Добрый день! Причины трудности в обучении детей чтению и пути их преодоления.

МОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа

Как преодолеть трудности в обучении чтению

И самое главное, основное - это тренировка памяти, внимания, понимание читаемых текстов и их последующее запоминание.

Но каждый ли грамотный человек действительно умеет «культурно» читать? Каждый ли читающий уверенно скажет, что понимает и запоминает все прочитанное? Что такое читательский талант природный дар или результат упорного труда? Благо или блажь быстрое чтение? А медленное - недостаток или необходимость? Вопросы, вопросы... Мы не всегда задаем их себе, так естественны для многих потребность и привычка раскрывать книгу или газету.

Чем является чтение для учащихся в начальной школе?

Чтение – это то, чему обучают младших школьников, посредством чего воспитывают и развивают. С помощью чего учащиеся изучают большинство учебных предметов.

Что помогает в работе над навыком чтения:

Правильность;

Способ чтения;

Темп, скорость чтения;

Выразительность;

Осознанность и понимание

Какие бывают способы чтения.

Непродуктивные продуктивные

Побуквенное чтение - плавное слоговое чтение

Отрывистое слоговое - плавное слоговое с целостным

прочтением слов

Чтение целыми словами

и группами слов

Анализ школьных учебников показал, что программный материал выстроен таким образом, что он не может научить быстрому чтению ребенка, читающего «с нуля». В нем недостаточно тренировочного материала, темп прохождения программы слишком высок для того, чтобы автоматизировать навык слабочитающего ребенка.

Поэтому, в сложившейся ситуации, школьник сможет успешно учиться, если он до школы овладеет как минимум послоговым чтением со скоростью 20 – 25 слов в минуту.

Текстовые задания учебников по остальным предметам рассчитаны на хорошее владение навыком чтения. Они содержат тексты со сложной звуковой структурой. Не надейтесь, что автоматизация навыка произойдет сама собой. Это сложный процесс. Он может продолжаться у разных детей по – разному, от года до трех и более лет.

Для усвоения слитного чтения слов, ребенок должен соотнести букву с определенным звуком, не смешивая его с другими.

А это значит, что прежде чем учить слогослиянию, необходимо убедиться, что ребенок четко знает все буквы, может называть их без запинки. Кроме того, правильно называет звуки, соответствующие буквам. Умение правильно называть звуки поможет ребенку быстро сливать звуки в слоги, а потом и в слова.

Грубой ошибкой считается способ чтения, при котором ребенок сливает слоги так: пэ – а, пэ – а, па – па.

Послоговой способ чтения

очень медленный темп чтения, пауза между слогами.

Многоэтапность процесса слогослияния

Произнесение соответствующего звука;

Удержание его в памяти;

Слияние его с другим звуком.

Ошибки на этом этапе:

Ребенок путает буквы

НАДО: проанализировать сходство и различие букв, сделать эти буквы из пластилина, палочек, теста и т. д.

Детям, которые пропускают слоги, перепрыгивают через строчку. Хорошо использовать чтение с «окошком».

Листок бумаги 10/15 см. В центре вырезается отверстие, по высоте равное ширине строки, длина – размер слога.

Листок накладывается на строку. Если ребенок теряет строку, можно использовать обыкновенную линейку.

Если ребенок читает короткие слова быстро и целиком, а длинные по слогам, то он находится на переходном этапе чтения – от послогового чтения к чтению целыми словами. Темп чтения при этом очень неровный, то ускоряется, то замедляется.

Для тренировки чтения коротких слов слитным способом, ребенку предлагаются упражнения, где необходимо отыскать какое – либо слово в тексте. Это может быть обычный поиск коротких и часто встречающихся слов, он, она, все, или, так и т. д.

НАПРИМЕР: «Прочитай слова, найди среди них названия овощей».

«Правда ли, что четвертое по счету слово обозначает время года?»

Это доводит до автоматизма чтения коротких слов.

Постепенно переходят к чтению словосочетаний.

Дописать окончание, опираясь на второе слово.

Хмур... небо, весел... песня, пожелтел... листья.

Для расширения поля зрения попросите ребенка сначала прочитать первое слово в словосочетании, а потом, не переводя взора, второе. Взгляд остается неподвижным, ребенок читает второе слово боковым зрением.

Если ребенок читает одни слова целиком, а другие по слогам, он находится на переходном этапе от слогового способа к синтетическому.

Темп чтения неровный – это ребенок выполняет сразу несколько операций: сливает слоги в слова, осознает значение слов, читает слова орфоэпическим способом.

ПРИЧИНЫ, из – за которых ребенок читает не целым словом, а по слогам.

Отсутствие этого слова в активном словаре школьника

Не полное понимание смысла

Наличие четырех и более слогов в слове

Наличие стечения согласных

Трудные слова можно выписать отдельно на карточки.

Выделяйте в учебнике сложные слова карандашом.

ПРИЧИНЫ МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ.

1. ПРИРОДНЫЙ ТЕМП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Это скорость, с которой работают психические процессы;

память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Таким образом, темп, являясь врожденным, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно, читает.

Если ребенок не прочитывает необходимый объем в заданный промежуток времени, необходимо определить его природный темп. Лучше это сделать с помощью специального психологического теста, а не опираться на наблюдения.

Определить темп деятельности.

можно с помощью теппинг – теста (секундомер, карандаш, и лист бумаги)

Начертить таблицу, в точности повторяя размер квадратов (4 на 4 см.) а вместе прямоугольник 8 на 12 см.

2) Объяснить ребенку, в какой последовательности их заполнять.

3) При выполнении теста рука должна быть на весу, нельзя облокачиваться на стол.

Положите перед ребенком этот лист с квадратами. Возьмите секундомер и попросите ребенка постучать карандашом по квадратам в указанном порядке, заполняя каждый квадрат просто точками. Пусть представит, что он дятел, который долбит клювом – карандашом дерево – бумагу.

Начинать стучать надо по команде.

На каждый квадрат отводится по 5 секунд, а потом командой «Дальше» дается сигнал перейти к следующему.

Подсчитайте среднее количество точек для шести квадратов (для этого сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на шесть)

А теперь посчитайте результаты.

16 точек и меньше – ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он читает, является для него нормальной (при условии, что способ чтения целым словом). Заставлять его читать быстрее – значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.

16 – 20 точек – нормальный средний темп работы

20 точек и больше – ваш «дятел» умеет и может работать в очень быстром темпе.

Если полученный показаточек и выше, то это говорит о том, что медленная скорость чтения обусловлена не врожденным темпом деятельности, а какими – либо иными причинами, при устранении которых ребенок будет читать быстрее.

Этот психологический тест дает нам информацию о работоспособности ребенка.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – по другому можно назвать выносливостью. Это свойство характеризует время, в течение которого человек может продуктивно, не снижая темпа, выполнять заданную работу.

КАКОЙ УЗОР ПОЛУЧИЛСЯ В КВАДРАТАХ?

Если в первом по счету точки стоят густо, а в других редеют, а разница между первым и последним составляет 10 точек, то ребенок склонен к быстрому утомлению. Значит, занимаясь чтением, или любой другой деятельностью, необходимо делать каждые 15 минут перерывы.

ЕСЛИ У ВАШЕГО РЕБЕНКА МЕДЛЕННЫЙ ТЕМП ЧТЕНИЯ ВЫ МОЖЕТЕ ЕМУ ПОМОЧЬ,

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

1. МНОГОКРАТНОЕ ПРОЧТЕНИЕ.

Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел дочитать. Затем следует повторное чтение текста, и снова ребенок отмечает. Можно повторять несколько раз.

2. МОЛНИЯ.

Чередование комфортного режима с чтением в максимально быстром темпе. (по команде «молния»)

3. БУКСИР.

Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь успеть за вами. Если ребенок не успевает снизьте скорость.

2. РЕГРЕССИИ.

Это вторая причина медленного чтения. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.

Если при чтении взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания или он постоянно прочитывает несколько слов два – три раза для понимания, в чтении отсутствует плавность, то это значит, здесь присутствуют регрессии .

ПРИЧИНЫ РЕГРЕССИИ.

1. Привычка

2. Кажущиеся трудности текста

3. Отсутствие внимания

3.АНТИЦИПАЦИИ.

Третья причина. Это когда ребенок, увидев начало слова, не дочитывает его до конца, а угадывает и часто не впопад.

Тоесть - смысловая догадка.

Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Читатели со стажем используют этот прием. Чтобы определить, владеет ли ваш ребенок приемом антиципации и использует ли ее при чтении, предложите ему следующий текст.

Родился зай... в лесу и всего боял.... треснет где – ни... сучок, вспорх.... пти..., упадет с дере... ком снега – у зайчи... душа в пят... . Боял... зай... день, боял... два, боялся неде..., боял... год, а потом вырос он боль... и вдруг надое... ему боя... , - Нико... я не бою...! - крик... он на весь лес. Вот не бою... нисколь..., и все тут!

Зафиксируйте время, которое потратит ребенок на чтение текста. отметьте это для себя. Понаблюдайте, как долго ребенок думает над окончанием слова. Затем предложите слова прочитать, без пропусков теперь. Опять отметьте время.

(Этот же текст написан с окончаниями 2 текста)

Сравните время. Если разрыв не превышает 15 – 20 сек, значит, при чтении ребенок пользуется приемом антиципации. Он может догадываться о содержании фразы по смыслу, и ему не требуется слишком много время на обдумывание окончаний.

4. АРТИКУЛЯЦИЯ.

Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляция малая подвижность речевого аппарата.

Особенно трудно детям, у которых наблюдается смазанное произношение. Речь их менее внятна и выразительна. Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласованно работают при произношении звуков, при переключении с одного звука на другой.

как правило, в детстве этот ребенок долго не мог научиться правильно говорить звуки, в то время, когда их сверстники говорили чисто.

Предложите 2 текста. Дайте 30 сек. времени. Один текст ребенок читает про себя, другой вслух. Подсчитайте количество прочитанных слов.

Если разделить количество слов, прочитанных про себя на 3 части, то вслух ребенок за это время успеет прочитать только 2 части.

Для работы над артикуляцией используют упражнения с рифмой и ритмом.

АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ... – следите за четкостью произношения

З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ, С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т,

Ба-бя бо – бё бу – бю бэ – бе бы – би

за – зя зо – зё зу – зю зэ – зе зы –зи

фа –фя фо –фё фу – фю фэ –фе фы –фи

ла –ля ло – лё Лу – лю лэ ле лы –ли

Чистоговорки

Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.

Ло – ло – ло – на улице тепло.

Му – му – му – молоко кому?

Ры – ры – ры – летают комары.

Чи – чи – чи – у дома кирпичи.

Скороговорки.

Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки.

5. МАЛОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ.

Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний.

ФИКСАЦИИ – (остановка)

СМЕНА ТОЧЕК ФИКСАЦИИ (движение)

Разница между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве материала, который воспринимается ими в момент фиксации.

Перед ребенком лист «Числовая пирамида»

Посмотри в центр первой строки, не отводя взгляда, скажи, какие цифры находятся слева и справа.

Если число цифр или букв от 10 и выше, то размер оперативного поля более чем достаточный ля обеспечения высокого уровня чтения.

6. УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ

Умение сосредоточиться, сконцентрироваться.

Нужно использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

Использовать упражнения, в которых внимание формируется как свойство личности.

Определить объем внимания вам поможет такое задание.

Дайте ребенку газетный текст и 5 минут времени.

Задание : Отметьте две одинаковые буквы в тексте, одну зачеркивайте, другую обводите в кружок.

НАПРИМЕР:

Если за это время ребенок просмотрел 400 и более знаков, допустив 5 ошибок и менее, то объем его внимания и концентрация в пределах нормы.

7. ПАМЯТЬ.

Различают 4 типа памяти:

зрительная

слуховая

моторная

смешанная

Если ребенок лучше запоминает, когда читает молча, значит у него лучше развита зрительная память. У таких детей высокая скорость чтения и высокий уровень грамотности.

Если ребенок легче запоминает, когда читает вслух или слушает ваше чтение, значит, у него развита слуховая память.

Если ребенок лучше запоминает, когда записывает, зарисовывает, то у него моторный вид памяти.

8. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Механизм речи включает в себя 2 основных звена

1) образование слов из звуков

2) составление сообщений из слов.

Освоение техники быстрого чтения действительно представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятельности человека. Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройка сознания, ломаются сложившиеся стереотипы мышления.

«КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ»

Что такое навык чтения?

Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая . В техническую сторону чтения мы включаем следующие компоненты: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения . В смысловую сторону : выразительность и понимание прочитанного.

Способ чтения – Скорость чтения – Динамика скорости

Современные первоклассники, как правило, приходят в школу уже читающими. Но способы чтения у них разные. Некоторые читают послоговым способом; другие, по слогам и целыми словами; третьи целыми словами и лишь некоторые, наиболее трудные, прочитывают по слогам; четвёртые обладают беглым навыком чтения целыми словами и группами слов.

Если ребёнок читает послоговым способом , необходимо начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов. Конечно, читать тексты нужно, но в небольшом объёме. Если ребёнок читает по слогам и целым словом , то с ним необходимо начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой. Постепенно ребёнок начинает читать словом и группами слов. Дальнейшая задача – сделать этот способ устойчивым, т.е довести его до навыка.

На первом этапе ( слоговом) ошибки могут возникнуть из-за неточных представлений об образах букв.

На втором этапе (по слогам и целым словом) ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Перестановки и пропуски слогов обусловлены недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью. Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперёд, то возвращаясь назад. Кроме того, на втором этапе ребёнок в основном читает орфографическим способом (слово читается так, как его надо написать). Но постепенно просить ребёнка произнести слово так, как оно произносится.

На третьем этапе , когда ребёнок читает целыми словами и только некоторые, наиболее сложные по структуре, прочитывает по слогам, для преодоления орфографического чтения наступает самое подходящее время. Ребёнку легче будет справиться с этой проблемой, т.к. он уже читает целым словом с достаточной скоростью, позволяющей угадывать последующее слово (или слог) по смыслу и произносить правильно. Было замечено, что, начиная читать орфоэпическим способом, ребёнок увеличивает скорость. Чтение становится плавным, а не отрывистым, появляется интерес к смысловому содержанию, желание читать больше.

К концу первого класса ученик должен уметь соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого, и паузы, диктуемые знаками препинания в предложениях .

К концу второго класса требуется соблюдение интонации в конце предложения,соблюдение при чтении пауз и интонаций, соответствующих знаком препинания в конце предложения, выделение при чтении важных по смыслу слов.

К концу третьего класса выразительное чтение предполагает умение находить интонацию(темп, логическое ударение, паузы, тон) , соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности для осознанного чтения.

Эти требования оцениваются учителем при проверке навыка чтения.

1 класс темп чтения 55 слов в минуту; 2 класс -70 слов; 3 класс – 90 слов. Придяв пятыйкласс , на начало года ребёнок должен читать со скоростью 120 слов в минуту . Это значит, что за время летних каникул ребёнок должен увеличить темп чтения на 30 слов!

Что же делать, если ребёнок не укладывается в норму , а навык чтения не формируется так быстро, как требует школьная программа? Не надейтесь, что автоматизация навыка произойдёт сама собой. Это сложный процесс. В норме у разных детей его протяжённость длится от 1 года до 3 лет. Иногда до 5 -8 лет и более. Школьная программа не даёт нам такой возможности. Определите уровень сформированности навыка чтения у ребёнка, т.е.способ, которым он читает, и организуйте дополнительные занятия, а последующие упражнения помогут вам в этом.

СЛОГОВОЙ СПОСОБ ЧТЕНИЯ

1. Для того чтобы ребёнок научился слогослиянию, он должен знать образ буквы и называть звук, который соответствует этой букве.

2. При чтении слога ребёнок выполняет следующие операции: узнаёт букву, произносит соответствующий ей звук, удерживает его в памяти, сливает его со следующим звуком, который как и первый, был «перекодирован» из буквы.

3. Ошибки на этом этапе могут быть связаны с нетвёрдым знанием алфавита, недостаточным уровнем произвольного внимания.

4. При формировании навыка чтения необходимо развивать и личностные качества: положительную мотивацию, самоконтроль и т.д.

ЧТЕНИЕ ПО СЛОГАМ И ЦЕЛЫМ СЛОВОМ

Этот период является началом перехода от послоговогоспособа чтения к синтетическому (чтению целым словом).

Мы приучаем ребёнка «видеть» не только слово, на которое он смотрит, но и то, которое следует за этим словом, обеспечиваю тем самым плавность перехода от слова к слову. Для расширения поля зрения попросите ребёнка сначала прочитать первое слово в словосочетании, а потом не переводя взора, прочитать второе.

Следует предъявлять ребёнку те требования, которые он сможет выполнять, наращивая объём и скорость постепенно. Если ребёнок читает с ошибками необходимо снизить темп чтения. Слово или словосочетание, в котором допущена ошибка, необходимо прочитать ещё раз правильно и обсудить вместе с ребёнком, почему это место читается именно так. Необходимо научить ребёнка самостоятельно выделять «опасные» места в тексте, в которых он может ошибиться.


  1. Если ребёнок читает одни слова целиком, а другие целым словом, то он находится на переходном этапе от слогового способа к синтетическому.

  2. Темп чтения очень не ровный, то быстрый, то медленный, так как ребёнок выполняет сразу несколько операций: сливает слоги в слова, осознаёт значение слов, читает слова арфоэпическим способом.

  3. Необходимо формировать навык синтетического способа чтения, усложняя материал постепенно, от чтения слов и словосочетаний к чтению предложений.

  4. Основные ошибки возникают от того, что к ребёнку слишком рано предъявляют требования увеличить скорость или читать целым словом.

  5. Необходимо учить ребёнка контролировать самого себя при переходе к орфоэпическому способу чтения.
Чтение Целым словом и по слогам

1. Существуют различные причины, из-за которых ребёнок умеющий читать слитно, отдельные слова читает по слогам.

Отсутствие этого слова в активном словаре школьника,

Недостаточно полное понимание значения слова.

Наличие четырёх и более слогов в этом слове.

Наличие стечения согласных.

Две последние причины составляют наибольшую трудность для первоклассника.

2. Необходимо одновременно работать и над смысловой, и над технической стороной чтения трудных слов.

3. Слова, трудные для чтения, лучше воспринимаются, если они написаны на карточках, отдельно.

4. Проблемные слова отмечайте в тексте сначала сами, а потом научите это делать ребёнка. Благодаря этому он начнёт осознавать свой способ чтения и будет стремиться усовершенствовать его.

5. Работу над смысловой стороной слова взрослому нужно вести совместно с ребёнком. Технику чтения трудных слов ребёнок может тренировать самостоятельно.

Трудности и помехи, тормозящие скорость чтения.

Существует много причин, тормозящих скорость чтения:

Природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти.

Каждая из перечисленных причин оказывать влияние на темп чтения.


  1. Природный темп деятельности
Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение.

Если ребёнок оказался медлительным, вы можете ему помочь. Во-первых

Поговорите с учителем и объясните им психологическую особенность вашего ребёнка. И используя определённые упражнения. Можно увеличить темп чтения:


  1. Многократное прочтение .
Вы читаете текст вслух. Затем ребёнок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребёнок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста. Пусть ребёнок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

  1. Молния.
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».

  1. Буксир.
Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту.

Ребёнок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами.


  1. Регрессия
Регрессия – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.

Причины регрессий в следующем:


  1. Сила привычки.

  2. Кажущиеся трудности текста.

  3. Отсутствие внимания
Использование специального упражнения «Чтение с окошечком».

  1. Антиципация
Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Антиципация т.е.смысловая догадка.

Для того чтобы определить, владеет ли ребёнок приёмом антиципации и использует ли её при чтении, предложите ему следующий текст.

Родился зай… в лесу и всё боял… Треснет где-ни… сучок, вспорх… пти…, упадёт с дере… ком снега – у зайчи… душа в пят…

4. Артикуляция

Следующей причиной, тормозящей скорости чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата.

5. Малое поле зрения

Большинство людей заблуждается, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообразные движения, останавливаясь только в двух – трёх местах на строке. Поэтому для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличить число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать регрессий (возвратных движений глаз для перечитывания).

Психологи доказали, что объём фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит восприятие информации можно увеличить с помощью специального обучения.


  1. Уровень организации внимания
Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах деятельности. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, как только материал стал скучным, эмоционально не привлекательным.

Если ребёнок недостаточно внимателен, то ему необходима ваша помощь. Работу вести в двух направлениях:

Использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объём, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение,

Использовать упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности.

7. Память

Различают обычно четыре типа памяти: зрительный, слуховой, моторный, смешанный.

Как установить тип памяти вашего ребёнка? Допустим, работая с книгой, ребёнок замечает, что лучше всего запоминает прочитанное, когда читает, молча, про себя. Значит, у него лучше развита зрительная память. У таких людей, как правило, высокая скорость чтения и высокий уровень грамотности, хотя порой они не могут вспомнить грамматическое правило. Зрительный анализатор позволяет им на непроизвольном уровне грамотно писать, т.к.они запоминают слова в виде целостных образов – кодов.

Если же ребёнок легче запоминает, когда читает в слух или слушает ваше чтение, значит у него развита слуховая память.Если же он лучше запоминает прочитанное, когда совершает те или иные действия, записывает, зарисовывает, - то у него моторный тип памяти. Этот тип довольно распространён.


  1. Развитие речи
Примерно 1/3 детей с трудностями в формировании навыка чтения имеют те или иные недостатки в развитии устной речи.

Детям, имевшим трудности в процессе становления речи, особенно нужны занятия по её развитию. Будут полезны такие занятия и ребёнку без речевых недостатков, т.к.высокий уровень речевого развития способствует как более быстрой автоматизации самого навыка чтения, так и лучшему осознанию того, что читает ребёнок.

Мотивация. Кнут или пряник?

Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открыть мир книг, или, говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул. И мы со своей стороны всячески поощряем, стимулируем это желание.

Вот несколько стимулирующих правил при организации занятий чтением.


  1. Занятия должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребёнка.

  2. Время занятий не должно превышать 30 минут.

  3. В конце занятий работа должна быть оценена.

  4. Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребёнка.

  5. Занятия должны проводиться регулярно.

  6. Регулярность должна войти в привычку.

  7. При выборе книг опирайтесь на желания и увлечения ребёнка.

  8. Иногда говорите «надо».

ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКА БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ

Работа над развитием зрительной памяти

В процессе обучения чтению ребёнок должен запоминать буквы, слоги,слова и их последовательность, чтобы произвести слово и предложение. От уровня развития зрительной памяти зависит беглость чтения.

*Сравнение парных картинок (отличающиеся по нескольким признакам).

*Что означают эти знаки? (Во время прогулки обратить внимание на знаки, символы, и т.п. ,домапопросите ребёнка нарисовать увиденные знаки).

*Упражнение «фотографирование» (предметные картинки, буквы, слоги, слова), по типу- что изменилось?; перечислить те предметы, которые запомнил, или буквы, слова.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову

*Стихи – путаницы

Выложите на стол карточки с буквами и попросите ребёнка, выслушав стишок, найти ту букву, которая «сбежала» из стиха или «прибежала» в него, сделав потешным и нелепым. (Землю роет старый кот, под землёю он живёт …).

*Чтение слов по карточке за короткое время

Детям предлагается карточка с написанным словом и даётся одна секунда на то, чтобы успеть «узнать» слово. Слова простые (вода, вата, море, лето и т.п затем – кран, утро, тигр; лодка, пирамидка, бабочка, портфель). Показываем слово и быстро убираем.

*Тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи

Дело в том, что неопытные чтецы часто « теряют» окончания при чтении. Этот приём необходим для выработки внимательности к читаемым словам.

ВОДА, ВОДНЫЙ, ВОДЯНОЙ, ВОДОПАД, ВОДОПРОВОД, ВОДЯНИСТЫЙ, НАВОДНЕНИЕ.

РОДИНА, РОДНОЙ, РОДИМЫЙ, РОДИТЕЛЬ, РОДИТЬ.

СПРОСИТЬ, СПРАШИВАЛИ, СПРОСЯТ, СПРОШУ, СПРОСИМ, СПРОСИЛИ, СПРОСИЛ, ПОСПРАШИВАЮ, ПЕРЕСПРОШУ, ВЫСПРОСИТЬ.

Первый раз читаются плавно, хором, вместе со взрослым. Второй раз – вполголоса медленно и в нормальном темпе. В третий раз дети читают вслух. При этом с ребёнком необходимо выяснить значение слов.

Развитие смысловой догадки

Смысловая догадка – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на значении логики развития событий и значительно убыстряет процесс чтения.

*Буквоед

Напишите слово так, будто части букв объедены жучком. Ребёнок должен догадаться какое слово написано.

*Чтение слов с пропущенными буквами (из определённой лексической темы).

(К_Ш_А; С_Б_КА)

*Чтение слов с перепутанными буквами

В начале с перепутанными буквами с опорой на цифры, далее без опоры (по лексической теме). ФИТЛУ-35142

*Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях (Гроза надвига… (ется).

*Чтение текстов с пропущенными словами (Над городом повисли снеговые … (тучи)).

Анаграммы для увеличения скорости чтения

Возьмите не очень сложный короткий текст и перепутайте в каждом слове слоги местами. Например: Русалки живут в воде. – саРулки вужит в дево. и т.п.

Зрительные диктанты

Для формирования прочного навыка чтения необходимо развитие зрительной памяти. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав его до 3-4 слова, забывает первое. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Непременное условие проведения зрительных диктантов – это проводить их ежедневно.

Ежедневный самозамер скорости чтения

Данный приём в значительной степени усиливает мотивацию ребёнка к чтению и стимулирует заинтересованность в достижении лучшего результата.

Сначала взрослые могут сами прочесть два-три предложения, показав ребёнку, как это следует делать, затем прочесть эти же предложения вместе, после чего попросить ребёнка самостоятельно прочесть.

Похвала необходима ребёнку, поскольку дети очень ранимы и не совсем уверены в себе.

Таким образом, обучая детей через игру и используя данную систему работы по развитию навыка беглого чтения, вы поможете малышу быстро и увлекательно научиться читать, а также привьёте ему интерес к этому замечательному занятию.

«Как преодолеть трудности в обучении чтению»

Проблема овладения навыком чтения детей интересовала меня давно.

Начну с работы с обучающимися первых классов. Ведь именно в этот период нашим детям преодолевать сразу несколько трудностей. Это и привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, к новому режиму дня, к учителю и к новому коллективу детей. Помимо всего этого ребятишки овладевают новыми знаниями, умениями, навыками.

Итак, остановимся на этапе, который доставляет немало волнений маленьким читателям- проверка техники чтения. Сформированность техники чтения оцениваю по следующим показателям:

1) объем прочитанного (…слов)

2) скорость(беглость) чтения (кол-во …)

3) правильность (ошиб.)

4) осмысление (пересказ, вопросы)

По моим наблюдениям на протяжении 1 и 2 четверти показатели техники чтения у детей неодинаковы (от 50-60 слоа в минуту до очень низких- 10-20 слов в минуту). Почти в каждом классе есть несколько учеников, которые не укладываются в нормативы. Этим ребятам приходится переживать неприятные эмоции по поводу своих неуспехов на уроках. В результате этого негативное отношение к чтению может сохраниться надолго. Как же преодолеть трудности в обучении чтению? Прежде всего нужно определить трудности и помехи, тормозящие скорость чтения.

Существует множество причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить семь основных:

    Природный темп деятельности

    регрессия

    отсутствие антиципации

    артикуляция

    малое поле зрения

    уровень организации внимания

    уровень развития памяти

Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на темп чтения.

Рассмотрим причины, их определения, после чего я предложу вам упражнения для работы над проблемой, если она существует.

Природный темп деятельности.

Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, воображение. Таким образом, темп, являясь врожденным, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, думает и, конечно читает. Поэтому, если ребенок не прочитывает необходимый объем в заданный промежуток времени, необходимо определить его природный темп. Лучше это сделать с помощью специального психологического теста, а не опираясь на наблюдения. Используя определенные упражнения, я увеличиваю темп чтения. Провожу такие упражнения:

1) Многократное прочтение

2) Молния: чередование чтения в нормальном и быстром темпе по команде «Молния».

3) Буксир: я читаю вслух со скоростью 80 слов в минуту и более, дети читают про себя, стараясь поспеть за мной.

Эти упражнения можно проводить ка индивидуально, так и со всем классом или дать советы родителям заниматься с детьми дома.

Регрессия – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Определить, присутствует ли регрессия в чтении можно с помощью наблюдения. Если при чтении взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания, в чтении отсутствует плавность, это значит, что в этом способе чтения, который использует ребенок, присутствует регрессия. Причины: сила привычки, кажущиеся трудности текста, отсутствие внимания. Чтобы преодолеть силу привычки к регрессии необходимо сформировать новую привычку, при которой взгляд будет правильно передвигаться по строке слева направо.

Антиципация- смысловая догадка.

Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываем до конца, догадываясь, что же это слово по содержанию. Этот процесс основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Можно использовать следующие упражнения: тексты с пропущенными буквами в окончаниях, в других частях слова, с пропущенными целыми словами, можно использовать тексты с ошибками в содержании.

Артикуляция.

Следующая причина- артикулярный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова. Для работы над артикуляцией использую упражнения с рифмой и ритмом.

Малое поле зрения. Эта причина заключается в малом объеме фиксации взора и размера оперативного поля, с которого происходит восприятие информации. Упражнения для развития периферического зрения: числовые и буквенные пирамиды; цифровые таблицы.

Уровень организации внимания

Если ваши дети недостаточно внимательны, не могут долго выполнять задания, удерживать внимание на трудоемком процессе, как чтение, им нужна ваша помощь. Для устранения подобных недостатков веду в двух направлениях:

1) Использую специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания.

2) Использую упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности.

Ряд упражнений, направленных на увеличение объема внимания:

1) Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв- запомнить и написать по памяти.2) Знаковые слова родного языка- от 4 до 16 букв запомнить и написать по памяти.3) Запомнить предложения, содержащие от 5 до 16 букв.4) Упражнение-игра «Найди спрятанное слово» и др.

Уровень развития памяти

Различают обычно 4 типа памяти: зрительный, слуховой, моторный и смешанный.

1) Упражнение-игра «Вспомни картинки».

2) Игра «Послушай и опиши».

3) Упражнение «Сочини сказку про эти слова»

4) Заучивание стихов наизусть

5) Зрительные диктанты

6) Упражнение «Как запомнить текст», «Как запомнить числа»

7) Учитель читает текст, дети иллюстрируют услышанное

Таким образом, мы рассмотрели основные причины возникновения трудностей и пути их преодоления, выделили упражнения, которые нам помогут преодолеть проблемы чтения.

Кроме того, надо отметить, что развитие желания читать начинается с тех положительных эмоций, которые получает ребенок во время занятий чтением. Поэтому на каждом уроке необходимо создать доброжелательную и непринужденную обстановку, выслушивать ответы обучающихся с большим вниманием и заинтересованностью.

Преодоление трудности в обучении чтению.

Вопрос, как научит детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Начались поиски более эффективных подхо дов в обучении. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывалось группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать и, в конечном счете, к отставанию в учебе.

Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?

Прежде всего, необходимо выяснить исходные причины трудностей . И только выяснив это, можно определить, какую помощь ему необходимо оказать.

Основные причины, тормозящие развитие навыка чтения:

    Природный темп чтения.

Это свойство, как и другие свойства темперамента, является врожденным, устойчивым и сохраняется в течении длительного времени без изменений. Темп деятельности – это скорость, с которой работают психологические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Столько, сколько способен за единицу времени прочесть человек с быстрым темпом, медлительный не сможет. Чтение на скорость у медлительного ребенка напоминает бег с препятствиями. Используя определенные упражнения, можно увеличить темп чтения, у этих ребят. К таким упражнениям относятся:

    1. Многократное чтение.

Взрослый читает текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в тече ние одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которо го он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

    1. Молния.

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренный режим осущест вляется по команде «Молния».

    1. Буксир.

Взрослый читает текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановившись на каком-либо слове можно попросить ребенка показать в тексте место остановки.

    Регрессии.

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Некоторые дети незаметно про себя читают дважды любой текст – как легкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движение назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Для ее преодоления будут необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения. Это упражнение «Чтение с окошечком». Для него потребуется лист плотной бумаги, в котором нужно вырезать небольшое окошечко.

С правого края прямоугольника вырезать небольшое отверстие – «окошеч ко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно 3-4 буквы.

10 см


5 см

При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться. Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.

    Уровень организации внимания.

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человече ской деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяют эффективность, результативность выполняемой работы. Свою очередь, это умение предполагает некоторое волевое усилие. Очень часто внимание младшего школьника рассевается, как только материал стал скучным, эмоционально непривлекательным. Учителя это знают и поэтому используют в своей работе различные приемы и упражнения для привлечения внимания уча щихся и развития умения сосредотачиваться. Степень сосредоточенности внима ния – это показатель, влияющий не технику чтения. Значит, обучение чтению должно включать в себя как обязательный элемент развитие свойств внимания.

Как бы ни был талантлив ученик, у него всегда будут проблемы в знаниях, если внимание его плохо организовано, если он часто невнимателен и рассеян. Когда ученик внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной деятельности, для активного мышления. Внимание в большой мере опре деляет ход и результаты учебных действий. Оно содействует быстрому включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе. Именно поэтому в каждый урок я включаю упражнения на развитие внимания.

    Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

РБВЛ ЖКПРЧ СТПЦГВДК

КПТНСД ДПВ БМДРКЛФ

По сигналу «Внимание» показать карточку не более 2 секунд. Ребенок должен прочесть ее и записать.

    Упражнение для развития внимания и зрительной памяти. Нарисовать на листке бумаги картинку, которую показывать в течение 3 секунд. Дети зарисовы вают увиденное.

    «Муха» – игра, позволяющая долго держать внимание сосредоточенным. Лист бумаги разлинован на 9 клеток.

Ведущий, начинает «передвигать муху», то есть он говорит «вверх» или «влево вниз». В какой-то момент ведущий выводит муху за поле. Как только муха вышла за поле, игроки хлопают в ладоши. В конце игры дети показывают точкой, в какой клетке оказалась муха.

    «Найти слова». Закрасить клетки с теми буквами, из которых состоят спрятанные слова.

    «Найти спрятанное слово». Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания. Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть их.

    БСОЛНЦЕТИРАНВСТОЛРЮДЖЫМЕТОКНОГГЩШЩАТМАШИНА

    1. Самооценка.

    Все более очевидным становиться тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успе ваемость. Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умст венной или физической неполноценности, а скорее результатом и представления ми о себе как о неспособных к серьезному учению. Те, кто оценивает себя высоко, как правило, уверены в себе, своих способностях, в хорошем отношении к ним окружающих. Те же, кто сомневается в своей ценности, живут в постоянном ожидании неудачи. И хотя быть неспособным и чувствовать себя неспособным – далеко не одно и тоже, самосознание учащихся становиться настолько определяющим для их бы тия, что это различие теряет смысл. Школьник, убежденный в том, что его не любят учителя, может не только усиливать их антипатию своим поведением, но и усматривать подвох в любом, даже дружелюбном, поведении учителей.

    Низкая самооценка характерна для детей с плохо развитым навыком чтения. Нелюбовь к чтению обычно порождена теми трудностями, которые приходятся преодолевать ребенку, овладевая техникой чтения. Неудачи подвигают ребенка отказаться от поставленной задачи, предпочесть другие виды деятельности.

    Такие дети убедили себя в том, что неспособны к чтению. Они избегают за дания, связанные с чтением. С их точки зрения лучше не читать вообще, чем читать плохо; лучше отказаться от попыток улучшить навыки чтения, тем стать предметом насмешек и критики.

    Чтобы преодолеть эти трудности, я руководствовалась следующими принципами:

      Уделять внимание всем учащимся. Это необходимо в большой степени тем детям, у которых занижена самооценка.

      Личный контакт с каждым учащимся: прямой контакт глаз, физическое прикосновение Психологи утверждают, что дети лишенные ласковых прикосновений от значимых для них взрослых, растут неуверенными в себе, часто терпят неудачи. Для ученика младших классов учитель является значимым взрослым.

      Хвалить учащегося «один на один», если результаты средние или слабые;

      Похвалить перед другими, если явные хорошие результаты явились следствием упорных занятий.

    В результате применения этих принципов концентрируется внимание учителя на эмоциональном состоянии ребенка, в частности, на его представлении о себе.

    Кроме описанных выше, я провожу следующие упражнения, направленные на улучшения качественных показателей чтения учащихся.

    1. Какая буква, слог, слово лишнее?

    а, у, р, о, ы

    ма, ра, ла, ны, са

    река, речка, ручей, ручка, ручеек.

      Что общего в словах, чем они отличаются?

    ЛОМ – ТОМ – ДОМ – ДЫМ

    МЕЛ – МЕЛЬ

      Собери слово из букв:

    БЕЛХ

    НИКЙЧА

      Артикуляционная гимнастика

      спортсмен бежит по стадиону (рот закрыт, 30 секунд язычок бежит по внутренней стороне губ по часовой стрелке, следующие 30 секунд против часовой стрелки);

      уколы (рот закрыт, язычок колет внутренние стороны щек);

      гусенок (рот приоткрыт, язычок двигается в быстром темпе влево, впра во);

      часы (12 часов – язычок высунут, поднят кверху; 6 часов – язычок высу нут, опущен вниз и т.д.).

      упражнения по постановке дыхания. Вдох и на выдохе: каша – Маша – Саша – Паша – Даша – наша. Задача упражнения – удерживать дыхание до тех пор, пока не кончится строка.

      1. Проговаривание скороговорок.

    При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово можно:

      сжимать пальцы в кулачки;

      загибать поочередно пальцы;

      стучать ладонью по столу.

      1. За короткое время ребенок должен не только успеть прочитать слова, но и сопоставить, обобщить, сгруппировать:

      назови одним словом: чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

      раздели слова на группы: заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец;

      к выделенному слову подобрать нужные по смыслу:

    ТРАВЫ: клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница;

    НАСЕКОМЫЕ: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;

      пятый лишний: шляпа, волосы, глаза, нос, уши;

      к слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову: ПЕНИЕ (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос).

      «Хлоп – хлоп». Цель – обучение звуковому анализу. Если в слове есть звук [г], хлопнуть в ладоши 1 раз, если в слове есть звук [к] – хлопнуть 2 раза: КОРОВА, ГОРА, НОРКА, СУК, РУКА, ДОГНАЛ, ДОГОРА

      «Играем в слова».

      1. придумать слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как в слове «лягушка», «флаг», «стол»;

        какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковер», «ракушка», «туча» ) стоит вторым, четвертым, первым, третьим?

      «Длиннее – короче». Нужно сравнить слова, а не вещи. Слова для сравнения: СТОЛ – СТОЛИК, УСИКИ – УСЫ; ПЕС – СОБАКА; ХВОСТ – ХВОСТИК.

      «Слова – приятели». Упражнение на синонимы. Какое слово лишнее, не подходит к другим сло вам? Почему?

    ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УНЫЛЫЙ, ГЛУБОКИЙ;

    ХРАБРЫЙ, ЗВОНКИЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ;

    СЛАБЫЙ, ЛОМКИЙ, ДОЛГИЙ, ХРУПКИЙ;

    КРЕПКИЙ, ДАЛЕКИЙ, ПРОЧНЫЙ, НАДЕЖНЫЙ.

      «Слова – неприятели». Упражнение на антонимы. Задание: скажи наоборот:

    ХОЛОДНЫЙ ЧИСТЫЙ ТВЕРДЫЙ ПОДНЯТЬ

    ВРАГ РАДОСТНО ВЕРХ ПРОИГРАТЬ

    Результативность проводимой работы высока:

      В среднем скорость чтения увеличивается в 1,2-2 раза.

      Дети начинают замечать свои ошибки при написании слов, становится меньше ошибок при чтении .

      Дети стали более самостоятельными .

    Литература

      Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. М.: Прометей,1999г.

      Бурименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М.: 1993г.

      Джежелей О.В. Помогайка. М: 1994г.

      Костролина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: 1999г.

      Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Знание, 1974г.

Введите e-mail адрес:

Специалисты в вопросах обучения чтению детей с различными нарушениями и учеников с особыми образовательными потребностями составили список из десяти советов и идей для родителей, искренне желающих видеть растущую уверенность своих детей и результаты обучения чтению.

При этом родителям важно понимать, что их дети могут и обязательно научатся читать, что у них есть не только слабые, но и сильные стороны. Важно знать, как правильно готовить своих детей справляться с их особенностями, чтобы они обрели уверенность в себе и смело смотрели в будущее, в котором они осознают не только свои ограничения, но и способности, и смогут отстаивать собственный уникальный стиль обучения.

1. Обращайте внимание на успехи вашего ребенка

У всех детей есть определенные достоинства и способности. Возможно, ребенок умеет красиво рисовать или обладает удивительно богатым словарным запасом. Возможно, у него хорошо развито умение внимательно слушать .

Часто родители бывают настолько озабочены тем, что их дети испытывают трудности при обучении чтению, что забывают о том, какую работу они умеют делать хорошо. Учителя тоже грешат этим. Если ваш ребенок артистичен, используйте его талант как способ продемонстрировать понимание рассказа, который вы ему читаете вслух. Пусть он нарисует картину, отображающую сюжет или главного героя. Тот факт, что ваш ребенок физически не умеет расшифровывать слова и/или не может написать ответ на вопрос о понимании прочитанного материала, не означает, что вы не можете помочь ему обрести устное понимание прочитанного на более высоком уровне или должны пренебрегать достоинствами и способностями своего ребенка. Помогая ребенку использовать его сильные стороны, вы повышаете его уверенность в себе и демонстрируете свое понимание того, что он обладает другими замечательными способностями.

2. Радуйтесь каждому успеху ребенка

«Мама, можно мне мороженое?». «Нет, нельзя, пока в твоем дневнике будут такие оценки», - говорит мама не без отчаяния.

Радуйтесь успехам ребенка, говорите ему «молодец» и давайте «пять». Отмечайте каждый его успех. Не полагайтесь на дневник или табель, чтобы судить о прогрессе вашего маленького ученика. Радуйтесь даже тому, что он смог правильно прочитать одно единственное слово. Примите уровень чтения ребенка таким, какой он есть, и радуйтесь его успехам в соответствии с этим уровнем. Если ваш ребенок только начинает или еще вовсе не умеет читать, отмечайте его успехи при расшифровывании слова «да» или то, как он воспользовался картинкой в книжке , чтобы понять неизвестное слово. Если ребенок начинает читать бегло, радуйтесь, когда он сам исправляет свою ошибку. Важно как можно чаще хвалить ребенка , тем самым демонстрируя ему, что вы замечаете его прогресс и то, что он уже умеет делать хорошо. Ваша ободряющая улыбка и слово «молодец» помогут ребенку справиться даже с самым сложным текстом. Донимать ученика по поводу оценок в дневнике - не самый удачный способ развить его уверенность в себе. Дети, испытывающие трудности при обучении чтению, должны знать не только о своих ошибках , но и о том, что они делают правильно.

3. Будьте честны с собой - устанавливайте реалистичные цели

«Я хочу, чтобы мой ребенок достиг более высокого уровня».

Ваше желание, чтобы ребенок читал на высоком уровне, очевидно, не может исполниться в одночасье. Родителям важно быть честными с самими собой и своим ребенком в вопросе о его прогрессе в обучении чтению.

Устанавливайте цели. Самый простой способ пройти долгий и тернистый путь к умению читать на высоком уровне - установить несколько краткосрочных конкретных и понятных целей. Такой целью может стать успешный переход ребенка всего на один уровень выше. В домашних условиях вашей целью может стать просто ежедневное чтение. Например, вы можете предложить ребенку прочитывать в месяц определенное количество адаптированных к его уровню книг (адаптированные книги - те, которые ребенок может читать самостоятельно или только с небольшой помощью), или вашей целью может быть прочтение интересной сюжетной книги вместе с ребенком. Ведите подсчет и отмечайте каждую прочитанную книгу или главу, соответственно, пока не достигнете своей цели. Помните: важно устанавливать достижимые цели для себя и своего ученика, которые будут положительно влиять на его умении читать.

Самостоятельное чтение адаптированных книг дома или совместное чтение тематических книг - великолепная тренировка навыков чтения, которую специалисты рекомендуют всем ученикам. В действительности цель позволяет ребенку увидеть, что он способен достигать результатов и быть успешным . Достижение установленных целей дает ребенку возможность развивать в себе сильные стороны.

4. Не позволяйте плохому правописанию остановить вашего ребенка на пути к обучению чтению

«Он получает двойки по каждой самостоятельной работе по правописанию. Он не может ни одного слова написать правильно!», — говорит взволнованная мама.

Эти слова можно услышать от почти каждого родителя учеников с особыми образовательными потребностями. Если у вашего ребенка есть проблемы с обучаемостью, ему может быть сложно правильно писать слова по буквам или запоминать правописание слов. Но вот в чем секрет: это нормально. Учите своего ребенка справляться с ситуацией. Даже если он не может правильно написать или произнести слово по буквам, ему все равно необходимо выражать свои мысли. Не позволяйте плохой орфографии сделать ребенка немым. Используйте словарь, контроль правописания или программное обеспечение по орфографии. Попросите ребенка составить свой собственный словарь, который будет помогать ему при письме. Поговорите с его учителем. Ищите технические средства или другие стратегии, которые помогут ребенку достичь успехов в правописании. Существует множество различных методов, но на их поиск требуется время, которого вам может не хватить, если вы будете постоянно жаловаться на то, что ребенок не умеет правильно писать.

5. Рассказывайте ребенку, с какими трудностями сталкивались вы в его возрасте

Когда задание сложное и не дается легко, человек склонен избегать его выполнения. Вот почему ваш малыш не хочет читать дома. Что заставляет детей, испытывающих проблемы с обучением чтению, еще больше тревожиться из-за чтения, так это давление учиться читать, которое они испытывают в школе и дома. (Это еще одна причина, почему так важно устанавливать реалистичные цели и радоваться каждому маленькому успеху ребенка.) Рассказывайте ребенку о том, в чем вы сами не добились успеха. Признание того факта, что у вас тоже есть определенные проблемы, может поддержать и помочь ребенку понять, что у всех людей есть свои сильные и слабые стороны. Например, у вас может быть слабая зрительно-моторная координация, вам сложно ловить и метко бросать предметы. Возможно, вы не очень хороший спортсмен. Тем не менее вы всегда пробуете заниматься спортом (например, пляжным волейболом во время семейного отпуска) и стараетесь, несмотря на частые неудачи. В этом и заключается мораль. Дети должны пробовать те занятия, в которых они не сильны, и знать, что у вас тоже есть свои слабости.

6. Читайте ребенку вслух - это весело и полезно

«Мой ребенок не понимает то, что он читает!».

Ваш ребенок, испытывающий трудности с чтением, способен на большее - если вы ему поможете, конечно. Важно, чтобы родители каждый день читали своим детям. Восприятие материала на слух не только помогает развивать навыки понимания речи, но и является великолепной возможностью раскрыть творческий потенциал, зажечь интерес ребенка к чтению и помочь ему работать над пониманием материала без необходимости мучиться над распознаванием слов. Дети с трудностями при обучении чтению могут читать только очень короткие книги, проявляя небольшой интерес к процессу, или в связи с тем, что чтение дается им тяжело, они могут не полностью понимать содержание текста. Когда вы читаете вслух (или используете программное обеспечение, которое читает книги вслух), у детей появляется возможность сосредоточиться на значении слов. Они развивают базовые знания, культуру и используют свое воображение .

7. Дети чувствуют участие и поддержку, когда видят, как родители и учителя вместе стараются им помочь

«Дорогой, мама и папа сейчас разговаривают с учителем. А ты пока попробуй собрать пазл, вон там, в сторонке».

Образование вашего ребенка - это не ваше личное дело, чтобы вы запрещали ему участвовать в обсуждении. Это образование ребенка! Он должен знать, что происходит. Вы наносите вред его уверенности в себе, когда отсылаете его при разговоре с учителем. Окажите услугу своему ребенку и расскажите, каков его уровень успеваемости, какие у него есть таланты, в чем ему требуется помощь, и как вы собираетесь помогать ему в учебе. Родителям важно держать в голове план и цель! Кроме того, помните, что у учителя вашего ребенка тоже есть свой план. Дети чувствуют участие и поддержку, когда видят, как родители и учителя вместе стараются им помочь, но не тогда, когда они, отстраненные, плетутся в угол, чтобы собрать этот пресловутый пазл.

8. Маленькие шаги приводят к большим изменениям к лучшему

«Что я могу делать по вечерам с моей дочерью (или сыном)?».

Этот список можно продолжать и дальше, но есть еще одна важная вещь, которую нужно помнить. Обучение не обязательно должно быть сложным. Если ваш ребенок еще только начинает читать или читает очень медленно, повторяйте алфавит и звуки, соответствующие разным буквам. Разбейте короткое слово типа согласная-гласная-согласная, например, кот , лад , мед и так далее и составьте их вместе (/л/ /о/ /м/; лом). Если ребенок уже немного свободнее владеет чтением , сядьте рядом с ним, помогите ему разобраться с трудными для чтения словами, читайте вслух главу из интересной книги каждый вечер перед сном. Беседуйте о сюжете рассказа, персонажах, различных ситуациях и о главной идее рассказа. Прочитайте книгу из серии научно-популярной литературы и поговорите о том, что вы и ребенок поняли из прочитанного материала.

Если ребенок испытывает трудности при обучении чтению в старшем возрасте, пусть он примет на себя роль учителя и читает книги братьям и сестрам. Или в наш технически одержимый век попросите ребенка взять камеру или диктофон и записать то, как он читает, а затем вместе с ним исправляйте его ошибки.

«Мой ребенок читает очень медленно».

Это вполне нормально. Дети, испытывающие проблемы с обучением чтению, и ученики с особыми образовательными потребностями могут читать медленно. Они могут начать читать быстрее, по мере развития навыков чтения или, как почти все дислексики, будут медленно читать всю жизнь. Если ваш ребенок читает ниже уровня середины второго класса, не переживайте по поводу беглости или скорости чтения. Сосредоточьтесь на точности или на правильном чтении слов. И если у вашего ребенка диагноз дислексия, не заставляйте его читать быстрее . Лучше подскажите ему несколько эффективных методов запоминания прочитанного материала. Например, он может написать одно-два предложения или нарисовать картину, отражающую события каждой страницы книги (или каждой главы). Нарушение обучаемости останется у вашего ребенка на всю жизнь. Учите его справляться со своими особенностями сейчас, чтобы в будущем он мог лучше ориентироваться в мире.

10. Учите ребенка помогать и заботиться о самом себе

«Перерастет ли мой ребенок эти трудности с обучаемостью?».

Если ребенку поставили диагноз нарушение обучаемости, то нет. Но это не означает, что ваш малыш не научится читать или потерпит полную неудачу. Если вы научите ребенка, как справляться и иметь дело со своими особенностями сейчас, то окажете ему невероятную услугу. Учите детей отстаивать собственные интересы. Учите их правильно обращаться за помощью. Учите их понимать свои достоинства и слабые стороны. Рассказывайте детям о том, что может помочь им в учебе, и что им необходимо для достижения успеха. Если вы научите своих детей поступать так в школе, они выйдут во взрослый мир людьми, уверенными в себе и настроенными на успех; они будут знать, как приспособиться и что им нужно делать, чтобы не отставать. И это дороже, чем умение читать 180 слов в минуту.

Оцените публикацию

Вконтакт