Когда бывает конфликт между разумом и чувствами. Сочинение внутренний конфликт чувства против разума

Шумихина Екатерина

Что такое чувство? Что такое разум? Я думаю, что чувство и разум – это две противоборствующие части силы человека. Они часто бывают в состоянии конфликта. Когда человек живет чувствами, не признавая законов разума, он часто совершает роковую ошибку. Но когда возникает этот конфликт? Чтобы разобраться в этом, обратимся к произведениям русских писателей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Что такое чувство? Что такое разум? Я думаю, что чувство и разум – это две противоборствующие части силы человека. Они часто бывают в состоянии конфликта. Когда человек живет чувствами, не признавая законов разума, он часто совершает роковую ошибку. Но когда возникает этот конфликт? Чтобы разобраться в этом, обратимся к произведениям русских писателей.

Вспомним произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Где главная героиня Лиза очень сильно любит Эраста. Они из разных слоев общества, но это не мешает им быть вместе. Со временем чувства Эраста угасают. Эраст поступает разумно и расчетливо, когда пытается расплатиться за карточный долг женитьбой на богатой вдове. Лиза, узнав о его лжи и предательстве, мечется между чувствами и разумом. И под влиянием чувств совершает самую страшную ошибку в жизни. Она заканчивает жизнь самоубийством – это не допустимо. Жизнь должна продолжаться, несмотря ни на что.

Другим примером может послужить произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Страшный конфликт происходит в душе молодого сына Тараса Бульбы – Андрия. Он влюбился в красивую полячку и предал отца, брата, Отчизну. Чувства и разум у него вступили в сильнейший конфликт между собой. И победили чувства. Андрий жестоко поплатился за предательство и умер от рук отца. Страшная ошибка Андрия заключалась в том, что он руководствовался только чувствами. Этот конфликт произошел из-за того, что у Андрия был маленький жизненный опыт. Он не сумел проанализировать свои поступки, не посоветовался с более опытными людьми, не попросил ни у кого совета. Чувства взяли верх над всеми разумными поступками и привели к страшной трагедии.

Чувства и разум должны жить в мире и гармонии. Это сложно, но возможно. Если человек будет работать над собой, то он сможет прийти к решению любых вопросов. Не только с чувственным началом, но и с помощью разума. Все это приводит к гармонии в отношении к другим людям. Произведения художественной литературы дарят нам бесценные уроки того, как мы должны строить свои отношения с другими людьми. По каким законам должны жить. Эти уроки для нас – бесценный опыт, к которому мы должны прислушиваться.

Таким образом, приведенные примеры из художественной литературы позволяют сделать вывод о том, что разум и чувства должны находиться в гармонии. Это позволяет нам избежать необдуманных поступков, которые часто совершаем мы, молодые. Этому и учат произведения художественной литературы, которые дают нам бесценные уроки жизни.

Да нет конфликта между разумом и чувствами.

Конфликт - между противоположными желаниями. Например, хочу познакомиться с девушкой - и хочу избежать стыда(она и отказать может).

О потребностях нам сигнализируют чувства.

В нашем примере - чувство эротического возбуждения и чувство страха.

Если я плохо опознаю СМЕСЬ своих чувств и желаний (и не понимаю. что это ВСЕГДА смесь!), то я буду ДУМАТЬ, будто у меня ОДНО желание (потребность) - познакомиться.

Но при движении к девушке мои чувства мне ясно просемафорят, что ненене, ты чо! - желание (потребность) избежать стыда есть, и ого-го какое!

И тогда кажется, что это спор рассудка и чувства.

Нет. Это конфликт двух потребностей, одна из которых была плохо осознана.

Здесь все четко делится на то, что врожденное и то, что приобретено нами как объектом в процессе воспитания. Почему кошки любят, чтобы их гладили, разве не от того, что в памяти у них осталось общение с мамой-кошкой, которая мыла их языком и окружала их теплом? Вот ребенок гоняется за голубями, дергает за хвост кошку, дергает старшую сестру за волосы и пр. Здесь два объяснения ситуации и два развития событий. Либо окружающие (по рассуждению: "он еще мал, ничего не понимает"; или мне так удобно - "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало и не отвлекала от общения со знакомыми и гостями") не останавливают, не пресекают занятия ребенка, либо пресекают. Если попустительствуют и поощряют, ребенок воспринимает, что гонять и делать больно другому ассоциируется с общим весельем и хорошим ко мне отношением, и собственными положительными эмоциями объекта воспитания. Вот ребенок ушибся, и субъект воспитания (старшие сестренка, брат или родитель), как ему кажется, занимаясь более важным делом, колотит "виновника" падения и ушиба, чтобы успокоить страдающего от ушиба. Нет времени осознать - важнее ведь успокоить и отвлечь от боли - другие последствия такого воспитательного воздействия: ребенок на всю жизнь запоминает (программируется), что нужно ударить кого-либо, чтобы тебе самому стало легче. В том числе и либидо формируется в основном в процессе воспитания личности.

Что бы ни происходило с человеком, в человеке происходит сличение и сравнение того, что наблюдается и анализируется в действительности с тем мыслительным образом, основанном на ассоциативности мышления, образом, который сформировался в процессе воспитания.

К примеру, нелюбовь к математике может сформироваться, хотя человек об этом давно "забыл", когда мать или отец сказали 3-4 летнему ребенку, когда он их застал за бухгалтерским подсчетом, что, мол, сына (доця) не лезь, это так утомительно, я тут устал/устала. Дали, к примеру, счеты, чтобы чадо не отвлекало, и ребенок поехал кататься на больших счетах с костяшками. Сам наблюдал такой эпизод у знакомых.

Я вижу это несколько иначе, чем Евгений (при всём моём к нему уважении). Конфликт разума и чувств - это противостояние двух первичных начал, двух составляющих дуальной вселенной - света и тьмы, неба и земли, духовности и материи - где первое соответствует разуму, а второе чувствам. Рассмотрим на примере той же девушки, но добавим для наглядности тот момент, что мы уже состоим в браке, и имеем детей. Разум в этой ситуации утверждает, что близкое общение с прекрасной девушкой - пагубный и разрушительный шаг, который, принеся краткое удовольствие, обернётся длительными проблемами. Разум может подсказать, что подобное поведение деструктивно сказывается не только на моих личных отношениях и благополучии, но и на обществе в целом. Так как общество, где процветают измены и разврат, куда менее устойчиво и жизнеспособно. Всё это очень веские доводы, чтобы пресечь на корню всякое возможное общение с посторонними девушками. Для разума.

А для чувств нет. Над чувствами властвуют инстинкты - наша природная составляющая, то, что есть в нас общего с любым лесным зверем. Руководствуясь лишь инстинктами человечество достигло бы ровным счётом ничего. Люди бы, подобно животным, лишь потребляли бы пищу, совокуплялись, дрались друг с другом, и пытались бы выжить. Развитие человечества в целом, и человека в частности начинается там, где разум берёт верх над инстинктом, над чувством, превращая его из хозяина в слугу. Общество, где царит разум, развивается. Общество, где царят чувства, деградирует. Это не значит, что развитие подразумевает сухость и бесчувственность, так как полностью отвергать то, что мы чувствуем, нашу звериную природу, тоже не разумно. Она есть, и будет вне зависимости от наших желаний. Разумно понять это, принять, и не позволять ей брать верх.

В общем, выходит так, что конфликт между разумом и чувствами - это конфликт между развитием и деградацией. Разумный превозмогает себя, и делает - учится, работает, творит, тогда как звериная природа требует чего-то иного. Разум говорит нам, что выгодно сдержать свой гнев, и сохранить хорошие отношения, тогда как чувства требуют уничтожать, и бросать слова, за которые потом будет стыдно. Разум говорит, что всему своё время, всё придёт, если не оставлять усилий, чувства требуют всего и сразу, и объявляют бесполезным то занятие, которое не даёт немедленных результатов.

Чувства и разум играют огромную роль в жизни каждого из нас. События, происхо­дящие в жизни человека, вызывают часто сильные эмоции и глубокие переживания, и именно они нередко являются мотивом, побудителем к действиям и неожиданным по­ступкам. Разум же представляет собой здравый смысл, холодный расчёт, необходимый для достижения максимально выгодного и практически полезного результата. Разум дан нам для того, чтобы контролировать свои чувства. Чувства же - неконтролируе­мые эмоции, которые могут выбить человека из привычного ритма жизни, нарушить его планы и направить их в другую сторону. Часто именно конфликт между чувства­ми и разумом не даёт человеку продолжить свою жизнь спокойно, заставляя выбирать один из путей: чувства и разум побуждают к разным, противоположным действиям.

Данная проблема поднимается в пьесе Островского «Гроза». Главная героиня ока­залась в совершенно неожиданных для себя обстоятельствах: после замужества её жизнь стала скучной, она испытывала бесконечные унижения от Кабанихи, матери мужа. Новая семья, новые правила сбивали с толку глубоко религиозную, искрен­нюю Катерину, больше всего она страдала в доме мужа от деспотизма свекрови, от ощущения несвободы. Тихон, её муж, был в полном подчинении у матери, находил утешение в своих деловых поездках, где позволял себе многое. Зародившаяся любовь к Борису привела к глубокому конфликту в душе Катерины между чувством и раз­умом. Будучи верующим человеком, она понимала, насколько греховно её чувство, но совладать с ним не смогла. Начав встречаться с Борисом, она внутренне была по- прежнему неспокойна, мучилась совестью, ожидая небесной кары. И тут тоже чув­ства взяли верх над разумом: Катерина прилюдно признаётся в своём грехе и, ко­нечно, подвергается унижениям и ещё большим притеснениям в семье мужа. Борис уезжает по распоряжению Дикого в Сибирь, отказываясь взять с собой Катерину. А она бросается в Волгу, потому что не могла больше оставаться в доме мужа, где жить стало совсем невыносимо.

Гибелью закончилась и жизнь Андрия, одного из героев повести Н.В. Гоголя «Та­рас Бульба». Конфликт возник в его душе между разумом и чувством тоже из-за любви. Он влюбился в польку, представительницу враждебного ему народа. Андрий понимал, что долг перед Отчизной не может ему позволить быть рядом с возлюблен­ной. Однако чувства к девушке оказались сильнее любви к Родине, к семье, отцу. Любовь привела Андрия к предательству и к смерти от руки отца.

Любовь, приводящая к конфликту между чувством и разумом, описана и в рас­сказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи». Главный герой Николай Алексеевич ненадолго остановился в частной гостинице, в хозяйке которой он узнал свою бывшую возлю­бленную Надежду, с которой был близок в молодости, но подло бросил. Она призна­лась ему, что до сих пор любит его так же, как раньше. И Николай осознал, что тот период жизни, когда они любили друг друга, был самым счастливым в его жизни, что за поступок свой - бросил Надежду - он расплатился судьбой: ушла любимая жена, а сын вырос не таким, каким хотел его видеть Николай Алексеевич. Казалось бы, теперь, спустя столько лет, могли бы сложиться счастливо отношения Николая Алексеевича и Надежды! Но нет. Разум героя отвергает возможную связь, в нём слишком сильны сословные предрассудки. Он не может себе представить, что На­дежда станет хозяйкой его петербургского дома, матерью его детей. Так разум ли­шает Николая Алексеевича возможной счастливой личной жизни.

Таким образом, чаще всего конфликт между чувством и разумом возникает из-за любви и приводит к страданиям человека. Руководствуясь чувствами, человек мо­жет попасть в беду, действуя, опираясь на разум, он лишает себя счастья. Видимо, только и гармоничное равновесие разума и чувства, отсутствие конфликта между ними может способствовать счастливой судьбе.

Views: 11156

В жизни каждого человека бывают моменты сложной внутренней борьбы, когда веление чувств противоречит голосу разума. Очень часто чувства толкают человека на какие-то опасные, безрассудные поступки. А разум, наоборот, пытается остановить человека, чтобы тот не совершил непоправимых ошибок. Как правило, в эти моменты внутреннего конфликта от решения человека зависит его будущее и будущее других людей. Сделать правильный выбор бывает очень трудно. Не всегда ясно, к чему нужно прислушиваться: к чувствам или разуму? Бывает, что даже человек, который, как сначала кажется, поступил правильно, потом становится несчастным как раз из-за того, что прислушался к чувствам, а не к разуму, или наоборот. К чему же может привести конфликт чувств и разума, и как определить в сложной жизненной ситуации, к чему нужно прислушаться в данный момент?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к произведениям русской классической литературы. Одним из главных героев романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого является Пьер Безухов. Влюбившись в Элен Курагину, он начинает размышлять о том, что раньше он всегда считал её глупой, что про неё рассказывают о том, что у неё была любовь с братом Анатолем. Кроме того, Пьер осознаёт, что испытывает к ней ненастоящую любовь, в его чувствах к ней есть что-то гадкое. Но, когда голос разума убеждает Пьера в её ничтожности, он в то же время под влиянием чувств представляет, как Элен станет его женой, как она сможет его полюбить. Чувства убеждают его: то, что он слышал о её распущенности – неправда, она не говорит ничего глупого: «Она мало говорит, но то, что она скажет, всегда просто и ясно. Так она не глупа. Никогда она не смущалась и не смущается. Так она не дурная женщина!» Но чувства ещё не совсем затмили разум. Внутренний голос говорит Пьеру: «Не для тебя это счастье. Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя». Разум пытается убедить Пьера, что Элен – не достойная его женщина. Но всё же чувства берут верх над разумом, и Пьер женится на Элен. Но этот брак не принёс ему счастья - вскоре он почувствовал боль и разочарование. Узнав от других людей о том, что Элен изменила ему с Долоховым, Пьер сначала не мог этому поверить: «Пьер решительно не поверил ни намекам княжны, ни письму, но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним». Но наглое поведение Долохова во время праздника вывело Пьера из себя, и он вызвал любовника своей жены на дуэль, где ранил его. Пьеру показалось, что он убил его, и это начинает его мучить. Придя домой, он начинает размышлять: «Но в чем же я виноват?» Разум отвечает ему: «В том, что ты женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя и её». Пьер всё больше убеждается в виновности жены. Он всегда знал о том, что Элен – развратная женщина, но под влиянием сильных чувств не хотел этому верить. Пьер вспоминает: когда он спросил, не чувствует ли она, что беременна, Элен «засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от Пьера детей у нее не будет». Вспомнил Пьер и о том, как её отец, шутя, вызывал в ней ревность, но ей было всё равно. Вспомнил о том, что она позволяла своему брату Анатолю целовать её в плечи. С болью Пьер убедился в её аморальности и жестокости. Разум не смог уберечь его от ошибки - чувства победили. Если бы он раньше внимательно обдумал слова о распущенности Элен, если бы он понаблюдал за ней перед тем, как жениться – он бы избежал своей ошибки.

Примером победы разума над чувствами служит поведение Евгения Онегина из романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина, когда он получил письмо Татьяны, в котором она признаётся Онегину в любви. Онегин явно симпатизировал Татьяне, что видно из его разговора с Ленским. Он говорит о том, что, выбирая между Ольгой и Татьяной, он выбрал бы последнюю. Хоть Ольга и красива, Онегину она не нравится, поскольку «в чертах у Ольги жизни нет». Онегин, видимо, никогда не испытывал к женщинам сильных чувств: он «их искал без упоенья, а оставлял без сожаленья». Но, получив письмо Татьяны, Онегин был тронут. Он вспомнил её лицо и погрузился в «сладостный, безгрешный сон». Однако он боялся обмануть Татьяну. Его разум быстро охладил пыл чувств, и он не захотел познакомиться с Татьяной поближе. Онегин при объяснении с Татьяной признаётся ей: «Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, – то верно б, кроме вас одной, невесты не искал иной». В итоге Татьяна остаётся несчастной. На протяжении долгого времени она не может забыть Онегина. Уступив мольбам матери, она вышла замуж за нелюбимого человека – ей было всё равно. Но судьба вновь сводит её с Онегиным. В этот раз он испытывает к ней более яркие и сильные чувства: «Сомненья нет: увы! Евгений в Татьяну как дитя влюблен». Но Татьяна не отвечает на его ухаживания. Более того, она гневается на него. Онегин примчался в дом Татьяны. Увидев её, читающую его письмо и плачущую, он бросается к ней на колени. Татьяна призналась, что всё ещё любит Онегина, но она замужем за другим человеком, и она всегда будет верна мужу. В итоге и Татьяна, и Онегин остаются несчастными. Конечно, надо признать, что Онегин, не желая обмануть Татьяну, поскольку не был уверен в том, что их чувства друг к другу приведут к чему-то хорошему, поступил весьма благородно. С другой стороны, Онегин заметил высокую нравственность Татьяны, её непохожесть на других. Но Онегин не захотел прислушиваться к чувствам. Разум убеждает Евгения в том, что Татьяна, как и все остальные, может ему надоесть, и он бросит её, причинив ей большую боль. Но ему нужно было подумать и о том, что никто из женщин не внушал ему такого уважения, как она. Если бы он захотел познакомиться с ней поближе, то, вероятно, познав её богатый внутренний мир, Онегин привязался бы к ней ещё сильнее. Возможно, они бы поженились и были счастливы.

Итак, все люди когда-нибудь в жизни были подвержены внутреннему конфликту – борьбе разума с чувствами. Обычно сила разума пытается воспрепятствовать велению чувств, то есть разум, как правило, служит для человека защитой от риска, различных ошибок и неприятностей. По велению же чувств человек может принять необдуманные решения. Это, конечно, не значит, что никогда нельзя прислушиваться к своим чувствам. Разум далеко не всегда бывает прав. Как разум, так и чувства могут сделать человека или счастливым, или несчастным. Я думаю, что, если есть возможность, нужно всегда хорошенько думать перед тем, как что-то совершить под влиянием эмоций. Часто бывает, что нужно прислушиваться к чувствам, но при этом эмоции должны контролироваться разумом. В таких случаях идеальный вариант – это когда решение одновременно чувственное и разумное.

А что думаете Вы по поводу борьбы разума с чувствами?

Формат

Продолжаем разбирать часто встречающиеся ошибки в тренировочных итоговых сочинениях. Сегодня мы разберём недочёты в работе, которая заслуживает «зачёта» по всем пяти критериям. Текст приводится с незначительными правками. Обратите внимание на примечания к выделенным словам: после сочинения приводятся мои краткие разъяснения.

«В своей жизни человек часто переживает внутренний конфликт, когда сердце говорит одно, а разум — совсем другое. Чаще всего такие ситуации происходят тогда, когда человеку нужно сделать выбор, например спасти жизнь, свою или товарища, помочь людям. Иногда мы забываем о разуме и поддаёмся влиянию чувств, а потом жалеем об ошибках, которые совершили. Но возникают и такие ситуации, когда именно сильные чувства подталкивают на совершение хороших поступков не только во благо другого, но и себя . 1

Так, например, в рассказе Александра Ивановича Куприна , Верочка, жена офицера Алмазова, не жалея своих драгоценностей, немедленно пошла закладывать их в ломбард. Именно она придумала план, как помочь любимому человеку, и поддержала мужа в трудную минуту. В данной истории сильное чувство — искренняя любовь к своему супругу — помогло Верочке не сидеть сложа руки, а сделать всё для Николая Евграфовича и помочь ему любым способом.

Другим примером преобладания чувств над разумом может послужить сюжет повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Андрий, второй сын Тараса Бульбы, влюбился в прекрасную панночку, и во время войны с поляками, он узнал, что польская принцесса 2 находится в городе, где идёт война. Андрий не смог противостоять своим чувствам и перешёл на сторону врага. Сильная любовь заставила его отказаться от отца, брата, Родины – совершить большую ошибку, предать своё отечество. В этом случае чувства превзошли 3 разум, в результате чего получились 4 трагические последствия.

Итак, каждый из нас подвержен влиянию эмоций. Но главное — это понимать то, что какими бы сильными ни были чувства, нужно всё равно осознавать, какие последствия они несут и что из этого выйдет.»

Примечания:

1. Но возникают и такие ситуации, когда именно сильные чувства подталкивают на совершение хороших поступков не только во благо другого, но и себя.

Ошибка при употреблении однородных членов предложения, союз не только, но и должен присоединять одни и те же однородные члены. В данном случае первая часть ошибочно присоединяет конструкцию «не только (во что?) во благо, но и (кого?) себя». Правильно: Не только во благо другого, но и во благо себя.

2. Андрий, второй сын Тараса Бульбы, влюбился в прекрасную панночку, и во время войны с поляками, он узнал, что польская принцесса находится в городе, где идёт война.

Фактическая ошибка. Дочь панна — не принцесса, а только панночка. Возможно, эту фактическую ошибку автор совершает, потому что знаком с экранизацией. Сам Гоголь нигде так не называет возлюбленную Андрия. Отец девушки — пан, просто богатый польский или помещик, но не король. Так как ошибка негрубая, литературный аргумент засчитан.

3/4. В этом случае чувства превзошли 3 разум, в результате чего получились 4 трагические последствия.

Лексическая несочетаемость. Не совсем уместное использование лексической единицы «превзошли» и «получились». Исправить можно, например, так: «В этом случае чувство оказалось сильнее разума, что привело к трагическим последствиям.

Материал подготовила