Что такое единство содержания и формы. Основы композиции
Среди теоретиков искусства часто идут споры о том, есть ли в художественных произведениях не только форма (в этом никто не сомневается), но и содержание, в чем последнее заключается и как оно соотносится с формой. Формалистически мыслящие теоретики отказываются от понятия содержания. Они различают в произведении форму и обработанный в ней жизненный материал. Такой взгляд неверен в двух отношениях.
Во-первых, к материалу и форме можно свести только явления неорганической материи. Космические тела, состоящие из такой материи, вращаясь, принимают форму шара; песок, сыплющийся сверху из узкого отверстия, принимает форму конуса; из куска глины можно слепить и конус, и шар, и кирпич. Но если из глины или гипса
1 Разговор об единстве содержания и формы начат в гл. VIII (см. с. 183-188).
слепить статую, гипс или глина будут ее материалом, а ее содержанием можно назвать только то, что в ней выражено скульптором. Полагать, что произведения искусства состоят только из материала и формы, - значит низводить их до уровня кирпичей.
Во-вторых, содержание и форма - понятия соотносительные, не существующие одно без другого, так же как понятия верха и низа, детей и родителей, причины и следствия. Как нет низа без верха, нет детей без родителей, нет следствия без причины, так и не может быть формы без содержания. Диалектическая философия утверждает, что содержание явления жизни всегда связано с его формой, а его форма - с содержанием.
Но на различных ступенях организации жизни взаимоотношение содержания и формы различно. В явлениях неорганической материи оно только внешнее (кирпич делают для стройки, но его можно применить как подставку, как груз, как гнет, как орудие защиты). В органических телах и в орудиях материальной культуры, которые создаются в какой-то мере по аналогии с ними, это соотношение внутреннее: содержание - это функция формы (сознание человека - функция сложнейшей нервной структуры его мозга; движение автомобиля - функция работы его механизма); но компоненты формы при этом так или иначе заменимы. В произведениях же духовной культуры, в частности в явлениях искусства, все иначе. В них соотношение указанных сторон обратное: здесь форма является функцией содержания, в ней выраженного. Особенно глубока связь содержания и формы в художественном творчестве: чем совершеннее произведение, тем менее заменимы в нем компоненты формы.
Значит, в художественно-литературных произведениях содержание своими особенностями порождает особенности формы, определяет соотношение ее сторон и компонентов. Такая глубокая связь возникает тогда, когда форма произведения соответствует его содержанию, наиболее совершенно выражает его. Вне этой своей функции выражения содержания форма не существует. Она лишь потому и лишь постольку является формой, поскольку в ней выражено соответствующее содержание. Без этого она оказывается только внешним и произвольным построением, лишенным какого-либо значения, подобно тому как ряд звуков, произнесенных человеком, не является словом, если не имеет никакого смысла.
Но со своей стороны и содержание литературного про-
изведения еще не становится таковым, если оно не нашло своего выражения в соответствующей ему относительно совершенной форме. Не находя для себя такого выражения, оно бывает только потенциальным содержанием. Оно представляет собой идейно-эмоциональные обобщенные представления и переживания писателя, находящиеся в его личном сознании и отличающиеся субъективностью, неопределенностью, неустойчивостью. Они могут стать содержанием объективно существующего произведения искусства, получить в нем определенность и устойчивость, стать достоянием не только личного сознания автора, но и достоянием сознания общества - читателей, слушателей, зрителей - в процессе своего выражения и закрепления в соответствующей художественной форме. Содержание обусловливает собой особенности формы и получает в ней свою собственную определенность.
О единстве содержания и формы в искусстве очень убедительно писал Гегель: «Произведение искусства, которому недостает надлежащей формы, не есть именно поэтому подлинное, т. е. истинное, произведение искусства, и для художника, как такового, служит плохим оправданием, если говорят, что по своему содержанию его произведения хороши (или даже превосходны), но им недостает надлежащей формы. Только те произведения искусства, в которых содержание и форма тождественны, представляют собой истинные произведения искусства» (41, 225).
Содержание и форма литературных произведений представляют собой единство противоположностей. Содержание произведений относится к сфере духовной жизни и деятельности людей; форма же произведений - это материальное явление. Непосредственно это - словесный строй произведения, художественная речь, которая произносится вслух или «про себя» с помощью органов речи людей, воспринимается с помощью их органов слуха и которая состоит из звуковых волн, располагающихся во времени. При записи речь становится письменным или печатным текстом произведения. С помощью словесной стороны формы в воображении читателей и слушателей воспроизводится ее предметно-изобразительная сторона - жизнь и деятельность персонажей произведения в их пространственно-временных условиях. При восприятии произведений эпических, драматических, лиро-эпических, описательно-лирических воображаемая читателями и слу-
шателями жизнь персонажей подобна восприятию материальных явлений реальной жизни.
Духовность идейного содержания произведения и материальность его формы - это и есть единство противоположных сфер действительности. Но в этом единстве определяющее значение имеет содержание, которое пронизывает собой выражающую его форму и одухотворяет ее. Поэтому форма произведений искусства - это особенная и д е и н о-э кспрессивная материальность, сильно отличающаяся от простой материальности явлений природы, орудий труда, предметов обихода и т. д.
Создание формы, соответствующей своему содержанию, всегда очень сложный и часто длительный процесс, требующий от писателя большого напряжения творческих сил, активности художественного воображения, высокой степени мастерства. В этом процессе писатели не сразу и не всегда достигают своей цели. Во многих произведениях можно найти ту или иную степень несоответствия содержания и формы. На это часто обращают внимание и сами писатели, и критики. Так, Белинский считал стихи Баратынского «На смерть Гете» «чудесными», но «неопределенными» по идее. Л. Толстой писал об одном рассказе: «превосходен по содержанию», но «невозможен по искусственности языка и излишествам описаний» (92, 184-185). Толстой также говорил: «Язык... поэмы, образы тоже превосходны... но содержание не то что нехорошо, а его совсем нет» (92, 218).
В этом отношении интересно изучать творческий процесс создания художественного произведения. Рассмотрим два примера. Первоначально «Ревизор» Гоголя открывался такой сценой:
«Городничий. Я пригласил Вас, господа: вот и Антона Антоновича, и Христиана Ивановича, и Григория Петровича, и всех Вас для того, чтобы сообщить одно важное известие, которое, признаюсь Вам, чрезвычайно меня потревожило... Меня уведомляют, что отправился из Петербурга чиновник с секретным предписанием обревизовать все, относящееся по части управления, и именно в нашу губернию...»
Окончательный вариант сцены таков:
«Городничий. Я пригласил Вас, господа, с тем, чтобы сообщить Вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор. Аммос Федорович. Как ревизор? Артемий Филиппович. Как ревизор?»
Лаконизм, усиленный повторением слов «ревизор» (да еще в конце фразы, отчего оно выступает как ударное слово), сделал сцену более напряженной, дал сразу почув-
ствовать психологическое состояние персонажей и отчасти предугадать характер последующего действия комедии.
Первоначально вместо известных строк в поэме Твардовского «Василий Теркин» «Переправа, переправа, берег левый, берег правый» был такой вариант: «На рассвете началась переправа», - отличавшийся меньшей экспрессивностью. Изменение ритма изменило и идейно-эмоциональную характеристику эпизода: он наполнился динамикой выражения драматического пафоса и стало несколько иным его содержание.
Крупные художники всегда сознавали существование такого закона. Л. Толстой писал: «Странное дело эта забота о совершенстве формы. Недаром она. Но недаром тогда, когда содержание доброе. - Напиши Гоголь свою комедию грубо, слабо, ее бы не читали и одна миллионная тех, которые читали ее теперь» (82, 3, 535).
Исторический опыт литературы и искусства помогает продолжить эту мысль великого художника: во-первых, подобная забота оказывается бесполезной, когда содержание «недоброе», а во-вторых, «доброе» содержание скорее рождает «добрую» форму.
Соответствие содержания и формы - одно из условий художественности произведения.
важнейший закон художественного творчества, суть которого заключается в том, что форма художественного произведения органически связана с содержанием и определяется им; содержание, в свою очередь, проявляется только в определенной форме.
Прочие ассоциативные связи: художественная форма, художественное содержание, художественный образ
"Только те произведения искусства, в которых содержание и форма тождественны, представляют собой истинные произведения искусства" (Г. Гегель).
"Исследование произведения как органического единства содержания и формы, понимание формы как содержательной, а содержания как сформированного - труднейшая задача, для решения которой необходимы не только верная методологическая позиция, но и подлинный исследовательский талант" (В.В. Кожинов).
-
Словарь нейролингвистического программирования
- - нлп Придание утверждению другого смысла путем перевода внимания на другую часть содержания, задавая вопрос: "Что еще могло бы это значить?" ...
Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
- - установленное приказами директора ФПС России количество боеприпасов, горючего, смазочных материалов и др. материальных средств – это их количество в расчетно-снабженческих единицах, исчисляемое на единицу оружия...
Пограничный словарь
- - см. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ...
Энциклопедия социологии
- - Придание утверждению другого смысла путем перевода внимания на другую часть содержания, задавая вопрос: "Что еще могло бы это значить?" ...
Большая психологическая энциклопедия
- - см. Градиент геохимический...
Геологическая энциклопедия
- - один из элементов таможенного контроля, заключающийся в проверке транспортного средства или груза со вскрытием грузовых помещений либо упаковки. См. т.ж. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ...
Энциклопедический словарь экономики и права
- - лингвистический термин, употребляемый в глоссематике, под которым понимается организованная определённым образом область всего того, что может быть предметом языкового сообщения...
Большая Советская энциклопедия
- - содержание, соответствующее данной единице выражения...
- - 1. Определенная совокупность категорий или понятий. 2. Рассмотрение высказывания со стороны значений, имеющихся в нем языковых средств, т.е. выяснение внутреннего элемента языкового знака...
Толковый переводоведческий словарь
- - Рассмотрение высказывания со стороны значений имеющихся в нем языковых средств, т. е. выяснение внутреннего элемента языкового знака. ср.: план выражения...
- - см. родительный падеж...
Словарь лингвистических терминов
-
Риторика: Словарь-справочник
- - нареч, кол-во синонимов: 1 бескоштно...
Словарь синонимов
- - сущ., кол-во синонимов: 1 пустота...
Словарь синонимов
- - в риторике: особенности текста, влияющие на его фактуру, форму, строение...
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
"единство содержания и формы" в книгах
автора Журавлёв Андрей ЮрьевичОчень маленький миф о единстве формы и содержания
Из книги До и после динозавров автора Журавлёв Андрей ЮрьевичОчень маленький миф о единстве формы и содержания Долгое время полагали, что в бурунной верхней зоне рифа живут прочные куполовидные и тарельчатые виды. Наоборот, кажущиеся хрупкими ветвистые кораллы должны располагаться поглубже. На самом деле зависимость практически
О БОРЬБЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ
Из книги Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи автора Головин Борис НиколаевичО БОРЬБЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ Во многих наших словах форма не соответствует содержанию. Например, слова дылда, неряха, плакса, умница по форме нужно бы отнести к словам женского рода; но по содержанию они «ни то ни се»: одинаково применяются для обозначения и мужчин, и женщин,
43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности
Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали. Мораль - это совокупность норм и правил поведения людей, выработанных
6. ДИАЛЕКТИКА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ
Из книги Диалектический материализм автора Александров Георгий Фёдорович6. ДИАЛЕКТИКА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ Всестороннее учение о процессе развития, каким являемся марксистская диалектика, требует рассмотрения всех явлений в природе, в том числе и самого процесса развития, в органическом единстве формы и содержания.Диалектика формы и
3. Единство формы и содержания. Категория сущности
Из книги Монизм как принцип диалектической логики автора Науменко Л К3. Единство формы и содержания. Категория сущности Маркс исходит из того, что не существует абстрактных сущностей. Всякая вещь, как предмет опыта, взятая изолированно, вовсе никакой сущности и не представляет, подобно тому как и человек, рассмотренный вне его общественных
4. Анализ мышления в категориях «формы» и «содержания»
автора4. Анализ мышления в категориях «формы» и «содержания» Рассматривая, как исторически осуществлялись различные подходы к анализу познания, мы до сих пор все время имели дело с попыткой решить проблему происхождения особых образований мысли путем прослеживания
2. Что значит изучение формы в зависимости от содержания?
Из книги Формы и содержание мышления автора Мамардашвили Мераб Константинович5. АНАЛОГИИ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ
Из книги Понятие права автора Харт Герберт5. АНАЛОГИИ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ Для неискушенного взгляда, формальная структура международного права, не имеющего законодательной власти, судов с принудительной юрисдикцией и официально организованных санкций, кажется весьма отличной от структуры национального права.
Проблема формы, содержания и материала в словесном художественном творчестве
Из книги Том 1. Философская эстетика 1920-х годов автора Бахтин Михаил МихайловичПроблема формы, содержания и материала в словесном художественном
Принцип «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований
Из книги Избранные труды автора Щедровицкий Георгий ПетровичПринцип «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований I. Два плана исследования языковых рассуждений1. Языковое мышление, как и всякий другой объект, можно рассматривать с разных точек зрения, и
Из книги Жилищный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестенСтатья 20. Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме 1. Уполномоченные федеральные органы
М.М. Бахтин Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве
Из книги Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения [Хрестоматия] автора Хрящева Нина ПетровнаМ.М. Бахтин Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве Настоящая работа является попыткой методологического анализа основных понятий и проблем поэтики на основе общей систематической эстетики. (6)
1.5. Приемы остроумия как основа смыслового содержания и словесной формы юмора
Из книги Развитие креативности, или Дюжина приемов остроумия автора Мусийчук Марина Владимировна1.5. Приемы остроумия как основа смыслового содержания и словесной формы юмора Категории «содержание» и «форма» привлекали внимание многих исследователей: форма содержательна, содержание имеет форму. В современной науке под содержанием понимается совокупность
II Католическая церковь, как единая и вселенская. Единство живых и усопших. Приятие в единство плоти. Расширение его на мир и католическая идея. Единство любви, правды (закона) и истины (знания). Единство теоретической и практической Истины
Из книги Католичество автора Карсавин Лев ПлатоновичII Католическая церковь, как единая и вселенская. Единство живых и усопших. Приятие в единство плоти. Расширение его на мир и католическая идея. Единство любви, правды (закона) и истины (знания). Единство теоретической и практической Истины „Единственная она, голубица моя,
Это один важнейших законов творчество необходимое условие художественности произведения. Содержание и формы это эстетические категории выражающие соотношение в искусстве внутреннего духовного идейно - образного начала и его внешнего непосредственного воплощения. В произведения искусства содержание и форма настолько тесна, что отделив форму от содержания, значит уничтожить содержание а отделив содержания от формы значит уничтожить форму. Взаимосвязь содержания и формы характеризуется двумя моментами.
1. Форма художественного произведения вырастает из содержания и призвана служить его выражением.
Художественный образ служит для обозначения связи между действительностью и искусства и представляет собой продукт мысли художника. Подлинно-художественное произведение всегда отличается большой глубиной мысли, значимостью поставленной проблемы, интересной формой.
В художественном образе как важным средством отражения действительности, сосредоточены критерии (признаки) правдивости и реалистичности, соединяя реальный мир и мир искусства. Художественный образ даёт нам с одной стороны воспроизведения действительности мыслей, чувств, поступков, а с другой стороны делает это с помощью средств характеризующиеся условностью. Правдивость и условность существуют в образе вместе. За счёт этого может существовать искусство вообще и хореография в частности, если всё в неё условно обобщено? За счёт присущего человеку художественные мышления и восприятия, которое основано на чувственном восприятии мира. Основная характерная черта этого мышления Ассоциативность.
Ассоциация – (от латинского соединение) психологическая связь, возникающая между двумя и более психологическая образования, восприятиями, представлениями, идеями. Механизм ассоциации сводится к возникновению связи одного ощущения с другими.
Эти ассоциативные связи опираются уже сложившиеся представления о предметах, явлениях, на уже сложившиеся представления явлениях они всегда субъективны. Отсюда трудности восприятия незнакомого.
Балетмейстеру нужно уметь :
- объединить субъективные восприятия мира в один определённый конкретный образ понятный для всех.
- иметь образно-метафорический тип мышления и развивать его у зрителя.
Метафора – (от греческого языка перенос) это художественный приём, основанный на образном сближении, сходстве, явлений действительности. Переносное значение одного предмета явления, ощущения на другой при помощи осознания их различия.
- балетмейстеру нужно иметь образно-метафорический тип мышления т.е воспитывать в себе соответственно поиск содержания из действительности, создавать метафорическую образность в произведении.
Перенесение признаков одного предмета на другой создаёт новое представление, создаётся метафорический образ.
Я смотрю- вижу- думаю- размышляю с помощью и ассоциаций в связи цепочек - начинаю понимать содержание, заложенное в произведение, расшифровать его образ, метафору.
Образность разрушается и исчезает:
- художник копирует факт реальности (натурализм);
- формализм, когда художник полностью уклоняется от изобразительных фактов действительности, когда художник не оценивает содержание.
6. Художественная форма и содержание
Художественное содержание
Художественное содержание – это правдиво выраженное идейно-эмоциональное отношения художника к действительности в её эстетическом значении, вызывая положительное воздействие на чувства и разум человека, способствует его духовному развитию.
1. Тема (от греческого слова предмет) это наиболее широкий круг вопросов, проблем жизненных явлений, о которых рассказывается в произведении. Тема отвечает на вопрос о чём произведение?
Тема борьбы;
Добра и зла;
Историческая;
Природы;
Детская.
2. Идея (от греческого вид, образ, целостный смысл законченного произведения). Та главная мысль, которую автор хотел внушить, передать зрителю и отвечает на вопрос ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР ЗРИТЕЛЮ?
Для того чтобы правильно сформулировать идею нужно в сюжетной драматургии поставить вопрос «Я хочу сказать зрителю, что…», в бессюжетной драматургии «Я хочу показать зрителю образ…».
3. Сюжет (от французского предмет) связь событий в сюжете раскрывает движение характеров и чувств конкретного действия и взаимоотношений героев.
Художественная форма
Художественная форма -это внешнее выражение художественного содержания, гармоническое соединение частей и целого, элементов и структуры.
Гармония (от греческого созвучие, согласие) эстетическая категория, обозначающая высокий уровень упорядочного многообразия.
Элементом формы является композиция (от латинского языка составление, соединение).
Принципы, т.е. правила построения формы - это соотношение и организация частей произведения, соподчинение частей целому и выражение целого через части (дом из кубиков) Форма воплощает соединение в характерный образ с помощью определённых изобразительно-выразительных средств, которыми располагает каждый вид искусства.
Основными этапами формирования художественного образа является:
1. Образ, замысел - здесь происходит озарение художника, когда будущее произведение представляется ему в главных чертах. От замысла во многом зависит дальнейший ход творческого процесса.
2. Образ произведения – это конкретизация образа, замысла в материале. Произведение получает реальное существование.
3. Образ восприятия – это восприятие художественного произведения зрителем, главной цель которого, является понимание и раскрытие идейного содержания произведения. Восприятие – это сотворчество зрителя и художника.
Художественный образ является главным результатом способным глубоко волновать человека и одновременно с этим оказывать на него огромное воспитательное значение.
Художественный образ обозначается синтезом следующих компонентов:
1. Музыка;
2. Композиция;
3. Оформление.
Без образа нет танца, если не возникает художественный образ остаётся просто набор движений.
Единство формы и содержания, образность. Целостность, композиционное единство. Целостность композиционное единство отдельного предмета.
- Форма в статике и динамике
- Прочтение и восприятие конкретной формы костюма
Форму нередко рассматривают в статическом состоянии, в то время как костюм является динамической системой, постоянно меняющей свои положения. Иногда не учитывается, что форма костюма неразрывно связана с человеком и может быть рассмотрена только в связи с его образом, пропорциями и движением. Если это так, то форма костюма выступает как система, которую мы можем исследовать на уровне разных ее слоев. Если нас интересует, например, как изменилась цветовая характеристика военных мундиров армии в течение XIX в., то нет необходимости исследовать геометрию формы: мы ограничимся констатацией перемен оттенков в определенных периодах, соотнося цветовые характеристики с перечислением форм и деталей, цвет которых изменялся. В данном случае в качестве исследуемого объекта формы будет выступать поверхностный, материальный, слой, несущий все цветовые характеристики. Но если мы хотим понять механизм перемен в развитии самого строя костюма, т.е. выяснить внутреннее взаимодействие между его частями, то нужно перейти на другой уровень исследований - структурный, где требуются определенное обобщение и абстрагирование, условное вычленение элементов и знаковое обозначение.
Рис.1. Различные фазы формы костюма при движении
Таким образом, при исследовании формы костюма можно выделить четыре уровня:
1) фактура ткани, цвет, декор, линии, отделки, видимые швы - материально-декоративный уровень;
2) степень свободы костюма, выражающаяся в степени прилегания к фигуре материала в различных ее точках (что также характеризует моду) - уровень прибавок на свободу облегания (прибавки на моду);
3) структура как геометрическая внутренняя характеристика формы (пропорции, геометрия, симметрия) и связь между частями - структурный уровень;
4) пластическая форма самой фигуры - уровень пластики фигуры.
Исследование формы костюма по этим уровням вызывает необходимость глубокого анализа их взаимосвязи.
Так как характер формы костюма динамичен, демонстрация моделей одежды должна осуществляться в виде театрализованного представления, ревю, групповых или одиночных выходов манекенщиц.
Фиксации конкретной формы при быстром движении манекенщиц (особенно при групповом выходе) почти не происходит. Художники-модельеры - режиссеры демонстраций идут на это сознательно, их цель - оставить в памяти зрителей обобщенный пластический символ-форму. В показе нередко предлагают два - четыре таких символа-формы либо в виде отдельных ассортиментных групп, либо в виде идеи этих форм, проведенной через разный ассортимент костюма.
Но это не все. Главное в демонстрации - это вынесение на суд зрителей одной глобальной идеи, заложенной во всей коллекции моделей. Эта идея может, например, заключаться в новом сочетании геометрических форм и их пропорциональных отношений. Главной идеей коллекции может быть овальная форма комбинезонов, юбок, блузок, форма пальто с прилеганием в верхней части груди, высокими стойками, с небольшой по форме обувью и округленными головными уборами. Эта форма предлагается в нескольких моделях различных ассортиментных групп и образе манекенщицы, в манере демонстрировать изделия (наклон головы, выпячивание груди или живота, положение рук - на талии, бедрах, в карманах изделия, характер шага).
Следовательно, вся коллекция представляет собой большую систему формы с подсистемами групп-форм и с элементарными формами отдельных моделей внутри них, интерпретирующих идеи в различных цветовых, фактурных и других комбинациях.
Прочтение и восприятие конкретной формы костюма связано также со временем, так как форма - это пространственно-структурное образование, проходящее через различные фазы движения, которые представляют собой не только перемещение физического тела в пространстве, но и биологические изменения и изменения интенсивности и напряжения, движение звуков и внутреннее ритмическое движение.
Однако движение следует рассматривать не только как механический фактор, но и (самое главное) как временной. Форма костюма складывается во времени и пространстве благодаря накоплению признаков.
Развитие формы во времени означает преемственность, появление эталона, стандарта современной формы, идеала для своего времени, идеала, периодически нарушаемого рукой художника, что ведет к смене стиля, его развитию, новизне. Временное развитие формы является ее важнейшим признаком. Например, если мы остановимся на форме костюма 20-х годов XX в., то наиболее яркое воплощение ее увидим в 1924 - 1925 гг., когда костюм вобрал в себя и сложил основные свои принципы. Далее костюм приобретает иные признаки, которые разрушают предыдущую форму и создают предпосылки для следующей его фазы.
Таким образом, под формой костюма следует понимать динамическую модель пространственно-временной системы, обладающей многоуровневой структурой связи между ее элементами, фигурой и средой.
Основные законы существования формы - цельность и организация. Форму можно рассматривать в трех аспектах: как единичную элементарную модель-систему, характеризующую конкретный образ человека, как тип, выражающий общую идею группы изделий, и как базовую форму, которая характеризует систему максимум, выражающую обобщенную идею времени.
Форму характеризуют геометрический вид, структура, конструкция, материал и пропорции. Форма, в основе которой заложена структура, исходная для всех последующих вариаций, называется базовой.
Рис. 3.2. Схема модификации формы классического костюма XX в.
Базовая форма лежит в основе серии изделий, является выражением идеи, формы определенного стиля. Базовой форме костюма свойственны:
· гармонически связанная целостность, основанная на стабильности и единстве составляющих элементов во времени;
· относительно устойчивое соотношение частей на протяжении длительного времени;
· наличие определенной структуры, отражающей научный, технический и эстетический уровень жизни общества;
· выражение определенного пластического образа;
· единство лежащих в ее основе принципов связи между частями системы по геометрическому виду формы, конструктивным и силуэтным линиям, пропорциональному и ритмическому расположению частей и их симметрии, распределению цветовых и тональных масс, материалу, фактуре и характеру декора.
Стилевая базовая форма может стать классической, если она наиболее полно концентрирует в своих элементах существенные признаки времени.
Принципы организации классической формы становятся нормативными для многих будущих поколений, а создаваемые на этой базе изделия - образцовыми. Классическая форма обладает наибольшей жизнеспособностью, так как она не только максимально отражает прогрессивные тенденции своего времени, но и опережает его. В классической форме найдено равновесие между эстетической и утилитарной функциями.
Примерами классических форм могут служить английский костюм, свитер, шотландская юбка в складку, пальто-реглан, фрак, редингот, туфли-лодочки, платье-рубашка, брюки, пиджак, мягкая фетровая мужская шляпа, шапка-ушанка, сапоги и т.д.
Классическими формами в костюме мы можем считать те элементы или системы, которые пришли к нам издалека и отвечают функциональным требованиям нашего времени. Например, такая деталь, как жабо - атрибут костюма XVII в., может служить прекрасным украшением современной женской блузки. Облегающие ноги суконные штаны-чулки, широко распространенные в средневековье, в настоящее время заменены трикотажными колготами. Однако манера ношения костюма, его образ почти никогда не повторяются.
Классическая форма отражает преемственность времен и соответствует наиболее общим объективным человеческим характеристикам. Она более концентрированно фиксирует этапные приметы и явления современности и в значительно большей степени, чем модная форма, является интернациональной и демократической. На рис. 3.2 представлена схема изменения формы классического.костюма.
Известно, что в природе нет абсолютно статичных форм, поэтому каждая форма или ее отдельный элемент стремятся вступить в процесс взаимодействия со средой.
Форма - это не только организованный объем, но и отграниченное пространство, где линии фиксируют ее различные состояния: разрастание, напряжение, сжатие. В отдельных случаях сами линии образуют центры сил притяжения и отталкивания. Мы считаем правомерным для формы костюма введение понятия "напряжение, которое характеризуется траекторией кривизны.
Напряженной будем называть такую форму, которая приближается по конфигурации к сложным геометрическим фигурам, выражаемым кривыми второго и более высокого порядка.
|
Рис. 3.3. Движение психологического центра формы
Понятие "напряжение" использует в исследовании развития костюма за три столетия американский ученый А. Кребер. Он говорит, что периоды большой вариабельности в костюме, а следовательно, "напряжения" (нагнетания) образца совпадают точно с периодами революционно-наполеоновскими, мировой войной 1914 г. Можно добавить, что напряжение было свойственно образцам модного костюма 1941 - 1946 гг.
Таким образом, любая форма должна иметь центр тяжести, ось симметрии. Центр определяет величину и направление ее движения и может быть представлен как психологическая сила. Центр всегда можно установить благодаря не только его обозначенное™, но и взаимодействию сил, исходящих от зрительно воспринимаемого изображения.
А. Кребер также считает, что социокультурные стрессы и неустойчивость приводят к разделению моды и нестабильности.
Всякое произведение искусства нуждается в равновесии психологическом и физическом. С точки зрения физики равновесие - это состояние тела, при котором действующие на него силы компенсируют друг друга. Это такое расположение элементов, где каждый из них находится в устойчивом положении. Несбалансированная форма кажется случайной, временной и, следовательно, необоснованной.
Центр - это часть формы, своеобразный фокус, определяемый психологически по концентрации и доминантности признаков на данном этапе в развитии формы. На рис. 3.3 мы видим различное расположение центра в соответствии с акцентом значимости элементов формы. Мы называем его "психологическим центром" в отличие от центра физического, место нахождения которого зависит от расположения частей формы, пропорциональности, гармонии членений и т.п. Психологическим центром является место расположения главного психологического акцента костюма, который определяет тенденцию формы и дальнейшее взаимодействие ее линий. Перемещение этого центра воздействует на форму, линии становятся или очень сжатыми, или расслабленными. Иное расположение психологического центра свидетельствует о новой фазе развития формы, имеющей свою закономерность.
Итак, форма костюма представляет собой динамическую систему взаимодействующих частей и может быть рассмотрена как пространственно-временная категория. Вместе с тем форма в различных периодах имее напряжения и всегда стремится сохранить рашюнееие.
Обобщая сказанное, мы приходим к следующим выводам:
форма костюма - понятие сложное и многоуровневое;
форма костюма всегда представляется как динамическая система взаимодействующих частей;
форма костюма может быть рассмотрена как пространственно-временная категория;
главное свойство формы костюма - ее постоянное состояние движения, которое определяет и характер связей, и развитие целого и элементов;
форма костюма тесно связана с движением человека и модным пластическим изгибом его фигуры;
форма - это определенное "силовое" поле или несколько полей, где возникают очаги напряжения; отсюда формообразование - "энергетический" процесс;
процесс сложения формы состоит из отдельных состояний формы, ее фаз и циклов.
Принцип организации формы можно выявить наиболее полно, изучив ее структуру.
Контрольные вопросы:
1. Каковы 4 уровня при исследовании формы одежды?
2. Дайте определение напряженной форме?
3. Что такое форма одежды?
4. Что характеризует форму костюма?
В качестве особого элемента диалектики, в котором конкретизируется, как в частном случае, общее положение о превращении в свою противоположность, о переходе одного в другое, В. И. Ленин выдвинул следующее: «...борьба содержания с формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания»
Что означает эта ленинская формула?
Она прежде всего означает, что содержание как совокупность элементов, сторон, процессов каждого предмета, явления и форма как внутренняя организация содержания представляют собой единство противоположностей, между которыми постоянно происходит борьба, приводящая к уничтожению старой формы, или, говоря словами В. И. Ленина, к сбрасыванию формы и замене ее новой формой, соответствующей новому содержанию.
Как логический и методологический принцип этот элемент диалектики имеет огромное значение прежде всего потому, что правильное использование форм научно-абстрактного мышления, форм познания, их неразрывное единство с объективным содержанием, с предметами, явлениями материального мира обеспечивает нам истинное познание окружающих явлений, помогает вскрыть самые глубокие процессы, скрытые от нас связи и закономерности действительности.
В научном познании действуют те же закономерности единства и борьбы формы и содержания, что и в материальной действительности. Всякий познавательный процесс может совершаться только в определенных формах мышления; являясь отражением форм объективного мира, они организуют познавательный процесс, обеспечивают его поступательное развитие. В содержание же мышления входят не только элементы мысли, которые участвуют в процессе познающего мышления, но прежде всего взаимосвязь этих элементов, их взаимодействие и взаимопереходы. Именно эти процессы и определяют движение мышления, обусловливают получение новых достоверных мыслей и потому характеризуют содержание процесса мышления.
В материальной действительности важнейшая особенность формы состоит в том, что она выражает и организует содержание. В применении к мышлению, к познанию это означает, что формы мысли существуют для того, чтобы выражать то содержание знаний, которое отражается в этих мыслях. Но наши мысли могут отражать только предметы, явления, их связи и отношения, т. е. тот материал, который дает нам объективная действительность. Вне этого материального содержания формы пусты, мертвы, бесполезны. А из этого следует, что формы мысли неразрывно связаны с их содержанием; в голове человека не может возникнуть ни одной мысли, которая бы не была выражена в соответствующей форме, так же как всякая форма мысли выражает определенное содержание. Формы мысли можно только абстрагировать в целях их изучения, но оторвать их от содержания мыслей невозможно. В. И. Ленин указывал, что действительное познание происходит не с помощью пустых, бессодержательных абстракций, а посредством понятий, являющихся отражением материальных вещей и отношений.
Но форма не только выражает, но и организует содержание. В применении к мышлению это положение, разумеется, вовсе не означает, что форма якобы представляет собой нечто абсолютно самостоятельное, первичное по отношению к материальному содержанию, что она упорядочивает это содержание, устраняет тот хаос, который имеет место в материальном мире, основываясь только на своих внутренних закономерностях, не имеющих отношения к этому миру, как уверяют идеалисты от пифагорейцев и Платона до Канта и от Канта до Рассела, Карнапа и других современных идеалистов.
Логические формы организуют содержание в том смысле, что они дают возможность человеку раскрыть самые глубокие связи и отношения в материальной действительности, открыть важнейшие закономерности ее развития, соединить наши отрывочные, разрозненные или неполные знания о предметах материального мира в стройную научную теорию. Но эти свои функции логические формы способны выполнить потому, что они сами являются обобщенным отражением действительности, отражением наиболее общих связей, существующих в материальном мире, что они выросли из объективной действительности и порождены ею.
В «Элементах диалектики» В. И. Ленин раскрывает также принципы, связанные с основными законами диалектики. Так, в 4-, 5- и 6-м элементах Ленин характеризует принцип рассмотрения вещи как единства и борьбы противоположностей. Особенно подробно и глубоко он исследуется в ленинском фрагменте «К вопросу о диалектике». «Раздвоение единого,- писал Ленин,- и познание противоречивых частей его... есть суть (одна из „сущностей*, одна из основных, если не основная, особенностей или черт) диалектики» х.
Исходя из того что каждый предмет, каждое явление материального мира внутренне противоречиво, содержит в себе борющиеся противоположности, что эта борьба составляет источник, движущую силу развития, В. И. Ленин учит, что для успешного и глубокого познания необходимо расчленить изучаемую вещь на ее противоположные стороны, тенденции, раскрыть характер борьбы этих противоположностей, ведущей к развитию этой вещи, и тем самым установить сущность перехода вещи от одного этапа ее развития к другому. Это необходимо сделать потому, что без раскрытия самодвижения, саморазвития вещи познать ее невозможно. «Условие познания всех процессов мира в их,самодвижении“, в их спонтанейном развитии, в их живой жизни,-писал Ленин,- есть познание их как единства противоположностей».
Действительное познание, по Ленину, должно осуществляться не только путем простой фиксации наличия в вещи противоречивых сторон, тенденций, а путем изучения зарождения, роста и созревания противоречий, путем исследования того, как возникают различия в тождественном и как эти различия перерастают в противоречия. «Обычное представление,- подчеркивал Ленин мысль Гегеля,- схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к другому, а это самое в ажно е»ъ.
Но различия бывают разные. В процессе познания необходимо обращать внимание на такие различия, которые изменяются и имеют тенденцию перехода в противоречие, в противоположность. «Мыслящий разум (ум),- писал Ленин,- заостривает притупившееся различие различного... до существенного различия, до противоположности. Лишь поднятые на вершину противоречия, разнообразия становятся подвижными (regsam) и живыми по отношению одного к другому,- приобретают ту негативность, которая является внутренней пульсацией самодвижения и жизненности».
Но познание противоречивых сторон и тенденций познаваемой вещи и тем более их зарождение, развертывание, вызревание и преодоление возможно только в динамике, в движении и развитии этой вещи. Здесь мы приходим еще к одному доказательству того, что предметы, явления материального мира можно глубоко и разносторонне познать только в их развитии. Но с другой стороны, движение и развитие любой вещи есть, в сущности, движение и развитие ее противоречивых сторон. Так различные по своему выражению элементы диалектики и принципы диалектической логики сливаются воедино, составляя монолитное диалектико-материалистическое учение о познании, единую систему диалектической логики.
Переход количественных изменений в качественные и обратно В. И. Ленин характеризует и как важнейший элемент диалектики, диалектической логики.
Как принцип диалектической логики переход количественных изменений в качественные имеет большое значение. Ведь познать то или иное явление - значит прежде всего вскрыть его важнейшие свойства, его качество, обнаружить его наиболее существенные особенности, раскрыть их природу, внутреннюю сущность, определить закономерности и формы перехода данного явления из одного качественного состояния в другое. Поэтому рассматриваемый принцип, как и другие принципы диалектической логики, лежит в основе познавательного процесса. Он дает нам возможность понять сам процесс движения, развития объективного мира, вскрыть механизм превращения предметов, явлений в новое качество и на этой основе познать сущность предмета, предвидеть ход его дальнейшего развития.
13-й и 14-й элементы диалектики сформулированы В. И. Лениным следующим образом: «...повторение в высшей стадии известных черт, свойств etc. низшей и... возврат якобы к старому (отрицание отрицания)»1. В соответствии с этим следующий принцип диалектической логики можно сформулировать как принцип диалектического отрицания, сущность которого состоит в следующем: в процессе познания отрицание одного положения другим осуществляется так, чтобы выявление различия между утверждаемым и отрицаемым положениями сопровождалось выявлением их связи, тождества, отысканием в отрицаемом утверждаемого. Другими словами, отрицание не должно быть «голым», «зряшным», оно должно удерживать положительное, быть моментом связи, развития. Этому принципу В. И. Ленин придавал очень большое значение. «От утверждения к отрицанию,- писал он,- от отрицания к „единству** с утверждаемым,- без этого диалектика станет голым отрицанием, игрой или скепсисом» .
Нетрудно заметить, что данный принцип представляет собой логическое выражение методологических требований закона отрицания отрицания.
Важным следствием рассматриваемого принципа является положение диалектической логики о том, что в познании необходимо идти не просто от одного к другому, а от простейших понятий, определений ко все более сложным и богатым по содержанию. В самом деле, диалектическое отрицание одного положения другим предполагает сохранение всего положительного в отрицаемом и включение его в качестве момента, составной части утверждаемого положения или теории. А если так, то развитие мысли представляет собой не что иное, как движение от менее богатых по содержанию понятий, определений ко все более и более богатым. Этот принцип диалектической логики выражает применительно к познанию господствующую в объективной действительности тенденцию поступательного движения от низшего к высшему, от простого к сложному. Он неразрывно связан с принципом рассмотрения предметов в их движении, развитии, а также с принципом единства исторического и логического, является их продолжением и развитием.
Логико-методологические функции основных законов диалектики будут рассмотрены нами в следующей главе.
Мы рассмотрели лишь некоторые, наиболее важные принципы диалектической логики. Диалектическая логика так сложна и многогранна, что рассмотреть все ее даже основные принципы означало бы рассмотреть логические, гносеологические и методологические функции всех элементов и категорий диалектики. Но и рассмотренные принципы дают достаточно ясное представление о том, какое огромное значение для современного научного познания имеет материалистическая диалектика как логика и теория развития научного знания, какую неоценимую услугу она может оказать ученым, сознательно и творчески применяющим в научном исследовании ее основные принципы, законы и категории.
Особое место в диалектической логике занимает принцип восхождения от абстрактного к конкретному, который требует специального рассмотрения.