Как архетипы могут помочь в раскрытии женственности? Как это работает.

Архетипы – это огромнейшее подспорье в вопросах восстановления женственности, в постижении своей женской сути. С помощью архетипов можно познакомиться с огромным спектром женских состояний и с множественностью проявления женского. Это поддержка в проживании разных женских качеств, в освоении женских ролей, в познании своей подлинной природы. Наконец, это огромнейшее источники Силы, в данном случае женской.

Чтобы понять откуда такие возможности, обратимся к понятию архетипа.

Архетип (от греч. arche - начало и typos - образ) - некий первичный образ , оригинал.

Впервые в психологии это понятие ввёл К.Г. Юнг. Архетипы – это некие врожденные схемы поведения, ролевые модели, которые представляют собой структурные элементы человеческой психики. Они находятся в коллективном бессознательном, общем для всего человечества, и наследуются нами подобно тому, как наследуется строение тела. Наиболее полно архетипы отражены в мифах, легендах и сказаниях дошедших до наших дней.

Зная различные архетипы, в т.ч. женские мы можем видеть, что именно побуждает к действию нас и других. Каждый Архетип имеет свои качества, стремления, желания и цели, обладает собственной инициативой и собственной энергетикой, и их активация порождает определенный способ реагирования на жизненную ситуацию.
Все эти силы сплетаются в нашем внутреннем мире самым разнообразным и неповторимым образом, создавая уникальную картину внутренней и внешней жизни.

Каждый архетип двойственен. Он имеет свою «положительную» и теневую, «отрицательную» сторону. И это то, что формирует нашу индивидуальность. В каждом человеке архетипы проявляют свои различные аспекты в зависимости от людей, среды, которая нас формировала, от уникальных жизненных сюжетов каждой личности. Всё это включает в нас тот или иной архетип. В каждом человеке одновременно может проявляться несколько архетипов. Они могут мирно сосуществовать, а иногда противоречить друг другу, вступать в конфликт, что отражает драму в душе человека.

Как это связано с женственностью?

Если говорить по-простому, то женские архетипы – это женские типажи. Все их вы видите в своей реальной жизни. Кто-то в чистом виде проявляет конкретный архетип, кто-то сочетает в себе несколько, и проявляет различные качества архетипов в зависимости от обстоятельств. А с какими-то женскими ролями мы можем быть вообще не знакомы, а, следовательно, не знать, как открыть в себе те или иные качества, необходимые нам.

Архетип Матери, Жены, Музы, Королевы, Любовницы, Амазонки, Девочки, Старухи… Все эти универсальные модели персонифицируются архетипами Богинь. В зависимости от доминирующего архетипа в психике женщин, у них могут отличаться ведущие потребности, поведение, устремления, инстинкты. Часто проявление архетипа в нас является бессознательным. Порой, женщина, находясь во власти того или иного архетипа, выбирает соответствующего мужчину (Гера, Афродита), или вообще, отказывается от отношений (Артемида, Афина, Гестия). Тут может быть множество примеров, и каждая архетипическая модель требует отдельного рассмотрения. Что мы и сделаем в последующих публикациях.

Как это работает?

Т.к. мы являемся потомками многих поколений людей, живших до нас, то мы унаследовали от них не только строение тела, но и их психический опыт. Мы вобрали в себя опыт всех женщин от начала сотворения мира до сегодняшних дней. И это огромнейшее сокровища, которые проявляются в нас через архетипическую память, т.е. память историческую, помогающую воспользоваться опытом наших очень далёких предков. Вы наверняка уже знаете, что женственность передаётся дочери от матери и от остальных предков по женской линии рода. Но бывает так, что женская энергия в роду получает искажения, блокируется, и в результате нам достаются негативный сценарий и лишь крупицы того объема женской силы, который был изначально.

Но можно воспользоваться ресурсами всего человеческого рода – архетипами, которые содержатся в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. С помощью образов разных богинь и героинь мифов можно войти в контакт с нашей внутренней женщиной, интегрировать отторгнутые её части, получить недостающие состояния, активизировать внутренние ресурсы женственности, включить, встроить мягко и не напрягаясь в жизнь новые модели поведения, или устранить негативные сценарии (снять «одержимость» архетипом), скорректировать проявление теневых сторон личности.

Почему же опыт, приобретенный от контакта с архетипом, вдруг встраивается в жизнь?

Во-первых, вы просто пробуждаете то, что уже в вас есть как структурный элемент психики. Во-вторых, каждая встреча с архетипом сопровождается достаточно сильными чувственными переживаниями. По-настоящему нас меняет только чувственный опыт, прожитый нами, пропущенный через себя. Многие, читают книги, слушают лекции, стараются выполнять рекомендации, но так или иначе могут возвращаться к старым моделям поведения, это происходит потому, что не получают от этого настоящего чувственного опыта, и личностное развитие стопорится, и откатывается вперед-назад.

Просто слова и интеллектуальное согласие со смыслом мало продвигают. Необходимо, чтобы знание на уровне ума подкреплялось чувственными переживаниями, тогда рождаются серьезные осознания. Поэтому, чем больше состояний мы проживаем тем, сильнее продвигаемся мы в своем развитии, и тем быстрее происходят трансформации нашей личности.

Счастье – это свойство характера. У одних в характере все время ждать, у других непрерывно искать, у третьих – повсюду находить

(с) Эльчин Сафарли

Знаете ли вы, что такое счастье? Не огорчайтесь – никто не знает.

Даже его прославленный проповедник Тал Бен-Шахар. «Как же так?» – спросите вы? Ведь доктор Бен-Шахар занимается исследованием этого феномена не один десяток лет, его курс позитивной психологии был самым популярным в Гарварде, да и сейчас на его лекции и семинары приходят тысячи человек, жаждущих постичь, что же такое счастье.

Этим вопросом задавались (и, как видите, задаются) сотни человек – разного возраста, происхождения, социального статуса и уровня образования. Как и о любви, о счастье написано множество книг, стихов и песен, снято множество фильмов. Но еще никому не удалось вывести его формулы, дать такую дефиницию, которую бы все смогли принять как аксиому, объективное и единственно верное определение.

Бен-Шахар честно признался, что не знает, что такое счастье. Хотя, на мой взгляд, он подобрался очень близко к сути.

Архетип счастья

Профессор Бен-Шахар разработал, так называемую, «модель гамбургера». Согласно ей люди делятся на 4 типа (в зависимости от их душевного благосостояния в прошлом, настоящем и будущем): «бегун», «гедонист», «нигилист» и «счастливый человек».

В детстве вам давали сладости только после того, как приберетесь в своей комнате? Ничего не бывает просто так? Сначала нужен аттестат с хорошими оценками, затем диплом (желательно красный), потом достойная работа, удачный брак, просторный дом… Само собой, чтобы получать все это, придется усердно трудиться. Быть счастливым некогда – сначала дело, потом счастье.

Поздравляю! Вы участник «крысиных бегов».

Люди этого типа всю жизнь, «как рабы на галерах». Со стороны они – эталон успеха. Они ставят перед собой сложные, порой запредельные, цели, и, во многом себе отказывая, достигают их. Но они несчастны.

Все потому, что, выиграв тендер или купив дорогой автомобиль, они испытывают лишь временное облегчение. То, ради чего были бессонные ночи, стрессы и переутомление, достигнуто. Гора с плеч. Вот оно – «Бинго!».

Эйфорию от достижения целей легко перепутать со счастьем. Разница лишь в том, что она слишком быстро проходит. Ведь на горизонте уже маячит новый непокоренный пик, а значит, пора включаться в гонку.

«Брось! Жить нужно в кайф» – скажет «бегуну» второй психологический архетип. Для гедониста нет завтра. Есть только здесь и сейчас. И они созданы для наслаждения.

Но и он ошибается, так как тоже впадает в крайность. Он путает счастье с эмоциями. Радость, кураж, экстаз – именно так многие характеризуют состояние счастья.

Действительно, положительные эмоции – неотъемлемая составляющая счастья. Но не единственная.

Поэтому со временем гедонисту все приедается: вкусная дорогая еда не доставляет больше удовольствия, новые вещи не повышают самооценку, женщины не приносят наслаждения. Легкость бытия становится невыносимой.

В итоге, человек, поучаствовав в гонке за счастьем где-то в будущем и не найдя его признаков в настоящем, разочаровывается в самой способности испытывать его. Он отрицает возможность изменить мир или хотя бы свое отношение к нему. Нигилист складывает лапки и плывет по течению, избегая опасных участков.

И участник крысиных бегов, и гедонист, и нигилист ошибаются каждый по-своему, но в одном и том же. Они не понимают природы счастья.

Всеобщий эквивалент

Стремление к счастью заложено в нас генетически. И каждый стремится к нему по-своему.

Бен-Шахар раскрывает две очень важные составляющие счастья – смысл и наслаждение.

Современные технологии продвинулись настолько, что людей во многих сферах жизнедеятельности можно заменить машинами. Робототехники создают роботов один в один похожих на человека, не уступающих ему (а порой превосходящих) в интеллекте и производительности.

Но восстания машин не случится. По крайней мере, до тех пор, пока ученые не изобретут чип-эмоций и не вживят его роботам.


Эмоции – вот наш внутренний генератор. Без них мы бы не стали ходить на работу, заниматься спортом, путешествовать, рожать детей. Все, что мы делаем, – ради того, чтобы испытывать радость, восторг, умиление и другие эмоции.

Но их не достаточно, чтобы быть счастливым. Иначе бы гедонисты победили, а мы мало чем отличались от высших животных, которые, как известно, так же эмоциональны.

Человек же хочет не только получать удовольствие от того, что с ним происходит, но и осознавать, что это реально. Действия и явления, приносящие нам радость, должны быть наполнены смыслом. Конкретным. Сакральным.

Смысл и наслаждение – это ресурсы. И от того, как ими распоряжаться, зависит, насколько удастся «обогатиться» во всеобщем эквиваленте ценностей.

Общие впечатления от книги

Бен-Шахар учит, как приумножить свой капитал во всеобщем эквиваленте, попросту, как стать счастливее.


Я скептически отношусь к произведениям из серии «Как похудеть, продолжая есть», где на 300 страницах льют воду, отчаянно пытаясь скрыть отсутствие смысла. Книга «Быть счастливее», хотя и похожа названием, не такая. Она подкупает научным и практическим подходом.

В ней проанализировано множество психологических исследований. После каждой главы приведены упражнения. Многие из них – простой тайм-менеджмент (например, «расписание счастья»), но их выполнение действительно поможет стать счастливее. Хотя бы потому, что научат распределять свое время и заниматься делами, приносящими радость и привносящими в жизнь смысл.

Но Бен-Шахар задает читателю много «неудобных» вопросов. Если отвечать на них себе честно, можно надолго погрузиться в раскопки на руднике собственного «Я».

И если вы время от времени спрашиваете себя: «Счастлив ли я?», вам просто необходимо прочитать эту книгу. Этот вопрос бессмысленен. Лучше спросите себя: «Как стать счастливее?».

Дорогие майчармельки!

Красота и ощущение себя счастливой Женщиной складывается из многих факторов:
1) Наше здоровье
2) Количество и качество нашей жизненной энергии
3) Насколько мы ухожены
4) Наличие собственного индивидуального стиля
5) Природные данные и генетика
6) Наше психологическое состояние
7) Наш контакт с Высшими силами, божественным, в том числе с силой нашего женского рода

В этой статье я затрону все эти аспекты, но основной акцент будет на пунктах 7) и 6)

Многие из вас прочитали . Тест-тренинг. И приняли участие в голосовании. Я приняла в зачет голоса от 114 майчармелек, которые выбрали образ понравившейся богини, и из этих девушек 60 честно ответили в своих комментах, какой из образов вызывает отторжение. Что это значит?

Сегодня мы начнём прокачивать с вами архетипы десяти богинь: читать описание архетипа, смотреть видео, иллюстрирующие характер и энергию какого архетипа, выполнять упражнения. Контролировать я вас не смогу, поэтому те из вас, кто хочет развить качества какого-то архетипа, берут ответственность на себя

Сразу отмечу: это не имеет ничего общего с бессмысленным повторением аффирмаций типа "я - богиня, я-богиня..." И так сто пятьсот раз! Нет и еще раз нет!

"Фото с тренинга "Богини внутри нас", где мы "зарядили" мои карты с архетипами Богинь


Тысячелетняя история, коллективное бессознательное и наше подсознание хранят в себе память и информацию о силе и ключевых качествах разных божественных существ. Из огромного количества греческих, индийских, славянских божеств женского рода мы с моей коллегой (успешным семейным психологом, и счастливой женой и мамой, также, как и я) Светланой Синициной остановились на десяти божественных образах, в которых можно найти все необходимые современной Женщине качества и энергию для того, чтобы полноценно реализоваться в этой жизни и быть при этом красивой внутренне и внешне.


Вместе со Светланой мы разработали и реализуем на практике психологическую/эзотерическую методику, которая помогает любой женщине развить в себе недостающие качества и укрепить сильные стороны для того, чтобы:

Найти истинного партнера, любимого и любящего мужчину и выйти замуж

Наладить или возродить в новом качестве отношения с уже имеющимся партнером: мужем или с любимым (который не спешит делать предложение)

Ощутить себя полноценной Женщиной, которой делают искренние комплименты, дарят подарки и которой восхищаются

Стать по настоящему красивой внешне и внутренне.

В нашей методике кроме приемов индивидуального коучинга и групповой работы, используются ассоциативно-метафорические карты, медитации и физические упражнения. Да-да, это так: ряд качеств возможно быстро развить в себе только через тело, выполняя различные упражнения. И как специалист в этом вопросе, я использую сама и рекомендую участницам базовые асаны из йоги

Эти десять выбранных архетипов, возможно, не охватывают ВСЕХ известных вам богинь и божеств, и в какой-то степени, достаточно условно выбраны именно эти имена для архетипов.

Я упомяну лишь некоторые из первоисточников, которые были использованы для выбора этих десяти архетипов и практических упражнений для развития качеств каждого из архетипов:

Джин Шинода Болен "Богини в каждой женщине"
- Кларисс Эстесс "Бегущая с волками" (одна из моих любимых книг)

В случайном порядке представляю вам десять архетипов богинь и их ключевые характеристики

#1

1. ПЕРСЕФОНА

Ключевая роль: ДОЧЬ
Девушка- Весна и повелительница подземного царства. Этот архетип помогает удерживать контакт с нашим внутренним ребенком и восстанавливает природную чувствительность, помогает восстановить связь с душой и ее потребностями, найти новое в жизни, поиск предназначения.

Для этого архетипа очень большое значение имеет связь с матерью, но при этом ее постоянно влечет неизвестное и она часто, что называется находит приключения на свою ж... у: ее похищают, с ней как бы «случаются» разные события за которые она не несет сознательной ответственности. Часто обладает, экстрасенсорными способностями. Юность часто проходит с приключениями, зрелость же обретается в обретении связи с «потусторонним» мужем. Она «движется между мирами», распознает образы сновидений, oбладает огромной интуицией и по юношески авантюрным бесстрашием и открытостью этому миру, обладает медиумическими способностями. Ее внимание одновременно направлено внутрь (на свои ощущения, движения энергии в теле) и наружу, отслеживая тех, кто за ней наблюдает.

Изучение впечатлений тела и производимое впечатление. Знакомство с миром и своей силой. Связь с матерью для Персефоны имеет огромное значение, однако ее влечет неизвестное и она находит возможности для приключений – Она занята исследованием внешнего и внутреннего мира.

Слабая сторона - незрелость личности.

Пример: Лена Зосимова, МакSим


#1 mycharm:Ирина Корсакова, Юля-85, Констатта, Фрау Ирма, kolobohek, Рина-3, elenita, nataliEf, ira lubimova, witusya


#2

2. АФРОДИТА

Ключевая роль: ЛЮБОВНИЦА
Богиня любви и красоты. Успех у мужчин, реализация своего права на блаженство, ярко выраженная сексуальность, чувственность. Легко находит и соблазняет мужчин, выигрывая в этом у других. Женщины этого типа словно излучают свет, и жизнь их кажется легкой и счастливой. Она как бы постоянно находится в состоянии влюбленности, сосредотачиваясь на наполнении тела и эмоций радостными переживаниями. Умеет включать состояние блаженства по собственному желанию. Оргазмична. Никогда себя не критикует и избегает тех, кто будет ее критиковать. Она находится в потоке жизни, спонтанно и естественно инициирует контакты, её любят, ею любуются, ей посвящают стихи, пишут картины, она вдохновляет на подвиги и творчество. Муза - это второе имя Афродиты

Алхимическая богиня, завоевавшая яблоко Париса, признанная прекраснейшей, излучающая золотое свечение – это далеко не все эпитеты, описывающие эту женщину. Афродита находит и культивирует приятные, экстатические ощущения в теле, она занята поиском блаженства, она его испытывает и транслирует.

Спонтанно каждая женщина бывает в подобном состоянии во время влюбленности, осознанно – сосредотачиваясь на наполнении тела и эмоций радостными переживаниями, возможно «включать» блаженство по собственному желанию. Вокруг тела возникает «магнетическое» поле, движения становятся грациозными, плавными.

Афродита никогда не критикует себя. Можно сказать, что ее оджас, теджас и прана – находятся в идеальном балансе. Внимание Афродиты сосредоточено на ощущениях удовольствия, она испытывает и излучает радость, она находится «в потоке» жизни, она спонтанно и естественно инициирует контакты, ее любят, ей любуются, ей посвящают стихи, пишут картины, она вдохновляет на подвиги и творчество.

Изучая свое тело, найдите места, где прямо сейчас вы испытываете приятные ощущения: тепло, движение, желание потянуться, часто можно найти такие места в области бедер, икроножных мышцах, ступнях, начните двигаться, усиливая приятные переживания. Возможно, вы начнете спонтанные движения, состоящие из асан, танцевальных движений и жестов. Позвольте своему телу вести вас.

Слабая сторона - не может удержать мужчину и часто так и остаётся в любовницах, тогда как других женщин берут в жёны.
Пример: Вера Брежнева


#2 mycharm: Ирина1980, Kristinaromule, rufina74, Viva0108, Юлия Б 1985, marina vladi 201, nkova09, Olesya_7777, Toscana, Яниночка Позитивная, mama Ginger, Валнсия-с, Syltan, любимая дочь, Эль Рэкс, Суккуб, Эванжелин, primak tatyana, Evgenia12, Печенюшка51, fominaolga, netshik, Niomana, Евгения0910, курица и пьется, juli-25, magda, t eroshok, zaxy, ЕвгенияОк, Оксана Тимко, Luna1308

#3

3. АФИНА

Ключевая роль: ВОИТЕЛЬНИЦА
Богиня мудрости. Олицетворение мудрости, собранности, уверенности, острого ума и стратегии. Её девиз "Всё будет не так, как я хочу, лучше". Перфекционистка. Центр ее активности приходится на принятие решений, построение стратегий и воплощение замыслов в реальность. Женщины этого типа высоко ценятся в современном мире, активно работают, добиваются больших успехов в карьере и составляют достойную конкуренцию многим мужчинам. Они часто становятся учеными, руководителями, бизнесвумен. Женщина этого типа точно выстраивает распорядок как собственного дня, так и для организации, проекта. Она находчива и красноречива.

Слабая сторона: часто не замечает эмоциональных потребностей окружающих и собственной усталости. Так как работа приносит такой женщине ощутимый внешний результат, она склонна жертвовать ради нее своим физическим самочувствием и духовными потребностями.
Пример: Надежда Бабкина, София Ротару


#3 mycharm: Танистая, Ария Сим, toha336, Мама Симечка, Лейла Панкова, sibirochca0802, Вален-ти, Юрина2015, Тина44,

#4

4. ГЕРА

Ключевая роль: ЖЕНА.
Этот архетип - покровительство духовного брака. Олицетворяет собой достоинство, поддержку, воодушевление. Известная всем Шехерезада в полной мере олицетворяет собой архетип Геры.

Гера – одна из трех замужних богинь Олимпа, но только для нее муж был самым важным объектом внимания.
Персефона периодически покидала мужа Аида (1/3 года она проводила с ним, остальное время с матерью Деметрой), у Афродиты были увлечения на стороне и только Гера сохраняла верность своему супругу. К сожалению, он не всегда отвечал ей тем же.

Однако для Геры ценность института брака – высшая цель. Она не мыслит себя без своего царственного мужа и потому носит корону царицы. Ее внимание направлено на него, как свет исходящий из ее сердца и придающий ее супругу ореол уважения, силы и власти. Она буквально «делает» его царем. Ее поддержка, воодушевление, мудрый совет восстанавливают его веру в себя и он управляет всеми богами (или подчиненными). Она является его «шакти», как говорят на Востоке. Ее энергия претворяет в жизнь его планы. Вместе они являются примером для подражания для окружающих, символом удачного союза и мечтой всех незамужних принцев и принцесс.

Слабая сторона: разве что отказ от каких-то собственных интересов во имя любви к мужу и своего брака.
Пример: Анжелика Варум, Таисия Повалий, Умa Турман


#4 mycharm: irinok572, klnadja, virka-2, nonna petrossova, Катерина Катерина 1, Golden Nut,

#5

5. ДХУМАВАТИ/БАБА-ЯГА

Ключевая роль: КЛАДЕЗЬ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА И МУДРОСТИ

Очень старая и очень мудрая женщина, которая прошла все стадии жизни, знает суть вещей, чувствует людей по первому взгляду – этот архетип живет во многих русских сказках, в Индии ее зовут Дхумавати.

Ее внешний облик не особенно привлекателен, ее суть – предельная честность и ясность. Мы может обращаться к этому образу, когда хотим честно признаться себе в своих глубинных желаниях, а также определить дальнюю перспективу жизненных решений.

Известная всему миру йогиня Индра Деви (наша соотечественница) дожила до возраста Дхумавати (103 лет), путешествуя по всему миру, она учила йоге в легкой, полной юмора манере, в 92 года она была в Москве и поразила всех, когда с легкостью «взлетев» на сцену, научила Кирилла Молчанова стойке на голове за пару минут.

Укрепляя кости и суставы, представляя себе дальние перспективы жизни, мы даем себе возможность дожить до преклонных лет, обретая больший смысл, честность по отношению к себе и непреходящую радость.

Слабая сторона: ей всегда наплевать, что от ней думают другие и как она выглядит.

Пример: Лолита Милявская, йогиня Индра Деви, Наргиз Закирова, Tao Porchon-Lynch


#5 mycharm: jahana, marush-2, Счастлива дома, Lorkin, chocolata, Angelina 5,

#6

6. АРТЕМИДА

Ключевая роль: СЕСТРА
Богиня Луны, охоты. Ярко выражена связь с природой, понимание собственных потребностей и исключительная целеустремленность.

Изначально Артемида была богиней Луны, она появилась на свет вместе с Аполлоном – богом света, покровителем искусств. Затем Артемида становится богиней – охотницей, сохраняя связь с природой, понимая и уважая ее законы.

В наше время женщина с доминирующим архетипом Артемиды занимается спортом, любит соревнования, следит за своим здоровьем и для нее большое значение имеют красота, сила, выносливость, умение достигать поставленных целей.

Она ценит свое время и не расходует силы впустую. Ее внимание направлено на достижение результата, сочетание водного и огненного аспектов позволяют ей быть одновременно в контакте с собой и с внешней средой.


Слабые стороны:??
Пример: Алла Пугачева, Аделина Сотникова (и др. известные спортсменки).


#6 mycharm:Тель605, Девушка из Томска, Диана0101, Погребняк Т, ahlenkamailru,

#7

7. КАЛИ

Ключевая роль: УПРАВЛЯЮЩАЯ ГНЕВОМ
Гневная богиня без страха и упрека. Трансформация негатива в жизненную энергию.

Гневная богиня, ее можно встретить в разных традициях, в частности, в Греции ее роль исполняла Медуза Горгона, Геката, а также Медея, Ариадна и многие другие обманутые или отвергнутые женщины.

Этот образ обладает особой силой и, как положительными, так и резко отрицательными чертами. Часть женщин полностью отвергает этот аспект, другие намеренно его культивируют.

Чтобы не подавлять периодически накапливающиеся чувства гнева, раздражения, негодования, а превратить их в своих союзников, необходимо их признавать и давать себе возможность выражать их.

Катарсические практики, такие как динамическая медитация «Кундалини» (Ошо), крия кундалини йоги «для преобразования гнева», холотропное дыхание, «дикие» танцы помогают превратить разрушительную энергию Кали в огромную движущую силу.

Кали – темная и яростная ипостась Парвати, темная Шакти и разрушительный аспект Шивы. Богиня-мать, символ разрушения. Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога.

Кали независима и самостоятельна в принятии решений. Ее архетип позволяет в полной мере ощутить свою силу.

Женщина в этом образе напоминает Лилит, которая отказалась подчиняться Адаму. В гневе она способна на разрушение, однако долго вытесняемый подавленный гнев приносит разрушение ей самой. Поэтому «выпуская пар», женщина
способна овладеть собственной силой, трансформировать ее в энергию для жизни и устранить препятствия для дальнейшего развития.

* Есть такая притча. Жила-была прекрасная принцесса. Никто не находил в ней никаких изъянов, она была воплощением Красоты, Изящества и Совершенства. Влюбился в нее один принц и решил на ней жениться. Пришел к ней свататься. Красавица дала свое согласие, но поставила одно условие: «Я стану твоей женой, буду тебя любить, уважать и слушаться, стану верно служить тебе, и никогда ты не будешь знать со мной горя, а жизнь твоя будет наполнена радостью и счастьем. Но обещай мне лишь одно: раз в год ты будешь отпускать меня от себя на одну ночь и никогда не спросишь, куда я ухожу и что делаю». Юноша подумал, что не такое уж это трудное условие и, конечно же, согласился. Они поженились, стали королем и королевой и стали жить в Любви и Радости. Женщина стала верной спутницей жизни для своего Мужчины. Она окружила его вниманием и лаской, одарила теплом своего сердца и нежной любовью. Она верно и честно служила ему, их королевство процветало, ничто не омрачало их жизнь, но, как они и договорились, каждый год на одну ночь королева уходила из дома, ничего не говоря своему мужу, и он не спрашивал, где она проводит это время. Так жили они долгое время, но смутное беспокойство начало понемногу овладевать королем. И каждый раз, когда жена его покидала, это беспокойство все больше росло и крепло: «Где она проводит время без меня? Что делает? Почему я не могу спрашивать ее об этом?»

Наконец, он решил проследить за супругой. Однажды ночью, когда она молча ушла из дома, он незаметно отправился за ней. Он увидел, как она прошла через поле, перебралась через реку и углубилась далеко в лес. Там она скрылась за старым пнем. И тут, приблизившись к пню, он увидел, как она сбросила с себя одежду, обернулась змеей и, свернувшись кольцом, стала шипеть и брызгать ядом. Испугавшись, он вскрикнул и обнаружил свое присутствие. Змея, увидев его, приблизилась к нему и произнесла: «Что же ты наделал? Всего на одну ночь ты не смог отпустить меня, не беспокоясь о себе. Разве не верно я служила тебе, разве не любила я тебя? Ты не знал заботы и печали со мной, а взамен я просила для себя всего лишь одну ночь в году. Несмотря на то, что я счастлива с тобой, люблю наших детей и с удовольствием забочусь о наших подданных, иногда я устаю, раздражаюсь и гневаюсь, и, чтобы не показывать свои чувства окружающим, я ухожу в лес и избавляюсь от них, выражая все, что накопилось у меня в душе за целый год, на один день превращаясь в ядовитую змею. А теперь, раз ты узнал мою тайну, я не смогу копить все раздражение и мне придется выражать его в тот самый момент, когда я его чувствую...»

С тех самых пор женщины больше не скрываются от мужчин для того, чтобы обернуться змеей, пошипеть и покусаться. А мужчины забыли, что такое жизнь с любимой без заботы и печали. И добиваясь своей Женщины, беря ее в жены, каждый Мужчина мечтает о жизни в раю с красивой, заботливой, совершенной Женщиной, но получает вместе с ней Змею, которая время от времени кусает своего Мужчину.

Гнев является естественной эмоцией, присущей человеку. Однако современная ситуация такова, что мы часто гневаемся, но не имеем возможности адекватно выразить эту эмоцию. Причина в социальном давлении: практически каждого из нас с детства учат, что гневаться плохо, не предлагая при этом никаких разумных способов решения проблемы. Человек, свободно выражающий гнев, обычно подвергается осуждению со стороны окружающих. В результате он неплохо овладевает приемами подавления гнева, так, что это входит в привычку и приводит к накоплению гнева внутреннего.

Внутренняя агрессия может вырываться наружу в виде мощных приступов ярости, которые сменяются переживанием чувства вины. Другим способом использования внутреннего гнева служит направление его на самого себя. Здесь лежат корни депрессий и саморазрушительного поведения.

Слабые стороны: слишком часто причиной для гнева становятся предательство, обман и отвергнутость со стороны мужчин и близких.

Пример: Слава, Ирина Дубцова, Любовь Успенская


#7 mycharm: AnaitiSS, Печальная песнь, Долзат, Rain986, Aerocobra,


#8

8. ДЕМЕТРА

Ключевая роль: МАТЬ
Богиня плодородия. Сила Матери-Земли, получение поддержки от женского рода.

В этой ипостаси женщина приобщается к счастью материнства, самоотдаче во имя ребенка, она питает, защищает и воспитывает. Во время беременности особенно сильно проявляется связь женщины с Землей, дающей жизнь и прибежище всем живым существам.

Возникает прочная эмоциональная связь и понимание потребностей объекта материнской любви. Этот образ существует во всех традициях, до нас дошли изображения богини, олицетворяющий плодородие и материнство с самых древних времен. Ноги, бедра, таз – наполнены теплой тяжестью, колени и тазобедренные суставы смягчаются и расширяются, грудь наливается, внимание из луча превращается в подобие теплого облака, захватывающего, в основном, нижнюю часть тела и грудную клетку (во время беременности) и на ребенка (или того, кого вы берете под свою опеку, а это может быть и взрослый человек, например, мужчина).
Слабые стороны: чрезмерная опека мужчины

Пример: Тамара Гвердцители


#8 mycharm: Ms Kristi, Tulasy, alle508, kamira70, Mari67na, GordienkA, Ольга112, Zepe, olga76M, irina egorova 1981, tutun65, kisynya1309

#9

9. ГЕСТИЯ

Ключевая роль: ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДОМАШНЕГО ОЧАГА
Богиня домашнего очага. Существование "вне времени", умение видеть священное в обыденном.

Гестия изначально была богиней домашнего очага, но у нее не было специфического изображения. Ее стихией был домашний очаг, огонь, согревающий дом и собирающий всех членов семьи для совместной трапезы. Ее «спутником» считался Гермес, снаружи дома водружался шест (герм), представляющий мужское начало, однако они не находились поблизости друг от друга.

Гестия- самостоятельная богиня, ее внимание направлено на гармонизацию внутреннего пространства тела и дома, а также любого пространства, которое она считает своим.

Попросите сотрудничества Гестии для проверки того, насколько удобное положение занимает ваше тело во время привычных действий (работы, отдыха, вождения машины и прочих обыденных дел), во время выполнения несложных асан, «освещайте» светом внимания внутреннее пространство тела, оптимизируя мышечные усилия, нейтрализуя напряжения.

Слабые стороны: формально и со стороны все может выглядеть прекрасно, но иногда теряет истинную близость с мужчиной, так тот постоянно где то далеко или имеет любовниц.

Пример:Bалентина Tолкунова, Лариса Долина


#9 mycharm: marina-viva, Malinche, Дикона, Руслёна, Svetlaya-1, Елена Берг, ksurik1, gal4onok kukmor, irina gorban 87, мадам Галова, кружка, egorinama, Майклирина, Полина Крысси, Гостюшка, Oksana Pagoni, k kirsanova z, Ксю-2014, melani ksiu, Skyna


#10

10. ТАРА

Ключевая роль: СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ
Богиня сострадания. Исцеление и сострадание, ресурс для помощи в экстренных ситуациях.
В буддийской традиции Тара представляет собой женскую ипостась Будды сострадания, приходящую на помощь в трудных ситуациях. Считается, что Зелёная Тара появилась из слезинки правого глаза Бодхисаттвы Арьябалы.

Она восседает на лотосе, солнечном и лунном дисках. Её правая нога спускается с сидения, тем самым символизируя готовность Тары мгновенно прийти на помощь. Левая нога согнута, и находится в состоянии покоя, лалитасане. В руках она держит голубые цветы лотоса Цвет её тела символизирует активность и мгновенное исполнение любой просьбы верующего. Её мудра выражает дарование окончательного просветления.

«Женское сердце нежнее мужского» - этот аспект особенно сильно проявлен у тех, кто видит свое предназначение в помощи и спасении жизни и здоровья (медсестры, врачи, психологи, а также некоторые женщины, чувствующие личную ответственность за благополучие окружающих. В этом случае сердечный центр становится основным местом восприятия сигналов, что ощущается как поле энергии в области груди, рук.

Этот архетип наделен особенной живительной силой, магнетизмом и мудростью.

Слабые стороны: чрезмерная ответственность за благополучие окружающих

Пример: Мать Тереза, Елена Камбурова, Жанна Бичевская


#10 mycharm: ovp65, Амелия50, a89531483246, Lyelya, ЛенаИван, magdalina marija, irina dyachenkova,

Во-первых, нет плохого или хорошего архетипа и набора качеств. Это как погода. Дождь это хорошо или плохо? Ответ очевиден - зависит от обстоятельств. Точно также, каждый из архетипов может стать частью Вашего внутреннего стержня, если принять его и использовать по назначению, или, наоборот, внести дисбаланс (если все время играть только одну роль, например - роль Матери или Гневной Богини).

Для начала прокомментирую ситуацию, когда никакой из образов не понравился, или понравились все и очень трудно выбрать самый привлекательный и самый непривлекательный. Предполагаю, что в этом случае у женщины "прокачаны" так или иначе все ключевые роли и все основные качества представленных архетипов. Вы достаточно самостоятельны в выборе средств для саморазвития, делаете это спонтанно, регулярно, от природы и генетически обладаете набором всех необходимых качеств, чтобы быть полностью реализованной и счастливой Женщиной.

Если вы отдаете явное предпочтение одному из образов, особенно, если ассоциируете его с собой, это значит, вас в данный момент "ведет" по жизни выбранный архетип. Качества вам уже присущи и нужно только пользоваться ими по назначению.

Если какой то архетип вызывает явное отторжение и неприятие, значит, вы что-то не хотите принять в себе и окружающих, и это мешает вам быть по настоящему счастливыми. К примеру, выплеск негативной энергии, так раздражающий нас в Кали (#7), может происходить и мирным путем на занятиях боевыми искусствами или любым активным видом спорта, или в танцах.

Раздражающий нас образ неадекватной Бабы Яги, на самом деле отражает нашу приверженность к оценкам и сравнению себя и окружающих с какими-то эталонами, стандартами красоты и поведения.

Королевишна Гера, которая порвет за своего мужа любую соперницу, тоже вызывает раздражение у некоторых своей уверенностью и коронованностью, а попробуйте сами поставить себя в отношениях так, чтобы ни одна стерва не увела Вашего суженого, а если суженый еще женихается с вами, то чтобы он сделал вам предложение руки и сердца где-нибудь на Эйфелевой башне.

В идеале мы должны достичь баланса:

Быть открытыми и доверчивыми как Персефона, сексуальными и привлекательными как Афродита, умными, образованными, социально успешными и профессионально востребованными как Афина, отдавать лидирующую роль в семье мужу, как Гера, добиваться поставленных целей как Артемида, быть отличной матерью как Деметра, быть настоящей хранительницей очага как Гестия, быть способной к состраданию и исцелению как Тара, принимать свои негативные эмоции и уметь их трансформировать как Кали, и быть готовыми к тому, что однажды придет зрелый возраст и даже старость, но жизнь по прежнему останется насыщенной и очень интересной как у Бабы Яги (Дхумавати).

Следующий этап работы такой:

Нарисуйте в своем дневнике или ежедневнике (там, где вы регулярно делаете какие то записи), цветок с десятью лепестками,

Мандала- цветок с 10 лепестками


и в каждый лепесток впишите имя того архетипа, который вы уже прокачали, который у вас уже точно "работает". Центр – это пространство сути, начала и конца, бесформенное и потенциальное, внутреннее и вечное, оно связывает все части нашего существа воедино и одновременно связано с Землей воображаемым стеблем. Продолжая эту линию, мы попадаем в Центр планеты Земля. Это точка отсчета, ноль-состояние, здесь мы отдыхаем и восстанавливаем энергию, очищаем ум от мыслей и обретаем связь с Целым.

Конечно, пройти весь спектр архетипов за одно занятие практически невозможно: эта задача потребует времени. Оставшиеся архетипы в течение 21 дня, последовательно проработайте теми упражнениями, которые я выложу для в ее арзетипов отдельно.

Не все сразу, а по одному. 21 день работайте с одним арxетипов. Ежедневно. Затем с другим, и так, пока не отработаете все. Пока не примете каждый из архетипов со всеми их полезными качествами.

Выполняя упражнения, мы оживляем образ той богини, на которую настраивается ум. После каждого модуля необходимо прислушаться к ощущениям, проговорить их (лучше с партнером), записать и зарисовать, а также отметить, часто ли вам приходится в жизни использовать этот образ (основная роль, часто, иногда, крайне редко, никогда) и нравится или вам быть в нем (да, нет). Затем оцените уровень физического самочувствия по десятибальной шкале (10 – отличное, 0 – сильный дискомфорт). Помните, что каждый архетип имеет свои задачи и преимущества, и отказываясь от некоторых из них, мы лишаем себя возможности узнать свой потенциал. Например, нежелание быть «Дхумавати» (Бабой-Ягой) перекрывает путь к долгой жизни и часто ассоциирует старость с самым негативным периодом жизни. Если вы поставили себе 10 баллов, например, за роли Афины и Артемиды, и 2 за Афродиту или Кали, спросите себя, что в них вас так отталкивает или напрягает. Возможно, вы откроете черты, которые вытесняете из своей жизни.

По окончании работы с каждым образом необходимо вернуться к нейтральному состоянию через Шавасану и спокойную пранаяму: ситали, квадрат пранаямы и глубокое йоговское дыхание с вниманием вдоль вертикальной оси тела (вдох макушка, выдох копчик). Для начала лучше сделать их все, по 3 минуты каждую. В дальнейшем, когда вы научитесь входить в нейтральное состояние, можно выполнять только последнюю практику.

На время работы с выбранным архетипом ежедневно смотрите хотя бы какое-то время на изображение богини. Не имеет значения, будете вы смотреть на мои карты арxетипов богинь, или распечатаете из интернета изображение, которое вам по душе. Главное, чтобы было присоединение к данному образу на уровне ума, тела (через физические упражнения) и на уровне духа (через медитацию). Для каждого их архетипов я предложила пример известных певиц - можно посмотреть их клипы, послушать песни в их исполнении, набраться энергии этого образа.

Женщины, у которых присутствуют качества всех представленных арxетипов, как правило, не бывают одиноки, не знают что такое скука, живут полноценной счастливой жизнью и им легко всё дается, даже то, что многим кажется невозможным или на грани мистики.

И при всём этом - никакой ни белой, ни черной магии, никаких заклинаний и аффирмаций, а лишь принятие себя во всей многогранности своей натуры, открытие своего сердца настоящей любви, наполнение себя светом, исходящим от Высших сил, наполнение себя энергией своего женского рода (по линии матери через все поколения, до самой первой Женщины Вашего рода).

Итак, следующая серия публикаций в рамках этого пилотного онлайн-тренинга будет посвящена каждому из архетипов в отдельности с набором упражнений и советов по активизации архетипа, а также разбор конкретных ситуаций и вопросов от участниц. Только тех, кто принял участие в опросе и написал свои комменты к первому посту "10 граней Счастливой Женщины. Тест-тренинг"

В этом блоке мы прорабатываем наши ведущие архетипы.

В комментах к этому посту я попрошу всех желающих участниц этого теста-тренинга написать, изменилось ли их отношение к их ведущим архетипам после детального знакомства. Возможно, произошла переоценка, даже изменилось отношение к чему-то, возможно, появилось осознание - о, нет, на самом деле я больше похожа или мне больше нравится совсем другой образ. Напишите, также, собственные примеры известных песен и имена актрис или певиц, которые, на Ваш взгляд очень точно отражают ваш архетип.

В следующем блоке тренинга мы сделаем акцент на тех архетипах, а точнее тех качествах, которые нам требуется развить для полного баланса.

Всем хорошего дня! Жду ваших откликов и всем спасибо за участие! Зачастую на таких мероприятиях мы помогаем друг другу своими комментами больше чем сама статья

Две книги, заказанные под Новый год, небольшой подарок самому себе.

Архетип счастья / Денис Ануров, Юлия Маслова

Полное название - "Архетип счастья: всё, что вам нужно знать об архетипах и их влиянии на вашу жизнь". Один из авторов - наш известный френд andeadd , чья предыдущая работа - "Соционика: 16 ключей к человеку" - стала бестселлером в категории "популярная психология". "Архетип счастья " можно отнести к той же категории. Понятие "популярная психология" у многих (и у меня в том числе) вызывает сомнительные ассоциации - обычно это малосодержательная попсовая литература, долго-долго разжевывающая элементарные вещи и обещающая быстрые изменения жизни к лучшему. "Архетип счастья" (и "Соционика" вероятно тоже) выбивается из этого стереотипа - книга в хорошем смысле попсовая, без научных заумностей, сложные вещи объясняются доступно и остроумно (ожидал, конечно, больше приколов и фирменной иронии andeadd "a, но формат блога и формат книги - все-таки разные вещи), книга понятна любому, кто хоть немного интересуется психологией. Цель книги также в какой-то степени попсовая - помочь читателю изменить свою жизнь и стать счастливее. Концентрация же полезной информации зашкаливает на очень высоком уровне - этим "Архетип" выгодно отличается от 99% образцов т.н."популярной психологии".

"Архетип счастья" - это изложенная в концентрированном виде теория выдающегося психолога К.Г.Юнга, которого авторы противопоставляют более раскрученному Фрейду, чьи концепции во многом устарели. Идеи Юнга со временем расцветают и раскрываются глубже, словно замершие однажды в анабиозе на многие десятилетия. Наш мир постоянно меняется, и разработки Юнга, которым уже наверное около сотни лет, отлично объясняют процессы, происходящие в душе современного человека и на уровне коллективного бессознательного. Так как я не психолог, мне остается довериться авторам и принять авторитет Юнга - у меня без проблем это получилось (конечно, регулярное чтение блога andeadd этому способствовало). Особое место в книге занимают иллюстрации, наполненные символическими образами и напоминающие рисунки на какой-нибудь авторской колоде карт Таро. Иллюстрации, нарисованные художницей специально для этой книги, призваны помогать читателю в усвоении информации - наверное, так оно и есть, но для меня они выполняли просто декоративную функцию. Пожалуй, это связано с моими особенностями восприятия. После прочтения в сознании по сей день всплывают различные моменты из книги, картинки же как-то прошли мимо.

Катастрофический недостаток книги "Архетип счастья" - это ее мизерный объем. По объему материал тянет на статью для научно-познавательного журнала. Для увеличения объема книги авторы добавили доп.материалы - полезные, интересные, но не связанные с основной темой. "Архетип" можно прочитать за один вечер. Книга была бы просто бесценной и в какой-то степени революционной, если бы авторы продолжили "популярную" интерпретацию юнгианских идей - судя по всему, там непаханое поле. А тут, получается, чуть-чуть попробовали и остановились на самом интересном месте.

Оценка: 7,5/10

Анна Матвеева / Горожане

Радует меня эта тенденция - когда известные писатели пишут отдельные книжки, посвященные городу Екатеринбургу. Если отбросить Москву и Питер, то вроде бы никакой другой российский город не удостаивается такой чести. В позапрошлом году был "Ёбург" Алексея Иванова, в прошлом - "Горожане " Анны Матвеевой. Если у писателя, уроженца Нижнего Новгорода, живущего в Перми, в основе книги - искренняя заинтересованность в феномене уральского менталитета, который наиболее ярко проявился в истории Екатеринбурга, то с писательницей, родившейся и живущей в Свердловске (сейчас это и есть Екб), возникают подозрения в социальном заказе. В "Горожанах" есть незаметная пометка: идея книги принадлежит "Ельцин-центру". А одна из глав посвящена дедушке Анны Матвеевой (в книге родственная связь не обозначается) - минералог Константин Матвеев, конечно, сыграл важную роль в истории города (основал Горный институт), но его появление в ряду легендарных героев книги кажется притянутым за уши.

Каждая глава в "Горожанах" - это документально-художественный очерк, в котором сравниваются судьбы известных екатеринбуржцев, например, основателя города Татищева и нынешнего мэра Ройзмана; музыкантов Мулявина из "Песняров" и Шахрина из "Чайфа"; инженера Ипатьева, в чьем доме расстреляли царскую семью, и Ельцина, который этот дом снес. Никаких исторических исследований здесь нет, Анна Матвеева просто находит любопытные параллели, совпадения в судьбах людей на фоне развивающегося, растущего города. Свердловск/Екатеринбург - сквозной персонаж очерков Матвеевой, который предстает в образе сурового промышленного центра советских времен или раскрепощенного современного мегаполиса. Почти в каждой истории отмечается, что Екатеринбург - сложный город с неприятным климатом, но некая сила (дух города) притягивает к себе таланты и выдающиеся личности из близких и далеких краев (мало кто из героев книги родился здесь). Екатеринбург романтизируется и идеализируется - на потенциальных жителей города это может произвести впечатление, но мне, уроженцу и жителю столицы Урала, всё это кажется фальшивым. Книга по сути выполняет пиар-функцию, улучшая имидж города в глазах не-жителей, а жителям дает повод лишний раз погордиться своим родным краем. "Горожане" - сборник интересных биографических историй, но я очень сомневаюсь, что они будут интересны тем, чья жизнь никак не связана с уральской столицей.

На примере гамбургеров автор выделяет 4 архетипа поведения человека, характеризующийся специфичными для него психологическими установками и поведенческим образцом: Гедонист, Нигилист, Участник крысиных бегов и просто Счастливый человек

(мне кажется без гамбургеров было бы лучше, но что поделать, американский автор)


Архетип
Гедонизма


Первый архетипический гамбургер — вкусная, но вредная для здоровья булочка с сомнительной начинкой. Поедание такого гамбургера в настоящий момент было бы благом, поскольку доставило бы мне удовольствие («нынешнее благо»), но в будущем непременно обернулось бы злом , поскольку впоследствии я бы плохо себя чувствовал («будущее зло»).

Характерная особенность, определяющая собой архетип гедонизма , как раз и заключается в том, что все происходящее в настоящий момент воспринимается как благо, но в будущем непременно обернется злом. Гедонисты живут по принципу: «Стремись к наслаждениям и избегай страданий»; все их старания направлены на то, чтобы наслаждаться жизнью сегодня и сейчас, игнорируя потенциальные отрицательные последствия их поступков в будущем.

Гедонист ищет наслаждений и избегает страданий. Он заботится только об утолении собственных желаний и почти совсем не думает о будущих последствиях. Полноценная жизнь, по его мнению, сводится к последовательности приятных ощущений. Если в настоящий момент что-то доставляет ему удовольствие, это служит достаточным оправданием для того, чтобы этим заниматься, пока на смену прежнему увлечению не придет новое. Гедонист с энтузиазмом заводит новых друзей и возлюбленных, но как только их новизна меркнет, он моментально находит себе новые привязанности. Поскольку гедонист зациклен только на том, что происходит с ним в настоящий момент, он ради минутного удовольствия готов совершать поступки, которые впоследствии способны нанести ему громадный урон. Если наркотики приносят ему наслаждение, он будет их принимать; если ему кажется, что работа — это слишком трудно, он будет ее избегать.

Гедонист совершает ошибку, отождествляя любое усилие со страданием, а наслаждение — со счастьем. Мы не сможем найти счастье, если ищем только одних лишь наслаждений и избегаем страданий. И тем не менее гедонист, живущий внутри каждого из нас, в неизбывной тоске по какому-то райскому саду продолжает отождествлять труд со страданием, а безделье с наслаждением.

Михай Чиксентмихайи, который в своей научной работе исследует почти исключительно состояния наивысшей творческой активности и душевного подъема, утверждает, что «лучшие моменты в жизни человека обычно наступают тогда, когда его тело или ум напряжены до предела в добровольном стремлении выполнить какое-то трудное задание или совершить подвиг ». Гедонистическое существование без борьбы — отнюдь не рецепт счастья.

Жить па гедонистический манер временами тоже бывает полезно. Тот, кто живет сегодняшним днем, молодеет душой — лишь бы в долгосрочном плане это не привело ни к каким негативным последствиям (вроде тех, которые бывают от приема наркотиков). Если мы немножко расслабимся, побездельничаем и порадуемся жизни — поваляемся на пляже, наедимся гамбургеров из «Мак-Дональдса», а потом еще полакомимся мороженым с фруктами и взбитыми сливками или просто поглазеем в телевизор, — мы от этого сделаемся только счастливее.

Вопрос: Вернитесь памятью в те времена — будь то единственный эпизод или достаточно длительный промежуток времени, — когда вы жили как гедонист. Что вы приобрели и что потеряли, живя подобным образом?

Архетип Крысиных Бегов


Второй тип гамбургера, который пришел мне на ум, — это безвкусная булочка с постной вегетарианской начинкой, приготовленная исключительно из полезных для здоровья ингредиентов. Поедание такого гамбургера было бы благотворно для будущего , поскольку вследствие этого я был бы здоров и хорошо себя чувствовал («будущее благо»), но в настоящий момент причинило бы мне одни неприятности , поскольку мне было бы противно жевать эту дрянь («нынешнее зло»).
Этому гамбургеру соответствует архетип крысиных бегов . С точки зрения «крысы», настоящее не стоит ломаного гроша по сравнению с будущим, и бедняга страдает во имя некой предвкушаемой выгоды.

Участники крысиных бегов отличаются прежде всего своей неспособностью получать удовольствие от своих занятий, а также своей неистребимой верой в то, что стоит им достичь какой-то конкретной цели — и они будут счастливы во веки веков.

Причина того, что вокруг нас так много людей, участвующих в крысиных бегах, кроется в нашей культуре, которая способствует укоренению подобных суеверий. Если мы заканчиваем семестр на одни десятки, то получаем подарок от родителей; если мы выполняем план на работе, то в конце года получаем премию. Мы привыкаем не думать ни о чем, кроме цели, которая маячит перед нами на горизонте, и не обращать внимания на то, что происходит с нами в настоящий момент. Всю свою жизнь мы гонимся за бесконечно ускользающим от нас призраком будущего ус пеха. Нас награждают и хвалят не за то, что происходит с нами в пути, а лишь за успешное завершение путешествия. Общество вознаграждает нас за результаты, а не за сам процесс; за то, что мы достигли цели, а не за то, что мы прошли тот путь, который к ней ведет.

Стоит нам только достичь намеченной цели, как мы немедленно испытываем чувство облегчения, которое так легко перепутать со счастьем. Чем тяжелее бремя, которое мы несем в пути, тем сильнее и приятнее испытываемое нами чувство облегчения. Когда мы путаем это минутное облегчение со счастьем, мы тем самым укрепляем иллюзию, будто счастливыми нас сделает простое достижение цели. Чувство облегчения, конечно же, имеет для нас определенную ценность — ведь оно приятно и вполне реально, — и все же не нужно путать его со счастьем.

Чувство облегчения можно считать своего рода негативным счастьем, поскольку его источник — это те же стресс и беспокойство, но взятые с обратным знаком. По самой своей природе облегчение предполагает неприятные переживания, и поэтому счастье, возникшее из чувства облегчения, не может длиться сколько-нибудь долго. Если у женщины, страдающей от мучительного приступа мигрени, вдруг перестанет раскалываться голова, то из-за одного только отсутствия боли она почувствует себя счастливейшим человеком на свете. Но поскольку подобному «счастью» всегда предшествует страдание, то отсутствие боли — это всего лишь минутное облегчение от чрезвычайно негативных переживаний.

К тому же чувство облегчения всегда является временным. Когда у нас перестает стучать в висках, само по себе отсутствие боли доставляет нам определенное удовольствие, но затем мы очень быстро привыкаем к этому состоянию и считаем его чем-то само собой разумеющимся.

Участник крысиных бегов, который путает облегчение со счастьем, проводит всю жизнь в погоне за своими целями, считая, что для счастья ему достаточно просто чего-то достичь.

Вопрос: не чувствуете ли вы время от времени, что вы точно такой же участник крысиных бегов? Если бы у вас была возможность взглянуть на свою жизнь со стороны, какой совет вы бы дали самому себе?

Архетип Нигилизма


Третий тип гамбургера — наихудший из всех возможных — одновременно и невкусен, и вреден для здоровья. Если бы я его съел, это причинило бы мне вред и в настоящем, поскольку у этого гамбургера отвратительный вкус, и в будущем, поскольку его поедание порядком подпортило бы мне здоровье.
Наиболее точная параллель для такого гамбургера — это архетип нигилизма . Он характерен для человека, который утратил вкус к жизни; такая личность не в состоянии ни наслаждаться минутными радостями, ни устремляться к великой цели.

В контексте этой книги нигилист — это человек, который разочаровался в самой возможности счастья и покорно смирился с тем, что в жизни нет никакого смысла . Если архетип крысиных бегов весьма удачно характеризует состояние человека, который живет ради светлого будущего, а архетип гедонизма — состояние человека, который живет сегодняшним днем, то архетип нигилизма в точности отображает состояние человека, который прикован цепями к прошлому. Те, кто смирились со своим нынешним несчастьем и заранее уверены, что такая же жизнь уготована им и в будущем, никак не могут выбросить из головы свои прежние неудачные попытки стать счастливыми.

Вопрос: Попробуйте вспомнить то время — будь то единственный эпизод или достаточно длительный промежуток времени, — когда вы ощущали себя нигилистом, неспособным выбраться из скорлупы своего тогдашнего несчастья. Если бы у вас была возможность посмотреть на эту ситуацию со стороны, какой совет вы бы дали самому себе?

И участник крысиных бегов, и гедонист, и нигилист — все они, каждый на свой лад, заблуждаются — неверно интерпретируют действительность, не понимают истинной природы счастья и не знают, что нужно для полноценной жизни. Участник крысиных бегов страдает вследствие «обманчивости любых достижений» — ложной веры в то, что если мы достигнем очень важной цели, то будем счастливы до конца своих дней. Гедонист страдает из-за «обманчивости текущего момента» — ложной веры в то, что счастье можно испытать, погрузившись в нескончаемый поток минутных наслаждений в отрыве от нашего жизненного предназначения. Нигилизм — это также заблуждение, неверная интерпретация действительности — ошибочная вера в то, что как ни крути, а счастье все равно недостижимо. Упомянутое заблуждение проистекает из неспособности усмотреть возможность синтеза между стремлением чего-то достичь и текущим моментом — некоего третьего пути, по которому можно будет выбраться из того незавидного положения, в которое мы попали.


Архетип Счастья


Однако эти три представленных мной архетипа отнюдь не исчерпывают всех возможных вариантов — остается еще один, который нам необходимо рассмотреть. Что вы скажете насчет гамбургера, который был бы ничуть не менее вкусен, чем тот, от которого я отказался, и в то же время ничуть не менее полезен для здоровья, чем постная булочка с вегетарианской начинкой? Гамбургер, который бы одновременно содержал в себе и нынешнее, и будущее благо?

Этот гамбургер суть живая иллюстрация архетипа счастья . Счастливые люди живут спокойно, пребывая в твердой уверенности, что те самые занятия, которые доставляют им массу удовольствия в настоящем, обеспечат им полноценную жизнь в будущем.

Иллюзия участника крысиных бегов заключается в том, что если он когда-нибудь в будущем сумеет достичь намеченной цели, то будет счастлив до конца своих дней; ему невдомек, что путь к цели ничуть не менее важен, чем сама цель. Иллюзия гедониста, наоборот, заключается в том, что для него важен только путь, но не цель. Нигилист, отчаявшись достичь цели и махнув рукой и на нее, и на путь к ней, полностью разочаровался в жизни. Участник крысиных бегов становится рабом будущего, гедонист — рабом настоящего, а нигилист — рабом прошлого.

Для того чтобы стать счастливым всерьез и надолго, необходимо получать удовольствие от самой дороги к цели, которую мы считаем достойно й. Счастье не в том, чтобы взобраться на вершину горы, и не в том, чтобы бесцельно бродить по горам; счастье — это то, что мы испытываем, когда карабкаемся на вершину.

Наша главная цель — проводить как можно больше времени, занимаясь теми делами, которые являются для нас источником не только настоящих, но и будущих благ.

Вопрос: Вспомните один или два периода в вашей жизни, когда вы наслаждались одновременно настоящими и будущими благами.

Упражнение Четыре сектора


Опросы людей, которые регулярно ведут дневник, свидетельствует о том, что письменный отчет о событиях нашей жизни — как негативных, так и позитивных — способствует повышению уровня нашего душевного и физического здоровья.

На протяжении четырех дней подряд как минимум по пятнадцать минут в день пишите о том, что с вами происходило в каждом из этих четырех секторов. Напишите о тех временах, когда были участником крысиных бегов, гедонистом и нигилистом. В четвертый день напишите о счастливых временах в вашей жизни. Если вы растрогаетесь до такой степени, что захотите написать о каком-то конкретном секторе побольше, так и сделайте, но не пишите больше чем об одном секторе в день.

Не беспокойтесь насчет грамматики или правописания — просто пишите. Важно, чтобы в своем сочинении вы честно рассказали о тех эмоциях, которые вы испытывали когда-то или испытываете сейчас , а также о том, какой именно поведенческий сценарий вы осуществляли (то есть какие поступки вы тогда совершали) и какие мысли при этом были у вас в голове или возникли в ней во время написания этого текста.

Вот кое-какие инструкции по поводу того, что писать в каждом из этих четырех секторов:
. УЧАСТНИК КРЫСИНЫХ БЕГОВ. Расскажите о каком-либо периоде в своей жизни, когда вы чувствовали себя крысой, безостановочно бегущей вперед и вперед по беговой дорожке к «светлому будущему». Почему вы это делали? Какие блага приносила вам подобная жизнь, если, конечно, в этом для вас было какое-то благо? Какую цену вы за это платили или не платили никакой?
. ГЕДОНИСТ. Расскажите о каком-либо периоде в своей жизни, когда вы жили как гедонист или предавались гедонистическим радостям. Какие блага приносила вам подобная жизнь, если, конечно, в этом для вас было какое-то благо? Какую цену вы за это платили или не платили никакой?
. НИГИЛИСТ. Расскажите о самых тяжелых минутах в своей жизни, когда вы, махнув на все рукой, смирялись со своей горькой участью. Или о том, что происходило с вами в более длительный промежуток времени, на протяжении которого вы чувствовали себя беспомощным. Поделитесь самыми сокровенными чувствами и мыслями, которые вам приходили в голову тогда и теперь, когда вы пишете этот текст.
. СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. Расскажите о каком-нибудь невероятно счастливом времени в своей жизни или о тех минутах, когда вы были особенно счастливы. Перенеситесь в своем воображении в то время, попытайтесь повторно испытать свои тогдашние эмоции и затем напишите о них.
Что бы вы ни писали, пока вы это пишете, ваши писания предназначаются только для ваших собственных глаз. Если же, закончив писать, вы захотите прочитать то, что у вас получилось, близкому человеку, вы, конечно же, вправе это сделать, но важно, чтобы при выполнении этого упражнения вы не чувствовали себя скованно. Чем больше вы сумеете открыться, тем больше пользы вы извлечете из своих писаний.

Сектор нигилизма и сектор счастья необходимо будет проработать еще как минимум дважды. Когда вы будете выполнять упражнение повторно, можно вспомнить те же самые события или написать о чем-нибудь другом. Время от времени пересматривайте заново все, что написали, — это можно делать раз в три месяца, раз в год или раз в два года.

по книге Тал Бен-Шахар: Научиться быть счастливым