Формы абстрактного мышления. Абстрактное мышление у детей и взрослых

Наш мир полон удивительных вещей, и существует он по своим законам, нередко не поддающимся логике и рациональному уму. Оперируя лишь точными знаниями и инструкциями, мы можем упустить из виду многое из того, что еще не изведано и хранит в себе тайну. И именно тогда, когда человек соприкасается с тем, что ему неизвестно, у него активизируется абстрактное мышление, позволяющее рассуждать, делать какие-то умозаключения, строить догадки. Этот вид мышления очень важен, но чтобы понять, почему это так и что он вообще собой представляет, необходимо углубиться в его описание, формы и виды, примеры и методы развития. Этим мы и займемся.

Суть и польза абстрактного мышления

Способность человека мыслить, если говорить кратко, позволяет ему формировать видение мира, разрешать множество жизненных ситуаций, достигать успехов и вообще быть человеком. Мыслить же можно точно и обобщенно. Точным мышлением мы оперируем, когда у нас есть какие-то знания и данные, когда мы ясно понимаем происходящее. А обобщенное мышление начинает работать в любой противоположной ситуации. Тогда мы догадываемся, предполагаем, делаем общие выводы. Говоря проще, обобщенное мышление и есть мышление абстрактное.

Если говорить научно, абстрактное мышление – это особый вид познавательной активности, когда человек начинает рассуждать в общих чертах, отходя от конкретики. Здесь картина чего-либо рассматривается целиком, а точность и детали не затрагиваются. Это в свою очередь позволяет отойти от догм и правил, расширить границы и посмотреть на ситуацию с разных ракурсов, найти неординарные способы решения какой-либо проблемы.

В большинстве обыденных ситуаций люди исходят из конкретных знаний. Например, парень сидит на лавочке у подъезда и щелкает семечки. Сразу можно подумать, что он лоботряс, и не желает заняться делом. И в этом случае основой наших рассуждений являются собственные представления о происходящем. Однако как может быть в действительности?

Парень возвращался домой после тяжелой смены на работе, где сутки патрулировал территорию строящегося объекта. У него предстоит выходной и он волен делать, что угодно, в том числе и отдохнуть, щелкая семечки на скамейке. А могло бы и так, что у него дома состоялась ссора, а он только , и поэтому, дабы не возобновлять вредную привычку, купил семечки и обдумывает случившееся в их компании. Варианты событий могут быть самыми разными, и если отойти от конкретики (парень сидит и щелкает семечки), можно абстрагироваться и взглянуть на событие с разных точек зрения и найти немало любопытного.

Мысля абстрактно, человек мыслит как бы приблизительно, что очень полезно в повседневных ситуациях, заводящих его в интеллектуальный тупик, т.е. когда он затрудняется с поиском выхода или решения, составлением объективного мнения. Абстрагирование позволяет находить во всем то, что было незаметным прежде.

Важно отметить, что абстрактное мышление часто называют также и абстрактно-логическим мышлением. Это уточнение характерно для ситуаций, в которых человек логически оперирует абстракциями – единицами конкретных закономерностей, вычлененных ранее из «представляемых», «воображаемых» или «отвлеченных» качеств какого-либо явления или предмета. Иначе говоря, человек использует то, что не может увидеть, услышать или потрогать.

Наиболее ярко абстрактно-логическое мышление проявляется в математике, объясняющей явления, отсутствующие в физической природе. К примеру, нет такого явления, как цифра «4», и человек просто понимает, что имеются в виду четыре одинаковые единицы. Сама же цифра была выдумана людьми, чтобы упростить определенные явления. По мере развития и прогресса человечество стало вынуждено применять несуществующие по сути понятия.

Есть и еще один хороший пример – это человеческий язык. Самих по себе в природе нет лексических единиц, таких как буквы, слова и предложения. Но люди создали алфавит и вытекающие из него явления, чтобы упростить выражение своих мыслей и облегчить их передачу. Благодаря этому сегодня мы можем находить общий язык друг с другом, ведь каждый из нас понимает, что означает то или иное слово, способен распознавать буквы и строить предложения. Поэтому, кстати, абстрактное мышление и речь тесно взаимосвязаны.

Абстрактно-логическое мышление необходимо нам в ситуациях, где есть некоторая неопределенность, непонятность и неизвестность, и, опять же, когда возникает интеллектуальный тупик. Думая абстракциями и , мы способны находить то, что есть в окружающей действительности, и подыскивать этому определение.

Таким образом, мы можем выделить несколько полезных практических возможностей, которыми наделяет человека абстрактное (абстрактно-логическое) мышление:

  • отвлечение от рамок обстоятельств и отделение от предмета или явления отдельных признаков;
  • оценка предметов и явлений и их сравнение;
  • обобщение и конкретизация предметов и явлений;
  • нахождение соответствий между общим и частным;
  • систематизация и классификация знаний;
  • извлечение нужного и отсекание лишнего для конкретных ситуаций;
  • анализ происходящего;
  • вычленение отдельных составляющих событий;
  • соединение разрозненных сведений в общую картину.

Любая из этих мыслительных способностей уже есть у каждого из нас, но развита и проявляется в разной степени. Однако их можно успешно совершенствовать, чтобы получать больше практической пользы. Поэтому развитие абстрактного мышления очень актуально. Впрочем, об этом мы поговорим совсем скоро, а пока давайте еще немного разберемся с видами абстракций и формами абстрактного мышления. Но прежде чем продолжить, предлагаем пройти занятный видеотест на абстрактное мышление.

Виды абстракций

Как вы помните, абстрактно-логическое мышление предполагает манипуляции с абстракциями (единицами конкретных закономерностей). И чтобы приблизиться к пониманию абстрактного мышления и его механизма, необходимо рассказать о видах абстракций и их целях.

Есть шесть видов абстракций:

  • изолирующая абстракция – позволяет выделять компоненты явлений, на которых сфокусировано внимание;
  • обобщающая абстракция – позволяет выделять общую характеристику в конкретном явлении, отсекая индивидуальные особенности;
  • конструктивизация – позволяет придавать более четкие формы явлениям с «размытыми» границами;
  • идеализирующая абстракция – позволяет замещать реальные свойства явления идеальным шаблоном, исключающим недостатки;
  • абстракция актуальной бесконечности – позволяет определять бесконечные множества как конечные;
  • примитивно-чувственная абстракция – позволяет выделять одни свойства явления и игнорировать остальные.

Кроме того, абстракции разделяются еще и по целям:

  • формальные абстракции – необходимы для рассмотрения явлений, исходя из внешних проявлений, без этих явлений не существующих;
  • содержательные абстракции – необходимы для выделения из явлений свойств, способных существовать и вне этих явлений – автономно.

Оперируя абстракциями всех видов (и благодаря возможностям, которые они дают) мы можем «отбирать» из окружающего мира то, что нельзя распознать с помощью естественных органов чувств.

Общие закономерности всех явлений передаются посредством особых языковых выражений. С ними нам уже не нужно каждый раз выявлять разные понятия, ведь о них мы узнаем с самого начала жизни – от родителей, воспитателей, учителей и т.д. И именно здесь нужно сказать о формах абстрактного мышления.

Формы абстрактного мышления

При абстрактном мышлении человек оперирует разными знаниями и мыслительным опытом. Со временем все это пришло к определенной системе. Множество явлений мира неподвластны зрению, слуху или осязанию (а про некоторые можно сказать, что они вообще не существуют как таковые). Но такие явления есть часть человеческой жизни, а потому должны иметь хоть какую-то форму.

Существует три основных формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение. Скажем о них вкратце.

Понятие

Понятие – это мысль, передающая общее свойство различных явлений. Свойства могут различаться, но быть однородными и схожими, что позволяет объединять их в одну группу. Возьмем, к примеру, автомобиль. Это может быть внедорожник, седан или хэтчбэк; у разных машин разная форма, цвет, характеристики. Но их общая особенность в том, что у всех есть колеса, двигатель, коробка передач и т.д., и в том, что на них можно ездить. Вот эти признаки (конструкция, предназначение) и позволяют относить свойства к одной группе.

И таким вещам нас учат еже с пеленок. Мама говорит о «коте», а мы сразу понимаем, что это мяукающее и мурлыкающее четырехногое животное с хвостом и т.п. Кошки бывают и разных пород и окрасов, но у всех есть общие признаки, по которым они относятся к общему понятию «кот» или «кошка».

Суждение

Суждение человек использует, намереваясь подтвердить или опровергнуть что-либо. Оно может быть простым или сложным. Вот простое – «кот мяукает» – его можно выразить конкретно и однозначно. А вот сложное – «кот начал мяукать, потому что он голодный» – его можно выразить несколькими повествовательными предложениями.

Также суждения бывают истинными и ложными. Истинные отображают действительное положение дел и основываются, как правило, на отсутствии индивидуальной оценки человека, т.е. он судит объективно. Ложным суждение становится тогда, когда человек проявляет свою заинтересованность, основываясь при этом на личных доводах, а не на том, что происходит в действительности.

Умозаключение

Умозаключение является мыслью, формируемой двумя и более суждениями. Это новое – более сложное суждение. Любое умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылкой служит начальное суждение, выводом – логическое размышление, приводящее к заключению.

Три этих формы абстрактного мышления составляют его основу. Всеми абстракциями мы оперируем с их помощью. Но того, о чем мы сказали (формы и виды абстрактного мышления и абстракций, их цели и т.д.) может быть не совсем достаточно для понимания абстрактного мышления и его особенностей, т.к., по сути, все это теория. Поэтому есть смысл отдельно поговорить о конкретных примерах.

Примеры абстрактного мышления

Ярчайшим примером абстрактного мышления можно назвать точные науки, такие как астрономия, физика и математика и т.д. Чаще всего оно служит их базой. Как таковых цифр и формул человек не видит, зато умеет вычислять, измерять, считать, объединять объекты в группы и находить их количество.

То же самое касается и самой жизни. Что есть жизнь? Это когда существует тело, в котором функционирует сознание. Точного определения понятию «жизнь» мы дать не можем, но умеем с точностью сказать, когда жив человек, а когда мертв.

Абстрактное мышление проявляется не менее явно, когда мы устремляем взор в будущее. Мы не знаем, что нас ждет, но у нас есть , стремления и желания. Если бы мы не могли мечтать и фантазировать, мы не были бы в состоянии строить планы на будущее. Теперь же мы прилагаем усилия к достижению результатов. Наше движение по жизни имеет направленность. Абстрактное мышление дарит нам тактику и стратегию, ведущие к желанному будущему. Этой реальности пока что нет, но мы стараемся сделать так, чтобы она соответствовала нашим представлениям.

Рассматривая примеры абстрактного мышления, нельзя не вспомнить об идеализации. Многие идеализируют и мир, в котором живут, и людей, которые их окружают. Есть, например, мужчины, которые грезят «обладать» женщиной, и при этом даже не думают о том, что обладать можно лишь неживым объектом или немыслящим существом. Есть и женщины, ждущие «принца на белом коне» и не обращающие внимания на то, какими многие «принцы» являются в реальной жизни.

Есть и отличный пример ложных суждений. Вновь коснемся отношений: некоторые женщины считают, что все мужчины «плохие», но в основе этого суждения лежит горький опыт – ситуации, в которых мужчины предавали этих женщин. В любом случае женщина выделяет мужчин в качестве отдельного класса со своими конкретными свойствами, а потому она и может приписывать всем им то, что проявилось в одном представителе.

Из ложных суждений, ко всему прочему, часто вырастают ложные умозаключения. Например, дом могут назвать «неблагополучным» из-за неисправной проводки, плохого отопления, недоброжелательных соседей. Опираясь на свой эмоциональный дискомфорт, возникающий в текущих условиях, человек делает однозначные суждения, из которых формируются выводы, образующие заключение, искажающее реальность – ведь дом-то вполне может быть «нормальным», просто нужно довести в нем все до ума.

Подобных примеров можно приводить множество, но все они скажут, что абстрактное мышление (включая проистекающие из него ложные суждения и умозаключения) составляет колоссальную часть нашего каждодневного мыслительного процесса. У всех оно проявляется по-разному, и всегда будут компоненты, требующие развития. Кто-то может хорошо систематизировать информацию, но затрудняться с вычленением отдельных элементов событий. Кто-то может идеально находить соответствия между частным и общим, но с трудом конкретизировать что-то и т.д. И чтобы натренировать свой мозг и повысить улучшить интеллектуальные способности, нужно развивать абстрактное мышление.

Зачем развивать абстрактное мышление?

Начнем с малого: абстрактное мышление, постоянно присутствуя в нашей жизни, начинает формироваться уже с раннего возраста. Вспомните, как, будучи детьми, вы фантазировали и выдумывали всякие небылицы. Так развивалось ваше абстрактное мышление, с помощью которого вы абстрагировались от чего-то конкретного и начинали проделывать всяческие манипуляции с его свойствами.

В школьные годы этот навык помогал вам в освоении математики и других точных наук. Затем – в институте или университете с его помощью вы решали многие абстрактные задачи. И, наконец, уже в профессиональной сфере абстрактное мышление позволяет вам оперировать огромными массивами данных, множеством задач и их свойств, разделять их на группы по разным параметрам, решать проблемы и даже находить взаимосвязь между тем, что вы делаете и .

Тайм-менеджмент, инженерия, философия, психология, писательское искусство – это лишь несколько областей, где задействовано абстрактное мышление. В дополнение к этому исключительно с его помощью вы можете мечтать о будущем и строить планы, размышлять о боге и любви, использовать чувство юмора и шутить, создавать нечто новое. Всего просто не перечислить, да и есть ли в этом смысл?!

Абстрактно-логическое мышление делает человека разумным существом и помогает видеть то, чего «нет», создавать космос в хаосе и познавать явления окружающего мира. Значение этих способностей переоценить невозможно, и даже их вполне хватает, чтобы понять, зачем нужно развивать абстрактное мышление, – чтобы достигать во всем лучших результатов, повышать уровень интеллекта, добиваться успеха и покорять новые вершины. Но удивительнее всего то, что для этого подходят совершенно простые способы.

Развитие абстрактного мышления

В этом блоке мы хотим коротко рассказать о том, как развивать абстрактное мышление у детей и у взрослых. Учитывая, что способы его развития в этих случаях будут различаться, поговорим о них отдельно.

Развитие абстрактного мышления у детей

Несмотря на то, что абстрактное мышление развивается у ребенка автоматически, родители могут создавать для улучшения этого процесса специальные условия. Рекомендуется начинать занятия с первых лет жизни, когда детский мозг формируется и растет. Основная задача – помочь ребенку перейти от операций с конкретными предметами к работе с отвлеченными понятиями, а также максимально расширять его кругозор.

Вот несколько подходящих для этого упражнений:

  • Возьмите альбомный лист и разлейте на нем немного гуаши или чернил, чтобы получилась клякса. Нужно вместе с малышом сделать из этой кляксы какой-то рисунок, к примеру, веселую рожицу или смешного человечка.
  • Придумывайте вместе с ребенком необычные названия и имена. Можно подобрать в Интернете изображение и придумать к нему не меньше трех интересных названий. Необычные имена можно составлять для животных и даже людей.
  • Ставьте вместе с ребенком небольшие театральные постановки. Создавайте из подручных средств костюмы и прочий реквизит. Абстрактное мышление у детей отлично развивают игры в театр теней.

Вместе с этими упражнениями разгадывайте со своим ребенком головоломки, ребусы, загадки и анаграммы. Играйте в и шахматы, собирайте паззлы и подбирайте ассоциации. Изначально у малыша могут возникать затруднения с выполнением заданий, но уже совсем скоро его абстрактное мышление будет развиваться очень быстро, причем намного быстрее, чем у взрослого человека.

Развитие абстрактного мышления у взрослых

Развивать абстрактно-логическое мышление у взрослого немногим сложнее, чем у ребенка. Дело в том, что мышление взрослого уже сформировано и стало менее гибким. Новые знания воспринимаются и усваиваются труднее. Но и это не помеха, если выполнять специальные упражнения на и умения думать абстрактными категориями:

  • Закройте глаза и как можно ярче представьте всех, с кем пришлось общаться в течение дня. Делайте это во всех подробностях: вспоминайте одежду, тембр и громкость голоса, жестикуляцию, выражение лица. Одновременно с этим вспоминайте свои ощущения в процессе общения с людьми.
  • Закройте глаза и начните представлять разные эмоции: радость, ужас, страх, умиление, тревогу, недоверие и т.д. Создавайте в воображении образ эмоции без конкретного объекта.
  • Закройте глаза и представьте образ интересующей вас идеи, понятия или термина. Пытайтесь отследить возникающие при этом ассоциации, ощущения и символы. Для выполнения упражнения замечательно подходят такие абстрактные явления как бесконечность, энергия, свобода, космос, религиозность и т.д.

В дополнение к предложенным упражнениям подходят все те же головоломки, ребусы, судоку; занимайтесь рисованием и придумывайте несуществующие слова и выражения. А еще попробуйте читать книги необычным образом – задом наперед, в перевернутом виде, наискосок и т.п.

Также обратите внимание на книги по абстрактному мышлению. Среди самых популярных можно выделить «Абстрактное мышление» Кирилла Берендеева, «Интеллект-тренинг» Андрея Родионова, «Развивайте интеллект» Филипа Картера, «Научите себя думать» Эдварда де Боно, «Правила мозга» Джона Медины и .

Учитесь думать абстрактно. Если бы мы не умели этого делать, вряд ли бы появился первый самолет или автомобиль, не было бы многих открытий и ошеломляющего технического прогресса. Все это происходит из человеческой способности к воображению, фантазированию, выходу за границы разумного и привычного. Умея мыслить абстракциями, каждый из нас легко перестраивается и адаптируется к обстоятельствам, находит выходы из ситуаций и решает проблемы, творит и создает, думает, рассуждает, анализирует и прогнозирует.

Впрочем, думаем, что вам будет полезно познакомиться еще и с профессиональной точкой зрения на абстрактное мышление. В видео, размещенном ниже, о его важности рассказывает профессор Высшей школы экономики, доктор физико-математических наук, преподаватель и консультант по стратегическому менеджменту и корпоративному управлению Геннадий Николаевич Константинов. Желаем приятного просмотра и, конечно же, успешного в любом важном для вас направлении!

Обще принятая типология мышления представляет такой , как абстрактное. Принципиальное отличие от других типов свойственно только человеческому виду: у животных, которым присущи другие , этот тип не выражен. В этой статье мы узнаем, что такое абстрактное мышление и какими особенности оно наделяет человека, а также представим ряд упражнений по его развитию.

Формы абстрактного мышления

Отличительной особенностью данного вида мышления является три его составляющие – понятие, суждение, умозаключение. Для того чтобы понять что собой представляет этот вид, следует подробно разъяснить его формы.

Понятие

Представляет собой форму, которая отражает предмет в качестве одного или группы признаков. При этом каждый признак должен быть существенным и обоснованным. Понятие выражается словосочетанием или словом: «собака», «снег», «синеглазая женщина», «абитуриент политехнического вуза» и т.д.

Суждение

Эта та форма, которая отрицает или подтверждает предмет, мир, ситуацию какой-то фразой. При этом суждение имеет 2 типа – простое и сложное. Первый, к примеру, звучит так: «собака грызет кость». Второй несколько в иной форме: «девушка встала, скамья опустела». Отметим, что второй тип обладает повествовательной формой предложения.

Умозаключение

Заключается в форме, которая из одного суждения или группы, резюмирует, представляя новое суждение. Именно эта форма является фундаментом абстрактно-логического мышления.

Признаки абстрактно-логического мышления


Существуют основные признаки этой формы мышления, которые наиболее полно отражают его суть:
  • умение оперировать понятиями, группа и критериями, которые не существуют в реальном мире;
  • обобщения и анализа;
  • систематизация полученной информации;
  • необязательность непосредственного взаимодействия с окружающим миром для выявления его закономерностей;
  • построение причинно-следственных связей, создание отвлеченных моделей каких-либо процессов.

Понятие «абстрактное мышление» берет корень в логике, которая, в свою очередь, исходит из Китая, Индии и Греции. По Историческим фактам можно предполагать, что база логики была заложена около 4 в. до н.э. Произошло это практически одновременно в разных точках земного шара, что только подчеркивает важность абстракций и логических рассуждений для изучения любого предмета, ситуации или мира.

Логика – это раздел философии, являющейся наукой о рассуждениях, законах, правилах для выведения правильных выводах о том объекте, которые подвержены изучению.

Таким образом, абстрактное мышление является основным инструментом логики, т.к. позволяет абстрагироваться от материального, и выстроить цепочку выводов. Отметим, что, в отличие от других наук, логика развивалась и развивается на протяжении всей истории нашего мира, с момента появления человека.

Презентация: "Определение типа мышления"

Применение абстракций

Абстрактное мышление начинает развиваться в детском возрасте от 5 до 7 лет. До этого возраста дети используют другие формы мышления:

  1. с рождения – наглядно-действенный;
  2. с полутора лет – конкретно-предметный.

Необходимо заметить, что вышеперечисленные формы понятия «абстрактное мышление» остаются с человеком на всю жизнь, т.к. помогают налаживать связь с окружающей реальностью, не зависимо от возраста. Но лишь абстрактный вид мышления является фундамент обучающего процесса, способности познания мира в целом, а также для любой осознанной деятельности. Наиболее ярким примером такой деятельности является наука. Основа же любой науки – сбор и систематизация полученных знаний.

Невзирая на то, что во многих ситуациях такие процессы основаны на функции наблюдения за материальными предметами и явлениями, фундаментом научного инструментария – анализ, синтез, обобщение, выработка понятийного аппарата и т.д. - является абстрактное мышление.

Однако в быту абстрактно-логическое мышление играет не последнюю роль. За счет него человек способен не только устанавливать связи между событиями, обобщать и распределять опыт, но и выстраивать общую картину мира.

Диагностика и развитие способности мыслить абстрактно

Для определения выраженности абстрактного мышления, достаточно пройти специальный тест, которые достаточно разнообразны:

  • Тест на . Положительным результатом считается преобладание абстрактно-логическое мышление. Такие тесты созданы в виде опросников, в которых нужно выбрать самое близкое вам утверждения, либо основываться на картинках, т.е. работе с изображениями.
  • Тесты на выявление причинно-следственных связей. Суть заданий таких тестов следующее: даются исходные условия, из которых нужно сделать логически правильный вывод. Зачастую, такие тесты применяют в качестве терминологии несуществующих слов для того, чтобы выявить уровень отстранения человека и его умения абстрагироваться от конкретных деталей.
  • Тесты, построенные на анализе предложенных комбинаций слов. В этом случае необходимо выявить закономерность, по причине которой различные слова объединены, и распространить ее на другие словосочетания.

Тренировка логики и способности абстрактно мыслить

По причине того, что абстрактное мышление является наработанным качеством, его следует развивать. Наиболее оптимальным временем для начала таких тренировок является ранний возраст. Обусловлено это тем, что у детей повышен уровень восприимчивости к новой информации и более ум является более гибким. С возрастом эти свойства несколько теряются, т.к. человек уже принял определенные шаблоны поведения и мировосприятия. Однако и взрослый человек при достаточном упорстве может развить свои абстрактно-логические навыки и эффективно их задействовать в повседневной и трудовой жизни.

Выбрав для прохождения несколько тестов, вы сможете легко определить, какие виды упражнений будут наиболее эффективны: если тренировка дается с трудом, значит, с подобных им и следует начать.

Выбирать легкие виды упражнений не имеет смысла, т.к. мышление останется на прежнем уровне.

Самым оптимальным вариантом для начала занятий как для детей, так и для взрослых являются задачи на сообразительность и смекалку. Обычно они представлены в виде очевидных фактов, но имеющих неправильное решение. Испытуемый, решая задачу, должен выявить неявные взаимосвязи между исходными данными и сформулировать верный ответ.

Помимо этого, в качестве упражнений можно использовать вопросы и задания из любого теста.

Способность к обобщению и систематизации знаний дает нам мощный инструмент к познанию мира. В отличие от животных и первобытных людей, мы обладаем уникальным ресурсом, который можем использовать для более широкого и глубокого осмысления реальности: законов Вселенной, социальных связей и, в конечном счете, самих себя.


Высшей ступенью познания у человека считается мышление . Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия (операции) и результат.

Развитие мышления

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Виды мышления человека


Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:

  • наглядно-образное мышление;
  • абстрактное (словесно-логическое) мышление;
  • наглядно-действенное мышление.


Наглядно-образное мышление


Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

Вопрос-ответ

Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква?
Форма ушей у немецкой овчарки?
Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

Создание образов

Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

  1. Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет?
  2. Какие блюда подавались?
  3. О чем была беседа?
  4. Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели.
  5. Представленная картинка была черно-белой или цветной?
  6. Опишите зрительный образ помещения.

Описание предметов

Опишите каждый из представленных предметов:

  1. зубная щетка;
  2. сосновый лес;
  3. закат;
  4. ваша спальня;
  5. капли утренней росы;
  6. парящий в небе орел.

Воображение

Вообразите Красоту, Богатство, Успех.

Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

Воспоминания

Представьте людей, с которыми вы сегодня (или когда-нибудь) общались.

Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).


Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

Формы абстрактного мышления

У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

  • понятие – предметы объединяются по признакам;
  • суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;
  • умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

Пример абстрактного мышления:

У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

«Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

  • осторожный, быстрый, веселый, печальный;
  • индюк, голубь, ворона, утка;
  • Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
  • квадрат, указка, окружность, диаметр.
  • тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

Нахождение отличий

Чем отличаются:

  • поезд – самолет;
  • лошадь-овца;
  • дуб-сосна;
  • сказка-стихотворение;
  • натюрморт-портрет.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

  • Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
  • Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
  • Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
  • Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
  • Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
  • Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

Прочитайте словосочетания наоборот

  • завтра премьера спектакля;
  • приходи в гости;
  • пойдем в парк;
  • что на обед?

Слова

За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

Придумайте имена

Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.


Наглядно-действенное мышление

Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.

Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.

У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».

Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.

Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.

Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

  1. Самое простое, но очень эффективное задание на развитие этого вида мышления – это сбор конструкторов. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядную инструкцию.
  2. Не менее полезны для развития такого вида мышления и различные пазлы, головоломки . Чем больше будет деталей, тем лучше.
  3. Составьте из 5 спичек 2 равных треугольника, из 7 – 2 квадрата и 2 треугольника.
  4. Превратите в квадрат, разрезав один раз по прямой линии, круг, ромб и треугольник.
  5. Слепите из пластилина кошку, дом, дерево.
  6. Определите без специальных приборов вес подушки, на которой вы спите, всей надетой на вас одежды, размер комнаты, в которой вы находитесь.

Заключение

У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.

Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, другими словами способствующий абстрагированию от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом. Данный вид мыслительной деятельности субъектов способствует видению полноты картины, позволяя не фиксироваться на несущественных деталях.

Абстрактное мышление человека предоставляет возможность шагнуть за рубежи предписанных норм и сводов правил, что ведет к свершению новых открытий.

Развитие абстрактного мышления у с малых лет должно занимать главное место в детском формировании, поскольку подобный подход позволяет легче отыскивать неожиданные решения, отгадки и находить необычные выходы из возникших ситуаций.

Абстрактное мышление, таким образом является вариацией человеческого познания, представляющей собой выделение существенных качеств и взаимодействий предметов, отвлечение от остальных их качеств и связей, которые считаются частными и несущественными. Такое теоретическое обобщение способствует отражению ключевых закономерностей изучаемых объектов или феноменов, а также прогнозированию новых, ранее неизвестных закономерностей. Абстрактными объектами выступают неделимые образования, которые составляют содержание мыслительной деятельности человека, а именно умозаключения, математические элементы, конструкции, суждения, законы, понятия и т.п.

Абстрактно-логическое мышление

Людское мышление загадочный феномен, вследствие чего психологи постоянно стремятся его систематизировать, стандартизировать и классифицировать, акцентируя при этом абстрактно-логическую познавательную функцию. Такое внимание спровоцировано тем, что собственно данный тип мышления способствует нахождению нестандартных стратегий решений, повышая адаптационные навыки людей к неизменно меняющимся условиям.

Абстрагированием называют совершение мысленных акцентов, вычленение некоторых конструкций, элементов определенного множества и отстранение их от иных деталей такого множества. Абстрагирование является одним из основополагающих процессов умственного функционирования субъекта, позволяющим трансформировать в объект анализа различные качества предметов и опирающимся на знаково-символьное опосредствование. Данное теоретическое обобщение способствует отражению основных закономерностей изучаемых предметов или событий, анализировать их и прогнозировать качественно новые закономерности.

Потребность в абстрактном мышлении обусловлена обстоятельствами, при которых становятся очевидными отличия, возникающие между направленностью интеллектуальной проблемы и существованием явления в его определенности.

Абстракции могут быть примитивно-чувственными, обобщающими, идеализирующими, изолирующими, а также бывают абстракции актуальной бесконечности и конструктивизации.

Примитивно-чувственная абстракция состоит в отвлечении от некоторых свойств предметов и событий, выделении других их признаков (например, выделение конфигурации предмета, абстрагировавшись от его структуры и наоборот). Примитивно-чувственная абстракция неизбежно связана со всяким процессом восприятия.

Обобщающая абстракция направлена на создание обобщенного представления о явлении, отвлеченного от индивидуальных отклонений. Следствием такой абстракции является выделение общего свойства исследуемых предметов. Этот вид абстрактного мышления считается основополагающим в математической логике.

Идеализирующая абстракция или идеализация представляет собой замещение действительного эмпирического объекта идеализированной схемой, абстрагированной от реально существующих недостатков. Вследствие чего формируются понятия идеальных объектов, например, «прямая» или «абсолютно черное тело».

Изолирующая абстракция неразрывно взаимосвязана с функцией непроизвольного внимания, так как при этом можно выделить ту суть, на которой сконцентрировано внимание.

В отвлечении от невозможности фиксации каждого элемента беспредельного множества, другими словами бесконечные множества представляются в качестве конечных, заключается абстракция актуальной бесконечности.

Конструктивизация является отвлечением от расплывчатости пределов действительных объектов, то есть их «огрубление».

Кроме этого, абстракции можно разделить по целям на формальную и содержательную.

Выделение определенных свойств объекта, несуществующих сами по себе (например, форма или цвет) является формальной абстракцией.

Способ выделения не воспринимаемых чувственно свойств объектов посредством задания некоторого отношения по типу равенства на предметной области (например, тождества или эквивалентности).

На развитие абстрактного мышления у людей существенно повлияло возникновение и создание языковой системы для коммуникативного взаимодействия. Слова стали закрепляться за различными явлениями, абстракциями, что позволяло воспроизводить их содержательный смысл, который не зависел бы от ситуаций, касающихся соответствующих предметов, а также и их свойств. Речь предоставляет возможность вызывать произвольно и свободно представления в сознании и закреплять репродукционные навыки. Именно благодаря возникновению языковых систем облегчилось воспроизводство представлений и функционирование воображения. Первоначальной и превалирующей формой абстрактно-мысленного отображения предметов и событий является понятие. В процессе познавательной деятельности индивида одной из ключевых функций понятия является выделение, посредством представления в обобщенной конфигурации, предметов некоторой группы по некоторым конкретным (существенным) их признакам.

Понятие в качестве формы мысли, или в качестве мысленного образования является результатом обобщения объектов некоторой группы и мысленного определения этой группы по конкретной совокупности общих для объектов этой группы признаков и отличительных для них свойств.

Одинаковый предмет может быть одновременно вариацией чувственно-сенситивного суждения и формой понятия.

Непосредственно в понятиях могут заключаться существенные и неважные признаки предметов, необходимые, случайные, количественные и качественные. Кроме этого, понятия разнятся и по степени общности. Они могут быть менее общими или более общими, а также предельно общими. Понятия тоже подлежат обобщению.

Абстрактное мышление примеры ярчайшего его применения можно проследить в науке, ведь основой всякой научной деятельности является вначале сбор, а затем систематизация информации и знаний в различных областях.

Формы абстрактного мышления

Абстрактная мыслительная деятельность характеризуется несколькими особенностями. В первый черед абстрактное мышление человека носит целенаправленный характер и является активным, посредством него индивиды могут идеально преобразовывать предметы. Мыслительная деятельность позволяет выделять и фиксировать в объектах нечто общее, значимое и повторяющееся, то есть происходит отражение реальности через обобщенные образы.

Функция мышления опосредована чувственной информацией и прошлым опытом. Другими словами благодаря мышлению происходит опосредованное отображение действительности. Кроме этого, мыслительная функция нераздельно связана с языком. Он является средством формулирования, закрепления и трансляции мысли.

Абстрактное мышление человека – это деятельный процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.

Понятиями называют мысли, отображающие общие и важные признаки предметов, событий и процессов реального мира. Они являют собой отображение единой мысли значимых свойств предметов. Понятие может распространяться на несколько либо на один класс однородных объектов и явлений, характеризующихся одинаковыми признаками.

Понятия делятся по объему и своему содержанию. В соответствии с объемом они могут быть пустыми и непустыми. Пустыми именуются понятия, объем которых составляет нуль. Непустые понятия характеризуются объемом, содержащим, как минимум, один реально существующий предмет. В свой черед непустые понятия классифицируются на общие и единичные. Единичными именуются понятия, относящиеся к совокупности объектов, если такая совокупность подразумевает единое целое. Общие понятия содержат в собственном объеме класс объектов, причем они применимы ко всякому элементу этого класса (например, звезда, государство).

Понятия общего плана подразделяются на регистрирующие и нерегистрирующие. Понятия, в которых масса содержащихся в них элементов может поддаваться учету, и фиксируются, называются регистрирующими. Регистрирующие понятия характеризуются конечным объемом.

Общие понятия, имеющие отношения к неконкретному количеству элементов, именуются нерегистрирующими. Нерегистрирующие понятия характеризуются бесконечным объемом.

В соответствии с содержанием понятия подразделяются на положительного характера и отрицательного, собирательной направленности и несобирательной, на безотносительные и соотносительные, конкретные и абстрактные.

Положительными именуются понятия, суть которых составляют качества, свойственные предмету, например, грамотный, верующий. Понятия, содержание которых показывает отсутствие определенных признаков у объекта, называются отрицательными, например, беспорядок.

Собирательными именуют понятия, в которых имеются ввиду признаки отдельной совокупности элементов, являющих целостность, например, коллектив. Содержание собирательного понятия невозможно отнести к отдельному его элементу. Несобирательными именуются понятия, в которых имеются ввиду свойства, характеризующие каждый его элемент, например, район или звезда.

Понятие, в котором подразумевается объект либо совокупность объектов, как нечто существующее самостоятельно, именуется конкретным, например, книга.

Абстрактным именуется понятие, в котором скрыто свойство предмета либо отношение между ними, например, смелость, дружба.

Безотносительными именуются понятия, отображающие объекты, существующие отдельно и вне их отношений с иными предметами, например, студент, закон.

Соотносительными являются понятия, хранящие в себе свойства, указывающие на связь одного понятия с другим, их отношения, например, истец – ответчик.

Суждением называется конструкция мыслительной деятельности, через которую раскрывается присутствие или отсутствие каких-нибудь взаимоотношений и связей между объектами. Отличительным признаком суждения является утверждение или отвержение какой-либо информации о всяком объекте. Оно бывает истинным и ложным. Соответствием действительности определяется истинность суждения, поскольку оно не имеет зависимости от отношения субъектов к нему, а поэтому носит объективный характер. Ложные суждения заключается в искажение объективных признаков и отношений объектов мысли.

Конструкция мыслительной деятельности, которая позволяет из одного либо пары суждений выводить качественно новое суждение, называется умозаключением.

Все умозаключения содержат в себе посылки, заключения и выводы. Отправные суждения, из которых выходит новое суждение, называются посылками умозаключения. Заключением именуется новое суждение, получаемое посредством произведения логических операций с посылками. Выводом же называется логический процесс, состоящий в переходе от посылок непосредственно к заключению.

Абстрактно-логическое мышление примеры прослеживаются практически в каждом мыслительном процессе – «судья Иванов не может в рассмотрении дела принимать участие, если он потерпевший». Из данного высказывания можно вывести суждение, являющееся посылкой, а именно «судья Иванов является потерпевшим». Отсюда следует заключение: «следовательно, судья Иванов участие в рассмотрении дела не может принимать».

Отношения логической последовательности, просматриваемой между заключением и посылками, предполагает присутствие содержательной взаимосвязи между посылками. Другими словами, если нет содержательной связи между суждениями, то заключение вывода будет невозможно.

Рад приветствовать Вас, уважаемые читатели моего блога! Нас от животных отличает не только умение распознавать свои потребности и ставить цели, но и наличие такого понятия, как абстрактно логическое мышление. И оно не только отличает, но и делает человека уникальным, так как ни одно живое существо не обладает этой способностью. Сегодня мы рассмотрим методы, с помощью которых возможно развить его.

Виды

Для начала давайте разберёмся, какие виды вообще существуют, и какая между ними разница:

  • Конкретно-действенное , или его ещё называют практическим. Проявляется в нашей жизни, когда есть необходимость решить какие-то конкретные задачи. Может быть бытовым или производственным. Проще говоря, это то, что мы делаем, опираясь на свой опыт, а также умение разбираться в чертежах, проектах и прочих технических деталях.
  • Конкретно-образное , или художественное. Отличительной особенностью является привязка к настоящему времени, из которого и черпается вдохновение, появляются идеи. А также делается акцент на чувствах и эмоциях, благодаря различным переживаниям человек становится способным творить.
  • Словесно-логическое , абстрактное. Благодаря ему мы видим картину мира целостной, абстрагируясь от деталей, концентрируясь на широких понятиях. Развивать этот вид необходимо, прежде всего, потому, что оно помогает нам принимать нестандартные решения, выходя за границы обыденности и моделировать отношения между реальными объектами и образами.

Формы

В своей повседневной жизни, порой неосознанно, мы используем три формы абстрактно-логического мышления:

  1. Понятие – способность дать характеристику предмету по его основным признакам, которые обязательно должны быть обоснованным, с помощью одного слова, либо словосочетания. К примеру, «ночь», «кошка», «тёплый чай»…
  2. Суждение описывает процессы в мире, их связь между собой, способы взаимодействия. Может что-то отрицать, и наоборот, подтверждать. Имеет два типа, простое и сложное. Разница в том, что сложное принимает более повествовательный характер. К примеру: «Выпал снег», и «Вода в кастрюле закипела, значит можно сыпать кашу».
  3. Умозаключение – очень интересная форма, прям таки фундамент, потому что, исходя из одного или нескольких суждений, происходит процесс резюмирования, вследствие чего рождается новое суждение. Имеет в своём составе предпосылки и заключения. Пример: «Пришла зима, выпал снег и рано начало темнеть».

Признаки

Существуют такие признаки, по которым можно определить, что этот тип мышления преобладает:

  • Потребность в построении причинно-следственных связей;
  • Чёткая систематизация полученной информации;
  • В общении преобладает использование формул, расчётов, каких-либо заключений, выдвигаются гипотезы, а также замечается умелое оперирование словами.
  • Высокая способность обобщать и анализировать
  • Умение аргументировать своё мнение, логически его обосновывая

Если вышеперечисленные признаки не являются вашим коньком, не стоит отчаиваться, ведь это легко исправить, следует только проявить терпение, ведь это длительный процесс, но очень необходимый. Потому что с помощью абстракций и логики мы можем находить свою истину, подвергая сомнению определённую информацию. Быстро выстраивать цепочку определённых выводов, пути возможных решений проблем. Человек становится способным быстро принимать решение и опираться на свой опыт, не обесценивая или игнорируя его. А кто не хочет заранее просчитывать варианты событий, предвосхищая их?

Если вы хотите повысить уровень развития, необходимо хотя бы несколько раз в неделю находить время для занятий, длительностью в полтора часа. Даже при сильной рабочей загруженности это вполне реально, главное желание и упорство. И уже через месяц вы сможете заметить, как стало легче строить планы, решать задания, с которыми раньше было не так просто справиться, и вообще размышлять.

Этот тип мышления по своей сути является наработанным навыком, умением. Развивается только благодаря умственному труду, когда мозг занят решением задачек, а не просто является врождённой способностью, уровень которой передаётся по наследству. Так что только от вас зависит, как эффективно вы можете применять дар, данный природой.

Существует два самых основных способа его развить: теоретический и практический. Теорию в основном преподают в высших учебных заведениях, где рассказывают о категориях, законах и соответственно правилах логики. Если вы эти моменты упустили, не будет лишним самостоятельно поискать информацию. А вот практика направлена на то, чтобы полученную теорию воплотить в реальность, закрепить и применить, чтобы наработать опыт. Идеально, когда эти два способа человек применяет комплексно. Итак, непосредственно самые актуальные практические способы развития:

1.Игры


Да, проводя весело время за игрой, вы помогаете своему мозгу быть в тонусе.

  • Самыми популярными считаются шахматы, шашки и нарды . Потому что приходится просчитывать свои шаги наперёд, предвосхищая события и возможные шаги противника. Если вы не умеете играть, существует много мобильных приложений, которые помогут не только обучиться, но и практиковаться, не теряя зря время в длинной очереди или дороге.
  • «Слова», «Города» … Кто не знает игру, когда из букв очень длинного слова необходимо составить другие? Или на какую-то одну букву называть предметы, которые поместятся в бутыль? Обучите своих детей, ведь им совсем не помешает не только мыслительное развитие, но и информация, к примеру, о существующих городах.
  • Пазлы . Очень кропотливый процесс, особенно, когда выбирается сложная картина, к примеру, пейзаж. На самом деле этом метод не только помогает развить логику, но и усидчивость, терпение, самообладание. Мелкая моторика в действии, внимание максимально направлено на поиск нужных частей, мозг в это время «дорисовывает» возможные варианты уже найденных. Если вы будете собирать его семьёй, это ещё и сможет сблизить вас, ведь нет лучшего метода наладить отношения, чем совместное времяпрепровождение, особенно с удовольствием.
  • Кубик-рубик , даже если вы не можете его собрать по цвету, с помощью ежедневной практики вы сможете наработать возможные комбинации.
  • Покер . Только не на деньги, а для удовольствия, контролируя, чтобы не появилась зависимость от азартных игр. Он помогает развить не только логику и просчитать возможные комбинации, но и память, внимательность, а ещё такое полезное умение, как распознавание эмоций благодаря жестам и мимике. Кто читал статью , то покер будет прекрасным методом для практики и наработки опыта.

2.Изучение иностранного языка

Звуки новых иностранных слов заставляют наш мозг включаться в работу, ведь необходимо обнаруживать связь и проводить ассоциации между родной речью и той, которую решили изучить. С помощью этого метода, вы, как говорится, «убьёте двух зайцев» — прокачаете абстрактно-логический тип мышления и при этом выучите новый язык.

  • Лучшим вариантом, конечно, является посещение курсов, но если по каким-либо причинам это невозможно, не стоит отчаиваться, скачайте онлайн-приложения на телефон. Ежедневно изучайте не менее 10 новых слов, и эффект не заставит себя ждать. Рекомендую к прочтению статью потому что в неё я включил готовый план по самостоятельному изучению английского языка, вам останется только внести коррективы, если это будет необходимо.
  • Обязательно практикуйтесь, чтобы закреплять полученные знания и обучаться правильному произношению. Если нет среди знакомых носителей языка, который изучаете, находите в интернете сообщества людей, которых объединяет общая цель – обмен знаниями и практика.

3.Чтение


О его пользе мы уже говорили в статье вот .

  • Один нюанс – читать необходимо, анализируя каждую страницу, строчку и фразу. Задача не прочитать на скорость, а именно отложить в памяти необходимые знания.
  • Устройте для себя игру, продумывая разные исходы событий. Позвольте себе фантазировать, поиграйте в Шерлока Холмса.
  • Делайте акцент на художественную литературу, классику, и научную, откуда помимо всего прочего, сможете ещё и почерпнуть знания, которые уж точно пригодятся в повседневной жизни.

4.Упражнения

Современная психология постоянно придумывает массу способов, чтобы вы могли не только изучить себя, но ещё и продвинуть. Проходите чаще какие-то тесты, которые будут мотивировать вас думать, да хотя бы банальный тест на выявления уровня интеллекта. Я писал о нём

  • Поищите какие-либо математические задачки, логические, и на досуге уделите время для их решения. Материалом могут служить школьные учебники, ваши и ваших детей.
  • Решайте кроссворды, ребусы, судоку… что вам больше нравится и доставляет удовольствие.
  • Отличным способом являются, онлайн сервисы, с играми на развитие памяти и мышления. К примеру этот, вот ссылка .

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Как вы помните, никогда не стоит останавливаться на достигнутом, и тогда вас точно будет ожидать успех. Берите пример с людей, которые добились мирового признания, благодаря тому, что умели прогнозировать и предвосхищать события, усердно трудясь ежедневно. К примеру, можно воспользоваться даже принципами, такого гиганта Не обязательно рождаться гением, только от вас зависит, как вы организуете свою жизнь и каким станете. Если статья вам была интересна, вы можете добавить её себе в соц. сети, кнопки находятся внизу. Вам будет полезно, а мне будет приятно, что я был вам полезен. Пока пока.