Краткий курс лекций по дисциплине психология. Краткий курс лекций по психологии

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Социология. Краткий курс. Краткий курс предмет и история социологии
Социология краткий курс.. ru http www litru ru bd b социология краткий курс ооо питер пресс санкт петербург..

Краткий курс механики в качестве программы и методических указаний по изучению курса физика краткий курс механики: программа и методические указания по изучению курса физика / с
Федеральное агентство железнодорожного транспорта.. омский государственный университет путей сообщения..

Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика. История развития педагогической психологии в России и за рубежом
План.. предмет и задачи педагогической психологии психология и педагогика.. история развития педагогической психологии в России и за рубежом..

Мы и они. Краткий курс выживания в России мы и они. Краткий курс выживания в России
Мы и они краткий курс выживания в России.. владимир соловьев..

Место педагогической психологии среди других отраслей психологического знания. Подходы к определению предмета педагогической психологии
Деятельностные характеристики учебная деятельность носит общественный характер в связи с этим выделяют учебную деятельность.. по содержанию она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки.. по смыслу она общественно значима и общественно оцениваема..

Организационный этап выполнения курсовой работы. Примерная тематика курсовой работы. Основной этап выполнения курсовой работы. Назначение и место ученого предмета дисциплины
Стр введение.. введение реформирование национальной системы высшего образования связанное с введением нового перечня специальностей общегосударственного классификатора..

Введение в курс экономика организаций предприятий краткий курс лекций
Лекция введение в курс экономика организаций предприятий объект предмет структура.. лекция предприятие и предпринимательство в рыночной.. основные понятия о предприятии организационно правовые и организационно экономические формы..

Предмет и методы психологии. Предмет психологии. Принципы, задачи, области психологии
Цель получить теоретические знания по теме иметь представление о процедуре и.. ход занятия..

Курс екологія курс екологія курс екологія практична робота
Факультет міжнародних економічних відносин та туристичного бізнесу.. курс екологія практична робота..

Ответственный курса психологии и педагогики: книсарина малика максатовна – магистр педагогики и психологии
Сведения о преподавателях.. ответственный курса психологии и педагогики бекешова гульмира утегалиевна врач психолог старший преподаватель обучается научно педагогическом институте общий стаж года из них..

0.057

Встречали ли Вы хоть раз в своей жизни слово «психология»? Думаю да.

Слово «Психология» пришло к нам из Греции. В переводе с греческого слово «психология» подразумевает под собой науку о душе.

Лично я понимаю под данной наукой самопознание, самоконтроль и логическое обдумывание своих шагов.

Любой может меня сейчас прокритиковать, так как у каждого свое значение и понимание мира, но думаю единомышленники также не исключение.

Психология бывает различной. Бывает бизнес-психология — психология ведения бизнеса, семейная психология — психология жизни в семье и много-много других видов психологии. Их не пересчитать.

Я думаю многие из-вас зашли на эту страницу, чтобы изучить краткий курс психологии. Так не будем же тянуть.

Книг по психологии оооооооооочень много.
А знаете в чем их сходство? Да практически ни в чем! Только лишь в теме — психология. Каждый в своей книге излагает правильный способ жизни с своей же точки зрения. Поэтому вам может одна книга психологии понравиться, другая нет.

Психология кратко — видели ли Вы хоть раз такую книгу.

Психология кратко — возможно ли понять краткий курс психологии, если есть много книжек?
Хотите ли Вы пройти бесплатный краткий курс психологии?

Да. Что я тяну…

Даже не знаю с чего начать…

Постараюсь написать основные «важнюльки».

  • Никогда не укутывайтесь с головой в прошлое, если это негативные мысли. Наверное многие сейчас защитились фразой: «Я ухожу в прошлое, чтобы обдумать предыдущие ошибки и не совершать их». Это ошибка. Если Вы совершили ошибку, ваш мозг уже увидел правильный путь и все обдумал. Запомните: НЕ УХОДИТЕ В ПРОШЛОЕ!!! Живите сегодняшним днем.
  • Не давайте пустякам, сбивать вас с ног. Если Вы когда-то совершали ошибку в какой либо области, в следующий раз Вы её не совершите. А если и совершите, все равно не расстраивайтесь. Подумайте, как маленькое ничтожное растение, может пробиться через асфальт. Это получается не с первого раза. Оно начинает себя, свою жизнь, без света. Потом, оно видит свет, после многочисленных стараний. Чем выше оно растет, тем теплее ему. Обломай веточку дереву, вырастет другая. Обязательно вырастет. Старайтесь, чтобы ошибки шли вам на пользу. Не позволяйте пустякам подтачивать вас.
  • Глупый учится на своих ошибках, умный на чужих. Тут все понятно. Если вы хотите, научиться поступать правильно, смотрите на идущих впереди или идущих с вами. Они попадут в яму, из которой долго будет выбираться, а Вы увидев эту ошибку, не совершите её. Вы пройдетесь по головам. Главное — никогда не смотрите на других с завистью.
  • Не беспокойтесь из-за критики. Если Вас критикуют, значит Вы добились чего-то лучшего. Не обращайте внимание. Даже не оборачивайтесь. Идите дальше. Чем Вы успешнее — тем больше у вас завистников. Игнорируйте их.
  • Не слушайте чужих советов, если считаете, что они бесполезны.
  • Продумывайте каждый шаг, а лучше комбинацию шагов.
  • Не принимайте близко к сердцу ничего.
  • Живите своей жизнью.
  • Хвалите себя за любое достижение. Да-да. Сами себя. Ведь Вы смогли достичь этого сами.
  • В каждом негативном моменте ищите позитив. Будьте оптимистом!
  • Перед сном произносите себе «Я самый счастливый человек на земле» с улыбкой на лице. Кстати, в детстве я часто не понимал, почему, когда я ложусь спать, у меня побаливают уголки рта. Лишь спустя 2 года я решил с замороженным выражением на лице подойти к зеркалу и посмотреть на свою эмоцию — на свое лицо. Я был удивлен — оказывается в детстве я ложился спать с улыбкой на лице, с ней же засыпал и с ней же просыпался.
  • Никогда не ищите виноватых!
  • Самосовершенствование — путь к успеху.
  • Лучшая книга — это Вы.
  • Лучший советник — это Вы.
  • Завтра — не вчера. Завтра — Совершенно новый день.
  • Начинай мечтать и воплощать задуманное.
  • Не сходи с пути никогда.
  • Будь внимателен.
  • Каждый день — это подарок для тебя.
  • Жизнь в твоих руках.
  • Никогда не сдавайся.

Думаю это и есть весь краткий курс психологии. Тут все взаимосвязано. Эту психологию, изложенную кратко, можно применять и в бизнесе и в личной жизни. Она пригодна везде.

Маленький секрет — Счастливый человек, сейчас не читает это. Счастливый человек, сейчас пробивает свой путь к успеху, считая каждый шаг, определенным финишем. (Не спешите убегать, ведь может эта статья ваш шаг вперед)

Пожалуйста, комментируйте каждую статью. Расскажите ваше мнение о вашей статье. Мне очень приятно с Вами общаться.
Спасибо тебе, многоуважаемый читатель, за то, что ты проникся вниманием. Надеюсь статья была полезна.

Психология кратко — Теперь это возможно.

Ну и напоследок мотиваторы + фильм:

Приятного просмотра.

И ещё один захватывающий мотиватор (Ниже фильм, по которому составлен этот мотиватор):

И вот мотивирующий фильм с фрагментом выше:

Тема№1.Предмет, объект методы психологии.

Философские категории - предмет и объект (объектом психологии является психика как явление природы (человека или животного); предметом исследования в психологии являются конкретные факты психической жизни, психологические закономерности, объясняющие их существование, а также человеческая индивидуальность). Психология выступает как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Задачи психологии (сводятся к следующему:

Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерностей;

Научиться управлять ими;

Использовать полученные знания на благо людей.).

Методы психологии. Понятие метода применительно к психологии.

(Метод это способы получения фактов о психике и способы их интерпретации. Основные эмпирические методы (наблюдение и эксперимент), вспомогательные (тесты, самонаблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, социометрия и пр.), организацион

ные (сравнительный и лонгитюдный), виды наблюдений (непосред ственное и опосредованное, срез (кратковременное), лонгитюд -ное, выборочное и сплошное и особый вид, включенное) и эксперимент(лабораторный, натурный, естественный, метод тестов(тесты могут быть прогностические и диагностические) . Отрасли психологии (генетическая, дифференциальная, возрастная, детская, педагогическая, социальная, труда, инженерная, авиационная, космическая, медицинская, юридическая, военная, парапсихология и др. Насчитывается не менее 100 отраслей).

Тема№2.Общее представление о психике и сознании.

Понятие психики (Психика как особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции, результат взаимодействия живых систем с окружающей средой). Функции психики (:1) отражение окружающего мира, в результате чего достигается ориентировка живого существа в окружающей среде, а на уровне человека достигается и познание существенных свойств окружающего мира; 2) регуляция поведения, деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.). Составляющие психики человека (:1)внешний мир, природа, ее отражение;



2)полноценная деятельность мозга;

3) взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.). Структура психики(:- психические процессы (познавательные (ощущения и восприятия,представления и память, мышление и воображение), эмоциональные(активные и пассивные пережи -вания), волевые (решение, исполнение и.т.д);

-психические состояния (бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия, воодушевление и пр.);

- психические свойства (темперамент, способности, характер, направленность.).

Индивид (как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида), личность(как социально-психологическая сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественн-исторического опыта человечества), индивидуальность (выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем). Основные параметры индивидуальности (Мотива- ция, темперамент, способности, характер).

Сознание, предсознание, бессознательное (три уровня психической жизни. Сознание – это высший уровень психического развития, свойственный только человеку, это отражение индивидом окружающей действительности и самого себя средствами абстрктного мышления, а также целесообразная регуляция отношений с природной и социальной средой.). Уровень сознания (ощущения и переживания человека в данный момент времени.).

Область предсознательного («доступная память»). Функции сознания (Важнейшая функция заключается в формировании целей деятельности.Отражательная, порождающая, регулятивно-оценочная, рефлексивная – основная). Два слоя сознания(В.П.Зинченко):сознание бытийное (сознание для бытия) и рефлективное (сознание для сознания)-2 слоя сознания В.П.Зинченко)). Значение (содержание общественного сознания, усваиваемое человеком). Смысл (субъективное понимание и отношение к ситуации, информации). Личностный смысл (отражает опыт человека и значимость индивидуальной деятельности). Самосознание (Венец развития сознания. Самосознание – это осознание человеком своих знаний о действительности, своих отношений к значимым событиям и людям, это целостная оценка себя как деятеля, как участиника взаимодействий, как носителя внутреннего мира, т.е. как субъекта). Отличительные признаки сознания (:-обусловлено социальными условиями;

Характерно творческое преобразование действительности;

Прогнозирующий характер деятельности;

Отражение мира в его существенных связях и отношениях;

Наличие самосознания).

Тема№3. Личность и ее направленность.

Признаки личности (носитель сознания, субъект общественных отношений и деятельности). Понятие личности (личность – это человек, владеющий своим поведением, способный осуществить выбор поступка, деятельности и жизненного пути, переживающий ответственность за свой выбор перед обществом и собой). Личностные образования (совесть, чувство стыда). Индивид, индивидуальность (см. Т-2).

Структура личности, предложенная К.К.Платоновым (подструктуры:

Направленности, включающая в себя мировоззрение, убеждения, интересы, желания, влечения;

Опыта, которая проявляется в знаниях, навыках и умениях; -индивидуальные особенности отдельных психических процессов или функций;

Биологически обусловленнаяподструктура.). Структуры личности, предложенные З.Фрейдом, С.Л,Рубинштейном, А.В.Петровским. Персонализация («вклады», которые личность вносит своей активностью в других людей(А.К.Петровский)Такими « вкладами» в значительной степени и определяется масштаб личности).

Потребности как источник активности личности. Понятие потребно-

сти (потребности - это испытываемая, переживаемая личностью нужда в каких-либо условиях для существования и развития). Деление потребностей (-по происхождению: естественные и культурные;

По своему предмету потребности: материальные и духовные).

Мотивация поведения и деятельности (мотивация применяется для обозначения совокупности мотивов). Определение мотива (мотив – это предмет(материальный или идеальный), который при опреде -ленных условиях актуализирует потребность, направляя активность человека на этот предмет). Мотивы в порядке возрастания их осознанности (Установка, влечение, страсть, чувства, интерес, намерение, убеждение, мечты и идеалы, стремление). Мотивы учебной деятельности (познавательные и учебно-познавательные). Виды направленности подростков (личная, коллективистическая, деловая

(М.С.Неймарк)). Самооценка личности (это оценка человеком самого себя: своих способностей, черт характера, в том числе моральных качеств, своего места среди других людей, своей внешности и др.) как фактор мотивации. (может быть адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной). Уровень притязаний (одно из проявлений самооценки). Факторы и движущие силы развития личности (:1)наследственность; 2) среда, обучение и воспитание;3)третья точка зрения, признающая значение и тех и других факторов).

Тема№4 Деятельность и общение.

Понятия «активность», «поведение», «деятельность»

(Движение – неотъемлемое свойство материи. На некотором этапе своего развития материя обретает новое качество и становится жизнью. Движение тоже приобретает новое качество активность (внутренне обусловленное движение организма). Развитие жизни приводит к появлению живого существа, испытывающего объективную нужду в условиях для его существования и развития, Появляется потребность как источник активности животного, Однако качественно обновляется не только жизнь, но и способ ее существования (поведение ). Животное под влиянием изменяющихся условий существования медленно превращается в человека. Этому новому уровню качества должен соответствовать качественно новый уровень поведения -деятельность (поведение, побуждаемое мотивами и регулируемое осознанной целью) Цель – это идеальная модель, образ будущего результата, направляющий и регулирующий деятельность). Личность – субъект деятельности. Структура деятельности (состоит из относительно законченных элементов деятельности, который называется «действием». Способ выполне -ния действия –это « операция». По А.Н.Леонтьеву последователь -ности понятий«деятельность», «действие», «операция» соответствует последовательность понятий «мотив», «цель», «условие») .Освоение деятельности (при определенных условиях действие обращается в навык). Навык (это действие, ставшее автоматизированным в результате многократного повторения). Индукция навыков (ранее сформированный навык помогает выработке нового). Интерференция навыков (если навык мешает формированию нового). Привычка (навык ставший потреб-

ностью). Умение (форма освоения действия или совокупности действий). ПВК (узловой момент формирования психологической системы деятельности). Виды деятельности (игровая, учебная и трудовая).

Общение как процесс (это процесс осуществлении контактов между людьми, порождаемой потребностями совместной активности).

Функции общения(обмен информаций, межличностное взаимодействие, понимание людьми друг друга). Общение как обмен информацией. Вербальная коммуникация (речь (внутренняя и внешняя (устная (диалогическая и монологическая) и письменная) и невербальная (телодвижения и жесты, паузы и интонации, позы и дистанции, мимика и др.). Межличностное взаимодействие (Существуют общественные регуляторы интересующего взаимодействия - социальные нормы поведения (моральные, профес- сиональные, нормы этикета и др.).

Социальные роли (учитель и ученик, врач и больной). Ролевой

конфликт(несоответствие поведения людей взаимным ролевым ожиданиям). Общение как понимание людьми друг друга. Иденти-

фикация (механизм понимания другого человека путем постановки

себя на его место). Рефлексия (понимание человека средствами мышления, логики, рассуждений). Эмпатия (эмоциональное пон-

мание, как говорят сердцем). Уровни общения (примитивного общения (собеседник как предмет слушания); манипулятивного

общения (собеседник у которого надо выиграть); конвенционного

общения (собеседник говорит и слушает); игрового общения(симпа

тия и желание помочь собеседнику).

Тема№5 Сенсорно-перцептивные процессы: ощущение, восприятие

Понятия ощущения (это познавательный психический процесс, заключающийся в отражении субъектом отдельных свойств предметов и явлений при их взаимодействии с органами чувств) и восприятия (это познавательный психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при их взаимодействии с органами чувств).

Классификация и закономерности ощущений (Ч.Шерингтон на основе расположения рецепторов три группы ощущений: 1)экстерорецептивные, возникающие при воздествии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2)интерорецептивные(органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме;

3)проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; сих помощью мозг получает информацию о движении;

Одной из закономерностей ощущений является смещение продолжительности ощущения относительно времени действия раздражителя. Наличие порогов чувствительности. Адаптация. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация(повышение чувствительности в некоторм анализаторе под влиянием процесса, происходящего в другом анализаторе) и синестезия(сладкие звуки). Упражнение ощущений (дегустация)).

Виды восприятия (зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное; на основе различении форм и способа существования материи: восприятие пространства, времени и движении; по уровню активности субъекта различают непреднамеренное и преднамеренное, в частности наблюдение).

Основные свойства восприятия(-целостность восприятия, когда всякий предмет или предметная ситуация воспринимается как устойчивое системное целое;

Предметность восприятия (выделение фигуры из фона);

Апперцепция - свойства личности оказывают существенное

влияние на процесс и результат восприятия;

Константность восприятия – образ предмета сохраняет

относительное постоянство в изменяющихся условиях восприятия;

Обобщенность восприятия – каждый предмет или событие, воспринимаясь в своей единичности, воспринимается вместе с тем

и как представитель некоторого класса предметов или событий).

Восприятие как действие (восприятие как совокупность действий направленных на обследование объекта и создание его идеальной копии: обнаружение (сигнала, предмета), различение, идентифика- ция, категоризация).

Восприятие человека человеком (Общие свойства и закономерности восприятия и его развития проявляются и в межличностном общении).

Тема№6Память как общий компонент всех психических процессов.

Представление (это образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим). Определение и виды памяти (память – это познавательный психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком (или животным) своего опыта под влиянием жизненных обстоятельств.

Память имеет смысл только в контексте использования опыта в будущем. Работа памяти создает условия для усвоения человеком

знаний и их использования в новых условиях, для освоения речи,

развития мышления и воображения.

Классификация видов памяти следует осуществить по следующим критериям:

В зависимости от целей деятельности выделяют непроизвольную и произвольную память;

По характеру психологической активности выделяют:

двигательную, эмоциональную, образную (зрительная,

слуховая, осязательная, вкусовая, болевая, эйдетическая

и пр.), словесно- механическую, словесно- логическую

(смысловая) память;

По продолжительности сохранения информации выделяют:

сенсорную, кратковременную, промежуточную, долговременную, оперативную.

Непроизвольная пам ять - информация запоминается сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает;

- произвольная память (информация запоминается целена -правленно с помощью специальных приемов). Эффективность этого вида памяти зависит от целей запоминания, от приемов заучивания (механическая память, логическая память, образная память, мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

По характеру запоминаемого материала и соответствующему ему виду психической активности различают:

Двигательную (моторную);

Эмоциональную;

Образную;

Словесно-логическую (вербальную).

По продолжительности хранения информации в памяти:

Сенсорную (хранение не более 2с);

Кратковременную (не более 30с);

Долговременную (постоянное хранение);

Оперативную (проявляется в ходе определенной деятельности);

Промежуточную (в течение нескольких часов);

Эйдетическую (разновидность образной памяти).

Процессы памяти (Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение).

Запоминание (процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения. Может быть непроизвольным и произвольным.

Наряду с этим существует непосредственное и опосредованное(

применяются специальные средства) запоминание).

Закономерности запоминания (общие :

– эффективность запоминания от значимости запоминаемого материала;

От места запоминаемого материала в структуре деятельности;

Возрастает с повышением уровня мыслительной активности;

закономерности произвольного запоминания :

Результативность запоминания возрастает с использованием воспроизведения в качестве способа долговременного запоминания;

Эффективность запоминания повышается с использованием кодирования;

Качество запоминания зависит от установки на время, когда запо-

минаемая информация понадобится.

Воспроизведение (это процесс памяти, в котором происходит актуализация прежнего содержания психической жизни в форме движений, эмоций, образов, понятий и мыслей. Может быть непроизвольным (вызывается случайно воспринятыми предметами или ситуациями, имеющими некоторое эмоциональное значение) и произвольным (характеризуется наличием стремления воспро-

извести некоторый материал, наличием мнемической задачи – вспомнить. В зависимости от степени полноты воспроизводимых людьми представлений и понятий можно говорить об элементном, фрагментарном, неполном и полном воспроизведении. Есть особый вид воспроизведения – узнавание.

Среди закономерностей воспроизведения можно выделить эффекты проактивного (усвоенный ранее материал ухудшает воспроизведение аналогичного материала, который усваивался позднее) и ретроактивного (позднее усвоенный материал мешает воспроизведению ранее усвоенного).

Процесс сохранения (практически не поддается изучению прямыми психологическими методами, полученные путем соотнесения результатов воспроизведения с обстоятельствами запоминания. Речь идет о забывании).

Типы памяти(:

Наглядно-образный (предрасполагает к художественным видам деятельности);

Словесно- абстрактный (к научным);

Промежуточный (у большинства людей).

Тема№7 Мышление и речь.

Понятие мышления (это высший познавательный социально обусловленный психический процесс, заключающийся в опосредованном и обобщенном отражении действительности в ее существенных связях и отношениях).

Виды мышления(:

Наглядно-действеннное – вид мышления, опирающийся на непос редственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами;

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующий –ся опорой на представления и образы).

В своем становлении мышление проходит две стадии – допоня- тийную и понятийную. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка: суждения детей – еденичны, касаются конкретных предметов. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов (это мышление называется понятийно-конкретным и формируется у младших школьников). В подростковом возрасте развивается словесно-логическое - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями).

Формы мышления:

-понятия (форма мышления, отражающая существенные свойства,связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общие и еденичные, конкретные и абстрактные);

-суждения (форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утвержднеие или отрицание чего либо. Суждения могут быть ложными и истинными. Рассуждение – это работа мысли над суждением);

-умозаключение (это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные (логический вывод в процессе мышления от частного к общему), дедуктивные (от общего к частному), по аналогии (от частного к частному).

Различают два уровня мышления: рассудок – обычное житейское мышление и разум – высший уровень теоретического познания. Также различают теоретическое (опора на научные понятия), эмпипирическое(житейские, ситуационные обобщения), практическое(наглядно-образное и наглядно-действенное), аналитическое(логическое), интуитивное, реалистическое (направлено на внешний мир) и атутистическое (эгоцентри -ческое), репродуктивное и продуктивное мышление , в котором выделяются виды мышления:

-конвергентное – мышление осуществляет анализ и поиск решения проблемы по одному направлению, находит единственное решение;

-дивергентное – мышление способно анализировать проблему с разных сторон, находить несколько вариантов решения, является основой творческого мышления;

-творческое - мышление позволяет находить не только новые решения, но и оригинальные, неожиданные, уникальные, гибкие решения, выходящие за рамки стандартных логических решений.

Операции мышления (сравнение, анализ (мысленное расчленение предмета,..), синтез (обратный анализу процесс), абстракция(это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных), обобщение(это отбрасывание еденичных признаков при сохранении общих с раскрытием существенных связей).

Мыслительный процесс (это сознательный и целенаправленный процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации, оперирует понятиями и образами и завершается каким-либо результатом).

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности (широта

мышления, глубина мышления, самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота ума, критичность ума).

Речь (это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис.

Язык неразрывно связан с мышлением и сознанием человека, в языке объективизируется самосознание личности, с помощью языка осуществляется познание мира и управление человеческим поведением.

Функции языка:

1) средство существования, передачи и усвоения общественн-исто-

рического опыта;

2) средство общения (коммуникации);

3) орудие интеллектуальной деятельности(восприятия, памяти, мышления, воображения).

Функции речи:

1)сигнификативная – отличает речь человека от коммуникации животных;

2)обобщения – связана с тем что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков;

3)коммуникации – передачи информации.

В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: инфор-

мационную, выразительную и волеизъявительную.

Виды речи: внешняя (устная(монологическая и диалогическая) и письменная)) и внутренняя. Информативность(зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению), понятность(зависит от ее смыслового содержания, от ее языковых особенностей и от соотношения между ее сложностью) и выразительность речи(предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения).

Тема№8. Воображение и творчество.

Воображение (Это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойст- венен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. В психо- логии различают произвольное и непроизвольное . Особую форму воображения образует мечта ).

Виды воображения (основные – пассивное и активное .

Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее (предвосхищение будущих событий). Близко к этим понятиям находится эмпатия . Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи.

Воссоздающее воображение – один из видов активного вообра-

жения, при котором происходит конструирование новых образов,

представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стиму-

ляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображе -ний, знаков и.т.д.

Антиципирующее воображение лежит в основе важной и необ-

ходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и.т.д.

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.

Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала, когда исходный образ

раздробляется на отдельные элементы.

Ассоциация – второй этап творческого воображения, создания целостного образа из элементов вычлененных единиц образов.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, в том числе желаниям, которые мыслятся в процессе фантазированияосуществленными).

Формы, в которых осуществляется синтез, реализуемый в процессах воображения(:

Агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни

несоединимых качеств, частей;

Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

Схематизация – слияние отдельных представлений, сглаживание различий, вследствие которых четко выступает черты сходства;

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

Заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков).

Творчество как процесс познания (Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые мате-

риальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата.

Творчество – это:

Деятельность, порождающая нечто качественно новое, некогда ранее не существовавшее;

Создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

Процесс создания субъективных ценностей).

Виды и функции творчества.

Существуют разные виды творчества: призводственно- техничес -кое, изобретательское, научное, политическое, организаторское,

философское, художественное, мифологическое, религиозное, музыкальное, повседневно-бытовое ).

Этапы творческого мышления (Г.Уоллес в 1926 году выделил четыре стадии творческого мышления:

Подготовка – формулирование задачи, попытки ее решения;

Инкубация – временное отвлечение от задачи;

Озарение – появление интуитивного решения;

Проверка – испытание и\или реализация решения).

Творчество как принцип познания и эволюции (Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют основу познания, но они не исчерпывает всей его структурной полноты:

оно включает в себя и акт творчества как необходимый компонент.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и всплески. Оба эти процессы взаимодополняющие. Иногда в процессе творчества всплывают ответы на такие вопросы, на которые не могут найти ответы нигде до этого, Причем это происходит в моменты наибольшей продуктивности. Эти минуты познания очень ценны

Так как приоткрывается завеса в ответ на усилия познающего).

Творчество как способность. Критерии креативности (Креативность (смекалка) – творческие способности индивида, характеризую -щиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. К критериям креативности относятся: беглость (количество идей, возникающих в еденицу времени), оригинальность, гибкость, восприимчивость (чувствительность), метафоричность (умение увидеть в простом сложное, а в сложном – простое), удовлетворенность).

Тема№9. Внимание и его специфические осбенности.

Внимание (это направленность психики(сознания) на определен- ные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость. Функции внимания (отбор значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям или деятельности воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других – несуществен- ных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность и не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности).

Свойства внимания:

-объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно;

-сосредоточенность (концентрация) внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте(объектах);

-распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами;

-устойчивость – общая направленность внимания в процессе деятельности;

-отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют периодическое ослабление

внимания к конкретному объекту или деятельности;

-переключаемость состоит в перестройке внимания, переносе его с одного объекта на другой.

Виды внимания:

-непроизвольное – само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного, интересного или значимого и вызываемого эмоциональный отклик раздражителя;

-произвольное – сознательное сосредоточение на определенной информации; требует волевых усилий через 20 минут;

-послепроизвольное – вызывается через вхождение в деятельность

и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длить-

ся часами. Это внимание является самым эффективным и длительным.

Тема№10. Эмоционально-волевая сфера личности.

Эмоции (в психологии называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и прочие эмоции. Самые старые по происхождению и наиболее распространенные среди живых существ являются удовольствие и неудовольствие ).

Проявления эмоциональной жизни человека:

-аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция – сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное пережи-

вание, полностью захватывающее психику человека и предопре-

деляющее единую реакцию на ситуацию в целом;

-эмоции в отличие от аффектов – более длительные состояния;-чувства – устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам. В зависимости от направленности чувства делятся на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью),

эстетические (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы), практические (чувства, связанные с деятельностью человека);

-настроение – эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека, первые называются - стетичес -кими , вторые – астетическими ;
Страсть – представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов.

Особенность чувств - их амбивалентность, или двойственность: в одном и том же чувстве могут объединяться и перетикать друг в друга эмоции положительные и отрицательные.

-Стресс - состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. В переводе с английского - стресс -это давление, нажим, напряжение, - дистресс –горе, несчастье, недомогание, нужда.

Стресс может оказать как положительное так и отрицательное влияние на деятельность, он вначале мобилизует организм, все силы человека на преодоление трудности. По приказу мозга организм выделяет – гормоны стресса, которые улучшают дыхание, сердцебиение, кровоснабжение, тонус мышц и т. п., но такая психическая напряженность быстро вызывает истощение организма, нарушение интеллектуальных и эмоциональных процессов, что в конечном счете дезорганизует деятельность человека, его поведение.

К понятию и состоянию стресса близко и такое понятие, как фрустрация (переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Выделяют агрессивную фрустрацию – гнев, раздражение человека направлены на предметы, других людей, даже не виновных в возникновении непреодолимых препятствий на пути к достижению цели и регрессивную, направ- ленную на самого себя.

Теории эмоций (Впервые эмоциональные выразительные движения стали предметом изучения Ч.Дарвина, который создал биологическую концепцию. Биологическая теория эмоций П.К.Анохина рассматривает эмоции как продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животного мира. Согласно

информационной теории эмоций П.В.Симонова, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.

Теория Джеймса – Ланге сыграла положительную роль указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоциональнаго переживания. Согласно теории Э.Гельгорна, эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма, так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах. В соответствии с концепцией М.Арнольда, интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженных в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Д.Биндра пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией.

Волевые процессы. Свобода воли (Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные (в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений) и произволь- ные (действия предполагают осознание цели, предварительное предст

Федеральное агентство по образованию и науке

Владимирский государственный педагогический университет

Н.Г.АБРАМЯН

Краткий курс психологии

В вопросах и ответах

Учебное пособие для неспециальных факультетов

Педагогических вузов

Владимир


ББК 88 я 73 А 16

Абрамян Нина Георгиевна

Краткий курс психологии в вопросах и ответах. Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов. – Владимир, 2005. – 277с.

Рецензент: доктор психологических наук профессор В.А. Зобков

Учебное пособие для неспециальных факультетов вузов в соответствии с Госстандартом ВО РФ по курсу психологии включает следующие разделы: общая психология, экспериментальная психология, возрастная психология, практическая психология, педагогическая психология, социальная психология, история психологии.

Пособие предназначено для студентов всех форм обучения неспециальных факультетов.

ГОУ ВПО «Владимирский государственный педагогический университет»

Факультет психологии

Кафедра общей и педагогической психологии

© Абрамян Н.Г., 2005.

Посвящается

моим родителям –

Седе Леонтьевне и

Идею написать пособие, в котором были бы собраны ответы на основные вопросы курсов психологии, изучаемых на неспециальных факультетах педагогических вузов, подали мне студенты факультета коррекционной педагогики ВГПУ, на котором я работала с его основания.

По всем курсам в течение трёх лет обучения они сдавали зачёты и экзамены. В процессе нашего общения студенты факультета обычно составляли собственные схемы ответов на все экзаменационные вопросы, т.е. создавали индивидуальные пособия для подготовки к зачетам и экзаменам.

А вот такого сборника «семь в одном» (общая, возрастная, экспериментальная, практическая, педагогическая, социальная, история психологии) у них пока не было. Хотелось создать некое «руководство к действию» по любому из курсов, входящих в программу обучения психологии в вузе.

Выношу признательность организатору факультета – проректору по научной работе профессору А.Е.Пальтову и нынешнему его декану – доценту В.А.Калябину за доброе отношение и поощрение моих методических начинаний. Особая благодарность за помощь в работе – старшему преподавателю кафедры психологии – кандидату психологических наук Е.В.Прониной.

Н.Абрамян


РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предмет психологии как науки

«Когда один древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, он не ошибся», - писал российский психолог М.С. Роговин в одной из своих книг в 60-е годы. Мудрец правильно определил то, что лежит в основе психологии. Постоянно растущий интерес к психологии сегодня – общепризнанный факт. Более того, социологи, политологи прогнозируют, что XXI век будет веком наук, связанных с изучением человека, и прежде всего, его психологии.


Осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, спорте без понимания закономерностей человеческой психики невозможно.

Для человека нет большего источника интереса, чем он сам. Благодаря этому развивается психология житейская и научная.

Ежегодно издается более 10 тысяч работ по психологии. Человеческий интеллект не в состоянии переработать такого количества информации. Это затрудняет постижение научной психологии.

Всякая наука и ее возникновение связано с жизненными потребностями. Возникновение психологии было обусловлено, в первую очередь, потребностями людей, и в этом история психологии связана с историей других наук. Но, несмотря на возможные аналогии с возникновением других наук, психология имеет специфические особенности. Психолог XIX века Герман Эббингауз афористично заметил, что у психологии “огромная предыстория и очень короткая история”. Действительно,

1 этап существования психологии – так называемый донаучный; психология возникла с возникновением человека и сконцентрировала в себе знания в виде религии, художественной литературы, фольклора («семь раз отмерь - один отрежь», «чужая душа - потемки»).

2 этап - развитие психологии в недрах философии т.к. каждый философ рассматривал особенности психики человека. (см. Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. – М., 1996. – С.23. – Лекция №2).

Если делать краткий исторический экскурс, следует назвать ряд имен выдающихся философов, внесших вклад в становление психологии как самостоятельной науки.

Известно, что еще в античные времена в русле антагонизма двух начал – идеалистического и материалистического – философы спорили о происхождении души. Так, основы естественнонаучного материалистического подхода к психике заложены Аристотелем в трактате “О душе”; в нем упоминалась неделимость души и тела, главной функцией души признавалась реализация биологического существования организма. Идеалистическое же понимание души мы находим в работах Платона и его учителя Сократа, для которых душа отражает идеальное, метафизическое, этическое. Платон постулирует изначальное существование мира вне материи и индивидуального сознания. Сократ же признавал душу самым высоким, что есть в человеке, и завещал заботиться о ней больше, чем о здоровье тела. Идеи античных философов оставили значительный след в истории развития психологии.

Эпоха Просвещения была отмечена такими вехами, как открытие рефлекса, объяснение природы поведения (требование изучения состояния и содержания сознания Р.Декарта, закон ассоциации Джона Локка).

Философы-материалисты, в отличие от идеалистов, в XIX веке указали на особенности психического отражения по сравнению с отражением в неживой природе, например, в работе В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» даны такие признаки психического отражения:

1. Психика отражает не только настоящее, но и прошлое и будущее.

2. Психика способна активно давать не точную копию отражения объекта, а “субъективный образ объективного мира”, т.е. быть пристрастной. Материалистическое понимание психики можно выразить в следующих положениях:

психика – вторичное, производное от материи явление, а материя – первичное, носитель психики;

психика – свойство особым образом организованной материи – мозга, она возникает как свойство мозга отражать материальный мир.

3 этапистории психологии как науки – развитие психологии как самостоятельной науки.

«Отцом психологии» принято считать Вильгельма Вундта. В 1879 г. был изобретен метод психологии и основана 1 экспериментальная лаборатория. Психология, благодаря эксперименту, оторвалась от философии и стала изучать скорости психических реакций, ощущения, эмоции. Заслуга В.Вундта в создании интернациональной школы психологов.

Из школы Вундта в полемике с ней из-за неудовлетворенности методом самонаблюдения вышли и отмежевались целые направления в психологии. Одним из них стал бихевиоризм (поведенческая психология). Эдвард Торндайк, Джон Уотсон (основоположники) считали, что предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т.е. факты поведения, а не факты сознания. Дж.Уотсон в работе “Психология с точки зрения бихевиориста” (1913г.) писал: “Поведение – это система реакций”.

Последнее обновление: 06/10/2013

Основные факты о психологии для начинающих

Если вы решили изучать психологию, то первое время вам будет тяжело разобраться в ее обширных теориях. Запомните для начала эти 10 основ. Они помогут вам лучше понимать, что такое психология.

Если психология для вас является чем-то новым, скорее всего, она покажется вам слишком запутанной и обширной наукой. Однако знание некоторых базовых истин может помочь вам в начале её изучения. В статье перечислена только малая часть важнейших постулатов, которые нужно знать об этой занимательной науке. Когда вы разберетесь с ними, будьте уверены – вы подготовлены для более глубокого изучения психологии.

Психология занимается исследованиями в области человеческого поведения и психики. Сам термин «психология» происходит от греческого слова «psyche», что значит «дыхание, дух, душа», и «logia» – «наука». Она возникла на основах философии и естественных наук, кроме того, соприкасается и с другими науками, например, с социологией, медициной, антропологией и даже лингвистикой.

Одним из самых популярных заблуждений о психологии является то, что это не наука, а просто болтовня, разговоры, руководствующиеся обычным здравым смыслом. Однако психология успешно пользуется именно научными методами для изучения своих проблем и приведения последующих выводов. Психологи работают с целым спектром разных приемов, например, с наблюдением в естественных условиях, экспериментами, тематическими исследованиями и анкетированием.

Проблемы и ситуации, требующие внимания психологов, можно рассматривать под разным углом. Возьмем, например, насилие. Некоторые обратятся к биологическим факторам, влияющим на его применение, другие же рассмотрят эту проблему с точки зрения культуры, отношений в семье, социального давления и прочих ситуаций, могущих спровоцировать насилие. Вот несколько основных подходов, применяющихся в психологии:

  • Биологический подход;
  • Когнитивный подход;
  • Поведенческий подход;
  • Естественнонаучный (эволюционный) подход;
  • Гуманистический подход.

4. Психология имеет множество подразделений

В психологии существует множество разных отраслей. На вводных уроках студенты обычно учат основы разных сфер профессиональной деятельности. Более глубокое изучение каждой сферы, как правило, зависит от выбранной специализации. Клиническая, когнитивная, социальная психология, психология личности и развития – это только несколько возможных специализаций психолога.

Когда кто-то говорит слово «психология», вы сразу представляете себе доброго врача с блокнотом и пациента на кушетке, вещающего про детские воспоминания? Такая терапия, конечно, присутствует в психологии, однако это далеко не всё, с чем работают психологи. На самом деле, многие вообще не занимаются психическим здоровьем людей, так как психология включает в себя и другие области, например, консультирование, обучение, исследования…

Специалисты-психологи нужны в самых разных компаниях и отраслях, например:

  • В колледжах и университетах;
  • В частных компаниях;
  • В начальных и старших школах;
  • В больницах;
  • В правительственных учреждениях.

6. Психология вокруг каждого

Психология – это не только академическая дисциплина, которая существует только в учебных классах, лабораториях и приёмных психологических кабинетов. Принципы психологии мы встречаем каждый день в самых обыденных ситуациях. Печатная реклама и реклама, которая каждый день идет по телевизору, основаны на психологическом воздействии, убеждающем нас покупать рекламируемую продукцию и пользоваться услугами. Различные веб-ресурсы, которые мы регулярно посещаем в сети, также используют эту науку, чтобы понять, как люди читают и интерпретируют информацию с интернет-страниц.

7. Психология исследует и реальность, и теорию

В самом начале изучения психологии, вам может показаться, что некоторые теории не слишком применимы к реальной жизни. Тут важно не забывать, что психология – одновременно и теоретическая, и прикладная наука. Некоторые специалисты-психологи сосредоточены только на добавлении нового к совокупным знаниям о психике и поведении человека (это фундаментальные исследования). Тогда как концентрируются на непосредственном решении проблем в жизни пациента, применяя психологические принципы и теории в реальных ситуациях (прикладные исследования).

Если вы подумываете о карьере психолога, приятной неожиданностью для вас может стать то, что вы можете выбрать один из множества путей её развития. Варианты зависят от вашего образования и полученного опыта работы. Важно знать, какое необходимо обучение, какие предъявляются требования к лицензиям для конкретной специализации. Вот только несколько вариантов: клиническая и судебная психология, организационно-производственная психология и психология здоровья.