Древняя Персия. От племени до империи

Персидский царь Ксеркс I (рожд. около 519 года до н. э. – смерть в 465 год до н. э.) Царь государства Ахеменидов (486 год до н. э.). Возглавлял поход персов в Грецию (480–479 гг. до н. э.), который окончился поражением и ознаменовавшим окончание первого этапа .

После смерти Дария I Гистаспа на трон Ахеменидов взошел его сын, Ксеркс I. Новый царь царей сразу же столкнулся с военными проблемами. Огромное государство было неспокойным. Некоторые из провинций выходили из повиновения. 484 год — до н. э. персидский царь Ксеркс был вынужден идти усмирять мятежный Египет. После пришло известие о восстании в Вавилоне. Армия персов вторглась в пределы Междуречья, разрушила укрепления , разграбила храмы и уничтожила главную святыню вавилонян – статую бога Мардука.

Успешное усмирение непокорных, возможно, вскружило голову Ксерксу, и он стал задумываться о захвате новых территорий. Ксеркс в полной мере унаследовал ненависть отца к грекам. Но, помня о неудачах Дария и будучи весьма осмотрительным, не стал торопиться. Царь царей долго размышлял, а его приближенные недоумевали: они были убеждены, что маленькая Эллада, на территории которой находилось много городов-государств, не сможет противостоять мощи огромного персидского войска.


В конце концов царь призвал приближенных на совет. Он изложил им свои планы о постройке огромного понтонного моста через Геллеспонт (совр. Дарданеллы). Персидский царь Ксеркс был намерен не только исполнить завет отца и захватить Грецию. Он намеревался превратить все государства в одно, т. е. прийти к мировому господству. Военачальники не могли не поддержать идею Ксеркса. В восточной деспотии, каковой являлось государство Ахеменидов, не принято было противоречить владыке. Те у кого было свое мнение легко могли распроститься не только с положением, но и с головой.

В течении четырех лет продолжалась подготовка к походу. Наконец, титаническую работу по возведению моста закончили. Персидские войска уже были готовы переправиться в Европу. Однако страшная буря разрушила гигантское сооружение. Тогда царь велел отрубить головы строителям, среди которых подавляющее большинство составляли подвластные персам финикияне и египтяне. Кроме этого, по приказу грозного властителя пролив высекли кнутом, а в море бросили оковы. В то далекое время люди еще одушевляли природные объекты, и царь искренне полагал, что непокорный пролив после наказания почувствует всю силу гнева великого Ксеркса.

Мост соорудили заново. Кроме того, что суда могли теперь спокойно обойти опасное место в проливе, был вырыт канал. Для этого перекопали целую гору. Человеческих ресурсов у персидского царя Ксеркса было сколько угодно: 20 сатрапий-провинций исправно поставляли рабочую силу.

480 год до н. э., август — войска благополучно переправились в Европу. На протяжении 7-и дней и ночей не останавливаясь шли войска по мосту. Персы, ассирийцы, парфяне, хорезмийцы, согдийцы, бактрийцы, индийцы, арабы, эфиопы, египтяне, фракийцы, ливийцы, фригийцы, каппадокийцы, жители Кавказа – это неполный перечень народов, входивших в состав войска Ксеркса.

По утверждению Геродота, в армии Ксеркса находились 1 миллион 700 тысяч пехотинцев, 80 тысяч всадников на конях и 20 тысяч на верблюдах, вспомогательные войска. Общее количество воинов, по его мнению, достигало более пяти миллионов человек. В действительности, по мнению ученых, численность войска не превышала 100 тысяч, но и эта цифра по тем временам может считаться огромной. Кроме этого, сухопутные войска поддерживал флот из 700–800 кораблей.

Ксеркс не сомневался в победе. Ну что могли противопоставить греки его военной мощи? Самодовольно улыбаясь, он заявил: «В моей армии все подвластны одному человеку. Кнут погонит их в битву, страх передо мной сделает их храбрецами. Если я прикажу, каждый совершит невозможное. Способны ли на это греки, болтающие о свободе?» Однако как раз это стремление к свободе и помогло эллинам выстоять в жестокой борьбе с самой могущественной империей того времени.

Вступив на землю Эллады, царь в первую очередь постарался, чтобы вести о его продвижении как можно быстрей достигли греческих городов. Для этого первых пойманных греческих лазутчиков не казнили, а отпустили, показав войско и флот. В полисы были направлены послы с требованием «земли и воды». Но в ненавистные Афины и Спарту, персидский царь никого не посылал, давая понять их жителям, что уж им-то пощады не будет. Но ожидания Ксеркса не оправдались: признать его власть согласились лишь Фессалия и Беотия. Остальные стали готовиться к отпору.

Афинский стратег Фемистокл, избранный в 482 году до н. э., в короткое время смог создать мощный флот. Он же, как писал Плутарх, «положил конец междоусобным войнам в Элладе и примирил отдельные государства между собой, убедив их отложить вражду ввиду войны с Персией».

По плану союзников решили дать бой противнику на суше и на море. К мысу Артемисию на побережье Эвбеи было направлено 300 кораблей-триер, а войско во главе с двинулось в Фессалию. Здесь в ущелье Фермопилы греки ожидали грозного врага.

Ксеркс 4 дня прождал известий о морском сражении. Когда стало известно, что половина его флота была разметана бурей, а оставшаяся часть понесла большие потери и не смогла прорваться к побережью, царь послал разведчиков, чтобы выяснить, что делают греки. Он надеялся, что те, увидев превосходство противника, отступят. Однако греки упорно оставались на месте. Тогда Ксеркс двинул войско. Сидя в кресле, он с вершины горы наблюдал за ходом . Греки продолжали стоять. В бой были брошены «бессмертные», но и они не смогли достичь успеха.

Стало понятным, что позиция греков чрезвычайно выигрыша, а мужество их не имеет границ. Может быть, царю персов Ксерксу пришлось бы искать другой путь, но среди местных жителей нашелся предатель, показавший, за вознаграждение, персам обходную тропу. Защитники ущелья заметили, что их окружают. Командующий греками царь Леонид отпустил союзников. С ним остались 300 спартанцев, 400 фиванцев и 700 феспиян. После жестокой схватки все они погибли. Разъяренный Ксеркс приказал отыскать тело Леонида. Его обезглавили, а голову насадили на копье.

Войско персов выдвинулось к Афинам. Фемистокл убедил сограждан покинуть город. Он был уверен, что афиняне возьмут реванш не на суше, а на море. Но не все союзники были согласны с мнением своего командира. Начались бесконечные препирательства. Тогда стратег направил своего раба к Ксерксу, который вновь выжидал, надеясь на разногласия в лагере противника. Раб передал Ксерксу, что эллины ночью собираются отступить, а Фемистокл хочет перейти на сторону персов и советует сейчас же ночью начать наступление.

Ксеркс проявил непростительную доверчивость. Как видно, он до такой степени был уверен в собственной силе, что даже не подумал о возможной ловушке. персидский царь приказал флоту закрыть все выходы из Саламинского пролива, чтобы ни один корабль противника не смог ускользнуть от него. Фемистокл этого и хотел добится: теперь корабли спартанцев и коринфян не могли покинуть афинян. Решено было дать сражение.

(480 г. до н. э.) приняло участие 1000 персидских судов и 180 греческих кораблей. На берегу под раззолоченным балдахином восседал на троне персидский царь Ксеркс, наблюдая за ходом сражения. Рядом были придворные и писцы, которые должны были описать великую победу персов. Но неповоротливые персидские суда, вынужденные действовать в узком проливе, сильно уступали быстроходным греческим триерам. Последние шли на таран и легко увертывались от неприятеля.

Как результат большая часть флота Ксеркса была потоплена. Основная масса не умевших плавать персов утонула. Добравшихся до берега истребила греческая пехота. В конце концов персы обратились в бегство. Уцелевшие корабли были уничтожены жителями Эгины, устроившими засаду.

Остатки персидской армии двинулись к мосту через Геллеспонт. Фемистокл хотел разрушить его, но прислушался к совету бывшего стратега Афин Аристида. Тот считал, что оказавшиеся в ловушке персидские воины будут отчаянно сражаться и много греков погибнет.

Рассказывают, что домой царь царей возвращался на корабле, который был донельзя переполнен. Во время сильного шторма кормчий обратился к нему: «Господин! Надо облегчить корабль!» – и царь отдал приказ подданным покинуть судно. Те сами начали бросаться за борт, где их, не умеющих плавать, ждала неминуемая гибель. Благополучно добравшись до берега, Ксеркс пожаловал кормчему золотой перстень за спасение своей жизни и тут же… приказал отрубить спасителю голову за то, что тот погубил так много персов.

Но не вся армия персов покинула Элладу. По приказу Ксеркса в Фессалии были оставлены войска, которые должны были перезимовать, а весной продолжить войну. 479 год до н. э. — у г. Платеи в Беотии произошло крупное сражение. В нем пал известный персидский полководец Мардоний, с гибелью которого персы окончательно были сломлены и покинули пределы Пелопонесского полуострова. Первый этап греко-персидских войн был окончательно завершен.

С мечтами о мировом господстве Ксерксу пришлось расстаться навсегда. Его уделом стало возвеличивание столицы Персеполиса. Было закончено строительство дворца, начатое еще при Дарии, и построен новый, начато возведение тронного зала ста колонн.

А тем временем при дворе шла неустанная борьба за влияние. Придворные и даже члены семьи Ксеркса не переставая плели интриги. Ксеркс становился все более подозрительным. Однажды, когда царица донесла, что его брат готовит покушение, царь велел уничтожить всю его семью.

Придворные тем более не могли рассчитывать на жалость царя. Как видно, потому летом 465 года до н. э. Ксеркс и его старший сын были убиты заговорщиками во главе с министром Артабаном. На престол взошел другой сын царя, Артаксеркс I, но золотой век династии Ахеменидов ушел в прошлое вместе с прочно вошедшим в историю воинственным персидским царем Ксерксом I.

  • Где находится Персия

    В середине VI века до н. е. на историческую арену вышло дотоле малоизвестное племя – персы, которым волей судьбы вскоре удалось создать величайшую на то время империю, могучее государство, простиравшееся от Египта и Ливии до границ . В своих завоеваниях персы были активными и ненасытными, и лишь мужеству да отваге во время греко-персидских войн удалось остановить их дальнейшую экспансию в Европу. Но кем были древние персы, какова их история, культура? Обо всем этом читайте далее в нашей статье.

    Где находится Персия

    Но сперва ответим на вопрос, где находится древняя Персия, точнее, где находилась. Территория Персии в момент ее высочайшего расцвета простиралась от границ Индии на Востоке до современной Ливии в Северной Африке и части материковой Греции на Западе (тех земель, которым персам удалось не недолгое время завоевать у греков).

    Так выглядит древняя Персия на карте.

    История Персии

    Происхождение персов связывают с воинственными кочевыми племенами ариев, часть которых поселилась на территории современного государства Иран (само слово «Иран» происходит от древнего названия «Ариана», что значит «страна ариев»). Оказавшись на плодородных землях иранского нагорья, они перешли от кочевого образа жизни к оседлому, тем не менее, сохранив и свои воинские традиции кочевников, и простоту нравов свойственную многим кочевым племенам.

    История древней Персии как великой державы прошлого начинается в середине VI века до н. е. когда под предводительством талантливого вождя (впоследствии персидского царя) Кира II персы сперва полностью завоевали Мидию, одно из больших государств тогдашнего Востока. А затем начали уже угрожать и самому , бывшему на то время величайшей державой древности.

    И вот уже в 539 году близ города Описа, что на реке Тибр, состоялось решительное сражение между армиями персов и вавилонян, закончившееся блестящей победой персов, вавилоняне оказались полностью разгромленными, а сам Вавилон, величайший город древности на долгие века входит в состав новообразованной персидской империи. Всего за какой-то десяток лет персы из захудалого племени превратились поистине во властителей Востока.

    Такому сокрушительному успеху персов по сообщению греческого историка Геродота способствовали, прежде всего, простота и скромность последних. И разумеется железная воинская дисциплина в их войсках. Даже добыв огромные богатства и власть над многими другими племенами и народами, персы продолжали более всего почитать именно эти добродетели, простоту и скромность. Интересно, что при коронации персидских царей, будущий царь должен был облачиться в одежды простого человека и съесть пригоршню сушеных фиг, да выпить стакан кислого молока – еду простолюдинов, что как бы символизировало его связь с народом.

    Но вернемся к истории персидской империи, приемники Кира II, персидские цари Камбис и Дарий продолжили активную завоевательную политику. Так при Камбисе персы вторглись в древний Египет, переживавший к тому времени политический кризис. Победив египтян, персы превратили эту колыбель древней цивилизации, Египет в одну из своих сатрапий (провинций).

    Царь Дарий активно укреплял границы персидского государства, как на Востоке, так и на Западе, при его правлении древняя Персия достигла вершины своего могущества, под ее властью находился практически весь тогдашний цивилизованный мир. За исключением древней Греции на Западе, которая никак не давала покоя воинственным персидским царям, и вскоре персы при правлении царя Ксеркса, наследника Дария, попытались покорить этих своенравных и свободолюбивых греков, но не тут-то было.

    Несмотря на численное превосходство, военная удача впервые изменила персам. В целом ряде битв они потерпели ряд сокрушительных поражений от греков, тем не менее, на каком-то этапе им удалось завоевать ряд греческих территорий и даже разграбить Афины, но все равно греко-персидские войны завершились сокрушительным поражением персидской империи.

    С этого момента некогда великая страна вступила в период упадка, выросшие в роскоши персидские цари все больше забывали прежние добродетели скромности и простоты, которая так ценилась их предками. Многие завоеванные страны и народы только и ждали момента, чтобы восстать против ненавистных персов, своих поработителей и завоевателей. И такой момент настал – Александр Македонский во главе объединенного греческого войска уже сам напал на Персию.

    Казалось, что персидские войска сотрут этого заносчивого грека (точнее даже не совсем грека — македонца) в порошок, но все оказалось совсем иначе, персы опять терпят сокрушительные поражение, одно за другим, сплоченная греческая фаланга, этот танк античности, раз за разом сокрушает превосходящие персидские силы. Некогда покоренные персами народы, видя, что происходит, также восстают против своих властителей, египтяне и вовсе встречают армию Александра как освободителей от ненавистных персов. Персия оказалась подлинным колосом на глиняных ногах, грозная с виду, она была сокрушена благодаря военному и политическому гению одного македонца.

    Сасанидское государство и Сасанидское возрождение

    Завоевания Александра Македонского оказались катастрофой для персов, которым на смену надменной власти над другими народами, пришлось униженно подчиниться давним врагам – грекам. Лишь во II веке до н. е. племенам парфян удалось изгнать греков из Малой Азии, хотя сами парфяне много всего переняли у греков. И вот в 226 году уже нашей еры некто владетель Парса с древним персидским именем Ардашир (Артаксеркс) поднял восстание против правящей парфянской династии. Восстание оказалось успешным и завершилось восстановлением персидской державы, государства Сасанидов, которое историки называют «второй персидской империей» или же «Сасанидским возрождением».

    Сасанидские правители стремились возродить былое величие древней Персии, которая на тот момент стала уже полулегендарной державой. И именно при них наступил новый расцвет иранской, персидской культуры, которая повсеместно вытесняет культуру греческую. Активно строятся храмы, новые дворцы в персидском стиле, ведутся войны с соседями, но уже не так успешно как в былые времена. Территория нового Сасанидского государства в разы меньше размеров былой Персии, она находится лишь на месте современного Ирана, собственно прародины персов и также охватывает часть территории современного Ирака, Азербайджана и Армении. Просуществовало Сасанидское государство более четырех веков, пока истощенное непрерывными войнами не было окончательно завоевано арабами, несшими знамя новой религии – Ислама.

    Культура Персии

    Культура древней Персии наиболее заметна их системой государственного управления, которой восхищались даже древние греки. По их мнению, такая форма управления была вершиной монархического правления. Персидское государство было разделено на так званые сатрапии, во главе которых стоял собственно сатрап, что значит – «блюститель порядка». Фактически сатрап был местным генерал-губернатором, в широкие обязанности которого входило и поддержание порядка на вверенных ему территориях, и сбор налогов, и осуществление правосудия, и командование местными военными гарнизонами.

    Еще одним важным достижением персидской цивилизации были прекрасные дороги, описанные Геродотом и Ксенофонтом. Самой знаменитой была царская дорога, идущая от Эфеса в Малой Азии до города Сузы на Востоке.

    Отлично в древней Персии функционировала и почта, чему также немало способствовали хорошие дороги. Также в древней Персии была очень развита торговля, на всей территории государства функционировала продуманная налоговая система, схожая с современной, при которой часть податей и налогов шли в условные местные бюджеты, часть же отправлялась к центральной власти. Персидские цари имели монопольное право на чеканку золотых монет, в то время как их сатрапы могли тоже чеканить свои монеты, но только серебряные или медные. «Местные деньги» сатрапов ходили только на определенной территории, в то время как золотые монеты персидских царей были универсальным платежным средством по всей персидской империи и даже за ее пределами.

    Монеты Персии.

    Письменность в древней Персии имела активное развитие, так существовало несколько ее видов: от пиктограмм, до алфавита, изобретенного в свое время . Официальным же языком персидского царства был арамейский, идущий от древних ассирийцев.

    Искусство древней Персии представлено тамошней скульптурой и архитектурой. Например, до наших дней сохранились искусно вырезанные в камне барельефы персидских царей.

    Персидские дворцы и храмы славились своим роскошным убранством.

    Тут изображение персидского мастера.

    Другие формы древнеперсидского искусства до нас, к сожалению, не дошли.

    Религия Персии

    Религия древней Персии представлена очень интересным религиозным учением – Зороастризмом, названым так благодаря основателю этой религии, мудрецу, пророку (и возможно магу) Зороастру (он же Заратуштра). В основе учения Зороастризма лежит извечное противостояние добра и зла, где доброе начало представлено богом Ахурой-Маздой. Мудрость и откровение Заратуштры представлены в священной книге Зороастризма – Зенд-Авесте. По сути у этой религии древних персов очень много общего с другими монотеистическими более поздними религиями, таким как христианство и ислам:

    • Вера в единого Бога, который у персов был представлен собственно Ахурой-Маздой. Антипод Бога, Дьявол, Сатана в христианской традиции в Зороастризме представлен демоном Друджом, олицетворяющим собой зло, ложь, разрушение.
    • Наличие священного писания, Зенд-Авеста у персов-зоорастрийцев, как Коран у мусульман и Библия у христиан.
    • Наличие пророка, Зороастар-Заратуштры, через которого передается божественная мудрость.
    • Морально-этическая составляющая учения, так Зороастризм проповедует (впрочем, как и другие религии) отречение от насилия, воровства, убийств. За неправедный и греховный путь в последующем согласно Заратустре человек после смерти окажется в аду, в то время как человек, совершающий благие деяния после смерти будет пребывать в раю.

    Одним словом, как видим, древнеперсидская религия Зороастризма разительно отличается от языческих религий многих других народов, и по своему характеру очень схожа с поздними общемировыми религиями христианством и исламом, и к слову она существует и поныне. После падения Сасанидского государства наступил окончательный крах персидской культуры и в особенности религии, так как завоеватели арабы несли с собой знамя Ислама. Многие персы также в это время приняли ислам и ассимилировались с арабами. Но была часть персов, которая желала остаться верной своей древней религии Зороастризму, спасаясь от религиозных гонений мусульман, они бежали в Индию, где сохранили свою религию и культуру по сей день. Сейчас они известны под именем парсов, на территории современной Индии и сегодня есть немало зороастрийских храмов, так и приверженцев этой религии, настоящих потомков древних персов.

    Древняя Персия, видео

    И в завершение интересный документальный фильм о древней Персии – «Персидская империя – империя величия и богатства».


  • - (Hormisdas) персидские цари из династии Сассанидов. См. Ормузд …

    Гормиздас, персидские цари - (Hormisdas) из династии Сассанидов. См. Ормузд … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Цари Каппадокии

    Аршакиды (цари Парфии) - История Ирана … Википедия

    Каппадокии цари - Ариобарзан I Филороман Список включает правителей Каппадокии как независимого государства, так и в составе других империй. Содержание 1 Персидские сатрапы Каппадокии … Википедия

    Армянские правители и цари - Это статья об исторических правителях Армении. О мифических правителях Армении см. статью Хайкиды Великая Армения Оронтиды (Ервандуни)(ок. 401 200 до Р. Х.) Сатрапы Айрарата, с 220 селевкидские сатрапы Великой Армении.* 1. Ерванд (Оронт) I (ок.… … Википедия

    Израильско-Иудейские цари

    Израильско-иудейские цари - Содержание 1 Общая характеристика источников 1.1 Авторитетные источники … Википедия

    греко-персидские войны - (500 449 до н. э., с перерывами), между Персией и древнегреческими городами государствами, отстаивавшими свою независимость. Крупные победы греков: при Марафоне (490), у о. Саламин (480), при Платеях (479), у мыса Микале (479), у г. Саламин (на… … Энциклопедический словарь

    ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ - 500 449 до н. э. (с перерывами) велись древнегреческими городами государствами за политическую независимость, против персидской агрессии. Персидская экспансия В 6 в. до н. э. на территории Иранского нагорья создается Персидское царство. Цари из… … Большой Энциклопедический словарь

    Книги

    • , Викер Алиса Витальевна. Персидские цари династии Ахеменидов (VII-IV вв. до н. э.) создали гигантскую империю от Черного и Средиземного морей до Индии, объединившую многие народы Древнего Востока и павшую лишь под… Купить за 429 руб
    • Цари Персии. Тираны и мудрецы Древнего Востока , Викер Алиса Витальевна. Персидские цари династии Ахеменидов (VII IV вв. до н. э.) создали гигантскую империю от Черного и Средиземного морей до Индии, объединившую многие народы Древнего Востока и павшую лишь под…

    В начале V в. до н. э. "великий царь" Дарий, повелитель Персидской державы, раскинувшейся на огромных просторах Востока, горит желанием покорить Грецию.

    В 490 г. до н. э. его войско высаживается на Марафонском поле, на севере Аттики – небольшой области около Афин. Афинская армия оказалась в одиночестве. Подкрепления от других греческих городов не успели подойти, за исключением отряда из соседнего городка Платеи, в Беотии. Помощь из Спарты, второго по значению греческого города после Афин, запоздала из-за религиозных праздников.

    Состоящая из граждан, вооружившихся по случаю войны, афинская армия под командованием Мильтиада мужественно встретила персидское войско, состоящее из наемников и по численности вдвое превосходящее (20 000 воинов против 10 000).

    Персам удалось прорвать центральные ряды афинской армии, но на флангах афиняне атаку отразили. В конечном итоге афиняне победили, но персам удалось погрузиться на корабли и скрыться с места битвы. Вестник, посланный в Афины с сообщением о победе, пробегает расстояние в сорок километров и падает замертво. "Марафон", известный в наше время как бег на длинные дистанции, ведет свое происхождение от этой победы при Марафоне.

    Карлик – маленький город Афины – победил гиганта – Персидскую империю.

    Империя персов

    Чтобы понять истоки этих событий, нужно заглянуть в прошлое.

    В середине VI в. до н. э. персы и мидийцы, говорившие на индоевропейских языках и населявшие плоскогорья Ирана, были объединены под властью "царя царей". На востоке они завоевали земли вплоть до Инда, на западе покорили Месопотамию, Сирию, Анатолию (сегодняшнюю Азиатскую Турцию), затем Финикию и Египет.

    В 521 г. до н. э. Дарий I вводит ряд преобразований. Почтовая дорога со 111 станциями соединила Малую Азию с Персией. Арамейский язык семитской группы, на котором разговаривали в Сирии, становится государственным языком. В провинциях появляются представители царя – сатрапы. В отличие от многих предыдущих завоевателей персы относились с уважением к обычаям и культам. Но власть прежних правителей они заменили своей собственной.

    Греческие города на побережье Малой Азии и на части островов Эгейского архипелага признали власть персидского "царя царей".

    В 499 г. до н. э. греческий город Милет поднял восстание против персидского ига и втянул в него другие греческие города Малой Азии. Восстание подавлено. Однако "великий царь" не простил Афинам помощи восставшим. Он желает наказать Афины и покорить всю Грецию.

    Персидский флот высаживает у Марафона экспедиционный корпус. Именно он потерпел поражение, о котором было рассказано выше.

    Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс предпринял новый поход; это вторая "индийская война". На этот раз огромная сухопутная армия пересекает проливы и вторгается в Европу. Ее сопровождает флот.

    Осознав опасность, греки объединились. Отряд спартанцев под командованием царя Леонида погиб в ущелье Фермопилы, пытаясь закрыть дорогу персам. Ценой тяжелых потерь персы победили.

    Афины захвачены, но жители укрылись на соседних островах под защитой сильного флота, предусмотрительно созданного по инициативе Фемистокла.

    В 480 г. до н. э. этот флот разгромил в Саламинском бою персидские морские силы. В следующем году в сухопутной битве при Платее персы были разбиты и вынуждены оставить Грецию.

    Греция в V веке до Р. Х.

    После победы в двух "мидийских войнах" Афины достигли высшей точки своего развития.

    В отличие от Спарты, где существует аристократический режим (власть принадлежит маленькой группе представителей знатных семей), Афины избрали демократический строй. Демократия означает "власть народа", но чтим "народом" признаны только граждане, имеющие политические права. Ни иностранцы и их потомки метеки (сожители), ни рабы политических прав не имеют. Всего в Афинах в V в. до н. э. насчитывается 200 000 рабов, 70 000 метеков и 140 000 граждан. Значит, это не демократия, как мы ее понимаем сегодня.

    Афинская демократия – это прямая демократия: собрание граждан, проходящее три-четыре раза в неделю на центральной городской площади, избирает должностных лиц (некоторых из них назначают по жребию – считается, что на них пал выбор богов).

    Город торговый и морской, Афины объединили своих союзников по "мидийским войнам", а это в основном были города на островах и на побережье Малой Азии, в Делосский союз. Но очень скоро равноправные отношения сменились контролем Афин над союзниками, а конфедерация превращается в империю. Взносы союзников становятся поборами, на их земли, занимающие стратегическое положение, выводятся гарнизоны из афинских переселенцев.

    Опираясь на свои богатства, Афины сооружают памятники, самым знаменитым из которых стал Парфенон, храм богини Афины, покровительницы города, расположенный на Акрополе. Кроме того, Афины и их порт Пирей обнесены

    Укреплениями. Они соединены дорогой, по сторонам которой возведены оборонительные "длинные стены".

    Театр Диониса может принять от 15 до 30 тысяч зрителей, он прославился трагедиями Эсхила, Софокла и Эврипида, комедиями Аристофана.

    Фукидид, который расскажет о Пелопоннесской войне, является первым настоящим историком. Софисты и их противник Сократ, учеником которого станет Платон, прославили философию.

    С ними мы вступаем в эпоху, последовавшую за временем наивысшего развития Афин.

    Она охватывает тридцать лет, между 461 и 431 гг. до н. э. Это время назовут "веком Перикла", что спорно.

    Перикл, богатый афинянин аристократического происхождения, занимает единственную выборную должность стратега (одного из десяти военных командиров). К тому же это вождь демократической партии.

    В конце V в. до н. э. против Афин формируется коалиция во главе со Спартой. Спарта господствует на суше, Афины – на море. Афиняне защищаются на своей укрепленной территории, но Аттика захвачена и разгромлена.

    Это – Пелопоннесская война (431–404 гг. до н. э.), она закончилась поражением Афин.

    В IV в. до н. э. греческие города истощены бесконечными войнами. В 338 г. до н. э. царь Македонии, эллинизированной страны, находящейся к северу от Греции, завоевал Грецию и установил свое господство над греческими городами.

    Дарий I - персидский царь, правивший в 522-486 г. до н.э. При нем Персидская империя еще больше раздвинула свои границы и достигла наивысшего могущества. Она объединяла множество стран и народов. Персидскую империю называли «страна стран», а ее правителя шахиншах - «царь царей». Ему беспрекословно подчинялись все подданные - от знатных персов, занимавших самые высокие посты в государстве, до последнего раба.

    Он создал эффективную, но весьма деспотичную систему управления страной, которую разделил на 20 провинций - сатрапий, предоставив правителям неограниченные полномочия. Но они отвечали за порядок во вверенной территории своей головой. По всей территории Персидской империи специальные чиновники собирали налоги в царскую казну. Всех уклоняющихся ждала суровая кара. Никто не мог укрыться от уплаты налогов. Дороги достигали самых удаленных уголков Персидской империи. Для того чтобы приказы царя быстрее и надежнее доходили до провинции, Дарий учредил государственную почту. Особая «царская» дорога соединяла важнейшие города Персидской империи. На ней были установлены специальные посты. По ней можно было ездить только по государственным делам. Дарий обновил денежную систему. При нем стали чеканиться золотые монеты, которые назвались «дарики». В Персидской империи процветала торговля, велось грандиозное строительство, развивались ремесла. Подверглись стандартизации меры и веса; функцию единого торгового языка начал выполнять арамейский; строились дороги и каналы, в частности, великий царский путь от Сард, в западной части Малой Азии, до Суз, к востоку от Тигра, и возобновил работу канал, соединивший Нил с Красным морем. Дарий I построил новую столицу Персеполь. Он был возведен на искусственной платформе. В царском дворце находился огромный тронный зал, где царь принимал послов.

    Дарий I расширил свои владения, включив в них северо-запад Индии, Армению, Фракию. Участие балканских греков в делах своих сородичей из Малой Азии, захваченной персами, заставило Дария решиться на завоевание Греции. Дважды поход Дария на греков заканчивался неудачно: первый раз шторм разметал корабли персов (490 г. до н.э.), второй раз они потерпели поражение в Марафонской битве (486 г. до н.э.). Умер Дарий в преклонном возрасте, не успев завершить завоевание, в возрасте шестидесяти четырех лет, его преемником стал сын - Ксеркс I.