Легенды и реальные истории про снежного человека. На дороге из ниоткуда в никуда

События в ауле Шубурум показались, видимо, настолько значительными и ошеломляющими, что ими заинтересовались самые разные люди из самых разных мест, близких и дальних. И сегодня сюда привалило столько народу, сколько за все годы не собиралось кунаков: паломники на святую могилу Адама, любопытные туристы, прослышавшие про удивительный аул в поднебесье, целый отряд ученых и специалистов по снежным людям - хорошо организованная и богато снаряженная экспедиция; оказались здесь и ревизоры, приехавшие выяснить, какой ущерб причинил колхозному складу снежный человек; прибыли и представители охраны общественного порядка, которые, впрочем, собирались ловить не снежного человека, а бежавшего из заключения убийцу… Никогда еще не было в Шубуруме такого оживления. Дети совсем сбились с ног: нужно было везде поспеть, все посмотреть, заглянуть в окна сельсовета и колхозного правления, обсудить одежду, очки, машины ученых, выклянчить у них значок или марку для коллекции, побывать у святой могилы, подивиться на туристов с фотоаппаратами и биноклями…

Казалось, приезжих в ауле больше, чем коренных жителей: еще вчера ночью многие покинули Шубурум. Теперь не было недостатка в свободных помещениях, и Мухтар с Чамсуллой радушно встречали приезжих, не спрашивая, кто и зачем прибыл, а просто отводили в пустые сакли, говоря: «Добро пожаловать, устраивайтесь и живите, сколько угодно; мы давно ждем вас, редко у нас бывают такие почтенные люди!» Ничего не поделаешь: таков обычай горского гостеприимства… А тем, кто прибыл ловить снежного человека, Чамсулла и Мухтар говорили: «Надеемся, вам будет сопутствовать удача и вы поймаете этого снежного шайтана; пожалуйста, он к вашим услугам, он в наших горах - сами видели и слышали его крик. Избавьте от него: это из-за каптара люди преждевременно покинули сакли… Впрочем, когда-нибудь это все равно должно было случиться, перед ветром времени не может устоять прошлое… Как ни жаль, а расставаться с горами надо!»

Чамсулла и Мухтар стояли с почтенными гостями возле сельсовета, когда все обратили внимание на странную процессию: это возвращались, тащились, едва передвигая ноги, бравые смельчаки, первые охотники на каптара. Али-Хужа шел впереди с перевязанной головой, припадая на одну ногу; он выглядел самым бравым из всех и даже нес на плече два охотничьих ружья, но еще никогда шубурумцы не видали старика таким мрачным… За ним тащились усталые, измученные, изодранные и покалеченные, голодные и продрогшие Кара-Хартум и Касум, неся на самодельных носилках Хамзата с окровавленным лицом. «Ого! - подумал Мухтар. - Здорово ж их разделал каптар!»

А между тем каптар был здесь ни при чем… Той же ночью, когда повстречали и ранили Хажи-Бекира, они в сакле на Шайтан-перевале почувствовали неладкое: кто-то не раз подходил к двери и вроде бы принюхивался. Охотники выскочили наружу - на снегу отчетливо виднелись звериные следы! Побежали по следам, обогнули саклю, думали увидеть каптара, а увидали горящие глаза черной волчицы, готовой броситься на любую жертву: зима в том году была для зверя голодной, и живот волчицы присох к ее хребту. И тут… Говорят, в каждой стране есть верста плохой дороги, а у каждого храбреца - минута трусости! И тут бесстрашный, неутомимый охотник Кара-Хартум вдруг вскрикнул заячьим голосом и бросился бежать. Волчица кинулась за ним, друзья поспешили на выручку; в смятении и суматохе борьбы Али-Хужа сорвался с обрыва, ушиб голову, вывихнул ногу… Все же Касум поразил волчицу Мухтаровым кинжалом. Содрали шкуру, вытряхнули все остальное. Но теперь начался спор из-за шкуры. «Шкура моя! - яростно кричал Кара-Хартум. - Я хорошо знаю эту волчицу. Я ее три месяца выслеживал!» - «Так почему ж ты удирал?!» - возмутился Али-Хужа. «А вы подумали, что я испугался?! Ха-ха-ха! Просто я хотел увести волчицу в сторону. Нельзя же стрелять, когда вы все в куче возле нее!» - «Хватит! - крикнул Али-Хужа. - Шкура моя: я больше вас пострадал на этой проклятой охоте».

Пока Али-Хужа и охотник тянули друг у друга из рук шкуру, Хамзат и Касум поспорили на иные темы; об Айшат и о любви. И так любовно в пылу спора стали тузить друг друга кулаками, норовя попасть по единственному не прикрытому полушубком месту - по лицу, что свалились с того же самого обрыва, с которого падал и Али-Хужа. Впрочем, по молодости лет пострадали меньше… Однако Хамзат заявил, что двигаться не может, и Касуму с Кара-Хартумом пришлось тащить его на самодельных носилках; кто знает, может, Хамзат мстил за поражение Касуму тем, что заставил нести себя? Ревность и месть изобретательны, а на шубурумских высотах особенно!

Когда они вступили в аул, со всех сторон сбежались люди, думая, что несут связанного каптара. Но увидели избитое лицо ветеринара и отвернулись с разочарованием, словно Хамзат не стоил и мизинца каптара! Вот до чего дожили шубурумцы: теперь их ценили меньше снежного человека!

Слух о неудачной охоте на каптара разлетелся по аулу - и еще несколько семей стали укладывать вещи, чтобы спуститься с проклятых высот в благословенную долину, где нет снежных людей и много плодородной земли. На, этот раз Мухтар и Чамсулла не препятствовали тем, кто хотел покинуть уже многими покинутый аул: после долгих переговоров и просьб шубурумцам разрешили переселяться на плато в горах Чика-Сизул-Меэр, где строится самая крупная гидростанция Сулакского каскада - Чиркейская - и уже вырос поселок двух- и трехэтажных городских домов.

Только одна Хева жила в сакле Адама без тревог и волнений, никуда не собираясь переезжать. Да и что ей волноваться? У нее все запасено на зиму: сушеное мясо, и мука в мешках, и дрова саженями во дворе, и картошка в погребе под соломой; кончится это - принесут снова. А взамен надо только рассказывать людям о святости ее второго мужа, своего любимого, дорогого, обожаемого, как она теперь говорит, Адама, что так безвременно ушел от нее: видно, аллаху он был нужнее! И скучать ей некогда: всегда народ, рассказы, новости… Сегодня она прибирала в комнатах, готовилась принять новых паломников на святую могилу. Хажи-Бекира она теперь и вовсе ни во что не ставила. «В сравнении с Адамом это был сущий дьявол! - говорила она. - Будь он проклят, что поднял руку на Адама! Разве можно обидеть такого ангела?»

Она прибирала в гостиной, когда перед ней предстал Адам.

Сначала Хева даже не обратила внимания и только, как обычно, проговорила:

Заходите, заходите, гости дорогие. Да услышит вас аллах!

Ну, я не гость, я твой муж, Хева! Разве не узнаешь? - ответил Адам, стараясь говорить потише, чтоб не испугать.

Хева глянула и обомлела. Хотела закричать - голоса нет; закрыла руками лицо, забормотала что-то вроде «астахпируллах, астахпируллах», - видно, паломники успели кое-чему научить из Корана. Отняла руки, снова взглянула с ужасом и недоумением на улыбающегося Адама.

Какой я гость? Я хозяин, жена!

Я Адам, хромой, горбатый, писклявый Адам, твой муж!

Зачем, зачем…

Зачем ты вернулся оттуда? Кто тебя звал?

Молитвы твои и твоих паломников, Хева.

Ты же умер! Тебя хоронили…

Эх, Хева! Сейчас ты все равно не поймешь… Поставь лучше хинкал да пожирнее выбери грудинку, - сказал Адам и спокойно устроился на тахте: подложил поудобнее подушки и развалился, будто косарь на сенокосе в обеденный час. - Эх, и хорошо дома! - промолвил он блаженно и тут же захрапел на весь дом: словно бегемот полоскал рот.

Хеве казалось, что она сошла с ума. Бледная, она то застывала на месте, то металась по комнате, хватая и тут же выпуская вещи. Думала: уж не спит ли? Но пыталась проснуться и не могла! Выскочила на веранду, посмотрела вокруг: нет, ничего не изменилось в мире: горы, покрытые снегом, скалы, земля, солнце светит. Ущипнула себя - и охнула от боли. Вернулась в комнату: нет, привидение не исчезло, лежало на тахте и храпело так, что тонко позвякивала посуда. Тихо подошла к тахте, нагнулась, всмотрелась: нет сомнений, Адам! Осторожно дотронулась: теплый, плотный, телесный, а не бестелесный… Опять вышла и опять вернулась. Он не исчезал: Адам лежал в теплой комнате на тахте в своей сакле! «Может, после хинкала с грудинкой исчезнет?» - совсем уж странно подумалось Хеве: нет, она не могла и в мыслях допустить, что Адам вернулся с того света навсегда… «Надо поскорее приготовить ему хинкал, он же просил!» - подумала Хева и выбрала самую жирную грудинку: ей впервые довелось угощать святого!

Возвращаясь из небытия к людям, Адам и Хажи-Бекир шли рядом и дружески беседовали, словно между ними никогда не пробегала ни черная, ни серая кошка. К Шубуруму они поднялись с востока, и здесь, на окраине, у самой развилки дорог, Адам увидал квадратное строение из тесаного камня с куполом-луковкой, увенчанной шаром; возле него многие люди то молились на ковриках, то сидели, перебирая четки, несмотря на мороз и снег.

Что, объявился новый шейх? - удивился Адам.

Да, - улыбнулся Хажи-Бекир. - Можешь радоваться.

Да ведь этот святой - ты!

Как это я?!

Здесь твоя могила.

Моя могила? И это ты, конечно, поторопился вырыть мне могилу?

В Шубуруме нет другого могильщика…

Адам вдруг ухмыльнулся:

А если объявить паломникам, что я жив, а?

Не поверят.

Пожалуй, ты прав… Они так увлечены своим делом, что, наверное, им все равно, кто тут похоронен: то ли шейх, то ли Шахназар, то ли кости его лошади и моя папаха… А все-таки приятно…

Что тебе приятно?

Да вот так постоять перед своей могилой и поглядеть на людей, которые восторженно чтят мою память. Уверен, когда я умру на самом деле, такого почета не будет…

Нет, нет, ради аллаха, не помирай! И вообще человеку положено помирать один раз, два раза умирать - это уже смешно!

Гм, да. Ты прав.

И мне ты нужен живой, а не мертвый! Пошли! Не мешай людям молиться.

Все-таки надо им сказать!

Нет, нет! Это будет кощунством, осквернением могилы святого Адама.

Ну, я еще не покойник!

Ну, знаешь, от их кулаков можешь стать и покойником, если рассердишь.

Неужели они предпочитают меня не живым, а мертвым?!

Такова наша вера: при жизни человек не дороже муравья… Ну, пошли, пошли, паломники уже косо поглядывают, думают, что мы смеемся над ними.

Да как же не смеяться?! Меня, сельского парикмахера, люди считали каптаром, когда вот они - целое стадо каптаров!

Адам не хотел идти, собирался еще рассуждать, но Хажи-Бекир силой оттащил парикмахера от его могилы и повлек в аул. Однако когда поравнялись с воротами его сакли, Адам уперся и решительно отказался идти дальше. Хажи-Бекир умолял Адама сначала объявиться в сельсовете; парикмахер был неумолим.

Кому надо, пусть придут ко мне, - гордо заявил он и ушел.

Адам звал к себе Хажи-Бекира, но тот лишь покачал головой; он не хотел встречаться с Хевой; в конце концов это она чуть не отдала его на самосуд разъяренной толпы…

И Хажи-Бекир один пошел прямо в сельсовет.

На площади толпился народ. Айшат еще суетилась: перевязывала раны отважным охотникам на каптара. Хамзат едва не вскочил с носилок, увидав, как заботливо и даже нежно перевязывает Айшат лицо Касума. Может, он все же поднялся бы, чтоб ударить корреспондента, но тут появился Хажи-Бекир. Могильщика сразу окружили блюстители общественного порядка и сказали, что он арестован именем закона.

За что? - громко спросил могильщик.

За убийство парикмахера Адама! - сказал, подойдя, Мухтар.

А если я не убивал? - улыбнулся Хажи-Бекир.

Бегством из тюрьмы ты сам доказал свою вину. Уведите!

Нет, нет, постойте! Ха-ха-ха… Адам жив! - крикнул, торжествуя, Хажи-Бекир.

Как это - жив?! - зашумели кругом. - Мы сами его хоронили! Чего он нас дурачит?! Просто он с ума сошел!

Похохатывая, Хажи-Бекир рассказал все: что только сейчас он проводил Адама целым и невредимым в его саклю, что каптара нет и не было, а была месть Адама насмешникам и озорникам, что слухи о снежном человеке просто досужий вымысел болтунов и сплетников… Его слушали разинув рты.

А крик? - спросил кто-то. - У Адама был тонкий, писклявый голосок…

Да, все может быть, - глубокомысленно заметил Али-Хужа. - Я сам своими глазами видел, как без наседки выводят цыплят!

Нет, все-таки никто не хотел верить.

Да что слушать его сказки! Пошли к Адаму! Да держите покрепче этого враля, чтоб опять не убежал!

Теперь-то я не убегу, дудки! - захохотал Хажи-Бекир.

На шум из сакли вышла испуганная Хева и сказала?

Он спит, потише, пожалуйста!

Она с детства привыкла благоговеть перед святыми.

Разбуди! Немедленно! - заревела толпа.

И вот на веранду вышел, недовольно морщась, заспанный Адам.

Вах, вах, вах! - закричали в толпе. - Он живой! На самом деле живой! Это Адам! Да, да, наш Адам!

В чем дело? - спросил парикмахер, остановившись у перил и заложив руки за спину; он все еще торжествовал победу над аулом. - Что, почуяли запах хинкала, который приготовила моя Хева? Добро пожаловать, прошу на хинкал! Только не забудьте принести вина…

Оцепенелые, ошалелые, растерянные, окаменевшие от удивления стояли шубурумцы перед саклей Адама: никогда не слышали они, чтоб Адам говорил так четко, мужественно, членораздельно.

А крик? - вспомнил кто-то. - Крик каптара! Пусть закричит!

Кричать Адам не хотел: в этом ему почудилась насмешка - мол, опять издеваются! Требуют, чтоб изображал каптара для их развлечения… Но Хажи-Бекир пал на колени, умоляя:

Не подводи, будь другом! Они же не верят мне, думают, что вру! Я же не требую, чтоб ты сказал те проклятые слова, начало всех моих бед…

Наконец Адам уступил; парикмахер зажал ладонями собственные уши, закинул голову, раскрыл рот - и громовый рев пронесся по Шубуруму! Отозвались скалы, горное эхо пошло блуждать и перекликаться; дети ткнулись головами в материнские подолы и зарыдали; женщины в страхе прижались к мужьям, ища защиты.

Так все убедились, что миф о снежном человеке лопнул, как не в меру надутый овечий пузырь.

И пожалуй, самое жестокое разочарование пришлось на долго ветеринарного врача Хамзата: некого ловить в окрестных горах, ибо нет никакого каптара; а значит, и нет надежды добиться руки красавицы Айшат… И не будет никакой диссертации! И статья, напечатанная Хамзатом в газете: «Об ископаемом животном, неверно именуемом снежным человеком», - теперь вызовет только насмешки да издевательства…

Из Шубурума блюстители общественного порядка вместо Хажи-Бекира увезли Одноглазого Раджаба, которому за полным отсутствием каптара теперь пришлось в трезвом виде признаться, что он сам поджег документы на складе…

Говорили, что от крика Адама даже из его собственной сакли на виду у всех выпало несколько камней - и это было началом разрушения Шубурума, аула в поднебесье, который ближе к аллаху, чем к земле, прекрасной, плодородной, цветущей, благоуханной земле родного Дагестана.

08.12.2010 | Снежный человек: новая сенсация или мыльный пузырь?

Где только не ступала нога йети, если верить «очевидцам», обнаружившим его тропы! И опять сенсация! Этим летом всерьез заговорили, что реликтовое существо (человек пещерный) обосновалось в заповеднике «Нургуш», значит, уже в Котельничском районе Кировской области...

Верить - не верить? А если на фото шалашик йети на полянке, чем не доказательство! Старожилов тех заповедных мест, которые якобы видели даже целое “снежное” семейство, трещавшее в лесу сучьями, оставим на сей раз в покое. Узнаем мнение вятских ученых: может ли у нас обитать представитель деградировавшей ветви неандертальцев? Какие аргументы служат убедительным противовесом чьим-то наблюдениям и свидетельствам?

На дороге из ниоткуда в никуда

Павел Львович Бородин, старший научный сотрудник Кировского городского зоологического музея, кандидат биологических наук:
- В числе “убойных” доказательств обитания у нас йети - фото его жилища? Но и на первый, и на все последующие взгляды даже непрофессионалу понятно, что на снимке изображен обычный элемент леса - замшелый выворотень дерева, поваленного ветром. Состав леса указывает на то, что снимок сделан не в трущобах самого заповедника, а в сосновом лесу его буферной зоны, то есть на часто посещаемом людьми участке. Здесь местные жители издавна снабжаются грибами и топливом.

При заготовке дров облюбованный ствол давно увезли, а приподнятый бугорок земли (выворотень с торчащими корнями) остался. По возрасту леса на снимке видно, что когда-то здесь была делянка или бушевал ураган, значит, такие выворотни (и больших, и меньших размеров) в округе не являются редкостью. К тому же на поляне любой “здравомыслящий” йети никогда не стал бы устраивать свое жилище! Это же всем напоказ!

Говорится и о “шалашиках” - жилищах, уже во множественном числе, исключительно для того, чтобы от них (как совокупности местных ориентиров йети) перейти к оформленной реликтовым животным навигационной системе. Кстати, это созвучно последним придумкам американских исследователей, усматривающих в таких “шалашиках” своеобразные маркеры, которыми йети метят свою территорию.

К чему обезьянничать, притягивая за уши чужеродную идею? В нургушских лесах можно найти много таких конструкций, издали похожих на крыши землянок и шалаши, автором которых явилась природа. Располагаются они на территории в зависимости от лесорастительных и механических свойств почв, силы и направления ветров, не представляя какой-либо “рукотворной” системы. К тому же местные (боровские и морозовские) рыбаки часто делают свои ночевки в окрестностях водоемов, охотники оставляют после себя шалаши, а мальчишки во все времена строили здесь крытики и землянки. Таково уж свойство этого возраста.

Обитание снежного человека связано в первую очередь с численностью особей, с размерами и кормовой емкостью территории. А если говорить о размножении, то применительно к йети нужно знать, существуют ли у него беспорядочные половые отношения (промискуитет) и каков минимально допустимый размер группы особей. При числе меньше определенного порогового уровня близкородственное скрещивание обрекает население (или группу) на вымирание. В обыденности в таких случаях говорят, что нужна свежая кровь. Потому-то серьезные ученые и не верили в существование лох-несского чудовища. Так и со снежным человеком. Подумайте сами, можно ли в вятских лесах прокормиться и успешно размножаться даже мизерному населению йети, ведь рационы каждого такого великана весом 200 и 300 кг должны быть очень большими. Занятые постоянными поисками пищи, они встречались бы здесь на каждом шагу и занимались... мародерством. Вот тогда-то местные жители во всеуслышание забили бы тревогу.

Повстречавшийся “очевидцу” Б. Либерову объект мог быть кем угодно - медведем, лосем, заблудившимся конем в окрестностях заповедника. И, наконец, здоровенным дядей Ваней с соседкой в поисках этого коня. Утверждается, что по пути объект трещал сучьями, никого не опасаясь. Это глупости. Так неосторожно может ходить только “наш” человек.

Говорят, у страха глаза велики. «Очевидец» помнит, что оба йети были серого цвета, но ошибочно считает, что “серых медведей не бывает”. Он почему-то молчит как партизан об огромном следе, встреченном ранее в этих местах. А это лыко здесь в строку! Московские “людоведы” из “Космопоиска”, налетевшие когда-то под Разбойный Бор, все-таки никого и ничего не нашли.

Почему я отметаю представленные “факты” обитания снежного человека? Мне пришлось работать в заповеднике заместителем директора по научной работе с момента его создания до 2006 года, то есть более десяти лет. Научный отдел проводил инвентаризацию всего живого, в том числе и зверей. Кроме штатных сотрудников с учеными степенями в работе принимали участие приезжие кандидаты и доктора наук, проводились учебные и производственные практики студентов ВГСХА, ВятГГУ и других вузов.

Сотрудники заповедника прошли много верст по этим лесным трущобам, например, геоботаник Бородина во время лесоустроительных работ с таксатором Ольховиком буквально весь заповедник вдоль и поперек прочесали, не выбирая дорожек, а ранее - и с известным геоботаником Василевичем. Если бы нашлись непонятные им и мне следы чьей-то жизнедеятельности, если б мы услышали странные ночные звуки, то уж докопались бы до истины, не сомневайтесь!

Местных стариков, до сих пор часто бывающих в окрестных лесах, я хорошо знаю, ведь сам жил то в деревне Морозовы, то в селе Боровка. Конечно, интересовался и прошлым этих мест. Люди разные, и я знаю, кому из них можно верить, а у кого слушать байки.

Предположим, что заповедник - это “кротовая нора”: туннель или коридор, связывающий разные части пространства и времени. Так, если йети (и кто угодно) войдет в этот коридор, он может попасть в прошлое, будущее, в другую галактику и даже в другую вселенную, а затем вернуться в родные нургушские леса. Это значит, что до 2007 года он шатался где-то в потустороннем мире, а сейчас вернулся, стал строить жилища, подновлять систему маркеров и при этом “налапал” целые тропы? Чтобы добавить “правдивости”, отчего не вспомнить, что заповедник, как и поселки Суводи, Разбойный Бор, находится над Вятским авалкогеном - тектоническим разломом в платформе Земли (а это установленный факт). Ведь это к ним обычно тяготеют аномальные “штучки” - вроде снежного человека и НЛО.

Но не правдоподобнее ли считать снежного человека мигрирующим существом? Тогда становится понятным, что этот вечный странник везде встречается мимоходом - в Кировской и Новгородской областях, в Карелии и на Тибете... Его трудно заловить на одном месте. Не исключено, что где-нибудь на Кавказе наша йеточка, кокетничая, рассказывала своему знакомому йетику о том, как повстречала одного охотника в вятских лесах недалеко от Большой реки, но не стала догонять его, решив “навести марафет” к следующей встрече.

Конечно, это шутка. Но если выяснится, что снежный человек действительно “передвижник”, то Б. Либеров будет первым, перед кем я сниму шляпу. А в то, что в “Нургуше” найдены следы пребывания снежного человека (жилище и тропа - дорога из ниоткуда в никуда), никогда не поверю!

...И след 47-го размера

Валерий Алексеевич Макаров, зав. лабораторией ВНИИОЗа, кандидат биологических наук:
- Несколько лет назад я с одним охотоведом рыбачил на реке Кишкиль в Верхошижемском районе. Там по случайности пришлось узнать о “факте” существования снежного человека на Вят-ской земле такое, что мы тогда чуть не надорвались от хохота. Ни разу в жизни я до этого и потом так от души не смеялся!

Наловили мы рыбки, сварили уху ароматную, не грех было и рюмочку-две пропустить под такую закуску. Но не успели - вышел к нам на берег из леса человек. Ой, батюшки! Щетиной зарос, шевелюра лохматая. Май на улице, а на ногах у него какие-то онучи или валенки, обрезанные по щиколотку. Размера, наверное, сорок седьмого, а то и больше. И на одну ногу.

Мы люди не робкого десятка, леса нами хожены-перехожены, и зверья всякого на своем веку по долгу своих профессий повидали. Сразу поняли, что ни на снежного человека, ни на лешего незнакомец не тянет. Обычный бродяга, бомж с голодными глазами. Пригласили его к костру, налили миску ухи. Разговорились...
Мужчина сказал, что он из Питера. 15 лет отсидел в тюрьме за “ошибки молодости”. А когда освободился, возвращаться в родные места побоялся, мол братве чем-то здорово насолил: “И пикнуть не успею, как замочат, в любом городе найдут”. Подался бывший зэк в верхошижемские леса, землянку себе соорудил. Мерз, конечно, по ночам зверски - ревматизм подхватил. Ноги распухли, и походка стала вразвалочку от боли в суставах.

Слово за слово, и рассказал нам незнакомец, как однажды в лесу кормушку нашел, сооруженную людьми. Туда они каждый день зерно подсыпали, крупы разные. Отчего же не воспользоваться таким угощением! Ел - не стеснялся. Зерно даже уносил и на водку менял в деревне.

Следов, конечно, около кормушки оставлял множество. 47-го размера. Этого-то бомжа, похоже, и приняли за снежного человека члены московской экспедиции из “Космопоиска”, которые в это время добывали в верхошижемских лесах доказательства обитания реликтового существа. И кормовые “приманки” ему ставили.
Все это похоже на очень смешной анекдот. Но надо же питать чем-то миф о существовании снежного человека, если кому-то в него очень-очень верится! Раз - и готова сенсация! А на деле - мыльный пузырь.

Обыкновенный розыгрыш

Вера Васильевна Дровосекова, старейший лектор Кировского планетария:
- В существование снежного человека категорически не верю, хотя место его в структуре и эволюции биосферы - между человеком и человекообразными обезьянами. Когда-то, давным-давно, на эволюционной веточке произо-шло разделение: у части неандертальцев уменьшилась физическая сила и усложнился мозг, получился гомо сапиенс; у другой части, наоборот, увеличилась физическая сила, но упростились мозговые процессы. Вот эта деградировавшая ветвь могла бы привести к появлению снежного человека. Но... Нет тому доказательств, что он дожил до наших дней!

Хотя по всему миру зарегистрировано уже 750 случаев поимки йети. Но каких? В Ставропольском крае якобы поймали снежного гиганта и запихнули в багажник... горбатого “Запорожца”. В 1956 году в Коми по лесам бегало целое семейство “лесных людей” и как-то очень страшно напугало одну группу туристов. По свидетельствам последних, “яг-морги” были прекрасного телосложения, с красивыми волосами и... смеялись. По-человечески. Видать, кто-то решил подшутить над туристами, и сам тому очень обрадовался.

А сенсационная американская сорокаметровая кинопленка, где шагает снежный человек и даже глядит в объектив кинокамеры? Ну кто не видел этого кинофакта! Пленку, отснятую в 1978 году, десятки раз потом исследовали. И даже доказывали, что “просто” человек не может так двигаться, что уж тут-то все скептики должны замолчать. Навсегда!

Галина ВАРАКСИНА, "Вятский край"

Многие мифы и легенды мира тесно перекликаются с реальными событиями и встречами, которые не поддаются объяснению. Снежный человек является одной из наиболее неоднозначных фигур в истории. Хотя его существование не доказано, есть очевидцы, утверждающие, что встречали настоящего йети.

Происхождение образа йети

Первые упоминания о существовании огромного, волосатого человекоподобного существа, обитающего в горах, встречаются в древней тибетской мифологии. Есть запись о том, что на этой территории обитает человекообразное существо невероятных размеров, обладающее инстинктом выживания и самосохранения.

Термин «снежный человек» впервые появился благодаря людям, которые отправлялись в экспедиции и покоряли заснеженные вершины тибетских гор. Они утверждали, что видели огромные следы на снегу, принадлежащие мифическому созданию. Сейчас этот термин считают устаревшим, т. к. стало известно, что йети предпочитают горные леса, а не снег.

В то время как среди учёных всего мира активно проходит дискуссия о том, кто такой снежный человек - миф или реальность, обитатели горных местной восточных стран, а в особенности Тибета, Непала и некоторых регионов Китая, абсолютно уверены в его существовании и даже часто выходят с йети на контакт. В середине XX в. правительство Непала даже признало существование йети на официальном уровне.

По закону, тот, кто сможет обнаружить место обитания снежных людей, получит большое денежное вознаграждение.

На основе этого можно сказать, что йети - мифическое или реальное человекоподобное животное, обитающее в горных лесах Тибета, Непала и некоторых других местностей.

Описание внешнего вида йети

Из тибетских легенд и наблюдений очевидцев можно многое узнать о том, как выглядит снежный человек. Характерные черты его внешности:

  • Йети относят к семейству гоминидов, которое включает в себя наиболее развитых особей приматов, т. е. людей и человекообразных обезьян.
  • Особенностью таких созданий является их чрезвычайно большой рост. Среднестатистическая взрослая особь этого вида может достигать от 3 до 4,5 м.
  • Руки йети несоразмерно длинные и почти достигают ступней.
  • Всё тело снежного человека покрыто шерстью. Она может быть серого или чёрного цвета.
  • Считают, что самки этого вида гоминидов отличаются настолько большим размером груди, что во время быстрого передвижения им приходится закидывать их на свои плечи.

Семья йети - американский и южноамериканский бигфут. В некоторых источниках назван Большеногим.

Характер и образ жизни существа

Несмотря на свой внешний вид, йети далеко не агрессивен, обладает относительно уравновешенным и миролюбивым характером. Избегают контакта с людьми и ловко карабкаются по деревьям, подобно обезьянам.

Йети всеядны, но отдают предпочтение фруктам. Обитают в пещерах, но есть предположения, что некоторые виды, обитающие глубоко в лесу, способны строить себе дома на деревьях.

Гоминиды способны развивать небывалую скорость до 80 км/ч, из-за чего их так трудно поймать. Ни одна попытка ловли йети не увенчалась успехом.

Встречи с йети в реальности

Истории известно множество случаев встречи человека с йети. Обычно главными действующими лицами таких историй становятся охотники и люди, ведущие отшельнический образ жизни в лесной или горной местности.

Йети является одним из главных предметов изучения для людей, увлекающихся криптозоологией. Это псевдонаучное направление, занимающееся поиском доказательств существования мифических и легендарных созданий. Часто криптозоологами являются простые энтузиасты без наличия высшего научного образования. Они по сей день прикладывают много усилий, чтобы поймать мифическое существо.

Впервые следы снежного человека были обнаружены в Гималайских горах в 1899 г. Свидетелем был англичанин по фамилии Уэддел. Согласно словам очевидца, само животное он не обнаружил.

Одно из официальных упоминаний о встрече с йети датируется 2014 годом во время горной экспедиции профессиональных альпинистов. Экспедиторы покоряли высшую точку Гималайский гор - Джомолунгму. Там, на самой вершине они сначала заметили гигантские следы, находящиеся на довольно большом расстоянии между собой. Позже они увидели широкую, волосатую фигуру человекоподобного существа, достигавшую ростом 4 м.

Научное опровержение существования йети

В 2017 году доктор биологических наук Пётр Каменский дал интервью для научного издания «Аргументы и факты», в котором доказывал невозможность существования йети. Он использовал несколько доводов.

На данный момент на Земле не осталось не изученных человеком мест. Последний крупный вид приматов был открыт более 100 лет назад. Окрытия современных деятелей науки - это преимущественно редкие маленькие растения и т. д. Йети слишком большой, чтобы иметь возможность постоянно укрываться от исследователей, зоологов и простых жителей горных местностей. Большую роль играет численность популяции йети. Понятно, что для поддержания существования отдельного вида в одной местности должно обитать не менее нескольких десятков особей. Скрыть такое количество огромных гоминидов задача не из лёгких.

Подавляющая часть доказательств в пользу существования снежного человек оказались фальсификацией.

Образ йети в массовой культуре

Как и множество других фольклорных и мифических существ, образ снежного человека активно используется в искусстве и различных проявлениях массовой культуры. В т. ч. литература, киноиндустрия и компьютерные видеоигры. Персонажа наделяют как положительными, так и негативными чертами.

Снежный человек в литературе

Персонаж йети активно используют в своих произведениях писатели всего мира. Образ огромного волосатого гоминида встречается как в фантастических, мистических романах, научно-популярных работах, так и в детских книгах.

Одну из главных ролей йети играет в романе американского фантаста Фредерика Брауна «Ужас Гималаев». События книги разворачиваются в гималайских горах во время съёмки кинофильма. Неожиданно актрису, игравшую в фильме главную роль, похищает йети - огромное человекоподобное чудовище.

В фантастической серии «Плоский мир» известного британского прозаика Терри Пратчетта йети являются одной из основных рас, населяющих волшебный мир. Они являются дальними родственниками гигантских троллей, обитающими в местности вечной мерзлоты за Овцепикскими горами. Они обладают белоснежной шерстью, могут подчинить себе ход времени, а их гигантские ступни считают мощным афродизиаком.

В детском фантастическом романе Альберто Мелиса под названием «В поисках Йети» описаны приключение команды исследователей, отправившихся в Тибетские горы, дабы спасти снежного человека от вездесущих охотников.

Персонаж в компьютерных играх

Снежного человека можно назвать одним из наиболее частых персонажей компьютерных игр. Обычно обитают в тундрах и других ледяных локациях. Для игр существует стандартный образ снежного человека - существо, напоминающее что-то средне между гориллой и человеком, гигантского роста с белоснежной и густой шерстью. Такой окрас помогает им эффективно маскироваться в окружающей среде. Ведут хищный образ жизни и представляют опасность для путников. В бою применяют грубую силу. Главный страх - пламя.

Бигфут и его история

Бигфут или сасквоч - это родственник тибетского снежного человека, населяющим лесные и горные местности американского континента. Впервые термин появился в конце шестидесятых благодаря американскому бульдозеристу Рою Уоллесу, который обнаружил вокруг своего дома следы, напоминающие по форме человеческие, но достигавшие огромных размеров. История Роя быстро набрала популярность в прессе, а животное признали родственником тибетского снежного человека.

Спустя почти 9 лет Рой представил в СМИ короткий видеоматериал. На видео можно увидеть, как самка бигфута передвигается по лесу. Это видео долгое время находилось на экспертизе и всевозможных деятелей науки и не только. Многие признали его настоящим.

После смерти Роя его друзья и родственники признались, что все истории Уолесса были лишь выдумкой, а подтверждения являлись фальсификацией.

  • Для следов он использовал обыкновенные доски, вырезанные в форме больших ступней.
  • На видео была жена бульдозериста, переодетая в костюм.
  • Ложными оказались и остальные материалы, которые Рой регулярно демонстрировал общественности.

Хотя история Роя оказалось ложной, это не означает, что в Америке не водится человекообразных гоминидов. Есть ещё немало историй, в которых сасквоч фигурирует в качестве главного действующего лица. Индейцы, коренные жители Америки, утверждают, что огромные гоминиды обитали на территории континента задолго до них самих.

Внешне бигфут выглядит почти также, как и его тибетский родственник - снежный человек. Главными отличиями является то, что максимальный рост взрослой особи достигает 3,5 м. Окрас американского бигфута рыжий или бурый.

Альберт в плену у бигфутов

В семидесятые годы некий Альберт Остман, работавший всю свою жизнь лесорубом в Ванкувере в Канаде, рассказал свою историю о том, как он жил в плену у семьи бигфутов.

На тот момент Альберту было всего 19 лет. После работы он остался ночевать на окраине леса в спальном мешке. Посреди ночи кто-то огромный и сильный схватил мешок вместе с Альбертом. Как потом оказалось, его выкрал бигфут и отнёс в пещеру, где также жила самка и двое детей. Существа не вели себя агрессивно по отношению к лесорубу, а скорее относились к нему как люди относятся к домашним питомцам. Спустя неделю парню всё-таки удалось сбежать.

История бигфута на ферме Мишелин

В начале XX в. в Канаде на ферме семьи Мишелин некоторое время происходили необычные события. В течение 2-х лет они сталкивались с бигфутом, который со временем просто исчез. Со временем семья Мишелин поделилась некоторыми историями из встреч с этим существом.

Впервые с бигфутом лицом к лицу они столкнулись, когда их младшая дочь играла неподалёку от леса. Там она заметила большое, волосатое существо, напоминавшее ей человека. Когда бигфут увидел девочку, то направился в её сторону. Тогда она принялась кричать и сбежались мужчины с ружьями, спугнув неизвестное чудовище.

В следующий раз девочка увидела гоминида, когда занималась домашними делами. Был полдень. Она подняла глаза к окну, то столкнулось со взглядом того самого бигфута, который теперь пристально наблюдал за ней через стекло. В этот раз девочка снова закричала. К ней на помощь прибежали родители с ружьём и прогнали существо выстрелами.

Последний раз бигфут пришёл на ферму ночью. Там он столкнулся с собаками, которые громко лаяли, из-за чего он исчез. После этого гоминид больше не появлялся на ферме Мишелин.

История замороженного бигфута

Одной из наиболее нашумевших историй, связанных со встречей человека и йети, является история американского военного лётчика Фрэнка Хансена. В 1968 г. Фрэнк появился на известной гастролирующей выставке. У него был необычный экспонат — огромный холодильник, внутри которого находилась глыба льда. Внутри этой глыбы можно было рассмотреть тело человекообразного существа, покрытое шерстью.

Спустя год Фрэнк позволил двум деятелем науки изучить замороженное существо. Со временем к экспонату Фрэнка начала проявлять интерес служба ФБР. Они хотели заполучить замороженный труп бигфута, но тот таинственным образом исчез на долгие годы.

После смерти Хансена в 2012 году его семья признала, что Фрэнк в течение нескольких десятков лет хранил холодильник с замороженным трупом в подвале собственного дома. Родственники лётчика продали экспонат Стиву Басти, хозяину Музея странностей.

Профессиональная экспертиза экспоната

В 1969 г. Фрэнк Хансен позволил зоологам Эйвельмансу и Сандерсену осмотреть экспонат. Они составили небольшую научную работу, описав в ней свои наблюдения.

Хансен отказался говорить о том, откуда у него появился труп бигфута, поэтому изначально зоологи предположили, что тот является неандертальцем, который сохранился в глыбе льда со времён каменного века. Затем было обнаружено, что существо погибло от пулевого ранения в голову и находилось во льду не более 2-3 лет.

  1. Особь была мужского пола, а ростом достигала почти 2 м. Особенность заключалось в том, что всё тело гоминида было покрыто густой, длинной шерстью чёрного цвета, что абсолютно не характерно для людей, даже при наличии заболеваний чрезмерного волосяного покрова.
  2. Пропорции тела бигфута довольно близки к человеческим, но больше напоминают телосложение неандертальца. Широкие плечи, слишком короткая шея, выпуклая грудная клетка. Конечности также отличались своими доисторическими пропорциями: ноги короче человеческих, выгнуты, а руки слишком длинные и почти дотягиваются до пят гоминида.
  3. Черты лица бигфута также больше напоминают внешность неандертальцев.
  4. Маленький лоб, большой рот без губ, крупный нос с раздутыми бровями, которые сильно находят на глаза.
  5. Ступни и ладони намного больше и шире человеческих, а пальцы короче.

Признание Фрэнка Хансена

Там он написал, что однажды отправился в горные леса на охоту. Он отправился по следу оленя, которого выслеживал уже какое-то время и совершенно неожиданно увидел шокировавшую его картину. Трое огромных гоминидов, покрытых чёрной шерстью с головы до ног, стояли вокруг мёртвого оленя со вспоротым животом и доедали его внутренности. Один из них заметил Фрэнка и направился к охотнику. Испугавшись, мужчина выстрелил ему прямо в голову. Услышав звук выстрела, два других бигфута разбежались.

Сначала Фрэнк хотел оставить тело непонятного создания в лесу, но вернулся за ним в скором времени и поместил в ледяной гроб.

Заключение

Снежный человек - это мифическое существо из тибетских легенд про огромных, волосатых человекоподобных существ, что обитают в горах. Некоторые очевидцы рассказывают истории о необычных столкновениях с йети. Попытки поймать гоминида среди энтузиастов криптозоологии встречаются до сих пор. Родственником тибетского йети считают бигфута, который родом из Америки.