"Классный час на тему: "ВОВ". Классный час «Но разве о войне мечтали дети

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа № 40» г. Сыктывкара

ЦИКЛ КЛАССНЫХ ЧАСОВ

по теме

ДЕТЯМ О ВОЙНЕ

Методическая разработка

учителя начальных классов

О.А.Пенкиной

Сыктывкар

2017

Детям о войне.

Цикл классных часов.

План:

1.Первые бои. Первые герои.

2.Дети и война.

3.Сыны и дочери полка.

4. Военные награды.

5. Память.

Пояснительная записка.

Давно не слышно грохота снарядов,

Не плачут дети, потеряв родных.

Но то, что было, забывать не надо,

О прошлом помнить – важно для живых.

Более пятидесяти лет прошло со дня Победы над фашистской Германией. Во всех городах, посёлках и самых маленьких селениях помнят о той войне. Каждая вторая семья проводила на фронт кого-то: отца семейства, любимого сына, брата, а иногда и мать, сестру, дочь. Многие из них не вернулись. Страшнее всего было получить треугольник письма с официальным сообщением, что горе постучалось в семью…Нельзя забывать о подвигах тех солдат, что своей жизнью приблизили великую победу и дали возможность жить всем нам.

Важное место в патриотическом воспитании подрастающего поколения имеют знания о войне. В доступной форме следует рассказывать школьникам о значимых датах, о совершённых подвигах, знакомить с именами героев СССР, о наградах СССР, полученных во время войны. Рассказы о тех годах должны быть представлены дозировано, с иллюстративным сопровождением. По возможности привлекать с рассказами о родственниках, переживших войну, родителей обучающихся. Собрать материал из книг, из сохранённых архивов родных, в классах организовать выставку книг о войне для детей Работа должна проводиться регулярно и демонстрироваться наглядно на стендах и в классных уголках. Завершением такой работы может служить традиционный концерт к 9 мая, выход к памятникам солдатам с возложением цветов, рисование орденов и медалей по шаблонам, коллективное письмо ветерану.

Первые бои. Первые герои.

Цели и задачи:

1.Познакомить обучающихся с военными датами.

2.Дать понятие о подвиге.

3.Воспитывать уважение к прошлому нашей Родины.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

1.Введение в тему.

Цель: подготовить обучающихся к восприятию новой информации

Любите ли вы слушать сказки?

А какие сказки вам больше всего нравятся? Про животных, про волшебство?

А я хочу сегодня познакомить вас с интересным человеком, который умеет рассказывать не сказки, а то, что было в жизни на самом деле. Зовут его дедушка Иван Иванович. Давайте познакомимся с ним.

Любим!

Разные.

Слайд №1.

Картинка старика Ивана Ивановича.

Здравствуйте, ребятишки!

Мне очень нравится встречаться с такими умными и любознательными детьми. Могу и я вам сказки разные рассказывать, но вы их и сами можете найти в библиотечных книгах. А вот мои истории вам никто не расскажет. Будете слушать?

Здравствуйте!

Да.

Основная часть.

Цель:

Рассказать обучающимся об основных, наиболее понятных им сражениях.

Слайд № 2,3,4,5,6

Было это давно, много лет назад. в 4 часа 30 минут немецкие войска нарушили границы нашей Родины. Началась . Наш народ не ждал её, не готовился к боям. В первые месяцы советская армия потеряла огромное количество солдат и военной техники. Мы отступали, но отступали, геройски защищая свою страну.

Первыми дали отпор врагу защитники Брестской крепости. Силы были неравными, немцы могли быстро выиграть этот бой. Но у них ничего не вышло, наши солдаты даже в одиночку сражались до последнего патрона. Сами немцы удивлялись, как это у них получается, ведь не осталось у защитников крепости ни еды, ни воды, снарядов, но никто не сдался в плен добровольно! Помимо крепости гитлеровцы 9 дней не могли взять Брестский вокзал. Железнодорожники, милиция и пограничники (около 100 человек) ушли в подвалы и ночами совершали вылазки на перрон, расстреливая немецких солдат. Бойцы питались печеньем и конфетами из буфета. В итоге немцы затопили подвалы вокзала водой.

Брестской крепости присвоено звание с вручением и медали « ». С крепость является . На её территории выстроен ряд монументов в память героям, работает музей обороны Брестской крепости.

Слайд №7,8,9,10

Не страшно вам слушать? Тогда я дальше буду вам рассказывать о подвигах наших бойцов.

А немцы рвались к Москве, мечтали, что 7 ноября пройдут с парадом своих войск по нашей Красной площади. И это могло бы у них получиться, только вот советский народ не хотел отдавать свою родину врагам. 16 ноября 1941 года немецкие войска пошли в наступление под Дубосеково. Группа истребителей танков 316-й стрелковой дивизии, состоящая из 28 человек во главе с политруком Василием Клочковым, в течение четырех часов под шквальным огнем артиллерии и бомбежками с воздуха сдерживали танки и пехоту врага. Они отразили несколько атак противника и уничтожили 18 танков из 50. Многие из них погибли, но план немцев не удался!
Вы можете посмотреть об их подвиге фильм «28 панфиловцев", прочитать книгу Владимира Паршинина «28 панфиловцев. «Вела Россия, а отступать некуда – позади Москва!»».

Ребята, может, вы сами знаете какие-то битвы за нашу Родину?

Нет.

Не знаем. Расскажите, пожалуйста.

Расскажу. Только давайте вспомним, о каких битвах вы сегодня уже узнали.

Защита Брестской крепости;

Оборона Москвы.

Слайд №11,12,13,

14,15,16

Молодцы! Запомнили. Тогда я вам расскажу ещё об одной битве, страшной, долгой, героической. Это битва за Ленинград.

Началась она в июле 1941 года, а закончилась в августе 1944 года. Если бы немцы выиграли это сражение, то могли бы нашу армию разгромить с моря. Немцы взяли город в кольцо. Со всех сторон окружили его и не давали возможности подвозить жителям продукты. Кроме того, с наступлением холодов нечем было обогревать город. Наступило голодное и холодное время. Жители города получали продуктовые карточки, по которым получали маленький кусочек хлеба. Если карточки терялись – это было страшное горе, люди умирали от голода. Девочка Таня Савичева оставила после себя дневник, в котором записывала, что происходило в семье в это время, как один за другим умирали её родные.

Но город не сдался врагам, хотя те не раз, и не два предлагали жителям сдаться.

Санкт- Петербург.

Рефлексия.

Цель:

Закрепить полученные знания,

объявить тему следующего классного часа.

Слайд №17

Ребята, а как вы думаете, можно ли сказать, что защитники этих мест совершали подвиги? А что такое, по-вашему, подвиг? Хотите, мы об этом поговорим в следующий раз?

А сегодня давайте вспомним, о каких сражениях вы услышали?

(выбрать из предложенного ряда)

Можно, потому что они умирали, но не предали никого.

Защита Брестской крепости, городов Москва и Ленинград

Дети и война.

Цели и задачи:

1.Познакомить обучающихся с жизнью детей в военное время.

2.Дать понятие о долге и ответственности.

3.Воспитывать интерес к истории страны.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

Введение в тему.

Цель:

Вспомнить то, о чём говорили на прошлом классном часе; определить тему нового по предложенным иллюстрациям.

Слайд №1

Слайд №2, 3,4,5,6,7,8,9

- Ребята, в прошлый раз к нам приходил старый солдат. Как его звали?

Верно. А про какие битвы он вам рассказывал? Давайте я вам немножко помогу: на слайде будут даны названия битв, вы будете выбирать те, про которые точно слышали от нашего гостя.

(битва за Берлин, битва за Москву, оборона Брестской крепости, Курское сражение, битва за Ленинград).

Молодцы. А сейчас я вам покажу несколько иллюстраций, а вы попробуете догадаться, о чём или о ком сегодня расскажет вам Иван Иванович.

Совершенно верно.

Иван Иванович.

битва за Москву,

оборона Брестской крепости,

битва за Ленинград)

дети, война,

дети и война

Основная часть.

Цель:

Познакомить обучающихся с жизнью обычных детей во время войны, о подвигах, совершённых их ровесниками.

Слайд № 10,11,12,13,14,15,16.

Ребята, скажите пожалуйста, вы хорошо сегодня спали? А где вы спали, в своей кровати? А мамы вас утром кормили? Вкусно?

А вот когда началась война, дети лишились возможности и спать спокойно в своих кроватях, и есть вкусно, да и мама видели редко. Те, кто не ушёл на войну, работали на победу. Что это значит? Это значит, что фабрики и заводы стали работать целыми днями, чтобы как можно больше сделать оружия для наших солдат; в сёлах и деревнях выращивали хлеб, чтобы накормить в первую очередь солдат. Школы не работали. Дети не имели возможности играть, как прежде. Им пришлось рано повзрослеть. Как? Я расскажу вам о детях, которые хотели играть, ходить в школу, спать в своей кровати, вкусно кушать и чтобы рядом были родители. Но им пришлось совершить подвиг, за который они получили заслуженную награду. Пятеро пионеров-героев были даже удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Александр Чекалин.

Коротко о каждом:

Лёня Голиков

Когда пришла война, он окончил семь классов. Леонид был разведчиком. Он участвовал в 27 боевых операциях. На счету Лени Голикова 78 убитых немцев, он разрушил 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами.

Марат Казей

Мальчик отказался от эвакуации и остался в строю. За смелость и отвагу в боях его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Юный партизан погиб, подорвавшись на гранате. Мальчик сам подорвал себя, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни.

Володя Дубинин

Пионер-герой был членом партизанского отряда в Керчи . Вместе с еще двумя ребятами он носил боеприпасы, воду, питание партизанам, ходил в разведку. В 1942 году мальчик вызвался помочь взрослым товарищам - саперам, которые разминировали подходы к каменоломням. Мина подорвалась, а вместе с ней один из саперов и Володя Дубинин . Мальчика похоронили в братской могиле партизан. Его посмертно наградили орденом Красного Знамени.

Аркадий Каманин

Самый молодой лётчик Второй мировой войны. Он начал летать в 14 лет. Воевал на нескольких фронтах: Калининском, 1-ом Украинском , 2-ом Украинском. Аркадий летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам. Первую награду подростку вручили в 15 лет - спас пилота, разбившегося на нейтральной полосе штурмовика Ил-2.

Вилор Чекмак

У мальчика было врожденное заболевание сердца, но он пошел на войну. 15-летний подросток ценой своей жизни спас Севастопольский партизанский отряд. Будучи в дозоре, он заметил приближение врага. Предупредив отряд, один принял бой. Вилор отстреливался, а когда кончились патроны, подпустил врагов к себе и подорвал себя вместе с фашистами гранатой.

Петр Клыпа

21 июня 1941 года Петя вместе с другом Колей Новиковым , смотрели кино в Брестской крепости. Утром мальчики собирались отправиться на рыбалку. Штурм крепости начался 22 июня в третьем часу ночи. Вскочившего с постели Петю взрывом отбросило на стену. Он потерял сознание, а когда пришёл в себя, тут же схватился за винтовку. В следующие дни обороны Петя ходил в разведку, таскал боеприпасы и медицинские препараты для раненых, выполнял трудные и опасные задания, участвовал в боях.

Хорошо спали. Конечно, в своей кровати. Да, мама готовит вкусно.

Давайте встанем и хором прочитаем их имена:

Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик,

Зина Портнова, Александр Чекалин.

Рефлексия.

Цель:

Закрепить знания о детях-героях войны,

Дать задание к следующему классному часу.

Слайд №17

Ребята, вот я вам сейчас рассказывал про детей, которые не пожалели своей жизни, чтобы нам с вами хорошо жилось. Вы запомнили их имена – вот они, на доске, их можно прочитать, а про самих детей найти книги в библиотеке. Но мне хочется, чтобы и вы мне рассказали что-нибудь про войну.

Но можете узнать. Давайте договоримся: на следующий классный час вы приготовите отрывки о детях, которых называли «сыны полка». Я вам подскажу, где и что взять, вы найдёте, прочитаете, а потом будете рассказывать мне и друг другу. Договорились?

Мы не знаем.

Да!

Сыны и дочери полка.

Цели и задачи:

1.Дать представление о том, кто такие «сыны и дочери полка».

2. Рассказать об участии в боевых действиях детей.

3.Воспитывать стремление к самостоятельности, ответственности.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

Введение в тему.

Цель:

Повторить изученное на прошлых классных часах, подготовиться к проверке задания по теме нового классного часа.

Слайд №1

Добрый день, мои дорогие ребята! Я уже успел соскучиться по вам. А вы?

Вы помните, о чём мы договаривались?

Верно. Мне очень хочется послушать, что нового вы узнали. Ну, кто из вас самый смелый? Кто первым расскажет свою историю?

И мы скучали!

Мы должны были подготовить рассказы о детях, которые воевали рядом со взрослыми и назывались «сынами и дочерьми полка»

Основная часть.

Цель:

Познакомить детей с событиями военной поры посредством пересказа полученной информации

Слайд №2,3,4

Слайд №5,6,7,8,9

Видео

Слайд № 10,11,12,13,14

Рассказы о «сынах и дочерях пока».

Во время Великой Отечественной войны в рядах Красной армии служило более 3500 фронтовиков младше 16 лет. Их называли "сыновьями полка", хотя были среди них и дочери.

Сын полка ( Дочь полка ) - ребёнок, обеспечиваемый необходимым для его жизни . Он может быть зачислен в списочный состав воинского и поставлен там на довольствие или же такие дети «…содержались в за счёт основного состава, и сведения о них, как правило, не отражались в учётной документации» . Термин получил широкое распространение в в годы .

Володя Тарновский

На фотографии запечатлен мальчик, оставляющий автограф на стене Рейхстага. Это 15-летний Володя Тарновский, который попал в действующую армию в 1943 году, когда советские войска освободили его родной Славянск. Председатель сельсовета рассказал о мальчике капитану стрелковой бригады, и тот предложил Володе пойти в армию.

Сначала он был обычным посыльным, но вскоре стал ходить на боевые задания вместе со старшими товарищами.

Свою первую награду Володя Тарновский получил за форсирование Днепра и спасение офицера. В 14-летнем возрасте Володя Тарновский стал разведчиком. Медаль "За отвагу" уже ефрейтор Тарновский получил после захвата "языка

После войны Владимир Тарновский закончил школу с золотой медалью, а затем Одесский институт инженеров морского флота.

Валерий Лялин

На флоте сыновей полка называли юнгами. Валерий, или как его называли Валька, Лялин во флот попал в весной 1943 года. Свой подвиг Валька совершил в сентябре 1943 года, когда морякам-черноморцам было поручено освободить Новороссийский порт от боносетевого заграждения. Капитан запретил юнге участвовать в операции, но он тайно проник на корабль. На подходе к причалам в мотор попали осколки снаряда. Юнга Лялин стал ремонтировать один мотор, в это время заглох и второй. Снаряды рвались, большая часть команды погибла, ранило и капитана. Вдруг Валька доложил, что починил правый мотор. Десантников высадили и отправились в обратный путь. Капитан а ранили, его место в рубке занял юнга Лялин. Он довел катер до мыса, за которым был вход в Геленджикскую бухту.

Сережа Алешков (Алешкин)

Одним из самых юных бойцов в годы войны был Сережа Алешков. В шестилетнем возрасте он лишился матери и старшего брата Летом 1942 года в деревню пришли немцы, и партизаны спешно уходили в леса. Маленький Сережа споткнулся и запутался в кустах, его нашли разведчики. Майор Михаил Воробьев забрал мальчика с собой и стал для него вторым отцом. Позднее он официально усыновил Серёжу.

Мальчика в полку полюбили, одели, обули – найти сапоги 30-го размера в действующей армии – задача не из легких! Серёжа не мог принимать участие в боевых операциях, но старался помочь своим старшим товарищам: приносил пищу, подносил снаряды, патроны, а в перерывах между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. Серёжа участвовал в обороне Сталинграда, дошел до Польши. И однажды спас жизнь своему командиру и, по совместительству, названному отцу. Во время фашистского налёта бомба угодила в блиндаж командира, взрывом завалило выход. Мальчик сначала попытался самостоятельно разобрать завал, но понял, что не справится, под бомбежкой побежал за подмогой. Пока солдаты разбирали бревна и вытаскивали своего командира, Сережа стоял рядом и рыдал… Как-то на Днепре, наблюдательный мальчик заметил двух мужчин в скирде соломы и немедленно доложил об этом командованию. Так удалось схватить двух немцев с рацией, которые пробирались в тыл, чтобы скорректировать огонь артиллерии…

Валя Таран

13-летняя санитарка уже на территории Германии спасла от взрыва госпиталь в городе Бернау. Она вовремя заметила заложенную взрывчатку. А начала служить санитаркой Валя еще в 10-летнем возрасте, в Керчи.

Мария Щербак

14-летняя пулеметчица так и вообще воевала на равных со всеми.

Александр Колесников

12-летний мальчик, сбежавший на фронт в 1943 году, стал разведчиком в танковой роте, неоднократно пробирался в тыл врага со специальными заданиями. Он сумел отыскать замаскированную железнодорожную ветку, по которой гитлеровцы поставляли технику и боеприпасы, и обозначить ее условными знаками для наших бомбардировщиков. А уже на обратном пути пробрался в немецкий поезд и прямо на ходу заложил в него взрывчатку, успев спрыгнуть в последний момент. Поезд, нагруженный боеприпасами, взлетел на воздух вместе с мостом.

Ребята, так рассказали нам о «сынах и дочерях полка» люди, воевавшие с ними рядом. А вот писатели и поэты рассказали нам о них в своих книгах, стихах и фильмах. Например, Валентин Катаев написал прекрасную повесть «Сын полка», по ней сняли фильм; а поэты Александр Твардовский и Сергей Михалков написали стихи.

Десятилетний человек С. Михалков

Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе…
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу – прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Выть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.

А второе стихотворение мы послушаем в исполнении школьника.

Рефлексия.

Цель:

Закрепить знания о понятии «сыны и дочери полка», литература и искусство о «сынах и дочерях полка»

Ну, вот мы и закончили сегодняшний классный час. Скажите, можно ли назвать героями этих ребят? Почему?

А как вы думаете, они получали награды тоже как взрослые или у них были детские награды?

В следующий раз я расскажу вам о наградах. Какие они бывают и за что их дают. А кроме того вы узнаете, что наградить можно не только человека!

Да, они герои. Они воевали вместе со взрослыми и как взрослые.

Наверное, как у взрослых.

Военные награды.

Цели и задачи:

1.Дать представление о наградах.

2. Знакомство с героями-людьми и городами-героями.

3.Воспитывать чувство гордости за подвиги во время войны.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

Введение в тему.

Цель:

Подготовить обучающихся к восприятию нового материала, проверить ранее изученное.

Добрый день, дорогие мои друзья! Вот я и снова к вам зашёл, как и обещал. Прошлый раз я вам рассказал… А о ком я вам рассказал, напомните!

Точно! Не буду спрашивать их имена, а вот спросить, что они делали, очень хочется.

А вы помните, награждали их или нет?

Помните, чем их награждали? Коробкой конфет? Новой рубашкой? Обувью?

Молодцы! Сегодня я вам расскажу, какие награды Родина давала своим самым смелым бойцам, и кто ещё получал награды, кроме людей.

О сынах и дочерях полка.

Они помогали взрослым сражаться с немцами, ходили в разведку, взрывали военную технику.

Награждали.

Медалями и орденами.

Основная часть.

Цель:

Рассказать о наградах, о тех, кого награждали, за что; города-герои.

Слайд №1-16

Слушайте, мои любознательные друзья.

Во время войны люди совершали множество подвигов. Подвиг – это такое дело, которое не всегда можно сделать, потому что не умеем, потому что страшно, потому что хочется остаться живым. Но были люди, которые не задумывались о страхе, о смерти. Они понимали, что могут это сделать и делали. Кто-то оставался живым, кто-то умирал. Вот за такие подвиги и были им даны награды: медали и ордена.

Посмотрите, какие они разные. И дело не в том, что одни красивее других, дело в том, за какой подвиг они выданы.

Например: подвиг Алексея Демьяновского .

Это был 1942-й. Алексей помогал пулеметчику: подносил патроны, следил за обстановкой. Ему было 17. И это был его первый бой. В этом же бою пулеметчика сразил немецкий снайпер. Алексея поставили первым номером, дали солдата вторым номером, и солдат стрелял дальше. Чаще всего, если человек участвует в боях близко к противнику, больше трех суток он там не продержится. Алексею удалось продержаться, его тяжело ранило в ногу. Оттуда отправили в госпиталь. За то, что продержался, за то, что сдерживал противника, он и получил свою медаль «За отвагу».

Гвардии техник-лейтенант Алексей Аганичев бесперебойно снабжал дивизион боеприпасами. В период зимних боев 1942-43 года тов. В бою вел себя смело и решительно. 17.08.43 года Аганичев доставлял боеприпасы в пункт назначения, его колонна подверглась сильному артиллерийскому обстрелу противника, в результате чего была выведена осколками снаряда одна автомашина. Но Аганичев взял машину на буксир, вывел с района обстрела и своевременно доставил боеприпасы на, что дало возможность своевременно отразить контратаки противника.
Алексей создал с шоферов своего взвода ремонтную бригаду и своевременно производит ремонт и восстановление автотранспорта.
За бесперебойную доставку боеприпасов на огневые позиции, за содержание автотранспорта в боевой готовности, за храбрость в бою Алексей Аганичев удостоен правительственной награды - ордена "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА".

Но я вам сказал, что не только люди удостаивались наград, но и …

Давайте-ка вспомним, как называлась крепость, которая в самом начале войны не желала сдаваться врагу.

Верно. Молодцы! Так вот, именно Брестская крепость получила звание «крепость-герой».

Давайте посмотрим в таблицу, на которой записаны все города-герои.

1 .Ленинград (ныне )

В каждом из этих городов-героев есть музеи боевой славы. Но это – тема нашего следующего классного часа.

Брестская крепость.

Рефлексия.

Цель:

Запомнить, за что люди получают награды, какие они бывают.

Слайд №17

Ну, мои дорогие, скажите-ка мне, чем награждали людей за подвиг во время войны?

Могут ли получать награды не люди?

Медалями и орденами.

Да. У нас есть города-герои и крепость-герой Брест.

Память.

Цели и задачи:

1.Объединить все знания о войне, полученные на классных часах.

2. Вспомнить, кто сражался во время войны; какие награды получал.

3. Воспитывать чувство уважения к ветеранам войны, гордость на наш народ.

Цели раздела,

слайда

Действия учителя

Действия обучающихся

Введение в тему.

Цель:

Стимулировать желание вспомнить материал, полученный на предыдущих классных часах.

Слайд №1,2

Здравствуйте, ребята!

Иван Иванович сегодня не пришёл. Он уже довольно старый человек, прошёл всю войну, теперь часто болеет. Но он прислал вам очень необычное письмо. Я его вам сейчас прочитаю:

« Дорогие ребята!

Мне было очень приятно встречаться с вами всё это время. Я старался рассказывать вам только правду. Надеюсь, что вы сможете ответить на вопросы, которые сейчас вам будут задавать.

Желаю успехов в учёбе, мирной жизни, хорошего настроения.

Ваш Иван Иванович»

Обучающиеся слушают письмо.

Основная часть.

Цель:

Повторить изученное, закрепить знания о войне.

Слайд №3

Ребята,

    я вам буду задавать необычные вопросы. Ответы на них есть на простенках, на партах, на иллюстрациях.

    мы посмотрим мультфильм и попробуем определить, кто какую награду получит

    на заготовках создадим награду для Ивана Ивановича.

Готовы?

    Когда началась война

    С кем мы воевали

    Подвиг – это плохой поступок или очень хороший

    Выберите, кто был на войне: «дедушка полка, сын полка, мама полка, дочь полка»

    Посмотрите на картинку и скажите, какой город защищают солдаты

    Что могли делать на войне дети: плакать, смеяться, взрывать поезда, ходить в разведку, рисовать картинки

    Что давали за подвиг: буханку хлеба, орден, отпуск, медаль, пять в тетрадь.

А теперь будем смотреть мультфильм «Партизанская Снегурочка».

Кого и чем мы могли бы наградить?

Да.

Девочку. За смелость. Орденом и медалью.

Рефлексия.

Цель:

Закрепить полученные знания через рисование медали, ордена.

Определить, какие чувства возникают при прослушивании этой информации и рисовании.

Слайд № 4,5,6,7,8

А теперь вы мне скажете, какое у вас настроение после встреч с Иваном Ивановичем?

Интересны вам были сведения, которыми он с вами поделился?

Какие чувства вы испытываете:

    хочется плакать

    гордость за наших солдат

    уважение к ветеранам

А сейчас я вам предлагаю нарисовать орден нашему ветерану. Шаблон я вам приготовила. А что вы нарисуете в центре – это только ваша задумка.

(Эту работу можно дать на дом, собрать готовые рисунки, организовать выставку и написать коллективное письмо ветерану со словами благодарности)

Нам он понравился, мы его ждали.

Он очень интересно рассказывал.

Гордость за наших солдат

Данная методическая разработка может быть использована при проведении классного часа в 3-5 классах.

Цель: Формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.

Задачи: - познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;

Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

Воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Предварительная подготовка заключается в том, что необходимо заранее раздать ученикам стихи для чтения наизусть и дать задания по группам подготовить рассказы о пионерах-героях.

Ход занятия.

Вводная беседа.

Актуализировать знания о празднике Победы. (- Какой праздник приближается? Какому событию он посвящен?)

Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же - о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый. (слайд 1)

1 чтец:

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….

Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.

Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается...

2 чтец:

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Учитель. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.

3 чтец:

Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

4 чтец:

Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45- м, в мае.

5 чтец:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам.

Обшарили немецкие бинокли.

6 чтец:

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной,

Всего, каких - то 5 минут осталось.

1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!

2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!

3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!

4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!

5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!

Учитель: - Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)

Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. (слайд 4)

Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий, могучий народ!

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

(слайд 5-10)

На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети.

Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Жестокое слово-война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли -

Мы просто дышали войной. (А.Иоффе)

Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет.

Ученик. "В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы"(Т.С. Ивлева, полиграфист.)

Ученик. “Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен, отправлении на лечение в тыл….. (Ю.Г.Подтыкайлов, инженер-механик) Рассказы учеников о пионерах-героях.

(слайд 11-14)

Учитель: Но конечно, самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина - мать. (слайд15)

Знаю, в сердце у тебя тревога- Нелегко быть матерью солдата! Знаю, всё ты смотришь на дорогу. По которой я ушёл когда-то. Знаю я, морщинки глубже стали И чуть-чуть сутулей стали плечи. Нынче насмерть мы в бою стояли, Мама, за тебя, за нашу встречу.

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую - слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мной, родная моя!

Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой Здравствуй, дорогой Максим! Здравствуй, мой любимый сын! Я пишу с передовой, Завтра утром - снова в бой! Будем мы фашистов гнать. Береги, сыночек, мать, Позабудь печаль и грусть - Я с победою вернусь! Обниму вас, наконец. До свиданья. Твой отец.

Учитель: Женщины не только трудились в тылу. . Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки. (слайд 16, 17)

Пушки грохочут, пули свистят. Ранен осколком снаряда солдат. Шепчет сестричка: "Давай, поддержу, Рану твою я перевяжу!"- Всё позабыла: слабость и страх, Вынесла с боя его на руках. Сколько в ней было любви и тепла! Многих сестричка от смерти спасла.

Ведущий. Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!

Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

Минута молчания.

И, всё-таки наступил в войне переломный момент и началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы.

Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев. (слайд 19)

Мы здесь с тобой не потому, что дата, Как злой осколок память жжёт в груди. К могиле неизвестного солдата Ты в праздники и будни приходи. Он защищал тебя на поле боя. Упал, ни шагу не ступив назад. И имя есть у этого героя - Великой Армии простой солдат.

Тысячи россиян в памятные дни приходят на Пискарёвское кладбище в Санкт- Петербурге, на Мамаев Курган в Волгограде,(слайд 20) на Сапун- гору в Севастополе, к памятнику сожжённым жителям деревни Красуха в Псковской области и к другим священным местам. Подвиг Советской Армии - освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии в Трептов - парке стоит памятник Воину - освободителю. Это Солдат- победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка. (слайд 21)

На рубеже весны четвёртой,

В награду за года тревог,

В дыму и прахе распростёртый

Берлин лежал у наших ног!

Не умолкает гром орудий.

Бушует пламя в дымной мгле,

И говорят друг другу люди-

Есть справедливость на Земле!

Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил!

Над Германией победное знамя,

Знамя правды своей водрузил!

Он прошёл через пламя и воду,

Он с пути не свернул своего.

Слава, слава народу - герою!

Слава Армии славной его!

И в Берлине, в праздничную дату,

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник- Советскому солдату,

С девочкой спасённой, на руках.

Он стоит, как символ нашей славы.

Как маяк, светящийся во мгле,

Это он - солдат, моей державы,

Охраняет мир на всей Земле!

Сияет солнце в День Победы И будет нам всегда светить. В боях жестоких наши дед Врага сумели победить. Идут колонны ровным строем, И льются песни там и тут, А в небе городов-героев Сверкает праздничный салют! (слайд 25) В этот день в каждом городе нашей страны проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут ветераны - те, кто прошёл войну.(слайд 2)

Носите ордена
И в праздники и в будни.
На строгих кителях
И модных пиджаках. Носите ордена,
Чтоб видели все люди
Вас, вынесших войну На собственных плечах.

(слайд 27) Пусть не будет войны никогда! Пусть спокойные спят города. Пусть сирены пронзительный вой Не звучит над моей головой. Ни один пусть не рвётся снаряд, Ни один не строчит автомат. Пусть оглашают наши леса Только птиц и детей голоса. И пусть мирно проходят года, Пусть не будет войны никогда!

Скачать презентацию :

Классный час в начальной школе "Они сражались за Родину"

"Они сражались за Родину. Подвиг семьи Степановых" - классный час в начальной школе.

70-летию Великой Победы посвящается.


Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой категории.
Цель: знакомство с семьёй Степановых.
Задачи:
пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником;
развивать у учащихся умение слушать предложенный материал классного часа, умение осмыслить его и выделить главную мысль.
воспитывать нравственно-эстетические чувства, любовь к Родине, своему народу;
накапливать исторические факты о подвигах русского народа, защите своего Отечества.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация, фотографии семьи Степановых, цветы, фонограмма песни «Вставай, страна огромная…», запись - стук сердца, хронометр.
Описание: данный классный час приурочен к празднованию 70-летия Великой Победы и может быть использован педагогами как начальной, так и старшей школы.
Ход классного часа.
1. Вступительное слово учителя.


- Великая наша Родина - земля Русская! Ты удивляешь и радуешь нас своими красотами: и реками, и озёрами, городами и сёлами, лесами и горами, равнинами и полями. Всё есть у тебя!
Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет, ничего, дороже Отчизны
Именно Защитникам Отечества и посвящен наш сегодняшний классный час.


2. Основная часть.
Учитель.
9 мая 2015 года в 70-й раз прогремит салют Победы.


А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
Последним мирным днём 1941 года была суббота 22 июня. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда…


Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь, свой выпускной бал.
Звучит фонограмма песни «Вставай, страна огромная».


Ученик 1. 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей! 20 миллионов за 1418 дней. Вдумайтесь в эти цифры! Какой ценой завоёвано всему человечеству право на жизнь, радость, любовь, труд…
Ученик 2. Тысячи и тысячи боевых подвигов совершили наши люди на фронте и в тылу. Об этих подвигах надо помнить всегда.
Учитель. Героическая судьба семьи Степановых – один из ярчайших примеров верного служения народу, символ массового героизма и стойкости советских людей.
Подвиг братьев Степановых велик.


Судьба этой семьи поистине удивительна. Это была крестьянская семья, вырастившая 9 сыновей. И все они отдали свои жизни за свободу и счастье Родины. Один погиб ещё на заре Советской власти, замученный белогвардейцами. Второй пал на Халхин-Голе, выполняя свой воинский интернациональный долг. Остальные, не жалея жизни, сражались с фашистами в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.
Ушли сыновья на войну…


Всех своих сыновей Епистиния Фёдоровна Степанова запомнила уходящими. Ушли в бессмертие.
3.Чтение строк из писем братьев Степановых.


Ученик 3.
Вначале приходили письма: «Крепко бьём фашистских гадов…», «Даём фрицам перцу!», «Береги себя, мама!»…
«…Шлю я Вам красноармейский горячий привет. Я за Вас буду стойко защищать нашу необъятную Родину!» (Филипп).
«…Если суждено будет погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей…» (Александр).
«…Не плачь, мама, не убивайся, ты должна гордиться своими сыновьями» (Иван).
В одном из писем с фронта Иван прислал матери стихи:
Чтец. Помню, мама, детство наше
В далёком хуторе глухом,
Как мы делили горе наше
Над речкой в домике своём.
Семью весёлую, большую,
Друзей, соседей полон дом,
Баян и скрипку удалую,
Их нежный звон и патефон.
Я детство наше не забуду,
Его счастливые времена
И долго-долго помнить буду
Тебя я, мама, ты у нас одна…»
Ученик 4. Послушайте строки из воспоминаний о том, как ждала мать своих сыновей


Учитель. А потом стали приходить «похоронки» (включается запись- стук сердца)

На Павла, Филиппа, Илью…
«Ваш сын пал смертью храбрых в бою за честь и независимость нашей Родины».
Александр расстрелян белогвардейцами в возрасте 17 лет.
Фёдор погиб в бою с японскими захватчиками на Халхин-Голе в возрасте 27 лет.
Василий 2 ноября 1943 года во время выполнения задания командования партизанского отряда «За Родину» был схвачен фашистами и брошен в тюрьму. Его жестоко пытали, но он держался стойко. Через 2 недели он был расстрелян гитлеровцами на окраине г. Никополя в возрасте 35 лет.
Павел пропал без вести на Брянском фронте в возрасте 23 лет.
Илья погиб в танковом бою на Курской дуге в возрасте 26 лет.
Иван расстрелян гитлеровцами в возрасте 28 лет.
Александр - Герой Советского Союза. Погиб в боях на Днепре в возрасте 20 лет.
Филипп замучен в фашистском концлагере в 35 лет.
Николай умер от ран, полученных на фронте в возрасте 60 лет.


За героизм и мужество они были отмечены наградами Родины, а младший посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.


Ученик 5 В городе Тимашевске Краснодарского края стоит памятник удивительной женщине-матери, которая выростила таких мужественных и сильных сыновей. И имя этой женщины - Епистиния Степанова.


Каждый год люди, которым не безразлична судьба всей нашей Родины несут цветы, подарки и свечи к памятнику, чтобы ещё раз почтить память этой удивительной женщины и её сыновей.
Ученик 6. 20 миллионов жизней, вы только представьте – если по каждому из 20 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 32 года!
Чтец.
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
(Минута молчания. Хронометр)
Учитель
Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.
Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было!


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: доступным для детей 7–8 лет, языком, рассказать о Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • способствовать развитию патриотических чувств – любви к Родине, чувства гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;
  • способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о героях войны;
  • научить складывать фронтовое письмо – треугольник.

Предварительная подготовка:

  • подбор литературы по теме;
  • разработка сценария классного часа;
  • разучивание стихов и подготовка выступления чтецов;
  • подготовка карточек с текстами, подготовка выступающих;
  • подготовка наглядного материала (презентация);
  • подготовка раздаточного материала;
  • подготовка технического обеспечения;
  • экскурсия в Музей обороны Москвы.

Оборудование:

  • Оборудование для практической работы.

Состав участников: Учащиеся 1-х классов.

Ход клубного часа

Показ слайдов, в сопровождении рассказа учителя.

Вы, конечно, знаете, в какой стране мы живем, как она называется? (ответы детей) Знаете, ребята, а ведь ваши прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, ваши мамы и папы родились в другой стране. А вы знаете, как называлась эта страна, в состав которой входила Россия, раньше? (ответы детей)

2 слайд: Советский Союз

От ледяных просторов севера
До гор Кавказа и Саян
От Балтики до моря Беринга
Раскинулась страна моя.
Ее размеры – исполинские,
Красот, богатств ее не счесть.
Таежный край, озера чистые,
Алтай, Урал, донская степь!
Ее душа светла и искренна,
И милосердна, и добра.
Друзьям – радушная, открытая.
Поможет всем в беде она.

Огромная страна – Советский Союз, многонациональное государство, более 100 больших и малых народов, различных по языку, культуре, но тесно связанных общей исторической судьбой - . Народ, вставший в 1941 году плечом к плечу на защиту своей Родины и отстоявший мир на Земле, наши жизнь и свободу.

Не раз ее пытались вороги
Заставить на колени встать,
Забыть о чести и о гордости,
Поработить, завоевать.
Но каждый раз в годину черную
Вставал, Россия, твой народ,
И гнал с земли родимой ворога,
И мир границ твоих берег.
И пахарь становился воином,
Менял он мирный плуг на меч.
Их ратный труд не ради подвига,
А ради жизни на земле!

На современной карте нет этой страны, нет того единого государства. Но есть день, который объединяет все народы и национальности бывшей большой страны - День Победы. Ребята, когда мы отмечаем этот праздник?

3 слайд: 1941 - 1945

Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, к тем годам, когда не было ни телевидения, ни интернета, а все новости люди узнавали по радио, к героическим и трагическим годам Великой отечественной войны, которые навечно вписаны в летопись нашей страны.

4 слайд: лента времени от 1939 до 2014

Посмотрите, ребята, это – лента времени. Найдите на ней год, когда вы родились. Найдите год, когда началась Великая отечественная война, когда закончилась. Сколько лет она длилась? (ответы детей)

9 мая 2014 года мы будем отмечать 73-ю годовщину Великой Победы. Как много лет прошло! Но мы снова и снова вспоминаем о тех страшных годах, потому что если бы наша страна, наш народ не победили в той войне, нас с вами просто не было бы на свете.

Мирное небо над головой…
Как странно сегодня для нас с тобой,
Что можно проснуться от взрывов снарядов,
И плакать без слез от бессилия, страха.
Мы даже порой перестали ценить,
Что можно спокойно учиться, растить,
Строить, выращивать, делать, мечтать,
Петь, конструировать, изобретать!
Три поколения без войны!
За это «Спасибо!» сказать должны
Мы поколению сороковых.
Мир в неоплатном долгу у них!

5 слайд: Завтра была война

Суббота 21 июня, последний мирный день 1941 года. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Выпускные вечера в школах.

Чтец 1 :

Поколение сорок первого…
Их на подвиг звала неизведанность
Стратосферы, Сибири и Арктики,
И в мечах все – пилоты, полярники!
Позади выпускные экзамены,
Впереди жизнь с красивыми планами…
Вальс последний по школам закружится,
По июньским заспанным улочкам…

6 слайд: Крепость – Герой Брест

Первый удар приняли на себя пограничники, люди, охраняющие наши границы. На западной границе на пути врага встала Брестская крепость. Силы были не равны, но немцам не удалось сломить пограничников.

Чтец 2:

Я – Брест. Я стою обожженный.
Я бьюсь за солдатскую честь.
И нету здесь, нету сраженных,
Здесь только убитые есть.

2 месяца, с 22 июня по 20 августа мужественные солдаты и офицеры защищали вверенный им участок границы.

Воскресенье, 22 июня 1941 года. Тишину наступившей ночи, по – летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь.

Чтец 3:

Только что это? У репродуктора
Каменея от боли и ужаса
Выпускное стоит поколение.
«Война… с немцами… без объявления».

Выступление В. Молотова

22 июня 1941 прервалась мирная жизнь людей. Роковая дата, как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

8 слайд: «Прощание славянки»

Чтец 4:

На взросление времени не было
И шагнуло мое поколение
В боль потерь, горечь слез, ратный подвиг,
Чтобы все пережить, все исполнить!

Все, кто мог держать в руках оружие, люди разных профессий, очень далеких от военных, - врачи, учителя, инженеры, артисты, вчерашние выпускники и школьники, люди разных национальностей, стали записываться добровольцами на фронт.

Красная армия с тяжелыми боями отступала и, несмотря на упорное сопротивление, через три месяца фашисты уже подступали к столице нашей Родины Москве.

В ноябре 1941 года фашисты подошли к Москве. Враг стоял у ворот столицы. С окраин города их можно было увидеть невооруженным глазом. Столица превратилась в настоящую прифронтовую крепость. Многие здания, заводы и фабрики, театры и памятники в Москве были заминированы. Было заминировано метро. Если бы враг вошел в столицу, все бы было взорвано, но не отдано захватчикам.

Но, несмотря на страшное положение, 7 ноября на Красной площади в Москве состоялся парад. Прямо с парада бойцы отправлялись на фронт.

10 слайд: Оборона Москвы

Из далекой Сибири, с Дальнего Востока на помощь столице подходило подкрепление.

Чтец 5:

И от моря и до моря
Встали русские полки
Встали, с русским едины,
Белорусы, латыши
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши –
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!

11 слайд: Битва за Москву

Выступление учащегося (карточка № 1)

Красная армия уступала фашистам в численности войск, в количестве техники и оружия, но благодаря героизму и мужеству наших солдат и офицеров, враг был остановлен.

Выступление учащегося (карточка № 2)

5 декабря наши войска перешли в наступление, и немцы были вынуждены отступать. Это было первое поражение фашистов.

12 слайд: Блокада Ленинграда

Три главных цели были у Гитлера – Москва, Ленинград и Сталинград.

В сентябре 1941 года фашистам удалось окружить город Ленинград (теперь - Санкт – Петербург). Вы знаете, что такое кольцо? У кольца нет выхода. Ленинград был заблокирован, был в кольце. А все, что осталось за этим кольцом, ленинградцы стали называть Большой землей.

Не работали электричество и водопровод, не было отопления, не было продуктов.

Выступление учащегося (карточка № 3)

Для таких маленьких деток, как вы, выдавали 125 грамм хлеба в день. И больше ничего. Люди умирали от голода и холода. 125 грамм хлеба и маленькая бумажка – вот цена жизни блокадного города (раздать копии хлебных карточек ).

13 слайд: Таня Савичева

Посмотрите, эту девочку звали Таня Савичева. Она немного старше вас. В блокадном Ленинграде у нее погибла вся семья, чудом выжившая Таня попала в детский дом. Оттуда ее вывезли на Большую землю. Врачи долго боролись за ее жизнь, но спасти девочку не смогли. Сохранился ее дневник. Такой дневник мог бы быть у каждого ленинградца.

Ни один, самый прекрасный город на Земле, не стоит даже одной человеческой жизни. 900 дней и ночей продолжалась блокада. 1800000 человек погибли.

14 слайд: Сталинградская битва.

Сталинград (теперь - Волгоград). Не только промышленный центр, но южные ворота нашей страны. Приказ – «Ни шагу назад!» Наши воины сражались за каждую улицу, за каждый дом, за каждый метр, каждый камушек на нашей земле.

Выступление учащегося (карточка № 4)

Сталинград отстояли и в ноябре 1942 года погнали фашистов прочь с советской земли.

15 слайд: Курская битва.

В результате наступления нашей армии в начале 1943 года удалось освободить многие города и села Советского Союза.

Еще одно из решающих сражений - битва на Курской дуге. В июле 1943 немцы обрушили всю мощь своих орудий на советские укрепления.

Выступление учащегося (карточка № 5)

Наша армия выдержала удар. Враг был остановлен.

16 слайд: Труженики тыла.

Чтец 6:

У страны было два фронта:
Первый бил и громил врага.
А второй без сна и без отдыха
Воевал у сохи и станка.

Фашисты недооценили ни наших солдат, готовых не задумываясь отдать свою жизнь за Родину, ни наших женщин, детей и стариков, которые заменили ушедших на фронт мужчин. Они встали к станкам на заводах и фабриках, часто не ходили домой спать, чтобы не тратить драгоценное время на дорогу, они падали от усталости, но продолжали работать. Так же самоотверженно трудились и колхозники. «Все для фронта, все для победы!» Но не только технику, боеприпасы, продукты и теплые вещи нужны были нашим бойцам, но и теплые письма из дома. Многие школьники писали письма незнакомым солдатам, поддерживали их своими теплыми словами.

Практическая работа «Сложи фронтовое письмо - треугольник»

Что бы вы написали солдату? Что бы вы ему рассказали, что пожелали? (ответы детей) Перед вами листы бумаги, давайте сложим фронтовое письмо – треугольник. А правильно сложить его нам поможет стихотворение.

Написал я то, что надо,
А увижусь – доскажу.
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.
Угол первый – самый главный.
Этот угол я загну,
Чтоб с победою и славой
Мы окончили войну.
Я сложу края второго.
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя, как прежде, встретить
И назвать тебя своей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки
Фронтовое письмецо.
Б. Лихарев.

17 слайд: Армия идет на запад.

Нанося тяжелые удары по врагу, выходя к своим границам, Советский Союз понимал, что необходимо уничтожить фашизм и помочь народам Европы освободиться от фашистских захватчиков. Армия идет на Запад. Кенигсберг, Будапешт, Вена, Белград, Прага, Варшава. Европа была освобождена.

18 слайд: Взятие Берлина.

16 апреля 1945 года началось советское наступление на Берлин. 2 мая Берлин сдался, над главным зданием - Рейхстагом развивается красное знамя. Знамя Победы. Но бои еще продолжались. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года немецкое командование подписало акт о безоговорочной капитуляции. Война закончилась. Советский Союз встречал Победу праздничным салютом, который в память о ней гремит каждый год 9 мая.

19 слайд: Парад Победы.

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве состоялся парад. Наши воины – солдаты и офицеры, бросили к стенам Кремля фашистские флаги и знамена.

20 слайд: Помните. Минута молчания.

21 слайд: Памятники.

В нашей стране много памятников воинам. Есть целые мемориалы (Поклонная гора), а есть маленькие обелиски, на которых простая надпись: Неизвестный солдат.

Война не окончена, пока не похоронен последний солдат. До сих пор работают поисковые отряды в местах сражений, ищут и находят и предают с почестями земле, останки солдат, погибших в этой войне. Ищут солдатские медальоны, чтобы не осталось неизвестных бойцов.

22 слайд: Лента времени.

Мы вернулись к нашей ленте времени. Посмотрите, сколько лет прошло со Дня Победы. Год 1945... Год 2010. Между ними 65 лет мира и памяти. Сколько всего доброго и хорошего успели сделать люди за эти мирные 65 лет! Вернувшиеся с войны заново отстроили города и села, засеяли поля, запустили человека в космос, изобрели компьютеры и новые игрушки…

Во время учебы в школе вы будете изучать эту войну с разных сторон, на разных уроках. К сожалению, историю часто «переделывают» в угоду тем или иным людям. Вы вырастете, и у вас сложится свое мнение об этой войне. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей подарившим нам жизнь.

Чтец 7:

Любой народ живет веками,
Пока в народе вечна память.
Забыть мы не имеем права
Военных дней, тех лет кровавых.
И долг наш поименно помнить
Всех тех, кто спас наш мир огромный!

Литература:

  1. И.В. Новокрещенов Страницы Великой Победы. Учебное пособие для учащихся 2–4 классов. Ювента, Москва, 2010.
  2. Е.А. Воронова Воспитать патриота. Программы, мероприятия, игры. Феникс, Ростов-на-Дону, 2008.
  3. Полная хронология XX века. Вече-Аст, Москва, 1999.

Классный час «Незаживающие раны Великой Отечественной»

Классный руководитель: Спицина Людмила Ивановна МБОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области
Предлагаю Вашему вниманию сценарий классного часа, посвящённого Дню Победы. Данная разработка поможет в подготовке к мероприятию классным руководителям 8-10 классов. Сценарный материал поможет учителям истории в подготовке внеклассного мероприятия по предмету.
Цели: воспитание молодёжи в духе патриотизма и гражданственности, приобщение обучающихся к исторической памяти, к событиям Великой Отечественной войны. Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.
Задачи:
Духовное обновление молодого поколения;
Приобщение обучающихся к теме Великая Отечественная война и ценностям отечественной истории;
Привлечение участников игры к творческому процессу, укрепляющему патриотические чувства, любовь к Родине и готовность её защищать.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Оборудование: репродукции картин, плакатов, посвящённых Великой Отечественной войне; музыкальные фрагменты песен о войне; историческая настенная карта Отечественной войны 1941-1945 гг.; изображение русских наград и памятных знаков; портреты героев Великой Отечественной войны. Пирамида с вопросами; конверты с разрезанными буквами; карточки с деталями и названиями событий войны; ноты с описанием на оборотной стороне песен военных лет.

Эпиграф
Нет героев от рождения, они рождаются в боях.
А.Твардовский

Чтец 1 :Мы живём в тревожном мире,
Но не наша в том вина,
Что звучат слова в эфире:
«Терроризм», «Агрессия», «Война»…
Чтец 2: Неспокойно жить на свете,
На Земле любой страны,
Если где-то в кабинете
Созревает план войны,
Принимаются решенья:
Как умножить разрушенья
И стереть с лица Земли
Всё, что люди возвели.
Ведущий: Человеческая память! Время не властно над ней! И сколько бы десятилетий ни минуло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.
Дорогие ребята, на нашей встрече присутствует ветеран Великой Отечественной войны Киреев В.Ф.
Великой Победе, посвящается наша игра.
Правила игры:
1. В игре участвуют две команды.
2. Право первого хода разыгрывается в ходе разминки.
3. Команда, завоевавшая право первого хода, получает задание и в случае правильного ответа продолжает игру, получая следующее задание.
4. Если команда затрудняется с ответом или даёт не полный ответ, право ответа переходит другой команде.
5. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
6. Ответ оценивается по шкале: полный ответ – 5 баллов, неполный ответ – 3 балла, неправильный ответ – 0 баллов.
Содержание игры:
Презентация команд. (Команды сами должны придумать себе название, связанное с историей Великой Отечественной войны, девиз и эмблему)
Ведущий : Конкурс – разминка.
Перед участниками игры находится пирамида, разделённая на шесть секторов, в каждом из которых находится вопрос с определённым количеством баллов. Команды по очереди открывают сектора. Баллы присуждаются, если команда дала верный ответ на поставленный вопрос.
Сектор 1: Сколько дней длилась Великая Отечественная война?
(2 балла)
Сектор 2: Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (2 балла)
Сектор 3: Когда началась Великая Отечественная война? (1 балл)
Сектор 4: Когда закончилась Великая Отечественная война? (1 балл)
Сектор 5: Какое кодовое название получил стратегический план Гитлера против СССР? (3 балла)
Сектор 6: Какое кодовое название носит операция, в результате которой армия Паулюса была разбита и капитулирована? (3 балла)

Конкурс «Шифровка»

Чтец: Снова лезут! Как черти, но им не пройти, не пробиться.
Это вместе с живыми стучатся убитых сердца.
Это значит, что детям вовек не придётся стыдится,
Не придётся вовек им украдкой краснеть за отца!...
Задание: Команды выбирают один из двух конвертов с определённым набором букв. Необходимо составить слово из всех предложенных букв. Оценивается правильность и быстрота.
(1 конверт – НАСТУПЛЕНИЕ; 2 конверт – ОТСТУПЛЕНИЕ )
Разминка для следующего задания:
1. На территории, какой страны была разгромлена последняя группировка врага? А) Румыния; Б) Бельгия; В) Венгрия; Г) Чехословакия
2. День освобождения города – 9 мая, стал Днём победы советского народа над фашизмом. О каком городе идёт речь?
А) Прага; Б) Берлин; В) Варшава
Конкурс «Исторические события»
1. 14 июля 1941 года под городом Оршей наступающим фашистским войскам впервые нанесла удар батарея реактивных миномётов. Как ласково назвали установку реактивной артиллерии? (Катюша)
2. Какое историческое событие, транслирующееся по радио на всю страну, проходило в Москве в начале ноября 1941 года, когда враг стоял в 80 км от города?
А) Попытка переговоров; Б) Парад войск на Красной площади 7 ноября; В) Крестный ход вокруг Москвы
3. После, какой битвы был развеян миф о непобедимости
немецкой армии?
А) Битва под Сталинградом; Б) Битва под Москвой;
В) Битва под Курском
4. Какое сражение положило начало коренному перелому в ходе
Великой Отечественной войны? А) Смоленская битва;
Б) Курская битва; В) Сталинградская битва; Г) Битва за Днепр
5. 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза
за героизм, проявленный при форсировании неприступной,
по мнению немцев, системы укрепления («восточный вал»).
О какой битве идёт речь?
А) Форсирование Днепра; Б) Форсирование Дона;
В) Висло-Одерская операция
6. После, какой битвы стратегическая инициатива перешла полностью
в руки советского командования? А) Смоленская битва;
Б) Курская битва; В) Харьковское сражение;
Г) Сражение у деревни Прохоровка
Конкурс «Коренной перелом»
Ведущий: Перед командами расположены карточки с датами и событиями. Необходимо привести в соответствие два набора карточек (дата-событие). Оценивается правильность и скорость.
Конкурс «Исторические места»

1. Крепость, построенная в 1833-1838 гг., героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость? А) Петропавловская крепость; Б) Брестская крепость; В)Измаил
2. Этот город называли «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьёзное сопротивление. Назовите этот город? А) Тула; Б) Калуга; В) Смоленск; Г) Рязань
3. В годы войны 28 бойцов И.В.Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов. Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы? А) Смоленск; Б) Сталинград; В) Курск; Г) Москва
4. Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 года после 250-дневной обороны? (А) Киев; Б) Севастополь; В) Одесса; Г) Воронеж
5. «Дорога жизни» - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединяла блокадный Ленинград с Большой землёй. По какому озеру она проходила? А) Чудское озеро; Б) Онежское озеро; В) Ладожское озеро; Г) Белое озеро
6. 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков и самолётов, ведя оборону в одном из домов города. В каком городе находится этот «Дом солдатской славы», знаменитый дом Павлова? А) Киев; Б) Москва; В) Брянск; Г) Волгоград
7. 12 июля 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение. Около какой деревни оно состоялось? А) Васильевка; Б) Прохоровка; В) Ивановка

Чтец: В дни грозных битв и мирного труда
Моя Отчизна славилась героями,
Но вписаны особою строкою
В историю герои-города.
Конкурс «Города - гер ои»

Задание: Командам выдаются плакаты, на которых изображены списки городов. Назвать города-герои. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.

Конкурс «Полководцы Великой Отечественной войны»

1. В честь, каких выдающихся полководцев в годы Великой Отечественной войны были учреждены ордена?
2. В честь, каких известных русских флотоводцев в годы войны для награждения моряков были учреждены ордена?
3. Маршал Советского Союза, с июня 1942 года до конца войны командовал фронтом. Кто этот полководец? А) В.М.Молотов; Б) Г.К.Жуков; В) И.В.Сталин; Г) Л.А.Говоров

Конкурс «Споёмте, друзья. Литература и искусство»
Чтец: От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
Вопросы:
1. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.Лебедева – Кумача, которое сразу стало главной песней Великой Отечественной войны. Кто написал музыку и как называется эта песня? А) А.В.Александров «Священная война»; Б) А.Твардовский «Василий Тёркин»; В) А.Сурков «Землянка»
2. В самые тяжёлые дни блокады Ленинграда создана гениальная симфония. Её первая трансляция из осаждённого города была воспринята во всём мире как проявление гражданского мужества. Назовите её автора? А) С.С.Прокофьев; Б) А.В.Александров; В) Д.Д.Шостакович; Г) Б.А.Макроусов
3. Команда выбирает ноту на нотном стане, на которой дано описание песни военных лет. Необходимо угадать о какой песне идёт речь.
4. По музыкальным фрагментам угадать песни военных лет.

Конкурс «Подвиг солдата»
Чтец: Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему, как мавзолей, земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
Задание: Перед командами находятся два портрета героев войны (изображения закрыты). Необходимо по предложенному описанию подвига солдата назвать имя и фамилию героя (изображение открывается).
1. Лётчик, Герой Советского Союза, 26 июня 1941 года направил подбитый самолёт в скопление танков противника. (Н.Гастелло)
2. Советский лётчик-истребитель, Герой Советского Союза 7 апреля 1941 года одним из первых совершил ночной таран, сбив бомбардировщик врага. (В.Талалихин)
Ведущий: Пока жюри подводит итог встречи, слово предоставляется ветерану войны Кирееву В.Ф.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает в игре.