Образовательная ситуация «Символы» по УМК Л. Г

Учебные тетради «Раз - ступенька, два - ступенька…», части 1 -2. являются дополнительным пособием к программе математического развития детей 5-6 и 6-7 лет и к методическому пособию «Раз - ступенька, два - ступенька…». Учебно-методический комплект «Раз - ступенька, два - ступенька…» ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике. Тетради могут использоваться в детских садах, учреждениях «Детский сад - начальная школа» и других ДОУ, а также для индивидуальной работы родителей с детьми.

Раз -ступенька, два -ступенька. Математика для детей 5-6 лет. Ч. 1. Петерсон Л.Г., Холина Н.П.

Описание учебника

Занятие 1. СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ
Найди отличия и сделай картинки одинаковыми.
Что общего у предметов и чем они отличаются?
Соедини предметы одного цвета:
Чем похожи и чем отличаются фигуры?
Найди на рисунках знакомые фигуры и раскрась:
Подбери подходящую заплатку:
Найди, кто лишний?
Дай название каждой картинке.
Обведи
игрушки синим цветом, а цветы - красным.
Рассмотри внимательно таблицу. Что ты замечаешь? Обведи предмет, который расположен во 2 строке и 3 столбце. Зачеркни не красный предмет 1 столбца. Сколько предметов можно зачеркнуть?
Что изменилось?
Какой фигуры не хватает? Нарисуй
Объедини предметы в группы. Сколько групп получилось? Каждой группе предметов дай общее название.
Раскрась палитры так, чтобы краски располагались одинаково.
Задания, отмеченные звёздочкой, предназначены для работы с более подготовленными детьми выполняются по их желанию.
Помоги малышам найти маму.
Раскрась платье у большой девочки в красный цвет, а у маленькой - в синий, маленькую бабочку в жёлтый цвет, а большую - в красный, большое дерево в зелёный цвет, а маленькое - в жёлтый.
Обведи линией мышек так, чтобы отделить их от кошек.
Уменьши и увеличь:
Дед Мороз принёс подарки Винни-Пуху и Пятачку. Одинаковы ли их подарки? Обведи красным карандашом знак равенства.
Одинаковы ли подарки Чебурашки и Крокодила Гены? Обведи красным карандашом знак неравенства.
Найди одинаковых рыбок и соедини их линиями.
Покажи стрелками увеличение.
g Покажи стрелками уменьшение.
g Игра «Третий лишний». Объясни, почему каждый предмет может быть лишним.
Правильно ли поставлен знак =?
Измени цвет. Что ещё изменялось?
Измени размер и форму. Менялся ли цвет?
*Какая фигура будет последней?
Найди знакомые фигуры. Раскрась:
Игра «Четвёртый лишний».
Разложи фигуры в мешки так, чтобы получились одинаковые наборы.
Нарисуй фигуры в мешках так, чтобы все знаки были расставлены верно.
Нарисуй в пустые клетки подходящие предметы.
Сложи части и сравни результаты. Сделай вывод.
Назови первую часть, вторую часть, целое.
Положи грибы в мешки. Что ты замечаешь?
Придумай название для каждой картинки. Кто или что » лишнее? Обведи красным карандашом.
Помоги муравьишке попасть домой:
Раскрась круги над чертой в синий цвет, а треугольники под чертой - в жёлтый.
Верно ли, что кошка под скамейкой? Кто на скамейке, ^^ а кто - над скамейкой? Нарисуй мяч на скамейке, бабочку над цветами, а грибок под деревом.
Раскрась коробку на столе в красный цвет, а под столом - в синий, вазу над книгами в зелёный цвет, а под книгами - в жёлтый.
Изменяется ли целое, если поменять части местами? Докажи.
Найди рисунок-двойник:
Раскрась, продолжая закономерность:
В какой лапке у зайчика зелёный шарик, а в какой - жёлтый? Зайчик повернулся к нам. Как теперь надо раскрасить шарики?
Раскрась жёлтым цветом круги справа от линии, а зелёным - квадраты слева.
Нарисуй на обоих рисунках красный цветок у медведя в правой лапе, а синий - в левой.
ЛЕВАЯ
ПРАВАЯ
ПРАВАЯ
ЛЕВАЯ
ЛЕВАЯ
ПРАВАЯ
ПРАВАЯ
ЛЕВАЯ
Найди одинаковые игрушки.
Помоги Буратино найти и исправить ошибки. Во второй строке поменяй мешки местами. Что ты наблюдаешь? Сделай вывод.
Кто идёт справа от Буратино, а кто - слева? Кто стоит справа от Крокодила Гены, а кто - слева?
Обведи красным карандашом мяч справа от куклы, а зелёным - пирамидку слева от зайца.
Раскрась жёлтым цветом квадраты правее красной линии, а синим - овалы левее зелёной линии.
Игра «Четвёртый лишний». Как назвать все картинки одним словом? Какая картинка лишняя?
Найди части и целое. Нарисуй недостающие фигуры.
Нарисуй недостающие фигуры. Что ты замечаешь?
Какая фигура будет последней?
Нарисуй мячи, которые останутся. Что ты заметил?
Возьми (вычти) из большого мешка сначала одну часть, а потом - другую. Что ты замечаешь?
Нарисуй цепочку фигур так, чтобы менялся один признак: или цвет, или размер, или форма.
Покажи, какие варежки надо надеть на правую руку, а какие - на левую:
Найди знакомые фигуры и раскрась.
Дорисуй картины. Нарисуй на отдельном листке свои картинки, где «спрятаны» круг, квадрат, овал, треугольник.

Математика для детей 5-6 лет.

Наталья Панкратова
Образовательная ситуация «Символы» по УМК Л. Г. Петерсон «Раз ступенька, два ступенька»

1)Образовательная ситуация «Символы »

Программное содержание. Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет,форма, размер) .

Упражнять в умении ориентироваться по плану.

Демонстрационный материал. Предметы и геометрические фигуры,разных цветов,форм и размеров, карточки с изображением символов , обозначающих цвет, форму,размер,картинки с изображением зайчика ,медвеженка и лисенка,письма лисенка и медвеженка.

Раздаточный материал. Геометрические фигуры,символы ,карточки.

Введение в игровую ситуацию .

Дидактические задачи : мотивирование детей на включение в игровую деятельность.

Сегодня зайчишка-пушишка получил письмо от своих друзей медвеженка и лисенка. Они приглашают зайчика в гости. Давайте поможем зайчонку найти домик лисенка и медвеженка. Найдите домик лисенка и медвеженка на плане.

Дети поочередно описывают путь зайчишки :

Зайчик должен дойти до большой елки, повернуть направо, дойти до грибной полянки, повернуть налево, зайчик должен идти мимо цветочного поля прямо до домика лисенка.

А теперь давайте подумаем, как от домика лисенка зайчонку добраться к домику медвеженка .

Как от домика медвеженка дойти до домика лисенка? (ответы детей)

А что вам помогло правильно ориентироваться на плане, найти нужную дорогу? (ответы детей,условные значки)

Открытие нового знания.

Свои значки существуют для обозначения разных признаков предметов. Посмотрите на грибочки. Чем они отличаются (ответы детей) -размером. Обратите внимание на условный знак,который показывает размер. В чем разница между ними? Дети выражают признаки отличия своими словами.

Например, они могут сказать что у знака, обозначающий маленький предмет, вверху 2 палочки, а большой-4.

А посмотрите на листочки,чем они отличаются (цветом)

В чем разница между значками обозначающими цвет? Сравните две салфетки.

Найдите разницу между значками. (Ответы детей)

Дети,когда зайка был в гостях у своих друзей,они играли в игру «Угадайка» . Давайте и мы с вами поиграем. Зайчик у нас будет Миша. Он будет нам показывать карточки с символами . А какую карточку должны показать вы?

Молодцы,правильно!

А теперь поиграет с нами лисенок. Он показал такие карточки : маленький синий треугольник.

Что это такое? Покажите. (большой красный квадрат)

А мишутка показал вот такие значки :большой зеленый круг.

-Покажите эту фигуру :(большой зеленый круг)

Молодцы! А теперь, «Угадай-ка наоборот» . Я покажу вам несколько фигур, а вы «зашифруете» их обозначение.

Покажите карточки для обозначения больших фигур, маленьких фигур, фигур синего цвета, зеленого, красного, желтого, треугольников, кругов, квадратов.

Значит делаем вывод, что знаки существуют для обозначения разных признаков предметов (формы, размера, цвета-их называют символами ) .

Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили, Вперевалочку ходили,

Головой своей крутили, И из речки воду пили :

Еще эдак, еще так. Они из речки воду пили.

Медвежата мед искали, А потом они плясали,

Дружно дерево качали : Дружно лапы поднимали :

Вот так и вот так, Вот так и вот так,

Дружно дерево качали. Дружно лапы поднимали.

Закрепление : представление о символах .

Воспитатель предлагает детям поиграть вместе со зверюшками «в школу» .

Рассмотрите картинки. Что на них нарисовано?

Сейчас я вам предлагаю выступить с сообщением о состоянии неба на 5 дней недели.

Пять желающих выступают в роли телевизионных ведущих и рассказывают о погоде, например :

В понедельник небо будет ясным. Будет светить яркое солнце. Осадков не ожидается.

Во вторник будет пасмурно,но без осадков.

В среду-переменная облачность и без осадков.

В четверг подует сильный ветер и пойдет снег.

Работа в тетрадях

Посмотрите внимательно на картинку. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Обозначить знаками большие и маленькие фигуры) .

Первые два задания можно выполнить с комментированием, а последнее-самостоятельно с последующей проверкой. Для обеспечения самопроверки на демонстрационной доске задание дублируется.

А что нужно сделать в следующих двух заданиях? (Это игра «Наоборот» ).Сначала нужно в клетках обозначить свойства фигур, а потом наоборот-нарисовать фигуру по указанным свойствам.)

Задания распределяются между детьми. Каждый ребенок выполняет свое задание самостоятельно в течение 1-2 минут. Затем дети по очереди проговаривают вслух свое решение, выставляя на доске карточки-символы , например :

Моя фигура-большой красный круг, я обозначил размер символом

(большой, цвет-символом (красный) и форму- символом (круг) .

Моя фигура обозначена символами (маленький) (синий) (треугольник) и т. д.

Итог (осмысление) :

Вы большие молодцы. Помогали найти зайчонку дорогу, узнали и рассказали о символах . Скажите, а какое задание вам больше всего понравилось? А какое задание оказалось для вас самым трудным? Давайте поблагодаримзверят за интересные игры и нарисуем для них какие-нибудь фигуры и запишем их символическое значение .

Методическое пособие по развитию математических представлений детей 5-6 и 6-7 лет является частью непрерывного курса математики "Школа 2000...". Включает краткое описание концепции, программы и организации практических занятий с детьми. Дополнительные материалы для организации индивидуальной работы с детьми содержатся в тетрадях на печатной основе «Раз - ступенька, два - ступенька...*, ч. 1-2, тех же авторов. Учебно-методический комплект «Раз - ступенька, два - ступенька...» ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике. Подготовительная работа с детьми 3-4 и 4-5 лет может осуществляться по комплекту «Игралочка», ч. 1-2, авторов Л. Г. Петерсон и Е. Е. Кочемасовой, а продолжением для учащихся начальной школы является курс математики Л. Г. Петерсон. Пособие может использоваться на занятиях с дошкольниками в детских садах, учреждениях «Начальная школа - детский сад» и других ДОУ, а также для индивидуальной работы родителей с детьми.

Программа развития математических представлений «Раз - ступенька, два - ступенька...».
Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на... - меньше на...).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т. п.).
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Содержание.
Введение.
Программа развития математических представлений.
«Раз - ступенька, два - ступенька...» (64 занятия).

«Раз - ступенька, два - ступенька...» (64занятия).
Примерное тематическое планирование по программе.
«Раз - ступенька, два - ступенька...» (86занятий).
Часть 1.
Часть 2.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Раз ступенька, два ступенька..., Практический курс математики для дошкольников, Методические рекомендации, Петерсон Л.Г., Холина Н.П., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Полное описание

Здесь представлены ответы на вопросы , подсказки (решебник ) по пособию Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной («Раз-ступенька, два-ступенька …» Математика для детей 5-6 лет, часть 1) в помощь родителям учеников.

В первой статье даны решения по занятиям 1-9 (страница 1 – страница 15). Автор решебника – Воробьева Нина Федоровна (сайт www .strana -znaek .ru ).

Некоторые задания с очевидными решениями здесь не разбираются.

Стр. 1

Занятие 1.

а) игрушки

б) имеют форму шара

в) иголки

Стр. 2

Занятие 2.

а) сходство – цвет

различие – форма

б) сходство – форма

различие – цвет

в) сходство – размер

различие – цвет и форма

Стр. 3

Занятие 3.

1. а) ягоды

б) грибы

2. а) лишняя – змея

остальные – насекомые

б) лишний – кот

остальные – дикие животные

Стр. 4

Занятие 4.

1. Выделить зеленые брюки

Можно выделить и машинку, и барабан.

Дополнительная информация:

Спросить ребенка:

Что общего у предметов в 1 строке?

Ответ: Красный цвет.

Во 2 строке?

Ответ: Зеленый цвет

В 3 строке?

Ответ: Желтый цвет

Что общего у предметов в разных столбцах? (либо назови одним словом предметы в разных столбцах)

1 столбец – игрушки

2 столбец – насекомые

3 столбец – одежда

4 столбец – ягоды

2. Что изменилось

а) цвет – 1

б) форма – 2

в) форма и цвет – 3

г) форма и цвет – 4

3. а) не хватает желтого квадрата

б) не хватает голубого квадрата

стр. 5

Занятие 4.

4. Выделяем игрушки, животных и овощи, вокруг каждой группы проводим границу.

5. Последовательность – по часовой стрелке от отверстия: зеленый, желтый, синий, красный

стр. 6

Занятие 5

2. Корова - теленок, лошадь - жеребенок, овца - ягненок

3.а) изменились цвет и размер

б) изменились размер и форма

в) изменились и цвет, и размер, и форма

стр. 7

Занятие 5

4. слева - направо все картинки постепенно увеличиваются

5.

стр. 8

Занятие 6

1. Да, два множества конфет равны.

2. Элементы двух множеств отличаются, эти множества не равны.

3. Элементы двух множеств совпадают, два множества равны.

стр. 9

Занятие 6.

Цветы: первая стрелка идет от самого маленького цветка к цветку среднего размера. Вторая стрелка идет от цветка среднего размера к большому цветку.

Вазы: аналогично.

Флаги: первая стрелка идет от самого большого флага к среднему по размеру. Вторая стрелка идет от среднего по размеру флага к самому маленькому.

Рыбы: аналогично.

Вишни можно выделить, потому что:

Их две;

Это фрукты;

Они круглой формы.

Флаг можно выделить, так как это не растение.

Перец можно выделить по цвету.

стр. 10

Занятие 7.

Сверху: =

Снизу: ≠

≠ (то есть выделяем знак «НЕТ»)

1) Форма

2) Форма

3) Форма и размер

4) Форма

5) Форма

стр. 11

Занятие 7

4. Цвет сохранять! Размер и форму менять!

6. Бабочка.

7.


Каждый раз убирается по 2 горизонтальных линии.

стр. 12

Занятие 8

1. =

2. В каждом множестве (слева и справа) будут следующие фигуры:

Большой синий круг

Большой красный квадрат

Маленький красный треугольник

Маленький синий круг

стр. 13

Занятие 8

1 строка 2 столбец – нарисовать зеленый предмет, относящийся к посуде, например, зеленую чашку

2 строка 1 столбец – нарисовать красный предмет, относящийся к одежде, например, платье или шапку, или брюки

2 строка 4 столбец – нарисовать красный овощ, например, помидор

3 строка 3 столбец – нарисовать желтый фрукт, например, грушу

стр. 14

Занятие 9

1. - 2.

Знак «+ » (плюс) обозначает действие сложения

Знак «=» (равно) обозначает, что сложение должно быть выполнено или уже выполнено

Первое слагаемое (слева от знака плюс)

Второе слагаемое (справа от знака плюс)

Сумма (справа от знака равно)

Детям можно объяснить так для данного примера:

«Представь, что в одном мешке было 2 гриба с красными шляпками, в другом - 3 гриба с желтыми шляпками. Из двух маленьких мешков все грибы ссыпали в один большой мешок. Догадайся, что будет в большом мешке. То, что будет в большом мешке называется суммой.»

Вниманию родителей и обучающих : в обычной арифметике Вы имели дело с числами, в данном пособии («Раз - ступенька, два – ступенька…», Математика для детей 5-6 лет, часть 1) вначале вводятся некие множества, и ребенок должен работать с множествами (в случае сложения эти множества объединяются). Поэтому обращайте внимание, что должно быть полное соответствие элементов множеств слева и справа от знака равно.

3. В сумме должно быть 4 маленьких зеленых яблока и 1 большое красное яблоко.

стр. 15.

Занятие 9

а) Лишний – цыпленок, остальные – насекомые