Павел Петрович – “Печорин маленьких размеров”. Павел Петрович – «Печорин маленьких размеров»
Думаю, критик прав в своих оценках. Тургенев намеренно подчеркивал образ Базарова с помощью диалогов. Споры дают возможность глубже понять жизненные принципы действующих лиц. Основным оппонентом героя является отставной офицер Кирсанов. Автор сталкивает в романе две крайности – нигилиста и аристократа, показывая необходимость поиска золотой середины.
Павлу Петровичу порядка 45 лет.
Он родился в одно время с Лермонтовым, личность его формировалась в 30-е годы, в атмосфере, порождавшей «лишних» людей типа Печорина. Наверное, именно так выглядел бы постаревший лермонтовский герой. В юности Павлу Петровичу также свойственны были скептицизм, желчность, «гордое презрение» и кипение «в действии пустом». Рисуя образ Кирсанова, Тургенев отмечает, что тот был самоуверен и насмешлив, его ждала блестящая карьера, но роковая любовь изменила судьбу дворянина.
Роман пронизан мировоззренческими спорами. Композиционно в художественном плане важна сцена спора между героями в десятой главе. Павел Петрович доказывает: без «принсипов» способны жить лишь пустые и безнравственные люди. Необходимо руководствоваться четкими правилами, даже если они отжили свое. Евгений Васильевич парирует тем, что «прынцип» - бессмысленное заграничное слово. На упеки Кирсанова в презрении к народу, Базаров прямодушно объясняет свое отношение к невежественному мужику: «Что ж, коли он заслуживает презрения!».
Автора привлекает в открытом радикализме героя отсутствие притворства, презрение к высокопарным фразам и порыв к практическим делам. Евгений силен в обличении консерватизма Кирсанова, в критике пустословия и барской изнеженности русских либералов. Он справедливо замечает, что Павел Петрович оперирует умными словами, но сидит сложа руки.
Разрешение идейного спора происходит лишь в 24-й главе, где повествуется о дуэли между оппонентами. Данный эпизод стал естественным следствием развития сюжета. Уже после дуэли Кирсанов-старший признается брату: «Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме». Немолодым людям, по его мнению, пора уже перестать ломаться и думать об обществе, необходимо отложить суету в сторону.
В финале романа Тургенев выносит свой приговор консерватизму, описывая как Павел Петрович помочил лоб одеколоном и прилег: «…исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Это предложение и является финальной точкой в споре старого и нового, которую поставил сам автор.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -
Герои Лермонтова и Тургенева - Григорий Александрович Печорин и Павел Петрович Кирсанов - люди, принадлежащие к одной социальной группе, но живущие в разное время. После расправы над декабристами в 1825 году наступило время поколения, о котором М. Ю. Лермонтов писал: «...перед опасностью позорно малодушное и перед властию презренные рабы...» Это сказано не обо всех молодых и зрелых - о Печорине можно и следует говорить как о личности неординарной, как об очень интересном человеке. Таким показывает его М. Ю. Лермонтов, когда рисует необычный портрет Печорина, рассказывает о его поступках (похищение Белы, дуэль с Грушницким), о дружбе с доктором Вернером, о единственной любви Печорина к Вере Литовской, о стремлении героя найти свое место в жизни. Печорин может нравиться или не нравиться, но к нему нельзя остаться равнодушным. Кого-то герой располагает своей прямолинейностью, а кого-то коробит; одним нравится его искренность, другие же видят в ней жестокость. Два-три эпизода из жизни героя М. Ю. Лермонтова остаются в памяти читателя как пример честности, порядочности героя, например, объяснение с княжной Мери, и дуэль с Грушницким, когда Печорин дает шанс человеку признать свои ошибки и избежать дуэли. А вот в сцене прощания с Максимом Максимычем - холодным, жестоким, - похоже, Печорин никому не нравится, и это справедливо. О Павле Петровиче Кирсанове по существу сказать нечего... Поза - это очень коротко о его поведении. Но есть моменты, заслуживающие внимания читателя. В споре с Базаровым Павел Петрович прав, утверждая, что жизнь с ее готовыми, исторически выращенными формами может быть умнее отдельного человека или группы лиц. Павел Петрович упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Кирсанов говорит о Шиллере и Гёте, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» и т. д. Но если Павел Петрович приходит к умалению человеческой личности перед принятыми на веру принципами, то Базаров утверждает собственную личность ценой разрушения авторитетов. Юность Павла Петровича прошла в 1830-е годы в атмосфере глухой реакции, зрелые годы совпали с периодом «мрачного семилетия». Он не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. Как писал Тургенев: «Вглядитесь в лица «отцов», - слабость и вялость или ограниченность». Павел Петрович считает себя либералом и любящим прогресс. Он много толкует об общественном благе, но прав Базаров, когда говорит ему: «...вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза?» Все принципы Павла Петровича сводятся к одному: защитить старый порядок. Есть ли что-то общее у этих людей - Печорина и Павла Петровича? Что позволило Д. И. Писареву сравнить Павла Петровича Кирсанова с Печориным «маленького размера»? Прежде всего, думаю, черты характера: эгоизм, самомнение, непререкаемость в суждениях, манера одеваться, держаться в обществе... В принципиальных же вопросах не следует, просто нельзя сравнивать Павла Петровича с Печориным. В конце романа И. С. Тургенев, рассказав о пребывании П. П. Кирсанова в Дрездене, словно ставит точку в таком сравнении: «...между двумя и четырьмя часами, в самое фешенебельное время для прогулки, вы можете встретить человека лет около пятидесяти... изящно одетого... Это Павел Петрович. Здесь он знается больше с англичанами и с приезжими русскими, в разговоре с которыми он дает волю своей желчи... Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Он все еще шумит...» Вот и все. В предисловии к роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов предложил читателю такое наблюдение: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Это можно отнести к Печорину, но не к Павлу Петровичу Кирсанову, мне он не интересен. Вот и судите: похож ли старший Кирсанов на «маленького Печорина»? Нет, конечно, нет! При всем уважении к суждениям Дмитрия Ивановича Писарева...Герои Лермонтова и Тургенева — Григорий Александрович Печорин и Павел Петрович Кирсанов — люди, принадлежащие к одной социальной группе, но живущие в разное время. После расправы над декабристами в 1825 году наступило время поколения, о котором М. Ю. Лермонтов писал: «...перед опасностью позорно малодушное и перед властию презренные рабы...» Это сказано не обо всех молодых и зрелых — о Печорине можно и следует говорить как о личности неординарной, как об очень интересном человеке. Таким показывает его М. Ю. Лермонтов, когда рисует необычный портрет Печорина, рассказывает о его поступках (похищение Белы, дуэль с Грушницким), о дружбе с доктором Вернером, о единственной любви Печорина к Вере Литовской, о стремлении героя найти свое место в жизни. Печорин может нравиться или не нравиться, но к нему нельзя остаться равнодушным. Кого-то герой располагает своей прямолинейностью, а кого-то коробит; одним нравится его искренность, другие же видят в ней жестокость. Два-три эпизода из жизни героя М. Ю. Лермонтова остаются в памяти читателя как пример честности, порядочности героя, например, объяснение с княжной Мери, и дуэль с Грушницким, когда Печорин дает шанс человеку признать свои ошибки и избежать дуэли. А вот в сцене прощания с Максимом Максимычем — холодным, жестоким, — похоже, Печорин никому не нравится, и это справедливо. О Павле Петровиче Кирсанове по существу сказать нечего... Поза — это очень коротко о его поведении. Но есть моменты, заслуживающие внимания читателя. В споре с Базаровым Павел Петрович прав, утверждая, что жизнь с ее готовыми, исторически выращенными формами может быть умнее отдельного человека или группы лиц. Павел Петрович упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Кирсанов говорит о Шиллере и Гёте, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» и т. д. Но если Павел Петрович приходит к умалению человеческой личности перед принятыми на веру принципами, то Базаров утверждает собственную личность ценой разрушения авторитетов. Юность Павла Петровича прошла в 1830-е годы в атмосфере глухой реакции, зрелые годы совпали с периодом «мрачного семилетия». Он не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. Как писал Тургенев: «Вглядитесь в лица «отцов», — слабость и вялость или ограниченность». Павел Петрович считает себя либералом и любящим прогресс. Он много толкует об общественном благе, но прав Базаров, когда говорит ему: «...вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза?» Все принципы Павла Петровича сводятся к одному: защитить старый порядок.
Есть ли что-то общее у этих людей — Печорина и Павла Петровича? Что позволило Д. И. Писареву сравнить Павла Петровича Кирсанова с Печориным «маленького размера»? Прежде всего, думаю, черты характера: эгоизм, самомнение, непререкаемость в суждениях, манера одеваться, держаться в обществе... В принципиальных же вопросах не следует, просто нельзя сравнивать Павла Петровича с Печориным.
В конце романа И. С. Тургенев, рассказав о пребывании П. П. Кирсанова в Дрездене, словно ставит точку в таком сравнении: «...между двумя и четырьмя часами, в самое фешенебельное время для прогулки, вы можете встретить человека лет около пятидесяти... изящно одетого... Это Павел Петрович. Здесь он знается больше с англичанами и с приезжими русскими, в разговоре с которыми он дает волю своей желчи... Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Он все еще шумит...»
Вот и все. В предисловии к роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов предложил читателю такое наблюдение: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Это можно отнести к Печорину, но не к Павлу Петровичу Кирсанову, мне он не интересен. Вот и судите: похож ли старший Кирсанов на «маленького Печорина»? Нет, конечно, нет! При всем уважении к суждениям Дмитрия Ивановича Писарева...
Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее
Герои Лермонтова и Тургенева — Григорий Александрович Печорин и Павел Петрович Кирсанов — люди, принадлежащие к одной социальной группе, но живущие в разное время. После расправы над декабристами в 1825 году наступило время поколения, о котором М. Ю. Лермонтов писал: «...перед опасностью позорно малодушное и перед властию презренные рабы...» Это сказано не обо всех молодых и зрелых — о Печорине можно и следует говорить как о личности неординарной, как об очень интересном человеке. Таким показывает его М. Ю. Лермонтов, когда рисует необычный портрет Печорина, рассказывает о его поступках (похищение Белы, дуэль с Грушницким), о дружбе с доктором Вернером, о единственной любви Печорина к Вере Литовской, о стремлении героя найти свое место в жизни. Печорин может нравиться или не нравиться, но к нему нельзя остаться равнодушным. Кого-то герой располагает своей прямолинейностью, а кого-то коробит; одним нравится его искренность, другие же видят в ней жестокость. Два-три эпизода из жизни героя М. Ю. Лермонтова остаются в памяти читателя как пример честности, порядочности героя, например, объяснение с княжной Мери, и дуэль с Грушницким, когда Печорин дает шанс человеку признать свои ошибки и избежать дуэли. А вот в сцене прощания с Максимом Максимычем — холодным, жестоким, — похоже, Печорин никому не нравится, и это справедливо.
О Павле Петровиче Кирсанове по существу сказать нечего... Поза — это очень коротко о его поведении. Но есть моменты, заслуживающие внимания читателя. В споре с Базаровым Павел Петрович прав, утверждая, что жизнь с ее готовыми, исторически выращенными формами может быть умнее отдельного человека или группы лиц. Павел Петрович упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Кирсанов говорит о Шиллере и Гёте, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» и т. д. Но если Павел Петрович приходит к умалению человеческой личности перед принятыми на веру принципами, то Базаров утверждает собственную личность ценой разрушения авторитетов.
Юность Павла Петровича прошла в 1830-е годы в атмосфере глухой реакции, зрелые годы совпали с периодом «мрачного семилетия». Он не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. Как писал Тургенев: «Вглядитесь в лица «отцов», — слабость и вялость или ограниченность». Павел Петрович считает себя либералом и любящим прогресс. Он много толкует об общественном благе, но прав Базаров, когда говорит ему: «...вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза?» Все принципы Павла Петровича сводятся к одному: защитить старый порядок.
Есть ли что-то общее у этих людей — Печорина и Павла Петровича? Что позволило Д. И. Писареву сравнить Павла Петровича Кирсанова с Печориным «маленького размера»? Прежде всего, думаю, черты характера: эгоизм, самомнение, непререкаемость в суждениях, манера одеваться, держаться в обществе... В принципиальных же вопросах не следует, просто нельзя сравнивать Павла Петровича с Печориным.
В конце романа И. С. Тургенев, рассказав о пребывании П. П. Кирсанова в Дрездене, словно ставит точку в таком сравнении: «...между двумя и четырьмя часами, в самое фешенебельное время для прогулки, вы можете встретить человека лет около пятидесяти... изящно одетого... Это Павел Петрович. Здесь он знается больше с англичанами и с приезжими русскими, в разговоре с которыми он дает волю своей желчи... Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Он все еще шумит...»
Вот и все. В предисловии к роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов предложил читателю такое наблюдение: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Это можно отнести к Печорину, но не к Павлу Петровичу Кирсанову, мне он не интересен. Вот и судите: похож ли старший Кирсанов на «маленького Печорина»? Нет, конечно, нет! При всем уважении к суждениям Дмитрия Ивановича Писарева...
Можно ли согласиться с мыслью критика Писарева о том, что Павел Кирсанов - герой печоринского типа?
Произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» было закончено в 1830 г. Время окончания романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - 1841 г.
Таким образом, главные герои произведений Пушкина и Лермонтова разделены во времени всего десятью годами: Онегин из эпохи двадцатых годов, Печорин является «героем… времени» годов тридцатых.
В своей статье «Базаров» литературный критик Д.И. Писарев отмечает в них черты «лишних людей», которые «не вписались» в привычные формы жизни, не нашли своего призвания, не определили для себя главный, подлинный интерес, который мог бы составить смысл их существования.
«Во всякое время, - пишет критик, - жили на свете люди, недовольные жизнью вообще или некоторыми формами жизни в особенности».
К разряду таких людей принадлежат Онегин и Печорин.
«…бездеятельность и пошлость жизни душат Онегина». Он не может довольствоваться тем, «чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». (В. Белинский. «Сочинения Александра Пушкина».)
Именно, как считает критик Белинский, «свет пустой» - это та среда, которая загубила лучшие качества души Онегина.
Григорий Печорин в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - натура противоречивая. «Силы необъятные» никак не проявились в жизни этого человека, одарённого от природы. Поэтому герой несчастлив, поэтому «бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду». Печорин стремится воплотить в дела своё «назначение высокое», он ищет подлинные ценности в жизни. Однако оказывается, что силы его тратятся впустую, а события и люди, встреченные на пути, для него слишком просты и незамысловаты.
Да и что может составить счастье Печорина?
Он мечтает о том, чтобы его «все любили», но преданной, самоотверженной, любящей души, как ему кажется, нет рядом. Григория Александровича любят Мери, Вера, Бэла, дружбой с ним дорожит Максим Максимыч, но он быстро их «разгадывает» и теряет к ним интерес. Сам же он «увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных».
Натура Печорина очень глубока. Придёт время, и Печорин, пережив страсти и сомнения, станет иным - человеком, сильным духом, умным и жизнестойким. Это мнение критика Белинского.
Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» нельзя назвать героем печоринского типа, хотя в чём-то эти два человека схожи. Его воспитание, светскость, аристократизм, богатство рождают в нём чувство превосходства над другими людьми. Он, по сути ровесник Печорина, тоже испытывает на себе влияние своего сложного времени, эпохи «безвременья». Но метания Печорина ему несвойственны. Он считает, что неотразим. Как светский лев, человек редкой судьбы, он уверен, что его удачливость, успехи в карьере даны ему по праву.
Несчастная любовь сломала его, отняла у него лучшие годы жизни.
При этом Павел Петрович всегда был человеком самовлюблённым, и для него важнее было казаться, нежели быть.
Печорин же при его пылком нраве и желании «дурить» (выражение Писарева) - человек гораздо более искренний и открытый для людей, чем Кирсанов.
Печорина критика оценивает как «лишнего человека», переживающего конфликт со своим временем, средой.