Изображение императора каракаллы на римских монетах. Септимий Бассиан Каракалла

Септи мий Бассиа н Карака лла (лат. Septimius Bassianus Caracalla; 186-217) - римский император из династии Северов. Сын Септимия Севера, брат Геты. Правил с 211 по 217 н. э. Официальное имя: Император Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август.

Сын императора Луция Септимия Севера от второго брака с Юлией-Домной, род. в Лионе 4 апреля 188 г. Первоначальное имя его - Бассиан - в 196 г., когда отец провозгласил его Цезарем, изменено было в М. Aurelius Antoninus; прозвище же Каракалла, или Каракалл (Caracallus), взято от введенной им галльской одежды - длинного халата, ниспадавшего до щиколоток.

В 197 г., во время похода против парфян, он был провозглашён трибуном и Августом. В 202 г. он был назначен консулом, а в следующем женился по воле отца на Фульвии-Плавтилле, богатой дочери Плавциана; он, однако, ненавидел и тестя, и жену и был причиною смерти первого в 204 г.

Уже до смерти тестя в высшей степени распутный и своевольный, Каракалла стал ещё хуже, когда освободился от него. Младший брат его Гета, в 198 г. провозглашённый Цезарем, не уступал К. в испорченности. С детства между обоими братьями господствовала непримиримая ненависть, раздувавшаяся царедворцами.

Когда пришло известие о восстании варваров в Британии, Север воспользовался случаем для удаления сыновей из развратной атмосферы Рима и взял их с собою на войну (208 г.). Каракалла провожал отца до Сев. Шотландии, в некоторых случаях сам начальствовал над войском, но все мысли его были устремлены лишь на подготовку для себя единодержавия. Он преследовал брата и клеветал на него, хотел возбудить в войске мятеж против отца, сам однажды поднял меч против него и, как говорили, ядом ускорил его смерть (в феврале 211 г.). Несмотря на его убеждения, войска, помня желания Севера, провозгласили императорами обоих братьев. Каракалла тотчас заключил мир с варварами, вывел армию из их страны, очистил заложенные Севером крепости, отправился к брату и к матери и, наружно помирившись с Гетой, отправился в Рим с прахом Севера. Уже на дороге несогласия возникли снова; оба брата подозревали друг друга; в Риме каждый завёл свою стражу; они думали разделить империю, но этому воспротивилась мать. Планы К. освободиться от брата не удавались; наконец он попросил мать пригласить их обоих к себе в комнату для примирения и здесь, на руках у матери, был убит Гета (212).

Единоличное правление

После убийства он, как бы ища защиты, бежал в лагерь к солдатам, дал им для разграбления собранные отцом сокровища и был провозглашен единым императором. Солдаты и придворные Геты, числом до 20 000, были умерщвлены. В числе убитых был Папиниан, знаменитый юрист, друг Севера. Каракалла попросил его выступить в сенате с оправданием убийства, надеясь. что прославленный юрист найдет убедительные доводы. Однако Папиниан ответил: «Это легче сделать, чем оправдать». В 212 г. Каракалла дал всем жителям Римской империи права римского гражданства, с целями, впрочем, исключительно финансовыми. Старые налоги он возвысил, вымогал деньги у кого только мог, особенно у сенаторов, которые обязаны были всюду следовать за ним.

В Галлии Каракалла вёл бесславную войну с алеманнами и ценнами, но тем не менее принял прозвание Alemannicus и Germanicus; в Дакии он воевал со сарматами и гетами, но скоро предоставил провинцию её участи и пошёл во Фракию. С этого времени он начал комически подражать Александру Великому, предпринимая походы в отдалённые страны, но лишь для того, чтобы грабить жителей. Из Фракии он перешёл в Азию, в Пергаме прибегал за исцелением к Эскулапу, в Илионе чтил Ахилла, зимовал в Никомедии (214-215), изменнически захватил в плен Авгара, царя осроенов, и завладел его царством.

Царя Армении с сыновьями он пригласил к себе, намереваясь с ним поступить точно так же, но наткнулся на вооружённое сопротивление; отряд его, посланный в Армению, был разбит. Через Антиохию Каракалла отправился в Александрию, где, рассердясь на жителей за намёки на братоубийство и связь с матерью (её обозвали Иокастой), устроил кровавую резню, наложил на жителей штрафы и велел разрушить общежития (греч. σισσίτια) философов.

Вернувшись в Антиохию, он потребовал от Артабана, царя Парфии, дочь в замужество; когда тот не согласился, Каракалла опустошил его страну, взял город Арбелу, где разрыл могилы парфянских царей и рассеял прах их. Артабан согласился на мир и дружественно встретил императора; но во время пира Каракалла велел напасть на варваров и убивать их, и царю лишь с немногими приближенными удалось бежать.

Смерть

Опустошив и разграбив всю Парфию, Каракалла вернулся и принял титул Parthicus. Парфяне готовились к новой войне, когда императорский префект преторианцев, Макрин, составил заговор против Каракаллы и велел его убить по дороге из Эдессы в Карры, 8 апреля 217 г. От царствования Каракаллы сохранились громадные развалины терм (Thermae Antoninianae), с небывалым великолепием построенных Каракаллой к востоку от Авентинского холма. Ревностный распространитель культа Изиды, Каракалла гораздо менее гнал христиан, чем его отец. Каракалла не имел потомства. Его биографию написал Спартиан; много сведений о нём у современника его, Диона Кассия, и у Геродиана.

Мать: Юлия Домна Супруга: Фульвия Плацилла Дети: нет

Септи́мий Бассиа́н Карака́лла (лат. Septimius Bassianus Caracalla ; 4 апреля 188 - 8 апреля 217 гг.) - римский император из династии Северов . Сын Септимия Севера , брат Геты . Правил с 211 по 217 год н. э. Официальное имя: Император Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август .

Биография

Сын императора Луция Септимия Севера от второго брака с Юлией Домной , родился в столице Галлии Лугдунуме 4 апреля 188 года. Первоначальное имя его - Бассиан - в 196 году, когда отец провозгласил его Цезарем , было изменено на Марк Аврелий Антонин; прозвище же Каракалла, или Каракалл (лат. Caracallus ), произошло от названия введённой императором галльской одежды - длинного халата, ниспадавшего до щиколоток.

В 197 году, во время похода против парфян , он был провозглашён трибуном и Августом . В 202 году он был назначен консулом , а в следующем женился по воле отца на Фульвии Плавцилле, богатой дочери Плавциана ; он, однако, ненавидел и тестя, и жену и был причиной смерти первого в 204 году.

Уже до смерти тестя в высшей степени распутный и своевольный, Каракалла стал ещё хуже, когда освободился от него. Младший брат его Публий Септимий Гета , в 198 году провозглашённый Цезарем, не уступал Каракалле в испорченности. С детства между обоими братьями господствовала непримиримая ненависть, раздуваемая царедворцами.

Когда пришло известие о восстании варваров в Британии , Север воспользовался случаем для удаления сыновей из развратной атмосферы Рима и взял их с собою на войну (208 год). Каракалла провожал отца до Северной Шотландии , в некоторых случаях сам начальствовал над войском, но все мысли его были устремлены лишь на подготовку для себя единодержавия.

Он преследовал брата и клеветал на него, хотел возбудить в войске мятеж против отца, сам однажды поднял меч против него и, как говорили, ядом ускорил его смерть (4 февраля 211 года).

Несмотря на его убеждения, войска, помня желания Севера, провозгласили императорами обоих братьев. Каракалла тотчас заключил мир с варварами, вывел армию из их страны, очистил заложенные Севером крепости, отправился к брату и к матери и, наружно помирившись с Гетой, отправился в Рим с прахом Севера.

Уже на дороге несогласия возникли снова; оба брата подозревали друг друга; в Риме каждый завёл свою стражу; они думали разделить империю, но этому воспротивилась мать. Планы Каракаллы освободиться от брата не удавались; наконец он попросил мать пригласить их обоих к себе в комнату для примирения, и здесь, на руках у матери, был убит Гета (26 декабря 211 года).

Единоличное правление

После убийства он, как бы ища защиты, бежал в лагерь к солдатам, дал им для разграбления собранные отцом сокровища и был провозглашен единым императором. Солдаты и придворные Геты, числом до 20 000, были умерщвлены. В числе убитых был Папиниан , знаменитый юрист, друг Севера. Каракалла попросил его выступить в сенате с оправданием убийства, надеясь, что прославленный юрист найдет убедительные доводы. Но Папиниан ответил: «Это легче сделать, чем оправдать». В 212 году Каракалла дал всем жителям Римской империи права римского гражданства , с целями, впрочем, исключительно финансовыми. Старые налоги он возвысил, вымогал деньги у кого только мог, особенно у сенаторов, которые обязаны были всюду следовать за ним.

В Галлии Каракалла вёл бесславную войну с алеманнами и ценнами, но тем не менее принял прозвание Alemannicus и Germanicus; в Дакии он воевал с сарматами и гетами , но скоро предоставил провинцию её участи и пошёл во Фракию . С этого времени он начал комически подражать Александру Великому , предпринимая походы в отдалённые страны, но лишь для того, чтобы грабить жителей. Из Фракии он перешёл в Азию, в Пергаме прибегал за исцелением к Эскулапу , в Илионе чтил Ахилла , зимовал в Никомедии (214-215), изменнически захватил в плен Абгара , царя осроенов , и завладел его царством.

Каракалла в литературе

  • А. П. Ладинский . «В дни Каракаллы» (1961)
  • Н. С. Гумилёв . Цикл «Император Каракалла» из сборника стихов «Романтические цветы» ()
  • Г. Эберс . «Тернистый путь (Каракалла)» (1892, «Per aspera»).

Напишите отзыв о статье "Каракалла"

Примечания

Литература

  1. А. Д. Пантелеев. (рус.) . Исследования и публикации по истории античного мира . 2006. .
  2. Р. В. Ковылина. (рус.) . Молодой учёный . 2011. .
  3. R. Varga. (англ.) . Центр антиковедения . 2011. .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Каракалла

Mes loisirs ensuite et mes vieux jours eussent ete consacres, en compagnie de l"imperatrice et durant l"apprentissage royal de mon fils, a visiter lentement et en vrai couple campagnard, avec nos propres chevaux, tous les recoins de l"Empire, recevant les plaintes, redressant les torts, semant de toutes parts et partout les monuments et les bienfaits.
Русская война должна бы была быть самая популярная в новейшие времена: это была война здравого смысла и настоящих выгод, война спокойствия и безопасности всех; она была чисто миролюбивая и консервативная.
Это было для великой цели, для конца случайностей и для начала спокойствия. Новый горизонт, новые труды открывались бы, полные благосостояния и благоденствия всех. Система европейская была бы основана, вопрос заключался бы уже только в ее учреждении.
Удовлетворенный в этих великих вопросах и везде спокойный, я бы тоже имел свой конгресс и свой священный союз. Это мысли, которые у меня украли. В этом собрании великих государей мы обсуживали бы наши интересы семейно и считались бы с народами, как писец с хозяином.
Европа действительно скоро составила бы таким образом один и тот же народ, и всякий, путешествуя где бы то ни было, находился бы всегда в общей родине.
Я бы выговорил, чтобы все реки были судоходны для всех, чтобы море было общее, чтобы постоянные, большие армии были уменьшены единственно до гвардии государей и т.д.
Возвратясь во Францию, на родину, великую, сильную, великолепную, спокойную, славную, я провозгласил бы границы ее неизменными; всякую будущую войну защитительной; всякое новое распространение – антинациональным; я присоединил бы своего сына к правлению империей; мое диктаторство кончилось бы, в началось бы его конституционное правление…
Париж был бы столицей мира и французы предметом зависти всех наций!..
Потом мои досуги и последние дни были бы посвящены, с помощью императрицы и во время царственного воспитывания моего сына, на то, чтобы мало помалу посещать, как настоящая деревенская чета, на собственных лошадях, все уголки государства, принимая жалобы, устраняя несправедливости, рассевая во все стороны и везде здания и благодеяния.]
Он, предназначенный провидением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делать благодеяния!
«Des 400000 hommes qui passerent la Vistule, – писал он дальше о русской войне, – la moitie etait Autrichiens, Prussiens, Saxons, Polonais, Bavarois, Wurtembergeois, Mecklembourgeois, Espagnols, Italiens, Napolitains. L"armee imperiale, proprement dite, etait pour un tiers composee de Hollandais, Belges, habitants des bords du Rhin, Piemontais, Suisses, Genevois, Toscans, Romains, habitants de la 32 e division militaire, Breme, Hambourg, etc.; elle comptait a peine 140000 hommes parlant francais. L"expedition do Russie couta moins de 50000 hommes a la France actuelle; l"armee russe dans la retraite de Wilna a Moscou, dans les differentes batailles, a perdu quatre fois plus que l"armee francaise; l"incendie de Moscou a coute la vie a 100000 Russes, morts de froid et de misere dans les bois; enfin dans sa marche de Moscou a l"Oder, l"armee russe fut aussi atteinte par, l"intemperie de la saison; elle ne comptait a son arrivee a Wilna que 50000 hommes, et a Kalisch moins de 18000».
[Из 400000 человек, которые перешли Вислу, половина была австрийцы, пруссаки, саксонцы, поляки, баварцы, виртембергцы, мекленбургцы, испанцы, итальянцы и неаполитанцы. Императорская армия, собственно сказать, была на треть составлена из голландцев, бельгийцев, жителей берегов Рейна, пьемонтцев, швейцарцев, женевцев, тосканцев, римлян, жителей 32 й военной дивизии, Бремена, Гамбурга и т.д.; в ней едва ли было 140000 человек, говорящих по французски. Русская экспедиция стоила собственно Франции менее 50000 человек; русская армия в отступлении из Вильны в Москву в различных сражениях потеряла в четыре раза более, чем французская армия; пожар Москвы стоил жизни 100000 русских, умерших от холода и нищеты в лесах; наконец во время своего перехода от Москвы к Одеру русская армия тоже пострадала от суровости времени года; по приходе в Вильну она состояла только из 50000 людей, а в Калише менее 18000.]
Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу. Он смело принимал на себя всю ответственность события, и его помраченный ум видел оправдание в том, что в числе сотен тысяч погибших людей было меньше французов, чем гессенцев и баварцев.

Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны – назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять.
Над всем полем, прежде столь весело красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»
Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить всо и побежать куда попало.
Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами.
Тот, кто посмотрел бы на расстроенные зады русской армии, сказал бы, что французам стоит сделать еще одно маленькое усилие, и русская армия исчезнет; и тот, кто посмотрел бы на зады французов, сказал бы, что русским стоит сделать еще одно маленькое усилие, и французы погибнут. Но ни французы, ни русские не делали этого усилия, и пламя сражения медленно догорало.
Русские не делали этого усилия, потому что не они атаковали французов. В начале сражения они только стояли по дороге в Москву, загораживая ее, и точно так же они продолжали стоять при конце сражения, как они стояли при начале его. Но ежели бы даже цель русских состояла бы в том, чтобы сбить французов, они не могли сделать это последнее усилие, потому что все войска русских были разбиты, не было ни одной части войск, не пострадавшей в сражении, и русские, оставаясь на своих местах, потеряли половину своего войска.
Французам, с воспоминанием всех прежних пятнадцатилетних побед, с уверенностью в непобедимости Наполеона, с сознанием того, что они завладели частью поля сраженья, что они потеряли только одну четверть людей и что у них еще есть двадцатитысячная нетронутая гвардия, легко было сделать это усилие. Французам, атаковавшим русскую армию с целью сбить ее с позиции, должно было сделать это усилие, потому что до тех пор, пока русские, точно так же как и до сражения, загораживали дорогу в Москву, цель французов не была достигнута и все их усилия и потери пропали даром. Но французы не сделали этого усилия. Некоторые историки говорят, что Наполеону стоило дать свою нетронутую старую гвардию для того, чтобы сражение было выиграно. Говорить о том, что бы было, если бы Наполеон дал свою гвардию, все равно что говорить о том, что бы было, если б осенью сделалась весна. Этого не могло быть. Не Наполеон не дал своей гвардии, потому что он не захотел этого, но этого нельзя было сделать. Все генералы, офицеры, солдаты французской армии знали, что этого нельзя было сделать, потому что упадший дух войска не позволял этого.


Участие в войнах: Римско-парфянские войны. Римско-германская война. Войны с сарматами
Участие в сражениях:

(Septimius Bassianus Caracalla) Римский император (с 211 г.)

Сын императора Луция Септимия Севера от его второго брака с Юлией-Домной .

Настоящее имя его было Бассиан, но когда отец провозгласил его цезарем, оно было изменено. Прозвище Каракалл или Каракалла было взято от введенной им галльской одежды — длинного халата, спускавшегося до щиколоток.

В 197 г. во время похода против парфян Каракалла был провозглашен трибуном и августом.

В 202 г. он был назначен консулом и по воле своего отца женился на Фульвии-Плавтилле. Своего тестя Правциана Каракалла ненавидел до такой степени, что стал причиной его смерти два года спустя после женитьбы. Это окончательно развязало ему руки, и он еще более предался распутному поведению.

Младший брат Каракаллы Гета , также провозглашенный цезарем, ни в чем не уступал Каракалле. С самого детства между обоими братьями существовала непримиримая вражда, раздувавшаяся царедворцами. При получении известия о восстании варваров в Британии император Север взял своих сыновей на войну, чтобы удалить их из развратной атмосферы Рима. Каракалла провожал отца до Северной Шотландии и даже временами командовал римским войском, однако все его мысли были устремлены к власти. Он пытался настроить войско против своего отца, направлял гнев отца против младшего брата и в конечном итоге ускорил смерть императора Севера в феврале 211г.

Однако, несмотря на все желание Каракаллы, римское войско все же провозгласило императорами обоих братьев. Каракалла заключил с варварами мир, вывел войска из Британии, очистив от римских войск британские крепости. Внешне он примирился с Гетой и отправился в Рим с прахом своего отца.

Однако уже в дороге между братьями стали возникать ссоры. Каракалла и Гета не доверяли друг другу, и каждый из них завел себе особую стражу. Братья уже начали думать о разделе империи, однако этому воспротивилась мать.

Видя, что планы освободиться от брата не удаются, Каракалла пригласил мать вместе с Гетой для очередного примирения, и здесь на глазах у матери Гета был убит.

После совершенного убийства Каракалла , как бы в поисках защиты, бежал в солдатский лагерь, где раздал воинам сокровища своего отца. Теперь Каракалла, провозглашенный единым императором, учинил в Риме террор. С помощью своих воинов он истребил до двадцати тысяч сторонников Геты.

В 212 г. Каракалла предоставил всем жителям Римской империи права римского гражданства. Это имело чисто фискальные цели. Он повысил старые налоги, а у сенаторов, обязанных всюду следовать за ним, постоянно вымогал деньги. Напротив, жалованье армии было увеличено, и тем самым ее преданность Каракалле возросла.

В Галлии Каракалла вел войну с германскими племенами. Хотя война окончилась безрезультатно, император был удостоен прозвания Алеманнский и Германский. В Дакии Каракалла воевал с сарматами, но скоро бросил провинцию на произвол судьбы и пошел во Фракию. С этого времени Каракалла начал подражать Александру Великому , предпринимая походы в отдаленные страны, но лишь для того, чтобы грабить их.

Из Фракии Каракалла перешел в Азию. В Пергаме он обращался к Эскулапу за исцелением, в Илионе он чтил Ахилла, провел зиму в Никомедии, затем изменнически захватил в плен царя осроянов Авгара и завладел его царством. Он попытался захватить таким путем и Армению и даже пригласил к себе ее царя вместе с сыновьями, но здесь натолкнулся на вооруженное сопротивление. Через Антиохию Каракалла отправился в Александрию. Здесь в отместку за намеки жителей на братоубийство и его связь с собственной матерью он устроил кровавую резню, а затем наложил на жителей штрафы и приказал разрушить общежития философов.

Воротившись в Антиохию, Каракалла потребовал от царя Парфии Артабана себе в жены его дочь. Когда же царь ответил отказом, Каракалла опустошил его страну и захватил город Арбелу. Он полностью разорил его и даже развеял прах прежних парфянских царей. Это вынудило Артабана согласиться на мир, и он дружественно встретил императора. Но во время пира Каракалла приказал убивать всех варваров. Царю с немногими приближенными удалось бежать.

Опустошив и разграбив всю Парфию, Каракалла вернулся и принял титул парфянского царя. Парфяне уже готовились к новой войне, но в это время императорский префект преторианцев Макрин организовал заговор и убил Каракаллу по дороге из Эфессы в Карры.

Септимий Бассиан, старший сын Септимия Севера, был переименован отцом в Марка Аврелия Антонина, в историю же вошел под именем Каракаллы (одеяние с таким названием он носил). Его мать Юлия Домна - финикийка по происхождению, дочь Бассиана, жреца Солнца. Спустя два года после рождения первенца, названного в честь деда, Юлия родила второго сына Гету. Септимий Север, будучи наместником Паннонии, командовал римскими легионами, стоявшими на берегах Дуная и Рейна, когда в 193 г. захватил императорскую власть.

196 год - отец провозгласил Бассиана Цезарем и тогда дал ему имя Марка Аврелия Антонина, которого он считал величайшим из императоров. Согласно свидетельству древнего историка Геродиана, автора «Истории императорской власти после Марка», оба сына Септимия Севера были испорчены роскошью и столичным образом жизни, чрезмерной страстью к зрелищам, приверженностью к конным состязаниям и танцам.

В детские годы Каракалла отличался мягкостью нрава и приветливостью, но, выйдя из детского возраста, стал замкнутым, угрюмым и высокомерным. С детства братья враждовали между собой, а со временем эта вражда приобрела поистине патологический характер.

Септимий Север женил Каракаллу на дочери своего фаворита Плавтиана. Новая принцесса в качестве приданого передала своему мужу громадные суммы денег. Их было до такой степени много, что, по утверждениям, столько могло бы составить приданое 50-ти цариц.

По завещанию основателя династии, утвержденному сенатом и признанному преторианской гвардией и легионами, августами были объявлены оба сына Септимия Севера - старший сын Каракалла и младший Гета. Такого рода двоевластие оказалось чреватым тяжелыми последствиями и было определенным просчетом опытного Септимия Севера. Он считал, что правление двух его сыновей сможет укрепить династию, сможет сбалансировать жесткий и волевой характер Каракаллы, мягкость и осторожность Геты, однако получилось наоборот. Между братьями и стоящими за ними придворными кликами сразу же вспыхнула непримиримая борьба. Попытки их матери Юлии Домны примирить сыновей-императоров ни к чему не привели.

После торжественных похорон Септимия Севера в Риме его сыновья поделили императорский дворец пополам и «начали жить в нем оба, забив наглухо все проходы, которые были не на виду; только дверьми, ведущими на улицу и во двор, они пользовались свободно, при этом каждый выставил свою стражу». В открытую ненавидя друг друга, каждый делал все, что мог, лишь бы как-то избавиться от брата и заполучить всю власть в свои руки. В большинстве своем римляне склонялось на сторону Геты, потому как он производил впечатление человека порядочного: проявлял скромность и мягкость по отношению к лицам, обращавшимся к нему. Каракалла же во всем выказывал жестокость и раздражительность. Юлия Домна была не в состоянии примирить их друг с другом.

Провраждовав так какое-то время, братья совсем было собрались разделить между собой империю для того, чтобы не злоумышлять друг против друга, оставаясь все время вместе. Решили, что Гете отойдет восточная часть державы со столицей в Антиохии или Александрии, а Каракалле - западная с центром в Риме. Но когда об этом соглашении сообщили Юлии Домне, она своими слезами и уговорами смогла убедить их отказаться от этой пагубной затеи. Этим она, может быть, уберегла римлян от новой гражданской войны, но обрекла на смерть родного сына.

Ненависть и соперничество между братьями росли. По утверждению Геродиана, они «перепробовали все виды коварств, старались договориться с виночерпиями и поварами, чтобы те подбросили другому какой-то отравы». Но ничего у них не получалось, потому как каждый был начеку и очень остерегался. В конце концов, Каракалла не выдержал: подстрекаемый жаждой единовластия, он решил действовать мечом и убийством. Трагические события развернулись в феврале 212 г.

Помня о страстном желании матери помирить братьев, Каракалла торжественно поклялся императрице, что попытается сделать все возможное, чтобы жить в дружбе с братом. Юлия, обманутая коварным сыном, послала за Гетой, умоляя его прийти в ее покои, где брат готов открыть ему свои самые добрые намерения и примириться с ним. Покои императрицы, по законам империи считавшиеся святыми, стали местом кровавой расправы над Гетой. Лишь только он вошел в спальню, на него бросились люди с кинжалами. Несчастный бросился к матери, но это ему не помогло.

Смертельно раненный Гета, облив кровью грудь Юлии, скончался. А Каракалла, после убийства, выскочил из спальни и побежал через весь дворец, крича, что он едва спасся, избежав величайшей опасности. Он кинулся в преторианский лагерь, где за свое спасение и единовластие пообещал выдать каждому воину по 2500 аттических драхм, а также увеличить в полтора раза получаемое ими довольствие. Он велел без промедления взять эти деньги из храмов и казнохранилищ, и таким образом в один день безжалостно растратил все то, что Септимий Север копил на протяжении 18-ти лет. Воины объявили Антонина единственным императором, а Гета был провозглашен врагом.

Когда Каракалла убил Гету, то, боясь, что братоубийство покроет его позором как тирана и узнав, что возможно смягчить ужас такого преступления, если провозгласить брата божественным, говорят, сказал: «Пусть будет божественным, только бы не был живым!» Он причислил его к богам, и потому народная молва кое-как примирилась с братоубийцей.

Каракалла жестоко расправился со всеми, кого можно было заподозрить в симпатии к Гете. Сенаторов, кто родовит или побогаче, убивали по любому поводу, или совсем без повода - хватало для этого объявить их приверженцами Геты. Папиниан, человек, которым гордилась вся империя, этот юрист, непреклонный защитник законов, также был казнен за то, что отказался публично в сенате оправдывать это убийство.

Вскоре были убиты все близкие и друзья брата, а также и те, кто жил во дворце на его половине; слуг перебили всех; возраст, даже младенческий, во внимание не принимали. Откровенно глумясь, трупы убитых сносили вместе, складывали на телеги и вывозили за город, где, сложив их в кучу, сжигали, а то и попросту бросали как придется. Вообще погибал всякий, кого Гета хоть немного знал. Уничтожали атлетов, возниц, исполнителей всякого рода музыкальных произведений - в общем, всех, кто услаждал его зрение и слух.

Из сенаторов были убиты все представители патрицианских родов. Антонин отправлял своих людей и в провинции, чтобы истреблять тамошних правителей и наместников как друзей брата. Каждая ночь приносила с собой убийства самых различных людей. Весталок он заживо закопал в землю за то, что они якобы не соблюдают девственность. Рассказывали, что как-то раз император был на скачках, и произошло так, что народ чуть посмеялся над возницей, к которому он был в особенности расположен; приняв это за оскорбление, он приказал воинам броситься на зрителя, вывести и перебить всех, кто плохо говорил о его любимце. Потому как нельзя было отделить виноватых от невиновных, воины беспощадно отводили и убивали первых попавшихся. Встав на путь террора, Каракалла разделался даже со своей женой Плавтиллой; в 205 году она была отправлена в ссылку, а в 212 году ее убили.

После кровавой расправы император Каракалла продолжил политику своего отца как внутри страны, так и на ее границах: лихорадочные попытки стабилизировать тяжелое финансовое положение, покровительство армейским кругам. Тяжелое экономическое положение Империи вызывалось двумя факторами: разорением товарных вилл и рабовладельческих хозяйств и огромными расходами на разбухающую армию, которая насчитывала до полумиллиона человек. При этом расходы на армию росли в связи с той политикой покровительства, которую наметил еще основатель династии.

При Каракалле снова была увеличена плата всем категориям военных. Разрешение легионерам иметь легальную семью, арендовать землю и заводить хозяйство, конечно, требовало средств, и Империя должна была их предоставлять. Имеющихся поступлений в казну уже не хватало для оплаты всех бюджетных расходов, и император пошел по пути, уже намеченному при Антонинах и принятому его отцом Септимием Севером: он приказал добавлять к серебру медь в больших количествах (до 80% веса). В результате из одного количества серебра начали чеканить большее количество монет, но они практически обесценились.

212 год - был обнародован императорский эдикт - конституция Антониниана (от официального имени Каракаллы - Марк Аврелий Север Антонин), по которому права римского гражданства получали практически все свободные жители Империи (за редкими исключениями). Так, римское гражданство - самый привилегированный статус жителя Империи, за который веками боролись италики, провинциальная аристократия, - сверху и в одночасье предоставлялось почти всем свободным, в том числе и только что включенным в состав Империи окраинным варварским народам.

Этот решительный шаг дал возможность решить целый ряд трудных проблем, вставших перед центральной властью, - комплектование огромной армии, пополнявшейся из римских граждан, преодоление финансовых трудностей, потому как новые граждане должны были платить многочисленные налоги. В конце концов, дарование римского гражданства давало возможность унифицировать всю систему управления, судопроизводства, применения законов во всех звеньях огромной Империи. В итоге это привело к превращению полноправного и привилегированного римского гражданина в бесправного и обремененного различными обязанностями-повинностями имперского подданного.

Имя императора Каракаллы в Риме сохранили грандиозные термы (роскошные общественные бани), в которых одновременно могло мыться больше 1 600 человек. Термы Каракаллы, построенные в 212–216 годах, занимали большую территорию и представляли из себя мощный комплекс разных помещений для мытья и купания с горячей и холодной водой. При термах находились также библиотеки, площадки для спортивных упражнений и парк, внутри термы были роскошно отделаны мрамором и мозаикой.

Много сил и времени император отдавал военной деятельности в Европе и на Востоке. Он был не столько разумным полководцем, сколько выносливым воином. Весной 213 г. он отправился в Галлию. Прибыв туда, император немедля убил нарбонского проконсула. Приведя в смятение всех начальствовавших в Галлии лиц, он навлек на себя ненависть как тиран. Совершив множество несправедливостей, он заболел тяжелой болезнью. По отношению к тем, кто за ним ухаживал, он проявлял необыкновенную жестокость. Потом, по пути на Восток, он остановился в Дакии. Каракалла был первым римским императором, на которого, по словам Геродиана, легла печать явной варваризации.

«Всех германцев он расположил к себе и вступил с ними в дружбу. Часто, сняв с себя римский плащ, он менял его на германскую одежду, и его видели в плаще с серебряным шитьем, какой носят сами германцы. Он накладывал себе светлые волосы и причесывал их по-германски. Варвары радовались, глядя на все это, и любили его чрезвычайно. Римские воины также не могли нарадоваться на него, в особенности благодаря тем прибавкам к жалованью, на которые он не скупился, а еще и потому, что он вел себя совсем как воин: первый копал, если надо было копать рвы, навести мост через реку или насыпать вал, и вообще первым брался за любое дело, которое требовало рук и физической силы.»

Питался он простой воинской пищей и даже сам молол зерно, замешивал тесто и пек хлеб. «В походах он чаще всего шел пешком, редко садился в повозку или на коня, свое оружие он носил сам. Его выносливость вызывала восхищение, да и как было не восхищаться, видя, что такое маленькое тело приучено к таким тяжким трудам».

Не только по внешности, но и по духу Каракалла был подлинный варвар. Он ревностно поклонялся египетской богине Изиде и построил в Риме ее храмы. «Вечно подозревая во всех заговорщиков, он непрестанно вопрошал оракулы, посылал повсюду за магами, звездочетами, гадателями по внутренностям жертвенных животных, так что не пропустил ни одного из тех, кто берется за такого рода ворожбу».

Свирепый, дикий и неумный Каракалла не сумел удержать в своих руках богатейшее наследие Септимия Севера.

Когда он управился с лагерями на Дунае и перешел во Фракию, что по соседству с Македонией, он сразу начал отождествлять себя с Александром Македонским и приказал во всех городах поставить его изображения и статуи. Чудачества его доходили до того, что он начал одеваться как македонец, носил на голове белую широкополую шляпу, а на ноги надевал сапожки. Отобрав юношей и отправившись с ними в поход, он начал называть их македонской фалангой, а их начальникам роздал имена полководцев Александра.

Из Фракии император переправился в Азию, пробыл какое-то время в Антиохии, а после прибыл в Александрию. Александрийцы приняли Антонина очень торжественно и с большой радостью. Никто из них не знал о тайной ненависти, которую тот давно уже питал к их городу. Дело в том, что императору доносили о насмешках, которыми его осыпали горожане. Решив примерно наказать их, Антонин велел самым цветущим юношам собраться за городом якобы для военного смотра, окружил их войсками и приказал всех убить. Смертоубийство было таким, что кровь потоками текла по равнине, а огромная дельта Нила и все побережье близ города было окрашено кровью. Поступив таким образом с городом, он вернулся в Антиохию для того, чтобы начать войну с парфянами.

Чтобы лучше скрыть свои замыслы, он посватался к дочери парфянского царя. Получив согласие на брак, Каракалла беспрепятственно вступил в Месопотамию как будущий зять, а после неожиданно напал на тех, кто вышел его приветствовать. Перебив множество людей и разграбив города и селения, римляне с большой добычей вернулись в Сирию. За этот позорный набег Антонин получил от сената прозвание «Парфянский».

В разгар подготовки к новым военным действиям с Парфирией 8 апреля 217 г. Каракалла был убит Макрином, своим префектом претория (начальником охраны), который захватил императорскую власть и взял в соправители своего сына Диадумена. Хотя Макрин у власти не удержался, но стало ясно, что уже варвар и простой воин может стать императором.

В Риме, по словам все того же Геродиана, «не так всех радовало наследование власти Макрином, как все ликовали и всенародно справляли празднество по поводу избавления от Каракаллы. И каждый, в особенности из тех, кто занимал видное положение или ведал каким-то делом, думал, что он сбросил висевший над его головой меч».

Marcus Aurelius Severus Antoninus Augustus ).
лат. Septimius Bassianus Caracalla

Бюст императора Каракаллы
Совместно с Септимий Север ( - 4 февраля ),
Гета ( - 26 декабря )
Предшественник Септимий Север
Преемник Макрин
Вероисповедание Древнеримская религия
Рождение 4 апреля (0188-04-04 )
Лугдунум
Смерть 8 апреля (0217-04-08 ) (29 лет)
Карры
Место погребения
  • Замок Святого Ангела
Род Северы
Отец Септимий Север
Мать Юлия Домна
Супруга Фульвия Плацилла
Дети нет
Каракалла на Викискладе

Биография

Сын императора Луция Септимия Севера от второго брака с Юлией Домной , родился в столице Галлии Лугдунуме 4 апреля 188 года. Первоначальное имя его - Бассиан - в 196 году, когда отец провозгласил его Цезарем , было изменено на Марк Аврелий Антонин; прозвище же Каракалла, или Каракалл (лат. Caracallus ), произошло от названия введённой императором галльской одежды - длинного халата, ниспадавшего до щиколоток.

В 197 году, во время похода против парфян , он был провозглашён трибуном и Августом . В 202 году он был назначен консулом , а в следующем женился по воле отца на Фульвии Плавцилле, богатой дочери Плавциана; он, однако, ненавидел и тестя, и жену и был причиной смерти первого в 204 году.

Будучи и до смерти тестя в высшей степени распутным и своевольным, Каракалла стал ещё хуже, когда освободился от него. Младший брат его Публий Септимий Гета , в 198 году провозглашённый Цезарем, не уступал Каракалле в испорченности. С детства между обоими братьями господствовала непримиримая ненависть, раздуваемая царедворцами.

Когда пришло известие о восстании варваров в Британии , Север воспользовался поводом для удаления сыновей из развратной атмосферы Рима и взял их с собою на войну (208 год). Каракалла провожал отца до Северной Шотландии , в некоторых случаях сам начальствовал над войском, но все мысли его были устремлены лишь на подготовку для себя единодержавия.

Он преследовал брата и клеветал на него, хотел возбудить в войске мятеж против отца, сам однажды поднял меч против него и, как говорили, ядом ускорил его смерть (4 февраля 211 года). [ ]

Несмотря на его убеждения, войска, помня желания Севера, провозгласили императорами обоих братьев. Каракалла тотчас заключил мир с варварами, вывел армию из их страны, очистил заложенные Севером крепости, отправился к брату и к матери и, наружно помирившись с Гетой, отправился в Рим с прахом Севера.

Уже на дороге разногласия возникли снова; оба брата подозревали друг друга; в Риме каждый завёл свою стражу; они думали разделить империю, но этому воспротивилась мать. Планы Каракаллы освободиться от брата не удавались; наконец он попросил мать пригласить их обоих к себе в комнату для примирения, и здесь, на руках у матери, был убит Гета (26 декабря 211 года).

Единоличное правление

После убийства он, как бы ища защиты, бежал в лагерь к солдатам, дал им для разграбления собранные отцом сокровища и был провозглашен единым императором. Солдаты и придворные Геты, числом до 20 000, были умерщвлены. В числе убитых был Папиниан , знаменитый юрист, друг Севера. Каракалла попросил его выступить в сенате с оправданием убийства, надеясь, что прославленный юрист найдет убедительные доводы. Но Папиниан ответил: «Это легче сделать, чем оправдать». В 212 году Каракалла дал всем жителям Римской империи права римского гражданства , с целями, впрочем, исключительно финансовыми. Старые налоги он возвысил, вымогал деньги у кого только мог, особенно у сенаторов, которые обязаны были всюду следовать за ним.

В Галлии Каракалла вёл бесславную войну с алеманнами и ценнами, но тем не менее принял прозвание Alemannicus и Germanicus; в Дакии он воевал с сарматами и гетами , но скоро предоставил провинцию её участи и пошёл во Фракию . С этого времени он начал комически подражать Александру Великому , предпринимая походы в отдалённые страны, но лишь для того, чтобы грабить жителей. Из Фракии он перешёл в Азию, в Пергаме прибегал за исцелением к Эскулапу , в Илионе чтил Ахилла , зимовал в Никомедии (214-215), изменнически захватил в плен Абгара , царя осроенов , и завладел его царством.

Царя Армении с сыновьями он пригласил к себе, намереваясь с ним поступить точно так же, но наткнулся на вооружённое сопротивление; отряд его, посланный в Армению, был разбит. Через Антиохию Каракалла отправился в Александрию , где, рассердясь на жителей за намёки на братоубийство и связь с матерью (её обозвали Иокастой), устроил кровавую резню, наложил на жителей штрафы и велел разрушить общежития (греч. σισσίτια ) философов.