Хеллингер порядки любви. Берт Хеллингер
Текущая страница: 1 (всего у книги 26 страниц)
Берт Хеллингер
ПОРЯДКИ ЛЮБВИ
РАЗРЕШЕНИЕ
СЕМЕЙНО-СИСТЕМНЫХ
КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ
Издательство Института Психотерапии
Перевод с немецкого: Ингрид И. Рац Научный редактор: Михаил Бурняшев
Хеллингер Б.
Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 400 с.
Эксклюзивное право издания книги на русском языке
принадлежит Институту Психотерапии. Все права защищены.
Любая перепечатка издания является нарушением авторских
Эта книга представляет системную семейную терапию Берта Хеллин-гера «из первых рук». В ней собраны стенограммы семинаров, которые мастер проводил для разных аудиторий – как профессионалов в области душевного здоровья (психотерапевтов, семейных консультантов, врачей), так и для людей, желающих справиться с кризисами во взаимоотношениях. Сам Б. Хеллингер так характеризует свой подход:
«В отличие от классической семейной терапии, самым важным элементом моего подхода является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей».
«Инструментальная сторона» подхода – приемы и техники – ярко проиллюстрированы примерами, проясняющими природу скрытых системно-семейных переплетений и пути их разрешения.
Читатель получает редкую возможность непосредственно наблюдать работу мастера, сопереживать ее участникам и вместе с ними искать решения их проблем (а может быть, и своих собственных).
ISBN 5-89939-049-2
© В. Heffinger, 2000
© Изд-во Института Психотерапии, 2001, 2003
Предисловие к русскому изданию...............................................................11
Предисловие............................................................................................... 12
Познание путем отказа...............................................................................15
Познание............................................................................................. 16
Научный и феноменологический путь познания............................. 17
Феноменологический метод...............................................................17
Отказ от намерений............................................................................ 18
Мужество............................................................................................. 18
Согласие.............................................................................................. 18
Философская феноменология............................................................19
Феноменологический метод в психотерапии....................................20
Душа.....................................................................................................21
Религиозная феноменология..............................................................22
Возвращение........................................................................................22
Семейно-системные переплетения и их разрешения.
Самопознавательный и образовательный курс........,..............................25
День первый..........................................................................................26
Опасное поведение.............................................................................26
Наблюдение самого себя при расстановке.......................................27
Больше или меньше............................................................................28
Двойной перенос..................................................................................28
Старшинство первой женщины..................................1......................29
Счастье пугает.............................................................j.......................30
Расстановка: Сын принимает роль брата матери...........................30
Разница между идентификацией и идеалом..............(......................38
Принцип минимализма..............................................J.......................38
Индивидуация уменьшает близость в отношениях между людьми... 39
Любовь и порядок......................................................1........................40
Иерархия принадлежности................................................................41
Превосходство первой связи...................................<..........................41>
Иерархия порядков.............................................................................42
Иерархия внутри семейств.................................................................42
Интимная сфера..................................................................................43
Ранг отношений в случае развода.....................................................43
Иерархия в организациях...................................................................45
Возражение..........................................................................................46
Решение не иметь детей.....................................................................47
Осуществленное и неосуществленное...............................................47
Последствия подобного выбора для отношений.................................48
Враждебное настроение......................................................................48
Плохие отметки в школе....................................................................49
Пережитый траур................................................................................49
Расстановка: Дочь замещает умершую сестру отца...........................50
Уравновешивание сил с помощью плохого......................................53
Порядки любви...................................................................................54
Уравновешивание с помощью уважения...........................................55
Расстановка: Жизнь за счет других....................................................55
Они здесь.............................................................................................57
Признание личной вины – источник силы.....................................64
Страдать легче, чем разрешить проблему.............................................65
Разрешение проблем путем смирения причиняет боль...................66
Прерванное движение любви к........................................................67
Боли в плечах......................................................................................69
Решить проблему без долгих раздумий..............................................69
Расстановка: Мать пригрозила убить себя вместе с детьми.............70
Последствия угрозы убийства и других тяжелых преступлений
в семье..............................................................................................76
Потерявший право на принадлежность к системе должен уйти.....78
Доверие внутренней картине.............................................................79
Ответственность терапевта.................................................................80
О методе, использованном при расстановке семьи Тэи..................81
Перенятое замешательство.................................................................81
Угроза самоубийства матери..............................................................82
Конец...................................................................................................83
Игра со смертью..................................................................................85
Могила.................................................................................................86
Расстановка: Изгнанные родственники.............................................86
Члены семейной системы..................................................................92
Живые и мертвые, убийцы и их жертвы, связанные между собой
общей судьбой..................................................................................93
Воздействие внутренней картины на семейно-системную
динамику..........................................................................................94
Угроза самоубийства со стороны жены.............................................94
Расстановка: Дочь замещает бывшую невесту отца..........................95
Благоприятное место для детей.........................................................99
Бессознательная идентификация с бывшим партнером
одного из родителей........................................................................100
Воля Бога и человек...........................................................................101
Мать, страдающая наркоманией, и ее ребенок...............................103
Что приводит к наркотической зависимости...................................104
Пристрастие к наркотикам как самонаказание...............................106
Интуиция связана с любовью............................................................107
Исцеление путем движения любви к матери....................................107
Проблема прерванного движения к любимому человеку
и ее решение....................................................................................108
Решение проблемы с помощью заместителей родителей................109
Терапия с помощью глубокого поклона............................................109
День второй.........................................................................................112
Мстить, играя жертву.........................................................................112
Уверение.............................................................................................113
Компенсация......................................................................................113
Неожиданное облегчение..................................................................113
Достижение миролюбивой позиции.................................................113
Распознать динамику двойного переноса.........................................114
Расстановка: Исцеление двойного переноса.....................................114
Последствия для ребенка...................................................................119
Расстановка: Умершие в детстве братья............................................120
Полнота времени................................................................................126
Напрасная борьба..............................................................................127
Перенятый траур ослабляет...............................................................127
Проблему можно решить, если не зацикливаться на ней...............128
Когда мы перегружены счастьем.......................................................129
Развод и вина......................................................................................129
При легкомысленном разводе родителей дети наказывают
самих себя........................................................................................130
Инстинктивное уравновешивание посредством искупления.........130
Вина как средство отрицания реальности........................................131
Значение сексуальных отношений при создании системных
связей..............................................................................................132
Область влияния матери....................................................................132
Различные способы «давать» другим и «брать» от других в семье... 133
Любовь к проблемам..........................................................................134
Принять на себя роль жертвы...........................................................135
Расстановка: Отец – внебрачный ребенок, отец отца -
запрещенная тема в семье...............................................................136
Парентифицирование: Ребенок принимает на себя роль
родителя по отношению к собственным родителям.....................141
Искупление за смерть при родах.......................................................141
Самообман.........................................................................................144
Отец и сын..........................................................................................147
Неизвестный дедушка........................................................................148
Уважение к матери.............................................................................148
Смещенное усердие............................................................................149
Расстановка: Дочь идентифицируется с бывшей невестой отца,
перенимая ее чувства......................................................................150
Объективная и субъективная вина ребенка......................................154
Тоска по отцу......................................................................................154
О ранге мужа и жены в семье............................................................155
Жена должна следовать за мужем, а муж – служить ей..................156
Напрасная любовь.............................................................................157
Что я тебе такого сделал, что я так зол на тебя?...............................158
Злость как защита от боли.................................................................159
Сдержанная злость.............................................................................159
О злости..............................................................................................160
Осторожность и мужество.................................................................161
Расстановка: Сын замещает бывшего жениха матери.....................162
Семейно-системный орган равновесия............................................164
О совести............................................................................................165
Невиновность.....................................................................................166
Совесть и уравновешивание..............................................................167
Позитивное и негативное уравновешивание....................................167
Границы обмена..................................................................................169
Уравновешивание с помощью благодарности и смирения..............169
Бесконечная ясность ума...................................................................170
Оставить в покое то, что было..........................................................170
Пламя и пепел....................................................................................171
Исчезновение болей вспине.............................................................172
Расстановка: Нарушенное равенство и закон уравновешивания.....172
Ревность и уравновешивание............................................................176
Невиновность и месть........................................................................177
Верность и неверность.......................................................................177
Перенятая месть.................................................................................178
Размышления о невиновности..........................................................179
Подарок для матери............................................................................179
Решения при кризисе легко принимаются, когда достигнута
его крайняя точка............................................................................179
Расстановка: Изменение внутренней динамики...............................180
День третий........................................................................................183
Беседы.................................................................................................183
Перенятые симптомы........................................................................183
Еврейское происхождение.................................................................184
Чувство меры......................................................................................185
Облегчение.........................................................................................186
Цена....................................................................................................186
Исходное негативное чувство и как его изменить...........................188
Исцеление с помощью любви............................................................189
Запрятанное счастье...........................................................................190
Познание другого рода.......................................................................190
Отдавать что-то другому, не принимая ничего взамен....................191
Новая точка зрения............................................................................192
Необоснованные представления ой идеальной связи......................192
«Давать» и «брать» в отношениях между мужчиной и женщиной... 193
Позволить аффективному давлению утечь.......................................194
Религиозная проблематика...............................................................194
Печаль по погибшим..........................................................................195
Родители детей-инвалидов: как им помочь, сохраняя их
достоинство.....................................................................................195
Что происходит, когда ребенок занимает не соответствующее
своему рангу место в системе.........................................................196
На полпути к счастью........................................................................198
Иметь или не иметь ребенка..............................................................198
Вторая жена........................................................................................199
Желание бросить курить....................................................................200
Способ избавиться от головных болей..............................ч.............. 200
Уважая умерших, уважать Бога..........................................................201
Отказ в уравновешивании.....................................................,...........201
Расстановка: Идентификация младшей дочери с матерью матери... 202
Принимать или не принимать наследство...............................1........205
Расстановка: Влияние судьбы..........................................................207
Короткая беседа........................................................................J........214
Стоять, опираясь на обе ноги...................................................,.......214
Побег от полноты счастья..........................................................:.......214
О целостности человека.....................................................................214
Праздник............................................................................................215
Разница между симпатией и уважением...........................................216
Равные среди равных..........................................................................216
Примиряющее познание...................................................................217
О свободе и несвободе........................................................................218
Сдержанность обеспечивает энергией восприятия и силой............218
Границы невиновности......................................................................218
Признание последствий наших решений облегчает жизнь.............219
Необходимость внутреннего уважения родственников...................220
Как помочь жертвам сексуального совращения...............................220
Как помочь членам семьи, совершившим сексуальное
совращение ребенка........................................................................225
Сдержанность.....................................................................................226
Негодование.......................................................................................226
Изменница.........................................................................................227
Расстановка: Женщины, отождествляющиеся с божеством
в семье..............................................................................................229
Мужчины и женщины.......................................................................236
Отступничество..................................................................................236
Более высокая вера.............................................................................238
Расстановка: И мертвые должны уступать место в системе.............238
Подарок отжизни...............................................................................243
Расстановка: Рано умерший отец.......................................................243
Расстановка: Внутреннее прекращение прежних отношений..........247
Нет худа без добра..............................................................................250
Следующий шаг..................................................................................251
Отсутствиие свободы действий в семьях..........................................251
Матьиее ребенок.............................................................................252
Выполнение необходимого по отношению к состарившимся
родителям........................................................................................252
Смелость осуществить необходимое.................................................252
Будущие возможности.......................................................................253
Ход жизни...........................................................................................254
Уважать и ценить прошлое................................................................254
Порядки принадлежности. Фрагменты курса для семейных
консультантов...................................................................................255
Решение проблемы как духовный процесс.......................................256
Расстановка: Усыновление при неспособности иметь детей...........257
Плата за усыновление........................................................................262
Очередность ответственности...........................................................263
Возражения участников.....................................................................263
Право ребенка на собственных родителей........................................265
Исцеление, направленное только на помощь жертве......................265
Следующий шаг..................................................................................266
Решение проблемы путем ее решения..............................................268
Ужасное..............................................................................................269
Сострадание и искусство забывать....................................................270
Что важнее..........................................................................................271
Вина и ее воздействие не зависят от пола......................................271
Необходимость отказаться от возражений........................................271
Понимание сущности проблем и исцеление....................................272
Завещанные дети................................................................................274
Расстановка: Усыновление внебрачного ребенка жены....................275
Возвращение......................................................................................280
Причины заболеваний в семьях и их исцеление.
Фрагменты семинара для пациентов, терапевтов и врачей, организованного в рамках международной конференции
«Медицина и религия»..............................................................................283
Введение...............................................................................................284
Небо и Земля.......................................................................................284
Семейные группы, связанные общей судьбой..................................284
Семейно-системная связь и ее последствия....................................284
Подражание и уравновешивание......................................................285
Болезнь следует за душой...................................................................286
«Лучше я, чем ты»...............................................................................286
Знающая любовь................................................................................289
Готовность ребенка к «исчезновению»..............................................289
Даже если ты уйдешь, я останусь......................................................290
«Я последую за тобой»........................................................................291
«Я поживу еще немного»...................................................................291
Вера, способствующая болезни.........................................................292
Исцеляющая любовь..........................................................................292
Болезнь и искупление вины..............................................................293
Компенсация путем искупления вины, приносящая
двойное страдание..........................................................................293
Уравновешивание путем принятия жизни как дара
и примирительных действий..........................................................294
Искупление вины как суррогат отношений.....................................295
На Земле вина преходяща..................................................................296
Болезнь одного, замещающая искупление другого..........................296
Болезнь из-за отказа принять собственных родителей....................297
Уважение родителей соответствует уважению Земли.......................297
Неосуществленное.............................................................................297
Расстановка: «Я последую за тобой»..................................................299
Расстановка: Мать следует за своим умершим
ребенком-инвалидом.....................................................................307
Расстановка: Лучше умереть, чем поклониться отцу........................318
Расстановка: Последствия детского полиомиелита,
тяжелой беременности и трудных родов........................................324
Расстановка: Идентификация с одним из членов семьи
противоположного пола.................................................................330
Идентификация с лицом противоположного пола
как причина гомосексуальности и психозов.................................333
Сын в качестве заместителя друга матери......„^............................335
Познание служит основой акта исцеления...................7...................335
Расстановка: «Лучше я, чем ты».......................................................336
Расстановки семьи воздействуют через образы внутренней картины...........................................................................................342
Что такое «правильное»?....................................................................343
Расстановки семьи с помощью символов.........................................344
Расстановка: Один брат умер вскоре после рождения,
другой покончил самоубийством...................................................345
Самоубийство из любви.....................................................................349
Чтобы защититься отболи, мы ищем виноватого...........................349
Неуместные вопросы.........................................................................350
Как должен поступать терапевт в процессе расстановки семьи.....350
Когда сам пациент должен встать на свое место в констелляции... 351
Расстояние между местами умерших и живых в констелляции.....351
Расстановка: Наркомания дочери вследствие отсутствия
мужских энергий в семейной системе...........................................352
Дети должны следовать за своим отцом, так же как их мать
должна следовать за своим мужем.................................................357
Расстановка: Отсутствие эмпатии к мужчинам................................360
Системное превосходство настоящего..............................................365
В семьях дети замещают партнеров по отношениям,
предшествующим нынешнему браку родителей...........................365
Рождение внебрачных детей вовремя брака..........■».........................366
Сообщать детям об аборте нельзя.....................................................367
Когда решения проблемы нет............................................................368
Расстановка: Несчастный случай с сыном в соответствии
с правилом: «Лучше я, чем ты, дорогой папа!».............................369
Расстановка: Анорексия как результат внутреннего
убеждения: «Лучше я, чем ты, дорогой папа!»..............................373
Волчий аппетит и последующая рвота: булимия.............................377
Как важно быть в согласии с Высшим.............................................378
Два рода знания..................................................................................379
Эпилог........................................................................................................381
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что чтение книги, которую держит сейчас в руках читатель, принадлежит к числу тех немногих событий, которые способны действительно существенно изменить наше сознание, наше отношение к жизни.
Предлагаемый русскому читателю перевод книги известного психотерапевта Берта Хеллингера требует особого отношения и особого подхода. Приступая к чтению, следует сразу отказаться от всех привычных стереотипов, например, от бессознательного стремления поставить эту книгу в ряд однотипных изданий. Хотя могут ли книги по психотерапии быть однотипными? Тем не менее я бы посоветовал психотерапевтам постараться на время забыть обо всех известных психотерапевтических теориях или, по крайней мере, прибегнуть к такому феноменологическому средству, как эпохэ – «воздержанию от суждений», и воспринимать реальность, описываемую текстом, такой, какая она есть. Собственно, именно к этому и призывает нас автор. Это и составляет суть его психотерапевтического метода. На протяжении всей книги Хеллингер не устает повторять, что ключи к решению всех проблем пациента все время находятся в его собственных руках, а путь к исцелению всегда открыт перед ним. Нужно иметь лишь мужество и силы на него вступить. И прежде всего нужно видеть этот путь, не отворачиваться от истины. Помочь пациенту сделать это – вот основная задача психотерапевта.
.
Исцеление путем движения любви к матери
Утэ: Твои слова о том, что поклон перед матерью мог бы вытянуть меня из могилы, все время волнуют меня. Сейчас я чувствую себя немного лучше, но еще очень слабой. У меня начались боли в области таза и в грудной клетке. Сейчас эти боли немного уменьшились. Сначала, когда я вспомнила о матери, мои представления... Я все еще об этом думаю... Я очень...
Б.Х.: Мне не нужны никакие описания родителей, потому что это ни к чему не приводит. Важны только события.
Утэ: Первый раз в жизни я подумала о том, что моя мать могла бы покончить жизнь самоубийством в каких-то экстремальных обстоятельствах, по крайней мере, у нее могла возникнуть такая мысль. И это ново для меня.
Б.Х.: Значит, мы нашли суть твоей проблемы.
(Утэ плачет.)
Утэ: Раньше я испытывала все это по-другому.
Б.Х.: Видишь, как ты ее любишь?
(Группе): Сейчас у Утэ возникает болезненное чувство, которое всегда появляется, когда у пациента снова открывается детская любовь.
Утэ: Для этого мне нужно очень много сил.
Б.Х: Нет, ничего не говори! Это хорошее чувство, которое действует само по себе. С этим я оставляю тебя.
(Утэ поднимается со стула и собирается выйти из комнаты.)
Б.Х.: Нет, останься здесь! Так для тебя будет лучше. Здесь ты в безопасности. Сядь рядом со мной. Прислонись ко мне.
(Она всхлипывает.)
Б.Х.: Дыши глубоко, открытым ртом! Обними меня обеими руками! Да, так. Вот так лучше. Дыши с силой, открытым ртом. Выдыхай с силой. Как ты называла свою мать, когда была маленькой? «Мама»? «Мамочка»?
Утэ: Мама.
Б.Х.: Скажи: «Мама!»
Утэ: Мама! Мама!
Б.Х.: Дорогая мама!
Утэ: Дорогая мама!
(Б.Х. обнимает ее, пока всхлипывания не затихают.)
Б.Х.: Как ты чувствуешь себя сейчас?
Утэ: Благодарной.
Б.Х. (группе): Мы только что наблюдали прерванное движение любви ребенка к матери, которое достигло цели. Вы заметили, насколько это было больно? Насколько глубоко? И как человек скрывает и защищает в себе это? Насколько он боится вернуться назад еще раз?
В случае диагноза прерванного движения ребенка к одному из родителей, которое должно быть доведено до конца, лучше всего может помочь сама мать этого ребенка, потому что прерванное движение, как правило, направлено именно к ней. Для матери это не трудно, если ребенок еще маленький. Тогда она должна обнять ребенка, прижать его к себе с любовью и держать так долго, пока любовь, которая была превращена прерыванием в гнев и печаль, не сможет снова свободно течь в виде любви к матери, а ребенок не будет в состоянии расслабиться в ее руках.
Если ребенок уже большой, мать тоже может помочь ему закончить прерванное движение и исправить его последствия с помощью объятий. Только в этом случае объятия должны быть будто перенесены в прошлое, в тот момент, когда произошло прерывание. При этом важно, что движение ребенка к матери как будто продолжится в тот момент, когда оно было прервано вначале и приведено к своей тогдашней цели. Иными словами, речь идет о том ребенке из прошлого, все еще желающем обнять ту мать. Поэтому и ребенок, и мать во время объятий должны снова стать теми ребенком и матерью и чувствовать ток, как тогда. Для терапевта вопрос состоит в том, что же является средством, позволяющим объединить мать и ребенка. Приведу пример. Одна из моих пациенток, мать взрослой дочери, была озабочена своими отношениями с ней, так как дочь избегала и редко навещала ее. Я посоветовал матери представить себе, что она обнимает дочь так, как мать обнимает своего ребенка, когда тот в удрученном состоянии, но она не должна делать этого физически, а хранить такую исцеляющую картину в своей душе до тех пор, пока она сама по себе не воплотится в физическое действие. Позже клиентка рассказала мне, что через год ее дочь вернулась домой, тихо и с любовью прижалась к ней, а она долго и тоже с любовью держала ее в объятиях. Потом дочь поднялась и ушла. При этом никто не произнес ни слова.
Отрывок из книги Берта Хеллингера «Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий»
Получить Оксаны Солодовниковой, а также записаться на
Эта книга представляет системную семейную терапию Берта Хеллингера «из первых рук». В ней собраны стенограммы семинаров, которые мастер проводил для разных аудиторий — как профессионалов в области душевного здоровья (психотерапевтов, семейных консультантов, врачей), так и для людей, желающих справиться с кризисами во взаимоотноше-ниях. Сам Б. Хеллингер так характеризует свой подход:
«В отличие от классической семейной терапии, самым важным эле-ментом моего подхода является осознание того, что за любым поведени-ем, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей».
«Инструментальная сторона» подхода — приемы и техники — ярко проиллюстрированы примерами, проясняющими природу скрытых си-стемно-семейных переплетений и пути их разрешения.
Читатель получает редкую возможность непосредственно наблюдать работу мастера, сопереживать ее участникам и вместе с ними искать ре-шения их проблем (а может быть, и своих собственных).
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что чтение книги, которую держит сейчас в руках читатель, принадлежит к числу тех немногих событий, кото-рые способны действительно существенно изменить наше сознание, наше отношение к жизни.
Предлагаемый русскому читателю перевод книги известного психотера-певта Берта Хеллингера требует особого отношения и особого подхода. При-ступая к чтению, следует сразу отказаться от всех привычных стереотипов, например, от бессознательного стремления поставить эту книгу в ряд одно-типных изданий. Хотя могут ли книги по психотерапии быть однотипными? Тем не менее я бы посоветовал психотерапевтам постараться на время забыть обо всех известных психотерапевтических теориях или, по крайней мере, при-бегнуть к такому феноменологическому средству, как эпохэ — «воздержанию от суждений», и воспринимать реальность, описываемую текстом, такой, ка-кая она есть. Собственно, именно к этому и призывает нас автор. Это и со-ставляет суть его психотерапевтического метода. На протяжении всей книги Хеллингер не устает повторять, что ключи к решению всех проблем пациента все время находятся в его собственных руках, а путь к исцелению всегда от-крыт перед ним. Нужно иметь лишь мужество и силы на него вступить. И преж-де всего нужно видеть этот путь, не отворачиваться от истины. Помочь паци-енту сделать это — вот основная задача психотерапевта.
Конечно, читая Берта Хеллингера, трудно избавиться от невольно воз-никающих ассоциаций с известным и подобным. Да и сам автор не скрывает источников своего психотерапевтического метода, прямо указывая на тех, чьи работы в той или иной степени повлияли на становление его собствен-ного подхода к семейно-системной групповой терапии. Многие психотера-певты, о которых упоминает автор в «Эпилоге», разумеется, хорошо извест-ны русскому читателю.
Мне хотелось бы отметить, что сам Берт Хеллингер называет себя не психотерапевтом, а просто терапевтом, подчеркивая свой особый подход к самой проблеме исцеления и к проблеме пациента.
Иногда, читая о «правилах» семейно-системной динамики и психотера-певтических методах, к которым Хеллингер пришел опытным путем, неволь-но ловишь себя на мысли, что нечто подобное встречал в других древних куль-турах. То, что говорит автор о любви, о смерти, об отношении к умершим, почти дословно совпадает с тем, что можно прочесть в буддийских тибетских текстах. Автор не скрывает близости своего мировоззрения к китайскому дао-сизму. Хотя, нельзя не заметить, что Хеллингер старается по возможности ди-станцироваться от любых религиозных и вообще культурно обусловленных контекстов, поскольку считает, что они лишь заслоняют от нас Реальность.
Возвращение в Реальность — тот общий итог, к которому мы должны в конце концов прийти. Берт Хеллингер способен помочь тому, кто осознал и стремится к этому. Я уверен, что всякий, кто прочтет книгу, непременно сде-лает хотя бы шаг в этом направлении.
Сергей Лепехов, доктор философских наук
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие читатели, Вы держите в руках книгу, наиболее полно излагающую основные принципы моей терапевтической работы, то есть техники семейно-сис-темных расстановок. Она полезна не только терапевтам, но и неспециа-листам при решении проблем их повседневной жизни. Весь ее материал демонстрирует, что освобождающее и исцеляющее познание возникает у нас только тогда, когда мы готовы взглянуть на реальность непредвзято.
Центральной темой этой книги являются порядки любви, определя-емые самой жизнью, иными словами, законы, царящие над отношения-ми между различными членами семейной группы. Действительно, лю-бовь является позитивной силой только тогда, когда мы знаем об этих законах и соблюдаем их. Слепая любовь часто вводит нас в заблуждение из-за незнания этих порядков. Напротив, когда людям известны зако-ны, управляющие любовью, и они соблюдают их, любовь в нашей жизни не только приносит желанные результаты, но и оказывает благотворное и исцеляющее воздействие — как на нас лично, так и на всех окружаю-щих нас людей
Эта книга содержит лишь слегка сокращенные стенограммы трех те-рапевтических семинаров, посвященных обсуждению используемых мной техник расстановок семьи.
Первый семинар — «Семейно-системные переплетения и их разре-шения» — был посвящен самопознанию и профессиональному совершен-ствованию группы терапевтов. Этот курс является введением в технику расстановок семьи и позволяет продемонстрировать силы, вызывающие системные переплетения судеб одних членов семьи с судьбами других, а также действие законов, в соответствии с которыми подобные перепле-тения развиваются. Самый важный аспект курса — демонстрация спо-собов, с помощью которых терапевт может определять момент освобож-дения пациента от его системных переплетений, а также техники и пра-вила, которые следует соблюдать при этой работе.
Читатель быстро поймет, что фундаментальное, действующее во всех семейных системах поле сил требует, чтобы все члены семейной группы имели равное право принадлежать к системе, для того чтобы она сохра-няла равновесие. Это требование не позволяет по какой-то причине ис-ключать одного из членов, поскольку в таком случае судьба исключен-ного будет неосознанно перенесена и продолжена каким-то другим членом этой семейной системы в следующих поколениях. Такой процесс я называю «переплетением».
Но как только исключенный член семьи восстанавливается в правах (то есть остальные члены семьи признают его, выражают ему свое уваже-ние), любовь, с которой они это делают, исправляет допущенную ранее несправедливость и избавляет других членов системы от неизбежного повторения ошибок и даже судьбы ранее исключенного члена семьи. Этот процесс я называю «разрешение проблемы».
Системное переплетение всегда является результатом архаичных по-рядков, действующих в совместной семейной жизни, согласно которым ужасное искупается ужасным и невиновные «слабые» (или младшие) от-вечают за действия виноватых «сильных» (или старших) и искупают их грехи. Узел переплетения может быть развязан с помощью исцеляющих действий, восстанавливающих принадлежность к семейной системе и уравновешивающих ее — например, признания, выражения любви и ува-жения. Таким образом создается другой порядок, который действует во благо данной семейной системы.
Первый порядок семейной жизни, то есть порядок, вызывающий вредное переплетающее влияние, и второй порядок, который позитивно воздействует на пациента и лечит его, — это «порядки любви».
Второй курс — семинар для психотерапевтов и семейных консуль-тантов. В данной книге публикуются только те части семинара, в кото-рых обсуждается вопрос о системном месте детей, потерявших одного или обоих родителей, и последствия усыновления, когда детей отдают лицам, не принадлежащим к собственной системе ребенка, или когда чужие люди усыновляют ребенка без реальной необходимости.
Третий курс — семинар для клиентов, их врачей и терапевтов, в ходе которого клиентам была предоставлена возможность расставить роди-тельские семьи и собственные семьи на глазах нескольких сотен наблю-дателей. Во время этих расстановок участникам, играющим роли членов семьи клиента, и присутствующим зрителям были видны не только при-чины тяжелых болезней, несчастных случаев или самоубийств в семьях, но и возможности изменения в этих семьях.
Разнообразная тематика курсов делает книгу многоплановой.
Во-первых, читатель найдет на ее страницах специально подобран-ные стенограммы, позволяющие непосредственно наблюдать все усилия терапевта, направленные на поиск решения проблем клиентов, словно он сам присутствовал на семинаре. При этом не исключено, что он смо-жет найти путь, который выведет его из личных кризисов или поможет справиться с психическим заболеванием.
Во-вторых, при помощи рисунков, представляющих расстановки и движения лиц, участвующих в этих расстановках, читатель увидит и пой-мет сущность важных терапевтических приемов и подходов. Расстановки семьи — простые, но эффективные техники, не только проясняющие природу скрытых семейно-системных переплетений и их разрешений, но и дающие возможность провести терапию прерванного движения любви ребенка к своей матери или отцу. Когда терапевту удается привес-ти это движение к цели, страх, эмоциональные и даже психические рас-стройства, вызванные ранней разлукой с родителями или их потерей, излечиваются или ослабляются.
В-третьих, всем, кто желает глубже изучить проблематику порядков любви и узнать, каким образом постигается их скрытая динамика, книга позволит лично прочувствовать тот факт, что освобождение и исцеляю-щее решение для пациента внезапно, словно молния из темноты, прояв-ляется в результате сосредоточенной и внимательной работы терапевта с расставленной семьей. Этот путь познания я называю феноменологичес-кой психотерапией.
1. Закон принадлежности.
Каждый член семейной системы имеет право на принадлежность к ней. Нарушение этого Порядка, т.е. исключение кого-либо из семейной системы приводит к тому, что другой член системы занимает его место, вынужденный повторять в некоторых деталях его судьбу и/или испытывать неясные ощущения «я не на своем месте», «не могу найти себя в жизни». Под исключением понимается нежелание членов системы признавать полную принадлежность к ней других участников, например: «твой отец тебя знать не хочет, мы найдем тебе нового папу», «твой дедушка был летчик и погиб на задании» (а на самом деле дедушка сидел в тюрьме и там погиб), «был курортный роман, я даже не помню сейчас, как ее звали, она сказала что беременна и я дал денег на аборт» (а женщина оставила ребенка, о котором никто не знает).
2. Закон иерархии.
Новая семейная система имеет приоритет перед старой. Например, вступление в брак создает новую семейную систему для ребёнка и эта система имеет приоритет перед его родительской системой. Нарушение этого Порядка (когда ребёнок остаётся в более сильной связи с родителями, чем с супругом и своими детьми) приводит к ослаблению и возможному распаду новой системы.
Так же важно соблюдение иерархии поколений, когда каждый в семье на своем месте: родители на месте родителей, партнеры - партнеров, дети - детей, но бывает, что роли путаются, и вот уже, например, мама ищет эмоциональную поддержку у ребенка. То есть ставит его на роль своей мамы/папы или партнера вместо того, чтобы искать поддержку у настоящей матери, подруги, психолога и так далее. Но психологически ребенку всегда очень тяжело нести бремя родительских проблем и это плохо отражается уже в его судьбе.
Если в отношениях пары важен баланс «брать-давать», то смотря на несколько поколений семьи, мы понимаем что жизнь течет дальше… И то, что дали нам наши родители, мы никогда не будем способны вернуть им в полной мере, даже если это только жизнь, поэтому мы возвращаем своим детям… Наши дети - в первую очередь будут обязаны перед своей жизнью и детьми, и только потом в старости перед нами. Наша судьба - это наша судьба. Такое понимание иерархии очень улучшает внутрисемейные отношения.
Партнер же - это тот, кто на одном уровне иерархии с нами, «равный нам», поэтому он ничего не должен как мама (безусловно любить, заботиться, прощать, угадывать желания) или как папа (содержать, опекать, решать все проблемы). В любовных отношениях люди часто хотят получить то, чего не дополучили от родителей. И здесь самое главное понимание - что это свободно выбранный союз.
3. Закон баланса между «брать и давать».
Если один член системы что-то даёт другому члену системы (либо что-то отнимает), это должно быть адекватно уравновешено. Дисбаланс приводит к ослаблению или распаду взаимосвязей в этой части системы. Берт Хеллингер говорит о «положительном уравновешивании», когда в ответ на пользу другой человек делает тоже пользу «и еще чуть-чуть», и взаимоотношения укрепляются и расширяются. В «отрицательном уравновешивании» в ответ на ущерб «виновником» принимаются последствия этого ущерба «но чуть меньше», и тогда для отношений сохраняется возможность восстановления через исчерпание последствий ущерба.
Закон 4. Закон любви.
Энергия любви течет от предков к потомкам и никогда наоборот. Это не о том, что не нужно любить мам и пап, а о том, что энергию мы должны отдавать детям. И жизнь свою посвящать детям, а не родителям. Я могу целыми днями думать о маме, вести с ней постоянные споры (даже если просто у себя в голове), заботиться о ней, как о маленькой девочке. И тогда мои дети не получат от меня энергии материнской любви. Потому что вся любовь начинает течь не в ту сторону, и детям не остается ничего.
Родителям нужно быть благодарными и относиться к ним с почтением. А ведь очень часто мы заботимся о них, но внутри себя считаем их полусумасшедшими или отставшими от жизни, верно?
Действие Порядков любви также не является жёстким и однозначным. Семейная система не анализируется на выполнение/невыполнение в ней этих порядков и логический поиск исключенных. Семейная система исследуется феноменологически, т.е. через расстановку и наблюдение того, что в ней проявляется. Поскольку каждая живая система уникальна и динамична.
Будьте в курсе расстановочных новостей!
Давать и брать
Порядки «брать и давать» предписаны нам нашей совестью. Она служит равновесию «брать и давать» и взаимообмену в наших отношениях.
Как только мы берем или получаем что-то от кого-то, мы чувствуем себя обязанными дать ему что-то взамен, и дать при этом нечто равноценное. Это значит: мы чувствуем себя в долгу перед ним, пока не отдадим ему нечто соответствующее и погасим тем самым долг. После мы чувствуем себя по отношению к нему вновь невиновными и свободными.
Эта совесть не оставляет нас в покое, пока мы не установим равновесие. Все движения совести мы ощущаем как вину и невиновность, о какой бы области не шла речь. Здесь я ограничусь сферами, касающимися «давать и брать».
Давать и брать с любовью
Если кто-то дает мне что-то, и я уравновешиваю это, например, уплачивая за это полную цену, отношения заканчиваются. Оба снова следуют своим путем.
Если я плачу за это слишком мало, отношения продолжаются. С одной стороны, потому что я чувствую себя перед ним в долгу. С другой стороны, потому он ждет от меня еще чего-то. Только когда я полностью уравновешиваю ситуацию, мы становимся свободными друг от друга.
С любящими людьми все обстоит иначе. Помимо необходимости баланса, в игру здесь вступает любовь. Это значит: как только я получил что-то от того, кого люблю, я возвращаю ему больше, чем даже равносильное или равное. От этого другой снова чувствует себя в долгу передо мной. Но поскольку он любит меня, он снова дает мне больше, нежели необходимо для равновесия.
Таким образом, между любящими людьми растет взаимообмен «давать и брать» и, в том числе, глубина их отношений.
Беспорядки в процессе «давать и брать»
Один беспорядок я только что назвал: я отдаю меньше, чем взял. Тоже самое наоборот, если я даю другому больше, чем он может или хочет дать взамен.
Многие, накрывая своей любовью другого с головой, считают это особым ее проявлением. Например, когда пытаются дать ему больше, чем он может вынести. Таким образом, они выводят баланс собственных отношений из равновесия. Другому становится тяжело снова восстановить равенство.
И каков результат? Тот, кому дали свыше меры, уйдет из отношений.
Отклонения от меры имеют обратный эффект, нежели ожидает дающий. В отношениях пары, где один дает больше, чем берет, обречены на провал.
И тоже самое, когда один берет больше, нежели сам готов или может дать. Например, если он физически неполноценен.
В любом случае, и здесь есть компенсация, если физически неполноценный партнер признает, что он должен брать больше, нежели он может дать взамен, и вместо того, чтобы предъявлять претензии, благодарит другого от всего сердца.
Благодарность тоже служит уравновешиванию.
Передать дальше, чтобы уравновесить
Мы не всегда можем уравновесить ситуацию, давая другому взамен нечто равноценное. Кто может дать нечто равноценное своим родителям? Или учителю, который помогал ему многие годы? Мы чувствуем себя перед ними в долгу всю свою жизнь.
Многие хотят уклониться от бремени этого долга, избегая принимать от них что-либо еще. Они беднеют, поскольку бремя этого чувства долга становится для них слишком тяжелым. Они отказываются от жизни, вместо того, чтобы жить и брать от жизни все. Существует простой способ восстановить равновесие прекрасным наполняющим образом.
Вместо того, чтобы возвращать что-то, мы передаем это другим. Прежде всего, своим собственным детям, а также многими другими способами на службе у жизни. При этом все чувствуют себя хорошо: и те, кто берут, и те, кто дают.
Восстановление равновесия в негативе
Потребность восстановить баланс мы чувствуем точно также, а порой даже больше, когда другие причинили нам что-либо. Тогда и мы хотим сделать им что-то: «зуб за зуб, глаз за глаз».
Обе стороны ждут этого уравновешивания особым образом. Не только жертва, которой причинили что-либо, но и те, кто причинили ей вред, став перед ней виноватыми.
Жертва жаждет мести. Преступник хочет избавиться от своей вины, пытаясь загладить ее. Что же происходит на самом деле? Достигают ли они равновесия? Или жертва, как правило, причиняет преступнику еще больше вреда? Каковы здесь последствия?
Преступник чувствует - это зашло слишком далеко. Так он ищет равновесия со своей стороны, на этот раз в качестве жертвы. Чтобы уравновесить это, он еще раз причиняет другому вред. И здесь больше, чем требовалось для равновесия.
Таким образом, восстановление баланса в негативе растет. Вместо того, чтобы любить друг друга, они становятся врагами. На предпосылках такого особенного поведения я остановлюсь позже. Сначала я покажу вам решение.
Месть с любовью
Потребность в восстановлении баланса в негативной ситуации непреодолима. Мы вынуждены поддаться ей. А если мы попытаемся подавить эту потребность и преодолеть ее с благородным смирением, например, прощая его, мы рискуем отношениями.
Другой, благодаря прощению, переходит из равноправных отношений в поведение от подчинения к доминированию. Результат схож с ситуацией, где один накрывает другого любовью с головой, давая ему любви больше, чем тот может дать взамен.
Настоящее прощение удается, только если оно взаимно. Например, когда оба больше не возвращаются к прошлому даже в мыслях. Тогда ему позволено уйти навсегда.
Самый простой способ выйти из замкнутого круга все больше причиняемых друг другу страданий – это когда один причиняет другому чуть меньше боли, вместо того, чтобы причинить столько же или даже больше.
Это значит: он тоже мстит за себя, но с любовью. Другой удивлен. Оба смотрят друг на друга и вспоминают их прежнюю любовь. Их глаза начинают светиться, и восстановление баланса «брать и давать» благополучно начинается сначала.
В любом случае, оба стали более осторожными и внимательными друг к другу. В итоге этого баланса их любовь стала еще глубже.