Как в русском языке обозначается обращение. Московский государственный университет печати

Подходя к толкованию различных форм и видов современных электронных изданий как таковых, в первую очередь следует отталкиваться от определения издания в общем смысле, принятого в стандартах сферы издательского дела.

Итак, "издание" - документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения» [ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»]. Тот же стандарт даёт толкование термина «электронное издание» как «издание, для использования которого необходимы средства вычислительной техники».

Помимо этого, в данном ГОСТ приводятся критерии классификации изданий, согласно которым изучаемые в нашем исследовании музыкальные электронные издания можно отнести к следующим категориям:

1) к изданиям для досуга, то есть содержащим общедоступные сведения по различным видам творческой самодеятельности и увлечений;

2) к массовым изданиям, рассчитанным на самый широкий круг читателей.

3) к популярным изданиям, служащим для удовлетворения непрофессиональных интересов широких кругов читателей;

4) к бесплатным изданиям, т. к. вся информация на музыкальных Интернет-ресурсах предоставляется пользователям безвозмездно [ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»].

«Таким образом, издание в целом можно рассматривать как информационную систему, достаточно сложную, хотя и хорошо организованную» [Антонова 2004, 13].

Однако основные требования, предъявляемые к электронным изданиям, зафиксированы в [ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»]. Согласно этому стандарту электронные издания - «электронные документы или же группы электронных документов, которые прошли редакционно-издательскую обработку и предназначены для распространения в неизменном виде, снабжённые также выходными сведениями». Электронное издание может распространяться на электронном носителе информации (CD, DVD, flash и т. п.) или существовать в форме web-ресурса (веб-сайта).

Возникновение первых электронных публикаций и электронных изданий исторически приходится на вторую половину 80-х годов XX века. Это связано с быстрым развитием электроники и компьютерных информационных технологий в предыдущие десятилетия. Э. Уайт отмечает, что: «Ещё до стремительного развития Интернета произошли существенные сдвиги в основных библиотечных операциях. Эти сдвиги были вызваны двумя новыми компьютерными технологиями: базами данных и оптическими дисками CD-ROM» [Уайт 2011, 51]. Именно в этот период практически все издательства перешли на компьютерный набор и верстку газет, журналов и книг. Вслед за этим, уже в конце XX века периодические электронные издания стали распространяться преимущественно по сетям, прежде всего, в Интернете.


Стоит сказать и о роли, которую играют различные электронные издания в системе современных средств массовой информации. Своё мнение по данному вопросу высказали Жожиков А. В. и Малардырова Я. А. в статье «Роль и возможности современных электронных СМИ»:

«Средства массовой информации - мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения самой актуальной и оперативной информации. Кроме того, это наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать наилучшим образом. Особенно чётко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.

Новые электронные медиа обладают, по мнению специалистов, почти безграничными возможностями для передачи любой информации любым её отправителем в различных направлениях.

Электронные средства массовой информации сосуществуют наряду с традиционными, но превосходят их по скорости доставки материала читателям и простоте доступа к этим материалам. Особенностью электронных изданий является гипертекстовая структура и интерактивные возможности в виде электронной почты, форумов и гостевых книг». Тенденцию постоянного роста значения электронных СМИ в современном мире отметил ещё в 2001 году В. Вуль: «В настоящее время в сети Интернет существует значительное количество сайтов, представляющих собой, по существу, электронные издания, т. е. аналоги книг или брошюр, но только в электронном сетевом представлении» [Вуль 2001, 12].

Рост числа электронных изданий различных форм и видов является постоянным процессом и происходит со всё возрастающей скоростью.

Это подтверждается данными статистики:

1) по состоянию на декабрь 2012 г., в мире существовало 634 миллиона сайтов, причём 51 миллион веб-ресурсов был создан в прошлом году;

2) количество пользователей Интернета во всем мире составило 2.4 миллиарда человек;

3) по количеству пользователей интернета Россия ещё в 2012 году вышла на первое место в Европе и на шестое место в мире. По последним данным, интернетом пользуются 68 % граждан России в возрасте от 18 лет и старше, а также примерно 89 % подростков в возрасте 12-17 лет. Всё больше людей выбирает интернет как основной источник информации, что говорит о росте значения электронных изданий на рынке современных средств масс-медиа.

По нашему мнению, данное явление объясняется рядом значительных преимуществ электронных изданий перед традиционными. В число данных преимуществ входит, прежде всего, возможность встраивания в текст электронных изданий мультимедийных компонентов, под которыми подразумеваются цифровые звуковые или видеофрагменты, а также анимационные вставки, что обеспечивает комплексное информационное воздействие на читателя [Вуль 2001, 11].

Другими важными преимуществами являются оперативность разработки и распространения электронных ресурсов, их долговечность, компактность, сравнительно невысокая цена или (во многих случаях) бесплатность, интерактивность и экологичность. Гипертекстовая структура большинства электронных изданий так же является значительным плюсом, поскольку в значительной степени облегчает поиск необходимых материалов, зачастую даже перекладывая решение этой задачи на аппаратные средства.

Современный интернет как никогда ранее претендует на роль ведущего средства массовой информации, а для многих людей уже является таковым. Растёт и значение интернет-периодики различных форм и жанров. Данный процесс предъявляет новые требования к профессиональным навыкам редакторов, ведь редакторская подготовка различных материалов к публикации в сети имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при создании эффективного и современного электронного издания.

В идеале редактор должен руководить всем процессом организации электронного издания, контролировать его структуру, различные дополнительные компоненты (например, включённые в издание аудио- или видеоматериалы), что требует от него соответствующего уровня компетентности в компьютерных технике и технологиях. Однако в теории и методике современного редакционно-издательского дела способы и формы деятельности редактора при подготовке электронных изданий всё ещё разработаны сравнительно слабо, из-за чего редакторы часто не способны в полной мере принять участие в их создании [Ильина 2009].

В настоящий момент наблюдается значительное разнообразие форм и видов электронных изданий, которые классифицируются по различным критериям. Среди них в центре нашего внимания находятся следующие подвиды электронных изданий: веб-сайт, электронный (сетевой) журнал и интернет-издание.

Для уточнения типологической и терминологической базы исследования необходимо привести толкование каждого из данных терминов.

Веб -сайт (или web-сайт, также синонимично понятию веб-ресурс) представляет собой информацию, представленную в виде совокупности гипертекстовых документов, которые располагаются на веб-сервере и имеют своё собственное имя (адрес) [Буханцева 2008, 235].

Дополнить и уточнить данное определение можно, обратившись к трактовке веб-сайта, данной в «Новейшей энциклопедии создания сайтов» А. А. Вендюхина: «веб-сайт как понятие медийной сферы состоит из трёх частей: доменного имени - адреса, хостинга - то есть места физического размещения; и контента (содержания), который, собственно, размещается на сайте» [Вендюхин 2009, 34]. В настоящем исследовании мы будем использовать определение веб-сайта, данное А. А. Вендюхиным.

Веб-сайт может являться частным случаем электронного издания или же служить формой существования электронного журнала.

Электронный (или сетевой) журнал - периодическое рецензируемое издание, электронный аналог печатного журнала, доступный для просмотра на компьютере. Распространяется через Интернет или на любых носителях цифровой информации.

Электронные журналы можно разделить на три группы:

· параллельные электронные журналы - электронные версии традиционных печатных изданий. Печатная и электронная версии полностью идентичны;

· интегрированные электронные журналы издаются в двух видах, которые, существуя отдельно, дополняют друг друга;

· оригинальные электронные журналы - выпускаются только в электронном виде.

Электронные журналы - достаточно распространённое явление в научном сообществе. Яркими примерами подобных изданий могут выступать «Physics» - бесплатный электронный журнал, издаваемый Американским физическим обществом или же «Вестник Института социологии» - сетевое научное издание по социологии, которое издаётся Институтом социологии РАН. В то же время существует значительное количество электронных журналов отличной от научных исследований тематики, среди которых можно встретить и немалое число музыкальных.

Другой разновидностью электронных изданий выступают интернет-издания , иногда именуемые сетевыми. Под этим термином принято понимать веб-сайт, который ставит перед собой задачу выполнять функцию средства массовой информации (СМИ) в сети Интернет.

Так же, как и печатные, интернет-издания в своей работе следуют принципами журналистики. По жанрам интернет-издания не отличаются от традиционных: несмотря на явное преобладание новостных сайтов, существуют и литературные, научно-популярные и, разумеется, музыкальные. Однако стоит отметить, что интернет-изданием (или интернет-СМИ) может считаться не любой сайт.

Согласно закону РФ «О средствах массовой информации», принятому в последней редакции Государственной Думой РФ 8 марта 2015 г., «под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом» ["О средствах массовой информации" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I].

Регистрация различных электронных изданий осуществляется в ФГУП НТЦ «Информрегистр»: за десять лет, прошедших с начала работы организации в 2003 году было зарегистрировано около 29700 электронных изданий разной направленности. Электронное издание должно иметь ISBN, систему навигации или меню, а также гипертекст. Номер государственной регистрации в НТЦ «Информрегистр» требуется, например, для включения электронного издания в Перечень изданий ВАК.

Невозможно отрицать существование явных отличий между вышеперечисленными формами электронных изданий. В то же время, все они обладают значительно большим числом общих черт, в ряде случаев представляя собой частные формы друг друга, что позволяет нам в рамках данного исследования в большинстве случаев использовать эти понятия как синонимичные. Теперь, обозначив для себя ряд базовых понятий и терминов, мы можем перейти к выявлению специфики электронных изданий музыкальной тематики, чему посвящается следующий раздел главы.

Форматы электронных книг

TXT

Текстовый формат, простой текст (plain text). Обычно не требует установки дополнительного программного обеспечения. Открывается обычным блокнотом. С одной стороны, он не поддерживает оформление текста, что обедняет его возможности, с другой — нет такой платформы, на которой TXT-файл нельзя было бы прочесть.

HTML

Стандартный язык разметки документов в Интернете. По открытости, конвертируемости и читаемости на любой платформе — один из лучших форматов. Но полноценная книга с иллюстрациями будет состоять из нескольких файлов, а это не слишком удобно.

MHT

Веб-архив, один файл. Размер примерно в полтора раза больше обычного файла HTML. Не всеми браузерами открывается корректно.

XML

По структуре тэгов близок к HTML, но для его открытия нужны особые программы или методы.

CHM

Compiled HTML. Идея формата проста и понятна — вместо множества разрозненных HTML-страниц с сопутствующей графикой сделать один файл, который удобен в работе и занимает мало места благодаря ZIP-сжатию. К преимуществам формата СНМ относятся развитые средства поиска и индексации содержимого.

HLP

Иногда попадаются книги и в таком старом формате справки.

RTF

Книги данного формата открываются с помощью программы Microsoft Word или WordPad, а также множеством других редакторов. Является межплатформенным форматом хранения размеченных текстовых документов, предложенным фирмой Microsoft. RTF-файл, созданный на PC-совместимом компьютере под управлением Windows, можно без труда прочитать на Apple Macintosh под Mac OS. Структура стандартного RTF-файла представляет собой последовательность секций данных, заключенных в специальные метки (тэги), которые указывают программе-обработчику начало или конец секции. Данные могут быть разных типов: текстовые блоки, графические объекты, таблицы и даже выполняемые файлы и др.

При запуске RTF-файла обработчик просматривает его содержимое и автоматически выполняет все известные ему секции и пропускает незнакомые. Более того, структура RTF подразумевает возможность безболезненного введения новых видов секций, необходимых пользователю для выполнения специфических задач. Причем эти новые секции не будут влиять на общую работоспособность программы в других приложениях.

Большинство текстовых редакторов реализует импорт/экспорт в формат RTF, благодаря чему этот формат часто используется как «общий» для передачи текста из одной программы в другую. Документ состоит преимущественно из команд управления настройки программы чтения файлов в RTF-формате. Эти команды можно разделить на управляющие слова (control words) и управляющие символы (control symbols).

DOC

Книги данного формата открываются с помощью программы Microsoft Word. Фильтры экспорта и импорта в данный формат присутствуют в большинстве текстовых процессоров. Формат документа разных версий Word меняется, различия бывают довольно тонкими. Последняя версия MS Word использует по умолчанию формат, основанный на XML, — Microsoft Office Open XML. Спецификация форматов файлов Word 97-2007 была опубликована Microsoft в 2008 году.

ODF

OpenDocument Format — открытый формат документов для офисных приложений, в том числе текстовых документов (таких как заметки, отчеты и книги), электронных таблиц, рисунков, баз данных, презентаций. Он обеспечивает доступ к содержанию документов независимо от вида и версии приложения, в котором они были созданы. Стандарт был разработан индустриальным сообществом OASIS и основан на XML-формате, изначально созданном OpenOffice.org.

PDF

Portable Document Format — этот формат вовсе не предназначался для создания электронных книг. Первоначально идея состояла в том, чтобы документ, подготовленный к печати на одном компьютере, можно было бы в том же самом виде открыть на другом, независимо от его конфигурации, программного обеспечения и настроек. Формат не налагает никаких ограничений на внешний вид документа: текст, векторная и растровая графика могут быть объединены произвольным образом. Данные импортируются из большинства современных форматов текстовых документов, векторных и растровых графических форматов. Для просмотра PDF-файла не нужно ничего, кроме самого файла и бесплатной программы, такой как Acrobat Reader. Этот формат отличается удобной навигацией, позволяющей быстро найти нужную страницу, и простотой пользования. Имеется также возможность шифрования файла для коммерческого применения. Для того чтобы прочитать PDF-файл, его нужно иметь целиком, поскольку фрагмент данных, который понадобится первым, может находиться в любой части файла, в том числе в самом конце. Для документов с явным преобладанием текста и векторной графики формат PDF, как правило, обеспечивает заметное сокращение объема файла.

FB2

FictionBook 2.0 — открытый формат, основанный на XML, возможно включение иллюстраций. Поддержка Unicode полностью решает проблему корректного отображения текстов на разных языках. Для Windows и Pocket PC выпущено множество инструментов для чтения книг в этом формате и для конвертации в него текстов из других форматов. Существуют библиотеки, поддерживающие FB2 и экспорт из него в различные форматы.

DjVu

Узкоспециализированный растровый графический формат, разработанный фирмой AT&T, оптимизирован для хранения отсканированных документов. Предназначен для передачи текста именно в том виде, в каком он был подготовлен. Прекрасно подходит для хранения рукописей, текстов с рукописными заметками и т.п. DjVu иногда называют текстографическим форматом. Он оптимизирован для передачи по сети таким образом, что можно начать просматривать страницу еще до завершения скачивания. DjVu-файл может содержать текстовый (OCR) слой, что позволяет осуществлять полнотекстовый поиск по файлу. Кроме того, DjVu-файл может иметь встроенное интерактивное оглавление и активные области — ссылки, что позволяет реализовать удобную навигацию в DjVu-книгах. Размер файла отсканированной книги оказывается в пределах нескольких мегабайт, что вполне приемлемо. Для файлов с черно-белыми монохромными изображениями формат обеспечивает сжатие порядка 500:1. Файл DjVu по сравнению с этим же файлом в формате GIF меньше в среднем в 20 раз.

LIT

Закрытый формат, основанный на OEB. По сути, LIT скорее не независимый формат, а DRM-контейнер (Digital Right Management — технология защиты авторских прав в цифровом пространстве) для обычных OEB-документов. Microsoft LIT включает ряд инструментов, которые делают его очень похожим на Adobe PDF. В частности, доступны закладки, аннотации и масштабирование. Помимо родной программы Microsoft Reader, понимающих его «читалок» немного.

ZIP

GIF, JPG и т.п.

Книги могут выглядеть и как отсканированные документы (картинки) в форматах GIF, JPG или в других графических форматах. Несколько картинок могут объединяться для просмотра и навигации файлом HTML.

RB

Локальный формат для устройств типа Rocket EBook и аналогичных гаджетов, который был широко распространен несколько лет назад. Поддерживается также операционными системами, устанавливаемыми на КПК Palm и PocketPC. Формат создавался специально для RocketBook, а их производство давно прекращено.

PDB

Palm Doc (Aportis Doc). Графика не поддерживается, степень компрессии малая. Зато понимают его практически все КПК-«читалки», да и конверторов более чем достаточно.

iSilo

Очень интересный формат: поддержка иллюстраций, высокая степень сжатия файла, возможность конвертировать страницы сайтов, сохраняя взаимные ссылки и пр. Однако читать эти документы могут лишь программы от компании iSilo.

OEB

Открытый формат, основанный на XHTML (XML) и созданный в свое время консорциумом компаний под предводительством Microsoft. По сути, OEB-книга представляет собой ZIP-архив XHTML- (XML-), графических файлов и файла с информацией о документе в целом. В своем текущем состоянии формат мало используется.

PRC

Palm-формат. Поддерживается программой Mobi Pocket.

TR

ToRaTRPW — формат программы Tome Raider. Отличается одной из наиболее высоких степеней сжатия.

DataPlkr

Открытый формат Plucker. Требует специальной программы, предназначенной для просмотра веб-документов на Palm. Корректно отображает рисунки, гиперссылки и разные шрифты.

FBR

Защищенный формат данных, доступных для чтения программой Franklin Reader.

eBookMan

Был создан специально для прообраза современных Palm — устройства под названием Franklin eBookMan — и сегодня практически не применяется.

EXE

Формат самоисполняемых файлов. Работает без дополнительного программного обеспечения. Книга содержит текст, рисунки, анимацию, навигационный гипертекст, поиск в книге, живые линки на интернет-ресурсы, Java Applets и JavaScripts. Большинство программ в качестве исходников применяют HTML, GIF, JPEG и стандартные плагины. Имеется возможность использования парольной защиты всей книги, а также отдельных страниц, запрет на печать и копирование. Exe-книги работают только на платформе Win32.

ExeBook

Хотя он и относится к формату Exe, всё же его можно назвать особым. Этот формат разработан специально для книгоиздания Яковом Судейкиным. В нем реализован визуальный эффект «живой» книги, что дает пользователю возможность комфортного чтения. Неплохо сделана и защита для коммерческого распространения е-книги. Однако у этого формата есть серьезные недостатки. Прежде всего они касаются оформительских возможностей, имеются некоторые шрифтовые ограничения.

zTXT

Закрытый формат, очень похожий на PalmDOC, но с гораздо более высокой степенью компрессии (до 45%). Допускает возможность вставки закладок, поддерживает гиперссылки. Доступен на Palm OS.

>> Электронные публикации

Как вы считаете?

Чем электронные публикации отличаются от печатных публикаций?

Электронная публикация - это такой способ публикации словесных, графических и иллюстративных материалов, при котором их просмотр происходит на экране.

Электронные публикации хранятся в компьютере или на сменных носителях. Кроме того, во время просмотра электронная публикация может поступать в компьютер по сети.

Сеть - это соединение компьютеров, которое позволяет передавать информацию от одного компьютера к другому. Самая большая компьютерная сеть - Интернет - соединяет огромное число компьютеров, находящихся во многих странах.

Электронные публикации могут содержать в себе звуки и музыку, анимацию и видеоизображения, а также специальные средства для перехода от одной страницы к другой - гиперссылки, о которых вы узнаете позднее.

Познакомьтесь с самыми распространёнными видами электронных публикаций.

Презентацией называется и предъявление публике чего-нибудь нового, и электронная публикация, которую используют при выступлении. Обычно сопровождающая выступление презентация состоит из сменяющих друг друга страниц, которые называют слайдами.

Назначение электронных учебников и энциклопедий понятно из их названия. Возможность использования видеофрагментов, звуков и перехода на любые (заранее предусмотренные) страницы создаёт гораздо более широкие возможности, чем есть у печатных учебников и энциклопедий.

Это электронная публикация, предназначенная для получения сведений о какой-либо компьютерной программе. Обычно к справочной системе можно обратиться из программы , о которой в ней рассказывается.

Страницы сети Интернет - это электронные публикации, размещённые на удалённых компьютерах и доступные в сети Интернет. Другое название этих публикаций - сайты. Для их просмотра необходимо, чтобы ваш компьютер был подключён к Интернету.

Выполните.

Попросите учителя продемонстрировать различные примеры электронных публикаций. Попробуйте самостоятельно определить, какие виды электронных публикаций демонстрирует учитель.
Расскажите, в чем преимущество электронных публикаций перед печатными и наоборот.

Основные операции при создании электронных публикаций обычно такие же, как и операции при создании печатных публикаций:

Создание и оформление текстов;
- создание таблиц и схем;
- включение изображений в публикацию;
- сохранение и открытие ранее сохранённой публикации.

Как правило, и выполнение этих операций похоже на их выполнение при создании печатных публикаций. Поэтому здесь мы рассмотрим операции, которые свойственны только электронным публикациям:
- организация перехода на другие страницы (с помощью гиперссылок);
- включение в публикацию звуков, музыки, анимации и видеоизображений .

Выполните.

Откройте любой учебник, например учебник по предмету «Окружающий мир», на странице с картинками. Предложите, какие звуки, анимацию или видео вы бы добавили на эту страницу, если бы этот учебник был электронным.

Горячев А.В., Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса., М. : Баласс, 2007. - 80 е., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Королева Ирина Эльзасовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 1» г.Бийска

Тема: «Обращение», 5 класс

Цели:

    Знакомство детей с функцией обращения – называть того, к кому обращаются с речью, с грамматическими признаками обращения, его пунктуационным оформлением и контроль уровня усвоения материала.

    Формирование языковых и коммуникативных компетенций через различные формы работы на уроке.

    Воспитание человека, владеющего нормами культурного общения, способного трудиться как индивидуально, так и в группе, в паре.

    Развитие читательского интереса.

Обоснование выбранной формы урока

Данный урок относится к числу уроков получения новых знаний и одновременного контроля уровня усвоения нового материала.

Для сопровождения своего урока я использую собственную презентацию по теме, которая не только способствует получению новых знаний, активизирует познавательную деятельность учащихся, но и является средством осуществления само- и взаимоконтроля. Работая с презентацией, учитель и ученик имеют возможность сразу отследить уровень усвоения материала и предотвратить дальнейшие ошибки, как орфографические, так и пунктуационные. Кроме того, анимации на слайдах служат развитию внимания детей, умения выполнять проверку собственной работы, развивают орфографическую и пунктуационную зоркость. Одновременно осуществляется межпредметная связь с литературой, так как текстовый и иллюстративный материал для работы отобран из сказок А.С.Пушкина, чьё творчество изучается приблизительно в те же дни, что и тема «Обращение», и из других художественных произведений, с учетом возраста учащихся.

Начинается урок с игрового момента по повторению, объяснение нового проходит через просмотр и анализ инсценировки с участием героев мультфильма «38 попугаев», на этапе закрепления полученных знаний проводится игра. Использование игровых технологий – один из эффективных приёмов в работе с пятиклассниками по причине психологических особенностей данного школьного возраста.

На уроке ученики ведут листы самооценки, которые позволяют ребёнку самому увидеть, что он понял хорошо, а над чем следует более тщательно поработать дома. Эти же карточки помогают учителю оценить работу каждого. А карточка-задание и заключительный тест дают реальную картину уровня первичного усвоения знаний.

Таким образом, с этого урока учитель и каждый ученик может извлечь максимальную пользу. Ученик – усвоив новую информацию, получив несколько положительных оценок за один урок и испытав удовлетворение и удовольствие от работы, учитель – увидев моментальные результаты собственного труда. На положительный результат направлены все формы организации учебной деятельности – работа в парах, индивидуальная, коллективная и групповая.

Оборудование :

Компьютер, медиапроектор, экран, компьютерная презентация по теме «Обращение» (смена слайдов и анимации по щелчку) , карточки-задания, лист самооценки (Приложение № 1) для каждого.

Четверо учащихся заранее готовят инсценировку по новой теме (По материалам рабочей тетради Угроватовой «Подсказки на каждый день») .

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слайд № 1 Оргмомент

Приветственное слово.

Сообщение о том, что по ходу работы детям следует не забывать о листе самооценки и вносить в него свои пометки.

Запись числа

Дети рассматривают листы самооценки, задают вопросы, если что-то непонятно.

Слайд № 2

Повторение

Взаимо-проверка

Появляются буквы

Появляется двоеточие

Предлагает познакомиться с записью (предложение и на слайде, и на доске)

Р…бята с ос…ни г…товят корм для птиц с…мена трав и яг…ды р…бины.

Беседа:

Почему необходимо это делать? Кто из вас подкармливает птиц, делает кормушки? Молодцы.

Сегодня у нас в гостях уже побывала одна птичка-буквоежка (её изображение помещено на доске рядом с записанным предложением) (Приложение № 6 ) и полакомились, пока вас не было.

Запишите предложение, восстановив слова и знаки препинания.

Какое орфографическое правило вам предстоит вспомнить?

Предлагает детям обменяться тетрадями и проверить работы друг друга (по ходу проверки на слайде открываются нужные буквы, при необходимости комментируется написание)

Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.

Объясните постановку знаков препинания, начертив схему.

Проверка (на доске открываются три схемы) (Приложения 1 и 1А):

Выберите нужную схему, поясните свой выбор.

Ответы детей

Работа в тетрадях

Проводится взаимопроверка , ошибки исправляются карандашом, на полях ставится оценка (0 ош. – «5», 1 ош. – «4»)

Тетради возвращаются, выполняется грамматическое задание.

Вызванный ученик объясняет выбор знаков и схемы, формулирует пунктуационное правило.

Слайд № 3

Переход к новой теме

Ребята, с осени готовьте корм для птиц: семена трав и ягоды рябины.

Чем отличаются эти два предложения?

Один из учеников читает предложение, после чего оно записывается в тетради.

Есть запятая, глагол ГОТОВЬТЕ стоит в другой форме – повелительного наклонения

Слайд № 4

Какую роль выполняет слово РЕБЯТА в первом предложении?

Верно, оно сообщает, о ком идёт речь в предложении.

С какой целью использовано это слово во втором предложении?

Подлежащего.

Оно называет того, к кому обращаются с речью.

Сообщение темы и цели урока

Слайд № 5 Тема урока:

ОБРАЩЕНИЕ

Вот вы сами и назвали тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь (открывается слайд с темой)

Запись темы в тетрадь

Слайд № 6

Расскажи нам, обращение,

Что ты знаешь,

Что скрываешь,

Как с тобою поступать,

Чтоб нам грамотными стать.

Слайд № 7 Задачи урока

На сегодняшнем уроке вам необходимо будет узнать (обращает внимание учеников на слайд):

    Что такое обращение?

    Какими грамматическими признаками оно обладает?

    Как выделяется на письме?

    Какими лексическими средствами может выражаться?

Один из детей озвучивает запись

Объяснение нового материала

(инсцениров-ка)

Сегодня к нам в гости пришли герои одного из ваших любимых мультфильмов «38 попугаев». Они помогут разобраться в новом материале. Посмотрите инсценировку и приготовьтесь перевести то, что увидите и услышите, на язык науки.

Заранее подготовленные дети, одетые в костюмы героев известного мультфильма, разыгрываю сценку – грамматическую сказку. (Приложение № 2)

Слайд № 8 Схемы

Чему же научили вас герои м/фильма?

Расшифруйте схемы, которые показали нам Слонёнок и Удав (схемы по ходу инсценировки прикрепляются на доску) ( (Приложение № 3 и № 3А)

Ответы детей о том, что такое обращение и каковы его особенности пунктуационного выделения.

Слайд № 9

Второе предложение из начала урока

Какой схеме соответствует наше предложение?

Назовите ОБРАЩЕНИЕ. Подчеркните его VVVVVVV (после ответа учеников на слайде тоже подчеркивается обращение).

- Какой частью речи выражено обращение? Обозначьте.

Связано ли обращение со сказуемым, как это было в первом предложении? К слову РЕБЯТА и от него нельзя задать вопрос к другим словам, поэтому оно не является членом предложения .

Дети выбирают нужную схему, обосновывают ответ.

Выполняют грамматическое задание.

Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают по теме урока, выполнят задания учителя.

Слайд № 10

Закрепление (работа в парах)

Самопроверка

Перед вами КАРТОЧКИ с предложениями из художественных произведений разных авторов (Приложение № 4). Найдите в них обращения. Посовещайтесь с товарищем по парте. Найденные обращения п одчеркните в карточке галочками.

Учитель предлагает проверить работу, открывает правильные варианты на слайде (с помощью анимации).

Какое место в предложении может занимать обращение, где оно может стоять?

Сформулируйте пунктуационные правила. Выберите предложения , соответствующие схемам (Приложение № 3). Запишите по одному к каждой схеме на выбор, обращение подчеркните VVVVVVVVV .

Какой схеме вы не нашли соответствия?

Переделайте последнее предложение так, чтобы обращение стояло в предложении на последнем месте .

Работа в парах.

Проверяют каждый свою карточку.

При необходимости проводится разбор ошибок или комментирование правильных вариантов.

В начале, в середине и в конце предложения.

Ответы детей

Работа в тетрадях

Где обращение стоит на последнем месте в предложении.

Вызванный к доске ученик записывает, объясняет знаки препинания:

-Постой, не беги так шибко, милый!

Слайд № 11

Скажите, что вам может подсказать, что вы слышите обращение?

- Действительно, обращение мы произносим с особенной, ЗВАТЕЛЬНОЙ, интонацией. Кстати, когда-то в русском языке был такой падеж – звательный и использовался он только во время обращения к кому-либо. Например, у Пушкина: Отпусти ты меня, СТАРЧЕ, в море… Слово старик имеет необычную для современного русского языка форму – это и есть форма звательного падежа.

Посмотрите на слайд .

Прочтите оба предложения. Одинакова ли ваша интонация? В чем разница?

Верно, в предложении с обращением пауза длиннее и следующее за обращением слово тоже произносится с повышением голоса. А во втором предложении после небольшой паузы голос идёт на понижение. (на слайде появляется схематичное изображение интонации предложений)

Интонация.

Обращение выделяется паузами и произносится с повышением голоса.

ФИЗКУЛЬТ-МИНУТКА

Выполняйте всё по 2 раза, текст и движения повторяйте за мной:

Хлопай, мишка,

Топай, мишка,

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперёд и вниз –

Улыбайся, не сердись!

Почему именно эта физминутка взята на наш урок?

Дети делают разминку

В ней есть обращение к мишке.

Работа с карточками

Выяснение способов выражения обращений

Определите, чем выражены подчеркнутые вами обращения. Над обращениями сделайте соответствующие пометки.

Какими частями речи оказалось большинство обращений?

Какие ещё обнаружили способы выражения обращений?

Верно. Именно такими могут быть обращения: существительное, часть речи его заменяющая, словосочетание.

Какие предметы они обозначают, одушевлённые или неодушевленные? Почему?

Верно. В повседневной жизни нам приходится общаться с людьми или животными, поэтому в качестве обращений мы используем одушевлённые имена существительные (имена, клички животных, слова, определяющие половую принадлежность, профессию, должность, возраст и др.) или другие единицы речи, их заменяющие.

Но всегда ли только одушевлённые существительные могут выступать в качестве ОБРАЩЕНИЙ?

Вспомните примеры обращения к неживым предметам.

Если возникнут затруднения с приведением примеров то:

Послушайте:

Печка, печка , спрячь меня.»

«Раззудись, плечо , размахнись, рука

«Тучки небесные, вечные странники , …мчитесь вы, будто как я же, изгнанники…»)

Где мы можем встретиться с обращениями к неживым предметам?

Работа с карточками

- Существительными.

Прилаг. МИЛЫЙ, и словосочетание ГОСПОДИН МИНИСТР

Одушевленные, с неодуш. нельзя разговаривать, они неживые.

Наверное, нет.

Возможны ответы детей, скорее всего, из сказок.

В сказках, стихах, других художественных произведениях.

Слайды № 12-20

Устная игра «В гостях у сказки»

Обратимся к примерам из сказок А.П.Пушкина. Вспомните, какие сказочные герои к кому обращались и с какими словами.

Организует команды для игры, объясняет правила:

После появления слайда, в какой команде быстрее поднимется рука, с той и начинается опрос. В случае точного ответа ряду присваивается очко. Счет отмечается на доске.

Открываются слайды с иллюстрациями к сказкам Пушкина и цитатами, в которых пропущены обращения.

После ответа цитата открывается полностью.

Подводится итог игры: подсчитываются полученные баллы, выявляется ряд-победитель (члены команды-победительницы получают символические призы – например, медальки «Знатоку сказок»).

Все молодцы: сказки знаете, героев узнаёте, а самое главное, как мне кажется, все поняли, что такое обращение, и теперь вы сумеете легко найти предложения с обращениями среди других.

Класс делится на 3 команды по рядам, выбирают сказочное название.

Дети должны точно вспомнить героя и того, к кому он обратился с речью.

Дети восстанавливают точную цитату с обращением.

Слайд № 21 Контрольный тест

ВЗАИМО-ПРОВЕРКА

Подпишите вашу карточку, в которой вы уже работали.

Прочитайте предложения, данные на слайде.

В столбик, на обороте карточки, выпишете номера тех предложений, в которых есть обращение. (На слайде даны предложения с обращениями и без)

Поменяйтесь листочками. Проверьте работу друг друга. Поставьте «5» – б/ош., «4» – 1 ош. Тройки и двойки ставить не будем.

Верните листочки хозяевам.

КТО ПОЛУЧИЛ «5»? «4»? Что именно вызвало затруднение?

Вызванный ученик (лучше с последней парты) читает предложения.

Слайд № 22 ИТОГ

-Глядя на опорную схему, имеющуюся на слайде, расскажите, что вы узнали об обращении.

Просит привести примеры к последнему положению (Маша, Машка, Машенька, Дорогая Мария и пр.)

Обращение – это такие слова в предложении, которые называют того, к кому обращаются с речью.

Обращение в речи выделяется интонационно, а на письме – запятыми или восклицательным знаком.

Членом предложения обращение не является.

Нередко по тому, как к тебе обращаются можно понять, как к тебе относятся.

Самооценка

Проверьте заполнение карточки «Оцени себя сам»(Приложение № 5), если это необходимо, внесите изменения и оцените свою работу на уроке.

Кто доволен своей работой?

Кто считает, что ещё недостаточно разобрался в теме?

Тогда – домашнее задание.

Работа с листом самооценки.

После заполнения сдают учителю.

Слайд № 23

Домашнее задание

    (всем) Выучите § 22.

    (всем) Вспомните правила вежливого обращения.

    По выбору :

    • Напишите письмо (родным, популярному артисту, спортсмену), используя обращения, и не только в начале письма.

      Найдите и выпишите из «Сказки о мёртвой царевне» 8 предложений с обращениями, постройте к ним схемы, объясняющие постановку знаков препинания при обращении.

      Придумайте грамматическую сказку об ОБРАЩЕНИИ, красиво оформите её.

Выбирают задание и записывают в дневник

Слайд № 24

Заключительное слово о работе на уроке, объявление оценок, сообщение о перспективе получить ещё оценки за сегодняшний урок после проверки сданных карточек и листков самооценки.