Краткое содержание очарованный. Очарованный странник

Год издания книги: 1873

Повесть была написана в 1872-1873 годах и экранизирована дважды в 1963 году и в 1990 году. Изначально она имела название «Черноземный Телемак». Также произведение входит в цикл легенд о русских праведниках. Мотив путешествий главного героя напоминает .

Повести «Очарованный странник» краткое содержание

Глава 1

В повести Лескова «Очарованный странник» повествование ведется от первого лица. Путешествуя, главный герой становится свидетелем спора соседей по лодке о ссылках в Корелу. И в спор вступает неизвестный пассажир, которого ранее никто не заметил. Это был дюжий мужчина с открытым, смуглым лицом и густыми волосами цвета свинца. Одетый в послушничий подрясник с широким монастырским поясом и в высокий черный колпачок. Незнакомец держался самоуверенно и смело. Разговор шел о прощении самоубийцам их грехов. Богатырь — послушник говорит, что знает человека, который может исправить положение семьи самоубийцы одним манером, а после рассказывает историю о том, как происходит прощение. В ходе разговоры выясняется, что неизвестный пассажир инок и кон эсер (знаток в лошадях), и в доказательство рассказывает, как укрощал самую подлую лошадь, которая чуть не съела «бешеного укротителя» — англичанина Рарея. И далее пассажиры просят неизвестного собеседника рассказать им историю его жизни.

Глава 2

Иван Флягин в повести «Очарованный» странник начинает рассказывать свою историю с самого начала. Родился крепостным в подчинении у графа К. и звали его не Иван Флягин, а Голован, потому, как родился он с необыкновенно большой головой. Жил на кучерском дворе с отцом, Северьяном Иванычем, и именно там научился обращаться с конями. Упоминает о том, как полоснул кнутом спящего на возе послушника, тот выпал с воза, зацепился ногами за вожжи и лошади тащили его по земле. Когда остановились и подошли ближе, старик был мертв. Флягин говорит будто умерший послушник приходил к нему во сне в тот день.

Рассказывает, как вместе с экипажем упал в пропасть, но ему необычайно повезло остаться в живых и еще спасти своего хозяина и его жену. И как его нашел здоровый мужик, который позже отвез Голована в Воронеж к графу. А граф в благодарность за спасение был готов на все что угодно, да Иван выбрал лишь губную гармонь, на которой не умел играть.

Глава 3

В третьей главе Лескова «Очарованный странник» кратком содержании вы узнаете, как после возвращения из Воронежа у Ивана в конюшне завелись голубь с голубкой, а вскоре и голубята. Была лишь одна проблема: кошка все время крала голубят. И Флягин решил проучить кошку, поймал ее, построив на окне силок, после выпорол отрубил топориком хвост. И так он был горд собой, что этот хвост приколотил у своего окна. Вскоре на конюшню забегает горничная и кричит что, то была ее кошка. Флягин растерялся, схватил метлу и ударил ее по талии. Судили его строго: выпороли и отправили бить камни для дорожки. Думал Голован, как покончить с мучениями и нашел лишь один выход — покончить с жизнью. Только повеситься ему не удалось, спас его цыган и позвал с ними жить. Так и стал Иван как главный герой разбойником.

Глава 4

Цыган оказался хитрым, попросил Ивана, в доказательство своей верности, украсть пару лошадей. Лошадей они продали, деньги разделили, но не поровну. Из-за этого поругались Голован с цыганом и разошлись. После герой решил объявится и пошел к заседателю, но на месте его не застал. Рассказал свою историю писарю, а тот, назвав Ивана дураком, выписал ему отпускной вид в Николаев, взамен на рубль, сережку и крест серебряный. В городе взяли его в няньки. Нянчился он с девочкой год, а к лету Иван заметил, что ножки у нее колесом идут. Отвел к врачу. Не нравилась ему его работа, скучно было. Однажды уснул нянька на пляже, просыпается, а девочку неизвестная дама держит, и говорит, что она мать ребенка и просит отдать ее. Иван не согласился, но разрешил тайно нянчить девочку на пляже, а барину своему об этом не сказал. Дальше автор описывает, как Флягин решает спровоцировать офицера, который был мужем барыни, на драку.

Глава 5

Офицер предлагал Ивану за ребенка деньги, тот отказался. А после толкнул офицера, который хоть и был военным не смог победить дюжего героя. В этот момент прибежал барин с криками: «Держи их!». Видя страдания молодой женщины, Флягин отдал дитя матери. Эта история закончилась тем, то барыня с офицером и Иваном сбежали в Пензу, далее их дороги разошлись. Герой пошел в трактир, выпил чаю, а после увидел, как татары торгуют лошадьми. Иван стал свидетелем дуэли между двумя татарами, которые стали нагайками стегать друг друга. Победителю доставалась невероятной красивая, статная кобылка.

Глава 6

На продажу был выставлен дорогой породистый жеребенок, который скачет, словно птица летит. Стали господа за него торговаться. Офицер, которому Иван ребенка отдал, тоже был свидетелем лошадиных торгов и очень хотел этого коня. Флягин решил помочь ремонтеру, вступил в дуэль с татарином. Во время битвы с батыром Ивану помог грош, который тот держал во рту, чтоб не чувствовать боли. В итоге победил и убил татарина. Полиция судить его хотела, да только Иван Северьяныч спрятался за татар и ушел с ними в степь и десять лет там провел. Далее рассказывает герой повести «Очарованный странник», как его «подщетинили» — на ступнях кожу подрезали и рубленного конного волоса насыпали, чтобы не сбежал.

Глава 7

Спустя какое-то пошел Иван жить в другое племя татарское. Говорит Северьяныч, что десять лет провел в степи, обзавелся женами и детьми, которых не признавал, так как они были не крещенные. Тосковал по родным землям, молился много и плакал. А дальше посыпались вопросы на рассказчика, как удалось ему сбежать из татарской степи.

Глава 8

Главный герой совсем уж было отчаялся вернутся на родину. Но тут в их поселение явились два муллы, божьему слову татар учить. Иван умолял их забрать его с собой, да те все отказывались. А после Иван одного из миссионеров мертвым нашел. Упомянул также Иван в своем рассказе о Талафе – его спасителе.

Глава 9

Прошел год, как татары избавились от христианских миссионеров и в лагерь приехали двое мужчин. Одетые в непонятную одежду, они говорили на странном языке и хотели купить лошадей. Сказали, что их бог -Талафа, прислал с путниками огонь. Ночью Иван проснулся от неизвестных звуков, которые до смерти пугали татар. В то время, прибывшие в лагерь иностранцы, выпустили коней и скрылись. Приезжие люди забыли ящик, в котором были фейерверки. Через несколько дней герой пустил самый большой фейерверк и под его прикрытием сбежал. Все пешком шел, через несколько дней встретил русских, поговорил с ними, водки выпил, а когда те заснули, ушел в Астрахань. Заработал немного денег и запил, очнулся уже в своей губернии. Его высекли и доставили графу К., а тот не захотел держать Ивана при себе, выдал ему паспорт и отпустил.

Глава 10

Иван Северьяныч отправился на ярмарку. Стал разным людям помогать, лошадей покупать и этим себе на жизнь зарабатывать. Один князь разглядел в нем особый дар и предложил герою стать конэсером и работать на него, Иван согласился. Они прожили вместе три года и зарабатывали достаточно, а главное — доверяли друг другу. Лишь одна проблема была Флягин пил, и в эти тяжелые дни князь лишал его денег, а в свою очередь Иван забирал деньги у князя, когда тот проигрывал в карты.

Глава 11

Далее в повести Лескова «Очарованный странник» содержании по главам Иван Флягин рассказывает историю о своем последнем выходе (запое). Положение Ивана было затруднительным, так как при себе он имел деньги князя. Денег было много и опасаясь за их сохранность, решил Иван спрятал деньги в стене с рисунком Страшного суда в церкви. После отправился в трактир, где он познакомился с нищим, который мог есть стекло, и уверял что обладаем «магнетизмом». К вечеру оба напились до беспамятства.

Глава 12

Когда Ивана выставили за дверь, он первым делом проверил кошелек. Все подозревал нового знакомого в воровстве. А «магнитизер» все нашептывал какие-то заклинания, а потом сунул в рот Флягину сахар со словами, что этот сахар волшебный. После довел Ивана до дома из которого играла музыка и исчез. Сквозь пелену опьянения Флягин видел, как цыган давал нищему деньги.

Глава 13

Флягин заслушался на крыльце того дома, так прекрасно пел кто-то внутри. Цыган и пригласил его зайти. В зале находилось много богатых ремонтеров, уже знакомых герою. Иван был так поражен красотой цыганки — Груши, что ему весть ум отняло. Цыганка ходила по залу с подносом и пела грустный романс. Иван кинул ей сторублевку, и девушка поцеловала его. Никогда в жизни не видел герой никого более прекрасного, стал деньги из-за пазухи доставать и бросать ей под ноги, так потратил все на Грушеньку.

Глава 14

В 14 главе повести Лескова «Очарованный странник» читать можете о дальнейшей судьбе Ивана Флягина. С тех пор Иван ни одной рюмки не выпил. Поначалу Князь разозлился, что Иван все его деньги истратил, а потом признал, что он такой же беспутный, как и Флягин. На утро герой проснулся с белой горячкой в лазарете, а как выздоровел пошел к князю отрабатывать деньги. И узнал, что тот полсотни тысяч отдал, лишь бы Грушу из табора выкупить.

Глава 15

Однако Груша быстро надоела переменчивому князю, который все чаще где-то пропадал. Ее съедала ревность, своими терзаниями Груша делилась с Голованом. Вскоре она попросила Флягина проследить за ее возлюбленным. Иван отправился в город якобы купить лекарства для лошадей, и остановился в доме Евгении Семеновны — прошлой любви князя. Пока герой пил чай, приезжает князь и Иван прячется в гардеробной. Князь просит няньку и свою дочку покататься в карете.

Глава 16

Тем временем князь просит барыню заложить свой дом, чтобы одолжить ему денег на фабрику. Также в разговоре упоминает, что купит Ивану дом и женит на Грушеньке. После князь отправил Голована на ярмарку, где герой понабирал заказов для фабрики. Вернулся, а Груша пропала, Флягин очень переживал за нее и боялся, как бы князь не погубил цыганку. В день свадьбы князя, Иван был совсем подавлен, скучал за Грушей. Пошел на берег и стал звать свою возлюбленную, и даже стало ему казаться словно к нему кто-то бежит, то была Груша.

Глава 17

Иван увидел, как она переменилась, что красота ее пропала, одни глаза остались. Девушка выглядела очень плохо и была в отчаянии из-за безразличия князя. Груша говорит, что умирать пришла. Рассказывает, что князь ее под охрану засадил, и цыганка грозится перерезать его невесте горло.

Глава 18

Молодая цыганка рассказала, как князь увез ее в лесную чащу и приказал трем девкам-однодворкам следить за ней. Вот только Груше удалось обмануть их во время игры и сбежать. Девушка просила Ивана убить ее, и тем самым доказать свою любовь и преданность. Груша говорит, что у нее нет сил жить и мучиться, видя измену князя и над ней надругательство. А если она сама себя решит, то навеки погубит свою душу…От переживания его трясла крупная дрожь и Флягин не смог ножом ее ударить. Но в реку с крутизны спихнул, и цыганка утонула.

Глава 19

Флягин в страхе бежал в неизвестном для себя направлении и встретил старушку со старичком. Они рассказали, что их сына хотят в армию забрать. Иван, желая искупить свои грех, соглашается пойти вместо него и кличут его теперь Петр Сердюков. Долго герой служил на Кавказе, лет пятнадцать. В одном сражении Иван переплыл реку под татарскими пулями и навел мост. За это ему вручили офицерский чин, но карьера офицера не сложилась. И Иван Северьяныч отправился в монастырь кучером.

Глава 20

Повесть «Очарованный странник» заканчивается рассказом Ивана Флягина о том, как часто в монастыре ему докучали бесы, и как герой с ними боролся молитвами да суровым постом. Через некоторое время Игумен отправил Ивана в Соловки богомольцем. В этом путешествии и рассказал Флягин, пассажирам лодки, историю всей своей жизни.

Повесть «Очарованный странник» на сайте Топ книг

Повесть Лескова «Очарованный странник» читать настолько популярно, что это позволило ей попасть в наш рейтинг . Кроме того, она заняла высокое место среди . И если учитывать, что произведение Н. С. Лескова «Очарованный странник» представлено в школьной программе, то это далеко не предел и мы его еще не раз увидим среди в рейтингах нашего сайта.

Повесть Лескова «Очарованный странник» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .

По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, […] я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования», - говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.

Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот - «обещанный» Богу сын, и дает «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придет настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдет в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти веревку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстается, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребенка, но он неумолим и даже дерется с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдает ребенка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идет в степь, куда татары пригоняют конские косяки.

Хан Джанкар продает своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтеров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жен «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещеные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.

В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идет слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдает князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продает прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьет, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своем доме. Но князь - человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.

Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застает цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдает себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идет на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достается изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.

По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остается при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живет в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.

Богатое творчество Лескова, хоть и не лишено противоречий, но отличается художественной и эстетической ценностью. Его произведения сочетают реализм и романтическую мечту. Отличает их масса конкретных, порою документальных подробностей, натуралистические зарисовки и глубокая обобщенность воссоздаваемых картин. Яркий пример тому - повесть Лескова «Очарованный странник», краткое содержание которой представлено в этой статье.

Творчество писателя

В своих произведениях Лесков представлял неизвестные области жизни, заставляя читателя посмотреть на весь русский мир. Повествовал он и об «отходящей самодумной Руси», и о современной ему действительности. Более тридцати пяти лет отслужив литературе, он всегда оставался демократичным художником и гуманистом. Лесков выступал в защиту достоинства человека и ратовал за свободу совести, воспринимая человека как личность, которую недопустимо приносить в жертву мнениям и идеям. Ознакомившись подробно с кратким содержанием «Очарованного странника» Лескова, можно заметить, что в художественном исследовании автор искал истину и открыл для читателей много прекрасного и ранее неизвестного. Поэтому не оценить его писательский подвиг невозможно.

Детство писателя прошло в деревне, и навсегда запали в его память старинные предания и легенды, крестьянские поверья, которые он слышал от дворовых и нянек. Он всегда испытывал интерес к народному творчеству, оценить духовность народа без которого невозможно. Постижение родной страны и связь с народом рождались непосредственно в общении. Он знал русского человека и русскую историю. Подчеркивал героический характер старины и величие народных подвигов. Как никто другой Лесков мог передать внутренний мир простого человека. К таковым можно отнести замечательные произведения «На краю света», «Соборяне», «Павлин», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник» (очень краткое содержание повести - в этой статье).

Образ России

Лесков всегда стремился служить отчизне «словом правды и истины», и каждое его произведение - это художественная мелодия, рождающаяся на основе реальных событий, обращающаяся к прошлому и наводящая на размышления о будущем. Например, «Очарованный странник», повесть, о которой пойдет речь в этой статье, написана в XIX веке, но время, о котором рассказывает писатель, чем-то похоже на нашу действительность. Основной образ в ней - Россия. Но описывает ее автор, раскрывая характеры русских людей, центральных персонажей повести: Ивана Флягина, князя, цыганки Груни и других. В кратком содержании «Очарованного странника» Нниколая Семеновича Лескова будет возможность познакомиться ближе с этими героями.

С присущим ему мастерством Лесков рассказывает не только о людях, но открывает черты русского характера. Несомненно, все люди разные, но общенациональная черта - это пассивность. Автор умело раскрывает причину этого на примере простого русского мужика Флягина. Сюжет повести - описание жизни Ивана и испытаний, выпавших на его долю. Он был рожден в крестьянской семье и предназначен для служения Богу. Иван совершал серьезные преступления, не желая этого, всем сердцем раскаиваясь, укоряя себя за грехи. Убийство монаха и любимой женщины были случайны, по сути, он совершил их под действием злого рока и не был виновен. В конце концов он становится монахом и очищается от грехов. Флягин нашел успокоение, обрел тихое счастье в монастыре.

В «Очарованном страннике» Н. С. Лескова (краткое содержание в этой статье) кроется глубокий смысл. На примере своих героев Лесков показал Россию. Страдающую, несчастную, постоянно сражающуюся со злым роком, как Иван Флягин. Любящую и романтическую, молодую и свободолюбивую, как цыганка Груня. Полюбил ее богатый князь и хотел сделать против ее воли своей женой. Заставив полюбить себя, бесчестный князь в итоге бросил ее. Несчастная, любящая и свободная Груня. Нет более точной характеристики для образа России. Судьба девушки грустная - Груня погибла, но осталась свободной. Зачастую политические взгляды писателя оборачивались тяжелой драмой - его произведения неправильно истолковывались и вызывали бурю осуждения и критики. Но писатель, с его обостренным интересом к русской культуре и тонким ощущением народной жизни, создал удивительный и неповторимый художественный мир.

История написания

Исследователи творчества Лескова утверждают, что «Очарованный странник» задуман автором после путешествия по Ладожскому озеру в 1872 году. Работу над ним он завершил в 1873 году. Первоначально произведение носило название «Черноземный Телемак», и сам автор говорил, что это не повесть, а рассказ. Краткое содержание «Очарованного странника» ниже, а сейчас вы читаете историю создания произведения, которое автор послал в «Русский вестник», где получил отказ. Внеся в текст правки и изменив название на «Очарованный странник», автор отправил рукопись в «Русский мир», и она увидела свет в 1873 году. Первая публикация имела посвящение Сергею Егоровичу Кулешову. Но впоследствии оно было снято. Отдельным изданием «Очарованный странник» вышел в 1874 году. Прототипом хозяина Ивана, графа К., является жестокий и расточительный граф С. М. Каменский, количество дворовых у него доходило до 400 человек.

Новый пассажир

Начнем краткое содержание «Очарованного странника» со знакомства с пассажирами судна, идущего по Ладожскому озеру к Валааму. Судно причаливает у пристани в Кореле. Многие пассажиры сошли на берег и из любопытства съездили в старый русский поселок, после посещения которого, естественно, о нем зашла речь. Склонный к философским суждениям, пассажир заметил, что отчего-то принято неугодных в Петербурге людей отправлять куда-нибудь в убыток казне, хотя рядом со столицей есть Корела.

Вскоре к разговору присоединился новый пассажир богатырского телосложения. И, судя по всему, простодушный и добрый незнакомец готовился стать монахом. С первого взгляда было ясно, что на своем веку этот человек повидал многое. Он, представившись Иваном Северьянычем Флягиным, поделился с собеседниками, что много путешествовал и попадал в такие передряги, что несколько раз «погибал, и не мог погибнуть». Они уговорили его рассказать об этом.

Предсказание старого монаха

Продолжим краткое содержание «Очарованного странника» с рассказа Флягина о себе. Родился и вырос он в Орловской губернии в крепостной семье. Отец был кучером, и Иван с детских лет знал о лошадях все, что только можно знать. Когда подрос, стал так же, как и отец, возить графа. Как-то раз не уступил ему дорогу воз, в котором задремал старый монах. Иван, обойдя его стороной, вытянул кнутом по спине монаха. Тот спросонья свалился с воза под колеса телеги и погиб. Дело замяли, но монах явился во сне и предрек, что будет Иван погибать, но не погибнет, а потом пойдет в монахи.

Предсказание тут же начало сбываться. Вез он господ по крутой дороге, и у экипажа в самом опасном месте лопнул тормоз. Передние лошади уже свалились в пропасть, а задних удалось задержать, бросившись на дышло. Господ Иван спас, но сам улетел в пропасть. Спасло Ивана только чудо - он упал на глиняную глыбу и до самого дна пропасти катился на ней как на салазках.

Побег Ивана

Вскоре завел Иван на конюшне голубей. Но повадилась кошка таскать голубят, поймал он ее и отрубил хвост. Прибежала горничная, кошка-то была господской, стала бранить Ивана и ударила его по щеке. Тот прогнал ее. Ивана выпороли и отправили камешки для дорожек в саду молотком бить. Краткое содержание «Очарованного странника» не может передать, насколько это трудная и нудная работа. Но устал Иван целый день на коленях ползать, совсем невмоготу стало, и решил он повеситься. Отправился в лес и прыгнул с дерева с веревкой на шее. Перерезал ее цыган, неизвестно откуда появившийся. Он и предложил Флягину убежать от господ и заняться конокрадством. Воровать Ивану не хотелось, но и возвращаться нельзя было.

В ту же ночь они увели из барской конюшни лучших лошадей и ускакали в Карачев. Коней продали, за что Иван получил только рубль. Повздорил Иван с цыганом, на этом они и расстались. Сделал себе Иван отпускной лист и поступил на работу к барину, от которого жена сбежала, оставив маленькую дочь. Вот к ней и приставили Ивана нянькой. Девочку Иван водил по морскому берегу и молоком козьим поил. Но явился ему как-то монах во сне и сказал, что много еще Ивану надо терпеть, и показал видение - степь и скачущих конников. К девочке стала мать тайком от барина хаживать и уговаривать Ивана отдать ей дочку за хорошие деньги. Но не хотел он барина обманывать.

На торгах

Продолжим краткое содержание «Очарованного странника» со сцены на морском берегу. Пришел к Ивану новый муж барыни и учинил драку. Пожалел Иван мать, и отдал ей девочку. Пришлось бежать вместе с ними. Доехал до Пензы, там они Ивану дали двести рублей, и отправился он новое место себе искать. За рекой шел бойкий торг конями. В последний день торга пригнали на продажу белую кобылу необычайной красоты и резвости. Между двумя знатными татарами завязался спор из-за нее - никто из них не хотел уступать. Сели они друг напротив друга и стали хлестать один другого - кто первый сдастся, тот и проиграл. Победитель получил кобылу, а Иван раззадорился - захотел сам в таком состязании поучаствовать.

Вывели на торг каракового жеребца, стократ лучше той кобылы, и пошел Иван с татарином биться. В конце концов соперник его замертво свалился. Татары претензий не имели - спор честный был, но русская полиция пришла арестовать его. Пришлось Ивану бежать с татарами в Рынь-пески.

Жизнь в степи

Начиная с шестой главы, краткое содержание «Очарованного странника» рассказывает о жизни Ивана в степи. Приняли татары его за лекаря. Все бы ничего, да стала его тоска по России мучить. Попробовал убежать, но поймали его и «подщетинили» - разрезали кожу на стопе и набили туда лошадиной рубленой гривы. Конский волос колол ногу, как иглы, и двигаться приходилось, лишь вывернув ногу. Больше его не обижали, дали даже двух жен. Лет через пять послали его в соседнюю орду «лечить», а те его увезли с собой «искусного доктора» и дали ему других двух жен. От всех жен у Ивана были дети, которых он своими не считал, поскольку некрещеные.

Тоска по родным краям мучила все сильнее. Жевал жесткую конину Иван и вспоминал свою родную деревеньку: на Божий праздник заколют уток да гусей, а священник ходит по домам, собирает угощение да выпивает по рюмашечке. Приходилось Ивану жить у татар невенчанным, глядишь, и помрет не отпетым. Выползал он за юрты и молился по-христиански.

Огонь с неба

Услышал однажды Иван, что пришли к татарам проповедники христианские. Повествует об этом девятая глава «Очарованного странника». Краткое содержание не может передать радости Ивана - загорелась в его сердце искра надежды. Нашел он проповедников, упал в ноги, чтобы забрали они его от татар. Но денег выкупить Ивана у них не было, а пугать царем неверных им недозволенно. Одного из проповедников Иван потом нашел убитым, и на лбу крест был вырезан. Так же поступили татары и с человеком, распространяющим иудейскую веру.

Вскоре пришли два каких-то странных человека с ящичками и стали пугать татар «богом Талафой», низвергающим с неба огонь. И в ту же ночь с неба стал сыпаться разноцветный огонь. Иван сразу смекнул, что это фейерверк и, подобрав эти трубки, стал сам огни пускать. Татары, никогда не видавшие салют, упали на колени. Нехристей Иван заставил креститься, а потом заприметил, что «едкая земля» из фейерверков, обжигает кожу. Стал он ее к стопам своим прикладывать, пока конская щетина не вышла.

Сбежал он от татар, для острастки «дав им» новый фейерверк. Татары не решились его преследовать. Прошел Иван всю степь, добрался до Астрахани. На родной земле запил Иван. Попал в полицию, а те отвезли его в имение к его графу. Поп Илья отлучил Флягина от церкви на три года - за многоженство в степи. Граф не решился непричастного терпеть подле себя, велел его высечь и пустить на оброк.

Цыганка Груня

Продолжаем краткое содержание «Очарованного странника» Лескова. Глава десятая повествует о находчивости Ивана. Отправился он на ярмарку и стал помогать там советами мужикам, обманутым в конной торговле. Снискал Иван большую славу и взял его один благородный князь к себе в помощники. Три года он жил у князя, зарабатывая хорошие деньги. Хозяин вверил Флягину и свои сбережения, потому как частенько проигрывался в карты. А Иван ему переставал денег давать. Страдал Иван только от временных запоев. И перед тем как запить, он в свою очередь отдавал князю деньги.

Один раз потянуло Ивана «запить», а князя на тот момент не оказалось в городе. Деньги отдать было некому. К вечеру так набрался, что едва себя помнил. Иван все боялся, что собутыльник его обворует и нащупывал сверток у себя за пазухой. Когда они вышли из трактира, он довел Ивана до какого-то дома и исчез.

О дальнейших приключениях Ивана рассказывает тринадцатая глава «Очарованного странника» Лескова. Краткое содержание продолжим рассказом о встрече Ивана с цыганкой Грушей. Иван вошел в дом, где пели цыгане. Народу здесь собралось много, а меж ними ходила необыкновенной красоты цыганка Груша. Она угощала гостей шампанским, а те клали ей на поднос ассигнации. Девушка подошла к Ивану, а богатеи стали носы воротить, мол, зачем мужику шампанское. Флягин, выпив стакан, бросил на поднос денег поболее всех. Тут цыгане посадили его в первый ряд. Цыганский хор пел и плясал. Груша ходила с подносом, а Иван одну за другой кидал ей сторублевки. Потом загреб в охапку оставшиеся деньги и бросил ей на поднос.

Женитьба князя

Не помнил Иван, как домой добрался. Князь, вернувшись утром, проигравшийся в пух и прах, стал просить у Флягина денег. Тот и рассказал ему, как истратил пять «тыщ» на цыганку. Допился Иван, что в больницу попал с белой горячкой, а после поехал к князю каяться. Но тот ему рассказал, что, увидев Грушу, отдал за нее пятьдесят тысяч, чтобы ее из табора отпустили. Груша жила у князя. Запела она грустную песню, а князь сидел и рыдал.

Скоро Груша князю наскучила. Он стал часто ездить в город, и Груша заволновалась, не нашел ли кого себе князь? С прежней любовью князя знакомит пятнадцатая глава повести «Очарованный странник». Краткое содержание начнем с рассказа о Евгении Семеновне. От князя у нее была дочь, и он купил им доходный дом, чтобы они не бедствовали. Как-то Иван заехал к Евгении Семеновне, и тут приехал князь. Хозяйка спрятала Ивана в гардеробной, и он слышал весь их разговор.

Князь уговаривал ее, чтобы она заложила дом и дала ему денег - купить фабрику. Но Евгения Семеновна быстро сообразила, что не фабрику хочет он купить, а жениться на дочери фабриканта. Согласилась она, но поинтересовалась, а куда он Грушу денет? Князь сказал, что поженит Ивана с Грушей и построит им дом. Но Груша куда-то исчезла. Готовили свадьбу князя, а Иван тосковал по Груше. Гулял как-то по берегу, вдруг появилась Груша и повисла у него на шее.

Оборванная, грязная, на последнем месяце беременности, Груша исступленно повторяла, что убьет князеву невесту. Рассказала цыганка, что однажды князь пригласил ее покататься в карете, а сам обманул - увез ее в какой-то дом под присмотр трех девок. Но Груше удалось убежать от них. И вот она здесь. Груша умоляла Ивана убить ее, иначе она погубит невесту князя. Иван Грушу оттолкнул, и она упала в реку и утонула.

В монастырь

Побежал Иван, куда глаза глядят, и мерещилось ему, что Грушина душа за ним следом летит. Встретил по пути старика со старухой. Узнал от них, что сына их в рекруты забирают, и напросился вместо него. Пятнадцать лет воевал Иван на Кавказе. Краткое содержание повести «Очарованный странник» не сможет рассказать обо всех геройствах Ивана. Но в одном из сражений вызвался он переплыть реку под обстрелом горцев, чтобы навести мост. За это Ивана представили к награде и дали офицерский чин. Но это не принесло ему достатка. Ушел в отставку Иван, помыкался на конторской должности, а потом пошел в монастырь, где определили его кучером.

Так закончились Ивановы мытарства. Правда, в монастыре Ивану докучали поначалу бесы, но он противостоял им молитвами и постами. Читал «духовные книги» и пророчествовал о скорой войне. Отправил его игумен на Соловки богомольцем. В этой поездке он и встретился со своими слушателями. А о своей жизни он поведал им со всею откровенностью. Так закачивается последняя, двадцатая глава «Очарованного странника» и краткое содержание. Подробно узнать о герое, его злоключениях, переживаниях и мыслях можно только в оригинале.

Анализ произведения

Здесь мастерство рассказчика Лескова достигло высшей точки. И поскольку повествование ведется от первого лица, автор дал волю словесной изобретательности. События развиваются с захватывающей дух скоростью, автор рассказывает о них в быстром темпе, насыщая выразительными и живописными подробностями. Как можно было убедиться, ознакомившись с кратким содержанием, «Очарованный странник» Лескова - это полная необычных событий жизнь авантюриста поневоле. Хочет он того или нет, но он, как заколдованный, попадает из одного злоключения в другое.

Герой повести - выросший на барской конюшне крепостной крестьянин. Неуемная жизненная энергия этого «естественного человека» толкает его в самом начале жизни на безрассудные поступки. Природная сила, которая по его жилам «переливалась живчиком», роднит молодого Флягина с героями русских былин, сходство с которыми автор упомянул с первых строк. Таким образом Лесков отметил, что характер персонажа имеет корни в жизни и истории русского народа. Но богатырская сила долго дремлет в Иване Северьяныче и он до поры живет вне добра и зла, в его поступках проявляется беспечность, которая в итоге приводит к самым драматическим последствиям. Судя по всему, он особо ими не тяготится, но убиенный им монах является ему в сновидениях и предсказывает тяжелые испытания.

Осознание себя

«Очарованный богатырь» с присущим ему артистизмом выходит на более высокий уровень жития. Свойственное ему чувство прекрасного постепенно перерастает только внутренним переживанием, а обогащается горячими привязанностями ко всему, что вызывает у него любование. Эпизод, где он встречается с цыганкой Груней, прекрасно представляет развитие этих чувств. Знаток лошадей и ценитель их красоты, он открывает для себя совершенно новую «прекрасность» - красоту таланта и женщины. Очарование этой девушкой раскрыло полностью душу Ивана. И он стал понимать другого человека, чувствовать чужое страдание, научился проявлять братскую любовь и преданность. Он настолько тяжело пережил гибель Груши, что стал «другим человеком».

В этот, можно сказать, новый период жизни, на смену своеволию пришла целеустремленность, поднимая его на новую нравственную чистоту. Теперь Иван думает только о том, как отмолить свои грехи. Вместо новобранца он отправляется на Кавказ и доблестно служит. Но он еще недоволен собой. Напротив, в нем все громче звучит голос совести, и он чувствует себя «великим грешником». Он спокойно и просто говорит случайным попутчикам, что ему хочется «помереть за народ». Образ «очарованного богатыря», созданный автором, позволяет осмыслить будущее и настоящее народа. По мысли Лескова, народ - это младенец, имеющий неисчерпаемый запас сил, но едва выходящий на историческую сцену. Понятие «артистизм», которое автор употребил к своему герою, связано не только с природной его одаренностью, но и с крепостью характера, и пробуждением души. В понимании Лескова истинный художник - это человек, одолевший в себе примитивное «я», одним словом, поборовший в себе «зверя».

Жанрово-композиционные особенности

"Очарованный странник" — повесть сложного жанрового характера. Это произведение, в котором используются мотивы народного эпоса и древнерусских жизнеописаний. Это повесть-биография, составленная из нескольких отдельных эпизодов. Подобным образом строились жития святых, такой же принцип характерен и для приключенческих романов. Кстати, само название повести в первоначальном варианте было стилизовано под философские романы. Иван, подобно их персонажам, идет от греха к искуплению вины и покаянию. И как герой жития, Флягин уходит в монастырь. Но уход от житейских перипетий обретает далеко не предопределенный смысл, а почти бытовой: остался Иван «без крова и без пищи», «деться было некуда» и «пошел в монастырь». Монашество продиктовано не выбором героя, а житейской необходимостью. Собственно, и житиям святых известны неожиданные случаи Божьего промысла.

Также с житиями повесть сближают и видения героя. В одном из них была явлена Соловецкая обитель, куда направлялся герой. Об этом не упомянуто в кратком содержании «Очарованного странника». Подробно пророческие сны Флягина и «докучания бесов» отражены в оригинале повести. Еще один ключевой момент повести восходит к ветхозаветному рассказу - рождение Ивана по родительским молитвам, отсылая читателя к рождению долгожданного сына Сары и Авраама.

Жанрообразующими признаками приключенческого романа являются злоключения Флягина - его на каждом шагу подстерегают превратности судьбы. Он не может остановиться в какой-то одной роли - он и кучер, и невольник, объездчик лошадей и нянька, солдат и крепостной, что свойственно героям авантюрных романов. У него так же, как у них, нет своего дома, и он скитается по свету в поисках лучшей доли. Сближает автор своего героя и с былинными богатырями - здесь не только богатырская внешность героя, но и любовь к лошадям, и поединок с басурманином, и караковый жеребец, который скачет так, словно «едет по воздуху». Параллели, приводимые к краткого содержания повести - яркий тому образец) - это примеры «эпоса». Лесков сумел глубоко осознать противоречия русской жизни, проникнуть в особенности русского характера и живо запечатлеть духовную красоту русского народа, открыв новые перспективы в русской литературе.

Повесть Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник» была написана в 1872-1873 годах. Произведение вошло в цикл легенд автора, который был посвящен русским праведникам. «Очарованный странник» отличается сказовой формой повествования – Лесков имитирует устную речь персонажей, насыщая ее диалектизмами, просторечными словами и др.

Композиция повести состоит из 20 глав, первая из которых представляет собой экспозицию и пролог, следующие – повествование о жизни главного персонажа, написанное в стиле жития, включающего пересказ детства и судьбы героя, его борьбы с искушениями.

Главные герои

Флягин Иван Северьяныч (Голован) – главный герой произведения, монах «с небольшим лет за пятьдесят», бывший конэсер, рассказывающий историю своей жизни.

Грушенька – молодая цыганка, любившая князя, которую по ее же просьбе убил Иван Северьяныч. Голован был в нее безответно влюблен.

Другие герои

Граф и графиня – первые баяре Флягина из Орловской губернии.

Барин из Николаева , у которого Флягин служил нянькой маленькой дочери.

Мать девочки , которую нянчил Флягин и ее второй муж-офицер.

Князь – владелец суконной фабрики, у которого Флягин служил конэсером.

Евгенья Семеновна – любовница князя.

Глава первая

Пассажиры судна «плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму» с остановкой в Кореле. Среди путников заметной фигурой был монах, «богатырь-черноризец» – бывший конэсер, который был «в лошадях знаток» и имел дар «бешеного укротителя» .

Спутники поинтересовались, почему мужчина стал монахом, на что тот ответил, что многое в своей жизни делал по «родительскому обещанию» – «всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть» .

Глава вторая

«Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин» в сокращении рассказывает спутникам долгую историю своей жизни. Мужчина «родился в крепостном звании» и происходил «из дворовых людей графа К. из Орловской губернии» . Его отец был кучер Северьян. Мать Ивана умерла при родах, «оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован» . Мальчик много времени проводил у отца на конюшне, где и обучился ухаживать за лошадьми.

Со временем Ивана «подсадили форейтором» в шестерик, которым управлял его отец. Как-то, управляя шестеркой, герой по дороге, «смеха ради» , засек на смерть монаха. В ту же ночь умерший пришел к Головану в видении и сказал, что Иван был матерью «богу обещан» , а после пересказал ему «знамение»: «будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы» .

Через время, когда Иван ездил с графом и графиней в Воронеж, герой спас господ от гибели, чем заслужил особое расположение.

Глава третья

Голован завел в своей конюшне голубей, но кошка графини повадилась охотиться за птицами. Как-то, разозлившись, Иван избил животное, отрубив кошке хвост. Узнав о случившемся, герою назначили наказание «выпороть и потом с конюшни долой и в аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить» . Иван, для которого это наказание было невыносимым, решил покончить жизнь самоубийством, но мужчине не дал повеситься цыган-разбойник.

Глава четвертая

По просьбе цыгана Иван украл из барской конюшни двоих лошадей и, получив немного денег, пошел к «заседателю, чтобы объявиться, что он сбеглый» . Однако писарь за серебряный крест написал герою отпускной и посоветовал отправиться в Николаев.

В Николаеве некий барин нанял Ивана нянькой для своей маленькой дочери. Герой оказался хорошим воспитателем, заботился о девочке, внимательно следил за ее здоровьем, но сильно скучал. Как-то во время прогулки по лиману им встретилась мать девочки. Женщина начала со слезами просить Ивана отдать ей дочь. Герой отказывается, но та уговаривает его тайно от барина приводить девочку каждый день на это же место.

Глава пятая

В одну из встреч на лимане появляется нынешний муж женщины – офицер, и предлагает за ребенка выкуп. Герой снова отказывается и между мужчинами завязывается драка. Неожиданно появляется разгневанный барин с пистолетом. Иван отдает ребенка матери и сбегает. Офицер объясняет, что не может оставить Голована при себе, так как он безпаспортный, и герой угодит в степь.

На ярмарке в степи Иван становится свидетелем того, как известный степной коневод хан Джангар продает лучших своих лошадей. За белую кобылицу двое татаринов даже устроили дуэль – стегали друг друга плетьми.

Глава шестая

Последним на продажу вывели дорогого каракового жеребенка. Татарин Савакирей сразу выступил с тем, чтобы устроить дуэль – сечься с кем-то за этого жеребца. Иван вызвался выступить за одного из ремонтеров в дуэли с татарином и, используя «свою хитрую сноровку» , «запорол» Савакирея до смерти. Ивана хотели схватить за убийство, но герою удалось сбежать с азиатами в степь. Там он пробыл десять лет, занимаясь лечением людей и животных. Чтобы Иван не сбежал, татары его «подщетинили» – подрезали на пятках кожу, засыпали туда конских волос и зашили кожу. После этого герой долго не мог ходить, но со временем приноровился передвигаться на щиколотках.

Глава седьмая

Ивана отправили к хану Агашимоле. У героя, как и при предыдущем хане, было две жены-татарки «Наташи» , от которых также были дети. Однако к своим детям мужчина не испытывал родительских чувств, потому что они были некрещеные. Живя с татарами, мужчина очень сильно скучал по родине.

Глава восьмая

Иван Северьянович рассказывает, что к ним приезжали люди разных религий, пытаясь проповедовать татарам, однако те убивали «мисанеров» . «Азията в веру приводить надо со страхом, чтобы он трясся от перепуга, а они им бога смирного проповедывают» . «Азият смирного бога без угрозы ни за что не уважит и проповедников побьет» .

В степь приезжали и русские миссионеры, но не захотели выкупить Голована у татар. Когда через время одного из них убивают, Иван хоронит его по христианскому обычаю.

Глава девятая

Как-то к татарам приехали люди из Хивы для того, чтобы купить лошадей. Для запугивания степных жителей (чтобы те их не убили), гости показали могущество своего огненного бога – Талафы, подожгли степь и, пока татары поняли, что произошло, скрылись. Приезжие забыли ящик, в котором Иван нашел обычные фейерверки. Назвавшись сам Талафой, герой начинает пугать татар огнем и заставляет принять их христианскую веру. Кроме того, Иван нашел в ящике едкую землю, которой вытравил вживленную в пятки конскую щетину. Когда ноги зажили, он запустил большой фейерверк и незаметно сбежал.

Выйдя через несколько дней к русским, Иван переночевал у них только ночь, а после пошел дальше, так как они не хотели принимать человека без паспорта. В Астрахани, начав сильно пить, герой попадает в острог, откуда его отправили в родную губернию. Дома овдовевший богомольный граф выдал Ивану паспорт и отпустил «на оброк» .

Глава десятая

Иван начал ходить по ярмаркам и советовать простым людям, как выбрать хорошую лошадь, за что те его угощали или благодарили деньгами. Когда его «слава по ярмаркам прогремела» , пришел к герою князь с просьбой раскрыть свой секрет. Иван пытался обучить его своему таланту, но князь вскоре понял, что это особый дар и нанял Ивана на три года к себе конэсером. Периодически у героя случаются «выходы» – мужчина сильно пил, хотя и хотел с этим покончить.

Глава одиннадцатая

Однажды, когда князя не было, Иван снова пошел пить в трактир. Герой очень переживал, так как у него с собой были деньги барина. В трактире Иван знакомится с человеком, у которого был особый талант – «магнетизм»: он мог с любого другого человека «запойную страсть в одну минуту свести» . Иван попросил его избавить от зависимости. Человек, гипнотизируя Голована, заставляет его сильно напиться. Уже совсем пьяных мужчин выставляют из трактира.

Глава двенадцатая

От действий «магнетизера» Ивану начали мерещиться «мерзкие рожи на ножках» , а когда видение прошло, мужчина бросил героя одного. Голован, не зная, где находится, решил постучаться в первый попавшийся дом.

Глава тринадцатая

Ивану отворил двери цыган, и герой оказался в еще одном трактире. Голован засматривается на молодую цыганку – певунью Грушеньку, и спускает на нее все деньги князя.

Глава четырнадцатая

После помощи магнетизера Иван больше не пил. Князь, узнав, что Иван потратил его деньги, сначала рассердился, а после успокоился и рассказал, что за «эту Грушу в табор полсотни тысяч отдал» , лишь бы она с ним была. Теперь же цыганка живет у него в доме.

Глава пятнадцатая

Князь, устраивая собственные дела, все реже бывал дома, с Грушей. Девушка скучала и ревновала, а Иван как мог ее развлекал и утешал. Всем кроме Груши было известно, что в городе у князя была «другая любовь – из благородных, секретарская дочка Евгенья Семеновна» , у которой от князя была дочь Людочка.

Как-то Иван приехал в город и остановился у Евгении Семеновны, в тот же день сюда наведался князь.

Глава шестнадцатая

Случайно Иван оказался в гардеробной, где, прячась, подслушал разговор князя и Евгении Семеновны. Князь сообщил женщине, что хочет купить суконную фабрику и собирается скоро жениться. Грушеньку же, о которой мужчина совсем забыл, планирует выдать за Ивана Северьяныча.

Головин занимался делами фабрики, поэтому долго не виделся с Грушенькой. Вернувшись назад, узнал, что девушку куда-то увез князь.

Глава семнадцатая

Накануне свадьбы князя Грушенька появляется («сюда умереть вырвалась»). Девушка рассказывает Ивану, что князь в «крепкое место упрятал и сторожей настановил, чтобы строго мою красоту стеречь» , но она сбежала.

Глава восемнадцатая

Как оказалось, князь тайно вывез Грушеньку в лес на пчельню, приставив к девушке троих «молодых здоровых девок-однодворок» , следивших за тем, чтобы цыганка никуда не сбежала. Но как-то, играя с ними в жмурки, Грушеньке удалось их обмануть – так она и вернулась.

Иван пытается отговорить девушку от самоубийства, но она заверила, что не сможет жить после свадьбы князя – будет страдать еще сильнее. Цыганка попросила убить ее, пригрозив: “Не убьешь, – говорит, – меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной”. И Головин, столкнув Грушеньку в воду, исполнил ее просьбу.

Глава девятнадцатая

Головин, «сам себя не понимая» бежал от того места. По дороге ему встретился старичок – его семья сильно печалилась, что их сына забирают в рекруты. Пожалев стариков, Иван пошел в рекруты вместо их сына. Попросив, чтобы его отправили воевать на Кавказ, Головин пробыл там 15 лет. Отличившись в одном из сражений, Иван на похвалы полковника ответил: «Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет» и рассказал свою историю.

За отличие в бою Ивана назначили офицером и отправили с орденом святого Георгия в Петербург в отставку. Служба в адресном столе у него не заладилась, поэтому Иван решил пойти в артисты. Однако из труппы его скоро выгнали, за то, что он вступился за молоденькую актрису, ударив обидчика.

После этого Иван решает пойти в монастырь. Сейчас он живет в послушании, не считая себя достойным для старшего пострига.

Глава двадцатая

В конце спутники поинтересовались у Ивана: как ему живется в монастыре, не искушал ли его бес. Герой ответил, что искушал, появляясь в образе Грушеньки, но он его уже окончательно преодолел. Как-то Голован зарубил явившегося беса, но тот оказался коровой, а в другой раз из-за бесов мужчина сбил все свечи возле иконы. За это Ивана посадили в погреб, где у героя открылся дар пророчества. На корабле Голован едет «на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию» , чтобы перед смертью им поклониться, а после собирается на войну.

«Очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом» .

Заключение

В «Очарованном страннике» Лесков изобразил целую галерею ярких самобытных русских характеров, сгруппировав образы вокруг двух центральных тем – темы «странничества» и темы «очарования». На протяжении всей своей жизни главный герой повести – Иван Северьяныч Флягин через странствия старался постичь «красоту совершенную» (очарование жизни), находя ее во всем – то в лошадях, то в прекрасной Грушеньке, а в конце – в образе Родины, за которую собирается идти воевать.

Образом Флягина Лесков показывает духовное взросление человека, его становление и понимание мира (очарование окружающим миром). Автор изобразил перед нами настоящего русского праведника, провидца, «провещания» которого «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Тест по повести

После прочтения краткого содержания повести Лескова «Очарованный странник» рекомендуем пройти этот небольшой тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 4604.

Путешественники встретили монаха, рассказывающего о пережитых им приключениях, муках и испытаниях перед отправлением в монастырь.

Глава первая

Во время путешествия на пароходе по Ладожскому озеру путешественники вместе с рассказчиком оказались в поселке Корела. При продолжении путешествия спутники стали говорить об этом старом и весьма бедном русском городке.

Один собеседник, любивший философствовать, отметил, что плохих людей необходимо направлять не в Сибирь, а в этот городок. Это станет выгоднее для государства в финансовом плане. Другой заявил, что проживающий в этом месте дьяк быстро устал от царящих в этом городе апатии и скуки. Он повесился. Философ сказал, что он правильно поступил. Однако его собеседник, приверженец религии, заявил, что самоубийца будет мучиться на том свете, так как тут за него никто не будет молиться.

За дьяка, покончившего жизнь самоубийством, заступился пассажир. Он был молчаливым, могучим, с сединой человеком пятидесяти лет. Он носил одежду послушника.

Он оказался богатырем, который напоминал Илью Муромца с картины Верещагина.

Он поведал о попе московской епархии, молившемся за покончивших жизнь самоубийством. Этим он содействует улучшению их положения в аду. За пьянство патриарх собирался изгнать попа. Однако его заступником стал преподобный Сергий, который два раза приснился владыке.

Потом пассажиры стали спросили у нового собеседника про его жизнь. В ходе его рассказа им стало известно, что их собеседник служил конэсером. Он отбирал и занимался укрощением лошадей для армии. к ним у них был особый подход. Стало очевидным, что он провел длительную и интересную жизнь. Пассажиры уговорили его поведать им собственную историю жизни.

Главы вторая - пятая

Иван Северьяныч Флягин появился на свет крепостным в Орловской губернии в поместье состоятельного графа. Этот граф занимался разведением лошадей. Родитель Ивана работал у него кучером. Иван был единственным ребенком, вымоленным матерью у Бога, которая умерла после его рождения. Мальчик появился на свет с очень большой головой. Из-за этого во дворе его прозвали Голованом.

В раннем детстве Иван находился в конюшне и поэтому очень любил лошадей. Когда ему исполнилось одиннадцать лет, он стал форейтором на шестерке, которой управлял его отец. В обязанности мальчика входило кричать, чтобы прогонять людей с дороги. Тех, кто зазевался, он бил кнутом.

Как-то отец с сыном везли хозяина в гости и проезжали монастырь. Иван ударил кнутом монаха, который заснул на возу. Монах испугался, выпал из телеги. Лошади понесли, и монах погиб под колесами. Той же ночью мальчику приснился монах и сообщил, что его мать, вымолив его у Бога, дала обещание отдать сына ему. Поэтому он приказал Ивану отправляться в монастырь.

Мальчик не поверил словам монаха. Однако в скором времени наступила его первая погибель. По пути в Воронеж кони и экипаж графа едва не упала в бездонную пропасть. Ивану удалось удержать лошадей. Сам он оказался под обрывом, но он выжил.

За то, что мальчик спас его, граф захотел дать ему награду. Иван не попросился в монастырь, а выбрал гармошку, на которой не научился играть.

В скором времени у Ивана появилось два голубя. У этих голубей были птенцы, которых стала таскать кошка. Мальчик отловил кошку, высек ее, обрубил ей хвост, который повесил над собственным окном. Хозяйкой кошки оказалась любимая горничная графини. Эта горничная пришла к Ивану и стала ругаться. Тот ударил ее метлой. За это его выпороли на конюшне и сослали дробить камень, используемый для садовых дорожек.

Иван занимался дроблением камня столько, что на коленях у него появились наросты. Парню надоели насмешки по поводу его осуждения за кошкин хвост. Он принял решение повеситься в находящемся рядом осиновом лесу. Но не успел он повиснуть в петле, как появившийся откуда-то цыган перерезал веревку. Цыган сделал предложение Ивану стать вором вместе с ним. Парень согласился.

Чтобы парень не передумал, цыган велел ему похитить лошадей из конюшни графа. За коней получили много денег. Однако Ивану достался лишь серебряный рубль. Из-за этого он поссорился с цыганом и принял решение сдаться властям. Он обратился к хитрому писарю. Он выправил парню пропуск и дал совет отправляться в Николаев, в котором было большое количество работы. За это Иван заплатил ему один рубль и отдал нательный крест из серебра.

Прибыв в Николаев, парень оказался у барина-поляка. Его супруга убежала с военным, оставив дочь грудного возраста. Именно за этой дочерью Иван должен был ухаживать. За двенадцать месяцев парень полюбил ребенка. Как-то он заметил, что у ребенка ноги колесом. Врач сказал, что необходимо зарывать девочку в теплый песок.

Парень стал носить девочку на берег. На берегу ему вновь явился монах, позвал куда-то, стал показывать огромный монастырь, степь, диких людей. Он ласково проговорил, что Ивану надо будет еще многое вынести. Придя в себя, парень обнаружил, что неизвестная женщина целовала девочку. Эта дама была ее матерью. Иван не дал ей забрать ребенка, но позволил им тайно видеться.

Женщина поведала, что мачеха силой отдала ее замуж. Первого супруга дама не любила, а второго любит, так как он ласков с ней. Когда пришла пора отъезда женщины, она предлагала парню за ребенка много денег. Но Иван отказался.

Тут появился сожитель женщины. Парню захотелось его ударить. Он снова отказался от предлагаемых денег. Сожитель сделал попытку забрать ребенка. Сначала Иван не позволил этого сделать. Но потом сжалился. Тут же явился барин, в руках у которого был пистолет. Иван был вынужден отбыть вместе с женщиной и ее сожителем, отдав барину собственный паспорт.

В Пензе сожитель сообщил, что является военным, поэтому беглый крепостной жить у него не мог. Он дал парню денег и тот ушел. Иван принял решение сдаться властям. Но для начала посетил трактир, попил чаю. Потом он оказался на берегу Суры. Здесь торговали превосходными лошадьми. За одну из кобыл решили драться два состоятельных татарина.

Знакомый разъяснил Ивану особенности татарской борьбы. У парня появилось желание принять участие в борьбе.

Главы шестая - девятая

За очередного коня решил поспорить сожитель. Иван бился вместо него и до смерти забил татарина плетью. За это русские собирались бросить его в тюрьму. Однако татары увезли парня в степь.

Иван жил там на протяжении десяти лет, был лекарем для людей и лошадей. Заскучав по родной стороне, парень пожелал уйти. Но его отловили, за надрезанную кожу на ступнях набили конского волоса и зашили. После того, как зажило, парень не мог хорошо ходить. Он вынужден был оставаться в степи.

Сначала парень жил в одной орде. Там он обзавелся собственной юртой, двумя женами и детьми. Затем он лечил жену хана по соседству и остался у него. Здесь у него было еще две жены. К собственному многочисленному потомству Иван не питал отеческих чувств, так как их вера отличалась от его веры. За прожитое время в степях он испытывал сильную тоску по дому.

Спустя время Иван потерял надежду вернуться домой. Как-то в степи появились два священника. Они собирались обращать татарское население в христианство. Иван обратился к ним за помощью, но они не захотели лезть в дела татар. Позднее Иван обнаружил мертвое тело одного из священников и похоронил его. Другого священника никто больше не видел.

Через год в орду пришли два человека, одетые в чалмы и яркие халаты. Они явились из Хивы, собирались покупать лошадей и настроить татар против русского народа. Во избежание ограбления и убийства они стали пугать татар богом Талафой, давшим им огонь.

Как-то ночью эти люди устроили представление с использованием огня. Это испугало коней, которые разбежались. Татарские мужчины кинулись ловить лошадей. В стане оставались лишь дети, старики и женщины. Иван вышел из юрты и увидел, что людей пугали фейерверками. Он отыскал солидный запас фейерверков, стал запускать их. Это так сильно напугало татар, что они дали согласие на крещение.

Тут же Иван нашел особую землю, которая помогла вылечить ему ноги. Он запустил для страха фейерверк и отправился в сторону дома.

Через три дня он оказался у Каспийского моря. Оттуда он перебрался в Астрахань, нанялся на работу, получил рубль и стал сильно пить. В себя он пришел в тюрьме. Из нее его отослали в родное имение. Отец Илья не захотел проводить исповедь и причастие Ивана, потому что тот жил в степи во грехе. Граф, который после кончины супруги стал богомольным, не желал иметь при себе не причащённого человека. Он дважды выпорол Ивана, вернул ему паспорт, потом отпустил.

Главы десятая - четырнадцатая

Иван покинул имение и оказался на ярмарке. Там он увидел, что цыган хочет продать плохую лошадь крестьянину. Иван был обижен на цыган, поэтому оказал помощь мужику. С данного момента он ходил по ярмарке, помогал бедным людям и со временем стал угрозой для всех цыган и барышников.

Ивана один князь просил рассказать секрет, как он проводил отбор лошадей. Иван стал рассказывать ему, чем отличается хорошая лошадь. Однако князь ничего не мог запомнить и уяснить. Поэтому позвал Ивана работать к себе конэсером.

Иван на протяжении трех лет прожил у него, отбирая лошадей для армии. Когда князь проигрывал деньги и просил казенные средства у Ивана, чтобы отыграться, тот ему не давал. Князь поначалу сердился, но спустя время благодарил служащего за верность. Когда Иван уходил в загул сам, он передавал средства на сохранение князю.

Как-то раз князь отбыл на ярмарку и в скором времени приказал отправить туда кобылу, весьма понравившуюся Ивану. Служащий так огорчился, что решил запить. Но не было никого, кому можно было оставить казенные средства. На протяжении нескольких дней Иван маялся, пока не сходил на обедню и не помолился. После этого ему стало легче, и он пошел в трактир пить чай. Там он встретил нищего. Нищий выпрашивал водку и для потехи в качестве закуски использовал рюмку.

Ивану стало жалко его, он купил ему графин водки и дал совет бросить пьянствовать. Нищий заявил, что он не может бросить пить из-за своих христианских чувств.

Нищий продемонстрировал Ивану свою способность трезветь мгновенно и пообещал избавить его от запойной страсти. Он заставлял Ивана выпивать одну рюмку за другой, совершая над каждой определенные движения руками.

Таким образом лечил он Ивана до самого вечера. Иван сохранял при этом здравый ум и регулярно проверял сохранность казенных средств, которые находились у него за пазухой. В итоге собутыльники поругались. Для нищего любовь являлась священным чувством, а для Ивана это был пустяк. Их выгнали из кабака, и они оказались в месте, где присутствовало большое количество цыган.

Здесь Ивану приглянулась цыганка Груша. Поэтому он кинул к ее ногам все деньги, что у него были.

Главы пятнадцатая - восемнадцатая

Когда Иван протрезвел, он узнал, что его собутыльник скончался из-за пьянства. А сам Иван с того времени больше водку не пил. Хозяину он рассказал правду, что отдал казну цыганке. После этого у него началась белая горячка.

Придя в себя, Ивану стало известно, что его хозяин заложил все собственное имущество для выкупа из табора цыганки Груши.

Цыганка очень скоро полюбила князя. Однако хозяин Ивана, получив, что хотел, стал тяготиться обществом цыганки. Он больше не замечал ее красоты. Иван сдружился с девушкой и испытывал к ней сильную жалость.

С того времени, как Груша забеременела, князь стал раздражаться по поводу собственной бедности. Он принимался то за одно, то за другое дело. Однако терпел одни убытки. Через некоторое время цыганка стала подозревать, что князь имеет любовницу. Она отправила Ивана узнать правду в город.

Иван приехал к прежней графской любовнице, которая родила графу ребенка, и оказался нечаянным свидетелем их беседы. Князь просил у любовницы денег взаймы, чтобы арендовать фабрику сукна, стать фабрикантом и взять в жены богатую наследницу. Цыганку он хотел отдать в жены Ивану.

Женщина до сих пор любила князя. Поэтому, заложив подаренный им дом, дала ему деньги. В скором времени хозяин Ивана посватался к дочери предводителя. Иван вернулся с ярмарки, увидел, что в доме готовились к свадьбе. А цыганка пропала.

Иван подумал, что хозяин убил Грушу и закопал в лесу. Он стал искать тело девушки. И как-то раз увидел у реки живую цыганку. Она поведала, что князь закрыл ее в доме в лесу. Ее охраняли три огромные девицы. Однако Груша сбежала от них. Иван сделал предложение девушке жить совместно в качестве брата и сестры. Но цыганка не согласилась.

Цыганка переживала, что не сможет сдержаться и погубит невесту князя. Поэтому она вынудила Ивана дать клятву, что убьет ее. Она угрожала, что будет самой стыдной женщиной. Иван не выдержал и столкнул Грушу с обрыва.

Главы девятнадцатая - двадцатая

Иван сбежал и долгое время скитался. До того времени, когда цыганка явилась к нему в образе девочки с крылышками. Она указала ему дорогу. На данной дороге Ивану повстречались два старика. У них забирали единственного сына в солдаты. Иван дал согласие отправиться служить вместо их сына. Старики сделали Ивану новый паспорт, и его теперь звали Петр Сердюков.

Оказавшись в армии, по просьбе Ивана, он отправился на Кавказ. Там он отслужил свыше пятнадцати лет. Иван поведал полковнику о собственной жизни. Тот отправил запрос, чтобы узнать правду об убийстве цыганки Груши. В ответе значилось, что никакого убийства не было, а Иван Флягин умер.

Полковник подумал, что Иван помутился разумом, повысил его до офицера и дал отставку. Приложив письмо для большого человека в Петербурге. Там Иван выдавал справки в адресном столе. Однако его карьера не удалась.

Пошел Иван артистом. Он изображал демона, но заступившись за молодую актрису, был выгнан оттуда. Ему некуда было податься, и он отправился в монастырь. Там он получил имя отец Измаил и ухаживал за лошадьми.

Путешественники стали задавать вопрос. Искушает ли Ивана бес. Тот ответил, что существовал бес, который прикидывался цыганкой Грушей. Старец обучил его, как прогонять беса при помощи молитвы.

Ивану удалось избавиться от беса, однако стали являться мелкие бесенята. По этой причине Иван нечаянно убил корову, которая принадлежала монастырю. Он принял ее в темноте за черта. За все его прегрешения он был заперт игуменом в погребе и молол соль все лето.

Там он прочитал большое количество газет, стал пророчествовать и предрек скорую войну. Его перевели в пустую избу. Там Иван провел зиму. К нему вызвали врача, но он не понял, являлся тот пророком или сумасшедшим. Поэтому дал совет отпустить его пробегаться.

На пароход Иван попал. Добираясь на богомолье. Он поверил в возможную войну и хотел отправиться в армию, дабы умереть за народ. Поведав свою историю, странник стал задумчивым. Пассажиры не решались более задавать ему вопросы.