Конспект урока чтения. II

КОНСПЕКТ

УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Класс: 2 класс

Учебник: Кубасова О. В. «Литературное чтение», УМК «Гармония».

Активные формы обучения : форма сотрудничества ученика с учителем, игровая деятельность.

Оборудование: компьютер, электронное сопровождение.

Тип урока: комбинированный

Тема урока: В. Осеева «Плохо», Д. Хармс «Удивительная кошка».

Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению учащихся с произведениями В. Осеевой и Д. Хармса о кошках.

Задачи урока:

Совершенствовать навык правильного осознанного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас детей, формировать умение различать литературные жанры;

Развивать устную речь, творческие способности учащихся, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять;

Воспитывать чувство сопереживания и сострадания к живым существам, чувство ответственности за домашних питомцев.

Формирование УУД.

Личностные результаты:

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Формировать умение оценивать нравственное поведение литературных персонажей и прогнозировать своё поведение в аналогичной ситуации.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

Определять и формулировать учебную задачу на уроке;

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

познавательные УУД:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Находить ответы на вопросы в тексте;

коммуникативныеУУД:

Слушать и понимать речь других.

Предметные результаты:

- формировать положительную мотивацию к чтению;

Развивать воссоздающее воображение;

Обучать адекватному восприятию прочитанного;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

I .Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, скажите

Почему корабли не садятся на мель?

А по курсу идут сквозь туман и метель?

Итак, спешим начать урок чтения, потому что и вам оно, несомненно, поможет стать образованными, умными и уважаемыми людьми.

Отвечают хором

Потому что, потому что без сомнения

Капитанам помогает чтение.

Приветствие учителя, самоорганизация

II .Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

У доски выставка книг А. Барто.

Назовите жанр произведений, которые находятся в этих книгах. (слайд 1)

О ком писала Агния Барто свои стихи?

Ребята, возьмите свои книги и подготовьтесь к выступлению.

Кто подготовил чтение стихов наизусть?

Молодцы, вы сегодня хорошо подготовились к уроку!

Диалог с учителем

Выразительно читают стихи наизусть

III . Постановка учебной задачи.

1. Упражнение для дикции

Прочитайте стихотворение. Все ли слова вам понятны?

Стихотворение записано на доске.

Откр-ройся двер-рь!

Я добр-рый звер-рь.

Я не пантер-ра и не р-рысь,

Пр-ришёл погр-реться, р-распахнись!

Какой звук нужно выделять в словах?

Давайте прочитаем стихотворение хором, выделяя звук [р].

2.Подведение к формулированию

цели урока

О каком добром звере говорится в стихотворении?

Кто догадался, о ком будут произведения, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке?

3. Формулирование цели урока.

Читают стихотворение самостоятельно шёпотом.

Звук [р]

Читаюм стихотворение хором.

О кошке

Произведения о животных.

IV . Работа над рассказом В. Осеевой «Плохо».

1. Подготовка к восприятию:

а) (слайды 2,3) ;

б) лексическая работа (слайд 4) ;

в) анципация

Можно ли по заглавию и по словам из упражнений догадаться о характере рассказа?

Как вы считаете, каким будет это произведение? (слайд 5)

2. Знакомство с текстом

Прочитайте название произведения, которое мы будем читать сегодня на уроке.

3. Обсуждение прочитанного

а) словесное рисование:

Какую картину вы представили?

(Наводящие вопросы:

Где происходили события?

Как выглядит котёнок?

А какой вы представляете собаку?)

Оправдалось ли наше предположение о характере произведения?

б) игра-пантомима

Изобразите котёнка;

Изобразите собаку;

в) беседа по содержанию:

Почему женщина рассердилась?

Что вы можете сказать о мальчиках?

Как вы считаете, что должны были сделать эти мальчики?

Как бы вы поступили, оказавшись на их месте?

Наблюдали ли вы в своей жизни похожее событие? Если да,расскажите об этом.

4. Перечитывание и работа с текстом

Прочитайте рассказ ещё раз и найдите слова, которые подсказывают, каким голосом нужно читать слова женщины и мальчиков.

Дома, при подготовке к выразительному чтению этого рассказа, не забудьте об этих словах.

Физминутка

Выполняют упражнения.

Читают объяснение слов вслух.

Выбирают слова для характеристики.

Чтение рассказа.

Рисуют словесную картину. При затруднении опираются на наводящие вопросы.

Желающие дети изображают испуганного котёнка и злую собаку.

Диалог с учителем

Находят слова: «сердито крикнула», «гневно»; «удивились».

V . Работа над стихотворением

Д. Хармса «Удивительная кошка».

1. Подготовка к восприятию

Мы прочитали рассказ, в котором один из персонажей -испуганный котёнок. Главный персонаж следующего произведения - кошка. Послушайте стихотворение.

2. Знакомство с текстом

Стихотворение читает учитель.

После прочтения двух первых строк задать вопрос:

Как можно помочь кошке?

3. Обсуждение прочитанного

Почему чудодейственное «лекарство», предложенное автором стихотворения, вызывает улыбку?

Почему стихотворение называется именно так?

4.Подготовка к чтению и самостоятельное чтение стихотворения

а) упражнения технического характера (слайд 6)

б ) лексическая работа

Поясняет значение слова «отчасти».

Отчасти -не полностью, в какой-то мере.

5. Работа с текстом

Зачем понадобились воздушные шарики? Выбери правильный ответ (слайд 7).

Каково общее настроение стихотворения?

Физминутка (гимнастика для глаз)

6. Чтение стихотворения вслух

Прочитай те стихотворение вслух и постарайтесь передать радостное настроение кошки.

Дети высказывают своё мнение

Стихотворение веселое.

Чудодейственным лекарством являются воздушные шарики

Выполняют упражнения.

Читаю стихотворение молча или тихим шепотом.

По настроению стихотворение веселое.

Читают стихотворение вслух.

VI. Сопоставление произведений

Как вы думаете, почему после рассказа В. Осеевой «Плохо» вы сразу читали стихотворение Д. Хармса «Удивительная кошка»?

Чем они похожи?

Чем отличаются?

Диалог с учителем.

Похожи темой: о кошках, отличаются по настроению (грустное и весёлое) и жанру (рассказ и стихотворение)

VII . Итог урока

Ребята, а на кого вам хотелось бы быть похожими: на мальчиков из рассказа «Плохо» или на автора стихотворения «Удивительная кошка»? Почему?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа и стихотворения (У. с. 59-60, 61.); дорисовать и раскрасить рисунок в тетради (с.33), либо нарисовать рисунок на отдельном листе бумаги (У. с.61 задание 3).

Дети высказывают свое мнение

VIII . Рефлексия.

Ребята, сегодня на уроке я поняла, что вы уже многому научились. А как вы думаете, что у вас на уроке получилось лучше всего?

Цель: познакомить с фрагментами из жизни С.А.Баруздина, его произведением; совершенствовать навыки чтения, умение анализировать и пересказывать текст; развивать речь, память, внимание; вызвать чувства сопереживания и уважения.

Оборудование:

  • учебник “Чтение и литература” 2 класс, часть 2. Автор - составитель О. В. Джежелей;
  • задание для любителей чтения:
  • прочитать произведения С. Баруздина и ответить на вопросы литературной викторины.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Дети читают отрывки из стихотворений С.В.Михалкова и отвечают на вопросы:

  • Над чем посмеивался поэт в своих произведениях?
  • Что советует С.В.Михалков?
  • Кого мы должны уважать?

III. Объяснение нового материала.

1. Рассказ учителя о Сергее Алексеевиче Баруздине.

По всей стране, в кругу друзей
Гремит торжественная дата –
Великий славный юбилей
Побед советского солдата.
Проходят дни, идут года,
И сыновья отцов сменяют.
Но над тобою никогда
Салют победы не смолкает.

Мы живем в преддверии великого праздника, 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне. Многие писатели и поэты посвятили свои произведения героям войны. Люди нелегких мужественных биографий отстаивали в сражениях не только счастье людей, но и природу, и все то, чем она богата и прекрасна. Это люди, сражавшиеся, как сказал поэт: “ради жизни на земле”.

Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, поэта, участника Великой Отечественной войны. В своих произведениях он рассказывает нам о том, что сам видел, за что сам боролся и отважно сражался. Он очень любил животных, природу. (портрет писателя) Это Сергей Алексеевич Баруздин – известный писатель, автор многих книг для детей и юношества. Когда началась война, Сергею Алексеевичу Баруздину было всего 15 лет – на фронт его не взяли. Но бороться за победу можно было не только на фронте. Он оставил школу, пошел работать рабочим на типографию. После смены вместе со взрослыми копал траншеи. В 17 лет его все-таки взяли в армию – рядовым артиллерийской разведки.

Сергей Алексеевич оборонял Москву, брал Берлин, освобождал Прагу. Вернулся в Москву бывалым воином. Его рассказы и повести познавательны, они раскрывают мир наших четвероногих и пернатых друзей, его произведения повествуют о хороших людях, проявляющих свои характеры и душевные качества в общении с миром животных, с природой.

2) Первичное чтение рассказа.

  • Прочитайте ключевые слова.
  • О чем будем читать? Кто герой рассказа?

Поздняя осень. Последний год войны.

Дежурство в лесу. Шорох листьев.

Фыркает и чихает. Теплое молоко.

Прожил в машине. Выпустили на волю.

(Дети высказывают свои предположения о содержании текста.)

  • Прочитайте название произведения.
  • Простуженный ёжик.
  • О ком мы будем читать?
  • О еже.

(Дети читают текст про себя, обмен впечатлениями после чтения)

  • Понравился рассказ? Чем?
  • Что случилось с ёжиком?

(Ответы детей)

  • Все ли понятны вам в тексте слова?

(Учитель объясняет непонятные слова)

оказия – редкий, необычный случай, неожиданность. “Что за оказия?”

пост – часовой или группа бойцов, ведущая наблюдение; место, пункт, откуда ведется наблюдение; “Через два часа меня должен был сменить на посту другой солдат”.

3) Повторное чтение рассказа вслух учащимися “по цепочке”

4) Анализ произведения по вопросам.

  • Когда произошел случай, описанный С.А.Баруздиным?
  • Опишите словесно шорох, услышанный автором.
  • Каким автор увидел ёжика? Расскажите подробно, используя слова из текста.
  • Как лечили ёжика? Прочитайте отрывок из рассказа.

IV. Физминутка (по выбору учителя)

V. Подготовка к пересказу.

  1. Рассматривание иллюстраций, соотнесение их с текстом.

2) Самостоятельное чтение рассказа учащимися. Задание перед чтением: самостоятельно разделить текст на логически законченные части, выделить главное в каждой из них.

3) Пересказ текста по плану:

    1. Дежурство в лесу.
    2. Живая листва.
    3. Ёжик.
    4. Простуженный ёжик.
    5. Теплое молоко.
    6. Выпустили на волю.

VI. Итог урока.

  • О чем вы думали, размышляли, читая рассказ?
  • Какими были люди, которые защищали нашу Родину от врагов в грозные годы войны?
  • Какие люди достойны уважения?
  • О ком стоит помнить каждому гражданину страны?

(Ответы детей, после ответов учитель зажигает свечи, минута молчания.)

Никогда мы не забудем
Их геройские дела,
Честь и слава этим людям
И великая хвала…

(Сергей Владимирович Михалков)

  • Что вам этот урок дал для жизни?
  • Что на вас произвело наибольшее впечатление?
  1. Домашнее задание.

(по выбору учащихся, 3-е задание можно дать группе учащихся)

  1. Подготовить пересказ.
  2. Найти и прочитать рассказ С.А.Баруздина “Сложное поручение”.
  3. Прочитать другие произведения С. А. Баруздина и ответить на вопросы литературной викторины.

В мире книг

Найди и прочитай произведения Сергея Алексеевича Баруздина:

Про Светлану. Рассказы.

Шаг за шагом. Стихи.

Шел по улице солдат. Рассказ о нашей армии.

Сказка о трамвае. Стихи.

Твои друзья – мои товарищи. Стихи, рассказы, повести.

Рассказы о животных.

Страна, где мы живем. Рассказы.

Вежливый бычок. Рассказы и повесть.

Рави, Шали, Снежок и другие.

Литературная викторина по произведениям С.А.Баруздина.

  1. О каком виде транспорта С.А.Баруздин написал сказку?
  2. Как зовут героиню рассказов С.А.Баруздина?
  3. Название колхоза, в котором Светлана работала медицинской сестрой.
  4. Необычный больной Светланы.
  5. Напиток храбрости.
  6. Киргизское имя Светланы.
  7. Имена индийских слонят.
  8. Кто обезвредил страшный клад?
  9. С врагом идут сражаться лесные солдаты. Кто они?
  10. Название деталей для автомата, которые делала мама Алеши в годы войны.
  11. Смола сосен, попавшая в море тысячи лет назад; а в морской воде она становится чудесным камнем. Это камень…
  12. Главный город России.
  13. В семье Прохоровых – братья двойняшки Ваня и Саня. Как звали их отец и мать.
  14. Какое животное является символом города Катманду?
  15. Независимое государство в Индии на южном склоне Гималаев.
  16. Друг Наташи, который жил в ванной.
  17. Животные, которые любят слушать классическую музыку.
  18. Бело-розовая птица с огромным желтоватым клювом
  19. Кого поил теплым молоком солдат Ахметвалиев?
  20. Какая птица пугает своим криком полевых мышей?
  21. Дальневосточный подарок, который стал жить в лесах Подмосковья?
  22. Каких птиц считала Галя на уроке чтения?
  23. “Глаза у нее карие, грудка серая – снизу светлее, сверху чуть темнее, а клюв с крючком. Лапы черные. И пестринки по бокам. Славная птаха!” какую птицу описал Сергей Баруздин?
  24. У какого зверька есть хвост – зонтик?
  25. Как зовут героиню рассказа, которая сама себя покусала?
  26. Какая птица пронзительно кричит: “Зи-зи! Цит! Зи-зи! Зи-зи!”
  27. Вежливое домашнее животное?
  28. Какое двухметровое несчастье поселилось в квартире?
  29. Кого забраковал режиссер фильма?
  30. Кто доставлял почту в деревню Озерки?
  1. Сказка о трамвае.
  2. Светлана.
  3. Колхоз “Москва”
  4. Птица перепелка.
  5. Кумыс (лошадиное молоко).
  6. Сейдеш.
  7. Индийские слонята – Рави и Шали.
  8. Минёры.
  9. Партизаны.
  10. Петушки.
  11. Камень – янтарь.
  12. Город Москва.
  13. Человеки.
  14. Символ города Катманду – козел.
  15. Государство Непал.
  16. Крокодил Топ-топ.
  17. Олени.
  18. Пеликан.
  19. Простуженный ёжик.
  20. Филин.
  21. Бурундук.
  22. Вороны.
  23. Мухоловка.
  24. У белочки.
  25. Собака топка.
  26. Королёк.
  27. Маленький бычок.
  28. Удавчик.
  29. Медведь.
  30. Лошадь Машка.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.

2. Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, память учащихся, учить понимать текст, расширять словарный запас учащихся.

3. Воспитывать желание трудиться, уважать чужой труд, воспитывать интерес к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе

по теме "Н.Носов "На горке"

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.
  2. Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, память учащихся, учить понимать текст, расширять словарный запас учащихся.
  3. Воспитывать желание трудиться, уважать чужой труд, воспитывать интерес к обучению.

Ход урока

  1. Орг.момент. Разминка.

1. Дыхательная гимнастика

  1. Вдох носом выдох через рот
  2. Нюхаем цветок
  3. Тушим свечи
  4. Читаем на выдохе

ВДФХФГМНБСКТФМН

2. Отработка дикции

Ок-ок-ок - падает снежок

Ип-ип-ип- слышу снега скрип

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре

  1. Работа со скороговоркой

От топота копыт

Пыль по полю летит.

  1. Прочитать медленно, тихо.
  2. Прочитать медленно громко.
  3. Прочитать с ускорением.

Почему пыль по полю летит?

Что летит от топота копыт?

Где пыль летит?

Что делает пыль?

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, а вы внимательно читали рассказ? А мы сейчас это и проверим.

1. Тест (выбрать правильный ответ).

1. Как звали котёнка?

а) Мурзик;
б) Васька;
в) Матроскин.

2. Что делал котёнок в начале рассказа?

а) Сидел на полу возле комода и ловил мух;
б) Спал на диване;
в) Играл с мальчиками.

3. Как звали мальчиков – героев рассказа?

а) Иван Иванович и Степан Степанович;
б) Толя и Коля;
в) Володя и Вадик.

4. Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

а) Огурцы;
б) Картофель;
в) Помидоры.

Ключ к тесту:

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

2. Пересказ.

III. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем (дети встают)
И немножко отдохнём
(потягиваются).
Вправо, влево повернитесь,
(повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
(наклоны)
Руки вверх и руки вбок
(движения руками),
И на месте прыг да скок!
(прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку
(бег на месте),
Молодцы вы, ребятишки!

IV. Сообщение темы урока.

а) Угадайте, о каком времени года пойдёт речь –

Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идёт волшебница … (Зима)

А зима не может быть без холодов и без …

Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой наземь лёг. (Снег)

А если много снега, то есть чем позабавиться детворе зимой.

(Зимой дети, строят снежные крепости, устраивают снежные бои, катаются на санках и на лыжах и на коньках, играют в снежки, лепят снеговиков).

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. Название состоит из двух слов. АН КЕГОР

Правильно. Произведение называется «На горке»

Вступительное слово учителя.

Это произведение написал Н.Носов.

Вот его портрет. Н. Носов родился 23 ноября в городе Киеве, в семье актера. В юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. Работал кинорежиссёром и постановщиком мультипликационных фильмов. Н.Носов писатель юморист. Он написал такие произведения «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей» Как вы понимаете писатель – юморист?

Да, его рассказы смешные, но поучительные.

V. Первоначальное чтение рассказа (учитель).

VI. Первоначальная проверка понимания.

Понравился ли вам мальчик Котька? Почему?
- Что изображено на иллюстрациях к этому рассказу?
- Представьте, что вы вышли во двор, а там новая ледяная горка и взобраться на неё невозможно. Как бы вы себя повели?

VII. Физкультминутка для глаз.

VIII. Чтение по цепочке вслух.

IX. Выборочное чтение.

Прочитайте, как ребята строили горку.
- Что делал Котька Чижов, когда ребята трудились во дворе?
- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
- Что он сделал Котька, чтобы не скользить? Прочитайте этот отрывок.
- Как отреагировали ребята на поступок Котьки? Прочитайте их слова.
- Понравилось ли Котьке работать? Подтвердите словами из рассказа.

X. Итог урока.

Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня на уроке?
- А кто автор этого рассказа?
- Понравился ли вам рассказ?

XI. Домашнее задание.

Прочитайте, что вам будет задано на дом:

АЗАКССАР ЕИНЕТЧ ЕОНЬЛЕТИЗАРЫВ ЬТИВОТОГДОП

(Подготовить выразительное чтение рассказа).

Конспект урока по литературному чтению по теме:

Н Носов «На горке» (2 урок)

Цель :

Совершенствовать навык беглого и правильного чтения

Учить делить текст на части, находить главную мысль

Учить пересказу по плану

Развивать творческое мышление, образное воображение, речь детей

Воспитывать уважение к чужому труду.

  1. Орг.момент. Разминка.
  1. Зарядка на артикуляцию.

Ба – бо – бу – бы – би – бэ

АОУЫЭ АИУОЭ

  1. Работа со скороговоркой

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

  1. Прочитать медленно тихо.
  2. Прочитать медленно вслух.
  3. Прочитать медленно громко.
  4. Прочитать быстро тихо.
  5. Прочитать быстро громко.
  6. Прочитать с разной интонацией:

Кто в лукошках?

Кошки где?

Что делают кошки?

Что шьют кошки?

Кому шьют кошки сапожки?

II. Проверка домашнего задания

Чтение текста учащимися по цепочки.

Чьё чтение вам понравилось больше всего?

Понравился ли вам рассказ?

Среди ваших друзей есть похожие на Котьку?

III. Физкультминутка.

IV. Работа в парах.

Ребята, я приготовила много интересных вопросов по тексту. Но я хочу, чтобы вы придумали свой вопрос. Я предлагаю поработать в парах, обсудить с друг с другом, чтобы вы хотели спросить у своих товарищей.

Отвечаем на вопросы.

Что делали ребята?

А как они это делали?

Кто с ребятами не строил горку?

Почему он не вышел? Какой он? Хитрый

Что произошло, когда ребята ушли обедать?

А зачем он посыпал горку песком?

Что из этого вышло?

Как на это отреагировали ребята?

Чем дело кончилось?

Представьте себе, что вы вышли во двор, а там новая ледяная горка и забраться на нее невозможно. Как бы вы себя повели?

V. Составление плана.

Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Назовите картинки по порядку. Что у нас получилось? (картинный план) Давайте, озаглавим каждую картинку.

План

  1. Строительство горки ребятами
  2. Хитрый Котька на скользкой горке
  3. Котька посыпает горку песком.
  4. Ребята недовольны
  5. Заставили работать

Ребята, а это что у нас получилось? (словесный план)

Что нам помогает делать план?

По какому плану легче пересказывать?

Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли к первому пункту плана, ко второму, к третьему, к четвертой, к пятой части. Прочитайте.

Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. (Пересказ)

VI Групповая работа.

А) А сейчас мы проведем групповую работу по рядам. Вам нужно найти пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.

1. Поспешишь – людей насмешишь

2. Семь раз отмер, а один раз отрежь.

3. Умел ошибиться, сумей и поправиться.

Ребята, все выбрали пословицу под цифрой три. Почему?

(Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним).

б) Сейчас я предлагаю вам представить себя в роли артистов. Вы должны мимикой и жестами обыграть отрывок из этого рассказа. Каждому ряду дается задание.

1 ряд: Ребята строят горку

2 ряд: Котька не может взобраться на горку

3 ряд: Ребята обнаруживают испорченную горку

VII. Домашнее задание я вам предлагаю на выбор.

Подготовить пересказ текста или пересказать этот текст от лица Котьки.

VIII . Итог урока .

Ребята, вам понравился урок?

Что вам запомнилось больше всего?

Перед вами лежит снежинка, возьмите её. Поставьте на ней в середине отметку, которую вы бы себе поставили за этот урок. А сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.


Предмет
Тема урока
Предметные
Обучающиеся смогут ориентироваться
нравственном
осознавать сущность поведения героев.
Цель урока:
в
прочитанного,
содержании

Задачи:
Тип урока:
Технология:
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Литературное чтение 2 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Литературное чтение
Класс: 2 класс
Д.Н.Мамин­Сибиряк «Сказка про храброго зайца ».
Планируемые образовательные результаты
Метапредметные
Обучающиеся смогут планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей
Личностные
формирование положительных качеств
Создание условий для составления словесного портрета литературного героя.


Развивать умение анализировать текст.
Вырабатывать навыки выразительного чтения
 Понимать поступки героев, их эмоциональное состояние
 Прививать любовь к природе, к животным.
Урок закрепления знаний и способов действий.
деятельностного метода
1)Презентация. Здоровье сберегающая технология: 2) профилактика для глаз; 3) физминутка.
Основные
этапы
организации
учебной
деятельности
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Содержание педагогического взаимодействия
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Предметная
Познавательная
Коммуника
Регулятивная
тивная

I.Организаци
я класса,
эмоциональн
ый настрой
на урок
Цель: создать
на уроке
рабочую,
психологическ
и комфортную
обстановку.
II. Постановка
учебных задач
Слайд 1.
Слайд 2.
Настрой учащихся:
В мире много
интересного,
Но пока нам неизвестного,
Будем думать и читать
И о многом узнавать.
­Какие задачи поставим на
урок?
Хоровое чтение:
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Поудобнее садитесь,
Потрудитесь,не ленитесь.
Постарайтесь всё понять­
Выразительно читать.
Предполагать на
основе на основе
предыдущего опыта
задачи на урок.
Пытаются
решить задачу
известным
способом.
Слушают
собеседника.
Высказывают
свое мнение.
Принимают и
сохраняют
учебную цель
и задачу.
Дети формулируют
задачи на урок и пути
их решения.
Выразительное
чтение.
Чтение по ролям.
Пересказ.
Комикс.
Дети формулируют
новую задачу на
уроке.
В произведении
говорится о
хвастовстве.
Фиксируют
проблему.
III.Вхожден
ие в тему
урока и
создание
условий
для
осознанног
о
восприятия
нового
материала
Актуализаци
я опорных
знаний
(Подготовка
к активной
Проверка
домашнего
задания.
Оценивание
(самооценка и
взаимооценка)
Создание
Проблемной
ситуации.
Фиксация новой
учебной задачи.
Слайд 3.
Организовывает погружение
в проблему, создает ситуацию
разрыва.
­ Сейчас я предлагаю вам
послушать притчу. Притча
называется «Два петуха».
Два петуха затеяли драку.
Побежденный спрятался в
укромном местечке, а
победитель взлетел на
высокую крышу и
закукарекал во все горло,
ивная
Принимают и
сохраняют
учебную цель
и задачу.
Слушают
учителя.
Строят
понятные
для
собеседника
высказывания
.

познавательн
ой
деятельности
IV. Совместное
исследование
проблемы.
Поиск решения
учебной задачи.
хвастаясь своей победой.
Гордеца заметил орел. Он
камнем упал на крышу,
ударил петуха крылом,
схватил его и унес.
*О чем эта притча, о каком
качестве характера?
*Почему я вам прочитала эту
притчу?
* Это положительное или
отрицательное качество?
*Хвастун и правду скажет ­ ему
никто не поверит.
* А в жизни вам приходилось с
ним встречаться?
­ Итак, о чем будем читать на
уроке?
Организовывает устный
коллективный анализ учебной
задачи. Фиксирует
выдвинутые учениками
гипотезы, организует их
обсуждение.
­А храбрые люди
хвастаются?
­Почему мы сегодня говорим об
этом?
Значит, нам не понятно, был ли
заяц действительно храбрым.
­ Можем мы сейчас ответить на
Ответы уч­ся.
Примеры хвастовства
из одноклассников.
Обсуждать с
друзьями проблему,
соотносить
содержание сказки и
заголовок.
Анализируют,
доказывают,
аргументируют
свою точку
зрения
­Нет.
Осознанно
строят
речевые
высказывания
,
рефлексия
своих
действий
Исследуют условия учебной
обсуждают
задачи,

предметные
способы
решения

Сказка называется
"Сказка про
Храброго Зайца ­

этот вопрос?
­ Предложите мне цель нашего
урока.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Длинные Уши,
Косые Глаза,
Короткий Хвост", а
заяц много
хвастает.
Организует учебное
взаимодействие учеников и
следующее обсуждение
составленных моделей.
Участвовать в
диалоге,
договариваться друг
с другом.
V.
Моделировани
е
Фиксация в
модели
существенных
отношений
изучаемого
объекта.
VI.
Конструирован
ие нового
способа
действия.
Построение
ориентированно
й основы нового
способа
действия.
­ А как это сделать? Как узнать
храбрый заяц или нет?
Предложите алгоритм.
Слайд 7.
Но сначала я предлагаю
вспомнить значение слов,
которые помогут нам понять
поведение зайца.
Слайд 8.
Организует учебное
исследование для выделения
понятия.
Слайд 9.Прфилактика
для глаз.
Слайд 10
Слайд 11.Алгоритм.
Слайд 12.Таблица.
Работа с таблицей
Я предлагаю вам оценить
Фиксируют
графические
модели и
буквенной форме
выделенные
связи и
отношения.
Понаблюдать за
поведением зайца,
сравнить и сделать
вывод.
Воспринима
ют ответы
обучающихся
Осуществляют
самоконтроль. Принимают и
сохраняют учебную цель и
задачу.
Словарная
работа парная.
Участвуют в
обсуждении
содержания
материала.
Осуществляют самоконтроль.
Принимают и сохраняют
учебную цель и задачу.
­ Выяснить, можно ли
назвать зайца
храбрым?
Читать текст
осознанно, правильно,
целыми словами,
замедлять и
увеличивать темп
чтения.
Проводят
коллективное
исследование,
формируют
понятие.
Чтение цепочкой.
Давать
характеристику
героев.
Инсценирование

(*возможно по
времени)
поведение зайца в ходе
развития событий. На прошлом
уроке мы составили план
сказки. По этому плану мы и
поработаем.
Вопрос: Можно ли зайца назвать
храбрым?
оценка
1. Детство в
лесу.
2. Надоело
бояться!
3. Встреча с
волком.
4. Несчастный
5. Благодарность
Зайчик.
зайцев.
6. «Храбрый»
Заяц
трусость
храбрость
­ Каким изобразил автор зайца в
начале сказки?
­ О каком качестве говорит нам
этот отрывок?
­ Что произошло потом?
­ Что он для этого стал делать?
Давайте посмотрим, как это
было.
­ Почему над ним все смеялись?
­ Что произошло дальше?

Выразительное
чтение
Выразительное
чтение
Заяц решил
измениться
Инсценирование
отрывка
Заяц сочиняет,что
говорить дальше.
кубарем
покатился,
задал стрекача,
готов выскочить
из собственной
кожи, замертво

­ А над храбрецами смеются?
свалился
­Что могли подумать другие
зайцы, ведь они продолжали
смеяться?
­ Какими словами,
обозначающими действие, автор
описывает дальнейшее развитие
событий?
­ О чем вам это говорит?
­ Что произошло с остальными
зайцами?
­ Что они думали о зайце?
­ А волк что думал о нем?
­ Прочитайте встречу зайцев.
Что скажете о зайце?
VII. Переход к
этапу решения
частных задач.
Первичный
контроль за
правильностью
выполнения
способа
действия.
Слайд
13.Характеристика
героев. Мимика.
Слайд 14.
Слайд 15.
Диагностическая работа,
оценивает выполнение каждой
операции.
Что ж, будем делать вывод.
­ Какая цель урока была?
­ Как мы к ней шли?
­ Можем ли мы теперь ответить
на вопрос урока?
Заяц очень испугался.
Выразительное
чтение
Называть главную
мысль сказки,
сравнивать свои
ответы с ответами
одноклассников и
оценивать свое и
чужое высказывание
по поводу
художественного
произведения.
Осуществляют
выполнение
каждой операции.
Учатся
формулироват
ь собственное
мнение и
позицию.
Повторение цели
урока.
Повторение
алгоритма.
Да, можем.
С иронией, чтобы
читатели
задумались

­ Почему его так назвал автор?
­ А для кого автор написал
сказку? Почему?
­ А можно ли человеку стать
смелым?
Организует коррекционную
работу, самостоятельную
работу.
Творческая работа.
Предлагаю дать совет человеку,
который хочет быть храбрым.
(Одна группа – что для этого
нужно делать, 2 – группа – что
не надо делать)
Диагностическая работа.
Прослушивание и оценивание
творческих работ.
Аплодисменты.
Слайд 16.
­ Что было интересно?
­ Что рассмешило?
­ Кого вы сегодня могли бы
похвалить за работу на уроке?
Пожмите ему руку.
Слайд 17.
Физмимнутка
(по времени)
«Весёлая зарядка»
Коррекция
отработки
способа.
VIII.
Применение
общего способа
действия для
решения
частных задач.
X.Домашнее
задание.
IX. Контроль
на этапе
окончания
учебной темы.
­Выбрать
понравившийся
фрагмент сказки
и подготовить
выразительное
чтение
­Подготовить
пересказ
­*На Вн. Чт.
Прочитать
другую,
характеризующу
ю зайца сказку.
Применяют новые
знания.
Конструирование
монологического
высказывания
:формулировать
главную мысль,
отбирать
доказательства.
Самостоятельная
работа.
Выполняют
работу,
анализируют,
контролируют и
оценивают
результат.
Сравнивать свои
ответы с ответами
одноклассников и
оценивать свое и
чужое
высказывание по
поводу
художественного
произведения.
Самопроверка. Отрабатывают
способ в целом.
Строят
рассуждения,
понятные для
собеседника.
Умеют
использовать
речь
регуляции
своего
действия.
для

Рефлексия
своих
действий
Осуществляют пошаговый
контроль по результату.