Лингвистические разборы в русском языке. Виды разборов в русском языке

В русском языке есть разные виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический, пунктуационный.

Фонетический разбор слова

1. Произнесите слово, назовите слоги и обозначьте ударный слог.
2. Сколько в слове гласных звуков и согласных? Какими буквами они обозначены?
3. Расскажите о каждом из согласных звуков: твердый он или мягкий, звонкий или глухой, назовите букву (или буквы), которой (которыми) он обозначен, назовите парный звук по твердости/мягкости, по звонкости/глухости.

Словообразовательный разбор слова (по составу)

1. Измените слово и выделите окончание.
2. Найдите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему (или морфемы), с помощью которой (или которых) оно образовано.
3. Определите способ образования слова. Какая у него основа: производная или непроизводная?
4. Если основа производная, продолжите подбор родственных слов и выделение служебных морфем до тех пор, пока не останется лишь главная часть слова - корень.
5. Есть ли слова с чередующимися гласными и согласными? Если есть, подтвердите наличие чередования звуков.
Морфологический разбор самостоятельных частей речи

Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется).

Морфологический разбор служебных частей речи и междометий

1. Найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям.
2. Назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове.
3. Определите разряд (группу) по значению.
4. Выявите синтаксическую (или смысловую) роль.
5. Как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи)?
6. Особенности правописания.

Разбор простого предложения

1. Найдите в тексте простое предложение, выделите в нем грамматическую основу.
2. Определите его вид по цели высказывания, по интонации, по наличию/отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное); полное или неполное.
3. Определите его вид по характеру грамматической основы (двусоставное или односоставное; если односоставное, то назывное или определенно-личное, неопределенно-личное, безличное).
4. Разберите его по членам предложения: чем выражено подлежащее, каков тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), чем оно выражено; назовите второстепенные члены, чем они выражены.
5. Чем осложнено предложение (однородными членами, обособленным оборотом, обращением, вводными словами).

Рассмотрим на примерах.
Льют грибные дожди.

Фонетический разбор
Льют -1 слог [л`й`у т ].
Л [ л`] -согласный, мягкий парный, сонорный.
Ь - звука не обозначает.
ю - [ й`] -согласный, всегда мягкий непарный, сонорный.
[ у] - гласный, ударный.
т [ т ] - согласный, твёрдый парный, глухой парный.
4 буквы, 4 звука.
Морфемный разбор
Грибные -гриб - корень, -н- - суффикс, -ые -окончание, -грибн -основа.
Словообразовательный разбор
Грибные - гриб -суффиксальный способ образования.
Морфологический разбор
Дожди - что?, имя существительное, начальная форма -дождь, нарицательное, неодушевлённое, конкретное, в форме множественного числа, мужского рода, 2 склонение, именительный падеж
, подлежащее.

Лексический разбор
Дожди - слово дожди имеет значение - атмосферный осадок, орошает почву. Многознозначное, в предложении употреблено в прямом значении, омонимов, синонимов, антонимов в данном значении нет. Употребляется во всех стилях речи.
Орфографический разбор
Расстилаешь - в слове имеются такие орфограммы: "Правописание букв -о-а в приставках" , "Правописание приставок на -з,-с ", "Написание чередующихся гласных в корне слова", "Правописание гласных в окончаниях глаголов", "Правописание мягкого знака в личных окончаниях глаголов".
Синтаксический разбор предложения
Вечером мы долго сидели у огня.

Простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, полное, двусоставное.
Мы - подлежащее, выраженное местоимением; сидели - сказуемое, выраженное глаголом; вечером и долго - обстоятельства, выраженные наречиями,; у огня - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.
Пунктуационный разбор
Объяснить знаки препинания.

Пособие адресовано школьникам 5-11 классов, изучающим русский язык по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой.
В издании содержатся сведения обо всех видах разбора, включенных в программу средней школы.

Пособие по видам разбора - именно то руководство, которое поможет ребятам систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, и закрепить умение применять теорию на практике.
Пособие состоит из семи разделов.
1. Фонетический разбор.
2. Морфемный и словообразовательный разборы.
3. Морфологический разбор.
4. Синтаксический разбор.
5. Лексический разбор.
6. Орфографический разбор.
7. Пунктуационный разбор.
Автор пособия убеждена в том, что виды разбора в школе носят практическую направленность, помогают ребятам стать грамотными, а сами «задания с цифрами» не утяжеляют учебный материал, а помогают формированию орфографической и пунктуационной зоркости у школьников.
Все разделы пособия построены по единому принципу: дается толкование вида разбора, теоретические сведения, план выполнения разбора, образцы, кроме того, примечания и приложения (например, как выполнять работу над ошибками). Все это имеет безусловную ценность для учащихся, так как избавляет их от необходимости ведения справочной тетради.

Содержание
От составителя 3
СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
Раздел I ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 4
ПОРЯДОК ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА 7
Образец фонетического разбора 8
Раздел II МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОРЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 9
ПОРЯДОК МОРФЕМНОГО РАЗБОРА 10
Образец морфемного разбора 10
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 11
Образец словообразовательного разбора 13
Раздел III МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 14
ПОРЯДОК И ОБРАЗЦЫ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ 14
Имя существительное 14
Имя прилагательное 15
Имя числительное 16
Местоимение 16
Глагол 17
Причастие 17
Деепричастие 18
Наречие 18
Предлог 19
Союз 19
Частица 19
Междометие 20
Раздел IV СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 21
ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 23
Образец синтаксического разбора словосочетания 24
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПОРЯДОК РАЗБОРА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 28
Образец синтаксического разбора простого предложения 29
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 29
Образцы синтаксического разбора сложных предложений 31
Сложносочиненное предложение 31
Сложноподчиненное предложение 32
Бессоюзное сложное предложение 33
Виды придаточных предложений 34
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными 36
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи 41
ПОРЯДОК РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ (ПоВ. В. Бабайцевой) 43
Образец разбора предложения с прямой речью 44
Раздел V ЛЕКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ПОРЯДОК ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА (По В. В. Бабайцевой) 46
Образец лексического разбора 46
Раздел VI ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 49
ПОРЯДОК ОРФОГРАФИЧЕСКОГО РАЗБОРА 58
Образец орфографического разбора 58
Выполнение работы над орфографическими ошибками 59
Раздел VII ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 60
Образец пунктуационного разбора 70
Выполнение работы над пунктуационными ошибками
(возможный вариант) 71
Раздел VIII ПРАКТИКУМ
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР 72
МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР 73
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР 74
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР 76
ЛЕКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР 80
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР 83
ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР 87

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Виды разбора на уроках русского языка, 5-11 класс, Еремина Е.А., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
  • Русский язык, 120 текстов для школьных изложений, 5-11 классы, Войлова К.А., Леденева В.В., Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е., 2000

1. Фонетический разбор

2. Разбор слова по составу (морфемный разбор)

3. Морфологический разбор существительного.

4. Морфологический разбор прилагетельного.

5. Морфологический разбор глагола.

6. Морфологический разбор наречия.

7. Синтаксический разбор простого предложения.

8. Синтаксический разбор сложного предложения.

Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
Звуки бывают гласные и согласные .
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
А, О, У, Ы, Э - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо! », но звуки [ч"], [щ"] – всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч"ащ"а], часы [ч"асы].
Я, Ё, Ю, И, Е - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
мята [м"ата], тёрка [т"орка], мюсли [м"усл"и], мел [м"эл], лес [л"эс], жир [жыр], ширь [шыр"], цифра [цыфра].

В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е ], [ё ], [ю ], [я ] не существует .
[й"] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.

Л, М, Н, Р, Й - всегда звонкие.
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С – парные согласные по звонкости-глухости.
X, Ц, Ч, Щ - всегда глухие согласные.
Ч, Щ, Й - всегда мягкие согласные.
Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные.
Ж, Ш,Ч, Щ - шипящие.

Морфологический разбор существительного

План разбор имени существительного:

I.Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II. Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 собственное или нарицательное;
2 одушевлённое или неодушевлённое;
3 род;
4 склонение;
5 число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 число (если слово изменяется по числам);
2 падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении)

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).
2. а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…

Золотой (луч)- им. прилаг., н.ф.- золотой

2. ед. ч., муж. р.

3. Луч (какой?)золотой (подчеркиваем волнистой линией)

Морфологический разбор глагола

План разбора

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив).
вид (совершенный, несовершенный);
время;
число;
лицо (в настоящем, будущем времени);
род (в единственном числе прошедшего времени).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образец разбора

Любишь - глагол; Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
несовершенный вид;
II спряжение.
настоящее время;
единственное число;
2-го лицо.
В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

>> Виды разбора

Виды разбора

1. Фонетический разбор слова

1. Произнесите слово, назовите слоги и обозначьте ударный слог.
2. Сколько в слове гласных звуков и согласных? Какими буквами они обозначены?
3. Расскажите о каждом из согласных звуков: твердый он или мягкий, звонкий или глухой, назовите букву (или буквы), которой (которыми) он обозначен, назовите парный звук по твердости/мягкости, по звонкости/глухости.
4. Укажите все варианты переноса слова и все орфограммы в слове. Какие написания в нем подчиняются морфологическому принципу русской орфографии, какие - фонетическому, какие - традиционному?

2. Словообразовательный разбор слова (по составу)

1. Измените слово и выделите окончание.
2. Найдите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему (или морфемы), с помощью которой (или которых) оно образовано.
3. Определите способ образования слова. Какая у него основа: производная или непроизводная?
4. Если основа производная, продолжите подбор родственных слов и выделение служебных морфем до тех пор, пока не останется лишь главная часть слова - корень.
5. Есть ли слова с чередующимися гласными и согласными? Если есть, подтвердите наличие чередования звуков.
6. Каковы особенности правописания слова? Обозначив орфограммы, определите, каким принципам русской орфографии они подчиняются. Если морфологическому, то какие и как необходимо применить правила?
7. Есть ли в слове морфемы, стилистически окрашенные (старославянского или иноязычного происхождения, характерные для народно-разговорной, народно-поэтической, просторечной, профессиональной, книжной лексики)?

3. Морфологический разбор самостоятельных частей речи

Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется).

Затем укажите:

у имени существительного : собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение; в каком падеже употреблено, в единственном или множественном числе; чем является в предложении; как образовано: от какого слова и с помощью чего; особенности правописания: наличие орфограмм в слове, каким принципам орфографии они подчиняются, если морфологическому, то какие и как необходимо применить правила;

у имени прилагательного : качественное, относительное или притяжательное; степень сравнения (если есть); полная или краткая форма; в каком падеже, числе, роде употреблено; с каким словом и как связано (вид связи); чем является в предложении; как образовано; особенности правописания;

у имени числительного : разряд по значению (количественное, дробное, собирательное, порядковое), по составу (простое, сложное, составное); в какой форме употреблено; синтаксическая роль; как образовано; особенности правописания;

у местоимения : разряд по значению; в какой форме употреблено; с какой другой частью речи соотносится; чем является в предложении; какова его роль в тексте; особенности правописания;

у глагола : вид; переходный или непереходный; возвратный или невозвратный; спряжение; в какой форме употреблен (наклонение, время, число, лицо или род); чем является в предложении; как образован; особенности правописания;

у причастия : действительное или страдательное; какого вида и времени; полное или краткое; в каком падеже (если полное), числе и роде употреблено; как образовано; чем является в предложении; есть ли зависимые от него слова; особенности правописания;

у деепричастия : от какого глагола-сказуемого оно зависит (поставьте вопрос); есть ли у него зависимые слова;
его роль в предложении; как оно образовано; особенности правописания;

у наречия: разряд по значению; имеет ли оно степень сравнения; связь с другими словами в предложении и синтаксическая роль; как образовано; особенности правописания.

Завершается морфологический разбор слова анализом особенностей его употребления в данном тексте: его значение, сочетаемость с другими словами, текстообразующая роль и стилистические особенности.

За. Морфологический разбор служебных частей речи и междометий

1. Найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям.
2. Назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове.
3. Определите разряд (группу) по значению.
4. Выявите синтаксическую (или смысловую) роль.
5. Как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи)?
6. Особенности правописания.

4. Разбор словосочетания

1. Выделите все словосочетания в предложении.
2. В каждом из них укажите главное слово (или слова), поставьте вопрос к зависимому слову.
3. Определите словосочетания по принадлежности главного слова к частям речи (именное, глагольное, наречное), по способу синтаксической связи между главным и зависимым словами (согласование, управление, примыкание).
4. Определите грамматическое значение словосочетаний.
5. Охарактеризуйте порядок слов в словосочетаниях, его текстообразующую и стилистическую роль.

4а. Разбор простого предложения

1. Найдите в тексте простое предложение, выделите в нем грамматическую основу.
2. Определите его вид по цели высказывания, по интонации, по наличию/отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное); полное или неполное.
3. Определите его вид по характеру грамматической основы (двусоставное или односоставное; если односоставное, то назывное или определенно-личное, неопределенно-личное, безличное).
4. Разберите его по членам предложения: чем выражено подлежащее, каков тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), чем оно выражено; назовите второстепенные члены, чем они выражены.
5. Чем осложнено предложение (однородными членами, обособленным оборотом, обращением, вводным словом)?
6. Объясните постановку знаков препинания. Какую они выполняют функцию (выделительную, разделительную)?
7. Каковы средства связи данного предложения с предшествующим и последующим предложениями? Какова его роль в раскрытии темы и развитии основной мысли текста?
8. Есть ли в нем средства художественной выразительности, стилистические фигуры? Каковы его интонационные особенности?


4б. Разбор сложного предложения

1. Найдите в тексте сложное предложение, определите его вид по цели высказывания, интонации, средствам связи между его частями.
2. Выделите грамматические основы, определите структурные типы простых предложений в составе сложного (двусоставное, назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безличное), полное или неполное каждое из них, чем они осложнены.
3. Чем соединены части сложного предложения? Каковы смысловые отношения между его частями?
4. Если предложение сложноподчиненное, назовите главное и придаточное (придаточные) в нем. К чему относится придаточное предложение: к слову (словам) в главном предложении или к главному предложению в целом? Определите вид придаточного предложения.
5. Если в предложении несколько придаточных, определите связь между ними (последовательное, или однородное, или параллельное подчинение).
6. Объясните постановку знаков препинания. Какова их функция в данном предложении?
7. Охарактеризуйте предложение как составную часть данного текста.
8. Выявите художественно-выразительные средства, стилистические фигуры (если они есть), интонационные особенности предложения.

4в. Разбор предложения с прямой речью

1. Выделите из текста предложение с прямой речью, диалогом и прочитайте его с соблюдением нужной интонации.
2. Назовите слова автора и прямую речь.
3. Объясните постановку знаков препинания.
4. Произведите, если возможно, замену предложения с прямой речью синонимичной конструкцией - предложением с косвенной речью, с дополнением, заменяющим прямую речь, с вводными словами вместо слов автора, с пропуском некоторых слов и т. д.
5. Какова текстообразующая и стилистическая роль анализируемого предложения с прямой речью, диалога?

5. Лексико-фразеологический анализ текста

1. Дайте толкование выделенных слов.
2. Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного-двух слов.
3. Укажите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.
4. Приведите синонимы и антонимы к выделенным словам.
5. Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, дайте их толкование.
6. Укажите стилистически окрашенные слова: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные; прокомментируйте их назначение в тексте, особенности морфемного состава.
7. Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.

Власенков А. И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М. : Просвещение, 2009. - 287 с.

Планирование уроков по русскому языку онлайн , задачи и ответы по классам, домашнее задание по русскому языку 10 класса скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Фонетический разбор
Выделить слоги, указать, сколько их в слове.
Отметить возможность переноса.
Показать место ударения.
Дать характеристику гласных звуков (ударные или безударные), какими буквами они обозначены.
Дать характеристику согласных звуков (звонкие - глухие, твердые - мягкие), какими буквами они обозначены.
Указать количество звуков и букв.
Словообразовательный разбор
На основе изменения слова выделить окончание.
Записать слово, от которого образовано данное.
Обозначить суффикс или приставку, с помощью кото-рых образовано слово.
Привести подобный пример образования слов.
Если слово, от которого образовано данное, имеет суффикс или приставку, разобрать сто по составу, найти is нем все орфограммы и объяснить их.
Морфологический разбор самостоятельных частей речи
Найти слово, относящееся к данной части речи, указать в нем признаки этой части речи, назвать его начальную форму (если слово изменяется). Затем указат ь:
у имени существительного: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение; в каком падеже употреблено; единственное или множественное число; чем является в предложении; как образовано: от какого слова и с помогцыо чего; особенности правописания: наличие орфограмм в слове, каким принципам орфографии они подчиняются, если морфологическому, то какие и как необходимо применять правила;
у имени прилагательного: качественное, относительное или притяжательное; степень сравнения (если есть); полная или краткая форма; в каком падеже, числе, роде употреблено; с каким словом и как связано (вид связи); чем является в предложении; как образовано; особенности правописания;
у имени числителыюго: разряд по значению (количественное, дробное, собирательное, порядковое), по составу (простое, сложное, составное); в какой форме употреблено; синтаксическая роль; как образовано; особенности правописа-ния;
у местоимения: разряд по значению; в какой форме употреблено; с какой другой частью речи соотносится; чем является в предложении; какова его роль в тексте; особенности правописания;
у глагола: вид; переходный или непереходный; возвратный или невозвратный; спряжение; в какой форме употреблен (наклонение, время, число, лицо или род); чем является в предложении; как образован; особенности правописания;
у причастия: действительное или страдательное; какого вида и времени; полное или краткое; в каком падеже (если полное), числе и роде употреблено; как образовано; чем является в предложении; есть ли зависимые от него слова; особенности правописания;
у деепричастия: от какого глагола-сказуемого оно зависит (поставьте вопрос); есть ли у него зависимые слова; его роль в предложении; как оно образовано; особенности правописания;
у наречия: разряд по значению; имеет ли оно степень сравнения; как образовано; особенности правописания.
Морфологический разбор служебных частей речи и междометий
Найти слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям.
Назвать часть речи, указать ее признаки в данном слове.
Определить разряд (группу) по значению.
Выявить синтаксическую (или смысловую) роль.
Как образовано (для производных, сложных и составных частей речи)?
Особенности правописания.
Синтаксический разбор словосочетания
Выделить словосочетание из предложения.
Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они выражены; определить способ синтаксической связи.
Указать грамматическое значение словосочетания.
Синтаксический разбор простого предложения
Найти в тексте простое предложение, выделить в нем граммат и ческую ос нову.
Определить его вид по цели высказывания, по интонации, по наличию - отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное), полное или не- полное предложение.
Определить его вид по характеру грамматической основы (двусоставное или односоставное; если односоставное, то назывное или определенно-личное, неопределенно-личное, безличное).
Разобрать его по членам предложения: чем выражено подлежащее, определить тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), чем оно выражено; назвать второстепенные члены, чем они выражены.
Чем осложнено предложение (однородными членами, обособленным оборотом, обращением, вводным словом)?
Объяснить постановку знаков препинания, какую они выполняют функцию.
Синтаксический разбор сложного предложения
Найти в тексте сложное предложение, определить его вид по цели высказывания, интонации, средствам связи между ого частями.
Выделить грамматические основы, определить структурные типі.! простых предложений в составе сложного (двусоставное, назывное, определенно-личное, безличное), полное или неполное каждое из них, чем они осложнены.
Чем соединены части сложного предложения? Каковы смысловые отношения между его частями?
Если предложение сложноподчиненное, назвать главное и придаточное, какое слово (или слова) поясняет придаточное, к какой группе по значению оно относится.
Если в предложении несколько придаточных, определить связь между ними (последовательное, параллельное, однородное подчинение).
Объяснить постановку знаков препинания, их функцию.
Разбор предложения с прямой речью
Выделить тіл текста предложения с прямой речью.
Указать слова автора и прямую речь.
Объяснить постановку знаков препинания.