О пользе старины. Преподаваемые дисциплины и курсы

кандидат экономических наук

Контактная информация
тел.: 41-97-54 (1-48, 1-90)
e-mail: [email protected]
каб. 132, 136

Присутственные дни на кафедре:

Биография:

Родилась в 1976 году в р. п. Николаевка Ульяновской области. В 1997 году окончила Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Московского университета потребительской кооперации. Работает на кафедре финансов Чебоксарского кооперативного института с 1997 г. Ученая степень: кандидат экономических наук (2007) Кандидатская диссертация: “Государственная поддержка сельского хозяйства” (Марийский государственный технический университет, 2007) В настоящее время, являясь старшим преподавателем кафедры финансов, выполняет все виды учебной нагрузки по дисциплинам «Финансы» и «Финансы организаций». Постоянно осуществляет научную, организационную и методическую работу, является куратором студентов финансового факультета. С целью повышения качества подготовки студентов применяет в учебном процессе информационные технологии и методы активного обучения. Областью научных интересов являются государственная поддержка сельского хозяйства и совершенствование организации финансов предприятий. Участвовала в работе международных, всероссийских и региональных научных конференций. Опубликована 41 научная и учебно-методическая работа, в т. ч. монография. Имеет почетные грамоты и благодарности

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Т.В. Богатова

В.В. БОГАТОВ: ВОЙНА РАЗДЕЛИЛА ЖИЗНЬ НАДВОЕ

Великая Отечественная оставила свой след в каждой семье. У кого-то забрала сыновей, мужей, отцов, братьев, а по судьбам тех, кому повезло вернуться, прошлась таким ураганом, последствия которого сохранились в памяти на всю жизнь.

Недавно, разбирая архивы отца, обнаружила любопытный документ (назовем его «размышления»): неполная страничка, написанная от руки, не датированная, однако по некоторым упоминаемым в ней фактам ее можно отнести к 1995 году. В том январе ему исполнилось 70 лет. Возможно, юбилей и навел на эти размышления. Отец писал о себе в третьем лице, как бы глядя со стороны и подводя итоги:

Богатов Виталий Васильевич (18.1.1925) - ветеран войны и факультета, майор в отставке, доктор философских наук, профессор. Вся его жизнь разделена на две неравные половины: до сентября 1945 г. - первые 20 лет жизни, и после того - остальные 50 лет.

Первый период - Великая Отечественная война, которую ему удалось познать в ее трех ипостасях: июль 1941 г. - рытье противотанковых рвов между Смоленском и Оршей: ошеломление жестокостью войны (на Соловьевской переправе), первые уроки предательства близких и верности и порядочности случайных попутчиков выхода из окружения; октябрь 41 - март 42 - эвакуация детей Бауманского р-на Москвы в Моло-товскую область и месяц в дороге до ст. Куяда; наконец - февраль 43 - октябрь 44 -сама война. После пережитого в 41-42 годах ее сложности и трудности уже не были фатальными и, будучи ужасными, не казались безнадежными. Был шофером, был на Курской дуге, освобождал Смоленск. В октябре 44-го уже был дома после госпиталя. Ему было 19 лет. Мальчик ли? Нет, таковым себя не считал. В январе-июне 1945 г. с четвертой попытки закончил 10-й класс (до войны успел 9 классов)».

Виталий Васильевич происходил из крестьянской семьи. Его отец, Василий Михайлович Богатов, в молодости также крестьянствовал, затем работал инспектором волостной РКИ, а после службы в армии (1924-1925) занимался хозяйственной, советской, партийной работой. Мать, Анастасия Ивановна (урожденная Захарова) в 1930-е годы работала заведующей детской площадкой, затем заведующей городским детсадом в городе Михайлове, была домохозяйкой. Школьные годы Виталия Васильевича начались в 1932 году в селе Виноградове (Московской области). Через год, когда отца перевели на работу в город Михайлов (в то время Московской, а ныне Рязанской области), мальчик продолжил учебу в михайловской средней школе № 2, где в 1939 году вступил в комсомол, а весной 1941-го закончил девятый класс. А потом началась война. И летом, в июле, старшеклассников направили на строительство укреплений в Смоленскую область. Помню, как отец рассказывал мне, еще школьнице, как они работали на рытье противотанковых рвов под Смоленском, как на обратном пути попали под сильнейшую бомбежку, какое потрясение испытали уцелевшие от зрелища многочисленных погибших товарищей, разорванных бомбами... И лишь сейчас, прочитав листок с «размышлениями», начала понимать, что если противотанковые рвы они рыли между Оршей, уже в середине июля оказавшейся в руках немцев, и Смоленском, который наши войска оставили в первых числах августа, то действительно скорее всего попали в окружение, о котором отец здесь и пишет. наверное, впервые в своей жизни. Нигде (ни в анкетах, ни в других автобиографиях, ни устно) отец никогда не говорил и не писал о выходе из окружения. И понятно, почему: вначале - из естественных опасений тех последствий, которые ждали всех, побывавших в окружении, затем, видимо, уже по привычке. Рассказав об одной страшной бомбежке, он, судя по всему, умолчал о многом из того, что в конце жизни уместилось в од-

ном фрагменте фразы-воспоминания о «первых уроках предательства близких и верности и порядочности случайных попутчиков выхода из окружения».

Вернувшись домой, в Михайлов, осенью 1941 года начал учиться в 10 классе, но «приближение фронта вынудило семью (за исключением отца, который обкомом партии был направлен в южные районы области эвакуировать государственные ценности) в октябре эвакуироваться в г. Ашап Ординского района Молотовской (ныне Пермской) области». Так Виталий Васильевич напишет в 1951 году в одной из первых своих автобиографий. А в листочке «размышлений» вспоминает тамошнюю станцию Куяда, до которой в товарных вагонах добирались почти месяц. Там, в Молотовской области, семья - мать с тремя младшими детьми (старший, Вячеслав, в то время был курсантом Армавирского летного училища) - прожила всю зиму. Дети пытались учиться: Виталий поступил здесь вновь в десятый класс и одновременно работал - в эвакуированном сюда из Москвы интернате для детей Бауманского района столицы. После освобождения нашими войсками в декабре 1941 города Михайлова в результате зимнего наступления под Москвой решили возвращаться домой и в марте 1942 вновь проделали длинный путь через полстраны. Видимо, сказались все трудности, лишения и дорожная антисанитария: в конце пути юношу свалил тиф, и вместо дома он попал в больницу. А через некоторое время врачи сказали матери: «Забирайте домой, он не выживет». Но мать выходила, и к концу лета 1942 года больной начал вставать. Младший брат, Владимир Васильевич, впоследствии вспоминал: «В конце августа Виталий смог встать с постели и буквально заново начал учиться ходить. Даже одноклассники поначалу его не узнавали - так он похудел и ослаб за время болезни». Однако молодой организм победил, и в начале зимы Виталий начал учиться - снова в десятом классе. И вновь доучиться не удалось: в начале февраля (сразу после 18-летия, которое отметили 18 января) пришла повестка - он призывался в армию. Однако сказались последствия болезни: его признали нестроевым и отправили на 3 месяца обучаться на шофера в 11-й отдельный учебный автополк. Далее, как он пишет в той же автобиографии 1951 года, «в июне 1943 года в числе лучших выпускников был откомандирован в 444 отдельный дивизион связи резерва Главного командования в качестве шофера пункта сбора донесений. Эта часть в августе 1943-го была направлена в район Орловско-Курской дуги, затем в состав Западного фронта (впоследствии вошла в 3-й Белорусский фронт). В этой части пробыл до начала июня 1944 года. В середине июня по болезни был направлен в госпиталь и эвакуирован в г. Баку, где находился на излечении до ноября 1944 г.». Эти строчки биографии требуют пояснения: упоминаемая здесь болезнь была вызвана контузией, которая привела к тяжелым последствиям и сложной операции (трепанации черепа), блестяще выполненной бакинским хирургом. После этой операции он всю оставшуюся жизнь мог слышать только одним ухом (слуховой аппарат из другого был удален). Потом, после войны, специалисты-отоларингологи удивлялись: операция была сделана так мастерски, что ни разу не возникло ни осложнений, ни воспалительных рецидивов. А юноша, вернувшись домой и немного придя в себя, в январе 1945 вновь сел за парту, в четвертый раз предприняв попытку окончить десятый класс - на этот раз успешно.

Победу встретил дома, однако радость была омрачена: старший брат Вячеслав, летчик, в боях под Харьковом в августе 1943 года, возвращаясь с задания, был сбит и пропал без вести. Когда в семью пришло об этом известие, мама была беременна (на седьмом месяце). От горя и потрясения у нее начались преждевременные роды. Родился мальчик, который умер, прожив всего один час. Так что можно считать, что война взяла у этой семьи двух сыновей и чудом не отняла третьего...

«И начался второй период его жизни - осенью 45 года поступил на философский факультет...» («размышления»). Много позднее я спрашивала у отца: почему именно этот факультет он выбрал? «Знаешь, - отвечал он, - хотелось разобраться в жизни, многое понять. Например, как, почему удалось все же победить в такой тяжелой войне? Мне думалось, что философский факультет, философия мне в этом поможет».

Поступать приехал в конце августа, экзамены проводились в начале сентября. Поскольку приказ Всесоюзного комитета по делам высшей школы № 284 от 30 мая 1945 года о зачислении в вузы участников Великой Отечественной войны без экзаменов касался лишь тех, кто имел аттестаты отличника, Виталию Васильевичу пришлось полностью сдавать все пять экзаменов. Сохранились его дневниковые записи этого периода: человек, прошедший войну, переживал по поводу возможных ошибок в сочинении, как вчерашний школьник. Приведем некоторые странички этого дневника.

«Москва, 2.9.1945.

Вот я и в Москве. Приехал сдавать экзамены для поступления в университет... Я привез все мне необходимое: книги, бумагу и питание. Кажется, в моем распоряжении все, что нужно. Только сдавай. Так оно и есть. Я начал сдавать.

Вчера писали сочинение. Пришел в университет к девяти часам утра... Нам дали шесть тем. Я выбрал четвертую, которая гласила: «Отцы и дети Тургенева и отцы и дети в Великой Отечественной войне». Тема нелегкая. С содержанием, я считаю, справился, но... Страшно даже подумать, как обстоит у меня дело с грамотностью. Это меня беспокоит больше всего. <... > Вот будет для меня «праздник», если мне влепят двойку. Ну куда мне тогда деваться. Я даже не представляю себе другого института или факультета, кроме мною избранного. Да о других институтах и профессиях и думать не хочу. Я чувствую и знаю, что в других специальностях я не найду своего призвания. А работа без желания просто мученье. Обман себя и государства; работа, не интересующая человека, будет тяготить, в ней не будет интереса, не будет желания ее как следует делать. Она будет только промыслом для жизни, без пользы для государства. (Интересно, многие ли сегодняшние абитуриенты задумываются о своей пользе для государства? -Прим. Т.Б.) От письменной работы зависит все. До тех пор, пока я не узнаю ее результатов, я не могу быть спокойным... Необходимо готовиться к экзаменам по другим предметам, но я не могу. Мысли о сочинении сидят в голове... и парализуют мою волю к другой работе. Хотел сегодня съездить в университет, но подумал и пришел к выводу, что сегодня выходной и там не будет никого. <... > Вот действительно «муки Тантала». Честно признаться, никогда не было со мной того, что творится сейчас. <... >

В Москву приехал 30 августа 1945 г. после мучительной поездки в поезде и не менее тяжелой работы по перевозке вещей. Ну все же добрался благополучно, полный самых радужных надежд на будущее. 31 августа был в «Восток-кино», смотрел «Берлинскую конференцию» и «Парад Победы». <... >

Сегодня выступал тов. Сталин. Сообщил народу и поздравил с победой над Японией и полным окончанием войны во всем мире. Народ ждал этого конца с 1941 г. и наконец дождался. Завтра «Праздник победы над Японией». Нерабочий день и, по-видимому, мы завтра не будем сдавать экзамены <... > Завтра будет салют, отправлюсь на Красную площадь. <... >

Эти дни прошли для меня неплохо. Испытания идут хорошо. То, чего я так боялся в отношении сочинения, не оправдалось. По сочинению у меня «отлично», значит, ошибок нет. Я читал его, и действительно [их] нет. Преподаватель, принимающая литературу и русский язык, осталась очень довольна и сочинением, и устным ответом.

Ну вот, кончил сдавать испытания. Вчера вечером сдал последний предмет - немецкий язык. Результаты испытаний следующие: русский яз. - отлично, литература - отлично, история - отлично, география - отлично и немецкий - резкий скачок вниз: только «пос». Да, немецкий яз. меня здорово подкузьмил. Выходит дело, что из 25 возможных баллов я набрал - 23. Но все же результат для инвалида неплохой. Сегодня поеду узнавать результаты: зачислен или нет. <...>

Теперь я студент философского факультета МГУ. Сбылось то, о чем я так долго мечтал и из-за чего пришлось так волноваться и переживать. Зачислен в число студентов 1 курса с предоставлением общежития. . Вчера получили ордер на общежитие и вчера же получили комнату, но, видимо, на временное пользование. Неразбериха там, в общежитии, ужасная. Но мне главное иметь там койку, а остальное пустяки. <... >

Сегодня последний свободный день, который отделяет меня от того дня, когда я войду в аудиторию университета и начнется моя последняя стадия учебы, последняя и решающая. Она определит мое будущее. Что будет дальше, определенно сказать трудно, но я чувствую, что из меня не получится убежденного приверженца существующего строя, мои мысли и думы о современном положении страны не такие, какие должны быть. Но может быть, изучение классической философии и политэкономии поможет мне найти пути, чтобы выйти из того тупика, куда зашла моя мысль. <... >

Двенадцать дней отделяет меня от того дня, когда я писал в дневник. А сколько произошло событий за эти дни? Много, очень много.

Я начал свои занятия в университете. 17 сентября пришел первый раз на лекции, но занятий не было. Профессора и преподаватели, заведующие кафедрами знакомили нас с теми предметами, которые они будут нам преподавать. Впечатление осталось такое, как будто они нас хотели запугать, хотя и в действительности материала для изучения очень много. 18-го были занятия по плану. Но это продолжалось недолго. 21 сентября нас распустили, т.к. весь первый курс, за исключением инвалидов Отечественной войны, должен был ехать в Красновидово на подсобное хозяйство - копать картошку. Таким образом, у меня оказалась свободная неделя, которую я должен был плодотворно провести, оформить свои дела с устройством в Москве своего пребывания».

И еще запись - уже по окончании первого курса:

«Пятница, 28.6.46.

Кончился год обучения в университете, окончен 1 курс философского факультета. <...>

Год ознакомления с обстановкой, год закладки фундамента знаний и основательного формирования определенного мировоззрения, год трудной, но наполненной событиями и страстями жизни.

Первый курс, только один неполный год, но как он сильно влияет на сознание человека, который стремится к определенной цели, и в учебе он находит пути к ней и облегчение своих теоретических и практических исканий. Этот год, пожалуй, был первый год по-настоящему самостоятельной жизни, и нужно признаться, что он перевернул многие мои понятия и отношения как к самой жизни, так и в понимании ее законов и случайностей. То же можно сказать и про общее развитие - духовное.

Если до учебы мне что-нибудь было неясно или туманно, то теперь вырисовывается в более резком и ясном виде. Это в первую очередь относится к самому главному - познанию основ учения Маркса - Энегльса - Ленина - Сталина. Познанная мною азбука этой теории открыла мне глаза на многое, что представлялось мне неясным, а порой неправильным. Эта теория заставила меня сменить мои представления о законах общественного развития. Это произошло быстро и безболезненно с одной стороны потому, что она нашла во мне подходящую почву, почву советского человека, а вернее сказать, что я, советский человек, нашел в марксистской теории как раз то, что искал и, нашедши ее, стал ее последователем... Я считаю это главнейшим, важнейшим результатом года.

Да, теперь многое мне стало понятно и осмысленно так, что сейчас уже кажется странным - как я мог думать по-другому.

Но я не принимаю марксизм на веру, слепо, заучивая его основные положения. Изучая теорию, я всегда стараюсь найти ей подтверждение в жизни, как в настоящей, так и в прошедшей и всегда она (теория) применительно к конкретным условиям целиком и полностью подтверждалась.

Но у меня осталось только одно беспокойство. Это относится к политике правительства в деревне. Вопрос, который был краеугольным камнем российской политики; по-моему, он не нашел еще своего полного разрешения и сейчас.

Я объясняю это низким уровнем общественного сознания наших народных масс -крестьянства. Они, привыкшие к собственности (частной), еще никак не могут понять, что колхозная собственность - их собственность. А отсюда вытекает их плохое отношение к государственному добру, т.е. к своему добру. Неправильное отношение к своим обязанностям ведет к упадку хозяйства, это вызывает упадок их благосостояния, это, в свою очередь, пагубным образом действует на их сознание, которое, опускаясь все ниже, болезненно, даже катастрофически действует на состояние сельского хозяйства в стране. <... >Только честное отношение к своим обязанностям обеспечивает успех в работе. Что нужно для того, чтобы поднять на ноги советскую деревню, советское сельское хозяйство?

По-моему, следующее:

1) оказать большую помощь деревне в снабжении промтоварами, хотя бы самыми необходимыми и по доступной цене, обеспечивающей каждому крестьянину возможность приобретения необходимых предметов ширпотреба;

2) постепенно усиливать культурно-просветительную работу в деревне, развернуть агитацию и пропаганду за укрепление колхозов и совхозов;

3) реорганизовать МТС; МТС в большинстве не обеспечивают лучших сроков проведения с/х работ, сообразно с агротехническими правилами. <... > Начало работ слишком рано или слишком поздно пагубно отражается на состоянии урожаев.

Нужно добиться того, чтобы каждый колхоз имел свои тракторы и весь... необходимый инвентарь. Отсюда вытекает отмирание МТС как государственной организации.

Только при этих условиях можно организовать по-настоящему жизнь и работу в деревне. Только тогда, когда в одинаковой мере город и деревня будут нуждаться друг в друге, можно будет говорить о стирании граней между ними.

Вот, по моему мнению, самый злободневный вопрос советской действительности, требующий немедленного разрешения. Он больше всего меня волнует и служит причиной колебаний в осознании правильности политики партии и правительства в деревне. <... >

В осознании всего этого и состоит главный, основной результат первого учебного года в университете.

Кроме того, факультет многое дал и по другим отраслям знаний: биологии, истории, логике и языкам (немецкий и латынь). По существу, только теперь начинаешь сознавать, какую огромную роль играет знание языков для образованного человека. Поэтому вопрос об изучении языков я поставил одной из основных задач на будущее время».

Когда читаешь эти строки сегодня, то оцениваешь в первую очередь то, что молодой человек весьма серьезно в личном дневнике обсуждает мировоззренческие и политические вопросы - сегодня этим «грешит» далеко не всякий юноша. Но если вспомнить, к тому же, что написано это в 1946 году, когда в стране начинала раскручиваться новая кампания «охоты на ведьм» и космополитов, когда и гораздо более безобидные высказывания, чем приведенные здесь сомнения в правильности политики партии в деревне, вызывали арест и громкие процессы (или тихое исчезновение критика), то начинаешь по-другому относиться и к тому человеку, кто это написал, и к его ближайшему окруже-

нию: ведь найдись в общежитской комнате на пятерых, где жил тогда Виталий Васильевич, хотя бы один «доброхот», желавший раскрыть заговор или вывести на чистую воду «немецкого шпиона», не сносить бы головы ни автору записок, ни его друзьям.

Быстро пролетели студенческие годы, на излете их, в апреле 1950 года, Виталий Васильевич был принят кандидатом в члены ВКП(б), а два года спустя, в мае 1952, стал членом партии. Виталий Васильевич всегда был общественно активным человеком, не чурался организационной работы; и партийная деятельность - живая, не бюрократическая - получалась: несколько лет был секретарем парторганизации кафедры, возглавлял партком факультета, дважды избирался членом парткома МГУ (1963-1965), был председателем профкома факультета.

Между тем студенческие годы плавно перетекли в аспирантуру на кафедре истории русской философии. На втором году аспирантуры (в октябре 1951 года) Виталий Васильевич начал преподавать историю философии сначала почасовиком, а когда диссертация («Мировоззрение Н.А. Некрасова») была завершена и успешно защищена в срок, оставлен на факультете.

С 1953 годом в жизни Виталия Васильевича связано многое: не только в профессиональном плане (окончание аспирантуры, успешная защита, начало работы в штате факультета), но и в личном (в декабре он женился). С будущей женой Галиной (урожденной Жуковой), тоже рязанкой, познакомился в Рязани, куда приезжал к родителям (к этому времени его отец был переведен на работу в Рязань). Летом 1953 года после окончания Рязанского пединститута она готовилась в городской библиотеке к поступлению в аспирантуру в Москву (в Институт русского языка АН СССР). В библиотеке они и познакомились. Молодая семья почти сразу получила комнату в доме преподавателей (так до сих пор неофициально называют построенный одновременно с новым зданием МГУ на Ленинских горах жилой дом для профессоров и преподавателей на Ломоносовском проспекте).

Молодой кандидат наук много и с удовольствием работал: был сначала ассистентом (всего год), затем старшим преподавателем, а с мая 1958 года избран доцентом. Читал лекции по истории русской философии на юридическом, историческом и других факультетах МГУ, вел семинарские занятия, начал руководить дипломными, затем аспирантскими работами. В 1960-е годы читал историю философии уже философам сначала на вечернем отделении, а затем разделы общего курса на дневном. После творческого отпуска в 1967-1969 годах и выхода монографии «Философия П.Л. Лаврова» Виталий Васильевич в 1972 году защитил докторскую диссертацию (с тем же названием), а год спустя был избран профессором. В 1972-1983 годах был заместителем декана философского факультета МГУ по научной работе, с 1983 в течение двух лет исполнял обязанности заведующего кафедрой истории русской философии.

Тогда же, в 1970 году, ему был поручено чтение лекций по истории русской философии для основного потока студентов третьего года обучения. Этот курс, один из базовых для студентов-философов, Виталий Васильевич дополнил разработанным им разделом по истории русского теизма XIX века и идеологии «православия, самодержавия, народности»; ввел через публикации новый материал и интерпретации идей их основных представителей. В 1956 году было издано его первое в стране методическое пособие по курсу истории русской философии.

Виталий Васильевич любил и умел работать с молодежью - студентами, аспирантами. Будучи строгим экзаменатором, умел и заинтересовать дипломника темой, подсказать, где найти материал, как его интерпретировать, помочь аспиранту подготовить публикацию, подсказать интересные источники, дать совет относительно организации основного текста в диссертации. Одним словом, был руководителем, неравнодушным к делам своих подопечных. Оттого среди учеников - десятки дипломников, более 30 кандидатов и три доктора наук.

Из опубликованных трудов В.В. Богатова: «Философия П.Л. Лаврова» (М., 1972), «Основные черты мировоззрения выдающихся представителей движения петрашевцев» (М., 1958), «М.И. Михайлов - мыслитель и революционер» (М., 1959), «Социологические взгляды Н.А. Серно-Соловьевича» (М., 1961); а также статьи в сборниках и журналах, главы в коллективных монографиях - всего более 100 научных работ.

В 1990 году, когда по состоянию здоровья Виталию Васильевичу пришлось отказаться от чтения лекций, он особенно много внимания уделяет аспирантам, передавая накопленный опыт и знания новому поколению. К этому же времени относится и еще одна его автобиография, где он сам как бы оценивает и подводит итоги своей научной деятельности:

«Основные научные интересы связаны с историей отечественной философской и общественной мысли XVIII и XIX веков, главным образом историей радикальной (революционной) и материалистической мысли, также с историей теистической мысли России XIX века.

Изучение философии и социологии русского народничества позволило автору прийти к новым выводам и оценкам этого широкого течения отечественной мысли, преодолеть упрощенный, одномерный подход к нему как исключительно идеологическому течению. Пример деятельности П.Л. Лаврова свидетельствует, что в среде народников были крупные научные деятели. Нельзя творческое наследие Лаврова свести к политической деятельности, к идеологическому обоснованию народнических программ. Было показано, что Лавров был оригинальным мыслителем-энциклопедистом, крупным ученым-антропологом, историком науки (гл. образом - естествознания), историком человеческой мысли, предшественником В.И. Вернадского в решении проблемы роли геологического периода развития человеческой цивилизации. Лавров не был ни эпигоном позитивизма, ни субъективистом в социологии, он занимал реалистическую позицию в философии и социологии».

В своих «размышлениях» Виталий Васильевич не случайно отметил в своей жизни два главных периода, две неравных половины: война и университет. И то, и другое было для него свято. Поэтому, начав с его слов о первой половине жизни, закончим рассказ о нем его же словами о второй половине:

«...И начался второй период его жизни: осенью 45-го поступил на философский факультет, и с тех пор это его дом, его жизнь, его прошлое, настоящее и будущее - в результатах его педагогической, научной, воспитательной работы аспирантом, доцентом, профессором.

Рад, что удалась дочь, сотрудник химического факультета, кандидат химических наук, рад, что получился приличный внук, ученик 10 класса Лицея информационных технологий.

И вообще Виталий Васильевич считает, что его жизнь состоялась».

И в этом весь Виталий Васильевич - с его оптимистичным ощущением жизни (несмотря на весь трудный жизненный опыт, он не раз говаривал: «Мне в жизни часто везло, я удачливый человек»), с его преданностью университету и науке, семейному очагу и Родине.

О пользе старины

Принято считать, что книги, изданные 100 и более лет назад, сегодня имеют лишь историческую ценность – как свидетельства эпохи, раритеты, демонстрирующие достижения книгопечатания и т.п. Однако некоторые из них можно активно использовать в современной жизни.

Одно из таких редких изданий – «Ломоносовский сборник». Впервые эта книга вышла в свет более 100 лет назад, в 1901 г. Ее создателем (составителем и автором ряда материалов) был профессор Московского университета выдающийся химик Владимир Васильевич Марковников.

В.В.Марковников
(1837–1904)

Интересна история «Ломоносовского сборника». Марковников еще со времени учебы и работы в Казанском университете интересовался истоками химической науки, историко-химические фрагменты включал в свой курс, который он читал в 1880-х гг. в Московском университете. Он также активно участвовал в работе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, был основателем и руководителем его Физико-химической комиссии (с 1884 г.), а затем и Химического отделения. На заседаниях отделения нередко обсуждались темы, посвященные памятным датам, историко-научным исследованиям, биографиям выдающихся ученых. Как впоследствии вспоминал Марковников, идея отметить юбилей первой химической лаборатории, основанной М.В.Ломоносовым в Санкт-Петербурге в 1748 г. (а фактически – и всей российской химической науки), принадлежала доктору медицины, известному естествоиспытателю и библиофилу Терентию Ивановичу Вяземскому, опубликовавшему в апреле 1898 г. в газете «Московские ведомости» открытое письмо, адресованное Марковникову, где он, в частности, писал:

Обращаюсь к Вам как маститому химику: познакомьте нас с утреннею зарей нашей русской химии, первые лучи которой показались на научном горизонте 150 лет тому назад. Мы желаем знать научное значение первой химической работы “О химических растворах вообще”, принадлежащей перу первого во времени русского профессора химии Михаила Васильевича Ломоносова.

Познакомьте нас также одновременно и с историей возникновения первой химической лаборатории в России…

Напоминанием Русскому обществу об этом знаменательном событии Вы, глубокоуважаемый Владимир Васильевич, получите от современников теплое русское спасибо…»

Идея Вяземского упала на плодородную почву: уже осенью 1898 г. был сформирован оргкомитет под руководством Марковникова, взявший на себя все хлопоты по подготовке этого мероприятия.
Торжественные заседания планировалось провести в конце 1899–начале 1900 г. – так, по мнению Марковникова, «русская химия ознаменовала бы… добрым делом свой переход в новое столетие».

К этому времени предполагалось собрать очерки по истории химических лабораторий российских университетов и институтов. В 1900 г. состоялось празднование 150-летия первой русской химической лаборатории, где прозвучали доклады о ее основателе – Ломоносове, об основании и развитии химических лабораторий и научных школ в ведущих российских университетах. В 1901 г. эти материалы были опубликованы единым изданием, получившим название «Ломоносовский сборник».

Несомненно, эта важная работа не прошла незамеченной, во многих университетах она дала толчок к развитию историко-научных исследований. Интересно, что и в Московском университете несколько выпускных (дипломных) работ в этот период были посвящены именно историко-химическим темам.

Уже с конца 1920-х гг. история химической науки как учебная дисциплина (сначала в виде «Истории и философии естествознания» в приложении к конкретным наукам) стала обязательным предметом, а после Великой Отечественной войны в новые учебные планы университетов была включена конкретно «История химии» (1946). Почти одновременно с этим в Московском университете были открыты одноименные кафедра (ее возглавил профессор Н.А.Фигуровский) и специальность для поступления в аспирантуру (1948). С этого времени исследования в области истории химической науки и преподавание этой дисциплины развернулись широким фронтом.

И вот сегодня «Ломоносовский сборник» вновь актуален – издательством «Логос» он опубликован в серии «Классический университетский учебник»*, причем его выход был приурочен к юбилею химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, отметившего недавно свое 75-летие. Книга переиздана репринтным способом с применением новых полиграфических технологий.

Как отметил декан химического факультета академик В.В.Лунин: «Значение истории науки и ее качественного преподавания в современном мире чрезвычайно велико, без знания истории химии формирование специалиста-химика не может быть полноценным. Актуальность этой дисциплины не ограничивается развитием кругозора студентов, эта область крайне важна в формировании профессионального мировоззрения и личности химика-исследователя, в решении проблем приоритета в развитии теоретических концепций и модельных представлений современной химии, а также вопросов, связанных с тенденциями развития химической науки. Именно поэтому в настоящее время вновь растет значимость таких классических трудов, как “Ломоносовский сборник”, который является оригинальным источником сведений по истории химии в России и может служить сегодняшним студентам и аспирантам учебным пособием (хрестоматией), а всем интересующимся прошлым отечественной науки – интереснейшим свидетельством эпохи».

* Серия издается к 250-летнему юбилею Московского государственного университета по инициативе его ректора академика В.А.Садовничего. Она включает в себя учебники и учебные пособия, написанные выдающимися учеными и педагогами (в серии планируется издать около 250 книг).

Образование:

Московский университет потребительской кооперации

квалификация «Экономист» по специальности «Финансы и кредит»

Повышение квалификации:

Диплом о профессиональной переподготовке по дополнительной профессиональной программе № 502403390590 от 11.11.2016, «Образование и педагогика», 488 часов, АНОО ВО ЦС РФ «Российский университет кооперации»

Удостоверение о повышении квалификации № 502402205594 от 20.06.2016, «Финансы организаций микрофинансового рынка», 144 часа, АНОО ВО ЦС РФ «Российский университет кооперации»

Удостоверение о повышении квалификации № 600000302728 от 05.09.2016, «Организация и сопровождение включения в систему высшего образования людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов», 72 часа ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»

Удостоверение о повышении квалификации № 600000303055 от 11.02.2017, «Использование электронной информационно-образовательной среды и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза», 72 часа, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»

Удостоверение о повышении квалификации № 211800836103 от 31.03.2017, «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС», 16 часов, НОУ ДПО «Институт инновационного образования»

Стажировка в ООО «Склад-Сервис» по программе «Финансово-экономический механизм функционирования организации» с 18.12.2017 по 20.01.2018, 72 часа (Приказ от 18.12.2017 г. № 118)

Общий стаж работы: 20 лет

Преподаваемые дисциплины и курсы:

Финансы, Экономика организации, Экономика фирмы, Экономический анализ, Инвестиционная политика, Управление портфелем ценных бумаг

Область научных интересов:

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

Тематика: Развитие регионального предпринимательства

Научные публикации:

1. Богатова Т.А. Финансовые результаты деятельности предприятий машиностроительного комплекса Чувашской Республики и факторы их определяющие/ Т.А. Богатова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2014. - № 3. - С. 107-110. Рекомендован ВАК для публикации научных работ

2. Богатова Т.А. Актуальные проблемы деятельности субъектов предпринимательства Чувашской Республики / Т.А. Богатова //Институциональная модернизация регионов: экономические, социальные и управленческие вызовы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции г. Чебоксары 5 февраля 2016. – Чебоксары: «Новое Время», 2016. – 319-324

3. Богатова Т.А. Состояние и финансовые результаты деятельности организаций предпринимательского сектора Чувашской республики / Т.А. Богатова //Вестник Российского университета кооперации. – 2016. - № 1. – С. 14-18. Рекомендован ВАК для публикации научных работ

4. Богатова Т.А. Исследование особенностей организации и инструментария процесса менеджмента кредитного риска банка/Т.А. Богатова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2016.- № 3. – С.73-76 Рекомендован ВАК для публикации научных работ.

5. Богатова Т.А. Современные направления преобразований в сфере финансового регулирования и оценка итогов функционирования ЦБ РФ как мегарегулятора финансовых рынков/ Т.А. Богатова // Пути исторического развития российского государства: от эпохи потрясений к эпохе созидания и консолидации: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Чебоксары, 3 февраля 2017 г.-Чебоксары: «Новое Время», 2017. – С. 177-188

Учебно-методическая работа:

1. Богатова Т.А. Корпоративные финансы [Текст] : методические указания по выполнению курсовой работы для всех форм обучения направления бакалавриата 38.03.01 "Экономика" Чебоксары: [б. и.], 2016. - 19 с.