуки специальных умений не нужно – они образовываются сами собой (гласные звуки легко произносят даже младенцы).

Также звуки отличаются тем, что благодаря гласным звукам создаются слоги. Количество гласных звуков в слове говорит о количество слогов при фонетическом разборе. Согласные в свою очередь такой способности не имеют.

Также благодаря гласным звукам слова приобретают выражение и интонацию. Знак ударения ставится исключительно на гласные звуки, что придает некую особенность ударному слогу.

Согласные звуки способны объединяться в пары, и в сочетании с гласными звуками продлевать свое звучание. Но не смотря на все отличия, что гласные, что согласные звуки – это неотъемлемый компонент речи. Только сочетаясь между собой они способны создавать слова, которые объединяясь превращаются в предложения, а те в связанную человеческую речь.

1.3. Гласные и согласные звуки

1. При образовании каждого конкретного звука движение органов речи строго индивидуально.

Например, при образовании звуков [д], [т] кончик и передняя часть языка смыкается с верхними зубами; при образовании звуков [з], [с] кончик и передняя часть языка приближается к верхним зубам, но не смыкается с ними; при образовании звука [у] язык отодвигается назад и задняя его часть поднимается высоко к нёбу, а губы при этом выпячиваются вперёд и округляются.

2. Характер звука зависит ещё и от того, участвуют ли в его образовании голосовые связки и создаются ли шумы при прохождении воздуха через речевой аппарат.

Например, в образовании звуков [а], [о], [у] голосовые связки принимают участие: их колебание создаёт голос, а шумы почти отсутствуют, так как воздушная струя, проходя через полость рта, не встречает достаточно серьёзных преград.

При образовании звуков [д], [з] голосовые связки также колеблются (значит, есть голос), но при этом есть ещё и шумы, которые возникают в результате трения воздуха о преграду (преградой в этом случае являются сомкнутые (звук [д]) или сближенные (звук [з]) кончик языка с верхними зубами).

При образовании звуков [т], [с] речевой аппарат работает так же, как при образовании звуков [д], [з] , но голосовые связки не колеблются. Следовательно, шумы есть (за счёт образования преград), а голос не образуется.

Например: [б], [п], [м], [в], [ф], [н], [к], [г], [д], [з], [т], [с] и др.

Звонкие согласные (например, [д], [з], [м], [в]) состоят из голоса и шума.

Глухие согласные (например, [т], [с], [ф], [п]) состоят только из шума.

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона — без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.

В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм — формировать ударение, участвовать в формировании интонации (в том числе эмоциональной — «“Как она пла-авает! ”» — говорим мы, когда хотим выразить свое особенно теплое отношение) . Гласные звуки в русском языке наиболее интенсивные и могут изменять свою длительность в очень широких пределах, в отличие от большинства согласных звуков. Акустически гласные звуки отличаются от согласных значительно большей суммарной энергией произнесения. Этот признак — суммарная энергия произнесения — важен не только для гласных, он позволяет также выделить среди согласных звуков особый класс сонорных звуков, или сонантов. Сонанты занимают как бы промежуточное положение по признаку суммарной энергии произнесения между гласными звуками и остальными (не сонорными) согласными — взрывными, шумными и аффрикатами. Сравните, как звучат слова с максимальным контрастом по интенсивности между согласными и гласными звуками (глухие взрывные согласные + гласные) и слова с минимальным контрастом (эти слова состоят из гласных звуков и сонантов) .
кит – пакт – кепка – папа – сито
мал – нам – лавр – мама – норма — рама

Основа гласных звуков — тон. Гармонический характер тонового звука важен для речи — гармонические колебания отличаются высоким уровнем энергии, а также тем, что энергия звука распределяется достаточно равномерно по всему акустическому спектру, тем самым звук становится устойчив к разного рода естественным шумам, которые в большинстве случаев локализуются в ограниченной спектральной области. Поэтому гласные звуки хорошо слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы зовем «ау-у-у! «); они могут быть достаточно короткими, однако сохраняют при этом свою интенсивность. Это свойство гласных звуков обеспечивает возможность такого основополагающего для фонетической системы русского языка фонетического явления, как количественная редукция гласных звуков.

Гласные звуки в русском языке на слух различаются в зависимости от объема и формы резонаторов, которые образуются в речевом тракте в результате изменения положения и формы языка в ротовой полости, а также в зависимости от того, как форма ротового отверстия, образуемого с помощью губ, изменяет характер воздушной струи на выходе изо рта. Однако язык, как наиболее подвижный орган артикуляции, постоянно занят в производстве и других звуков — согласных (также как и губы) . Поэтому в потоке речи объем и форма резонаторов постоянно изменяются вследствие процессов коартикуляции. И подсистема русских гласных звуков (равно как и согласных) не может быть установлена вне их смыслоразличительных возможностей в рамках единой фонетической системы языка.

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТ СОГЛАСНОГО

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА во 2 классе

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТ СОГЛАСНОГО

Цели: восстановить и уточнить знания учащихся об отличи тельных признаках гласных и согласных звуков; учить проводить фонетический разбор слов; сравнивать буквенный и звуковой со став слова.

Запись на доске: Ф..милия, ф.марь, л..гушка, сн..гирь, с..коза.

— Какое задание вы можете предложить? (Вставить пропущенные буквы, объяснить написание, поставить ударения.)

Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями и проверяют написание слов по словарю).

— Эти слова помогут определить тему нашего ypo к a .

II . Работа над темой.

1. — Сколько букв в слове фонарь! (б)

А сколько фонем? (5)

Почему звуков меньше, чем букв? (Ь не имеет звука.)

Найдите (среди этих слов) еще слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Снегирь.) Записать транскрипцию этого слова.

Бывает ли такое, чтобы звуков было больше, чем букв?

Когда такое возможно? Найдите эти слова. (Фамилия.)
Записать транскрипцию этого слова.

Что мы записываем в транскрипции? (Звуки.)

На какие две группы можно разделить звуки? (На гласные и согласные.)

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему.

2. — Какие звуки называют гласными? (Звуки, при произношении которых воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Их молено пропеть.)

Сколько гласных букв в русском языке? (10) Назовите их.

Сколько гласных звуков? (6) Почему?

Хорошо ли вы их знаете? Давайте проверим.

Дети по артикуляции учителя угадывают гласные звуки. (Голос в старину так и называли «глас».)

Какие звуки называются согласными? (Звуки, при произноше нии которых воздух встречает на пути преграду: губы, зубы, язык называются согласными.)

Сколько согласных букв в алфавите? (21) А сколько звуков? (36) Почему? .

В языке острова Ронакуп (Полинезия) всего 9 согласных и 5 гласных, а вот в языке Абазы (Северный Кавказ) согласных 65, а гласных 2-й, ы. В китайском языке слово может начинаться с любого согласного звука, а кончаться только на и, ы или нь.

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

1)Упражнение 23, с. 16-самостоятельное выполнение.

— А теперь проведем эксперимент, который проверит, верно ли подчеркнули буквы, обозначающие гласные звуки.

Дополнительное задание: в первом предложении под черкнуть основу, указать связь слов.

Какое это предложение: распространенное или нераспростра ненное?

На тупой конец карандаша положим маленькую, согнутую в виде буквы бумажку, поднесем карандаш ко рту на расстоянии 7-10 см и произнесем подчеркнутые буквы. Что заметили? (При про изнесении гласных бумага не шелохнулась.)

2) Упражнение 25, с. 17 — коллективное выполнение.

Проведем такой же эксперимент с согласными звуками.

Какой вывод можно сделать?

При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту препятствие — бумажка падает.

Что мы выяснили сегодня на уроке?

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Изучает фонетика нас.

Мы — не буквы, мы — звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье нас подвластно!

Воздух свободно идет через рот,

Звук получается гласный.

Гласные Тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные — согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс — змеиный слышен свист,

Шшш — шуршит опавший лист,

Жжж — шмели в саду жужжат,

Ррр — моторы тарахтят.

Домашнее задание : упражнения 28, 31, с. 18. .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА во 2 классе

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТ СОГЛАСНОГО

Цели: восстановить и уточнить знания учащихся об отличи тельных признаках гласных и согласных звуков; учить проводить фонетический разбор слов; сравнивать буквенный и звуковой со став слова.

I . Словарная работа.

II . Работа над темой.

Это интересно. В языке острова Ронакуп (Полинезия) всего 9 согласных и 5 гласных, а вот в языке Абазы (Северный Кавказ) согласных 65, а гласных 2-й, ы. В китайском языке слово может начинаться с любого согласного звука, а кончаться только на и, ы или нь.

III . Работа с учебником.

Домашнее задание: упражнения 28, 31, с. 18. .

  • Знакомова Анна Александровна
  • 06.03.2015

Номер материала: 423699

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Создание коллаборативной среды

(К) Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

(Учитель берет резиновый надувной шарик со вставленной в него трубкой. Шарик надувает, а затем дает возможность воздуху свободно выйти из шарика. При этом нет никаких звуков.

Прикрывая немного пальцем трубку, выпускает воздух, при выходе создается шум.)

(К) Вместе с детьми выясняем, что они слышат.

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно, (звук)

    Какие звуки бывают? (речевые и неречевые)

    Приведите примеры речевых звуков.

Эй, крючочки и точки,

Черточки, кружочки,

Собирайтесь вместе,

Становитесь в строчки.

И шагайте слаженно

По листу бумажному, (буквы) Е. Измайлова

Подвожу к тому, что сегодня на уроке они будут изучать звуки и буквы.

Работа над обобщением знаний по теме.

Работа по учебнику.

(К) Задание 1. Подумайте, чем звуки отличаются от букв.

(К) Просмотр видео (развивающий мультфильм «Звуки и буквы»),

Что мы произносим, когда говорим? (звуки) Когда пишем? (буквы)

(К) Догадайтесь, какие звуки произносят дети.

Как называются эти звуки? (гласные) Почему?

Какими буквами мы можем их записать?

(К) Задание № 2. Послушайте или прочитайте стихотворение про алфавит. Назови известные тебе буквы.

(К) Задание № 3. Слепи любую из них и расскажи товарищу, что это за буква.

Можем ли увидеть, слепить звук?

Работа в прописи.

(И) Задание 1. Вспомните, что вы рассказывали о своей школе, и перечислите, чем современная школа отличается от древней? Раскрашивание школы.

Прописывание элементов «большой овал»(на линиях предыдущего урока).

Динамическая пауза.

(Д, К) Называю звук, а вы показываете его руками: А - руки в стороны, О - руки над головой в кольцо, У - руки в трубочку, И - руки вверх, указательные пальцы оттопырены, Э - руки перед собой, Ы - руки сложены перед собой

Работа по учебнику.

(Г) Задание №4. Игра «Угадай слово по схеме».

Дикое животное с ценным мехом - лиса.

Домашнее животное - собака, корова.

Кондитерское изделие - торт.

Овощ - огурец.

Предмет из школьных принадлежностей - пенал.

Учащиеся делят слова на слоги и ставят ударение, объясняя каждое слово.

(Г) Расскажи о каждом звуке слова-отгадки.

(К) Задание № 5. Р ассмотрите картинки в учебнике и с помощью рук покажите, как вы выполните эти действия.

Папа берет со стола книгу.

Бабушка поднимает клубок.

Мама переставляет вазу.

Вопросы детям: Можно ли поймать звук? Можешь ли ты это сделать?

Подвожу детей к мысли, что звуки невидимы и неощутимы, а буквы можно увидеть, слепить, сделать из различного материала и написать.

(Г) Задание № 6 Предлагаю детям создать в классе «говорящую стену», нарисовать на каждую букву рисунок и подписать свое имя.

Наталия Ковальская
Звуковой анализ слов. Консультация для родителей

Как определить сколько звуков в слове , а сколько букв? Эти вопросы часто ставят родителей в тупик . Как помочь ребенку в определении звуков ?

Звуковой анализ слов

Уже в старшей группе начинается работа по звуковому анализу слов . Такой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки. Особое внимание уделяется правильному определению звуков : «гласный звук » , «твердый согласный звук » , «мягкий согласный звук » . Так чем же отличается буква от звука ? Звук мы произносим , а букву пишем, другими словами , буква - это символ звука , который мы написали на бумаге.

В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения .

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков . Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и – после мягких согласных. Гласные звуки всегда обозначаем красным цветом.

По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают , что звуки «ч» , «щ» , «й» - всегда мягкие согласные, т. к. не имеют твердой пары, а звуки «ж» , «ш» , «ц» - всегда твердые согласные, т. к. не имеют мягкой пары. Мягкие согласные всегда обозначаем зеленым цветом, а твердые – синим.

При разборе слова ,звуки обозначаем кружками определенных цветов :

мянкий звук (Л) , твердый звук (Л, гласный звук (А)

Надо запомнить :

Звуки «я» , «е» , «ё» , «ю» могут в словах обозначать два звука , если они находятся в начале слова или после гласного звука , а также после мягкого и твердого знаков. Например, маяк – в этом слове 5 звуков , т. к. после гласного звука "а", мы слышим 2 звука : «й» + «а» , но 4 буквы, т. к. звуки «й» и «а» записываем буквой я. Слово яма – 4 звука , т. к. в начале слова мы слышим 2 звука «й» + «а» , но букв -3, т. к. звуки в начале слова «й» + «а» записываем буквой - я, питье - 5 звуков , 5 букв. (мягкий знак не является звуком , также как и Ъ, они являются буквами) Для того, чтобы определить какой звук стоит после согласного звука - произнесите это слова с ударением на тот звук , который должны услышать, тяните его подольше и Вы сразу определите звук .

Буквы ъ и ь не являются звуками . Буква "ь" делает впереди стоящий звук мягким , а буква ъ разделяет звуки .

А терперь проверьте сами себя, разберите слова на звуки : ЯБЛОКО, ЯБЛОНЯ, ЯБЛОНЕВЫЙ, ЯБЛОНЕВАЯ, ЯБЛОНЬКА, ОРУЖИЕ, КОНЬ. Дополнение - сначала назовите звук , а потом определите его символ - кружок (определите цвет, затем букву.

Звук или буква?

Ваш малыш уже подрос, ходит в детский сад, не за горами и школа. И Вас что-то тревожит, что-то «не так». Ну конечно! Ведь Ваш малыш не «рычит», а, может и не «свистит» как Вася, Света..., да и вообще у него какая-то «каша» во рту, иногда и не поймешь ничего. И куда Вы идете за советом? Ну, конечно же, к логопеду! И говорите: «Мой ребенок не выговаривает, к примеру, букву Ш. так давайте же выясним, букву он не выговаривает или звук?

Что такое буква, а что такое звук?

Звук

Звуки мы слышим

и произносим

Буква

Буквы мы видим

и пишем

Поэтому Ваш ребенок не правильно произносит не букву, а звук .

Какие бывают звуки?

Звуки бывают речевые и неречевые.

Неречевые звуки – это, например, шум ветра, тиканье часов, пение птиц, скрип двери и т.п.

А речевые звуки – это то, что мы произносим и слышим от других людей.

Попробуйте сначала узнать, слышит ли Ваш ребенок неречевые звуки. А для этого попросите его закрыть глаза и послушать разные звуки. Обязательно спросите его, что он услышал. Для этого можно открыть кран, чтобы послушать, как течет вода; можно открыть форточку, чтобы услышать пение птиц; можно разрезать ножницами бумагу и т.д.

А потом можно попробовать дать разные игры Вашему ребенку, которые позволят понять, как Ваш малыш слышит речевые звуки, и может ли он их различать на слух.

Примеры игр:

«Хлопни, когда услышишь звук …»

«Отбери картинки, в названиях которых есть звук …»

«Покажи картинку» (лук-люк, дуб-зуб, мышка-мишка и т.д.)

Звук является минимальной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но звук, в отличие от них, не имеет смыслового значения. Но именно звуки позволяют нам произносить и слышать слова, которые несут за собой то или иное семантическое значение. Звуки позволяют нам различать слова, которые отличаются одним звуком: дом – ком, каска-кашка, лук-люк, плюс-плющь. Звуки помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию. С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук – лук – тук – ток – рок – рот – ром – том – ком -… (при изменении одного звука меняется целое слово).

Звуки бывают

Гласные

В их образовании участвует только голос

[а], [о], [у], [и], [ы], [э]

Согласные

Звонкие

Сонорные согласные

[м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [й"]

Шумные звонкие согласные

[б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж]

Глухие

Шумные глухие согласные

(состоят только из шума)

[п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], [щ"], [х], [х"], [ц], [ч"]

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха). При гласных звуках воздушная струя свободно проходит через ротовую полость, не встречая препятствий на своем пути (при их образовании участвует только голос, шума нет). При произнесении согласных звуков выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствия (губы, зубы, язык) – в их произношении в той или иной степени присутствует шум.

А как же быть с сонорными звуками ([м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [й"])? При их произношении шума почти нет, хотя воздух также, как и при шумных согласных, на своем пути встречает преграду.

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . При произнесении мягких звуков всегда происходит дополнительный подъем средней части спинки языка (поэтому они и звучат мягко), при твердых звуках такого подъема нет.

В русском языке 42 звука:

  • 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] ,
  • 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’] .

Буквы

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Полного соответствия между буквами и звуками нет.

Всего у нас 33 буквы :

  • 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е

Буквы Я, Ё, Ю, Е могут иметь по два звука:

  • в начале слова, например, Я МА [й"ама],
  • после гласной буквы, например, МА Я К [май"ак],
  • после Ъ или Ь знака, например, ПЬ Ё Т [п"й"от].
  • 21 согласная буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • Ь и Ъ знаки, которые не обозначают отдельных звуков .

Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом могут не совпадать. Т.е. в слове может не совпадать количество букв и звуков (в слове «лось» – 4 буквы, но 3 звука, в слове «яма» - 3 буквы, но 4 звука), их звучание и написание. Между буквами и звуками нет однозначного соответствия. Необходимо различать звуковой и буквенный состав слова .

Каждая буква в нашем алфавите имеет свое название. Вот здесь и начинается путаница. В начале статьи я уже говорила о том, что буквы мы пишем. Можно написать букву А, букву (Б) Бэ, букву (М) Эм. Но нужно точно понимать, что произносим мы звук А, звук Б и звук М. Что очень важно при обучении чтению. Ребенок не будет путаться с буквами и звуками, когда будет знать, как фонетически звучит каждая буква.