«Мониторинг – уровня усвоения образовательных областей. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы

Ксения Мухаярова
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы

На сегодняшний день проблема мониторинга освоения детьми образовательной программы в ДОУ является актуальным вопросом любой дошкольной образовательной организации . В конце учебного года перед педагогами встает задача , как оценить достижения дошкольников, на что обратить внимание , а главное - на какие критерии ориентироваться.

Исследования А. С. Белкина, С. Г. Вершловского, Н. К. Голубева, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, И. И. Логвинова, Н. Д. Никандрова и др. показывают, что важнейшей составляющей любого образовательного процесса выступает педагогический мониторинг .

М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева дают следующее определение. Мониторинг определяется как специально организованное , систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза , предупреждения нежелательных тенденций развития.

Существует ряд нормативно правовых документов, регламентирующих процесс проведения мониторинга в дошкольной организации :

Закон Об Образовании РФ

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования .

В ФГОС ДО сказано, что «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга , и не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей»

Но согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной Программы в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (педагогического мониторинга ) с целью определения динамики индивидуального профиля развития ребенка и оптимизации работы с группой детей.

На первый взгляд данные высказывания противоречат друг другу. И перед педагогом встает вопрос законно и целесообразно ли проводить диагностику детей в дошкольной организации ? Следует ли проводить эту процедуру или воздержаться?

Согласно Стандарту запрета на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками нет , и педагогическую диагностику и мониторинг проводить можно , а с педагогической точки зрения нужно . В каждой ДО есть своя образовательная программа , где отражены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования , а также промежуточные результаты освоения этой Программы . Полученные в ходе проведения мониторинга данные не подлежат сравнению с другими детьми , группой детей. Результаты педагогической диагностики не предназначены для публичного разглашения или обсуждения. Они доступны для анализа, прогнозирования и пропедевтики лишь узкому кругу педагогов , работающих с детьми . Результаты позволяют увидеть насколько ребенок преуспел в освоении Программы , а также используются для поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Мониторинг и диагностика - эти два понятия связаны между собой. К примеру, проводя педагогический мониторинг можно применить диагностику как метод сбора информации, то есть включить в работу методы диагностики такие как наблюдение, тестирование, анкетирование, беседы, изучение продукта деятельности и другие. На сегодняшний день существует большое количество педагогических методик , направленных на выявление уровня развития воспитанников по всем 5 образовательным областям : познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, физическое и социально-коммуникативное. В своей педагогической практике я обычно применяю такие методики как :

1. Тест «Невербальная классификация» , автор Т. Д. Марцинковская,

2. Тест Когана,

6. Методика выявления уровня развития речи дошкольников (авторы : Ушакова О. С, Струнина Е. М.,

7. Методика «Анализ продукта деятельности» , автор Комарова Т. С.,

8. Методика «Неоконченные ситуации» (авторы : А. М. Щетинина, Л. В. Кирс,

12. Диагностика уровня сформированности игровых навыков, автор Д. Б. Эльконин.

13. Методика Вартега «Круги»

Полученные в ходе проведения педагогической диагностики и мониторинга данные являются основой для принятия управленческих решений по повышению эффективности Образовательной программы .

Публикации по теме:

Аналитическая справка по результатам мониторинга достижения результатов освоения программы в старшей разновозрастной группе Аналитическая справка по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в старшей разновозрастной.

Аналитический отчёт по результатам мониторинга освоения образовательной программы детьми второй младшей группы Аналитический отчёт по результатам мониторинга освоения образовательной программы детьми 2 младшей группы «Ежик» за 2017-2018 учебный.

Организация и проведение прогулки с детьми раннего возраста Одним из самых главных условий воспитания здоровых детей являются прогулки. Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение образовательного мониторинга в детском саду» Подготовил: воспитатель МБДОУ ДС № 48 «Одуванчик» Купаева О. Н. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

СПРАВКА

по результатам педагогической диагностики (мониторинга)

освоения детьми образовательной программы дошкольного образования

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №4 «Сказка»

за 2015-2016 учебный год (конец учебного года)

Основание : Приказ «О проведении педагогической диагностики (мониторинга)» от 12.04.2016 №141.

Цель: определение уровняосвоения образовательной программы, изучение динамики достижений воспитанниками по всем направлениям развития, построение образовательной траектории, прогнозирование педагогической работы с детьми, определение эффективности образовательной деятельности.

Срок проведения : 18.04-27.04. 2016г .

Воспитатели : Е.Н.Таджиева; Т.А.Фоменко

Количество детей : 23

Педагогическая диагностика проводилась на основании беседы, наблюдения, анализа продуктов детской деятельности и диагностических заданий.

Образовательные области

Диагностические методики

Ответственный

Физическое развитие

Оценка физической подготовленности – Г.Лескова

Инструктор по ФИЗО

Диагностика развития игры детей – Н.Ф.Комарова;

Воспитатели

Познавательное развитие

Диагностика развития познавательных процессов – Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина

Воспитатели

Речевое развитие

Методика изучения речи у детей от 3 до 7 лет О.С.Ушаковой;

Учим говорить правильно – Т.А.Ткаченко;

Альбом для логопеда – О.Б.Иншакова

Воспитатели

Диагностические материалы разработаны в соответствие с рекомендациями Т.С.Комаровой; Т.Н.Дороновой

Диагностика музыкального развития ребенка дошкольного возраста М.Б.Зацепина ;

Воспитатели

Музыкальный руководитель

СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ

О достижениях детьми планируемых результатов

освоения образовательной программы дошкольного образования

(ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИНАМИКА (ТРАЕКТОРИЯ) РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

п. 2.11.1., п. 3.2.3. ФГОС ДО

Всего детей: 25

Уровни развития

Направление

Высокий

Средний

Низкий

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Физическое развитие

14-56%

9-36%

2-8%

Социально – коммуникативное развитие

13-52%

12-48%

Познавательное развитие

10-40%

15-60%

Речевое развитие

8-32%

17-68%

Художественно – эстетическое развитие

9-36%

15-60%

1-4%

Итого:

Речевое развитие

Количественный анализ

Обследовано детей: 25

В – 8 (32%)

С – 17 (68%)

Н – 0(0%)

Качественный анализ: У детей совершенствуется структура простого предложения, активно используются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Они могут общаться со взрослым на темы, выходящие за пределы не посредственно воспринимаемой ситуации.

Ребенок

Проблема

Планируемые работы

Ожидаемый результат

Виталий К.,

Ксения П.,

Зоя М.,

Юра С.,

Тимур Ш.,

Раиль С.,

Виолетта Х.

Менее активные дети не проявляют высокой инициативы в общении, но охотно откликаются рассмотреть картинку, поиграть с игрушкой.

Затрудняется в пересказах литературных произведений, в самостоятельных рассказах по сюжетным картинам. Словарный запас беден.

Допускает грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении, ошибки в определении звука в слове. Затрудняется в подборе прилагательного к существительному.

Пересказ литературных произведений.

Дидактические речевые игры на развитие

внимания, фонематичес-кого слуха, на выделения звуков речи, в подборе прилагательных к существительным, синонимов и т.д. Стимулировать проявление собственной речевой активности. Побуждать детей задавать вопросы Совершенствовать артикуляцию. Совершенствование монологической речи.

Упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм для точного выражения мыслей.

Обучение звуковому анализу слов.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности

Познавательное развитие

Количественный анализ

Обследовано детей:25

В – 10 (40%)

С – 15 (60%)

Н – 0 (0%)

Качественный анализ

. Дети овладели разными способами взаимодействия с другими людьми. Они учатся замечать эмоциональное состояние окружающих, проявляют внимание и сочувствие. Дети стремятся к самостоятельности, используют имеющиеся знания в разных продуктивных видах деятельности.

У детей формируются более глубокие знания об окружающем их мире, они учатся сравнивать предметы, классифицировать их по одному или нескольким признакам.

Ребенок

Проблема

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Ксения П.,

Тимур Ш.,

Раиль С.,

Яна У.,

Виолетта Х.

Кирилл Д.,

Илья З.

Дети, показавшие низкий уровень развития, интерес к заданиям проявляют, но самостоятельно не могут проанализировать наглядную задачу. У них наблюдается снижение познавательной активности.

Обогащать тактильный опыт детей с предметами.

Продолжать обогащать жизненный опыт детей путем расширения представлений о мире людей, предметов, природном мире.

Способствовать развитию умений детей классифицировать предметы по общим признакам.

Продолжать работу по совершенствованию содержания педагогического процесса.

Социально – коммуникативное развитие

Количественный анализ

Обследовано детей: 25

В – 13 (52%)

С – 12 (48%)

Н – 0 (0%)

Качественный анализ

Имеют представление о правилах культуры поведения и выполняют их в привычной обстановке, однако в новых условиях могут испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых. Чутко реагируют на оценку своих действий и поступков, воздерживаются от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. В общении стремятся к согласованным действиям. Осуществляют элементарный самоконтроль. Внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие. Проявляют настойчивость в достижении результата.

Ребенок

Проблема

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Тимур Ш.,

Ксения П.,

Юра С.,

Слава Ч.,

Валерия,

Глеб Ш.,

Матвей Б.

Снижена речевая активность, ролевой репертуар беден.

Иногда возникают конфликты.

Проводить образовательную работу по расширению игрового опыта детей.

Уделять особое внимание формированию положительных взаимоотношений детей в игре, умению договариваться, использовать во всех видах деятельности этюды и упражнения, направленные на снятие эмоциональной напряженности,

застенчивости,

создавать и проигрывать ситуации, способствующие развитию речевого общения, умению ориентироваться на эмоциональное состояние окружающих.

Художественно – эстетическое развитие

Количественный анализ

Обследовано детей: 25

В – 9 (36%)

С – 15 (60%)

Н – 1 (4%)

Качественный анализ

Дети проявляют интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывают радость от встречи с ним. Видят характерные признаки объектов и явлений окружающего мира.

Различают виды искусства по их жанрам, средствам выразительности. Имеют представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, видят особенности творческой манеры некоторых из них.

Могут самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. Общаются по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми.

Используют в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.

Дети с высоким уровнем освоения программы – 9 (36%).

Дети со средним уровнем освоения программы – 15 (60%).

Дети с низким уровнем освоения программы – 1 (4%).

Планируемая работа:

  • рассматривание картин и иллюстраций различных художников для развития выражения своих чувств, эмоций и эстетического восприятия;
  • использование произведений декоративно- прикладного искусства на развитие интереса к прекрасному;
  • работа с родителями по формированию у детей эстетического восприятия.

Прогнозируемый результат:

Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).

Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

Знает особенности изобразительных материалов.

Рисование. Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.

Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, лет.

Лепка. Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.

Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

Создает изображения по мотивам народных игрушек.

Аппликация. Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.

Общий вывод: анализ полученных результатов на начало учебного года позволил определить, что уровень развития детей по всем видам детской деятельности находиться на низком уровне.

За счет внедрения в образовательный процесс как современных здоровье сберегающих, так и образовательных технологий позволит на конец года повысить уровень развития детей по всем видам детской деятельности.

Педагогический мониторинг для старшего дошкольного возраста

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

  1. балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,
  2. балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,
  3. балла – ребенок самостоятельно выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, - в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций

(в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико – психолого – педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого – методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать среднее значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру данной образовательной области (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого – педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

  • наблюдение
  • проблемная (диагностическая) ситуация
  • беседа

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная
  • подгрупповая
  • групповая

Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены / сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждения, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.

Примеры описания инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

  1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.

Материал: игрушки Муравей и Белка, макет леса с муравейником и дерева с дуплом.

Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости»

  1. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/ действиям.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: случившаяся ссора детей.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Что у тебя случилось, почему вы поссорились?» Что чувствуешь ты? Почему ты рассердился? Почему он плачет?

  1. Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества. Методы: наблюдение (многократно).

Материал: необходимые материалы для труда на участке, в уголке природы, в игровой комнате, материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, различные настольно – печатные игры.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Задание: «Выберите себе то, чем бы хотели сейчас заниматься»

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессию.

Методы: беседа.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой улице? Как зовут папу/ маму? Кем они работают?»

  1. Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар, цилиндр, куб разного размера. Форма проведения:

Задание: «Найди, что к чему подходит по форме»

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/ несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы. Методы:

Материал: сюжетная картина «Дети в песочнице», ситуация ответа детей на вопросы взрослого.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Что делают дети? Как ты думаешь, что чувствует ребенок в полосатой кепке? Я думаю, что он радуется. Почему ты так думаешь? Как про него можно сказать, какой он?».

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

1. Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: ножницы, листы бумаги с нарисованными контурами.

Форма проведения Задание: «Вырежи так, как нарисовано».

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: мяч, корзина, стойка – цель.

Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем попасть в стойку – цель. Теперь играем в игру «Лови мяч и отбивай».



Мониторинг освоения образовательной программы как способ индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей в ДОУ

Попова В.Р.

кандидат педагогических наук, доцент

Нижний Новгород, Россия

Аннотация. В статье подчеркивается значение мониторинга для индивидуально-

дифференцированной работы с детьми, выделены требования к мониторингу в ДОУ, содержащиеся в нормативных документах. Обоснован авторский подход к проблеме, представлена инновационная модель мониторинга образовательных достижений детей, раскрыт алгоритм создания мониторинговой карты, отмечена связь результатов мониторинга с планированием образовательного процесса в детском саду.

Ключевые слова: ДОУ, мониторинг, критерии, содержание, развитие, планирование, родители

Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к правовому государству, демократическому обществу и рыночной экономике. Система образования в 2001 году провозглашена одним из приоритетных направлений развития России, она должна быть конкурентоспособной, что чрезвычайно важно в период вступления России в ВТО. Для определения точных действий по развитию всей системы

образования в нашей стране, каждого образовательного учреждения и каждого ребенка, необходима объективная и разносторонняя информация, которую можно получить в большинстве случаев только путем организации мониторинга.

Любой мониторинг позволяет составить целостное представление о состоянии системы работы с детьми на какой-либо период времени, о происходящих внутри системы качественных и количественных изменениях. Для этого необходимы показатели, по которым отслеживается динамика развития детей, его темпы, уровень и т.п., создается возможность предотвращения или минимизации деструктивного развертывания событий.

Несколько лет назад Н.А. Коротковой и П.Г. Нежновым была создана интересная система мониторинга, опубликованная на страницах журнала «Ребенок в детском саду» , еще до выхода в свет ФГТ. Авторы предлагали в качестве главного метода мониторинга - наблюдение за динамикой развития четырех важнейших инициатив ребенка: творческой, коммуникативной, познавательной, целеполагания и волевого усилия. Данная диагностика, несмотря на ее «психологичность», проста, информативна, технологична, непосредственно связана с образовательным, процессом и коррекцией субъективной активности ребенка, его направленности, работой над «западающими» сферами детской инициативы. Такая диагностика существует не отдельно от образовательного процесса, а помогает педагогам творчески осуществлять индивидуально-дифференцированную работу,

добиваться позитивных изменений в личности каждого воспитанника.

К сожалению, немногие ДОУ пользовались данной диагностической системой. Пока руководство не распорядилось о ее принятии «сверху», педагоги не решались проявить инициативу. Так и оставалась проблема мониторинга в детском саду не решенной долгие годы.

После выхода ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» понятие «мониторинг» прочно вошло в практику работы дошкольных образовательных учреждений, были представлены требования к мониторингу образовательных достижений детей .

Вновь появившиеся требования поставили педагогов в сложные условия: еще не разработан инструментарий мониторинга, а уже необходимо замерять образовательные результаты. Методические службы системы дошкольного образования озадачились подбором подходящих диагностических методик. Следом стали появляться методические рекомендации к проведению мониторинга. Сегодня, наряду со специальными пособиями авторов комплексных программ, издается множество систем мониторинга личностных качеств детей и освоения образовательной программы детьми (Афонькина Ю.А., Веракса НЕ. и Веракса АН., Верещагина Н.В., Калачева Л.Д., Прохорова Л.Н. и др.).

Однако книги по данной проблеме вызывали все новые и новые вопросы, поскольку практикам не всегда был понятен принцип определения комплекта методик и сам механизм мониторингового исследования.

В педагогической среде, как следствие, возрастал уровень тревожности, неуверенности воспитателей в

своих действиях, формировалось отрицательное отношение к самой процедуре мониторинга.

Непонимание необходимости мониторинга, слишком сложные методики, неопределенность шагов по проведению диагностики приводили к формальному выполнению данной процедуры и произвольному заполнению итоговых таблиц, не отражающих истинную картину результативности образовательного процесса. Результаты такого «исследования», красиво упакованные в графики и таблицы, существовали сами по себе и никак не были связаны с общей системой работы ДОУ: с планированием, коррекцией отклонений, работой с семьями воспитанников и т.п. Действительно, мониторинг в таком виде не нужен никому.

Однако сегодня сложно представить образовательный процесс дошкольного учреждения без мониторинга. Образование, ориентированное на развитие каждого ребенка, его уникальности, способностей и склонностей обязывает педагога знать каждого ребенка: его интересы, возможности и способности, что важно для выстраивания индивидуального пути развития воспитанника совместно с семьей, а также для грамотного проектирования педагогического процесса.

Недавно появившийся проект ФГОС дошкольного образования несколько корректирует требования прежнего документа и конкретизирует подходы к мониторингу образовательных достижений детей . Так, в разделе III написано: при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (п. 3.2.3.). И далее: результаты педагогической диагностики

(мониторинга) могут использоваться исключительно для решения задач индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

Ниже следует текст относительно психологической диагностики, которая проводится квалифицированными специалистами и только с согласия родителей (законных представителей).

Как видим, в проекте ФГОС совершенно справедливо разнятся понятия педагогическая и психологическая диагностика (мониторинг). Воспитатель ведет лишь педагогическую диагностику фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, что важно для прогнозирования тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса .

Итак, педагогический мониторинг предваряет планирование образовательного процесса, он необходим для определения содержания индивидуально-групповой работы с детьми. Диагностика фактического уровня развития детей, его динамики лежит в основе планирования (первый вариант проекта ФГОС).

Кроме того, ФГОС разъясняет, что целевые ориентиры дошкольного образования (социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не должны диагностироваться и оцениваться. Содержательно они совпадают с интегративными качествами личности (социальный портрет выпускника), описанными в ФГТ к дошкольному образованию, их диагностика особенно затрудняла воспитателей. Положение ФГОС

относительно того, что целевые ориентиры не замеряются, является совершенно справедливым.

Педагогический мониторинг, согласно ФГОС, сводится к диагностике индивидуальных достижений детей в процессе выполнения Программы. И перед воспитателем снова встают вопросы, связанные с критериями и показателями такого мониторинга, периодичностью, оформлением результатов, планированием на основе результатов мониторинга. Его волнует, насколько применимы в сложившейся ситуации методические пособия по мониторингу, разработанные авторами примерных основных общеобразовательных программ.

Раскроем наш подход к процедуре педагогического мониторинга и, возможно, он станет интересен работникам ДОУ. После выхода ФГТ к дошкольному образованию, мы, как и все педагоги находились в поиске простых, компактных и информативных измерительных процедур, которые могут быть включены в педагогический процесс, связаны с ним. Так появилась система мониторинга освоения программы детьми, тесно связанная с планированием. Что воспитатель может оценивать в процессе педагогического мониторинга

индивидуального развития детей? - Только личные образовательные результаты каждого из них и динамику их развития: это знания, умения, навыки детей, и способы творческой деятельности. Эти показатели в гуманистической образовательной модели выступают не в качестве целей, а в качестве средств, способствующих развитию ценностных ориентаций ребенка, его личностных качеств.

Приобретаемые дошкольником новые знания, умения и способы деятельности становятся важными

шагами в освоении новых и новых видов деятельности. Развиваясь, ребенок, все время стремится к эмансипации от взрослого (все кризисы развития связаны с этим), но в реальной жизни, в своем самосознании он может ощущать свое взросление только через освоение новых ЗУНов. В процессе их освоения формируется ценностное к ним отношение, мотивационная сфера. Важно создать ребенку возможность осознавать свои достижения (знаю, умею), самоутверждаться, выстраивать свое поведение в новых ситуациях, применяя освоенные средства и способы. Именно знания, умения-навыки, способы творческой деятельности (творческая инициатива воспитанника) в процессе освоения Программы детьми должны замеряться мониторинговыми процедурами.

Несколько слов о периодичности такого мониторинга. Согласно приказу 655, дошкольные учреждения определяют сроки сами, обычно он проходит два раза (начало и конец учебного года) или один раз (в конце учебного года). Мы считаем, что такие сроки не позволяют регулярно отслеживать образовательные достижения детей (при этом возможна лишь констатация итогового результата). К концу года многое уже забыто детьми, и если в течение года не мониторировался процесс освоения программы детьми на каждом этапе работы над ней, то и итоги будут невысокими. Причем, не только касательно «овладения умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности» , в основе которых лежат знания, но и по личностным качествам.

По нашему мнению, мониторинг нужно проводить чаще: не 1-2 раза в год, а по каждой теме.

В дошкольных учреждениях сегодня, в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса, образовательная программа детьми осваивается по темам . Так, в течение года в каждой возрастной группе планируется 20-25 тем, в процессе освоения которых, т.е. по ожидаемым результатам развития ребенка на каждый день, удобно проводить мониторинг. Эта процедура должна осуществляться в том числе и родителями (заказчиками образовательных услуг), первыми и главными воспитателями своих детей, как это определено Законом РФ «Об образовании» и другими документами. Напомним, что именно родители несут ответственность за воспитание детей, а в помощь им в этой деятельности создаются детские сады, организующие образовательный процесс и, соответственно, организующие совместную с детским садом деятельность родителей по воспитанию собственных детей.

Таким образом, воспитатель обязан постоянно доводить до родителей информацию о программе работы с детьми по конкретной теме и о программе каждого рабочего дня. Для этого в родительском уголке последовательно размещается информация об изучаемом содержании и показатели, по которым можно проверить усвоение программы каждым из детей.

Организуя образовательный процесс по той или иной теме, воспитатель заранее составляет мониторинговую карту (таблица), в ней он фиксирует успехи или неуспехи кого-либо из детей. В течение дня (по возможности, и в другие дни), при непосредственных или опосредованных контактах с детьми, воспитатель ставит определенные значки в

мониторинговой карте. Мониторинговая карта оформляется в табличной форме, где первый горизонтальный столбец - имена и фамилии детей, следующие несколько столбцов - показатели, которые отслеживаются (выделены на усмотрение воспитателя из осваиваемого детьми содержания по направлениям - образовательным областям), как наиболее значимые из содержания темы. Возможны и другие варианты структуры мониторинговых карт. Но основную работу по мониторингу освоения программы детьми выполняют родители.

Карта мониторинга успешности освоения темы

(указывается тема)

Списо к детей групп ы Физическо е развитие Позиаватель -но - речевое Социально-личностное Художе эстети

Знания Умения- ЛТворческая Знания « к £ Е е м м У 3 е 3 ^ кч ыр во ав анТ [Знания « к £ Е е м м У Знания и 1

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 3 1 2 1 2

Как видно из таблицы, по четырем направлениям (образовательным областям) развития ребенка -физическому, познавательно-речевому, социально-личностному и художественно - эстетическому (и по 10 образовательным областям - культурным практикам, соответственно), определены критерии

оценки: знания, умения-навыки, творческая инициатива.

На каком основании выделены данные критерии? Теоретическим основанием явились идеи наших отечественных дидактов И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и В.В. Краевского относительно содержания образования, его четырехкомпонентной структуры (знания, умения и навыки, способы творческой деятельности и ценностное отношение к миру).

В логике рассуждений, мы представили тему, как часть культурного содержания, через которое в личностном опыте воспитанника формируются упомянутые компоненты. Содержание темы способствует формированию у детей целостной картины мира. Например, тема: «Родной город»: ребенок усваивает знания о городе и понимает их значимость для себя; приобретает умения и навыки нормативных действий и поведения в городе, проявляя при этом ценностное отношение к нему; учится самоопределяться, проявлять творчество и инициативу, не нарушая нормы и не разрушая окружающее его в городе пространство. Поэтому воспитателю необходимо отслеживать

сформированность данных структур в личности воспитанника.

Итак, на основании четырехкомпонентной структуры содержания, нами выделены три критерия. Четвертый - ценностное отношение к миру сложно выявить отдельно от всех трех критериев, он органично вплетается в их состав. Как можно увидеть ценностное отношение ребенка в рамках изучаемой темы? Его проявления можно заметить в отражении знаний - не только в речи, но и в мимике, жестах,

интонации, а также в отношении к работе - в ее качестве, а также в том, как ребенок реагирует на нестандартные ситуации: с интересом и желанием решает проблему. В итоге - формируются личностные качества воспитанников, соответствующие целевым ориентирам ФГОС.

Вернемся к таблице. Например, в физическом развитии отмечаем сформированность у детей трех компонентов (знания, умения-навыки и способы творчества) в изученном содержании по образовательным областям «Здоровье» (цифра 1) и «Физическая культура» (цифра 2). Напротив фамилии ребенка появляются какие-то из значков (+ полная сформированность), (+/- неполное, неточное усвение), (- несформированность). Так, по программе «От рождения до школы» (тема «Весна», старшая группа) слушатели курсов повышения квалификации выделили следующие замеряемые показатели по направлению: «Физическое развитие»:

Ф.Р. (физическое развитие)

1- Особенности организма - ритм жизни: необходимость сна и отдыха, занятий делом, питания:

Сведения из спортивной жизни страны;

2- Умение одеваться по погоде, сушить одежду;

Умение метать мяч замах из-за головы, умение прыгать;

3- Интерес к спортивным играм (инициатива, участие);

Самостоятельная организация знакомых подвижных игр;

Показатели по другим трем направлениям (областям) определяются по аналогии. Все показатели записываются на обороте мониторинговой карты или отдельном листе, что удобно для контроля динамики

развития детей от темы к теме и воспитателю, и родителям.

Такой мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы составлен в соответствии с рекомендациям ФГТ к дошкольному образованию (теперь и ФГОС), позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей, осуществляется низко формализованными методами, позволяет получить достаточный объем информации в оптимальные сроки. Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей .

Кроме того, как показала практика, такой подход к мониторингу освоения программы детьми (по темам) позволяет добиваться максимального качества образовательных достижений детей. Благодаря ведению мониторинговой карты, воспитатель может: 1) выявлять отставания в освоении темы детьми и своевременно проводить коррекционную работу с ними в ДОУ (в плане отведено место для индивидуальной НОД); 2) активно вовлекать родителей в образовательный процесс (контакты, обучение, непрерывный мониторинг, задания и др.);

3) сделать родительский уголок действенным средством связи педагогов и родителей;

4) не упустить и одного ребенка, оказывать адресную помощь каждой семье в организации занятий с детьми в домашних условиях;

5) творчески подходить к планированию и организации образовательного процесса.

Наличие мониторинговой карты, реально отражающей уровень актуального развития детей, позволяет воспитателю легко определять направление и содержание индивидуально-дифференцированной

работы с детьми и их родителями. Сведения о каждом из воспитанников, ежедневно заносимые в карту по ходу изучения темы, необходимы для оптимизации работы с группой детей, планирования образовательного процесса в «зоне» их ближайшего развития с учетом потенциала и возможностей каждого ребенка.

По итогам реализации программы конкретной возрастной группы и на основании непрерывной фиксации успехов детей в мониторинговых картах, можно видеть результаты совместного труда педагогов и родителей. По картам несложно вычислить процент освоения программы каждым ребенком и составить общую картину качества образовательного процесса в группе воспитанников, которое, если учесть все рекомендации, будет максимально высоким.

Таким образом, достижение высокого уровня качества образования, начиная с дошкольного возраста - первого уровня системы образования (в соответствии с Законом «Об образовании в РФ»), связано не только с изменениями в ее целях, содержании, формах организации, но и в организации мониторинговых процедур.

Мониторинг может и должен стать важнейшим элементом образовательной системы, ее организации и планирования, при наличии определенной технологии его проведения.

Библиография 1. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. 2005. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников [Текст] / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов // Ребенок в детском саду. № 3, № 4.

2. Мониторинг в современном детском саду [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. -М. 2008. 64 с.

3. Попова В.Р. 2012. Планирование образовательной деятельности субъектов - эффективный путь внедрения ФГТ в практику дошкольного образования [Текст] // Сборник материалов Первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (26-27 октября 2011 года, Москва). М. С 372-393.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

5. Рыбалова И. А. 2005. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ [Текст] / ИА. Рыбалова //Управление ДОУ. №4.

6. Современная дидактика: теория - практике [Текст] / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М. 1994.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект).