Два полушария – два типа мышления. Два полушария - два сознания, два вида мышления и

Ведущие нейрофизиологи конца девятнадцатого века считали, что мозг является однородной массой и что во время любого действия каждая часть мозга играет более или менее одинаковую роль. Однако позднее, после появления выдающейся работы Роджера Спери о выходных системах мозга, Роберт Орнштейн, Дэвид Галин и другие исследователи доказали различие между двумя полушариями мозга. Эта концепция оказала сильное влияние на идеи Нью Эйдж.

Как выяснилось, каждое полушарие имеет свой, присущий только ему, способ восприятия. Левое связано с аналитическим и логическим мышлением, а также со словесным и математическим способами коммуникации. Правое полушарие связано с «холистическим» мышлением, воображением, художественным творчеством и пространственными связями. Полушария связаны между собой посредством мозолистого тела, хотя создается впечатление, что они работают независимо.

Многие последователи Нью Эйдж склоняются к несколько упрощенному мнению, будто в современном западном обществе, в котором доминирует научное и технологическое мышление, мы развили левое полушарие мозга за счет правого. Они критикуют нашу привычку чрезмерно полагаться на линейное мышление, на выстраивание информации в логические ряды и пренебрежение интуицией. Проще говоря, они утверждают, что на Западе человеческими поступками в слишком большой степени руководит голова, и в слишком малой - сердце.

Однако, как в этом, так и в других случаях, наиболее верным было бы умелое сочетание обоих способов действий, то есть соблюдение золотой середины. Роберт Орнштейн в своей классической работе «Психология сознания» отмечает:

«В основе наших наиболее важных достижений лежит полярность и интеграция этих двух типов сознания, компенса- торностъ деятельности интеллекта и интуиции» 4 .

Такой взгляд разделяет также Дэвид Галин:

4 R. Ornstein. The Psychology of Consciousness. - Cape, 1975. - С 64.

«Аналитический и холистический подходы взаимодополня- ют друг друга: каждый вводит измерение, которого не хватает другому. Когда художники, ученые, математики пишут о своих творческих способностях, они утверждают, что их труд опирается на полную интеграцию обоих подходов» .

Эти два подхода можно подытожить следующим образом: Левое полушарие: вербальное, аналитическое, разделяющее на составные части, оперирующее логической последовательностью, рациональное, действующее во времени и дискретное.

Правое полушарие: невербальное, холистическое, синтетическое, визуальнопространственное, интуитивное, вневременное и непрерывное.

Энтузиасты Нью Эйдж в какой-то мере привязаны к этому различию между правым и левым полушарием, хотя их главный идеолог Роберт Орнштейн уже расширил рамки собственной модели. В своей доступной, но очень серьезной книге «Multimind», опубликованной в 1986 г., Орнштейн изложил новый - приближенный к вышеизложенной концепции эволюционных уровней развития мозга - взгляд, суть которого в том, что человек, по существу, обладает «несколькими сознаниями», т.е. его мозг имеет многоуровневую структуру, «формировавшуюся в разные эпохи для разных потребностей». Согласно Орнштейну, у нас есть сознание для бдительности, для эмоций, для безопасности, для переработки чувственной информации, для жизнеобеспечения. Орнштейн отмечает:

«Человеческий мозг во многом архаичен: его структура и принцип работы опираются на нервную систему низших приматов и других млекопитающих, а также еще более древних позвоночных. Например, структура мозга трески, сформировавшаяся тысячи лет тому назад и с тех пор не изменившаяся, содержит многие основные элементы человеческого мозга. Треска имеет даже кору мозга (хотя и небольшую), гипофиз, контролирующий выработку гормонов, и мозжечок.

В свою очередь, такие позвоночные, как треска, в строении своей нервной системы многое унаследовали от гораздо более ранних и примитивных многоклеточных организмов. Основные характеристики функционирования нервной системы и передачи данных идентичны у всех млекопитающих. Мы настолько похожи на других животных, что мозг многих видов можно использовать как лабораторную модель человеческого мозга. Рак может служить моделью передачи данных, свинья имеет подобную нам способность к обучению, а сложные процессы зрения можно изучать, используя затылочную часть мозга кошек или некоторых видов обезьян» .

Метод, используемый Орнштейном для анализа природы человеческого сознания, опирается на тот факт, что мир наиболее отчетливо воспринимается именно таким способом, каким мы его воспринимаем теперь, поскольку такого видения человек достиг в процессе развития.

«Все люди развили способность к избирательности в отношении к общим аспектам физической среды: мы обладаем глазами, воспринимающими лучи электромагнитной энергии, ушами, улавливающими механическую вибрацию воздуха, носом, наделенным рецепторами для улавливания частиц газа, специализированным осязанием, а также группой клеток на языке, устроенных таким образом, чтобы реагировать на частицы, содержащиеся в пище» .

Таким образом, Орнштейн вышел за рамки своей ранней модели двух полушарий, в которой мышление в основном разделялось на рациональное и интуитивное, и развил концепцию многомерности разума (multimind), согласно которой сознание имеет «множество разных способностей», привязанных к конкретным типам эволюционного функционирования и механизмам сохранения вида. Способность человека к планированию, выводам, принятию решений, созданию систем и так далее, вероятно, развилась только во время последних четырех миллионов лет. Этому сопутствовал период быстрого роста коры головного мозга. Новая орн- штейновская модель является иерархической.

«Мы все имеем специфические для каждого вида восприятия способы преобразования данных, которые придают смысл нашему окружению и являются основным источником информации, - говорит Орнштейн, - однако у нас нет доступа ко всем своим способностям одновременно». Наши способности являются независимыми друг от друга, и поэтому лучше всего описывать сознание как «союз соперничающих единиц». Далее он более подробно излагает этот взгляд: «...мышление является своеобразной системой, в которой формируются разнородные элементы; коллажем, составленным из множества неизменных врожденных навыков, необходимых для умственной активности, которые прошли через миллионы лет, миллионы организмов и миллионы ситуаций»

Психолог Стэнфордского университета Кэрол Дуэк (Carol Dweck) более 20-ти лет занимается изучением образа мышления. Дуэк обнаружила, что можно выделить два типа мышления: фиксированное мышление и мышление роста. Её последнее исследование показало, что качество жизни в большей степени зависит от отношения к проблемам, а не от таланта или интеллекта. Это исследование силы наших убеждений, как сознательных, так и бессознательных, и того, как изменение даже самых простых из них может значительно повлиять практически на каждый аспект нашей жизни.

13.03.2019 14:00








Страх перемен

Как перестать бояться всего нового?

Страх – базовая эмоция человека, которая возникает как ответная реакция организма на опасность. Так было всегда, еще со времен, когда человек охотился, чтобы выжить, а хищники охотились на него. Почему же мы продолжаем испытывать страх даже тогда, когда нашей жизни ничего не угрожает? Например, перед сменой места жительства или работы, разводом, переездом в другую страну и так далее. Я расскажу о механизмах, которые запускают эту эмоцию и дам техники, которые помогут с ней справиться.

Шошина Вера Николаевна

Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.

Написано статей

Головной мозг – самый важный орган организма, состоящий из . Чтобы понять особенности того или иного человека, важно знать, за что отвечает правое полушарие мозга, а за что – левое.

У человека есть органы чувств, которыми он связан с внешним миром:

  • слух;
  • зрение;
  • обоняние;
  • вкусовые и тактильные ощущения, через которые он получает информацию.

И всей этой обработкой занимается мозг. Кроме этого, с его помощью осуществляется:

  • действие планирования;
  • принятие решений;
  • координация движений;
  • распознавание эмоций, разделение их на положительные и отрицательные;
  • развитие внимания и памяти;
  • мышление (высшая функция).

Полушария мозга – не отдельные структуры, которые работают обособленно. Между ними есть щель с мозолистым телом. Это помогает функционировать обоим полушариям скоординировано.

Всеми движениями одной стороны тела руководит противоположная часть мозга. Так, если человек совершает движение правой рукой, значит, она получила импульс из левого полушария. У людей, переживших инсульт (нарушение кровообращения в области головного мозга), парализуется та сторона тела, которая противоположна пораженному участку.

Мозг состоит из двух компонентов – серого и белого вещества. , под ее контролем находится вся деятельность человека, а белое – это нервные волокна, выполняющие множество функций, которые руководят слаженной работой обоих полушарий. Серое вещество формируется у человека в возрасте до 6 лет.

Функции левой половины

Благодаря тому, что мозг состоит из двух полушарий, каждое из них задействовано в большей или меньшей степени и выполняет свои функции. Это открытие было сделано меньше века тому назад американскими нейрохирургами Богеном, Фогелем и нейропсихологом Сперри.

Левое полушарие ответственно за способности человека пользоваться языком как средством общения. Оно контролирует:

  • процесс речи (построение фраз, лексический запас);
  • способность расшифровывать информацию, полученную с помощью органов зрения;
  • использование графических знаков при письме;
  • важной информации.

Человек отличается от всего животного мира тем, что у него единственного развита способность к мышлению, за которую тоже отвечает левое полушарие.

Эта сторона мозга способна не только воспринимать информацию, но и перерабатывать ее. Именно левое полушарие распознает цифры и символы, потому что может их расшифровать.

Поскольку благодаря левому полушарию человек способен мыслить логически, именно эта часть мозга долгое время считалась ведущей (доминирующей). Но это справедливо только тогда, когда выполняются функции:

  • речь;
  • письмо;
  • решение математических задач;
  • движение правой половиной тела.

Обычно разные виды деятельности требуют активизации определенной доли мозга.

Задачи правой половины

Способность к мышлению у человека существует не только благодаря работе левой половины мозга, но и правого полушария. Но долгое время ученые не видели особой пользы от правого полушария, а хирурги при повреждении могли удалить его, считая таким же рудиментарным органом, как и аппендикс.

Доходило до того, что ребенка, который учился писать и брал ручку в левую руку, переучивали и заставляли работать правой рукой.

Так как интуиция и конкретное образное мышление – это заслуга правой доли, то эти функции не считались важными. А интуиция вообще высмеивалась, и ее существование подвергалось сомнению. Доказано, что это не более чем миф.

Сегодня особенно ценны те люди, которые могут мыслить нестандартно, а их креативность – яркая черта творческой личности. Психологи считают, что долгое время воспитание детей было левополушарным. Поэтому в книжных магазинах можно встретить сборники упражнений, с помощью которых можно научиться стимулировать правое полушарие мозга.

Исходя из этого, возникает вопрос: если у ученого развито логическое мышление, за что отвечает левое полушарие мозга, то зачем ему правое? Может быть, оно ему не нужно?

Со временем ученые пришли к выводу, что функции правого полушария важны и для остальной части мозга. Оказалось, что большинство математиков одновременно используют и стиль мышления, свойственный противоположной доле. Обычные люди думают при помощи слов, но во время научной деятельности к этому часто подключается образность. Поэтому такая способность обеих долей синхронизироваться дает в результате нестандартные решения, изобретения, инновации в разных сферах жизни.

Альберт Эйнштейн в детстве поздно начал говорить и писать. Это значит, что у него в этот период активно развивалось правое полушарие. Благодаря ему он создавал свои знаки внутренней речи, а потом их использовал в научной деятельности. Этому известному всему миру ученому не давались школьные науки, кроме математики. Но тем не менее он стал образованным человеком и создал физическую теорию относительности, квантовую теорию теплоемкости.

Анализ его мозга показал, что левое и правое полушарие мозга связаны сильнее, чем у обычных людей, а некоторые зоны увеличены. Такая особенность позволила ученому с мировым именем подарить человечеству полезные изобретения.

Правое полушарие мозга отвечает за обработку невербальной информации, которая представляется в виде картин, знаков, символов, схем. Кроме этого, человек, у которого развита правая доля, отличается тем, что он:

  • ориентируется в пространстве, собирает головоломки;
  • имеет музыкальный слух и способности к музыке;
  • понимает подтекст сказанного;
  • способен мечтать и фантазировать, придумывать, сочинять;
  • имеет способности к творчеству, в частности, к рисованию;
  • обрабатывает параллельно информацию, идущую из нескольких источников.

Эти способности делают людей интересными, неординарными, творческими.

Развитие полушарий

Мозг ребенка работает иначе, чем у взрослого. Эти различия обусловлены тем, что у малыша все развивается поэтапно, а у взрослого это уже сформировавшийся орган.

Ученые доказали, что наиболее важными периодами, влияющими на развитие эмоций, процессов познания и адаптации в социуме, являются годы от 1 до 4. Скорость формирования новых нейронов у ребенка составляет 700 в секунду. У взрослого человека количество связей постепенно уменьшается (отсюда и забывчивость, невнимательность, замедленность реакций у пожилых людей).

Сначала у ребенка активно развиваются зоны, отвечающие за восприятие – зрение и слух. Затем активизируется область, отвечающая за речь. Потом формируется процесс познания.

Многие родители хотят, чтобы их ребенок развивался по намеченной им цели. И если малыш не оправдывает их ожиданий, они стараются «перепрофилировать» мозг детей и получить в итоге художника или математика.

Каждый человек владеет инструментом для развития мозга – это его пальцы. Чтобы маленький ребенок быстрее заговорил, с ним делают упражнения на мелкую моторику. Для получения активной работы левого и правого полушарий они стараются в течение дня делать не совсем стандартные действия. Например, любители рисовать пробуют это делать в зеркальном отражении.

Еще одно упражнение – «Кольцо». Делают его из большого и указательного пальцев рук. Затем поочередно большой палец соединяют со средним, безымянным и мизинцем. Это нужно делать как можно быстрее. Сначала одной рукой, а затем двумя одновременно.

Во время обычной зарядки нужно часто соединять противоположные конечности: левую руку с правой ногой и наоборот. Можно левой рукой достать до правого уха, затем все в точности до наоборот. Полезно делать ежедневные дела неактивной рукой:

  • застегивать пуговицы на одежде;
  • писать на бумаге;
  • подметать;
  • вытирать пыль;
  • пользоваться столовыми приборами.

В результате продуктивность разных частей мозга .

Тем, кто хочет заниматься точными науками, не нужно специализироваться только на логических задачах. Развивая образное мышление, можно достичь значительных результатов даже в физике и математике.

Кто такие лево и правополушарные и в чём их отличие? Информированность каждого полушария строго ограничивается подчиненной ему половиной тела (левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое – левой). Правое полушарие отличный конструктор. Способность на основе части рисунка экстраполировать целое изображение – функция правого полушария. Правое полушарие уверенно обнаруживает абсолютно одинаковые рисунки. Левому полушарию, напротив, легче даются задания по поиску различий. Оно обрабатывает информацию по частям, соблюдая строгую очередность анализа деталей. Правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Левополушарные обладают чувством времени, мышечно выносливы. Правополушарные более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе. Алгебра требует логики, последовательного мышления, что является преимуществом левополушарных учащихся. Правое полушарие не понимает знаков "отнять", "умножить", "разделить" и не способно выполнить эти действия. Разве что справится со сложением, и то, если задания будут наилегчайшими, вроде 1 + 2 или 2 + 3. Оно прекрасно справляется с различными заданиями на обобщение и систематизацию. Схватывание целостного образа изображения вместо его поэтапного дискретного анализа мешает правому полушарию овладеть чтением, что и объясняет неуспехи в обучении чтению левополушарными методами. Если у ребенка ведущий глаз левый (что является признаком правополушарности), он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда, как малышу надо помочь.

Способность к активному воспроизводству речи у правого полушария выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов. Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен. Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Правое полушарие совершенно не владеет грамматикой. А вот наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Вот насколько они разные! Хорошо об их различиях сказал Б. Белый: "Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные - за отдельными деревьями не видят леса". Созревание правого полушария идет более быстрыми темпами, чем левого, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что до 9-10 лет ребенок является правополушарным существом. По некоторым данным, существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам, то есть к началу школьного обучения. Толчком к активизации левого полушария считается появление у ребенка сознания себя, это происходит в двухлетнем возрасте. В это же время максимально выражено упрямство.

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. И. Соньер (Франция) утверждал: "Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг". Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении. Таким образом, сдвиг межполушарной асимметрии в сторону абсолютного господства левополушарной стратегии мышления является не только биологической функцией взросления, но и результатом культурных традиций, социальных влияний и обучения. Добиться такого доминирования можно только ценой больших усилий учителя, родителей и ученика. Но всегда ли оправданы эти усилия? Ещё немецкий педагог Гербард писал, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить. Ведущий специалист в области нейропедагогики, например, профессор Н.Н.Трауготт говорит: "Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации". Профессор Т.П.Хризман тоже предупреждает: "Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию". С ними соглашается и профессор Д.В.Колесов: "Истинное мышление - образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно". Доказательством положительного воздействия развития правополушарности на общеинтеллектуальное развитие личности служат последние исследования американских, швейцарских и австрийских ученых, которыми были проведены эксперименты среди детей от пяти до пятнадцати лет. Контрольная группа обучалась по стандартной школьной программе, а в экспериментальной программе было увеличено количество уроков музыки за счет уменьшения часов занятий математики и языками. За три года дети не только не отстали от сверстников из контрольной группы, но даже показали лучшие результаты, особенно в изучении иностранных языков (вербально-аналитическое мышление).

Уже при рождении существуют предпосылки к функциональной асимметрии головного мозга. Но исследования подтвердили, что развитие того или иного полушария, несмотря на генетическую предопределенность к доминированию, связано с особенностями образования и развития. То есть врожденные предпосылки - это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных. Именно поэтому образование должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. А наиболее прогрессивно и целесообразно развитие обоих полушарий мозга. Так кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Виктория Юркевич считает, что нежесткое разделение полушарных функций способствует креативности (творческому мышлению), а жесткое - ее снижает. В книге А. Л. Сиротюк "Обучение детей с разным типом мышления" говорится о том, что чем больше усилий приложено в процессе воспитания к доминированию логико-знакового мышления (левополушарное образование), тем больше усилий потребуется в дальнейшем для преодоления его ограниченности. Иными словами, для того чтобы раскрепостить образное мышление и высвободить творческие силы, надо заняться переделкой того, что было заложено в детстве. А перевоспитывать, как известно, сложнее, чем воспитывать. Автор утверждает, что при неврозах и психосоматических заболеваниях происходит как бы частичное изъятие правополушарного вклада, в результате снижается способность к нестандартным решениям. Другими словами, если ребёнок часто болеет из-за постоянного перегруза и стресса, то образное, то есть творческое мышление у него развивается плохо. А так как способность к воображению в детском возрасте является предпосылкой мышления взрослого человека, то ребёнок не получает должного развития. Но взрослый думает, что если малыш опережает сверстников в знании и умении, то у него лучше развито и мышление. Что же происходит, когда такой ребёнок оканчивает школу, а затем и высшее учебное заведение и приходит на работу? К сожалению, всё чаще руководители различных сфер отмечают, что современные молодые специалисты с высшим образованием менее креативны и самостоятельны в своих решениях, чем их предыдущее поколение.

Марина Султанова


Заключение

Подводя итог всему вышеописанному в разделе "Неосознанное общение", можно сказать следующее. Немой диалог посредством инстинктивного языка немого общения сопровождает речевое общение от начала и до конца, но не осознаётся, осознан только его результат, так как поведение людей соответственно изменяется. Это можно объяснить наличием двух сознаний.
В 70-х годах прошлого века после операций на мозге, отделяющих полушария друг от друга, обнаружилось, что у человека есть два сознания, которые мыслят и ведут себя по-разному. После разделения мозга левое сознание пациентки (владеющее речью и логическим мышлением) всегда пыталось объяснять вслух действия её правого сознания (немого, но понимающего речь). И делало это неправильно, так как не знало о побудительных причинах этих действий, не было у него той информации, которая была у правого сознания. Поскольку экспериментатор не просил об этом пациентку, очевидно, таким путём её мозг пытался частично восстановить утраченную связь между полушариями. Речевое сознание названо доминирующим, работу немого сознания люди не ощущают и не осознают. Пациентка с разделёнными полушариями также не ощущала, что у неё - два сознания.
Роджер Сперри, впервые осуществивший операцию по разделению мозга в 1974г, писал что «каждое полушарие... имеет свои собственные... отдельные ощущения, восприятия, мысли и идеи, полностью обособленные от соответствующих внутренних переживаний другого полушария. Каждое полушарие - левое и правое - имеет свою собственную отдельную цепь воспоминаний и усвоенных знаний, недоступных для другого. Во многих отношениях каждое из них имеет как бы отдельное собственное мышление» (курсив мой).
Путём самоанализа легко заметить, что существует осознанное последовательное логическое мышление, которым руководит доминирующее речевое сознание, и неосознаваемая работа мозга, результат которой доминирующее сознание получает в виде «интуитивного» знания или чувства.
Во время осознанного мышления речевое сознание задаёт своему мозгу вопрос в виде мысли, выраженной словами, цифрами или понятием. Ответ на поставленную задачу это сознание всегда получает в виде смыслового понятия (кода, общего для всех народов), которое мозг сразу или через некоторое время оформляет в слова (на соответствующем языке), цифры, формулы и т.д.
Неосознанное мышление человека, вероятно, подобно тому, которое есть у животных с развитым мозгом, но, естественно, на более высоком уровне. Роль доминирующего сознания заключается только в ощущении ЖЕЛАНИЯ достичь цели. Всё, что нужно, просчитывается мозгом по желанию этого сознания, но без его участия. Мозг сообщает ему своё заключение в виде "интуитивного" совета (без логического объяснения), ощущения, или эмоции (22.02.2009, свидетельство о публикации №1902220412).
Внимательно наблюдая за людьми, можно заметить, что осознанное и неосознанное общение происходит не одновременно, а попеременно, сменяя друг друга. Очевидно, что и обработка информации, полученной во время этого общения, происходит так же поочерёдно, путём осознанного и неосознанного мышления. Вне общения это происходит по-разному.
Примеры неосознанного мышления.
Приведу случай, когда я автоматически, без участия сознания, спускалась со скалы. Сначала у меня работало осознанное восприятие и мышление. Осознанно я увидела мелкие уступы, а опыт показал, что они слишком малы, и мои ноги не могут на них удержаться. И осознанное мышление оценило мелкие уступы, как непригодные для спуска. Вывод: спуск для жизни не опасен, но спуститься я не смогу. И я решила возвращаться. Но я очень устала, у меня не было сил возвращаться назад по крутому подъёму. Я сильно огорчилась, на глазах появились слёзы. Через минуту слёзы исчезли, и я около пяти минут БЕЗ МЫСЛЕЙ смотрела на скалу, не видя на ней ничего нового. После чего у меня появилось ЧУВСТВО УВЕРЕННОСТИ в том, что я могу спуститься. Я легко и без напряжения спустилась, ощущая, что моими движениями управляет нечто помимо моей воли, но как бы с моего согласия.
Надо думать, при повторном созерцании скалы у меня было неосознанное восприятие, во время которого мой мозг изучил мелкие уступы, соразмеряя их с моей стопой, нашёл среди них подходящие для спуска, - не покатые, чуть более крупные, чем остальные (10-15см), - и создал для меня программу автоматических действий. Неосознанное восприятие и мышление у меня включились после осознанного, В ОТВЕТ НА ЧУВСТВА усталости и сильного огорчения, граничащего с отчаянием, чтобы найти для меня выход более приемлемый, чем тот, который нашло осознанное мышление (возвращение назад). И свой вывод неосознанное мышление сообщило мне, моему доминирующему сознанию, ТОЖЕ В ВИДЕ ЧУВСТВА уверенности, что я могу спуститься.
А вот другой пример. После длительного подъёма на гору и последующего длительного спуска, я очень сильно устала. Остановилась у большой скалы, по которой хотела спуститься, оценила спуск, как опасный для жизни, но возможный. Другой дороги не было, и я решила рискнуть. Это было осознанное восприятие и осознанное мышление. Я хотела идти вперёд, а мои ноги сделали два шага назад. Я снова хотела идти вперёд, но мои ноги снова сделали два шага назад. Видимо, в то время, когда я осознанно рассуждала, моё неосознанное мышление анализировало ту же самую информацию (плюс информацию, недоступную для меня, и информацию, о которой я забыла), и оценило риск, как неоправданный. И при попытке неправильных действий мозг включил инстинкт самосохранения (аналогичное поведение я наблюдала у животного в ситуации, опасной для его жизни). После этого я неожиданно вспомнила, что видела другую дорогу, безопасную, о которой я забыла, но мой мозг о ней помнил. Позже я узнала, что спуска с той скалы не было. На этот раз неосознанное мышление воспринимало и анализировало информацию одновременно с осознанным мышлением, и, видимо, с учётом его выводов. Здесь тоже имели место переживания чувств сильной усталости, огорчения и обоснованного опасения, желание определённого действия, не ради забавы (удовольствия), а как необходимость. Только на этот раз мозг отреагировал на них не советом в виде интуитивного знания, а решительными действиями, совершив над доминирующим сознанием насилие.
Таким образом, в неразделённом мозге каждый вид мышления анализирует самостоятельно, постоянно обмениваясь полученными выводами. Осознанное мышление использует информацию от пяти органов чувств, личный опыт и знания, полученные во время обучения. Неосознанное мышление, судя по его результатам, использует всю доступную мозгу информацию, включая готовые выводы осознанного логического мышления. Но при обоих видах мышления, осознанном и неосознанном, работает весь мозг, оба его полушария. Это можно заметить и без специальных исследований. Например, мозг проводит длительную работу по решению какой-либо задачи, которую осознанному мышлению не удалось решить сразу, Мозг делает это и днём, и ночью, когда оба сознания отключаются. Ибо человеку очень нужно решить эту задачу, он испытывает страстное желание найти ответ, или чувство сильного опасения (страх), обословленное грозящими ему неприятностями, если он не найдёт решения. Или ему просто интересно её решить, хочется, но быстро не получилось, и он отложил это на время, или, огорчившись, отказался от своего намерения. Человек уже занят другим делом, или отдыхает, а мозг (“неосознанное мышление”), стимулированный этими чувствами, продолжает искать решение. Или происходит заданная доминирующим сознанием работа по извлечению из памяти давно забытых мгновений, которые вдруг, оказались очень важными для жизни человека. И неожиданно, к нему приходит или решение отложенной задачи, или искомое воспоминание. (“Сознание и мышление”. © Copyright: Лариса Викторовна Светличная, 2009. Свидетельство о публикации №2911200555). Очевидно, именно неосознанное мышление проделало эту работу.
На уровне неосознанного мышления решаются очень многие повседневные вопросы. Можно сказать, все, которые не требуют осознанного мышления, ибо решать всё на уровне осознанного мышления сложно, долго и нерационально. Доминирующее сознание получает готовую оценку или «интуитивную» рекомендацию к действию.
Мозг мгновенно переключает каналы управления общением и поведением: с речевого сознания на немое, с сознательного управления на инстинктивное и обратно. Очевидно, что для этого должна быть особая структура, которая связана со всеми отделами мозга и владеет всей информацией, "внутренний оператор". Логично предположить, что в этой структуре должны сходиться все проводящие пути и содержаться скопления нейронов, которые обрабатывают информацию и передают её в кору для дальнейшего анализа, откуда готовое решение вновь поступает к внутреннему оператору. Известно, что таламус работает как сложное реле. Он связан со всем мозгом, с корой обоих полушарий и с подкоркой, и в нём имеются несколько крупных скоплений нейронов (“ядра”). Возможно, именно таламус и является “внутренним оператором”?
Существуют способы неосознанного общения, которые не зависят от воли сознания, ни речевого, ни немого. Это – неосознанное рефлекторное общение посредством излучения мозга и другие (см. "Неосознанное общение"). Очень многие человеческие реакции имеют двойное происхождение: обусловленные разумным сознанием, и обусловленные инстинктом, неосознанные. Человек, ощущая то или иное инстинктивное чувство, не осознаёт, что оно возникло рефлекторным путём, и объясняет его себе с позиции осознанного восприятия мира. Например, инстинктивная радость победы является рефлекторной реакцией на чувство поражения противника в психической борьбе, а радость победы мыслящего сознания возникает от достижения своей цели. Разумом люди уважают друг друга за ум, знания, умения, честность, мужество, великодушие и прочие достоинства. А рефлекторно презирают или уважают только за поражение или победу в инстинктивном психическом сражении, не осознавая этого.
Осознанным поведением руководит доминирующее сознание, владеющее речью и логическим мышлением. Всё инстинктивное поведение основано на сознательном, но не осознанном общении. Это может означать, что во время инстинктивного социального поведения доминирующее сознание отключается, а немое сознание продолжает общение на неосознанном уровне, посредством инстинктивного языка немого общения и инстинктивных программ поведения. Эти программы состоят из множества безусловных рефлексов, в промежутках между которыми включается доминирующее сознание, и человек уверен, что всё его общественное поведение – осознанное.
В социальном инстинкте соответственно двум видам сознания и мышления имеются две различные лидерские программы управления. Одна из них управляет только инстинктивным поведением членов социальной группы, вторая предназначена для управления как сознательным, так и инстинктивным поведением. Вероятно, каждая из них находится в своём полушарии, в одной из миндалин. Так как из опыта удаления обеих миндалин у макака-резуса известно, что программы стадного поведения расположены именно в миндалинах («Мозг, разум и поведение». Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер, Москва, «Мир», 1988).
Между всеми видами управления поведением существует взаимное влияние. Доминирующее сознание может прекратить инстинктивные действия усилием воли или не подчиниться подсказке неосознанного мышления («интуиции»). Сложные инстинкты воздействуют на доминирующее сознание, внушая ему влечение к определённой цели и направляя его поведение эмоциями. А простой инстинкт самосохранения совершает над доминирующим сознанием насилие. Впрочем, после окончания его действия, человек и животные с развитым мозгом могут поступать так, как они считают нужным.