Обращение к литературным предшественникам. В чем особенность воплощения темы поэтического памятника в стихотворении С

15. В чем особенность воплощения темы поэтического памятника в стихотворении С.А. Есенина?

В данном стихотворении Есенина лирический герой, стоя у памятника Пушкину, восхищается им. При этом он обращается непосредственно к поэту, будто бы ведя с ним разговор в реальной жизни. Также он сравнивает себя с ним, отмечая, что оба они повесы. Лирический герой Есенина надеется, что так же, как хулиганские поступки Пушкина не повлияли на его славу, так же и он войдет в историю своим творчеством, хоть и понимает, что это мечта, к которой нужно будет долго идти. Именно в этом выражается особенность темы поэтического памятника в стихотворении «Пушкину».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


16. Кто из русских поэтов обращался в своих произведениях к литературным предшественникам или современникам и в чем эти произведения созвучны есенинскому стихотворению?

К литературным предшественникам и современникам обращались в своих стихотворениях такие поэтессы, как А.А. Ахматова в стихотворении «Смуглый отрок бродил по аллеям…» и М.И. Цветаева в стихотворении «Имя твое – птица в руке…».

В стихотворении Ахматовой, как у и Есенина, лирическая героиня обращается к Пушкину. Она с нежностью и теплом пишет о том, как слышит его «шелест шагов», замечает его образ в деталях: «Здесь лежала его треуголка / И растрепанный том Парни». Лирические герои обоих произведений будто чувствуют рядом с собой дух Пушкина, его присутствие.

А. Блок, которому посвящено стихотворение Цветаевой, был одним из любимых поэтов писательницы. Она пишет: «В легком щелканье ночных копыт / Громкое имя твое гремит». Лирическая героиня стихотворения, как и у Есенина, понимает недосягаемость поэта: «Имя твое – ах нельзя!». Тем не менее, и Пушкин, и Блок вызывают у лирических героев очень сильное чувство восхищения.

В основу стихотворения С. А. Есенина “Пушкину” легла тема поэтического памятника. В нем автор обращается к великому поэту Золотого века литературы, сравнивая его судьбу со своей собственной. Лирический герой находит схожие черты между собой и А. С. Пушкиным: он уверен, что его предшественник был такой же “повеса” и “хулиган”, как и сам адресант. Однако, в отличие от обреченного “на гоненье” героя, великий поэт, о чьем “могучем даре” можно только мечтать, “стал судьбой” для России. “Как пред причастьем” стоит лирический герой перед памятником своего кумира, чтобы сказать о том, что был бы счастлив, если бы его “степное пенье”, как и известная всему миру лирика А. С. Пушкина, “сумело бронзой прозвенеть”.


Другие работы по этой теме:

  1. Мечтая о могучем даре Того, кто русской стал судьбой, Стою я на Тверском бульваре, Стою и говорю с собой. Блондинистый, почти белесый, В легендах ставший...
  2. Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А. С. Пушкину. Его создатель-скульптор А. М. Опекушин, архитектор постамента – В. А. Петров. Материал, из которого...
  3. Впервые обращение “Пушкину” Сергей Есенин прочитал в 1924 году на митинге в честь 125-летия со дня рождения мэтра русского стихосложения. Митинг был организован у памятника...
  4. Революционная лирика, создаваемая Блоком, берет свое начало в 1905 году. Именно тогда можно наблюдать появление гражданских мотивов в поэзии автора. Однако каждая из зарисовок, связанная...
  5. Стихотворение С. А. Есенина “Мы теперь уходим понемногу” – это философские размышления о смысле мироздания, жизни и смерти, пронизанные чувством грусти и неизбежности. Лирический герой...
  6. Анализируя творческое наследие М. Ю. Лермонтова – поэта и прозаика, мы отмечаем его неоднократное обращение к проблеме поколения тридцатых годов девятнадцатого века. Лермонтов создает удивительно...
  7. В чем оригинальность воплощения темы любви в лирике Ф. И. Тютчева? Тютчев – поэт-философ. Стремление понять жизнь в ее глубинных проявлениях окрашивает его любовную лирику,...
  8. Лирика А. Фета в значительной степени посвящена теме любви. Он обладал способностью к созданию великолепных стихов о любви, что вполне объяснимо, так как поэту свыше...

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1, С2.

ДЕЙСТВИЕ 1
Явление 4

<…>
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
Чтобы наших дочерей, и в дом и по билетам,
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
Ты, посетитель, что? Ты здесь, сударь, к чему?
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;
В Москву переведён через моё содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

София
Я гнева вашего никак не растолкую.
Он в доме здесь живет, великая напасть!
Шел в комнату, попал в другую.

Фамусов
Попал или хотел попасть?
Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно.

София
Вот в чём, однако, случай весь:
Как давиче вы с Лизой были здесь,
Перепугал меня ваш голос чрезвычайно,
И бросилась сюда я со всех ног…

Фамусов
Пожалуй, на меня всю суматоху сложит.
Не в пору голос мой наделал им тревог!

София
По смутном сне безделица тревожит;
Сказать вам сон: поймете вы тогда.

Фамусов
Что за история?

София
Вам рассказать?

Фамусов
Ну да.
(Садится.)

София
Позвольте… видите ль… сначала
Цветистый луг; и я искала
Траву
Какую-то, не вспомню наяву.
Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
Увидим — будто век знакомы,
Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,
Но робок… Знаете, кто в бедности рожден…

Фамусов
Ах! матушка, не довершая удара!
Кто беден, тот тебе не пара.

София
Потом пропало: луга и небеса. —
Мы в темной комнате. Для довершенья чуда
Раскрылся пол — и вы оттуда,
Бледны, как смерть, и дыбом волоса!
Тут с громом распахнули двери
Какие-то не люди и не звери,
Нас врознь — и мучили сидевшего со мной.
Он будто мне дороже всех сокровищ,
Хочу к нему — вы тащите с собой:
Нас провожают стон, рёв, хохот, свист чудовищ!
Он вслед кричит!.. —
Проснулась. — Кто-то говорит, —
Ваш голос был; что, думаю, так рано?
Бегу сюда — и вас обоих нахожу.

А. С. Грибоедов, «Горе от ума»

При выполнении заданий В1-В2 ответ необходимо дать в виде слова, или сочетания слов, или последовательности цифр.

В1. Разговор Софьи и Фамусова происходит до появления в пьесе ее главного героя Чацкого завязки основных событий. Как называется этап действия, предшествующий завязке и отображающий положение действующих лиц до начала действия?

В2. Укажите жар пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума».

В4. Как называется форма общения между действующими лицами (например, разговор между Софьей и Фамусовым), которая служит способом характеристики персонажей и мотивирует развитие сюжета?

В5. Установите соответствие между тремя персонажами пьесы «Горе от ума» и их речевыми характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ
А) Фамусов
Б) Молчалин
В) Чацкий

ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) «в чинах мы небольших»
2) «я глупостей не чтец»
3) «учились бы на старших глядя»
4) «фельдфебеля в Волтеры дам»

В6. Как называется краткая характеристика автором происходящего на сцене, представляющая собой рекомендацию актерам в отношении их поведения, жестов, мимики, темпа речи т.д. (например, «садится»)?

В7. С первых сцен пьесы в ней намечается противостояние «старшего» и «младшего» поколений. Как называется острое противоречие, лежащее в основе драматургического действия?

Для выполнения задания С1-С2 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С1. Как соотносится с реальными событиями пьесы придуманный Софьей сон?

С2. В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чем их можно сравнить со сном героини пьесы А. С. Грибоедова? (Приведите 2-3 примера в указанием авторов.)

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С3-С4.

Мечтая о могучем даре
Того, что русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почте белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь…
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

С. Есенин, 1924

При выполнении заданий В8-В12 ответ необходимо дать в виде слова, или сочетания слов, или последовательности цифр.

В8. Как называется средство художественной выразительности, помогающее поэту в создании ярких образов («в бронзе выкованной славы», «чтоб … пенье сумело бронзой прозвенеть»)?

В9. Какой художественный прием использует поэт для придания описанию особенной наглядности («в легендах ставший КАК ТУМАН»)?

В10. К какому художественному приему прибегает поэт, чтобы подчеркнуть значимость разговора с Пушкиным?

СТОЮ я на Тверском бульваре,
СТОЮ и говорю с собой.

В11. Как называется образное одиночное определение («могучий дар», «милые забавы»)?

В12. Каким размером написано стихотворение С. А. Есенина «Пушкину» (без указания количества стоп)?

Для выполнения задания С3-С4 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С3. В чем особенность воплощения темы поэтического памятника в стихотворении С. А. Есенина?

С4. Кто из русских поэтов обращался в своих произведениях к литературным предшественникам или современникам и в чем эти произведения созвучны есенинскому стихотворению? (Приведите 2-3 примера.)

Часть 3

Для выполнения заданий части 3 выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 400 слов), опираясь на конкретный литературный материал и позицию автора произведения вне зависимости от того, насколько она совпадает с высказанными вами в работе собственными выводами и наблюдениями.

С5.1. Как смысл эпиграфа к роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» соотносится с судьбами героев произведения?

С5.2 . «Себя» или «старушонку» убил Родион Раскольников? Свой ответ аргументируйте. (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)

С5.3. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».)


15. В чем особенность воплощения темы поэтического памятника в стихотворении С. А. Есенина?

В стихотворении С. А. Есенина памятник в представлении лирического героя оживает и ведёт с ним глубоко личный разговор. Образ поэтического памятника вмещает в себя не только творчество поэта, ставшее частью духовной культуры страны, но и личность, жизнь автора.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Пушкин и герой стихотворения оказываются равны и близки друг другу, в первую очередь, общностью судьбы: "Ты был повеса, / Как я сегодня хулиган". Лирический герой обожествляет поэта: "А я стою, как пред причастьем..." и желает создать свой поэтический памятник, подобно Пушкину остаться в веках благодаря силе слова.

16. Кто из русских поэтов обращался в своих произведениях к литературным предшественникам или современникам и в чём эти произведения созвучны есенинскому стихотворению?

Обращение к поэту-современнику звучит в стихотворении А. С. Пушкина "19 октября", где лирический герой ведёт личный, несколько интимный разговор с Дельвигом. В стихотворении А. С. Пушкина именно литературное творчество, умение чувствовать музыкальность слова сближает двух друзей, что напоминает стихотворение С. А. Есенина. Однако, в отличие от похожих судеб героев из стихотворения "Пушкину", пути жизни Дельвига и лирического героя разошлись: Дельвиг "гений свой воспитывал в тиши", в то время как его товарищ предпочел шумное общество.

Другим примером может служить стихотворение М. Цветаевой "Имя твоё - птица в руке...", посвященное А. Блоку. Как и в стихотворении С. А. Есенина, к поэту обращаются напрямую, в интимном разговоре высказывают глубоко личные ощущения. Поэтическим памятником становится имя: его звуковой образ фиксирует основные мотивы символистской поэзии А. Блока. Тем не менее, лирический герой, в отличие от героя стихотворения "Пушкину", не сравнивает свою судьбу и жизнь поэта, не высказывает желания подобным образом остаться в веках.

Обновлено: 2018-08-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • 15. В чем особенность воплощения темы поэтического памятника в стихотворении С.А.Есенина? 16. Кто из русских поэтов обращался в своих произведениях к литературным предшественникам или современникам и в чем эти произведения созвучны есенинскому стихотворен