Дети аутисты в обычном детском саду. Как помочь аутичному ребенку лучше адаптироваться в детском саду

Вопрос: Добрый день! Мне нужна ваша помощь. К нам в группу приходит больная аутизмом девочка. Группа средняя. Нигде не могу найти информацию, как себя вести с такими детьми, ведь они могут проявлять агрессию просто так. У меня в группе 20 человек, по списку — больше, но ходит двадцать, меньше — редко. Уделять много времени этой девочке я не могу.

У меня четверо детей в группе очень оперативные — за ними глаз да глаз нужен. Я собрала в интернете информацию, но как общаться с такими детьми в детском саду нигде не могу найти. Боюсь агрессии.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

На переднем плане письма Ваш страх – «боюсь агрессии»…

Возможно, он вызван какими-то неприятными событиями, имевшими место в прошлом, а может, чем-то другим. Но почему все письмо только об этом?

Страхи, особенно рационально не обоснованные, возникающие самопроизвольно, как бы помимо воли человека, оказывают сильное влияние на его жизнь. Обычно они реализуются в действительности по принципу «чего боишься, то и случается». Традиционно это принято называть законом подлости. На самом деле никакой «подлости» здесь нет. Просто часто возникающие в воображении картины, к тому же сопровождающиеся яркими эмоциональными переживаниями, осуществляются. Все равно, о чем Вы часто думаете – о хорошем или о плохом, предчувствуете радость или боитесь. Достаточные условия – часто и эмоционально. И можете считать, что заказ на выполнение Вашего «желания» (на самом деле — не-желания) принят.

— Будет исполнено! – рапортует мир, и создает условия для его быстрейшей реализации.

Так работает «закон подлости». Коротко говоря, бояться невыгодно. Ведь с таким же рьяным усердием будут выполнены и Ваши истинные желания.

Но оставим метафизику и вернемся к нашим детям в садике.

Очень меня удивил такой ход – отдать в сад аутичного ребенка. Конечно, случай случаю рознь, и на месте, безусловно, виднее. Тем не менее, этот ребенок возлагает на Вас дополнительную нагрузку. То, что Вы не нашли в интернете методик по воспитанию аутистов в саду, неудивительно – их просто туда не отдают. Так что Вы будете нашим пионером-первопроходцем. Может, будете делиться своими открытиями, знаниями и опытом? Это было бы очень полезно и интересно.

В общем случае аутичный ребенок очень замкнут, а коллективным играм и общению предпочитает уединение и самостоятельные занятия. С ним в группе гораздо меньше хлопот – он не будет приставать к другим детям, чего-то от них хотеть или требовать, отстаивать свои права и игрушки, заводить игры и беготню. Но как до него достучаться, чтобы он открыл Вам дверь к себе – тут Вам придется искать путь самой. Потому что остаются организационные моменты, когда нужно спать, есть, гулять и т.п., и это принято делать всем вместе.

Вашим инструментом может быть интерес. Сумеете заинтересовать – считайте, дело сделано.

Вам придется искать то, что нравится этой девочке, что ей интересно. Говорить с ней через понятия принуждения бессмысленно, все «надо», «должен», «все детки так делают» ее оставят равнодушно-невозмутимой. Ищите ее конек, это может быть, что угодно – музыка, рисунок, лепка, конструкторы, звери, цветы или что-то еще. На языке того, что ей нравится, Вы сможете с ней обо всем договориться.

Это как диковинный экзотический цветок – у нас такие не выращивают, как за ним ухаживать – непонятно, все приходится искать опытным путем. Но если правильный подход найден, сколько радости и восхищения принесут невиданные цветы и плоды…

А насчет «проявить агрессию просто так» могу Вам сказать одно: ничего не бывает просто так. Так может казаться, если человек не знает или не понимает причины.

Причины, вызывающие агрессию – насилие и ограничение.

Если у ребенка открыты все возможности для нормального, здорового, естественного развития, его не заставляют делать то, что ему мешает или не нужно. когда ему разрешают делать то, что ему нужно и хочется, тогда и агрессии не будет, она просто не нужна. Чтобы человек проявил агрессию, его нужно до этого специально довести, создать условия.

И вот еще что. Это не совет и не рекомендация, а просто мое мнение. Если бы я работала с детьми, и мне привели бы аутиста, я, наверное, поставила бы себе задачу определить, насколько возможно и полезно для всех присутствие такого ребенка в группе детей. Выяснила бы все возможности взаимодействия и взаимной пользы, испытала бы как можно больше разных методик, придумывала бы и опробовала свои методы, корректировала бы их по ходу жизни. Ух, а потом бы я… книжку бы опубликовала….

Интересно, это реализуется?

  • >>>
  • >>>

МОУ начальная школа – сад компенсирующего вида № 35

Выступление на семинаре “Вопросы взаимодействия учителя – дефектолога и воспитателей группы КРО”

Тема: «Как помочь аутичному дошкольнику лучше адаптироваться в детском саду?»

Раннийдетский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которогоявляется нарушение общения ребенка с окружающим миром. Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушение внутриутробного развития и истощающее болезни раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами.

Внешние проявления синдрома детского аутизма следующие:

· предельное одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации. Характерные трудности установления глазного контакта.

· стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке; поглощенность однообразными действиями – моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание руками.

· особая характерная задержка и нарушение развитие речи, прежде всего ее

коммуникативной функции

За длительное время работы с такими детьми мы пользуемся определенными психологическими установками:

· доброжелательность. Агрессия взрослых – препятствие на пути к установлению положительного контакта.

· целеустремленность.Только ежедневное обучение позволит ребенку осваивать новые умения.

· терпимость по отношению к ребенку.Длительнаяработа и большие усилия взрослых приведут к положительным изменениям в развитии.

· внимательность и оптимистичность. Важно замечать каждый шаг ребенка.

· стремление поддержать ребенка в трудной ситуации.

· готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна.

· требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни.

· Нельзя позволять ребенку управлять собой.

Большую часть времени ребенок, посещающий образовательное учреждение, находится с дефектологом и воспитателем. Поэтому роль воспитателя и дефектолога в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстниками особо важна. Чтобы по – настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.

Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала ДОУ. Такой ребенок требует дополнительного внимания, которое может проявляться, в частности, в следующем:

Во – первых, необходимо помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому следует комментировать для него все происходящее и намечаемые действия («Сейчас все собираются на музыкальное занятие, и ты тоже пойдешь на него; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать»).

Во –вторых, надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, но и, сохраняя доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально приемлемымспособам взаимодействия со сверстниками(«Подожди, отбирать игрушку без спроса нельзя.» Надо попросить: «дай поиграть»). Предлагаемая ребенку речевая формуладолжна зависеть от уровня его речевых возможностей. Передавая по окончании дня ребенка родителям, нужно «вместе» с ним краткоперебрать произошедшиеза день события, рассказывая родителям, «как мы все жили сегодня».

Конечно, такие меры требуют от сотрудников детского сада большого терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать поведение аутичного ребенка, сделать его более упорядоченным.

Прежде чем начать разговор о коррекционной работе, необходимо уточнить:в нашей практике дети “ с классическим аутизмом” встречаются редко,чаще встречаются детис аутистическим поведением.

Ребенок замкнут, большую часть времени проводит сам с собой,не демонстрируя какого – либо интереса ни к чему, кроме предметов, задействованных в стереотипной игре. Склонен к жестко заданным маршрутам, устраивает истерику, если вы что – то делаете не так, как он хочет, крайне неохотно идет на что – либо новое. часто совершает какие- то движения руками, при этом глаза смотрят совсем в другую сторону;избегает обычных телесных прикосновений или как будто игнорирует их. Избегает контакта глазами, с трудом на чем - нибудьконцентрирует внимание или, наоборот, целиком уходит в какую-то игру, так что невозможно ни дозваться, ни отвлечь. Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок повыявлению аутичных детей, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать.

Наблюдение

Понаблюдайте за ребенком в течении нескольких дней. Сначала понаблюдайте пассивно и незаметно, сведя к минимуму перемещения по комнате. Каждый следующий раз садитесь на то же место и лучше в той же одежде.

После пассивного наблюдения попытайтесь стать более активным наблюдателем. Обратите внимание на характер траектории и ритм перемещения малыша по комнате, посмотрите, какие предметы его притягивают;одинаково линегативно он реагирует на прикосновения к разным частям тела; нравится ли ему стишки, песенки; любит ли он, когда его щекочут, подкидывают вверх или раскачиваютнад полом.

Не следует ожидать от ребенка радостных возгласов и выражения (даже бессловесного) просьбы продолжить те ваши действия, которые вызвали у него реакцию заинтересованности. Возможно, он на несколько секунд что – то изменит в своем поведении – бросит на вас взгляд, или просто приостановит стереотипную игру, или как-то зазвучит (лепетно ли, словами ли). Все, что не вызвало сразу резко негативной реакции, например, крика или плача, может стать мостиком к ребенку.

В каждое следующее занятие можно включать все больше и больше нашей активности. Конечно, первое наше взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды, после чего вы, возможно, его «отпустите» и больше к нему не приблизитесь в течении 15 минут- просто будете сидеть на прежнем месте. но постепенно время активного контакта увеличится, да и само занятие со временем станет дольше. Как правило, первые несколько занятий приходится чередовать очень тесный контакт с прямым взглядом в глаза иперерывами во взаимодействии.

Когда ребенок станет допускать наше присутствие поблизости, пробуем просто перемещаться за ним в его ритме или рядом, комментируя все, что он делает радостно, но не очень громко. Пока избегайте прямого взгляда в глаза. С некоторыми детьми какое-то время приходиться перемещаться, молча, пока мы не увидим, что ребенок уже не переутомляется от нашего присутствия, не убегает при нашем приближении. Если контакт с ребенком по каким- то причинам нарушился, начинайте сначала – садитесь на прежнее место и наблюдайте, пока ребенок снова не перестанет вас бояться. Как правило, нарушенный контакт восстановить легче, чем построить его впервые.

Теперь мы знаем что привлекает ребенка. Учитывая это, рассмотрим самыечастые варианты дальнейшего развития событий. Следующие виды взаимодействия могут использоваться как по отдельности (если какой-то из вариантов ребенок пока не допускает), так и одновременно в течении одного занятия. Но помните что у ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС) обязательно должен быть отдых от взаимодействия , причем первое время периоды такого отдыха могутпреобладать.

Сенсорные игры

Если мы заметили, что ребенок предпочитает гладить предметы, стучать ими и слушать их звук, или любит играть с водой или песком, или смотрит на блики и тени, - все это можно использовать для установления более прочного и устойчивого взаимодействия. Попробуйте присоединиться к нему, радостно, но не очень громко комментируя. Вы можете вместе играть в песке: пересыпать, просеивать, подбрасывать и т.д. Как и любое взаимодействие с ребенком, в том числе и обычным, наши действия должны бытьэмоционально насыщенными, живыми, даже несколько утрированными – как с малышом 1-2 лет. Так,можно регулярно с улыбкой обращаться к ребенку, стимулируя его разделить наши эмоции: «Как здорово, какой приятный, теплый песочек».

Прекрасно проходят и всевозможные игры с водой: от простых переливаний и разбрызгивания до окрашивания воды в прозрачных бутылочках. Можно пускать мыльные пузыри, весело приговаривая при этом что –то ритмичное (например: «Дуйся, дуйся, пузырь, раздувайся большой, да не лопайся»).

Хороший материал для сенсорных игр с маленьким ребенком – крупа. Можно зарывать мелкие предметы или ладони в манку или рис, а потом отыскивать их. Можноположить в тазик с манкой 5-10 игрушек одного вида. Потом к ним добавляются 5-10 игрушек другого вида. Их достают и кладут в разные мисочки. При этом игра не должна пресыщать, поэтому количество игрушек и время игры увеличивается постепенно.

Если ребенок крутиться вокруг оси – можно крутиться вместе с ним, сначала молча, затем что –нибудьритмичноприговаривая: «Я юла, юла, юла; я кручусь, кручусь, кручусь».Потом принесите юлу и раскрутите ее, приговариваявсе тот же стишок. Если малыш что –то мычит или напевает, тихонько делайте то же самое. сначала копируйте его звуки максимально точно, а если это не вызвало негативной реакции, попытайтесь слегка разнообразить, например спойте какую-нибудьдругую, но точно известную ребенку детскую песенку.

Пытайтесь отстучать простой ритм: если он присоединится к вам- продолжайте вместе, а если нет- стучите снова негромко, сопровождая ритм коротким детским стишком или напевая песенку под этот ритм. Внимательно отслеживайте реакцию. Все, что не вызывает негативной реакции, в дальнейшем можно использовать на занятиях, а также в острых ситуациях, когда ребенок не справляется с аффектом, а выйти из травмирующей ситуации по каким – то причинам вы не можете.

Основное в таких играх – разделенное переживание. С одной стороны, оно является способом установления контакта, а с другой – становиться основой взаимодействия и создает базу для возникновения разделенного внимания, вокруг которого строится вся остальная деятельность.

Присоединение к стереотипным играм

Если ребенок избегает сенсорных игр, не любит пачкать руки, но допускает игры с предметами – это также можно использовать для взаимодействия. Здесь наша задача – попытаться расширить его игру. Можно попытаться сесть рядом и из своих, незначимых для ребенка игрушек (например, если он складывает только продолговатые предметы, то вы берете кубики или картинки) складыватьточно такие же ряды и пространственные структуры. Наша задача – привлечь внимание ребенка к себе, заинтересовать его. Но на этих « бессмысленных» играх надолго лучше не останавливаться. Через пару занятий добавьте к своему ряду какой – нибудь примитивный сюжет. Например, можно посадить ряд игрушек друг за другом и, приговаривая:» Едет поезд, едет поезд, чух-чух-чух!», аккуратно передвигать ряд по полу. Или: «Змея ползет – ш-ш-ш» и т.д. сначала вы сидите на некотором отдалении от ребенка, затем – едва соприкасаетесь с ним ногой или рукой, но с каждым разом пробуйте увеличивать время и площадь соприкосновения.

При этом игра становиться все более эмоционально насыщенной, вы можете постоянно обращаться к ребенку с «призывом» разделитьрадость: «Вот это паровоз! Смотри, как он с горки съехал. А на нем мишка едет. Куда же он едет? Наверное, в гости к Зайцу…». Имейте ввиду, что невозможно заинтересовать ребенка игрой, если вы сами не почувствуете удовольствие от нее.

Обратите внимание: перед нами не стоит задача убрать стереотипную игру- наоборот, она поможет установить контакт с ребенком, со временем можно расширять этот стереотип, внося в него дополнения и смысл. По мере того, как у ребенка появятся другие виды деятельности, стереотипная игра станет мягче. Аутичныедети видят смысл какой – либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Например, во время физкультуры им непонятно, зачем и как долго бегать по кругу. но их деятельность будет более осмысленной, если в зале на полу разложить несколько игрушек и дать ребенку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину. Когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг, и, пройдя еще один круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок будет видеть план своих действий и станет более спокойным. Подобной осмысленности необходимо добавиться при выполнений любого задания. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие. С этой целью в помещении, где находится аутичный ребенок, можно разместить так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Так, схему, отражающую в нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, можно нарисовать на шкафчике.

Образцами подобных карт являются, к примеру, инструкции по сбору игрушек из серии “Киндер- сюрприз”

Аутичные дети с удовольствием складывают мозаики и головоломки. Они доступны и понятны им. Работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь.

Дети с нарушениями в общении любят заниматься коллекционированием, по этому их можно и нужно привлекать к работе по сортировке предметов. Они могут стать неоценимымипомощниками воспитателя, в тех случаях, когда нужно, например, разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, вырезанные шаблоны по форме. В школе можно привлекать таких детей к созданию и сортировке гербариев, коллекций камней, ракушек, фотографий. Они неплохо справляются с ведением ежедневных записей – наблюдений за животными в живом уголке (но не на первых стадиях работы).

Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому полезно разместить в групповой комнате несколько зеркал на уровне глаз ребенка.Время от времени воспитатель или учитель может привлекать внимание ребенка к его отражению. Этот прием дает положительные результаты.

Каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей- аутистов и имея в копилке «набор» приемов для работы с ними, всегда можно подобрать ключик к ним, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях.

Учитель-дефектолог

Литература:

1.1. Победить аутизм. Метод семьи Кауфман. Сост. Холмогорова Н.Л. – М.:ЦЛП.-2005

2.2. Аутичный ребенок: пути помощи. Никольская О.С., Баенская Е.ОР., Либлинг М.М. – М.: Теревиноф.- 1997

Вопрос: Здравствуйте. Мы из Крыма. Ребёнку сейчас 5 лет 8 месяцев. С 3 лет посещает сад обычный. В 4 года поставлен диагноз — аутичные черты. На обследовании настояли в саду. В заключении МПК указано: рекомендовано пребывание в ДОУ, занятия с психологом и логопедом. При этом получаем инвалидность.

С заключением мы пришли к заведующей садом, где получили отказ, так как они не могут нам предоставить такие условия. Хотя в саду работает практикующий психолог, которая тоже отказалась заниматься с ребёнком, ссылаясь, что у неё нет права заниматься с такими детьми.

В итоге через наши жалобы в отдел образования с нами заключили договор на кратковременное пребывание в саду и только в сопровождении мамы как тьютора.

Мы работающие родители, и бабушки наши теперь заграничные, проживают на Украине. Я работаю по сменному графику. В гороно порекомендовали нанимать няню в те дни, когда некому с ним в сад ходить. Имея старшего ребёнка студента и оплачивая частные занятия с психологом и дефектологом, это накладно.

Сейчас Крым вступил в правовое поле РФ, и в саду сказали, что договор утратил силу. В городе нет коррекционной группы или сада. Ребёнка деть некуда. Помогите! Что нам сделать для ребёнка. Наталья

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Ваш вопрос весьма сложен и требует объемного ответа. Поэтому постараюсь указать наиболее верные способы решения проблемы Вашего ребеночка.

Нормы Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее – Закон) включают много требований об обеспечении образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), например:

  • об обязанности органов федеральной, региональной и муниципальной власти создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ (п. 1 ч. 5 ст. 5 Закона);
  • о включении в федеральные государственные образовательные стандарты образования специальных требований по образованию лиц с ОВЗ (ч. 6 ст. 11 Закона);
  • об административной ответственности образовательной организации и ее должностных лиц за нарушение или незаконное ограничение права на образование и требований Закона (ч. 7 ст. 28 Закона);
  • о приеме на обучение детей с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК) (ч. 3 ст. 55 Закона);
  • о системе обязательных мероприятий по организации получения образования обучающимися с ОВЗ (ст. 79 Закона), которые, например, включают:

1) обязательное обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ согласно адаптированной образовательной программой (для инвалидов — также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида);

2) обязательное создание специальных условий для получения образования указанными обучающимися: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; и так далее.

Наиболее полные разъяснения по вопросу организации дошкольного образования детей с ОВЗ отражены в письме Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

Вместе с этим, распоряжением Совета Министров Республики Крым от 24 июня 2014 года № 555-р «О подготовке учебных заведений Республики Крым к новому 2014/2015 учебному году и к работе в осенне-зимний период» (rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_232225.doc ) предусмотрено открытие дополнительных инклюзивных классов и групп для детей с ОВЗ в общеобразовательных и дошкольных учебных заведениях в соответствии с желанием родителей и возможностями учебных заведений .

Нормы открытия инклюзивной (комбинированной) группы в ДОО обозначены в п. 1.11-1.12. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», согласно которым

рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности: до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья.

То есть, согласно вышеуказанным требованиям Закона, распоряжения СМ РК, рекомендаций СанПиН 2.4.1.3049-13 по Вашему требованию в ДОО, который Вы посещаете должны были открыть инклюзивную (комбинированную) группу с разработкой для Вашего ребенка специальной адаптированной программы коррекционного развития и созданием соответствующих специальных условий.

Значит, Вам целесообразно ПИСЬМЕННО (!) обратиться в районную прокуратуру, Минобразования РК, к Детскому омбудсмену с вопросом о нарушении прав на получение инклюзивного образования Вашим ребенком, нарушении требований федерального законодательства и распоряжения Совета Министров Республики Крым от 24 июня 2014 года № 555-р, с тем, чтобы Вашего ребенка обеспечили соответствующим адаптированным образованием согласно ИПР.

Если будет ПИСЬМЕННЫЙ отказ, то он должен быть мотивирован – на основании какого документа Ваш ребенок не может получить соответствующего образования. В этом случае можно оспорить в судебном порядке подобный документ республиканской власти или муниципалитета.

Желательно, если таковые есть, приобщить к этому письменному обращению родителей других детей с ОВЗ, которые испытывают подобные трудности (направить коллективное заявление вышеуказанным адресатам).

Инклюзивная программа обучения - такое понятие появилось в системе столичного образования несколько лет назад. Оно предполагает, что в детском саду или в школе одновременно обучаются здоровые дети и дети с ограниченными физическими возможностями.

Несколько лет назад федеральное правительство начало несколько национальных проектов, одним из которых стал национальный проект «Образование». Он предполагает награждение грантами лучших педагогов страны, а также лучшие школы страны. В рамках нацпроекта был проведен и отбор лучших дошкольных образовательных учреждений. В Москве в номинации «Детский сад будущего» первым был удостоен гранта детский сад № 1465.

Сад этот, расположенный в Центральном округе столицы, применяет в своей работе инклюзивные методики обучения.

Во всех группах детского сада любимая игра малышей называется «Круг». Вариантов игры несколько. Например, в младшей группе ребятишки садятся в круг. Воспитатель выставляет в центр круга разных игрушечных зверей. Потом участники игры закрывают глаза, а ведущий убирает одну из игрушек. Дети должны угадать, какого предмета не хватает. В средней группе в «Круг» любят играть с колокольчиком. Кто-то берет в руки колокольчик и читает стишок. После этого передает колокольчик кому-то из товарищей. Тот, в свою очередь, должен тоже прочитать стишок и снова передать его.

В нашем детском саду мы решаем одну из важных задач образовательного процесса - интеграцию детей с ограниченными физическими возможностями в среду, где находятся здоровые малыши. В этом им помогают психологи, логопеды, дефектологи, - говорит заведующая детским садом № 1465 Мария Прочухаева. - К нам приходят дети от 3,5 до 8 лет, как обычные, так и имеющие проблемы развития. У нас есть дети с диагнозом ДЦП, аутизм, синдром Дауна, различными формами выраженных нарушений психического и речевого развития. Они не занимаются в отдельной группе, а находятся в группах вместе с остальными ребятами. Это и называется инклюзивное обучение.

В детском саду организованы три возрастные группы: средняя 3,5-4,4 года, старшая - 5-6 лет, подготовительная - 6-8 лет. В каждой группе обычно бывает 12 детей возрастной нормы, три ребенка с синдромом Дауна, два ребенка с диагнозом «ранний детский аутизм» и ребенок с ДЦП. Часть занятий они посещают отдельно друг от друга, но большую часть времени проводят вместе.

Педагоги детского сада применяют уникальные, разработанные Московским психолого-педагогическим университетом методики дошкольного образования для здоровых детей и для детей с различными заболеваниями. Так, дети-аутисты очень любят рисовать, что-то делать руками, играть с водой.

Для них создана специальная «мокрая комната» с небольшим бассейном, в котором плавают различные игрушки. Малыши, погружая их, исследуют, как ведут себя в воде вещи, сделанные из разных материалов - пластика, дерева.

Также аутисты часто занимаются в песчаной комнате, где можно делать фигурки из песка. А вот в керамической или художественной мастерских дети с диагнозом «аутизм» часто творят вместе со здоровыми ребятишками.

Наш детский сад был открыт в 1996 году, а четыре года назад мы сделали у себя экспериментальную площадку по инклюзивному обучение, - продолжает рассказывать Мария Прочухаева. - У нас уже есть последователи, как в других детских садах, так и в средних общеобразовательных заведениях.

Чтобы в сад могли ходить дети-колясочники, здание дошкольного образовательного заведения пришлось немного реконструировать. На первом этаже были оборудованы просторный туалет и душевая. Рядом с лестницей на первый этаж строители сделали специальный пандус для колясок.

В качестве награды за победу в конкурсе «Детский сад будущего» дошкольное образовательное учреждение № 1465 комбинированного типа получило грант в размере одного миллиона рублей.

Мы потратили его на оснащение сенсорной комнаты, установив бассейн с пластиковыми шариками. Это очень полезная терапия для больных и здоровых детей, - говорит заведующая детским садом. - Также было приобретено компьютерное оборудование, чтобы записывать наши методики работы и тиражировать их, ведь я знаю много детских садов, готовых работать по схожим методикам.

Говорят родители
- «Изюминка детского сада - это комбинированный состав детей. Опыт показывает, что такое соседство очень положительно влияет на всех детей. И, конечно же, в таком детском саду высокопрофессиональный коллектив и отличное оснащение».

- «Это просто какой-то детский оазис. Очень многие относятся скептически из-за соседства в группе особенных детей, но это просто больше наше взрослое восприятие. Лучше программы и более грамотного подхода к детям, детской психологии я не встречала. Мои друзья сначала отнеслись скептически и даже с недоумением, как я могла отдать своего сына в сад, где присутствуют особенные дети. Теперь после нескольких лет похода в сад, мои друзья и родственники, говорят так: «Ну, вам повезло у вас садик просто замечательный».

Минчанка Юлия Вишневская открыла специализированный частный детский сад, чтобы развивать своих двух дочерей с аутизмом. «Белсат» посетил одно из занятий Юлии с детьми.



Чтобы открыть садик, пришлось продать квартиру

Детский сад находится в одном из спальных районов Минска, на первом этаже многоэтажной высотки. Первое, что бросается в глаза, когда заходишь внутрь, — интерьер почти полностью белого цвета и множество разноцветных вывесок и изображений.

Хозяйка сада, Юлия Вишневская, рассказала, что к открытию дошкольного учебного заведения ее подтолкнула собственная семейная ситуация. У Юлии две маленькие дочери с аутизмом. В обычный садик женщина их отдать не могла, а найти человека для присмотра, который бы знал, как работать с такими детьми, не получилось. Тогда Юлия решила сама набираться знаний и опыта, чтобы воспитывать не только своих дочерей, но и помочь другим детям с аутизмом. Следующим шагом стало открытие собственного детского сада.

Первой трудностью на пути реализация идеи стала финансовая. Юлия рассказывает, что, чтобы сделать первые шаги, пришлось продать собственную квартиру в Гомеле. Чтобы получить средства, Юлия приняла участие в проекте телеканала ОНТ «Мой бизнес». Но в главный отбор ее не взяли, мол, садик — это не бизнес. В то же время несколько коммерческих организаций совместно выделили Юлии средства — всего десять тысяч долларов.

Деньги пошли на приобретение оборудования — цветных принтеров, смарт-доски и т.д.

Программ для работы с детьми с аутизмом в Беларуси нет

Следующей трудностью стал поиск специалистов для работы в саду. В Беларуси таких специально обученных людей нет.

«К нам приезжают много иностранных специалистов, которые готовы делиться своим опытом, но почему-то системой это у нас не становится, — говорит Юлия. — Все на уровне родительских инициатив, каких-то эпизодических курсов».

Сейчас сад — частное учреждение. Юлия говорит, что были и амбиции сделать его государственным.

«Но если мы становимся государственным учреждением, то автоматически должны выполнять государственные стандарты образования, — отмечает хозяйка сада. — Аутисты очень выбиваются из массы всех остальных детей, для них невозможно составить некий единый стандарт».

На государственном уровне разработкой программ для детей с аутизмом в Беларуси никто не занимается, утверждает Светлана Кот, работница в саду.

«Если для детей с умственной недостаточностью, для инвалидов по зрению возможна общая программа, с каждым аутистом нужно несколько раз провести занятия, а потом для него индивидуально написать программу, которая будет учитывать его особенности развития, — отмечает специалист. — Нам нужна отдельная структура, которая бы занималась диагностикой и написанием программ для таких детей».

Каждый посетитель сада имеет свою индивидуальную программу, рассчитанную на полгода. Программы мобильные, могут быть дополнены в любой момент.

Садик для детей с аутизмом — белые стены и яркие цвета

Чем же отличается садик для детей с аутизмом от всем нам привычного детского сада?

Пространство в таком садике должно быть четко структурированным. Детки должны заниматься различными видами активности в разных местах — например, в правом углу учеба, в левом — игры.


Расписание включает специализированные занятия, прогулку, гимнастику, полив цветов, музыкальное занятие, работу с дефектологом.

Каждое занятие продумывается так, чтобы ничто не отвлекало, которое у детишек с аутизмом очень трудно занять. После каждого занятия — перерыв на игру с игрушкой.


Юлия обращает наше внимание на то, что в садике интерьер преимущественно белого цвета, а вещи, на которых нужно акцентировать внимание детей во время занятий, раскрашены в яркие цвета. Предметов в комнате, где проходит работа с ребенком, не должно быть много, и они должны иметь свои места — дети-аутисты любят, чтобы все было в порядке. В садике две смены, и в каждой по три ребенка. Больше садик себе позволить сегодня не может.

Работает садик двадцать часов в неделю. Цена за месяц занятий — 520 долларов.

«Но мы с нашей деятельности не получаем прибыль, — говорит Юлия. — Мы работаем на самообеспечении. Прибыль идет на оплату специалистов и аренды».

Юлия рассказывает, что в садик уже есть очереди.

«Нам даже из Москвы звонили, предлагали приехать к нам и здесь снимать квартиру, так как для них это получается дешевле».

По словам Юлии, часто приходится сталкиваться с тем, что звонят родители, очень хотят попасть в садик, но когда слышат цену, говорят, что не могут себе это позволить.

«Но если эта услуга для большинства вообще недоступна, то лучше пусть будет в дорогом варианте, чем ее вообще не будет», — подчеркивает наше собеседник.

Эксперт: «Мы отстаем от Европы и США на 40 лет»

После садика ребенок может пойти в частную школу или в интегрированный класс, которые были созданы в Беларуси специально для аутиста по инициативе общественной организации «Дети. Аутизм. Родители». Но несмотря на попытки создавать интеграционные классы и сады для детей с аутизмом, ситуация с дошкольным и школьным образованием таких детей в Беларуси выглядит достаточно уныло, утверждает Татьяна Голубович, руководитель общественного объединения «Хорошее дело. Помощь людям с аутизмом».

«Наша система образования настолько консервативная, что очень трудно организовать среду, которая бы помогала ребенку с аутизмом развиваться правильно», — говорит Татьяна.

Женщина отмечает, что в белорусском обществе существует огромная проблема понимания такого явления, как аутизм, да и вообще — людей, отличающихся от большинства.

«Но мне кажется, что это все придет к нам, когда общество научится понимать, что есть разные люди, разные дети, — говорит Татьяна. — И что вообще не надо делить детей — вот это аутист, аллергик, астматик и т.д. Это в первую очередь дети. И они, и их семьи должны иметь шанс получить помощь и жить, как все».

Татьяна отмечает, что в Западной Европе и США существует огромное количество программ и организаций, помогающих детям с аутизмом. Мы отстаем от них лет на тридцать-сорок.

«Наша система образования не принимает мировой опыт реабилитации этих детей и тратит огромное количество ресурсов, времени на изобретение собственных, инновационных методов работы с такими детьми. Тем самым просто крадут время у людей».

Сад для детей-аутистов очень важен, так как работать с такими детьми надо начинать с самого раннего возраста, говорит Татьяна. Ведь чем раньше эта работа начнется, тем больше шансов будет у ребенка пойти в обычную школу, научиться говорить, общаться с другими, дружить.