Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека: широта, глубина, критичность, гибкость и быстрота ума. Понятие и структура интелекта

Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.

Анализ – мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.

Синтез – мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ.

Сравнение – мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними. Абстракция – мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств. Обобщение – мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам. Конкретизация – мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим. Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.

Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления.

Подробнее остановимся на их рассмотрении.

Широта ума – это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.

Глубина ума – умение человека разбираться в самой сущности вопроса.

Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного.

Самостоятельность мышления – способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей.

Гибкость мышления – умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов.

Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность.

Быстрота ума – способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы. Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы.

Про таких людей говорят – сообразительные, находчивые, смышленые.

Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону.

Критичность ума – способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения.

Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность.

Мы часто задумываемся о качестве ума. Проходим различные онлайн-тесты на определение уровня интеллекта. Хотя, они и без того отчетливо проявляются в действительности, посредством реакции и принятия решения человеком в трудной ситуации. Поговорим об этом и особенностях индивидуального мышления.

Немного о мыслительном процессе

Мы познаем мир через ощущения и восприятия и только потом - посредством мышления. Функция последнего заключается в расширении рубежей познания через выход за границы чувствования. То есть, оно помогает путем умозаключений раскрыть то, чего мы не можем узнать, опираясь исключительно на восприятие.

Мышление прокладывает путь к знаниям, которые нельзя получить иным образом. Это процесс решения задач. Последние подразумевают вопросы, на которые нет прямых ответов. Они скрыты в исходных данных. Путем их преобразования посредством логики можно найти решение.

Еще как процесс обобщенного познания действительности. То есть получение общей информации о ней происходит на уровне терминов.

Мыслительные задачи решают с помощью:

  • Анализа. Это умственная операция, посредством которой происходит разделение целого на составные части. С него начинается исследование.
  • Синтеза. Подразумевает мысленный и практический процесс объединения фрагментов в единую картину. Эта операция противоположна анализу, но они обе взаимодополняемые. Если информация по проблеме неясна, сначала требуется анализ.
  • Сравнения. Осуществляется сравнение объектов с целью нахождения общих черт и отличий.

Все люди индивидуальны и с разным мышлением.

О качестве ума

Персональные различия мыслительного процесса индивида проявляются в разных качествах ума, которые он демонстрирует при осуществлении деятельности. Наиболее значимые из них - это:

  • Самостоятельность мышления. Выражается в умении человека высказывать свое мнение, ставить цели и задачи, находить ответы и принимать решения, при этом, не прибегая к помощи других людей. Самостоятельность ума неразрывно связана с его критичностью, способностью не принимать чужие суждения, а строго и правильно их оценивать, разграничивать сильные и слабые стороны, выделять главные мысли, и ошибки, которые в них допущены.
  • Широта. Характеризуется всеобъемлющим кругозором, стремлением к познанию нового, самосовершенствованием в разных областях науки и практики.
  • Глубина. Величайшее свойство, позволяющее человеку заглянуть вглубь проблемы, увидеть детали, которые другие не замечают, найти выход и спрогнозировать дальнейшее развитие.
  • Гибкость. Позволяет человеку быстро пересматривать принятые решения, исправлять неправильные, причем новым неординарным способом. Индивид не использует шаблонные приемы решения задачи. К примеру, ученик, обладающий с легкостью может найти ответ разными способами.
  • Быстрота. Выражается в скорости решения задач и мыслительного процесса. Зависит от опыта, накопленных знаний и умений. Быстрота мысли требуется от индивида в случае принятия скорого решения. Не имеет ничего общего с торопливостью мышления, когда решение принимается «наспех», «кое-как», человек цепляется за первые мысли, пришедшие в голову, не проверяя их, и не учитывает все данные, необходимые для решения задачи.
  • И критичность. Это свойство позволяет индивиду давать объективную оценку отрицательным и положительным характеристикам явлений. А также скрупулезно, выдержано и хладнокровно, проверять истинность решений.

Итак, мы пробежались кратко по качествам ума, основным. Подробнее остановимся на последнем.

Критичность

Человек, обладающий критическим умом, тщательно проверяет свои предположения, не принимая каждое пришедшее умственное решение за истину до тех пор, пока не удостоверится в его правильности. Критический ум - организованный ум, широко использующий воображение, опираясь на него в творении нового. И при этом он обладает способностью и умением придерживать работу фантазии, которая уводит по ложному пути к нереальным несбыточным проектам.

Самостоятельность и критичность ума - прекрасный тандем предпосылок творческой, новаторской деятельности личности.

Другие индивидуальные качества ума

Итак, в мыслительной работе людей проявляются личностные особенности их мышления. К ним относятся качества ума, о которых мы говорили выше, а также:

  • Любознательность. Выражается в стремлении человека познавать новое. Но может носить и поверхностный характер.
  • Пытливость - желание всесторонне изучить явление в существенных отношениях.

Оба эти качества являются основой активной познавательной деятельности.

Последовательность мысли

Еще одно качество человеческого ума. Это строго последовательный ум. Проявляется в умении следовать строгой логической цепи в изучении явления, а также закономерной аргументированности размышлений и четкому логическому процессу.

Человек последовательного ума в размышлениях придерживается одной проблемы, не перескакивая на другую. Изучая непростую задачу, следует конкретному методу рассмотрения. Сформировав мысли, прослеживает порядок выхода информации, придерживаясь намеченного плана. В его размышлениях не бывает логических ошибок. Если он посчитал истинными определенные умозаключения, то без страха и опасений делает все выходящие из них выводы. Он стремится найти больше доказательств суждениям.

Ум необходимо тренировать

Известны шесть основных качеств ума в психологии, которые следует развивать - глубина, широта, гибкость, самостоятельность, быстрота и последовательность. Пока нет задачи, ум будет деградировать!

Как это сделать

  1. Главное - ставьте перед собой задачи! При этом они должны быть интересными.
  2. Пополняйте словарный запас. Читайте книги, изучайте иностранные языки. Таким образом, вы научитесь четко и правильно излагать мысли, тем самым разовьете ум.
  3. Рисуйте. При помощи яркой палитры, можно на листе бумаги изобразить свое будущее, мечты, эмоциональное состояние. Живопись развивает воображение и мышление.
  4. Решайте ребусы, головоломки, кроссворды.
  5. Слушайте классическую музыку.
  6. Пишите стихи, а если получится, поэмы. Этот процесс способствует развитию не только памяти, но и воображения и творческих способностей.
  7. Увлекайтесь кулинарией. Отступайте от рецептуры, включайте фантазию и воображение.
  8. Играйте с друзьями в шашки и шахматы. Не умеете? Тогда это прекрасный повод этому научиться.
  9. Решайте математические задачи, чтобы развить аналитическое мышление, которое способствует улучшению ума.
  10. Узнавайте каждый день новое слово. Неважно, из какой области вы разучите термин, главное - познание и самосовершенствование.

И думайте самостоятельно. Сегодня нет проблем к доступу любой информации, благодаря Интернету, где можно отыскать даже решение школьных задачек. Старайтесь не обращаться за ответами к различным источникам. Чем меньше мы начинаем думать, тем слабее развиваются наша память и ум. И, конечно же, не забываем про правильное питание, избавление от вредных привычек. Больше отдыхайте и полноценно высыпайтесь, занимайтесь спортом, прогуливайтесь на свежем воздухе, наслаждайтесь жизнью, поднимайте себе настроение и у вас все получится.

Мышление – очень сложная и многосторонняя психическая деятельность, и характеристика его не может быть простой и однозначной. Так, человек может мыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей мере опираясь на восприятие, представления или понятия. В зависимости от этого различают виды мышления, которые характеризуют индивидуальные особенности мышления человека (они были рассмотрены в предыдущем параграфе).

Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления. Наиболее существенные из них самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность . Эти качества мышления (или качества ума) становятся своеобразными свойствами личности человека.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей. Это не значит, что самостоятельно мыслящий человек не опирается на знания, мысли и опыт других людей. Люди самостоятельного ума сознательно усваивают и творчески применяют опыт и знания других людей. Человек, не обладающий самостоятельным мышлением, ориентируется только на чужие знания и опыт, а при решении различных вопросов и задач опирается исключительно на готовые формулы, шаблонные решения, не стремится находить собственные пути и способы их решения,

Учителю приходится часто сталкиваться с самостоятельным и несамостоятельным мышлением школьников. Одни учащиеся легко справляются с такими заданиями, как, например, кратко изложить содержание рассказа своими словами, найти путь решения математической задачи нового типа. Другие школьники без помощи учителя или готового образца выполнить подобное задание самостоятельно не могут. Воспитание самостоятельного мышления у учащихся - одна из важнейших задач нашей школы.

Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней любознательности. Широкая познавательная деятельность как качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях. Воспитание широты ума непосредственно связано с задачей всестороннего развития личности.

Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умении - увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие. Развитие глубины ума, как и его широты, обусловливается деятельностью человека, его знаниями, наличием устойчивых познавательных интересов.

Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки. Ученик, отличающийся гибкостью ума, умеет в случае необходимости быстро переключаться с одного способа решения задачи на другой, разнообразить попытки решения и вследствие этого быстрее находит новые пути решения задачи. Встречаются ученики с негибким умом. Их мысль инертна (малоподвижна), скованна, они с трудом переключаются на новый способ доказательства, новый способ решения мыслительной задачи, снова и снова возвращаются к закрепленному в прошлом способу решения. Если дети, допустим, решают несколько примеров на сложение, то способ действия у них закрепляется и им трудно сразу переключиться на вычитание. Таких учеников надо специально тренировать на быструю перестройку действия.

Быстрота ума - это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение. Находчивые и сообразительные люди - это люди с быстрым умом. Быстрота мышления зависит от знаний, от степени развития мыслительных навыков, а также от индивидуального темпа мыслительной деятельности, в основе чего лежит обычно большая подвижность нервных процессов в коре головного мозга.

От быстроты ума следует отличать торопливость ума. Человек с таким качеством ума характеризуется отсутствием привычки к длительной и упорной работе. Торопливость ума - это также поверхностность ума, когда человек выхватывает какую-нибудь одну сторону вопроса и не способен рассмотреть его во всей сложности. В школе нередко наблюдаются учащиеся, которые допускают много ошибок только из-за торопливости и какой-то лихорадочной поспешности. Ребята, не продумав вопроса до конца, стремятся ответить на него как можно быстрее. Таких учащихся надо терпеливо сдерживать, призывать не торопиться, а подумать еще.

Встречаются, в школе и учащиеся «тугодумы», с замедленным мышлением. Их часто незаслуженно принимают за неспособных. Качество это часто есть проявление типа нервной системы, но порой и следствие своеобразной лени ума, отсутствия привычки к длительной и упорной- работе и отсутствия удовлетворения от напряженной умственной деятельности. Для ленивого ума самое приятное состояние - поменьше думать, а если необходимость думать и возникает, то учений стремится особенно не утруждать себя этим занятием. В подобном случае необходимо стараться вызвать у ученика интерес к учебному предмету, поощрять хотя бы небольшие его достижения.

Если причина - общая флегматичность ученика, замедленность его реакций, т. е. особенности типа периной системы, то прибегать к специальным приемам для побуждения его к более быстрой работе нужно только в том случае, если замедленность мышления отрицательно сказывается на учении. Вполне допустимо, если у ученика выработается свой индивидуальный стиль умственной работы - пусть несколько замедленный, но зато основательный, солидный.

Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие. И если окажется, что его суждения не соответствует действительности, то он, не колеблясь, отбросит их и будет искать новые пути решения. Великий естествоиспытатель Ч. Дарвин указывал, что он может отказаться от самой любопытнейшей гипотезы, если ей противоречат факты.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельно­сти людей проявляются в разнообразных качествах мыш­ления. Наиболее существенные из них - самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность .

Самостоятельность мышления проявляется в умении че­ловека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помо­щи других людей. Самостоятельность мышления всегда счи­талась одним из важнейших измерений личности. Так, Ф.М. Достоевский противопоставляет личность и безлич­ность прежде всего по способности или неспособности са­мостоятельно мыслить. Тот, кто не обладает самостоятель­ным мышлением, ориентируется только на чужие знания, опыт, мнение, а при решении любых вопросов и задач опирается на готовые формулы, шаблонные решения. Ни о каком творчестве при таком мышлении говорить не при­ходится.

Широта ума проявляется в широком кругозоре челове­ка, в активной познавательной деятельности, охватываю­щей самые различные области науки и практики.

С широтой мышления тесно связано такое его качество, как глубина - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. У людей с таким умом про­является яркая потребность докопаться до причин, источ­ников возникновения явления и событий, умение пред­видеть их дальнейшее развитие (это качество ума - наибо­лее ценная характеристика педагога). Иногда широкое мышление может быть неглубоким, поверхностным. Встре­чаются люди, которые могут порассуждать обо всем, но слушать их неинтересно, так как они в своих рассуждени­ях неоригинальны, банальны.

Раз мышление бывает широким, значит, может быть у кого-то и узким. Это такое мышление, предметом которо­го является преимущественно какая-то небольшая (узкая) часть действительности. Узкое мышление может быть содержательным и глубоким (мышление «узкого специалис­та»), а может - бедным, мелким, поверхностным.

Гибкость ума выражается в умении быть свободным от принятых шаблонных приемов и способов решения задач любого содержания и уровня, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключать­ся с одного способа решения, поведения на другой, раз­нообразить попытки решения проблемы или задачи и тем самым находить быстрее новые пути их решения.

Важным качеством ума является способность предви­дения. Развитие именно этого качества позволяет челове­ку продуктивно выполнять функцию управления деятель­ностью, особенно если в эту деятельность включено много людей. Б.М. Теплов писал: «„Управлять - значит предви­деть" - говорит старинное изречение. Предвидеть - зна­чит сквозь сумрак неизвестности и текучести обстановки разглядеть основной смысл совершающихся событий, уло­вить их главную тенденцию и, исходя из этого, понять, куда они идут. Предвидение - это высшая ступень пре­вращения сложного в простое, умения выделить суще­ственное... Предвидение - результат глубокого проникно­вения в обстановку и постижения главного в ней, реша­ющего, того, что определяет ход событий» 1 .

Простота и ясность мысли, способность превращать «сложное в простое», синтетическая сила ума , глубокий анализ ситуации, проблемы с какой-то определенной точки зрения, в свете определенных идей, гибкость и свобода ума, способность к предвидению и решительность, цель­ность восприятия и сила направленности личности, эмо­циональная насыщенность, богатство речи и упорство - этими качествами обладают умные люди .

Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведе­ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с. С. 188-189.

Спор - Широта ума или рабство иллюзий?

Широта ума или рабство иллюзий? Что затаил в себе я от себя, Где тайна главная сокрыта в глубине моей души Зачем копаю там, где исчезает всякий смысл Ища в себе себя, заранее подозревая Что все пред нами, и я есть все... SLIP. Спор математика и лирика. Математик заявляет, - Ты не подумал уважаемый, отчего так происходит, что все, что есть вокруг тебя создано математиками, а не лириками, физиками, а не гуманитариями? Как часто математики и физики любят рассуждать о том, что они умней любого лирика? С этого стоит начать эту статью. Сколь часто я слышал, как умные люди пытаются найти оправдание искусству, лирике, поэзии, вере и религии. Да математика и физика, бесспорно, творят вещи материальные, а духовные рассуждения что сотворили? А я скажу так: если представить наш мир как энергетическое поле, где есть величина заряда и некий носитель этого заряда. Заряд перетекает с одного носителя к другому (обмен информацией, для тех, кто не понял), соответственно величина этого заряда тоже может быть разной (по идее следует убрать и носителей заряда, раз мы говорим о поле, но так проще представить эту картину, проще абстрагировать). То есть это объяснение для математиков, которые могут вот так запросто представить весь мир как некое поле. Если величина этого заряда слишком большая, то носитель может быть уничтожен (т.е. лишен начального заряда, а значит и своей начальной информации, которую он носил в себе). Чтобы избежать этого следует зарядом, делится с другими носителями, таким образом, происходит движение частиц (носителей), таким образом, осуществляется вечный двигатель вселенной (пульсация). В обществе людей это проявляется примерно так: допустим человек перезаряжен и если он не найдет разрядки, то рано или поздно это может привести к нервному срыву. А нервный срыв приведет к разрушительным действиям (разрушение материи). Заряд в человеке копится так или иначе, это происходит попросту в результате колебания описанного мной ниже "поля", то есть постоянного движения заряда почти как от плюса к минусу, только здесь мы говорим не о самом заряде, а о его величине. В физиологии человека этот заряд можно определить как либидо, т.е. половое влечение. Еще Фрейд говорил о том, что наш инстинкт на самом деле не подразумевает полное как таковое стремление к комфорту (хотя многие биологи думают иначе, инстинкты, по их мнению, управляя живой материей, всегда ищут комфорта) он изначально так же подразумевает и саморазрушение. То есть в человеке заложена функция постоянного синтеза этой энергии (либидо), в то время как другая часть инстинкта заставляет материю снижать этот заряд, спасая ее, от разрушения - эрос. Прямой путь в физиологии животного снизить этот заряд, конечно же - половой акт, и борьба за выживание. Про человека можно сказать точно так же, но структура нашей психики сложней, нежели психика животного. Усложнение структуры подразумевает увеличение заряда, т.е. нам уже не хватает полового акта и простой борьбы за животное существование для того, чтобы сбросить этот заряд. Вот тут та и приходит на помощь искусство, религия и наука. Проще говоря, если поэт не сочиняет стихи, значит он, либо пьет, либо бьет, либо грабит либо находит другой путь реализации энергетического потенциала, что можно с натяжкой назвать сублимацией. Если человеческое общество изолировать от лириков и лиризма, то в результате мы имеем сильное социальное ослабление строя, что может привести к гибели общества. Хотя носитель энергии не может быть уничтожен, уничтожение означает лишь лишение его заряда энергии. Общество лишенное лиризма, конечно, не может умереть до конца, просто тут возникает два варианта его дальнейшего развития. Вариант первый - это упрощение, инволюция, когда общество развалившись приведет к деградации личности которая обязана будет упростится например до животного уровня и тем самым лишить себя высокого заряда. То есть произойдет обычное возвращение в животную, более примитивную жизнь. Вариант второй - общество находит иной путь реализации энергетического заряда, например - война, конфликт, религия, и пр. Тут конечно есть много путей и дорожек, рассматривать их я не буду. Лиризм держит цивилизацию, он помогает сбросить эту самую энергию, точно так же как математика или физика. По сути, я свел все процессы, происходящие в обществе и в жизни человека к простой математике, т.е. каждый процесс в обществе естественная закономерность и если спорить о пользе лиризма и математики, то получается, что мы просто рассуждаем о величине заряда. И весь этот спор заходит в тупик абсурда. Конечно, рассматривая нужность лириков в обществе, я зашел слишком далеко, но скажу честно, это теория "поля" хотя и применима к биологическим законам природы (она универсальна), но я отлично понимаю, ее ущербность и применил ее лишь для того, чтобы математики, а не лирики задумались об этом. Однако тут непременно встает вопрос, а почему тогда всем и не быть физиками и математиками, если суть заключается лишь в сбросе этой самой энергии? На самом деле действительно математик с точки зрения природы может стать лириком и наоборот. И те, и другие нужны в природе для соблюдения не кого энергетического баланса, поскольку поле это не отдельные элементы, это единый организм, борющийся за свое всеобщее выживание. Если в природе человека, в природе его общественной жизни понадобится по каким-то причинам сделать так, чтобы физиков стало меньше, а лириков больше, то она это непременно сделает. Т.е. произойдет переливание энергии из большего в меньшее, так соблюдается метаболизм поля. Нужны ли здесь доказательства, если нужны, то вот вам простой пример: Представим племя, каких не будь "Мамбо" в далекой Африке. Все они испокон веков жили не тужили, пока не произошло по каким-то причинам, ну например - искажение магнитного поля земли, в результате которого реки сменили свое изначальное русло. Что в таком случае делает природа, чтобы это племя смогло выжить? Она делает возможным появление на свет человека, который умеет искать воду под землей при помощи двух веточек. Такой человек может быть плохим охотником но благодаря ему племя имеет шанс выжить. Таким образом, в этом человеке большая часть энергии уходит на поиски этой самой воды, а малая часть уходит, например, на охоту, собственное выживание. Во всем племени долгое время энергия, которая должна была свободно реализовываться в отношении поиска воды, в результате ее отсутствия накапливалась в них. И вот с появлением этого человека, раз он ищет им воду, их энергия должна накормить его. Т.е. его сородичи должны о нем позаботится и таким образом накопившуюся энергию в них отдать этому человеку, у которого ее нет. Так происходит обмен этой самой энергии. Картина очень грубая и есть свои нюансы, которые следует продумывать. Мне просто лень их все описывать, но я думаю, стержневая мысль доступна и понятна. Этого необычного человека легко сравнить с лириком, который появился в нашем обществе лишь в ответ на нехватку, например простых эмоций (т.е. элементарный обмен энергией). Вывод здесь такой: лиризм это лишь выход "лишней" энергии придуманный самой эволюцией общества дабы оно могло быть и сохранить себя. Слово "лишней" здесь взято в скобки потому, что в природе нет ничего лишнего и это понятие здесь относительно. Теперь опять таки к вопросу о споре лириков и математиков. Вот некий господин заявляет, что в этом мире все сделала математика. Но я с таким же абсурдом могу заявить, что все сделала лирика (хотя и то и другое как я уже говорил это просто энергетический заряд)! Объясняю: Духовные и материальные ценности неразлучны, одно без другого не может существовать. Цивилизация основана на пустой и бесполезной для своего времени идее. Она основана на вере, а вера есть не что иное, как пустое духовное изыскание. Это сегодня мы можем говорить о том, что первая "человеко-обезьяна", которая вместо копья метнула меткое слова в своего врага (ссылаясь на З.Фрейда) сделал это правильно, так как основала цивилизацию. Но посудите сами, для своего времени это было не более чем глупая потеха обернувшиеся трагедией. Итак, давайте посмотрим с вами вот еще на что: Для древней "человеко-обезьяны" было правильно: 1) Заботится о пропитании. 2) Заботится о потомстве То есть это реальная закономерность. А теперь поговорим о ненужных вещах, о пустых духовных изысканиях. Неправильно было с точки зрения выживания личности: 1) Взять в руки палку и что-то начертить на земле. 2) Взять в руки палку и начать ей бить по сухому дереву, отстукивая ритм. Первые две правильные директивы есть физика и математика. Вторые неправильные директивы есть лирика и примитивная глупость. Но благодаря этой глупости и появилась цивилизация. Физика и математика взяла на себя роль исполнительную, а мысль, вера, лирика, искусство взяла на себя роль мысли, духа, т.е. пустого и казалось бы, не нужного растрата своих жизненных сил. Так для чего природа все таки придумывает лириков, для чего она заставляет людей размышлять о пустом, когда следует выживать, и в целях выживания творить вещи материальные? В конце концов, скажите математики и физики, вы великие материалисты этого мира, ведь материализм подразумевает, и мыль как некий материал, который можно потрогать. А раз так, лирики творят и изменяют материю так же как ивы. От себя добавлю: я лишь размышляю на эту тему, и ни чего не утверждаю, потому, что сам могу объяснить все процессы в обществе не только с помощью теории "поля", т.е. это не мое мнение. Когда я слышу все эти споры, кто все-таки умней и нужней обществу математики или лирики мне не остается ни чего другого, как только усмехаться в ответ. В природе все нужно и все есть. Ища в себе себя, заранее подозревая Что все пред нами, и я есть все... С уважением SLIP.