Где размещены крупнейшие транспортные узлы мира. Транспортные узлы и терминалы

§ 2. Каковы особенности развития транспортной системы мира?

Современная мировая транспортная система - отрасль сферы услуг, осуществляющая перевозку грузов и пассажиров, сформировалась в XX в. Транспортная система включает инфраструктуру (автомобильные и железные дороги, каналы, трубопроводы), терминалы (железнодорожные и автобусные станции, аэропорты, морские и речные порты), средства передвижения.

Транспорт обеспечивает хозяйственные взаимосвязи между территориями (рис. 169).

Рис. 169. Виды транспорта

Уровень развития транспортной инфраструктуры соответствует уровню концентрации производства и населения и особенностям специализации территорий.

Развитие транспорта само по себе влияет на прилегающую территорию, придавая ей особые импульсы ускоренного развития. Территории, обеспеченные транспортной инфраструктурой, приобретают повышенную привлекательность для многих видов человеческой деятельности. Так, крупнейшие транспортные узлы международного значения (морские и речные порты, аэропорты) притягивают промышленность, ориентированную на импортное сырьё и на экспорт готовой продукции, концентрируют предприятия обрабатывающей промышленности, капиталы банков, товарно-сырьевые биржи (рис. 170-173).

Рис. 170. Структура грузооборота порта Роттердам (Нидерланды).

Обратите внимание на различия в импортных (преобладает нефть и нефтепродукты, минеральное сырьё) и экспортных (преобладают контейнерные перевозки) грузах

Рис. 171. Роттердам - крупнейший морской порт Европы

Рис. 172. Роттердам. Космический снимок

Рис. 173. Порты как фокусы экономической жизни

Зоны, расположенные рядом с магистралями в районах нового освоения, получают дополнительные стимулы развития.

Прогресс в средствах и путях сообщения (увеличение тоннажа судов, контейнерные перевозки, механизация погрузки и разгрузки) способствовал росту мировой торговли и вовлечению в хозяйственный оборот новых видов ресурсов. Если несколько веков назад важнейшими международными грузами были дорогостоящие товары небольшого веса и объёма (драгоценности, специи, ткани, соль), то с развитием международного разделения труда, средств и путей сообщений мировая торговля приобрела глобальный характер и в торговый обмен стали вовлекаться массовые грузы и сырьё.

Транспорт - один важнейших потребителей нефтепродуктов и загрязнителей окружающей среды.

Статистическими показателями для анализа уровня развития транспорта являются густота сети (рассчитывается относительно площади обслуживаемой территории, населения, отправленных грузов), средняя дальность перевозок, грузооборот .

Наиболее высокий уровень развития имеют региональные транспортные системы Северной Америки. Они составляют около 30% общей протяжённости мировых путей сообщения, занимают первое место по грузообороту. Западная Европа имеет самую густую транспортную сеть в мире. В этих регионах происходит сокращение сети железных дорог и рост перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом.

В развитых странах по числу перевозок лидирует автомобильный транспорт (40%), на железнодорожный приходится 25%. В странах с переходной экономикой в грузообороте преобладает железнодорожный транспорт (60%), на автомобильный приходится 9%.

Карьера

Логистика

Логистика - наука об оптимальном управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии. Существует закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и др. Грамотная логистика позволяет оптимизировать и резко сократить издержки производства.

В чём состоит работа специалиста по логистике? Специалисты по логистике отвечают за внешние связи предприятия и должны оптимальным транспортным средством по оптимальному маршруту (самому короткому, дешёвому, безопасному) доставить на предприятие сырьё и отгрузить готовую продукцию. Специалисты должны грамотно управлять запасами сырья и готовой продукции, формировать сборные заказы и работать с таможенным оформлением грузов.

Для успешной карьеры надо знать несколько иностранных языков (обязательно - английский), географию транспорта мира: географическое положение транспортных сетей, портов, аэропортов, цены и тарифы на перевозки, экономику стран мира, особенности таможенного законодательства. Эти знания можно получить, если поступить в экономический вуз на специальность «Логистика».

Рис. 174. Грунтовая дорога в Чукотском АО (Россия)

Рис. 175. Междугородные автобусные перевозки - удобный и надёжный вид транспорта в Западной Европе (Испания)

Велика роль Европы в экспорте международных транспортных услуг (около 50%), второе место занимает Азия (25%), на долю Америки приходится 13%, на долю всех других регионов - 11%.

Швейцария: железные дороги или автомобили?

Швейцария - небольшое по размерам европейское государство, не имеющее выхода к морю и не обладающее запасами полезных ископаемых мирового значения. Однако Швейцария с выгодой для развития экономики использовала особенности своего географического положения.

Расположенная в центре Европы, окружённая экономически развитыми странами, она оказалась на перекрёстке транспортных путей Евросоюза, что заставило правительство задуматься о мерах по уменьшению отрицательного воздействия автомобильного транспорта на природу. На проведённом в стране в 1994 г. референдуме население проголосовало за то, чтобы иностранные коммерческие грузы перевозились через территорию Швейцарии только по железной дороге.

Тоннель Зимплон - один из самых длинных в мире (19,5 км), соединяет Швейцарию и Италию, построен в 1905 г.

В нём и других подобных тоннелях даже автомобили перемещаются на специальных железнодорожных платформах, что уменьшает выброс выхлопных газов.

Грузовой транспорт. В грузовых перевозках в начале XXI в. лидирует морской транспорт, на его долю приходится 2/з перевезённых грузов. Морской транспорт, как самый дешёевый, связывает главные районы производства товаров, разделённые океанами: Европа - Америка - Япония и Китай. Доля железнодорожного (внутриконтинентального) транспорта в мировом грузообороте за последние 50 лет сократилась почти в 2 раза (до 15%), растёт доля трубопроводного транспорта. Во внутриконтинентальных перевозках преобладает автомобильный транспорт (рис. 174, 175).

Для всех видов транспорта характерно снижение транспортных издержек на единицу товара (они включают затраты перевозчика, страхование груза и плату за транзит). Развитие транспорта способствовало росту объёмов мировой торговли и повлияло на её географическую и товарную структуру. Так, появление супертанкеров, способных перевозить до 500 тыс. т нефти, снизило значение каналов мирового значения - Суэцкого и Панамского: танкеры не помещаются в узкое русло каналов, и основные нефтепе-ревозки идут через юг Африки - мыс Доброй Надежды. Тем не менее для Египта и Панамы оплата за провоз грузов через каналы - важнейшая часть поступлений в бюджет.

Развитие системы контейнерных перевозок, механизация погрузочно-разгрузочных работ способствовали снижению издержек на перевозки морским транспортом (рис. 176, 177).

Рис. 176. Паромное сообщение в Средиземном море (Италия)

Рис. 177. Контейнерные морские перевозки (г. Шанхай, Китай)

Эффективность работы транспорта во многом зависит от организации работы инфраструктуры портов - перегрузка и складирование товаров, ремонт судов и их снабжение топливом, водой.

Доля затрат на транспорт в стоимости товаров различается между регионами и странами мира и зависит в первую очередь от их географического положения. Стоимость транспортных услуг для стран, не имеющих выхода к морю, почти на 1/2 выше.

Кроме того, очевидно, что транспортные издержки на единицу товара гораздо больше для продукции добывающих отраслей, сельскохозяйственной продукции, требующих особых условий перевозки, чем для дорогих промышленных товаров.

Географическое положение крупнейших грузовых портов мира отражает распределение экономической мощи стран и их участие в международном разделении труда.

Задание 19. Где расположены крупнейшие транспортные узлы мира?

Важнейшая тенденция в развитии мирового грузового транспорта - формирование контейнерной системы, которая обеспечивает перевозку около 40% генеральных грузов и определяет создание транспортных коридоров, объединяющих несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран. Так, в Европе намечено создать девять таких коридоров; два пройдут через Россию: Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург; Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Одесса.

Контейнерная система унифицирует транспортный процесс и способствует развитию смешанных перевозок грузов разными видами транспорта. Обработка контейнеров ведётся на крупных терминалах, большая часть которых находится в морских портах. Крупнейшими контейнерными морскими портами мира являются Сингапур, Сянган и Шанхай. За последние годы в число крупнейших контейнерных портов мира вошли порты динамично развивающихся стран Азии, в первую очередь Китая. Европейские порты, хотя и увеличили грузооборот, в рейтинге сместились на 7-8-е места (табл. 14).

Таблица 14. Крупнейшие морские порты мира, 2008 г.

Рис. 178. Монорельсовая дорога в г. Осака (Япония)

Рис. 179. Транспортная развязка в г. Майами (штат Флорида, США)

Новая тенденция в развитии мировых грузоперевозок - это широкое распространение грузовых авиаперевозок. Этим видом транспорта стали перевозиться товары, чувствительные ко времени доставки, - скоропортящиеся продукты (например, клубника из ЮАР в Лондон, свежая рыба для японских ресторанов в Париже), срезанные цветы, электроника, детали и узлы машин. Авиаперевозки активно используются ТНК для внутрифирменных поставок грузов между подразделениями компаний.

Рис. 180. Железные дороги в Испании один из самых комфортных видов транспорта

Рис. 181. Конные повозки - традиционный вид транспорта на Принцевых островах в Мраморном море (Турция). На островах запрещено движение автомобилей, загрязняющих окружающую среду

Крупнейшие пассажирские аэропорты мира

Аэропорты - прибыльные предприятия, которые должны обеспечить чёткое расписание взлётов и посадок самолётов, безупречную работу диспетчерских служб, безопасность пассажиров. В аэропортах располагаются офисы компаний, рестораны, магазины беспошлинной торговли. По оценкам, непосредственно в аэропортах мира работают почти 350 тыс. человек, а 4,5 млн человек работают в смежных с авиаперевозками отраслях.

Крупнейшие аэропорты мира располагаются в «мировых городах» и имеют наибольшее значение для связей Европа - Америка и Америка - Юго-Восточная Азия (табл. 15).

Рис. 182. Аэропорт г. Мюнхен (Германия). В здании аэропорта располагаются офисы авиакомпаний, магазины, рестораны

Рис. 183. Аэропорт Шарль де Голль (г. Париж, Франция) входит в число крупнейших пассажирских аэропортов мира

Рис. 184. Рост количества авиапассажиров, 2000- 2009 гг.

Таблица 15. Крупнейшие пассажирские аэропорты мира, 2008 г.

Пассажирский транспорт. Глобализация мировой экономики, углубление внешнеторговых, туристских, научных связей привели к резкому росту подвижности населения. Важнейший показатель развития пассажирского транспорта - пассажирооборот (пассажиро-километры). Региональные различия по этому показателю весьма существенны: максимальный показатель в Северной Америке - 12,7 тыс. и Западной Европе - 8,2 тыс.

Основная часть пассажирооборота приходится на автомобильный транспорт - 80%, на железнодорожный и авиационный - 10% (рис. 178-181).

Транспорт наряду с промышленностью является основным источником загрязнения окружающей среды в городах.

Региональная транспортная система региона относится к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она HaMHoгo уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной ceтью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень высока и гycтота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных доpoг в большинстве стран сокpaщается, и крупные новостройки в 50 70-х гг. были характерны только для некоторых стран Bocточной Европы (Польша, Югославия, Албания).

Конфигурация сухопутной транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.

Пример. Главные широтные трансъевропейские магистрали,проходят следующим образом:
1) Брест - Париж - Берлин- Варшава - Минск - Москва,
2) Лондон - Париж - Вена-Будапешт - Белград - София - Стамбул.

Начиная с 80-90-x гг. по мeре развития интеграционных связей в рамках ЕС особое внимание уделяется транспортной инфраструктуре. Расширяется сеть автострад, высокоскоростных железных дорог, которые «пронизали» уже всю зарубежную Eвропу.

Пионером в строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей стала Франция.. Затем они были построены также в Германии, Великобритании, Италии, Испании, других странах. А уже после этого нaчалось строительство международных магистралей.

Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направление. Ocoбенно велико транспортное начение Рейна, по которому перевозится более 200 млн т гpyзов в год. После ввода в эксплуатацию в 1992 г. водного пути Рейн-Майн- Дунай, который соединил обе важнейшие водные артерии зарубежной Европы, eгo значение еще больше возросло.

В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. По существу, такими узлами являются и морские порты, обслуживающие прежде вceгo международные перевозки.

Многие мировые порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портовопромышленные комплексы. Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно такназываемой «портовой промышлености», работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них Роттердам.

Пример. Грузооборот Pоттepдaмского порта превышает 350 млн т в год. Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции главных морских ворот для многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дopoгами, нефтегазопроводами.

Западная Европа хороший пример тoгo, как даже крупные естественные преграды пере стают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Многочисленные железные, автомобильные дороги и трубопроводы пересекают Альпы. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Ceвернoгo, Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через пролив Босфор в Турции, автодорожный и железнодорожный через проливы Большой Бельт и "Эре сунн в Дании. Но одна из подобных новостроек, имеющая особое значение, получила наименование «проект века». Это Евротоннель под
Ла-Маншем - совместная стройка Франции и Великобритании.

Во второй половине 90-x гг. был составлен и начал осуществляться поистине грандиозный проект создания единой транспортной сети Европы. Он предусматривает формирование до 2010 г. девяти транспортных коридоров между Западом и Bocтоком Европы общей протяженностью примерно в 17 тыс.км.

Каждый коридор, по существу, будет представлять собой полuмагuсmраль 1 , включающую и автострады, и железные дороги, а Дунайский коридор - также и водный путь. Два из этих коридоров будут проходить через Москву: Берлин - Варшава-Минск - Москва и Хельсинки-Санкт-Петербург- Москва -Киев - Кишинев - Бухарест.

Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию, как во Франции, где «все дopoги ведут в Париж», либо мнoгоцентровую, как, например, в ФРГ.

Наука и финансы: Teхнопарки, технополисы и банковские центры.

По примеру Силиконовой долины в США в зарубежной Европе также возникло мнoгo научно-исследовательских парков, технополисов, которые уже в значительной степени определяют географию науки ряда стран. Самые крупные из них находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (ФРl). На юге Франции, в районе Ниццы, сформировалась так называемая «Дорога высокой технологии».

В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страныбанкира давно уже стала Швейцария: в сейфах ее банков лежит половина всех ценных бумаг мира. Особенно выделяется «экономическая столица» страны Цюрих.

1 Полимагистраль - «жгут» параллельных или почти параллельных линий одного или нескольких видов транспорта, осуществляющих сообщение между одни ми и теми же районами и транспортными узлами.

В последнее время в стpaну банкира превратился и Люксембург. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остaется Лондон.

По развитию всех видов т р а н с п о р т а США превосходят любую другую страну: на них приходится 1/3 общей протяженности транспортной сети и 1/4 всех перевозок стран Запада. Транспортная система США (вместе с Канадой) образует особый североамериканский тип . Для нее характерны развитие всех видов транспорта, большие размеры пере возок грузов и пассажиров, большая дальность этих перевозок, особенно важна роль автомобильного транспорта. Каркас транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направлений. Протягиваюшиеся от Атлантического до Тихого океана и от канадской до мексиканской границы. На нeгo как бы накладывается сеть внутрен них водных путей. В широтном направлении это система реки Св. Лаврентия и Великих озер В меридиональном направлении это-Миссисипи. В местах пересечения сухопутных и водных магистралей и воздушных линий образовались крупные тpaнcпортные узлы. Самый крупный тpaнспортный узел США - Чикаго. Здесь сходятся десятки железных и автомобильных дopoг, про изводится перевалка большого количества разнообразных грузов. Чикагский аэропорт «О"Хэйр» до недавнего времени был крупнейшим в мире. Но теперь он уступил первое место Атланте. Крупные транспортные узлы сложились во многих морских портах, которые расположены на атлантическом и тихоокеанском побережьях страны, а также на «третьем морском побережье» США - Великих озерах. Bceгo в стране около ста крупных портов. Самые главные из портовопромышленных комплексов нaходятся на северном участке aтлантического побережья, который отличается обилием удобных естественных гаваней, и на побережье Мексиканского залива. В н е ш н и е экономические связи имеют большое значение и для страны. По размерам внешнеmоргового оборота США занuмаеm первое место в мире. Их товapный экспорт состоит из промышленных изделий и продукции сельского хозяйства. На экспорт идет около 150% промышленной продукции (в том числе 1/4 металлов, 1/5 машин и химических товаров). Экспортность сельского хозяйства значительно выше и составляет по пшенице 1/2, по сое-бобам и табаку 1/3 и по кукурузе 1/5. США занимают также первое место в ире по экспорту услуг. В импорте США преобладают сырье, машины и оборудование. География внешней торговли США в первую очередь определяется их связями с двумя другими членами НАФТА - Канадой и Мексикой, а также с Европейским союзом и Японией. США являются крупным экспортером капитала, который нaправляется преимущественно в страны Запада. Но экспорт капитала европейских стран и Японии в США также очень велик.

6.Характеристика макрорайонов США: Северо-восток, Юг, Средний запад. В США мнoгo технопарков и технополисо.

Северо-восток – самый небольшой мaкpорайон США по площади, но роль eгo в жизни страны была и остается чрезвычайно важной.. Здесь происходило зарождение промышленного пояса. Земледелие на Северо-востоке популярностью не пользовалось – суровые зимы и неплодородные почвы сыграли в этом не последнюю роль. Начиная со второй половины 20 века, по многим показателям Северо-восток стал отставать от своих собратьев. Но, он продолжает оставаться важным районом страны. Северо-восточный мегаполис называют «главной улицей» страны. Тут находится экономическая столица США – Нью-Йорк и политическая – Вашингтон. Северо-восток также славится своей отличной системой образования и высокой культурой. Здесь находятся университеты, которые считаются наиболее востребованными учебными заведениями в стране. Средний Запад – сила и мощь Америки. Был освоен уже в 19 веке. Столица - Чикаго. знаменит своими благоприятными погодными условиями и хорошей почвой. Богат железной рудой и углем. В этом макрорайоне США также находится молочный пояс. Известен на Среднем Западе и кукурузный пояс. Тут фермеры разводят крупный рогатый скот и свиней. Помимо этого естественные ландшафты прерий уже давно вытеснили пояса озимой и яровой пшеницы. Юг – время больших перемен. Долгое время Юг считался районом отсталым, он развивался медленнее, чем Северо-Восток и Средний Запад. Долгое время здесь господствовал рабовладельческий строй. Именно на Юге выращивался хлопок. В наст.время регион вышел на лидирующие позиции по добыче природного газа и нефти, тканей и табачных изделий. Развивается сельское хозяйство. Юг разделен на несколько частей: 1. Старый Юг, который славен своими табачными плантациями. Именно здесь начался выпуск сигарет «Мальборо». 2. Глубокий Юг. Главный район производства хлопка. Символ его – Атланта. 3. Новый Юг, который на сегодняшний день считается самым развитым районом. Здесь находится аэрокосмическое производство. Известные города – Хьюстон и Даллас. Запад – молодой и перспективный – моложе, чем остальные районы США. Горные цепи, которые тянутся с севара на юг, разделили район США на две части – на сухой Юг и сырой Запад. Национальный состав населения отличается многообразием. Большие города здесь граничат с пустыми пространствами, плодородные долины – с высокими горами. Запад начал развиваться только после Второй мировой войны и с тех пор не отстает от старых районов США . Самый известный и крупный город – Лос-Анджелес. Калифорния – самый густонаселенный западный штат. Самым крупным городом является Лос-Анджелес.

7. ЭГХ Канады. Канада расположена в Северной Америке. Занимает северную часть материка и примыкающие к ней острова, в том числе Канадский Арктический архипелаг, Ньюфаундленд, Ванкувер и др. Площадь Канады – 9,971 млн кв. км. Это второе по площади государство (после России) и третье по размеру суши (после России и КНР) государство в мире. На юге и юго-западе граничит с США; на западе, севере и востоке омывается Тихим, Северно-Ледовитым и Атлантическим океанами. Территориально-административное деление Канады – это 10 провинций (Онтарио, Квебек, Новая Шотландия, Нью-Брансук, Манитоба, Британская Колумбия, о. принца Эдуарда, Саскачеван, Альберта, Ньюфаундленд) и две территории (Северно-западные, Юкон). Столица – г. Оттава. Канада поддерживает связи с большинством стран мира дешевым водным путем. Через Канаду пролегают международные авиалинии, соединяющие Европу и Азию с Американским континентом. Население – малочисленно. 31 млн. чел. Большая часть населения – потомки европейских переселенцев, преимущественно англо-канадцы, а также немцы и украинцы, итальянцы, скандинавские народы, голландцы, венгры, поляки, литовцы, латыши, белорусы, китайцы, японцы, филиппинцы, арабы и др. Коренное население – индейцы. Демографическая ситуация - снижение рождаемости, увеличение доли лиц пенсионного возраста. Половозрастную структуру Канады можно назвать как регрессивную с преобладанием женского населения. Канада – высокоурбанизированное государство; 76,9% всего населения проживают в городах. Государственный строй. Канада – федерация, состоящая из провинций, обладающих широкими правами, и территорий с меньшей степенью самоуправления. По форме правления – конституционная монархия. Канада входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. главой государства номинально является королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, который назначается королевой по рекомендации премьер-министра, как правило, сроком на 5 лет. Законодательная власть в Канаде принадлежит парламенту, состоящему из выборной (на 5 лет) палаты, общин и назначаемого сената. Исполнительная власть осуществляется правительством (однопартийным) во главе с премьер-министром. Законодательную власть в провинциях, возглавляемых лейтенант-губернаторами, осуществляют законодательные собрания; исполнительную – правительства во главе с премьерами. Природно-ресурсный потенциал страны. Из-за огромной протяженности с севера на юг (5 тыс. км) и с востока на запад (6,5 тыс. км) Канада отличается природно-ресурсным разнообразием. Свыше трети всей территории страны покрыто лесами с ценными породами древесины (дугласия, гигантская туя, бальзамическая пихта, лиственница, черная и белая ель), в лесах водится пушной зверь. По запасам древесины Канада находится на втором месте в северном лесном поясе (после России). На юге Канады расположены низменности и равнины, в том числе равнина р. Св. Лаврентия и часть внутренних равнин. На западе находится гигантская горная система Кордильер. В недрах Канады представлена практически вся система Д. Менделеева: руды черных и цветных металлов, уран, нефть, природный газ, каменный уголь, калийные соли, асбест. Районы Канадского щита богаты металлическими рудами; равнины запада и Севера – энергетическим сырьем. Богата Канада озерами. Здесь находится 15% запасов мировой пресной воды. Месторождения угля находятся в предгорьях Скалистых гор, на территории провинции Альберта и в Аппалачах, на территории приморских провинций. Железные руды залегают в районе озера Верхнего, полуострова Лабрадор и Кордильерах. Крупнейший железорудный бассейн – Кэрролл-Лейк – обладает запасами железной руды. Запасы асбеста сосредоточены в провинциях Квебек и Британская Колумбия. Кордильеры (цветные металлы, уголь, гидроресурсы); Внутренние равнины (уголь, нефть, природный газ и калийные соли); Аппалачи (цветные и драгоценные металлы, хромиты, асбест, уголь и гидроресурсы);

Латинская Америка.

1.Общая ЭГХ стран Латинской Америки. Латинская Америка - это регион, включающий 46 стран, расположенных в Америке южнее США. Территория региона протягивается с севера на юг на 13 тыс. км, а с запада на восток - до 5 тыс. км. Общая площадь региона 21 млн км2. Главная черта ЭГП - соседство с США при удаленности от других регионов мира. Все государства, кроме Боливии и Парагвая, имеют выход к морю. Регион в целом хорошо обеспечен всеми видами природных ресурсов. Здесь имеются крупные месторождения практически всех руд черных и цветных металлов, золота и серебра. В регионе Карибского моря расположен один из крупнейших нефтегазоносных бассейнов мира. По обеспеченности водными ресурсами Латинская Америка занимает среди крупных регионов мира первое место. Богаты лесные ресурсы. Агроклиматические ресурсы обеспечивают возможность развития всех основных отраслей сельского хозяйства. Население региона составляет более 450 млн чел. Для Латинской Америки характерен второй тип воспроизводства населения. И хотя в последние десятилетия темпы прироста населения снизились, они и сейчас в большинстве стран составляют 2-3% в год. Современный этнический состав населения региона сложен. Более половины населения составляют метисы, мулаты и креолы - потомки смешанных браков коренных жителей региона (индейцев), европейских переселенцев и африканцев, которых в прошлом ввозили для работы на плантациях. Средняя плотность населения региона невысокая - 20 чел./км2. Но размещено оно крайне неравномерно, концентрируясь вокруг столиц государств и в прибрежных районах.В регионе высокий (72%) средний уровень урбанизации, в нем около 30 городов-миллионеров, в том числе крупнейший город мира - Мехико. Здесь происходит активный процесс формирования городских агломераций, четыре из которых принадлежат к числу крупнейших. Это агломерации Мехико в Мексике, Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро в Бразилии и Буэнос-Айрес в Аргентине. В то же время для стран Латинской Америки характерна «ложная урбанизация», при которой доля городского населения в целом намного превышает долю городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сфере. Это связано с притоком в города неимущего сельского населения, что приводит к «трущобной урбанизации». До 50% населения крупных городов проживают в районах нищеты, эти черты характеризуют латиноамериканский тип города. По уровню развития хозяйства Латинская Америка стоит на первом месте среди других регионов развивающегося мира, давая половину всей его промышленной продукции. Здесь хорошо развита не только добывающая, но и обрабатывающая промышленность: металлургия, нефтехимия, машиностроение. Бразилия, Мексика и Аргентина - наиболее развитые страны Латинской Америки - дают 4/5 продукции обрабатывающей промышленности региона. Здесь получили развитие новейшие отрасли - микроэлектроника, аэрокосмическая промышленность, электроника, приборостроение, производство автомобилей.В структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство, производство продукции которого сосредоточено на крупных современных плантациях. Главные экспортные культуры региона - бананы, кофе, какао, пшеница, рис, соя, сахарный тростник. Некоторые страны стали крупнейшими производителями монокультур. Животноводство преобладает в Уругвае и Аргентине и имеет мясное направление, 3/4 всего поголовья приходится на крупный рогатый скот. Мировое значение имеет рыболовство (выделяются Чили и Перу). Транспортные системы большинства стран региона недостаточно сформированные. Во внешнеторговых перевозках преобладает морской транспорт. В регионе много крупных универсальных и специализированных морских портов. Во внутренних - автомобильный транспорт. Несмотря на большую протяженность дорог, техническая оснащенность их довольно низкая. Главным торговым партнером стран региона являются США, а также Япония и страны Западной Европы. В экспорте преобладает сырье, топливо (80%) и продукция сельского хозяйства. Интенсивное развитие хозяйства порождает в регионе экологические проблемы. Наиболее заметны они на примере Амазонии, где вырубка лесов, прокладка дорог грозит обернуться тяжелыми последствиями не только для стран региона, но и для всего мира.

2.ЭГХ Бразилии. Бразилия - это крупнейшее государство Латинской Америки. Расположена в центральной и восточной части материка, на площади 8,5 млн км2. Бразилия - одна из наиболее богатых природными ресурсами стран мира. Она располагает огромными территориальными и водными ресурсами, плодородными и пахотными землями и ценными пастбищами. Бразилия имеет богатую минерально-сырьевую базу. Здесь добывают около 50 видов минерального сырья, особенно рудного (железные и марганцевые руды, бокситы и др.). Бразилию называют тропическим гигантом, т. к. влажные экваториальные леса Амазонской низменности занимают около 2/3 территории страны и представляют собой огромный резерв для развития лесной промышленности. Бразилия входит в первую пятерку стран мира по численности населения, которое ежегодно возрастает на 3 млн чел. С одной стороны, это благоприятствует экономическому развитию, с другой же стороны, обостряет проблему занятости населения и «ложной урбанизации». В стране идет активный процесс образования агломераций, наиболее крупные из которых - Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Этнический состав населения весьма пестр. Он сформировался под влиянием трех факторов: местных индейских племен, европейских переселенцев из Испании и Португалии и африканцев, завезенных сюда колонизаторами. Большую долю населения в стране составляют метисы. Бразилия - одна из ключевых стран развивающегося мира. Важнейшей и динамично развивающейся отраслью экономики Бразилии является промышленность, такие ее отрасли, как машиностроение (в год выпускается до 1 млн автомобилей), нефтехимия, черная металлургия. По выпуску компьютеров Бразилия уступает только США, Японии и ФРГ. Создана крупная военная промышленность, построен каскад мощных ГЭС. Экономическое сердце страны расположено в треугольнике Сан-Паулу - Рио-де-Жанейро - Белу-Оризонти. Сельское хозяйство Бразилии характеризуется крупным землевладением. В его структуре преобладает растениеводство, специализирующееся на выращивании тропических культур для внешнего рынка (кофе, какао, сахарный тростник, сизаль, соя, апельсины, бананы).

3.ЭГХ Мексики. государство в Северной Америке , граничащее на севере с США, на юго-востоке - с Белизом и Гватемалой , на западе омывается водами Калифорнийского залива и Тихого океана , на востоке - водами Мексиканского залива и Карибского моря [ . Мексика составляет бо́льшую часть Средней Америки. Общая площадь Мексики составляет 1 972 550 км², в том числе около 6 тыс. км² островов в Тихом океане (включая остров Гуадалупе и архипелаг Ревилья-Хихедо), Мексиканском заливе, Карибском море и Калифорнийском заливе. По площади территории Мексика занимает 13 место в мире. На севере Мексика граничит с США. На юге Мексика граничит с Гватемалой и Белизом. Мексика пересечена с севера на юг двумя горными хребтами: Сьерра-Мадре Восточная и Сьерра-Мадре Западная, которые являются продолжением Скалистых гор Северной Америки. Мексика - индустриально-аграрная страна, одна из наиболее экономически развитых в Латинской Америке. Производится добыча нефти, природного газа, железной руды, серы, руд сурьмы, ртути и графита, серебра, меди, золота, цинка, свинца . В обрабатывающей промышленности наиболее развиты чёрная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, хлопчатобумажная, пищевая отрасли. Нефтепереработка развита недостаточно, являясь одним из крупнейших мировых экспортеров нефти, Мексика импортирует нефтепродукты. В с/х преобладает растениеводство - кукуруза, пшеница, соя, рис, бобы, хлопчатник, кофе, фрукты, помидоры; разводятся коровы и птица. Лесозаготовки, рыболовство, промысел креветок. Мексика входит в Североамериканскую зону свободной торговли (NAFTA). Численность населения - 112,5 млн человек. Этно-расовый состав: метисы, индейцы, белые. Внешняя торговля. Экспорт -промышленные товары, нефть и нефтепродукты, серебро, фрукты, овощи, кофе, хлопок. Основные покупатели - США, Канада, Германия. Импорт -промышленное оборудование, детали автомобилей (для сборки и запчасти), авиационная техника. Основные поставщики - США, Китай, Япония, Южная Корея, Германия. Нефтяная промышленность является ведущей отраслью Мексиканской экономики и важнейшим фактором внутриполитической борьбы. По добыче нефти Мексика занимает третье место в Западном полушарии и седьмое в мире. Природный газ является важным ресурсом для Мексики, так как спрос на него растет, особенно в сфере электроэнергетики (газовые электростанции). Природный газ добывается практически в тех же регионах, что и нефть. Месторождения на севере и на юге страны вместе добывают около 60 % газа, остальную часть добывают в заливе Кампече. Крупнейшими производителями угля в стране являются две отечественные сталелитейные компании Minera Carbonifera Rio Escondido (Micare) и Minera Monclova (Mimosa). Компания Micare добывает каменный уголь в бассейнах Сабинас (Sabinas) и Фуэнтес-Рио-Эскондидо (Fuentes-Rio Escondido) в штате Коахуила. Транспорт - наиболее значимыми являются магистрали: Мехико-Керетаро-Селая и Тихуана - Энсенада. Самая высокая концентрация населения и промышленности отмечается в столице, городе Мехико, Главными региональными городскими и промышленными центрами являются Гвадалахара на западе, Монтеррей на севере, Пуэбла, к юго-востоку от столицы,. К остальным крупным городам Мексики относятся столицы штатов, порты и пограничные общины: Сьюдад-Хуарес, Тихуана, Чиуауа, Акапулько, Сан-Луис-Потоси, Веракрус, Мехикали, Кульякан и Эрмосильо. В промышленном производстве, особенно в легкой и пищевой промышленности, преобладают мелкие, нередко полукустарные предприятия; в тяжелой промышленности - главным образом крупные предприятия. Важнейшие отрасли: нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, цветная металлургия; тесно связаны с местной сырьевой базой. Добывающая промышленность, кроме нефтегазовой, развивается медленнее обрабатывающей промышленности. Основные районы и центры нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленности находятся на побережье Мексиканского залива, а другие районы горнодобывающей и металлургической промышленности - в северной части Мексиканского нагорья. Предприятия обрабатывающей промышленности концентрируются в крупных городах. На федеральный округ, штаты Халиско и Нуэво-Леон приходится 1/2 предприятий обрабатывающей промышленности.

Время, которое средний горожанин проводит за свою жизнь в пути, например, от дома до работы и обратно, ужасает. Еще больше впечатляет цифра, если он является жителем мегаполиса, два раза в день замирающего в так называемых пробках. Это одна из наиболее важных проблем в деле организации комфортной среды в городе. И ее можно если не решить полностью, то значительно снизить остроту, если правильно создавать транспортные узлы и терминалы. Итак, для чего они нужны и что вообще собой представляют?

Что такое транспортные узлы

Существуют самые разные способы передвижения: автобусы, трамваи, троллейбусы, автомобили, самолеты, корабли, поезда и т. д. Как правило, из одной точки в другую можно попасть несколькими путями. Но зачастую, особенно если маршрут довольно сложный, приходится сменить несколько чтобы достичь пункта назначения. И хотя, например, пересесть с автобуса на метро или автомобиль можно в нескольких местах в пределах любого крупного города, иногда бывает так, что из одной точки можно уехать сразу многими способами. И тогда уже применим термин "транспортный узел". Это место постоянно кипит жизнью, сотни и тысячи пассажиров спешат по своим делам, прибывают поезда, улетают самолеты, в общем, на первый взгляд, царят полная суета и беспорядок. На деле все иначе. При хорошей организации транспортные узлы - это стройно работающие системы, где каждая часть - отлаженный механизм, взаимодействующий со всеми остальными элементами. И в таком случае их значение сложно переоценить.

Зачем они нужны

Временные затраты на поездку или доставку из одной точки в другую в условиях современного ритма жизни должны быть минимизированы. Люди, устав ждать, совершили множество изобретений, позволяющих получить мгновенно информацию, устанавливать связь. Но, к сожалению, пока не существует телепорта, мы вынуждены довольно значительное время проводить в пути. Причем иногда приходится еще и ехать, например, до аэропорта или станции. Сосредоточение нескольких видов транспорта в транспортных узлах частично решает эту проблему. Во-первых, для того чтобы, например, пересесть с поезда на корабль или самолет, здесь требуется минимальное количество времени - все находится буквально в шаговой доступности. Во-вторых, при правильном расположении даже один хаб может разгрузить другие транспортные артерии. В результате в выигрыше остаются все.

Так раскрывается еще один аспект функционирования любого узла - он не только аккумулирует, но и регулирует транспортные потоки по принципу работы клапана. При необходимости, чтобы избежать заторов и неудобств, часть пассажиров или грузов можно задержать на каком-либо этапе. Одним словом, здесь есть свои аналоги дорог и светофоров.

Хабы бывают не только пассажирскими, но и грузовыми. Даже если взять отрасль почтовых услуг - в каждом крупном городе будет место, которое можно охарактеризовать как центральный транспортный узел - именно туда будет стекаться корреспонденция, которая позднее, после сортировки, уйдет в более мелкие территориальные подразделения. И сюда же письма и посылки будут приходить, чтобы потом отправиться, скажем, за границу. Остаются ли после этого вопросы, нужны ли транспортные узлы?

Организация и структура

Логистика - это не простое, но очень перспективное направление. Именно она помогает правильно и максимально эффективно организовать работу любого более или менее крупного узла. При построении структуры его работы важно учитывать как самые базовые вещи, например, способы перевозки груза от одного вида транспорта до другого и необходимую инфраструктуру, так и совсем мелкие нюансы вроде удобной и интуитивно понятной навигации для пассажиров.

Для моделирования работы хаба еще на этапе его проектирования используется специальное ПО, показывающее, что произойдет при изменении тех или иных параметров.

Размещение

Правильное место - еще один важный момент при планировании транспортных потоков. Если сделан неправильный выбор, это может лишь ухудшить ситуацию. Неудобные подъездные трассы создадут в окрестностях пробки, нехватка парковочных мест станет серьезной проблемой для автомобилистов. Построенный в низине аэропорт будет раз за разом отменять рейсы из-за сильного тумана. В общем, ошибиться очень легко. И здесь на помощь приходит все та же наука, помогающая смоделировать ситуацию при тех или иных вариантах. В конце концов, транспортный узел - это не место, где люди появляются из ниоткуда, - они прибывают теми или иными путями, и нужно следить, чтобы им было удобно это сделать.

Плюсы и минусы

Правильно организованные транспортные узлы, на первый взгляд, совершенно лишены недостатков. Но, к сожалению, это не совсем так. Во-первых, очевидно, что их работа не является бесшумной, а размещение вдалеке от основных потоков бессмысленно, так что они в любом случае кому-нибудь мешают. Во-вторых, из-за того, что здесь находится огромное количество людей, занятых своими мыслями, именно в хабах бывает много краж, несмотря на большое количество мер безопасности. Более того, и это гораздо страшнее, транспортные узлы часто становятся местом крупных террористических актов. При достаточной плотности может обернуться огромным количеством жертв и пострадавших. Впрочем, такая опасность есть для всех мест, где одномоментно собирается большое количество людей.

Примеры

Практически любой крупный европейский город является международным транспортным узлом. Амстердам, Лондон, Берлин: перелеты с пересадкой в местных аэропортах - обычное дело. На Востоке это Доха, Шанхай, Дубай, принимающие огромное количество транзитных пассажиров. Москву с ее тремя только пассажирскими аэропортами, а также девятью железнодорожными вокзалами, тоже можно включить в этот список.

На более низких уровнях узлы, соответственно, менее значительны по масштабу. В пример можно привести тот же самый Симферополь в Крыму. Ну а совсем локальными хабами можно назвать любую станцию метро в Москве. Но и они очень важны - стоит лишь вспомнить, что происходит при внезапных сбоях в работе.

Эффективность

Как уже, наверное, стало очевидно, работа крупного транспортного узла зависит от очень многих факторов. И еще один, без которого высокая эффективность просто недостижима, - техническое оснащение. Без современных электронных систем и приборов любые расчеты удобного расположения и планирования потоков бесполезны. Транспортные ленты, автоматические службы распознавания и еще многие и многие вещи, с которыми пассажиры даже на сталкиваются, важны и нужны для бесперебойной работы и правильного взаимодействия задействованных видов транспорта, особенно если их больше двух.

И, пожалуй, универсальным индикатором эффективности работы хаба можно назвать пассажиропоток. Количество людей, которое он успевает обслужить за единицу времени, - показатель, отлично характеризующий качество работы транспортного узла на его уровне.

Дальнейшее развитие

Значение транспортных узлов неоспоримо. Более того, любой хаб - это потенциал в первую очередь экономический и промышленный. В местах скопления людей можно разместить гостиницы, магазины, рестораны, вендинговые аппараты. Практически любые товары и услуги будут пользоваться спросом, например, если люди захотят скоротать время во время пересадки.

Если несколько расширить угол зрения, легко понять, что крупные транспортные узлы и города взаимосвязаны и взаимозависимы. С одной стороны, хабы обеспечивают бесперебойное снабжение, что создает условия для развития промышленности, а с другой - мегаполисы требуют разрешения логистических проблем. Так что одно без другого просто не может существовать.

Кроме того, постепенно развиваются новые виды транспорта, и требуется встроить их в существующие потоки. Так, например, вертолетные перевозки еще несколько десятилетий были чем-то из области фантастики, а сегодня они доступны едва ли не каждому путешественнику. И это направление - лишь одно из многих.


Видеоурок 2: География мирового транспорта

Лекция: Основные международные магистрали и транспортные узлы


Мировой транспорт


Транспортная отрасль по значимости занимает третье место. Транспорт не производит материальных благ, продукции. Размещение промышленных предприятий, быстрая транспортировка сельхоз продукции, перевозка пассажиров, международные перевозки, обеспечивающие международную торговлю – главные его функции .


Рациональность транспортной системы страны высчитывается в тонно-километрах (величину массы груза на количество километров) и пассажиро-километрах (количество пассажиров на количество километров).

Транспортная система мира слагается из нескольких видов транспорта:

    железнодорожный

    автомобильный

  • воздушный

    трубопроводный

Обеспеченность транспортом высчитывается по формуле : отношение протяженности путей сообщения на общую площадь, или на количество населения.


В последнее время увеличилась популярность и развитие автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта.


По всем показателям (грузооборот и пассажирооборот) транспортная система в развитых странах более современная и густая. Развивающиеся страны отстают. Первое место в мире занимают страны Северной Америки (30%). Второй регион это страны СНГ – (10%). Европа занимает лидирующее положение по густоте транспортных магистралей, но уступает по дальности перевозок. В развивающихся странах она находиться на начальной стадии развития. Гужевой транспорт играет главную роль. Есть территории, на которых вообще отсутствуют коммуникации: нет ни железных дорог, ни трубопроводов. В мировом масштабе на долю развитых государств приходиться 78%, а на развивающиеся 22% всех дорог, соответственно 60 км. на 100 км2 и 10 км. на 100 км2.


В последние 10 лет происходит изменение транспортной системы. Улучшают качество автомобильных дорог, проводят электрификацию железных дорог. Для разгрузки наиболее загруженных участков строят параллельные магистрали или трубопроводы. Большой популярностью пользуются контейнерные перевозки, создаются транспортные коридоры, проходящие через несколько государств.

Примером транспортных коридоров является коридор: Таллин - Рига - Каунас - Варшава - Калининград – Гданьск. В России: автомагистрали Гвардейск – Неман, Советск и Дорожное, Северный морской путь и Транссибирская железнодорожная магистраль.

Дороги мира и отдельных государств напоминает сетку: железные и автомобильные дороги имеют широтное и меридиональное направление, в местах пересечения нескольких видов дорог, а также речного русла обычно образуются крупные транспортные узлы.

Примером транспортных узлов можно назвать Варшава, Сент-Луис, Кёльн. Обычно транспортные узлы международного значения располагаются в портовых городах Лондоне, Гамбурге, Антверпене, Роттердаме, Гавре.

Существуют магистрали, соединяющие многие страны . Например:


1) Брест - Париж - Берлин- Варшава - Минск – Москва;

2) Лондон - Париж - Вена-Будапешт - Белград - София - Стамбул. Строится дорога по Великому шелковому пути: от Стамбула до Пекина.

А также в проекте Азиатско-Тихоокеанская магистраль: Сингапур – Бангкок – Пекин – Якутск – туннель под Беринговым проливом – Ванкувер – Сан-Франциско.


Железнодорожный транспорт

До 70-80-х годов он занимал ведущее положение по грузоперевозкам. Для транспортировки объемных грузов на дальние расстояния рельсовый транспорт более дешевый, но издержки на ремонт и обслуживания не такие уж маленькие. По железным дорогам перевозят в основном сырье (уголь, лес, руды). Для более эффективного использования товарного состава используют так, называемые специализированные составы или двухъярусные контейнерные платформы (груз увеличивается в два раза). Достоинства его в независимости от условий климата и погоды, времени суток, дешевизна. К недостаткам относится: риск повреждения или утраты товара, невозможность иногда прямая доставка в пункт назначения товара (дополнительная автомобильная транспортировка).

Водный транспорт

Этот транспорт способен перевозить межконтинентальные грузы (морской и океанический). Обладает большой грузоподъемностью и низкими тарифами. Есть недостатки, которые связаны с наличием глубоководных портов, длительность, дополнительные перевозки к пункту назначения или в порт. Зависимость от времени года и погодных условий. Перевозят в основном сырье, сельскохозяйственную продукцию. Речные суда наиболее мобильный вид транспорта (не нужны глубоководные порты), но он зависит от условий погоды, наличием судоходных рек, скорости и вида течения. Риск потери или порчи груза.


Автомобильный транспорт

Автомобиль наиболее приспособлен для перевозок небольших грузов, на не большие расстояния. Достоинства: высокая мобильность и скорость. С изобретением специальных холодильных контейнеров идеально подходит для доставки скоропортящихся грузов. Постоянные расходы не большие, зато переменные ощутимы: зарплата водителя, топливо, затраты на ремонт и шины. Высокая сохранность груза, доставка точно в пункт назначения покрывают все издержки. На автомобилях перевозят готовую продукцию. Используется в торговле. К недостаткам относится зависимость от условий погоды, риск дорожно-транспортных происшествий, загрязнение атмосферы.

Воздушный транспорт


Авиаперевозки имеют наименьшую популярность в связи с большой себестоимостью. Несмотря на высокую скорость доставки, не ограниченную дальность на долю авиаперевозок приходиться всего 1%. Ограничен объем груза. Еще один недостаток, необходимость наличия аэродромов, и отсутствие доступности для других видов транспорта. На территорию аэропорта может подъехать только автомобиль. Переменные затраты низкие, но постоянные очень большие: стоимость самого самолета, спецоборудования, топливо, техническое обслуживание, заработная плата обслуживающему персоналу. Зависимость от погодных условий также относится к числу недостатков. Используется для доставки экстренных и скоропортящихся грузов, а также для транспортировки груза в труднодоступные места (вертолеты).


Трубопроводный транспорт


Этот транспорт набирает популярность в последнее время, хотя и предназначен для транспортировки жидких или газообразных материалов. Вид транспорта, способный работать без перерыва. Самый высокий уровень постоянных издержек: прокладка трубопровода, насосные станции. Зато переменных практически нет. Положительными сторонами является высокая пропускная способность, высока сохранность груза. Узкая специализация относится к недостаткам системы.